- Шаг 1. Войдите в роль
- Универсальные вопросы для интервью
- Совет 5. По возможности задавайте открытые вопросы
- Как вести беседу
- Как правильно начать разговор
- Что делать, если что-то пошло не так
- Можно ли спорить со спикером
- Виды интервью
- Шаг 2. Примите правильную позу
- Совет 2. Держите свои реакции под контролем
- Мобильное приложение «Заметки о психике» | Mental Notes
- Пример интервью
- Зачем нужно готовиться
- Совет 2. Разбейте вопросы на части, чтобы на них было проще отвечать
- Как брать интервью
- Выбираем героя
- Копаем информацию
- Вопросы для интервью
- Типы собеседников
- Визирование
- Еще советы по интервьюированию
- Как я перешла в онлайн из офлайна
- Шаг 4. Начните с простых разминочных вопросов
- Что делать до написания текста
- Всегда ли полезно делать интервью?
- Как найти хорошую тему
- Как выбрать подходящего героя
- Шаг 3. Объясните, что здесь нет правильных и неправильных ответов
- Несколько способов взять удаленное интервью
- Вопросы директору
- Совет 1. Не продавайте свой продукт
- Этап 3. Проводим интервью
- Совет 4. Спрашивайте о конкретных событиях
- Совет 3. Не используйте формулировки, которые могут повлиять на ответ
- Совет 5. Отвечайте вопросом на вопрос
- Правила интервью по удаленке
- 100 вопросов, которые можно задать на собеседовании
- Совет 4. Повторите ответ пользователя своими словами
- Как подготовиться к интервью
- Что нужно знать заранее
- Как подготовить вопросы
- Как договориться о встрече
- Совет 3. Внимательно слушайте
- Вопросы про хобби и развлечения
Шаг 1. Войдите в роль
Вы больше не дизайнер. Вы исследователь, который горит желанием узнать, как люди ведут себя онлайн — и особенно, как поступает этот конкретный человек.
Потратьте несколько минут перед интервью, чтобы вжиться в эту роль. Подышите, сделайте гимнастику для лица и оставьте за дверью присущий дизайнерам скептицизм.
Универсальные вопросы для интервью
Интервью — это лучший способ узнать человека: его отличительные особенности, мировоззрение, принципы и даже характер. Чтобы получить как можно больше полезной информации, необходимо заранее продумать вопросы, которые будут заданы во время интервью.
В статье мы собрали полный список универсальных вопросов, которые упростят разговор с любым собеседником и помогут раскрыть человека вне зависимости от его пола, возраста, должности, статуса.
Совет 5. По возможности задавайте открытые вопросы
Некоторые люди достаточно расслабленно чувствуют себя на интервью и без особых усилий дают полные и подробные ответы. Но бывают респонденты, которые отвечают строго на вопросы, которые им задают: ни больше, ни меньше. Это не потому, что они злые или ленивые, просто у них такой тип личности.
Чтобы все ваши интервью проходили продуктивно и не заканчивались раньше времени, задавайте побольше открытых вопросов. На закрытые вопросы мы, как правило, отвечаем быстро, а вот открытые вопросы требуют размышлений.
“Что вы недавно покупали онлайн?”
“Расскажите о том, как вы в последний раз покупали что-нибудь онлайн?”
Как вести беседу
Интервью – это общение. Без опыта непросто даже по Skype, а разговаривать с незнакомым человеком перед камерой, в прямом эфире – намного сложнее. Тем более, если это должно быть интересно не только собеседникам, но и аудитории.
Как правильно начать разговор
Важный момент – первый вопрос и то, как представить героя. Это не просто подводка, как в статье, которую можно убрать без потери смысла. Начало разговора задает тональность, помогает собеседнику настроиться и выбрать верную интонацию.
Случается, герой интервью искренне считает, что журналист задает ему вопросы, потому что не имеет никакого представления о предмете. В этом нет ничего страшного – просто такая профессия. Иногда приходится делать вид, что не знаешь ответа. Главное, делать это искренне.
– Как более интересно представить собеседника, если это не звезда, а самый обыкновенный человек?
– В любом случае, не нужно ничего приукрашивать – это, по-моему, не очень этично. Вообще, в таких ситуациях рассказывать о герое особо не нужно – только самое основное. Но, конечно, это зависит от того, о чем дальше пойдет речь. Обычно для аудитории имеет значение конкретный опыт человека, что он сделал, достиг или пережил – в том вопросе, вокруг которого закручено интервью.
Вот, например, материал «Текстерры» с основателем фабрики и магазина дизайнерских носков. Я сомневаюсь, что это известная личность, даже в кругу модников и модниц. Но главная тема беседы – вовсе не носки, а опыт продвижения бизнеса в соцсетях. Поэтому, когда герой сразу представился и рассказал о своем бизнесе, задачах и достижениях, это вышло просто, понятно и вполне естественно.
Если собеседник – взрослый человек и может сам рассказать о себе, пусть расскажет. Это интересный и почти всегда беспроигрышный вариант.
Что делать, если что-то пошло не так
Бывает, что во время интервью собеседник теряется, неправильно понимает вопрос и обижается, теряет нить разговора, уходит в сторону от темы. Или просто устает. Люди вообще непредсказуемы, журналист должен быть готов к любому, чтобы быстро перестроиться.
Вопрос о непредвиденных ситуациях:
– Если что-то пошло не так: собеседник уходит от ответов, говорит поверхностно, часто повторяется или просто пиарит себя – сказать ему об этом прямо или оставить как есть?
– Все зависит от формата интервью. Если это видео, наверное, лучше прямо об этом сказать. То есть тактично остановить человека или задать какой-то вопрос прямо поперек. Лучше так, чем потом исправлять эти вещи монтажом. А в прямом эфире это невозможно.
Если материал берется, например, в Skype, а потом будет переводиться в текст – можно попробовать отредактировать. Но не нужно забывать, что не выйдет просто заменить одни слова на другие или вырвать из контекста. Собеседник, скорее всего, будет против. Так что лучше сразу его перенаправить, чтобы отвечал конкретно и более ответственно относился к происходящему. Не расслаблялся, иными словами.
Можно ли спорить со спикером
Собеседник – звезда эстрады, бизнесмен или представитель власти – не исключение, может выдать на публике что-нибудь спорное или не очень понятно, вроде: «Наше наступление, как теорема Пифагора – на него нет ответа» или «Я армянка, поэтому, разумеется, я зависима от лазерного удаления волос». Это, конечно, не беда – сказали и сказали. Спорить с таким даже в голову не придет.
Сложнее, когда герой интервью приводит какой-нибудь спорный исторический или научный факт, например, из жизни великого Лао-Цзы, а потом 20 минут объясняет, как там все было на самом деле. И ничего, что в молодости журналист защитил кандидатскую по «Истории династии Юань», а у спикера – справка вместо аттестата. Вроде бы, самое время вежливо возразить?
