Современные подходы к изучению культуры

Главная | Случайная страница | Трендовая

Современные подходы к пониманию культуры

Вопросы к экзамену по Культурологии.

1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей

2. Подходы к изучению культуры

3. Структурные элементы и функции культуры

4. Элитарная, народная и массовая культура

5. Религия и атеизм как культурные явления

6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.

7. Современное искусство

8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.

9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.

10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.

11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции Н.Я Данилевского, О.Шпенглера.

12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции А. Тойнби

13. Возникновение и становление постмодернизма.

14. Постмодернизм как образ жизни.

15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.

16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.

17. Культура и личность.

18. Культура и образование. Образование в современном мире.

19. Возникновение культуры. Материальная культура первобытного общества.

20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.

21. Культура древней Индии.

22. Культурное наследие Древнего Китая.

23. Культура древней Японии.

24. Культура средневековой Японии.

25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях.

26. Характеристика Византийской культуры.

27. Культура западноевропейского средневековья.

28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века.

29. Характеристика культуры эпохи Возрождения.

30. Культура России первой половины XVIII века.

31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.

32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.

33. Культура России во второй половине XIX века.

34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е — 1917 гг.).

35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX –XX вв.

36. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.

37. Экология и экологическая культура.

1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей

Культурология – это наука о культуре, это наука, изучающая человеческое общество, но отличающаяся от других подобных наук, так как предметом культурологи являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей: материальные, экономические, социальные, политические, моральные, демографические, этнические (т.е. искусственная среда, язык как универсальное средство общения, знания и т.д.), которые раскрывают культуру как форму и способ существования человека.

Культурология рассматривает вопросы теории и истории мировой культуры. Курс культурологи дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.

На земле одновременно соседствует множество культур. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга? Некоторые культуры выглядят странными, патриархальными, отражают древнее самосознание человека. А другие культуры, напротив, уже достаточно продвинулись в собственном развитии, приобрели современный облик.

Итак, культурология – это наука о множественности культур, об их уникальности. Это системное знание о культуре – в рамках исторического, философского и антропологического знания.

Цель курса культурологии:

· обеспечить будущих специалистов знаниями в области культуры, пониманием ее роли в жизнедеятельности любого общества и каждого человека;

· развить чувство уважения к традициям, истории и культуре своего народа и к духовному наследию всего человечества;

· сформировать представление о культурно-исторических центрах и цивилизациях мира, особенностях их развития;

· научить ценить достижения культуры и представлять значение культуры для настоящего.

Слово «культура» имеется в лексиконе практически каждого человека. Однако в это понятие вкладывают самый различный смысл:

1) Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни.

2) Другие — лишь явления искусства, литературы.

3) Третьи — под «культурой» понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать «трудовые свершения», т.е. хозяйственные задачи..

Термин культура многозначен. Им можно характеризовать культуру определённой эпохи, народа, той или иной сферы жизни (например: культура Возрождения, культура славян, культура труда).

Исторически термин культура возник в Древнем Риме и означал обработку, возделывание, земледелие, а затем и просвещённость, воспитанность, образованность человека.

В настоящее время понятие » культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и культурных ценностях.

Явления культуры изучает множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, философия, эстетика, религия и т. д. Каждая наука даёт своё определение культуры. Дискуссии по вопросу о понятии культуры продолжаются до сих пор. По подсчетам американских культуроведов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, их число составляет более 500, а некоторые исследователи выделяют около 1000 определений культуры.

Американские ученые Д. Кребер и К. Клакхон пошли по пути синтеза всех определений. Они выделили три основные характеристики, на которые обращают внимание большинство исследователей:

1) культура — это то, что отличает человека от животньх, то, что свойственно только человеческому обществу;

2) культура — это то, что не передается биологически, а предпoлагает передачу посредством обучения; культура создана человеком; культура противоположна природе;

3) культура передается при помощи знаков, символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов и т. д..) и связана с идеями.

Под культурой обычно понимают, прежде всего то, что преобразовано, создано, обработано человеком, возникло в результате человеческой жизнедеятельности. Это технические, хозяйственные сооружения, средства производства, средства передвижения, язык, научные знания, произведения искусства и т.д. Культура тесно связана с деятельностью людей, существует благодаря ей. Субъектом культурной деятельности является не отдельный изолированный индивид, а люди, находящиеся между собой в определенных взаимоотношениях. Культура – это не только результаты человеческой деятельности, но и сама деятельность: знания, навыки, формы. Существует тесная связь культуры, общества и личности. Нет общества без культуры, но нет и культуры без общества.

Предлагаем два широких, обобщающих определения культуры.

Культура – это активная творческая деятельность субъектов (индивидов) по освоению мира, в процессе которой производятся, сохраняются, передаются, распределяются, обмениваются, потребляются общественно значимые материальные и духовные ценности, а также совокупность самих этих ценностей.

Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Итак, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Культура изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живёт.

Так что же такое религия?

Религия – это латинский глагол – буквально означает связывание, запрягание, повторное обращение к чему-либо. Религия – очень сложное и многоплановое явление. Религия — это социальный институт, организующий отдельных людей и их деятельность.

1. Изначальным элементом всякой религии является вера в Бога. Вера должна идти от сердца, а не от разума и логики. Бог может обладать человеческими чертами или представляться как нечто безличное (как абсолют); в некоторых религиях считается, что есть лишь один Бог, в других признается, что богов может быть много. Однако вера в божество встречается во всех религиях.

