Дроны в России хотят подключить к сотовым сетям

Дроны в России хотят подключить к сотовым сетям ЮнАрмия

Дроны хотят подключать к сотовым сетям. Бесперебойная система управления ими нужна, в частности, для доставки беспилотниками продуктов и товаров, мониторинга удаленных объектов. Меру обсуждают операторы и профильные ведомства, следует из материалов рабочей группы при Госкомиссии по радиочастотам. Сотовые сети охватывают огромные территории и наиболее пригодны для управления «дальнобойными» дронами, отмечают участники рынка. Правда, их использование в этой сфере может быть сопряжено с техническими проблемами, добавляют эксперты.

В РФ начнут серийно выпускать воздушные беспилотники — кабмин формирует госзаказ на них до 2030 года. Параметры госпрограммы планируется определить до апреля, президент должен утвердить ее в мае. Спрос на дроны для нужд различных органов, служб и компаний уже сейчас оценивается в 100 тыс. экземпляров, сообщил источник «Известий», знакомый с ходом подготовки документа. При этом в ближайшие три года стране потребуется порядка 8 тыс. беспилотников, стоимость которых превысит 50 млрд рублей, уточнили в ГТЛК. Сейчас в России большими сериями гражданские дроны не выпускаются, а сертифицирован был только один образец — БАС-200 «Вертолетов России».

Многие думают, что беспилотные автомобили появились только в XXI веке, но это не так. Первую машину-беспилотник разработали почти 40 лет назад в Военном университете Мюнхена. Ученые построили автомобиль, который оснастили компьютерным зрением и особой пилотной программой. Такое авто на скорости 96 километров в час могло проехать 20 километров, правда, по пустой трассе. Но для технологий того времени это было невероятным успехом.

Сейчас беспилотные автомобили ездят по улицам, в небе летают беспилотные вертолеты, а скоро по океанам поплывут беспилотные суда. Неужели человечество движется к транспортной системе, в которой даже не будет кабины водителя или пилота? И в самом ли деле это позволит избежать аварий и катастроф? Об этом рассказывает программа «Наука и техника» с ведущим Михаилом Борзенковым на РЕН ТВ.

Эти автоматизированные летающие роботы — крошечные, дешевые и их не жалко разбить. В больших группах они могут спасти вашу жизнь или стать самым смертоносным оружием со времен появления пулемета. Что представляете вы, когда думаете о беспилотном летательном аппарате? Скромную игрушку с дистанционным управлением и пропеллерами или большой беспилотный военный самолет? Очень скоро эти образы могут стать совсем другими: беспилотники становятся меньше, дешевле, могут автоматически собираться в группы сотнями или даже тысячами, как пчелы или птицы.

Дроны уже используются в армии

Их называют роем — соберите достаточно беспилотников вместе, и они смогут превзойти людей во многом. Они могли бы спасти вам жизнь или стать смертельной и мощной силой на поле битвы.

Содержание
  1. Беспилотные летательные аппараты
  2. Российские ударные БПЛА
  3. Американские БПЛА MQ-9 Reaper и MQ-1 Predator
  4. Украинский ударный БПЛА UJ-22 Airborne
  5. Дроны-камикадзе
  6. Грузовик без водительской кабины
  7. Пионер советской авиации «Ла-17» и его «сменщики»
  8. Смартфон с пропеллером
  9. Автономные поезда
  10. Самые перспективные дроны истребители
  11. С-70 «Охотник» – беспилотный бомбардировщик
  12. Автономные грузовые корабли
  13. Планы на взлет
  14. Как превратить обычный коптер в разведывательный беспилотник
  15. Беспилотники — спасатели
  16. «Альтиус» – дрон, который управляется со спутника
  17. «Ланцет», «Куб», «Герань»
  18. Рой дронов возможен?
  19. Беспилотники истребители не заменят самолеты
  20. Разведывательно-ударный «Орион» и «Иноходец»
  21. Дело в метрах
  22. Беспилотное будущее
  23. Разведывательный дрон «Орлан-10»
  24. Как дроны используются в армии
  25. Может находиться в режиме свободной охоты 10 часов
  26. Где используются дроны
  27. Какие задачи могут выполнять БПЛА
  28. Большегруз-беспилотник
  29. Спрос и предложения
  30. Боевые квадрокоптеры
  31. Медицинский беспилотник
  32. Счет на тысячи
  33. Военные беспилотники
  34. Дроны будущего

Беспилотные летательные аппараты

Как правило, когда речь заходит о БПЛА, подразумевают не квадрокоптеры, а беспилотные летательные аппараты с крыльями, которые визуально напоминают самолеты. По сути, они таковыми и являются. В настоящее время именно они считаются наиболее перспективным видом оружия.

Несмотря на то, что первые беспилотники, способные решать военные задачи, появились еще в 1948 году, ударные БПЛА получили широкое распространение только в девяностых-двухтысячных годах. Благодаря современным технологиям, их возможности стали приближаться к штурмовикам и бомбардировщикам. А по продолжительности полета они даже превосходят многие самолеты.

Турецкий беспилотник Bayraktar

Самое интересное, что в мировые лидеры по производству БПЛА вырвались некоторые страны, которые вообще не имели собственно авиационной промышленности. Пожалуй, самый известный на сегодняшний день беспилотник — Bayraktar. Нельзя сказать, что он самый лучший. Однако именно Байрактар продемонстрировал миру эффективность данного типа вооружения в нескольких военных конфликтах.

Также прославился своими беспилотниками и Израиль. Причем первый БПЛА Searcher был представлен миру еще в 1990 году. Но наиболее известная модель — IAI Eitan. Она была создана более 15 лет назад, однако по многим показателям превосходит турецкий Bayraktar.

Российские ударные БПЛА

Надо сказать, что Россия начала заниматься разработкой собственных БПЛА позже, чем многие другие страны. К примеру, легкий ударный беспилотник Форпост, о котором мы рассказывали ранее, нельзя назвать полностью российской разработкой, так как он был создан на базе израильского Searcher II. Только несколько лет назад стали появляться беспилотники, разработанные полностью в России. Один из них — Орион, который по некоторым показателям превосходит турецкий Байрактар.

Отдельного внимания заслуживает тяжелый дрон, получивши название “Охотник”. Он способен не только наносить ракетно-бомбовые удары, но и участвовать в воздушных боях, то есть, по сути, является истребителем.

Российский ударный беспилотник Орион

Американские БПЛА MQ-9 Reaper и MQ-1 Predator

Разумеется, свои ударные БПЛА есть и у США. Наиболее известные на сегодняшний день — MQ-9 Reaper и MQ-1 Predator. Первый является основным ударным дроном США тяжелого класса. Он тяжелее турецкого Байрактара и российского Ориона, способен нести на борту грузы весом до 1700 кг — авиационные бомбы и ракеты. Оснащен турбовинтовым двигателем, позволяющим развивать скорость более 400 км/час. При этом длительность полета составляет 24 часа.

MQ-9 Reaper основан на базе БПЛА предыдущего поколения MQ-1 Predator. Его максимальная скорость составляет 217 км/ч, а взлетная масса 1020 кг. Радиус действия этого БПЛА составляет 740 км, в то время как у MQ-9 Reaper этот показатель составляет 1900 км.