Или все-таки нет? Об этом следующий вопрос:
– Можно ли во время интервью спорить с собеседником?
– Да, если тактично, но это редко когда оправдано. Потому что интервьюера, по законам жанра, в диалоге должно быть как можно меньше. В идеале, он как прожектор, присутствует в композиции чтобы высвечивать того, с кем говорит и его позицию. И делает это с помощью вопросов, а не высказывая свое мнение прямо.
Так должно быть в идеале, но это не значит, что в материале совсем не должно быть личности журналиста. Главное, не казаться значимее своего героя и не пытаться его перекричать. Эти вещи мы видим и слышим постоянно – даже не буду приводить примеров. Все и так знают.
Есть и более тонкие моменты. Например, когда взгляды журналиста явно противоположны взглядам собеседника и он не хочет это скрывать. А это уже искусство риторики – построить диалог так, чтобы интервьюируемый стал менее симпатичен аудитории. Зачастую, для этого достаточно легкой иронии и, конечно, логики. Примеры таких конфликтных материалов – интервью Захара Прилепина или Никиты Михалкова. Легко найти на YouTube.
Если журналиста в интервью получается явно больше, чем его героя – лучше выбрать другой жанр. Например, написать свой очерк или свою статью.
Виды интервью
Здесь рассмотрим основные виды интервью. Стоит сказать, что их достаточно много. Поэтому многие люди их могут классифицировать по-разному.

Аналитическое — выявляет важную социальную проблему с последующим анализом фактов. Тут важно мнение эксперта по данным вопросам. Например, «почему?», «каким образом?», «что это значит?» и так далее.
Блиц интервью — очень короткое интервью (2 — 3 минуты), которое проводится сразу после какого-то события. Часто используется на телевидении после каких-то политических собраний. Например, могут спросить у депутата, о чем было собрание, какие изменения планируют ввести и так далее. Также часто встречается в культуре и спорте.

Оперативное — это подвид информационного, где осуществляется сбор мнений по узкой теме. Вопросы тут для разных спикеров одинаковые. Проводится в виде опроса для одной или разных социальных групп.
Портрет — персональное интервью с одним известным героем для раскрытия его качеств. Человек как-то проявил себя в общественной жизни. Поэтому нам при помощи вопросов и ответов нужно раскрыть детали, которые сформируют индивидуальность героя.
Беседа (диалог) — тут респондент и журналист на равных поскольку последний имеет опыт работы в той или иной сфере. Поэтому, как и спикер, журналист тоже имеет право высказывать свою позицию по данному вопросу. Это довольно интересный жанр журналистики. Ведь словесный баттл всегда нравится людям.
Интервью-расследование — это более подробное изучение проблемы или события. Требует настоятельной подготовки интервьюера.
Бизнес-интервью — это интервьюирование в сфере бизнеса и делового общения. В большинстве случаев проводится в закрытой обстановке и не поддается огласке. Осуществляется такая беседа как правило, с коллегами и партнерами по бизнесу. Также часто применяется и при подборе персонала на работу.

- Биографическое — человек рассказывает о себе и своей профессиональной деятельности.
- Интервью по компетенциям — проводится в виде собеседования для выявления личностных и деловых способностей кандидата.
- Структурированное — это интервью по компетенциям, но уже в более сжатой форме. Это небольшое собеседование с четко поставленными вопросами. Оно проводится при подборе среди большого числа кандидатов. Также может использоваться для получения дополнительной уточняющей информации, которая не была извлечена при первоначальном анкетировании или собеседовании.
- Мотивационное — это особая техника консультирования клиента или сотрудника для дальнейшей мотивации. Часто используется для побуждения человека к самосовершенствованию, настрою на работу и отказе от вредных привычек.
- Проективное — выявляет проекции личности на отвлеченные ситуации. То есть кандидата просят объяснить поступки других людей. Например, почему люди врут. Интерпретируя поведения других людей, мы проецируем на них свои представления о жизни. Таким образом, ответы на такие нестандартные вопросы помогут оценить кандидата по скрытым факторам. Например, честность, лояльность или конфликтность.
- Кейс-интервью (или ситуационное) — соискателю предлагают описать модель поведения в конкретной ситуации. А дальше уже можно оценить насколько ценности и представления кандидата соответствуют компании.
По количеству участников интервью подразделяют на:
- Тет-а-тет
- Групповое — экономит время при собеседовании, а также выделяет из толпы наиболее ярких участников
- Коллегиальное — кандидат предстает перед комитетом или группой интервьюеров. Собираются специальные коллегии из нескольких человек для оценки кандидата.
- Многоэтапное — кандидат встречается с каждым интервьюером по отдельности. Затем принимается общее решение и оценка кандидата.
По форме проведения:
- Видео интервью — часто проводится на телевидении или по онлайн трансляции в интернете.
- По телефону
- Личная встреча — часто используется в деловых переговорах. Во время беседы участники могут становиться то источником, то реципиентом информации.
- Экстремальное интервью — проводится в опасных для жизни условиях. Например, при военных действиях в какой-нибудь стране.
- Анкетирование — письменные ответы на вопросы. Если в присутствии анкетера, то это очное анкетирование. Если без него, то заочное. В большинстве случаев используется заочное. Оно проще в проведении и экономит время.
Шаг 2. Примите правильную позу
Ваш язык тела должен транслировать вашу главную задачу: получить от пользователя как можно больше информации. Поддерживайте зрительный контакт, наклонитесь вперед, не скрещивайте руки и реагируйте позитивно — вне зависимости от того, что говорят респонденты.
Самое важное — улыбайтесь. От улыбки даже ваш голос зазвучит дружелюбнее, а это очень важно, если вы хотите расслабить респондента и добиться честных ответов.
Совет 2. Держите свои реакции под контролем
Держите себя в руках, даже если слышите неприятные вещи о том, чем гордитесь и горите. Если пользователи почувствуют вашу агрессию в ответ на их мнение, они перестанут отвечать честно — ну, и зачем тогда вообще проводить интервью?
Мобильное приложение «Заметки о психике» | Mental Notes
Подкидывает идеи как привлечь, удержать и направить внимание пользователя
Mental notes — это колода из 53 карточек с описанием психофизиологических моделей поведения людей, которые лежат в основе принципов веб-дизайна. Они помогают дизайнерам, проектировщикам лучше понять поведение пользователей и найти эффективные решения при создании дизайна интерфейсов.
Пример интервью
Для большей наглядности давайте разберем плохой пример интервью. Сразу скажу, что здесь отсутствует тема разговора и идет беспорядочная «стрельба по мишеням». Изображение кликабельно для увеличения.

Темой разговора был юбилей певца. В 1992 году ему исполнилось 50 лет. У нас есть герой и тема. Здесь не было попыток даже показать портрет на фоне времени. Было просто событие. Вот о нем они хотели поговорить с человеком.
