Чётко и по делу, разберёмся, что такое 100, 200, 300, 400, 500 на войне. Такие обозначения определяются как специальные термины для кодировки типов перевозимых грузов военного назначения.
Эти условные кодирования применяются в оперативных разговорах между военными и представителями специальных служб. Часть этих названий более знакома: обычно мы часто слышим «двухсотый» и «трёхсотый на войне». Некоторые номерные маркеры грузов не так активно вошли в обиход. Они оказываются меньше на слуху из-за ограниченного употребления среди гражданских лиц и в средствах массовой информации.
- Что означает груз 100?
- Кто такие двухсотые?
- Кто такие трёхсотые на войне?
- Кто такие четырёхсотые на войне?
- Кто такие пятисотые на войне?
- Кто такие 600 на войне?
- Что такое «шелом»? А «шишак»?
- Цели системы — воспитать однотипных людей
- Патриотизм с первого класса
- Что произошло
- Как будет выглядеть НВП
- Как НВП выглядела раньше
- Мнения о возвращении НВП
- Родом из Древней Руси
- Кто первым?
- Война без сапог
- Тактические знаки
- Что значит буква О на военной технике русских солдат на Украине
- Буква О на технике военных была всегда
- Буква О на танках и машинах — значит «Отважные»
Что означает груз 100?
Термин «груз 100» – так называется транспортировка боеприпасов. Стрелковые, артиллерийские, авиационные, инженерные, морские боевые припасы, как компоненты вооружений и военной техники для выполнения специальных военных задач, перевозятся разными видами транспорта. При передвижении транспорт с боеприпасами маркируется, охраняется и контролируется по особым правилам.
Кто такие двухсотые?
Термин «груз 200» – что это означает, мы узнали во времена афганского военного конфликта. Такое обозначение используется в отношении безвозвратных человеческих потерь во время военных действий. Так обозначают количество тех, кто погиб в боевых действиях или умер от ранений во время войны.
История появления термина «груз 200» или как его начали называть «двухсотый груз», часто сокращая до просто «двухсотый», началась в 80-е годы, когда из Афганистана в СССР начали поступать погибшие солдаты и офицеры. В 1984 году Минобороны СССР утвердило нормативы воинских перевозок. В специальном Руководстве было указано, что перевозка военным авиационным транспортом гроба с погибшим военнослужащим от пункта загрузки до пункта назначения сопровождается выдачей багажного талона на 200 кг.
Тело умершего для этого помещали в деревянный гроб, затем в оцинкованный. Цинковый гроб транспортируется в сколоченных деревянных ящиках.
Есть ещё пара версий появления названия «груз 200». Одна из них связана с номером одного из приказов Минобороны СССР, другая — с номером формы бланка на перевозку.
Одновременно при доставке гроба с телом погибшего военного по железной дороге был предусмотрен талон на 300 кг. Однако, к маркировке «груз 300» или «трёхсотый» в современном понимании этот факт отношения не имеет.
Кто такие трёхсотые на войне?
Термин «груз 300» – что это значит сегодня, и кто такие «трёхсотые» на войне. Сегодня кодом «груз 300» принято обозначать раненых в местах проведения военных операций. Обычно транспорт с «трёхсотыми» отправляется непосредственно в места лечения и реабилитации раненых солдат и офицеров.
Таким образом, обозначение «трёхсотый» – это военнослужащий, который получил ранение и был вывезен из мест боевых действий.
Кто такие четырёхсотые на войне?
Если термины «двухсотый» и «трёхсотый» понятны не только военным, но и многим гражданским, то что такое «четырёхсотый» на войне, известно не каждому. Кодом «груз 400» обозначают раненых, которые получили контузию в бою.
Выделение контуженых раненых в отдельную группу обусловлено тяжестью полученного увечья. Название «контузия» происходит от латинского слова, означающего «ушиб». В боевых условиях контузию чаще всего вызывает взрывная воздушная волна, при которой меняются термодинамические условия окружающей среды — температура, плотность, давление. При контузии может произойти поражение как отдельных участков тела, так и всего тела целиком. Степень последствий для человека зависит от степени поражения организма взрывной волной. Военным, пострадавшим от контузии, необходима экстренная медицинская помощь и максимальный покой при транспортировке.