2. Религиозное учение. Вера в бессмертие души, в загробную жизнь. Практически во всех религиях вера в раздельное существование души и тела. Тело и душа — это две отдельные сущности; после смерти тела душа продолжает свое существование. В разных религиях это существование представляют и оценивают по-разному. Так, в одних религиях душа после смерти попадает в ад или в рай; в других религиях, например, в буддизме, душа после смерти получает другое тело. С точки зрения христианства жизнь после смерти является благом, поскольку человек освобождается от греховного тела.

3. Религиозная деятельность – культы, ритуалы, церемонии, обряды, молитвы, посты, жертвоприношения. Так осуществляется общение человека с Богом. Общение человека с высшими силами может осуществляться:

· При помощи посредника-пророка, который несет людям божественную истину. Не существует религии, которая не имела бы пророков: в буддизме это принц Гаутама, в христианстве — Иисус, в исламе – Мухаммад, в зороастризме – Заратустра.

· Может осуществляться как в эмоциональных, так и в сознательных формах. Религия не отрицает и мыслительного, логического познания высшей силы, то есть познания путем размышлений и умозаключений.

4. Религиозные организации: церковные общины; секты; деноминации.

· Церковные общины. Формой религиозной организации является церковь. Церковные общины, церкви (крупные религиозные объединения, имеющие глубокие духовные традиции, проверенные временем). Члены церкви делятся на мирян и духовенство, а среди духовенства также существуют строгие иерархические отношения.

· Секты. Сектой может являться оппозиционное течение внутри какой-либо церкви. Секты складываются вокруг какого-либо лидера-авторитета, который несет на себе божью благодать. Секты отличаются замкнутостью, изолированностью, строгим контролем за своими членами, иногда требуют права на имущество своих последователей. Секты противопоставляют себя не только другим религиозным учениям, но и обществу в целом. Уход в секту для человека означает практически полный отказ от мира. Каждый вправе решать, как строить свою жизнь, однако очевидно, что неприятие мира, его отрицание, стремление получить счастье путем отказа от полноты жизни — это далеко не всегда подходящий способ разрешения проблем. В этом смысле любая секта — негативное явление. Однако лишь некоторые секты являются действительно опасными для общества. Некоторые старинные секты превратились в мощные религиозные течения.

· Деноминации. Это промежуточное положение между церковью и сектой. Это религиозное объединение, которое окончательно еще не оформилось. С сектой ее роднит оппозиционность по отношению к обществу и господствующей религии. Однако в отличие от секты члены деноминации активно участвуют в жизни общества. Со временем деноминация обычно превращается в церковь.

Религиозное сознание бинарно, то есть всегда включает в себя представление о двух противоборствующих силах и всегда мыслит противопоставлениями: между добром и злом, между духом (душой) и плотью, между богом и дьяволом, между человеком и природой, между этим и потусторонним миром. С точки зрения религии, человек связан с богом и посредством своих ценностей. Любому человеку в жизни приходится делать выбор между добром и злом. Для религиозного сознания такой выбор всегда носит особый смысл: выбирая между добром и злом, человек выбирает между Богом и его противниками. Отношение людей к религии является одним из критериев их духовного развития.

Классификация религий.

Простая классификация религий сводится к делению их на 3 группы:

1) родоплеменные примитивные древние верования, бытующие среди людей и по сей день. От них происходят многочисленные суеверия.

2) Национально-государственные религии (индуизм в Индии; конфуцианство в Китае; японский синтоизм, еврейский иудаизм)

3) Мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

Все религии также можно разделить на две большие группы:

1) монотеистические, т.е. признающие существование единого Бога

Про Юнармию:  Дарья олеговна борисова биография министерство обороны

2) политеистические (многобожие), поклоняющиеся множеству богов (буддизм, индуизм).

Также выделяют большую группу древних религий, основой которых является мифология. Мифы есть практически у всех народов мира. В мифологии как в ядре заложены и наука, и искусство, и философия, и религия. Период мифологии – это период детства человечества. Миф – это продукт «первобытного мышления», подсознания первобытного человека Л.Леви-Брюль, З.Фрейд, К.-Г. Юнг).. Страх заставлял персонифицировать закономерности природы. Древние люди представляли природу по своему образу и подобию как наделенную чувствами, страстями, а затем телом. (философ Д. Юм). В основе мифов лежит анимизм – наделение неживых предметов душою. «Первобытная культура» Э.Тэйлора; Дж.Фрезер. Мифологическое мышление способно к обобщениям, классификации, логическому анализу. Поэтому оно является интеллектуальной основой технического прогресса эпохи неолита.

Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.

Искусство — самостоятельная и важная сфера культуры. При помощи искусства человек осознает мир, самого себя, одухотворяя то, что он создает. Искусство – душа культуры.

Искусство – это мышление посредством образов. В своих образах искусство запечатлевает мир. Благодаря искусству человек лучше понимает мир, самого себя, других людей. Высшая цель искусства – окультуривание человека. Искусство включает в себя нравственные, философские, религиозные, научные элементы. Нет ни одной области человеческой жизни, не доступной искусству.

Искусство активно приобщает человека к историческому опыту, социальному, культурному опыту. Поэтому искусство выполняет многочисленные функции:

1. гедонистическую – доставляя человеку удовольствие, радость.

2. компенсаторную – выражая неудовлетворенность человека реальной жизнью.

3. коммуникативную – искусство является эффективным средством общения в пространстве культуры.

4. эстетическую – связанную с преобразованием мира на основе красоты

5. воспитательную

6. познавательную.

Каждая эпоха рождала свое понимание искусства, выдвигая на первое место ту или иную его функцию.

