- История происхождения и тенденции употребления понятия «формат» в современном информационном поле. Типология форматов радиостанций, подготовка контента к эфиру. Характеристика основных телеканалов на российском медиарынке, механизмы их функционирования.
- Определение понятия телеформата в российском законодательстве. Анализ международной практики защиты телевизионных форматов. Пути обеспечения авторского права на постановочный сценарий, фонограммы и компьютерную графику. Проблемы нелегального копирования.
- Определение, типы и основные характеристики
- Определение понятия, основные свойства и элементы
- ИсторияПравить
- Региональное HD-вещаниеПравить
- ЛитератураПравить
- Советский период (1931—1991)
- Российский период (с 1991 года)
- Список действующих каналовПравить
История происхождения и тенденции употребления понятия «формат» в современном информационном поле. Типология форматов радиостанций, подготовка контента к эфиру. Характеристика основных телеканалов на российском медиарынке, механизмы их функционирования.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Определение понятия телеформата в российском законодательстве. Анализ международной практики защиты телевизионных форматов. Пути обеспечения авторского права на постановочный сценарий, фонограммы и компьютерную графику. Проблемы нелегального копирования.
Формат российских телеканалов
Формат — это технологическое понятие. Понятие «телевизионный формат», или «формат телепередачи или телешоу», не имеет в российском законодательстве нормативного определения и применяется в области телевидения в понимании, сформированном обычаями делового оборота и международной практикой. телеформат авторский фонограмма
На практике под телеформатом понимается совокупность сведений и материалов, определяющих творческую концепцию произведения (телепрограммы, шоу, игры и т. д.) и существенные элементы ее практической реализации, включая описание сюжетных линий (идей), правил проведения программы, типов ведущего (ведущих) и иных персонажей, манеры их поведения, хронологической последовательности действий и событий, деталей декораций и сценографии, музыкальное сопровождение, хронометраж и иные творческие и технические элементы телевизионной программы.
Формат представляет собой художественную концепцию программы, включающую сценарий или сценарный план исходного произведения (программы), описание существенных элементов (в том числе декорационных и сценографических), способов и приемов ее создания.
Применительно к телевидению понятие «формат» изначально затрагивало только технические параметры: хронометраж передачи, способ передачи сигнала (HDTV, DVB-T, HD DVD), но постепенно формат обретает и качественные характеристики.
Тема форматов становится для нашей страны все более актуальной, так как российские телеканалы не только в большом количестве приобретают форматы, но и сами являются их экспортерами.
При этом, несмотря на очевидно существующий активный рынок форматов, четкого определения, что же это такое, не существует. А решения судов относительно форматов носят зачастую хаотичный и непредсказуемый характер, приводя к созданию конфликтующих и сложных в применении стандартов.
Имеется две основные точки зрения на формат. Во-первых, что это идея, концепция, стилистика и структура передачи, которые не подлежат охране, согласно ГК РФ. Во-вторых, что это некая совокупность охраняемых и неохраняемых объектов и, соответственно, формат можно защищать.
К охраняемым объектам формата относятся оригинальный и постановочный сценарии, фонограммы, оригинальные музыкальные произведения, дизайн, компьютерная графика, персонажи, театрально-хореографическая составляющая, основные правила производства, ключевые фразы, ноу-хау и производственная библия формата.
Защищать же формат можно различными нормами. Так, под защиту авторского права попадают такие элементы, как сценарий, персонажи, дизайн и т.п. Также формат можно представить как сложное произведение и защищать его в рамках ст. 1240 ГК РФ. Под нормы защиты товарного знака подпадают название, под патентное право — ноу-хау.
Проблема отсутствия точного определения телеформата сказывается и на судебных инстанциях. Существует множество субъективных точек зрения на этот вопрос и потому судам приходится каждый раз разбираться, что же именно имеется в виду.
С одной стороны, можно отнести формат к объектам авторского права, если принять, что они подпадают под формулировку «другие произведения» п. 1 ст. 1259 ГК РФ. А с другой стороны, это приведет к слишком широким толкованиям, так как опять же неясно, что такое «другое произведение».
