Культура Древнего Египта возникла одной из древнейших культур человечества. Она существовала примерно с конца IV тыс. до н. э. до 332 г. до н. э. Формирование Египта как государства происходило в IV тыс. до н. э. с появлением на севере и юге реки Нил более 40 городов, стоящих во главе областей, или номов. Во второй половине IV тыс. до н.э. складываются Северное (Нижнее) царство и Южное (Верхнее) царство. К началу III тыс. до н. э. образуется единое египетское государство, возникшее в результате победы царя Южного Египта Мина над Северным, который заложил крепость Инбу-Хедж (Белые стены), превратившуюся затем в первую столицу нового государства — Мемфис.
В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько больших периодов. Первый из них именуется додинастинеским (IV тыс. до н.- э.), в течение которого зарождалась египетская цивилизация.
Последующие периоды, охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон, написавший историю своей страны, предложил называть следующими царствами:
• Древним (III тыс. до н. э.);
• Средним (конец III — начало II тыс. до н. э.);
• Новым (II тыс. до н. э.).
Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем (I тыс. до н. э.).
Древний Египет стал классическим примером речной цивилизации, поскольку решающую роль в его существовании играл Нил:
• его ил служил прекрасной почвой для сельского хозяйства —основы экономики Египта;
• единая ирригационная система способствовала созданию единого, централизованного государства;
• огромные залежи прибрежного камня служили прекрасным строительным материалом;
• необходимость в точном определении сроков разлива Нила стимулировала развитие астрономии, математики и других наук;
• долина Нила, защищенная с обеих сторон пустынями, была труднодоступна для вторжения иноземцев, давала возможность спокойно жить и развиваться без больших внешних потрясений, сохраняя самобытность культуры.
Подчеркивая огромное значение Нила для Египта, древнегреческий историк Геродот с полным основанием называл страну «даром Нила».
Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-мифологических представлений и культов:
§ культ многочисленных богов Египта. Верховными божествами были боги солнца Ра или Амон-Ра, бог Осирис, богини Исида, Сет, Маат;
§ культ обожествленного царя — фараона. Проведение установленных богами законов в жизнь, исполнительная власть находилась в руках царей. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим наиболее важные ритуалы, которые обеспечивали процветание страны. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали знаменитые египетские пирамиды;
§ культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых. В число священных входили: лев, корова, бык, кошка, козел, крокодил; птицы — сокол, ибис и коршун, а также пчела, змея, навозный жук-скарабей.
Прослеживая эволюцию Египта, следует отметить, что уже в додинастический период он имел развитое земледелие и скотоводство, виноделие и ткацкое ремесло. К этому периоду относится также начало изготовления папируса, что способствовало широкому распространению письменности. Его культура была в полном смысле самобытной.
Эпоху Древнего царства (III тыс. до н. э.) сами египтяне рассматривали как золотой век в истории своей культуры, поскольку в этот период:
• утверждается медный век;
• высокого уровня достигают земледелие, садоводство, огородничество и виноградарство;
• открыто пчеловодство;
• в больших масштабах ведется каменное строительство, включая монументальные сооружения;
• завершается становление иероглифического письма;
• появляется первый свиток папируса;
• складывается система счета;
• осуществляются первые попытки мумификации.
В эпоху Древнего царства практически оформляется вся сложная система культов, а среди многочисленных богов устанавливается своеобразная иерархия с Богом солнца Амоном-Ра во главе. Значительный подъем переживает художественная культура, в которой формируются специфические каноны искусства, появляется иероглифическое письмо (на папирусе писали знаками-символами с помощью специальных чернил).
Ведущим искусством Древнего царства была архитектура. Большинство архитектурных построек было связано с заупокойным культом. Первым из такого рода сооружений стала мастаба, которая устраивалась над могилами умерших в виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичом или каменной кладкой с наклонным профилем стен, напоминающих скамейку (мастабу). Усложнение мастабы и многократное увеличение ее размеров по вертикали и горизонтали превратили ее в пирамиду. Первым это осуществил зодчий Имхотеп, построивший пирамиду фараона Джосера в Саккаре (нач. III тыс. до н. э.). Первая пирамида была ступенчатой, имела высоту 60 м и представляла собой как бы поставленные друг на друга шесть мастаб.
Второй пирамидой стала пирамида Снофру в Дашуре. Она была правильным четырехгранником с квадратным основанием и высотой 100 м. Классическими стали пирамиды Хуфу, Хафра и Менкаура в Гизе (XXIX — XXVIII века до н. э.). Самая большая из них — пирамида Хуфу (по-гречески — Хеопса) имела высоту 146 м (сейчас меньше), сложена из 2,3 млн. блоков по 2,5 — Зт, занимает площадь в 5,4 га. Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хафра находится гигантский сфинкс (57 м длины) в образе льва с портретной головой, возможно, самого Хафра. Всего было построено около 80 пирамид.
Арабская пословица гласит: «Все на свете боится времени, а время боится пирамид». Пирамиды стали величайшимим достижением египетской культуры и цивилизации. До сих пор они хранят множество тайн и загадок и являют собой символ всего Востока. Самая знаменитая из них — пирамида Хуфу — считается одним из семи чудес света.
