Кто такой крейсер аврора

Кто такой крейсер аврора ЮнАрмия

Герой Цусимского сражения, вестник революции, один из главных символов Санкт-Петербурга и один из немногих в России плавучих музеев – это все о нем, о крейсере «Аврора». Многие помнят его по кинокадрам, по картинкам, или же видели его лично. Но так ли он выглядел, когда был еще на проектных досках инженеров или когда давал залп холостым снарядом октябрьским вечером? В этой статье мы поговорим о том, как менялся внешне и технически легендарный корабль

24 мая 1900 года в Санкт-Петербурге на воду спустили крейсер «Аврора». Заказ выполнил знаменитый Балтийский завод, а название для корабля выбрал лично Николай II. Судно стало «Авророй» в честь одноименного парусного фрегата, защищавшего Петропавловск-Камчатский от англичан в ходе Крымской войны. Тогда никто не мог знать, что бронепалубный крейсер 1-го ранга примет участие в трех войнах и двух революциях, а свой путь закончит на вечной приписке у истока Большой Невки.

Приблизительное время чтения:

120 лет назад (1900) в Санкт-Петербурге был спущен на воду крейсер 1‑го ранга Балтийского флота «Аврора». Многие привыкли, что крейсер — просто символ революции, но его судьба куда интереснее и куда несчастнее.

Кто такой крейсер аврора

Крейсер «Аврора» после спуска на воду

Император лично выбирал именование нового крейсера. Его корабль получил в честь парусного фрегата «Аврора», который прославился во время Крымской войны. Во время спуска на воду 24 мая 1900 года на палубе крейсера находился 78-летний матрос, в свое время служивший на парусном фрегате «Аврора».

Содержание
  1. Крейсер «Аврора» — один из главных символов революции 1917 года
  2. «Аврора» участвовала в трех войнах, а не только стреляла в революцию
  3. В экипаж «Авроры» до революции всегда входил священник
  4. Сегодня на революционном корабле проходят православные службы
  5. Чем корабль прославился до легендарного выстрела
  6. Рождение легенды
  7. Боевая слава
  8. Революционный нрав корабля
  9. Исторический выстрел
  10. Взрывы и пьяные матросы
  11. Звездная жизнь крейсера
  12. Корабль или макет
  13. Крейсер «Аврора». Досье
  14. История строительства и ввода в строй
  15. После Октябрьской революции
  16. Учебная база и корабль-музей
  17. Ремонт и реконструкция 2010-х гг.
  18. В искусстве, нумизматике
  19. Малоизвестные факты о легендарном крейсере
  20. О Варяге
  21. Великая Отечественная война
  22. Современная история «Авроры»
  23. Русско-японская и Первая мировая война
  24. На вечной службе
  25. Крейсер Аврора
  26. Общая информация
  27. Посетителям
  28. Первая пятилетка
  29. Тип «Диана»
  30. Спуск на воду и первый шторм
  31. В мировых войнах
  32. Февральская и Октябрьская революции

Крейсер «Аврора» — один из главных символов революции 1917 года

Кто такой крейсер аврора

Знаменитый выстрел с крейсера «Аврора» в октябре 1917 года , про который впоследствии говорили, что именно он дал старт штурму Зимнего дворца, стал символом революции. В честь этого события в центре ордена Октябрьской революции изображен крейсер «Аврора». В 1968 крейсер наградили этим орденом.

«Аврора» участвовала в трех войнах, а не только стреляла в революцию

Кто такой крейсер аврора

«Аврора» после Цусимского сражения на рейде в Маниле. В Цусимском сражении крейсер получил 18 попаданий. 1905

Русско-японская, Первая мировая и Великая Отечественная война — крейсер участвовал в каждой. Больше всего он пострадал во время Великой Отечественной: крейсер нес противовоздушную оборону в Ораниенбауме (сейчас Ломоносов) под Ленинградом  и постоянно подвергался налетам немецкой авиации. От прямых поподаний крейсер получил пробоины и сел на грунт. Орудия с «Авроры» передали сухопутным войскам на фронт.

Во время Цусимского сражения (Русско-японская война) С «Авроры» шесть раз сбивали снарядами флаг, но изрешеченное знамя все равно поднимали. За время боя «Аврора» сильно пострадала, но смогла добраться до нейтрального порта в Маниле для ремонта. И только в Первую мировую крейсер не получил серьезных повреждений, несмотря на активную боевую деятельность.

В экипаж «Авроры» до революции всегда входил священник

Кто такой крейсер аврора

С 1903 по 1916 год на «Авроре» поочередно служили десять священников. А один из них героически погиб при обстреле своими же кораблями. В 1904 году эскадра военных кораблей шла из Кронштадта на помощь осажденному Порт-Артуру. Возле берегов Англии в сильнейший туман русской эскадре «померещились» японские миноносцы, и она случайно обстреляла рыбацкие суда и свой крейсер «Аврора». В крейсер попало пять снарядов. Судовому священнику иеромонаху Анастасию (Рукину) оторвало руку, от чего он позже скончался в госпитале на севере Марокко.

Сегодня на революционном корабле проходят православные службы

Кто такой крейсер аврора

Настоятель храма крейсера «Аврора» священник Александр Ткаченко поздравляет с Пасхой командира крейсера, капитана 3-го ранга Артема Знаменщикова, 15 апреля 2018 года. Фото Глеба Ильинского

После окончания капитального ремонта в 1987 году «Аврора» находится на вечной стоянке в Санкт-Петербурге. В 2010 году крейсер вывели из состава ВМФ и передали Центральному военно-морскому музею. На борту находится экспозиция, посвященная трем войнам, в которых участвовал крейсер: Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной. В 2018 году на борту «Авроры» восстановили корабельный храм, уничтоженный в 1917 году. Сейчас в нем регулярно проводят богослужения. Подробнее об этом читайте в наших материалах «Молитва на крейсере «Аврора»: без деления на красных и белых» и «Литургия на «Авроре».

Подробнее о судьбе крейсера читайте в материале «Аврора верит».

Кто такой крейсер аврора

Чем корабль прославился до легендарного выстрела

Крейсер «Аврора» стал одним из главных символов Санкт-Петербурга, а история его службы овеяна мифами и легендами.

