- В. И. Румянцев (1835—1836)[1];
- С. И. Мофет (1837—1843)[1];
- Н. Г. Котельников (1844—1845)[1];
- П. Я. Семиков (1849)[1];
- А. Л. Токмачев (с 1852 по VIII.1853)[1];
- И. Н. Изыльметьев (с VIII.1853 по 1855)[1];
- М. П. Тироль (1856—1857)[1].
- Основные тактико—технические характеристики
- Пара слов о крейсере
- Фрегат «Аврора»
- Первое кругосветное плавание
- Оборона Петропавловска
- Второе кругосветное плавание
- Заключение
- Служба в мирное время
- Второе кругосветное плавание
- Участие в Крымской войне 1853—1856
- Первое кругосветное плавание
- Участие в обороне Петропавловска
- Участие в эвакуации Петропавловского гарнизона
- Участие в экспедиции Балтийского флота в датские воды в 1848—1850
- Александр Стрелов. Фрегат «Аврора», оборона Петропавловска-Камчатского и секретная карта Невельского
- Щедрин. Огненная кругосветка «Авроры»
Основные тактико—технические характеристики
- водоизмещение — 1940 тонн[2],
- длина — 48,52 метра[3],
- ширина — 12.6 м.[2],
- глубина трюма — 3,874 метра[3]
- осадка — около 4 м[2].
- Экипаж — 300 человек[2].
- Вооружение — 34 пушки (24-фунт.) и 24 карронады (24-фунт.)[3][2].
- Ботик Петра Великого // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — , 1890—1907.
- Доценко В. Д. История военно-морского искусства. (под ред. Куроедова В. И.). — М: Эксмо, 2003. — Т. 1: Галеры, парусники, броненосцы. — 832 с. — ISBN 5-699-04856-1 ~93.11.28 046
- Г. Щедрин. Огненная кругосветка «Авроры»
- Г. И. Щедрин «Петропавловский бой»
- А.Лопарев, Д. Лопарев. Военно-морской исторический справочник. Аврора
- Соотечественник в Скандинавии. Культурно-просветительный журнал. 14 ноября 2012. Юрий Кружнов. Несокрушимая Аврора.
- Стрелов А. Фрегат «Аврора», оборона Петропавловска-Камчатского и секретная карта Невельского // «Голоса ветеранов Тихоокеанского флота». ISBN 5-7711-0108-7. Сборник статей. — Санкт-Петербург: 2003. — 158 с.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Военная Россия. Парусный флот. Тип «Спешный» (Аврора). Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 А.Лопарев, Д. Лопарев. Военно-морской исторический справочник. Аврора. Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Фрегат «Аврора». Чертежи.. Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012.
- ↑ 1 2 3 Советская военная энциклопедия. Аврора.
- ↑ 1 2 3 4 Г. Щедрин. Огненная кругосветка «Авроры». Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 «Аврора» — имя, прославленное на века. Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012.
- ↑ 1 2 3 4 Соотечественник в Скандинавии. Культурно-просветительный журнал. 14 ноября 2012. Юрий Кружнов. Несокрушимая Аврора. Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012.
- ↑ История Нижнего Тагила от основания до наших дней.Аврора Демидова.(недоступная ссылка — история)
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Фрегат «Аврора», оборона Петропавловска-Камчатского и секретная карта Невельского. Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012.
«В половине первого часа пополудни с дальнего маяка подан был сигнал: вижу эскадру, состоящую из 6 судов; тогда в городе ударили боевую тревогу, на фрегат явился командир капитан-лейтенант Изыльметьев» Это строки из старинного корабельного журнала. Сами по себе они, может быть, не столь уж пристально приковывали бы внимание посетителей, если бы не пометка: «Фрегат «Аврора».
При слове «Аврора» в памяти возникает легендарный крейсер Великого Октября. Но чем же примечателен его «предок»?
В августовский день 1853 года из Кронштадта в далекое плавание уходил фрегат «Аврора». Его командир, капитан-лейтенант Иван Николаевич Изыльметьев, озабоченно посматривал на паруса, на палубу. Корабль водоизмещением в две тысячи тонн, имевший сорок четыре пушки, был уже не молод — он почти два десятка лет бороздил моря. Правда, недавно фрегат прошел капитальный ремонт, но корпус-то не заменишь. А путь предстоял далекий — через Атлантический и Тихий океаны к дальневосточным рубежам России.
Командир фрегата надеялся на выучку и выносливость экипажа — все триста человек были настоящими моряками, не раз встречавшимися с самыми злыми штормами. А те не сомневались в искусстве и мужестве Изыльметьева.
Атлантика встретила «Аврору» жестокой бурей. Фрегат кренился так, что под водой скрывались бортовые ограждения, рвались паруса.
Обогнув мыс Горн — самую южную точку Южной Америки, — «Аврора» весной 1854 года зашла в перуанский порт Кальяо. Моряки радовались предстоящему отдыху. К тому же фрегат нуждался в починке корпуса, обтяжке такелажа, пополнении запасов провизии и пресной воды.
