Военные называют их БПЛА (или БЛА — беспилотный летательный аппарат) или ДУАС (дистанционно управляемая авиационная система). Всем остальным они известны просто как беспилотники или — дроны.
Их используют, когда пилотируемый полет считается слишком сложным или чересчур рискованным. Они — «глаз в небесах», снабжающий войска важнейшей информацией 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Каждый аппарат может оставаться в воздухе до 17 часов, кружить над нужным районам и отсылать на контрольный пункт фото- и видеосъемку в режиме реального времени.
Беспилотники, стоящие на вооружении военно-воздушных сил США и Королевских военно-воздушных сил Великобритании, — это и небольшие разведывательные аппараты (некоторые достаточно легкие для того, чтобы взлетать с человеческой руки), и средние, несущие вооружения, и большие шпионские дроны.
Два типа средних беспилотника, которые сегодня используются в Афганистане и Пакистане, — это MQ-1B Predator («Хищник») и MQ-9 Reaper («Жнец»).
Носовые части этих странных на вид летательных аппаратов напичканы аппаратурой: цветными и черно-белыми телекамерами, усилители фотоизображений, радары, инфракрасные камеры для условий малой освещенности, лазеры целенаведения. Кроме того, на борту могут быть и ракеты.
Каждая система «Хищник» или «Жнец» обходится во много миллионов долларов. Состоит она из летательного аппарата, наземного пункта управления и спутниковой связи.
И хотя дроны являются беспилотниками, нельзя сказать, что они непилотируемы: управляет аппаратом квалифицированный персонал, находящийся на базе. Здесь же анализируют получаемую и, исходя из этого, принимают решения.
База может находиться по соседству с зоной военных действий или в тысячах километров от нее: многие операции с применением дронов в Афганистане контролируются с территории авиабазы Крич в американском штате Невада, хотя взлетом и посадкой управляют всегда с пункта, находящегося неподалеку.
MQ-1B Predator (ранее называвшийся RQ-1 Predator) изначально создавался как летательный аппарат для сбора данных, наблюдения, определения целей и разведки. Однако в 2002 году его оснастили двумя ракетами Hellfire II, дав «Хищнику» возможность наносить удары в радиусе до 8 км.
Другой беспилотник, более новый MQ-9 Reaper, с самого начала задумывался как «охотник-убийца». Он может нести четыре ракеты Hellfire и бомбы с лазерным наведением, такие как Paveway II или GBU-12.
Его крейсерская скорость — 370 км/ч, тогда как у «Хищника» — лишь 217, из-за чего последний более уязвим на малых высотах, хотя обычно беспилотники летают вне радиуса действия большинства систем вооружений, имеющихся у талибов.
Британские силы имеют на вооружении различные авиасистемы дистанционного управления. Одна из них, Hermes 450, применяется в Ираке и в Афганистане — наряду с беспилотниками меньших размеров, которые занимались обнаружением мин в фарватере движения патрулей. В 2011 году Hermes 450 будет переименован в Watchkeeper («Смотрящий») и модифицирован — с тем чтобы, как и «Жнец», он мог быть вооружен.
У Королевских ВВС есть четыре «Жнеца», операторы которых располагаются все там же, на американской авиабазе Крич. Еще два должны поступить на вооружение в текущем году. Кроме того, британское министерство обороны рассматривает возможность размещения заказа еще на пять «Жнецов» и на четыре станции наземного контроля.
В июле 2010 года британское военное ведомство продемонстрировало Taranis («Таран»), прототип своего боевого беспилотника, разработанного с целью отражения атак противника, а также сбора разведданных, наблюдений и нанесения ударов с воздуха.
В последние годы наблюдается резкая активизация исследований и разработок в области беспилотных летательных аппаратов, из-за чего в мире все чаще говорят о будущих «войнах роботов».
П. 1 ст. 32 Воздушного кодекса РФ под воздушным судном понимает летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
Беспилотное воздушное судно (БВС)
— воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот) (п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ).
