- Экипаж не уронил честь флага
- Звездная жизнь крейсера
- Погибших похоронили в море
- Возвращение
- Появление легенды
- Взрывы и пьяные матросы
- Везучий неудачник
- Гордость отечества. Легендарные корабли военно-морского флота России
- Судовой священник «Авроры» погиб от «дружеского огня»
- Боевая слава
- Исторический выстрел
- Крейсер «Аврора». Символ революции
- Заложники Манилы
- Первый поход
- Рекордсмены по погрузке угля
- Революционный нрав корабля
- Капитан «Авроры» погиб одним из первых
- Корабль или макет
Экипаж не уронил честь флага
Спустя двадцать минут «Аврора» с трудом увернулась от вражеской торпеды. Попадание 203-милиметрового японского снаряда привело к пробоинам, в результате которых было затоплено отделение носового торпедного аппарата.
Несмотря на потери и повреждения, «Аврора» продолжала вести бой. Осколками шесть раз сбивало флаг корабля, но русские моряки снова водружали его на место.
Около половины пятого вечера русские крейсеры оказались прикрытыми от огня японцев колонной русских броненосцев, что дало экипажу «Авроры» время отдышаться.
Окончательно артиллерийский бой завершился около семи вечера. Поражение русской эскадры было очевидным. Уцелевшие корабли не сохранили общий строй и управление, оставшаяся в строю часть эскадры уходила с места сражения, в буквальном смысле кто куда.
К вечеру 14 мая на «Авроре» погибли её командир Евгений Егорьев, а также девять матросов. Ещё пять матросов скончались от ран. Ранения получили 8 офицеров и 74 нижних чина.
К десяти вечера крейсерский отряд адмирала Энквиста насчитывал три корабля — помимо «Авроры», это были «Олег» и «Жемчуг». В темноте японские миноносцы пытались атаковать русские суда, и «Авроре» за ночь с 14 на 15 мая пришлось более десяти раз уклоняться от японских торпед.
Адмирал Энквист несколько раз попытался повернуть крейсеры на Владивосток, но путь преграждали японцы, а в возможность прорыва флотоводец уже не верил.
Звездная жизнь крейсера
Каждый школьник, собирающийся посетить Санкт-Петербург, обязательно стремится побывать на легендарном корабле, служившим верой и правдой в стольких сражениях и являющимся ныне филиалом Центрального военно-морского музея.
На самом деле, помимо боевых заслуг и экскурсионных программ, не обошла «Аврору» и стезя шоу-бизнеса: в 1946 году крейсер сыграл роль не менее известного собрата «Варяга» в одноименном фильме. Для соответствия «гримерам» пришлось поработать: на корабле установили фальшивую четвертую трубу и несколько орудий, выстроили командирский балкон на корме и переделали носовую часть.
Продолжение истории после рекламы
Эти два корабля совершенно не похожи друг на друга, но для невзыскательного зрителя «подделка» прошла незаметно.
Параллельно корпус «Авроры» был усилен бетоном, а это уже означало, что восстановлению корабль не подлежит, что определило дальнейшую судьбу судна.
Погибших похоронили в море
В результате крейсеры взяли курс на юго-запад, выйдя из Корейского пролива и оторвавшись от миноносцев противника.
Ночь была жаркой для врачей «Авроры»: те, кто в горячке боя не обращал внимания на раны, потянулись в лазарет. Оставшиеся в строю занимались мелким ремонтом, ожидая новых атак японцев.
За время Цусимского сражения «Аврора» выпустила по врагу 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.
В полдень 15 мая на «Аврору» перешёл адмирал Энквист со штабом, приняв командование над потерявшим командира крейсером. Около четырёх часов дня в море были похоронены погибшие и умершие от ран матросы; тело капитана Егорьева собирались похоронить на берегу.
