- Основные точки зрения на проблему самобытности российской истории
- ФАКТОРЫ САМОБЫТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
- Проблема исторической самобытности России.
- В отечественной и мировой историографии существуют три основные точки зрения на проблему особенностей русской истории.
- Природно-климатический фактор
- Геополитический фактор
Основные точки зрения на проблему самобытности российской истории
Министерство образования и науки
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Волгодонский инженерно-технический институт–филиал НИЯУ МИФИ
Конспекты материалов для самостоятельной подготовки
по дисциплине «История»
Для студентов заочной формы обучения
Составитель: старший преподаватель кафедры «Экономика и социально-гуманитарные дисциплины»
Е. И. Фролов
1. Место истории в жизни общества. Отечественная история как наука и учебная дисциплина.
Основные точки зрения на проблему самобытности российской истории.
«История — наставница жизни» — говорили древние авторы. История — это колоссальный массив духовно-нравственного, культурного и социального опыта человечества, передающийся от поколения к поколению. Общество, не владеющее опытом предшествующих поколении, начинает с нуля, варварства.
История — это коллективная память народа, потеря которой разрушает общественное сознание.
Значение учебного курса для формирования мировоззрения каждого студента, гражданина страны исключительно велико. «Нельзя жить на земле,- писал А.И.Герцен,- не помня, чем здесь жили прежде, не зная о трудах, славе, заблуждениях, ошибках наших предков,, не помня имен самых знаменитых и праведных, чьими мыслями мы продолжаем пользоваться как само собой разумеющимся, как извечно существующим. Обретя право на прошлое, мы обретаем совесть, обретаем ее не на словах, а на деле».
Российская история является в своих основных чертах повторением основных принципиальных этапов мировой истории с присущими России особенностями, действием тех исторических факторов на судьбу народов России, которые являлись не только универсальными и для других народов мира, но были уникальными только для этого восточноевропейского региона земли.
В исторической науке сложились либеральное, марксистско-ленинское, консервативное цивилизационное и другие направления
Русский консерватизм идеализирует патриархальность, православие, обращенность в прошлое, отрицает общественный прогресс и либеральные ценности.
Отечественная история и ее основные концепции
История России является частью мировой истории и не может рассматриваться вне ее контекста.
Марксистско-ленинская концепция рассматривает Россию по аналогии с обществами Западной цивилизации. В стране происходила смена общественно-экономических формаций, но с отставанием и со своими особенностями. Однако во второй половине 20-х годов XX в. раньше других стран подошла к социализму.
Суть второй концепции сводится к тому, что Россия — часть западной цивилизации. Она развивалась так же, но с отставанием. В октябре 1917г. Россия сошла с цивилизованной магистрали и лишь теперь к ней возвращается.
Третья концепция. Россия — страна восточного типа. Попытки Петра I включить ее в европейский путь развития окончились неудачей.
Четвертая концепция, представители которой придерживаются мнения, что Россия занимает промежуточное положение между традиционной и либеральной цивилизацией, т.е. это особая промежуточная цивилизация, сочетающая элементы отношений и культуры обеих /А.Ахиезер/.
Пятая концепция. Россия отличается и от того и от другого — это особый мир — Евразия. Русская национальность приняла на себя инициативу объединения разноязычных этносов в единую многонациональную нацию евразийцев. Подчеркивалась исключительность, неповторимость русской культуры, являющейся евразийско-русской /Трубецкой, Фроловский, Вернадский/.
Шестая концепция. Российская /русская цивилизация/ — самобытная, древнейшая цивилизация, базовые ценности которой сложились еще задолго до принятия христианства Н.Данилевский, О.Платонов и др.
Восьмая концепция. Российская цивилизация рассматривалась как «дочерняя» зона православной Византии /А.Тойнби/.
2. Восточные славяне в 6-7 вв.
Восточные славяне — племена, объединённые общностью происхождения и близостью языка, расселившиеся к 6 в. на территории от Карпатских гор на западе до средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до среднего Приднепровья на юге. У славян сложились племенные объединения: поляне, древляне, северяне, дреговичи, кривичи, полочане, вятичи, родимичи, ильменские словене и др.
Основными занятиями славян были скотоводство, земледелие, охота, рыболовство, бортничество.
