Составные части культуры

Составные части культуры ЮнАрмия

Изучение истории человечества убеждает в том, что среди людей, в их группах и объединениях должен поддерживаться определенный социальный порядок, который основывается на сложившихся либо специально устанавливаемых образцах поведения. 
Механизмом регуляции социального взаимодействия является культура. Культура организует жизнь общества с помощью своих элементов: ценностей, норм, идеологии, знания, убеждения и языка.

Содержание
  1. Разделы презентаций
  2. Что такое типология и типология культур?
  3. Основания типологии культур
  4. Основные понятия процесса типологизации культур
  5. Значение типологии культур
  6. Доминирующая культура
  7. Слайд 2 Культура – (от лат. ) – возделывание почвыКультура —
  8. Это совершенствование человеческих качествКультура – это совокупность результатов деятельности
  9. Слайд 4 Культурная статикаКультурный комплекс – совокупность культурных элементов, возникающих
  10. На базе исходного элемента и функционально с ним связанныхКультурный
  11. Составные части культуры.
  12. Слайд 12 Разновидности культурыДоминирующая культура – совокупность ценностей, которыми руководствуется
  13. Большинство членов обществаСубкультура – часть общей культуры, системаценностей и
  14. Городская культура
  15. Знания и убеждения
  16. Сельская культура
  17. Нормы
  18. Ценности
  19. Идеология
  20. Слайд 7 Формы культурыЭлитарнаяНароднаяМассовая
  21. Слайд 6 Образ жизни – та часть культуры, которая относится
  22. К настоящемуСоциальные нормыПривычкиМанерыЭтикетОбычаиТрадицииНравы и законы
  23. Слайд 5 Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры,
  24. Которая выдержала испытание временем и передается следующим поколениям как
  25. Слайд 3 Составные части культурыМатериальная культура (артефакты – паровая машина,

Разделы презентаций

Культура – крайне не обычное, многоплановое понятие, которое пронизывает буквально все сферы жизнедеятельности людей. Культуру принято разделять отдельно на типы и отдельно на виды культуры.

Виды культуры выделяются на основе особенных совокупностей правил, моделей и норм поведения, характерных той или иной группе, но при этом являющихся разновидностями общей культуры.

Основные виды культуры традиционно представлены:

  • доминирующей культурой;
  • сельской культурой;
  • городской культурой;
  • обыденной культурой;
  • специализированной культурой.

Рассмотрим каждую из них более подробно.

Что такое типология и типология культур?

Типология представляет собой особый способ научного познания, основу которого составляют два процесса:

  • расчленение системы объектов;
  • их группировка на основании обобщающей модели.

Для исследования культуры типология предполагает системную характеристику и толкование разных культурных комплексов, а также определение тенденций их развития.

Типология культуры – это знание, описание, понимание, классификация различных проявлений культуры на основании какого-либо признака

Существует множество критериев типологии культур, в частности:

  • территориальная принадлежность культуры;
  • регионально-этническая особенность;
  • исторический тип общества;
  • отношение к религии;
  • вид деятельности;
  • специализация
  • и т.п.

Основания типологии культур

В культурологии для типологии культур имеются различные, но приблизительно равноправные основания. К ним относятся различные совокупности показателей, включающие в себя в соответствии с поставленными задачами определенные значимые признаки исследуемых культур.

Таким образом, в современном научном сообществе нет единого подхода к типологии культур. Наоборот существует их разнообразие и множество классификаций, однако нельзя говорить о правильности одних или ложности других.

В зависимости от поставленных задач формируется и набор показателей, которые могут стать основанием определенной типологии культур. Именно этот факт является наиболее значимым, влияющим на процесс исследования, получаемые данные и их интерпретацию. Поэтому «объективная» типология культур в принципе невозможна.

Основные понятия процесса типологизации культур

В культурологии и в других смежных науках нет единого мнения о сущности таких понятий, как тип, отрасль, вид и форма культуры.

Сферами или разновидностями культуры общества исследователи часто называют политическую, экономическую и художественную культуры.