В основе искусства лежит понятие прекрасного. Человеку свойственно стремиться к прекрасному, поскольку потребность давать эстетическую оценку явлениям действительности заложена в природе человека. Представления о прекрасном изменчивы. Они меняются от эпохи к эпохе, от народа к народу. Идеалы, ценности, идеи меняются вместе с уровнем развития общества. В каждую конкретную эпоху искусство по-разному отражает мир и человека.

· Искусство в эпоху неолита отражало образ человека достаточно схематично, не прорисовывая лица. Человек как бы сводился к своим функциям: он изображался как воин, охотник, шаман. Особое значение в этот период придавалось репродуктивной деятельности человека: выжить можно было тогда, когда численность племени была достаточной, оптимальной. Это нашло отражение в образах знаменитых «палеолитических Венер», при изображении которых подчеркивались те черты, которые способствовали выполнению основной функции — детородной.

· Ценилась красота человеческого тела. В эпоху античности идеал человека – это человек, в котором внешняя красота и внутреннее благородство образовывали неразрывное единство. На лицах изображаемых людей: невозмутимость, спокойствие, божественная отстраненность подчеркивали готовность человека к испытаниям, мужественное принятие судьбы. Но богатство телесной пластики помогало раскрывать сложный мир человеческих чувств и переживаний. Красота человеческого тела не требовала дополнительных украшений: нагота воспринималась как эстетическая ценность.

· В эпоху средних веков ценилась духовная красота, а не телесная. А человеческое тело считалось «вместилищем греха».

· В эпоху Возрождения человек снова «мера всех вещей».

Любое произведение искусства имеет форму и содержание. Содержание — это те идеи, мысли, чувства, которые автор стремится донести до читателя или зрителя.

Содержание — самое главное в искусстве. По-настоящему бессодержательного искусства не бывает. Даже абстрактная живопись, которая не изображает действительность, несет в себе определенный смысл, выражает то состояние, которое хотел выразить художник.

Любое содержание не может быть донесено до других людей, если оно не будет иметь формы.

Форма — это все то, в чем воплощается содержание, то есть те материальные элементы, благодаря которым содержание становится доступным для других людей, а произведение искусства сохраняется во времени. В кaчестве формы могут выступать:

· слова (художественная литература),

· материально воплощенные изображения (живопись, кино, телевидение),

· пространственные формы (скульптура),

· тело человека и его движёния (танец, пантомима),

· звуки (музыка).

В обычной жизни мы видим предметы и изображения, слышим звуки, используем слова для того, чтобы общаться друг с другом. Однако сами по себе они не являются предметами искусства. Они становятся формой произведения искусства только в том случае, если несут в себе дополнительное эстетическое содержание.

Виды искусства: пространственные, временные и пространственно-временные.

1. Пространственные виды искусства:

· Скульптура – вид искусства, который осваивает действительность при помощи пластических образов.

— Монументальная скульптура – это памятники.

— Станковая скульптура – небольшие скульптурные изображения, используемые в основном для украшения небольших помещений.

— Декоративная скульптура, при помощи которой украшают здания и помещения (кариатиды и атланты).

Скульптура запечатлевает человека или сцену в определенный момент и не изменяется во времени.

· Живопись вид искусства, который выражает внутренний мир художника посредством изображений, красок.

— фигуративная (портреты, пейзажи)

— нефигуративная (Декоративна. Сочетании красок, пятен, линий).

· Архитектура вид искусства, реализующийся в построении зданий по законам красоты и гармонии. Жилье должно быть не только удобным и качественным, но и эстетичным, доставлять человеку удовольствие своим видом и замыслом.

· Прикладное искусство (графика)– это вид искусства, целью которого является придание красоты предметам быта.

Архитектура и прикладное искусство не изображают действительности. Их эстетическая ценность заключается, прежде всего, в их гармоничном сочетании форм.

Временные виды искусства

· Литература. Поэт может не записать своего стихотворения и читать его только по памяти. А это означает, что пространственная форма для литературы вторична.

· Музыка.

3. П ространственно-временные виды искусства или синтетические виды искусства:

· танец (балет),

· театр

· кино.

Танец: театр и кино представляют события в их развитии. Танец, театр и кино объединяют в себе признаки таких видов искусства, как живопись, скульптура, литература, музыка. Именно по этой причине их нередко называют также синтетическими видами искусства.

Современное искусство

Искусство тесно связано с жизнью. Искусство меняется так же, как меняется наша жизнь, как меняется культура, техника и общество. Оно всегда отражает наиболее важные тенденции, которые характеризуют общественное существование. Художник, будучи обычным человеком, не может не реагировать на эти изменения и выражает их в своем творчестве. Нередко искусство предвосхищает те перемены, которые для большинства людей станут очевидными лишь позднее (романы Жюля Верна).

Язык.

Классификация цивилизации

Три основные стадии эволюции цивилизации:

1) аграрная, характерная для рабовладельческого и феодального общества;

2) индустриальная, связанная с капитализмом;

3) постиндустриальная, вызванная научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество.

В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть:

· глобальной, то есть мировой,

· континентальной (например, европейская),

· национальной (французская, английская),

· региональной (североафриканская).

Часть ученых предлагает разделить все цивилизации на два типа:

· техногенная цивилизация — характерна для Западной Европы,

· психогенная — для восточных стран (например, индийская цивилизация).

Классификация ученых-востоковедов. Они полагают, что изначально цивилизация распалась на два «древа» – Запад и Восток, обладающие своими, неповторимыми путями развития, из которых «естественным» и «нормальным» признается восточный, тогда как западный рассматривается как мутация, отклонение.