В Древнем царстве успешно развивается скульптура. Одним из первых и известных произведений пластики стала небольшая плита (высотой 64 см) фараона Нармера, покрытая с двух сторон рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями, рассказывающими о победе Нармера, правителя Южного Египта, над Северным. Эта знаменитая палетка интересна тем, что в полной мере выражает своеобразие «египетского стиля «, заключающегося в особом способе передачи объемного тела на плоскости: голова и ноги изображаются в профиль, а плечи и тело — в фас. Помимо рельефов, украшавших стены гробниц и храмов, распространена портретная скульптура, связанная с заупокойным культом. Сохранившиеся произведения дают полное представление о особенностях египетской скульптуры: все статуи находятся в спокойных и застывших позах, наделены одними и теми же атрибутами, имеют одинаковую условную раскраску: красно-коричневую — для мужских, желтую — для женских, черную — для волос, белую — для одежд. Еще одна особенность египетской пластики — геометризм: абсолютная симметрия, четкость линий, строгая уравновешенность правой и левой половины тела. Наиболее известными скульптурными творениями являются «Сельский староста», «Писец Каи», статуи-портреты царевича Рахотепа и его жены Нофрет и др.
Среднее царство (конец III — начало II тыс. до н. э.) — второй период расцвета Древнего Египта. Данную эпоху обычно называют классической. В этот период интенсивно развивается выплавка металла и египтяне широко используют орудия из бронзы. К уже имеющимся ремеслам добавляется производство стекла.
В социальной сфере усиливается роль средних слоев. Заупокойный культ обслуживает теперь не только царей и вельмож, но и средние слои. Наблюдается переосмысление роли фараона: он воспринимается не только как бог, но и как конкретный живой человек.
Успехи в деле мумификации и бальзамировании были достигнуты благодаря развитию медицины, знанию анатомии и физиологии человека. Египетские целители-жрецы разрабатывали учение о мозге, о кровеносных сосудах, о пульсе и сердце. Впечатляющими были успехи в математике и астрономии. От египетских математиков до нас дошло несколько десятков текстов, посвященных решению теоретических и практических вопросов. Геродот справедливо называл египтян учителями геометрии. Египетские астрономы неплохо знали небо, умели предсказывать солнечные и лунные затмения, начало разлива Нила; их солнечный календарь становился все более совершенным.
Архитектура остается ведущим искусством в Среднем царстве, развиваясь по-прежнему в единстве со скульптурой и рельефом. В этот период продолжается сооружение пирамид, но их строят не из камня, а из кирпича-сырца, что делает их недолговечными. В эпоху Среднего царства широкий размах получает храмовое строительство. Храмы украшаются обелисками, внушительными и многочисленными колоннами и роскошным декором. Самым знаменитым стал заупокойный храм Аменемхета III, названный греками Лабиринтом. Он занимал огромную территорию (7,2 га) и представлял собой гигантский комплекс многочисленных и великолепных сооружений. Это был настоящий пантеон, храм бесконечного множества египетских богов. К сожалению, этот храм, как и большинство других, не сохранился.
Среднее царство характеризовалось настоящим всплеском художественной литературы. Подлинным шедевром художественной литературы является «роман» «История Синухета», а в повести «Беседа разочарованного со своей душой» рассказывается о пессимизме человека, который видел много горя, устал от жизни, сомневается в существовании загробного мира.
Период Нового Царства (II тыс. до н. э.).Древний Египет переживает наивысшего подъема. Он занимает ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Египтяне начинают применять железо, широко используют соху, вертикальный ткацкий станок, ножные мехи в металлургии, осваивают коневодство. Создание водоподъемных сооружений способствует развитию огородничества и садоводства, где используются новые сорта деревьев — яблоня, миндаль, олива, персик.
Искусство мумификации достигает невиданного совершенства. Широкое развитие получают внутренняя и внешняя торговля. В целом страна переживает бурный экономический рост, чему способствуют успешные завоевательные войны, которые дают сырье, пленных рабов, золото. Высшие слои общества утопают в несметных богатствах и роскоши, что отчасти сказывается на развитии искусства: оно приобретает пышность.
В Новом царстве в Египте развертывается грандиозное строительство. Начиная с Тутмоса I, в так называемой «Долине царей» египетские фараоны строят себе роскошные гробницы. В храмовом строительстве и сооружении царских статуй наблюдается явная гигантомания (например, заупокойный храм с огромными статуями Аменхотепа III — «колоссами Мемнона» или пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле с величественными статуями правителя).
Самые известные –это Карнакский и Луксорский храмы в Фивах. Первый из них, храм бога Амона, сооружен при участии зодчего Инени и представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, украшенный колоссальными колоннами. Второй уступает по размерам первому, но благодаря четкой планировке и совершенству форм оказал большое влияние на все последующее развитие храмовой архитектуры. В Новом царстве расцветает искусство рельефа, достигая классических форм и непревзойденного совершенства. Храмовые рельефные изображения позволяют прочитать всю историю Древнего Египта. В качестве примера можно указать на рельефное украшение оригинального храма Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри.
Литература Нового царства становится многожанровой. Главное творение религиозно-культовой литературы — «Книга мертвых», которую можно считать энциклопедией религиозной жизни. Появляется светская литература («Сказка о двух братьях» и др.) и даже никак не связанная с культом любовная лирика, включающая в себя «песни услаждения сердца».
В период Нового царства Аменхотеп IV предпринимает редкую по смелости попытку провести радикальные реформы. Вместо прежнего многобожия впервые в истории пытается ввести единобожие, утверждая культ нового бога Солнца Атона, символом которого является солнечный диск. Фараон меняет свое имя на «Эхнатон» («угодный Атону») и стремится возвысить культ царя выше культа самого Бога. Он переносит столицу страны из Фив в Ахетатон.
Под его влиянием не менее радикальные изменения происходят и в искусстве. Если архитектура Ахетатона в целом остается прежней, то живопись и скульптура претерпевают глубокие изменения как по форме, так и по содержанию. Фараон и его приближенные изображаются в повседневной жизни, в домашней обстановке, в саду. При этом они сохраняют свои индивидуальные черты и особенности. Созданные скульптором Тутмесом портреты Эхнатона и особенно его жены Нефертити полны дыхания жизни, тонкой поэзии, неповторимой красоты и прелести.
