В духовной культуре россии в xix веке возникли два направления

↑Культура России XIX века

Замечательным этапом развития отечественной культуры был XIX век. Начало века ознаменовалось Отечественной войной 1812 г. и движением декабристов. Победа над иноземными захватчиками способствовала росту национального самосознания. Выступление декабристов 14 декабря 1825 г. всколыхнуло общественность страны, открыло путь более активному проникновению прогрессивных западных идей, усилению антикрепостнических настроений. Собственно эти факторы и определили выступление декабристов. Расправа над «дворянскими революционерами всколыхнула умы. В то же время ужесточилось руководство системой народного образования. Усилилось влияние религии и церкви в школах и в высших учебных заведениях. В 1819 г. во всех университетах России введен курс богословия. В школах четко проводился принцип сословности. В 1802 г. было создано Министерство просвещения, воспитания юношества и распространения наук, призванное руководить системой образования в стране. Была создана система приходских училищ для низших слоев общества. Затем обучение продолжалось в уездных училищах, а также в гимназиях. Приходские училища нередко состояли из одного класса для детей разного возраста и одного учителя. Но и это был прогресс.

В 1816 г. вышли в свет первые 8 томов (из 12) «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина. Это событие имело культурное и историческое значение. Те или иные трактовки исторических событий имели большое значение в воспитании новых поколений. Значимости этой проблемы посвятил свой труд «Главные течения русской исторической мысли» приват-доцент Московского университета П.Н.Милюков. Он отстаивал аналитический подход к изучению отечественной истории и объективную оценку исторических событий.

А.С.Пушкин как историк достиг больших успехов. Глубокий научный анализ дан им в труде «История Пугачевского бунта». Энциклопедией русской жизни называли роман Пушкина «Евгений Онегин», «Полтава», «Капитанская дочка» и др. К каждому гражданину обращены слова Пушкина:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле бога самого

Литература – «позвоночник культуры». Она будит мысли и побуждает к развитию все сферы искусства. В XIX в. Творили такие гения как М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.И. Грибоедов, Н.А. Некрасов, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой и др. Это золотой фонд не только русской, но и мировой культуры и цивилизации. В XIX в. налицо взлет русской музыки. М.И.Глинку Милюков сравнивает с Пушкиным по его значению в русской культуре. Глубоко народными были творения композиторов А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, мировое признание нашла музыка П.И.Чайковского и др. В наше время к великому культурному классическому наследию хотелось бы привлечь внимание новых поколений. Нам есть чем гордиться. Великая русская культура активно проповедовала гуманистические принципы.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал, —

Не будет преувеличением сказать, что русская культура занимала высокие позиции в духовной сфере мировой цивилизации, в то же время экономическая и социальная жизнь страны заметно отставала.

Огромные достижения, гуманизм, гражданственность характерны для русской культуры XIX века. Историческая наука, художественная литература формировали общественное сознание. Помимо дворянства к развитию культурного процесса подключаются разночинцы. Развивается процесс демократизации культуры, народного образования. Культурный процесс влиял на социально-экономическое развитие страны.

Спорт РоссииПравить

Традиционно в Российской культуре выделяют два направления развития спорта: спорт больших достижений и физкультуру.

Оба направления в России активно развиваются. Многие спортивные школы являются ведущими в мире, что доказывает высокие достижения на самых престижных спортивных соревнованиях, таких как Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы. В стране пропагандируется физкультура и здоровый образ жизни. Так, например, проводятся массовые спортивные соревнования, такие как «Кросс наций» и «Лыжня России».

Также в России развиты традиции сопереживания участникам спортивных соревнований. Наиболее популярными среди болельщиков являются командные летние и зимние виды спорта, такие как футбол, баскетбол, хоккей и другие. Популярны также и индивидуальные летние и зимние виды спорта, такие как биатлон, теннис, бокс и прочие.

↑Культура России нового времени XVIII – первая половина XIX веков

Положительную роль сыграло достигнутое при Петре I территориальное расширение государства, получившего статус балтийской и черноморской державы. Возникли новые города: Санкт-Петербург, новая столица, Севастополь, Екатеринодар, Одесса и др. Огромную цену за эти достижения заплатил народ. С течением времени позитивные результаты делаются очевиднее, а вопрос об их цене становится все более отдаленным. Тем не менее в жизни России был осуществлен крупный сдвиг. Были созданы светские профессиональные школы: в 1761 г. в Москве открыта школа математических и навигационных наук, затем Артиллерийская (Пушкарская), Инженерная, Медицинская. На Урале возникли горнозаводские училища. При школах были созданы подготовительные отделения, в которых обучали грамоте и арифметике. В этих учебных заведениях преимущественно обучались дети дворян.