В социальном отношении восточнославянское общество делилось на знать — князь, дружина, старейшины, жрецы, т.н. ведуны, кудесники, свободных общинников, зависимое население и рабов. Общественный строй у славян представлял собой так называемую военную демократию. Знать имела привилегии, но вынуждена была прислушиваться к мнению народного собрания «вече», в состав которого входили свободные мужчины.Славяне были язычниками. Они верили в злых и добрых духов, поклонялись силам природы и культу предков. Боги: Перун, Сварог, Даждьбог Ярило, Велес и др.
3. Образование и развитие древнерусского государства. Принятие христианства.
Государство у восточных славян возникло в 9 в. — Киевская Русь. На основе восточнославянских племен возникла древнерусская народность.
Причины возникновения государства:
— распад родовой общины и выделение соседской территориальной общины орудия труда, в которой и имущества были уже не общей, а частной собственностью;
— имущественная и социальная дифференциация, т.е., появление богатых знатных и бедных;
— развитие городов, ставших центрами государственных образований; — угроза нападений со стороны многочисленных врагов; — развитие торговли сплачивало славянские племена.
Развитие государства у славян проходило по трем этапам:
Первый — появление «союзов» племен», т.е. крупных территориальных образований.
Второй — возникновение ведущих государственных центров — в Киеве и Новгороде.
Третий — создание единого государства Киевская Русь путем объединения князем Олегом в 882 г. Киева и Новгорода в единое целое.
Авторы норманнской теории (Байер, Миллер и Шлецер) отстаивали варяжский вариант происхождения государства у восточных славян, что не соответствовало объективной реальности.
Князь Владимир І закончил объединение славянских племен, с которых князья собирали дань во время полюдья. Княгиня Ольга установила размер дани (т.н. уроки) и погосты (места для сбора дани).
В 988 г. князь Владимир крестил Русь. Христианство становится ведущей религией славян. Предпосылки: языческая Русь находилась в политическом изоляции; нарождающаяся знать выступала против погребения или сожжения материальных ценностей вместе с усопшими, она была заинтересована в приобретении их в наследство; остро встал вопрос о развитии многосторонних политических, экономических, культурных связей с другими государствами т.д.
4. Феодальная раздробленность.
Раздробленность – закономерное явление в истории древнерусского государства. Русь, как и страны Западной и Центральной Европы не могла ее избежать, так как она была вызвана совокупностью причин. Предпосылки к раздробленности начали вызревать еще в XI в. В 1097 г. на Любечском съезде былопринято решение о том, что князья отныне будут самостоятельно владеть в своих вотчинах. Окончательно Русь распадается на удельные княжества в начале 12 в..
Причины: рост боярского землевладения; существование натурального хозяйства; обострение социальной борьбы между феодалами и крестьянами; ослабление власти великого князя киевского, земельная вотчина которого значительно сократилась, ослабление Киевской Руси в результате половецких набегов; города Руси как крупные политические и культурные центры превращались в базу децентрализаторских устремлений бояр и князей и др.
Последствия раздробленности Руси:
а) подъем хозяйства и культуры отдельных княжеств и земель;
б) ослабление обороноспособности Руси;
в) дробление княжеств между наследниками;
г) конфликты между князьями и местным боярством.
5.Объединение северо-восточных земель округа Москвы и образования единого Московского государства.
В 1147 г. Юрием Долгоруким была основана Москва, которая стала столицей Московского княжества. Первым московским князем был ДаниилАлександрович, сын Александра Невского.
Причины возвышения Московского княжества:
— выгодное географическое положение княжества;
— политическая гибкость, ловкость и хозяйственность первых московских князей;
— поддержка московских князей со стороны церкви и перенесение митрополичьейкафедры из Владимира в Москву;
— политическая близорукость татар, которые своевременно не заметили возвышения княжества;
— отсутствие у московских князей сильных врагов;
— поддержка московских князей со стороны бояр и населения.
Огромный вклад в укрепление Московского государства внесли Иван Калита, Дмитрий Донской разбивший татар на Куликовом поле в 1380 г, Василии II, Иван III и Василий ІІІ.
При Иване III наступил расцвет Московского государства, в его состав вошли Новгород (1478 г.) Тверь (1480 г.) и другие земли. При нем в 1480 г. на Угре окончательно было сброшено татаро-монгольское иго. Был разработан новый свод законов Судебник 1497 г Появились центральные органы правления (Дворец и Казна).
При Василии III завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы.
6. Московское царство при Иване IV (Грозном).