Как правило, под отраслью культуры понимается совокупность правил, моделей и норм поведения людей, составляющую достаточно замкнутую область внутри целого.

Типы культуры, в свою очередь, по мнению большинства исследователей, — это совокупности норм, правил, моделей поведения людей, которые, формируя относительно замкнутые области, не являются частями одного целого.

Следовательно, любую национальную культуру следует относить к культурным типам. Хозяйственные и регионально-этнические исторические образования также считаются типами культуры.

Под формой культуры понимается такая совокупность норм, правил и моделей поведения людей, которая не может считаться полноценным автономным образованием, но ее также нельзя рассматривать как составную часть какого-либо целого. Формами культуры можно назвать народную, массовую и элитарную культуры, которые являются особым, специфическим способом проявления художественного содержания.

Виды культуры представляют собой совокупности норм, правил и моделей поведения, являющиеся разновидностями более общей культуры. Основные виды культуры:

  • общенациональная,
  • доминирующая,
  • субкультура и контркультура;
  • сельская,
  • городская,
  • специализированная,
  • обыденная.

Духовную и материальную культуру не получается включить в представленную концептуальную схему, т.е. отнести к отрасли, типу или форме культуры, поскольку они являются комбинированными образованиями и в разной степени включают все классификационные признаки

Среди разновидностей духовной культуры можно выделить художественную культуру, в то время как физическая культура выступает разновидностью материальной

Рассмотренная типология культур не является единственно верной, она весьма приблизительна, но ее преимущество в отсутствии противоречивости и наличии логической обоснованности.

Значение типологии культур

Культура современного общества – это крайне неоднородное явление. Типология культур необходима для наиболее полноценного исследования культуры как таковой. Также она дает возможность объяснить и охарактеризовать крайне разнородный материал – многочисленные культурные объекты.

Таким образом, типология культуры – это метод научного познания, который дает возможность расчленить, отделить друг от друга социокультурные объекты и системы, сгруппировать их посредством модели обобщенного идеализированного типа и представить результат подобного типологического описания и сопоставления.

Доминирующая культура

Доминирующая культура – это совокупность принятых в обществе различных культурных норм: языковых, поведенческих, социальных, религиозных, ценностных. Эти нормы приняты всем обществом в целом

Доминирующая культура в особенности отмечается в коммуникации, в учебных заведениях, политике, деловых отношениях и художественном творчестве. В науке выделяют две разновидности доминирующей культуры: этническая или национальная.

Национальная или этническая доминирующая культура зависит от сложности организации какого-либо общества и от количества индивидов в этом обществе. При этом в обществе могут существовать отдельные группы людей, придерживающиеся определённых культурных комплексов, которые характерны исключительно для этих групп. В данном случае речь идет о субкультурах.

Слайд 2
Культура – (от лат. ) – возделывание почвыКультура —

Составные части культуры

Это совершенствование человеческих качествКультура – это совокупность результатов деятельности

В зависимости от специализации знаний выделяют обыденную и специализированную культуру.

Обыденная культура представляет собой сниженный, любительский уровень так называемой высокой культуры. Человек живет в определенной национальной или социальной среде и каждый день пользуется стандартными нормами, правилами и обычаями повседневной жизни

Процесс усвоения этих стандартных норм обыденной культуры называется социализацией или инкультурацией. Изначально инкультурация начинается в семье, затем продолжается в общении со сверстниками и друзьями и т.д. При этом полученные знания в рамках обыденной культуры могут стать базой для приобщения к специализированной культуре.

Специализированная культура – это специализированные, профессиональные знания человека в определенной сфере

К специализированной культуре можно отнести науку, религию, искусство, философию и пр. Для нее характерен свой специальный профессиональный язык. Объектами специализированной культуры является художественная литература, классическая музыка, балет, опера, изобразительное искусство, скульптура и пр.

Слайд 4
Культурная статикаКультурный комплекс – совокупность культурных элементов, возникающих

Составные части культуры

На базе исходного элемента и функционально с ним связанныхКультурный

в главных чертах

Составные части культуры.

По мнению антрополога Уорда Гуденау, культура состоит из четырех элементов.