Кто такие пятисотые на войне?
В большинстве случаев, в формулировку кто такие 500 на войне, будут входить вопросы совести, долга и чести.
В последнее время появилось ещё одно закодированное понятие «пятисотые на войне». В военном лексиконе 500-е являются отказниками, которым по уставу, приказу или контракту положено находиться в местах боевых действий. При этом военный (контрактник) отказывается ехать в «горячую точку» и разрывает контракт. Пятисотыми также иногда называют дезертиров, предателей и просто трусов из числа военнообязанных, покидающих места, где ведутся боевые действия.
Существует версия, что до последнего времени «грузом 500» военные обозначали перевозимые лекарства и медицинские препараты.
Кто такие 600 на войне?
Чаще всего понятие «груз 600» у военных используется для обозначения транспортировки военнопленных. Военнопленные солдаты перевозятся на специальном транспорте, с обязательной охраной и соблюдением всех прописанных норм.
Некоторые источники настаивают, что «шестисотые» в армии — это не раненые и не убитые, а сильно пьяные товарищи, которые не рассчитали с количеством спиртного и для боевой работы некоторое время не годятся. Однако, есть информация, что неофициально, в разговорах, подобный, не боевой тип груза имеет другой номер — 150.
Существует ещё груз 700 и 800. Маркировка «груз 700» присваивается важным и материально ценным грузам, которые перевозятся из или в зону проведения военных действий. Под это обозначение попадают, например, произведения искусства, ценные металлы и денежные средства.
Код «груз 800» относится к особым видам перевозимого вооружения. Восьмисотым грузом могут быть разные виды отравляющих веществ, химическое и бактериологическое оружие, различные виды вооружений массового поражения. Каждое действие с таким грузом находится на особом контроле при оформлении и транспортировке.
Что такое «шелом»? А «шишак»?
Ищем ответ в «Слове о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» на уроках литературы проходят в седьмом классе. Но в поэме есть много слов, которые не сможет понять и уже довольно взрослый человек. Вспоминаем сразу два таких слова: «шелом» и «шишак».
Где ты ни проскачешь, тур, шеломом
Золотым посвечивая, там
Шишаки земель аварских с громом
Падают, разбиты пополам.
Шелом — это русский средневековый шлем, отличительной чертой которого была высокая сфероконическая форма. До того как стать фирменным знаком русских богатырей, такие шлемы, отлитые или выкованные из бронзы, использовали воины Ассирии в III тысячелетии до нашей эры.
Шишак — это шлем круглой формы с высоким навершием (что-то вроде антенны на макушке). Наибольшее распространение в русском войске шишаки получили в XVI веке, а в XVII форма этих шлемов изменилась на металлические наголовья западноевропейского образца.
Ещё больше весёлых и полезных карточек о русском языке — в «Грамотности» на «Меле» во «ВКонтакте». Подписывайтесь, чтобы всегда говорить и писать правильно!
Материалы, которые создаются силами дружной редакции «Мела»
Вы спрашиваете – «Мел» отвечает! Задавайте свои вопросы в наших сообществах во «ВКонтакте» и «Одноклассниках», а мы найдём того, кто сможет на них ответить.
В конце 10-го класса у многих школьников проходят военные сборы. Они призваны дать начальную военную подготовку и воспитать «чувство патриотизма». Наш блогер, одиннадцатиклассник Руслан Бабаев, побывал на этих сборах и поделился своими впечатлениями.
Цели системы — воспитать однотипных людей
Ещё с начальных классов я замечал, что многие вещи, происходящие в школе, не поддаются здравому смыслу. Практически всё — от уроков до обеда в школьной столовой — направлено на подавление индивидуальности и воспитание покорности. В школе за нас уже всё решено: какие предметы мы будем изучать, за какими партами сидеть, какую одежду носить.
Когда дети приходят в школу, первое, что им говорят: «Слушайся учителя». И сначала, кажется, что так и должно быть, ведь хороший преподаватель должен воспитывать ребёнка, для этого послушание просто необходимо. Но всё меняется, когда послушание становится покорностью. На протяжении дня от учеников требуется выполнение заданий и указов преподавателя, и неважно, будет это адекватный человек или псих.