В первой четверти XVIII в. в России появляются начальные школы – гарнизонные школы для детей рекрутов, епархиальные – для детей духовенства. Это было началом процесса просвещения не только дворян. При Петре I обучение в школе стало обязательным для дворян и духовенства, иначе дворянин не мог жениться, а священник не получил прихода.

Пою премудрого Российского героя,

Кто, грады новые, полки и флоты строя,

От самых нежных лет со злобой вел войну,

Среди военных бурь науки нам открыл

По предложению Петра I в 1724 г. принято решение Сената об основании Российской академии наук, которая открылась в 1725 после кончины царя. При Академии были созданы университет и гимназия. Академический университет окончил М.В.Ломоносов, ставший первым русским академиком. Росло число научных и технических достижений, внедряемых в экономику.

В петровский период усилилось светское направление в культуре, возникло уважение к знаниям, сформировалась идеология абсолютной власти монарха. Петр I, по выражению А.С.Пушкина: «Россию поднял на дыбы». Государство хотело иметь граждан верноподданных, которые приобретенные за границей знания обращали на службу России. Оценивая сложные для общества нововведения императора, А.С.Пушкин, которого В.О.Ключевский назвал «историком от бога», в поэме «Полтава» писал:

Про Юнармию:  Награды за защиту Сталинградской битвы

В бореньях силы напрягая,

Но в искушеньях долгой кары,

Перетерпев судеб удары,

Во второй половине XVIII века медленно, но верно развивается просвещение. Школа оставалась сословной. В первую очередь обучали детей дворян. В 1755 г. был открыт Московский университет и две гимназии для дворян и разночинцев. Создание Московского университета тесно связано с именем М.В.Ломоносова и первого куратора И.И.Шувалова. произошло это событие в период правления дочери Петра I, императрицы Елизаветы Петровны. Московский университет был учреждением бессословным, первые полвека обучение было бесплатным. Преподавание велось преимущественно на русском языке. Создавались университеты в других городах России, но Московский университет уже в XVIII в. становится центром отечественного просвещения.

Во второй половине XVIII в. начинает формироваться система общеобразовательной школы. В 1786 г. во времена правления Екатерины II (1729-1796) был утвержден Устав народных училищ. В стране открывались двухгодичные и четырехгодичные школы. Разрабатывались единые учебные планы, введена классно-урочная система и т.п. но этот процесс имел место только в городах. Крепостные крестьяне, т.е. большинство населения России, оставались сплошь неграмотными. Народные училища создавались в городах. В 1783 г. был издан по инициативе Екатерины II учебник «О должностях человека и гражданина». Название говорит само за себя.

Важную роль в развитии культуры сыграл издатель и руководитель журнала «Трутень» и «Живописец» Н.И. Новиков. Он считал необходимым «просвещение народа», выступал против крепостного права, так же как писатель и государственный служащий А.Н.  Радищев, автор знаменитого произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» (1890).По мере проникновения в Россию информации о Великой французской революции Екатерина II все жестче реагировала на подобные явления. Радищев был сослан в Сибирь, его книга уничтожена (сохранились лишь подаренные автором экземпляры), а Новиков в 1792 г. заключен в Шлиссельбургскую тюрьму.

Идеология Просвещения тем не менее проникала в Россию. Екатерина II лично переписывалась с М.Ф.Вольтером, лидером философии просветительства, полагая, что эта переписка прибавит ей популярности в Европе, но что идеи Вольтера никакого отношения к российской действительности не имеют. Екатерина II и Вольтер были единодушны в убеждении решительно и жестоко подавить Пугачевское восстание (1873-1875).

Развитие русской науки осуществлялось при первенствующей роли М.В.Ломоносова (1711-1765) ученого мирового значения энциклопедического образованного во всех сферах науки, активного поборника укрепления российского Отечества.

В общественном сознании к концу XVIII в. сформировалась идеология «просвещенного абсолютизма», т.е. разумной власти. Сторонники идеологии Просвещения в России прежде всего выступали против крепостничества, а также проповедовали антиклерикальные взгляды.