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному. В немецком языке слово essen обозначает прием пищи людьми, а слово fressen — прием пищи животными, в то время как в английском языке и то и другое обозначает только одно слово еаt. (Мы можем выразить это различие в английском языке, если скажем о ком-то: “Ест, как свинья”.)

В языке жителей Тробриандских островов (к востоку от Новой Гвинеи) одно слово обозначает шестъ различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников (Надсон, 1980).

Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться с особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников, как “сын сына сестры отца отца”.

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора и организации своего опыта.

Про Юнармию:  Александр чагин

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой — в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу — испортить ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи. Например, житель Микронезии твердо уверен, что солнце вращается вокруг земли:

“Мне хорошо известно, что чужеземцы думают, будто земля движется, а солнце стоит на месте. Кто-то однажды нам об этом говорил. Но мы не можем поверить: почему же утром и вечером солнце не такое жаркое, как днем? А потому, что оно выходит из воды на рассвете охлажденным, а в часы заката оно снова приближается к воде. К тому же разве солнце стоит на месте, если мы видим, что за год оно меняет свое положение по отношению к звездам?” (слова привел Гуденау в 1981 г.; они были записаны в 1913 г.)

Мы можем не согласиться с жителем Микронезии, но в контексте предполагаемых им причинно-следственных связей его рассуждение выглядит правдоподобным. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного. Например, согласно христианской космологии, мир создан Богом, и имеется немало постулатов об отношении Бога к людям.

З. Ценности. Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, десять заповедей, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни (“не убий”), супружескую верность (“не прелюбодействуй”) и уважение к родителям (“чти отца своего и мать свою”).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4. Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

Гуденау объединил все эти элементы следующим образом:

“Культура содержит образцы, помогающие решить, что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (взаимосвязи), как относиться к тому, что есть и что может быть (ценности), что с этим делать и как это делать (нормы)” (1981).

Названные элементы культуры связаны между собой.

Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми. В племени яномаме жестокость считается ценностью, Ожидание, что мужчина защитит свою честь в схватке, является нормой, соответствующей данной ценности.

Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживающих факторов. Социальные поощрения (например, уважение) стимулируют соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение вла- стью, высокий престиж) называются поощрениями за соблюдение норм. Санкции обретают легитимность (законность) на основе норм. Предположим, ребенок спросил: почему наказали преступников?” В ответ мы можем обосновать правильность наказания с точки зрения нормы: “Потому, что они нарушили закон”. Если ребенок спросит: “Почему нельзя нарушать закон?” — мы можем обратиться к ценностям: “Для нас всех лучше, чтобы люди соблюдали закон”. А для ответа на вопрос “Почему так лучше?” нам следует поделиться с ребенком нашими знаниями об окружающем мире и сказать ему: “Бог желает, чтобы мы были хорошими” или “Люди должны стараться ладить друг с другом”. Санкции, нормы, ценности и реальные знания образуют структуру социальной регуляции, в которой каждый последующий элемент носит более общий характер, чем предыдущий, и может быть использован для его обоснования.

Особое место языка.

В теориях культуры всегда важное место отводится языку. Многие области культуры невербальны — живопись, танцы, жесты и др. Но все элементы культуры, о которых говорилось выше, могут быть выражены в языке.

Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

Язык — явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов — кивков, манеры улыбаться и хмуриться, — язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее.

Язык включает, правила. Вам, конечно, известно, что существует правильная и неправильная речь. В языке имеется множество подразумеваемых и формальных правил, определяющих способы сочетания слов для выражения нужного смысла. Грамматикой называется система общепринятых правил, на основе которых используется и развивается стандартный язык (Хертцлер,1965). Вместе с тем часто наблюдаются отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных диалектов и жизненных ситуаций. Например, во время игры в покер молодой житель Нью-Йорка, вероятно, скажет: “Эй, парни, вырубите свет перед тем как слиняете”. Однако в записке, которую он оставит в конторе, где работает, вероятно, будет написано: “Перед уходом выключите, пожалуйста, освещение” (Фишман, 1972).

