Модуль I. История культуры дореволюционного Санкт-Петербурга
ТЕМА 1. ОСНОВАНИЕ И КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ГОРОДА (1703-1725)
1. Основание города.
2. Культурное самоопределение Санкт-Петербурга.
3. Строительство Санкт-Петербурга (1703-1725).
4. Архитектурный стиль «петровское барокко».
5. Утверждение светских начал в русской живописи петровского Петербурга.
6. Становление в Санкт-Петербурге светской скульптуры.
7. Музыкальная жизнь города.
ТЕМА 2. КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ В XVIII В.
1. Сохранение светской доминанты в культуре Петербурга в 1725-1761 годах.
- «Петровское» и «Елизаветинское» барокко в архитектуре Санкт-Петербурга.
- Станковая живопись середины XVIII века
- Монументально-декоративная живопись середины XVIII века.
- Особенности российского Просвещения.
- Новые принципы строительства Санкт-Петербурга в эпоху Просвещения. Архитектура классицизма.
- Литературы Санкт-Петербурга XVIII века.
- Рождение русской композиторской школы.
ТЕМА 3. ПЕТЕРБУРГ В XIX В. – ПЕТЕРБУРГ ПУШКИНА И ДОСТОЕВСКОГО.
- Типологические особенности культуры Петербурга 1-й пол. XIX века.
- Место художественной культуры в пушкинском Петербурге.
- Оформление архитектурного ансамбля центра Петербурга. Стиль ампир в градостроении и архитектуре Петербурга первой половины XIX века.
- Особенности культуры Петербурга 2-й. пол. XIX века.
- Отражение особенностей петербургской культуры в творчестве Ф.М.Достоевского.
- Дальнейшая демократизация петербургской культуры. Интеллигент-разночинец.
- Специфика художественной культуры Петербурга Достоевского.
- Развитие пластического образа города: градостроительство и архитектура (стиль «эклектика»).
Модуль II. История культуры советского Ленинграда и современного Санкт-Петербурга
ТЕМА 4. ПЕТЕРБУРГСКАЯ КУЛЬТУРА В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
- Петроград начало XX века – колыбель трех революций.. Перенос столицы в Москву.
- Характеристика новых тенденций, появившихся в культуре в связи с изменением общественного строя.
- Сохранение в Ленинграде в 1920-е годы петербургских традиций и стиля петербургской культуры.
- Культурная жизнь города в годы Великой отечественной войны и блокады (1941-1945)
- Восстановление города и культурная жизнь Ленинграда в 1950-1980-х годах.
ТЕМА 5. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
- Основные тенденции развития культуры Санкт-Петербурга на современном этапе.
- Строительство и архитектура: новации и проблема сохранения традиций.
- Художественная культура в современном Санкт-Петербурге, арт-бизнес.
- Театральная жизнь города.
- Музыкальная жизнь города.
- Праздничная культура Санкт-Петербурга.
7. Петербург и петербуржцы.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
3. Строительство Санкт-Петербурга (1703–1725).
Подготовку к первому вопросуследует начать с изучения предыстории Петербурга. Необходимый материал по физической, гражданской и политической истории невской дельты содержится в работах П. Н. Столпянского, С. П. Заварихина и Е. А. Кайсарова. Далее нужно разобраться в причинах, побудивших Петра I основать город в устье Невы. Анализируя различные точки зрения на эту проблему, уделите особое внимание утверждению М. С. Кагана о том, что в замысле строительства Петербурга изначально присутствовал культурный аспект. Необходимо подчеркнуть, что днем основания города условно считается день закладки крепости на Заячьем острове. Материал об этом событии Вы найдете в трудах М. И. Пыляева, С. П. Заварихина, П. Н. Столпянского. В настоящее время нет никаких доказательств, что вместе с крепостью подразумевалось строительство города. Документальные свидетельства о том, как было принято первое решение по застройке территории близ крепости, не сохранились. С закладкой крепости заканчивается предыстория Санкт-Петербурга и начинается его история.