У школьников нет выбора, ведь цель школьной системы — воспитать однотипных людей, готовых выполнять любые приказы и не имеющих способности свободно мыслить. Это прослеживается в каждой мелочи: выполнение заданий по заданному алгоритму, одинаковое оценивание совершенно разных людей на уроках, бесполезные требования по оформлению тетради, явное пренебрежение талантами и особенностями каждого человека.
Патриотизм с первого класса
В России все мужчины обязаны отслужить 1 год. Но это не значит, что в остальное время в стране отсутствует военное воспитание. С малых лет людей готовят к службе в армии. В школе, с самого первого класса, на физкультуре построение в начале урока уж очень напоминает военный строй: все эти «налеее-во», «крууу-гом», маршировка. А большинство мероприятий и конкурсов, проходящих в нашей школе, связаны с войной. Это даже не говоря про ОБЖ, в программу которого входит военная подготовка.
2020 год. Коронавирус. Военные сборы не отменили, просто провели в другом формате
Видимо, военная подготовка несовершеннолетних важнее, чем их здоровье. Придя на военные сборы, мы узнали, что каждый день будем петь гимн России.
На первом уроке мы изучали погоны (видимо, очень важную вещь для каждого человека). Потом нам принесли автомат, вернее — его реалистичную модель. Всех заставили разбирать и собирать его на время. Зачем? Видимо, чтобы отбиваться от внешних врагов с НАТО. Для чего ещё школьникам вручают в руки оружие (неважно, настоящее оно или нет)? Затем мы надевали противогаз и ОЗК. Последние уроки были посвящены маршировке.
Как думаете, нормально ли такое давать несовершеннолетним школьникам?
Никто не спрашивал нас, хотим мы что-то делать или нет. А если среди нас есть пацифисты или люди, которым это запрещает религия? На сборах был 21 урок и 11 зачётов. То есть почти половину времени мы только сдавали нормативы.
Что из этого может выйти? После многих лет учёбы становится понятно, что вся эта военная подготовка не приведёт ни к чему хорошему. Она воспитывает только жестокость и покорность. Для чего нужна военная подготовка? В мире, где нет явной угрозы войны?
Сейчас есть и другие проблемы! Глобальное потепление, например. Кажется, стоит обратить внимание на них, а не сражаться с выдуманными врагами. После случаев стрельбы в школах макеты оружия и так называемая «военная подготовка» выглядят глупо и даже угрожающе.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может на совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock / jumpingsack
Со следующего года старшеклассники в России будут проходить курс начальной военной подготовки — как в СССР. Инициативу уже поддержали Госдума, Минобороны и Минпросвещения — в последнем заявили, что предмет будет обязательным.
Что произошло
9 ноября министр просвещения Кравцов заявил, что курс по начальной военной подготовке появится в школах со следующего учебного года. Об этом пишет РБК. «Курс будет уже со следующего года в школах. Сейчас он действительно готовится. До 1 января мы его подготовим, затем пройдет апробация, и школы со следующего года могут в своей работе использовать», — сказал Кравцов на пресс-конференции. Его цитату приводит издание «Коммерсантъ».
Вернуть в школы начальную военную подготовку предложил руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. Он рассказал «Известиям», что этот курс стал особенно актуален «с началом проведения специальной военной операции»: «Даже многие добровольцы не имеют необходимого опыта для участия в боевых действиях. Введение такого предмета в школах позволит провести планомерную подготовку граждан к возможному противостоянию с врагом».
Минобороны поддержало идею ввести НВП в расписание школ и профтехучилищ. Об этом со ссылкой на письмо замминистра обороны Валерия Герасимова Сергею Миронову написали «Известия».
Как будет выглядеть НВП
Сначала говорилось, что занятия по НВП будут введены в старших классах всех российских школ в рамках внеурочной деятельности, об этом писало в том числе издание «Подъем». Однако позже телеграм-канал Минпросвещения «Большая перемена» со ссылкой на министра Сергея Кравцова пояснил: курс будет обязательным, в рамках предмета ОБЖ.
Первый замглавы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова сообщила РИА «Новости», что на этих уроках школьников научат обращаться с автоматом Калашникова, оказывать первую медицинскую помощь, пользоваться средствами индивидуальной защиты и «создавать сооружения для защиты личного состава и укрытий для боевой техники». Ее слова приводит телеграм-канал Минпросвещения «Большая перемена».