Общий язык также поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг друга. Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях. Короче говоря, он способствует формированию чувства группового единства, групповой идентичности (Хертцлер, 1965). Руководители развивающихся стран, где существуют племенные диалекты (например, у народов, живущих в Африке южнее Сахары), стремятся к тому, чтобы был принят единый национальный язык, чтобы он распространялся среди групп, не говорящих на нем, понимая значение данного фактора для сплочения всей нации и борьбы с племенной разобщенностью (Урибэ-Виллегас, 1977).

Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех, говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или диалектах, — чужими. В американском обществе диалекты иногда являются предметом насмешек — мы часто слышим, как передразнивают речь бруклинцев и бостонцев (Лабов, 1972). Наличие лингвистических подгрупп внутри наций может быть причиной глубоких, длительных разногласий (одно из выдающихся исключений — Швейцария). Язык — главный символ антагонизма между англичанами и французами, проживающими в Канаде. Борьба между сторонниками и противниками системы преподавания на двух языках (английском и испанском) в некоторых районах США свидетельствует, что язык может быть важной политической проблемой. Недавно произошел еще один конфликт между группами по поводу языка. Во время всеобщих выборов в Калифорнии в ноябре 1986 г. избиратели провели референдум с требованием “Только английский”; в результате этого мероприятия английский язык был признан здесь официальным государственным языком. Эта кампания вызвала протесты и конфликты среди этнических групп Калифорнии. Безусловно, борьба еще не закончена, так как в суд поступают иски о признании этого решения неконституционным.

Идеологией называется система утверждений относительно ценностей и фактов. Идеология выполняет ряд функций. Одна из них ослабление социальной напряженности, возникающей при осознании людьми расхождений между провозглашенными ценностями и реальными условиями жизни.

Про Юнармию:  Сталинградская битва 1942-1943 года

Идеология также выражает или защищает интересы группы. Эта функция идеологии связана с учением К.Маркса. Марксисты выделяют два типа идеологий: консервативную, поддерживающую статус-кво и либеральную или радикальную, выражающую противоположную тенденцию.

Рейнхард Бендикс (1956) исследовал идеологию правящих классов в четырех промышленных странах: в Великобритании и России в ХУIII и ХIХ вв., а также в США и Восточной Германии в начале ХХ в.

Он констатировал, что правящие классы стремились создавать идеологии, которые обосновывали их власть над трудящимися, и таким образом, облегчали процесс управления. Как считает Бендикс, даже идеологии, ратующие за “человеческие отношения”: дружественные отношения с рабочими, необходимость учитывать их жалобы, улучшать условия труда, — в сущности выражают завуалированное стремление завоевать их поддержку в целях увеличения производительности труда и усиления своей власти над ними. Хотя такие консервативные, или идеологии защищают интересы наиболее могущественных групп общества, нельзя считать их неизменными. Большинство идеологий отличается достаточной гибкостью, чтобы приспосабливаться к новым общественным ситуациям. Анализируя высказывания руководителей крупных предприятий, Хейлбронер противопоставлял высокомерие крупных дельцов конца ХIХ и начала ХХ в. внешней скромности современных ведущих предпринимателей. Современные руководители подчеркивают, что “капитализм соответствует социальным требованиям общества”, они признают важность широкомасштабной организации экономической деятельности, подчеркивают роль “общечеловеческих ценностей”, вводят новые законы о труде и правительстве. Это свидетельствует о том, что идеология может приспосабливаться к изменению соотношения сил в обществе.

Как уже говорилось, некоторые идеологии выступают против сложившегося статус-кво. Активисты движения за гражданские права 50-60-х годов отвергли идею о том, что черные примитивнее белых. Они утверждали, что все люди созданы равными и должны иметь равные возможности, но в действительности черные лишены возможностей, предоставленных белым. Либеральные идеологии отражаются в трудовых спорах. Профсоюзы часто заявляют о своем стремлении к более справедливому распределению доходов и других благ. Они также выдвигают требования об улучшёнии условий труда и выступают против иных форм эксплуатации (Корнхаузер, 1954).

