Ярослав Мудрый вошел в русскую историю не только как крупный государственный деятель, при котором Русь одержала ряд побед над своими соперниками и отличалась внутренним единством. Великий князь также запомнился нам как сторонник образования, открытия школ и развития грамотности. При нем были созданы первые библиотеки и получила государственную поддержку переводческая деятельность. Также именно при Ярославе Мудром был создан первый сборник русских законов.
«Русская правда» – первый сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11 веках. Этот документ объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся самыми разными инстанциями. «Русская правда» является не только важной частью истории права в России, но и важным культурным памятником, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась.
В состав документа входят нормы наследственного, торгового, уголовного права и принципы процессуального законодательства. «Русская правда» на тот момент являлась главным письменным источником сведений о социальных, правовых и экономических отношениях на территории Руси.
Создание данного документа связывают, прежде всего, с именем Ярослава Мудрого – князь собрал все существовавшие на Руси правовые документы и указы и выпустил новый документ примерно в 1016-1054 годах. К сожалению, на сегодняшний день не сохранилось ни одной копии оригинала «Русской правды», только более поздние переписи, так что точно говорить о дате ее создания трудно. Документ переписывался несколько раз другими князьями, которые вносили в нее доработки согласно реалиям времени.
Основные источники Русской Правды
— Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е годы);
— Правда Ярослава (создана в 1016 или 1030-е годы);
— Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
— Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е годы).
Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев. Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и прочее. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе – сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Также разные категории граждан обладали разными правами.
Более поздний вариант «Русской правды» дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. В расширенной редакции документ использовался в гражданском и церковном суде для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.
Общее содержание Русской Правды
В целом, нормы уголовного права, описанные в «Русской правде», соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода. Стоит отметить, что «Русская правда» описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях. Документ также содержал немало сведений о процессе судопроизводства, определял основные принципы и нормы процессуального законодательства. «Русская правда» предусматривала и процедуру взимания финансовых средств у должника, появились прототипы судебных приставов, которые занимались подобными вопросами.
Еще одна сторона, описанная в «Русской правде», – социальная. Документ определял разные категории граждан и их социальный статус. Таким образом, все граждане государства были разделены на несколько категорий: знатные люди и привилегированные слуги, к которым относились князья, дружинники. Затем шли рядовые свободные граждане, то есть те, кто не находился в зависимости от феодала (сюда же относили всех жителей Новгорода). Низшей категорией считались зависимые– крестьяне и другие люди, находящиеся во власти феодалов или князя.
Значение Русской Правды
«Русская правда» является одним из важнейших источников сведений о жизни Древней Руси на самом раннем периоде ее развития. Представленные законодательные нормы позволяют составить достаточно полное представление о традициях и укладе жизни всех слоев населения русской земли. Кроме того, «Русская правда» стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного судебника.
Создание «Русской правды» заложило основы будущей нормативно-правовой системы и при создании новых судебников в дальнейшем (в частности, создание судебника 1497 года) всегда оставалась основным источником, который брался законотворцами за основу не только как документ, содержащий все акты и законы, но также как образец единого правового документа. Также «Русская правда» впервые официально закрепила сословные отношения на Руси.
При написании статьи использовались материалы с сайта http://historynotes.ru.
«Правда Ярослава» (Древнейшая Правда) — древнерусский свод законов и судебных норм, выданный Ярославом Мудрым в виде грамоты новгородцам, помогавшим ему в сражении с войсками Святополка Окаянного под Любечем.
«Древнейшая Правда» представляет собой 18 статей, которые регулируют уголовное право – кровную месть, наказание за убийство в виде штрафа (вира), наказание за побои, езду на чужом коне, порчу имущества и др.
“Русская Правда” Ярослава Мудрного
- Кратко о сути и содержании основных положений
- Список статей Правды Ярослава
- История открытия и мнения историков
- Русская правда Ярослава Мудрого
- Первый письменный свод законов
- Особые условия закона
- Правда Ярославичей
- История создания и авторы
- Основные положения
- Наказания за убийство
- Наказания за воровство
- Защита собственности
- Период существования и территория распространения
- Значение
- Причины принятия «Русской Правды»
- Значение «Русской правды»
Кратко о сути и содержании основных положений
По разным версиям, принятие первого письменного русского свода законов произошло во время правления Ярослава Мудрого в 1016 или 1036 году.