Отвечая на второй вопрос, необходимо рассказать о становлении в Петербурге светского типа русской культуры. Этот процесс захватил материальную сферу (промышленность, торговлю и т. п.), настойчиво вторгся в область духовной жизни русских людей. Петр I и его единомышленники разработали официальную идеологию русского абсолютизма, которая нашла свое отражение в трудах сторонников Петра. Крупнейшим ее идеологом был Феофан Прокопович. Раскройте суть его концепции неограниченной власти монарха. Важно уяснить, что эта теория обосновывала приоритет светского начала, разума, науки, опирающихся на сильную и просвещенную государственную власть. Одним из важнейших завоеваний петровского времени была разработка новой концепции человека, новое решение проблемы личности. Проанализируйте эти установки, выясните их значение для становления культуры нового типа. Далее рассмотрите конкретные действия Петра I и его сподвижников по огосударствлению церкви, замене старого церковно-славянского шрифта гражданским, созданию государственной системы школьного образования, развитию науки и техники, открытию Петербургской академии наук, налаживанию издательского дела, созданию периодической печати, благодаря которым в культуре Петербурга утверждаются светские начала. Покажите, какое отражение нашли эти преобразования в художественной культуре Санкт-Петербурга первой четверти XVIII века, литературе, театре, изобразительном искусстве, музыке.
Используя работу М. С. Кагана, выясните типологические особенности культуры петровского Петербурга. Обратите внимание на утверждение автора о том, что в результате петровских реформ в российской культуре рождался своеобразный и причудливый сплав ренессансного, доренессансного и постренессансного. Назовите ренессансные черты культуры Петербурга петровского времени.
Петр I насаждал во всех сферах жизни светскую культуру. Покажите, с помощью каких приемов происходило привитие светского образа жизни.
При рассмотрении третьего вопросаважно иметь в виду, что строительство Петербурга — это переход к новой, «регулярной системе»в градостроении и архитектуре. Под регулярностью подразумевалась упорядоченность процесса строительства. В средневековой Руси отсутствовало понятие чертежного проекта, осуществлялась естественная, нерегулярная застройка. Сравните два типа застройки города, покажите разницу между ними.
Строительство Петербурга в петровское время условно можно разделить на следующие периоды: первый (1703–1710) и второй (1710–1725) Раскрывая особенности первого периода, нужно показать нестабильность военно-политической ситуации, определившей временный характер строительства, отсутствие должного контроля со стороны Петра I, естественный характер застройки. После достижения коренного перелома в ходе Северной войны начинается новый этап строительства Санкт-Петербурга, характерной чертой которого стал решительный переход к регулярной системе. Покажите деятельность канцелярии городовых дел (1706–1723), проанализируйте первые планы Петербурга (Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон), обратите внимание на геометрическую правильность планировки, прямолинейность улиц, отраженную в них ритмичность застройки. Расскажите об организации мазанкого и каменного строительства по образцовым проектам.
Отвечая на четвертый вопрос, следует обратить внимание на то, что художественный образ петровского Петербурга связан с именами иностранных архитекторов. Петр приглашал мастеров из разных стран, более всего немцев — А. Шлютера, И.-Г. Шеделя, Г.-И. Маттарнови (итальянский немец); итальянцев — Д. Трезини (швейцарский итальянец), Г.-К. Киавери, Н. Микетти; голландца ван Звигена; француза Ж.-Б.-А. Леблона. Тем не менее, главным архитектором города со времени его основания по праву можно назвать Доменико Трезини (1670–1734). Почему именно этого мастера мы выделяем среди иностранцев, работавших в Петербурге? Проанализируйте творчество архитектора Д. Трезини и назовите постройки, сохранившиеся до наших дней.
Говоря о влиянии европейской архитектуры, обратите внимание на то стилевое разнообразие, которое сложилось благодаря приглашенным иностранным мастерам и на разновариантность национальных манер и различных школ. Говоря о стиле петровской архитектуры, можно сказать, что ранний Петербург тяготеет к строгой голландско-немецкой архитектуре, тогда как в последующие годы наблюдается тяготение к более нарядным и праздничным формам французского барокко. Завершить рассмотрение четвертого вопроса следует характеристикой архитектурного стиля первой трети XVIII века, который получил название «петровское барокко» и показать, как в русской архитектуре шло слияние европейских стилистических приемов (северного барокко через Д. Трезини, которое проявилось в строгой симметрии и уравновешенности композиции, сдержанности декора; и изящного французского через Леблона, характерного изысканностью декоративных деталей при общей их сдержанности, приверженностью к высоким «мансардным» кровлям) с традициями древнерусскими, прежде всего «нарышкинского» стиля, сказавшимися в многоцветии окраски зданий и в использовании мотива «красного крыльца» и др.