В 1547 г. в Успенском соборе Кремля митрополит Макарий венчал Ивана IV на царство. Правительство Ивана ІV во главе с Адашевым и Сильвестром осуществляет широкую программу реформ для укрепления власти.
В 1549 г, был созван первый Земский собор — сословно-представительный орган власти. В 1550 г создается новый Судебник, который подтвердил право на переход крестьян от феодала, но увеличил при этом плату за «пожилое», что свидетельствовало о дальнейшем закрепощении крестьян.
В государстве Российском создается новая приказная система управления, которая способствовала централизации власти (Посольский, Большой приход, Разбойный, Поместный и др.).
В 1550-1556 гг. проводится военная реформа. Издается «Уложение о службе», вводившее принцип единоначалия в войсках, укрепляется дворянское войско, создается новый род войск — стрелецкое, сыгравшие важную роль в военных кампаниях 16-17вв.
В 1551, г. Иван IV проводит церковную реформу. Состоялся «Стоглавый собор», который внёс изменения в систему церковного строительства и определялся новый выгодный для государства порядок приобретения церковью земель. Эта реформа способствовала ограничению церковного землевладения.
Реформа в системе местного управления привела к ликвидации в 1556 г. кормлений. Ограничивались судебные полномочия наместников и волостелей, и устанавливался над ними более строгий контроль со стороны центральной власти.
В целях ослабления боярской оппозиции Иван IV в 1565 г, вводит опричнину, с помощью которой он укрепил свою власть, но в тоже время разорил и ослабил страну.
7. Смутное время Россия на рубеже XVI-ХVII вв.
Смутаохватывает период с 1598-1613 гг. Под смутой историки понимали общее неповиновение, раздор между народом и властью, которая была обусловлена глубокими политическими, экономическими, социальными, династическими, национальными, межгосударственными и другими причинами. Смерть в 1598г. Федора Ивановича последнего сына Ивана IУ положила началу династического кризиса. Этапы смуты:
1-й –1598 — 1605 гг.., связанный с периодом правления Бориса Годунов избранного Земским собором на царство.
2-й – 1605 — 1609 гг. После убийства в 1606 г. Лжедмитрия I заговорщиками, на российский престол вступил Василий Шуйский, который в 1610 г, был низложен. Для этого времени был характерен полный распад государства. Россия все больше втягивалась в пучину гражданской войны.
3-й – 1610 — 1613 гг. Начался период так называемой «семибоярщины» т.е. было сформировано правительство из 7 бояр, которые призвали в русский трон сына польского короля Сигизмунда III –Владислава. Поляки оккупировали Москву.
Объединение русских людей в 1 и 2 ополчения во главе с Мининым и Пожарским позволило в 1612 г, изгнать польских интервентов из Москвы, В феврале 1613 г на русский престол был избран Земским собором 16-летний Михаил Романов, положивший началу правления новой династии.
8. Развитие Российского государства при первых Романовых в ХVII в.
Основные задачи правительства:
— Возродить монархию в России;
-преодолеть смуту и духовную разобщенность в обществе;
— обеспечить развитие промышленности и торговли; — возвратить утерянные территории;
— обеспечить выход к морям;
— расширить связи с другими государствами.
Слабость царской власти на начальном этапе привела к усилению роли Боярской думы и Земского собора в политической жизни государства. Боярская дума делила с царем законодательную и исполнительную власть.
После возвращения изссылки отца Михаила патриарха Филарета в 1619 г., который становится фактическим правителем в государстве, предпринимаются меры по укреплению самодержавия. Ограничивается роль боярской думы, увеличивается количество приказов. Светским и духовным феодалам предоставляются огромные угодья и целые города за службу новой династии. Поместья среднего дворянства переводятся в разряд вотчин. Продолжается процесс дальнейшего закрепощения крестьян (в 1637 г, срок сыска беглых крестьян увеличился с 5 до 10 лет).
При Алексее Михайловиче Соборным уложением 1649 г, срок сыска беглых крестьян стал бессрочным, переход от одного феодала к другому был запрещен, т.е. юридически было оформлено крепостное право в России:
Во второй половине ХVII в, складываются в России предпосылки перерастания сословно-представительной монархии в абсолютную: начинается абсолютизация верховной власти; прекращается деятельность Земского собора, создается общегосударственное законодательство; формируются полки иноземного строя; начинается переход от ремесленно-цехового к мануфактурному производству; на котором применяется наемная рабочая сила; создается Новоторговый устав; углубляется специализация в сельском хозяйстве и ремесле; складывается единый всероссийский рынок; развивается товарное производство и т.д.