Русский отряд уходил всё дальше от Владивостока, взяв курс на Манилу. На пути в этот порт 21 мая было предано морю тело капитана Егорьева, так как сохранить его для похорон на берегу более не представлялось возможным.
Через два часа с «Авроры» заметили военную эскадру, которую первоначально приняли за японцев, однако корабли оказались американскими — филиппинский порт Манила находился под контролем США. В тот же день «Аврора» и другие русские корабли бросили якорь в порту Манилы.
Возвращение
Чем дольше продолжалось вынужденное пребывание в Маниле, тем сильнее падала дисциплина на «Авроре». Новости о революционных волнениях в России вызвали брожение среди низших чинов, которое офицерам с трудом, но всё-таки удалось успокоить.
Ремонт «Авроры» был завершён в августе 1905 года, незадолго до того, как в Портсмуте был подписан мирный договор между Россией и Японией. Русские суда начали подготовку к возвращению домой. Новым командиром «Авроры» был назначен капитан 2-го ранга Барщ.
10 октября 1905 года, после окончательного утверждения сторонами русско-японского договора, официальный Вашингтон снял все ограничения на действия русских кораблей.
Утром 15 октября «Аврора» в составе отряда кораблей, которым было предписано вернуться на Балтику, взяла курс на Россию.
Обратный переход был также длительным. Новый 1906 год «Аврора» встретила в Красном море, где получила приказ следовать в Россию самостоятельно. При этом на её борт перешли 83 моряка с крейсера «Олег», подлежавших демобилизации. После этого «Аврора» превратилась в настоящий «крейсер дембелей» — из экипажа самой «Авроры» должны были демобилизоваться по возвращению в Россию около 300 нижних чинов.
В начале февраля 1906 года, во время стоянки во французском Шербуре, произошёл инцидент, пророчески указавший на будущую славу «Авроры» как корабля революции. Французская полиция получила информацию, что экипаж судна закупил партию револьверов для революционеров в России. Обыск на «Авроре», однако, никаких результатов не дал, и крейсер продолжил путь домой.
19 февраля 1906 года «Аврора» бросила якорь в порту Либавы, завершив самый длительный в своей истории военный поход, продлившийся 458 дней.
10 марта 1906 года, после увольнения всех матросов, подлежащих демобилизации, в экипаже крейсера осталось чуть более 150 человек. «Аврора» была переведена в резерв флота.
Появление легенды
Вопреки патриотической роли корабля в истории страны, бытует мнение, что знаменитый крейсер был построен заграницей. На самом деле, чудо кораблестроения возникло там же, где и окончило свой славный путь – в Санкт-Петербурге.
К разработке проекта приступили еще в 1895 году, но только в июле 1897 года был подписан контракт с Обществом Франко-русских заводов на изготовление машин, котлов и всех механизмов, перечисленных в спецификации.
Столь поздние сроки достижения соглашения были обусловлены нежеланием руководства делиться чертежами с Балтийским заводом, и в течение последующих шести лет над созданием «Авроры» трудились Адмиралтейский Ижорский и Александровский чугунолитейный заводы, Завод Я. С. Пульмана, Обуховский, Металлический завод и Мотовилихинские пушечные заводы г. Пермь.
Всего в непосредственном руководстве постройкой крейсера с сентября 1896 года и до окончания ходовых испытаний, то есть почти за восемь лет, было занято четверо строителей корабля, офицеров Корпуса корабельных инженеров. К сожалению, до сих пор неизвестен автор проекта крейсера — в разных источниках называют две фамилии: К.М.Токаревского и Де Грофе, а официально строительство произведено на заводе «Новое Адмиралтейство», под руководством общества франко-русских заводов.
Взрывы и пьяные матросы
А куда же без мифов об алкоголе и его последствиях? В последнее время из различных источников появляется любопытная информация об участии нетрезвых революционных матросов «Авроры» во взрыве форта «Павел» в 1923 году. Поговаривают даже, что пьяные матросы устроили пожар на расположенном там минном складе.
