Понятие культуры, её виды и функции
Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.
Культура, как и общество, отдельно от природы. Все продукты культуры — результат жизни и деятельности людей.
В широком смысле, частью культуры является абсолютно любой предмет, к примеру, гаджет, с которого вы читаете этот текст, надетая на вас одежда, здания, города.
Традиционно культуру делят на материальную и духовную.
К материальной относится всё то, что возможно увидеть и потрогать. Это произведения искусства, архитектурные объекты, предметы быта и т. д.
К духовной культуре относится то, что существует, но что увидеть невозможно. Это язык, мораль, религия, ценности, философия и т. д.
Функции культуры
Культура выполняет важные функции в обществе:
1. Объединяющая. Люди, принадлежащие к одной культуре, чувствуют себя единым народом.
2. Ретранслирующая. Через культуру старшие поколения передают накопленный опыт младшим.
3. Регулирующая. Ценности, присущие той или иной культуре, мораль, религия предписывают людям те или иные правила поведения в обществе и образ жизни.
4. Образовательная. Приобщаясь к культурным ценностям, — через чтение книг, просмотр фильмов, посещение театров и музеев — человек приобретает новые знания.
Виды культуры
Согласно одной из самых популярных классификаций принято выделять такие виды культуры как народная, массовая и элитарная.
Народная культура не имеет автора, её произведения анонимны. К ней относятся сказания, легенды, мифы, приметы, анектоды.
Массовая культура рассчитана на максимально большой круг людей. Произведения массовой культуры понятны и ребёнку, и взрослому, и рабочему, и академику. Пример массовой культуры в кино и литературе — «Гарри Поттер», «Властелин колец», «Сумерки», «Марсианин». В музыке — Виктор Цой и Алла Пугачева.
Произведения массовой культуры ставят своей целью извлечение коммерческой выгоды. Как правило, они имеют развлекательный характер, потому что веселое и увлекательное привлекает гораздо большее количество людей, чем грустное и тяжелое.
Элитарная культура в отличие от массовой доступна далеко не всем. Произведения элитарной культуры рассчитаны на понимание узкого слоя образованных людей, имеющих высокие эстетические потребности. Создатели произведений элитарной культуры вовсе не стремятся развлекать зрителя или читателя, им важнее поделиться своим видением тех или иных проблем общества или рассказать о своей человеческой боли, открытиях, озарениях. К элитарной культуре также относятся разные экспериментальные произведения, новаторские, часто сложные для восприятия.
Пример произведения элитарной культуры в литературе — «Улисс» Джойса, «Петербург» Андрея Белого, книги Набокова и Пруста. В кино — фильмы, приминающие участие в кинофестивалях (авторское кино). Фильмы Феллини, Антониони, братьев Дарденн, Звягинцева, Сокурова и Кончаловского.
Функции культуры — совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и исполняющих (практикующих) ее в своих интересах. Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют все формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением.
2. Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений
Задача культуры — в том числе связывание людей в общество во времени и пространстве. Исходя из этой задачи выделяются следующие социальные функции культуры (способы воздействия на общество):
1) человекотворческая — т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности.
2) функция приспособления к среде, т.е. адаптация — культура обеспечивает приспособление к среде — природной, исторической, психологической, а также и по отношению к обществу в целом, и по отношению к конкретному индивиду.
3) познавательная функция — способность к систематизации фактических знаний о природе, обществе, самом человеке, их взаимодействии.
4) информационная функция — способность передачи следующим поколениям социального, научного и духовного опыта, т.е. обеспечивает связь времен — прошлого, настоящего и будущего.
4) коммуникативная функция — функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания.
5) регулятивная функция — способность поддержания равновесия между группами людей, т.е. выступает средством социального контроля.
6) оценочная функция — способность всегда анализировать «что хорошо, а что плохо», происходит естественный отбор ценностей, в которых существует и на которые ориентируется человек.
7) функция «социализации» — самая общая функция, объединяющая все вышеуказанные: способность человека усваивать системы знаний, норм, ценностей, создавать социальные формы сосуществования, и, наряду с развитием под действием окружающей природной и социальной среды, самостоятельно развиваться и оставаться неповторимым.
Основные функции культуры:
1. Человекотворческая (преобразующая). Человек живет не только в природе, но и в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социализации человека. Иначе эта функция называется преобразующей, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.
2. Информационная. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации.
3. Познавательная (гносеологическая). Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.
4. Коммуникативная. Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.
5. Нормативная (регулятивная или защитная функция). Является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Она также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы — юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений, законы, порядок.
6) Аксиологическая (ценностная), также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности.