Уже сложилась ситуация, когда необходимо обращаться к законодателю с тем, чтобы понятия формата закрепили в законодательстве, имеется риск, что это только усугубит имеющиеся сложности. Например, если через некоторое время что-то изменится, и форматом телепередач будет являться что-то иное.
Юрист юридической службы «Первого канала» Александр Бобров высказал позицию, согласно которой формат вообще не нужно охранять авторским правом. Он отметил, что законодательство четко определяет, что охраняемое произведение должно быть выражено в некой форме и вместе с тем совершенно неясно, в какой форме должен быть выражен формат. «Это аудиовизуальное произведение в виде телепередачи или литературное в виде производственной библии? А как эти два произведения соотносятся между собой?», — задается вопросами эксперт. Он подчеркнул, что оба произведения самостоятельны и связь между ними может быть только в случае, если производственная библия содержит сценарий каждого эпизода программы.
Александр Бобров подчеркнул, что если формат, являющийся набором концепций, охранять, то это приведет к бесполезности авторского права и уничтожению творчества: «Защищать идею, на основе которой может быть создано два похожих произведения, — абсурдно».
При этом юрист согласился с тем, что различные элементы формата можно охранять патентным или иными правами, добавив, что в своих договорах «Первый канал» как раз прописывает, что под форматом понимаются только охраняемые элементы.
Впрочем, еще один вариант защиты формата от нелегального копирования привела советник юридической фирмы Baker & McKenzie Moscow Дарья Ермолина. По ее словам, помимо обращения в суд в случае копирования каких-то охраняемых объектов интеллектуальной деятельности, правообладатели формата могут воспользоваться и антимонопольным законодательством и выступать с требованием признания действий истца недобросовестной конкуренцией в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».
Сложности с понятием формата имеются не только в России. Как рассказала исполнительный директор международной Ассоциации по признанию и охране форматов (FRAPA) Бьянка Роотсаэрт, на сегодняшний день нигде нет какой-то специальной правовой формы защиты формата, несмотря на то, что это многомиллиардная индустрия. Если в 2000 г. рынок форматов составлял всего 160 млн евро, то в 2015 г. показатели достигли уже 12,8 млрд евро. В отсутствие четкой правовой системы производители форматов сами договариваются между собой, что является нарушением, а что нет.
Эксперт привела точку зрения, которой придерживается FRAPA: формат представляет собой уникальную концепцию и стоящие за ней ноу-хау, обладающую определенным именем, уникальными визуальными чертами, брендингом, драматической структурой и определенной ролью ведущего, а также определенным посылом, на который аудитория реагирует уникальным образом.
Дмитрий Семенов, старший юрист Baker & McKenzie Moscow, представил краткий анализ международной практики защиты ТВ-форматов. Он перечислил основные проблемы с защитой форматов: отсутствие оригинальности, формат или его часть является идеей, а нее ее выражением, закрытый перечень неохраняемых объектов и отсутствие объектов охраны как таковых.
Контент, пародии и фонограммы
Помимо ТВ-формата на круглом столе обсуждались и другие вопросы защиты интеллектуальной собственности на телевидении.
Так, партнер юридической фирмы Goltsblat BLP LLP Елена Трусова остановилась на теме развлекательного телеконтента как объекта интеллектуальной собственности. Она отметила, что, как и в случае с форматом, четкого определения телеконтента нет ни в практике, ни в теории.
С одной точки зрения, это совокупность отдельных объектов интеллектуальной собственности.
С другой, это целостный объект, такой как передача или вообще вещание канала.
Третий вариант — совокупность различных аудиовизуальных произведений.
Также она затронула тему пародий, которые зачастую являются основной частью развлекательного телеконтента. «Часто возникает вопрос, где та грань, после которой пародия становится нарушением прав», — подчеркнула эксперт.
