Назовите дописьменные формы передачи информации

Назовите дописьменные формы передачи информации ЮнАрмия

Предпосылки возникновения письма. Дописьменные средства передачи мысли.

Письмо – система начертательных знаков, предназначенных для передачи информации на расстояние и во времени (Пушкин писал в 19 веке – до нас до сих пор дошли его работы).

Письмо следует отличать от письменности, которая обозначает совокупность рукописных или печатных произведений, выполненных при помощи того или иного письма. Письменность – совокупность документов. Письмо – система знаков.

Письменность возникает – когда есть потребность, когда общество начинает развиваться и появляется протогосударство, на раннем классовом этапе, на этапе становления государства; когда усложняется экономическая жизнь, и уже необходимо фиксировать каким-то образом результаты, например, своего труда. Возникает потребность преодолевать расстояния, например, для общения с другими племенами.

Письму предшествует протописьмо или предметное письмо (предвестники письма). Люди для передачи друг другу какой-то информации присылали какие-то предметы. Если 2 индейских племени решили повоевать, то одно присылает другому топор. Когда решили помириться – трубку мира. Или когда Дарий решил повоевать со скифами – он послал им посла о решении войны, а они ему птичку, лягушку, три стрелы и мышь. Скифы решили воевать («если вы не уплывете, как лягушки, не улетите, как птицы, не убежите, как мыши, мы побьем вас стрелами»).

Существовало и узелковое письмо. Шнуровые виды письма (бисер нанизывается на веревочки, когда цвет и количество бусинок, что-то значило). Зарубки на деревьях, выбоины на камнях (отсюда в русском языке возникли слова: «граница» от высечения на граните, и «рубеж» от тех самых зарубок на деревьях).

Самым первым видом начертательного письма (протописьма) были рисунки. Это были пиктограммы. Как правило, описывается (обрисовывается) какая-то ситуация – охота, рыбалка и т.д. Достоинство такого письма – схематичность, простота, понятность. Может использоваться между людьми, которые даже не знают языка друг друга. За счет этой простоты пиктограммы активно используются и в современной жизни (используются как иконические знаки). Пример: Дорожные знаки.

Схема пиктографии очень простая – увидел, узнал, понял.

Следующий этап развития письма – идеографическое письмо.

С развитием абстрактного мышления возникает потребность для передачи каких-то отвлеченных, абстрактных понятий, которые с помощью пиктографии передать невозможно. То есть возникает письмо идеями, понятиями, когда обозначаемым является не какой-то жизненный факт, а те понятия, которые возникают в сознании человека. В отличии от пиктографии, в идеографии за каждым значком уже закреплено определенно значение. И идеография – промежуточный этап между пиктографии и собственно письмом. Переход к идеографии был связан с необходимостью передачи абстрактных понятий. Рисунок одновременно может выступать одновременно и в прямом и в переносном значении в идеографии. Что, безусловно, плохо для тех ученых, которые пытаются расшифровать памятники письменности, выполненные при помощи идеографического письма.

54. Пиктография и идеография – начальные этапы развития письма.

На этом этапе, во времена уже государственности, необходимо упрощать рисунки, появляются иероглифы. Т.к. возрастает объем информации. Иероглифы – священные письмена, письмена жрецов (буквально «резьба жрецов»). Письмо становится более схематичным.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Дописьменная, письменная, экранная культура

Как правило, каждому этапу исторического развития соответствуют новые принципы знаковой фиксации реальности. Архаическое общество было бесписьменным, единственной формой коммуникации в нем была устная коммуникация. Устная коммуникация была тесно связана с традиционным типом передачи информации. Здесь информация была аккумулирована в человеческом опыте и представала в неотчужденном в знаковую форму вербальном варианте и, естественно, ориентировалась на воспроизводство. Новая информация оказывалась здесь невозможной как способная уничтожить, затереть, хаотизировать предшествующий информационный комплекс.

Коммуникация в дописьменном обществе выполняла целый ряд социальных функций, обеспечивая общность смыслового и ценностного поля, осуществляя социальную и культурную идентификацию, укрепляя общественные связи и культурные приоритеты. Здесь обширные мифопоэтические комплексы, хранящиеся в коллективной памяти, выступали как наиболее эффективное средство сохранения информации и борьбы с ее рассеиванием. В условиях минимальной изменяемости социально-экономических отношений подобная инертность информационной среды полностью отвечала задачам сохранения общественной системы. Естественно, эта система стремилась к самовоспроизводству, стабильности, неизменности, так как информация, заключенная в ней, являлась гарантом выживания первичного коллектива. Традиция здесь, безусловно, преобладала над новаторством, хотя и не исключала его полностью, а неактуальная или деструктивная информация после тщательного ее отбора предавалась «суду истории» и переосмысливалась. В качестве критериев адекватности действий выступала их многократная повторяемость. При этом ведущими принципами организации информации становятся повторы, неявное цитирование, варьирование, создающие эффект замедления, торможения, остановки времени, необходимой для активизации восприятия и выделения основного содержания и идеи. Как известно, этот информационный парадокс исследовал в свое время Ю. Лотман, доказавший, что в канонических культурах простое воспроизведение текста приводит к активизации сознания и формированию нового информационного поля. И в этом смысле архаический человек не знал действия, которое не было бы произведено и пережито ранее кем-то другим, а его жизнь выступала как непрерывное повторение действий, открытых другими.