В проекте приказа Минпросвещения указано, что старшеклассники также изучат принципы действия гранат Ф-1 и РГД-5. Школьникам также расскажут про инфекционные заболевания, их профилактику, биолого-социальные чрезвычайные ситуации, а также правила профилактики коронавируса.
Политик Сергей Миронов считает, что военная подготовка должна включать технический аспект (тактика военных действий, огневая подготовка, основы военной медицины) и психологический. Об этом он сообщил журналистам «Известий». По его мнению, преподавать НВП должны люди «с боевым опытом»: ветераны боевых действий и сотрудники силовых структур.
Минобороны рекомендует провести профессиональную переподготовку преподавателей НВП, которые вели этот курс раньше. Если учителей будет недостаточно, ведомство предлагает набрать их из людей, ранее проходивших военную службу по контракту на офицерских должностях. Приоритет в таком случае будет отдаваться участникам боевых действий. Замминистр обороны Герасимов считает, что НВП нужно преподавать ученикам 10–11-х классов. Соответствующий курс должен длиться не менее 140 часов.
Как НВП выглядела раньше
НВП появилась в советских школах в 1967 году. Тогда допризывная подготовка стала отдельным предметом для старшеклассников в средних школах и учащихся учреждений среднего специального образования. За НВП ставили оценки, на уроки ходили и мальчики, и девочки. Школьники проходили строевую и огневую подготовку — учились маршировать, собирать и разбирать автомат Калашникова, изучали модели ручных гранат. Дети также учились оказывать первую медицинскую помощь раненым, ориентироваться на местности, оборудовать окопы и траншеи. На НВП были в том числе и теоретические модули. На них старшеклассникам рассказывали теорию ведения боя, знакомили с уставом и индивидуальными средствами защиты от оружия массового поражения. В конце курса десятиклассников могли вывозить на учебные сборы в воинские части.
В октябре 1990 года НВП как самостоятельный курс отменили. Некоторые материалы дисциплины распределили между ОБЖ и физкультурой. Подробнее о том, как выглядела НВП в XX веке, можно прочитать в одном из наших материалов.
Мнения о возвращении НВП
Летом 2022 года, когда в Заксобрании Санкт-Петербурга возникла идея вернуть в школы НВП, участницы женского общественно-политического движения «Мягкая сила» выступили против этой инициативы. Общественницы аргументировали это так:
«Мы считаем, что детям нужно прививать гуманизм, а не милитаризм. Нужно уметь договариваться с людьми, а не показывать свою физическую силу и бряцать оружием. Начальная военная подготовка негативно скажется на развитии наших детей: они будут думать, что насилие — это хорошо и это единственный выход из различных ситуаций».
При этом ряд чиновников, как уже было сказано выше, инициативу поддерживают. Издание 360tv.ru цитирует, например, депутата Госдумы Виталия Милонова, который одобряет введение таких занятий в школах и считает, что предмет будет интересен детям, «когда это будет облечено в какую-то игровую форму, развлекательную, состязательную».
Фото на обложке: Al More / shutterstock / fotodom
Для многих наших читателей слово «обмотки» совсем ничего не означает, разве что у особенно продвинутых будет ассоциация с электротехнической обмоткой. Но ведь совсем недавно обмотками называли полоски ткани, солдаты использовали эти «бинты» для защиты ног от ступней до колен. Эти самые обмотки входили в обмундирование не только наших военных, но и солдат других стран.
Родом из Древней Руси
С уверенностью сказать, что обмотки – это ноу-хау русского народа, нельзя. Другие народы тоже использовали подобные защитные ленты для ног. В наших краях обмотки начали использовать еще в Древней Руси, называли их онучами. Сергей Ожегов в своем «Толковом словаре» описывал онучи как длинные широкие полосы ткани, которые наши предки наматывали на ноги перед тем, как обуться в лапти. Очень часто ими заматывали не только голень, но и стопу. Онучи были своеобразными портянками и прекрасными заменителями носков и чулок. Летом русские люди могли вообще обходиться только онучами, подошвы которых смазывали дегтем, что придавало им определенную твердость. Онучи хорошо предохраняли ноги от повреждений, укусов насекомых. Естественно, онучи были одеждой простых людей, а сапоги, да еще с высоким голенищем, были доступны только богатым людям. По тому, во что был обут человек, сразу определялось его место в обществе.