В Кальяо стояла тогда англо-французская эскадра. Это насторожило экипаж «Авроры». Моряки узнали, что между Россией и Турцией прерваны дипломатические отношения, вот-вот начнется война и, уж конечно, Англия и Франция выступят на стороне Оттоманской империи. А они-то, оказывается, уже объявили войну России и командующий соединенной эскадрой контр-адмирал Девис Прайс получил приказ найти и уничтожить «Аврору», затем двинуться на Камчатку, захватить Петропавловск, разорить русские поселения на берегах Тихого океана.
Прайс потирал руки: русский фрегат сам пришел в плен. Уединившись со своими офицерами, адмирал обдумывал, как быстро захватить «Аврору». Эти русские, конечно, «по-доброму» не сдадутся, надо взять их врасплох.
На внешний рейд был послан вооруженный пушками пароход «Вираго» — отрезать путь фрегату, если тот решит вырваться в океан. Прайс был уверен — этого не произойдет: Атлантика здорово покорежила «Аврору». С таким такелажем фрегат не проплывет и сотни миль. А провизия, вода?
Ночью матросы «Авроры» выбрали якорь, спустили на воду десятивесельные шлюпки. Гребцы тихонько погрузили весла в воду, налегли что было силы и начали буксировать фрегат за пределы рейда. Медленно, медленно исчезали силуэты неприятельских судов. Но вот они скрылись, «Аврора» поставила все паруса и как растворилась во мраке.
Фрегату предстояло пройти более девяти тысяч миль.
На Тихом океане бесились тайфуны. «Аврора» зарывалась бушпритом в волны, с трудом взбиралась на высокие водяные горы. Корабль содрогался от страшных ударов волн, корпус давал течь, моряки и день и ночь откачивали воду, заделывали разошедшиеся пазы.
Кончались сухари и солонина. Воды выдавалось по кружке в день.
Людей косила цинга. Тринадцать раз приспускался на мачте флаг, тринадцать авроровцев нашли свою могилу в морской пучине.
Но моряки не сдавались. Опухшие от голода, больные, они сутками не слезали с раскачивающихся над океанской бездной мачт, ремонтируя поврежденный штормами такелаж.
Так продолжалось долгих шестьдесят дней. Когда показался Петропавловск-Камчатский, более двухсот человек не могли встать. Бледный, еле державшийся на ногах Изыльметьев доложил командиру порта:
— Фрегат «Аврора» прибыл для защиты земли русской!
Фрегат почти опустел: жители взяли больных домой, кормили свежим мясом, овощами, дикими ягодами. Вскоре матросы вернулись на корабль.
«Аврора» встала у входа в гавань. Двадцать два орудия левого борта были изготовлены для стрельбы по кораблям противника, а двадцать две пушки правого борта перетащили на берег: они встретят врага на подходе к бухте.
Качаясь на океанской зыби, корабли шли двумя колоннами: первую возглавлял английский 52-пушечный «Президент» под флагом контр-адмирала Прайса; вторую — французский 60-пушечный «Форт» под флагом контр-адмирала Феврие де Пуанта.
Коварный Прайс попытался обмануть русских. Пароход приступил к промеру глубин, но когда к нему направился катер, полным ходом бросился наутек.
На следующий день вражеские корабли открыли шквальный огонь по порту. Прайс, сидя в своей роскошной каюте, находившейся в корме «Президента», ждал, когда защитники города выкинут белый флаг.
Петропавловск ответил ядрами. Больше всего досталось «Президенту»: у него разворотило корму, сбило мачту с адмиральским флагом.
Эскадра поспешила уйти в открытое море.
А Прайс, мечтавший одним ударом разделаться с русскими, был или убит ядром, или пустил себе пулю в лоб — так сообщали сами англичане.
Командование эскадрой принял де Пуант.
— Высадить десант! — распорядился он. — Морская пехота, вперед!
Английские морские пехотинцы в красных мундирах деловито прикрепляли к кожаным поясным ремням металлические наручники. На палубах так и позвякивало, словно бы в тюрьме.
Когда шлюпки направились к берегу, заговорили пушки «Авроры». Снаряды рвались в самой гуще десанта. И морская королевская пехота не выдержала, откатилась.
Утром 24 августа в наступление пошло около тысячи пехотинцев и моряков. Установленные на берегу пушки «Авроры» открыли огонь. Врагу удалось вывести из строя прислугу одного из орудий. Тогда к пушке встал командир батареи лейтенант Александр Максутов. Тяжело раненный, он нашел силы зарядить орудие и метким выстрелом потопить большой катер с десантом.
Захватчики, пользуясь численным преимуществом, напирали. Им удалось занять Никольскую гору, господствующую над портом. Над Петропавловском нависла смертельная опасность.
— Матросы — на берег! — приказал Изыльметьев. — В атаку!
Три отряда авроровцев сошли с фрегата и, поддерживаемые огнем его пушек, яростно бросились на врагов. Они разили их пулями, кололи штыками, сбрасывали с крутых склонов. Над горой гремело «ура». Бросая оружие, десантники в панике устремились к шлюпкам.