В качестве причин появления обычно называют стремление князя Ярослава ограничить языческие традиции в соответствии с христианскими ценностями, однако одна из датировок (1016 год) совпадает со столковениями новгородцев и приглашенных Ярославом Мудрым на службу наемников-варягов, в результате которых новгородцы, избившие варягов за “насилие над мужатыми женами” были обмануты князем, обещавшим им снисхождение, и казнены.
Основной субъект «Древнейшей Правды» — муж — свободный мужчина.
Фактически – произошло ограничение права на кровную месть, во многих случаях замененное на штраф, причем наемникам-варягам предоставлялось более привилегированное положение.
Правда Ярослава описывает некоторые категории древнерусского (новгородского) общества, уравненные в правах путём установления единого размера виры (в 40 гривен) за их убийство:
«аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь».
Данный список толкуется исследователями следующим образом:
русин — младший княжеский дружинник, в том числе:
гридин — представитель боевой дружины;
купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;
ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом;
мечник — сборщик штрафов;
изгой — человек, потерявший связь с общиной;
словенин — житель словенской, то есть Новгородской земли, в данном контексте — обычный житель.
Список статей Правды Ярослава
Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо).
История открытия и мнения историков
- wikipedia
- http://www.krugosvet.ru
Первый русский свод законов – Русская правда Этот свод законов был создан в период правления Ярослава Мудрого, и в 1016 году Русская правда была первым письменным источником законов, источником права на Руси. Свод законов имел три формы: Краткая правда, Пространная правда, Сокращенная правда. Краткая правда включала Правду Ярослава, Правду Ярославичей (добавлена в 1072 году детьми Ярослава Мудрого), Покон вирный, учреждающий правила налогообложения, Урок мостникам. Пространная правда состояла из Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха, который был добавлен позже. В Русской Правде были нормы, регламентирующие структуру древнерусского общества, регламентировал налоги и вводил юридическую ответственность за преступления, в частности, в законах допускалась кровная месть, но это теперь могли делать только близкие родственники, но в Правде Ярославичей кровной мести уже не было. Преступления оплачивались вирой (штрафом), которая шла князю. Плюс, этот свод законов регламентировал имущественные отношения, административные отношения, и трудовые отношения в вотчинах. В этом своде было также регламентировано социальное неравенство. Если укрывать чужую челядь, то нужно было платить штраф, можно было убить холопа. За убийство более знатного человека полагался крупный штраф, а за челядь полагался штраф только в 5 гривен.
Русская правда Ярослава Мудрого
Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.
Киевская Русь до крещения страны князем Владимиром была языческой страной. Как и в любой языческой стране, законы, по которым жило государство, брались из обычаев страны. Такие обычаи никем не записывались и передавались от поколения к поколению. После крещения Руси создались предпосылки для письменной записи законов государства. Долгое время таких законов никто не создавал, поскольку положение страны было крайне тяжелым. Князьям приходилось постоянно воевать с внешними и внутренними врагами.
При правлении князя Ярослава в стране наступил долгожданный мир и появился первый письменный свод законов, который носил название «правда Ярослава» или «Русская правда Ярослава Мудрого». В этом законодательном сборнике Ярослав постарался предельно четко структурировать те законы и обычаи, которые были в тот момент в Киевской Руси. Всего правда Ярослава состояла из 35 (тридцати пяти) глав, в которых выделялось гражданское и уголовное право.
Первый письменный свод законов
Первый письменный свод законов
Первая глава несла в себе меры по борьбе с убийствами, которые были настоящей бедой того времени. В новом законе говорило, что любая смерть карается кровной враждой. Родственники убитого имеют права самостоятельно убить убийцу. Если же отомстить убийце не кому, то с него взимался штраф в пользу государства, который назывался вирой. Русская правда Ярослава Мудрого содержала полный список вир, которую убийца должен был передать в казну государства, в зависимости от рода и сословия убитого. Так, за смерть боярина необходимо было заплатить тиуну (двойную виру), которая равнялась 80 гривнам. За убийство воина, земледельца, торговца или придворного требовали виру, 40 гривен. Жизнь рабов (холопов), которые не имели никаких гражданских прав, оценивалась куда дешевле, в 6 гривен. Такими штрафами пытались сохранить жизни подданным Киевской Руси, которых было не так и много из-за войн. Следует отметить, что в те времена деньги для людей были большой редкостью и описанные виры были в состоянии заплатить единицы. Поэтому даже такой простой меры оказалось достаточно для того, чтобы прекратить волну убийств в стране.