Рождение легенды

Вопреки патриотической роли корабля в истории страны, бытует мнение, что знаменитый крейсер был построен заграницей. На самом деле чудо кораблестроения возникло там же, где и окончило свой славный путь – в Санкт-Петербурге. К разработке проекта приступили еще в 1895 году, но только в июле 1897 года был подписан контракт с Обществом Франко-русских заводов на изготовление машин, котлов и всех механизмов, перечисленных в спецификации. Столь поздние сроки достижения соглашения были обусловлены нежеланием руководства делиться чертежами с Балтийским заводом, и в течение последующих шести лет над созданием «Авроры» трудились Адмиралтейский Ижорский и Александровский чугунолитейный заводы, Завод Я. С. Пульмана, Обуховский, Металлический завод и Мотовилихинские пушечные заводы г. Пермь. Всего в непосредственном руководстве постройкой крейсера с сентября 1896 года и до окончания ходовых испытаний, то есть почти за восемь лет, было занято четверо строителей корабля, офицеров Корпуса корабельных инженеров. К сожалению, до сих пор неизвестен автор проекта крейсера — в разных источниках называют две фамилии: К.М.Токаревского и Де Грофе, а официально строительство произведено на заводе «Новое Адмиралтейство», под руководством общества франко-русских заводов.

Боевая слава

Многим современникам «Аврора» известна лишь неоднозначным фактом своей флотской биографии, как корабль, чьи орудия дали сигнал к штурму Зимнего дворца. А ведь крейсер участвовал ни много, ни мало в четырех войнах и двух революциях. Сам император Николай Второй после Цусимского боя телеграфировал экипажу: «Сердечно благодарю вас, командиров, офицеров и команду крейсеров «Олега», «Авроры» и «Жемчуга» за их безответную, честную службу в тяжелом бою. Да утешит вас всех сознание свято исполненного долга. Николай Второй». В 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР крейсер «Аврора» за выдающиеся заслуги моряков-авроровцев в Великой Октябрьской социалистической революции и защите ее завоеваний, плодотворную работу по пропаганде боевых и революционных традиций и в связи с 50-летием Советских Вооруженных Сил был награжден орденом Октябрьской Революции, а в суровые годы Великой Отечественной войны моряки «Авроры» принимали активное участие в героической обороне Ленинграда на Дудергофских высотах, о чем повествует одна из картин, выставленных в музее на «Авроре».

Революционный нрав корабля

Не единым выстрелом славен мятежный корабль. Еще за несколько лет до исторических событий 1917 года, в 1905-м, разоруженная «Аврора» стояла в манильском порту под контролем американцев после Цусимского сражения. Филиппинские острова оказались тюрьмой для чудом уцелевших матросов, вынужденных питаться гнилой пищей, не имевших возможности связаться с родными, охваченных назревающей вспышкой гнева. На мачте успели поднять международный сигнал, символизирующий начавшийся бунт, что повлекло прибытие на борт местной полиции и портовых чиновников. Авроровцы выдвинули свой ультиматум – улучшение питания и немедленная раздача адресованных матросам писем. Условия были приняты американцами, но незамедлительно повлекли за собой новую вспышку мятежа – вскрытые конверты и прочитанные письма, наконец, оповестили моряков об ужасах «кровавого воскресенья». По возвращении в Россию, большинство матросов было списано с корабля – таким образом царское правительство стремилось разъединить сложившиеся боевые экипажи во избежание революционных настроений. Попытки не увенчались успехом, и в будущем именно моряки, в том числе и новобранцы, составили революционный костяк России.

Исторический выстрел

Залп, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца 25 октября 1917 года – одна из наиболее красочных легенд о крейсере. Поговаривают, что взошедшую на корабль красавицу, несмотря на общеизвестную присказку о женщине на корабле, моряки не только не прогнали, но и не посмели ослушаться. Бледнолицая, высокая и стройная девушка неземной красоты отдала приказ «Пли!», а затем исчезла из поля зрения. На настоящий момент доподлинно неизвестно, кто же осмелился стать призраком «Авроры», но большинство историков склоняется к версии, что им была известная журналистка, советская писательница и революционерка Лариса Рейснер. Говорят, что на «Аврору» её послали не случайно, чисто психологически рассчитали, что такой красивой женщине ни один матрос не откажет. Да и выстрел, по сведениям историков, был произведен в 21:40, в то время как штурм начался уже после полуночи, что, увы, не подтверждает теорию сигнальной функции «Авроры» в захвате. Тем не менее, Крейсер «Аврора» изображён на ордене Октябрьской Революции, которым сам же и награждён в 1967 году.

Взрывы и пьяные матросы

А куда же без мифов об алкоголе и его последствиях? В последнее время из различных источников появляется любопытная информация об участии нетрезвых революционных матросов «Авроры» во взрыве форта «Павел» в 1923 году. Поговаривают даже, что пьяные матросы устроили пожар на расположенном там минном складе. В июле 1923 года сюда приплыли на шлюпке несколько моряков с линкора «Парижская Коммуна» (бывший «Севастополь»). Закончился «отдых» моряков большим пожаром. Курсанты с крейсера «Аврора» пытались потушить горящую мину, подожжённую моряками с «Парижской коммуны». На форте грохотало несколько дней, и, говорят, во всём Кронштадте не осталось ни одного целого стекла. По словам одного из членов нынешней команды крейсера, во время пожара погибли четыре матроса, а многие были награждены медалями за героическую помощь в тушении. Авторы брошюры «Форты Кронштадта» одними из первых озвучили версию причины взрыва. В советских книгах этот вопрос обходили стороной, оставалось думать, что виновата злобная контрреволюция.

Звездная жизнь крейсера

Каждый школьник, собирающийся посетить Санкт-Петербург, обязательно стремится побывать на легендарном корабле, служившим верой и правдой в стольких сражениях и являющимся ныне филиалом Центрального военно-морского музея. На самом деле, помимо боевых заслуг и экскурсионных программ, не обошла «Аврору» и стезя шоу-бизнеса: в 1946 году крейсер сыграл роль не менее известного собрата «Варяга» в одноименном фильме. Для соответствия «гримерам» пришлось поработать: на корабле установили фальшивую четвертую трубу и несколько орудий, выстроили командирский балкон на корме и переделали носовую часть. Эти два корабля совершенно не похожи друг на друга, но для невзыскательного зрителя «подделка» прошла незаметно. Параллельно корпус «Авроры» был усилен бетоном, а это уже означало, что восстановлению корабль не подлежит, что определило дальнейшую судьбу судна.