С точки зрения Высшего Арбитражного Суда, пародия — это всегда новое произведение, созданное в результате переработки оригинального произведения. «Не может считаться пародией произведение, в котором просто изменена некая деталь, персонаж, объект первоначального произведения.
Иными словами, оригинальное (первоначальное) произведение должно быть в центре нового, а не быть его фоном или вспомогательным средством.
Недостаточно просто назвать произведение пародией для получения защиты от иска о нарушении исключительного права; если произведение содержит слабый пародийный элемент и в то же время большой объем заимствования из оригинального произведения, то такое заимствование не может считаться добросовестным использованием», — говорится в постановлении ВАС.
Тем не менее, по словам Елены Трусовой, до сих пор нет достаточно четкого определения пародии как таковой. В результате нередко пародийные выступления становятся объектами судебных разбирательств в рамках защиты права на изображение, права на переработку, права на защиту чести, достоинства и деловой репутации и права на защиту от оскорблений.
Еще одну тему с противоречивой судебной практикой затронул управляющий партнер «Кульков, Колотилов и партнеры» Максим Кульков, а именно: охрану фонограмм в составе аудиовизуальных произведений.
Так, согласно ст. 1304 Гражданского кодекса фонограммы являются объектами смежных прав, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. «Эту статью некоторые судьи толкуют так: после того, как фонограмма включена в аудиовизуальное произведение, она теряет правовую охрану и с ней можно делать все, что угодно, и использовать ее после этого без получения согласия правообладателя», — пояснил Максим Кульков.
Однако эксперт добавил, что в то же время в п. 1 ст. 1240 ГК РФ прописано, что нужно получать разрешение правообладателя фонограмм для включения их в аудиовизуальное произведение.
Размещено на Allbest.ru
Компания ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТЕЛЕФОРМАТ» зарегистрирована 14.01.2011 г.
Краткое наименование: ТЕЛЕФОРМАТ.
Кург Ия Олевовна является генеральным директором организации. Учредители компании — Терентьева Любовь Михайловна.
В соответствии с данными ЕГРЮЛ, основной вид деятельности компании ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТЕЛЕФОРМАТ» по ОКВЭД: 59.11 Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ. Общее количество направлений деятельности — 17.
За 2015 год прибыль компании составляет — -214 000 ₽, выручка за 2015 год — 274 000 ₽. Размер уставного капитала ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТЕЛЕФОРМАТ» — 12 500,00 ₽. Выручка на начало 2015 года составила 91 586 000 ₽, на конец — 274 000 ₽. Валовая прибыль на конец 2015 года — 274 000 ₽. Общая сумма поступлений от текущих операций на 2015 год — 20 265 000 ₽.
На 05 апреля 2023 организация ликвидирована.
Юридический адрес ТЕЛЕФОРМАТ, выписка ЕГРЮЛ, аналитические данные и бухгалтерская отчетность организации доступны в системе.
Определение, типы и основные характеристики
На телевидении слово «формат» употребляют не столько применительно к каналу в целом, сколько в отношении отдельно взятых программ. Если понятие «формат телеканала» витает в воздухе, оно до сих пор не определено, то с форматами телевизионных передач дело обстоит немного лучше. В мировой практике существует несколько общепризнанных форматов программ. Впрочем, документально, они тоже до сих пор нигде не закреплены.Для начала попробуем дать дефиницию понятия «формат» применительно к телевизионным программам. Изучив ряд источников (в основном иностранных, так как форматы создаются и покупаются по большей части за границей), мы выделили несколько подходов к определению формата программы.