В ситуациях, связанных с конфликтами и переменами, идет борьба между двумя идеологиями: одна из них стремится к защите, а другая — к разрушению статус-кво — левые выступают против правых, а жители колоний – против колонизаторов, профсоюзы — против админист рации.

Он констатировал, что правящие классы стремились создавать идеологии, которые обосновывали их власть над трудящимися, и таким образом, облегчали процесс управления. Как считает Бендикс, даже идеологии, ратующие за “человеческие отношения”: дружественные отношения с рабочими, необходимость учитывать их жалобы, улучшать условия труда, — в сущности выражают завуалированное стремление завоевать их поддержку в целях увеличения производительности труда и усиления своей власти над ними. Хотя такие консервативные, или «правящие», идеологии защищают интересы наиболее могущественных групп общества, нельзя считать их неизменными. Большинство идеологий отличается достаточной гибкостью, чтобы приспосабливаться к новым общественным ситуациям. Анализируя высказывания руководителей крупных предприятий, Хейлбронер противопоставлял высокомерие крупных дельцов конца ХIХ и начала ХХ в. внешней скромности современных ведущих предпринимателей. Современные руководители подчеркивают, что “капитализм соответствует социальным требованиям общества”, они признают важность широкомасштабной организации экономической деятельности, подчеркивают роль “общечеловеческих ценностей”, вводят новые законы о труде и правительстве. Это свидетельствует о том, что идеология может приспосабливаться к изменению соотношения сил в обществе.

Не следует преувеличивать степень культурного единства. Ведь в современном обществе происходят стремительные перемены.

Можно выделить по крайне мере три вида конфликтов, связанных с развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние.

Термин «аномии», обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики и повышением роли торгово-промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью. С тех пор обществоведы неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение числа разводов и неразборчивость в сексуальных связях происходили в результате нарушения единства культуры, особенно в связи с неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.

В начале нашего века Уильям Филдинг Огборн (1922) ввел понятие культурного запаздывания. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). Как считает Огборн, это приводит к постоянному несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в результате возникает множество нерешенных социальных проблем. Например, прогресс в деревообрабатывающей промышленности связан с уничтожением обширных лесных массивов. Но постепенно общество осознает жизненную необходимость их сохранения. Точно так же изобретение современных машин привело к значительному росту несчастных случаев на производстве. Прошло много времени, прежде чем было введено законодательство, предусматривающее компенсацию за производственную травму. Мы рассмотрим тему культурного запаздывания более подробно в 20-й главе.

Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чуждой культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации со стороны народов Европы. Согласно исследованиям Б.К. Малиновского (1945), множество противоположных элементов культуры тормозило процесс национальной интеграции в этих обществах. Изучая общества Южной Африки, Малиновский выявил конфликт между двумя культурами, сформированными в совершенно различных условиях. Социальная жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое. На основе племенной организации общества одновременно сформировались система родственных связей, экономический и политический уклад и даже приемы ведения войны. Культура колониальных держав, главным образом Великобритании, возникла в других условиях. Но когда европейские ценности были навязаны туземцам, произошло не объединение двух культур, а их неестественное, чреватое напряженностью смешение. По мнению Малиновского, эта смесь оказалась неустойчивой. Он правильно предсказал, что предстоит длительная борьба между этими двумя культурами, которая не прекратится и после того, как колонии обретут независимость. Она будет поддерживаться стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре. В то же время Малиновский верил, что в конечном итоге победят западные ценности.

Таким образом, модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противоположными тенденциями — к объединению и разъединению.

Слайд 12
Разновидности культурыДоминирующая культура – совокупность ценностей, которыми руководствуется

Составные части культуры

Большинство членов обществаСубкультура – часть общей культуры, системаценностей и

Составные части культуры

Городская культура

Другие названия для городской культуры – индустриальная культура или урбанизированная культура

Городская культура часто противопоставляется сельской культуре. Она характерна для больших административных и индустриальных центров, где не практикуют сельское хозяйство.