Сакральная информация служила в архаическом обществе своеобразным сводом примеров нравственного поведения, удерживая социум от мутаций не только поведенческих, но и ценностных, мировоззренческих. Основной задачей текста в подобных условиях являлась не столько генерация новых смыслов, сколько налаживание механизмов культурной памяти.

Появление письменности, как правило, соответствует появлению цивилизации как социального устройства, обладающего сложной социальной иерархией, обширными дифференцированными знаниями, развитыми законами и пришедшего на смену дикости и варварству. Можно утверждать, что потребности цивилизации практически неизбежно вызывают появление письменности. Как отмечает Ю. Лотман, представить развитую цивилизацию в качестве бесписьменной, не обладающей знаковой системой для фиксации жизненно важной и достаточно объемной и дифференцированной информации, с позиции современного исторического знания невероятно сложно. Но это не исключает и существования цивилизаций с иными способами фиксации знаний, бесписьменных.

Письменная цивилизация, пришедшая с изобретением в Греции около VII в. до н. э. алфавита, стала основываться на принципиально иных, нежели дописьменная архаическая эпоха основаниях. Эти различия касаются и словаря (абстрактные — конкретные понятия, однокоренные — многокоренные слова) и синтаксиса (простые — сложные предложения). Отделение самой информации от производящего ее субъекта привело к формированию абстрактного мышления, появлению философии и науки. Рациональность стала определяющим понятием для античной и в еще большей степени европейской цивилизации Нового времени, демонстрирующей отказ от традиционализма.

Письменный метод организации информации обусловил аксиологическое доминирование в культуре именно тех текстов, которые воплощали в себе принципы рациональности, детерминизма и линейности и основывались на оригинальности, новационности и сложности. Научный текст стал выступать безусловно приоритетным по отношению к религиозному и относительно приоритетным по отношению к художественному. В это время была окончательно осознана ценность личности и утвердилось значение авторства, где автор начинает доминировать над читателем, не позволяя ему вторгаться в текст, исправлять, добавлять, искажать его, допуская при этом лишь его пассивное восприятие. Это перераспределение функций автора и потребителя, который воспринимает информацию исключительно умозрительно, никак не проявляя собственной активности, ярко иллюстрирует широко известный пример об удивлении св. Августина от чтения монахов, которые читали не вслух, а лишь шевеля губами. Значение бесписьменной культуры в это время существенно снизилось, народное стало восприниматься как простонародное, а специализированное знание доминировать над знанием традиционным, бытовым, повседневным.

Современную культуру часто называют «экранной культурой», сменившей устную и письменную культуру. Новый этап развития цивилизации, становящейся «цивилизацией видения», «цивилизацией экрана», связан с новейшими открытиями в области коммуникационных технологий, которые самым непосредственным образом отражаются и на характере воспроизводства культуры, методах ее трансляции. Провозвестником этого «революционного опыта» в практике тиражирования становится эстетическое и теоретическое равенство первого и n-ного отпечатка, ставшее возможным в эпоху НТР и проявившее себя в таких видах искусства, как фотография, кинематограф, фонозапись, где тираж начинает обозначать если не высокое художественное качество, то признание и популярность. В 1894 г. был показан первый кинофильм, в 20-х гг. появляются первые системы радиовещания, в 30-х гг. — телевидения, необычайно распространившиеся после Второй мировой войны. Однако базисом новой цивилизации, обусловившим стремительное изменение ее облика, стало изобретение микропроцессора, когда в 1971 г. корпорацией «Интел» была произведена первая партия нового поколения интегральных схем. С этого момента микропроцессоров выпущено уже 15 млрд. Если первый процессор «4004» имел 2300 транзисторов и 0,06 млн инс. в сек, то Pentium Pro — 5,5 млн транзисторов и 300 млн инс. в сек., а Pentium Pro mx — 8 млн транзисторов и 500 млн инс. в сек1. В 2011 г. «Интел» планирует выпуск процессора «1286» с 1 млрд транзисторов и 100 000 млн инс. в сек., однако научно-технический процесс развивается столь стремительно, что может внести коррективы даже в столь перспективные замыслы. Экран сменил книгу в том сысле, что наиболее эффективным способом передачи информации стали те, что связаны с компьютерными технологиями. Сначала телевидение, а затем персональный компьютер стали теми универсальными средствами передачи универсальной же информации (начиная от самых сложных вычислений и заканчивая экранными формами развлечений), которые заменили книжные тексты с их письменной формой фиксации.

Переход от текста к экрану имел прямым следствием изменение особенностей мышления. Книжная культура связана со словом, суть которого — в его способности превращать явления в идеальные образы, создавать мир эйдосов, порождающих моделей, мир логоса, которое у греков означало одновременно и слово и ум. Слова обозначают не конкретные явления, а их обобщенные образы, и, когда мы читаем или слышим слово «дерево», мы мысленно представляем дерево, которое является зрительным образом, причем неизбежно различным у каждого человека. Представляя себе предмет, мы его мысленно конструируем, он нам не задан изначально, а создается в умозрительной реальности. Подобная способность рождать конкретные образы под влиянием определенной совокупности знаков, которой и является слово, а также настроенность на линейное последовательное прочтение подобных знаковых систем, формирует определенное мышление — абстрактное, связное и логичное.