«Культура» и «цивилизация» имеют отличия.

В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для нее характерны устойчивая организация, малоподвижность, инерционность, порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация.

Данилевский открыто выступал против широкой трактовки термина «цивилизация», в соответствии с которой под цивилизацией понимается образованность, наличие высокой культуры, прогрессивность и стремление к новым высотам.

По мнению Данилевского, такое понимание отражает узкую точку зрения представителей европейской культуры, которые не способны увидеть специфики других культурных организмов.

Концепция О. Шпенглера

Освальд Шпенглера (1880-1936) немецкий культуролог, философ, представитель «философии жизни». Автор оригинальной концепции циклического развития культуры.

Немецкий философ полагал, что не существует единой общечеловеческой культуры. О. Шпенглер выделил в истории цивилизации ряд уникальных культур или 8 локальных культурно-исторических организмов: 1) египетский, 2) индийский, 3) вавилонский, 4) китайский, 5) греко-римский, 6) византийско-арабский, 7) западноевропейский 8) культуру майя. Считал, что с редняя продолжительность цикла культурного организма — 1000 лет. После этого культура вырождается, превращаясь в цивилизацию – «бездушный интеллект» или «массовое общество». В своей главной работе – «Закат Европы» (1918-1922) – Шпенглер указывает на неизбежную гибель западноевропейской цивилизации, всесторонне описав признаки наступающего кризиса. К зарождающимся организмам Шпенглер относил русско-сибирскую культуру и связывал с ней будущий расцвет нового культурного мира.

С точки зрения О. Шпенглера, структурная сопоставимость культурных организмов позволяет не только лучше понять прошлое, но и предсказать будущее: периоды расцвета, гибели, упадка, смут, революций, войн, даже появление исторических деятелей определенного типа.

Этап роста.

Этап надлома

Надлом может произойти по различным причинам.

1) правящее меньшинство изолируется или само изолирует себя от общества, а потому оказывается далеким от его потребностей и не может адекватно действовать;

2) творческое меньшинство, способное вывести культуру из состояния надлома, совершает ошибку, выраженную в пассивности после ряда собственных побед ( Творческое меньшинство» – это совокупность людей, элита, которая раньше всех слышит «вызов», вырабатывает адекватные реакции на него, выдвигает новые идеи для «ответа» и проводит их в жизнь, ведя за собой пассивное «большинство». Постепенно элита утрачивает свой творческий потенциал, сохраняя свое господство лишь силой оружия);

З) большинство отказывается от веры в идеалы меньшинства. Нарастает чувство несправедливости, неудовлетворенности жизнью. Старые ценности забываются или отвергаются, начинается поиск новых идеалов. Общество оказывается в «подвешенном» состоянии, что неизбежно ведет к хаосу.

4) Конфликт между элитой и ведомой массой приобретает необратимый характер. Творческое меньшинство или даже общество в целом могут отказаться от высоких, универсальных целей и ценностей, обратив свое лицо к тому, что является сиюминутным, преходящим. Наступает «надлом цивилизации», культурный кризис.

4) этап распада. Цивилизация гибнет. Упадок цивилизации происходит под воздействием внутренних факторов. Цивилизация, которая подвергается распаду, либо исчезает с лица Земли (как этой произошло с египетской цивилизацией и цивилизацией инков), либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство).

Согласно Тойнби, Распад ожидает только ту цивилизацию, которая не способна ответить на вызов, брошенный ей извне. Стадия распада представляет собой ряд неудачных ответов на один и тот же вызов, который привел к надлому цивилизации. В социальном плане на стадии распада происходит расщепление общества на три составляющие:

1) правящее меньшинство, которое больше не являющееся творческой силой общества. Правящее меньшинство усиленно цепляется за власть, хотя реально уже не может обладать ею, поскольку власть получает только тот, кто способен спасти общество, направить его по пути развития. С целью удержания власти оно создает универсальное государство;

Про Юнармию:  Юнармия минск

2) внутренний пролетариат, не доверяющий более правящему меньшинству. Его ответной реакцией является создание вселенской церкви;

3) внешний пролетариат, то есть пришельцы из внешнего по отношению к цивилизации пространства, которые паразитируют на цивилизации. Внутренний пролетариат может проявлять себя в варварских набегах на ослабевшую цивилизацию, а также в усиленной миграции с целью пользоваться благами, которые создала цивилизация.

Последовательная, глубокая, аргументированная критика Тойнби западной цивилизации вылилась в активные поиски средств духовного обновления не только Запада, но и всего мира. Моделью такого обновленияТойнби считал Россию, где, как он полагал, множество народов, разговаривающих на разных языках, унаследовавших столь разные культуры, объединены на основе социальных, политических, экономических связей, являясь «моделью мира в целом».

Культура древней Индии.

Индия занимает часть Азиатского материка и огромный полуостров на юге Азии – Индостан, омываемый водами Индийского океана и Аравийского моря. С севера с северо-востока Индия отделена от остальной части Азии хребтами Гималайских гор. Древнейшая в южной Азии цивилизация называется Индской, т. к. возникла она в районе реки Инд в Северо-Западной Индии в 23 в. до н. э. и просуществовала до 18 в. до н. э. Открытие культуры долины Инд произошло сравнительно недавно – в 20-е годы XX века английскими археологами. Памятники этой цивилизации найдены более чем в 200 пунктах Северо-Западной Индии и на территории современного Пакистана.