После смерти Эхнатона, при его преемнике Тутанхамоне, столица вернулась в Фивы, старые порядки были восстановлены, а имя фараона-отступника было предано проклятию. Однако возникшие при нем новые формы искусства сохранились. Что касается Тутанхамона, то найденная в 1922 г. его гробница оказалась единственной, до которой еще не успели добраться грабители. Она содержала огромное количество ценнейших памятников египетской культуры, включая знаменитую золотую маску самого фараона.
В эпоху Позднего времени (I тыс. до н. э.) Египет распадается сначала на два царства, а затем на отдельные номы. Он терпит поражения в войнах с Нумибией, Ассирией, греками и персами. Наконец, в 332 г. до н. э. его покоряет Александр Македонский, и древний Египет фараонов прекращает свое существование. Александр Македоский покорен величием этой страны. На берегу Средиземного моря он закладывает по своему проекту новую столицу своей империи, которая названа в его честь Александрией Египетской. Но это история культуры совершенно другой страны.
Что касается культуры Древнего Египта, то она живет и по настоящий день. Она оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Греческий философ Платон с полным основанием назвал Египет «матерью всех цивилизаций».
Глава 7. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих на- родов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.
Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень? Прежде всего особен-
ности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание
рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян бесспорно стали одной из важных причин в совершенствовании социально- экономических отношений и государства.
В древнеегипетской культуре есть целый ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой. Ее оригинальность и своеобразие определялись как ранним зарождением классовых отношений и государства, так и довольно изолированным географическим положением долины
Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и заимствование культурных достижений других народов. Характер природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток на всю египетскую культуру. Решающая роль Нила в хозяйстве, жизни, быту, испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая долину Нила губительная пустыня с ее зноем, пыльными бурями и хищными зверями определили специфику египетского мировоззрения и религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, воплощаемыми в свирепых божествах, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном (включая исполнителей его воли — чиновников).
Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом было бе-
режное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Конечно, это не
отрицало возникновения новых элементов, новых идей и новых приемов, но они появлялись
медленно, проявлялись лишь в русле традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально новые явления, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Поэтому для еги- петских мастеров характерно постоянное обращение к традиционным сюжетам и приемам и в конечном итоге их исчерпывающая разработка. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концеп- туальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства.
Существует много различных определений понятия «цивилизация».
Под ней понимается вся общечеловеческая культура или же современный этап ее развития. В социально – философской мысли понятие цивилизация было связано с теорией «общественного договора», в традициях которой, начиная с А. Фергюсона, цивилизацией обозначался этап человеческой истории, следующий за варварством. Триада «дикость-варварство-цивилизация» и поныне остается одной из предпочтительных концепций типа «европейская цивилизация», чем прочеркивается своеобразие региональных культур.
Сам термин «цивилизация» происходит от латинского сivilis (гражданский, государственный, политический) и во многом совпадает по смыслу с термином «культура».
Социальные преобразования и научные достижения ХХ в. внесли много нового в понимание цивилизации. Ее следует рассматривать как целостность экономической, социально – классовой, политической и духовных сфер жизни общества в определенных пространственных и временных границах. Взаимосвязь культуры и цивилизации представляется довольно запутанным вследствие того, что на уровне понятия они во многом перекрывают друг друга. В настоящее время вопрос о соподчинении этих понятий рассматривается, исходя из того, какие аспекты, стороны, грани культуры и цивилизации выступают предметом совместного анализа. Скажем, способ производства с позиций культурологического анализа выступает и экономическим фактором развития культуры, и сферой развития различных элементов материальной и духовной культуры (наука). А в ракурсе цивилизованного анализа тот же способ производства предстает материальной основой существования и развития той или иной цивилизации – локальной либо мировой. По мнению Н. Я. Бромлея «Когда мы говорим «цивилизация», мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим «культура», то речь может идти о духовной культуре, о материальной, либо о той и другой»1.
Можно отметить, что, во-первых необходимо, следуя предложенной выше структуре культуры, учитывать еще и культуру человеческих отношений. Во-вторых, говоря, например, о культурном человеке, мы подразумеваем его воспитанность, образованность, духовность, обусловленные наличествующей в обществе культурой (литературой, искусством, наукой, нравственностью, религией).
1Бромлей Н.Я. Цивилизация в системе общественных структур// Цивилизация. Вып.2 Под.ред.М.А. Барга. М., 1993г. с235
В современной литературе вопрос о соотношении культуры и цивилизации обретает еще один исследовательский аспект – как соотносятся между цивилизационный и формационный подходы к изучению общественной жизни, социокультурной деятельности человека. Одни авторы считают, что цивилизационный подход пришел на замену формационному, поскольку марксизм уже не может верно отражать реалии современной жизни. Другие считают правомерным их теоретический синтез, поскольку ни один из них не может исчерпывающим образом охватить все ее многообразие.
Во временном измерении культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том или ином этапе развития цивилизация представляет собой сочетание множества культур. Это должно быть учтено как при сопоставлении рассматриваемых подходов, так и при рассмотрении вопроса о соотношении культуры и цивилизации.
В истории человечества принято выделять следующие основные типы цивилизации:
1) древневосточные цивилизации (Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия);
2) античная цивилизация;
3) средневековая цивилизация;
4) западноевропейская цивилизация;
5) современно восточные цивилизации;
6) славянская (в т.ч. русская) цивилизация.
Между этими историческими типами цивилизации можно выявить преемственные связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации современной эпохи.
Цивилизация Древнего Востока – один из периодов развития культуры, которое происходило с древнейших времен и до нашей эры. Этот этап играет важнейшую роль в становлении и развитии культуры народов Востока, основные моменты которого я берусь рассмотреть в работе.