Корабль или макет

Считается, что «Аврора» — единственный отечественный корабль, сохранивший свой первозданный облик до наших дней. Легендарный крейсер был поставлен на «вечную стоянку» напротив гостиницы «Санкт-Петербург», однако, это уже наполовину не тот корабль, о котором не смолкает молва: само судно было отбуксировано в поселок Ручьи у прибрежной полосы Финского залива, распилено на части, затоплено и растащено патриотами 80-х. При реконструкции в 1984 году была заменена большая часть основной части и надстроек незабвенной «Авроры», у нынешнего корабля-музея на новом корпусе применена технология сварных швов вместо заклепок, отличавших оригинал. Батареи, в которые вошли снятые с крейсера орудия, погибли на Дудергофских высотах, еще одно орудие было установлено на бронепоезде «Балтиец». Об историческом орудии, возвестившем «новую эру пролетарской революции», старший мичман, хитро подмигнув нам, сказал: «Почитайте внимательно табличку на щите, там написано, что из носового орудия крейсера был произведен исторический выстрел. А про то, что стреляли конкретно из этого орудия – не сказано нигде».

Про Юнармию:  Николаев Улан-Удэ скидки и новогодние скидки в Николаеве Улан-Удэ

Читайте наши статьи

Крейсер «Аврора». Досье

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 15 июля 2016 г. на Кронштадском морском заводе ожидается передача Военно-морскому флоту (ВМФ) России крейсера «Аврора», находившегося в ремонте с сентября 2014 г. В ночь на 16 июля крейсер будет отбуксирован по Неве и вновь займет свое место на мемориальной стоянке у Петроградской набережной Санкт-Петербурга.

Ордена Октябрьской революции Краснознаменный крейсер 1-го ранга «Аврора» (тип «Диана») — корабль номер один ВМФ России, один из символов Октябрьской революции 1917 г. и города Санкт-Петербурга. В настоящее время — несамоходное стоечное судно в составе Балтийского флота, филиал Центрального военно-морского музея Министерства обороны РФ. Один из четырех сохранившихся в мире броненосцев постройки конца XIX — начала XX вв.

История строительства и ввода в строй

Строительство крейсера велось в рамках судостроительной программы Русского императорского флота 1881-1901 гг. и принятых в нее поправок в 1890-х гг., предусматривавших ускоренное развитие Балтийского флота для противодействия усилению военно-морских сил Германии. Крейсер «Аврора» был третьим и последним кораблем типа «Диана», название кораблю 12 апреля 1897 г. выбрал император Николай II. Ранее в 1835-1861 гг. имя «Аврора» в честь древнеримской богини утренней зари носил русский парусный фрегат.

Крейсер заложен на судоверфи «Новое адмиралтейство» (ныне — «Адмиралтейские верфи», Санкт-Петербург) 4 июня 1897 г., спущен на воду 24 мая 1900 г. и достраивался на плаву в течение трех лет из-за необходимости устранения конструктивных недостатков, обнаруженных на первых двух кораблях серии — «Диана» и «Паллада». В июне 1903 г. «Аврора» вошла в состав русского флота.

— Длина корабля — 126,7 м;

— ширина — 16,8 м;

— полное водоизмещение — 6 тыс. 731 т;

— осадка — 6,4 м;

— три паровые машины суммарной мощностью 11 тыс. 600 лошадиных сил позволяли кораблю развивать скорость в 19,2 узла (35,5 км/ч);

— экипаж — 570 человек, из них 20 — офицеры;

— вооружение первоначально состояло из восьми орудий калибра 152 мм, 24 противоминных орудий калибра 75-мм, восьми одноствольных орудий системы Гочкиса калибра 37 мм, двух десантных пушек Барановского калибра 63,5-мм, трех торпедных аппаратов (одного надводного и двух подводных).

Боевое крещение «Аврора» получила во время Русско-японской войны — она была одним из двух русских кораблей, уцелевших в Цусимском сражении в мае 1905 г. После войны в 1906 г. крейсер вернулся в Санкт-Петербург и стал учебным кораблем, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. С корабля была частично снята малокалиберная артиллерия, добавлены два орудия калибра 152 мм.

С началом Первой мировой войны в 1914 г. крейсер вошел в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота, проводил артиллерийские стрельбы и нес дозорную службу. К лету 1914 г. на «Авроре» были установлены четырнадцать 152-мм орудий и четыре 75-мм зенитных пушки.

После Октябрьской революции

7 ноября (25 октября по ст. ст.) 1917 г. корабль оказался в центре революционных событий: считается, что холостой выстрел «Авроры» стал сигналом к захвату большевиками Зимнего дворца. Впрочем, по свидетельствам ряда очевидцев событий, штурм тогда начался без сигнала с корабля.

После революции крейсер находился в резерве флота, его орудия были сняты и переданы на вооружение Волжской флотилии. В 1922 г. было принято решение восстановить «Аврору» как учебный корабль. В этом качестве крейсер получил десять новых орудий калибра 130 мм и вошел в состав Морских сил Балтфлота.

С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. личный состав и орудия «Авроры» приняли участие в обороне Ленинграда, а сам корабль, находившийся в Ораниенбауме, был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта, получив новые зенитные орудия. После попадания нескольких артиллерийских снарядов 30 сентября 1941 г. корабль сел на грунт в Ораниенбаумской гавани.

Учебная база и корабль-музей

В октябре 1948 г. «Аврору» после восстановительного ремонта поставили на вечную стоянку у Петроградской набережной в Ленинграде. До 1956 г. крейсер был учебной базой Ленинградского Нахимовского училища. 5 июля 1956 г. на корабле силами личного состава и ветеранов был открыт Корабельный музей как филиал Центрального военно-морского музея. В 1960 г. постановлением Совета Министров СССР корабль был взят под государственную охрану как историко-революционный памятник и стал одним из символов революции 1917 г. и Ленинграда. В частности, его изображение было помещено на орден Октябрьской революции, этим орденом в 1968 г. был награжден и сам крейсер.

В первой половине 1980-х гг. корпус «Авроры» пришел в аварийное состояние, и в 1984 г. были начаты ремонтно-восстановительные работы. 16 августа 1987 г. крейсер был возвращен на место своей стоянки.

26 июля 1992 г. на корабле был поднят возвращенный Военно-морскому флоту России Андреевский военно-морской флаг.

В 1990-х — 2000-х гг. музей на крейсере «Аврора» ежегодно посещали около 500 тыс. человек, проводились более 2 тыс. экскурсий. На борту корабля хранились свыше тысячи исторических экспонатов и документов. В экспозиции — 10 флагов и знамен корабля, 14 орденов и 24 медали, которыми в разные годы были награждены члены команды крейсера. Была открыта выставка подарков от правительственных, военных и общественных организаций разных стран. За время работы музея его посетили свыше 30 млн человек из более чем 160 стран мира.