При раскопках холма «Мохенджо-Даро» («холм мертвых») был открыт загадочный город примерно III-II тыс. до н. э. Археологов поразили совершенство и цивилизованность устройства города. Прямые улицы шириной до 10 м., пересекавшиеся под прямым углом и делившие город на большие кварталы. Дома строили 2-х этажными, кирпичными. Внутри кварталов улицы были узкими. Чтобы повозкам было легче передвигаться, углы домов делали закругленными. В домах имелись специальные ванные комнаты для омовений. Была городская баня с бассейном. Возможно любовь к чистоте была связана с религиозными воззрениями жителей города, и омовения имели ритуальный характер. Под домами и улицами была настоящая система канализации. Были проложены керамические трубы диаметром от 60 см до 2 м.

Следом за Мохенджо-Даро раскопали другой крупный город — Харапп. По его названию вся археологическая культура той эпохи была названа хараппской. Найденные здесь керамические сосуды расписаны растительным орнаментом. В отличие от Египта для Индской цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура. Скульптура была каменная или бронзовая, небольших размеров. Найдено более двух тысяч печатей. С обратной стороны печати есть отверстия для шнурка. Печати носили и в качестве амулетов, и также для подтверждения собственнических прав владельца. Изображения на печатях часто отражают мифологические сюжеты.

У Индской цивилизации была письменность примерно 400 знаков, но она до сих пор не расшифрована. О религии этой цивилизации почти ничего не известно. Храмов здесь не найдено. В большом количестве встречаются фигурки богини-матери и быка. Это свидетельствует о типичном для той эпохи культе плодородия и о распространении тотемистических представлений. Существует несколько версий гибели этой цивилизации. Однако гибель цивилизации – понятие относительное. Кто-то все равно выжил.

После гибели Индской цивилизации с северо-запада в Индию проникли индоевропейские племена арии («благородные»). Они были кочевниками-скотоводами. Отличались от коренных жителей светлым цветом кожи, говорили и писали на языке, близком к европейским языкам – санскрите. В результате ассимиляции с коренным населением создавалась единая культура. Сегодня санскрит считается древнеиндийским языком. Арии принесли с собой своё священное писание – Веды. Так начался новый период в истории и культуре Древней Индии – «ведийский период» (конец II – первая половина I тыс. до н. э.)

В I-м тыс. до н. э. культ в ведической религии усложнился. Служители культа (жрецы) назывались брахманами. Появляется новая религия – брахманизм.

В 6 в. до н. э. на территории Индии появляется буддизм, который затем стал распространяться за пределы Индии и, стал первой мировой религией. Известны три вида статуй Будды: Будда сидящий; Будда стоящий; Будда спящий или умирающий. В настоящее время к древним статуям совершается паломничество. Буддизм был господствующей религией в Индии до 2 в. н. э. Во времена господства буддийской религии в Индии кастового строя не было. Затем буддизм вытеснила другая религия – индуизм. Индуизм – это национальная религия Индии, которая сохраняет свои ведущие позиции до сих пор. С появлением индуизма появился кастовый строй, который официально отменен в 1955 году. Строятся индуистские храмы. По форме они напоминают готический стиль архитектуры средневековой Европы. Стала развиваться скульптура. Священные животные в индуизме: слон, корова, обезьяна, змея.

Подлинного подъема и расцвета индийская культура и наука достигла в IV-III вв. до н.э. при династии Маурьев. При них была объединена почти вся территория современного Индостана за исключением крайних областей Южной Индии.

Наука. В этот период индийскими учеными была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры. Была развита астрономия. Календарь состоял из 12 месяцев по 30 дней. Каждые пять лет добавлялся 13-й месяц. Знали о шарообразности земли и предполагали ее вращение вокруг своей оси. Знания химии позволяли изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи. Было создано алфавитное письмо из 50-ти знаков. Была развита медицина. Были изобретены шахматы. Образцы народной мудрости содержат индийские сказки, басни.

Интересны индийская керамика, ювелирные украшения. Произведениями искусства являются монеты с изображениями правителей и надписями на различных языках. Современная геральдика Индии уходит своими корнями в глубокую древность. На государственном гербе современной Индии «трехглавый лев». Это изображение знаменитой львиной капители древнеиндийского царя Ашоки (III в. до н. э.).

До сих пор в Западной Индии сохранились пещерные буддийские монастыри, высеченные в скалах. Их площадь примерно 500 м2. Здесь же сохранились и памятники индийской живописи.

В средние века Индия была под мусульманским владычеством. Ислам и индуизм мирно уживались. В исламе запрещено изображать животных, птиц и людей. Для новых правителей началось строительство мавзолеев – усыпальниц. Несмотря на это, индийские ремесленники-мастера, оформляя гробницы, вплетали в цветочный орнамент птиц, животных.

Живопись и скульптура. Скульптурное и живописное искусство в Древней Индии достигло такой высоты, что существовал ряд специальных руководств по правилам их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. В частности, выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми.

Наиболее известным памятником древнеиндийской религиозной живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты, которая представляет разнообразные моменты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, а также изображения дворцовой тематики. Эти рисунки прекрасно сохранились благодаря тому, что индийцы хорошо знали секреты стойких красок и умели готовить долго сохраняющийся грунт.

Была развита миниатюрная живопись. С XV в. в индийской архитектуре стал применяться белый мрамор. Тончайшая гравировка по мрамору напоминала работу по слоновой кости. Величайшим в мировой архитектуре является Тадж Махал – гробница (XVII в.). Это своеобразный памятник любви, воздвигнутый по велению Шах Джахана для рано умершей любимой жены Мумтаз.

