Армейские морские татуировки имеют четкую символику и расшифровку. Использование образов предполагает определенные заслуги и статус владельца среди сослуживцев.
История
Армейские татуировки, столь популярные в Америке, пришли к служащим ВМФ России в 70-80-х годах, быстро создав отдельную ветвь в искусстве татуировки.
Любопытно, что татуировки на большую землю пришли именно морем: их привез с островов Джеймс Кук, посетив Таити в 1769 году.
В большинстве своем морские рисунки были призваны для защиты владельцев от коварной водной стихии, обещая легкое путешествие и добрую дорогу в родные места. Позже татуировки приобрели еще одну функцию: указывать, каких успехов в морском деле добился носитель наколки, какие океаны пересек, сколько водных миль прошел, в каких битвах и штормах побывал.
Популярные изображения
Морская тематика полностью покрывает татуировки ВМФ. Значение же конкретного изображения зависит от выбранного эскиза:
Идеи ВМФ татуировки
Идей тату для современных моряков множество. В основном выбор рисунка связывают с родом занятий, принадлежностью к определённой структуре. При этом общие предпочтения для всех едины: корабли, розы ветров или компасы, якоря, морские обитатели.
Северный флот
Для представителей флота северных морей популярно изображение белого медведя. Животное причисляется к символам мощи. Иногда встречается рисунок тюленя. Не менее популярен силуэт морского судна во льдах. Как правило, картинке добавляют наименование флота, личные данные.
Балтийский флот
Балтийцы редко делают татуировки с представителями животного мира. Здесь в почёте исключительно корабли, якоря, надписи. Верхом жанра считается изображение крейсера Аврора и других знаменитых судов. В качестве надписей используют ДКБФ, аббревиатуры мест несения службы. Крупные татуировки располагают строго на руке.
Тихоокеанский флот
Представители ТОФа из нарисованной живности предпочитают акул, скатов, тигров. Это связано с локацией региона. Хотя на телах чаще встречаются парашюты, якоря, черепа в беретах. Расположение татуировок стандартное – на плече. Редко рисунок переносят на спину. На ноге популярно набивать крест, оберегающий от акул, других морских хищников.
Черноморский флот
Мужчины, связанные с черноморским флотом, предпочитают накалывать дельфинов. Встречаются изображения чаек. После службы моряки предпочитают наносить сочетание штурвала, якоря, каната. Комбинация символизирует способность преодолевать препятствия, точно идти по намеченному пути.
Для подводников
Для служивших на субмаринах, судно становится символичным. Поэтому именно подводную лодку предпочитают накалывать многие мужчины, выбирая при этом реалистичное изображение. В частых случаях субмарину изображают всплывшей на поверхность морской глади. Цветные подлодки – дань моде. Такие рисунки заказывает молодёжь, люди, не имеющие отношения к реальной опасной службе.
Для ДШБ морской пехоты
Смешанное назначение структуры накладывает отпечаток на нательные рисунки представителей ДШБ. Здесь чаще выбор падает на парашют. На картинке также изображают животное (медведь, тигр, дельфин). Присутствует волна или морское судно. У служивших в ДШБ популярностью в качестве тату пользуются черепа.
Изображение якоря
Если рассматривать татуировки ВМФ, эскизы якоря встречаются в них чаще любых других изображений. Это классический символ, указывающий на твердую опору под ногами, стабильность и крепкие корни. Якорь – оберег, который защищает в открытом океане, не дает потеряться в бескрайней морской глади или девятибалльном шторме.
Раньше такая татуировка служила у моряков доказательством того, что человек пересек Атлантический океан, наносили ее себе и служащие торговых судов. Позже ее наносили моряки как символ веры и надежды.
Со временем якорь перестал быть только морской татуировкой. Его набивают сильные духом и крепкие телом люди, те, кто способен противостоять не только ударам стихии, но ударам судьбы.
Имею на руке татуировку «За ВМФ», небольшую, набитую синими чернилами. Друзья как-то предлагали перекрыть ее большим цветным изображением, но я не стал. Это дань памяти и уважения к флоту и морю.
- Дельфин в сочетании с якорем говорит об умеренности.
- Добавление розы ветров олицетворяет стремление следовать по правильному пути.
- Якорь с сердцем знаменует верность близких людям, родному дому и родному кораблю.
- Дополнение эскиза крестом выбирают религиозные личности, моряки, верующие в высшие силы и поддержку Бога. Также кресты на ногах оберегали от акул и прочих морских хищников.
- Роза, обвивающая якорь, служит воплощением самопожертвования человека, способности бескорыстно помогать.
- Скрещенные якоря наносили на тело помощники боцманов. Обычно такой рисунок располагался между большим и указательным пальцами.
Эскизы тату морпехов
Просмотр эскизов тату морпехов поможет облегчить процесс выбора картинки. Таким образом будет проще разобраться в собственных предпочтениях. Любой мастер скажет, что начинать знакомство с работами ВМФ лучше с фото, но без оценки эскизов полноценный выбор не обходится.
Место расположения и цветовая гамма
Излюбленной зоной для татуировок у моряков всегда являлись руки и плечи. Надпись «За ВМФ» часто встречается на ребре ладони, штурвалы и якоря – в районе плеча и предплечья. Обширные композиции, например, изображения кораблей обычно размещают на спине или лопатках.
Цветовая гамма морских тату изначально была черной и темно-синей. Сегодня монохромные изображения отходят на второй план, уступая место ярким цветам и оттенкам.
Путеводная звезда, которую я набил на плече еще во время службы, осталась моей путеводной звездой на всю жизнь. Как и все моряки, я верю в ее доброе предназначение: она освещает жизненную дорогу и приносит свет надежды, если ты остаешься в полной темноте.