Первое, что бросается в глаза, это отсутствие введения. Первый абзац, который рассказывает, о чем будет интервью вообще, отсутствует.
Интервью начинается не с вопроса, а с первой фразы самого респондента. Первый этот абзац вроде должен говорить нам, о чем будет разговор. Но в данном случае была попытка сделать это оригинально. То есть не от лица журналиста, а от героя.
По третьему предложению можно понять, что интервью не редактировалось. Дается прямая речь. То есть, как было сказано, так это и записали.
Вот такого старайтесь не делать! Дословно передавать речь можно только в двух случаях:
- Собеседник обладает исключительным литературным построением фраз. Он очень интеллигентен. Когда вы все это записываете, то видите, что особо редактировать нечего.
- Когда речь человека очень характерная. Если вы начнете ее причесывать, то сильно испортите. К примеру, вспомните монологи Михаила Евдокимова. Его герои очень характерно говорят. То построение фраз, которые они используют было очень характерно для определенного народа и жителей деревень. Вот в таком случае не нужно редактировать. Вам нужно именно показать портрет героя его деревенской речью.
То есть идет такой намек, мол давайте рассказывайте про пьянку. Человек спокойно ведется на это.
И вы все это в одиночку потянули?
Видно, что мы остаемся пока в теме юбилея. Но как-то концерт перешел в пьянку. Читаем дальше следующий абзац и видим, что мы пытаемся все же втянуться в тему концерта. Но журналист не дает этого сделать и спрашивает:
Долго продолжалось гуляние?
Дальше он задает еще вопрос:
И в каком состоянии вы проснулись 2 февраля?
Нужно понимать, что это не портрет на фоне времени и события.
Далее идет ответ человека. После него журналист увидел, что разговор ушел на физическое состояние. Видно, человек явно не готовился к интервью. Вопросы идут беспорядочно.
То есть была тема юбилея. Но про юбилей, который журналист не видел, ничего спросить не может. Поэтому все это уходит в тему банкета. И дальше идет разговор о физическом состоянии, который вызвал наводящий вопрос.
Чтобы выдерживать такой ритм, надо, наверное, иметь хорошую спортивную форму?
Респондент отвечает. После этого тема спорта вроде бы исчерпана, но для интервью как-то маловато. В итоге задается вопрос вообще, ни откуда.
Развейте сомнения. Вы с Валентиной Толкуновой в родственных отношениях когда-нибудь состояли?
Непонятно, откуда взялась Валентина Толкунова. Никаких наводок к этому не было. В итоге у читателя сложилось какое-то недоумение. О чем он читал? Про юбилей, пьянку или про Толкунову.
И последний вопрос. Видимо, решили вернуться к биографии певца.
Какие из ваших многочисленных наград вам наиболее дороги?
Дальше идет надпись:
С ветеранами эстрадами общался Андрей Ванденко
Заметьте «с ветеранами». То есть это не кусочек из интервью. Это полная информация. Куда подевались остальные ветераны не известно.
В общем это пример того, как нельзя брать интервью.
Здесь отсутствует тема и подготовка материала. Вопросы идут хаотично и не передают суть беседы. То есть обычному читателю этот материал ничего не дает.
Интервьюер не раскрыл певца и событие. Нет ответов на вопросы. Возможно, поклонникам и пригодиться. То есть информация о том, что был банкет и после него все остались живы. Однако обычному человеку это будет не интересно.
Зачем нужно готовиться
Сразу скажу, что от вас потребуется хорошая подготовка к интервью. Вы просто не сможете нормально провести беседу если не подготовитесь.

Общие вопросы можно задать и без подготовки. На такие темы можно говорить с кем угодно. Но если вы хотите провести именно интересное интервью, то нужно готовиться.
Обратите внимание, есть два типа интервью и две разные задачи, которые перед вами стоят. Иногда, это задача — получить от человека информацию для своего издания. Это достаточно простое задание.
К примеру, у вас издание про продвижение в интернете. Вам нужно подготовить материал о выходе нового поискового алгоритма Яндекса.
Если необходимо интервью по конкретной теме, то вам нужен будет герой. В нашем примере, это будет один из разработчиков или кто-то из ведущих seo специалистов. То есть вы отталкиваетесь от темы.
Конечно же, когда будете брать интервью с таким героем, то вы вряд ли спросите о его детстве, увлечениях и так далее.
У вас конкретная тема. Как работает новый алгоритм. В чем его особенности, как обойти и так далее.
Конечно же, на общем фоне может прозвучать несколько вопросов о биографии и заслугах человека касательно seo продвижения. Однако это совершенно не обязательно!
Может быть элемент какой-то аналитики и позиции респондента. К примеру, вы можете спросить — «Как вы считаете, измениться интернет с появлением нового алгоритма или нет?»
Это уже будет его позиция.
Но все равно, вы остаетесь в рамках темы и информации для своего издания. То есть вы помните о своих читателях, которым интересно узнать, как работает новый алгоритм из первых рук.
Это будет ваша первая задача.
Но есть и вторая задача, когда вы показываете психологический портрет собеседника. Тогда нужно раскрыть читателям интересную личность.
Опять же, это может быть какой-то очень известный человек. Именно с ним чаще всего делают интервью. Однако это может быть и обычный герой, который отражает эпоху, город, место и время.
К примеру, интервью с бабушкой поселка Красносельск Астраханской области. Она когда-то была лучшей дояркой, а сейчас возглавляет кружок художественной самодеятельности.
То есть это старейшина села. Показана ее честь, совесть и так далее.
Да, человек не очень известный. Но он может отображать эпоху и поколение. Тогда ваша задача показать этот портрет собеседника иногда на фоне времени, его психологии, его отношения к людям и событиям. Что этот человек думает и что чувствует.
Это сделать гораздо сложнее чем оставаться в рамках какой-то узкой специализированной темы. В такой беседе ваша тема — это сам человек. Но опять же, мы не уходим только в его биографию.
Если вы задаете вопросы о биографии, то старайтесь спрашивать не о том, как он участвовал в строительстве БАМа, а что чувствовал, когда его строил. Какие эмоции он испытывал. Как он к этому относится. То есть это уже совсем другой вопрос.
Совет 2. Разбейте вопросы на части, чтобы на них было проще отвечать
Темы, перечисленные выше, кажутся похожими друг на друга, но на самом деле каждая из тем подразумевает сбор разных данных. Для этого и нужно согласовать с командой укрупненные цели исследования — это поможет правильно определить темы и сэкономить кучу времени.
В предыдущем пункте мы перечислили не сами вопросы, которые вы будете задавать пользователям, а только темы. Если вы будете задавать такие широкие вопросы, то ответы пользователей будут слишком общими и туманными. Поэтому, определившись с темами, начинайте формулировать вопросы:
“Почему люди покупают онлайн?”
“Какие товары вы покупаете в интернете?”
“Какие товары вы никогда не покупаете в интернете? Почему?”