Берег был усеян ружьями, саблями, кинжалами. А под кустами валялось грязное полотнище — флаг английской морской пехоты.
Потеряв около четырехсот человек убитыми и ранеными, вражеская эскадра ушла в океан.
Россия восхищалась подвигом фрегата «Аврора».
И не только Россия.
«Борт одного только русского фрегата и несколько батарей оказались непобедимыми перед соединенною морской силой Англии и Франции, и две величайшие державы земного шара были осилены и разбиты небольшим русским поселением», — писал английский журнал «Юнайтед сервис мэгэзин».
А в 1901 году в Петербурге сошел на воду крейсер. Моряки решили увековечить память фрегата, имя его перешло к новому крейсеру. Отлили круглую бронзовую доску, прикрепили ее к надстройке. Надпись на доске гласила: «Авачинская губа. 24 августа 1854 года».
Прошло много лет. На флаге крейсера «Аврора» появились изображения орденов Красного Знамени и Октябрьской Революции. Имя крейсера с любовью произносят трудящиеся всех стран. Со всех концов планеты на него идут подарки, изготовленные руками простых людей.
На корабле создан музей. В нем не хватало лишь модели фрегата «Аврора». Моряки готовились ее сделать, как из Греции пришла посылка. Когда ее вскрыли, перед глазами предстала искусно выполненная модель героического фрегата. Ее изготовили в тюрьме греческие коммунисты и тайком от полиции переправили своим друзьям на волю. Они поручили им во что бы то ни стало доставить подарок на революционный крейсер, подвиг которого вдохновляет их на борьбу за свободу и счастье своего народа.
Николай Андреевич Бадеев, «Принимаю бой», 1973г.
Фрегат «Аврора» не является символом эпохи, как его легендарный потомок крейсер «Аврора». Но как же редко потомки могут достичь славы своих предков!
Пара слов о крейсере
Нет, ничуть не умаляю значение крейсера, но давайте посмотрим на его именно боевое прошлое, ведь настоящая слава зарождается в бою.
Но не это боевое дело сделало крейсер легендарным. В октябре 1917 года был сделан холостой выстрел по Зимнему дворцу. Вот тот самый повод для легенды. Символ эпохи и её же памятник.
Ну и напоследок стоит отметить, что если кто-то думает, что крейсер получил своё имя в честь богини утренней зари, то он заблуждается. Имя «Аврора» крейсер получил по старой морской традиции в честь своего героического предшественника — парусного фрегата «Аврора».
Вот об этом фрегате я и хочу рассказать.
Фрегат «Аврора»
Парусный фрегат «Аврора» был заложен 23 ноября 1833 года на Охтенской верфи.
Насчёт имени «Аврора» тоже не всё так однозначно. С одной стороны, по тогдашней моде, фрегат получил своё имя в честь римской богини утренней зари Авроры. Но с другой — император Николай I, выбирая имя из представленного на утверждение списка вариантов, повелел назвать новый корабль «в честь одной из самых красивых женщин Петербурга» — Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной, фрейлины императрицы Александры Фёдоровны.

Первое кругосветное плавание
21 августа 1853 года фрегат «Аврора», под командованием капитан-лейтенанта Ивана Николаевича Изыльметьева, вышел из Кронштадта на Дальний Восток по маршруту Копенгаген — Христианзанд — Портсмут — Рио-де-Жанейро — м. Горн — Кальяо — Бухта Де-Кастри для усиления эскадры вице-адмирала Е. В. Путятина.

Нелёгким было это плаванье — мели, шторма, серьёзные повреждения — всё было. Но особенно тяжело дался переход вокруг мыса Горн, прозванного моряками кладбищем кораблей. Почти двадцать дней встречные штормовые ветры препятствовали выходу в Тихий океан. Несколько человек тяжело заболели цингой (8 матросов умерли, 35 тяжело болели), фрегат нуждался в срочном ремонте: в очередной раз потекли палубные пазы, ослабел такелаж, на исходе были вода и провизия. Но когда казалось, что уже нет никакой надежды пройти мыс Горн, подул попутный ветер и фрегат, поставив все паруса, миновал это кладбище кораблей, а на двадцатый день вошёл в перуанский порт Кальяо.
Русская смекалка

Изыльметьев, тоже зная о скором начале войны, ускорил подготовку «Авроры» к переходу в российские моря, хотя внешне казалось что корабельные работы шли по обычному распорядку и русский фрегат, судя по всему, не торопился уходить.
Но это была только видимость. Выручила русская смекалка. В ночь на 14 апреля 1854 года, в сильный туман, с «Авроры» были спущены на воду семь десятивёсельных шлюпок. В полной тишине был выбран якорь, на шлюпки поданы буксиры, и, чтобы не ставить парусов и не разворачивать корабль носом, на тросах и с помощью вёсел отбуксировали фрегат в открытое море. Вскоре туман скрыл дозорное английское судно. «Аврора» подняла паруса и исчезла в океане прежде, чем неприятель сообразил, что произошло и смог послать за ней погоню. А через неделю пришло официальное известие, датированное 28 марта(!), о том, что уже объявлена война России.