В июле 1923 года сюда приплыли на шлюпке несколько моряков с линкора «Парижская Коммуна» (бывший «Севастополь»). Закончился «отдых» моряков большим пожаром.
Курсанты с крейсера «Аврора» пытались потушить горящую мину, подожжённую моряками с «Парижской коммуны».
На форте грохотало несколько дней, и, говорят, во всём Кронштадте не осталось ни одного целого стекла. По словам одного из членов нынешней команды крейсера, во время пожара погибли четыре матроса, а многие были награждены медалями за героическую помощь в тушении.
Авторы брошюры «Форты Кронштадта» одними из первых озвучили версию причины взрыва. В советских книгах этот вопрос обходили стороной, оставалось думать, что виновата злобная контрреволюция.
Везучий неудачник
Главным событием в истории крейсера «Аврора» считается холостой выстрел, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца в ходе Великой Октябрьской социалистической революции.
О главном же военном событии в истории крейсера — участии «Авроры» в трагическом для русского флота Цусимском сражении — известно значительно меньше.
«Аврора» — несомненно, везучий корабль. Крейсер, чьи технические характеристики значительно уступали самым современным кораблям того времени, не просто сумел уцелеть в сражении, но и избежал позорной участии спускания флага перед победившим противником.
Корабль, спуск которого на воду состоялся 24 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, был принят в состав русского флота в июне 1903 года и к моменту начала русско-японской войны был одним из новейших.
Новейших, но отнюдь не самых совершенных. Проблемы с «Авророй» начались на стадии проектирования и не заканчивались никогда. Сроки выполнения работ по постройке судна неоднократно срывались, а когда дело дошло до испытаний, то инженеры хватались за голову от огромного количества недочётов и недоделок. Из-за перегруженности казённых верфей в Петербурге, где шло строительство «Авроры», работы по её строительству велись в спешке и одновременно при недостатке рабочих рук.
Машины и котлы «Авроры» оказались ненадёжными, крейсер так и не достиг планируемых показателей скорости, было немало вопросов и к вооружению корабля.
Гордость отечества. Легендарные корабли военно-морского флота России
«Полтава» — первый линейный корабль русского флота, и первый — построенный в Петербурге. Строительством судна руководил Петр I. Длина — 34,6 ширина — 11,7. Имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712 году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра I.
Питер Пикарт
«Лефорт» — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи. Был заложен в 1833 году в Санкт-Петербурге и спущен на воду 9 (31) августа 1835 года. Оборонял Кронштадт во время Крымской войны. Но затонул в мирное время: в кораблекрушении погибли все находящиеся на борту корабля 843 человека, включая 14 офицеров, 61 унтер-офицера, 683 рядовых, 66 женщин и 19 детей из их семей. До гибели 28 сентября 1994 года парома Estonia катастрофа линейного корабля «Лефорт» являлась крупнейшей катастрофой на Балтийском море по числу жертв в мирное время.
Корабль «Лефорт». Неизвестный художник
Причина гибели «Лефорта» так и осталась загадкой, так как расчеты убедительно показывают, что при имевшихся на нём парусах он не мог быть опрокинут ветром, хотя первоначально эта версия входила в число трех основных. Комиссией по расследованию причин катастрофы признаны наиболее вероятными причинами аварии ослабление связей корабля, вызваные тем, что в 1856 году корабль дважды был использован в качестве транспорта для перевозки тяжелых грузов на орудийных палубах.
И. К. Айвазовский. «Гибель корабля
«Ингерманланд» — парусный 74-пушечный линейный корабль Балтийского флота России можно причислить к легендам. Но не за боевые заслуги, а мизерные сроки жизни. Судну было суждено погибнуть после 4 месяцев плавания. Его спустили на воду в мае 1842 года, а уже в августе по пути в районе Норвегии из-за ошибки счисления и сильнейшего шторма «Ингерманланд» выскочил на камни и разбился. Погибли 329 человек, спаслось – 509. Это был роскошный корабль водоизмещением 3000 тонн, с 74 пушками на борту.