Украинский ударный БПЛА UJ-22 Airborne

В 2021 году украинская компания «Укрджет» на международной выставке представила свой ударный беспилотник UJ-22 Airborne. Аппарат имеет вес 85 кг, общую длину 3,3 метра и размах крыльев 4,6 метра. Грузоподъемность аппарата составляет 15-20 кг. То есть UJ-22 относится к классу легких БПЛА. Оснащается бензиновым двухтактным двигателем. В качестве ударного оружия может нести неуправляемые авиабомбы, способные поражать живую силу противника и даже бронетехнику. Кроме того, система сброса может работать с минами калибром 82 миллиметра.

Беспилотник способен преодолевать расстояние в 800 км со скоростью 130-140 км/ч, однако способен разгоняться до 200 км/ч. Минимальная высота полета UJ-22 Airborne составляет 50 метров. а практический потолок — 6000 метров. БПЛА может находиться в воздухе до 14 часов. Помимо ударных функций, UJ-22 Airborne способен выполнять разведывательные задачи при помощи фотоаппарата и оптико-электронной станции.

Дроны-камикадзе

К отдельному виду БПЛА можно отнести дроны-камикадзе, которые еще называют умными бомбами или барражирующими снарядами. Ярким их представителем являются американские Switchblade. Но что представляет собой это оружие?

Switchblade — это устройство, которое оснащено двигателем, камерами, продвинутыми системами наведения и, разумеется, боеголовкой. Дрон может быть запрограммирован на автономную атаку объекта, который находится за много километров от места пуска. Самая интересная их особенность — они способны барражировать вокруг заданной цели, и затем нанести удар, когда возникнет подходящий момент.

Как вы наверняка догадались, дроны-камикадзе относятся к оружию одноразового использования. Один из важных их плюсов — низкая стоимость. Цена даже ниже стоимости ракеты, которыми оснащаются ударные БПЛА. По некоторым данным Switchblade стоит около 6 тысяч долларов.

После запуска Switchblade расправляет крылья

Switchblade после запуска из мортиры раскладывает крылья, в результате чего становится небольшой крылатой ракетой. Легкой версией этого дрона можно управлять в радиусе 10 км. При этом длительность его полета составляет около 10 минут. Как было сказано выше, он может атаковать в автономном режиме.

В движение аппарат приводит электрический двигатель, благодаря чему снаряд летит бесшумно со скоростью порядка 160 км/ч. Тяжелая версия Switchblade способна атаковать цели на расстоянии до 40 км и лететь со скоростью 185 км/ч в течение 40 минут. Благодаря высокой скорости, бесшумности и маленьким размерам, дроны-камикадзе очень сложно обнаружить, а сбить вообще практически невозможно. Это делает их еще более эффективными, чем обычные БПЛА, которые, как показывает практика, сбить не так уж сложно.

После запуска вернуть беспилотник уже нельзя, однако оператор может отменить атаку и перенаправить дрон. Умные бомбы можно использовать для поражения бронетехники и пехоты противника. Некоторые модели могут поражать воздушные цели. По сути, это единственный на сегодняшний день вид дронов, которые способны выполнять функции истребителя.

Грузовик без водительской кабины

Новейшая разработка легендарного «КАМАЗа» – грузовик «Челнок», не имеющий водительскую кабину.

«Мы перешли на абсолютно новый этап развития беспилотных транспортных средств, где для водителя даже не предусмотрено место. Сам принцип автомобиля заключается в том, что передняя и задняя часть абсолютно одинаковые. То есть он может передвигаться как вперед, так и назад абсолютно без проблем», – объяснил руководитель группы автономных автомобилей НТЦ «КАМАЗа» Ильназ Юнусов.

Пока прототип работает только на огромной, но закрытой и безлюдной складской территории. Но разработчики уверяют: «Челнок» абсолютно предсказуем и в любой непонятной ситуации экстренно останавливается и ждет указаний оператора. Грузовик может работать 50 часов кряду и заменить с десяток автокаров. И всем этим десятком может управлять лишь один оператор.

Дроны в России хотят подключить к сотовым сетям

Пионер советской авиации «Ла-17» и его «сменщики»

Современная оптика позволяет снимать с дронов позиции противника в высоком разрешении. А вот первые летающие разведчики вели фотосъемку. Это пионер советской беспилотной авиации – «Ла-17» 1963 года выпуска. Он фиксировал вражеские позиции на расстоянии до 200 километров. Скорость полета – 800 километров в час.

«Данные беспилотные управлялись дистанционно по радиосигналу и по инфракрасному сигналу с другого самолета, который летел, допустим, на каком-то удалении от него», – поделился информацией военный эксперт Александр Синюгин.

Изделие состояло на вооружении до 1970-х годов. Повоевать ему так и не пришлось. На смену пришли новые модели – «Стриж» и «Рейс».  Они оставались в роли фоторазведчиков. Но были потяжелее и обладали оптической и инфракрасной камерами. Разведку проводили днем и ночью.

«Ту-141 был рассчитан на десятки километров, а Ту-143 был рассчитан на сотни километров. И по большому счету данное изделие своей целью ставило преодоление эшелонированной системы ПВО противника», – сообщил военный эксперт Степанов.

Дроны в России хотят подключить к сотовым сетям

Смартфон с пропеллером

Российские чиновники и сотовые операторы обсуждают возможность использования мобильной связи для управления беспилотными воздушными судами (БВС). Это следует из протокола заседания рабочей группы Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ), рассматривающей вопросы обеспечения беспилотников связью.

Операторы не возражают против использования выделенных им частот при условии, что размещаемое на борту БВС оборудование «будет представлять абонентское устройство, работающее в соответствии со стандартом сети», говорится в документе. Это означает, что сотовые компании готовы обеспечивать связью системы управления полетами дронов в том случае, если такие девайсы будут оснащены их SIM-картами или eSIM, пояснил менеджер компании — партнера нескольких операторов.

Такие планы действительно обсуждаются, подтвердил источник, близкий к одному из операторов.

Если какое-то абонентское устройство, поддерживающее 2G, 3G или 4G, установят на беспилотный летательный аппарат (БПЛА) и оно будет им управлять, специально выделять полосы частот не нужно, объясняет смысл инициативы источник на рынке сотовой связи.

— Для мобильных операторов это будет еще один абонент, использующий SIM-карту. Можно провести аналогию с банками: любой банк может купить SIM-карту и поставить ее в банкомат, — объясняет собеседник «Известий».

«Известия» направили запрос в Минцифры, Минтранс и Росавиацию.

Сотовые сети можно превратить в полноценные системы управления дронами, охватывающие практически всю страну. Беспилотники будут использоваться для доставки почты, посылок, продуктов, готовой еды и прочего, уточнил источник. По его словам, без таких систем эти и многие другие сервисы для бизнеса и государства (такие, например, как мониторинг незаконных мусорных свалок, самостроя и проч.) будут невозможны — без них дроны не смогут улетать далеко от оператора и обеспечивать безопасное использование воздушного пространства.