Отвечая на пятый вопрос, необходимо отметить, какие изменения произошли в русском искусстве начала XVIII века, и почему живопись по своему характеру стала преимущественно светской. Русская живопись в первой трети XVIII в. была представлена станковой картиной, монументально-декоративными росписями светского содержания, самыми разнообразными видами портрета (камерный, парадный в рост, погрудный, парный, миниатюрный). Проанализируйте, явилось ли это новым в искусстве XVIII века или продолжало традиции допетровской эпохи. Также следует сказать о появлении новых жанров живописи. Какие именно жанры начали формироваться в петровское время? Расскажите, какие были освоены приемы искусства Нового времени, начиная от владения прямой перспективой, анатомией, светотеневой моделировкой, до передачи фактуры, выявлению которой способствовало также и освоение масляной техники.
В петровскую эпоху происходит становление искусства портрета. Следует остановиться более подробно на анализе этого жанра, т. к. он явился ведущим в русском изобразительном искусстве на протяжении всего XVIII века. В портрете петровской эпохи проявляется исключительный интерес к человеку, характерный для русского искусства в целом. Становление портретной живописи связано с именами И. Н. Никитина и А. М. Матвеева. Эти художники были первыми русскими живописцами, прошедшими школу европейского образования. Расскажите об особенностях художественного языка каждого из мастеров. В заключение этого вопроса подчеркните тот факт, что обмирщение, которого добивался Петр во всех сферах русской жизни, произошло в искусстве первой четверти XVIII века в значительной степени благодаря усилиям этих мастеров.
Отвечая на шестой вопрос, прежде всего, следует отметить, что с петровской эпохи начинается развитие всех направлений и жанров скульптуры: монументальной (как круглой, так и рельефной), садово-парковой, скульптурного портрета, медальерной пластики. Обратите внимание на то, что особое развитие в это время получает садово-парковая скульптура, во всех ее разновидностях: статуи, барельефы, декоративные вазы из самых разных материалов. Примеры такой скульптуры можно найти в Летнем саду. Расскажите, какие принципы легли в основу украшения Летнего сада, и какие скульптурные образы петровского времени были излюбленными. Далее следует рассказать о работе иностранных скульпторов в Петербурге. Подробнее остановитесь на творчестве Б.-К. Растрелли, так как именно с его именем связано рождение в России светской круглой скульптуры, монументальной и монументально-декоративной скульптуры, конного монумента, скульптурной группы, бюста. Назовите творения Растрелли-отца в Петербурге.
При подготовке к седьмому вопросу обратите внимание на то, что с XVIII века началось развитие светской музыки. Расскажите о самом популярном светском музыкальном жанре петровской эпохи — канте. Что представляет собой кант, какие канты были наиболее распространенными в петровскую эпоху. В русской музыке первых десятилетий XVIII века родилась светская лирическая трехголосная песня. Что явилось темой лирических кантов.
В рассматриваемый период впервые зазвучала европейская инструментальная музыка. Что способствовало проникновению европейской музыкальной культуры в Россию. Обратите внимание на развитие духовной русской музыки в петровскую эпоху. Какой была музыка партесного концерта? Расскажите о творчестве В. П. Титова — первого русского музыканта при дворе Петра I и самого известного автора партесных концертов.
Принцип сплошной обстройки улиц. Прямая улица-коридор постепенно становится ведущим элементом города, значительно сокращая садово-парковые территории.
6. Повышение этажности зданий в центральной части города до 3 – 4 этажей.
7. Резкое возрастание общего объема каменного строительства.
Окончательный план Петербурга в целом был утвержден в 1769 году (разработан под руководством А. Квасова).
Новый план города во многом основывался на проектных предложениях Комиссии о Санкт-Петербургском строении конца 1730-х годов, идеях Еропкина, в значительной мере уже реализованных в застройке.
§ Три луча, расходящиеся от Адмиралтейства, были композиционно закреплены как главные элементы, объединяющие всю сеть магистралей Адмиралтейской части.
§ В проекте выявлены традиционно складывающиеся полукольцевые магистрали, параллельные каналу Грибоедова, Фонтанке.
§ Развивая идеи еропкинского плана, проект предусматривал за Фонтанкой магистраль Загородного проспекта, переходящего в Литейный.
§ Система площадей по Садовой закрепляла за ней профиль торговой магистрали.
§ Транспортные магистрали стали ведущим структурным элементом.
§ Предусматривалось объединение малых рек левобережья в единую систему: соединение Фонтанки с речкой Мойкой. Отдельные участки рек Мойки, Фонтанки спрямлялись, очищались и одевались в гранит, по обе стороны устраивались транспортные проезды и тротуары.