“Что вам больше всего нравится в процессе оплаты онлайн? Что больше всего не нравится?”
Как брать интервью
Ниже даю советы о том, как брать интервью правильно. Обязательно все их запомните. Ведь тут есть много подводных камней, которые с легкостью могут испортить вашу работу.

Выбираем героя
В первую очередь мы выбираем гостя. В идеале важна золотая середина. Интервью у человека, который с радостью общается со всеми — это не самый лучший ход. Особенно для начинающих.
Успех тут не гарантирован. Ведь одни и те же вопросы будут никому не интересны.
Представьте себе режиссера, который снял фильм. А теперь каждый журналист спрашивает у него, о чем фильм, почему взяли этих актеров и стоит ли ждать продолжения.
Представьте себя на его месте. Вам это тоже не понравится.
Поэтому придумать что-то новое в таких ситуациях бывает действительно, очень непросто. Но это очень важно.
При этом бывают очень известные люди, которые редко соглашаются на интервью. Если удастся договориться с таким спикером, то это ваш шанс.
Копаем информацию
Если работаете в жанре интервью, то нужно не просто читать энциклопедию. Нужно тщательно копать всю информацию.
Если герой написал книгу, то вы должны если не прочитать, то хотя бы поверхностно изучить ее. Посмотреть или почитать старые и новые интервью.
Нужно изучить высказывания человека и взять их на заметку. Особенно если сейчас он противоречит своим словам или поменял точку зрения.
Изучите, где ваш герой был в последнее время. С кем он общался и с кем знаком лично.
Все это важно! Ведь в процессе интервью возникают факты, о которых вы либо не знали, либо не планировали спрашивать. Но как оказалось, это очень важная тема для интервьюируемого.
Вопросы для интервью
Еще один важный шаг, это вопросы для интервью. Ниже я не даю вам готовый список. Ведь у каждого он будет уникальным. Вместо этого, я дам хорошие советы, которые помогут вам правильно сформировать вопросы.

Итак, при составлении списка всегда помните про свою цель. То есть «собрать информацию по конкретной теме» или «показать портрет героя».
Но в любом случае мы собираем информацию об этом человеке. Это нужно чтобы не задавать банальных вопросов. То есть если из интервью в интервью кочуют одни и те же вопросы, то их задавать не нужно.
Также это необходимо чтобы получить информацию. Например, чем живет человек и чем занимается. Вы можете натолкнуться на какие-то события из жизни героя, которые могут послужить поводом для вопросов.
К примеру, вы хотите взять интервью у звезды.
Сначала начинаете смотреть биографию человека. К примеру, видите, что он был в Афганистане во время боевых действий. Также побывал и в Чечне после первой кампании. Это факт биографии.
Допустим, вы готовите портрет на фоне времени. Поэтому это будет то событие, которое имело большое значение в истории страны и биографии героя.
Это повод не задавать тупой вопрос — «А были ли вы в Афганистане?» Вместо этого задаем — «Почему вы поехали именно в Афганистан? Как относитесь к этой войне?»
Человек начнет рассказывать и это вызовет еще больше вопросов. Например, «что там происходило?» и «что вы там видели?»
Все это будет характеризовать героя.
То есть вы уже не просто разговариваете о каком-то прошедшем концерте. Вы начинаете показывать время. Вот для этого и нужно читать биографию. И не забываем, что мы спрашиваем о чувствах.
При этом все вопросы, которые вы заготовили, не означают, что именно по ним нужно идти. Если человек повел в интересную сферу и возникают уточняющие вопросы — пожалуйста, используйте это. Не обязательно если у вас заготовлено 20 вопросов, то их все нужно задавать.
Совет для тех, кто берет интервью у музыканта, актера, художника, режиссера и другой творческой личности. Никогда и ни при каких обстоятельствах не спрашивайте — «Какие у вас творческие планы?»
В мире журналистики, это самый бездарный вопрос. Поэтому если вы его зададите, то это будет первым признаком безграмотности, дурного вкуса и того, что интервью наверняка провалится.
Если нужно получить развернутый ответ, то не стоит задавать вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Не перебивайте спикера. Давайте ему высказаться. Но только в том случае, если он рассказывает что-то интересное или отвечает на вопрос.
Можно остановить своего гостя, но в том случае, если он ушел от темы. И всегда помните, что если вы специалист, то сможете позволить себе нарушать перечисленные правила.
Порядок вопросов — это огромная и сложная тема.
Спросите себя, зачем нужно это интервью. Подумайте, на чем вы хотите акцентировать внимание. И помните про классическую схему построения любого повествования.
Оно работает по пирамиде Фрейтага:
- Завязка
- Осложнение
- Кульминация
- Развязка
- Решение

План интервью работает по такому же принципу. Поэтому самые острые вопросы приберегите на середину беседы. Иначе разговор просто не получится.
Но в конце можно поговорить о каких-нибудь приятных мелочах. Или о том, о чем спикеру будет интересно рассказывать.
Типы собеседников
Конечно же встречаются и трудные собеседники. Некоторые люди могут прекрасно вести интервью и без вас. Вы только направляете тему, а он уже сам прекрасно все расскажет.
Но таких мало!

Будут люди, которые легко уходят от темы. То есть они увлеклись одним вопросом. Больше ничего вы им задать не сможете, так как они с вами будут солировать.
В таком случае помните всегда о цели беседы. Если человек ее не выполняет, то прерывайте и говорите — «Да, это очень интересно, но у меня еще такой вопрос.»
Бывает и наоборот.
Собеседник может быть малоразговорчив. То есть односложно отвечает на ваши вопросы (пример интервью выше).
Но здесь зная героя, мы понимаем, что он многословный. Если заинтересовать, то он расскажет очень многое. В данном случае журналист просто его не заинтересовал. Он задавал банальные вопросы с попыткой провокации.
Конечно же, человек не собирался рассказывать, как они пили и во сколько ему это обошлось. Поэтому он отвечает односложно. Такое обычно происходит, когда идут банальные вопросы. Например, где вы родились, где ваша семья и так далее.
Поэтому если человек вам отвечает односложно, то возможно, вы его просто не заинтересовали своими вопросами.
Но бывает, что человек обычный молчун. В таком случае задавайте уточняющие вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?», «Какой?» Они вам помогут его расшевелить.

Не бойтесь спикера даже если это президент. Он тоже обычный человек. Поэтому будьте вежливы и не наглейте. Но при этом не позволяйте себя топтать и водить за нос.
Если респондент не отвечает на вопрос, увиливает или пытается сбить вас с толку, то будьте внимательны и упрямы. И даже если человек так и не ответит на вопрос, то вы можете всем показать, как гость увиливает.
Внимательно слушайте. В случае интересных моментов задавайте на ходу наводящие вопросы. Иначе потом будет уже поздно или не актуально.