Обувь для солдата имеет не меньшее значение, чем вся остальная амуниция и питание. Представьте себе голодную и разутую армию, – вряд ли это армия победителей. А если она сыта и хорошо обута, – это уже заявка на великие свершения.
Первыми, кто обул армию во что-то, очень похожее на современные сапоги, стали римляне. Они обули своих солдат в калиги (caligae – «сапог»). Обувка на толстой кожаной подошве помогла римским легионам завоевать полмира. Время вносило свои изменения в форму римских калиг, и они быстро превратились в разные виды сапог, в которых было удобно сидеть верхом на лошади и совершать длительные пешие походы. К концу XVIII века почти во всех армиях мира основной обувью вооруженных сил стали сапоги. И если в России предпочтение отдавали ботфортам и полусапожкам из мягкой кожи, которые пришли на смену пехотным башмакам с пряжками, то в Европе завоевали популярность «гессенские» сапоги. Эти сапоги на низком каблуке и со скругленным носом закрывали ногу почти до колена и были очень удобными для повседневной носки.
Постепенно с развитием производства сапоги стали дешеветь, они становились более доступными, и онучи стали отходить на второй план. Правда, в далеких от цивилизации краях онучи еще долго были основной обувью крестьян. Вновь об обмотках вспомнили в начале XX века. Участившиеся военные конфликты и рост численности армий способствовали тому, что солдатские сапоги вновь стали дорожать. Альтернативой для них стали короткие ботинки, для производства которых требовалось меньше материала, и оно было менее затратным.
Кто первым?
То, что мы с вами понимаем под обмотками, а именно обматывание ноги длинными и узкими полосками ткани для лучшей фиксации и защиты, стали практиковать солдаты Британской Ост-Индской компании уже во второй половине XVIII века. Именно они назвали это действие обмоткой, а переняли его у жителей Гималаев – бесстрашных и непобедимых гуркхов. Мы недавно рассказывали, как этих непобедимых воинов с легкостью победили русские солдаты при защите Севастополя в 1855 году в статье «Отвага против бесстрашия: как русские не сдали бастион гуркхам».
Но вернемся к обуви. Британцы решили, что это будет качественным и недорогим заменителем сапог. Дальше можно говорить о победном шествии обмоток по другим армиям мира – вплоть до русской и советской. В японской армии обмотки так и оставались основной обувью вплоть до 1945 года. Но все-таки, надо признаться и констатировать, что других преимуществ у обмоток, кроме легкодоступности и дешевизны, и не найти. Даже не очень просвещенные читатели знают, что фронт – это не самое гигиеническое место. Грязные обмотки приводили к разным кожным заболеваниям, а из-за жесткой фиксации кровоток в ногах нарушался, многие солдаты страдали от варикозного расширения вен, затянутые лентами ноги отекали и к концу дня превращались в онемевшие «колоды». Обмотки слабо защищали от механических повреждений, а от ледяной воды и подавно. Но вот автор книги «Окопная правда войны» Олег Смыслов пишет, что ботинки с обмотками оказывались удобней на длинных маршах пехоты. Они были намного легче, чем сапоги с налипшей грязью, которые иногда даже оторвать от земли было невозможно. Все познается в сравнении. Мне не удалось поносить ботинки с обмотками, когда я пришел служить, для солдат были предназначены традиционные кирзачи, а ботинки можно было носить только в увольнении и только с носками, без всяких обмоток. И еще одно наблюдение: ботинки с обмотками за 45 секунд не наденешь, а в современной войне сэкономленные минуты могут спасти целую армию.
Война без сапог
Русского солдата представить без сапог практически невозможно. Здесь еще воду подливают разные доброжелатели от истории, когда начинают говорить о якобы агрессии русской армии, о растоптанных русским сапожищем европейских землях. Да, русские сапоги действительно смогли потоптать улицы Парижа, Берлина, Варшавы и многих других стран. Но все забывают, что марши эти происходили не по приглашению и не за добычей, они всегда были ответом на агрессивные, захватнические действия. Сначала к нам приходили с мечом, а потом уже наступали грустные последствия для захватчиков.
