Судьба знаменитого крейсера «Аврора», в последнее время казавшаяся довольно туманной, определена. Директор Центрального военно-морского музея ВМФ Александр Петров заявил, что в ближайшее время корабль ждет ремонт, который займет от года до полутора лет, после чего «Аврора» вернется на место своей «вечной стоянки» в привычном качестве музея, причем его экспозиция будет значительно расширена, а интерьеры приближены к историческим.
Правда, свой ход кораблю не вернут — эксперты сочли эту задачу технически сложной и не имеющей практического смысла. Тем более, что для самостоятельного передвижения «Авроре» нужен экипаж в составе 150 человек.
Но, судя по изменению отношения к крейсеру у нового руководства Минобороны, никаких скандальных VIP-вечеринок на «Авроре» более не будет, и корабль-музей будет поддерживаться в достойном его статуса состоянии.
- Имя от императора
- «Проститутка», уцелевшая при Цусиме
- Апельсины из Италии
- Несостоявшийся «утопленник»
- Честь флага
- В роли «Варяга»
- Орден с «Авророй»
- В культуре и искусстве
- В музыке и театре
- «Полкан» или «Богатырь»
- Крокодилы, лемуры и удав
- Прикрыть собой у Цусимы
- Холостой залп революции
- Крейсер — актер
- Везучий неудачник
- Гордость отечества. Легендарные корабли военно-морского флота России
- Гордость отечества. Легендарные корабли военно-морского флота России
- Первый поход
- Судовой священник «Авроры» погиб от «дружеского огня»
- Рекордсмены по погрузке угля
- Капитан «Авроры» погиб одним из первых
- Экипаж не уронил честь флага
- Погибших похоронили в море
- Заложники Манилы
- Возвращение
Имя от императора
За свою более чем вековую историю в жизни крейсера «Аврора» было очень много интереснейших событий, которые чаще всего оставались в тени его «революционного статуса».
«Аврора» была заложена в 1897 году, и относилась к типу бронепалубных крейсеров «Диана». «Сестрами» «Авроры» были «Диана» и «Паллада». Все корабли этого типа были названы в честь древнеримских богинь и, одновременно, в честь парусных фрегатов, ранее входивших в состав Русского флота.
Предшественник крейсера, парусный фрегат «Аврора», совершил два кругосветных путешествия и отличился при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.
Крейсер «Аврора» был официально заложен одновременно с «Дианой» и «Палладой», но строительство его шло значительно сложнее — в состав флота он вошел в 1903 году, на два года позднее других кораблей своего типа.
Будущий «корабль революции» получил имя «Аврора» от последнего русского императора Николая Второго. Название это монарх выбрал из одиннадцати предложенных ему вариантов.
Уже в советские времена, когда крейсер обрел революционный статус, к его наименованию часто добавляли эпитет «грозный». Между тем, даже в момент постройки «Аврора» уступала иностранным аналогам мощностью машин и орудий. Флотская шутка того времени гласила — от парохода «Аврора» отличается только низкой скоростью и некоторым количество маломощных пушек.
«Проститутка», уцелевшая при Цусиме
Именно в составе 2-й Тихоокеанской эскадры крейсер «Аврора» принял «боевое крещение» в сражении при Цусиме: с «Авроры» шесть раз сбивался флаг, но он неизменно поднимался вновь. Крейсер оказался в числе тех русских кораблей, которые не достались противнику и не затонули, а вышли из сражения только после его завершения. Среди погибших в этом бою моряков был и его командир — капитан 1 ранга Е.Р.Егорьев.
После Цусимы «Аврора» в составе уцелевшей эскадры ушла в Манилу, где ввиду повреждений вынуждена была встать на ремонт, разрешение на который было получено от контролировавшего Филиппины правительства США только в обмен на отказ от дальнейшего участия в войне. Такой отказ был санкционирован лично Николаем Вторым.
Апельсины из Италии
На Родину «Аврора» вернулась лишь в феврале 1906 года, после окончания русско-японской войны и в разгар первой русской революции.
В 1910 году с «Авророй» и ее экипажем произошла поистине уникальная история. Во время заграничного плавания крейсер зашел в итальянский порт Мессина. «Аврора» должна была торжественно получить золотую медаль в честь русских моряков, спасавших жителей города при землетрясении 1908 года. Однако в первую же ночь визита в городе вспыхнул сильнейший пожар, и уже моряки самой «Авроры» отправились спасать итальянцев от нового бедствия. Причем аварийная партия с русского корабля прибыла значительно быстрее местной пожарной команды. За это благодарные итальянцы наградили экипаж «Авроры» апельсинами и лимонами.
Кстати, через восемь дней после этого, находясь в испанской Малаге, матросам крейсера снова пришлось тушить пожар на берегу.
Несостоявшийся «утопленник»
Перед Первой Мировой войной «Аврора» выступала в качестве учебного судна для будущих офицеров флота. В начале войны она участвовала в военных операциях, в 1916 году была отправлена на плановый капитальный ремонт. Командир крейсера, капитан 1-го ранга Михаил Никольский выступал категорически против этого, считая, что во время стоянки экипаж подвергнется вредной «революционной агитации». Никольский, сторонник жесткого порядка и железной дисциплины, пользовался нелюбовью как у матросов, так и у офицерского состава. Но в своем прогнозе капитан Никольский не ошибся — в феврале 1917 года команда поддержит революцию, а сам командир «Авроры», лично расстреливавший матросов, которых считал «агитаторами и подстрекателями», будет застрелен 28 февраля 1917 года.
К лету 1917 года основу экипажа «Авроры» составили большевики, которые подчинили себе и офицерский состав судна. Так, например, накануне Октябрьского восстания «Авроре» было дано задание очистить Николаевский мост от юнкеров. Командир корабля лейтенант Н.А.Эриксон был не в восторге от этой идеи, но судно к мосту привел лично, чтобы оно не село на мель.
Холостой выстрел «Авроры» в сторону Зимнего дворца 25 октября 1917 года произвел комендор Евдоким Огнев. После взятия Зимнего дворца Огнев, как и многие другие матросы «Авроры», будет поддерживать революционный порядок в Петрограде, а весной 1918 года погибнет в боях с белогвардейцами на Дону.