К. В. Круговихин «Крушение корабля „Ингерманланд“ 30 августа 1842 года у берегов Норвегии», 1843 год.
«Двенадцать апостолов» — российский парусный линейный корабль I ранга, спущенный на воду в 1841 году. Фактическое число орудий на «Двенадцати апостолах» равнялось 130. Мощнейшими из них были 32 68-фунтовые пушки. Орудия стреляли как обычными сплошными ядрами, так и разрывными снарядами. Первым капитаном «Двенадцати апостолов» стал Владимир Алексеевич Корнилов. Входил в состав Черноморского флота. Во время обороны Севастополя был затоплен между Николаевской и Михайловской батареями.
И. К. Айвазовский «Корабль «Двенадцать апостолов». 1897 год.
Судовой священник «Авроры» погиб от «дружеского огня»
Военная ситуация для России складывалась неблагоприятно, и русское командование приняло решение о формировании Второй Тихоокеанской эскадры, которой предстояло пройти через три океана и изменить ситуацию на морском театре военных действий.
На «Авроре» были проведены работы по устранению технических недостатков и усилению средств вооружения. Новым командиром «Авроры» стал капитан 1-го ранга Евгений Егорьев.
2 октября 1904 года Вторая Тихоокеанская эскадра четырьмя отдельными эшелонами вышла из Либавы для следования на Дальний Восток. «Аврора» возглавила третий эшелон кораблей в составе миноносцев «Безупречный» и «Бодрый», ледокола «Ермак», транспортов «Анадырь», «Камчатка» и «Малайя». 7 октября русские корабли были разделены на небольшие отряды. «Аврора» попала в 4-й отряд под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и должна была двигаться вместе с крейсером «Дмитрий Донской» и транспортом «Камчатка».
Напряжение, царившее на русских судах, привело к тому, что в Северном море, у берегов Великобритании, русская эскадра приняла рыболовецкие корабли за вражеские миноносцы. В поднявшемся хаосе русские моряки обстреляли не только рыбаков, но и друг друга.
В результате такого «дружеского огня» «Аврора» получила повреждения, а судовой священник отец Анастасий был смертельно ранен.
Боевая слава
Многим современникам «Аврора» известна лишь неоднозначным фактом своей флотской биографии, как корабль, чьи орудия дали сигнал к штурму Зимнего дворца. А ведь крейсер участвовал ни много, ни мало в четырех войнах и двух революциях. Сам император Николай Второй после Цусимского боя телеграфировал экипажу:
«Сердечно благодарю вас, командиров, офицеров и команду крейсеров «Олега», «Авроры» и «Жемчуга» за их безответную, честную службу в тяжелом бою. Да утешит вас всех сознание свято исполненного долга. Николай Второй».
В 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР крейсер «Аврора» за выдающиеся заслуги моряков-авроровцев в Великой Октябрьской социалистической революции и защите ее завоеваний, плодотворную работу по пропаганде боевых и революционных традиций и в связи с 50-летием Советских Вооруженных Сил был награжден орденом Октябрьской Революции, а в суровые годы Великой Отечественной войны моряки «Авроры» принимали активное участие в героической обороне Ленинграда на Дудергофских высотах, о чем повествует одна из картин, выставленных в музее на «Авроре».
Исторический выстрел
Залп, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца 25 октября 1917 года – одна из наиболее красочных легенд о крейсере. Поговаривают, что взошедшую на корабль красавицу, несмотря на общеизвестную присказку о женщине на корабле, моряки не только не прогнали, но и не посмели ослушаться. Бледнолицая, высокая и стройная девушка неземной красоты отдала приказ «Пли!», а затем исчезла из поля зрения. На настоящий момент доподлинно неизвестно, кто же осмелился стать призраком «Авроры», но большинство историков склоняется к версии, что им была известная журналистка, советская писательница и революционерка Лариса Рейснер.