Про Юнармию:  Битва за Москву

Если за визуальным восприятием текста книги стоят абстрактные понятия, невидимые глазу значения и смыслы, то зрительные и звуковые образы экранной культуры самодостаточны и не требуют дополнительной дешифровки, их смысл — в них самих. Современный человек, потребляющий информацию в экранном формате, постепенно утрачивает способность «видеть умом», т. е. мыслить и рефлексировать по поводу увиденного2, он утрачивает способность последовательно, логично, самостоятельно мыслить, а процесс восприятия информации при этом превращается в оперирование дискретными клишированными понятиями, дробными картинками, символами, с трудом обеспечивающими цельность разрозненным мозаичным образам, позволяющий произвести подмену воображения зрением. Человек, теряющий способность воспринимать письменный текст, вне зависимости от его желания утрачивает способность к независимому критическому восприятию, он начинает нуждаться в конкретных визуальных образах, картинках, а информацию, предлагаемую ему в формате экрана, он воспринимает как единственную истину, не нуждающуюся в осмыслении и подтверждении. Такой человек становится легко управляемым, несамостоятельным, манипулируемым извне, подчиняющися тому мнению, которое он воспринимает в формате экрана.

Вопросы для повторения

  • Кем и когда были введены в научную практику термины «индустриальное» и «постиндустриальное общество»?
  • Перечислите особенности индустриального общества.
  • Каковы основные черты постиндустриального общества?
  • В чем состоит специфика терминов «постиндустриальное» и «информационное общество»? Выступают ли они как взаимозаменяемые?
  • Какова специфика культуры постиндустриального общества?
  • В чем состоит суть концепции М. Маклюэна? Что такое «галактика» в понимании автора?
  • Что означают термины «киберпространство» и «вневременное время» в концепции М. Кастельса?
  • Изложите основы «волновой» теории Э. Тоффлера.
  • Каковы особенности «экранной» культуры? Что такое «зэппинг»?

«Предметные» способы передачи сообщений

Вторым (наряду с первобытным искусством) источником формирования первоначального письма послужили различные внеписьменные, «предметные» способы передачи сообщений.

Способы общения людей при помощи различных предметов и явлений, которым придается условное смысловое значение, очень близки к письму, так как они:

1) тоже служат для передачи речи на расстояние или для закрепления ее во времени

2) как правило, тоже воспринимаются зрительно (исключение — звуковая сигнализация, например, передача сообщений барабанным боем, звонками и т.д.).

В то же время эти способы общения отличаются от письма по используемым средствам, имеющим не графически начертательный, а, как правило, предметный характер.

Использование различных (во всяком случае естественных, природных) явлений и предметов для передачи и закрепления простейших сообщений, вероятно, предшествовало не только возникновению первоначального письма, но и первобытной живописи. В частности, первые чисто условные знаки, вероятно, появились не в пиктографическом письме, а в этих внеписьменных способах общения

Развитие этих способов общения рисуется следующим образом.

Сперва первобытный человек стал понимать, как «условные знаки», различные явления окружавшей его действительности, например, следы или надломленные ветви в лесу как знак того, что здесь прошел человек или какой-то зверь, пепел от костра как знак, того, что здесь была стоянка, и т.д.

Умение понимать эти «природные» знаки, видимо, получило особенное развитие во время последних палеолитических оледенений. «Может быть, не оказывается достаточного внимания,— пишет Ж. Феврие,— роли, которую могли сыграть в этом отношении в верхнем палеолите следы на снегу. Во всех странах, где свирепствовал холод, человек в обеспечении своей повседневной жизни отныне зависел много больше от результатов своей охоты, чем от собирательства. И вот снежный покров образовывал, если использовать это избитое выражение, «природную книгу», на которой всякое существо вынуждено было оставлять свой отчетливый знак. Охотники ориньякской или магдаленской эпохи знали, таким образом, многие сотни следов, каждый из которых был связан в их уме с определенным родом животных, с соседним племенем и т.д. Следовательно, можно сказать, что они научились читать раньше, чем научились писать».

У большинства современных охотничьих и скотоводческих народов умение «читать» следы достигало столь же исключительного совершенства. Искусный «следопыт» мог определить по следам не только количество и породу прошедших животных, но и их возраст, цель их движения. М. Косвен рассказывает о туркменских следопытах, что «если они знали след верблюдицы, то узнавали и след ее детенышей, если они знали следы отца и матери, то узнавали и следы их детей».

На следующем этапе развития «предметных» способов общения человек научился искусственно воспроизводить и уничтожать эти предметные знаки; например, нарочито оставлять следы при ходьбе по каменистой почве, надламывать на своем пути ветви, чтобы его могли найти товарищи по охоте, сознательно стирать следы для маскировки пути и т.п.

На последующем этапе человек научился применять условные знаки, не встречающиеся в природе. Например, американские индейцы во время охоты и походов прикрепляли на дереве стрелу как знак, указывающий направление их пути; австралийцы, покидая стоянку, проводили ногой черту в песке и в конце черты втыкали ветку; направление и длина черты указывали направление и расстояние пути.