§ Усадебные дома и парки по Фонтанке и Мойке либо ликвидировались, либо отгораживались от реки новыми зданиями.
§ Решалась система центра Петербурга. Вновь подчеркивалась идея трактовки центра как развитой структуры, объединяющей на участке широкой части Невы здания и территории у берегов Адмиралтейской части, Стрелки Васильевского острова и Петропавловской крепости. Выявлялась эта идея централизованной системой улиц и концентрическим замыканием их вокруг Невы.
Основное внимание при разработке центральных районов уделялось Адмиралтейской части. Три луча и другие улицы ручьями впадают в поток, омывающий с трех сторон здание Адмиралтейства и как бы вливающийся в Неву.
Разработанный под руководством А. Квасова проектный план Петербурга заложил принципиальные основы развития города на перспективу, и в течение всей первой половины XIX века он дорабатывался и корректировался лишь в своих элементах.
В своей основной части проект Квасова был осуществлен. К концу XVIII века Петербург стал одним из красивейших городов мира.
27. Ранний классицизм в архитектуре (Вален-Деламот, Ринальди, Фельтен).
Основоположником раннего петербургского классицизма стал французский архитектор Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот. Наиболее значительное произведение, в создании которого он участвовал вместе с А.Ф. Кокориновым и Ю.М. Фельтеном, – здание Академии художеств (1764 – 1788). По данным последних исследований, ему принадлежал предварительный проект здания.
К шедеврам Валлен-Деламота можно отнести Малый Эрмитаж, пристроенный к Зимнему дворцу в 1764 – 1775 годах и Арку Новой Голландии (1765), через которую, «классицизм вошел в Петербург».
Валлен-Деламот перестроил в классическом стиле Гостиный двор на Невском проспекте.Именно Валлен-Деламоту принадлежит проект работ по устройству главных набережных города (левый берег Невы), облицовка их камнем, сооружение спусков и пристаней. Деламоту принадлежит еще одно интересное здание на Невском проспекте – католическая церковь Святой Екатерины, завершенная А. Ринальди (освящена в 1786 году).
Крупнейшим представителем раннего классицизма был приехавший из Рима А. Ринальди. В Петербурге он становится архитектором «малого» двора наследника великого князя Петра Федоровича. С 1762 года – придворный архитектор Екатерины II.
Творчество Ринальди находится на грани барокко и классицизма. Он стал единственным архитектором русского рококо – Китайский дворец (1762 – 1768) и Катальная горка (1762 – 1774) в Ораниенбауме. В тоже время он вместе с современными ему зодчими вырабатывает принципы нового архитектурного стиля – классицизма.
Лучшее его произведение в стиле классицизма – Мраморный дворец (1768 – 1785). Для дворца характерны цельность и масштабность, которые определены его архитектурно-пластическим решением.
Внутри дворца эти связи значительно сильнее. В интерьере раннего классицизма как бы приглушено горение позолоты. От красочной и фактурной феерии барокко и прихотливости рококо новый стиль переходит к мягкости пастельных тонов и, наконец, останавливается на одном, ставшем любимым, цвете – белом.
Одновременно с Мраморным дворцом Ринальди строит Гатчинский дворец (1766 – 1781). Все более меняются понятия о прекрасном. Живописность, динамика, нарядность уступают место относительной камерности, удобству, большей целесообразности в расположении помещений.
Память о себе Ринальди оставил и в Царском Селе, где им воздвигнута Чесменская колонна, Кагульский обелиск, Орловские ворота (все памятники 1770-х годов). Завершающей работой Ринальди в России была Исаакиевская церковь.
Одним из наиболее характерных зодчих раннего классицизма был Ю.М. Фельтен. Его имя связывают с созданием совместно с П. Егоровым знаменитой ограды Летнего сада (1773 – 1777). В решетке Летнего сада сохранено сочетание черного металла и золоченых деталей, как и в типично барочной решетке Большого Царскосельского дворца Растрелли. Но вместо ее изменчивого, прихотливого узора в ограде Летнего сада господствует строгая вертикаль: вертикально стоящие пики пересекают прямоугольные рамы, равномерно распределенные, массивные пилоны поддерживают эти рамы, подчеркивая своим ритмом ощущение величавости и покоя.