Определение понятия, основные свойства и элементы
Так что же такое «формат телеканала» и каковы его свойства и элементы? Сначала рассмотрим основные существующие в медиаотрасли дефиниции понятия «формат». Некоторые исследователи дают обобщенное определение, относящееся ко всем видам СМИ. Однако, на наш взгляд, подобные дефиниции требуют уточнения применительно к конкретным видам медиапродуктов с учетом их специфических свойств и характеристик. Другие исследователи говорят отдельно о формате радиостанции или о формате телепрограммы, не определяя категорию «формат телеканала». Мы же впервые попробуем агрегировать опыт медиаотрасли, выработанный в сфере форматов, а также результаты проведенного нами экспертного опроса, чтобы сформулировать определение понятия «формат телеканала». Оговоримся, что из существующих дефиниций формата мы учитываем только те определения, которые отражают сущностные характеристики формата, формат как внешнюю форму в рамках данной работы мы не рассматриваем.Стоит отметить, что каждый исследователь акцентирует внимание на определенных свойствах формата, которые в ряде случаях будут крайне важны, но неприменимы при других обстоятельствах.
Компания ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТЕЛЕФОРМАТ» зарегистрирована 05.02.2014 г. в городе ИВАНОВО.
В соответствии с данными ЕГРЮЛ, основной вид деятельности компании ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТЕЛЕФОРМАТ» по ОКВЭД: 59.11 Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ. Общее количество направлений деятельности — 14.
За 2019 год прибыль компании составляет — -17 000 ₽. Размер уставного капитала ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТЕЛЕФОРМАТ» — 10 000,00 ₽. Выручка на начало 2019 года составила 294 246 000 ₽.
О том, что сейчас смотрят телезрители России, о трендах телесмотрения в целом, рассказала во время #MediaCA Арина Бородина, телевизионный обозреватель, автор телеобзоров на «Эхо Москвы», Россия.
1. Прямая трансляция парада Победы на «Первом канале» 9 мая (ежегодно)
2. Новогоднее поздравление президента (ежегодно)
3. Прямая трансляция конкурса «Евровидение» (ежегодно, за исключением ситуации с Украиной)
4. «Голос» (шестой сезон) и«Голос. Дети» (пятый сезон)
5. Сериалы – основная движущая сила эфира
6. Отборочные туры и игры сборной России на ЧМ и ЧЕ по футболу. Иногда финал ЧМ по хоккею, если играет сборная России
7. Прямая линия президента (ежегодно, два госканала)
8. «Вести недели», «Воскресный вечер» с Владимиром Соловьевым
9. Программа «Время», иногда «Вести»
10. «Лучше всех», «Удивительные люди», «Пусть говорят» (предыдущие годы) – самые популярные темы за прошлые годы.
Основные тренды популярности, «отцы и дети». Семейный просмотр. «Пацанки» на «Пятнице».
2. Телеформаты, которые можно использовать в местных эфирах, исходя из особенностей региона, национальных традиций и социального контекста
Главное – это уметь находить и растить кадры, собственных ведущих, которых знает ваша аудитория, город, район, область, регион. Знают и доверяют. Последнее, конечно, в идеале определяющее. И чтобы сами они понимали и знали ту аудиторию, с которой они говорят.
Публицистические проекты, которые не требуют большого бюджета и всегда могут найти свое место в сетке и в утренне-дневном эфире и в позднем эфире, после главных новостей, сериалов и шоу:
– исторические и краеведческие очерки. Но не монотонные скучные полотна, а находить интересные факты, детали, возможно в форме квеста. И лучше, если это будут делать молодые ведущие, рассказывающие в кадре.
https://www.youtube.com/watch?v=E5eF3-8UMGs (Тобольск Красноярского края, телекомпания Афонтово (Красноярск), короткие истории про улицы городов. Телекомпания Эфир, Казань.
– фильмы о национальных обычаях и традициях (но их наверняка достаточно в ваших эфирах, но можно рассказывать и о традициях соседних государств, народов мира, сопредельных государств и искать новые ходы)
А можно делать портреты- личностные зарисовки. У Парфенова в старых еженедельных «Намедни» был еженедельный специальный проект «Герой капиталистического труда», где совместно с газетой «Ведомости» (опять же можно вовлечь журналистские ресурсы интернет медиа – электронных и печатных), где были представлены портреты предпринимателей, бизнесменов, владельцев разных бизнесов.
В этой рубрике были представлены известные российские предприниматели, рассказ о том, как они начинали свой бизнес, с чем сталкивались.