Летом 1918 года, во время наступления белой армии Юденича на Петроград, так и не отремонтированный до конца крейсер планировали затопить в Кронштадте, чтобы закрыть путь кораблям интервентов, однако такого приказа так и не последовало.
После окончания Гражданской войны «Аврора» прошла ремонт и вошла в состав флота уже в привычном качестве учебного судна.
Честь флага
Свой последний дальний поход «Аврора совершила летом 1930 года вокруг Скандинавского полуострова. Судно уже не могло совершать длительные плавания — сказывался возраст. Новый капитальный ремонт стоил слишком дорого, и был нецелесообразен. Некоторые исследователи полагают, что в 1941 году «Аврора» и вовсе могла быть исключена из состава флота — ее, по традиции, должен был сменить новейший корабль с тем же именем. Однако в эти планы вмешалась Великая Отечественная война.
Когда гитлеровцы приблизились к Ленинграду, из орудий, снятых с «Авроры», была сформирована батарея «А», которая в начале сентября 1941 года в полном окружении сдерживала атаки противника.
Оставшаяся на судне команда со средствами ПВО участвовала в отражении атак авиации противника. В сентябре 1941 года экипажем «Авроры» был уничтожен самолет противника.
Воздушные атаки и артиллерийские обстрелы «Авроры» продолжались даже тогда, когда с судна был снято и вооружение, и экипаж. Крейсер все это время не спускал своего флага, что вызывало ярость у нацистов.
В роли «Варяга»
Летом 1944 года, сразу после снятия блокады Ленинграда, исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного базы Нахимовского училища.
Однако новая жизнь в качестве музея началась для «Авроры» со съемок в кино. Осенью 1945 года в Советском Союзе начали снимать фильм о другом легендарном крейсере — «Варяге». Роль «Варяга» досталась «Авроре», на которой для этого установили дополнительное оборудование, в том числе четвертую, фальшивую трубу.
В 1948 году крейсер «Аврора» был установлен на постоянную стоянку у Нахимовского училища на Большую Невку. Базой училища крейсер оставался до 1960 года, когда решением Совета Министров СССР был включен в число памятников, охраняемых государством.
Орден с «Авророй»
В 1967 году в истории «Авроры» произошло еще одно уникальное событие — крейсер стал единственным на флоте дважды орденоносным кораблем. Орден Красного Знамени «Аврора» получила к 10-летию Октябрьской революции, а к 50-летию Октября крейсер наградили орденом Октябрьской революции.
В августе 1984 года крейсер вновь был поставлен на капитальный ремонт, завершенный в 1987 году, к 70-летию революции. Днище судна было фактически построено заново, так как настоящая подводная часть крейсера находилась в критическом состоянии. Именно эта часть ремонта вызвала горячие споры и даже заставила говорить о корабле как о «новоделе».
Как бы то ни было, крейсер «Аврора» занял прочное место в истории нашей страны, став героем фильмов, песен и народного фольклора.
Никому при этом не приходило в голову, что по Неве идет даже не новодел, а самый натуральный муляж крейсера, прошедшего три войны и две революции. От корабля, воевавшего с Японией и Германией, на нынешней «Авроре» остались лишь кусок машины, радиорубка и рында. А подлинный крейсер революции уже три десятилетия гниет в Лужской губе Финского залива.
Местные жители разграбили его еще при советской власти. По сей день в деревнях можно встретить лестницы из авроровских трапов и корабельный иллюминатор, ставший окошечком туалета. «РБК Lifestyle» решил вспомнить славную историю знаменитого крейсера, который более чем за век пережил многое – от атак японских кораблей до съемок в его каютах порнофильма.
«Аврора» была спущена на воду 11 мая 1900 года в присутствии царской семьи. Еще три года крейсер достраивался и проходил испытания. Потом «Аврора» успела походить по Балтике, Атлантике, Средиземному морю, так что к моменту начала русско-японской войны оказалась едва ли не лучшим боевым судном, построенным за последнее время. Это подтвердилось во время знаменитого перехода Второй Тихоокеанской эскадры, сформированной на Балтике и брошенной на помощь осажденному японцами Порт-Артуру.
После подписания мирного договора с Японией и длительного ремонта «Аврора» вернулась на Балтику.
Она совершала походы по всему миру, выполняя представительские функции. Именно она, к примеру, возила российскую делегацию во главе с великим князем Борисом Владимировичем на коронацию короля Сиама в Бангкок.
Первую мировую войну «Аврора» встретила, совершая учебные рейсы с воспитанниками Морского корпуса по Балтике. Вопреки расхожему мнению активного участия в этой войне крейсер не принимал. Сначала «Аврора» с другими судами патрулировала Финский залив, затем прикрывала минные тральщики и один раз поддерживала сухопутные части артиллерийским огнем. Ни одного повреждения за все годы войны крейсер не получил.
Командир крейсера «Аврора»
капитан 1-го ранга Е.Р. Егорьев
В Цусимский пролив крейсер вошел в центре первой колонны российских кораблей и почти сразу принял бой. В ходе Цусимского сражения «Аврора» выпустила по противнику 1905 снарядов и в какой-то момент сама оказалась под перекрестным огнем японских кораблей. Однако благодаря грамотным действиям экипажа, потери оказались минимальными. Более чем из пятисот человек, находившихся на борту, в бою погибли лишь пятнадцать. В том числе капитан Евгений Егорьев.
Вместе с остатками разгромленной эскадры крейсер отошел в Манилу. Первая война закончилась для «Авроры» 27 мая 1905 года. Российские суда были интернированы американцами, а с экипажей взята подписка о дальнейшем неучастии в боевых действиях.
После подписания мирного договора с Японией и длительного ремонта «Аврора» вернулась на Балтику. Она совершала походы по всему миру, выполняя представительские функции. Именно она, к примеру, возила российскую делегацию во главе с великим князем Борисом Владимировичем на коронацию короля Сиама в Бангкок.
Первую мировую войну «Аврора» встретила, совершая учебные рейсы с воспитанниками Морского корпуса по Балтике. Вопреки расхожему мнению активного участия в этой войне крейсер не принимал. Сначала «Аврора» с другими судами патрулировала Финский залив, затем прикрывала минные тральщики и один раз поддерживала сухопутные части артиллерийским огнем. Ни одного повреждения за все годы войны крейсер не получил.