Об экспериментах с подобной системой управления беспилотниками ранее сообщали крупнейшие мировые операторы, в том числе AT&T, Telefonica, Vodafone. Помимо этого, появляются стартапы по доработке уже существующих дронов, таких как широко применяемые летательные аппараты китайской DJI. Для управления ими через сети LTE и 5G такие компании предлагают дооборудование устройств специальными сотовыми модемами.

Про Юнармию:  История полета в космос леонова и беляева

Использование сотовых сетей для навигации беспилотников в целом перспективно, так как это позволит обеспечить связь с бортом в полете там, где есть покрытие сети, отметил источник на этом рынке.

Большая часть дронов в РФ до сих пор может летать только в зоне прямой видимости оператора, используя для связи частоты в диапазоне 2,4 ГГц, рассказывали ранее «Известиям» специалисты. Это ограничивает радиус их действия несколькими сотнями метров и при этом повышает риск авиапроисшествий.

Диапазон 2,4 ГГц зашумлен, в нем работают Wi-Fi-роутеры, радионаушники, смарт-часы и другие устройства, создающие помехи: в местах их большого скопления дроны могут терять управление, предупредили эксперты «Известий». Пока что для них в РФ выделен только один специальный диапазон — 5,85–6,43 ГГц. Но эта полоса используется только для проведения воздушного наблюдения и патрулирования удаленных промышленных объектов. При этом, как говорит источник, знакомый с менеджерами нескольких компаний связи, сейчас обсуждается выделение БВС дополнительных диапазонов — вопрос об этом ГКРЧ может рассмотреть на своем ближайшем заседании, намеченном на конец апреля.

Автономные поезда

Беспилотники осваивают не только дороги и моря, но и железнодорожные пути. Летом 2021 года на экспериментальном кольце в московской Щербинке начались испытания автономного поезда «Ласточка».

Дроны в России хотят подключить к сотовым сетям

«Я ставлю контроллер, тягу тормозных усилий в положение отправления и движения вперед, поезд начинает свое движение. Далее я ставлю контроллер в ноль, и поезд уже на автоматическом режиме управления продолжает свое движение далее», – поделился подробностями машинист московской дирекции скоростного сообщения Александр Горланов.

Во время испытаний «Ласточку» учат вовремя и плавно прибывать к платформе и обнаруживать препятствия в любое время суток и любую погоду. За все это отвечают десятки чутких датчиков.

«Здесь установлен комплекс технического зрения, который состоит из различных сенсоров. На крыше встроены в маску две инфракрасные камеры, слева и справа от прожектора. За лобовым стеклом можно увидеть восемь камер с различным фокусным расстоянием, которые предназначены для определения объектов, препятствий в различных зонах дальности – от дальности до километра и ближе», – рассказал заместитель генерального директора научно-исследовательского института автоматизации связей НИИАС Павел Попов.

Дроны в России хотят подключить к сотовым сетям

В рутинной работе автомат точнее человека, но в нетривиальных ситуациях пока проигрывает. Например, пассажира, стоящего в дверях, датчики видят и двери не закрывают. А краешек одежды, зажатый между створками, определяют с трудом, и тогда приходится вмешиваться оператору.

Самые перспективные дроны истребители

Не так давно мы рассказывали о российском тяжелом ударном БПЛА “Охотник”, который уже прошел летные испытания. Это действительно современный многофункциональный дрон, который по некоторым параметрам даже превосходит новейший истребитель Су-57. Он является первым российским беспилотником, который способен вести воздушный бой. Правда, до серийного производства этих дронов еще далеко.

Тяжелый ударный БПЛА «Охотник», способный вести воздушный бой

США также разрабатывает БПЛА истребитель XQ-58A, который получил название “Валькирия”. В ходе тестовых полетов он тоже показал способность вести воздушный бой. Как и другие современные беспилотники, будь то “Орион” или Альтиус, “Охотник” может выполнять различные действия в автоматическом режиме. Однако полностью автономным его назвать нельзя. То же самое касается американского аналога “Валькирия”. Обоими БПЛА можно управлять из командного центра или кабины самолета-истребителя.

Другими словами, современные беспилотники-истребители в первую очередь предназначены для поддержки пилотов самолетов в ведении воздушного боя. В таком случае их задача заключается в уменьшении рисков для пилота и его самолета. Однако возможность использования БПЛА в качестве самостоятельной боевой единицы тоже предусмотрена.

Американский беспилотник истребитель «Валькирия»

Кроме того, сразу три БПЛА истребителя разрабатывает компания Boeing. Наиболее известный проект Loyal Wingman, над которым работает австралийское подразделение компании. По словам аналитиков, речь идет не о вспомогательном боеприпасе, а настоящем беспилотном истребителе. Он сможет вести воздушный бой, и тем самым отвлекать противника от основных сил. Причем, по некоторым данным он сможет работать полностью в автономном режиме.

С-70 «Охотник» – беспилотный бомбардировщик

В небо поднимается самый тяжелый дрон нашей армии – С-70 «Охотник».  По сути, это первый в России беспилотный бомбардировщик. Построен по схеме «летающее крыло».

Это делает его малозаметным для вражеских систем ПВО. Боевой радиус – до 3,5 тысяч километров. Охотник летает в связке с российским истребителем пятого поколения Су-57. Они обмениваются данными друг с другом и корректируют полет и задачи. «Охотника» уже называют прообразом боевой авиации будущего.

Дроны в России хотят подключить к сотовым сетям

Автономные грузовые корабли

В марте 2021 года четырехсотметровый контейнеровоз Ever Given («Вечный дар») на шесть дней заблокировал Суэцкий канал. В пробке скопилось 400 кораблей. Каждый час простоя обошелся в 400 миллионов долларов, и это не считая стоимости спасательных работ и штрафных санкций. Расследование показало, что стена из контейнеров сыграла роль паруса, сильный ветер повернул судно, и капитан просто не успел среагировать.

«Мы обязательно зажигаем сигнальные огни во время прохода через канал. Вахты длятся по шесть часов. И во время вахты ни на секунду расслабляться нельзя, даже если очень устал», – рассказал лоцман Каранвир Сингх Найяр.

Возможно, капитан Ever Given в самом деле устал или отвлекся. А что если бы судно вел не человек, а компьютерная система, которая всегда бодра, внимательна и мгновенно принимает решения? Может быть, поэтому после катастрофы в Суэцком канале мореходы вдруг заинтересовались удивительной японской разработкой. К 2025 году судостроители Страны восходящего солнца обещают выпустить в моря 250 автономных грузовых кораблей. Эти суда сами будут прокладывать себе маршрут с помощью компьютерной навигации.

Дроны в России хотят подключить к сотовым сетям

В будущем судовые автопилоты значительно удешевят перевозки. Сейчас стоимость прохода судна через Суэцкий канал доходит до двух миллионов долларов, и львиная доля – оплата работы лоцманов. Неудивительно, что профсоюз египетских мореходов уже лихорадит из-за неожиданной конкуренции.

