18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство. Его совершил летчик-космонавт СССР Алексей Леонов во время полета на космическом корабле «Восход-2» (18-19 марта 1965 года), на котором он был вторым пилотом, а Павел Беляев — командиром.
Для выхода человека в открытое безвоздушное пространство на многоместном космическом корабле «Восход» была дополнительно установлена шлюзовая камера (кодовое название «Волга»), которая имела цилиндрическую конструкцию и состояла из 36 надувных секций, разделенных на три изолированных друг от друга группы. Камера сохраняла свою форму даже в случае выхода из строя двух из них.
Шлюзовая камера сообщалась с кабиной люком с герметизирующей крышкой, которая открывалась внутрь гермокабины как автоматически с помощью специального механизма с электроприводом, так и вручную. Управление приводом осуществлялось с пульта.
Для выхода космонавта в космическое пространство служил люк в верхней части камеры, снабженный герметизирующей крышкой, которая также могла открываться и автоматически и вручную. В шлюзовой камере были размещены две кинокамеры для съемки процесса входа космонавта в камеру и выхода из нее, система освещения, агрегаты системы шлюзовой камеры. Снаружи был установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода.
Шлюзовая камера располагалась вне жесткого корпуса космического корабля. При выходе на орбиту в свернутом виде она помещалась под обтекателем корабля. В космосе камера надувалась. А после выхода космонавта в космическое пространство перед спуском на 3емлю основную ее часть отстреливали, и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде — имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Если бы «отстрел» камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу пришлось бы вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру. Для этого им нужно было облачиться в скафандры и, разгерметизировав корабль, высунуться в люк.
Для выхода из корабля в космическое пространство был разработан специальный скафандр «Беркут» с многослойной герметичной оболочкой, с помощью которой внутри скафандра поддерживалось избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имел специальное покрытие белого цвета для предохранения космонавта от теплового воздействия солнечных лучей и от возможных механических повреждений герметичной части скафандра. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа, чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космическое пространство.
Алексей Леонов и его 12 минут «свободного плавания» в космосе
При подготовке к полету Беляев и Леонов отрабатывали все действия и возможные аварийные ситуации при выходе в открытый космос во время наземных тренировок, а также в условиях кратковременной невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета.
18 марта 1965 года в 10 часов по московскому времени космический корабль «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос. Беляев помог Леонову надеть на спину ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода.
Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Беляев с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться Леоновым с пульта, установленного в шлюзовой камере.
Беляев наполнил шлюзовую камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой. Леонов «вплыл» в шлюзовую камеру, командир корабля, закрыв люк в камеру, начал ее разгерметизацию.
В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Леонов вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство. Космонавта с кораблем связывал фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.
В открытом космосе Леонов стал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до —100°С. Павел Беляев с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой Леонова и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.
Алексей Леонов в 11 часов 47 минут вошел в шлюзовую камеру корабля. А в 11 часов 51 минуту 54 секунды, после того как был закрыт люк, начался наддув шлюзовой камеры. Таким образом, летчик-космонавт находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Поэтому время нахождения Алексея Леонова в открытом космическом пространстве вне космического корабля считается равным 12 минут 09 секунд.
С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.
После возвращения в кабину Леонова космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.
В полете было еще несколько нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка. Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.
Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей для расчистки площадки для небольшого вертолета. Группа спасателей на лыжах добралась до космонавтов. Спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места для ночлега. 21 марта площадка для приема вертолета была подготовлена, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» — 497,7 километра. ФАИ присудила Алексею Леонову высшую награду — Золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, лётчику-космонавту СССР Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ.
Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американцев. Первым американцем побывавшем в космосе был Эдвард Уайт, выполнивший выход в открытый космос 3 июня 1965 года, во время его полёта на корабле «Джемини-4» (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.
За прошедшие годы круг задач решаемых космонавтами за бортом космических кораблей и станций значительно увеличился. Постоянно проводилась и проводится модернизация скафандров. Как следствие — многократно возросла продолжительность пребывания человека в космическом вакууме за один выход. Выход в открытый космос сегодня — обязательная часть программы всех экспедиций на Международную космическую станцию. Во время выходов проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и многое другое.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
В пятницу, 11 октября, ушел из жизни первый человек в истории, вышедший в открытый космос, космонавт Алексей Леонов. Ему было 85 лет. По словам его помощницы Натальи Филимоновой, Алексей Архипович скончался в госпитале имени Бурденко после продолжительной болезни. Причина смерти не называется. Прощание и похороны космонавта пройдут 15 октября на Федеральном военном мемориальном кладбище (Мытищи, Московская область).