Осенью 1916 года «Аврора» окончательно вернулась в Кронштадт, а затем перешла для капитального ремонта в Петроград. Тут-то и началась самая интересная часть ее биографии. Узнав о длительной стоянке в столице, капитан первого ранга Михаил Никольский пришел в ужас. Вот что он написал в рапорте командованию: «Команда, до сих пор не поддававшаяся преступной агитации, поддастся ей и, как это часто бывает, перейдет в другую крайность – благодаря своей сплоченности из самой надежной во время войны станет самой ненадежной. Почва для этого самая благоприятная – долгая стоянка в Петрограде у завода».
Крейсер «Аврора» 1912 год
Крейсер «Аврора» 1912 год
Слова капитана оказались пророческими. До февраля 1917 года жесточайшей дисциплиной ему удавалось сдержать экипаж от разложения. Нижних чинов попросту не выпускали на берег, стараясь занять работой. Понятно, что среди матросов зрело недовольство, и для взрыва недовольства требовалась лишь искра.
Участники октябрьского восстания 1917 г.
На «Аврору» привезли большую группу арестованных «агитаторов и подстрекателей». Среди матросов тут же поползли разговоры, что крейсер станет плавучей тюрьмой. Капитан потребовал немедленно перевести осужденных на берег. В тот момент, когда конвой вывел арестантов на палубу, экипаж вышел из подчинения и попытался освободить узников.
Никольский и старший офицер корабля Огранович пытались остановить толпу приказами, а когда поняли, что их все равно никто не слушает, открыли огонь из табельного оружия.
В результате стрельбы двое матросов были легко ранены, а один – Порфирий Осипенко – убит.
Городские власти сразу же предложили подавить бунт силами казаков, но капитан Никольский отказался. И совершенно напрасно. На следующее утро к крейсеру вышла демонстрация с красными флагами, лентами и повязками. Сдерживать матросов офицеры не стали, да и все равно не смогли бы. Экипаж присоединился к демонстрантам.
Агитаторы из числа рабочих потребовали расправы над командирами крейсера. Капитана и старшего офицера решили отвести в Таврический дворец, где собирали всех, кто пытался противодействовать восстанию. Никольского и Ограновича избили, и, сорвав погоны, выставили во главе процессии. Обоих при этом заставляли нести красные флаги. Офицеры отказались, за что тут же был убиты. Старшему офицеру воткнули в горло штык, капитану выстрелили в голову.
На «Авроре» началась новая жизнь с судовым комитетом, крупной большевистской ячейкой и ежедневными митингами, так что к октябрю она полностью подчинялась Петроградскому Совету. Если отойти от мифов, созданных советской агитацией, роль крейсера в последующих событиях выглядит весьма туманно. Изначально он отошел от заводской пристани для того, чтобы восстановить движение по Николаевскому мосту. Его захватили и развели юнкера. Крейсер подошел к мосту в упор и его защитники разбежались. Корабельные электрики свели мост, и «Аврора» отошла к Английской набережной. Оттуда в 21.40 и прозвучал тот самый холостой выстрел.
По плану переворота далее «Аврора» якобы должна была стрелять по резиденции Временного правительства боевыми. Это, однако, представляется весьма сомнительным. Во-первых, с такой позиции по Зимнему дворцу стрелять невозможно – помешают дома на набережной. Во-вторых, боевых снарядов на «Авроре» попросту не было. Весь арсенал выгрузили на базе в Кронштадте. Да и холостой заряд на борту оказался по чистой случайности.
«Аврора» икона и символом революции
Участия в Гражданской войне «Аврора» не принимала вовсе – практически весь экипаж ушел на сухопутные фронты. До 1923 года она без дела стояла у причала в Кронштадте, а затем вновь стала учебным кораблем. Кстати, отличилась она и в этом качестве. 20 июля 1923 года близ Кронштадта проходили шлюпочные учения. Вечером авроровцы высадились на форт «Павел I» дабы отдохнуть. Отдыхали, понятное дело, со спиртным. И курили, невзирая на то, что на форте хранился весь немалый запас мин Балтийского флота. Взрывы от начавшегося «в результате неосторожного обращения с огнем» пожара гремели более суток. В Кронштадте и расположенном на другом берегу Ораниенбауме не осталось ни одного целого стекла.
Великая Отечественная прошлась по «Авроре» катком. Уже в июле 1941-го с крейсера сняли все пушки и сформировали батарею под названием «Аврора», которая погибла в боях с немецкими танками. Само судно, вооруженное единственной зениткой, обстреливалось как с воздуха, так и с суши, быстро пришло в полную негодность и, в конце концов, затонуло.
Новодел за 35 миллионов
После войны поднять то, что осталось от героического крейсера революции, удалось лишь со второй попытки. «Аврора» оказалась на верфи, где ее перестроили под легендарный «Варяг» и отдали киностудии имени Горького для съемок одноименного фильма. То, что получилось в результате и встало на вечную стоянку к Нахимовскому училищу 17 ноября 1947 года.
Ничто, однако, не вечно под луной. К началу 1980-х годов нижняя часть корпуса «Авроры» попросту сгнила. Из трюма круглые сутки откачивали воду. Стало ясно, что до пафосного празднования 70-летия Октября крейсер не достоит. 18 августа 1984 года «Аврора» отправилась на Северную верфь. Тогда ее тоже провожали тысячи людей, высыпавших на набережные. Ленинградцы не знали, что видят подлинные останки крейсера революции в последний раз. По сути, на верфи началось строительство нового корабля. Оно обошлось государству в 35 млн руб. «Аврору» разрезали вдоль корпуса. В новую конструкцию вставили лишь несколько хорошо сохранившихся элементов старого судна. Так что на Петроградскую набережную вернулся полный новодел.
Курсанты Нахимовского военно-морского училища
на фоне крейсера «Аврора», 1984 год
Возник естественный вопрос: что же делать со старым корпусом. Уничтожить? В годы советской власти такое сочли бы идеологической диверсией. С трудом державшийся на плаву корпус отбуксировали к поселку Вистино на Лужской губе Финского залива. До войны там строили базу для военных кораблей. В 1941 году, с наступлением немцев, ее взорвали, дабы не досталась врагу. К одному из побитых взрывами пирсов и встала «Аврора».