Среди наиболее крупных произведений Фельтена, которые являются типичными памятниками архитектуры раннего классицизма, можно назвать «здание в линию с Эрмитажем» (1775 – 1785) рядом с Малым Эрмитажем и Зубовский корпус, пристроенный в 1778 – 1784 годах к Екатерининскому дворцу в Царском селе. В произведениях Фельтена можно обнаружить и романтические настроения (Чесменская церковь).Фельтен пытался решать и крупные градостроительный проблемы. Он участвовал в организации главных площадей Петербурга: Луговой – будущей Дворцовой, Сенатской с памятником Петру Великому работы Фальконе.
28. Строгий классицизм в архитектуре СПб (И. Е. Старов; Ч. Камерон; Дж. Кваренги; В. Бренна).
Творчество И. Е. Старова, оказало огромное влияние на развитие классицистической школы. Так, Таврический дворец стал образцом усадебного строительства.
Таврический дворец (1783 – 1789) – одна из самых значительных построек И.Е. Старова. План дворца внешне прост: главный корпус объединяет с боковыми флигелями галерея. Средняя часть дворца имеет шестиколонный дорический порядок, увенчанный фронтоном. Над ним монументальный, торжественный купол спокойного рисунка. Дорический ордер украшает и боковые корпуса, обращенные внутрь парадного двора. Экстерьер прост и величественен, как бы скрывает роскошь и театральность интерьеров. Богатством красок, форм, пространства веет от этого лучшего создания Старова. Дворец был предназначен для торжественных приемов и пиров. Основной акцент сделан на Купольном зале и Большой галерее.
Одним из главных принципов классицизма становится принцип гармонии архитектурной и природной среды. Наиболее полно он проявился в творчестве Чарлза Камерона. После приезда Камерона в Россию, он стал архитектором Екатерины II. Сразу же он получил заказ, который отвечал его интересам в архитектуре: Агатовы комнаты и Холодные бани в Царском селе. Агатовы комнаты с их светло-желтыми стенами и красно-терракотовыми нишами, с белой скульптурой и внутренней облицовкой из агата; классическая строгость Холодных бань, украшенных барельефами на мифологические сюжеты, и Камероновой галереи – напоминание античности рядом с пышностью и блеском барокко Екатерининского дворца. Безукоризненный вкус Камерон проявил в отделке парадных апартаментов и личных комнат Екатерины II в Большом дворце. Одновременно Камерон вел работы в селе Павловском, которое Павел отдал жене, Марии Федоровне. Он возводит ряд павильонов в парке: ротонду «Храм дружбы»; колоннаду Аполлона, Молочный домик, Павильон трех граций и т.д.
80-е годы XVIII века – время расцвета творчества Джакомо Кваренги (1744 – 1817), одного из величайших архитекторов XVIII столетия. Центр композиции выделяется портиком. Типичным для него является здание Академии наук (1783 – 1789). Фасады здания не декорированы, оновной центр выделен восьмиколонным ионическим портиком. Придворный Эрмитажный театр, построенный Кваренги, стал одним из красивейших и лучших камерных театров мира. Кваренги считал театр своим лучшим творением.
Самое поэтическое создание зодчего – Александровский дворец в Царском Селе, предназначенный Екатериной для любимого первого внука. Чисто строгой архитектурой, без всякого пластического декора мастер достигает почти барочной живописности.
После смерти Екатерины Кваренги продолжает строить. Уже в александровское время им исполнен Смольный институт, имеющий четкую рациональную планировку в соответствии с требованиями учебного заведения и типичный для Кваренги восьмиколонный портик по центру фасада.
Последним выдающимся архитектором XVIII века был Винченцо Бренна. В Россию он приехал по приглашению Павла I и был ведущим архитектором Петербурга в годы его правления. Много и плодотворно работал в Павловске и Гатчине. Он перестраивал и достраивал дворцы, переделывал и создавал их интерьеры, усовершенствовал парки, всему придавая военизированный, «бренновский» дух, столь близкий сердцу Павла Петровича. Вершиной творчества архитектора стал Михайловский замок – своеобразный символ эпохи царствования Павла I и наиболее значительное ее архитектурное произведение. С первого же дня восшествия на престол Павел I решил осуществить проект строительства дворца-замка. Император повелел воздвигнуть его на месте Летнего дворца, построенного в 1741 – 1745 годах архитектором Растрелли. Император сам составил первый набросок плана Михайловского замка и не жалел средств на его сооружение. Уже в царствование Александра I была подсчитана сумма израсходованных на строительство дворца денег. Это была самая дорогостоящая постройка XVIII века. Профессиональное решение проекта принадлежало архитекторам Баженову и Бренне. Процесс реализации проекта осуществлял В. Бренна, который отказался от многих предложений Баженова. Михайловский замок можно рассматривать как проявление в конце XVIII века романтизма в рамках строгого классицизма. В своем творчестве Бренна нередко обращался к наследию барокко. Бренну можно назвать предвестником высокого классицизма, или русского ампира, получившего развитие в первой трети XIX века.