Постепенно использование различных предметов для передачи сообщений все более усложнялось.

Так, североамериканские индейцы в знак объявления войны посылали томагавк. Томагавк приносил посол и клал его на землю; если противник поднимал томагавк, это означало, что он принимает вызов. Аналогично символом мира являлась трубка, которую в знак мира поочередно курили представители враждующих племен. На Суматре знаком дружбы служила посылка соли, знаком вражды и гнева — посылка перца. Поднесение хлеба и соли использовалось как знак приветствия и дружбы у славянских племен.

У многих равнинных африканских племен для передачи на большие расстояния различных сообщений (известие о приближении врага, о смерти вождя, о прибытии европейца, призыв к оружию, приглашение на празднество и т.д.) применялась подчас довольно сложная сигнализация огнем и дымом костров; у степных индейцев — размахивание одеялом. У многих лесных племен для той же цели использовалась еще более сложная сигнализация боем барабанов.

Широкой известностью пользуется рассказ Геродота о «предметном» послании скифов. Скифы будто бы отправили однажды персам своеобразное предметное послание, состоявшее из лягушки, мыши, птицы и пяти стрел. Послание значило: «Если вы, персы, не умеете летать в небесах, как птица, скакать по болотам, как лягушка, и прятаться под землей, как мышь, вы все погибнете, осыпанные нашими стрелами». Исследователь Африки Георг Швейнфурт сообщает об аналогичных «посланиях», применявшихся африканскими племенами ньямньям. «Как только им грозит враг, они втыкают на дороге, по которой должен идти противник, початок кукурузы и гусиное перо, а в сук дерева — стрелу. Все вместе означает: если вы отважитесь сорвать хоть один початок кукурузы или похитить хоть одну курицу, вы умрете от этой стрелы».

Наряду с передачей на расстояние, различные предметы использовались и для закрепления сообщений во времени. Так, могильный холм, плита, курган, различные виды надгробий издавна служили памятными знаками захоронений; межа, межевые камни, ограда — символами собственности и т.д.

Для передачи сообщений на расстояние, так и для мемориальных целей, особенно часто применялись палки с зарубками и шнуры с узлами.

Палки с зарубками использовались самыми различными народами для счета, для оформления различных договорных отношений и в мнемотехнических целях.

В случаях применения палок с зарубками для закрепления договорных отношений, в частности отношений между кредитором и должником, зарубки, нанесенные на палку (так называемую «бирку»), указывали количество предметов (например, мешков с зерном), взятых в долг. После нанесения зарубок бирка расщеплялась на две половинки; одна отдавалась кредитору, другая оставалась у должника. Бирки широко использовались славянскими племенами, а в дореволюционное время русскими крестьянами и народами Севера России как долговые документы, для учета уплаты налогов и т.д. Для аналогичных целей палки с зарубками применялись некогда также во Франции, в Англии и других странах. Еще чаще использовались палки с зарубками для мнемотехнических и счетных целей. Так, у некоторых племен американских индейцев муж, уезжая в поход или на охоту, оставлял жене палку с зарубками; зарубки указывали предполагаемое число дней его отсутствия. По мере истечения дней жена перечеркивала зарубки.

Близки к биркам «жезлы вестников» австралийских и африканских племен. Жезлы эти, которыми снабжались посланцы от одного племени к другому, выполняли двоякую роль: во-первых, они являлись подтверждением полномочий посланца; во-вторых, число и расположение зарубок на жезле служили для посланца памятными знаками. При этом общепонятное значение имело лишь число зарубок, указывавшее количество предметов, о которых сообщалось в послании (например, количество приглашаемых на охоту, на празднование и т.п.); конкретное же содержание послания полностью известно было только посланцу.

Дописьменные способы общения людей

Дописьменные способы общения людей

В древнейшие времена люди еще не знали письменности. Для общения они придумали свои сигналы, которые без слов что-то обозначали, запрещали или разрешали.

Например, к анадские индейцы разводили костры, дым которых был далеко виден. Этот дым мог многое сообщить людям на большом расстоянии. У австралийских аборигенов было даже специальное слово, обозначающее «читать дым».

А вот в Европе при приближении опасности на холмах или сторожевых башнях зажигались сигнальные огни. Огонь, зажженный на первом холме, был виден на следующем. В ответ на принятый сигнал там тоже зажигали огонь. Затем на третьем, четвертом, пятом холме и т. д. Сигнал, передаваемый по такой эстафете, быстро облетал всю страну.

В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана – тамтама. До сих пор жители одного из островов побережья Африки пользуются двумя языками: языком слов и языком свиста. Этот остров покрыт горами, между которыми находятся глубокие ущелья. Люди, живущие по разным сторонам ущелья, «переговариваются» языком свиста: сообщают новости, зовут в гости. Ведь человеческий голос быстро теряется в горах, а свист разносится очень далеко. Говорят, что в о время Второй мировой войны этот остров был захвачен фашистами. И партизаны стали передавать друг другу сообщения языком свиста, а враги ничего не понимали.

Про Юнармию:  Общие правила

Так как языки сигналов не могли «принять на себя» всю информацию, которую людям надо было сообщить друг другу , то возникла необходимость созда ть письменност ь .