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
«Аврора» — корабль номер один Военно-морского флота России. На днях крейсер пережил круглую дату — 70 лет назад он встал на вечную стоянку у Петроградской набережной. За долгие годы своего существования корабль прошел 3 войны и 2 революции. Легендарный крейсер стал не только флагманом революции, но и символом героизма и мужества простых моряков и старших офицеров. Легенды, загадки, мифы и факты. Об этом пойдет речь в этом посте. Будет примерно 30 фотографий с текстом.
Сегодня, пожалуй впервые за долгие годы мой пост не о поисках клада. Надеюсь такой исторический формат всем понравится.
И так, в далеком 1897 года на верфи «Новое адмиралтейство» началось строительство боевого корабля класса «Диана». В те годы Аврора еще не была Авророй. Корабль могли назвать «Полканом», Боярином или даже «Психеей». Именно такие имена легли первыми в списке на утверждение Николаю II. По традиции еще со времен Петра Великого право давать имена крупным кораблям принадлежало императору. Царь взглянул на длинный список и подчеркнул самое последнее. И дабы не было ошибки, собственноручно на писал на полях — Аврора!
Почему именно Аврора? Скорее всего в честь легендарного фрегата «Аврора» построенного при Николая I еще в 1835 году. Та самая «старая Аврора» в свое время метко била англичан и французов, затопив не одно вражеское судно. Спустя 65 лет в 1900 году «новая Аврора» торжественно была спущена на воду в присутствие Императора. В почетном карауле, на корабле, Николая II встречал 78-летний матрос служивший еще на первом фрегате. Строительство крейсера обошлось государственной казне в 6 миллионов рублей золотом. По тем временам это колоссальная сумма.
Кстати, по легенде первый фрегат Аврора была назван не в честь древнеримской богини Зари, а в честь Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной — фрейлины императорского дворца, так сказать «светской львицы» тех времен и одной из самых красивых женщин Санкт-Петербурга.
Новый крейсер Аврора имел на вооружение 42 орудия различного калибра. Мог развивать скорость до 19 узлов, мощность его двигателя была почти 12.000 лошадиных сил. Для сравнения на знаменитом Титанике мощность была в 5 раз больше.
Состав экипажа насчитывал почти 600 моряков и около 20 офицеров. Не смотря на сплоченность боевого духа, определенное неравенство, подтолкнувшее в последствие команду к бунту, было довольно ярко выражено уже в те годы. Морское довольствие рядового матроса составляло 90 копеек в месяц во время заграничного плавания. Кочегар получал почти 6 рублей, жалование капитана составляла 21 рубль.
Питались матросы довольно хорошо. Суточную норму продуктов можно посмотреть на фото выше, особенно приятной статьей в ней было ежедневное принятие чарки водки перед обедом. 123 грамм это вам не рюмка водки) В мирное время после обеда, свободные от вахты моряки могли поспать на верхней палубе удобно расположившись в подвесном гамаке.
Но, мирная вахта продлилась не долго. В 1905 году в самый разгар Русско-японской войны, Аврора в составе 2-ой эскадры Тихоокеанского флота, направилась к Владивостоку. 7 месяцев пути прошли почти без эксцессов. Во время шторма погиб всеобщий любимиц — пёс по имени Шарик. Команда долго пыталась найти ему подобающую замену, так на судне появились вначале хамелеон, затем два лемура, огромный питон и наконец-то 2 крокодила. Их назвали Сам и Того. Увы прожили на Авроре крокодилы не долго. «Сам» вовремя дрессировки сбросился с палубы и скорее всего погиб в открытом океане, а Того был убит в ходе Цусимской битвы.
Цусимская битва одна из самых ярких и трагических страничек в истории не только Авроры но и всего Российского флота. В Корейском проливе наших моряков уже поджидала Японская эскадра. Силы были не равны изначально. 38 кораблей против 89. К тому же общая боеспособность у японцев была гораздо выше — пушки значительнее скорострельнее, а зажигательная смесь в снарядах в 5 раз мощнее наших. Это была самая настоящая бойня и время для настоящих подвигов. В первые минуты неравного боя русская эскадра понесла огромные потери.
Аврора своим корпусом тщетно пыталась прикрыть израненные броненосцы. В самый разгар боя снаряд перебил силовой кабель, рубка рулевого управления вышла из строя. Корабль застыл посреди океана, за считанные минуты Крейсер получил более десятка крупных пробоин. Экипаж спас простой матрос Подлесный. В кромешном дыму, под огнем противника он сумел восстановить кабель и крейсер вышел из под прямого огня.
В том бою на Авроре погибло 15 членов экипажа, в том числе и капитан судна Евгений Егорьев. Его посекло осколками снаряда попавшего в рубку управления. Истекающего кровью командира из рубки на перевязочный пункт нес все тот же матрос Подлесный. Доблестный офицер скончался у него на руках. Доставить останки Егорьева для похорон на берегу не удалось: под звуки траурного салюта его тело опустили в море в полдень 21 мая 1905 года. Всего в тот день в Цусимской битве погибло более 5000 русских моряков и офицеров.
Более 6000 русских моряков попало в плен к японцам. Израненной Авроре удалось покинуть поле битвы и добраться до Филиппин. К слову сказать, крейсер как и другие выжившие корабли в порту Манил были задержаны Американскими властями. С команды взяли подписку о не участие в дальнейших военных действиях. Там, зализывая раны, Аврора и простояла до подписания вынужденного мирного договора. По нему, помимо прочего к Японии отходила половина острова Сахалин и все Курильские острова.