Говорят, что на «Аврору» её послали не случайно, чисто психологически рассчитали, что такой красивой женщине ни один матрос не откажет.
Да и выстрел, по сведениям историков, был произведен в 21:40, в то время как штурм начался уже после полуночи, что, увы, не подтверждает теорию сигнальной функции «Авроры» в захвате. Тем не менее, Крейсер «Аврора» изображён на ордене Октябрьской Революции, которым сам же и награждён в 1967 году.
Крейсер «Аврора». Символ революции
Бронепалубный крейсер первого ранга «Аврора» является памятником российского кораблестроения, истории военного флота и событий революции 1917 года.
Имя «Аврора» (в древнеримской мифологии так звали богиню утренней зари) крейсер получил в честь фрегата, защищавшего Петропавловск-Камчатский во время Крымской войны 1853-1856 годов.
Крейсер был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» в 1897 году, спущен на воду в мае 1900 года, а вступил в строй боевых кораблей флота России 29 июля (16 июля по старому стилю) 1903 года. Вооружение крейсера состояло из восьми 152-миллиметровых орудий, двадцати четырех 75-миллиметровых орудий, восьми 37-миллиметровых орудий, двух 63,5-миллиметровых десантных пушек, трех торпедных аппаратов и 150 мин (в последующем корабль неоднократно перевооружался). Экипаж состоял из 578 человек.
Крейсер «Аврора» был заложен на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» 4 июня (23 мая по старому стилю) 1897 года. При его строительстве была использована сталь Александровского (ныне ПАО «Пролетарский завод») и Ижорского заводов, которая по своему механическому и химическому составу на то время была одной из лучших в мире. Судно предназначалось для для ведения разведки, уничтожения торговых судов неприятеля, прикрытия линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, для несения дозорной службы.
1 из 17
11 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, наблюдавших за церемонией из Императорского павильона, состоялся торжественный спуск «Авроры» на воду. Под залпы артиллерийского салюта стоявших на Неве кораблей крейсер благополучно сошёл на воду, «без перегиби и течи».
2 из 17
Во время Цусимского сражения «Аврора» получила первые повреждения. За время боя в крейсер попали 18 снарядов среднего и малого калибров. По итогам осмотра судна в Маниле американская комиссия определила, что «Авроре» для безопасного продолжения плавания требуется 30 суток ремонта.
3 из 17
Во время строительства для экономии веса вместо броневого пояса на «Авроре» применили так называемую карапасную палубу, напоминающую панцирь черепахи. Загнутая на скосах к бортам и снижающаяся к носу и корме она должна была рикошетировать снаряды.
4 из 17
Уже во время Революционной демонстрации в Петрограде 18 июня 1917 года моряки крейсера «Аврора» вышли на улицы с лозунгами «Вся власть Советам» и «Долой министров-капиталистов».
5 из 17
В момент штурма Зимнего крейсер находился у Моста лейтенанта Шмидта. С этого места орудия «Авроры» просто не могли попасть по дворцу, поэтому был произведен лишь один выстрел холостым снарядом, который и вошел в историю как сигнал к началу штурма.
6 из 17
Александр Викторович Белышев был первым комиссаром легендарного крейсера. Именно он отдал приказ о залпе с «Авроры».
7 из 17
Носовое орудие крейсера «Аврора», из которого в 21:40 25 октября 1917 года был произведен холостой выстрел.
8 из 17
С 1918 года «Аврора» находилась в резерве военно-морского флота, орудия с крейсера были сняты и переведены на вооружение Волжской флотилии. В конце 1922 года судно решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нем десять 130- миллиметровых орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемета. После этого крейсер стал учебным кораблем Балтийского флота.