Планы на взлет

О планах использовать беспилотники еще в 2016 году заявляла «Почта России». В 2018 году компания провела первый публичный тестовый запуск дрона в Улан-Удэ. Попытка оказалась неудачной: аппарат отклонился от курса вскоре после запуска, а затем врезался в трехэтажный дом. Но «Почта России» не отказалась от своих планов. Сейчас компания тестирует несколько систем в рамках своего экспериментального правового режима на Чукотке, Камчатке, в ЯНАО и ХМАО. Также компания «Консорциум БАС» (СП «Почты России» и SK Capital) планирует начать тесты тяжелых дронов для опыления сельхозугодий.

Но сама «Почта России» не собирается закупать беспилотники — это не предусмотрено действующей моделью развития проекта-маяка по беспилотной аэродоставке грузов, сообщил «Известиям» представитель компании. «Почта» выступит заказчиком услуги по доставке грузов дронами, добавил он.

Базовым же заказчиком самих дронов станет ГТЛК, сообщил представитель компании.

— Наша задача — консолидация спроса и формирование стабильного долгосрочного заказа на гражданские беспилотники для нужд российской экономики. Мы готовы взять на себя выполнение функций базового заказчика, обеспечить стимулирование производства и локализацию БАС, продвижение перспективных моделей на рынке, — сообщили «Известиям» в компании.

Вместе с тем ГТЛК через свою созданную в августе 2022 года «дочку» — компанию «БАС» — будет оказывать и услуги с использованием закупленных дронов, добавил представитель компании.

Как превратить обычный коптер в разведывательный беспилотник

Не все гражданские дроны подходят под ведение боевых действий, поэтому многие инженеры их совершенствуют. Вот разработчик дронов Андрей Тафратов превращает обычный коптер в разведывательный беспилотник.

«Какие детали перед нами на столе?» – спросил ведущий.

«Вот полетный контроллер, это мозг дрона. Вот это сердце дрона, это плата управления питанием, через которую полетный контроллер управляет винтомоторной группой», – рассказал Тафратов.

«Так, хорошо. Это что такое?»

«Это аккумуляторы разной емкости. Они состоят из литий-ионных банок различной емкости и мощности. От этого зависит «количество висения» коптера в воздухе».

«На сколько обычно по времени его хватает?»

«Хватает максимально до 60 минут».

Чтобы собрать такого летающего шпиона, необходимо около 8 часов. В основном время уходит на пайку и программные настройки.

«У нас есть более собранный коптер, правильно я понимаю?» – сказал ведущий.

«Да», – ответил Тафратов.

«Что надо с ним сделать, чтобы у нас был готов к полету?» – спросил ведущий.

«Только закрутить вот эту антенну».

«Ну тогда что, перемещаемся в поле?»

Картинка на экране четкая и позволяет разглядеть практически любой объект на местности. Конечно, такой коптер не является полноценным разведчиком, но с его помощью на небольшой дистанции можно обнаружить местоположение противника и вести корректировку огня.

Дроны в России хотят подключить к сотовым сетям

Беспилотники — спасатели

В то время как беспилотники использовались в спасательных операциях годами, наблюдательные рои более мелких версий могли бы спасать еще больше жизней.

В лаборатории воздушных микроаппаратов при Университете Делфта делают рой «карманных беспилотников», каждый из которых может уместиться на ладони. Они летают в закрытых помещениях, в зданиях, которые слишком сильно повреждены для спасателей-людей, чтобы их исследовать, и могут искать выживших после землетрясений и других бедствий.

Ученые из Университета Лафборо создали систему, помогающую в поиске и спасении горных районов, которая использует команду из 10 небольших ручных беспилотников. Дроны оснащены тепловизионными камерами, чтобы легко находить потерявшихся альпинистов. Общаясь между собой, они гарантируют, что вся территория будет покрыта.

Беспилотники уже используются в спасательных операциях

«Альтиус» – дрон, который управляется со спутника

А это тяжелый беспилотник «Альтиус». Это первый дрон, который управляется со спутника, может находиться в воздухе 48 часов и лететь на скорости 250 км в час. То есть за двое суток дрон преодолеет 10 тысяч километров.

«Это изделие может осуществлять доставку как и тяжелых средств, так и управляемых ракет «воздух-земля», соответственно, это действительно очень серьезная ударная единица, которая прежде всего нацелена на вскрытие системы ПВО противника», – рассказал военный эксперт Степанов.

«Альтиус» встанет на вооружение в том числе и российского флота. Дроны планируют оснастить противокорабельными ракетами. При обнаружении вражеского корабля «Альтиус» сам сможет его уничтожить.

О военных секретах, удивительных приемах армий, вооружении, брутальных гаджетах и о многом другом смотрите в программе «Совбез» с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.

«Ланцет», «Куб», «Герань»

Активно применяют наши военные в спецоперации и дроны-камикадзе. Они же барражирующие боеприпасы. Эти небольшие летательные аппараты произвели настоящую революцию в мире вооружения. Теперь не нужны огромные дорогостоящие ракеты, чтобы уничтожить вражескую ПВО. Достаточно небольшого одноразового дрона.

На этих кадрах беспилотник «Ланцет» уничтожает украинскую систему С-300. Здесь барражирующий боеприпас летит прямо на группу украинских боевиков.

ВСУ не может противодействовать «Ланцетам». Отсутствие теплового следа при полете делает дрон невидимым для РЛС и ПВО противника.

На этих кадрах к пуску готовят еще один российский барражирующий боеприпас – «Куб». Беспилотник запускается с катапульты и развивает скорость до 130 километров в час. В этот раз наши бойцы с его помощью обнаружили укрытия для личного состава ВСУ.

Настоящий фурор произвели одноразовые беспилотники «Герань». Они несут 50 кг взрывчатки, летят на скорости до 180 км в час. Дроны-камикадзе с легкостью обходят украинскую систему ПВО, уничтожают штабы ВСУ и склады боеприпасов. На этих кадрах националисты пытаются сбить дрон из ПЗРК. Но безуспешно. Поршневой двигатель «Герани» тоже оставляет очень слабый тепловой след. Зенитные ракеты беспилотник просто не видят и летят в пустоту.

«Герань» пролетает более тысячи километров. Это доказывают кадры ударов по военной инфраструктуре в западной части Украины. Количество беспилотников на линии фронта увеличивается с каждым днем. В ход идут даже гражданские квадрокоптеры.

Дроны в России хотят подключить к сотовым сетям

Рой дронов возможен?

Современные световые шоу теперь выглядят вот так. Сотни коптеров взмывают в небо и образуют яркие картины. А теперь представьте, что такой рой дронов вдруг набрасывается на город. И это не безобидные коптеры, а миниатюрные ударные беспилотники со взрывчаткой. Именно так, прогнозируют эксперты, будут выглядеть массированные удары в будущем. И разработки уже вовсю идут.

Полигон Чайна-Лейк, Калифорния. Три истребителя-бомбардировщика выпускают сразу 103 миниатюрных беспилотника. Каждый весит всего 290 граммов.

А это китайская разработка. Из специальной установки залповой стрельбы выполняется пуск беспилотников-камикадзе. В воздухе они расправляют крылья и летят к цели. Есть вариант запуска дронов с вертолета.

В России такие разработки тоже ведутся. Управлять так называемой стаей будет беспилотник «Гром».