Сперва крейсер революции по-тихому грабили военные. Потом, с их полного согласия, местные жители, работники рыболовецкого совхоза «Балтика», кинули клич: «Мужики, айда «Аврору» резать!». Откликнулись многие. Вандалы не скрывают, что вывозили имущество грузовиками. Иллюминаторы, двери, кафель из душевых, листовая медь, металлические трапы. Последние выпиливали при помощи сварки. В какой-то момент сработала остававшаяся нетронутой система пожаротушения, и весь корабль залило пеной.
Конец подлинного крейсера оказался совершенно незавидным. Когда брать на борту стало нечего, остов решили наполнить камнями и, оттащив от берега, превратить в волнорез. Первая часть операции прошла успешно. Вторая – нет. В десятке метров от берега корпус завалился на бок и намертво увяз в иле. Он так и лежит, словно скелет гигантской рыбы, и по сей день подвергается атакам стервятников. Зимой, когда залив замерзает, на лед выходят охотники за металлом. Летом у «Авроры» ныряют дайверы, пытаясь поднять хоть что-то и превратить в сувенир.
По иронии судьбы, с «Авророй» оказалось связано не только начало эры советской власти, но и ее конец. Ограбленный корпус топили в заливе в августе 1991. Через две недели грянул путч, и в стране началась новая жизнь. Подлинная «Аврора» страшно отомстила своему муляжу. От того, что началось на новеньком борту, пришли бы в ужас как те, кому приходилось служить на крейсере, так и те, кого принимали в пионеры на его борту.
На «Авроре» сняли самый настоящий порнофильм. «Русский Ларри Флинт» Сергей Прянишников проник на борт под предлогом съемки кино о революции. Правда, порнопродюсер не стал расшифровывать, что фильм «В борьбе за это» посвящен революции сексуальной. «Аврору» стали сдавать под корпоративы. Самый известный прошел с участием Валентины Матвиенко, Эльвиры Набиуллиной и Ильи Клебанова. Чиновники послушали Сергея Шнурова, посмотрели танцы полуголых балерин и перформанс арт-группы «Речники», заключавшийся в прыжках с борта крейсера в Неву.
Крейсер Аврора – не единственный пример того, как памятник, если его поскрести, окажется новоделом, цель которого лишь привлечение туристов. Мы выбрали пять из десятков, а то и сотен похожих примеров.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 декабря 2022 года; проверки требуют 9 правок.
Авро́ра (лат. ) — личное женское имя, также название и топоним:
- Аврора, или зорька, — дневная бабочка из семейства белянок.
В культуре и искусстве
В музыке и театре
- «Аврора» — соната Л. ван Бетховена № 21 до мажор.
- «Крейсер „Аврора“» — советская песня.
- «Аврора» — альбом японской певицы Орига, выпущенный в 2005 году.
- «Аврора» — альбом группы «Ленинград», выпущенный в 2007 году.
- «Аврора» — альбом российского рэпера Кажэ, выпущенный в 2018 году.
- «Аврора» — канадский фильм 2005 года.
- «Аврора» — украинский фильм 2006 года.
- «Аврора» — румынский фильм 2010 года.
- «Аврора» — финский фильм 2019 года.
- «Аврора» — кыргызский фильм 2020 года.
- :
- Аврора — деревня в Тарногском районе Вологодской области России.[источник не указан 286 дней]
- Аврора — станция в Глубоковском районе Восточно-Казахстанской области Казахстана.
- Аврора — село в Раздольненском районе Крыма.
- Аврора — прежнее название посёлка Гиркан в Азербайджане.
- Остров Аврора или Маэво — один из островов архипелага Новые Гебриды.
- Острова Авроры — мифические острова в южной Атлантике.
- Улица Авроры — улица в различных населённых пунктах государств бывшего СССР.
- «Аврора» — парусный фрегат, отличившийся при обороне Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны 1853—1856 годов.
- «Аврора» — русский крейсер, один из символов Октябрьской революции 1917 года.
- «Аврора» — шведский линейный корабль, погиб в 1790 году в ходе Выборгского морского сражения. Остатки корабля являются выявленным памятником археологии России.
- «Аврора» — фирменный поезд, курсировавший с 1963 по 2010 год между Москвой и Санкт-Петербургом (Ленинградом).
- ПАЗ-4230 «Аврора», КАвЗ-4235 и КАвЗ-4238 — автобусы производства Павловского и Курганского автобусных заводов.
- «Аврора» (SR-91 Aurora) — мифический гиперзвуковой самолёт ВВС США.
- Аврора — мобильная операционная система, разработанная компанией «Открытая мобильная платформа».
- «Аврора» — компьютерная шашечная программа.
- «Aurora» (OS/2 Warp Server for e-Business) — версия операционной системы «OS/2».
- Aurora — альтернативное наименование операционной системы Eeebuntu. Не следует путать с мобильной операционной системой Аврора.
- «Аврора» — европейская космическая программа.
- «Аврора» — нереализованный проект модернизации ракеты-носителя «Союз», создававшийся в рамках соглашения между Росавиакосмосом и правительством Австралии.
- «ТаблетСат-Аврора» — первый российский коммерческий микроспутник.
- :
- «Аврора» — московское ежемесячное литературное издание, выпускался в 1805—1806 годах, издатели: Ф.-Х. E. Рейнгард и И. Я. де Санглен
- «Аврора» — иллюстрированный журнал для женщин, выпускался в 1875—1878 годах, издательницы — О. Миропольская, потом Стефания Ленковская; редакторы — Миропольская, затем Клеопатра Заика
- «Аврора» — ежемесячный литературно-художественный журнал, выпускается с 1969 года
- «Аврора» (Премия «Аврора» за пробуждение гуманизма) — международная гуманитарная инициатива[1].
- «Аврора» — советское и российское специализированное издательство в Ленинграде (Санкт-Петербурге) с отделением в Москве.
- «Аврора» — российская авиакомпания, созданная в 2013 году путём слияния «Сахалинских авиатрасс» и «Владивостокавиа».
- «Аврора» — название масонских лож во Франции и России.
- Aurora Corp. — тайваньская компания.
- «Аврора» — расположенное в Санкт-Петербурге российское НПО в области автоматизированных систем управления.