Продолжалось развитие русского языка. В 1783 г. в Петербурге была создана Российская академия с целью изучения российского языка и словесности. Был издан первый словарь русского языка. Интерес к истории Отечества был реализован в труде М.В.Ломоносова «Краткий русский летописец» (1760) и в четырехтомнике В.Н.Татищева «История Российская с древнейших времен» (1784).

Русская художественная культура достигла определенных успехов, как ориентируясь на высокие европейские достижения, так и развивая национальное искусство. Ряд литературных произведений принадлежал перу М.В.Ломоносова. он также является автором «Письма о правилах российского стихотворства» и «Риторики». Автором первых русских драматургических произведений был А.П.Сумароков. огромную популярность имела пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль», критиковавшие невежество и самодурство помещиков. Славу поэта-мыслителя снискал Г.Р. Державин. В развитии мира и России он уповал на просвещенного монарха. Уважение к чувствам «простолюдинов» проповедовал Н.М. Карамзин (1766-1826) в повести «Бедная Лиза». Впоследствии по поручению царя Александра I он создал основополагающий труд «История государства Российского» в 12-ти томах.

В изобразительном искусстве значительный след оставили художники Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, И.П. Аргунов и др. Заложены основы светской скульптуры. Ф.И. Шубин наряду с другими создал бюст М.В.Ломоносова.

Таким образом XVIII век явился важным этапом в развитии всех сфер русской национальной культуры как светской, так и религиозной. Жизнь требовала развития образования и науки. Важнейшую роль в достижениях этого периода сыграло творчество М.В.Ломоносова. содержание и уровень культурного развития нового времени значительно отличались от средневековья.

Государственная политика Российской Федерации в области культурыПравить

Во введении данного документа (ОГКП РФ) говорится:

«Россия — страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала.

В силу своего географического положения, многонациональности, многоконфессиональности Россия развивалась и развивается как страна, объединяющая два мира — Восток и Запад. Исторический путь России определил её культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни российского общества.

Накоплен уникальный исторический опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур — на этом естественным образом веками строилась российская государственность.

Ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре.

В разделе «Ценности традиционные и нетрадиционные» документа (ОГКП РФ) затронута тема сохранения единого культурного пространства в России, требующего отказа от государственной поддержки культурных проектов, навязывающих чуждые ценности:

19 сентября 2013 года на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» на тему «Многообразие России для современного мира» Владимир Путин рассуждал, в частности, о мультикультурализме:

О России как цивилизации в документе (ОГКП РФ), в частности, сказано:

В качестве примеров можно привести современный Запад, или исламский мир, или Китай — различия между ними достаточно очевидны.

↑Культура России ХХ века

Культура ХХ века отражала нарастающие противоречия эпохи. Продолжалась деятельность классиков литературы Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М. Горького и др. Но возникали новые течения, характерные для так называемого «серебряного века» русской культуры. В 1893 г. Дм.  Мережковский издал книгу «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». За этим парадоксальным названием стояло желание повернуть художественное творчество от реалий жизни, от стремления помочь людям – к религиозным исканиям, к «высотам духа», а также сломать реалистическую традицию русской литературы. Запевалами нового направления были поэты В. Брюсов, А. Белый, З. Гиппиус, Ф.Сологуб и, главное – А. Блок (1880-1921), который уже в 1911 году отказался от новаторской концепции символизма в своем творчестве. Творения А.Блока составляют славу русской поэзии. Он сопереживал своей Родине, народу в тех потрясениях, которые принес России ХХ век.

Про Юнармию:  Как поступить в юнармию в санкт-петербурге и как вступить в юнармию напомнил народный депутат Михаил Калинин

Пускай зовут: забудь поэт,

Вернись в красивые уюты.

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой.

Уюта нет, покоя нет.

Творчество Блока пополняет сокровищницу русской классической литературы глубиной содержания, гуманистической наполненностью и совершенством формы.

Поэты-акмеисты ( греч. «акме» — степень расцвета) Н. Гумилев, А.Ахматова, О. Мандельштам и др. славили жизнь и ее светлые стороны, отстаивали сочетание жизненности и духовности поэзии. Впоследствии А.Ахматова (1889-1966) на высочайшем художественном уровне отразила в своем творчестве трагические события своей жизни и своей страны.