«Это действительно беспилотник будущего, который может быть легко включен в концепцию ведомого. Он может эффективно работать в звене пилотируемых средств, а также брать на себя роль координатора более маленьких по габаритам изделий, в том числе барражирующих боеприпасов», – сообщил военный эксперт Степанов.

Беспилотники истребители не заменят самолеты

Ранее мы рассказывали о том, что военные специалисты крайне негативно относятся к использованию в армиях автономных боевых роботов. Многих попросту пугает перспектива “восстания машин”. Но это не единственная причина, по которой военные не согласны с Илоном Маском относительно дронов истребителей.

Про Юнармию:  Значение победы над фашизмом кратко

Летчик истребитель — одна из самых сложных профессий

Пилот современного реактивного истребителя считается одной из наиболее сложных военных профессий. Чтобы овладеть ею, требуется многолетнее обучение, умение мгновенно принимать правильные решения и обладать безупречными рефлексами. Каким бы ни был совершенным искусственный интеллект, он еще не может заменить гибкий человеческий ум.

Но, даже если искусственный интеллект со временем сможет самостоятельно вести воздушный бой, существует еще одна проблема, которая не решена — это возможность перехвата дронов. Практически в каждой армии мира существуют средства перехвата.

“Беспилотник не может заменить пилотируемый самолёт. Маск, предлагая такую идею, демонстрирует свою некомпетентность в военных вопросах. Это предложение дилетанта. Дистанционное управление, которое в дополнение предлагает Маск, легко нейтрализуется” — говорит военный эксперт Константин Сивков.

Причем противник может не только перехватить управление и посадить БПЛА, но и просто нарушить работу его программного обеспечения, в результате чего действия дрона будут непредсказуемыми.

Вообще существует множество средств “сломать”. К примеру, средства прицеливания, совмещенные с боевыми модулями, в автоматическом режиме могут отстреливать любой вражеский дрон. Кроме того, существуют установки РЭБ, которые попросту “сжигают” электронику робота.

У Илона Маска есть причины считать беспилотники истребители перспективным видом вооружения

Разведывательно-ударный «Орион» и «Иноходец»

По позициям ВСУ работает разведывательно-ударный беспилотник «Орион». Это следующая ступень развития дронов «Форпост».  Он переносит тяжелое вооружение – бомбы и управляемые ракеты.

Беспилотник «Иноходец» должен был выйти в серию в 2023 году. Но наши военные применяют его уже сейчас.

«Полезная нагрузка – до 450 кг 8.43. Его преимущества – это дальность действия, высота и время нахождения до 40 часов в воздухе», – рассказал военный эксперт Синюгин.

Дроны в России хотят подключить к сотовым сетям

Дело в метрах

Правда, схема управления дронами через сотовые сети имеет свои уязвимости, признали участники совещания рабочей группы ГКРЧ. «В условиях санкционных ограничений проблематично модернизировать софт, если это потребуется для обеспечения передачи информации для оборудования, установленного на БВС», — говорится в ее протоколе.

Кроме того, в покрытии сотовых сетей есть разрывы. Из-за особенностей их построения обеспечить устойчивую связи на высотах свыше 150–200 м будет проблематично, говорится в протоколе. По данным ассоциации «Аэронекст», 45% полетов дронов сейчас проходят на уровне до 200 м, тогда как наиболее востребованы высоты до 300 м.

Участники рынка и эксперты по-разному оценивают перспективы использования сотовой связи для навигации и полетов БАС (беспилотных авиасистем). В компании «Курсир» считают, что с точки зрения идентификации дронов это идеальное решение. Такого же мнения придерживаются и в «М-Индастриз» (разработчик беспилотных аэрокосмических систем с искусственным интеллектом).

Использование SIM-карт в дронах может решить проблему связи с внешним пилотом, считает гендиректор «М-Индастриз» Михаил Липатов.

— Представим ситуацию: диспетчер дает команду беспилотнику занять определенный эшелон в зоне аэропорта, личный помощник или цифровой пилот интерпретирует голосовую команду диспетчера в понятную дрону, и он ее выполняет. Или, например, специальным службам нужно быстро приземлить все находящиеся в зоне визита высокопоставленного гостя беспилотники. Одна команда — и все приземлились, — отметил он.

Но эксперты признают, что проблемы могут возникнуть в местах, где нет покрытия сотовой связью. Это отдаленные районы РФ и высоты более 150 м.

— Пока что сотовую связь можно использовать в качестве дополнительного резервного канала либо при уверенности, что во всем районе проведения работ есть полное покрытие на нужных высотах, — говорит заместитель гендиректора «Беспилотных систем» Вадим Кузнецов.

Он рассказал, что в 2021 году компания проводила эксперимент по мониторингу участка трассы М4 «Дон» на границе Московской и Тульской областей. Сотовая связь использовалась для сбора фото- и видеоданных с дрона. В результате выяснилось, что из участка в 100 км покрытие на высоте 200 м присутствовало только на 20% трассы.

Как пояснил «Известиям» замгендиректора «Геоскан» Андрей Грудев, сотовые сети подойдут скорее для использования БАС в качестве хобби: для передачи фото или видео, снятых дроном, или для управления им, но на высотах до 150 м. Если же речь идет о профессиональной коммерческой аэросъемке с уровня более чем 200–400 м, а также о применении БАС в регионах Сибири, Дальнего Востока, то операторы пока мало чем могут помочь эксплуатантам, заключает он.

В компании «Аэромакс» (принадлежит АФК «Система») рассказали, что сейчас GSM-связь используется в составе спутниковых трекеров для аварийного определения местоположения беспилотников в пространстве в качестве резервного канала информации. В дальнейшем планируется интеграция данных мультисимочных устройств совместно с данными спутников в состав бортового оборудования канала управления БАС, отметили в компании.

Беспилотное будущее

«Одна авария у беспилотного автомобиля происходит не чаще, чем четыре миллиона миль. Это очень большая дистанция, человек делает значительно больше ошибок. Одна авария на четыре миллиона километров – это очень хорошие показатели, очень низкие цифры», – подчеркнул автоэксперт Андрей Севастьянов.

Так почему же по улицам и дорогам до сих пор не ездят миллионы беспилотных автомобилей? Все дело в ответственности: кто виноват в аварии, если за рулем робот, – пассажир, хозяин автомобиля или производитель? Ответа на этот вопрос пока нет, но рано или поздно он найдется.

В сентябре 2021 года одна из крупнейших мировых исследовательских компаний опубликовала прогноз о развитии рынка беспилотных автомобилей. В нем говорится, что в 2024 году автономные транспортные средства по уровню безопасности станут равны человеку или даже превзойдут его. А к 2050-му людям вообще запретят ездить за рулем по дорогам общего пользования. Вождение автомобиля станет спортом, а не необходимостью.

Дроны в России хотят подключить к сотовым сетям

О самых невероятных достижениях прогресса, открытиях ученых, инновациях, способных изменить будущее человечества, смотрите в программе «Наука и техника» с ведущим Михаилом Борзенковым на РЕН ТВ.