В древнейшие времена возникли такие дописьменные способы общения, как предписьменности ( древние знаковые средства) : предметное письмо и рисунчатое письмо.

Предметное письмо основано на использовании в качестве знаков различ —

ных предметов: палочек, камней, раковин, глиняных геометрических фигурок, нитей с узелками. Ими «записывали» количество скота, продуктов питания и прочих ценностей, иногда они служили календарями. Этот вид предписьменности известен с X тысячелетия до н.э.

В первобытные времена появились «охотничьи» и «дорожные» знаки, в качестве которых использовались ветви деревьев или поломанные стрелы.

Ветвь, положенная поперек тропы, запрещала движение или предупрежда —

ла об опасности. Также д ля передачи информации и для запоминания перво —

бытные народы использовали «палочное» письмо . Палка, в откнутая в землю

на обочине информир овала о длине пути и возможных на нем препятствиях

и опасностях. Такое письмо использовали древние скандинавы, аборигены

Австралии и Новой Зеландии.

Североамериканские индейцы использовали ракушечное письмо — вампум

(от wampumpeag – «нити с раковинами»). Он представлял собой полосу

переплетенных шнуров с нанизанными на них раковинами. Его могли носить

как пояс или использовать в качестве денег, но главным его назначением

была передача сообщений от племени к племени. Содержание сообщения

выражалось цветом, количеством и взаиморасположением раковин. Так,

раковины, окрашенные в разные цвета, имелиопределенное значение: красный

– война , черный — угроза, белый – мир .

Предметное письмо явилось важным шагом на пути развития письменности, но оно не могло передать всю полноту устной речи человека. Современной системой письма в основу был взят не предмет, а рисунок.

Пиктография (от лат. pictus — нарисованный и греч. gr?pho — пишу) –

Первобытной живописи. Посредством рисунка (пиктограммы) передавалось

какое-либо сообщение в целом. Сначала это были сцены охоты, по том — военные сообщения, магические заклинания, любовные письма .

Пиктография засвидетельствована у племён Северной Америки, Меланезии,

Африки и на северо-востоке России (у коряков и юкагиров). Она просуществовала вплоть до начала XX вв. Ученые до сих пор спорят о табличках с острова Пасхи, об ацтекском письме: это – предписьменность или уже настоящее письмо?

Американский поэт Г. Логфелло живо и

красочно рассказал о создании рисунчатого письма у древних индейцев

в поэме “Песнь о Гайавате».

Как только возникло рисунчатое письмо, возник и вопрос: как его читать? ? Ведь легко было ошибиться в понимании сообщения, в этом один из недостатков пиктограмм. Об этом забавно рассказал английский писатель XIX — начала XX вв. Р. Киплинг в сказке «Как было написано письмо». Пиктография используется и в наши дни: в рекламе, компьютерных программах, как дорожные знаки, олимпийская символика.

Но возможности пиктограмм малы и не были приспособлены для передачи

более детальной и сложной информации , то н еобходима была настоящая

На основе рисунчатого письма возник ла настоящая письменность.

Первыми ее видами являются шумерская клинопись и египетские иероглифы,

появившиеся около 5000 лет назад.

Человечество прошло длительный исторический путь до изобретения

Способы документирования и их развитие. (Этапы развития способов документирования)

Основу управления составляет документированная информация, его эффективность в значительной степени базируется на производстве и потреблении информации. Качество информации определяет качество управления, поскольку информация пронизывает все органы управления.

Документы и документная информация лежат в основе управленческих решений и являются их материальным воплощением, обеспечивают юридической силой и тем самым способствуют их исполнению.

Информация фиксируется в документах, которые придают ей организационную форму и перемещают ее во времени и пространстве.

Качество и эффективность работы аппарата управления во многом определяется умением соответствующих должностных лиц составлять и оформлять управленческие документы. По сути дела, организация работы с документами является координирующим центром конкретного структурного подразделения, что на практике означает полную осведомленность о местонахождении лиц своего подразделения, правильное оформление переписки, подготовку организацию телефонных разговоров и т.д. Все это особенно необходимо для оперативного выполнения срочного задания руководства определенным должностным лицам закрепленного подразделения.

Документирование — это процесс создания и оформления документа.

Государственный стандарт определяет документирование как «запись информации на различных носителях по установленным правилам».

Древнейшей техникой документирования было текстовое рукописное письмо. В конце XX в. с изобретением пишущей машинки для документирования все больше стали применяться средства механизации труда. В течение XX в. канцелярская пишущая машинка постоянно совершенствовалась за счет появления более совершенных моделей пишущих и организационных автоматов и создания электронных моделей пишущих машинок различного назначения.

С внедрением в 1980-е годы в управленческую деятельность персональных компьютеров они стали широко использоваться для создания документов. В настоящее время практически все компьютеры имеют программное обеспечение, позволяющее автоматизировать процессы составления, корректировки, редактирования, оформления, изготовления и пересылки текстовых документов. Однако внедрение новых информационных технологий не исключает составления документов на бумажной основе и их обязательного оформления в соответствии с установленными правилами.

В деловом общении документирование имеет особое значение. Действительно, ссылка на какую-либо устную договоренность или распоряжение может быть опровергнута или подвергнута сомнению, но если данная договоренность или распоряжение имеют форму документа, то ссылка на него обоснована юридически. Правила документирования устанавливаются правовыми актами каждого государства или вырабатываются традицией.