В ГОСТ Р 56122-2014 беспилотное воздушное судно определено как воздушное судно, которое предназначено выполнять полет без пилота на борту. ГОСТ относит БВС к автономному воздушному судну — судну, которое не предусматривает вмешательство пилота в управление полетом (п. п. 2.1.1, «ГОСТ Р 56122-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования», утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 18.09.2014 N 1130-ст) (далее — ГОСТ Р 56122-2014).
Визуальный полет беспилотного воздушного судна — это полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном (абз. 11 п. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (далее — Правила использования воздушного пространства).
Вместе с тем, законодательно установленного определения «квадрокоптер» ни в Воздушном кодексе РФ, ни в Правилах использования воздушного пространства не содержится.
Обусловлено это тем, что под квадрокоптером понимается летательный аппарат, построенный по вертолетной схеме, как правило, с четырьмя несущими винтами. Он может иметь меньшее или большее количество несущих винтов (мультикоптер). Но по общему правилу — это беспилотные аппараты, управляемые внешним пилотом.
Минпросвещения России в своем письме от 25.10.2019 N МР-1406/02 «Об использовании квадрокоптеров» говорит, что квадрокоптерами являются беспилотные воздушные суда, то есть летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды, управляемые, контролируемые в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна.
Таким образом, можно сделать вывод, что квадрокоптер – это всего лишь разновидность БПЛА, потому определение беспилотного воздушного судна относится и к понятию «квадрокоптер», но только как более широкое.
Виды квадрокоптеров (БПЛА).
Действующее законодательство РФ делит квадрокоптеры в зависимости от их веса и назначения (ст. ст. 8, 33, 37 Воздушного кодекса РФ):
I. В зависимости от максимальная взлетная масса квадрокоптера:
Рис 1. Фото квадрокоптера до 150 грамм
Рис 2. Фото квадрокоптера от 150г до 30кг
Рис 3. Фото БПЛА от 30кг
На вторую и третью категорию распространяется действие специальных авиационных правил по использованию воздушного пространства.
II. По назначению:
- Гражданские БВС — используются в гражданских мирных целях и не содержат специальных «боевых» систем и вооружения;
- Военные БВС – имеют соответствующее оснащение и используются в боевых целях.
На беспилотные авиационные системы (БАС) распространяются положения ГОСТ Р 56122-2014, в котором установлены основные требования к сертификации, летной годности, станции внешнего пилота и т.п.
Таким образом, мы разобрались что такое квадрокоптер, как его квалифицировать в правовом поле, а также, какие виды квадрокоптеров существуют!
Технологии беспилотных полетов активно используют в военных, коммерческих, научных и даже криминальных целях. Международная организация гражданской авиации (ICAO) признала беспилотники полноправными участниками воздушного движения. Для них разрабатывают межгосударственные и национальные стандарты использования, внедряют новые технические решения и расширяют сферы применения.
Что такое беспилотник
Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) — это небольшой самолет без экипажа, который управляется дистанционно (с земли, другого воздушного судна, из космоса) или при помощи автономного программного обеспечения, установленного на его борту.
Конструкции беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов схожи, за исключением систем жизнеобеспечения и кондиционирования (в дронах они отсутствуют).
Основные конструктивные элементы БПЛА:
- фюзеляж без кабины или рама;
- система питания;
- бортовая система управления, состоящая из аппаратной части и программируемого модуля.
Дополнительно устанавливают карту памяти и передатчик, если беспилотник используют для получения, сохранения и передачи информации, или модули-приемники сигналов, которые «понимают» команды человека и реагируют на них.
История создания беспилотной техники
Ошибочно считать, что дроны появились совсем недавно. Первые летательные аппараты — аэростаты для воздушной бомбардировки — были использованы австрийцами в 1849 году. Однако их, как и беспилотные машины времен изобретения электричества и радиосвязи, трудно считать прототипами современных.
История развития беспилотной авиации в сегодняшнем понимании началась в 1917 году с создания Чарльзом Кеттерингом воздушного аппарата с часовым механизмом. Однако несмотря на успешные испытания, идея не получила дальнейшего развития.