Разведывательный дрон «Орлан-10»

Российские военные готовят к запуску «Орлан-10». Это разведывательный дрон. Небольшой бензиновый двигатель позволяет ему находится в воздухе до 18 часов. Шпионит «Десятка» на глубину до 200 километров.

Дрон работает в связке сразу с несколькими системами. Например, с самоходной артиллерийской установкой «Мста-С». Беспилотник обнаруживает расчеты вражеской техники и автоматически передает координаты на пульт оператора.

«Орлан» работает в команде с комплексом РЭБ «Леер». Он подавляет сотовую связь и блокирует мобильные устройства на расстоянии до 30 километров.

Дроны «Орлан2» – основой тактический беспилотных Вооруженных сил России. Часто он сопровождает технику и бойцов, чтобы выявлять подготовленные противником засады.

«Одним из основных преимуществ данного изделия является относительная дешевизна его производства, также длительность полета, потому что та энергетическая установка, которая используется, она не затратная и она имеет возможность действительно эффективного применения на довольно серьезные дистанции», – рассказал военный эксперт Александр Степанов.

Дроны в России хотят подключить к сотовым сетям

Как дроны используются в армии

Многие страны разрабатывают роевые технологии. США, например, недавно запустили 103 небольших дрона Perdix с самолетов F/A-18. Они весят несколько сотен граммов и выпускаются из диспенсеров, обычно используемых для сигнальных огней или отвлекающих вспышек. 3D-печатные дроны Perdix одноразовые и предназначены для подавления противовоздушной обороны противника, выступая в качестве приманки или глушителей.

ВМС США также нацелены на создание роя дронов, стоимость которых будет меньше, чем у ракеты. Они разрабатывают программное обеспечение, которое позволяет отделять часть роя для определенных миссий или подключать новые дроны к рою быстро и незаметно.

Использование дронов в армии поможет снизить человеческие жертвы

Другим игроком выступает Китай, долгое время являющийся лидером в области мелких беспилотников. Китайской компании DJI принадлежит около 70% мирового рынка, и теперь китайские военные видят, что можно сделать с помощью этих новых технологий. На декабрьской авиационно-космической выставке государственная компания CETC показала видео с участием 70 беспилотников, летающих одновременно. Дроны вылетели строем и «поучаствовали» в разведывательной операции. Такие беспилотники могут также осуществить массированную атаку на ракетную пусковую установку противника. Они атакуют со всех сторон одновременно, их слишком много, чтобы можно было от них защититься.

Возможно, самым амбициозным планом является проект Корпуса морской пехоты США. Он планирует создание первой волны дронов, которые будут использоваться на суше, на море и в воздухе для поиска людей на пляже, разведки, обнаружения позиций противника и возможного нападения. Рой также сможет обеспечить защиту от стай вражеских беспилотных самолетов. Чтобы исследовать этот вариант, Корпус создает стратегические игры, в которых рой сражается с роем.

Эти небольшие дроны могут быть шпионами и разведчиками. Агентство DARPA предусматривает, что у каждого пешего солдата будет свой собственный рой для разведки, особенно в городских районах и внутри зданий.

«Двести пятьдесят небольших воздушных летательных аппаратов смогут занять шесть городских кварталов», говорит Стивен Крамптон из Swarm Systems. Рой может потенциально самоорганизоваться в подрой для доставки полезной информации, например, об угрозе на позиции.

Может находиться в режиме свободной охоты 10 часов

В небо взмывает «Форпост». Дрон активно применяют в ходе СВО. Может находиться в режиме свободной охоты до 10 часов. То есть кружить над позициями противника и в нужной момент по команде оператора нанести удар.

Изначально «Форпост» создавали как разведывательный беспилотник, но со временем конструкторы наделили его и ударными возможностями.

«Грузоподъемность – порядка 100 кг полезной нагрузки, то есть это и либо ударные боеприпасы, либо разведывательная аппаратура в сумме, либо все это в комплексе», – рассказал эксперт Синюгин.

Где используются дроны

Сейчас технология роевых дронов находится в зачаточном состоянии. Но быстро развивается.

В теории рой сможет уничтожить любое существующее оружие и обеспечить достаточно точной огневой мощи, чтобы вызвать разрушения в крупных масштабах. Его влияние может превзойти появление пулемета: владеющий собственный роем дронов станет королем поля боя. Война будет выиграна тем, у кого будет больший и лучший рой.

Но поле боя не единственное место, где появятся рои. Фактически они однажды будут жить вместе с нами.

В долгосрочной перспективе, если исследователи из Гарвардского института Висса правы, небольшие роящиеся беспилотники станут такой же частью нашей среды, как насекомые. Их проект RoboBee подразумевает разработку крошечных дронов размером не больше скрепки и весом в десять граммов. Тысячи робопчел будут использоваться для мониторинга погоды, наблюдений или даже опыления растений, если потребуется.

Какие задачи могут выполнять БПЛА

Как мы уже сказали, основная задача беспилотников — авиаразведка. Однако в последнее время список задач, которые они способны решать, существенно расширился. Они способны наносить ракетно-бомбовые удары по наземным и морским целям, перехватывать воздушные цели, управлять огнем и указывать цели, ретранслировать данные и доставлять грузы.

Очевидно, этим списком перечень задач ограничен не будет. Как мы видим, возможности беспилотников постоянно расширяются. Именно поэтому многие эксперты называют их одним из наиболее перспективных видов оружия будущего.

Беспилотники, в отличие от самолетов, могут быть любого размера

Пожалуй, главное преимущество БПЛА — невысокая стоимость по сравнению с самолетами. Передовые ударные беспилотники стоят в пределах 5-7 миллионов долларов. На первый взгляд сумма колоссальная, но стоимость истребителя-бомбардировщика F-35 достигает 100 миллионов долларов. Но просто купить самолет недостаточно, чтобы его использовать. Еще необходимо обучить пилотов.

Конечно, оператора БПЛА тоже необходимо обучать, однако, как было сказано выше, многие действия современные беспилотники выполняют в автоматическом режиме. В частности, они могут сами взлетать и садиться. Поэтому процесс обучения пилотов гораздо более быстрый и дешевый.

Другое важное преимущество БПЛА — оператор при выполнении боевых задач не рискует собственной жизнью. БПЛА, в отличие от самолета, можно сделать любого размера, даже самого маленького, так как он не содержит кабину пилота. Кроме того, беспилотники не испытывают физиологических перегрузок, что позволяет выполнять любые маневры.

ВАЖНО! Всех наших читателей ждем на Яндекс.Дзен-канале, где мы публикуем важную и интересную информацию. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.

Этом достоинства БПЛА не ограничиваются. Время полета беспилотников не имеет ограничений, связанных с системой жизнеобеспечения летчика. Сейчас даже разрабатываются проекты беспосадочных БПЛА. Их полет может длиться в течение нескольких лет. Заряжаться они смогут от солнечной энергии.

Все это позволяет использовать БПЛА в тех ситуациях, когда применение авиации нецелесообразно или вообще невозможно. В частности, их часто используют в рискованных операциях. Ведь потерять беспилотник не так страшно, как дорогостоящий самолет и пилота.