Последний переход был очень тяжелым. Как только «Аврора» вышла из тропиков, она попала в полосу жестоких ветров с непрерывными шквалами и фрегат часто черпал бортами. Во время плавания на «Авроре» было много заболеваний. Первые признаки цинги появились ещё в Рио-де-Жанейро, у мыса Горн появилась дизентерия. На переходе из Кальяо в Петропавловск умерло 13 человек. Заболел и сам Изыльметьев и 12 июля 1854 года сдал командование фрегатом старшему офицеру, капитан-лейтенанту Михаилу Петровичу Тиролю. По приходе в Петропавловск с фрегата было свезено на берег и отправлено на лечение на горячие ключи в деревню Паратунку 196 человек. На фрегате практически не было ни одного здорового человека. При этом специальное обследование показало, что «гигиенические условия, как оказалось, были на фрегате соблюдены вполне».
Переход из Кронштадта в Петропавловск «Аврора» совершила за 198 дней плавания под парусами. Самый длительный переход, из Кальяо в Петропавловск протяженностью в 9000 миль без захода в порты, был совершен в рекордно короткий срок — 66 дней.
Оборона Петропавловска

Василий Степанович Завойко, который не так давно занял пост губернатора Камчатки, незамедлительно выступил перед народом. В своем обращении он взывал собрать всю волю в кулак и биться с врагом до последнего вздоха, не щадя своей жизни. Он утверждал, что искренне убежден в победе великого русского народа. Что не дрогнут наши доблестные воины, увидев численность вражеских войск и орудий.
Несмотря на тяжёлое положение, сложившееся на фрегате, команда сразу же включилась в подготовку Петропавловского порта к обороне. Орудия правого борта были сняты и переданы на береговые батареи, что позволило небольшому гарнизону порта создать артиллерийскую систему обороны.
Утром 17 августа у входа в Авачинскую губу появилась неприятельская эскадра в составе 2 английских фрегатов и пароходофрегата, французских фрегата, корвета и брига (всего 236 орудий) с 2,5-тысячным экипажем и десантом под командованием английского контр-адмирала Девида Прайса и французского контр-адмирала Феврие де Пуанта. Попытки английского 6-пушечного парохода «Вираго» провести разведку в гавани были отражены метким огнём «Авроры», «Двины» и батареи № 2.
Первый штурм
Второй штурм
20 августа, после мощного артиллерийского обстрела, противник предпринял вторую попытку и высадил ещё 600 человек десанта. Однако, видимо первый урок был достаточно ярок — пробыв на берегу всего несколько минут и завидев отряд защитников Петропавловска (130 человек), шедший в контратаку, даже не вступив в боевое соприкосновение, десант бежал обратно на суда эскадры.
Третий штурм
24 августа, после мощного артиллерийского обстрела русских береговых батарей и кораблей, контр-адмирал Де Пуант высадил около 950 человек десанта. Вскоре союзникам удалось захватить на берегу несколько важных высот, в том числе сопку Никольскую. Отсюда они начали обстреливать из ружей «Аврору» и батарею на перешейке.
В критический момент сражения с фрегата «Аврора» высадились 3 десантные команды. Кульминацией сражения стал штыковой бой 350 русских стрелков и моряков с “Авроры” и “Двины” с почти втрое превосходящими силами десанта. В коротком, но жестоком бою враг был сброшен с Никольской сопки в море. К полудню сражение закончилось полным поражением соединенной эскадры. Среди захваченных трофеев были знамя полка английской морской пехоты, оружие и кандалы, предназначавшиеся для пленных. Потери противника составили около 400 человек, в том числе 273 убитых, среди которых оказался начальник десанта капитан Паркер.
Рано утром 27 августа 1854 года вражеская эскадра ушла в открытое море.
Второе кругосветное плавание
После ухода из Петропавловска фрегат «Аврора» находился в устье Амура до заключения мира. Получив предписание вернуться на Балтику, фрегат под командованием М. П. Тироля вышел из устья Амура, взяв курс на Тихий океан. 9 октября 1856 от м. Лазарева вышел в Россию по маршруту зал. Де-Кастри — Корейский пролив — Гонконг — Сингапур — Зондский пролив — мыс Доброй Надежды — остров Св. Елены — Шербур — Копенгаген — Кронштадт. Переход с Дальнего Востока был не менее трудным, чем путь туда, во время штормов в Японском море, Индийском и Атлантическом океанах крен достигал более 40°.
Но самым примечательным этого похода было то, что фрегат «Аврора» — последней из русских военных парусников совершивших в середине XIX столетия кругосветное плавание.
А в общей сложности кругосветный переход «Авроры», закончившийся в Кронштадте 1 июня 1857 года, длился три года девять месяцев и 21 день.
Заключение
8 апреля 1861 фрегат «Аврора» был исключён из списков судов Балтийского флота и продан на слом, при этом имя фрегата по традиции перешло к крейсеру I ранга, который мы теперь знаем, как крейсер «Аврора».
Вот такая маленькая, но героическая история фрегата, 28 лет честно служившего России.