Первая мировая война сместила приоритеты. Армии большинства стран успели переобуться в ботинки с обмотками. Россия смогла продержаться целый год, и солдатский сапог «запросил каши». Генерал-лейтенант Николай Головин писал, что осенью 1915 года в Галиции «русская пехота потеряла свои сапоги». Несколько пеших переходов по непролазной грязи привели к катастрофе. Пехота оказалась босая, и такое положение продолжалось два месяца. Уже в эмиграции он писал, что такого острого кризиса в снабжении обувью не было никогда. Солдаты оборачивали ноги мешками и вместо сапог в войска привозили возы лаптей. Враг насмехался над всей русской армией.
Пытаясь выйти из обувного кризиса, начали шить сапоги с укороченными голенищами, а потом и вообще пришло распоряжение выдавать ботинки с обмотками и «парусиновые сапоги», то есть с голенищами из брезента.
Самое интересное, что подобный опыт у русских солдат уже имелся. Во время русско-турецкой войны 1877-78 годов в Болгарии. Там практиковались кожаные лапти «опанки», которые солдаты использовали в бытовых нуждах. В начале войны пехотная дивизия была переброшена в Галицию и при нехватке обуви стала делать для солдат такие «опанки». В других частях стали делать подобную обувь только на кавказский манер. В 1915 году кожаные лапти были распространены по всему фронту. Понимая, что с такой проблемой самим не справиться, царское правительство обратилось за помощью к союзникам. Вместе с винтовками они запросили 3 млн пар сапог и 3600 пудов подошвенной кожи. Для армии даже попытались приспособить резиновые сапоги, но по гигиеническим соображениям от них все же отказались.
Обувь пытались купить по всему миру, но основные заказы были размещены в Англии и США. Сказать, что с обувью были проблемы только у России, не совсем верно. Обуви не хватало всем. Вот и пришлось большинству солдат воюющих держав к 1916 году перейти на оптимальную для тех условий военную обувь – кожаные ботинки с матерчатыми обмотками.
Революция 1917 года ничего не изменила в вопросах обуви для армии. Красная Армия продолжала донашивать все, что осталось от царской армии. Только в 1928 году в РККА было принято решение отменить ботинки с обмотками, но уже в 1938 году их ввели заново «на правах временного обмундирования и до укомплектования частей штатными сапогами». Все временное еще долго оставалось постоянным. И только когда промышленность смогла перейти на производство сапог из кожзаменителя (кирза), сапоги перестали быть дефицитом. А это произошло только в 1943 году. Об истории создания кирзовых сапог мы тоже писали, читайте статью «Кирзовые сапоги – символ Победы».
Традиция отмечать победы восходит к глубокой древности. Одним из первых известных способов увековечить память о военных свершениях были стелы древних шумеров. Обычно это были камни или высеченные в скалах изображения воинов, сопровождавшиеся клинописными текстами, восхваляющими предводителей и богов, даровавших им победу. Стела Коршунов царя Эанатума – один из первых памятников подобного рода. Подобные монументы характерны для большинства цивилизаций древности.
Нередко о победах писали на стенах храмов, и порою это не просто краткие тексты, а поэмы. Однако современному знатоку не стоит принимать на веру всё, о чем рассказывают подобные находки. Так, многочисленные победные реляции о битве при Кадеше и успехах египетского фараона Рамсеса против хеттов были лишь способом скрыть горечь поражения. В целом, тенденция приукрасить свои успехи была свойственна людям древности, и в этом мир не изменился – достаточно более внимательно изучать историю.
Мы давно привыкли к тому, что трофей – это что-то, захваченное у противника. Но изначально трофей был скорее памятником, который увековечивал победу перед людьми и богами. В Древней Греции политическое развитие далеко не сразу достигло того уровня, когда задачей в войне был захват территорий. Города-полисы, как правило, воевали до победы и заключения более выгодного мирного договора.