Закон, который давала людям Русская правда Ярослава Мудрого были суровыми, но только так можно было навести в стране порядок. Что касается убийств, совершенных в соре или в состоянии опьянения, и убийца скрывался – со всех жителей деревни взималась вира. Если убийца был задержан, то половину виры платили жители деревни, а вторую половину сам убийца. Эта мера была крайне необходима для того, чтобы люди не допускали убийств в ходе ссоры, чтобы каждый проходящий мимо чувствовал на себе ответственность за действия других.
Особые условия закона
Русская правда Ярослава Мудрого определяла и возможность изменения статуса человека, т.е. как холоп мог стать свободным. Для этого ему требовалось уплатить своему хозяину сумму, равную не полученному последним доходу, то есть тому доходу, который барин могу получить от работы своего холопа.
В целом первый письменный свод законов регулировал практически все сферы жизни того времени. Так, в нем подробным образом описывалось: ответственность рабов за сохранность имущества своих господ; долговые обязательства; порядок и очередность наследования имущества и прочее. Судьей практически во всех делах был сам князь, а местом суда была княжеская площадь. Доказать невиновность было достаточно трудно, поскольку для этого применялся специальный обряд, в ходе которого обвиняемый брал в руку раскаленный кусок железа. После руку ему забинтовывали и через три дня прилюдно снимали бинты. Если ожогов не было – невиновность доказана.
Русская правда Ярослава Мудрого — это первый письменный свод законов, который упорядочил жизнь Киевской Руси. После смерти Ярослава его потомки дополняли этот документ новыми статьями, тем самым образовав Правду Ярославичей. Сей документ регулировал отношения внутри государства довольно долго, вплоть до периода раздробленности Руси.
Источники и дополнительный материал по теме:
Правда Ярославичей
И рад бы в рай, да дверь то где?
Правда Ярославичей – это составная часть древнерусского кодекса правовых норм, вошедшего в историю под названием «Русская Правда». Создана после смерти Ярослава Мудрого по приказу его сыновей Изяслава, Святослава и Всеволода. Предположительно датируется 1068-1072 годами. Отражала процесс дальнейшего развития феодальных отношений в Древней Руси.
Русская Правда дошла до наших дней только в позднейших копиях. Самые ранние списки датируются XIII-XIV веками. Они включены в состав древнерусских документов:
- летописей;
- церковных текстов;
- судных грамот;
- кормчих книг – сборников светских и религиозных законов.
Летописец в древней Руси
Всего было найдено около 100 копий, при этом некоторые их них значительно отличаются друг от друга. Списки разделяют на 3 редакции:
- Краткая.
- Пространная.
- Сокращенная.
Первым ученым, изучавшим «Русскую Правду», был известный историк Василий Татищев. Он составил «Краткую редакцию» этого правового документа в 1737 году.
Правда Ярославичей является частью «Краткой редакции». Она была помещена в I Новгородскую летопись, которая велась с XIII по XV век. Именно с этой летописи Татищев сделал ряд копий и списков.
История создания и авторы
Согласно традиционной точке зрения, документ был создан в период между 1054 и 1073 годами. Это время триумвирата – совместного правления троих сыновей Ярослава Мудрого:
- Изяслав (годы жизни – 1024-1078).
- Святослав (1027-1076).
- Всеволод (1030-1093).
Анализируя имена, содержащиеся в тексте Правды Ярославичей и проводя параллели с историческими событиями, ряд исследователей конкретизирует время создания документа еще более точно: 1068-1072.
Многие историки допускают возможность позднейших вставок к основному тексту.
В советской историографии утвердилось мнение, что создание «Правды Ярославичей» было напрямую обусловлено народными восстаниями 1068-1071 годов, связанными с поражениями братьев в битве на реке Альта от половцев в 1068 году.