Служба в мирное время
- В 1836 находился в практическом плавании в Балтийском море.
- 3.7.1836 на Кронштадтском рейде участвовал в торжественной встрече Балтийским флотом ботика Петра I[1].
- С 1837 по 1843 ежегодно в составе отряда контр-адмирала Ф. П. Литке находился в плаваниях в Балтийском море для практики генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича[1].
- В 1844 ходил в Англию.
- В 1845 находился в практическом плавании в Финском заливе.
Второе кругосветное плавание
«Я позволю себе привести один главнейший пример-это фрегат „Аврора“, под командою Изыльметьева. Метеорологический журнал этого фрегата веден был с замечательной подробностью. От самого Кронштадта и до Петропавловска наблюдения метеорологические производились ежечасно, журнал столь же добросовестно велся и далее — в Петропавловске, и это не помешало экипажу фрегата „Аврора“ проявить замечательное самоотвержение и мужество при обороне этого порта. В метеорологическом журнале этого фрегата за 1854 г. по этому случаю есть замечательно красноречивая запись, что с 20 августа по 1 сентября (ст. ст.) метеорологических наблюдений не производили по случаю военных действий. Но как только военные действия окончились, на фрегате вновь принялись за свои правдивые метеорологические записи».
Кругосветный переход «Авроры» закончился в Кронштадте 1 июня 1857 г. Три года девять месяцев и 21 день продолжался дальневосточный поход фрегата.
Участие в Крымской войне 1853—1856
Первое кругосветное плавание
- 27 августа 1853, проходя мимо шведского местечка Треллеборг, фрегат коснулся мели, но уже 29 августа был снят двумя шведскими военными пароходами и 30 августа стал на якорь в Копенгагене[11];
- 3 сентября 1853 «Аврора» перешла в Хельсингёр, а 4 сентября была выведена датским буксирным пароходом в море[11].
- В ночь на 15 сентября 1853 в Северном море фрегат испытал жесточайший шторм, во время которого поломало 10-весельные катера и фрегату были нанесены серьезные повреждения, вынудившие его зайти в норвежский порт Кристиансанд[11].
- С 3 октября по 25 ноября 1853 фрегат исправлял повреждения в Портсмуте[11].
Участие в обороне Петропавловска
«Пайк» на Спитхедском рейде, 1836 год
- Утром 17 августа у входа в Авачинскую губу появилась неприятельская эскадра в составе: 2-х английских фрегатов («Президент» (англ.); «Пайк») и пароходофрегата «Вираго» (англ.), французских: фрегата «Ля-Форт», корвета «Евридика» и брига «Облигадо» (всего 236 орудий) с 2,5-тысячным экипажем и десантом под командованием английского контр-адмирала Дэвида Прайса и французского контр-адмирала Феврие де Пуанта[5][10].Попытки английского 66-пушечного парохода «Вираго» прорваться в гавань были отражены метким огнем «Авроры», «Двины» и батареи № 2.[5][7].
- В ходе отражения штурмов (18—24 августа 1854) Петропавловского порта англо-французской эскадрой фрегат получил серьезные повреждения: ядром была пробита грот-мачта, перебит такелаж, повреждены пушки[1].
Участие в эвакуации Петропавловского гарнизона
- 5 апреля 1855 г. «Аврора» вместе с корветом «Оливуца», транспортами «Двина» и «Байкал» и ботом «№ I» вышла из Петропавловска в устье Амура[11].
- К 5 мая все суда этого отряда собрались в заливе Де-Кастри[11].
- 8 мая 1855, в море показалась группа кораблей противника (фрегат «Сибилл» (40-пуш.), винтовой корвет «Хорнет» (17-пуш.) и бриг «Биттерн» (12-пуш.)[10]). Корвет «Оливуца» был обстрелян[11] фрегат «Аврора» встал по диспозиции для боя, но противник от боя уклонился и ушел в море[1].
- С 19 по 24 мая 1855 все суда подошли к мысу Лазарева, на котором находилась артиллерийская батарея.
- 22 июня эта батарея была снята, и все суда вошли в устье Амура. Здесь фрегат оставался до конца войны[11].
Участие в экспедиции Балтийского флота в датские воды в 1848—1850
- 23 мая 1848 вышел из Ревеля к берегам Дании для усиления 3-й дивизии контр-адмирала И. П. Епанчина, находившейся у острова Мэн. Крейсировал с дивизией у входа в пролив Малый Бельт, у островов Мэн и Рюген[1].
- 22 августа 1848 вместе с дивизией ушел от берегов Дании и 1 сентября 1848 вернулся в Кронштадт.
- В 1849 находился в Кронштадтском порту.
- Тимберован в Кронштадте в 1851[1].
- В 1852 находился в практическом плавании в Финском заливе.
Александр Стрелов. Фрегат «Аврора», оборона Петропавловска-Камчатского и секретная карта Невельского
Пока дипломаты не исчерпали своих возможностей, “Аврора” проскользнула мимо английских и французских берегов. 1854 год экипаж встретил в южном полушарии, а 13 марта фрегат завершил многотрудное огибание мыса Горн. “Аврора”, подхваченная попутным течением и ровным пассатом от юго-запада, на двадцатый день пришла в перуанский порт Кальяо.