Во многих случаях документирование является обязательным, предписывается законами и актами государственного управления.

В технологию работы с документами входит:

  • прием и первичная обработка документов;
  • их предварительное рассмотрение и распределение;
  • регистрация документов;
  • контроль исполнения документов;
  • информационно-справочная работа;
  • исполнение документов;
  • их отправка;
  • систематизация (формирование дел) и текущее хранение документов.

Необходимо фиксировать информацию появилась у людей в глубокой древности. До нашего времени дошли документы, созданные на глиняных табличках, бересте, каменных стенах и т.д.

Способы нанесения информации также были различны: рисунок, графика, письмо.

В настоящее время в управленческой практике используются главным образом документы, созданные каким-либо образом письма: рукописным, машинописным, типографическим, компьютерным, а также с использованием графики, рисунка, фотографии, звука — и видеозаписи, и на специальном материале (бумаге, кино и фото пленке, магнитной ленте, диске и т.п.).

Документирование в аппарате управления может осуществляться на естественном языке (машинопись, рукопись, телеграмма, факс грамма и т.д.) и на искусственном языке с использованием соответствующего носителя (магнитные ленты, дискеты, диски и т.д.).

На сегодняшний день в управленческой практике преобладающим способом документации является компьютерная печать. Однако ряд документов, например заявление, объяснительные записки создаются обычным рукописным способом.

Изучение развития способом документирования и носителей информации занимается научная дисциплина — документоведение.

Начертательный способ закрепления и передачи информации:

  • Текстовое документирование.
  • Пиктографическое письмо.
  • Логографическое письмо (идеографическое письмо).
  • Слоговое письмо.
  • Возникновение фонетического (буквенного) письма.
  • Развитие графики русского письма.

Системы документирования (методы и средства фиксации информации) тесно связаны с четырьмя основными способами документирования:

  • Текстовое документирование.
  • Техническое документирование.
  • Кино-, фото- и видео документирование.
  • Электронное документирование.

Текстовое документирование

Исторически первым способом фиксации информации был предметный способ. Звуковая передача речи имеет существенный недостаток — ее нельзя передать на расстояние. Попытками преодолеть это ограничение стали предметные способы передачи сообщений, использующие различные сигнальные средства: язык костров, барабаны и др.

Другой недостаток звуковой передачи речи — ее невозможно сохранить.

Первой попыткой фиксации сообщения стало использование шнуров с узлами. Такой способ передачи информации называют семиотическим или знаковым. Использование знаков вместо звуковых слов стало первым опытом документирования.

Дальнейшим развитием предметного способа передачи сообщений стал начертательный способ, когда для фиксации информации о количестве предметов используется их символическое изображение

Письменность имела несколько этапов развития:

  • Пиктографическое письмо (использование рисунков для обозначения слов).
  • Идеографическое письмо (использование иероглифов).
  • Слоговое письмо (каждый знак обозначает слог).
  • Буквенно-звуковое письмо.

Этапом в развитии текстового документирования стало изобретений пишущей машинки и появления машинописи как способа фиксации информации.

Техническое документирование.

Машиночитаемый текст — документ, использование которого требует применения специально предназначенных технических средств.

Фотодокументирование. Фотодокумент — изобразительный документ, созданный фотографическим способом.

Кинодокументирование. Кинодокумент — изобразительный или аудиовизуальный документ, созданный кинематографическим способом

Фонодокументирование. Фонодокумент — документ, содержащий звуковую информацию, зафиксированную любой системой звукозаписи.

Фотокинофонодокументирование.

Фотография – совокупность процессов и способов получения изображения на светочувствительных материалах действием на них света и последующей химической обработки. Фотодокумент – изобразительный документ, содержание которого передано фотографическим способом. Фотодокументы изготавливаются на бумаге, стекле и т.д. со специальным покрытием, темнеющим под воздействием световых лучей.

Кинодокумент – изобразительный документ, содержание которого передано фотографическим способом в виде комплекса последовательно расположенных на кинопленке изображений, отражающих предметы, явления, события в движении. Он состоит из ряда отдельных фотоснимков-кадров, т.е. кинодокумент это комплекс изображений, полученных фотографическим путем. Кинодокумент отражает события, факты в движении, динамике. В настоящее время на смену кинодокументам пришли видеодокументы.

К концу XIX в. относится появление еще одного вида документов – фотодокументов (звуковой документ). Под фотодокументом понимается документ, содержание которого передано посредством оптической (фотографической), магнитной механической или другой записи звука на специальном материале: валике фонографа, пластинке, кинопленке, фотобумаге, магнитной ленте, лазерном диске.

Электронное документирование.

Документирование осуществляется не только на естественном языке (текстовое документирование), но и на искусственном. В этом случае информация обрабатывается с помощью компьютера, кодируется. Причём одни и те же сведения могут быть закодированы в различных формах и, напротив, разные сведения могут быть представлены в похожей форме.

Электронные документы имеют технологическую специфику. Содержащаяся в них информация не может восприниматься человеком в той физической форме, в какой она зафиксирована на материальном носителе. Лишь после декодирования эта информация приобретает понятный для пользователя вид (изображение на экране монитора, принтерная распечатка и т.п.).