Помните, что вас должно быть мало. Вы берете интервью. А значит в первую очередь важно то, что скажет ваш герой. И если вдруг захотите выразить ему респект, то сделайте это коротко, а не в виде дифирамб.
Визирование
Обязательно любое интервью старайтесь завершать визированием со стороны своего респондента.

То есть, сначала вы взяли интервью. Потом дома или на работе вы его расшифровали, отредактировали, выстроили каким-то образом. Просто иногда нужно поменять вопросы местами не так как они шли в беседе.
В общем, когда вы все это сделали, то старайтесь отдать материал своему респонденту на визирование. Нужно чтобы он прочитал и дал добро.
Здесь бывает две проблемы.
Первая, это фактическая информация.
Если разговаривали о каких-то технически сложных вещах, в которых вы не специалист, то можете где-то допустить ошибку при редактировании. Например, ошибиться в каких-то названиях или терминах.
И вторая проблема в том, что не все понимают, что устная и письменная речь сильно отличаются. Человеку кажется, что он при вас заливается соловьем. Но когда он читает, то понимает, что выглядит глупо.
Это будет поводом доработать интервью и возможно, встретиться второй раз. Поэтому чтобы не было конфликтов, лучше чтобы ваш респондент заверял текст интервью.
Еще советы по интервьюированию
Вот еще немного советов о методе интервью в журналистике. Не нужно неподъемных вопросов с предысторией на несколько томов. Подбирайте простые слова и емкие формулировки.
За это гости и зрители скажут вам только спасибо!
Когда интервьюирование закончилось, внимательно отсматривайте и вырезайте всю лишнюю воду с нераскрытыми вопросами. Не тратьте время своих читателей и зрителей.
Помните, что все ровно не бывает!
Не пытайтесь сделать тихое и размеренное интервью. Такие выпуски быстро забываются. Но при этом не нарывайтесь на конфликт. Это тоже важное правило, которое следует запомнить.
Вот некоторые фото интервью.








Как я перешла в онлайн из офлайна
Я предпочитаю встречаться с собеседниками лично. Вы назначаете человеку встречу и спокойно беседуете, глядя друг другу в глаза – что может быть лучше? Ну разве еще распивание кофе в процессе. При личной встрече проще прочитать настроение вашего визави, понять, на какие вопросы он отвечать не хочет, а на какие – пожалуйста, да и вообще – симпатичен тебе этот человек или нет. При удаленном интервью такие нюансы недоступны, тем не менее современным авторам без этого формата не обойтись.
Первое большое интервью по удаленке я взяла случайно. В нашем городе есть довольно известный человек, который много лет работал предпринимателем, а потом внезапно бросил все, купил яхту и стал жить вольной жизнью «морских цыган». Интересный герой, интересная история – редакция поручила мне побеседовать с ним. Но как, если я сижу в офисе в средней полосе России, а мой герой полощет телеса в Адриатическом море? Выручил тот же «ВКонтакте», благо у моряка есть страничка, где он ведет бортовой журнал. Мы списались, я отправила ему вопросы и через пару дней получила подробные ответы.
Шаг 4. Начните с простых разминочных вопросов
Сеанс интервью лучше начинать с простых, дружелюбных вопросов — и уже потом переходить к темам, которые вы хотели обсудить. Ваши разминочные вопросы должны так или иначе иметь отношение к теме интервью, но пусть они будут достаточно легкими.
“Где вы работаете?”
“Как часто пользуетесь компьютером дома?”
“Как часто вы покупаете товары в интернете?”
Что делать до написания текста
Обычно, для выбора жанра есть два повода – задание редакции или потому что «так захотелось» автору. Оба по-своему хороши, если понимать, зачем это делается. Задайте себе вопросы:
- Что нужно получить в итоге?
- Почему именно с этим героем?
- Интересен ли он аудитории и почему?
- А самому автору?
Когда есть ответы, становится более понятно, что выйдет в результате: актуальная информация, нечто мотивирующее, развлекательное, важное и полезное для читателей или простой пиар.
Всегда ли полезно делать интервью?
Конечно, яркая личность или крутой эксперт, украсят любой крутой нормальный материал и помогут вытянуть почти безнадежный, если все сделать правильно. Обычные интервью, даже посредственные, нравятся читателям – в них есть что-то притягательное.
Но с пиаром не все так однозначно. Об этом я и спросил у Капитана:
– Точнее, полезны – а почему нет? И конечно их можно сделать интересными, но при условии, что там не будет прямой рекламы. Важно, чтобы в разговоре рассматривались какие-то конкретные вопросы и все было выстроено вокруг этой основной линии.
Предположим, есть очень актуальная тема «Как самостоятельно продвигаться на YouTube без бюджета» и нужно сделать по ней хороший материал. Берется интервью у малоизвестного человека, который всего этого уже достиг. Получается, что такой материал становится пиаром – о герое и его таланте сразу узнают тысячи читателей. Можно было бы оформить все как обычный гайд, но гораздо интереснее и убедительнее – в виде диалога с реальным человеком.
Так можно. А спрашивать у кого-то про жизнь и говорить с ним обо всем подряд – нет. Пиар интересен не сам по себе, а если при этом обсуждается какой-нибудь конкретный вопрос, волнующий всех.
Как найти хорошую тему
Какое-нибудь важное событие, явление, модная тенденция, яркая личность или необычная история – тема может быть любой. Вопрос в том, как ее придумать:
– Согласитесь, Кэп, что яркие события, всякие прорывы или революции бывают не каждый день. О чем говорить, где брать интересные темы?
– Как я уже сказал, главное в интервью – это идея, тема, некая общая линия. Практически любая. В жизни всегда есть масса интересных вещей, которые не рассматривали раньше или делали это иначе, под другим углом. Любую из них можно превратить в диалог – нужно только придумать, как и с кем именно это сделать.
Например, блоге «Текстерры» есть неплохой материал о девушке, которая похудела на 55 кг и добилась успеха на YouTube. Про диеты, фитнес или блогерство пишут все – таких историй множество и ничего нового тут нет. А хитрость в том, как автор собрала это вместе – нашла подходящего героя и выстроила весь разговор. Получилось так, что читатель может чему-то научиться.
Откуда берутся хорошие темы для интервью? Откуда и все остальные интересные темы – из жизни.
Хулиганы выросли и стали проджектами – интервью с создателем MDK
Еще пример: недавнее интервью с HR-специалистом Аленой Владимирской о текущем состоянии дел на рынке кадров. Вводные данные: с апреля в России ввели карантин и многие предприятия и бизнесы закрылись. Со временем по сводке новостей стало понятно, что часть людей теряют работу или берут неоплачиваемые отпуска. Этот тренд коснулся значительной части трудоспособного населения страны, поэтому выбор темы и респондента был очевиден – независимый «кадровик» может поделится интересными данными и прогнозами.