1.История Мировой Культуры (мировых цивилизаций)- под редакцией проф. Г.В. Драча 2007г.
2. Культурология (в вопросах и ответах) – К.И. Кирамов 2004г.
3.Основы теории и истории культуры Учебное пособие – под редакцией д.н.ф., проф. И.Ф. Кефели 1996г.
4.Культурология (третье издание переработанное и дополненное) –
Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин 2007г.
ТЕМА: «Культура древневосточных цивилизаций».
1. Культура Древнего Египта.
2. Культура Древнего Китая.
Культура Древнего Египта.
Египетская цивилизация, возникшая на берегах Нила, признана одной из старейших. Название «Египет» происходит от «Айгуптос» — так называли эту страну греки. Сами же египтяне именовали свою страну «Черная земля» («Та-Кемет») в противоположность неплодородной «Красной земле», т.е. пустыне1.
Культура Древнего Египта является типичным образцом древневосточной культуры. В истории человечества цивилизация Древнего Египта возникла одной из первых и просуществовала около трех тысячелетий – приблизительно с конца IV тыс. до н.э. до 332г. до н.э., когда была завоевана Александром Македонским. Завоевание Египта греками навсегда лишило его независимости, но египетская культура еще долгое время продолжала существовать и сохранять свои ценности и достижения. История древнеегипетского государства,, расположенного в долине и дельте Нила, прошла несколько этапов развития – Раннее (Древнее) Царство (около 3000 – 2500 гг. до н.э.), Среднее Царство (ок. 2050 – 1700 гг. до н. э.), Новое Царство (ок.1580 – 1070 гг. до н.э.)
Раннее царство характеризуется образованием первого централизованного и сильного рабовладельческого государства, формированием государственного аппарата, выделением административных округов. В этот период утверждается неограниченная власть фараона, его обожествление, которое нашло материальное закрепление в сооружении гигантских пирамид-гробниц. (в частности, Хеопса в Гизе). Религия и мифология являются ключом к пониманию всей культуры Древнего Египта.
Значительного расцвета в эту эпоху достигает материальная культура. Наибольшее значение в хозяйственной жизни страны имело земледелии, которое основывалось на широко развитом искусственном орошении и являлось основой и ведущей отраслью хозяйства. Сельскохозяйственные орудия долго сохраняют свой первобытный характер. Для обработки почвы применяется древняя первобытная мотыга, но на ряду с ней все шире распространяется примитивный плуг.
Значительного развития в этот период достигают ремесла, в частности обработка дерева, камня, металла, глины, папируса, выделка тканей и кожи.
В эпоху архаики и Раннего Царства все рощи были сведены и поэтому обработка дерева имела в тот период большое значение. При изготовлении мебели, кораблей, погребальных ящиков и др. предметов, пользовались как местными породами дерева – акацией, пальмой, так и привозными сортами, — сосной, которую привозили из Сибири, и черным деревом, которое доставляли из Нубии.
1 Пигаев А.И. Культурология. 1999г. с.81
Высокого расцвета и технического совершенства достигает в это время обработка камня. Представление о технике обработке камня дают ценные сосуды, сделанные с поразительной точностью и совершенством.
Но особых успехов достигают египетские каменотесы в строительном деле. Огромные царские гробницы (пирамиды) и расположенные около них храмы дают яркое представление о расцвете строительной техники. Для их постройки пользовались огромными каменными плитами.
Высокого расцвета достигает в эту эпоху ювелирное искусство. Из золота, серебра и естественного сплава золота с серебром египетские ювелиры выделывали изящные изделия и украшения. О совершенстве ювелирного
искусства этого времени яркое представление дают массивные серебряные браслеты, найденные в гробнице царицы Хетси-Херес. Эти браслеты украшены тончайшими инкрустациями из малахита, лазурита, яшмы, изображающими изящных стрекоз.
Ярким показателем развития духовной культуры этого периода является появление письменности, которая, подобно шумерской, возникает из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. Эта сложная рисуночная система письменности была всегда наглядной, но не удобной. По мере усложнения языка и потребности обозначения множества отвлеченных понятий знак-пиктограмма превращается в алфавитный знак. Таким образом, уже в эпоху Древнего Царства в египетской письменности появляется система алфавита, служившая для обозначения 24 основных звуков.
К концу ХХIII в. до н.э. в Древнем Египте резко усилились сепаратистские настроения, а результате которых страна распалась на несколько самостоятельных государств. Такое состояние раздробленности продолжалось около двухсот лет. За это время ирригационная система пришла в упадок и плодородные земли начали заболачиваться. Пришла в упадок и столица единого государства – Мемфис, но усилились другие города Гераклеополь и Фивы. Все быстрее ощущалась необходимость нового объединения египетских земель. Такое объединение было осуществлено после ряда военных столкновений. В борьбе победили Фивы, и эта победа открыла новый период развития культуры, получивший название Среднего Царства.
Эпоху Среднего Царства нередко называют классической, она стала новым периодом расцвета египетской культуры. Примерно в 2050 г. до н.э. фараон Ментухен I смог объединить Египет и восстановить единую власть под эгидой Фив.
После объединения страны в развитии культуры Египта наступила эпоха процветания, которая нашла выражение в подъеме самых разных ее сторон. Фиванские фараоны, стремясь возродить и продолжить традиции Древнего царства, провели целый ряд изменений, которые затронули уклад жизни, искусство, религию, литературу, язык.
Эти изменения наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи, без них нельзя понять стремительный расцвет светской художественной литературы и научных знаний, переосмысление роли фараона в египетском обществе, который теперь все более представлялся не только недосягаемым божеством, но и конкретным человеком. Процветание государства в эпоху Среднего царства способствовало интенсивному храмовому строительству, в ходе которого архитектурный стиль Древнего царства был не просто возрожден, но и переосмыслен, исходя из новых политических, религиозных и художественных потребностей. Одновременно с развитием архитектуры шло развитие конкретного научного знания. От этой эпохи до нас дошли первые математические и медицинские тексты, древнейшие записи обмера страны, списки созвездий на саркофагах, первый в мире словник.