7) Знаковая (семиотическая) функция. Она является важнейшей в системе культуры. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык является средством общения людей, овладения национальной культурой. Собственными знаковыми системами располагает мир живописи, музыки, театра.
8) Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса, напряжения. Современная жизнь – это психологические и физические перегрузки, связанные с увеличением темпа жизни, с экономической и политической нестабильностью, создают предпосылки для возникновения психологической неустойчивости, «взрывоопасности» поведения человека и соответственно для обострения социальной ситуации в обществе. Далеко не всегда существуют условия для удовлетворения желаний и потребностей, нормального отдыха, спокойного общения. Человек вынужден большую часть жизни проводить в искусственной среде, которая не всегда удобна и разумна, а порой полностью противоречит нормам человеческого существования. Поэтому перед культурой, особенно духовной, возникает задача разрядить стрессовые ситуации, обеспечить, насколько это возможно, психологический комфорт человека и общества в целом.
Коммуникативная функция связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого), передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.
Регулятивная проявляется в создании ориентиров и системе контроля человеческих действий.
Интегрирующая связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.
Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства социальных систем.
— Понятие «культуры».
— Понятие «взаимоотношения культур».
— Основные формы культуры.
— Роль культуры в обществе.
Термин «культура» (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). В широком смысле культура – это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. В каждом обществе складывается своя неповторимая культура.
С существованием и развитием общества связаны еще два понятия — культура и цивилизация. Термин «культура» ( от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) в разные времена приобретал разные смысловые оттенки. Подготовка почвы для ведения сельского хозяйства (агрокультура), тот или иной вид сельскохозяйственного растения (зерновые культуры); степень начитанности и утонченности в манерах поведения человека; сфера литературы и искусства и т.д. Сегодня в наиболее широком и общефилософском значении под культурой понимают все, что «наработало» общество за свою историю, т.е. весь сотворенный человеком мир. Таким образом, в широком смысле этого слова культура- это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. Мир культуры столь сложен и многообразен, что каждая наука — философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология — находит свою специфическую предметную «нишу» при изучении этого явления. Социологию интересует прежде всего роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него.
средства производства знания и язык
жилища, предметы бытаповеденческие социальные ценности
храмы и монастыри
мифы и религии
библиотеки и монастыри
картинные галереи искусство
В вопросе об отношениях между различными культурами просматриваются три тенденции, или подхода:
1. Этноцентризмпроявляется в том, что его сторонники оценивают культуру других народов по культурным стандартам своей этнической общности.
2. Сторонники культурного релятивизма, напротив, полагают, что все в мире условно и относительно, поэтому нельзя подходить к оценке явлений чужой культуры со своими мерками.
3. Культурная интеграция проявляется в том, что при сохранении своей самобытности культуры народов и стран все более и более сближаются. Это объективно обусловлено растущей многонациональностью обществ и тем, что хорошо информированные современные люди хотят брать все хорошее отовсюду.
Наибольший интерес для социологии представляют поведенческие элементы – социальные ценности и нормы.
Социальные ценности – это такие жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе, следует стремиться достичь.
В отличие от социальных ценностей социальные нормы носят не только ориентирующий характер. В одних случаях они как бы рекомендуют, а в других прямо требуют соблюдения определенных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь социальные ценности в обществе. Все многообразие социальных норм можно условно объединить в две группы:
· Неформальные социальные нормы – это естественно складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается или рекомендуется, люди должны придерживаться без принуждения.
· Формальные социальные нормы –представляют специально разработанные и установленные правила поведения. Особое место здесь принадлежит юридическим, или правовым нормам – законам, указам, постановлениям правительства и другим нормативным документам.
В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она адресована, условно выделяют три уровня культуры:
1. Элитарную культуру, – прежде всего, представляют так называемое высокое искусство и серьезная литература.
2. Народную культурутворит сам народ, поэтому имена авторов народного творчества, или фольклора, чаще всего не известны. Эта культура, адресованная широким кругам общества.
3. Массовая культура, или, как ее иногда называют, топ-культура, предельно общедоступна, но большей частью сконцентрирована в молодежных слоях общества.
Помимо этих трех уровней в культуре общества можно выделить ряд разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим социологи используют понятия «доминирующая культура» и «субкультура».
1. Доминирующая культура содержит своего рода культурные универсалии данного общества, ценности и нормы большинства людей.
2. Субкультура – это своего рода подкультура, часть общей культуры, отражающая отличительные черты, особые ценностные ориентации и нормы поведения той или иной группы людей.
3. Национальные субкультуры.
4. Молодежная субкультура.
5. Субкультура пожилых людей.
6. Конфессиональная субкультура.
7. Профессиональная субкультура.