После Русско-японской войны, Аврора попала в разряд ветеранов. Крейсер совершал походы по всему миру выполняя представительские функции. В боях первой мировой войны, корабль также принял участие, но побольшей части как ПВО. Авроровцы сбивали низколетящие малоскоростные самолеты противника в Балтийском море. Осенью 1916 года «Аврора» окончательно вернулась в Кронштадт, а затем перешла для капитального ремонта в Петроград. Тут-то и началась самая интересная часть ее биографии.
К 1917 году в революционном Петрограде назревала буря. Узнав о длительной стоянке в неспокойной столице, капитан первого ранга Михаил Никольский ввел жесточайшую дисциплину на судне. Нижних чинов попросту не выпускали на берег, стараясь занять работой. Это сдерживало революционный бунт до середины февраля. В тот злополучный день Петроградские рабочие устроили демонстрацию у причала где стоял Крейсер. Экипаж решил присоединится к бастующим. Сдерживать матросов простые офицеры не стали, да и все равно не смогли бы. Лишь капитан корабля попытался сделать это, за что и поплатился жизнью.
Никольский и старший офицер корабля Огранович пытались остановить толпу приказами, а когда поняли, что их все равно никто не слушает, открыли огонь из табельного оружия. В результате стрельбы двое матросов были легко ранены, а один – Порфирий Осипенко – убит. Рабочие потребовали расправы над командирами крейсера. Капитана и старшего офицера решили отвести в Таврический дворец, где собирали всех, кто пытался противодействовать восстанию. Никольского и Ограновича избили, сорвали погоны и выставили во главе процессии. Обоих при этом заставляли нести красные флаги. Офицеры отказались, за что тут же был убиты. Старшему офицеру воткнули в горло штык, капитану выстрелили в голову.
Знаменитый выстрел в сторону Зимнего дворца. Долгое время считалось, что именно он и послужил сигналом к действию революционеров. Хотя сами авроровцы в том же 17 году писали коллективное письмо в газету Правда, мол выстрел был не отрицаем. Но стреляли дабы предупредить быть бдительными все суда стоящие в акватории Невы. Стреляли холостым зарядом и не в сторону Зимнего. По факту, штурм дворца начался спустя несколько часов. Сигнал к нему был дан залпами орудий Петропавловской крепости, два из которых даже попали в окна дворца. Но, Голос моряков тогда не был услышан, а революционная история приобрела красивую и зрелищную легенду.
В начале 40-х годов Аврору должны были списать из действующего флота. Максимальный Срок службы такого судна составлял 25 лет. Авроре было уже 40. Но великая отечественная война помешала этому событию. Часть орудий сняли с крейсера и использовали на других кораблях. Большую часть артиллерии, включая носовую пушку перевезли на рубежу Ленинграда. Там была сформирована Артиллерийская батарея специального назначения, известная как батарея А. К сожалению из 165 человек личного состава батареи за 8 дней ожесточенных боев в живых осталось только 26 матросов. Захвачены и уничтожены были и легендарные орудия с крейсера. Не желаю сдаваться в плен, как минимум одну пушку вместе с собой подорвали сами матросы.
В 1942 году войны Матросу Андрею Подлесному исполнилось 65 лет. Несмотря на возраст, он возглавил электроотдел судовой верфи в Волховском районе. Нужно было срочно наладить строительство деревянных барж. Знаменитая дорога жизни через Ладогу исчезала, таяла в весенних лучах солнца. Первые три баржи удалось спустить на воду всего через месяц. На них в блокадный Ленинград доставили еду и медикаменты. Обратно вывозили истощенных голодом женщин и детей. Всего за годы войны, на верфи где работал Подлесный, удалось собрать 99 таких судов и тем самым спасти тысячи мирных жителей осажденного Ленинграда.
Сам же легендарный Крейсер вновь был задействован как ПВО. Остатки команды вели обстрел из 2-х зениток. После того как им удалось сбить один вражеский самолёт, Аврору стали бомбить с особым усилием. За годы войны фашистская снаряды 7 раз попадали в корабль, но потопить Аврору так ин е удалось.
Ровно 70 лет назад в 1948 году крейсер был отправлен на вечную стоянку, внутри Авроры открыли музей. В годовщину событий 17 года Аврору наградили орденом Октябрьской революции. Кстати на нем изображен сам легендарный крейсер.
В 1973 году на 96 году жизни скончался матрос Подлесный. Он прожил долгую и полную подвигов жизнь настоящего русского солдата. Незадолго до смерти он посетил Аврору и передал музею свой георгиевский крест полученный им за Цусимскую битву.
К 80-м годам на Крейсере побывали миллионы людей включая таких знаменитостей как Юрий Гагарин, принцесса Монако и даже Маргарет Тэтчер.
К этому времени нижняя часть корпуса корабля попросту сгнила, из трюма круглосуточно откачивали воду. В 1984 году Аврору отправили на капитальный ремонт. Он обошелся государству в 35 миллионов рублей. На северной верфи крейсер разрезали вдоль ватерлинии, вначале полностью заменили нижнюю часть, затем вынужденно меняли части надводного корпуса. Котлы заменили на макеты. Вобщем по сути на Петроградскую набережную вернулся новодел. От старой Авроры остался кусок машинного отделение, радиорубка из которой передавали воззвание Ленина и корабельная рында.