Были там портреты и менее известных бизнесменов. Канал РБК, автор и журналист Роман Супер запустили отличный цикл историй «Герои РБК», где так же были представлены люди, сами, с нуля построившие свой бизнес.
Это не столько экономические портреты, сколько человеческие истории, про то, как человек строит свою жизнь и свой бизнес. Вот история Аркадия Майофиса, основателя томской телекомпании ТВ-2, после ликвидации которой, он уехал в и начал там жизнь и новый бизнес с нуля
https://www.youtube.com/watch?v=9Wrw5nVLDjgИзраиль
– программы – интервью. Как актуальные, по событиям дня, так и вневременные, с ярким, думающим человеком, умеющим высказывать свою позицию. Конечно, хорошо, когда есть информационный повод, но и не всегда он обязателен. Но в отсутствии повода всегда усложняется роль ведущего, важны его класс и профессиональное мастерство. Интервью, в зависимости от формата канала – могут быть и в дневном эфире, и в ночном. С вопросами от зрителей, так и с вопросами от ведущего
– утренний эфир. Собственное производство. Это мелкие рубрики внутри утреннего блока – беспроигрышный вариант закрытия утренних линеек в среднем до 9 утра, но иногда утренний канал и примыкающие к нему тематические блоки могут продлеваться и до 10-11 утра.
Одна из лучших программ-блоков был на «Пятом канале» «Утро на 5».
У большинства крупных региональных телекомпаний в России, собственное утреннее вещание.
Очень понравилась рубрика казанской телекомпании «Эфир» про забытые вещи и объявления, про потерявшихся людей. Понятно, что утренний и дневной блок всегда можно наполнить рубриками о кулинарии, о досуге, спорте, афише, семейные проблемы форматы самые разнообразные.
– тематические программы об экономике и деньгах. Программа «Деньги» на «Дожде» довольно бодро и доступно рассказывает о сложном
– есть программы о чрезвычайных происшествиях, которые традиционно пользуются спросом. Но в такие программы всегда можно вовлекать местных жителей. Это либо интерактив в студии, либо народный корреспондент, когда жители сами сообщают в студию – либо звонками, либо сообщениями в соцсетях о тех или иных происшествиях или ЧП.
Либо это что-то Открытого канала – общение со зрителями и звонками в студию, чтением соцсетей. По итогам дня.
– игровые и развлекательные программы, которые сделаны по лицензии западных компаний не всегда окупают себя по затратам, но и в местном эфире всегда можно сделать свой аналог. Тема взаимоотношений отцов и детей в любом телеформате сейчас популярно. И песенные, и танцевальные конкурсы, если это востребовано аудиторий, возможно. Детские и взрослые. Или даже пополам – детские и взрослые. Здесь же могут быть.
Отдельно стоит сказать про спецпроеты и межпрограммку. Сейчас есть масса возможностей делать это с помощью обратной связи со зрителем, включать социальные сети, сайты, дружественные СМИ, объединять усилия.
– реалити Опять же самыми простыми средствами, когда люди снимают свой день на камеры телефонов, синхронизация жизни нескольких человек, которые одновременно что-то делают в один день. Особенно с молодыми героями. Повседневность снятая пошагово.
– акции, приуроченные к национальным и памятным датам. Вспоминать свои семьи, ушедших и погибших родственников, аналог «Забытого полка» или что-то похожее, с учетом традиций и национального контекста.
– благотворительные акции и телемарафоны, когда сквозным вещанием можно собирать деньги на помощь людям, в частности детям. Или старикам, или средства на приют животных. Или в помощь тем, кто пострадал от стихийных бедствий. Вот, к примеру, есть такая рубрика на «Пятом канале» День добрых дел. Она очень популярна и хорошо сделана. Собирает приличные рейтинги.
Спецпроект – «Я репортер» («Сургутинформ тв»). Выше я упоминала аналог информационный «народного корреспондента».