Среднее Царство вошло в историю культуры как период развития научных знаний, сосредоточием которых стали храмы. Для египтян солнце и звезды были исполнены божественного смысла, а потому астрономия зародилась в лоне религии. Наблюдая движение небесных светил, жрецы обнаружили, что самая яркая звезда Сириус раз в году оказывается над восходящем солнцем и через несколько дней после этого начинается ежегодный разлив Нила. Этот день знаменовал первый день египетского года, насчитывавшего 12 месяцев, каждый из которых состоял из 30 дней. Для соответствия реальной продолжительности года в календарь включалось еще дополнительно 5 дней. Было принято у египтян и деление суток на 24 часа.
Значительное развитие в Египте получила медицина. Проводившиеся во время мумификации вскрытия трупов способствовали развитию медицины; египетские врачи имели достоверные познания о строении человеческого тела и функционировании организма человека; в дошедших до нас папирусах описаны симптомы многих болезней, способы их диагностики и лечения. В медицинских текстах отмечается специализация по отдельным видам болезней – гинекологии, глазным болезням, хирургии. В эпоху Среднего царства высокого уровня развития достигла хирургия.
По сравнению с другими эпохами египетской истории, Среднее царство заняло относительно непродолжительный период. Около 1700 г. до н.э. в Египет вторглись кочевые скотоводческие племена гиксосов, которые положили конец Среднему царству. Государство гиксосов продолжалось более сотни лет, и в начале XIV в. до н.э. началось освободительное движение, во главе которого стояли фиванские цари. После победы над гиксосами в 1580 г.до н.э. развитие древнеегипетской культуры перешло в новый период – Новое царство.
Этот период явился дальнейшим значительным этапом не только внутреннего развития египетской культуры, но и небывалого прежде интенсивного распространения ее за пределы Египта, взаимодействия с культурами других народов.
Этому способствовали агрессивная внешняя политика и завоевательные походы, которые привели к покорению многих соседских стран. Степень проникновения египетской культуры в другую этнокультурскую среду была различна. Она нашла особенно благоприятную почву среди народов Ливии и Нубии, с культурой которых египетская цивилизация имела много общих корней, и где экономическое и политическое господство египтян покоилось на прочном фундаменте.
История культуры Древнего Египта показывает, что эта цивилизация не всегда была монолитной и могущественной, она пережила периоды расцвета и упадка. Различного рода противоречия, порожденные роскошью правящей верхушки и нищетой народа, столкновениями власти фараона с властью жрецов подчас расшатывали и ослабляли египетское государство. А войны с соседями, соперничество других мощных империй порой ставили под угрозу целостность империи фараонов.
Но, несмотря на все эти обстоятельства, внутренние силы оказывались достаточно велики, раз эта империя в течение почти тридцати веков, всякий раз оправляясь от очередного удара, продолжила воплощать высшую ступень человеческой цивилизации своего времени. Основная причина высокой жизнестойкости египетской державы, как считали исследователи, была заключена в религиозных убеждениях древних египтян.
Древние египтяне признавали всех богов, почитавшихся местными традициями. У каждого из них было свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого зависело их благополучие. Со временем, в период создания единого государства, сложилась некая божественная иерархия, и упорядочились культы многочисленных богов и связанные с ними религиозно-мифологические представления. Идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров.
В древности каждое божество имело свое зооморфное тождество. Оно представлялось в облике какого-либо животного, птицы, рыбы или насекомого. Так, бог Гор изображался в виде сокола, богиня Сехмет-львицы, Исида-змеи. На более позднем этапе развития религии происходит антропоморфизация божеств, то есть наделение их человеческими качествами. Развитие животноводства породило отдельно самостоятельные культы животных, среди которых наиболее распространенным был культ священного быка Аписа.
Существование египтян не мыслилось без богини Маат – божественного порядка и истины. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе они выступают в роли всеобщей гармонии Маат. Понятие «Маат» становиться центральным в древнеегипетской этике и начинает означать принцип, на котором строятся правильные человеческие отношения. Правила Маат предписывали имущим помогать неимущим.
Они приучали к культуре поведения, сдержанности и внешней скромности, требовали подчиняться законам, которые ориентировали, как поступать в той или иной ситуации. Если человек сумеет приспособиться к законам, созданными богами, то он будет счастлив.
Во главе всего пантеона древнеегипетских богов стоял бог солнца Ра, творец всего живого, рожденный из хаоса и победивший мрак. Он создал первое поколение богов, от которых пошли все последующие.
«Искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала»1. Представления египтян о загробной жизни и, как следствие этого, большое внимание к смерти и погребению, непосредственно связаны с самыми значительными памятниками древнеегипетского искусства – пирамиды. Пирамиды – монументальные постройки из каменных блоков, а позднее из кирпичей, предназначались для погребения фараонов и возводились только в период Древнего и Среднего царства.
С погребальными обрядами и архитектурой была теснейшим образом связана литература. В Египте появился уникальный литературный жанр –книги мертвых. Написанные на папирусных свитках, эти религиозные тексты помещались в гробницу. Кроме того, подробные надписи были обнаружены на стенах гробниц и саркофага. Неотъемлемой частью храмов и гробниц была скульптура. Статуи, изображающие фараонов, его приближенных, придворных писцов, были выполнены в соответствии со строгими канонами.
Мужские скульптуры раскрашивались обычно красно-коричневым, женские -желтоватым, для волос использовался черный цвет, для одежды – белый.