Как правило, хронологические рамки «серебряного века» определяют первой четвертью ХХ века. Помимо новаторских течений: символизма, акмеизма, футуризма, он хронологически включает в себя творчество выдающихся поэтов С.Есенина, М. Цветаевой, Б.Пастернака и др., а также композиторов А.Скрябина, С.Рахманинова и др. Великие творения создал художник М.Врубель.

Культурный «ренессанс» демонстративно игнорировал социальные потрясения в стране, ориентировался на новое религиозное философское течение – «богоискательство»: Н.А.Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П.А. Флоренский и др. некоторые из этих философов прошли этап увлечения марксизмом, но потом стали исповедовать путь эволюционного развитии страны и мира. Они же пытались способствовать религиозному возрождению страны, искали новые пути проповедования религии среди «народа-богоносца».

Большинство этих философов было выслано советской властью за границу (1992), т.к. в них увидели силу противостоящую социалистической идеологии.

ХХ век включает в себя советскую социокультурную эпоху, которая охватывает период с 1917 по 1991 гг.

Советское государство, возникшее в ноябре 1917 г., последовательно решало задачи ускоренного развития экономики, за которую огромную цену заплатил народ, как исполнитель грандиозных планов в сложнейших условиях.

В сфере идеологии в Советской России шла активная борьба за преодоление влияния православной церкви, в свою очередь активно выступавшей против новой власти. Школьное образование становится светским. Развертывается широкая антирелигиозная пропаганда.

Советская власть проявляет заинтересованность в том, чтобы лучшие достижения культуры прошлого стали доступны народу. Замечательные музеи: Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Кремлевские соборы, Оружейная палата, музеи изобразительного искусства им. А.С.Пушкина активно посещаются населением, при них была организована система кружков, лектории и т.п.

Первейшей задачей страны становится ликвидация неграмотности взрослого населения страны, в основном жителей деревни, а также введение всеобщего начального обязательного обучения для детей школьного возраста. Декрет об обязательном обучении грамоте населения от 8 до 50 лет на родном языке принят в декабре 1919 г., но реальных последствий он не имел. Появились такие термины как «культурный фронт», «культармеец», «чернорабочий культуры». Но определенные результаты в 20-е годы имели место лишь среди красноармейцев и краснофлотцев. Концепция прорыва могла быть реализована лишь при солидном экономическом и кадровом обеспечении. Декреты оставались на бумаге. Экономические ресурсы реализовывались в сфере восстановления и развития промышленности.

Этой концепции противостояла идеология организации Пролеткульта, спекулировавшая на понятии классовая культура и отрицавшая не только культурные традиции, но даже игнорировавшая какие-либо задачи просвещения крестьянства, т.е. подавляющего большинства населения страны. Идеологи Пролеткульта: А. Богданов, В.Плетнев, П.Керженцев считали нужным просвещать лишь промышленный пролетариат, его «культурный авангард». Всероссийский Пролеткульт защищал свою автономию от советской власти. Лидер и идеолог движения А.Богданов считал превыше всего всемирный коллективизм, объективно присущий индустриальному процессу труда. В своих сочинениях он как самые правильные приводит стихи:

Вихрь крутящихся колес,

Пляска бешеных ремней

В цепь еще звено вплелось

Рать сомкнулася плотней –

В журналах, издававшихся Пролеткультом рекламировались стихи В.Кириллова:

«Мы во власти мятежного страстного хмеля

И пусть кричат нам: «Вы палачи красоты»,

Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля,

Важные решения под давлением советского руководства принял в октябре 1920 г. Первый Всероссийский съезд Пролеткульта. В резолюции съезда отвергались претензии на особую культуру, признавалась руководство социалистической идеологии и связь с общекультурной работой в стране.

Конечно, культурный процесс в советском государстве был сильно политизирован, но Пролеткульт проповедовал ориентацию только на пролетариат и отрыв его по существу от культуры как таковой.

В результате в 70-е годы ХХ века в Советском Союзе было введено всеобщее среднее образование. Общеобразовательная школа сохраняла главную роль. С конца 60-х годов выпускники профтехучилищ получали аттестат о среднем образовании.

Высшие учебные заведения пережили тяжелый этап борьбы за изменение социального состава студентов. В 1918 г.было принято правительственное постановление о приеме в вузы всех желающих без документов о среднем образовании. Самые покровительственные меры не смогли предотвратить огромный отсев таких студентов. Да и не у всех были экономические возможности учиться. Для помощи новым наборам были созданы «рабфаки», которые оснащали будущих студентов необходимым минимумом знаний и сыграли большую роль в продвижении рабочей молодежи в ряды студентов, в демократизации состава будущей интеллигенции.