Куда же дели остатки Авроры? По легенде просто уничтожить остатки корпуса ни у кого не поднялась рука. Нижнюю часть корабля якобы отбуксировали к поселку Вистино на Лужской губе Финского залива. Там в непростые 90-е местные жители распили на металлолом большую часть остатков крейсера. Иллюминаторы украсили туалетные кабинки в близлежащих поселках. Часть корпуса якобы до сих пор лежит практически на побережье. По крайней мере так писали многие журналисты в начале 2000-х. При этом ни одной фотографии тех самых туалетов с иллюминаторами в интернет ни кто не выкладывал. А вот фото и видео ржавеющего корпуса под водой переодически публикуют разные люди. Эти кадры можно увидеть и в моем ролике.
В 2009 году во время Петербургского экономического форума на борту крейсера прошла вечеринка. Среди почетных гостей были замечены Набиулина и Матвиенко. На тусовке их развлекал своими песнями Сергей Шнуров, вела мероприятие Тина Канделаки. Это событие вызвало широкий резонанс в обществе, после скандала корабль для подобных празднеств закрыли. Сколько денег было потрачено на сей праздник жизни, история умалчивает.
В 2014 году Аврору вновь отбуксировали на капитальный ремонт. В это раз к этому вопросу подошли со всей тщательностью. Полностью заменили электросети, отремонтировали тиковую палубу, мачту и все системы жизнеобеспечения корабля. Был восстановлен исторический облик каюты флагмана, дизайн-проект которой был утверждён главнокомандующим ВМФ России. В кубриках экипажа провели косметический ремонт. Спустя 2 года обновленный корабль вернулся в родную гавань.
В этом году на «Авроре», по архивным фотографиям и чертежам, восстановлен православный корабельный храм, упразднённый в далеком 1917 году. В дни церковных праздников здесь проводятся богослужения. В музеи появились новые экспозиции с огромном количеством исторических фотографий. На них запечатлены рядовые матросы и старшие офицеры отдавшие свои жизни ради нашего мирного неба. Тысячи судеб Российских героев теперь навсегда останутся в памяти будущих поколений.
На этом всё, Друзья. Искренне надеюсь, что мой ролик, как и рассказ, вам понравится. Больше 3-х недель ушло у меня на подготовку, поиск архивных фото и редких видеоматериалов. Отдельное спасибо хочу сказать Сергею Воронцову за музыку и виртуозную игру на балалайке. Приятного всем просмотра и легких вам выходных!
P.S. Очередное видео о поиске кладов будет уже в начале следующей недели!)
«Аврора» — российский бронепалубный крейсер I ранга типа «Диана». Принимал участие в Цусимском сражении. Крейсер «Аврора» получил всемирную известность, подав сигнал холостым выстрелом из орудия к началу Октябрьской революции 1917 г. В период Великой Отечественной войны корабль принимал участие в обороне Ленинграда. После окончания войны продолжил службу в качестве учебного судна-блокшива и музея, встав на стоянку на р. Неве в Санкт-Петербурге. За это время «Аврора» стала кораблём-символом российского флота и ныне является объектом культурного наследия России.
Крейсер «Аврора», как и прочие корабли его типа («Диана» и «Паллада»), строился по кораблестроительной программе 1895 г. с целью «уравнения наших морских сил с германскими и с силами прилегающих к Балтике второстепенных государств». Крейсера типа «Диана» стали одними из первых бронепалубных крейсеров России, при разработке проекта которых учитывался, в первую очередь, опыт зарубежных стран. Тем не менее для своего времени (в частности, во время русско-японской войны) корабли этого типа оказались малоэффективны ввиду «отсталости» многих тактико-технических элементов (скорость, вооружение, бронирование).
Предпосылки к созданию
К началу XX в. внешнеполитическое положение России было довольно сложным: сохранение противоречий с Англией, рост угрозы со стороны развивающейся Германии, усиление позиций Японии. Учёт этих факторов требовал усиления армии и флота, то есть постройки новых кораблей. Изменения в кораблестроительной программе, принятые в 1895 г., предполагали постройку в период с 1896 по 1905 гг. 36 новых кораблей, среди них девять крейсеров, из них два (затем — три) — «карапасных», то есть бронепалубных. Впоследствии эти три бронепалубных крейсера стали типом «Диана».
Основой для разработки тактико-технических элементов (ТТЭ) будущих крейсеров стал созданный С. К. Ратником проект крейсера водоизмещением 6000 тонн, прототипом которого являлись новейший (спущен на воду в 1895 г.) английский крейсер HMS Talbot и французский бронепалубный крейсер D’Entrecasteaux (1896). В начале июня 1896 г. планируемая серия была расширена до трёх кораблей, третий из которых (будущую «Аврору») было предписано заложить в Новом Адмиралтействе. 20 апреля 1896 г. Морской технический комитет (МТК) утвердил технический проект бронепалубного крейсера I ранга.
Постройка и испытания
31 марта 1897 года император Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй» в честь римской богини зари. Это название было выбрано самодержцем из одиннадцати предложенных вариантов наименований. Л. Л. Поленов, однако, считает, что крейсер был назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.
Несмотря на то, что фактически работы по постройке «Авроры» были начаты значительно позднее, чем «Дианы» и «Паллады», официальная закладка крейсеров этого типа состоялась в один день: 23 мая 1897 г. При этом первой в 10 ч. 30 мин. торжественную церемонию провели на «Авроре» в присутствии генерал-адмирала Алексея Александровича. Серебряную закладную табличку закрепили между 60-м и 61-м шпангоутами, и подняли на специально установленных флагштоках флаг и гюйс будущего крейсера.
Крейсера типа «Диана» должны были стать первыми в России серийными крейсерами, но достичь единообразования среди них не удалось: на «Аврору» установили иные, нежели на «Диану» и «Палладу», машины, котлы, рулевые устройства.