Гробницы украшались также рельефами и росписями. Характерной особенностью египетских рельефов было изображение различных частей тела в разных ракурсах: голова и нижняя часть тела были показаны в профиль, а плечи и глаз – будто бы смотрят прямо на нас.
После завоевания Египта персами его культура включилась в жизнедеятельность целого ряда народов, которыми в пошлом были в основном косвенные контакты. Поздний Египет живет лихорадочной жизнью: постоянные смены династий, от упадка и развала – к новым взлетам, кажущемуся возрождению. Нестабильность, ожидание прихода завоевателей, смуты между владельцами распадающегося на отдельные области государства, вызвали волну небывалого увлечения чудесами, оракулами богов и привели к усилению апокалиптических настроений. В литературе развиваются в основном сложившиеся жанры, в искусстве за образец берутся устоявшиеся художественные приемы. Однако даже в пору своего угасания египетская культура продолжала быть источником для культур других народов, для которых Египет по – прежнему оставался страной премудрости, глубокого мистического опыта и бесценных знаний.
1 Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1989 с.29
Последний период культуры Древнего Египта связан с завоевательными походами Александра Македонского, который в 332г. до н.э. направил свои войска в Египет и завоевал его. Он был торжественно встречен египетскими жрецами, объявлен фараоном и обожествлен. Развитие культуры Египта не прекращалось при греко – македонском владычестве. Соприкоснувшись с иной цивилизацией, она пережила свой последний своеобразный расцвет, будучи уже частью общей эллинистической культуры. Сокровища египетской культуры оказались притягательными для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к ним и сделать их достоянием своей культуры.
В 642 г.н.э. Египет, бывший в то время восточной провинцией Византии, был отвоеван арабами и постепенно стал составной частью арабской культуры. Однако влияние египетской культуры на другие страны Востока оказались огромным и прослеживается во многих деталях.
- «Культура Древнего Египта»
- Культура Древнего Египта. Архитектура и скульптура
- Культура Древнего Египта. Наука
- Культура Древнего Египта. Письменность
- Культура Древнего Египта
- Культурные достижения египтян
- Архитектура
- Что мы узнали?
- Тест по теме
- Оценка доклада
- Искусство Древнего Египта
- Этапы развития искусства
- Особенности культуры
- Изобразительное искусство
- Выразительное искусство
- Что мы узнали?
- Тест по теме
- Оценка доклада
«Культура Древнего Египта»
Культура Древнего Египта. Ключевая черта древних культур — синкретизм (нерасчлененность религии, повседневной жизни, форм культуры) — в наибольшей степени свойственна и египетской. Религия — первооснова древнеегипетского искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее существования. Египтяне искренне верили в магическую силу искусства, в его мистическое предназначение, поэтому создали строгую и рациональную систему средств художественной выразительности, передающую сакральный, вневременной смысл ритуала погребения человека.
Культура Древнего Египта. Архитектура и скульптура
Египет — родина архитектуры, которая зародилась в виде монументального каменного строительства культовых сооружений: пирамид и храмов. Первыми зодчими, чьи имена сохранила история были египтяне: например, Имхотеп строил ступенчатую гробницу Джосера (XXVIII в. до н. э.), Сенмут строил заупокойный комплекс для царицы Хатшупсут (нач. XV в. до н. э.). Пирамиды строились в эпоху Древнего и Среднего царства (с середины Ш тыс, до сер. II тыс. до н. э.). Потом фараонов хоронили в скальных тайных склепах. Храмы не были предназначены для верующих, это дом бога на земле. Считалось, что часть божественной субстанции находится в золотой статуэтке, находящейся в алтаре — наосе. Статуэтку кормили, купали, одевали, развлекали.
Скульптура служила частью погребального ритуала, это была своего рода резервная копия тела: если мумия почему-то будет уничтожена, то душа могла иметь запасной дом — статую, выполненную из известняка или алебастра. Как часть ритуала изготовление скульптур подчинялось определенным правилам, так появился канон — комплекс эстетических принципов при изображении определенных образов и сюжетов.
Например, во фресковой росписи использовался свой канон: 1. Изображение человека делалось по принципу распластывания фигуры — голова и ноги — в профиль, а торс и глаза — в фас. 2. Использовалось построчное размещение сюжетных сцен. 3. фигуры были упорядочены: крестьян, солдат, слуг, пленных не изображали по одиночке, они обязательно были частью массы и изображались с помощью так называемого «мотива шествия» — одинаковые движения через равные интервалы. 4. Разномасштабностъ фигур отражала иерархию в обществе. Боги, фараоны, вельможи, простые люди — размер уменьшался по мере убывания социальной роли.
Культура Древнего Египта. Наука
В Египте стали зарождаться основы научных знаний. Основы медицины возникли благодаря традиции бальзамирования. Хотя собственно бальзамированием занимались не жрецы-врачи, а специальные мастера-бальзамировщики. Египтяне начали делать хирургические операции (трепанации, лечили переломы через наложение шин, пломбировали зубы), использовали опий для обезболивания,’знали гипноз. Уже имелась специализация — офтальмология, гинекология, ветеринария. Открыли закон кровообращения. Знали о назначении мозга. Древние врачи считали, что основа лечения — это очистительные, мероприятия — омовения, изгнание видимых и невидимых червей, удаление «дурной» крови, применяли слабительные, потогонные, рвотные средства. Считалось, что бог Тот — бог врачевания — изобрел клизму. Но в медицине было много магических действий — ритуалов, заклинаний, заговоров. Память о роли египтян в зарождении этой науки — змея, символ богини Уаджит, защитницы от болезней и несчастий, она стала эмблемой медицины.