Биография
Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка (ныне относится к Тисульскому району Кемеровской области). Был восьмым ребенком в семье. Его отца, Архипа Леонова, в 1937 году репрессировали за конфликт с председателем колхоза, а семью выгнали из дома. Спустя два года Архип Леонов был реабилитирован, а семья переехала к родственникам в Кемерово.
В 1947 году Леоновы перебрались в Калининград, где Алексей пошел в среднюю школу. После ее окончания планировал поступить в Рижскую академию художеств, однако из-за нехватки средств отказался от этой идеи. В 1955 году окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в Кременчуге. Затем поступил в Чугуевское военное авиационное училище летчиков (ВАУЛ), которое окончил в 1957 году, и вступил в КПСС.
Первый выход в открытый космос
В 1960 году Алексей Леонов был зачислен в первый отряд советских космонавтов. Свой первый полет в космос он совершил 18-19 марта 1965 года совместно с Павлом Беляевым. Был вторым пилотом на космическом корабле «Восход-2». В процессе полета осуществил первый в истории космонавтики выход в открытый космос. Выполнив программу, Алексей Леонов понял, что не может вернуться на корабль, поскольку раздувшийся скафандр не проходил через воздушный шлюз «Восхода».
Пять раз Леонов удалялся от корабля и возвращался к нему. Он был связан с кораблем фалом длиной 5,35 метра. После отхождения от корабля Леонов «проплывал» над Черным морем, Кавказским хребтом, Волгой, Иртышом, Енисеем. Во время выхода в космос космонавт страдал от тахикардии (увеличение частоты сердечных сокращений), тахипноэ (учащенное дыхание, вдвое выше нормы), гипертермии (температура до +38 °C) и гипергидроза (повышенное потоотделение). С большим трудом Леонову удалось снизить давление кислорода внутри скафандра и вернуться в шлюзовую камеру. Но на этом проблемы в полете не закончились: вскоре после возвращения Леонова и закрытия люка корабля экипаж заметил нарастание парциального давления кислорода в кабине. Оно было в два раза выше нормы, и малейшая искра в системе электроснабжения могла привести к взрыву.
Спустя 7 часов полета давление повысилось до критической отметки. Командир корабля принял решение отстрелить шлюзовую камеру, однако это повлияло на автоматическую стабилизацию полета. Из строя вышла система ориентации, что привело к большой угловой скорости вращения корабля в двух плоскостях (до 18 оборотов в минуту). Попытки остановить вращение были безуспешными. Экипажу пришлось сажать корабль вручную. Космический аппарат успешно приземлился в нерасчетной точке примерно в 70 км к западу от Соликамска и 180 км к северу от Перми.
За успешное осуществление полета, проявленные мужество и героизм 23 марта 1965 года подполковнику Алексею Леонову присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Карьера космонавта
В 1965-1969 годах в группе космонавтов Леонов участвовал в подготовке по лунно-облетной и лунно-посадочной программам. Программы были запущены в целях исследования Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Но из-за соперничества между разными конструкторскими бюро, плохой координации программ и ряда других причин пилотируемые полеты советских космонавтов к Луне и на Луну так и не состоялись.
Леонов вместе с космонавтом Олегом Макаровым входил в состав первого из трех сформированных в 1967 году экипажей для облета Луны. В начале декабря 1968 года члены трех подготовленных экипажей написали письмо в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить стартовать немедленно (поскольку в США пилотируемый облет Луны планировался на 21-27 декабря 1968 года), невзирая на неудачи предшествующих беспилотных запусков. Пилотируемый запуск намечался на 9 декабря 1968 года, но разрешение на него космонавтам так и не дали. В 1969 году два экипажа (в том числе экипаж Леонова) продолжали подготовку к высадке на Луну, но она прекратилась после двух неудач с запуском ракеты Н-1 и успешной высадки на Луну 21 июля 1969 года «Аполлона-11».
В 1968 году Алексей Леонов окончил инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1971 году был командиром основного экипажа «Союза-11» (в него также входили Валерий Кубасов и Петр Колодин). Незадолго до старта медкомиссия отстранила от полета Кубасова, экипаж сменили. В результате полетели дублеры, — Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев — которые погибли во время посадки.
Свой второй полет в космос Леонов совершил 15-21 июля 1975 года вместе с Валерием Кубасовым. Леонов летел в качестве командира космического корабля «Союз-19». Продолжительность полета составила 5 сут 22 ч 30 мин 51 с. Тогда впервые в мире была проведена стыковка кораблей двух разных стран.