- Операция «Аврора» — условное название продолжительной серии китайских кибератак второй половины 2009 года.
- Информационное агентство «Аврора» — российское информационное агентство левой направленности.
- О Гуманитарной инициативе «Аврора» (Aurora Humanitarian Initiative). Дата обращения: 16 июня 2018. Архивировано 2 июля 2018 года.
С тех пор легендарный корабль прошел множество испытаний и в течение нескольких десятков лет тихо отдыхает на стоянке у Петроградской набережной у истока Большой Невки. Однако с годами слава его не меркнет. «АиФ» собрал пять интересных фактов о прославленном крейсере.
«Полкан» или «Богатырь»
Бронепалубный крейсер первого ранга «Аврора» стал последним в серии из трех судов водоизмещением 6,6 тысяч тонн, построенных на верфи «Новое Адмиралтейство» в конце XIX века.
Первые два корабля проекта назвали «Паллада» и «Диана». Третий в течение года был безымянным. По традиции, существующей со времен Петра I, право давать имена крупным кораблям принадлежало императору. Перед Николаем II положили список, в котором были такие названия: «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Полкан», «Боярин», «Нептун», «Аскольд», «Богатырь», «Варяг» и «Аврора». Император подчеркнул последнее, а также, чтобы не было ошибок, своей рукой написал его на полях.
Строящийся корабль по приказу от 6 апреля 1897 года назвали «Авророй».
Впрочем, ранее такое же название носил трехмачтовый парусный фрегат. Ту «Аврору» построили в 1835 году в Петербурге на Охтинской верфи.
Крокодилы, лемуры и удав
Крейсер торжественно спустили на воду в Петербурге в 1900 году. На церемонии присутствовали император Николай II, а также императрицы Мария Федоровна и Александра Федоровна.
В 1905 году, когда «Аврора» шла к берегам страны восходящего солнца в разгар русско-японской войны, на борту судна обитали два крокодила – они были домашними питомцами моряков. Рептилий взяли на борт в одном из африканских портов, находившихся на пути следования в Японию.
Крокодилов звали Сам и Того. По воспоминаниям писателя Юрия Чернова, рассказавшего о быте моряков с «Авроры» в книге «Судьба высокая «Авроры», на борту также были несколько хамелеонов, лемуры и удав. Экзотических животных экипаж взял на борт после гибели собаки Шарика.
Рептилий ждала непростая судьба: Сам сбросился с палубы и погиб, а Того был убит в ходе Цусимской битвы.
Прикрыть собой у Цусимы
Вторая эскадра Тихоокеанского флота, которая насчитывала 38 боевых кораблей и вспомогательных судов, дошла до берегов Японии. Преодолев три океана, она не смогла пройти Корейский пролив. Там её ждали 89 кораблей японского флота под флагом адмирала Хейхатиро Того (прим. ред. — именно в его честь назвали крокодила на «Авроре»).
Мощнейшим огнем японцы попытались вывести из строя броненосцы.
Крейсер «Аврора» сумел выстоять в бое у Цусимы, защищая корабли. Корпусом судно закрывало израненные русские броненосцы. В той битве уцелели только три крейсера – «Жемчуг», «Олег» и «Аврора». Также у русских смогли выстоять один миноносец и два вспомогательных судна. В Цусимском бою «Аврора» получила около 10 попаданий снарядами калибра от 75 до 200-мм, были выведены из строя пять орудий. 16 человек экипажа были убиты, в том числе — капитан корабля Евгений Егорьев. Также 89 членов экипажа получили ранения (по другим данным — 15 убитыми и 83 ранеными).
Отряд крейсеров ушел в филиппинский порт Манила. Там корабли разоружили американцы. Чужую гавань они покинули лишь в конце 1905 года, когда был подписан мирный договор с Японией.
Холостой залп революции
Крейсер «Аврора» считается одним из главных символов Октябрьской революции 1917 года, в первую очередь из-за исторического выстрела в ночь на 26 октября.
Относительно этого залпа у многих до сих пор остаются сомнения. Дело в том, что команда «Авроры» сразу поспешила переубедить всех, кто поверил в легенду о выстреле боевыми снарядами по Зимнему дворцу, отправив в газету записку. В ней было сказано, что с судна был произведен только один холостой залп, служащий призывом к «бдительности и готовности».
Сигнальным же этот выстрел также нельзя было назвать, поскольку его произвели в 21.40 МСК, а штурм Зимнего дворца начался уже после полуночи.
Морякам, давшим заметку в газете «Правда», было важно подчеркнуть, что корабль не стрелял по Зимнему дворцу боевыми снарядами и не угрожал жизни простых людей.
Крейсер — актер
После Великой Отечественной войны «Аврора», получившая серьезные повреждения, прибывала на ремонт на Балтийский завод, где её должны были подготовить к установке на вечную стоянку.
В это время судно советские чиновники решили отдать на съемки в кинокартине о крейсере «Варяг». К тому моменту последний уже покоился на дне Ирландского моря, поэтому в его роли выступил легендарный крейсер «Аврора», который киношникам пришлось значительно «загримировать», изменив его облик. Фильм представили публике в 1946 году.
21 сентября 2014 года крейсер впервые за долгое время отправили на дорогостоящий ремонт в Кронштадти вернулся на свое место 16 июля 2016 года.
Везучий неудачник
Главным событием в истории крейсера «Аврора» считается холостой выстрел, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца в ходе Великой Октябрьской социалистической революции.
О главном же военном событии в истории крейсера — участии «Авроры» в трагическом для русского флота Цусимском сражении — известно значительно меньше.
«Аврора» — несомненно, везучий корабль. Крейсер, чьи технические характеристики значительно уступали самым современным кораблям того времени, не просто сумел уцелеть в сражении, но и избежал позорной участии спускания флага перед победившим противником.
Корабль, спуск которого на воду состоялся 24 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, был принят в состав русского флота в июне 1903 года и к моменту начала русско-японской войны был одним из новейших.
Новейших, но отнюдь не самых совершенных. Проблемы с «Авророй» начались на стадии проектирования и не заканчивались никогда. Сроки выполнения работ по постройке судна неоднократно срывались, а когда дело дошло до испытаний, то инженеры хватались за голову от огромного количества недочётов и недоделок. Из-за перегруженности казённых верфей в Петербурге, где шло строительство «Авроры», работы по её строительству велись в спешке и одновременно при недостатке рабочих рук.