Как выбрать подходящего героя
Бывает, что беседа с простым человеком выходит гораздо интереснее, чем c какой-нибудь звездой. Вроде бы знаменитость, говорит небанальные вещи, шутит, все нормально и верно. Но как-то немного уныло.
Дело в том, что не всякий, кто способен интересно ответить – твой герой. Есть люди, разговор с которыми может не получиться даже у большого мастера – у Познера, например. Мэтр и сам признает, что программы со Жванецким, Иваном Ургантом и Земфирой вышли неудачными.
Вопрос нашему эксперту:
– C кем, на ваш взгляд, не получится сделать интересный материал?
– Сама личность не имеет здесь такой уж большой роли. Главное – это вопросы и то, как и вокруг чего построена беседа. Крутое и суперинтересное интервью можно взять, например, у повара в столовой, уборщицы в офисе, у президента, какого-нибудь менеджера среднего звена или у продавщицы в магазине. Поговорить можно с кем угодно – вопрос в том, как это развернуть и какую проблему поднять.
Например, тема помощи детям из неблагополучных семей, попавшим в трудные жизненные ситуации – остросоциальная и очень важная. Но совсем не обязательно брать для этого какого-нибудь инспектора по делам несовершеннолетних или даже министра. Так, журналист «Таких дел» Елизавета Сиомичева сделала материал о подростках, которые занимаются в единственном в мире «цирке для хулиганов». Это просто дети, совсем не звезды. Но читаешь и понимаешь, что должен помочь.
Людей, с которыми не получится сделать хорошее интервью, как и неинтересных тем, – не бывает. Бывают плохие авторы.
Делаем блоги для бизнеса и бренд-медиа
Интересно и эффективно
Шаг 3. Объясните, что здесь нет правильных и неправильных ответов
Может быть это кажется очевидным, но работает безотказно: сразу скажите пользователю, что в интервью нет правильных и неправильных ответов. Важно, чтобы они понимали: вы не проверяете их способность что-то сделать, а наоборот, тестируете, насколько ваш продукт понятный, полезный и простой в использовании.
Несколько способов взять удаленное интервью
1. По «Скайпу»
Этот способ нравится мне больше всего. Разговор в «Скайпе» с подключенной камерой очень похож на живое общение. Вы видите человека, следите за его мимикой и жестами, колебаниями настроения. Вы слышите паузы и заминки в его словах, считываете их интонацию. А самое главное – можете в режиме онлайн задавать дополнительные вопросы, менять ход беседы, направлять его в нужное русло.
Записывать разговор по «Скайпу» можно с помощью программы Free Video call recorder. После установки программы нужно запустить ее – следом автоматически запустится «Скайп». После того, как связь установится, нужно нажать на кнопку «Запись» и спокойно беседовать, не боясь потерять данные. А потом уже расшифровать видео, перенеся его в текстовый формат.
Небольшой минус такого способа: требуется последующая литературная обработка. Мало кто говорит как по-писаному: многие люди повторяются, неточно формулируют мысли, употребляют слова-паразиты – и все это нужно привести в читаемый вид. Новички часто делают две ошибки: начисто убирают все изюминки речи собеседника, заменяя их собственными словами, или, наоборот, оставляют все как есть («Ну он же так сам сказал!»).
Если не хотите, чтобы редактор вернул статью на доработку, нащупывайте тонкую грань между ошибками и изюминками. У меня был собеседник, который в конце каждого предложения вставлял присказку «это самое» и говорил характерными, «рублеными» фразами. Я решила оставить все как есть, не трогая стиль, исправляя лишь откровенные ошибки и повторы. В итоге интервью удалось, люди говорили мне: «Как классно получилось, я как будто с Николаичем вживую беседовал!»
2. Письменные вопросы и ответы
Вы тратите время только на составление вопросов, остальное человек по ту сторону монитора делает сам. Вам не придется даже расшифровывать диктофонную запись. Если человек еще прекрасно владеет словом, вы сэкономите время еще и на редактуре.
Большой минус: как бы вы ни готовились к интервью, всегда возникают дополнительные вопросы, вытекающие из ответов собеседника. При живом или «скайповом» общении они задаются по ходу беседы, здесь же изменить ничего нельзя, поэтому, если возникнут вопросы – придется беспокоить человека снова. А это не всегда бывает уместно.
Еще один большой минус: письменный формат исключает спонтанные реакции. При голосовой беседе у человека может вырваться емкое словечко, живая непосредственная реакция, которую можно обыграть и сделать это фишкой интервью. В письменном варианте это исключено: люди ни за что не допустят подобные «вольности», разве что сознательно.
3. Телефон, «Вотсап», голосовые сообщения
Этакий усеченный вариант «Скайпа», при этом из пяти чувств у тебя работает лишь одно – слух. Ты не видишь, не осязаешь собеседника, ты не можешь понять, какими духами он пахнет и какие гримасы строит в ответ на вопросы. Ты можешь только слышать. Я не аудиал, поэтому на время разговора превращаюсь в один большой локатор и жадно вслушиваюсь в интонации и слова собеседника.
Минусы: с одной стороны – это и долго, и расшифровывать потом приходится, с другой – все же не так обезличенно, как в письменном виде. Мне лично больше нравится письменный формат – потому что быстро, и «Скайп» – потому что неформально. Другими способами пока не пользовалась, так что судить не берусь.
Вопросы директору
1. Какими качествами должен обладать директор?
2. Что самое главное в коллективе?
3. Как быть успешным руководителем компании?
4. С какими сложностями вы сталкивались в работе в последнее время?
5. Есть ли у вас такие задачи, способы решения которых вы еще не нашли?
6. Какое собственное достижение в выбранной сфере деятельности вызывает у вас наибольшую гордость?
7. Как вы вдохновляете коллектив на плодотворную работу?
8. Расскажите о том, как вы стали директором?
9. Расскажите о минусах вашей работы?
10. Как создать в коллективе благоприятную для успешной работы атмосферу?
11. Каким образом вы вдохновляете подчиненных на новые профессиональные свершения?
12. Что бы вы посоветовали тем людям, которые только начали строить карьеру?
13. Расскажите о подводных камнях, с которыми может столкнуться человек, работающий в данной сфере?
14. Какими принципами в работе с клиентами вы руководствуетесь?
15. Какие книги или фильмы вы бы посоветовали прочитать, посмотреть другим руководителям?
16. На что вы обращаете внимание, когда проводите собеседования?
17. Главный человеческий порок — это?
18. Что на самом деле важнее: дисциплина в коллективе или теплая атмосфера?
19. Каким образом вы поощряете отличившихся подчиненных?
20. Как стать независимым от людского мнения?
Совет 1. Не продавайте свой продукт
Вы проводите исследование, чтобы собрать честное мнение о своем продукте. Нет цели убедить людей, что ваш продукт самый лучший. Не стоит даже пытаться.