В годы правления Алексея Михайловича произошли целый ряд антифеодальных движений — Соляной бунт1648 г., Медный бунт 1662 г., восстание С . Разина 1670-1671 гг.., а церковная реформа Никона привела к расколу в русской православной церкви.
Во внешней политике он сумел вернуть Смоленск и Черниговские земли, а по решению Переяславской рады 1654 г. Левобережная Украина воссоединилась с Россией.
9. Реформы Петра I и рождение империи.
Петр I провел реформы в различных сферах жизни российского обществ для преодоления отставания России от Запада.
Военная реформа. Создает регулярную армию и флот, которые действовали по уставам (Воинский устав 1716 г, и Морской устав 1720 г.) Набор солдат в армию осуществлялся на основе рекрутской системы.
Петром Iсоздаются новые органы власти — Сенат, Синод вместо института патриаршества, коллегии, институт прокуратуры, фискалитет. По административной реформе Петра I территория России делилась на губернии (8), провинции и уезды, в основу которых были положены два принципа — территориальный и экономический.
Сословная реформа осуществлялась на основе «Табели о рангах» 1722 г. и указа «О единонаследии».
Новой столицей России стал Санкт-Петербург. В 1721 г. Петру Iбыл присвоен Сенатом и Синодом титул императора. Россия становится империей.
В области экономической Петр I проводил протекционистскую и меркантилистскую политику, направленном на защиту национальных интересов России.
Реформы Петра I проводились «сверху» и не привели к созданию гражданского общества, как было в Европе, а способствовали формированию мощного централизованного государства и абсолютной монархии.
10. Эпоха «дворцовых переворотов» 1725-1762 гг.
В это время в России правили монархи: Екатерина I (1725-1727 гг.) Петр I (1727-1730 гг..), племянница Петра I Анна Иоанновна (1730-1740 гг..), Иоан VI Антонович (174О-1741гг.), Елизавета Петровна (1741-1761 гг.), Петр III (1761-1762 гг.), после свержения, которого на российский престол в 1762 г., вступили Екатерина II.
0тличительными чертами этого периода являлось следующее:
Во – первых, императоры и императрицы фактически отстранялись от управления государством, за которых все решали высшие надзаконные органы власти (Верховный тайный совет). В то же время самодержавие сохранялось, а попытки его ограничить пресекались со стороны монархов (пример кондиции Анны Иоанновны).
Во-вторых, в условиях безвластия развивалась коррупция и произвол, возрастало влияние иностранцев в государственной жизни России (бироновщина).
В-третьих, монархи России понимали свою зависимость от дворянства и вели политику в их интересах. Анна Иоанновна пожизненную службу дворян заменила 25-летней выслугой (17З6 г.). Петр III в 1762 г. разрешил дворянам вообще не служить.
11. Реформаторская деятельность Екатерины II /1762-1796 г.г./
Политика Екатерины II вошла в историю под названием «просвещенного абсолютизма». Уже в начале своего правления Екатерина II быстро отказалась от создания Верховного совета с законодательными правами, формирования в России «третьего сословия» и отмене крепостного права, ибо убедилась в том, что дворянам чужды идеи представительной власти, и они будут твердо стоять за свои крепостнические права и привилегии. Она поняла, что ее власть в России всецело зависела от поддержки господствующего дворянского сословия. Поэтому она проводила четкую грань между собственными либеральными воззрениями и политической практикой, трезво оценивая неподготовленность страны к более радикальным преобразованиям.
В 1764г. Екатерина II издает манифест о секуляризации земель церкви, которым она завершила многовековую борьбу между светской властью и церковью не только в области политической, но и экономической.
В 1767г. она созывает Уложенную комиссию, основной задачей которой стало создание нового свода законов Российской империи. Этой задачи комиссия не выполнила. В связи с русско-турецкой войной и обострением борьбы между депутатами по крестьянскому вопросу в 1768г. она распустила комиссию.
В 1775г. Екатерина II издает «Учреждения для управления губерний». Необходимость административной реформы диктовалась обострением антифеодальной борьбы в России /пугачевщина/ и слабостью местной власти. В основу административной реформы она положила принципы — количественный с сословным дворянским самоуправлением, наделив губернатора огромными правами.