Машины и котлы «Авроры» оказались ненадёжными, крейсер так и не достиг планируемых показателей скорости, было немало вопросов и к вооружению корабля.
Гордость отечества. Легендарные корабли военно-морского флота России
«Полтава» — первый линейный корабль русского флота, и первый — построенный в Петербурге. Строительством судна руководил Петр I. Длина — 34,6 ширина — 11,7. Имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712 году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра I.
Питер Пикарт
«Лефорт» — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи. Был заложен в 1833 году в Санкт-Петербурге и спущен на воду 9 (31) августа 1835 года. Оборонял Кронштадт во время Крымской войны. Но затонул в мирное время: в кораблекрушении погибли все находящиеся на борту корабля 843 человека, включая 14 офицеров, 61 унтер-офицера, 683 рядовых, 66 женщин и 19 детей из их семей. До гибели 28 сентября 1994 года парома Estonia катастрофа линейного корабля «Лефорт» являлась крупнейшей катастрофой на Балтийском море по числу жертв в мирное время.
Корабль «Лефорт». Неизвестный художник
Причина гибели «Лефорта» так и осталась загадкой, так как расчеты убедительно показывают, что при имевшихся на нём парусах он не мог быть опрокинут ветром, хотя первоначально эта версия входила в число трех основных. Комиссией по расследованию причин катастрофы признаны наиболее вероятными причинами аварии ослабление связей корабля, вызваные тем, что в 1856 году корабль дважды был использован в качестве транспорта для перевозки тяжелых грузов на орудийных палубах.
И. К. Айвазовский. «Гибель корабля
«Ингерманланд» — парусный 74-пушечный линейный корабль Балтийского флота России можно причислить к легендам. Но не за боевые заслуги, а мизерные сроки жизни. Судну было суждено погибнуть после 4 месяцев плавания. Его спустили на воду в мае 1842 года, а уже в августе по пути в районе Норвегии из-за ошибки счисления и сильнейшего шторма «Ингерманланд» выскочил на камни и разбился. Погибли 329 человек, спаслось – 509. Это был роскошный корабль водоизмещением 3000 тонн, с 74 пушками на борту.
К. В. Круговихин «Крушение корабля „Ингерманланд“ 30 августа 1842 года у берегов Норвегии», 1843 год.
«Двенадцать апостолов» — российский парусный линейный корабль I ранга, спущенный на воду в 1841 году. Фактическое число орудий на «Двенадцати апостолах» равнялось 130. Мощнейшими из них были 32 68-фунтовые пушки. Орудия стреляли как обычными сплошными ядрами, так и разрывными снарядами. Первым капитаном «Двенадцати апостолов» стал Владимир Алексеевич Корнилов. Входил в состав Черноморского флота. Во время обороны Севастополя был затоплен между Николаевской и Михайловской батареями.
И. К. Айвазовский «Корабль «Двенадцать апостолов». 1897 год.
Гордость отечества. Легендарные корабли военно-морского флота России
«Полтава» — первый линейный корабль русского флота, и первый — построенный в Петербурге. Строительством судна руководил Петр I. Длина — 34,6 ширина — 11,7. Имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712 году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра I.
Питер Пикарт
«Лефорт» — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи. Был заложен в 1833 году в Санкт-Петербурге и спущен на воду 9 (31) августа 1835 года. Оборонял Кронштадт во время Крымской войны. Но затонул в мирное время: в кораблекрушении погибли все находящиеся на борту корабля 843 человека, включая 14 офицеров, 61 унтер-офицера, 683 рядовых, 66 женщин и 19 детей из их семей. До гибели 28 сентября 1994 года парома Estonia катастрофа линейного корабля «Лефорт» являлась крупнейшей катастрофой на Балтийском море по числу жертв в мирное время.
Корабль «Лефорт». Неизвестный художник
Причина гибели «Лефорта» так и осталась загадкой, так как расчеты убедительно показывают, что при имевшихся на нём парусах он не мог быть опрокинут ветром, хотя первоначально эта версия входила в число трех основных. Комиссией по расследованию причин катастрофы признаны наиболее вероятными причинами аварии ослабление связей корабля, вызваные тем, что в 1856 году корабль дважды был использован в качестве транспорта для перевозки тяжелых грузов на орудийных палубах.
И. К. Айвазовский. «Гибель корабля
«Ингерманланд» — парусный 74-пушечный линейный корабль Балтийского флота России можно причислить к легендам. Но не за боевые заслуги, а мизерные сроки жизни. Судну было суждено погибнуть после 4 месяцев плавания. Его спустили на воду в мае 1842 года, а уже в августе по пути в районе Норвегии из-за ошибки счисления и сильнейшего шторма «Ингерманланд» выскочил на камни и разбился. Погибли 329 человек, спаслось – 509. Это был роскошный корабль водоизмещением 3000 тонн, с 74 пушками на борту.
К. В. Круговихин «Крушение корабля „Ингерманланд“ 30 августа 1842 года у берегов Норвегии», 1843 год.
«Двенадцать апостолов» — российский парусный линейный корабль I ранга, спущенный на воду в 1841 году. Фактическое число орудий на «Двенадцати апостолах» равнялось 130. Мощнейшими из них были 32 68-фунтовые пушки. Орудия стреляли как обычными сплошными ядрами, так и разрывными снарядами. Первым капитаном «Двенадцати апостолов» стал Владимир Алексеевич Корнилов. Входил в состав Черноморского флота. Во время обороны Севастополя был затоплен между Николаевской и Михайловской батареями.
И. К. Айвазовский «Корабль «Двенадцать апостолов». 1897 год.
Первый поход
Испытания крейсера в начале 1903 года продолжались, и для доведения «Авроры» до ума требовалось ещё немало времени, но его не было. Обострившаяся обстановка на Дальнем Востоке требовала немедленного усиления Тихоокеанской эскадры, для чего на Балтике формировался специальный отряд кораблей. Морское министерство намеревалось включить в этот отряд и «Аврору», для чего было приказано завершить испытания как можно скорее.