Творчество Бренны подводит черту под архитектурой Петербурга XVIII века и намечает пути новой градостроительной эпохи.
30. Женское образование во второй половине 18 века.
Особое внимание Екатерина II уделяла созданию специальных женских учебных заведений. В 1764 году именным указом императрицы создается Общество благородных девиц в Смольном монастыре (Смольный институт благородных девиц).
Реформы Петра и Екатерины открыли путь радикального изменения судьбы женщины во всех сферах жизни.
Смольный институт был задуман как учебное заведение с очень широкой перспективой. Учебную программу для него разрабатывал Д. Дидро. Предполагалось, что смолянки будут обучаться, по крайней мере, двум языкам, а также физике, математике, астрономии, экономике, истории, географии, стихотворству, танцам, архитектуре, рисованию, музыке, шитью, вязанию. Учиться в институте считалось почетным. Обучение велось девять лет с 5 – 6-летнего возраста. В течение этих лет ученицы практически не бывали дома.
Принцип замкнутости был положен в основу обучения осознанно: этим стремились отгородить воспитанниц от семьи – носительницы старых, отживших традиций. Много времени уделялось нравственному воспитанию учащихся, которое включало в себя усвоение «светских добродетелей»: кротости, учтивости, скромности и великодушия; физическому воспитанию – соблюдению гигиенических норм, прогулкам на свежем воздухе, здоровой пище.
31. Конфронтация Москвы и Петербурга в конце 18 века.
32. Проблема «Москва – Петербург» и ее обсуждение в публицистике и литературе.
33. Типологические особенности культуры СПб первой половины 19 века.
34. Сохранение традиции Просвещения и её развития в сферах науки, образования и книжного дела в первой половине XIX века.
Идея Просвещения, положенная Петром в основу его культурной политики и воплощавшаяся Екатериной Великой, к началу XIX века сохраняла свой потенциал в большой мере еще нереализованным. Достаточно заметить, что в столице России не был восстановлен университет, что гимназическое образование, книгоиздательское дело, журналистика, многие отрасли знания, в том числе философия, не соответствовали уровню развитых стран Европы. Осознание потребности развития просветительской идеологии получило мощный импульс после Отечественной войны, но встретило резкое сопротивление после поражения восстания декабристов. Самодержавие стремилось уложить систему образования, развитие наук и искусств в жесткие рамки официальной идеологии, к тому же различая условия обучения для высших и низших сословий. Наряду с пансионами для детей знати, гимназиями и институтами благородных девиц существовало десять одногодичных приходских и три трехгодичных уездных училища для простолюдинов. Программа обучения и в училищах, и в гимназиях и в высших учебных заведениях – Университете, Педагогическом и Техническом институтах – основывалась на убеждениях царей и их министров, которые не признавали просвещения, оно для них было «неопытное, безнравственное и бесполезное», а призывали учить «нравственности, прилежному служению и усердию». Резко ужесточена цензура, негласный комитет для наблюдения за цензурой., постановление министра просвещения прекратить преподавание государственного права европейских стран.
Идеологическая формула – «православие, самодержавие, народность». Прекратилось чтение лекций по теории познания, метафизике, истории философии, этике. Преобразование русского языка, европеизация русской речи.
В Академии наук продуктивно развивались лишь естественные науки, тем более, что это отвечало потребностям начавшегося промышленного развития страны и дальнейшего углубления просвещения.
Характерные черты петербургского мышления – авторитет естественно-научного, точного знания, логическая строгость суждений, известный рационализм. Драматическая для петербургской культуры ситуация, которая сложилась после декабрьского восстания, усугубилась на протяжении всех 30 лет царствования Николая I. Петербург по-прежнему приглашал зарубежных архитекторов, музыкантов, педагогов, учёных.