Этап 3. Проводим интервью
Итак, интервью началось. Все идет как по маслу, вы задаете вопросы по своему скрипту, а при необходимости подстраиваетесь под течение разговора. Вот еще несколько советов, которые помогут вам сохранить настрой.
Совет 4. Спрашивайте о конкретных событиях
Если спрашивать пользователя о конкретной ситуации, его ответы становятся более точными. О реальном опыте респонденты рассказывают более искренне и дают больше подробностей. Постарайтесь формулировкой вопроса натолкнуть респондента на конкретный момент или ситуацию в прошлом:
“Какие мысли приходят в голову, когда не получается завершить покупку онлайн?”
“Расскажите, что вы подумали, когда в последний раз пытались что-то купить в интернете, но так и не смогли?”
Совет 3. Не используйте формулировки, которые могут повлиять на ответ
Распространенная ошибка начинающих интервьюеров — стремление по-быстрому получить нужные ответы. Велика вероятность, что, встречаясь с респондентом, вы уже примерно представляете, что он скажет вам. Но не идите на поводу у интуиции: ваша задача — получить четкие, непредвзятые результаты.
“Сильно вас раздражает, когда что-то не работает при заказе товара онлайн?”
“Постарайтесь припомнить, когда вы в последний раз хотели купить товар онлайн и что-то не работало. Что вы чувствовали?”
Совет 5. Отвечайте вопросом на вопрос
Иногда в процессе пользователи “застревают” — и это нормально, особенно, если вы проводите юзабилити тест, где человеку нужно выполнить какую-то задачу в продукте. Они будут задавать вопросы (“Сюда нажимать?”), но вы не должны отвечать прямо. Лучше задайте встречный вопрос:
“А куда бы вы нажали?”
“Что, вы думаете, произойдет дальше?”
“Куда бы вы обратились, чтобы выяснить это?”
Правила интервью по удаленке
За годы работы я разработала несколько правил, благодаря которым даже самое удаленное интервью получится не менее интересным и живым, чем обычное.
- Изучайте больше информации о собеседнике – я уже говорила об этом в разделе «Подготовка к интервью», но повторю еще раз. Это самое важное!
- Старайтесь хоть немного разбираться в теме, чтобы понимать, о чем говорит собеседник. Год назад, когда я начала работать в сфере интернет-маркетинга, я слабо представляла, что значат все эти «виджеты обратного звонка», digital и «конверсии». Поэтому перед тем, как спрашивать подобное, я интересовалась у «Яндекса», сидела и разбиралась, чтобы не попасть впросак. Не стыдно не знать – стыдно не хотеть учиться!
- Помните про этикет: в удаленном общении правила поведения очень важны. Всегда уточняйте формат, интервью и время проведения, обязательно указывайте, что на вопросы ваш собеседник может отвечать по желанию. Если готовите провокационные вопросы или вопросы личного характера – лучше предупредить сразу. Обязательно благодарите за внимание.
- Попробуйте очеловечить формальную беседу. Да, этикет и деловой стиль – это хорошо, но я всегда стараюсь сделать беседу более личной – как правило, такие интервью получаются живыми и душевными. При этом важно не перегнуть палку, скатившись в фамильярность. Аккуратно прощупывайте почву, подстраивайтесь под своего героя. Например, я привыкла общаться со смайлами – ставлю их и в личной, и в деловой беседе. Но не все практикуют такой стиль общения. В начале беседы я пробую поставить парочку смайлов и смотрю, как человек отреагирует. Если подхватывает – отлично, мы на одной волне. Если нет – значит, буду подстраиваться под собеседника. То же самое с обращением на «ты» или «вы», приветствием «здравствуйте» или «привет», использованием профессионального сленга – словом, всего того, что выступает за рамки формальной беседы.
- Добавьте личного обаяния. Когда вы настроены доброжелательно и искренне интересуетесь собеседником – он это чувствует, даже находясь по ту сторону гаджета.
Лайфхак: когда я разговариваю по «Вотсапу» или пишу личные сообщения, я обязательно улыбаюсь. Доказано, что даже если механически растянуть губы в улыбке, мозг воспринимает это как сигнал, и на душе действительно становится веселее.
- Включите актерские способности. При удаленном формате интервью ваши ресурсы ограничены – так постарайтесь использовать их по максимуму. Представьте, что вы – это ваш собеседник, вообразите, как проходит его день, мысленно распишите его дела и заботы. Подумайте, в какое время он встает, когда ему удобно написать, а когда не очень. Отслеживайте его соцсети. Если ваш визави отправился в деловую поездку или отпуск – лучше пока его не трогать. Приедет – тогда и напишете.
100 вопросов, которые можно задать на собеседовании
Не знаете о чем поговорить с кандидатом? Предлагаем список из 100 вопросов. Выберите подходящие. И помните — необязательно задавать все 100 вопросов из этого списка.
- На какую зарплату вы рассчитываете?
- Какие зарплаты вы получали раньше?
Вопросы развития карьеры
- Как бы вы хотели, чтобы развивалась ваша карьера?
- Как вы собираетесь самосовершенствоваться в следующем году?
- Что вы поставите своей целью, получив эту работу?
- Если бы я спросил вашего последнего руководителя, чему вас стоит обучить или натренировать, что бы он предложил?
Вопросы о начале работы
- Как вы собираетесь завоевывать авторитет у других членов команды?
- Сколько времени вам нужно, чтобы ваши усилия начали приносить плоды?
- Чем вы будете заниматься в течение первых 30 дней после выхода в должность?
- Вы можете описать свою стратегию на первые 90 дней?
- Вы сейчас работаете. Почему вы готовы сменить работу?
Еще немного о вас
Вопросы на сообразительность
- Сколько раз в день пересекаются стрелки часов?
- Как вы взвесите самолет без весов?
- Придумайте 10 способов использования карандаша, кроме того, чтобы писать.
- Продайте мне карандаш.
- Если бы вы были животным, то каким?
- Почему теннисный мяч пушистый?
- Если бы вы могли назначить президентом супергероя, кто бы это был и почему?
- Если бы вы могли избавиться от одного из регионов России, что это было бы и почему?
- Как застегнуты мои ботинки?
Совет 4. Повторите ответ пользователя своими словами
Вы и ваш респондент только что познакомились, так что взаимононимание может установиться не сразу. Поэтому, услышав от респондента очередную мысль, вкратце повторите ее своими словами. Ваш собеседник подтвердит ваши слова или поправит вас — и вы не будете строить разговор на ложных догадках.
Как подготовиться к интервью
Если ясна цель, сформулирована тема, выбран герой, можно заняться домашней работой. Это значит, что пора собирать нужную информацию, предварительно прикинуть вопросы, познакомиться и попробовать договориться о встрече с будущим собеседником.
Что нужно знать заранее
Не только со звездой, но и с обычным человеком – героем интервью, лучше познакомиться заранее. Это нужно, чтобы понять, куда может зайти разговор, оценить вероятную реакцию на вопросы. И так будет комфортнее во время разговора, особенно перед камерой. Но это удается не всегда.