Для укрепления социальной базы власти в 1785г. Екатерина II издает ″Жалованную грамоту благородному российскому дворянству″, в которой ему предоставляются огромные права. Этим документом она юридически закрепила дворянское сословие в качестве правящего сословия в русском государстве.
ФАКТОРЫ САМОБЫТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
ЗАДАЧИ ИСТОРИИ, ПРИНЦИПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ИСТОРИЯ – в переводе с греческого «повествование о прошедшем, об узнанном».
Сегодня термином «ИСТОРИЯ» обозначают:
1. рассказ о прошлом;
2. само последовательное развитие, изменение действительности;
3. науку, изучающую прошлое.
История – это реальность прошлого, без знания ее дальнейшее развитие общества затруднено.
«Первая задача истории – воздерживаться от лжи, вторая – не утаивать правды, третья – не давать повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности»
· Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XXI в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.
· Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.
· Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.
· Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.
Методология Истории выделяет 3 основных принципа исследования:
1. Принцип историзма – предполагает познание явлений прошлого в их развитии и связи с порождающими их условиями. Исторический анализ включает исследование условий зарождения явлений, тенденций и стадий их последующего развития, современного состояния и ожидаемых в будущем последствий. Этот принцип требует изучения исторической реальности с точки зрения заложенных в ней противоречий. Каждое историческое явление рассматривается в движении, которое осуществляется через борьбу нового со старым. Каждое событие рассматривается в непосредственной связи с другими событиями, происходящими в это время. Данный принцип не позволяет оценивать исторические факты и личности с абстрактных, вневременных позиций. Необходимо воссоздание исторического контекста, стремление проникновения в атмосферу эпохи.
2. Принцип объективности – требует критического анализа разных источников, отказа от стереотипов мышления, от возможных собственных симпатий и антипатий. Добросовестный исследователь должен анализировать всю сумму фактов, а не пытаться подбирать их под заранее созданные схемы.
3. Принцип приоритета общечеловеческих ценностей (социально-гуманистический) – над политическими, идеологическими, классовыми и другими. Это означает, что исторические события должны оцениваться не только с точки зрения государственных достижений. Не менее важно понять, чем обернулось это событие для людей, живших в это время.
ФАКТОРЫ САМОБЫТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
· Обусловил изначальную бедность русского общества;
· Предопределил экстенсивный характер русского земледелия;
· Повлиял на тип русской государственности – жесткая система государственной власти;
· Способствовал формированию определенных черт русского национального характера (отсутствие тщательности и аккуратности в работе, способность к крайнему напряжению сил, коллективизм);
· Обширные слабозаселенные территории, расположенные между Европой и Азией, протяженные границы, не защищенные естественными преградами и как результат постоянная угроза военных вторжений;
· Вышеуказанные обстоятельства обусловили необходимость содержания большой армии в условиях недостатка наличных средств;
· Постоянная трата значительной доли своих ресурсов не производительно;
· Особая роль государства как организующего начала в деле обороны страны и соответственно формирование поместной системы и системы крепостного права;
· Практически полная оторванность России от морей и морской торговли на протяжении большей части своей истории;
· Наличие развитой речной сети в центре исторического ядра России;
· Наличие колоссальных незаселенных территорий как предпосылка оттока населения из центра на окраины;
· Выбор веры (православия) обусловил на столетия особый путь развития страны отличный от остальной Европы;
· Формирование православного менталитета со ставкой не на прогресс, а на преображение духовное;
· Изоляция на столетия от остальной Европы, замедление темпов социально-экономического, военно-технического и культурного развития России.
4.ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:
· Община как ведущая социально-экономическая ячейка русского общества на протяжении столетий. Она автономна, самодостаточна, ее связь с внешним миром минимальна. Община организует все стороны жизни общества (трудовую, культурную, обрядовую);
· Сверхвысокая, гипертрофированная роль государства; Государство не надстройка над гражданским обществом, а каркас гражданского общества;
· Государство на протяжении столетий опиралось на корпорацию служилой знати.
Вывод: такая социальная организация отличалась чрезвычайной устойчивостью, обеспечивала жизнеспособность российского общества и легко воссоздавалась после каждого потрясения в нашей истории.
ЛЕКЦИЯ № 2: ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА ( IX — XIII вв.)
Проблема исторической самобытности России.