Предстоял отдых команде, пополнение провизией, а главное — ждали из Петербурга почту. Неожиданностью явилось наличие в бухте английского и французского фрегатов под адмиральскими флагами. Став на якорь в отдалении от них, с “Авроры” спустили шлюпку. Капитан-лейтенант Изыльметьев отправился наносить положенные визиты.
Английский контр-адмирал Д.Прайс на фрегате “Президент” был сдержан до холодности. Иван Николаевич убыл от него с тяжестью на сердце. Француз де Пуант на “Ла Форте” принял русского командира любезно и весьма вежливо. Оба адмирала нанесли ответные визиты. Это смягчило настороженность Изыльметьева. Он не знал того, что знали уже оба адмирала: Россия более месяца воевала с Турцией. Англичанин Прайс настаивал захватить русский фрегат, но Де Пуант, ссылаясь на отсутствие официальных известий о начале войны их государств против России, считал враждебные действия недопустимыми. Ждали официальную депешу. Об этих переговорах на “Авроре” не знали.
В полученных письмах Морское министерство уведомляло Изыльметьева о возможном скором разрыве отношений между Россией и Англией. Но эти письма из Петербурга ушли в первой половине февраля, а за два месяца могло многое измениться. Тем не менее Изыльметьев ускорил подготовку “Авроры” к переходу в российские моря, хотя корабельные работы, казалось, шли по заеденному распорядку. Русский фрегат, судя по всему, не торопился уходить. Но это была только видимость.
14 апреля раннее утро начиналось низовым туманом. Когда взошло солнце, в разрывах туманной пелены англичане и французы разглядели в подзорные трубы, что в несколько минут матросы “Авроры” поставили паруса и быстро подняли якорь. Корабль выполнил поворот и скрылся за горизонтом.
Контр-адмирал Д.Прайс был взбешён: лёгкая добыча ускользнула. Негодование на сподвижника-француза усилилось, когда через две недели пароход “Вираго” привёз официальное известие, датированное 28 марта, о том, что уже объявлена война России.
Лишь через три недели после ухода “Авроры” фрегаты смогли приступить к погоне. Тщетно они искали русский фрегат среди тихоокеанских островов. “Аврора” исчезла. Русский капитан-лейтенант перехитрил двух контр-адмиралов. Этого Прайс ему, а главное себе, простить не мог.
“Аврора” тем временем шла на северо-запад. Пассат был весьма свежим. Фрегат черпал бортами. В помещениях стало сыро и холодно. Начали болеть цингой. На пути из Кальяо умерли тринадцать человек. Заболел и сам командир. За шестьдесят шесть суток, пройдя без заходов в порты 9000 морских миль, “Аврора” 19 июня пришла в Петропавловск. 196 больных свезли в береговой госпиталь. Через два месяца после их выздоровления и ремонта фрегата планировали 18 августа выйти в крейсерство по Охотскому морю и в устье Амура. Но события развернулись иначе.
Главный командир Петропавловского порта Василий Степанович Завойко 14 июля 1854 года уведомил командира “Авроры” о том, что получил от американского консула известие: Россией объявлена война Англии и Франции. Из Англии отправлен пароход, чтобы сформировать эскадру для блокады российских портов в Тихом океане.
Завойко приказал: “быть в совершенной готовности отражать нападение неприятельских судов”. Небольшой гарнизон за время пребывания “Авроры” в порту с помощью части её пушек, установленных на быстро построенных батареях, смог создать артиллерийскую систему обороны.
17 августа объединённая англо-французская эскадра пришла на рейд Петропавловска. Пароход, четыре фрегата, корвет и бриг были в её составе. Утром на
следующий день дождь перестал, заштилело. Контр-адмирал Д.Прайс решил лично на пароходе “Вираго” осмотреть и оценить оборону порта. И, хотя пароход шёл под американским флагом, вышедший навстречу русский лоцман понял: это — противник.
Первым, кто осознал трагическую значимость упущенных двух месяцев, потерю внезапности нападения и вообще сомнительность победы над русскими, оказался сам Прайс. Он знал, что ему в Англии не простят просчётов и медлительности, а также того, что ещё в июне он упустил “Аврору”. 18 августа вечером противники впервые обменялись несколькими артиллерийскими выстрелами. Через сутки адмиралы решились высадить 600 человек десанта. Защитники держались почти восемь часов, и десант с наступлением сумерек вернулся на суда. Нервы адмирала Паруса всего этого не выдержали. Он застрелился.
Вторым штурмом Петропавловска командовал французский контр-адмирал Де Пуант. Он 24 августа после мощного артиллерийского обстрела русских береговых батарей и кораблей высадил около 700 человек десанта. В итоге жестокого боя противник потерял ранеными и убитыми более 400 человек и отошёл на свои суда, сильно повреждённые русской артиллерией.
Трое суток противник ремонтировал всё, что можно. Утром 27 августа, нестройно став под паруса, эскадра убыла.