В отличие от великих цивилизаций Ближнего Востока индийская цивилизация, как и китайская, продолжала существовать и развиваться и после окончания периода древности.

22. Культурное наследие Древнего Китая

Древнекитайская цивилизация возникла на рубеже III-II тыс. до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ и просуществовала до 220 г. н. э.(крушение империи Хань). Население Китая в глубокой древности было весьма пёстрым по своему этническому составу: китайские племена, манчжуро-тунгузские, тюркские, монгольские, сино-тибетские и др.

До середины I тыс. до н. э. Древний Китай развивался в отрыве от других цивилизаций.

В письменных памятниках китайской древности присутствует идея китаецентризма. Даже древние китайские государства назывались: «Срединные царства». Китайцы отождествляли свою страну с «Поднебесной», а китайского императора – властелином всех людей. В этом древние китайцы не были исключением. В Европе, например, греки считали всех, кроме эллинов, варварами.

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы

lektsia.com 2007 — 2023 год. Все права принадлежат их авторам! (0.079 с.)
Главная | Обратная связь

Сложность изучения культуры. Обуславливается многообразием само явления « культура».Существуют различные подходы к изучению культуры. Информационный подход- культура рассматривается как социально выработанная система , обеспечивающая хранение и передачу социального опыта представленного в виде информации. К информационному подходу относится :невербальное . вербальное . письменность, печатанье , СМи, компьютерные технологии. Социологич. подход- культура в этом подходе , является способом средства и условия взаимосвязи между людьми. Это система . которая регулирует отношения индивидов в обществе. Социальными институтами культуры являются: школы . институты , театры , библиотеки. Культур-антропологический подход – в этом этапе . культура является второй природой, Культура –это среда жизнедеятельности социальной общности людей. Задачами является выделение черт культуры . характерные для определенной общности.. данными особенностями . являются ( традиции , привычки , менталитет) Биологический подход- суть биологического подхода –перенесение законов развития природного мира на общество и человека, представителем данного подходя был О Шпенглер. Считалось . что культура развивается как любой биологический организм: рождается, достигает стадии рассвета . а затем гибнет .Зигмунд Фрейд – разработал психоаналитическую концепцию. Фрейд считал что человеком руководит бессознательное «оно»-что является биологическим инстинктом .Существует « Сверх Я» и «Оно» которое в свою очередь делится на « Я» –это человек , личность (эрос) или танатос (стремление к смерти). «Сверх Я»-это культурное. И механизмом его действия является Сублимация т.е.перенесение энергии на социально значимые виды деятельности. «ОНО»- дикое , необузданное . Человеку всегда приходится бороться между..Культурой человека называют умением «Я» сублимировать. Философский подход-культура- єто сосвокупность матер. и дух. ценностей, используемых обществом на данном этапе его разв.,а также система форм и способов деятельности людей, направленных на создание и освоение этих ценностей.Культурологический-Аксиология-наука о ценностях и ценностных ориентациях. Семиотический- культура является знаковой системой. По Веремьеву Морфология культуры это 1) произведённые материальные объекты 2) Символические продукты (знания , идеи , языки , мифы) 3) технологии осуществления любой целенаправленной . деятельности 4) ценности и ценностные ориентации( совесть . человечность , уважение. Честь . любовь . духовность)
Вопрос 6: Понятие и морфология культуры
Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов: генетическое — порождение и становление культурных форм; микродинамическое — динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственно трансляция культурной информации); историческое — динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени; структурно-функциональное — принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества; технологическое — распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени. По Веремьеву Морфология культуры это 1) произведённые материальные объекты 2) Символические продукты (знания , идеи , языки , мифы) 3) технологии осуществления любой целенаправленной . деятельности 4) ценности и ценностные ориентации( совсть . человечность , уважение. Честь . любовь . духовность)А.а. Веремьев считал что культура-это способы и результаты человеческой . деятельности, ориентированной на обеспечение сущ-ние и развитие общества и человека. Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. К ним относятся миф, религия, искусство, наука. Первоначально, на стадии первобытной культуры, эти составляющие культуры существовали неразрывно. В процессе развития культуры данные формы обрели самостоятельность. В рамках культурологи морфологич. подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных характеристик в строении опр. культуры.
Вопрос 7: Культура и цивилизация , соотношение понятий