Самые разные ролики, самого разного толка. Это очень популярный формат в телеэфире сейчас. То, что снято самими людьми, живущими рядом с вами. Даже выпуски «Пусть говорят», в которые входили ютубовские ролики всегда собирали очень хорошие рейтинги.
Отдельно хочу порекомендовать вот такие ролики, которые делала известный журналист и лингвист Ксения Туркова. Как правильно произносить те или иные слова. Ролик длится всего 30-40 секунд.
Он идеально вписывается в межпрограммное пространство любого канала, очень дешевый в производстве и очень точно рассчитан на любую аудиторию. Не говоря о пользе. Ксения делала эти ролики на Украине, а так же для эстонского телеканала. Записывала и передавала в эфир. Нечто подобное можно делать и на национальных языках.
Кроме эфиров его можно использовать на радио и на интернет платформах.
3. Общий итог – про смычку общенациональных телепроектов и местного вещания.
ИсторияПравить
С февраля по июнь 2010 года из телецентра «Останкино» производилось вещание первого отечественного эфирного телеканала высокой чёткости «2Спорт2 HD» в Москве на 30 частотном цифровом канале во время Олимпиады в Ванкувере. C 2008 по 2012 год вещание пакета HD-каналов на европейской территории РФ со спутника Eurobird 9A производилось ныне не существующим оператором «Платформа HD».
В декабре 2012 года в сетях кабельных и спутниковых операторов началось вещание в формате HD двух федеральных телеканалов: «Первый канал HD» и «Россия HD» (при этом первый представлял собой точную дублирующую версию SD-канала, а второй — самостоятельную сетку из различных каналов ВГТРК).
По состоянию на 2019 год в России вещают следующие HD-каналы:
Также в России вещают следующие адаптированные HD-каналы зарубежного производства
Многие из перечисленных каналов транслируются также у локальных операторов кабельного вещания, в том числе в «базовом» пакете.
- «Anyday 3D»
- «Glazella 3D»
- «HD Media 3D»
- «Mute TV 3D»
Региональное HD-вещаниеПравить
- Туапсе 24
- Sochi Live
- Сочи24
Республика Саха (Якутия):
- НВК «Саха»
- Якутия 24
- БСТ
- Башкортостан 24
- ТНВ
- Татарстан 24
- Эфир-24 Релакс
- ОТВ-Приморье
- 8 канал Владивосток
- Восток 24
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра:
- ОТВ
- ТВ-ИН
- Кузбасс Первый
- Кузбасс 24
- ОТВ
- ОТВ 24
- Телекон Плюс
- Ростов-Папа
- Дон 24
- Первый Крымский
- Крым 24
- Независимое телевидение Севастополя (НТС)
- СТВ
- Севастополь 24
ЛитератураПравить
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 января 2018 года; проверки требуют 516 правок.
Настроечная таблица российского аналогового и цифрового телевидения
Советский период (1931—1991)
Телепередачи ведутся с 1 октября 1931 года. В 1938 году передавать свои телепрограммы начали Московский и Ленинградский телецентры, в 1951 году для подготовки телепередач были созданы Центральная и Ленинградская студии телевидения. К концу 1950-х гг. Первая программа ЦСТ (14 февраля 1956 года студия вела двухпрограммное телевещание) ретранслировалась в большинстве областей близких к Москве, в 1960 году она стала ретранслироваться в Ленинграде. В течение 1950-х — начала 1960-х гг. программные телецентры начали передавать местные телепрограммы на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Российский период (с 1991 года)
В июле 1996 года началось отечественное непосредственное спутниковое телевидение, первыми спутниковыми телепрограммами стали передававшиеся ВГТРК «Метеор Спорт» и «Метеор Кино».
Телевизионное вещание в этот период осуществлялось через эфирное, спутниковое, кабельное телевидение, получившее широкое распространение в 2001—2006 годы.
Список действующих каналовПравить
Для всех телеканалов доступны опции вход с рекламной заставки, выход без рекламной заставки, вход с рекламной региональной заставки, выход без рекламной региональной заставки.