Отмечается и совершенно иная организация культурного пространства, что имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Так, городской человек располагает большими социокультурными благами: в городах предусмотрены кинотеатры, театры, музеи, парки, библиотеки. Также городские жители имеют возможность общения с совершенно незнакомыми людьми.

Но, с другой стороны, для городских жителей характерна проблема одиночества, что парадоксально при таком большом количестве населения. Например, человек может даже не знать своих соседей по лестничной площадке, что немыслимо для сельского жителя.

Помимо этого, в городах люди испытывают постоянное напряжение, что вызывает нервные перегрузки, депрессию. Экология в городской среде намного хуже, чем в деревнях и селах. Поэтому городские жители часто выезжают на природу, имеют дачные участки, отдыхают за границей.

Знания и убеждения

Знание представляет собой результат познавательной деятельности человечества, которое фиксируется в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Выделяют следующие виды знания:

  • практическое знание определяется конкретной деятельностью (строительство дома,  лечение больных людей и т.д.);
  • духовное знание закрепляется в мифах, истории, художественных образах и связано с регуляцией общественных отношений (классовых, национальных, религиозных);
  • эмпирическое знание основывается на  чувственном и экспериментальном опыте и фиксируется в специальных научных дисциплинах;
  • теоретическое знание представляет собой осмысление практики, предмет науки и объясняет идеологию, социальные и религиозные учения.

Знание имеет социальную основу, вырабатывает мотивацию поведения человека, является важным инструментом управления обществом.

Убеждение – это чувственно переживаемое знание. Знание становится убеждением при приобретении личностно значимой окраски. Таким образом, не каждое знания является убеждением.

Сельская культура

Другие названия для сельской культуры – деревенская культура, культура крестьянства или культура села

Носителями сельской культуры являются крестьяне. Этот вид культуры характеризуется своими специфическими признаками:

  • все члены общества, как правило, имеют доверительно-личные отношения друг с другом;
  • наличие неформального контроля над каждым сельским жителем;
  • доминирование подобной информации над официальной государственной;
  • плохое понимание динамики городской жизни, которое складывается в силу ограниченного жизненного опыта – крестьяне крайне редко выезжают за пределы своего села/деревни;
  • сохранение народной культуры;
  • лучшая забота об экологии;
  • ограниченные культурные запросы.
Про Юнармию:  Океан лагерь владивосток официальный сайт смены 2022

Тем не менее, нельзя не заметить, что в современном мире из-за развития технологий и массового перемещения сельской молодежи в города разрыв между культурным уровнем деревенских и городских жителей заметно уменьшился.

Нормы

Социальные нормы представляют собой образцы конкретного поведения.  Социальные нормы воспроизводятся на основе социальных ценностей.
Нормы выполняют функции формирования ожидаемого поведения и исключения влияния субъективных мотивов и обстоятельств.

Конкретная сфера деятельности определяет содержательную сторону норм. В различных культурах способы нормирования отличаются. Например, во всех обществах есть нормы, регулирующие сексуальные отношения людей. Так, нормы многих современных стран допускают сексуально свободное поведение девушек до замужества, в отличие от норм в этих же странах в 1950–1960-ых гг.

Т. Парсонс классифицировал социальные нормы следующим образом:

  • нормы, которые устанавливают порядок в отношениях в обществе и группе;
  • экономические нормы, которые выделяют критерии хозяйственной деятельности, профессионализма;
  • политические нормы, поддерживающие принципы политической системы страны;
  • культурные нормы, которые закрепляют принципы коммуникации между индивидами и различными группами.

Так же нормы делятся на:

  • универсальные («не убий»);
  • частные (хозяйственные, научные и т.д.);
  • групповые (нормы студентов, военных и т.п.);
  • межиндивидуальные.

Нормы могут классифицироваться по форме фиксации:

  • формальные (устав, закон) и неформальные (мнение);
  • устные и письменные нормы.

По степени обобщенности выделяют нормы:

  • общего принципа деятельности (например, деятельности менеджера);
  • конкретного образца определенного действия ( например, нормы поведения менеджера при найме работников).