Идеальной моделью интернационалистской тенденции петербургской культуры является опять-таки творчество Пушкина, который с равными эстетической свободой, психологической глубиной и художественным мастерством обрабатывал отечественные и зарубежные сюжеты, переводил стихи иностранных поэтов, достаточно вольно интерпретируя их во имя превращения в произведения русского искусства, утверждая духовное единство мировой культуры с культурой родной страны и обогащая ее всем, что могло быть ей полезно из исторического опыта других народов. Пушкин стремился художественно осмыслить всю историю человечества и понять своеобразие развития России в контексте мирового исторического процесса. Он выражает «всецело русскую, национальную черту характера».
35. Место художественной культуры в пушкинском Петербурге.
1. Художественная культура играла особую роль в пушкинском Петербурге.
Факторы: понимание русскими царями значения худ.облика столицы, эстетизация всего образа жизни для утверждения мирового престижа, необходимость худ.осмысления противоречий, проявлявшихся в жизни столицы, стремление творческой интеллигенции через искусство выразить свое отношение к смысло-жизненным вопросам современности, гармоничность культуры в целом.
2. Император Александру I — «добрый вестник» в искусстве, архитектуре Петербурга. В его царствование была построена значительная часть выдающихся памятников архитектуры столицы. Завершил классический облик формирования СПб. Господствующим стилем художественного оформления стал русский ампир или «стиль империи». Декораторы: Фонтена, Персье, Росси. Зодчие: Стасов, Воронихин. Музыка. Прикладное искусство (Гамбс, Фаберже).
3. «Словесность» создала определенный тип общественной и культурной жизни, определяла смысл понятия «просвещенное общество». Слияние эстетических и общественных идеалов: общественная мысль носила литературно-эстетическую оболочку. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Жанры: роман, повесть.
4. Прямые контакты, взаимодействия, взаимопроникновения: синтез разных искусств.
36. Рождение в Пет. нового типа россиянина – русского интеллигента. Дворянские интеллигенты.
Вековая история Петербурга привела к рождению нового типа россиянина — петербуржца, русского интеллигента. В социологическом аспекте интеллигент — это представитель умственного труда; в таком понимании интеллигенты есть в каждой стране и на всем протяжении истории цивилизации. Однако в культурологическом контексте понятие это имеет другой смысл. Понятие «интеллигенция» по своему происхождению является категорией русской культуры. Таким образом, представления об интеллигенции как социокультурной среде, моральном облике и типе поведения уже складывалось. Большинство русских интеллигентов остро переживали пропасть, отделяющую их от народной массы, главным образом крестьянской, и воспринимали этот разрыв как свою вину, а не только беду народа. Скрещение просвещенности и нравственности рождало у российского интеллигента особый стиль мышления — отнесение каждого конкретного факта, к общим проблемам бытия. Соединение воспитанного православием глобализма, мироосмысления с привнесенным буржуазной цивилизацией индивидуализмом вело к драматической напряженности духовной личности. Российская интеллигенция первого поколения была дворянской по происхождению и социальному положению. Особенности жизни дворянской интеллигенции в Петербурге обусловили преобладание западнической идеологии и психологии. Наиболее последовательными представителями петербургской дворянской интеллигенции стали декабристы. После возвращения гвардии из Заграничных походов 1813–1814 годов в Петербурге стали возникать кружки и союзы молодых офицеров, которые начинают играть весьма существенную роль в жизни столицы. В феврале 1816 года — «Союз спасения, или Общество истинных и верных сынов отечества». Речь шла о спасении России от тягот самовластья и крепостного права. Новую организацию назвали «Союзом благоденствия» (1817 г.). «Член общества должен был «отличным образом» исполнять как семейные, так и общественные обязанности; содействовать разоблачению порочных людей и возвышению добродетельных; во всех поступках проявлять благородство; не расточать попусту время, а использовать досуг для полезных занятий и бесед с «людьми благомыслящими». Он обязан был поощрять всякого к добродетели, распространять сообразные с целью Союза понятия, говорить правду и бесстрашно отстаивать ее». Большинство декабристов были высокообразованными людьми, так мы получим целостное представление о дворянском интеллигенте декабристского типа. Поражение декабристского восстания и установленный Николаем I режим не остановил развития петербургской интеллигенции и отчасти породил золотой век русской литературы. На смену аристократам-патриотам шло поколение так называемых «лишних людей» — другая разновидность дворянских интеллигентов, и опять преимущественно петербургских. Одним из проявлений этого времени стал дендизм. Для петербургской дворянской интеллигенции характерен высокий удельный вес эстетических критериев поведения, деятельности, мировосприятия, особое отношение к женщине и национальная и религиозная толерантность.