Преподаватели вузов претерпели значительные потрясения. В сентябре 1918 г. были отменены все научные степени и ученые звания. Преподаватели с десятилетним стажем должны были вновь пройти на должность по конкурсу. Автономия высшей школы юридически и фактически была ликвидирована. Были созданы факультеты общественных наук. Тем не менее, высшая школа постепенно упорядочивала свою деятельность, набирала более подготовленных студентов, более стабильными становились учебные планы. Установка «укрепления связи с жизнью» была неизменной. К концу советской власти функционировали 800 вузов, ежегодный набор студентов достиг 1 млн. человек. Соответственно росло и ежегодное пополнение специалистов в народное хозяйство, в школы и учреждения культуры.

Активную роль сыграла культура: наука, литература и искусство в годы Великой Отечественной войны. Ею была внесена весомая лепта в борьбу с фашизмом. Военными корреспондентами являлись К. Симонов, М.Шолохов, А. Фадеев, А.Сурков и др. Вырос международный авторитет советской культуры.

Решающая роль Советского Союза в достижении победы над фашизмом определила рост самосознания народа. Но в сфере культуры идеологический контроль усилился. Негатив и резкую критику вызывали «ошибки», которых не было. В 1946 г. были приняты постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь» и т.п. Творчество было четко канонизировано. Торжествовал официоз.

После кончины Сталина (1953 г.) начался период «оттепели». Названный, как роман И.Эренбурга, изданный в 1954 г. и вызвавший большой интерес читателей. В духовной жизни страны большую роль сыграла критика культа личности Сталина (1956) и реабилитация жертв массовых репрессий. Этот процесс коснулся большинства семей страны.

Про Юнармию:  Т. Н. Красавченко. Заметки к определению Т.С. Элиота

Развитие науки отвечало требованиям ускорения научно-технического прогресса. Этот процесс финансировался государством. Открывались многочисленные научно-исследовательские институты. В конце 50-х годов было создано Сибирское отделение Академии Наук СССР, а также Дальневосточный, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский филиалы Академии наук. В 1954 г. в стране была введена в строй первая в мире атомная станция. 4 октября 1957 г. в СССР впервые в мире был произведен запуск спутника Земли. В 1961 г. корабль, пилотируемый Ю.А.Гагариным, поднялся в космос. Таким образом отечественная наука занимала передовую позицию в мире и ее достижения опирались на новейшую технологию.

Советская многонациональная художественная культура стала более открытой. Она отражала социальную жизнь и личные проблемы людей. Ее развитие имело государственную поддержку. «Деревенская проза» — творчество писателей Ф.Абрамова, Б.Можаева, В.Белова и др. – била тревогу о будущем русской деревни и стремилась привлечь внимание к улучшению жизни крестьянства. Большой общественный резонанс имели книги Ю. Трифонова и Ю.Бондарева. огромными тиражами выходили произведения классиков и издания новых книг.

Многонациональная культура включала в себя имена казахского писателя М.Арбузова, Чингиза Айтматова (Киргизия), поэта Расула Гамзатова (Дагестан), Ф.Искандера (Абхазия), Э.Межелайтиса (Лативия), Г.Матевасяна (Армения), К.Кулиева (Кабардино-Балкария) и многие другие. В изобразительном искусстве мировое признание получило творчество армянского художника М.Сарьяна. Следует отметить полотна А.Абуллаева (Узбекистан), А.Гудайтиса (Литва), Л.Гудиашвили (Грузия) и др., утверждавших авторитет творчества своих народов. Мировую известность приобрели произведения композитора А.Хачатуряна, создавшего классические произведения музыкального искусства, сохранившие тем не менее национальный колорит.

Середина 80-х годов ХХ в. обозначила новый этап в развитии культуры. Страна вступила в период «перестройки». Расширялся международный культурный обмен. Часть художественной интеллигенции, поддерживая полезные контакты с западной культурой, выступила против ее «вестернизации» (В.Солоухин, В.Распутин, Ю.Бондарев и др.). Брожение усиливалось. Большую роль сыграло творчество А.Н.Солженицына, писателя и историка, повлиявшего на общественную жизнь страны. В целом, коэффициент полезного действия в развитии культуры оставлял желать лучшего. Реальные положительные результаты были достигнуты в сфере отношения государства к религии и церкви. В 1988 г. Русская православная церковь отмечала 1000-летие крещения Руси. В связи с этим начался процесс восстановления закрытых монастырей и церквей. Распространялись религиозная литература и предметы культа. В искусстве и литературе ослабевал идеологический пресс. Особое внимание общества было уделено отечественной истории. Огромными тиражами переиздавались труды В.О.Ключевского, Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, П.Н.Милюкова. у народа возрос интерес к политике и культуре.