Астрономия возникла из практической необходимости — для предсказаний разливов Нила. В результате наблюдения за звездами египетские жрецы составили солнечный календарь из 365 дней, 12 месяцев. Год делили на три сезона — половодье, выхождение; сухость. Делили сутки на 24 часа, изобрели водяные и солнечные часы. Новый год начинался 19 июля — в день появления Сириуса и начала разлива Нила. Они первыми стали формировать звезды в созвездия и называли их по животным, контуры которых они напоминали (бык, скорпион, крокодил и прочее). Для определения времени ночью были составлены звездные таблицы. Жрецы считались магами, так как обладали тайно сохраняемыми знаниями в этих областях.
Математика возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной жизни. Десятиричная непозиционная (т. е. без нуля) система счета, где имелись специальные знаки для обозначения чисел 1, 10, 100 и т. д. Египтяне оперировали простыми дробями только с числителем 1: 1/з, 1/4 и прочее.
В египетской литературе находим зарождение жанров: слагались хвалебные песни богам, повести, сказки, поучения.
Египетская культура многое передала европейской: в области религии, например, идею загробного мира как лучшего из миров, представление о храме — доме бога и прочее; каноны искусств. Знания в области медицины, астрономии, химии, математики, а также мистика древних египтян лежат у ее истоков. Можно найти приметы Древнего Египта и в современном мире.
Культура Древнего Египта. Письменность
Иероглифическое письмо возникает из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи в начале Древнего царства. Потом знак-пиктограмма превращается в алфавитный знак (24 основных звука). Египтяне были первым на земном шаре народом, письменные знаки которого передавали звуки. Параллельно использовали большое количество слоговых и картинных словесных знаков, обозначающих целое слово как в старину. Но полностью звуковым письмом, как у нас, египетская письменность не стала. Главной причиной этого явилось то, что египтяне, как и некоторые другие народы, не писали гласных. Поэтому, чтобы читающий не спутал слово с другими, имеющими те же согласные звуки, но отличающимися от него гласными звуками, пририсовывался знак-определитель, указывающий, из какой области написанный термин. Например, слова, состоящие из двух согласных звуков «с» и «ш», произносясь по-разному, могли означать «письмо» и «гнездо». Писец должен был рядом нарисовать пиктограмму, изображающую набор для письма или гнездо с птенцами, чтобы не возникло путаницы.
Египтяне сумели выразить абстрактное, отвлеченное понятие через конкретное: знаком свитка папируса с печатью и торчащими завязками они определяли любое абстрактное понятие. Собственные имена фараонов писали в картушах — удлиненных замкнутых овалах, символизировавших вселенную, обходимую солнцем, над которой властвует фараон.
Кроме иероглифов, египтяне употребляли и другие виды письменности. Практические потребности вызвали к жизни иератическое письмо как деловое скорописное письмо. Основным письменным материалом являлся папирус. Стебель этого болотного растения разделяли на тонкие полоски и складывали их так, что края находили один на другой. Затем на слой вертикальных полосок клали слой горизонтальных полосок, смачивали- водой и клали под пресс. Полоски склеивались — и получался лист папируса. Писали египтяне чернилами с помощью тростниковой палочки, разжеванной на конце. Иератические знаки произошли из иероглифических. Особенностью иератики является связанность знаков, в отличие от иероглифики, где каждый знак пишется отдельно.
VIII в. до н. э. появился еще один вид египетского письма — демотика, развившийся из иератики. Система этого письма та же: те же звуковые знаки, определители. Но в демотическом письме намечается попытка обозначать гласные. А с начала новой эры египтяне-христиане стали использовать греческую азбуку, добавив несколько знаков. Греческая письменность была производной финикийского алфавита, возникшего под влиянием египетских иероглифов.
Это конспект по теме «Культура Древнего Египта». Выберите дальнейшие действия:
Культура Древнего Египта
Всего получено оценок: 634.
Всего получено оценок: 634.
В 5 классе на уроках истории Древний Египет изучается как одна из самых древних держав Античности. Иногда культуру Древнего Египта ученики изучают в форме доклада, поэтому данная статья будет полезной для юных историков.
Культурные достижения египтян
Историю Древнего Египта разделяют на три основных этапа:
- Древнее Царство (3197-2160 гг. до н.э.),
- Среднее Царство (2160-1580 гг. до н.э.)
- Новое Царство (1580-1100 гг. до н.э.)
Большинство дошедших до наших дней памятников культуры, принадлежавших древним египтянам, так или иначе связано либо с религией, либо с пониманием жизненного пути человека. Кроме этого, египтяне пытались придать своим творениям монументальности и строгой геометричности.
Развитие письменности и получение технологии обработки папируса привели к зарождению художественной культуры Древнего Египта. Классикой древнеегипетской литературы являются повести, басни, сказки, лирические произведения. Наиболее известные труды – это «Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Речения».

Египтяне были искусными рисовальщиками, умеющими очень точно передать вид предметов или животных. Возможно, поэтому они и создали иероглифическое письмо, где информация передается с помощью рисунков и знаков.
которые читают вместе с этой
Письменность была таким же делом жрецов, как и религиозная служба. Разгадать тайну письма египтян смог Жан Франсуа Шампольон. Для этого он использовал Розеттский камень – огромную плиту, покрытую надписями на двух языках. Сравнивая отдельные слова и знаки, Жан Франсуа смог восстановить знания о древнеегипетском языке и дешифровать многие папирусы.

Скульптура египтян соответствовала религиозному и традиционному характеру. Художники выступали как хранители священных знаков. Их главными творениями были сфинксы, заупокойные портреты или гигантские скульптуры, высеченные в скалах. Развитая система канонов отражалась и в живописи. Людей изображали либо в фас, либо в профиль, фиксируя статичность положения тела. Художественная культура Древнего Египта на всем своем протяжении было типичным примером восточной культуры, подчиненной идеям божественности и подавления человеческого «Я».