Стапельные работы были начаты осенью 1897 г., и они затянулись на три с половиной года (во многом из-за неготовности отдельных элементов корабля). Наконец, 24 мая 1900 г. корпус был спущен на воду в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны. Вслед за этим началась установка главных машин, вспомогательных механизмов, общекорабельных систем, вооружения и прочего оборудования. В 1902 г. впервые на российском флоте «Аврора» получила якоря системы Холла, новинку, которой не успели оснастить остальные два корабля этого типа. Летом 1900 г. крейсер прошёл первые испытания, последние — 14 июня 1903 г.
В непосредственном строительстве крейсера (с момента постройки и до окончания ходовых изменений) участвовали четыре строителя: Э. Р. де Грофе, К. М. Токаревский, Н. И. Пущин и А. А. Баженов.
Общая стоимость постройки «Авроры» оценивается в 6,4 млн рублей.
Корпус «Авроры» имеет три палубы: верхнюю и две внутренних (батарейную и броневую), а также баковую надстройку. На всём периметре броневой палубы, которая называлась жилой, расположена платформа, ещё две ― на оконечностях корабля.
Главные поперечные переборки (ниже броневой палубы) делят внутреннее пространство трюма на тринадцать отсеков. Четыре отсека (носовой, котельных отделений, машинных отделений, кормовой) занимают пространство между броневой и батарейной палубами и обеспечивают непотопляемость корабля.
Наружная стальная обшивка имела длину 6,4 м и толщину до 16 мм и крепилась к набору двумя рядами заклёпок. В подводной части корпуса стальные листы крепились внакрой, в надводной ― встык на подкладных планках. Толщина листов обшивки фальшбортов достигала 3 мм.
Подводная часть корпуса и его надводная часть на 840 мм выше ватерлинии имели миллиметровую медную обшивку, которая, чтобы избежать электрохимической коррозии и обрастания, крепилась на деревянную обшивку из тика, закреплённую на корпусе с помощью бронзовых болтов.
Конструкция бронепалубного крейсера предполагает наличие сплошной карапасной палубы, защищающей все жизненно важные части корабля (машинные, котельные и румпельное отделения, погреба артиллерийского и минного боезапаса, центральный боевой пост, помещения подводных минных аппаратов). Её горизонтальная часть на «Авроре» имеет толщину 38 мм, которая увеличивается до 63,5 мм на скосах к бортам и оконечностям.
Боевая рубка защищена спереди, по бокам и сзади бронелистами толщиной 152 мм, что позволяло защитить её даже с кормовых курсовых углов; сверху ― бронелистом толщиной 51 мм из маломагнитной стали.
Вертикальное бронирование толщиной в 38 мм имеют снарядные элеваторы и приводы управления там, где нет броневой палубы.
Энергетическая установка и ходовые качества
Котельная установка состояла из 24 котлов системы Бельвиля образца 1894 г., которые были расположены в трёх отсеках (носовом, кормовом и среднем котельном). По бортам крейсера были проложены трубы магистрали главного паропровода к главным паровым машинам. Вспомогательных котлов «Аврора», как и прочие корабли типа, не имела. Ввиду этого подача пара к вспомогательным механизмам осуществлялась через паропровод от главных котлов.
Над всеми тремя котельными отделениями стояла дымовая труба высотой 27,4 м. Для обеспечения работы котлов в корабельных цистернах содержалось 332 т пресной воды (для нужд экипажа ― 135 т), которая могла быть пополнена с помощью опреснительных установок системы круга, суммарная производительность которых доходила до 60 т воды в сутки.
Для размещения угля на «Авроре» имелись 24 угольные ямы, расположенных в межбортовом пространстве у котельных отделений, а также 8 угольных ям запасного топлива, находившихся между броневой и батарейной палубами на протяжении машинных отделений. Эти 32 ямы могли вмещать до 965 т угля; нормальным запасом топлива считались 800 т угля. Полного запаса угля могло хватить на 4000 миль плавания со скоростью 10 узлов.
Главными двигателями являлись три паровых машины тройного расширения (суммарная мощность ― 11600 л.с.). Они должны были быть способны обеспечить 20-узловую скорость (в ходе испытаний «Аврора» достигла максимальной скорости в 19,2 уз, что в целом превысило максимальную скорость «Дианы» и «Паллады» на испытаниях). Конденсация отработанного пара осуществлялась тремя холодильниками; имелся также конденсатор пара вспомогательных машин и механизмов.
Экипаж и обитаемость
Жилые помещения рассчитывались на 570 человек экипажа и на размещения флагмана соединения с его штабом. Нижние чины спали на подвесных койках, расположенных в носовой части корабля. 10 кондукторов спали в пяти двухместных каютах на броневой палубе, офицеры и адмиралы — в помещениях между носовой и средней дымовыми трубами. Запас продовольствия был рассчитан на два месяца.
Артиллерийское вооружение «Авроры» составляли восемь 152-мм с длиной ствола 45 калибров орудий системы Канэ, размещённых по одной на полубаке и юте и шесть на верхней палубе (по три с каждого борта). Максимальная дальность стрельбы орудия до 9800 м, скорострельность — 5 выстрелов в минуту при механической подаче снарядов и 2 выстрела — при ручной. Общий боезапас состоял из 1414 выстрелов. Снаряды по своему действию делились на бронебойные, фугасные и шрапнельные.
На верхней и батарейной палубах были установлены двадцать четыре 75-мм с длиной ствола 50 калибров орудий системы Канэ на вертикальных станках системы Меллера. Дальность стрельбы — до 7000 м, скорострельность — 10 выстрелов в минуту при механической подаче и 4 — при ручной. Их боекомплект насчитывал бронебойных 6240 патронов. На марсе и мостиках установлены 8 одиночных 37-мм орудия Гочкиса и две десантных 63,5-мм пушки системы Барановского. Для этих орудий соответственно имелось 3600 и 1440 патронов.