Так же нормы подразделяются на моральные и правовые.

Компонентами культуры, которые регулируют общественную жизнь, являются обычаи и традиции.

В отличие от социальных ценностей нормы имеют более строгий характер, предписывающую объективную силу (ценности – субъективную силу).
Нормы и ценности как компоненты культуры регулируют жизнедеятельность людей и являются способом освоения индивидом окружающей действительности.

Ценности

Ядром культуры являются ценности. Ценности — социально значимые, одобряемые обществом явления действительности: предметы, представления, идеи, отношения.

Ценности определяют как:

  • состояние социальных связей, идей, которые предпочтительны для социального субъекта;
  • критерий оценки реальных явлений;
  • регулятор социальных взаимодействий.

М.Вебер указывал на соотношения смысла человеческого акта и ценностей. Ценности ориентируют человека, побуждают его к активной деятельности.

В каждом обществе своя система ценностных ориентаций и иерархия ценностей, которая делится на:

  • общечеловеческие ценности ( ценность жизни, рождения, любви и т.д.);
  • общесоциальные ценности конкретного общества ( индивидуализм или коллективизм, свобода или подчинения и т.д.)

Так же ценности классифицируются по принадлежности к подсистемам или сферам социокультурной жизни людей, ценности общества, группы и личности:

  • политические (свобода слова, законность);
  • художественные (гармония, прекрасное);
  • нравственные (совесть, добро, зло);
  • правовые (правовой статус, юридические права);
  • экономические (собственность, доход, богатство).

Культура является механизмом воспроизведения, развития, сохранения и передачи ценностей. С помощью ценностей человек выбирает ориентиры, в соответствии с которыми соотносит свою жизнь.

В социологических исследованиях изучаются ценности личности и группы, выявляется ценностная иерархия, доминирование одних ценностей над другими, ценностные ориентации различных слоев населения и т.д.

Идеология

Идеология  представляет собой систематизированные и обоснованные выражения интересов конкретного класса, группы или общества.
Идеология решает общие задачи социальной регуляции, обеспечивает понимание общественных ценностей и формирует мировоззренческую ориентацию на длительную перспективу.

Идеология может быть общечеловеской (права человека),конкретного общества (американского, российского), класса или группы (предпринимателей).

В социологии выделяют следующие функции идеологии:

  • обоснование и утверждение ценностей  и норм отдельных групп или общества в целом;
  • установление ориентиров и перспектив общественного развития, активности социальных субъектов (общества, индивидов);
  • интеграция индивидов в коллективы и движения;
  • снижение социальной напряженности в результате рационализации отношений между группами.

В одном обществе могут существовать различные идеологии: религиозные, экономические, национальные и т.д. Каждая идеология имеет разную степень влияния на общественную жизнь.

Слайд 7
Формы культурыЭлитарнаяНароднаяМассовая

Составные части культуры

Слайд 6
Образ жизни – та часть культуры, которая относится

Составные части культуры

К настоящемуСоциальные нормыПривычкиМанерыЭтикетОбычаиТрадицииНравы и законы

Язык представляет собой средство хранения и передачи информации. Язык как элемент культуры выступает в качестве словесной фиксации знаний, убеждений, норм, ценностей.

Благодаря языку происходит связь исторических эпох и преемственность поколений. Языковые формы отражают уровень развития и особенности конкретного  общества. Основная роль языка выражается в передаче социального опыта от поколения к поколению.

Социолог. Преподаватель социологии.

Слайд 5
Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры,

Составные части культуры

Которая выдержала испытание временем и передается следующим поколениям как

и свойства, которые присущи всем культурам вне зависимости от географического места, исторического времени и социального устройства общества

Строение культуры с точки зрения наличия в ней частей, выделяемых по разным принципа.

Материальная культура — предметы и материальные объекты, каналы связей, природные явления которые внесены в культурную практику.

Духовная культура — духовные ценности- образы, представления, оценки, символы, имеющие смысловую значимость для практических областей деятельности и социальных отношений.

Дифференциация основанная на субъектах культуры (ее носителях) — массовая, молодежная, элитарная и т.д.