1 декабря 2010 г. крейсер приказом министра обороны РФ Анатолия Сердюкова был выведен из боевого состава ВМФ и передан на баланс Военно-морского музея. Воинское подразделение, несшее службу на корабле, было распущено. 6 февраля 2012 г. «Аврора» была включена в состав федерального государственного учреждения культуры и искусства «Центральный Военно-морской музей» Министерства обороны в качестве филиала.

Ремонт и реконструкция 2010-х гг.

В феврале 2013 г. министр обороны РФ Сергей Шойгу принял решение о реконструкции корабля и своим распоряжением 1 июля того же года вернул его в состав флота в качестве «несамоходного стоечного судна», включив в соединение строящихся и ремонтируемых кораблей Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота. Сначала предполагалось, что работы начнутся осенью 2013 г., но корабль закрылся для посетителей только 10 сентября 2014 г.

21 сентября 2014 г. крейсер был отбуксирован на ремонт в Кронштадтский морской завод. Существовал проект восстановления мореходности корабля, однако от него пришлось отказаться из-за высокой стоимости работ (7-8 млрд руб.). Стоимость не связанных с восстановлением мореходности реставрационных работ первоначально оценивалась в 400 млн рублей, вернуться же на Петроградскую набережную крейсер должен был весной 2015 г. В итоге работы затянулись до лета 2016 г., а их стоимость попечительский совет корабля (создан летом 2015 г. по распоряжению губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко) оценил в 840 млн руб.

Ремонт включал обновление конструкций корабля и модернизацию его систем безопасности и пожаротушения. В частности, на «Авроре» была установлена новейшая отечественная система пожаротушения «водяной туман» (обеспечивает тушение пожаров тонкораспыляемой водой под высоким давлением). Новая система видеонаблюдения из 52 камер почти полностью исключает возможность незамеченного проникновения на корабль. Были обновлены исторические детали, в том числе палуба из тикового дерева, расширена музейная экспозиция и изменен ее характер: если раньше музей рассказывал об «Авроре» в первую очередь как о крейсере Октябрьской революции, то теперь он представляет корабль как ветерана трех войн: Русско-японской 1904-1905 гг, Первой мировой и Великой Отечественной.

Корму «Авроры» украсит новый орденский флаг, разработанный геральдической службой Вооруженных сил РФ. В ремонте, модернизации и реставрации крейсера были задействованы 17 предприятий. Часть работ по реконструкции крейсера будет продолжена после возвращения корабля на стоянку у набережной — так, к 30 сентября 2016 г. на «Авроре» собираются восстановить медицинский блок, в котором весной 1905 г. впервые в мире было применено рентгеновское оборудование для обследования раненых в корабельных условиях.

1 июля 2016 г. Полтавченко сообщил, что пристань «Авроры» — 127-метровый участок набережной Невы и Большой Невки — предоставлена городом на 99 лет в безвозмездное пользование Центральному военно-морскому музею Минобороны РФ.

31 июля 2016 г., в день 320-летия ВМФ России, на крейсере планируется открытие обновленной музейной экспозиции.

В искусстве, нумизматике

В разные годы изображение «Авроры» появлялось на почтовых марках разных стран, а в 1967 г. — на советских юбилейных монетах номиналом 10, 15 и 20 коп.

К настоящему времени во всем мире сохранилось только четыре броненосца конца XIX — начала XX вв.: российский «Аврора», флагман японского флота во время Цусимского сражения — «Микаса», американский броненосец «Олимпия» и греческий корабль «Георгиос Авероф». Ни один из них не является мореходным.

Малоизвестные факты о легендарном крейсере

Крейсер «Аврора» по праву называется кораблем номер один Военно-морского флота России. Он участник важнейших событий в истории страны XX века: Цусимской битвы, революции 1917 года и Великой Отечественной войны.

Он был заложен на судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство» (ныне «Адмиралтейские верфи», Санкт-Петербург) 4 июня 1897 года, спустя три года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны состоялся торжественный спуск на воду. Водоизмещение «Авроры» на тот момент составляло 6731 т.

В настоящее время — в составе Балтийского флота, филиал Центрального военно-морского музея Минобороны. Является объектом культурного наследия РФ. Один из четырех сохранившихся в мире броненосцев постройки конца XIX – начала XX века.

ТАСС собрал наиболее любопытные факты из богатейшей истории легендарного крейсера.

«Аврора» — последний в серии из трех кораблей водоизмещением 6,6 тыс. тонн, построенных в конце XIX века на петербургской верфи. Первые два корабля этого проекта были названы «Паллада» и «Диана», третий почти год был безымянным и именовался просто «крейсер водоизмещением 6630 тонн типа «Диана». В русском флоте название типу кораблей давалось не по имени головного корабля, а по наиболее короткому и звучному названию одного из однотипных кораблей.

Лишь в 1897 году он получил имя. По традиции, существующей со времен Петра I, право давать наименование крупным кораблям принадлежало царю, поэтому Николаю II был предложен список возможных названий строящегося крейсера: «Аврора», «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Боярин», «Полкан», «Нептун». Император подчеркнул название в списке и на полях карандашом написал: «Аврора».

Кстати, крейсер «Аврора» — второй корабль русского флота, носящий это имя. Первым был трехмачтовый парусный фрегат, построенный в 1835 году на Охтинской верфи в Петербурге. В 1854 году он принял участие в героической обороне города Петропавловска-на-Камчатке.

В 1904 году крейсер вошел в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Зиновия Рожественского. Эскадра в составе 28 кораблей осенью 1904 года вышла из Либавы (ныне Лиепая, Латвия) и направилась на Дальний Восток, с тем чтобы объединиться с запертой в Порт-Артуре 1-й Тихоокеанской эскадрой и атаковать корабли японского флота. В ночь на 9 октября, когда эскадра находилась в Северном море, произошел инцидент, который в России называют Гулльским, а в Европе — «Русским произволом» (The Russian Outrage).

Командующий эскадрой Рожественский получил сведения о нахождении на пути русских кораблей неизвестных миноносцев. В районе Доггер-Банки по ходу следования эскадры был обнаружен силуэт корабля, который двигался без отличительных огней и шел курсом, пересекающим курс русской флотилии, что являлось грубым нарушением международных правил плавания судов в море.