Битва на реке Альт
Современные исследователи указывают на закономерность появления изменений в «Русской Правде», которая была утверждена еще в 1016 году Ярославом Мудрым и требовала обновлений. Они видят в появлении новой редакции «Русской правды» в первую очередь эволюцию феодальных отношений.
В самом тексте «Правды Ярославичей» в качестве ее создателей указаны 8 имен. Помимо трех вышеупомянутых сыновей Ярослава Мудрого это:
- Чюдин;
- Микула;
- Микифор Кыянин;
- Коснячко;
- Перенег.
Чюдин и Микула упоминаются в других летописях как знатные «мужи» из Вышгорода (город возле Киева). В некоторых источниках их ошибочно объединяют в одно лицо «Чюдин Микула».
Микифор – обладатель имения в Киеве, приближенный к княжескому двору.
Коснячко – воевода при князе Изяславе во время восстания 1068 года.
Перенег – одна из наиболее спорных фигур. Татищев полагал, что это не имя, а прозвище, указывающее на этническую принадлежность – «печенег». Советский историк-славист Михаил Тихомиров категорически был не согласен с этой точкой зрения, доказывая, что Перенег – это имя одного из славянских «мужей» при княжеском дворе.
Коснячко упоминается в других летописях под 1068 годом, Чудин – под 1072 годом, что доказывает реальность этих исторических персонажей и правильность датировки Правды Ярославичей.
Основные положения
Наиболее часто к Правде Ярославичей относят 18-41 статьи «Краткой редакции». Известные историки Тихомиров и Юшков полагают, что только 18-26 статьи были написаны во время правления Ярославичей, а остальные были включены в свод законов позже.
В документе зафиксированы наказания за различные виды правонарушений.
Серебрянные деньги времен князя Владимира Святого
Наказания за убийство
Основной единицей взыскания за убийство являлась вира – денежная компенсация за убитого человека. Примеры вир:
- за убийство огнищанина или тиуна (должностные лица, управляющие княжеским имением) – 80 гривен;
- старосты – 12 гривен;
- смерда или холопа – 5 гривен.
Разный размер штрафа отражает сословный характер общества того времени.
18 статья отменяла закон «кровной мести» – за убитого должен был отвечать сам убийца, а не «люди», то есть община.
Наказания за воровство
За кражу чужого имущества назначались разные размеры денежных компенсаций. Например:
- вол – 1 гривна (=50 резан);
- кобыла – 60 резан;
- корова – 40 резан;
- теленок – 5 резан.
Увеличивались штрафы за увод чужого холопа: в древней части «Русской Правды» за это полагался денежный штраф в 3 гривны, в «Правде Ярославичей» он составлял уже 12 гривен.
Защита собственности
Статья 33-я предполагала большой штраф за самовольное нарушение межевой границы – он составлял 12 гривен. Суровость наказания говорит о том, что собственность на землю признавалась важнейшей ценностью и защищалась государственными законами.
Период существования и территория распространения
Правда Ярославичей как составная часть Русской Правды существовала до конца XV века. Ее действие распространялось на все древнерусские земли, подвластные князьям из рода Рюриковичей. Многие нормы оказали влияние на развитие права в Московском царстве и Великом княжестве Литовском.
Значение
Документ является важным источником знаний по истории Древней Руси в самых разных сферах: социально-экономической, политической, правовой.
В Правде Ярославичей:
- фиксируется переход от частных случаев применения права к общим нормам;
- закрепляется феодальное деление общества на сословные группы;
- ужесточаются наказания за нарушения прав собственности.
«Русская правда», или «Правда Ярослава» — первый письменный древнерусский свод законов, принятие которого датируется 1016 годом в период правления великого князя Ярослава Мудрого. Именно дарование «Русской правды» принято считать проявлением мудрости князя, ведь до него никто не оставил подобных документов. «Живите по этой грамоте, как написано вам, так это и соблюдайте», — говорил Ярослав Мудрый про первые писаные законы.
Причины принятия «Русской Правды»
До принятия системы законов все древнерусское судопроизводство основывалось на языческих традициях ,обычаях( «око за око, зуб за зуб») и житейской морали. Было принято вершить суд самостоятельно.