9 из 17
С 1940 года «Аврора» швартовалась в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов), где встретила начало Великой Отечественной войны (1941-1945) и находилась весь период обороны Ленинграда. Орудия, снятые с крейсера, использовались для усиления сухопутной обороны города. В сентябре 1941 года «Аврора» получила пробоину ниже ватерлинии и была поставлена на грунт. На протяжении войны корабль подвергался постоянным артобстрелам и бомбежкам. К январю 1944 года крейсер получил свыше 1500 пробоин.
10 из 17
В июне 1944 года «Аврора» была поднята с грунта и в 1945 году отбуксирована в Ленинград для капитального ремонта, во время которого было восстановлено вооружение, имевшееся на корабле в 1917 году.
11 из 17
После окончания ремонта в 1948 году крейсер был поставлен на вечную стоянку у Петроградской набережной реки Большая Невка и до 1956 года использовался в качестве учебной базы Нахимовского военно-морского училища.
12 из 17
В 1950 году по инициативе офицеров учебного судна на «Авроре» начал создаваться корабельный музей. Через шесть лет по директиве главнокомандующего Военно-Морским Флотом на крейсере был создан филиал Центрального военно-морского музея, а спустя четыре года «Аврора» была включена в число памятников, охраняемых государством.
13 из 17
В 1984-1987 годах крейсер прошел капитальный ремонт и реставрацию. Его днище было целиком заменено на новое, при этом были сохранены уникальные литые бронзовые форштевень и ахтерштевень с пером руля, без изменений оставили все верхнепалубное оборудование, а внешний вид «Авроры» восстановили таким, каким он был в 1917 году.
14 из 17
В 2010 году было принято решение министерства обороны и главного штаба ВМФ России о расформировании команды корабля и замене ее на квалифицированных музейных работников. Крейсер был выведен из состава ВМФ РФ и переведен под управление Центрального военно-морского музея. Однако уже в мае 2013 года «Аврора» вернулась в состав ВМФ.
15 из 17
В 2014 году крейсер отправили на ремонт на Кронштадтский морской завод. Там был отремонтирован корпуса корабля, крейсер оборудовали новыми системами пожаротушения и сигнализации, восстановили исторический интерьер его внутренних помещений, установили новую систему видеонаблюдения. После окончания ремонта 16 июля 2016 года «Аврора» вновь заняла свое место на вечной стоянке у Петроградской набережной.
16 из 17
На данный момент «Аврора» — это находящийся на плаву корабль, системы и механизмы, работающие на его борту, могут обеспечить жизнедеятельность корабля в автономном режиме в течение 20 суток. Крейсер сохранил и ряд функций действующего боевого корабля. На «Авроре» имеется военный экипаж во главе с командиром, который обеспечивает эксплуатацию крейсера и его надлежащее техническое состояние.
17 из 17
Заложники Манилы
Соединённые Штаты в русско-японской войне официально занимали нейтральную позицию, однако негласно выражали поддержку Японии. Поэтому 24 мая находившийся в Маниле американский адмирал Трэн получил директиву из Вашингтона — русские корабли должны либо разоружиться, либо покинуть порт в течение 24 часов.
Адмирал Энквист запросил Петербург и получил следующий ответ: «Ввиду необходимости исправить повреждения разрешаю вам дать обязательство американскому правительству не участвовать в военных действиях. Николай».
В данной ситуации это решение было единственно правильным — повреждённые русские корабли уже никак не могли изменить ситуацию, сложившуюся после поражения при Цусиме. Война подходила к неутешительному для России итогу, и требовать от моряков новых жертв было уже бессмысленно.
26 мая 1905 года команда «Авроры» дала американской администрации подписку о неучастии в дальнейших боевых действиях, с крейсера были сняты и сданы в американский арсенал замки орудий. Война для экипажей русских судов завершилась.
40 раненых с «Авроры» были отправлены в американский госпиталь. Спустя несколько дней нанятые местные рабочие приступили к ремонту крейсера.