Командование эскадры решило, что ей грозит атака миноносцев, и с идущих впереди броненосцев открыли огонь по неизвестному кораблю. Позже выяснилось, что русские корабли обстреляли небольшие британские рыболовецкие суда, одно из которых было затоплено, еще пять получили повреждения, погибли два человека. Огонь был прекращен. Одновременно с этим на траверзе передового отряда показались силуэты еще двух кораблей, по которым тоже был открыт огонь. Ими оказалась «Аврора» и крейсер «Дмитрий Донской», которые находились в отдалении от основной ударной группы эскадры. В результате обстрела на «Авроре» пострадали два человека.

Про Юнармию:  Список литературы по культурологии 2017, 2018

Команде было приказано лечь, а из боевой рубки засигналили всеми сигнальными средствами, имевшимися в распоряжении, зажгли так называемую рождественскую елку, фальшфейера, лучи прожекторов пустили вверх. «Александр III» в это время как раз навел дула своих огромных 12-дюймовых чудовищ и готовился ахнуть по «Авроре» залпом, от которого ей был бы капут. Стрельба стихла. Попаданий оказалось всего пять, и два из них в каюту судового священника.
Пострадавших было двое. Священнику раздробило плечо, и он скончался при явлениях гангрены в Танжере. Матрос, раненный в ногу, поправился, но продолжать службу не мог и был уволен на родину

На следующий день в европейских газетах был поднят шквал негодования. Британский флот бросился следом за эскадрой Рожественского и блокировал ее у берегов Испании. Инцидент привел к серьезному дипломатическому конфликту, который удалось уладить лишь после того, как Россия согласилась возместить рыбакам все убытки и обеспечить родных погибших и раненых пенсиями. Эскадра между тем продолжила свой путь.

У моряков на «Авроре», как и на многих других кораблях, были свои питомцы и любимцы. Некоторое время обитали два крокодила. Они были взяты на борт в одном из африканских портов по пути следования крейсера к берегам Японии. Одного звали Сам, другого — Того, по имени японского адмирала Хэйхатиро Того, который позднее руководил разгромом 2-й Тихоокеанской эскадры.

«Тропический климат, тяжелые условия плавания расшатывали здоровье, психику. Осточертело мертвящее однообразие. Матросов, даже прежде равнодушных к животным, неудержимо потянуло к ним. После гибели Шарика на крейсере появились два молодых крокодила, несколько хамелеонов, не только менявших цвет, но и форму тела — они надувались, преображались на глазах», — описывает присутствие пресмыкающихся на боевом корабле писатель Юрий Чернов в книге «Судьба высокая «Авроры».

судовой врач «Авроры»

Однажды, когда моряки решили, что приручение крокодилов удалось, их выпустили на ют (кормовая часть верхней палубы. — Прим. ТАСС) греться на солнце. Усыпив бдительность людей, Сам неожиданно бросился к борту и прыгнул в океан. Гибель крокодила произвела удручающее впечатление на матросов. О судьбе Того известно, что он ненадолго пережил собрата и был убит во время Цусимской битвы.

2-я эскадра Тихоокеанского флота, насчитывающая 38 боевых кораблей и вспомогательных судов, преодолев три океана, дошла до берегов Японии, но не смогла пройти узкий Корейский пролив. Там эскадру Рожественского ожидали превосходящие силы японского флота (89 кораблей) под флагом адмирала Хэйхатиро Того. Днем японцы обрушили мощнейший артиллерийский огонь на корабли русской эскадры, в первую очередь стремясь вывести из строя броненосцы.

«Аврора» с честью выдержала бой у Цусимы, выполняя приказ командования по защите кораблей и транспортов. Комендоры вели точный огонь по кораблям противника, корабль не раз своим телом закрывал израненные русские броненосцы.

Но итог схватки был предрешен — большая часть русских кораблей была потоплена японцами или сдалась в плен. Остальные были либо затоплены экипажами, либо погибли позднее, во время преследования врагом. Уцелели три везунчика из отряда крейсеров — «Олег», «Жемчуг» и «Аврора», а также один миноносец и два вспомогательных судна.

В Цусимском бою «Аврора» получила около 10 попаданий снарядами калибра от 75 до 200 мм, были выведены из строя пять орудий. Экипаж потерял 16 человек убитыми, в том числе капитана корабля Евгения Егорьева, и 89 ранеными (по другим данным — 15 убитыми и 83 ранеными). Осколки шесть раз сбивали флаг, но он был возвращен на место экипажем. В ходе боя крейсер выпустил по противнику 303 снаряда калибром 152 мм, 1282 — калибра 75 мм и 320 — 37 мм.

На «Авроре» впервые на боевом корабле по настоянию судового врача Владимира Кравченко был смонтирован рентгеновский аппарат. Сам доктор в своей книге «Через три океана. Воспоминания врача о морском походе» писал, что скептики заявляли, что использование рентгеновского оборудования на судах невозможно. В существующей в то время практике оказания внегоспитальной помощи даже на суше, а не на флоте осколки искали в ранах с помощью зондов, зачастую без анестезии.

Между прочим, этот опыт широкого применения аппарата Рентгена на военном корабле после боя явился первым. Исследовано было более 40 раненых. За все время я наблюдал только один случай обморока, и это было во время исследования Рентгеном

Крейсер называют символом Октябрьской революции, однако считать его таковым можно лишь с натяжкой.

Приблизительно с 30-х годов благодаря художникам, поэтам, журналистам, режиссерам и некоторым писателям началось воспевание крейсера «Аврора». Слава этого крейсера особенно расцвела во время культа личности. Матрос, обвешанный пулеметными лентами, и крейсер «Аврора» становятся эмблемами Великой Октябрьской революции, а все остальное будто не существовало

из воспоминаний матроса-большевика, члена ЦК Балтийского флота

«Одним из распоряжений Военно-революционного комитета было приказание крейсеру «Аврора» встать на якорь у Николаевского моста на случай обстрела Зимнего дворца, где помещалось Временное правительство», — описывал Ховрин участие «Авроры» в событиях в ночь на 26 октября 1917 года. Не зная, как поведут себя находившиеся воинские подразделения, он считал, что мера эта явилась необходимой, тем более что на «Авроре» были крупнокалиберные пушки. Однако командование крейсера отказывалось от выполнения приказов, ссылаясь на неглубокий фарватер на Неве.