В 1970-1991 годах Алексей Леонов был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. В 1981 году окончил адъюнктуру при Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Имел ученую степень кандидата технических наук.
В 1991 году Леонов вышел на пенсию, но еще какое-то время занимал должность директора космических программ фирмы «Четек». Также являлся советником первого заместителя председателя совета директоров одного из крупных банков, членом Высшего совета партии «Единая Россия».
Семья
Космонавт был женат на Светлане Леоновой (в девичестве Даценко). В браке родилось две дочери. Старшая, Виктория, умерла в 1996 году, причиной смерти стал гепатит, осложненный пневмонией. Младшая дочь, Оксана, родилась в 1967 году. Также у Алексея Архиповича были внук и внучка: Даниил и Карина.
Награды и память
В общей сложности Алексей Леонов имел более тридцати государственных и иностранных наград. В частности, являлся дважды Героем Советского Союза, имел ордена «за заслуги перед Отечеством» I, III и IV степени. Был обладателем премии имени Людвига Нобеля, ордена «Золотая Звезда», ордена «Во славу Отечества II степени» и других наград. Алексей Леонов — почетный гражданин ряда российских и иностранных городов: в частности, Кемерова, Калуги, Перми, а также Усти-над-Лабем (Чехия) и Сан-Антонио (Чили). В Москве, на Аллее Космонавтов, а также в Кемерове и на родине космонавта, в поселке Листвянка, установлены бронзовые бюсты Леонова. Его имя носит кратер на обратной стороне Луны. Также именем Леонова назван аэропорт в городе Кемерове, несколько школ в Калининграде, Гагарине, улицы в Перми, Калининграде, Кемерове, Кременчуге, Балакове, Обнинске, Пензе, Гатчине, Владикавказе, Жердевке, Чугуеве.
Памяти космонавта Алексея Леонова
Памяти космонавта Алексея Леонова
Алексей Леонов. Первая прогулка в открытом космосе
18 марта 2015 1:00
18 марта 1965 года советский космонавт совершил небывалое!
Мало кто из нынешних 30-летних припомнит, что такого сделал их тогдашний ровесник в кажущемся им таким далеким 1965-м. А на объяснение о том, что вообще-то это человек, который первым вышел в открытый космос, пожмут современные молодые люди плечами: «Делов-то?»
На самом же деле, если оценивать первых космонавтов по сложности и риску полученного задания, Леонов идет сразу же за Гагариным, хоть и полетел спустя четыре года. Да, к тому времени на орбите побывали уже девять человек (из советских, американцев не считаю — тут важен опыт, который каждый слетавший мог бы передать тем, кто пойдет следом). Только Леонову опыт никто передать не мог. У него было невероятное задание — прогуляться в открытый космос.
Как это будет — инженеры только предполагали, а психологи за голову брались. Кто знает, что случится с человеком, когда он окажется висящим над бездной и не в 100 метрах, как на последнем этаже небоскреба, и не на 10 километрах — высоте привычной летчику, а аж на 350 км! Говорили даже, что у командира корабля «Восход-2» Павла Беляева был пистолет — пристрелить Леонова на случай, если он совсем с ума сойдет. Враки это, конечно, досужие. Бред. Но представление о том, какие были ожидания у тех, кто готовил полет, слух передает.
Примерно так нужно было исхитриться Леонову, чтобы оказаться в открытом космосе. И он все это проделал, оттолкнулся от корабля и поплыл. Ни разу после этого ни один космонавт от корабля не отплывал! Сейчас во время выхода в открытый космос ребята страхуются сразу двумя карабинами. А у Леонова было задание попарить в невесомости, связанным с кораблем только фалом. Он и парил в пяти метрах от «Востока» — как приказали!
И это при том, что он только-только стартовал. Сейчас уже врачи знают — космонавты привыкают к невесомости почти неделю (кто-то меньше, а кто-то и дольше). У Алексея Архиповича не было времени на привыкание. Старт — и вперед, в открытый космос!
Но благо бы на этом испытания космонавтов завершились! Но в корабле нарастает давление. По сути в атмосфере чистый кислород. В барокамере в такой ситуации заживо сгорел член первого отряда космонавтов Валентин Бондаренко. Одна маленькая искра – взрыв! Семь часов! СЕМЬ сидели, боясь пошевелиться, космонавты. И снова везучий экипаж пронесло.
Но новый сюрприз — отказывает система автоматической посадки. Беляев сажает вручную. И конечно в район предполагаемого приземления не попадает!