Долгое время инженеры экспериментировали с различными моделями военных беспилотников, и только к 1933 году английские изобретатели создали аппарат многократного использования с дистанционным управлением.
Не остались в стороне и советские разработчики. В 60–70 годы прошлого века ракетно-ядерный щит страны пополнили беспилотный разведчик Ла-17Р, сверхзвуковая крылатая ракета Ту-121, ставшая базовой при разработке реактивных разведчиков Ту-123 «Ястреб», Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс».
Справка. Вплоть до начала XXI века беспилотники применялись лишь в интересах военных ведомств, но с появлением GPS их стали использовать в мирных целях.
Современные гражданские дроны технически отличаются от военных аналогов: они узкоспециализированы и «заточены» под выполнение конкретных задач. Стартапы в этой области развиваются настолько стремительно, что в недалеком будущем БПЛА могут потеснить малогабаритные пилотируемые самолеты.
Какие бывают БПЛА
Беспилотные летательные аппараты создаются для решения задач в разных сферах человеческой деятельности. Отсутствие требований со стороны авиационных чиновников к оснащению, конфигурации и компонентам беспилотников дает свободу фантазии производителям. Поэтому классифицировать устройства, различающиеся габаритами, назначением, дальностью полетов, уровнем автономности и другими характеристиками, весьма сложно.
Условно все БПЛА делятся на 3 группы:
- Неуправляемые: легкие и бюджетные, простые в эксплуатации модели, не требующие обустроенной поверхности для приземления. Человек участвует только при вводе параметров полета и запуске.
- Дистанционно управляемые: для них возможна корректировка траектории полета с земли.
- Автоматические: выполняют миссию автономно, по предполетным параметрам, введенным оператором в стационарный компьютерный комплекс, находящийся на земле.
Принцип работы
Принцип работы дрона прост. К раме из легких композитных материалов или сплавов легких металлов крепятся остальные элементы:
- Полетный контроллер, принимающий сигналы от наземного пульта управления или бортового компьютера и перенаправляющий их на другие элементы конструкции. Базовый набор элементов контроллера составляют датчики высоты (барометр) и положения в пространстве (гироскоп), устройство для измерения ускорения (акселерометр), GPS-навигатор, Wi-Fi, ОЗУ.
- Двигатели, пропеллеры и регуляторы оборотов, обеспечивающие полет.
- Элементы питания — аккумуляторы.
После поступления сигнала полетный контроллер обрабатывает его и направляет на регулятор оборотов, который придает аппарату нужную скорость. Чтобы набрать высоту, система наращивает обороты на всех двигателях. Пропеллеры (всего их 4) вращаются попарно по часовой стрелке и против нее, обеспечивая стабильность полета. Если все винты работают с одинаковой скоростью, дрон взлетает; если 1 начинает работать быстрее, аппарат наклоняется; если 2 винта работают сильнее, машина поворачивается в нужную сторону.
Характеристики дронов
В зависимости от габаритов, дальности полетов и уровня автономности действует следующая классификация БПЛА:
- микро: неуправляемые коптеры весом менее 10 кг поднимаются на высоту до 1 км и летают в течение 1 часа;
- мини: дистанционно управляемые аппараты весом до 50 кг находятся на высоте 3–5 км до 5 часов;
- миди: автоматические устройства весом до 1 т рассчитаны на 15 часов полета на высоте до 10 км;
- тяжелые беспилотники: весом свыше 1 т, предназначены для дальних полетов продолжительностью более суток на высоте 20 км.
Применение дронов в повседневной жизни
Возможности гражданских дронов стремительно расширяются.
Интересно! Всего несколько лет назад компания Amazon потрясла мир доставкой товаров с помощью дронов Prime Air. Сегодня подобная технология успешно применяется в коммерческой деятельности сотен компаний по всему миру.