Следующий вопрос Кэпу:
– Что важно знать о собеседнике и где взять эту информацию?
– Когда интервью строится вокруг определенной темы, нужно постараться получить максимум информации о личном опыте собеседника и той стороне его жизни, которая относится к теме разговора.
Подойдет все, что можно найти – в прессе, публичных выступлениях и в других открытых источниках. Можно взять за основу прошлые интервью с этим человеком, если они были. Выйдет круто, если потом сослаться на эти факты. Например, как в разговоре журналиста «Текстерры» с медиа-директором «Яндекс.Дзена» Даниилом Трибуном. Важно, чтобы собеседник чувствовал интерес к своему опыту и осведомленность.
Сложнее, если разговор строится вокруг личности. Здесь нужно смотреть, чем больше всего известен человек. Хорошо бы узнать все, что его касается, поискать самые малоизвестные детали. Возможно, удастся найти какие-то личные моменты, чтобы придать беседе неожиданное направление.
Если времени в обрез и вы не успеваете пообщаться заранее, чтобы разузнать интересное, посмотрите хотя бы на фотографии героя – это тоже важно. Но внешность обманчива.
Как подготовить вопросы
Идеально, когда происходит живой диалог журналиста и героя, а ответы не подготовлены заранее. Это очень круто, но и очень сложно – настоящий высший пилотаж.
Обычно, когда есть возможность, спикера все-таки знакомят с вопросами заранее, чтобы он мог их обдумать. А некоторые персонажи, особенно звезды со своей пресс-службой, без этого не начнут ничего обсуждать с журналистом. Импровизации тоже бывают, например, в прямом эфире, но чаще всего интервью проходят в рамках сценария.
Опросы: зачем они нужны и как их проводить
Для аудитории это почти незаметно, если не слишком уж гладко и последовательно построен разговор. Но даже если кто-нибудь догадается, не стоит делать из этого трагедию. Потому что главная цель – все-таки получить информацию, узнать для себя что-нибудь интересное и важное, а не просто послушать экспромт. Для этого другие жанры, например, стендап.
– Бывает, что заметна натянутость – журналисту нужно выводить собеседника на ответы, выдавливать из него нужные слова. Почему это происходит и как задавать более естественные вопросы?
– Отвечу на этот вопрос банально. Одна из самых главных фишек того, кто берет интервью – заинтересоваться в том, у кого он его берет. Если тому, кто задает вопросы безразличен тот, у кого он спрашивает, – это обязательно будет отражаться в самих вопросах, в том, как они подобраны и как сформулированы. И конечно в ответах.
Если тебе заведомо не так важен ответ, это сразу накладывает определенный блок на собеседника. Поэтому, если скучно, лучше сделать материал с кем-нибудь другим, на какую-то другую тему. Иначе будет плохо.
Это не имеет ничего общего с личной симпатией. В профессиональной журналистике приходится брать интервью у разных людей. Это может быть какой-нибудь неприятный или безнравственный человек, даже преступник. Для материала не нужно, чтобы он тебе нравился, но интерес и объективность необходимы. В этом смысле журналист похож на врача.
Нужно подумать, о чем лично тебе интересно поспрашивать собеседника. В основном, в контексте того издания и той темы, для которой все это делается. Может быть, даже затронуть что-то еще, вообще никак не относящееся – какие-нибудь «глупые» вопросы. Взять и задать их из интереса, посмотреть, что он ответит.
К примеру, Владимир Познер – мастер этого жанра, часто предлагает гостям своей программы ответить на опросник Марселя Пруста. Это помогает раскрыть вкусы, черты характера и убеждения собеседников. Кстати, похожий прием – блиц, использует и Дудь. В сущности, это вопросы о жизненных взглядах и предпочтениях, но сформулированные для молодежной аудитории – более яркие, динамичные и понятные.
На блице можно построить целое интервью, если респондентов много и нужно собрать «реакции». Например, как в интервью с музыкантами и продюсерами: на пять вопросов есть по пять ответов-мнений, которые позволяют собрать цельную картину о состоянии ивент-сферы и увидеть, насколько люди разные (или в чем-то одинаковые).
Как договориться о встрече
Популярные персоны, как правило, заняты каким-нибудь важным делом – завтракают, принимают ванну, тренируются, разговаривают по телефону или выгуливают собаку (и обязательно сообщают об этом). Главное здесь – терпение, настойчивость и выдержка. Сейчас, в условиях карантина многие сидят дома, поэтому шанс взять интервью у медийной личности сильно увеличивается.
После 5–6 неудачных попыток, имеет смысл сделать паузу на неделю. Обычно, встревоженный герой сам выходит на связь – остается только обсудить условия.
Об этом следующий вопрос:
– Бывает, что собеседник просит за свое участие денег, ссылку на сайт или что-то еще, например, дополнительный пиар. Как правильно торговаться?
– Здесь нет универсального ответа. Это такие рыночные отношения, которые сами выстраиваются. Они опираются на ценность размещения этого материала. Например, какой трафик ты получаешь, если это интервью размещается, по сравнению с обычными публикациями или какой будет общественный резонанс. Все это соотносится со стоимостью и принимается решение.
В принципе, никаких строгих правил здесь нет и у всех по-разному. Помните, Дудь с иронией напомнил Доренко, как тот спросил про оплату за свое участие? И получил ответ, что нужно делиться, если сам этим зарабатываешь.
Есть момент, который часто забывают. Смысл в том, что в интервью участвуют два человека. Они не только собеседники, а соавторы. Каждый имеет право на свой гонорар – в той или иной форме.
Совет 3. Внимательно слушайте
Говорить должны не вы, а пользователь. Задайте вопрос и дайте респонденту возможность ответить. Может возникнуть небольшая пауза (и у вас появится желание заполнить ее), но тсссс!
Вопросы про хобби и развлечения
1. Что помогает вам избавляться от стресса?
2. Сколько времени в день вы проводите в социальных сетях?
3. Верите ли вы в виртуальную дружбу?
4. Можете ли вы заплакать, читая книгу или смотря фильм?
5. Если бы вы могли совершить кругосветное путешествие, то кого бы взяли с собой?
6. Еда — это источник удовольствия или простая необходимость?
7. Расскажите об интересных приложениях на вашем телефоне?
8. Как относитесь к вегетарианцам?
9. Где предпочитаете отдыхать? Где отдыхали в последний раз?
10. На какие темы вы никогда не будете разговаривать с друзьями?
11. Посещали ли вы в детстве кружки. Если да, то какие?
12. Что вы не любите делать?
13. Как относитесь к сплетням?
14. Есть ли что-то хорошее в зависти?
15. Считаете ли вы себя обидчивым человеком? Чего никогда не сможете простить близким людям?
16. Идеальный отдых должен быть пассивным или активным?
17. Какой город вам хотелось бы посетить в ближайшее время?