В древнеегипетской культуре существовал культ животных. Это заключалось не только в том, что кошек считали божественными животными, являющимися «Оком Ра», но и большинство древнеегипетских богов имеют головы представителей животного мира северо-восточной Африки.
Архитектура
В архитектурном искусстве, конечно, главную роль получили пирамиды и мастабы, возводившиеся для фараонов и вельмож, которых ожидал загробный мир. Первые пирамиды, начиная со времен фараона Джосера, начинали возводиться ступенчатыми, так как блоки делались из смеси речного ила, глины и песка. Со временем египтяне перешли к каменному строительству и тогда края пирамид сгладились и обрели правильную гладкую форму.
Самая большая пирамида – Хеопса. Она имеет высоту в 147 метров и состоит из более чем 2500 блоков весом от 2 до 20 тонн каждый. По утверждениям Геродота, на ее строительство было затрачено 20 лет. Это единственное дошедшее до наших дней чудо света.

В Древнем Египте было широко развернуто строительство храмов, возводившихся либо вдоль реки Нил, либо вырубавшихся в скалах. Внутренние стены зданий расписывались картинами, символизирующими загробную жизнь.
Что мы узнали?
Говоря кратко о культуре Древнего Египта, следует отметить, что она самобытна и уникальна. Она была подчинена строгим канонам, которые выдерживались на протяжении тысячелетий.
Тест по теме
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Оценка доклада
Всего получено оценок: 634.
А какая ваша оценка?
Искусство Древнего Египта
Всего получено оценок: 1284.
Всего получено оценок: 1284.
В середине 4 века до н. э. возле реки Нил (Африка) образовалось государство Древний Египет. Условия его существования способствовали довольно быстрому развитию культуры и искусства. Особенности этих сфер описаны в нашей статье.
Этапы развития искусства
Искусство Древнего Египта принято разделять на такие периоды:
- Искусство Древнего Царства (32-24 века до н. э.): отличалось монументальностью (масштабность и возвышенность форм), постоянством сложившихся норм, тесной связью с верованиями;
- Искусство Среднего Царства (21-18 века до н. э.): традиции сохраняются, но монументальность снижается, произведения искусства начинают приобретать индивидуальность, активно развивается ювелирное дело;
- Искусство Нового Царства (17-11 века до н. э.): нормы утрачивают значимость, традиционные формы дополняются элементами, передающими личностные переживания; появлялись отдельные произведения искусства, показывающие человеческие чувства; в конце этого периода все снова вернулось к монументальному стилю, но он перестал быть таким естественным как на первом этапе.
Древнеегипетское искусство изжило себя, утратив новизну и творческие идеи.
В период Древнего Царства были возведены самые грандиозные сооружения – Великие Пирамиды, Большой Сфинкс, которые продолжают оставаться одним из чудес цивилизации, привлекая загадкой своего создания.

Особенности культуры
Известно, что культура Древнего Египта является одной из самых ранних. В конце 4 века до н. э. уже появилась древнеегипетская письменность. Основным видом письма были иероглифы, которые наносили на камень или папирус (изготовляли из одноименного растения).
На древнеегипетскую культуру сильно влияла религия. Единого верования не было, в разных местностях поклонялись определенному божеству, признавая существование других.
которые читают вместе с этой
Специфическим было отношение египтян к потустороннему миру. Они считали, что человек должен быть обеспечен всем необходимым, вступая в загробную жизнь. Также существовал особый символ Анх, обозначающий вечную жизнь. На земле являлся сильным оберегом, а после – ключом к царству мертвых (бессмертию).
Именно благодаря особенностям погребального культа (оснащение гробниц предметами быта, драгоценностями, надписями, рисунками, статуями) сохранилось большое количество свидетельств развитости древнеегипетской культуры и искусства.

Изобразительное искусство
Если говорить кратко о изобразительном искусстве Древнего Египта, то оно было представлено такими видами:
- Живопись: изображения были яркими, поверхность для покраски предварительно обрабатывали (мягким гипсом, известняком), сверху покрывали лаком; картины в основном должны были облегчить человеку загробную жизнь, изображая переход в потусторонний мир; использовались простые линии и плоская проекция фигур;
- Скульптура: наиболее строго соблюдались нормы, были установлены четкие правила передачи образов божеств и фараонов, использовались цельные каменные глыбы, небольшие деревянные статуэтки могли передавать изображение простых египтян;
- Декоративно-прикладное: активно развивалось ювелирное направление (различные формы придавали золоту, умели менять его цвет, украшения дополняли цветными стеклами и поделочными камнями, современные драгоценные не использовались); создан стекловидный материал (фаянс), из которого изготовляли керамические изделия, бижутерию.

Выразительное искусство
В древнеегипетском искусстве также активно развивались:
- Архитектура: была масштабной, но довольно однообразной; применялись пирамиды, пилоны (усеченные башни-пирамиды), колонны для строительства гробниц, дворцов, храмов; стены зданий украшали иероглифами и символическими изображениями;
- Литература: в основном представлена религиозными и погребальными гимнами, текстами, стихами, биографиями; в Среднем Царстве добавились повествовательные произведения;
- Музыка: основные инструменты – арфа, флейта; позже добавились бубны, лиры, барабаны; существовали профессиональные музыканты;
- Театр: представления были массовыми, разыгрывались религиозные сценки, мистерии о борьбе добра и зла.
Что мы узнали?
Рассмотрев тему из курса истории (5 класс), по которой можно подготовить дополнительный доклад, мы узнали об особенностях и видах древнеегипетского искусства.
Тест по теме
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Оценка доклада
Всего получено оценок: 1284.
А какая ваша оценка?