Принятие христианства в 988 году Владимиром Великим стало одним из факторов появление единых законов. Ведь языческие представления о справедливости и наказании претерпевали изменений на христианские догмы.
Еще одной причиной появления «Русской правды» считается рост авторитета Киевской Руси среди других государств. Равняясь на государственные устои европейских держав , систематизация документов и формирование законодательной системы на Руси становились необходимыми. Система законов также способствовала усилению и централизации княжеской власти.
Создание письменных законов в любом государстве — это большой шаг вперед к установлению общественного порядка.
К единому мнению о месте появления свода законов ученые не пришли до сих пор. Более вероятно, что это были крупные города государственной значимости : Киев или Новгород.
Первозданный вид этого документа не сохранился до наших дней. Самой поздней копией считается документ 1280 года.
Различают 3 вида изложения «Русской правды»: краткое, пространное и сокращенное.
Краткий вариант основан на «Правде Ярослава» и на « Правде Ярославичей». Включает в себя статьи , раскрывающие основы государственного строя, частной собственности, а также поясняющие вопросы кровной мести, наказаний за содеянное и порядок взимания штрафов .
Пространная правда включала в себя уставы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха со всевозможными дополнениями . в статьях отражались привилегии феодалов над другими социальными слоями ,положения холопов ,а также вопросы относительно наследства и прав собственности.
Сокращенная правда создана на основе пространной и краткой правды. Датируется XV веком. В ней было установлено, что мера наказания напрямую зависит от тяжести нанесенного ущерба. Убийства стали разделять на умышленные и неумышленные.
По «Русской правде» определялся порядок ведения судебных разбирательств: выбор места, времени и состав суда. В суде особым уважением пользовались свидетели.
Ярослав Мудрый установил законы для жизни государства и наказания за отказ им следовать. Отмена «кровной мести», держать ответ за преступления по закону — все это имело благоприятное влияние на развитие древнерусского общества. Однако и в этих законах социальный статус играл не последнюю роль. Наказание бесправных, несвободных холопов и челяди существенно отличалось от наказания княжеских приближенных по одному и тому же делу. Поэтому не редко «Русскую правду» считают основой феодального права.
Значение «Русской правды»
Существовавшие в разных землях Руси законы и указы не могли обеспечить равномерного урегулирования общественного порядка. Благодаря «Русской правде» этот недостаток был исправлен. Единые, писанные законы предоставили возможность формирования единой правовой и судебной системы. Теперь суды имели постоянную основу для своей деятельности, что существенно изменило порядок назначения наказания.
«Русская правда» — это важный источник, дающий представления о правовой, социальной и экономической сферах жизни общества Киевской Руси, о формировании феодальной системы. Является значимым памятником культуры и письменности Киевской Руси на ее начальном пути развития.
Все последующие правовые и судебные документы формировались на основе этого сборника правовых норм.
«Русская правда» имела огромное значение на этапе формирования государственности Древнерусского государства и ее дальнейшем развитии.
Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Возможно, и до составления Русской правды, относящейся к периоду правления в Киеве князя Ярослава Мудрого, существовали какие-либо своды законов, но они не сохранились и не попали в руки к историкам. Поэтому Русскую Правду можно по праву рассматривать как первое российское законодательство.
Сложно переоценить значение Русской правды для чиновников восточнославянских княжеств 11-13 веков. До настоящего времени сохранилось около 110 рукописных копий этого документа. И можно только предполагать, сколь велико было их изначальное количество.
Русскую Правду нельзя в полной мере считать законодательным актом. Документ включает в себя несколько правовых текстов, относящихся к различным отраслям правовой системы. Первая редакция этого свода законов включала в себя:
1. Правда Ярослава — собой судебник, имеющий классификацию прес(мат)лений и перечень уголовно-правовых санкций.
2. Покон вирный – текст, регулировавший величину денежного довольствия слуг князя и сборщиков виры (штрафов)
3. Урок мостникам – один параграф, устанавливавший размер платы дорожному рабочему тех времен.
4. Правда Ярославичей – уголовно-судебный акт, состоящий из переработанных и дополненных норм Правды Ярослава.