Минные боевые средства включали в себя один надводный выдвижной торпедный аппарат, выстреливавший торпеды через яблоко форштевня, и два подводных траверзных щитовых аппарата, установленных побортно. Стрельба торпедами Уайтхеда производилась сжатым воздухом при скорости корабля до 17 уз. Наводка торпедных аппаратов производилась при помощи трёх прицелов (по одному для каждого аппарата), расположенных в боевой рубке. Боезапас составлял восемь торпед калибром 381 мм и дальностью хода 1500 м. Две из них хранились у носового аппарата, ещё шесть — в отделении подводных аппаратов.
В минное вооружение включались также 35 сфероконических мин заграждения, которые могли быть установлены с плотиков или шлюпок и катеров корабля. По бортам «Авроры» вывешивались на специальных трубчатых шестах противоминные сети заграждения, если крейсер находился на якоре на открытом рейде.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
Внешняя связь корабля обеспечивалась сигнальными флагами, а также (реже) «боевыми фонарями Манжена» — прожекторами с диаметром зеркала 75 см. Основным назначением последних было освещение в тёмное время вражеских миноносцев. «Аврора» имела на вооружении шесть прожекторов. Для ночной дальней зрительной сигнализации на крейсере имелись два комплекта огней системы полковника В. В. Табулевича. Это новое для того времени средство состояло из двух фонарей красного и белого цветов. Для усиления силы света огней применялся специальный горючий порошок, позволявший при благоприятных метеорологических условиях видеть огни на расстоянии до 10 миль. Сигнализация осуществлялась передачей цифр по азбуке Морзе: точка обозначалась вспышкой белого фонаря, а тире — красного.
Наблюдение осуществлялось с помощью зрительных труб и биноклей.
Система управления артиллерийским огнем крейсера позволяла артиллерийскому офицеру управлять всей артиллерией корабля и каждым орудием в отдельности. Дистанция до цели измерялась с помощью закупленного в Англии дальномера системы Барра и Струда.
Первый выход в море
Затянувшиеся ходовые испытания позволили «Авроре» совершить свой первый выход в море лишь 25 сентября 1903 г. Крейсер был направлен на Дальний Восток по маршруту Портленд — Алжир — Специя — Бизерта — Пирей — Порт-Саид — порт Суэц. Достигнув Джибути в конце января 1904 г. соединение контр-адмирала А. А. Вирениуса узнало о начале войны с Японией и отправилось назад, на Балтику, куда прибыло к апрелю 1904 г.
Служба во время русско-японской войны
Военная ситуация для России складывалась неблагоприятно, и русское командование приняло решение о формировании Второй Тихоокеанской эскадры, которой предстояло пройти через три океана и изменить ситуацию на морском театре военных действий.
На «Авроре» были проведены работы по устранению технических недостатков и усилению средств вооружения. Новым командиром «Авроры» стал капитан 1-го ранга Евгений Егорьев.
2 октября 1904 года Вторая Тихоокеанская эскадра четырьмя отдельными эшелонами вышла из Либавы для следования на Дальний Восток. «Аврора» возглавила третий эшелон кораблей в составе миноносцев «Безупречный» и «Бодрый», ледокола «Ермак», транспортов «Анадырь», «Камчатка» и «Малайя». 7 октября русские корабли были разделены на небольшие отряды. «Аврора» попала в 4-й отряд под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и должна была двигаться вместе с крейсером «Дмитрий Донской» и транспортом «Камчатка».
Напряжение, царившее на русских судах, привело к тому, что в Северном море, у берегов Великобритании, русская эскадра приняла рыболовецкие корабли за вражеские миноносцы. В поднявшемся хаосе русские моряки обстреляли не только рыбаков, но и друг друга.
В результате такого «дружеского огня» «Аврора» получила повреждения, а судовой священник отец Анастасий был смертельно ранен.
Рекордсмены по погрузке угля
Дальнейший поход проходил достаточно спокойно. Команда на «Авроре» подобралась сплочённая, чему немало способствовал её командир.
Старший судовой врач Кравченко писал в своём дневнике: «Первое впечатление от «Авроры» самое благоприятное. Команда весёлая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания. Всё это отрадно видеть. На первых же порах меня поразило обилие угля. Много его на верхней палубе, а в батарейной палубе ещё больше; три четверти кают-компании завалены им. Духота поэтому нестерпимая, но офицерство и не думает унывать и не только не жалуется на неудобства, а напротив, с гордостью сообщает мне, что до сих пор их крейсер по погрузке был первым, брал первые премии и вообще на очень хорошем счету у адмирала».
Досуг на «Авроре» обеспечивала самодеятельная театральная труппа из моряков и офицеров, чьи постановки высоко ценили и моряки с других кораблей.
Экипаж «Авроры» был очень силён и в вопросе погрузки угля. Так, 3 ноября на «Аврору» в условиях нестерпимой жары погрузили 1300 тонн угля с темпом 71 тонна в час, что было лучшим результатом на всей эскадре. А в последних числах декабря 1904 года при новой загрузке топлива моряки «Авроры» побили свой же рекорд, показав результат 84,8 тонны угля в час.
Капитан «Авроры» погиб одним из первых
1 мая 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра после некоторой реорганизации и кратких приготовлений оставила берега Аннама и направилась во Владивосток. «Аврора» заняла своё место с правой наружной стороны колонны транспортов в кильватер крейсеру «Олег». 10 мая при полном штиле состоялась последняя угольная погрузка, уголь принимался с расчётом иметь ко входу в Корейский пролив запас, которого должно было хватить до Владивостока. Вскоре после отделения транспортов крейсера «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» вместе с третьим броненосным отрядом составили левую кильватерную колонну.