Про Юнармию:  Армия Вооружения и Организация войск

термин « цивилис» возникает в Др. Риме( гражданин . государство)Адам Фергюсон ввел понятие « цивилизация» в 18в. Выделяют так же основные научные подходы культурной цивилизации.1) подход Цивилизация родственна культуре. Н .Я, Данилевский , о Шпенглер , А Тоинби- явл-ся представителями. Цивилизация понимается как социальная организация общественной жизни ,охватывает длительный период существования и основана на единой культуре. Самуель Хантинктон выделил 15 цивилизаций в истории человечества. К первой группе относятся 7 исчезнувших цивилизаций. (Месопотамская 4 тыс д.н.э., Египетская 4 тыс д.н.э., Критская , Классическая ( др. Греческая и др. Римская) . Византийская , Центрально- американская, Андская). А так же 8 существующих цивилизаций: ( Китайская . японская, Индуиская , Западная , Русско-православная , Латиноамериканская, Африканская.) 2 подход: Цивилизация рассматривается как технологическая сторона социального образования. Культура связана с Искусством , мифологией, религией . наукой о человеке, и не противопоставляется цивилизации. Из этого можно сделать вывод что культура и цивилизация это 2 стороны единого . социального организма. Представителями являлись Г.Спенсер , Макс Вебер( 19 в.)Э. Тофлер ( 20в) .Тофлер Выделил 3 стадии – 3 цивилизации в истории человечества 1 стадия Доиндустриальное общество ( аграрное) Традиции являлись основными жизненными принципами 2 стадия Индустриальная цивилизация (16-19в) Промышленный переворот: внедрение техники. 3 стадия Постиндустриальная цивилизация (70г. 20 в.) Внедрение Информационных технологий . биотехнологий ., нанотехнологии. 3 подход Цивилизация есть определенная стадия развития общества . следующая за варварством. A.энгельс и Карл Маркс: признаки Цивилизации отличающие ее от варварства :1)разделение труда на умственный и физический. 2)Социально- классовое разделение общества 3)наличие государства 4) наличие письменности 5)наличие городов как центров культуры 6) наличие товарного производства для обмена. 4 подход Цивилизация рассматривается как социальный феномен противостоящий культуре. Основоположник- Эмануил Кант. Конечной целью развития человечества явл-ся его моральное совершенствование. Культура свободна от любой корыстной утилитарной цели. Цивилизация требует от человека проявлять лишь внешнюю воспитанность , но при этом, поступки цивилизованного человека основываются не на чувстве долга а на формальной дисциплине и могут преследовать эгоистические цели.
Вопрос 8: Культура и глобальные проблемы современности.

Тофлер писал что научно . технический процесс, привел к кризису цивилизации культуры, сущность которого стоит в нарушении механизмов адаптации человека и природы к происходящим изменениям. Эта ситуация интерпретируется как «отчуждение» «отчуждение»-это процесс превращения различных форм и результатов человеческой деятельности и самостоятельную силу , господствующую над человеком. На уровне цивилизации отчуждения проявляются в глобальных проблемах современности.1) демографическая проблема 2)Экономическая, проблема деградации биосферы 3) энергетическая 40негативные тенденции научно технического развития. Проблема техногенных катастроф.4) Конфронтация по оси «запад»-«Восток». 5) Проблема международного терроризма.6) Отсутствие единых программ решения планетарных проблем, отчуждение на уровне культуры. Проявляется в кризисе самого человека., а именно :~ Ощущение личностью своего бессилия перед внешними силами жизни. ~ Представление об абсурдности своего существования. утрата людьми взаимных обязательств по соблюдению социального порядка , а так же отрицание господствующей системы ценностей ~ Ощущение одиночества .исключительности человека из общественных связей ~ Утрата индивидуумом своего Я –разрушение личности. В 60- 70 г. 20 века международная организация ученых «Римский клуб» организовала все эти проблемы и отсылала свои доклады всем международным организациям и национальным правительствам. Представители А. Пичеев : Э Тоффлер. Отсылал доклады чтобы все осознали что происходит с современным человеком. Говорили . что необходимо объединение финансовых . научных, политических усилий всех стран для решения этих проблем. Римский клуб считал что выход из тупика состоит в умении показателей развития с количественных на качественные , когда высший целью развития должно стать человеческое развитие. Истинное развитие должно проектироваться на самого человека. Его внутренние качества . т. К человек выступает сегодня главным регулировщиком жизни на планете.. по их мнению такими определенными качествами должны быть (1. Понимание глобальности 2.Стремление к справедливости 3.Отвращение к насилию.4.Талерантност(взаимотерпимость) В документах этой организации выработано 4 качества должны соответствовать цивилизации . Эти качества составляют культуру нового «гуманизма» . которая соответствует глобальной цивилизации ЮНЕСКО Диалог культур- специфическая форма социального взаимодействия основанного на свободе и взаимоуважении учащихся в нем сторон направленное прояснение сближения и взаимное обогащение позиции. Это не только гуманитарные контакты на высшем уровне, но и способы приобретения отдельно взятой личности к духовному миру иных культурных образований.
Вопрос 9: Проблема менталитета в истории научной мысли

-Н. А.Бердяев использовал понятие»душа русского народа» его самосознание. Эмоциональность-русский человек .западный же иррационален. Противоречивость. Мышление крайностями(русский) П, Н, Милюков -20 в. Начало. Историк»Народное самосознание , этот термин был использован им. Лихачев использовал в своей статье «нельзя уйти от самого себя» термин «национальный характер» 1)Противоречивость русского национального характера 2) Легковерие (но далеко не легкомыслие) 3)Русский ум отнюдь не связан повседными заботами он стремиться осмыслить историю и свою жизнь все происходящие в мире в самом глубоком смысле. 4) Высокая сила самопожертвования, азартность.Проблема менталитета в истории научной мысли Термин «менталитет» происходит от латинского «mens»,что переводится, как «ум», «образ мысли», «умонастроение», «склад ума». Менталитет- — это присущая индивиду или опр.соц.общности совокупность специфич. склада мышления и чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире и о себе,верований,мнений и предрассудков.Ученые сегодня выделяют следующие основополагающие признаки менталитета:1)- понимание и переживание людьми окружающей действительности; 2) Привычки; 3)стиль мышления;4) Отношение к ценностям. Основная социальная роль менталитета состоит в том, что он выступает в кач-ве психологического фактора, обуславливающего поведение социального субъекта.Менталитет- это, присущая индивиду или определенной социальной общности совокупность специфического склада мышления и чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире и о себе, верований, мнений и предрассудков.Считается, что в науку, в середине 19в., термин «менталитет» ввел Л.Меви-Брюль.1. Бердяев использовал понятие «душа русского народа» и «его самосознание».Он выделил противоречие мышления крайностям(русский человек мыслит крайностями).2. П.Н.Милюков использовал термин «народное самосознание», и говорил, что оно было дано искони и не подлежит самоанализу.3. Эрик Фромм: использовал термин «социальный характер».Он обуславливает образ мыслей людей, чувства.4. Карл Густав Юнг ввел понятие «коллективное бессознательное».Содержание «коллективного бессознательного» составляют архетипы. (Архетипы-это, унаследованные из потускневших веков нашего прошлого, идеи и чувства, которые находят выражение в мифах, верованиях, сказках.(определение Юнга)).5. Осфальд Шпендлер использовал термин «душа» и «мирочувствование».6. Д.С. Лихачев использовал термин «национальный характер»,7.Рюкзаков(нач.20 в.)-понятие душ.склад.людей.
Вопрос 10: Факторы формирования и особенности менталитета как формы сознания.