16 июня 1903 года «Аврора» официально вошла в состав Российского императорского флота и практически сразу была включена в состав отряда контр-адмирала Вирениуса, сосредотачивавшийся на Средиземном море для скорейшего следования в Порт-Артур.
25 сентября 1903 года «Аврора» под командованием капитана 1-го ранга Сухотина покинула Большой Кронштадский рейд, отправившись на соединение с отрядом Вирениуса.
В этом походе у «Авроры» возникла масса технических неисправностей, в том числе очередные проблемы с машинами, вызвавшие крайнее недовольство у командования. Находясь в Суэце, экипаж вынужден был устранять проблемы с рулевым приводом. В Джибути 31 января 1904 года «Аврору» застало известие о начале войны с Японией, а 2 февраля — высочайшее повеление о возвращении в Россию.
До русской военной базы в Либаве «Аврора» добралась 5 апреля 1904 года, на чём и завершился её первый поход.
Судовой священник «Авроры» погиб от «дружеского огня»
Военная ситуация для России складывалась неблагоприятно, и русское командование приняло решение о формировании Второй Тихоокеанской эскадры, которой предстояло пройти через три океана и изменить ситуацию на морском театре военных действий.
На «Авроре» были проведены работы по устранению технических недостатков и усилению средств вооружения. Новым командиром «Авроры» стал капитан 1-го ранга Евгений Егорьев.
2 октября 1904 года Вторая Тихоокеанская эскадра четырьмя отдельными эшелонами вышла из Либавы для следования на Дальний Восток. «Аврора» возглавила третий эшелон кораблей в составе миноносцев «Безупречный» и «Бодрый», ледокола «Ермак», транспортов «Анадырь», «Камчатка» и «Малайя». 7 октября русские корабли были разделены на небольшие отряды. «Аврора» попала в 4-й отряд под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и должна была двигаться вместе с крейсером «Дмитрий Донской» и транспортом «Камчатка».
Напряжение, царившее на русских судах, привело к тому, что в Северном море, у берегов Великобритании, русская эскадра приняла рыболовецкие корабли за вражеские миноносцы. В поднявшемся хаосе русские моряки обстреляли не только рыбаков, но и друг друга.
В результате такого «дружеского огня» «Аврора» получила повреждения, а судовой священник отец Анастасий был смертельно ранен.
Рекордсмены по погрузке угля
Дальнейший поход проходил достаточно спокойно. Команда на «Авроре» подобралась сплочённая, чему немало способствовал её командир.
Старший судовой врач Кравченко писал в своём дневнике: «Первое впечатление от «Авроры» самое благоприятное. Команда весёлая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания. Всё это отрадно видеть. На первых же порах меня поразило обилие угля. Много его на верхней палубе, а в батарейной палубе ещё больше; три четверти кают-компании завалены им. Духота поэтому нестерпимая, но офицерство и не думает унывать и не только не жалуется на неудобства, а напротив, с гордостью сообщает мне, что до сих пор их крейсер по погрузке был первым, брал первые премии и вообще на очень хорошем счету у адмирала».
Досуг на «Авроре» обеспечивала самодеятельная театральная труппа из моряков и офицеров, чьи постановки высоко ценили и моряки с других кораблей.
Экипаж «Авроры» был очень силён и в вопросе погрузки угля. Так, 3 ноября на «Аврору» в условиях нестерпимой жары погрузили 1300 тонн угля с темпом 71 тонна в час, что было лучшим результатом на всей эскадре. А в последних числах декабря 1904 года при новой загрузке топлива моряки «Авроры» побили свой же рекорд, показав результат 84,8 тонны угля в час.
Если настроения команды и её подготовка тревоги у капитана Егорьева не вызывали, то вот о самом корабле этого сказать было нельзя. Лазарет и операционная устроены были так скверно, что ими в тропиках совершенно нельзя было пользоваться. Пришлось приспособлять новые помещения, устраивать возможную защиту их от артиллерийского огня. Вся провизия была сосредоточена почти в одном месте, а потому в случае затопления этой части судна 600 человек остались бы без еды. Многое в этом роде пришлось исправить. На верхней палубе пришлось устроить из запасных булливиновских противоминных сетей защиту от попаданий деревянных осколков мачт и траверзы из таких же сетей с матросскими койками для защиты прислуги орудий. Выломаны и убраны внутренние деревянные щиты бортов, могущие дать массу осколков», — писал командир «Авроры» в марте 1905 года, когда встреча с неприятелем уже близилась.
Капитан «Авроры» погиб одним из первых
1 мая 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра после некоторой реорганизации и кратких приготовлений оставила берега Аннама и направилась во Владивосток. «Аврора» заняла своё место с правой наружной стороны колонны транспортов в кильватер крейсеру «Олег». 10 мая при полном штиле состоялась последняя угольная погрузка, уголь принимался с расчётом иметь ко входу в Корейский пролив запас, которого должно было хватить до Владивостока. Вскоре после отделения транспортов крейсера «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» вместе с третьим броненосным отрядом составили левую кильватерную колонну.
В ночь на 14 мая 1905 года русская эскадра вошла в Корейский пролив, где её уже ждали японские корабли.
Для «Авроры» Цусимское сражение началось с перестрелки с японскими кораблями в 11:14. В начале боя «Аврора» поддержала огнём крейсер «Владимир Мономах», который вёл перестрелку с японским крейсером-разведчиком «Идзуми», заставив последний отойти.
С появлением третьего и четвёртого японских отрядов, которые предприняли атаку на русские транспорты, «Аврора», прикрывавшая транспортные суда, оказалась под мощным огнём противника. Крейсер получил первые повреждения.
Но по-настоящему тяжело экипажу «Авроры» пришлось около трёх часов дня, когда японские корабли сумели подойти на близкое расстояние и поставить русские крейсеры под перекрёстный огонь. Повреждения следовали одно за другим, в результате одного из попаданий начался пожар в опасной близости от бомбового погреба, чреватый взрывом боезапаса. Лишь благодаря самоотверженности моряков «Авроры» катастрофу удалось предотвратить.
В 15:12 75-миллиметровый снаряд попал в трап переднего мостика. Его осколки и обломки трапа попали через смотровую щель в рубку и, отразившись от её купола, разлетелись в разные стороны, ранив всех находившихся в рубке. Командир «Авроры», капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев, получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался. Командование кораблём принял один из старших офицеров.