СсылкиПравить

День Защитника отечества, День Победы, День Защиты Детей, Международный женский день (8 марта).

РелигияПравить

До крещения Руси (988 год) на Русской равнине господствовали языческие культы, для которых был характерен политеизм, анимизм, культ предков, духов и сил природы. Многие реликты язычества сохраняются в народной религии русских вплоть до наших дней, особенно в сельской местности (прежде всего — элементы похоронного и поминального обряда). Многие неславянские народы России сохраняли свои этнические религии, в частности шаманизм, вплоть до XIX—XX веков.

Православное христианство — наиболее распространённое вероисповедание в современной России. Пришло на Русь из Византии. Официальной датой Крещения Руси при князе Владимире считается 988 год.

Традиционно, католицизм (не включая грекокатоликов в западной Украине и Белоруссии) в России (Российской империи) исповедовался российскими подданными польского, немецкого, литовского и латышского происхождения.

С конца 1980-х наблюдается некоторый рост количества приверженцев среди людей, не имеющих исторических и семейных связей с католицизмом.

Численность протестантов в России не удаётся определить точно. Сами себя к протестантам относят, по разным данным от 2 % до 4 % населения, при этом активно участвуют в религиозной жизни от 0,6 % до 1,5 %. Это означает, что, по грубой оценке, каждый сотый житель страны — сознательный протестант. Наиболее распространены баптисты, численность общин которых оценивается не менее чем в 100.000 человек.

В большинстве своём мусульмане проживают в Волго-Уральском регионе, а также на Северном Кавказе, в Москве, в Санкт-Петербурге и Западной Сибири. В России действует более 6000 мечетей (в 1991 году их было около ста).

Буддизм традиционен для трёх регионов России: Бурятии, Тувы и Калмыкии. По сведениям Буддийской Ассоциации России, число людей, исповедующих буддизм, составляет 1,5—2 млн человек.

В настоящее время в России представлены многие буддийские школы: тхеравада, японский и корейский дзэн, несколько направлений Махаяны и практически все существующие в мире школы тибетского буддизма.

Число иудеев — около 1,5 млн. Из них, по данным Федерации еврейских общин России (ФЕОР), в Москве проживает около 500 тыс., а в Санкт-Петербурге — около 170 тыс. В России действуют около 70 синагог.

↑Русская культура в эмиграции

Писатели и поэты считали своим долгом сохранять русский литературный язык, они поклонялись памяти А.С.Пушкина, осуждали «хаос» в культуре, насаждаемый властью. Живой оставалось надежда вернуться в Россию. В 1933 г. писателю И.Бунину была вручена Нобелевская премия. Это была «всезарубежная радость». Наиболее известным на Западе стал писатель В.Набоков, создавший романы «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар» и др. после 1940 г. он под давлением тяжелых жизненных обстоятельств отошел от русской литературы, стал работать, рассчитывая на американского читателя («Лолита» и др.). Тем не менее ему принадлежит перевод творения А.С.Пушкина «Евгений Онегин» на английский язык. Жизнь русских литераторов была очень трудной.

В лучшем положении оказались композиторы и художники. Творчество великого С.Рахманинова, А.Глазунова, А.Гречанинова, С.Прокофьева (вернулся на родину в 1933 г.), И.Стравинского, снискавшего мировую славу. Значительных успехов в эмиграции достигли представители изобразительного искусства: Ю.Анненков, братья Бенуа, Н.Гончарова, К. Коровин, Н. Рерих и др. Живший в Финляндии великий И.Репин создавал реалистические полотна, которым была посвящена специальная выставка в Праге (1932).

Русские ученые преподавали в зарубежных университетах. Известным физиком и изобретателем в США был профессор В. Зворыкин, главой социологической школы в США стал высланный из России, профессор Петербургского университета Питирим Сорокин, экономическую школу в Праге возглавлял академик П.Б.Струве.

Оцените статью
ЮнАрмия