Особенности менталитета как кА форма сознания 1) Менталитет подчеркивает специфические особенности определенного типа культуры. 2) психологический фактор обуславливающий поведение и суждения субъекта 3) Менталитет формируется под влиянием 2 факторов природного и социального. Социальный Фактор- социальные условия жизни субъекта: система экономических и политических отношений . Структура социальных отношений , религия. Менталитет является историческиобусловленным феноменом. Менталитет обладает более устойчивым характером по сравнению с осознанными формами сознания(наука и идеология) Идеалогия- это систематизированный взгляд на развитие общества. В периоды наиболее качественных преобразований общества он может играть консервативную и даже реакционную роль . Менталитет укореняется в бессознательных глубинах человеческой психики и его носителям может, удастся осознать его содержание лишь ценой специальных усилий. Можно сказать ,что одним из факторов формирования является образование Культурный фактор. Из культуры своей страны человек делает для себя какие-либо выводы , опираясь уже с детства на легенды . сказки традиции. Определенную роль в формировании менталитета национальной культуры играют природные (ландшафтные, климатические, биосферные) факторы. Великий русский историк В. Ключевский не случайно свой «Курс русской истории» начинает с анализа русской природы к ее влияния на историю народа: именно здесь закладываются начала национального менталитета и национального характера русских. Русская равнина и ее почвенное строение, речная сеть и междуречье, лес и степь, река и бескрайнее поле, все это формировало мировоззрение русского народа, и тип преимущественной хозяйственной деятельности, и характер земледелия, и тип государственности, и взаимоотношения с соседними народами (в частности, кочевыми народами и фольклорные фантастические образы, и народную философию. Менталитет по Пушкареву из его статьи 1) Связь человека с природой 2) Иррацианальный мир. 3) Духовный мир. Лахова в своей статье показывает противоречия западного и восточного менталитела , противопоставляются такие качества как индивидуальность-коллективизм, утилитарность- любовь к родине, надежда на самого себя- доверчивость.отстаивание своего интереса- самопожертвование, расчет/рациональность-эмоциональность,целенаправленность-проворечивость.

Вопрос 11: Культурная картина мира и ее составляющие
культурная картина мира – есть мир представленный в смысловом значении для определенной социальной общности и индивида. СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРНОЙ КАТРИНЫ МИРА 1) Онтологические категории- в которых выражается представление о самых общих атрибутах окружающего объективного мира ( пространство, время ,движение. Причина, следствие, изменение, свойство, количество, качество, случайность. закономерность.) 2) Социальные категории- характеризующие человека в обществе важнейшее обстоятельства жизни людей их взаимоотношение, духовный мир (труд, собственность, власть, церковь , деньги , справедливость , равенство , доброта, совесть, долг) 3) Система ценностных отношений и ценностных ориентаций. В каждой культурной картине мира. Личности . народа или исторической эпохе складывается своя иерархия ценностей и ценностных измерений (семья . любовь . дружба. деньги). В средние века –ценностями были нравственность , религиозность. В Новое время –ценности- рациональность, наука . Новейшее время наблюдается Жестко прагматический подход ко всему. ККМ в развитых культурах (особенно в современную эпоху ) многослойна и поливариантна. Она Включает в себя самые различные знания и представления . научные , философские , научные ,обыденные , психологические. В соответствии с доминированием того или иного из перечисленных компонентов выделяются следующие типы и виды. Существуют различные картины мира: 1) научная к.м.(к примеру когда человек болеет . он идет ко врачу.) 2) Философская к.м. 3) Художественная К.м. 4)религиозная к.м.(Вера в сверхестественное) 4)Обыденная к.м. 5) Мифологическая к. м. (наличие обряда)
Вопрос 12: Формы бытия культуры

Культура – это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура очень часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа – это необходимое условие возникновения и существования культуры. Культура – это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия. Характер этого взаимодействия исторически менялся. Между природой и человеческим обществом происходит обмен веществом и энергией. Есть две формы этого обмена:
— непосредственное присвоение человеком объектов природы
— опосредованное человеческой деятельностью присвоение объектов природы.
Маркс и Энгельс выделили в истории человечества два этапа по характеру взаимодействия человека и природы:
— присваивающий тип хозяйства, основанный на естественных орудиях труда
— производящий, основанный на орудиях труда, созданных цивилизацией.
Если для первого этапа характерно собирательство, рыболовство, охота, то для второго – земледелие скотоводство. Переход от первого этапа ко второму получил название «неолитическая революция».
Современный этап характеризуется огромным расширением масштабов взаимодействия человека с природой, что связано с НТР.

Поиск по сайту:

Главная | Случайная страница | Трендовая

Оцените статью
ЮнАрмия