Где еще нашли применение «мирные» беспилотники:
- В сельском хозяйстве — для распыления средств борьбы с вредителями и грызунами, оценки степени зараженности растений и зарастания полей сорняками, охраны сельхозугодий.
- В строительстве — для мониторинга и контроля работ, сравнения текущего состояния объектов с плановой документацией, определения параметров выполненных работ для расчета с подрядчиками, оперативного мониторинга размещения строительной техники, материалов и временных сооружений, оценки аварийных ситуаций.
- В «беспилотной журналистике» — при подготовке репортажей из мест боевых действий, с массовых мероприятий, спортивных соревнований, для наблюдений за дикой природой.
- В поиске и спасении людей, потерявшихся в труднодоступных местностях (горах, лесах, океанах), попавших в лавину или провалившихся в пещеру.
- В медицине — для доставки медикаментов пациентам слаборазвитых стран, людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях и зонах бедствия.
- В борьбе с правонарушителями для анализа дорожно-транспортных происшествий, мониторинга толпы на мероприятиях с большим скоплением людей, обследования подозрительных вещей, выслеживания преступников.
- В науке — при проведении исследовательских проектов для «спасения планеты»: восстановление лесов, отслеживание таяния ледников, составление климатических прогнозов.
- Для исполнения безумных фантазий, сохранения впечатлений о приятных событиях, уникальных путешествиях и открытиях в фото- и видео-воспоминаниях.
Схема салона и выбор лучших мест в самолете «Победа»
Можно ли провозить в ручной клади консервы в металлической банке
Украинская авиакомпания YanAir (Ян Эйр)
Беспилотники на страже родины
Несмотря на популярность в повседневной жизни, коптеры остаются прерогативой военных ведомств.
Боевые беспилотники используются военными и силовыми структурами. Они носят на борту летальное оружие, например, ракеты земля-воздух или воздух-воздух, выполняют функции авиаразведки и корректировки огня. В армии их используют для слежения за неприятелем, в ударных целях, для транспортировки грузов.
Полезно! В 2019 году в российской армии впервые были отработаны элементы «войны будущего» — действия ударных групп БПЛА. Используя радиотехнические средства разведки и радары, дроны вели «боевые действия» автономно, без поддержки других систем вооружения. Беспилотники «атаковали» комплексы прифронтовой ПВО, центры управления и связи вероятного противника, транспортную инфраструктуру.
Современные беспилотники трудно обнаружить. Они проводят операции в тылу противника глубиной до 100 км, что позволяет держать в напряжении большие площади передовой. По оценкам военных экспертов, в будущем роль БПЛА на поле боя будет только возрастать.
Преимущества и недостатки беспилотников
Беспилотные летательные аппараты помогают специалистам инспектировать, контролировать, мониторить, замещают людей в опасной для здоровья и жизни деятельности.
По сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами, у дронов есть существенные преимущества:
- они мобильны, способны выполнять работу на сверхмалых высотах, практически в любую погоду, даже при низкой облачности;
- их перемещают наземным транспортом или регулярным авиарейсом;
- квадрокоптеры позволяют потребителям самостоятельно выполнять любую работу;
- разработка и эксплуатация беспилотников обходится дешевле пилотируемых аппаратов.
К недостаткам БПЛА относят сложность пилотирования: управлять ими, за исключением простейших моделей, удастся только специалисту.
Важно! Поиск беспилотников после приземления доставляет владельцам определенные сложности, ведь при низком заряде батареи аппарат выдает некорректные геолокационные данные.
Многие модели чувствительны к ветру из-за малого веса. Для подъема на большую высоту требуется разрешение органа управления воздушным движением.
Заключение
Сейчас выделяют немалые средства на совершенствование и разработку новых образцов беспилотных летательных аппаратов. В военной обстановке, хозяйственной деятельности, при организации развлечений все чаще выбирают машины. В большинстве случаев это оправданно.
Дрон работает непрерывно, вынослив в условиях высоких перегрузок, которые человек выдержать не в состоянии. БПЛА исключает «человеческий фактор»: ошибиться может только оператор, который вводит программу.