Образованные русские люди тяжело переживали раскол между дворянством и народом, старались осмыслить его происхождение и пути его преодоления. Они размышляли о несхожести исторических судеб России и Европы, недейственности в России европейских способов решения политических и социальных проблем. Важнейшим предметом их раздумий стала самобытностьРоссии. Это было новым шагом вперед в развитии национального самосознания.
Наиболее ярко и полемично проблему национальной самобытности России поставил в 20 — 30-х гг. XIX в. П. Я. Чаадаев (1794 — 1856) — участник Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода русской армии, один из самых блестящих дворян Петербурга, дружбой с которым гордился А. С. Пушкин. В 20-е гг. Чаадаев пережил глубокий духовный кризис, заставивший его переосмыслить идеалы Просвещения. Главным в истории народа для него стала роль традиции, прежде всего религиозной, определявшей место народа в созидании мировой истории. Связанные с этим мысли он выразил в написанных в 1828 — 1830 гг. «Философических письмах».
Это было время успехов России в войнах против Турции и Ирана, эпоха «открытия» России образованным обществом Запада. Именно с этого момента в Европе утверждается мысль о великом будущем России, высказанная немецким философом Ф. В. Шеллингом. Взгляды Чаадаева, порожденные ощущением исторического тупика, в котором оказалась Россия в годы царствования Николая I, были полным контрастом этим представлениям.
П. Я. Чаадаева поразил контраст между творческим, созидающим характером европейской католической традиции, породившей европейскую цивилизацию, общность национальных культур Европы, и мертвенным, архаическим характером русской православной традиции.
Тем не менее, в центре исторической концепции Чаадаева стоит чисто православная идея о построении Царства Божия на земле, о достижении просвещенного, свободного от греховности состояния в повседневной жизни. Эта идея чужда развитым «осевым» культурам, в частности европейской. Поэтому, несмотря на свой европоцентризм идеи Чаадаева — это форма национального самопознания в рамках русской православной культуры. Европа представляется Чаадаеву идеалом именно потому, что «Царство Божие до известной степени осуществлено в ней». Это, по его мнению, придает европейской истории связность и смысл.
Русская мысль, беспочвенная и бунтующая, была в XIXвеке внутренне свободной и дерзновенной, не связанной тяжелым прошлым с традицией, внешне же стесненной и часто гонимой. Невозможность по политическим условиям непосредственного социального дела привела к тому, что вся активность перешла в литературу и мысль, где все вопросы ставились и решались очень радикально. Выработалась безграничная социальная мечтательность, не связанная с реальной действительностью. Русские были сен- симонистами, фурьеристами, прудонистами, когда в России было еще крепостное право и самодержавная монархия. Они были самыми крайними, тоталитарными гегельянцами и шеллингианцами, когда в России не было еще никакой философской культуры и философская мысль была на подозрении. Русские культурные люди полюбили бесконечные, ведшиеся по целым ночам разговоры и споры о мировых вопросах в небольших кружках, в салонах 30-х и 40-х годов. Первое пробуждение самостоятельной мысли и самосознания ХIХ века произошло в Чаадаеве, человеке исключительно одаренном, но почти ничего не написавшем. Он был ленив, как и все русские баре. Его необычайно острые и сильные мысли выразились в одном «философическом письме». Это целая философия истории. Историософическая тема — основная в русской мысли XIX века. Самостоятельная русская мысль прежде всего задумалась над тем, в чем задача России и особенность ее пути, Восток ли она или Запад. Первый русский историософ Чаадаев был офицером лейб-гвардии гусарского полка в отставке, подобно тому, как первый самостоятельный и самый замечательный русский богослов Хомяков был офицером лейб-гвардии конного полка. Философия истории Чаадаева была восстанием против русской истории, против русского прошлого и русского настоящего. Дело Петра пробудило русскую мысль и русское творчество. Герцен сказал, что на реформу Петра русский народ ответил явлением Пушкина. К этому надо прибавить, что он ответил явлением западнической и славянофильской мысли. Вся русская мысль ХIХ века, занятая общими вопросами миросозерцания, была западнической или славянофильской, т. е. решала проблему о том, должна ли быть РоссияЗападом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться к допетровской, московской Руси.
В трудах П. Я. Чаадаева был виден вызов российской действительности. И власть жестоко отплатила философу. После опубликования первого из «Философических писем» в 1836 г. Чаадаев был объявлен сумасшедшим. Впоследствии в новом труде «Апология сумасшедшего» он несколько видоизменил свои взгляды, признав за Россией право на великую историю если не в прошлом, то в будущем.