Первый поход
Испытания крейсера в начале 1903 года продолжались, и для доведения «Авроры» до ума требовалось ещё немало времени, но его не было. Обострившаяся обстановка на Дальнем Востоке требовала немедленного усиления Тихоокеанской эскадры, для чего на Балтике формировался специальный отряд кораблей. Морское министерство намеревалось включить в этот отряд и «Аврору», для чего было приказано завершить испытания как можно скорее.
16 июня 1903 года «Аврора» официально вошла в состав Российского императорского флота и практически сразу была включена в состав отряда контр-адмирала Вирениуса, сосредотачивавшийся на Средиземном море для скорейшего следования в Порт-Артур.
25 сентября 1903 года «Аврора» под командованием капитана 1-го ранга Сухотина покинула Большой Кронштадский рейд, отправившись на соединение с отрядом Вирениуса.
В этом походе у «Авроры» возникла масса технических неисправностей, в том числе очередные проблемы с машинами, вызвавшие крайнее недовольство у командования. Находясь в Суэце, экипаж вынужден был устранять проблемы с рулевым приводом. В Джибути 31 января 1904 года «Аврору» застало известие о начале войны с Японией, а 2 февраля — высочайшее повеление о возвращении в Россию.
До русской военной базы в Либаве «Аврора» добралась 5 апреля 1904 года, на чём и завершился её первый поход.
Рекордсмены по погрузке угля
Дальнейший поход проходил достаточно спокойно. Команда на «Авроре» подобралась сплочённая, чему немало способствовал её командир.
Старший судовой врач Кравченко писал в своём дневнике: «Первое впечатление от «Авроры» самое благоприятное. Команда весёлая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания. Всё это отрадно видеть. На первых же порах меня поразило обилие угля. Много его на верхней палубе, а в батарейной палубе ещё больше; три четверти кают-компании завалены им. Духота поэтому нестерпимая, но офицерство и не думает унывать и не только не жалуется на неудобства, а напротив, с гордостью сообщает мне, что до сих пор их крейсер по погрузке был первым, брал первые премии и вообще на очень хорошем счету у адмирала».
Досуг на «Авроре» обеспечивала самодеятельная театральная труппа из моряков и офицеров, чьи постановки высоко ценили и моряки с других кораблей.
Экипаж «Авроры» был очень силён и в вопросе погрузки угля. Так, 3 ноября на «Аврору» в условиях нестерпимой жары погрузили 1300 тонн угля с темпом 71 тонна в час, что было лучшим результатом на всей эскадре. А в последних числах декабря 1904 года при новой загрузке топлива моряки «Авроры» побили свой же рекорд, показав результат 84,8 тонны угля в час.
Если настроения команды и её подготовка тревоги у капитана Егорьева не вызывали, то вот о самом корабле этого сказать было нельзя. Лазарет и операционная устроены были так скверно, что ими в тропиках совершенно нельзя было пользоваться. Пришлось приспособлять новые помещения, устраивать возможную защиту их от артиллерийского огня. Вся провизия была сосредоточена почти в одном месте, а потому в случае затопления этой части судна 600 человек остались бы без еды. Многое в этом роде пришлось исправить. На верхней палубе пришлось устроить из запасных булливиновских противоминных сетей защиту от попаданий деревянных осколков мачт и траверзы из таких же сетей с матросскими койками для защиты прислуги орудий. Выломаны и убраны внутренние деревянные щиты бортов, могущие дать массу осколков», — писал командир «Авроры» в марте 1905 года, когда встреча с неприятелем уже близилась.
Революционный нрав корабля
Не единым выстрелом славен мятежный корабль. Еще за несколько лет до исторических событий 1917 года, в 1905, разоруженная «Аврора» стояла в манильском порту под контролем американцев после Цусимского сражения. Филиппинские острова оказались тюрьмой для чудом уцелевших матросов, вынужденных питаться гнилой пищей, не имевших возможности связаться с родными, охваченных назревающей вспышкой гнева.