Русская правда имеет, по мнению большинства исследователей, три основных редакции: краткую, пространную и сокращённую. В Пространную Правду, помимо приведённых частей краткой редакции, входили также нормы, закрепляющие социальное положение крестьян, жителей городов и знати.
Сокращённая Правда – укороченный вариант Пространной правды. Часть статей попросту исключена, часть приведена в пересказе. Не понятно, с какой целью это было сделано.
Если подвергать анализу все части этого сборника законов, то сам собой напрашивается вывод о том, что это не было какое-то официальное издание государственного уровня.
Например, наряду с классификацией уголовных наказаний и установления их сообразно общественному положению прес(мат)ника и жертвы, разбираются особенности оплаты труда работников, задействованных в строительстве дорог. Очевидно, это простое перечисление установившихся правовых обычаев, без всякой претензии на систематизацию, чтобы города Киевской Руси получили, наконец, первый свод законов и руководствовались им.
В первой редакции Русской правды присутствует кровная месть как допустимый способ наказания убийцы. Этот варварский обычай, совершенно нехарактерный для российской культуры позднего средневековья, сохранился, по всей видимости, как неискоренимый языческий пережиток. Впоследствии, уже в Пространной редакции, право родственников убитого мстить за смерть без суда упразднено от имени детей Ярослава Мудрого.
Ещё одним характерным способом решения споров того времени был поединок. В Русской Правде такая возможность никак не упоминается, возможно, из-за влияния церкви, стремившейся в максимальной степени установить христианские традиции решения конфликтов. Тем не менее, византийские и арабские путешественники того времени, посещавшие европейскую часть современного российского государства, отмечали, что судебные поединки вполне допускались.
Законодательство предусматривало всего два вида наказаний – смертная казнь и штраф. Звучит довольно дико для современного человека, то таковы реалии средневековья – создавать колонии и содержать в них прес(мат)ников, не было никакой возможности.
Своеобразным был судебный процесс по Русской Правде. Доказательная база той эпохи была довольно скудной – повсеместно использовались свидетельские показания. Если же сторона спора не могла предоставить свидетеля, то она подвергалась испытанию водой или железом.
Это было не что иное, как ордалии – Божий суд. При испытании водой связанного бросали в водоем, а при испытании железом – человек хватался за раскалённое железо. Если испытуемый не утонул или не получил ожогов, то он не врал.
Многие российские историки отмечают, что Русская правда – это первое упоминание сословной стратификации того времени. Суровость наказаний разнилась в зависимости от того, какое положение занимал убитый и какое занимает виновный. За убийство княжеского конюха следовало уплатить 40 гривен, жизнь обычного человека оценивалась в 5 гривен.
Во второй редакции этого памятника российского законодательства можно найти элементы начала закрепощения крестьян. Наряду со смердами – свободными людьми без привилегий, есть закупы и холопы.
Закуп – человек, взявший деньги в долг под процент, но не исполнивший своё обязательство в срок. В этом случае, он превращался в раба своего кредитора: лишался имущества и был вынужден работать на нового хозяина, пока долг не будет возвращён в полном объёме. Что характерно, величина этого долга никак не регулировалась: уже отработанная сумма подсчитывалась самим кредитором. Естественно, очень редки были случаи, когда закуп становился смердом.
Холоп – это уже полностью утративший гражданскую дееспособность человек по Русской Правде. У него не было никакой возможности уйти от своего господина, отработать долг и зажить свободной жизнью. С другой стороны, налогов он не платил, по обязательствам не отвечал, уголовная ответственность была своеобразной – человека, будто вещь, выдавали потерпевшему или его родственникам. И уже те решали, что с ним делать.
Степень разработанности законодательства, касающегося положения холопов и закупов наводит на однозначный вывод: количество этих людей неуклонно росло.
Закон защищал в первую очередь интересы богатых людей, имевших высокое социальное положение. Смерд, который не мог выплатить налоги, был вынужден брать в долг у богатого человека. Проценты по долгам никто не ограничивал, поэтому вероятность стать закупом была крайне велика.
Хотя Русская Правда и была несовершенна, имела ряд пробелов даже для правоотношений того времени, и все же история российской законодательной мысли начинается именно с неё.