Потом Леонов расскажет, что у него в полете было пять или шесть ситуаций, когда он оказывался на грани между жизнью и смертью!
«Восход-2» улетает в тайгу под Пермью. И вот представьте – взмокшие, столько перенесшие космонавты выбираются из корабля, а на улице -30! Леонов вспоминал, что в скафандре «булькала вода» — пот стекал к ногам и скопилось литров пять. Космонавты разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем обмотались теплоизоляцией корабля — алюминизированной фольгой и еще сверху закрепили «кокон» парашютными стропами. В таком виде дождались лыжников-спасателей. Вытащили измученный экипаж только на третий день.
И после всех этих «приключений» Алексей Архипович не уходит из отряда. Он начинает готовиться к не менее рискованному полету на Луну! А когда программу закрывают, становится командиром корабля, участвующим в уникальной советской-американской программе «Союз»-«Аполлон» (стыковка на орбите двух разных типов космических аппаратов).
В этом месте, наверное, должен прозвучать вопрос, который мне обычно задает сын, когда я рассказываю ему про героев советского времени: «А он еще жив?» Жив! Леонов в прошлом году отпраздновал 80-летие, он, к счастью, бодр и до сих пор многое делает для своей страны.
Алексей Архипович, с очередным славным юбилеем! И чтобы и так дальше — активно, обаятельно и до ста лет!
Алексей Леонов о 50-летии выхода в космос: Отметим сами, без попсы и чиновников!
Накануне юбилея исторического события мы дозвонились до нашего легендарного земляка.
— Это не мой личный праздник, а праздник всей страны. Только с этих позиций надо подходить. Потому что вся страна работала над полетом, а я лишь завершил его, — скромно заметил Алексей Архипович.
Леонов в эти праздничные дни — нарасхват. Например, в среду в городе Красногорске будет открыт Проспект космонавтов. Над улицей на высоте семи метров вывесят космический корабль «Восход-2» в натуральную величину, а потом там появятся «Союз» и «Восток» (подробности)
Читайте также
29 марта 2017 1:00
6 апреля состоится премьера героической драмы «Время первых», посвященной этой, одной из самых рискованных экспедиций на орбиту.
«Время первых» — это не документальное кино, в котором были бы скрупулезно восстановлены события полета космического корабля «Восход-2». Может быть, тем оно и интересно. Это скорее научно-фантастический фильм, в котором за основу взят полет Павла Беляева и Алексея Леонова 18 — 19 марта 1965 года. Что ж, это право творцов киноленты. Что точно удалось создателям «Времени первых» — передать эмоции героев картины, совершивших, по сути, невозможное. Фильм, как говорят кинематографисты, главному консультанту дважды Герою Советского Союза Алексею Архиповичу Леонову понравился.
«Комсомолка» рассказывает о тех событиях, которые в фильм не вошли. Они дополнят картину, помогут погрузиться в то время.
На 1965-й американцы запланировали пять пилотируемых пусков. Выход астронавтов в открытый космос был запланирован на март 1965 года (состоялся он в начале июня).
Зачем нужно выходить в открытый космос?
Почему США и СССР было важно отправить космонавта полетать за пределами космического корабля? А вот зачем: начиналась битва за Луну.
Проблема была в том, что сверхтяжелой ракеты, которая за один пуск могла бы вывести на орбиту лунный корабль, не было ни у нас, ни у США. Лунный корабль — это не капсула для околоземных экспедиций. Он должен состоять из командного модуля, в котором полетят космонавты, модуля для посадки на Луну и цистерны с запасами топлива. Пришлось бы двумя ракетами доставить на орбиту части корабля, состыковать их, переместить из одного модуля в другой космонавтов. Делать корабли с люками, которые позволяли бы внутри собранного корабля переходить из одного отсека в другой, тогда еще не научились. Выход был один — переходить «по верху», выбравшись на внешнюю поверхность корабля.
«Время первых» — скорее научно-фантастический фильм, в котором за основу взят полет Павла Беляева и Алексея Леонова 18 — 19 марта 1965 года.
В американском «Джемини» астронавт мог разгерметизировать отсек, в котором находился, и, открыв люк, выплыть наружу. Наши конструкторы считали — разгерметизировать корабль опасно: неизвестно, как поведут себя приборы в вакууме. Поэтому придумали «нахлобучить» на «Восход» шлюз, который можно было бы надуть и таким образом развернуть в космосе. Оригинальное решение, между прочим! Следующее поколение надувных космических модулей стали испытывать только спустя 50 лет!
Шлюзовую камеру и скафандр для выхода в космос доселе делают в КБ «Звезда» в подмосковном Томилине.