Несмотря на спорность высказанной точки зрения, П.Я. Чаадаев подметил многие особенности российской истории, русского характера и русской культуры. По замечанию И. А. Бердяева, после Чаадаева осознание смысла истории России стало невозможным без ответа на вопросы, им поставленные.
История как наука. Российские представители исторической мысли.
История – это наука, которая изучает прошлое человека и человеч. общества во всем многообразии. История как способ самопознания страны, человека существовала с древних времен. Без знания прошлого нельзя понять настоящее и в какой-то мере предсказать будущее. Все наши сегодняшние проблемы, как правило, имеют корни в более отдаленных временах.
1) устные предания, легенды, в которых вымысел переплетается с реальными фактами;
2) письменные документы. Самые древние – глиняные таблички с клинописью, древнеегипетские иероглифы. К письменным источникам относятся также летописи, судебники, договоры, литературные и публицистические памятники и др.;
3) археологические находки;
4) архитектурные сооружения.
Историческая наука – коллективная память человечества. Сохранение этой памяти, передача опыта и традиций из поколения в поколение — одно из обязательных условий существования и развития самой цивилизации.
История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь.
В переломную эпоху сильнее проявляется потребность глубже осмыслить прошлое, чтобы, опираясь на логику исторического процесса и мудрости предков, лучше понять настоящее и определить тенденции на будущее. История заставляет думать и искать, помогает не повторять ошибок. И она же наказывает за невежество и пренебрежение к накопленному опыту.
Вот почему выдающийся русский историк В.О. Ключевский утверждал: «История — это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого».
Российские представители исторической мысли: Татищев Василий Никитич, Болтин Иван Никитич, Щербатов Михаил Михайлович, Карамзин Николай Михайлович, Погодин Михаил Петрович, Платонов Сергей Федорович и др.
Факторы самобытности русской истории и культуры.
В отечественной историографии выделяют четыре фактора, определивших особенности (отсталость, задержку, самобытность, своеобразие) русской истории:
1.Природно-климатический: жизнь крестьянина зависела от погоды и плодородия почвы. Неблагоприятные условия ведения с/х оказали прямое воздействие на тип с/х. Господствующий класс создавал жёсткие рычаги гос.механизма, направленного на изъятие прибавочного продукта. Отсюда идет многовековая традиция деспотической власти самодержавия – крепостное право. Низкая урожайность, зависимость от природных условий обусловили в России устойчивость общинных принципов хозяйства. Природно-климатический фактор во многом определил и особенности национального характера русских: а) крайнее напряжение сил на сравнительно длинный промежуток времени, б) коллективизм, в) готовность к помощи вплоть до самопожертвования.
2.Геополитический фактор: а) обширная, слабозаселенная, незащищенная естественными преградами территория, б) огромная сеть рек, в) незащищенность границ, г) оторванность от морей. Геополитический фактор определил такие черты русского народа как национальная терпимость, отсутствие национализма, всемирная отзывчивость.
3.Религиозный фактор (конфессиональный): православие пришло из Византии. Для православия характерно движение к лучшему, идеи социальной справедливости, христианство отличается большой свободой внутренней жизни, характерен коллективизм. Католицизм из Рима, его ценности состоят в рынке, богатстве, у католиков основные черты власть, господство, дисциплина.
4.Фактор социальной организации: его основные элементы: а) первичная социально-хозяйственная ячейка – корпорация (община, колхоз и т.д.), а не частнособственное образование как на Западе, б) государство — не надстройка над обществом как на Западе, а творец общества, в) государство либо существует, либо оно не эффективно, г)государство, общество, личность – не разделены, а целостны, д)государство опирается на корпорацию.
В отечественной и мировой историографии существуют три основные точки зрения на проблему особенностей русской истории.
Сторонники первой из них, придерживающиеся концепции однолинейности мировой истории, считают, что все страны и народы, в том числе Россия и русская нация, проходят в своей эволюции одни и те же, общие для всех стадии, движутся по одному, общему для всех пути. Те или иные особенности российской истории трактуются представителями этой Школы как проявления отсталости России и русских. Эта точка зрения характерна в первую очередь для исторической публицистики западнического, в том числе догматизированно-марксистского, направления.