37. Реализация принципа ансамблиевости в застройке СПб.
38. Стиль ампир в архитектуре СПб.
Ампир – стиль «империи», модифицировавший принципы классицизма, придававший его рационально-конструктивной монументальности великолепие богатого. Использование античных мотивов декоративного убранства. Однако по сравнению с французским и даже австрийским ампиром петербургский отличался умеренностью декора, стремлением к тому, чтобы он не противоречил функциональному назначению предмета.
Отличие: плоскосноность и линиарность; декор – военная тематика.
Представитель:К. Ив. Росси
В этом стиле строили Ансамбли
Простота, ясность, монументальность форм.
39. Дальнейшая демократизация петербургской культуры во второй половине XIX века. Интеллигенты-разночинцы
В первой половине XIX века интеллигенция как социальное и культурное явление, безусловно, играло огромную роль в истории нашей страны, но во второй половине столетия её существование и деятельность стали едва ли не центральной проблемой общественного бытия и культуры. Представители интеллигенции воспринимались как носители нового типа сознания и социального действия, как «новые люди» или «нигилисты». В это время началось выдвижение на авансцену общественной жизни, не редко приводя к достаточно острым конфликтам интеллигентов двух типов. Если представители дворянской интеллигенции последекабристского времени были обречены на положение «лишних людей», то интеллигента-разночинца его социальный статус понуждал к той или иной практической деятельности. Разночинная интеллигенция – это революционеры демократы и революционеры народники – от Чернышевского до Желябова. Это были люди, уверовавшие в научный и инженерный прогресс как реальный путь совершенствования жизни общества отдававшие все свои силы такому пониманию народного блага. Бедность, а часто провинциальное происхождение не способствовали развитию их эстетического сознания. Человек мог быть вообще эстетически неразвитым и пренебрегать искусством, поскольку оно не приносит никакой видимой, материальной пользы. На этой почве возникает конфликт между двумя типами интеллигенции. Этим же объясняется смена научных интересов – гуманитарная доминанта дворянской культуры вытесняется безусловным приоритетом естествознания, ибо оно лежит в основе полезной практической деятельности. Интеллигента-разночинца не могло быть и той терпимости, деликатности, душевной тонкости, какие были присуще представителям дворянской интеллигенции: его психология гораздо более жестка, критична, бескомпромиссна – монологична, а не диалогична. Оттого столь широкий круг представителей разночинной столичной интеллигенции не останавливался в революционной борьбе с властью перед индивидуальным террором. Иезуитская мораль «цель оправдывает средства» порождалась искренним в большинстве случаев стремлением служить народу – крестьянству, пролетариату, с готовностью пожертвовать ради высокой цели и своей жизнью.Но в этой же среде разночинной интеллигенции крайности практического аморализма встречалось решительное осуждение. Ему противопоставлялся иной путь служения народу, чисто культурный, просветительский. Понятно, что революционное крыло разночинной интеллигенции оказалось гораздо более узким, чем либерально-просветительское. Нередки были переходы от политической и террористической борьбы к социальной пассивности.Эмансипированная девушка – девушка, вырвавшаяся из социального бесправия на уровень духовно насыщенной активной научной, художественной, педагогической, общественно-политической деятельности. Девушки со всей страны стремились в Петербург, чтобы учиться здесь и работать, принося пользу обществу. С 1869 г. в Петербурге стали открываться всевозможные женские курсы – Аларчинские, Владимирские, в 1878 – Высшие женские врачебные.
40. Петербургская интеллигенция в эпоху трёх революций. Рождение пролетарской интеллигенции.
Новый социальный тип – рабочий, поднимающийся до уровня интеллигентности. Хотя это было ему гораздо труднее, чем разночинцу или дворянину, случаи превращения пролетариев в подлинных интеллигентов становились все более частыми.
Начало общеобразовательным школам для рабочих было положено Русским технически обществом, которое до 1896 г. устроило, кроме специальных технических училищ, курсов и школ для детей рабочих, еще 5 воскресно-вечерних классов для рабочих и 2 класса для работниц. С 1879 г. организовываются воскресные школы. Было создано 12 аудиторий в разных частях города, в частности в рабочих районах.
Вскоре рабочие начинают входить в художественную культуру не только как читатели и зрители, но и как создатели произведений искусства.
1914 г. – «Сборник пролетарских писателей»
Поиск по сайту:
Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