Через какое-то время выяснилось: два наблюдательных пункта — в Уссурийске и на Камчатке дали одинаковые команды закрыть шлюз. А корабль понял их как одну команду — «Спуск!», включилась тормозная двигательная установка. Автоматика вычислила, что корабль упадет за пределами территории СССР, и сработала система аварийного подрыва. Ее ставили почти на все спутники, чтобы советская техника не попала в руки врага.
Да, шлюз-то работал нормально, но на «Восходе» была и новая система автоматической посадки. Теперь было не очень понятно, как корабль станет приземляться с «нахлобучкой» в виде шлюза. По-хорошему, надо было бы еще одни испытания провести. Но времени уже не было. Риск для экипажа «Восхода-2» возрастал.
Интересную историю рассказывает в своей книге «Ракеты и люди» один из соратников Королева Борис Черток. В день, когда должна была стартовать ракета с «Восходом-2», Королев отозвал в сторонку, подальше от площадки Мстислава Келдыша (один из разработчиков космических систем, в то время президент Академии наук СССР) и Владимира Бармина (конструктор стартовых комплексов, академик АН): «Королев что-то говорил, резко жестикулируя, что с ним бывало редко. Келдыш стоял с опущенной головой, как провинившийся мальчишка. Бармин улыбался».
Оказалось, после посадки космонавтов в корабль Келдыша вызвали со старта для разговора с Москвой. Звонил Михаил Суслов (в то время секретарь ЦК КПСС). Он потребовал, чтобы Келдыш на самолете Королева срочно вылетел в Москву, чтобы провести общее собрание Академии наук. На нем следовало осудить поведение академика Андрея Сахарова и, может быть, даже исключить его из состава академии.
Королев рассвирепел и сказал, что никакого самолета не даст. Постановка такого вопроса является позором! И попросил «теоретика космонавтики» удалиться в бункер и не отлучаться оттуда до выхода корабля на орбиту.
Больше вопрос об исключении Сахарова из Академии наук не ставился. Власть нашла другие способы дать укорот ученому, занявшемуся активной правозащитной деятельностью.
Зрители нового фильма смогут увидеть и прочувствовать, как на самом деле проходил полет космонавтов.
Невесомость в расчет не брали
В те годы считалось, что, если космонавту, оказавшемуся на орбите, стало плохо — голова кружится, тошнит, значит, он плохо подготовлен к полету, нездоров. Потом уже, когда началась длительная работа на орбитальных станциях, врачи поняли — далеко не всегда на Земле можно спрогнозировать, как организм человека будет реагировать на невесомость. Некоторые космонавты по неделе адаптируются к новым условиям и никто их за это не ругает.
Никто не знал, как вообще человеческая психика отреагирует на «плавание» в космосе. Психологи вспоминали Циолковского, который считал, что космонавт, оказавшись над бездной, может сойти с ума или потерять сознание.
Работу Леонова снимала кинокамера. А сам он должен был делать снимки с помощью фотоаппарата «Аякс», спрятанного в кармашке на бедре. Затвор приводился в действие тросиком. Но перчатки раздуло настолько, что сжать тросик космонавт не смог.
«В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни рёбра жесткости, ни плотная ткань, – вспоминает Леонов. – Руки вышли из перчаток, когда я брался за поручень, а ноги из сапог».
Космонавт сбросил давление внутри скафандра со штатных 0,4 атм до запасного режима – 0,27 атм (для этого на рукаве был специальный клапан). Это могло привести к закипанию азота в крови, но Леонов посчитал, что уже час дышал чистым кислородом и азот успел «вымыться» из организма.
Леонову удалось втиснуться в шлюзовую камеру, но не ногами вперед, как положено по инструкции, а головой. Но открывающийся внутрь корабля люк съедал 30% ее объема. Нужно было выходить из шлюзовой камеры в корабль только ногами вперед, чтобы забраться в кресло. Леонову пришлось в узенькой шлюзовой камере развернуться. Запись его дыхания в этот момент потом использовал Стенли Кубрик в фильме «Космическая одиссея 2001 года», чтобы передать напряжение в кульминационный момента кинокартины (фильм снят в 1968 году).
И тут в «Восходе-2» стало расти содержание кислорода. Любая искра могла привести к взрыву. В 1961-м в барокамере, атмосфера которой была насыщена кислородом, сгорел космонавт первого набора Валентин Бондаренко. А в 1967 году так погиб во время тренировок экипаж «Аполлона-1». (По трагическому стечению обстоятельств в этом экипаже был Эдвард Уайт, астронавт, первым из американцев совершивший выход в открытый космос через 2,5 месяца после Леонова.) Мало того, запаса кислорода могло не хватить до посадки, а ее можно было совершить только после 16-го витка — когда корабль будет пролетать над территорией СССР.