В ночь на 14 мая 1905 года русская эскадра вошла в Корейский пролив, где её уже ждали японские корабли.
Для «Авроры» Цусимское сражение началось с перестрелки с японскими кораблями в 11:14. В начале боя «Аврора» поддержала огнём крейсер «Владимир Мономах», который вёл перестрелку с японским крейсером-разведчиком «Идзуми», заставив последний отойти.
С появлением третьего и четвёртого японских отрядов, которые предприняли атаку на русские транспорты, «Аврора», прикрывавшая транспортные суда, оказалась под мощным огнём противника. Крейсер получил первые повреждения.
Но по-настоящему тяжело экипажу «Авроры» пришлось около трёх часов дня, когда японские корабли сумели подойти на близкое расстояние и поставить русские крейсеры под перекрёстный огонь. Повреждения следовали одно за другим, в результате одного из попаданий начался пожар в опасной близости от бомбового погреба, чреватый взрывом боезапаса. Лишь благодаря самоотверженности моряков «Авроры» катастрофу удалось предотвратить.
В 15:12 75-миллиметровый снаряд попал в трап переднего мостика. Его осколки и обломки трапа попали через смотровую щель в рубку и, отразившись от её купола, разлетелись в разные стороны, ранив всех находившихся в рубке. Командир «Авроры», капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев, получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался. Командование кораблём принял один из старших офицеров.
Экипаж не уронил честь флага
Спустя двадцать минут «Аврора» с трудом увернулась от вражеской торпеды. Попадание 203-милиметрового японского снаряда привело к пробоинам, в результате которых было затоплено отделение носового торпедного аппарата.
Несмотря на потери и повреждения, «Аврора» продолжала вести бой. Осколками шесть раз сбивало флаг корабля, но русские моряки снова водружали его на место.
Около половины пятого вечера русские крейсеры оказались прикрытыми от огня японцев колонной русских броненосцев, что дало экипажу «Авроры» время отдышаться.
Окончательно артиллерийский бой завершился около семи вечера. Поражение русской эскадры было очевидным. Уцелевшие корабли не сохранили общий строй и управление, оставшаяся в строю часть эскадры уходила с места сражения, в буквальном смысле кто куда.
К вечеру 14 мая на «Авроре» погибли её командир Евгений Егорьев, а также девять матросов. Ещё пять матросов скончались от ран. Ранения получили 8 офицеров и 74 нижних чина.
К десяти вечера крейсерский отряд адмирала Энквиста насчитывал три корабля — помимо «Авроры», это были «Олег» и «Жемчуг». В темноте японские миноносцы пытались атаковать русские суда, и «Авроре» за ночь с 14 на 15 мая пришлось более десяти раз уклоняться от японских торпед.
Адмирал Энквист несколько раз попытался повернуть крейсеры на Владивосток, но путь преграждали японцы, а в возможность прорыва флотоводец уже не верил.
Чем дольше продолжалось вынужденное пребывание в Маниле, тем сильнее падала дисциплина на «Авроре». Новости о революционных волнениях в России вызвали брожение среди низших чинов, которое офицерам с трудом, но всё-таки удалось успокоить.
Гордость русских моряков. За спуск Андреевского флага лишали потомства 10 октября 1905 года, после окончательного утверждения сторонами русско-японского договора, официальный Вашингтон снял все ограничения на действия русских кораблей.
Утром 15 октября «Аврора» в составе отряда кораблей, которым было предписано вернуться на Балтику, взяла курс на Россию.
Обратный переход был также длительным. Новый 1906 год «Аврора» встретила в Красном море, где получила приказ следовать в Россию самостоятельно. При этом на её борт перешли 83 моряка с крейсера «Олег», подлежавших демобилизации.
В начале февраля 1906 года, во время стоянки во французском Шербуре, произошёл инцидент, пророчески указавший на будущую славу «Авроры» как корабля революции. Французская полиция получила информацию, что экипаж судна закупил партию револьверов для революционеров в России. Обыск на «Авроре», однако, никаких результатов не дал, и крейсер продолжил путь домой.
19 февраля 1906 года «Аврора» бросила якорь в порту Либавы, завершив самый длительный в своей истории военный поход, продлившийся 458 дней.
10 марта 1906 года, после увольнения всех матросов, подлежащих демобилизации, в экипаже крейсера осталось чуть более 150 человек. «Аврора» была переведена в резерв флота.
Служба во время Первой мировой войны. Революция 1917 г.
В июле 1914 г. накопившийся узел противоречий между странами двух блоков — Антанты и Германии с её союзниками — разорвался, и началась Первая мировая война. В середине августа почти после десятилетнего перерыва «Аврора» была включена в состав боевых кораблей, её зачислили во 2-ую бригаду крейсеров.
Лишь во время кампании 1916 г. «Авроре» довелось принять участие непосредственно в боевых действиях. В это время крейсер состоял в распоряжении командования Морского корпуса, где на ней сдавали экзамены по управлению кораблем. За этот год 75-мм орудия крейсера были переоборудованы таким образом, чтобы иметь возможность вести огонь по низколетящим малоскоростным самолётам, чего хватало для успешной стрельбы по самолётам времён Первой мировой войны. Так, находясь в Рижском заливе «Аврора» успешно отражала атаки с воздуха.