Дифференциация, основанная на социальном делении общества(сословия, классы, страты)—городская, сельская, рыцарская, дворянская, буржуазная, среднего класса культуры и т.д.

Субкультура элитарная — культура интеллектуальной элиты, противостоит массовой, носители заняты областями духовной сферы общества (искусство, наука), обособлены от большинства,

Молодежная культура- носители четко отделяют себя от старшего поколения, уходят в сферу общения, самообразования, досуга и развлечения, собственный уклад жизни, оригинальные формы духовной активности создать не могут, но имеют свои цели, жаргон, манеры поведения, на них работает сфера массового искусства (музыка, фильмы, одежда, компьютерные игры).

Этнонациональные, территориальные и региональные субъкультуры выделяются на основе национально-территориального критерия.

Морфологическая модель культуры

Критерии выделения составных единиц культуры определяются сформированностью и функциональной самостоятельностью каждой части, а также взаимодействием между ними.

Принято выделять два горизонтальных культурных уровня и несколько вертикальных областей социокультурной практики. Горизонтальные уровни отличаются способами организации людей и различиями в опыте сохранения и использования культурного опыта:

обыденная культура нацелена наподдержание уровня непосредственной жизнедеятельности. Поведение не закреплено в жестких инструктивных формах деятельности, активность носит изменчивый и вариативный характер, высокая степень эмоциональных проявлений.

специализированная культура связана с разделением труда и предполагает институциональные сферы деятельности: индустрия, управленческая деятельность, обслуживание, образование и т.д. Человек проходит специальное обучение, которое помогает ему выработать трудовые навыки и профессиональные знания. Деятельность обретает более рационалистический характер и происходит в жестких институциональных границах, что выражается в перечне административных требований, должностных обязанностей и т.д. К человеку подходят как к работнику, должностному лицу, его труд подчинен коллективным задачам (коллектив, фирма, отрасль).

Функционально- самостоятельные сферы по вертикальному членению:

— хозяйственная культура, политическая культура, правовая культура, религиозная культура, философская культура, художественная культура, научная культура и т.д..

Области культурной практики- обеспечивать связь между уровнями и сферами культуры: сфера образования, средства массовой информации, учреждения, позволяющие сохранять и транслировать культурные ценности широким слом населения (музеи, библиотеки, архивы, театры и т.д.).

Культура не является статичным образованием. Существует история культуры. Определить культурную динамику означает выделить такие изменения, которым приобрели упорядоченный векторный характер, которым свойственны содержательная определенность и сходная направленность основных тенденций.

Стадии культурной эволюции человечества- культура первобытного общества, древнего мира, средних веков, нового времени. В основе шкалы -представление о линейно-поступательном развитии культуры от простого к сложному, которую предложили эволюционалисты.

Культурные стадии, практики и их модификации:

· Культура архаического типа (обычно бесписьменные культуры).

· Культуры традиционного типа (сельскохозяйственная, скотоводческая; кочевая, полукочевая, скотоводческая оседлая)

· Культуры современного типа (индустриального и постиндустриального общества).

Выделение данных типов помогают понять особенности социальной эволюции человечества. Каждому типу и стадии соответствуют определенные разновидности хозяйствования, формы социальной регуляции и коммуникации. Выделение типов включает в себя единое понимание исторического времени, что важно для изучения диахронного (последовательного) развития от эпохи к эпохе.

Культуры отличаются направленностью культурных изменений, содержанием и интенсивностью. Линейные, циклические или волновые изменения.

Варианты циклического развития- инверсионное развитие (реализуется в форме маятниковых колебаний культурных перемен- от традиционного состояния к индустриальным форма и обратно.

Сложно оценить характер культурной динамики. Обогащение культуры может приводить к культурному упадку и к деградации ее частей (мировые религии или урбанизация, катастрофа 1917 г. привела к разрушению дворянской, купеческой культуры).

Слайд 3
Составные части культурыМатериальная культура (артефакты – паровая машина,

Составные части культуры

Оцените статью
ЮнАрмия