Кроме того, машины «Авроры» не были в то время собраны. Все же буксир вывел крейсер к мосту, где он и встал на якорь. Когда стали готовить пушки, то оказалось, что к ним нет прицелов. Кто-то запер прицелы в каюте. Так в поисках того и другого дотянули до вечера. Словом, все делалось для того, чтобы приказ Военно-революционного комитета не был выполнен. Но все же в самый решающий момент «Аврора» дала один холостой выстрел, и этим роль крейсера была исчерпана

После выстрела, позднее названного историческим, по Петрограду поползли слухи, что выстрелы по творению Растрелли производились боевыми снарядами. Для их опровержения в газете «Правда» от 9 ноября (27 октября) 1917 года была опубликована следующая заметка:

Не исключено, что революционной «Аврору» стали считать потому, что экипаж крейсера действительно поддерживал большевиков. В 1917–1918 годах, как заявляет бывший командир корабля Лев Поленов в своей книге «Сто лет в списках флота», было сделано несколько попыток уничтожить революционный крейсер или его экипаж. Первая попытка была предпринята в канун 1918 года, когда на корабль была отпущена к новогоднему столу партия окороков, которые, как выяснилось, были отравлены. Около 200 человек были госпитализированы в тяжелом состоянии.

В январе экипаж крейсера был предупрежден о намерении врагов революции уничтожить корабль. Для защиты «Авроры» балтийцы установили на льду Большой Невы проволочное заграждение, усилили охрану корабля. Во второй половине марта судовой комитет получил информацию о намерении анархистов подорвать «Аврору».

30 марта попытка теракта была предотвращена. На льду у носовой части крейсера, в районе погребов с боезапасом, матросы нашли подозрительный пакет и принесли в судовой комитет. Офицер, который исполнял обязанности старшего артиллериста, обезвредил «адскую машину» и разрядил ее, вынув взрыватель с часовым механизмом и 3,6 кг тола. Однако на этом события не закончились: офицер ушел к себе в каюту изучать устройство взрывателя и устройство мины, а затем, при докладе командиру, случайно в его руках сдетонировал взрыватель. У офицер-артиллериста были изувечены руки, рана в боку.

Начало Великой Отечественной войны застало «Аврору» в порту Ораниенбаума. Артиллерия корабля была в строю, он был включен в систему противовоздушной обороны подступов к Кронштадту и Ленинграду.

С июля 1941 года 130-мм орудия действовали в составе батареи «А», названной в честь крейсера и включавшей в состав своих расчетов моряков с «Авроры». В сентябре 1941 года эта батарея в течение недели сражалась в районе Дудергофа на Вороньей горе (самая высокая точка Ленинграда) против немецких танков, находясь в полном окружении. Бой шел до последнего снаряда, и из 165 человек личного состава пробились из окружения лишь 26. Моряки одного из орудийных расчетов предпочли смерть сдаче в плен, подорвавшись вместе с орудиями.

Сам крейсер в сентябре 1941 года, после артобстрела, накренился на правый борт, и, чтобы выровнять его, команде пришлось частично подтопить корабль, открыв кингстоны на противоположном борту.

Из-за отсутствия тепла и электричества личный состав с наступлением морозов переселился на берег, где впоследствии зимой занимался выгрузкой оставшегося вооружения. Одна из пушек, перевезенная «живым паром» по льду до мастерских, впоследствии была установлена на бронепоезде «Балтиец». Этот бронепоезд вплоть до 1944 года громил врага на подступах к Ленинграду.

23 октября 1945 года по решению народного комиссара ВМФ СССР крейсер «Аврора» был предоставлен для съемок кинокартины о крейсере «Варяг» съемочной группе студии им. Горького на срок до 1 июня 1946 года.

Корабль в то время ожидал ремонта на Балтийском заводе, где его должны были подготовить к установке на вечную стоянку. В связи с решением о съемке судостроителям пришлось планировать работы сразу по двум направлениям — восстановление корабля и придание ему внешнего вида крейсера «Варяг». Для гримирования под «Варяг» необходимо было установить четвертую, фальшивую трубу, несколько 152-мм орудий, сделать носовое украшение и командирский балкон в кормовой оконечности.

Подготовка к съемкам шла с 5 апреля по 15 июля 1946 года. После ее окончания крейсер был переведен на Восточный кронштадтский рейд, где «Авроре» предстояло сыграть роль «Варяга». В съемках участвовал почти весь личный состав, перевозил с берега на шлюпках людей, продукты, материалы. Последние кадры были отсняты 29 сентября, на следующий день крейсер был возвращен к стенке судоремонтной мастерской у Масляного Буяна.

О Варяге

В 1904 году 10 японских эсминцев внезапно атаковали русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, и вывели из строя 2 броненосца и 1 крейсер. Пытаясь прорваться из корейского порта Чемульпо в Порт-Артур, крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в неравный бой с японской эскадрой. За час боя моряки потопили миноносец противников, повредили три крейсера, но и сами получили серьезные повреждения. Корабли вернулись в порт, и по приказу командира «Варяга» капитана Руднева «Кореец» был взорван, а крейсер затоплен. На следующий день Япония объявила России войну.

С 1984 по 1987 год на Заводе имени Жданова (ныне «Северная верфь») производился ремонт корабля. Пока корабль отсутствовал на привычном месте у Нахимовского училища, а также после его возвращения к 70-летию Октябрьской революции по Ленинграду поползли слухи, что «Аврора» якобы стоит на бетонном основании, вся подводная часть корабля срезана. Эти сведения стали распространяться еще активнее после того, как в прессе прошел сюжет о том, что жители поселков Ленинградской области, расположенных вблизи Лужской губы, распродают куски корабля на сувениры.

Как пишет Лев Поленов в своей книге, во время ремонта корабля на Заводе Жданова подводная часть крейсера в самом деле была отделена от надводной. Вместо старого дна к кораблю было приварено новое. «Несохраняемая» старая конструкция сначала четыре года простояла на разделочной базе ЛПО «Вторчермет», находящейся рядом с заводом, где ремонтировалась «Аврора». В 1988 году подводную часть переправили в Лужскую губу рядом с поселком Ручьи, где часть легендарного корабля была загружена балластом и затоплена. Там она и находится до сих пор, а куски части корабля местные жители и туристы кромсают на сувениры.

Великая Отечественная война

После «пересборки» государства ВМФ восстанавливался довольно медленно, и царского ветерана списывать не торопились. О вторжении немцев в июне 1941-го экипаж услышал, находясь в Ораниенбауме. Девять орудий главного калибра сняли и установили на подступах к Ленинграду как отдельную артиллерийскую батарею А («Аврора») специального назначения Краснознаменного Балтийского флота. Бойцы оказали нацистам самое ожесточенное сопротивление и в большинстве своем пали смертью храбрых. Десятое орудие калибра 130 миллиметров покинуло крейсер в составе бронепоезда «Балтиец», действовавшего на Ораниенбаумском пятачке.