Американские дроны-камикадзе Switchblade

Большегруз-беспилотник

Начать переживать по поводу работы стоит и водителям-дальнобойщикам. Грузовик, который несет дроны, – именно так рекламировали свой большегруз-беспилотник шведские автопроизводители.

Про Юнармию:  Россия лишь на 9-м месте

«Некоторые спрашивали: «Зачем летать на грузовике с двумя тысячами дронов? Знаете, если вы хотите создавать будущее, вам нужны действительно смелые идеи. И мы используем наши знания и технологии, чтобы сделать то, что кажется невозможным», – заявил член совета директоров компании по производству транспорта Хенрик Хенрикссон.

Конечно, летающий тягач – это шутка. Но насчет беспилотного грузовика шведы не шутили. В феврале 2021 года огромный беспилотник с полной загрузкой проехал первые километры по оживленной автостраде.

Дроны в России хотят подключить к сотовым сетям

Правда полностью избавиться от водителя шведам не удалось – в кабине находился испытатель, который контролировал работу систем. Водитель американского многотонного грузовика TuSimple, что переводится как «легко и просто», тоже лишь имитирует вождение. Длинномерная фура безупречно проходит нерегулируемый перекресток, идеально вписывается в поворот, а главное, 1530 тестовых километров до Оклахома-Сити она преодолела за 14 часов. При этом дальнобойщики тратят на этот путь не меньше суток.

«Все дело в скорости реакции. Наша уникальная технология работает так, что задержка сигнала от внешних камер до операционной системы машины составляет всего две миллисекунды – на порядок быстрее, чем сигнал идет от человеческого глаза до мозга», – пояснил руководитель отдела проекта «Легко и просто» Конрад Миллер.

На сегодняшний день эти полторы тысячи километров – самый длинный путь, который за один перегон прошел автономный грузовик. Многие американские компании уже заявили о желании приобрести TuSimple. Вот только легко и просто заменить беспилотником живых водителей не выйдет. В США, как и в остальных странах мира, запрещено полностью автономное вождение. За рулем любого автомобиля должен находиться человек – на случай ЧП.

Дроны в России хотят подключить к сотовым сетям

Спрос и предложения

Правительство готовит параметры госзаказа на гражданские воздушные беспилотники до 2030 года. Они должны быть сформированы до 1 апреля, сообщил «Известиям» источник, знакомый с подготовкой документа.

Сформировать такой госзаказ поручил президент РФ Владимир Путин в декабре 2022 года, говорится на сайте Кремля. Согласно тексту поручения, проект призван удовлетворить потребности в дронах у федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций, госкомпаний и хозяйственных обществ с долей участия государства в капитале более 50%.

Спрос у этих структур предварительно оценивается в порядка 100 тыс. экземпляров беспилотных авиационных систем (БАС), рассказал источник, знакомый с подготовкой программы. Представитель Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), которая будет участвовать в проекте, оценил спрос только на ближайшие три года в 8 тыс. единиц.

— Согласно проведенному анализу рынка, мы оцениваем спрос на БПЛА, который станет основой формирования госзаказа, на ближайшие три года в объеме не менее 8 тыс. единиц беспилотников разных классов и типов для выполнения авиационных работ гражданского назначения. Их общая стоимость оценивается свыше 50 млрд рублей, — сообщил представитель ГТЛК.

В Минпромторге «Известиям» рассказали, что точные параметры госзаказа будут определены к апрелю, а предварительный спрос только на тяжелые беспилотники составляет более 1 тыс. единиц. Оценка же потребностей федеральных и региональных заказчиков говорит о потенциале кратного увеличения прогнозных объемов, в основном за счет легких и средних БАС.

— Для финансирования программы планируется использование средств заказчиков — госкорпораций и частных компаний, федеральных и региональных органов власти. Особое внимание будет уделено приоритизации стимулирования спроса на БАС и соответствующие услуги в рамках действующего портфеля поддержки, — сообщил «Известиям» замглавы ведомства Василий Осьмаков.

По его словам, в программе госзаказа планируется участие максимально широкого круга как разработчиков, так и производителей. В их числе «Геоскан», «Аэромакс», «Финко», «Птеро», ЛМТ, «Миль и Камов», «Радар ммс», «ВР-Технологии», «Аэроглоуб» и множество других компаний. Часть из них уже серийно выпускает такие системы, уточнил он.

В пресс-службе Минпромторга также отметили, что в ведомство поступали инициативы по использованию и средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). В их использовании, в частности для создания производств тяжелых БАС, есть логика, уточнили в министерстве. Представитель ГТЛК добавил, что источники финансирования пока не определены, как и объемы необходимых инвестиций со стороны государства. Но господдержка будет оказана сразу по нескольким направлениям — стимулирование спроса на услуги с использованием БАС, поддержка производителей и компаний-эксплуатантов.

Инвестиции в проекты создания гражданских дронов потенциально могут быть предоставлены и корпорацией ВЭБ.РФ, сообщил «Известиям» ее представитель, при условии нормативного закрепления правил поддержки высокотехнологических компаний на уровне правительства, то есть после утверждения постановления правительства о «праве на риск».

В секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова рассказали «Известиям», что в течение ближайших двух недель планируется проанализировать информацию от профильных ведомств и обсудить ее с крупнейшими заказчиками со стороны бизнес-сообщества. Такой анализ, по словам представителя вице-премьера, станет отправной точкой для параметров разрабатываемого национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем.

— Планируется, что госзаказ на развитие беспилотников будет обновляться ежегодно — заказчики будут лучше понимать возможности БАС, и, соответственно, спрос будет увеличиваться, — сообщила представитель Андрея Белоусова.

Боевые квадрокоптеры

Квадрокоптеры — это, пожалуй, самый распространенный в армии вид БПЛА, так как представляют собой наиболее простые и дешевые устройства. Кроме того, они обладают рядом других преимуществ, таких как высокая маневренность, быстрый запуск, удобство и легкость в управлении.

Стандартная компоновка квадрокоптера подразумевает четыре электродвигателя и четыре пропеллера, которые они раскручивают. Два винта вращаются по часовой стрелке, и еще два винта — против часовой. За счет вращения винтов и обеспечивается подъемная тяга.

В плане аэродинамики коптеры сами по себе являются абсолютно нестабильными, так как у них нет крыльев. Поэтому за стабильность полета отвечает компьютер, который стабилизирует положение летательного средства путем изменения частоты вращения винтов.

Ударный турецкий квадрокоптер, оснащенный пулеметом

Квадрокоптеры могут зависать в одной точке, совершать разворот и выполнять другие маневры. Для движения вперед, передние моторы снижают частоту, чтобы коптер накренился, при этом задние ускоряют частоту, обеспечивая тем самым необходимую тягу.

Надо сказать, что кроме квадрокоптеров существуют гексакоптеры, которые имеют шесть винтов и, соответственно, шесть электромоторов. А самые сложные модели могут иметь 8 винтов. Последние отличаются высокой грузоподъемностью, что позволяет их использовать для доставки грузов грузы. В настоящее время разрабатываются модели, которые смогут дажн эвакуировать раненых.