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ.

Основные правила составления и оформления управленческих документов закреплены в действующих в настоящее время в России общегосударственных нормативно-методических документах — государственных стандартах, которые являются основой для конкретизации правил работы с документами в каждой организации, их уточнения с учетом специфики ее деятельности, технологии документирования, условий работы управленческого аппарата.

Про Юнармию:  Дом пионеров ногинск официальный сайт

На основе законодательных, нормативных и нормативно — методических документов каждое учреждение устанавливает свои требования к работе с документами в уставе (положении), регламенте, правилах, инструкциях. В них закрепляются конкретные правила документирования.

Независимо от способа документирования и вида носителя к документам, используемым в управленческой деятельности, предъявляются следующие основные требования:

обеспечение юридической силы документа;

создание условий для оперативного исполнения документов;

возможность оперативного поиска;

возможность использования для создания, копирования, обработки документов средства организационной техники.

ТРЕБОВАНИЯ К БЛАНКАМ ДОКУМЕНТОВ.

Бланк документа — это лист бумаги с заранее воспроизведенными реквизитами, содержащими постоянную информацию об организации — авторе документа.

Документы изготавливают на бланках.

Устанавливают два стандартных формата бланков документов — А4 (210х297 мм) и А5 (148х210 мм).

Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля не менее: 20 мм — левое; 10 мм — правое; 20 мм — верхнее; 20 мм — нижнее.

Заключение

В заключении работы можно сделать следующие выводы:

Документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами. позволяющими ее идентифицировать.

Многие формы управленческой деятельности выражаются посредством соответствующих документов: распорядительная деятельность — изданием различных распорядительных документов; планирование — посредством подготовки различных планов; учет — в виде составления и обработки статистической. бухгалтерской. оперативно-технической документации; контроль — путем сбора сведений в письменном виде и т.д.

Документы сопровождают человека уже несколько веков. За это время они неузнаваемо изменились. С древнейших времен дошли до нас различные виды документов. с помощью которых мы узнаем историю всей нашей страны. особенности быта и различных отношений. складывающихся в те далекие времена.

Организация делопроизводства в России складывалась веками и имеет глубокие корни. Выделяют несколько периодов делопроизводства в дореволюционной России:

1) приказное (столбцовое) – XV-XVII вв.

2) коллежское (коллегиальное) – XVII-XIX вв.

3) министерское (исполнительное) – XIX-XX вв.

В результате революции 1917 года в России было формально ликвидировано и прежнее делопроизводство. Был произведен коренной слом старого управленческого аппарата. Уровень документационного обеспечения понизился. Все дореволюционные правила письмоводства и делопроизводства были отменены. а новые не созданы.

В связи с развитием автоматизации управленческих процессов у нас в стране разработаны унифицированные системы документации

Список использованной литературы

  • Илюшенко М.П. Возникновение и развитие делопроизводства на Руси. // Делопроизводство. 2008. № 2.
  • Справочник секретаря-референта; Практическое пособие — 2-е изд., исправ. и доп. Автор-составитель М.И. Басаков. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Хранение информации — способы, виды и свойства

Назовите дописьменные формы передачи информации

История развития

С древних времён человечество пыталось запомнить данные и передать их будущим поколениям. Сначала впечатления об окружающем мире первобытные люди рисовали на камнях в пещерах, где жили, потом в процессе эволюции появилась письменность. Этот фактор стал прототипом современных информационных хранилищ.

Количество исписанных листов становилось всё больше, информация накапливалась с каждым днём, проводились исследования, открытия, человечество пыталось найти ответы на главные вопросы. Это привело к научно-техническому прогрессу и развитию информационных технологий. Вместо исписанных тетрадей и потёртых зачитанных книг появились первые электронные носители, позволяющие хранить ведомости, фотографии и видеофайлы в виде цифрового кода, записанного на носитель.

Назовите дописьменные формы передачи информации

Для считывания данных использовалось специальное устройство, которое со временем только совершенствовалось, увеличивая возможности и место хранения.

Если раньше данные хранились на дискетах, дисках, в памяти компьютера, то сейчас облачное хранение позволяет избавить от ненужных элементов и держать всю информацию на специальных серверах, доступ к которым возможен в любую секунду. Цифровой вид не только уменьшает место хранения, но и помогает быстро провести категоризацию, разместить нужные файлы по отдельным папкам.

Если говорит кратко, то, благодаря развитию информационных технологий, стало возможным хранение большого объёма данных без использования материальных носителей. Конечно, это не отменяет блокноты и тетради, но качественно уменьшает их количество и сужает сферу использования.

Благодаря новым способам хранения данных увеличивается и срок размещения информации на разных платформах.

Магнитные и оптические носители

Магнитная запись была изобретена в XIX веке и первоначально использовалась только для хранения аудиофайлов. Первым носителем была стальная проволока диаметром около 1 мм. Позже стала использоваться стальная катаная лента.

Назовите дописьменные формы передачи информации

К сожалению, качественные характеристики были недостаточными для частого использования, поэтому учёные начали искать альтернативу. Для записи 14-часовой беседы пришлось использовать примерно 100 кг проволоки, которая имела довольно большую протяжность.