В Петербург из Петропавловска были отправлены письма и донесения о победе и потерях.
Опыт обороны лёг в основу укрепления артиллерийских позиций. Лихорадочные работы продолжались всю осень, ведь повторной атаки порта ожидали в любое время.
Гарнизон торопился и в обустройстве к приближающейся зиме. Строили крытые батареи с ходами сообщения, три большие казармы, три офицерских домика. На зимовку пришли транспорты “Иртыш” и “Байкал”, корвет “Оливуца” и два бота.
Зима прошла спокойно. Заволновались все 3 марта 1855 года, когда есаул Мартынов от губернатора Восточной Сибири привёз распоряжение о срочной эвакуации всех жителей, гарнизона и имущества. Англо-французская эскадра теперь уже в 26 кораблей готовилась к нападению на порт.
Пункт эвакуации знал только В.С.Завойко. Его за боевые действия прошлого года удостоили чина контр-адмирала о ордена Святого Георгия lll степени. Награды были объявлены и многим отличившимся в тех боях. Но всё это не радовало.
За месяц тяжёлых трудов из-под снега отрыли пушки, ядра. Сняли со строений оконные рамы, двери и даже дверные петли. Ещё шла погрузка имущества и жителей на корабли, а мужчины длинными продольными пилами пропиливали во льду канал. По нему тяжело гружёные суда к 4 апреля вывели на чистую воду. Безоружные транспорты “Иртыш” и “Байкал” ушли первыми. Через два дня, забрав остатки гарнизона, вышли в путь фрегат “Аврора”, корвет “Оливуца”, бот № 1 и транспорт “Двина”. Командирам назначили встречу в бухте Де-Кастри.
Эскадра противника, выждав, когда в середине апреля лёд отступил, пришла в Петропавловск. Удивлению англичан не было границ: “маленькая русская эскадра”, зимовавшая здесь, исчезла. На берегу виднелись обезлюдевшие бревенчатые стены жилищ, но английский адмирал Стирлинг жаждал морской победы.
Эскадра Эллиота поднялась на север до бухты Де-Кастри и возле её южного мыса, не поднимая национальных флагов, отдала якоря. Погода была премерзкая. Туман и дождь просветлели ранним утром 8 мая. Удивительно и страшно стало Эллиоту: он рассмотрел в подзорную трубу невдалеке неизвестную эскадру. Во фрегате опознали “Аврору”, поблизости от неё — 20-пушечный корвет “Оливуца” и 10-пушечный транспорт “Двина”. Транспорты “Иртыш” и “Байкал” и бот №1 пушек не имели, на них было 282 пассажира, но этого англичане не знали.
Коммодор Эллиот отправил корвет за распоряжениями в Хаккодате, в Японию, к адмиралу Стирлинг, а сам на бриге с фрегатом блокировал, как он считал, русскую эскадру. Теперь-то уж она была в западне!
В.С.Завойко местные жители известили, что лиман у мыса Лазарева чист ото льда. Мыс Лазарева от залива Де-Кастри недалеко к северу. Там берега Татарского пролива сужались, оставляя узкий проход между материком и островом Сахалин. То. Что Сахалин — остров, ещё в 1848-1849 годах установил капитан-лейтенант Г.И.Невельской. И карта была в 1848 году оттиснута. И глубины в проливе промеряны и обозначены. Только русские эту карту держали в секрете. Англичане же считали Татарский пролив заливом.
Надолго хватило английскому парламенту разбираться во всех ошибках адмиралов. В феврале 1856 года состоялись в Лондоне парламентские прения. Одни считали, что Эллиот верно поступил, не нападая на русских в незнакомом заливе. Другие Эллиота и Стирлинга обвиняли в трусости, потере бдительности, чем они позорно унизили и обесчестили британский флот. Требовали подвергнуть их военному суду. И только один выступающий с наивной простотой сказал, что “Эллиот просто не знал, что есть проход на север” из Татарского пролива в устье Амура.
Русские моряки умели хранить государственную тайну.
Щедрин. Огненная кругосветка «Авроры»
Фрегат был построен в 1835 году
на Охтинской верфи в Петербурге под
руководством корабельного инженера
Ивана Афанасьевича Амосова, будущего генерала и члена Адмиралтействсовета. Водоизмещение корабля приближалось к 2000 тонн, длина к 160
футам, а вооружение состояло из
44 пушек с 24-фунтовыми ядрами.
«Аврора» последней из русских военных парусников совершила в середине
XIX столетия замечательное кругосветное плавание под командованием Ивана Николаевича Изыльметьева.
Капитан-лейтенант И. Н. Изыльметьев, после окончания морского корпуса, с 1830 года плавал на кораблях
Балтийского флота. В 1849-м, командуя военным транспортом «Або», обратил на себя внимание образцовой
постановкой дела на судне и был назначен вначале командиром корвета,
а в 1853 году — «Авроры» и послан
на ней вокруг мыса Горн на Дальний
Восток сменить устаревший фрегат
«Паллада» из экспедиции вице-адмирала Е. В. Путятина.