Чтобы оставить осязаемое свидетельство своей победы, на поле боя водружали столб или выбирали дерево, на которое сгружали часть доспехов и оружия побежденных. Трофеи посвящались богу (как правило, покровителю победившего города-полиса). Трофеи были священны — никто не смел их похищать или разрушать. Как правило, к трофею прикреплялась табличка с хвалебными стихами в честь богов, упоминавшая имена победителей и проигравших. Со временем стали воздвигать статуи – трофеи, выглядевшие как столбы с изображениями доспехов и оружия. Впоследствии такие «трофеи» перекочевали на триумфальные арки.
В более позднее время понятие расширилось, и трофеями уже называли всю захваченную добычу и оружие. Отдельное место занимали знамена побежденных, вражеских подразделений. Кельты, германцы, славяне и другие народы нередко жертвовали значительную часть военной добычи, сжигая ее на кострах, развешивая на деревьях священных рощ, либо утапливая в посвященных богам болотах.
Изображение Столба Трофея на барельефе Колонны Трояна
Парады сочетают в себе и смотр войск, который у множества народов проводился каждый год для проверки боеспособности населения, и к праздничному возвращению после победы над врагом в родные края. Пожалуй, римские триумфы оказали наиболее существенное влияние на наши современные парады. Это были шествия после победы над врагом, и не каждый победитель удостаивался этого права.
Военачальник должен был иметь статус главнокомандующего и либо выиграть войну, либо одержать весьма впечатляющую победу над противником. Но даже этого не всегда было достаточно, так как сенат, народное собрание или (в более поздний период) император были теми, кто мог дать право на триумф или воспрепятствовать его проведению. Ведь подобные почести поднимали статус триумфатора, что не устраивало его политических соперников.
Триумф – это шествие победителя, во многом напоминающее парад. Триумфатор возглавлял процессию, управляя позолоченной колесницей квадригой, в которую были запряжены 4 лошади. Марк Фурий Камилл впервые запряг в триумфальную квадригу белых лошадей, имевших сакральное значение. Несмотря на скандал, чтобы не отставать от предшественника, и другие триумфаторы запрягали в квадриги белых коней.
За квадригой победителя шли музыканты, следом двигалась и остальная процессия – в нее входили и воины победившей армии, и плененные властители и военачальники с их незадачливыми соратниками и порабощёнными соплеменниками. Им приходилось нести отнятую у них же военную добычу. В числе захваченных вели даже диковинных животных, привезенных из покоренных стран. Когда в западной Европе стали переосмысливать традиции античности, триумфы и представление о них в значительной мере повлияли на традиции современных парадов.
Как и множество западноевропейских заимствований, парады в современном понимании в нашей стране начал проводить Петр
После удачной обороны Архангельска, побед над шведским военачальником Шлиппенбахом при Эрестфере и Гумельсгофе 11 (22) октября 1702 года российская армия после кровопролитного штурма захватила стратегически важную крепость Нотебург (Орешек). Орешек имел большое стратегическое значение для контроля судоходства по Неве. Царь Петр решил отметить первые успехи русского оружия на европейский манер – провести парад.
Первый российский парад проходил в Москве (на тот момент это единственная столица России, Санкт-Петербург еще не основан). Мясницкую улицу покрыли красным сукном (а сукно, тем более красное, стоило в те времена весьма недешево). Петр, как древнеримский триумфатор на квадриге, проехал по суконной дорожке в позолоченной карете, к которой прикрепили трофейные знамена шведов, волочившиеся по земле. Следом маршировали русские солдаты и военачальники.
века парады в России проводились регулярно, как-правило, в Санкт-Петербурге на Марсовом Поле. Название не случайно – ведь в ту эпоху царило увлечение античностью, а правители нередко ассоциировали себя со знаменитыми деятелями Греции и Рима.
В древнем Риме был Храм Марса. Его двери на протяжении почти всей истории государства были открыты, так как закрывались они только в мирные времена, а Рим воевал почти постоянно. Так что название поля для военных парадов в честь античного бога войны было в духе того времени. Как и сооружение Ростральных колонн в Санкт-Петербурге в честь побед флота Российской Империи – ведь эти колонны с символичными носами потопленных и захваченных кораблей противника – еще одна отсылка к традиции древности. Так же и триумфальные арки, одну из которых соорудили в честь победы над Наполеоном и несколько раз перестраивали и видоизменяли. Сейчас мы ее знаем под названием Московские Триумфальные Ворота.