«Русская Правда» — первый свод законов в Восточной Европе, оформленный в письменном виде. По нему жила Русь, а позже Великое Княжество Литовское до XVI столетия. Некоторые его положения повлияли на право Речи Посполитой. Но тогда, в XI Ярослав Мудрый, принимая «Русскую Правду», явно не думал о том, как повлиять на государственное право соседних государств. Его интересовало решение внутренних проблем. В статье описана история принятия «Русской Правды», а также анализируются причины, заставившие Ярослава утвердить первый письменный закон на Руси.
Причины принятия «Русской Правды»
К XI столетию большая часть западных государств уже имела письменное право. Для Руси всегда примером была Византия, там еще в V сложился письменный кодекс законов. У народов современной Франции чуть позже возникли так называемые «Правды»: Бургундская, Рипуарская и самая известная Салическая (ставшая основой государства Франков). В столетии в Англии король Альфред разработал свой сборник законов – «Правду короля Альфреда». Все эти новости о существовании единого письменного закона доносились до Руси и заставляли князей задуматься над чем-то аналогичным.
У Руси была похожая с англами и франками проблема: наличие большого количества племен, живущих по своему традиционному праву. Так, нормы полян и кривичей могли расходиться, что создавало проблемы для централизованного государства и для князя лично. В западных странах эту проблему решали просто, но жестко: утверждали единые нормы, и заставляли всех выполнять их. Это не сразу, но давало результат. Первые князья Руси (Олег, Игорь) не имели такого влияния на окраины, чтобы навязать им единый закон, их власть ограничивалась сбором налогов. Позже были утверждены наместники, что-то наподобие чиновников (налоги собирали, управляли, планировали строительство), а с принятием христианства – священники и епископы. Все это усиливало присутствие князя на местах и создавало более благоприятные условия принятия единого письменного закона.
Второй проблемой было наличие кровной мести. По нормам многих племен, если убили родственника, то необходимо было либо убить убийцу или его родственника. Этот ужасный и кровавый принцип сильно нарушал нормы христианской морали. Кроме того, он часто создавал нестабильность в отдельных населенных пунктах, что нарушало жизненноважные процессы для государства: сбор налогов и строительство церквей. В связи с необходимостью создания единого письменного закона для всех и искоренения нехристианских принципов традиционного права Ярослав Мудрый в первой половине XI столетия взялся за создания текста закона.
История создания закона
Для создания закона у Ярослава Мудрого было три источника: положения норм традиционного права восточных славян (записанные положения отдельных племен Руси), Византийское право и нормы скандинавских стран (носителями которых в XI веке на Руси оставались наемники в дружине князя). Сам процесс создания «Русской Правды» длился с 1016 по 1036 годы, и проходил в несколько этапов. Скорее всего, после нескольких годов работы в него вносили небольшие дополнения и корректировки.
Уже после смерти Ярослава Мудрого его сыновья дополнили «Правду», окончательно убрав из нее возможность кровной мести. В 1113 году поправку о закупах (категория зависимых крестьян) внес Владимир Мономах. На этих примерах видно: как и любой письменный закон, «Русская Правда» динамично развивалась, однако основные принципы, заложенные Ярославом, оставались неизменными.
Особенности «Русской Правды»
В первом письменном законе Руси содержались положения уголовного, семейного и гражданского права. В законе даны определения таких понятий как «преступление», «кровная месть», «побои и увечья». В «Русской Правде» впервые охранялась частная собственность: тяжкими преступлениями считался разбой, грабеж и конокрадство.
Главный принцип «Русской Правды» — система штрафов. За каждое действие подразумевался отдельный денежный штраф (в гривнах). Кроме того, за нарушение прав в отношении разных социальных групп – разные штрафы: убил княжеского человека – 40 гривен, убил холопа – 5 гривен. Для многих историков «Русская Правда» — это источник изучения не только законов Руси, но и общественного уклада, потому что четко можно определить статус той или иной социальной группы.
В XI столетии Ярослав Мудрый провел важнейшую в истории Восточной Европы реформу: принял «Русскую Правду». С того момента государство стало более централизованным, а некоторые жестокие языческие традиции были искоренены.