Но на корабле требовалось провести ремонт, почему 6 сентября 1916 г. «Аврора» прибыла в Кронштадт. В сентябре её перевели в Петроград к достроечной стенке Адмиралтейского завода. За время ремонта было заменено второе дно в районе МКО, получил новые котлы и отремонтированные паровые машины. Было подвергнуто модернизации и вооружение крейсера: был увеличен наибольший угол возвышения 152-мм орудий и соответственно максимальная дальность стрельбы; подготовлены места для установки трёх 76,2-мм зенитных орудий системы Ф. Ф. Лендера, которые, однако, установили лишь в 1923 г.
27 февраля 1917 г. на Адмиралтейском и Франко-Русском заводах, силами которых производился ремонт, началась забастовка. Командир «Авроры» М. И. Никольский, желая предотвратить бунт на корабле, открыл по попытавшимся сойти на берег матросам огонь из револьвера, за что в итоге был застрелен восставшей командой. С этого момента командиры корабля избирались судовым комитетом.
С 24 октября 1917 г. «Аврора» принимала участие непосредственно в революционных событиях: по приказу Временного революционного комитета (ВРК) в этот день крейсер поднялся вверх по течению Большой Невы от достроечной стенки завода к разведенному юнкерами Николаевскому мосту, заставив последних его оставить. Затем электрики «Авроры» свели проёмы моста, тем самым соединив Васильевский остров с центром города. На следующий день все стратегические объекты города находились в руках большевиков. По договорённости с секретарём ВРК В. А. Антоновым-Овсеенко «Аврора» «незадолго до начала приступа Зимнего дворца по сигнальному выстрелу Петропавловки даст пару холостых выстрелов из шестидюймовки». В 21 ч. 40 мин. выстрел орудия Петропавловской крепости последовал, и спустя пять минут «Аврора» произвела один холостой выстрел из носового 152-мм орудия, сделавший её знаменитой. Однако штурм Зимнего дворца с эти выстрелом напрямую никак не связан, так как начался позже.
Служба в Великую Отечественную войну
По мнению некоторых исследователей, в 1941 г. «Аврору» планировали исключить из состава флота, однако этому помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Когда создалась угроза выхода немецких войск к Ленинграду, крейсер был немедленно включён в систему противовоздушной обороны Кронштадта. Ещё в июне 1941 г. курсанты «Авроры» ушли на фронт, затем началось постепенное сокращение экипажа крейсера (к началу войны — 260 чел.), который распределяли на действующие корабли Балтийского флота либо на фронт.
К началу войны «Аврора» имела десять 130-мм орудий, четырёх 76,2-мм зенитных орудий, трёх 45-мм пушек, одного пулемёта «Максим». С июля 1941 г. с «Авроры» начали демонтировать её артиллерийское вооружение и использовать его либо на других кораблях (например, на канонерках Чудской военной флотилии), либо использовать в составе сухопутных батарей. 9 июля 1941 г. из 9 130-мм орудий крейсера сформировали артиллерийскую батарею специального назначения. Из изысканных в арсеналах Ленинграда и Кронштадта орудий вскоре сформировали и 2-ую батарею, и обе были переданы 42-ой армии Ленинградского фронта. В истории обороны Ленинграда они известны как батарея «А» («Аврора») и батарея «Б» («Балтиец» / «Большевик»). Из собственно экипажа «Авроры» в личном составе батареи «А» было лишь малое количество. По наступающему врагу батарея «А» впервые открыла огонь 6 сентября 1941 г. Затем в течение недели батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. К исходу восьмого дня боёв из 165 человек личного состава вышли к своим только 26.
Сам же крейсер «Аврора» принял участие в боевых действиях под Ленинградом 8 сентября 1941 г. Оставшемуся на корабле экипажу приходилось отражать налёты немецкой авиации, и 16 сентября, по свидетельствам очевидцев, зенитчикам «Авроры» удалось сбить один вражеский самолёт. При этом «Аврора» постоянно находилась под артиллерийским обстрелом, который время от времени вели немецкие батареи вплоть до окончательного снятия блокады Ленинграда.
Так о скромном, но всё же значимом участии «Авроры» в обороне Ленинграда высказался нарком ВМФ СССР Н. Г. Кузнецов:
« Крейсер «Аврора» не представлял серьёзной боевой ценности, но нёс посильную службу все годы войны. На долю отдельных кораблей выпадает долголетняя служба, даже и после того, как они «потеряли» первоначальные боевые качества. Таков крейсер «Аврора».
Корабль-музей и объект культурного наследия РФ
Окончательная канонизация «Авроры», превращение её в корабль-символ произошло в 1967 г., когда в честь 50-летнего юбилея революции 1917 г. «Аврора» вновь произвела холостой выстрел из бакового 152-мм орудия ровно в 21 ч. 45 мин. В феврале 1968 г. крейсер был награждён вторым по значимости в стране орденом — Октябрьской революции. Так, «Аврора», однажды став первым орденоносным кораблём, стала и первым дважды орденоносным кораблём в истории советского ВМФ.
К концу 1970-х годов корпус «Авроры» пришёл в аварийное состояние. Требовался ремонт-реконструкция. После выработки предложений специально созданной комиссии ремонт начался в августе 1984 г. и продолжался до августа 1987 г. «Реставрация» «Авроры» обошлась примерно в 35 млн рублей.
26 июля 1992 г. на «Авроре» был вновь поднят Андреевский флаг, а корабль нёс службу уже в составе российского ВМФ. 1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея. Военный экипаж крейсера переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала. При этом «Аврора» сохранила статус военного корабля.
21 сентября 2014 г. «Аврора» была отбуксирована в ремонтный док Кронштадтского морского завода Минобороны РФ для капитального ремонта.