Удивительно, но именно парады зримо связывают нас с неимоверной древностью, когда человечество только создавало государства и училось с помощью ритуалов и символов закреплять в памяти народов их историю.
Тактические знаки
«Все боевые машины вооруженных сил должны иметь свои тактические номера и иные опознавательные знаки. Их наличие упрощает работу командиров подразделений и помогает эффективно управлять войсками в целом. В разные периоды в разных странах использовались отличающиеся системы опознавательных знаков с теми или иными характерными особенностями. Так, в разных странах обычно применялись отличающиеся подходы к формированию знаков, что приводило к отличающимся результатам».
Самая первая книга, в которой я читал про Опознавательные знаки на вооружении и военной технике, это Боевой устав сухопутных войск, рота-батальон, ещё кстати Советской армии.
Вопрос у меня возник, после того как увидел несколько фотографий советских танков в западной прессе.
Вопрос: На хрена это надо?
Ответ: при наличии одинаковых образцов военной техники и схожести силуэтов, дополнительные хорошо различимые тактические знаки на плоскости выступают в качестве распознавания «свой-чужой».
Вопрос: Почему именно белого цвета?
Ответ: Контрастный рисунок лучше заметен в условиях плохой видимости, ночью и в сумерках, а наносить знак можно любой краской, известью или даже мелом.
Вопрос: Почему используются буквы латинского алфавита?
Ответ: Это не буквы и не руны, а минималистичные пиктограммы, задача которых быть хорошо и быстро различимыми, например в армии Израиля.
если судить по мнениям множества диванных экспертов,
Не надо искать скрытый смысл там где его нет, хотя бы потому, что тот кто ищет тот всегда найдёт и огромное количество поклонников теории заговора этому подтверждение.
Ну что я могу сказать, в Министерстве обороны появились креативные сотрудники.
Перед каждой войсковой операцией на технику наносятся хорошо различимые знаки, быстро, дешево и сердито, для того чтобы исключить «френдлифаер» то есть дружественный огонь, так как с обеих сторон техника, как правило вышедшая из ворот одного завода, или разработанная в одном и том же КБ.
https://youtube.com/watch?v=B6xbUwQUKr8%3Frel%3D0%26wmode%3Dopaque
17 марта 2022, в 13:28
Что значит буква О на военной технике русских солдат на Украине
Все, кто интересуется и следит за спецоперацией России на Украине, мог заметить, что на кадрах с мест событий всё чаще стала мелькать буква О на технике русских солдат. Что же значит буква О у военных?
Буква О на военной технике русских солдат на Украине была нанесена с самого начала спецоперации — также как буква Z и буква V. Однако особое внимание на букву О у военных многие обратили только сейчас. Что значит буква О на технике военных и почему только сейчас о ней стали говорить?
Буква О на технике военных была всегда
Да, буква О на технике военных на Украине была с самого начала, но её заметность в медийном поле была намного ниже, чем у букв Z и V
Еще в начале марта выдвигались версии, что значит буква О у военных. Одна из главных — это резервные войска, которые двигались за основными группировками Z и V, и потому оставались в тени. Однако это не совсем так, а буква О на технике военных значит немного другое.
Буква О на танках и машинах — значит «Отважные»
Как поясняет военный корреспондент Евгений Поддубный, символическое значение буквы О на боевых машинах наших военных — «Отважные». То есть так трактуют сами военные значение буквы О.
Тактически же это просто третья группировка войск, которая ранее занималась не наступательными действиями, а блокирующими, поэтому оставалась немного незаметной.
Сейчас же группировка войск О держит фронт в Харьковской области и скоро пробьётся на оперативный простор — то есть она постепенно оказывается в центре внимания.
Поэтому вопрос о том, что значит О на военной технике русских солдат на Украине имеет довольно простой ответ: это ещё одна группировка войск, которая не так давно перешла к активным наступательным действиям и теперь о её бойцах узнает вся страна.
Напомним, что недавно мы писали о бабушке с красным знаменем, которая «дала бой» украинским националистам. Вслед за ней ещё одна пожилая женщина на Украине не испугалась человека с автоматом и «разложила по фактам» незадачливого вояку ВСУ.
Дзен
Телеграм