В чем заключается теория действия в культурологии и Культурология?

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 февраля 2023 года; проверки требуют 3 правки.

Обозрение основных проблем теории действия

Многие теории действия являются каузальными, то есть предполагается существование причины действия. Кроме того, мыслительные акты (например, решение математической задачи) также могут рассматриваться в качестве действий. Рефлексы и пассивные движения (например, кто-то приподнимает мою руку) действиями не считаются. Однако посторонний наблюдатель может расценить непроизвольные движения (например, в случае синдрома чужой руки) за действия, поэтому обсуждается вопрос о том, какими должны быть действия и намерения, чтобы можно было считать действия преднамеренными.

В причинной теории действия имеются слабые места. К примеру, известна проблема девиантных причинных цепей, если намерение в итоге приводит к случайному действию — для такого действия возможны различные описании его причины.

Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности, в общем, и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.

Сущность культурогенеза в том, что посредством трансформационной изменчивости бытующих форм и систем, а также возникновение ранее не существовавших в культуре, совершенно новых феноменов, непрерывно осуществляется процесс самообновления культуры. Иначе говоря, процесс становления культуры происходит не единожды (лишь на заре возникновения первобытного общества), а постоянно на протяжении всей истории человечества. В качестве основной причины культурогенеза сторонники эволюционной теории выделяют потребность человеческих сообществ в адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни через создание новых форм деятельности и социального взаимодействия.
Несмотря на то, что вопрос происхождения культуры на протяжении долгих лет занимал умы многих историков и философов, системные исследования этой проблемы связаны с работами эволюционистов XIX века (Л. Г. Морган, Г. Спенсера и др) и их последователей.

В XX веке исследованием проблемы возникновения и становления культуры проблемами занимались многие социологи, антропологи, искусствоведы, историки, этнографы и т. д., но только в последние десятилетия теория культурогенеза стала предметом изучения и разработки.

Основные школы культурологии

Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представители: в Западной Европе Шпенглер и Тойнби, в России — Н. Я. Данилевский.

Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.

Главная черта этой школы — стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснить культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека. Основные представители:
Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Конрад Лоренц, Бронислав Малиновский.

В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, П. А. Сорокин, Альфред Вебер.

Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё — и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод Леви-Стросс.

Про Юнармию:  Дороги Победы 2022 и Дороги Победы

Тахтамышев В.Г.

Харламова Г.С.

ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения»

В статье рассмотрено становление теории действия, подчеркивается ее генетическая связь с теорией деятельности. Показаны этапы развития теории деятельности, связанные с исследованиями Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Рассмотрены элементы структуры деятельности, основным из которых является действие, а также специфика деятельности как системы, взаимообусловленность ее элементов. Показано, что системный анализ деятельности, предложенный А.Н. Леонтьевым, позволяет преодолеть противопоставление физиологического, психологического и социального в понимании человека. Проведен анализ взглядов Г.Г. Шпета и М.М. Бахтина, обобщивших практику эстетической деятельности. Обосновывается понимание действия как целостной единицы деятельности – носителя символических значений, содействующего установлению связи с другими людьми. Подчеркивается вклад в теорию действия С.Л. Рубинштейна, усматривавшего в действии способ преодоления разрыва человека с миром. Сделан вывод о методологических функциях теории действия, способствующей осмыслению условий возможности становления человека как целостного существа в мире наличной культуры.

становление целостного человека

1. Бахтин М.М. Автор и герой в художественной деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – С. 7–180.

2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

3. Бэкхерст Д. К вопросу об эволюции теории деятельности // Культурно-историческая психология. – 2006. – № 4.

5. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. / пер. Г.Г. Шпета. – М.: Академический проект, 2008. – 767 с.

6. Зинченко В.П. Философско-гуманитарные истоки психологии действия // Вопросы философии. – 2014. – № 3. – С. 73–84.

7. Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991. – С. 229–270.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2004. – 352 с.

9. Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Деятельность. Философская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – С. 151–152.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2001.

11. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб., 2003.

12. Тахтамышев В.Г., Харламова Г.С. Пространство культуры: генезис контента // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2. Часть 8. – С. 1806–1810.

13. Филиппов А.Ф. Социология пространства. – СПб.: Владимир Даль, 2008. – 290 с.

14. Харламова Г.С. Пространство образования: культурологический анализ. – Ростов-на-Дону, 2013. – 146 с.

15. Шпет Г.Г. Театр как искусство // Шпет Г.Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры. – М.: Росспэн. 2007. – С. 19–39.

Таким образом, анализ, предпринятый А.Н. Леонтьевым, позволяет выделить, во-первых, отдельные (особенные) деятельности – по критерию побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия-процессы, подчиняющиеся сознательным целям. Наконец, выделяются операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Эти «единицы» человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру. Особенность анализа, который приводит к их выделению, состоит в том, что он пользуется не расчленением живой деятельности на элементы, а раскрывает характеризующие ее внутренние отношения. Это – отношения, за которыми скрываются преобразования, возникающие в ходе развития деятельности, в ее движении. Сами предметы способны приобретать качества побуждений, целей, орудий только в системе человеческой деятельности; изъятые из связей этой системы, они утрачивают свое существование как побуждения, как цели и как орудия.

Жаров Л.В., д.ф.н., к.м.н., профессор, заведующий кафедрой «История и философия», ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, г. Ростов-на-Дону;

Богданова О.А., д.ф.н., профессор кафедры философии и культурологии, ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет)», г. Ростов-на-Дону.

Библиографическая ссылка

Тахтамышев В.Г., Харламова Г.С. ТЕОРИЯ ДЕЙСТВИЯ КАК ПАРАДИГМА ОСМЫСЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-27.
– С. 6139-6142;

Про Юнармию:  Элитное воинское подразделение России — Президентский полк — отмечает юбилей

URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38635 (дата обращения: 01.06.2023).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

По мнению сторонников этой концепции, среди которых В. И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден, Л. Н. Гумилёв и др. причина возникновения и развития культуры состоит в воздействии неких космических сил, способствующих созданию на Земле благоприятных условий для развития человека, а следовательно и для возникновения особых качеств, благодаря которым стало возможно появление культуры.

Так, автор концепции этногенеза Л. Н. Гумилёв писал:

Иными словами, по мысли Л. Н. Гумилёва происхождение культуры и развитие человечества происходит благодаря этим пассионарным толчкам, порожденным воздействием особого вида космических излучений. Полученная в результате этого пассионарная энергия идет на создание и развитие нового этноса, исключительность которого формируется его культурой, представляющей собой кристаллизованную энергию пассионарности.

Это можно объяснить тем, что в процессе трудовой деятельности появляется необходимость организовать и согласовать совместные усилия, для чего и нужны средства общения. Тем самым, превращению наших обезьяноподобных предков в человека способствовало параллельное развитие языка и сознания. Отсюда автор делает вывод, что именно труд и привел к возникновению культуры. Позже — по мере развития трудовых навыков, появления разделения труда и роста его производительности — у людей появилась возможность посвящать время занятиям, на прямую не связанным с проблемой выживания. Таким образом, свое свободное время люди могли теперь тратить на удовлетворение других потребностей, в том числе и потребности в прекрасном, и понемногу стала выделяться категория «творческих» людей, среди которых были писатели, художники, скульпторы и музыканты. А по мере развития общества и его культуры стали появляться ученые и философы.

Культурология в России

За последние десятилетия в Российской Федерации — России сложились следующие основные культурологические школы:

С 1992 года приступил к работе научно-исследовательский Российский институт культурологии (бывший НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры). Позднее, наряду с центральным отделением, расположенным в Москве, открылись ещё три филиала РИК: Сибирский (открыт в 1993 году в Омске), Санкт-Петербургское отделение (открыто в 1997 году) и Южный филиал (открыт в 2012 году в Краснодаре). В 2014 году Институт культурологии был слит с Российским НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва.