На мачте успели поднять международный сигнал, символизирующий начавшийся бунт, что повлекло прибытие на борт местной полиции и портовых чиновников.
Авроровцы выдвинули свой ультиматум – улучшение питания и немедленная раздача адресованных матросам писем.
Условия были приняты американцами, но незамедлительно повлекли за собой новую вспышку мятежа – вскрытые конверты и прочитанные письма, наконец, оповестили моряков об ужасах «кровавого воскресенья».
По возвращении в Россию, большинство матросов было списано с корабля – таким образом царское правительство стремилось разъединить сложившиеся боевые экипажи во избежание революционных настроений. Попытки не увенчались успехом, и в будущем именно моряки, в том числе и новобранцы, составили революционный костяк России.
Капитан «Авроры» погиб одним из первых
1 мая 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра после некоторой реорганизации и кратких приготовлений оставила берега Аннама и направилась во Владивосток. «Аврора» заняла своё место с правой наружной стороны колонны транспортов в кильватер крейсеру «Олег». 10 мая при полном штиле состоялась последняя угольная погрузка, уголь принимался с расчётом иметь ко входу в Корейский пролив запас, которого должно было хватить до Владивостока. Вскоре после отделения транспортов крейсера «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» вместе с третьим броненосным отрядом составили левую кильватерную колонну.
В ночь на 14 мая 1905 года русская эскадра вошла в Корейский пролив, где её уже ждали японские корабли.
Для «Авроры» Цусимское сражение началось с перестрелки с японскими кораблями в 11:14. В начале боя «Аврора» поддержала огнём крейсер «Владимир Мономах», который вёл перестрелку с японским крейсером-разведчиком «Идзуми», заставив последний отойти.
С появлением третьего и четвёртого японских отрядов, которые предприняли атаку на русские транспорты, «Аврора», прикрывавшая транспортные суда, оказалась под мощным огнём противника. Крейсер получил первые повреждения.
Но по-настоящему тяжело экипажу «Авроры» пришлось около трёх часов дня, когда японские корабли сумели подойти на близкое расстояние и поставить русские крейсеры под перекрёстный огонь. Повреждения следовали одно за другим, в результате одного из попаданий начался пожар в опасной близости от бомбового погреба, чреватый взрывом боезапаса. Лишь благодаря самоотверженности моряков «Авроры» катастрофу удалось предотвратить.
В 15:12 75-миллиметровый снаряд попал в трап переднего мостика. Его осколки и обломки трапа попали через смотровую щель в рубку и, отразившись от её купола, разлетелись в разные стороны, ранив всех находившихся в рубке. Командир «Авроры», капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев, получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался. Командование кораблём принял один из старших офицеров.
Корабль или макет
Считается, что «Аврора» — единственный отечественный корабль, сохранивший свой первозданный облик до наших дней.
Легендарный крейсер был поставлен на «вечную стоянку» напротив гостиницы «Санкт-Петербург», однако, это уже на половину не тот корабль, о котором не смолкает молва: само судно было отбуксировано в поселок Ручьи у прибрежной полосы Финского залива, распилено на части, затоплено и растащено патриотами 80-х.
При реконструкции в 1984 году была заменена большая часть основной части и надстроек незабвенной «Авроры», у нынешнего корабля-музея на новом корпусе применена технология сварных швов вместо заклепок, отличавших оригинал. Батареи, в которые вошли снятые с крейсера орудия, погибли на Дудергофских высотах, еще одно орудие было установлено на бронепоезде «Балтиец».
Об историческом орудии, возвестившем «новую эру пролетарской революции», старший мичман, хитро подмигнув нам, сказал: «Почитайте внимательно табличку на щите, там написано, что из носового орудия крейсера был произведен исторический выстрел. А про то, что стреляли конкретно из этого орудия – не сказано нигде».