Семь часов космонавты летели, по сути, внутри пороховой бочки. Потом атмосфера стабилизировалась. Оказалось, что люк после возвращения Леонова закрылся негерметично — была микрощель. Техника нагнетала кислород, чтобы восстановить потери воздуха. Когда давление в корабле поднялось, крышка встала на свое место и щель закрылась.
Фильм, как говорят кинематографисты, главному консультанту дважды Герою Советского Союза Алексею Архиповичу Леонову понравился.
Не сгорели, так замерзли
А когда нужно было возвращаться, отказала новая система автоматической посадки (эх, не удалось ее испытать на беспилотном корабле!). Впервые в истории космонавтики экипаж садился вручную.
Как прицелиться, чтобы «попасть» в Землю, а не пролететь ее по касательной и навсегда остаться на орбите? В «Восходе-2» кресла были развернуты на 90 градусов относительно визира «Взор», через который космонавты могли определять положение корабля. Беляев отстегнулся и, пока Леонов удерживал его у иллюминатора, выстроил ориентацию. Сесть нужно было на территории СССР. Перелет и приземление в Китае, с которым тогда были напряженные отношения, могли плохо кончиться.
Корабль прошел сквозь плотные слои атмосферы и упал. Но где? У космонавтов не было никакого передатчика, кроме КВ, по которому они смогли азбукой Морзе передать «ВН» — все нормально. Сигнал случайно приняли то ли в Алма-Ате, то ли на Сахалине.
«От них не было вестей, — вспоминал Гай Северин, руководитель КБ «Звезда». — Честно говоря, мы считали, что экипаж погиб. Когда пришло сообщение, что они сели в тайге, живы и здоровы, Сергей Павлович заплакал».
«Восход-2» приземлился 19 марта в 12 часов 2 минуты 17 секунд в 30 км от города Березники Пермской области.
«У меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало, — вспоминает Леонов. — Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию обшивки кабины. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном (это ткань из синтетического волокна, которая тогда выпускалась в ГДР. — Авт.). Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски».
«Восход-2» был оборудован системой мягкой посадки. Работает она так — из спускаемого аппарата выдвигается щуп. Как только он касается поверхности, срабатывают пороховые движки, которые смягчают удар. «Кто-то из разработчиков сказал Королеву, что щуп настолько чувствителен, что сработает даже при соприкосновении с пушистым снегом, — рассказывает журналист «КП» Ярослав Голованов в книжке «Королев: факты и мифы». — А в тайге ели сорокаметровые! Что если двигатели включатся от соприкосновения с верхушкой дерева? И шарик покатится вниз!»
Но и тут повезло! Шар проскользнул между стволов. Два десятка сантиметров вправо-влево — и не миновать беды. Люк космонавты не смогли сразу открыть — он был снаружи прижат деревом.
Ярко-красный купол парашюта заметили с вертолета часа через четыре. Но как к космонавтам добраться? «На дворе» -25. В аварийном запасе порошок от акул есть, а теплой одежды нет. Собрали валежник, развели костер. С вертолетов сбрасывали теплую одежду, термосы. Одежда застревала в ветвях, термосы разбивались. С космодрома Байконур вылетели бригадир сборщиков Юрий Лыгин, инженер Владислав Волков (в 1966 году был принят в отряд космонавтов, летал на «Союзе-7», а погиб во время приземления «Союза-11») и военный испытатель Владимир Беляев.
Только 20 марта к космонавтам пробилось сразу несколько групп. Лыгин спустился к экипажу с вертолета в корзине. Чуть позже прибежали на лыжах Волков и Беляев (он принял на себя руководство эвакуацией экипажа). Вертолет мог высадить спасателей только в полутора километрах от спускаемого аппарата — приходилось прыгать с полутораметровой высоты. Оставшееся расстояние преодолевали три часа — настолько глубоким и рыхлым был снег.
Зато у Беляева и Леонова появилось теплое белье, унты и даже большой чан. Вскипятили воду, космонавты помылись. Была среди подарков и бутылка «согревательного» коньяка. К вечеру около экипажа собрались 22 человека — спасатели из разных ведомств. Весь день шло соревнование — кто доберется первым.
Спасатели поставили небольшой сруб, развернули палатки. В общем, ночевали уже с комфортом.