Историки-профессионалы, исходящие из той же методологической посылки, как правило, избегают использовать применительно к, истории России понятие «отсталость», предпочитая другой термин – «задержка» движения русской истории; соответственно центр исследований переносится ими на выявление причин, замедливших ход исторической эволюции России.
Сторонники второго подхода к изучению русской истории исходят из концепции многолинейности исторического развития. Они полагают, что история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает (развивала) какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути; одной из таких цивилизаций является русская (славянская) цивилизация.
Третья группа авторов пытается примирить оба указанных подхода.
В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются три основных фактора, определивших особенности (отсталость, задержку, самобытность, своеобразие) русской истории:
3) конфессиональный (религиозный);
Природно-климатический фактор
Природно-климатический фактор во многом определил и особенности национального характера русских. «Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства в конечном счете наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер. Прежде всего, речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный период времени всей своей физической и духовной потенции. Вместе с тем вечный дефицит времени, веками отсутствующая корреляция между качеством земледельческих работ и урожайностью хлеба не выработали в нем ярко выраженную привычку к тщательности, аккуратности в работе и т.п.
Геополитический фактор
Обычно отмечаются следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории: обширная, слабо заселенная территория, незащищенная естественными преградами граница; оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей (и соответственно от морской торговли); благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть; промежуточное между Европой и Азией положение русских территорий.
Слабая заселенность земель Восточно-европейской равнины и Сибири, ставших объектом приложения сил народов России, имела многообразные последствия для ее истории. Наличие обширных земельных резервов создавало благоприятные условия для оттока земледельческого населения из исторического центра России при увеличении нормы его эксплуатации. Данное обстоятельство вынуждало государство и эксплуататорские слои общества усиливать контроль за личностью земледельца (чтобы не лишиться источников дохода). Чем больше в ходе исторического развития возрастали потребности государства и общества в прибавочном продукте, тем более жестким становился этот контроль, приведя в XVII в. к закрепощению значительной массы русского крестьянства.
С другой стороны, из-за слабой заселенности страны русские в процессе колонизации не имели нужды отвоевывать себе «место под солнцем» в борьбе с коренными народами Центральной России (финно-уграми) и Сибири: земли хватало на всех. Поэтому в России до сих пор сохранилось множество этнических групп, исповедующих различные религии и обладающих собственными культурными традициями. Кроме того, колонизация земель была народной. Кроме того, экстенсивность становилась фактором экономического развития.
Крайне осложнил историческое бытие русского народа такой фактор, как естественная открытость границ русских земель для иноземных нашествий с Запада и Востока. Русские территории не были защищены естественными преградами: их не ограждали ни моря, ни горные цепи. Данное обстоятельство, естественно, использовали соседние народы и государства: Польша, Швеция, Германия (Ливонский и Тевтонский рыцарские ордена в Прибалтике, Германия в I и II мировые войны) и даже Франция (при Наполеоне I), с одной стороны, и кочевники Великой степи – с другой. Постоянная угроза военных вторжений и открытость пограничных рубежей требовали от русского и других народов России колоссальных усилий по обеспечению своей безопасности: значительных материальных затрат, а также людских ресурсов (и это при малочисленном и редком населении.). Более того, интересы безопасности требовали концентрации народных усилий: вследствие этого роль государства должна была чрезвычайно возрасти.
О следующем геополитическом факторе – оторванности от морей и морской торговли – можно долго не говорить: из-за этого приходилось продукты своего экспорта продавать задешево посредникам, а продукты импорта покупать задорого у тех же посредников; и все это вынуждены были делать жители и государство бедной земледельческой страны. Чтобы пробиться к морям России пришлось столетиями вести напряженные кровопролитные войны. Выход к незамерзающим портам стал главной целью внешней политики России еще при Иване Грозном и был таковым еще в течение двух веков. Петр добился получения к Балтике, а Екатерина II – к Черному морю. Вследствие этого роль государства и общества в армии возрастала еще больше.
Другим благоприятным для истории России геополитическим фактором является то, что через ее территорию проходила значительная часть Великого шелкового пути из Китая в Европу. Данное обстоятельство создавало объективную заинтересованность многих стран и народов в поддержании политической стабильности вдоль этой великой магистрали древности, т. е. в существовании евразийской империи: вначале такой империей стало государство Чингисхана, затем – Россия.
Нахождение России между Европой и Азией способствовало формированию особой, во многом уникальной культуры, открытой, в которой прослеживается влияние различных культур, и потому синтетической.