Магнитные носители не только были неудобными в использовании, но и создавали дополнительные трудности в процессе хранения, ведь окружающие факторы могли нарушить качество или даже испортить ленты. В 20-х годах появилась магнитная лента на двух основах:

  • Бумажная.
  • Лавсановая. На поверхность наносится тонкий слой специального порошка, что защищает ленту и делает качество записи намного лучше.

Вторая половина ХХ века принесла много изменений. Теперь, кроме звука, на ленту стало можно переносить изображения. Это было первым шагом на пути к появлению видео. Дальше технологии развивались быстро, начали выпускаться видеокамеры и видеомагнитофоны, благодаря которым можно было пересматривать первые фильмы — сначала чёрно-белые, а потом и в цветном формате. В рефератах хранение информации описывается как технический процесс, который начал формироваться в ХІХ веке и продолжает совершенствоваться по сегодняшний день.

Назовите дописьменные формы передачи информации

На смену магнитному пришёл лазерный тип нанесения информации на поверхность носителя. Был изобретён квантовый генератор, с помощью которого и происходила обработка информации для записи. Этот метод повысил плотность записи, благодаря чему диски имеют больший информационный объем, чем другие носители.

Во второй половине 1990-х годов появились универсальные цифровые DVD-диски, благодаря которым повысился объем записи.

Диски занимали немного места, но из-за чувствительной поверхности, которая могла повредиться или поцарапаться, их использование перестало быть практичным. Современные информационные технологии предложили новый метод хранения, без носителя.

Виды цифровой памяти

Способы хранения информации в информатике постоянно совершенствуются, открывая для пользователей новые возможности. Запоминающие устройства для хранения используют разные методы. Стандартным вариантом ещё несколько лет назад были архивы, благодаря которым можно было не только скрыть нужные файлы, но и сжать их обычный размер, тем самым увеличив общее место хранения. Что касается цифровой памяти, то она может быть двух видов:

Назовите дописьменные формы передачи информации

  • Внешняя. К этому типу относятся винчестер, карта памяти и компакт-диск. Последний сейчас практически не используется, его альтернативой стали флеш-карты. Благодаря такой замене резко уменьшилось количество использования дисков, что благоприятно повлияло на экологию. А также код информации часто нарушался из-за повреждений на дисках, поэтому флеш формат более подходящий.
  • Внутренняя. Сюда входят оперативные варианты и память кэша.

До конца XX века эти типы хранения считались единственными. Позже появился способ получше, благодаря которому доступ к данным стал возможным в любое время и с любого подходящего для этого цифрового устройства. В рефератах на тему хранения информации отдельная тема посвящена интернету. Во Всемирной паутине можно хранить любое количество данных, используя при этом разные варианты облачных хранилищ.

Назовите дописьменные формы передачи информации

В последние годы учёные активно работают над созданием специальных дисков, которые смогут хранить на себе достаточное количество информации. Используемые в процессе нанотехнологии работают на уровне атомов и молекул. Одно средство для записи данных, созданное по такой технологии, сможет заменить тысячи дисков, а места на нём должно хватить, чтобы записать каждую секунду человеческой жизни.

Хотя это и звучит как фрагмент фантастического фильма, на самом деле человечество стремительно движется к тому, чтобы создать универсальное хранилище для всей информации.

Использование интернета

Максимально комфортный и доступный для всех способ хранения информации, предоставляющий бесплатные хранилища для данных, используется во всём мире. Использовать интернет можно на любых устройствах, поддерживающих подключение к сети. В докладах и рефератах хранение информации представлено несколькими способами, наиболее эффективный из которых именно интернет.

Чтобы важные ведомости были всегда в зоне доступа, специалисты советуют сделать несколько копий и разместить их в хранилищах и на материальных носителях. Сбои программ, поломки могут навредить информации, поэтому, чтобы не потерять самое важное, необходимо придерживаться простых советов:

Назовите дописьменные формы передачи информации

  • Создание нескольких аккаунтов на разных облачных ресурсах поможет уберечь нужные данные от потерь. Желательно скопировать папку с информацией и разместить данные на компьютере. Если доступ к интернету будет ограничен, можно будет воспользоваться хранилищем на винчестере.
  • Использование дополнительных внешних устройств поможет сохранить необходимую информацию. Свой выбор лучше остановить на флеш-картах, так как поверхность дисков может поцарапаться, а тогда считать информацию с носителя будет тяжело.
  • «Облачные» сервисы предлагают премиум-аккаунты. Хотя эта опция платная, но, как показывает практика, помогает надёжно защитить информацию и увеличивает свободное пространство.

Благодаря возможности хранения информации люди могут делиться данными и передавать полезные сведения своим детям. Информацию можно использовать многократно без потери качества именно благодаря хранению на облачных ресурсах, передавать в сообщениях через социальные сети или пересылать по электронной почте. Интернет даёт возможность выбора не только в плане вариантов хранения, но и в отношении дальнейшего использования полученных данных.

Развитие информационных технологий в последнее время занимает основную часть работы учёных. Создаются новые варианты хранения информации, проводятся исследования разных нанотехнологических устройств, способных записывать и передавать большие объёмы данных.

Оцените статью
ЮнАрмия