Экипаж «Восхода-2» можно было бы в тот день эвакуировать вертолетом — сбросить лестницу с зависшей на высоте 5 — 6 метров винтокрылой машины. Но решили не рисковать.
21 марта. За один день в лесу были вырублены две посадочные площадки. На первую, ближайшую к месту посадки, приземлился вертолет Ми-4. К нему на лыжах пришли космонавты и спасатели. Ми-4 перебросил экипаж к следующей площадке, где их ждал Ми-6. Уже на нем они долетели до аэродрома Перми. А оттуда Ан-10 привез экипаж на Байконур.
Ответ: Верхняя белая часть скафандра «Беркут» — это что-то вроде чехла. Она была сделана из нескольких слоев пленки с блестящей алюминиевой поверхностью. Между слоями — зазор для того, чтобы снизить передачу тепла в любую сторону. По сути верхний слой представлял собой термос. У скафандра Гагарина тоже была верхняя оболочка, только она была ярко-рыжего цвета, чтобы космонавта спасатели могли заметить издалека.
Какой ценой мы завоевывали космос
23 марта 1961 года. В барокамере во время эксперимента погиб космонавт первого отряда Валентин Бондаренко. Ему было 24 года.
24 апреля 1967 года. Космический корабль «Союз-1» взорвался при приземлении. Его пилот Владимир Комаров погиб. Ему было 40 лет.
30 июня 1971 года. На этапе приземления произошла разгерметизация корабля «Союз-11». Космонавты Георгий Добровольский (43 года), Владислав Волков (35 лет), Виктор Пацаев (38 лет) погибли.
Нештатные ситуации, едва не закончившиеся катастрофами:
5 апреля 1975 года. Из-за отказа третьей ступени ракеты «Союз» корабль с космонавтами Василием Лазаревым и Олегом Макаровым рухнул с высоты 192 км. Место посадки — горы Алтая. Экипажу повезло — спускаемый аппарат попал на склон, но не покатился дальше — парашют зацепился за деревья. Эвакуировать космонавтов смогли только на следующий день. Катастрофа была засекречена. На орбиту ушел другой корабль с порядковым номером «Союз-18». Этот полет считается полетом «Союза-18а».
16 октября 1976 года. Корабль «Союз-23» с космонавтами Вячеславом Зудовым и Валерием Рождественским во время приземления угодил в озеро Тенгиз. На месте снежный буран, температура -20. Отверстия дыхательной вентиляции оказались под водой. У экипажа признаки кислородного голодания. Зудов теряет сознание. Космонавты спасены благодаря мастерству пилота вертолета, который отбуксировал спускаемый аппарат к берегу.
26 сентября 1983 года. Ракета с экипажем корабля «Союз Т-10-1» Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым взорвалась на старте. Космонавты остались живы благодаря системе аварийного спасения, которая вырвала их корабль из пекла.
1985 год. Экипаж «Союза Т-13» Владимир Джанибеков и Виктор Савиных отправились реанимировать переставшую отвечать на команды станцию «Салют-7». На станции температура 0 °С. Солнечные батареи не дают электричества. Запасы воды замерзли. Космонавты работали в теплых комбинезонах, шерстяных шапках и варежках. Станцию удалось оживить.
1997 год. Экипажу «Союза ТМ-25» Василию Циблиеву и Александру Лазуткину пришлось пережить на станции «Мир» сразу несколько фатальных ЧП. Сначала пожар (взорвалась кислородная шашка), затем аварию системы терморегуляции, из-за которой почти месяц на станции температура держалась под +30, а в атмосферу попал опасный этиленгликоль. А 25 июня станцию таранит грузовой «Прогресс». Происходит разгерметизация модуля. Экипаж со всеми нештатными ситуациями справился и 15 августа вернулся на Землю (при этом не сработали двигатели мягкой посадки).
2000 год. Экипаж «Союза ТМ-30» Сергей Залетин и Александр Калери законсервировали станцию «Мир», на которой к тому времени стали возникать сбои в работе жизненно важного оборудования. Жить на станции было просто опасно — не было понятно, какая аппаратура засбоит на этот раз.
Читайте также
Биография Алексея Леонова
Биография Алексея Леонова
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Биография Алексея Леонова
Дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации запаса, летчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Кемеровской области.
В семье было девять детей. В 1936 году отца семьи репрессировали, в 1939 году он был реабилитирован.
В 1938 году Алексей Леонов вместе с матерью переехал в Кемерово, в 1948 году – в Калининград по месту работы отца.