Но чаще всего коптеры используют в качестве разведывательного средства. Также могут быть оборудованы стрелковым вооружением или легкими гранатометами для уничтожения живой силы противника и техники. Некоторые виды могут нести на борту легкие бомбы для нанесения точных ударов. К примеру, в Польше разработали квадрокоптер-камикадзе Dragon Fly. Иногда военные используют даже самые обычные бытовые коптеры и оснащают их механизмом атаки противника минами или гранатами.

Польский квадрокоптер-камикадзе Dragon Fly

Серьезной проблемой, с которой сталкиваются производители военных коптеров — создание высокоточных систем прицеливания, а также оптических систем. Но проблема, наверняка, в ближайшее время будет решена, что повысит их эффективность как боевого оружия.

Медицинский беспилотник

Даже в беспилотнике, который курсирует лишь по территории Первой Градской больницы в Москве, всегда сидит водитель.

«Он ежедневно совершает поездки между корпусами, собирает анализы от ковидных больных. Медсестра уже знает, что в четкое время приедет беспилотник, она ставит туда контейнер, и он уезжает в лабораторию», – рассказал директор НИИ «Мостранспроект», президент Международного союза общественного транспорта Александр Поляков.

Счет на тысячи

Гражданские беспилотники в России сегодня выпускают многие компании, но чаще всего это опытные или экспериментальные образцы, рассказал основатель сервиса по обеспечению безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков. Для массового использования в коммерческой эксплуатации такие модели непригодны.

— Необходимо сначала наладить регулирование для легализации коммерческого применения БАС в РФ. Это даст смысл отрасли, рынку разворачивать серийное производство этих систем, — объясняет Андрей Патраков.

Пока же применение дронов в коммерции ограничено именно регуляторикой, добавляет он.

Но некоторые компании продвинулись в производстве БАС дальше остальных. Среди них эксперты рынка называют, например, частную петербургскую организацию «Геоскан», которая мелкосерийно производит несколько типов дронов и квадрокоптеров.

— Мы надеемся, что будем участвовать в исполнении госзаказа. Мы произвели и поставили уже 15 тыс. беспилотников за 10 лет существования компании, — сообщил «Известиям» ее владелец Алексей Семенов.

План поставок на этот год — около 5 тыс. дронов, добавил он. В основном эти аппараты предназначены для образовательных целей, различных шоу и аэрофотосъемки. Спрос на профессиональные БАС (не предназначенные для обычных пользователей) для нужд только сельского хозяйства оценивается в 50 тыс. штук, для мониторинга (над стройками, другими инфраструктурными объектами, для кадастровых работ) — порядка 10–20 тыс. штук, рассказал Алексей Семенов.

Кроме «Геоскана» гражданские беспилотники в РФ производят «Аэромакс» (принадлежит АФК «Системе», выпускает как грузовые вертолеты взлетной массой свыше 300 кг, так и легкую технику), компания «Транспорт будущего» (входит в ГК «ЭФКО»), концерн «Алмаз-Антей» (запустил серию прошлой осенью, до конца 2022 года планировалось выпустить тысячу БАС), ОАК, «Вертолеты России», «Агримакс.Аэро» и другие.

При этом в стране пока сертифицирована только одна модель — это БАС-200, беспилотник вертолетного типа, который может перевозить 50 кг груза и летать на расстояние до 430 км. Его разработчик и изготовитель — национальный центр вертолетостроения «Миль и Камов» холдинга «Вертолеты России». Легкие дроны до 30 кг не требуют сертификации, а только постановки на учет в Росавиации.

Планы участвовать в госзаказе «Известиям» подтвердили в «Аэромаксе», «Агримакс.Аэро», «Транспорте будущего» и «Вертолетах России». В последнем холдинге добавили, что сегодня готовятся запустить серийное производство БАС-200 на базе Кумертауского авиационного производственного предприятия (КумАПП) в Башкирии.

— Заказчиками наших дронов будут как централизованные компании-эксплуатанты, создаваемые сейчас с участием госструктур, так и подведомственные организации Минсельхоза и регионов, а также аграрные вузы, которым подобные комплексы необходимы для подготовки специалистов, — сообщил представитель производителя дронов-опрыскивателей «Агримакс.Аэро».

Сейчас беспилотники производятся под заказ собственной, внутренней службы эксплуатации этой компании и для других покупателей, уточнили в «Агримакс». Производить больше дронов «на склад» пока нет возможности из-за ограниченности доступа инновационных компаний к финансовым ресурсам, добавили там.

Гендиректор «Транспорта будущего» Юрий Козаренко отметил, что его компания ежемесячно производит по несколько образцов каждого типа (включая БАС 700 кг) для испытаний, тестирования и сертификации. Параллельно компания работает над созданием материальных активов для запуска серийного производства.

В ГТЛК видят на российском рынке около 10–12 ключевых производителей, которые уже создают дроны серийно в разных классах и сегментах. Еще не менее 10 компаний имеют серьезный потенциал, сообщили в компании.

Военные беспилотники

Во-первых, на поле боя они могли бы превзойти оружие и технологии, которые военные использовали десятилетиями. Подумайте вот о чем: в переполненном городе группы крошечных квадрокоптеров могли бы собираться для шпионажа. Танковые батальоны будут захвачены миниатюрными беспилотными снайперами, нападающими со всех сторон одновременно. В море тысячи мелких трутней могут налететь на военный корабль и атаковать его; многие могут быть сбиты, но другие останутся, уничтожат радар и оставят корабль беззащитным.

У роя нет вождя или командира; рой — это самоорганизующаяся система, в которой все элементы равны. Роение позволяет беспилотным летательным аппаратам эффективно проводить рекогносцировку на местности или летать вместе, не сталкиваясь. И нужен только один оператор, чтобы контролировать весь рой сразу.

Рой неумолим. Одна ракета может сбить беспилотник, но рой может потерять десятки членов и продолжать движение. Воздушная оборона с ограниченным запасом ракет может быть перегружена достаточным количеством противников.

Рой беспилотников может стать оружием будущего

Вскоре беспилотники будут роиться и во многих других ситуациях, от рок-концертов до скотных дворов.

Дроны будущего

В начале этого года 300 беспилотников собрались в американский флаг на шоу Леди Гаги, чтобы осветить ночное небо. Intel продвигает свои рои Shooting Star в качестве альтернативы фейерверкам. Китайская компания eHang установила рекорд самого большого роя в захватывающем новогоднем шоу, в котором 1000 дронов сформировали карту Китая и китайский символ благословения.

Рой сможет дешево и быстро проверять трубопроводы, дымоходы, линии электропередач и промышленные установки.

Рои беспилотников могут даже поселиться на ферме. Они могут находить болезни растений и помогать в распределении воды или же распылять пестициды в нужные места, работая кооперативно и покрывая большие площади в сжатые сроки.

Николаос Папаниколопулос из Центра распределенной робототехники при Университете Миннесоты работает над беспилотниками на солнечных батареях, которые будут работать вместе, чтобы обследовать большие участки сельхозугодий по низкой цене.

«В их задачах будет быстрое обнаружение нехватки азота, заболеваний растений и правильное управление водными ресурсами», говорит Папаниколопулос.

Американские аэропорты оборудуют системами отслеживания дронов

Оцените статью
ЮнАрмия