Про Юнармию:  Исторические особенности русской культуры

От повреждений судно не спаслось. Вскоре после нескольких попаданий «Аврора» осела на правый борт. Обстрелы продолжались до снятия блокады Ленинграда, после чего встал вопрос о сохранении легендарного борта для потомков.

Современная история «Авроры»

Война еще не кончилась, а корабль уже решили отправить на вечную стоянку у Петроградской набережной по реке Большая Невка. Свое нынешнее место он занял в 1948 году.

Кто такой крейсер аврора

В середине 1980-х «Аврора» прошла капитальный ремонт, так как пребывала в удручающем состоянии. Сгнившую подводную часть удалили, заменив новой. В следующем десятилетии на судне открылся стоматологический кабинет для курсантов Военно-медицинский академии. 1 декабря 2010-го крейсер вывели из состава ВМФ и передали Центральному военно-морскому музею. С 2014 по 2016 год проходил очередной ремонт, в ходе которого крейсеру вернули исторический облик. Сегодня здесь функционирует большая музейная экспозиция, повествующая об участии корабля в трех войнах. В восстановленном корабельном храме проводятся богослужения. Туристы считают «Аврору» одним из символов Петербурга наряду с Медным всадником и Исаакиевским собором.

Русско-японская и Первая мировая война

Экипаж «Авроры» доблестно сражался в годы Русско-японской войны (1904-1905). Цусимское сражение едва не обернулось для корабля гибелью. Огонь по нему вели 16 бортов неприятеля, судно получило 18 попаданий среднего и малого калибра. Погибли 15 человек, еще 82 были ранены. Среди жертв оказался командир крейсера – капитан 1-го ранга Евгений Григорьев. В компании броненосцев «Аврора» ушла в филиппинский порт Манила, где ее интернировали до конца войны американцы.

К Первой мировой судно считалось морально устаревшим, но исправно несло службу. Во время высадки десанта в Рижском заливе оно поддерживало огнем русскую пехоту и отбивалось от германской авиации. Несколько раз «Аврора» чудом не пошла ко дну – например, ее хотели затопить в фарватере Финского залива, чтобы не подпустить к Петербургу корабли немцев.

На вечной службе

В 1946 году после гримировки «Аврора» участвует в съемках фильма «Крейсер «Варяг», в 1956 году крейсер превращен в музей. Долгие годы за состоянием корабля особо не следили.

Кто такой крейсер аврора

Капитальный ремонт кораблю «прописали» в конце XX века. С 1984 по 1987 годы в ходе ремонта целые части и многие детали корабля поменяли на новодел, оригинальные части днища и обшивки корпуса до сих пор лежат недораспиленными в Ручьях, на побережье Финского залива, машины тоже превратили в декорации. Были заменены электропроводка и система пожарной безопасности. По сути, во многом корабль был превращен в макет.

Кто такой крейсер аврора

Однако ремонт 2014-2016 годов показал, что оригинальности конструкции был нанесен не такой уж большой ущерб. Последние ремонтные работы были направлены на то, чтобы придать «Авроре» максимально аутентичный вид, поэтому сейчас на Петроградской набережной мы можем наблюдать корабль, более схожий со своим первозданным обликом, чем то судно, что стояло там во второй половине XX века.

Крейсер Аврора

Крейсер «Аврора» интересен и как один из старейших в мире сохранившихся паровых военных кораблей, и как свидетель и участник революционных событий 1917 г. Этот мощный и для своего времени быстроходный корабль построили на петербургской судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство» в 1900 г. Вскоре «Аврора» приняла участие в Русско-японской войне, в частности в знаменитом Цусимском сражении. В этой тяжелейшей морской битве погибли и были ранены многие матросы и офицеры корабля, был убит и его капитан. Но все же команда сумела вывести израненное судно из окружения и привести его на родину, где его основательно отремонтировали.

Общая информация

По возвращении в Балтийское море «Аврора» использовалась как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса. Во время Первой мировой войны крейсер принимал активное участие в боевых действиях на Балтике. В 1916 г. его снова поставили на ремонт в Петрограде. Тесное общение команды с рабочими судостроительного завода, где находился корабль, привело к тому, что моряки быстро революционизировались.

В феврале 1917 г. матросы «Авроры» перешли на сторону революции, захватили корабль в свои руки и первыми на Балтике подняли красный флаг. Ночью 25 октября по приказу Военно-революционного комитета корабль бросил якорь около Николаевского моста и холостым выстрелом из носового орудия дал сигнал к штурму Зимнего дворца — последнего оплота Временного правительства. Ни один другой орудийный выстрел в истории не имел столь значительных последствий.

При советской власти «Аврора» вновь стала учебным кораблем, на нем ходили в походы курсанты военно-морских училищ. Во время войны его экипаж принимал участие в обороне Ленинграда. Сам корабль был сильно поврежден. После ремонта он был поставлен на вечную стоянку у Петроградской набережной и превращен в музей.

В бывших матросских кубриках устроили экспозицию, рассказывающую об истории корабля. Чтобы туда попасть, надо спуститься вниз по крутой лестнице в носовой части судна. Интересно взглянуть, как жили, спали, ели, молились матросы крейсера в дореволюционную эпоху. Во втором зале обратите внимание на портрет командира корабля, убитого в Цусимском сражении. Рамка для портрета сделана из куска корабельной брони, пробитой осколком снаряда. В музее много фотографий и документов, рассказывающих об участии «Авроры» в важнейших исторических событиях XX в. В последнем зале выставлено множество подарков, сделанных музею всевозможными делегациями в годы советской власти.

Основной же достопримечательностью судна является находящееся на верхней палубе орудие, которое произвело исторический выстрел. На нем висит мемориальная доска, а вокруг всегда много посетителей, фотографирующихся на его фоне. Кстати, отсюда открывается просто потрясающий вид на Неву.

Обязательно загляните в расположенную под носовым мостиком радиорубку, через которую передавались боевые распоряжения Военно-революционного комитета. Из нее же было передано написанное Лениным воззвание «К гражданам России», из которого весь мир узнал о победе пролетарской революции.

Посетителям

  • Тел.: (812) 303-85-13.
  • Открыт ежедневно, кроме пн и вт, с 11.00 до 18.00. Касса закрывается в 17:15.
  • Осмотреть крейсер можно самостоятельно (по билетам), либо в составе экскурсии. Стоимость билетов для граждан РФ и стран СНГ – 400 руб. для взрослых, 200 руб. для студентов, школьников, пенсионеров. Для иностранцев – 600 руб., льготная категория – 400 руб. Стоимость экскурсий – 400 руб. на русском языке, 500 руб. на английском языке + потребуется покупка билета.