Возникновение натуралистической концепции культурогенеза считается следствием саморазвития человеческого рода и результатом его эволюции. Многие ученые-естествоиспытатели, среди которых Ч. Дарвин и Г. Спенсер, полагали, что истоки культуры заложены в жизни высших животных, сходство процесса развития культуры с процессами в животном мире. Среди сторонников натуралистической концепции культурогенеза есть также и представители этологических концепций культуры. Так, К. Лоренц утверждал, что многочисленные ритуалы, а также нормы и правила поведения, регулирующие жизнь человека в обществе, в зародыше содержатся в поведении животных.

В поведении животных природой предусмотрены особые механизмы, препятствующие проявлению инстинктивных форм поведения (прежде всего агрессии), например долгая подготовка к схватке, позы покорности и т. п. Наличие таких порядков в животном мире может считаться зародышем культуры.

Бронислав Каспар Малиновский — одним из авторов концепции, а также основоположник функционализма в культурологии — придает первостепенное значение не самому труду как таковому, и даже не результатам онного, но необходимости действовать сообща, объединяться в коллектив для выполнения стоящих перед людьми задач. Социальная концепция происхождения культуры делает акцент на социальных отношениях между людьми и необходимости налаживания и регулированиях этих отношений.

Про Юнармию:  Подтягивания на низкой перекладине техника выполнения

К методам культурологии относят:

Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства и права.

Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию.

Фундаментальная культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры.

Прикладная культурология, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

  • G. E. M. Anscombe. Intention. Oxford 1957.
  • Georg Henrik von Wright. Norm and Action. London 1963
  • Alvin I. Goldman. A Theory of Human Action. Englewood Cliffs 1970
  • Donald Davidson. Essays on Actions and Events. Oxford 1980
  • Jennifer Hornsby. Actions. London 1980
  • Jonathan Bennett. Events and Their Names. Oxford 1988
  • Sebastian Rödl. Kategorien des Zeitlichen. Frankfurt am Main 2005
  • Anton Leist. Action in Context. Berlin und New York 2007
  • Michael Thompson. Life and Action. Massachusetts 2008
  • White, Leslie «The Concept of Cultural Systems: A Key to Understanding Tribes and Nations. — New York: Columbia University Press, 1975.
  • Каган М. С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974
  • Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983
  • Флиер А. Я. Очерки теории исторической динамики культуры. М.: Согласие, 2012

Теория действия (философия)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 января 2022 года; проверки требует 1 правка.

Теорию действия в философии следует отличать от социологической теории действия Толкотта Парсонса.

Сущность теории в том, что происхождение культуры заключается в передаче информации, необходимой для выживания человека с помощью закодированной информации, то есть символов.

Основные положения этой концепции можно найти в работах Э. Кассирера, К. Г. Юнга, М. Хайдеггера. Символы, с которыми по природе своей связано человеческое сознание, относятся не к самому предмету, а к выражению его смысла. Только человек, основываясь на своей деятельности и результатах самонаблюдения и самоанализа, может вкладывать какой-либо смысл в предметы и явления как естественного, так и искусственного происхождения. В появлении способности одухотворять вещи и открывать их истинный смысл и значение, скрытые за предметной оболочкой, и есть рождение культуры. Под культурой сторонники символической теории понимают новый уровень взаимодействия человека и окружающего мира.

Многие исследователи отмечают объективность принципов символизации. Среди них и П. А. Флоренский, который писал:

Согласно данной концепции символы являются особой формой знания, со своими внутренними законами и критериями точности. В этой связи можно предположить, что символы — первоначальная форма культурного выражения и осознания человеком мира.

История теории действия

В настоящее время теория действия является пограничной субдисциплиной между практической и теоретической философией. Она релевантна как для философии сознания, так и для этики и определённых вопросов метафизики.

Оцените статью
ЮнАрмия