В 1955 году окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков города Кременчуга, 1957 году – Чугуевское военное авиационное училище летчиков, в 1968 году – Военно-воздушную инженерную академию (ВВИА) им. Н.Е. Жуковского по специальности «Конструкция и эксплуатация воздушно-космических аппаратов и двигателей к ним» (квалификация «летчик-космонавт-инженер»), в 1981 году завершил образование в адъюнктуре ВВИА. Также в 1978 году окончил школу летчиков-испытателей (вертолеты).
С октября 1957 года был летчиком 113-го авиационного полка 10-й истребительной авиационной дивизии Киевского военного округа.
С декабря 1959 года служил старшим летчиком 294-го отдельного разведывательного авиационного полка 24-й воздушной армии Группы советских войск в Германии.
В марте 1960 года приказом Главкома ВВС Леонов был зачислен на должность слушателя-космонавта в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК) ВВС (первый набор).
С апреля 1961 года он был космонавтом отдела космонавтов ЦПК.
18-19 марта 1965 года Алексей Леонов вместе с Павлом Беляевым совершил свой первый космический полет на корабле «Восход-2», в ходе которого 18 марта впервые в мире осуществил выход из корабля в открытый космос продолжительностью 12 минут.
Этот полет считается одним из самых сложных в истории космонавтики. За 26 часов полета на борту «Восхода-2» произошло несколько серьезных аварий, которые могли стоить Леонову и Беляеву жизни. Общая продолжительность полета в космос составила одни сутки два часа.
В 1967-1970 годах Алексей Леонов проходил подготовку к полетам на Луну.
С 1974 года Леонов был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина.
15-21 июля 1975 года Алексей Леонов вместе с Валерием Кубасовым совершил второй полет в космос в качестве командира космического корабля «Союз-19» по программе советско-американского космического эксперимента «Союз-Аполлон». В ходе полета выполнено две стыковки с космическим кораблем «Аполлон» (США). Во время полета в состыкованном состоянии производились переходы членов экипажей из корабля в корабль. Продолжительность полета составила пять суток 22 часа 30 минут.
30 марта 1976 года Алексей Леонов был назначен командиром отряда космонавтов.
В 1982-1991 годах Леонов занимал должность первого заместителя начальника ЦПК имени Ю.А. Гагарина по летной и космической подготовке.
В 1992 году вышел в отставку в звании генерал-майора авиации.
С 1992 по 1993 год был директором космических программ фирмы «Четек».
С 1993 года являлся президентом чекового инвестиционного фонда (ЧИФ) «Альфа-капитал», инвестиционной компании «Беринг-Восток» и президентом компании «Восток-Капитал».
Алексеем Леоновым в соавторстве были написаны книги «Восприятие пространства и времени в космосе» (1968) «Психологические особенности межпланетного полета» (1975), «Солнечный ветер» (1977), «Жизнь среди звезд» (1981), «Выхожу в космос» (1984).
В 2017 году он представил книгу «Время первых».
Алексей Леонов был автором четырех изобретения и более десяти научных трудов.
Входил в высший совет партии «Единая Россия».
10 октября 2019 года Алексей Леонов скончался.
Он был удостоен многочисленных званий и наград – был дважды Героем Советского Союза (1965, 1975), лауреатом Государственной премии СССР (1981), премия Ленинского комсомола (1980).
Награжден двумя орденами Ленина (1965, 1975), орденом Красной Звезды (1961), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (1975), орденами «За заслуги перед Отечеством» IV (2000), III (2014) и I (2019) степеней, орденом Дружбы (2011), медалями.
Среди его наград иностранных государств – медаль «Золотая Звезда» Героя Болгарии, медаль «Золотая Звезда» Героя Труда Вьетнама, немецкий орден Карла Маркса, венгерский орден Государственного Знамени, сирийский орден «За отличие» I степени.
Леонов также был удостоен золотой медали им. К.Э. Циолковского АН СССР, золотой медали имени Ю.А. Гагарина, медали имени С.П. Королева и др.
Он был почетным гражданином около 40 городов в России и других странах мира.
Именем Леонова назван один из кратеров на Луне.
В декабре 2012 года международному аэропорту Кемерово было присвоено имя Алексея Леонова. В январе 2013 года в Кемеровском аэропорту был открыт Музей космонавтики имени Алексея Леонова.
В 2017 году вышел фильм «Время первых», в котором были воссозданы детали исторического полета Леонова в 1965 году. О космонавте был снят документальный фильм «Время первых. Леонов».
Алексей Леонов был женат, в семье родились две дочери – Виктория (1962-1996) и Оксана (1967).