Экипаж не уронил честь флага
Спустя двадцать минут «Аврора» с трудом увернулась от вражеской торпеды. Попадание 203-милиметрового японского снаряда привело к пробоинам, в результате которых было затоплено отделение носового торпедного аппарата.
Несмотря на потери и повреждения, «Аврора» продолжала вести бой. Осколками шесть раз сбивало флаг корабля, но русские моряки снова водружали его на место.
Около половины пятого вечера русские крейсеры оказались прикрытыми от огня японцев колонной русских броненосцев, что дало экипажу «Авроры» время отдышаться.
Окончательно артиллерийский бой завершился около семи вечера. Поражение русской эскадры было очевидным. Уцелевшие корабли не сохранили общий строй и управление, оставшаяся в строю часть эскадры уходила с места сражения, в буквальном смысле кто куда.
К вечеру 14 мая на «Авроре» погибли её командир Евгений Егорьев, а также девять матросов. Ещё пять матросов скончались от ран. Ранения получили 8 офицеров и 74 нижних чина.
К десяти вечера крейсерский отряд адмирала Энквиста насчитывал три корабля — помимо «Авроры», это были «Олег» и «Жемчуг». В темноте японские миноносцы пытались атаковать русские суда, и «Авроре» за ночь с 14 на 15 мая пришлось более десяти раз уклоняться от японских торпед.
Адмирал Энквист несколько раз попытался повернуть крейсеры на Владивосток, но путь преграждали японцы, а в возможность прорыва флотоводец уже не верил.
Погибших похоронили в море
В результате крейсеры взяли курс на юго-запад, выйдя из Корейского пролива и оторвавшись от миноносцев противника.
Ночь была жаркой для врачей «Авроры»: те, кто в горячке боя не обращал внимания на раны, потянулись в лазарет. Оставшиеся в строю занимались мелким ремонтом, ожидая новых атак японцев.
За время Цусимского сражения «Аврора» выпустила по врагу 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.
В полдень 15 мая на «Аврору» перешёл адмирал Энквист со штабом, приняв командование над потерявшим командира крейсером. Около четырёх часов дня в море были похоронены погибшие и умершие от ран матросы; тело капитана Егорьева собирались похоронить на берегу.
Русский отряд уходил всё дальше от Владивостока, взяв курс на Манилу. На пути в этот порт 21 мая было предано морю тело капитана Егорьева, так как сохранить его для похорон на берегу более не представлялось возможным.
Через два часа с «Авроры» заметили военную эскадру, которую первоначально приняли за японцев, однако корабли оказались американскими — филиппинский порт Манила находился под контролем США. В тот же день «Аврора» и другие русские корабли бросили якорь в порту Манилы.
Заложники Манилы
Соединённые Штаты в русско-японской войне официально занимали нейтральную позицию, однако негласно выражали поддержку Японии. Поэтому 24 мая находившийся в Маниле американский адмирал Трэн получил директиву из Вашингтона — русские корабли должны либо разоружиться, либо покинуть порт в течение 24 часов.
Адмирал Энквист запросил Петербург и получил следующий ответ: «Ввиду необходимости исправить повреждения разрешаю вам дать обязательство американскому правительству не участвовать в военных действиях. Николай».
В данной ситуации это решение было единственно правильным — повреждённые русские корабли уже никак не могли изменить ситуацию, сложившуюся после поражения при Цусиме. Война подходила к неутешительному для России итогу, и требовать от моряков новых жертв было уже бессмысленно.
26 мая 1905 года команда «Авроры» дала американской администрации подписку о неучастии в дальнейших боевых действиях, с крейсера были сняты и сданы в американский арсенал замки орудий. Война для экипажей русских судов завершилась.
40 раненых с «Авроры» были отправлены в американский госпиталь. Спустя несколько дней нанятые местные рабочие приступили к ремонту крейсера.
Возвращение
Чем дольше продолжалось вынужденное пребывание в Маниле, тем сильнее падала дисциплина на «Авроре». Новости о революционных волнениях в России вызвали брожение среди низших чинов, которое офицерам с трудом, но всё-таки удалось успокоить.
Ремонт «Авроры» был завершён в августе 1905 года, незадолго до того, как в Портсмуте был подписан мирный договор между Россией и Японией. Русские суда начали подготовку к возвращению домой. Новым командиром «Авроры» был назначен капитан 2-го ранга Барщ.
10 октября 1905 года, после окончательного утверждения сторонами русско-японского договора, официальный Вашингтон снял все ограничения на действия русских кораблей.
Утром 15 октября «Аврора» в составе отряда кораблей, которым было предписано вернуться на Балтику, взяла курс на Россию.
Обратный переход был также длительным. Новый 1906 год «Аврора» встретила в Красном море, где получила приказ следовать в Россию самостоятельно. При этом на её борт перешли 83 моряка с крейсера «Олег», подлежавших демобилизации. После этого «Аврора» превратилась в настоящий «крейсер дембелей» — из экипажа самой «Авроры» должны были демобилизоваться по возвращению в Россию около 300 нижних чинов.
В начале февраля 1906 года, во время стоянки во французском Шербуре, произошёл инцидент, пророчески указавший на будущую славу «Авроры» как корабля революции. Французская полиция получила информацию, что экипаж судна закупил партию револьверов для революционеров в России. Обыск на «Авроре», однако, никаких результатов не дал, и крейсер продолжил путь домой.
19 февраля 1906 года «Аврора» бросила якорь в порту Либавы, завершив самый длительный в своей истории военный поход, продлившийся 458 дней.
10 марта 1906 года, после увольнения всех матросов, подлежащих демобилизации, в экипаже крейсера осталось чуть более 150 человек. «Аврора» была переведена в резерв флота.
Черты актрисы Одри Хепбёрн легли в основу начального образа Авроры
Уолт Дисней позвонил мне и сказал: «У вас такой тёплый голос, который так и дышит любовью. К тому же вы чудесно поёте, ваш певческий голос — будто продолжение обычного. Пожалуйста, передайте все оттенки и всё, что вы знаете о Спящей красавице, голосом, вы должны рисовать голосом».
В русском дубляже мультфильма Аврора была озвучена актрисой и солисткой Большого театра Кариной Сербиной.