Роль культуры в жизни человека и общества трудно переоценить, поскольку именно культура делает человека человеком, а стадо первобытных людей – обществом.
– Образовательная функция состоит в том, что, приобщаясь к культуре, человек овладевает накопленными обществом знаниями, родным и иностранными языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию.
– Воспитательная функция имеет место, когда люди активно усваивают социальные ценности и нормы, учатся жить в обществе.
– Регулирующая функция определяет рамки приемлемого поведения человека в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей.
– Объединяющая функция культура обеспечивает целостность общества. Она сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, народу, к одной конфессиональной или иной социальной группе.
Основные понятия: культура, субкультура, релятивизм, этноцентризм, элитарная культура, массовая культура, народная культура, контркультура, социальные ценности.
Вопросы для повторения:
1. Расскажите об истории развития понятия «культура». Какие черты и особенности культуры подчеркиваются при сравнении культуры и природы, культуры и цивилизации.
2. В чем заключается специфика социологического подхода к анализу культуры?
3. Какие виды культуры принято выделять в социологии.
4. Как можно охарактеризовать нынешнее состояние культуры в нашей стране?
1. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов / Под общ. ред. Г.С. Батыгина. М., 1999. Гл.12.
2. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1997. Гл.12.
3. Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник. М., 1995.
4.Ансар П. Современная социология // Социологические исследования. 1996.№2; 1997. №7.
Культура – это явление сложное и многогранное, представляющее собой и сам процесс, и его результат (продукт культуры). Ее можно структурировать по различным параметрам или основаниям:
— по субъекту (носителю культуры) – субъектом культуры может быть отдельная личность (культуры личности), социальная группа (субкультура), народ, этнос (национальная культура);
— в едином поле культуры выделяется специализированный и обыденный уровни. Обыденная культура – совокупность идей, норм поведения, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей. Специализированный уровень культуры представляет собой сферу накопления профессионального опыта и социокультурных ценностей. Он подразделяется на кумулятивный и трансляционный уровни. К кумулятивному уровню относятся: экономическая, политическая, правовая, философская, религиозная, научно-техническая и художественная культура. Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Трансляционный уровень осуществляет взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией;
— в зависимости от степени осознанности культуры и среды ее бытования выделяют: элитарную культуру, ориентированную на избранную, интеллектуальную публику, для этой культуры характерен подчеркнутый индивидуализм, уход от массовых стереотипов; массовую культуру, характеризующуюся особенностями производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанную на массовое потребление; народную культуру, которая является формой коллективного творчества, создается творцами из народа, включает мифы, сказки, легенды, пословицы, поговорки, песни, танцы;
— культуру можно структурировать на основе главных, присущих всем культурам, видов человеческой деятельности (материальной, духовной, социальной). Реальная культура представляет собой единство всех этих видов деятельности. Но в дидактических (учебных) целях возможно их разделение. Приведем здесь традиционно принятую классификацию.
Материальная культура – это деятельность по созданию материальных ценностей, средств и форм их производства. Она характеризует производство с точки зрения создания не только самих предметов, но и условий для жизни человека, его развития и реализации способностей в процессе материальной деятельности. В материальную культуру входят:
ü культура труда и материального производства (средства производства, орудия труда, транспорт, средства связи);
ü культура топоса, т. е. места жительства (жилища, дома, деревни, города);
ü культура быта (предметы быта, утварь, одежда и т.д.);
Духовная культура – это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества; ее результаты – новые идеи, знания, духовные ценности. В отличие от объектов материальной культуры, произведения духовной культуры не имеют утилитарного назначения. Они направлены на формирование у человека эстетических и этических ценностей, художественного вкуса, интеллектуальных потребностей.
Духовная культура включает в себя:
ü познавательную (интеллектуальную) культуру;
ü нравственную культуру;
ü художественную культуру;
ü правовую культуру;
ü религиозную культуру.
Материальная и духовная культура различаются по способу существования и по своей цели, т. е. удовлетворению каких потребностей служит тот или иной культурный феномен. Материальная культура создается в сфере материального производства и удовлетворяет материальные потребности, а духовная культура создается в сфере духовного производства и удовлетворяет духовные потребности. В то же время, материальная и духовная культура существуют в единстве: все материальное выступает как реализация духовного, несет на себе отпечаток человеческого труда, интеллекта, таланта. А феномены духовной культуры имеют свое материальное воплощение, например, произведения искусства – картины, скульптуры и т.п.
Социальная культура – представляет собой производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека. Эта культура характеризует деятельность государства, других социальных институтов, гражданского общества. Социальная культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые нормы, типы управления.
Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура в обществе. Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, связь всех форм индивидуальной активности человека с его социальным окружением.
Рассмотрим основные функции культуры:
· познавательная функция (гносеологическая) – характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека, формированием способов и механизмов познания. Познание выступает необходимым элементом всех видов деятельности человека;
· ценностная функция (аксиологическая) – предполагает формирование в культуре определенной системы ценностей, потребностей и ориентаций. Через систему ценностей, накопленных в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности, выбор жизненных смыслов и идеалов;
· преобразующая функция (креативная) – человеку внутренне присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве. Освоение и преобразование окружающего мира является фундаментальной потребностью человека;
· информационная функция – культура представляет собой особый тип информационного процесса, которого не знает природа. С возникновением культуры у людей появляется «надбиологическая» форма хранения и передачи информации. Выраженные в языковых системах мысли и представления приобретают самостоятельное, внеличностное существование. Они становятся социальной информацией;
· накопительная функция (аккумулятивная) – в культуре происходит накопление и обобщение информации, социального опыта, ценностей, вырабатываются критерии полезности и значимости какого-либо явления для человека, обеспечивается историческая преемственность и непрерывность в развитии культуры. Благодаря языкам, знаковым системам, символическим формам и материальным предметам в культуре становится возможным накопление, хранение и систематизация информации;
· коммуникативная функция – культура есть форма трансляции социального опыта, знаний, норм, традиций, она формирует условия и средства человеческого общения. Культура представляет собой условие и результат общения людей, она есть то, что связывает, объединяет людей. Развитие форм и способов коммуникаций – важный аспект культуры человечества;
· нормативная функция (регулятивная) – любая культура вырабатывает нормы поведения, поддерживающие порядок в обществе, регулирующие взаимоотношения людей и социальных групп, обеспечивающие определенность и предсказуемость поведения;
· социализирующая функция – процесс социализации обеспечивает формирование, становление личности, развитие индивидуальных особенностей , творческих способностей, возможность стать полноценным членом общества, занять в нем определенное место. Вместе с тем, этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры и сложившиеся в нем нормы жизни;
· адаптивная функция – культура обеспечивает адаптацию человека к окружающему природному и социальному миру. В природе живые организмы приспосабливаются к среде, т. е. изменяются в соответствии с заданными условиями своего существования. Человек же приспосабливает среду к себе, т. е. изменяет ее в соответствии со своими потребностями;
· интегративная функция – культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой через единство взглядов, убеждений, ценностей, идеалов. Данная функция направлена не на стирание культурных различий, а на объединение людей в рамках одной культуры и за ее пределами, на осознание единства всего человечества.
1. Какие уровни выделяются в структуре культуры?
2. Особенности массовой и элитарной культуры.
3. Охарактеризуйте специализированный и обыденный уровни культуры.
4. Какие составляющие входят в материальную культуру?
5. Как различаются по цели своего существования объекты материальной и духовной культуры?
6. Раскройте понятие социальной культуры.
7. Охарактеризуйте основные функции культуры.
1. Структура культуры.
2. Культура повседневности.
3. Элитарная и массовая культура.
4. Политическая культура.
5. Функции культуры.
Арсеньев Н. С. О смысле культуры // Русские философы. Антология. М., 1993.
Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 2000.
Гуревич. П. С. Неповторимые грани культуры // Человек и социокультурная среда. 1992. Вып. 2.
Коняхина И.В. Проблемы теории культуры. Екатеринбург. 1998.
Кравченко А. И. Культурология. М., 2001.
Костина А. В. Культурология. М., 2008.
Культура: теории и проблемы / Т. Кузнецова, В. Межуев и др. М., 1995.
Культурология / Под ред. Багдасарьян Н.Г. М., 1999.
Культурология / Под ред. С. Иконниковой и В. Большакова.М., 2010.
Ларин Ю. В. Пролегомены к культурологии . Тюмень, 2002.
Моисеев. Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001.
Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.
Немировская Л. З. Культурология: теория и история культуры. Л., 1992.
Оганов А.А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. М., 2001.
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1998.
Розин В. М. Культурология. М., 2001.
Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. М., 1994.
Соловьев В. М. Культурология. М., 2006.
Теория культуры / Под ред. С. Иконниковой, В. Большакова. СПб., 2008.
Уайт Л. Избранное. Науки о культуре. Эволюция культуры. М., 2004.
Основные функции культуры
Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие её функций в жизни общества и человека.
Культура – это многофункциональная система. Коротко охарактеризуем основные функции культуры. Главной функцией культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
Важнейшая – функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры, общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человеком. Поэтому неслучайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.
Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используется богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человека. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку. Одни из них демонстрируют удивительную способность через культуру, посредством культуры взять лучшее, что накоплено людьми, и поставить себе на службу. Такие общества (в Японии, например) демонстрируют огромный динамизм во многих сферах науки, техники, производства. Другие, не способные использовать познавательную функцию культуры, все еще изобретают велосипед и тем самым обрекают себя на отсталость.
Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.
Семиотическая, или знаковая (от греч. semeion – знак) функция – важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный и письменный) – средство общения людей, литературный язык – важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.
Ценностная, или аксиологическая (от греч. axia — ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
Коммуникативная функция культуры состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Это общение может быть прямым, непосредственным (общение людей одной профессии, к примеру) или – косвенным (с помощью произведений писателей мы узнаем жизнь прошлых поколений). Поэзия Пушкина, художественные произведения и публицистика Л.Н. Толстого, музыка Чайковского, научные труды Вернадского, Циолковского дают возможность не только оглянуться на прошлое, но и поразмышлять о настоящем и будущем.
Функция социализации выполняет задачу вхождения человека в общество. Сделать из первобытной особи разумного человека, что отличало бы его от животного мира и способствовало его жизни именно в человеческом обществе.
Процесс социализации заключается в усвоении человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих человеку стать им.
Особенно хочется отметить адаптивную (приспособительную: от лат. adaptio – приспособление; ее также иногда называют защитной) и креативную (творческую: от лат. creatio – созидание) функции культуры.
Адаптивная функция состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений – орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии – человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии. Но на смену одним неблагоприятным факторам, устраненным техническим прогрессом, приходят другие, порожденные им. Голод и чума побеждены, но истощается почва, вырубаются леса, отравляется вода, ухудшается экология, появляются новые болезни. И не только естественного происхождения (например, СПИД), но и искусственного (скажем, лучевая болезнь). Таким образом, материальная культура, технический прогресс, с одной стороны, снижают угрозу жизни и здоровью людей, а с другой – повышают ее. Функция сопровождается дисфункцией.
Креативная функция культуры состоит в преобразовании и освоении мира. Исследуя и каталогизируя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над природными явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания. Проявляется его любознательность, а не желание защититься. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами психики. На Востоке выработаны сложные системы психотехники, медитации, боевых единоборств и концентрации воли, нетрадиционные методы медицины, техники владения своим телом и сознанием.
В совокупности адаптивная и креативная функции культуры обеспечивают создание «второй природы» (Гегель) – особого искусственного мира, в котором и через который человек совершает социализацию и становится культурным членом общества.
Этими функциями, конечно, не ограничивается роль культуры. В этом вопросе среди ученых нет полного единодушия. В соответствующей литературе можно встретить выделение и ряда других функций. Их множество, т.к. мы уже говорили, что культура – это многофункциональная система.
Культура – это сложная, многоуровневая система. Специалисты, занимающиеся структуированием культуры, предлагают следующую её схему.
Культура подразделяется по её носителю. Выделяется прежде всего мировая и национальная культуры. Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура,в свою очередь, выступает синтезомкультур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, её неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведение хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.
В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры.
Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяются материальная и духовная культуры. Однако, надо иметь в виду, что их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.
Важная особенность материальной культуры состоит в том, что она не сводится ни к материальной жизни общества, ни к материальному производству, ни к материально-преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует материальную деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования. В материальную культуру входят:
1) культура труда и материального производства,
2) культура быта,
3) культура топоса, т.е. места жительства,
4) культура отношения к собственному телу и к телу другого человека,
5) физическая культура, спорт, гигиена и медицина.
Духовная культура, аналогично материальной, не сводится к духовной деятельности. Духовная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека. Духовная культура включает в себя:
1) познавательную (или интеллектуальную) культуру,
2) нравственную культуру,
3) художественную культуру,
4) правовую культуру,
5) педагогическую культуру,
6) религиозную культуру,
7) философскую культуру.
Есть ряд видов культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной. Это так называемые синтетические виды культуры. Они представляют собой «вертикальное» сечение культуры, пронизывая всю ее систему. К ним относятся экономическая культура, политическая культура, экологическая культура и эстетическая культура.
По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную, или культуру и антикультуру. Такое деление вытекает из соответствующего её воздействия на человека и общество, так как культура как человекоформирующее явление может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.
Культура также делится по признаку актуальности. Актуальная культура — это та, которая находится в массовом обиходе в ту или иную эпоху. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Когда она уходит в прошлое, то становится неактуальной, несовременной для данного времени.
В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в её ценностях и нормах, и функциональные, которые характеризуют сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.
Таким образом, структура культуры является сложным многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.