На «Авроре» воспиталась целая
плеяда замечательных моряков. На
ней в течение девяти лет служил Геннадий Иванович Невельской, ставший
впоследствии адмиралом, кругосветным мореплавателем, исследователем
юго-западной части Охотского моря,
низовьев Амура и Татарского пролива.
Во время перехода на фрегате находились гардемарин Константин Федорович Литке, произведенный за отличие на корабле в мичманы, позже
он дважды обогнул земной шар, стал
видным путешественником и географом. Мичман Николай Алексеевич
Фесун тоже за отличие получил чин
лейтенанта, жизнь связал с морем, ходил в кругосветку, а в 1860—1862 годах на винтовой лодке «Морж» перешел из Кронштадта в Тихий океан через Магелланов пролив, составил его
подробное описание.
На «Авроре» служили и другие
прекрасные моряки, и не удивительно,
что крейсер во всех отношениях стал
одним из образцовых кораблей военного флота.
А пока в Кальяо шел традиционный обмен любезностями и визитами
между офицерами встретившихся в
порту кораблей, из Лондона спешил
быстроходный винтовой фрегат с приказом английскому и французскому
адмиралам: силами их соединенной
эскадры найти и уничтожить фрегаты
«Аврору», «Палладу», транспорт «Двину» и приступить к разорению русских берегов в Тихом океане.
«Аврора» оказалась в ловушке. Из
нее нужно было вырваться. Авроровцы
сумели это сделать. Ночью на море
пеленою лег туман. Воспользовавшись
им, при полном штиле, соблюдая абсолютную бесшумность, выбрали якорь,
на воду спущены семь десятивесельных шлюпок и ими начата буксировка
фрегата за пределы гавани. Сделали
это моряки с исключительным мастерством. «Аврора», уйдя с видимости,
подняла паруса и исчезла в океане.
19 июня 1854 года «Аврора» отдала якорь в Авачинской бухте против
мыса Сигнального и была восторженно
встречена жителями и гарнизоном Петропавловска. Фрегат закончил свой
198-суточный поход через два океана.
Соединенная англо-французская
эскадра ожидалась у Камчатки со дня
на день. Экипаж и 44 крупнокалиберные пушки «Авроры» намного усилили оборону далекой российской окраины. Петропавловск вместе с 350 человеками команд фрегата и военного
транспорта «Двина» насчитывал всего
926 защитников города при 68 корабельных и береговых орудиях, включая сюда и старые шестифунтовые.
Фрегат и транспорт встали в гавани
на шпринги, что обеспечивало им
стрельбу по морскому противнику
одним бортом, а пушки другого борта были сняты для установки их на
береговых батареях. На укомплектование артиллерийской прислуги «Аврора» выделила порту более 60 комендоров и трех командиров батарей. Оборону полуострова и города возглавил генерал В. С. Завойко.
Английский адмирал Дэвис Прайс,
подняв для маскировки американский
флаг на пароходе «Вираго», сам провел разведку Авачинской бухты. Но
маскарад с флагом ему не удался,
авроровцы узнали старого знакомого.
Первыми выстрелами с неприятельской эскадрой «Аврора» и береговые батареи обменялись в 16.45 на
следующий день. Такой обмен «любезностями» союзникам не понравился, и они почли за благо выйти из
зоны обстрела. 19 августа противник
вел огонь с самых дальних дистанций
с большими недолетами, и фрегат ему
не отвечал. Зато 20-го англо-французы предприняли решительную атаку
на батареи и корабли — пытались
штурмовать город. Несмотря на многократное превосходство в артиллерии,
высадку десанта, десятичасовой ураганный обстрел и непрерывный поиск
слабых мест в обороне, неприятель не
добился успеха.
С рассветом 24 августа под прикрытием утреннего тумана эскадра
противника вновь подошла к берегу
и открыла ураганный огонь по батареям.
Ценою больших потерь противнику удалось уничтожить одну батарею,
высадить два десанта общей численностью 900 матросов и морских пехотинцев, занять господствующую над
портом высоту — сопку Никольскую
и обстрелять «Аврору» и «Двину».
В контратаку пошли вместе с солдатами и матросами-петропавловцами
отряды моряков фрегата под командой Николая Фесуна, Дмитрия Жилкина и лейтенанта Пилкина. Авроровцы сбросили десант в море.
К полудню сражение закончилось
полным поражением соединенной эскадры врага.
О ФРЕГАТЕ АВРОРА.
ЕЩЕ НАПИШУТ КНИГИ.
ОН ДОТОЕН ЭТОГО
И ОГНЕННЫМ ПУТЕМ СВОИМ.
И ДОБЛЕСТЬЮ ЭКИПАЖА,
И ВЕРНОСТЬЮ ФЛАГУ.
Адмирал флота
Советского Союза
И. С. Исаков.
Фрегат «Аврора»
в своем легендарном рейде.
С картины
А. Боголюбова.
Взятие пароходом-фрегатом «Владимир»
под командованием Г. И. Бутакова парохода «Перваз-Бахри».
С литографии А. Боголюбова.
Вперед
Оглавление
Назад