Первая пятилетка

И тем не менее корабль, спущенный на воду в 1900-м, получился, хоть и не устаревшим, но устаревающим. Из-за проблем с машинным ходом его доводили до ума целых три года, после чего приняли на вооружение.

Кто такой крейсер аврора

Угроза со стороны Англии и Германии пока что миновала, и «Аврора» отправилась через суэцкий маршрут в неспокойный в политическом плане Тихий океан. При выходе из Красного моря корабль был застигнут новостью о начале русско-японской войны и получил приказ срочно возвращаться в Кронштадт. Таким образом получились импровизированные ходовые испытания, которые «Аврора» неплохо выдержала. Вскоре «Авроре» пришлось вновь отправиться на Дальний Восток, но уже в составе Второй Тихоокеанской эскадры. На этот раз корабль прошел путь до конца, но лишь для того, чтобы получить многочисленные повреждения в ходе Цусимского сражения. У «Авроры» в результате около 30 попаданий были повреждены или выведены из строя некоторые орудия малого и главного калибров, котлы, паропроводы, труба, дальномерный пост.

«Аврора» и другие уцелевшие суда сумели дойти до американского порта – в Манилу, где заключили договоры на ремонт с местными компаниями. Однако пришлось кое-чем пожертвовать. С корабля были сняты замки орудий и детали паровых машин (впрочем, не все, так как во время тайфунов корабль давал ход, чтобы не сдрейфовать на мель). После подписания мира «Аврора» получила снятые детали обратно и взяла курс на Родину, и моряки уже знали о случае с броненосцем «Потемкин» и о событиях 1905 года.

Кто такой крейсер аврора

Дома с корабля сняли еще несколько 75-миллиметровых орудий – этот калибр становился уже неактуальным в условиях современной войны. При этом были установлены дополнительные 152-миллиметровые пушки. Убрали ненужные торпедные аппараты и полностью заменили систему пожаротушения на новейшую. Упразднили марсы, установили щиты на палубные орудия и дополнительные бронелисты на рубку, провели генеральный ремонт котлов.

Тип «Диана»

В 1881 году в Российской империи был принят план двадцатилетнего строительства флота. Однако к концу XIX века политическая ситуация изменилась. Угроза войны сначала с Великобританией, а затем с Германией заставила в 1895 году дополнительно заложить два бронепалубных крейсера первого ранга для действий в акватории Балтийского моря. Чуть позже серию расширили до трех кораблей. Третьим крейсером и стала «Аврора», перенявшая имя от парусного военного корабля.

Кто такой крейсер аврора

Изменения в конструкцию вносились уже на этапе проектирования: вместо планируемых изначально 203-миллиметровых орудий главного калибра установили десять 152 мм, а тридцать пушек вспомогательного 6-фунтового калибра 57 мм заменили двадцатью 75-миллиметровыми, доработаны некоторые системы в связи с новейшими тенденциями военной науки.

Спуск на воду и первый шторм

Корабль заложили 23 мая 1897 года на столичной верфи «Новое адмиралтейство». Со времен Петра I повелось, что наименования крупным кораблям (водоизмещение «Авроры» – 6731 тонна) присваивает император. Вместе с богиней зари в списке значились «Юнона», «Психея», «Нептун», «Боярин», «Богатырь», «Полкан» и другие варианты. Одной из альтернатив был «Варяг» – впоследствии это название обессмертило другое судно.

Кто такой крейсер аврора

Первого боя крейсер ждал пять лет. Однако и в мирное время службу на нем нельзя было назвать спокойной. Например, в сентябре 1903-го шторм на Балтике сорвал крышку канатного клюза, выявил течь орудийных портов и иллюминаторов, а в ноябре на подходе к Пирею (Греция) обнаружились неполадки в машинах. Все это стало поводом для доработок.

В мировых войнах

В Первую мировую боевая ценность «Авроры» была уже неудовлетворительной, и корабль вновь переоборудовали в минировщик. По палубе проложили рельсы, организовали хранилища для мин. Убрали остальные 75-миллиметровые орудия, установив 152-миллиметровые пушки с систершипа «Диана».

Кто такой крейсер аврора

В 1916 году корабль встал на ремонт в Петрограде: кормовую и носовую пушку переносили ближе к центру, организовывали пункт командования зенитной артиллерии, меняли радиооборудование и обновляли жилые помещения.

На корабле действовала ячейка РСДРП, на носу какое-то время стояли пулеметы, чтобы успокаивать толпу или матросов, но от этих нагнетающих противоречия мер быстро отказались. Тем не менее залп с «Авроры» стал символическим сигналом к штурму Зимнего дворца. Многие забывают, что с «Авроры» по радио было передано написанное В. И. Лениным воззвание «К гражданам России!» К 1922 году корабль был разоружен в Константиновском доке, но уже в 1923 году вместо 152-миллиметровых пушек на «Аврору» установили новые – 130 мм, а также организовали зенитную артиллерию в виде 76-миллиметровых пушек и пулеметов «Максим».

После этого обновления корабль использовался как учебный, ходил в рейсы в основном вокруг Скандинавии, к 1930 году машины корабля износились, скорость сильно упала. В 1936 году часть котельных отделений была закрыта, корабль выводился буксиром в открытое море для практики курсантов, в иное время служил учебным, но был пришвартован.

Кто такой крейсер аврора

К 1941 году списанию «Авроры» помешала война. Крейсер был оснащен 45-миллиметровыми зенитными пушками и включен в ПВО Кронштадта. Ни о каких походах не могло быть и речи. Корабль получил повреждения и лег на грунт, на нем остались только вахты.

Февральская и Октябрьская революции

В преддверии весны 1917 года крейсер прошел капитальный ремонт. На фоне событий Февральской революции матросы поддержали демонстрацию рабочих, которая собралась у причала. Действия офицеров по наведению порядка вызвали обратную реакцию: разгулявшаяся команда просто убила командира и его старшего помощника.

Кто такой крейсер аврора

К Октябрю «Аврора» оказалась под властью большевиков, однако, вопреки легенде, не давала сигнала к штурму Зимнего дворца. Легендарный выстрел на самом деле предупреждал соседние корабли, а революционеры ринулись на Дворцовую площадь после двух залпов из Петропавловской крепости. Впрочем, участие судна в исторических событиях этим не исчерпывалось: именно из радиорубки «Авроры» передали обращение Ленина «К гражданам России».

Оцените статью
ЮнАрмия