Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей ЮнАрмия

Совместная образовательная деятельность

для детей старшего дошкольного возраста 6 лет

Тема  Крейсер Аврора

Интеграция образовательных областей:

—  познавательное развитие

—  социально коммуникативное развитие

—  речевое развитие

—  художественно эстетическое развитие

—  физическое развитие

Учить узнавать памятные  места города Санкт-Петербурга (Крейсер Аврора).  Формировать представление детей о военной профессии моряк.

— Знакомит детей         с историческим прошлым города Санкт- Петербурга

— Развивать связную речь, обогащать словарный запас (гюйс, трап, бескозырка, крейсер, Андреевский флаг)

— Углублять представление детей о морском флоте

— учить различать морскую форму от гражданской одежды

— развивать творческое и логическое мышление

— воспитать у детей желание служить Родине

— поддерживать познавательный интерес к истории своего города

— закреплять навык работать в команде

— просмотр и обсуждение мультфильма «Крейсер Аврора»

— рассматривание и пояснение морской атрибутики

— игра перетягивание канат

Интерактивная доска, ноутбук, клей, набор готовых форм для аппликации, «морячок» пазл «Крейсер Аврора», mimio слайд, гюйсы и бескозырки, флаг Андреевский. Путеводитель по интернет ресурсам

1        Танец «Яблочко» Ансамбль Игоря Моисеева

2        Стихотворение Леонида Зеленского «Крейсер Аврора» http://www.stihi.ru/avtor/leonid45

Содержание образовательной деятельности:

Здравствуйте ребята! Кто из вас знает кто такие моряки? Чья эта профессия? Где они служат? (на суше, в море) На чем служат моряки? Один из военных кораблей стал символом нашего города. Это не просто корабль, а военный крейсер. Это один из ярких памятников героического прошлого города, крейсер стал одним из символов Октябрьской революции. В сентябре 2014 года отправлен в Кронштадт для ремонтных работ, после которых, в 2016 году, будет возвращен обратно на вечную стоянку у Петроградской набережной. Аврора является объектом культурного наследия Российской Федерации.

Сегодня нам с вами предстоит отправиться в плавание, кто знает, что нужно построить чтобы зайти на корабль? (ответы детей: трап), правильно, давайте построим из прямоугольников трап и пройдем по нему.

(дети строят трап и проходят по нему)

Замечательно ребята, с одной задачей мы справились, но теперь нам нужно пройти на корабль, а пропускают на корабль только в форме, ребята, а в чем ходят моряки, какая у них форма, чем отличается от других форм? Теперь нам нужно одеть моряка. (дети составляют аппликацию из подготовленных материалов), молодцы ребята, какие красивые моряки у нас получились. Ребята наших бумажных моряков пропустили, а как же мы? У меня есть для вас маленький сюрприз (достаю мешок с гюйсами и фуражками, раздаётся форма детям), давайте оденем форму и станем настоящими моряками, но, чтобы нам поверили, что мы свами моряки нам нужно станцевать настоящий матросский танец «Яблочко», станцуем?

Повторяйте за мной (танцуем танец «Яблочко»)

Какие мы молодцы, давайте похлопаем друг другу.

Ребята, мне нужна ваша помощь, я несла для вас необычную льдинку с картинкой, но по дороге она разбилась на маленькие осколки, а что было на картинке я не помню, может, соберем? вы должны собрать пазл (один ребенок собирает на интерактивной доске, остальным раздаются индивидуальные конверты с пазлом). Что же у нас получилось? Ответы детей (Крейсер Аврора), правильно Крейсер Аврора. А чего не хватает на нашем Крейсере? (флага) а какого? Кто знает, как он называется? А называется он Андреевский. Андреевский флаг- флаг кораблей военно-морского флота Российской Федерации.

Послушайте стихотворение Леонида Зеленского про Андреевский флаг:

Хранят как святыню Андреевский флаг

Стражи морского оплота.

С петровских времен знает каждый моряк-

Он символ Российского Флота.

На верность клянутся ему моряки,

Пред ним преклоняют колени, Всем страхам и нервам своим вопреки,

Спасают без тени сомнений.

Он гордость Отчизны на все времена,

История всех поколений.

Он память, которой Россия верна,

На благо великих свершений.

О чем мы сегодня разговаривали? Что мы сделали сегодня? Что нового узнали? Что запомнили? Что вам больше всего понравилось?

На память о нашей встрече вам останутся портреты моряков.

Словарь для педагога:

— Андреевский флаг- флаг военно-морского флота Российской Федерации.

— Морской оплот- защитное сооружение, преграда, препятствующая продвижению чего либо

— класс боевых надводных кораблей

— лестница на судне

— большой синий воротник на матросской рубахе

— форменная фуражка без козырька

«АВРОРА» фрегат, крейсер, музей. Выполнил: Ежикова Юлия Викторовна воспитатель ГБДОУ детский сад №13 Пушкинского района СПб

Русско-японская война (1904-1905) Аврору включили в отряд кораблей, которые должны были усилить Тихоокеанскую эскадру. Противник был современней, лучше оснащен, к тому же японские моряки не были так измучены многомесячным переходом. Главной задачей «Авроры» и других крейсеров была охрана транспортов. В течении целого дня крейсеры противостояли японским кораблям. В ходе боя «Аврора» выпустила по противнику свыше трёхсот снарядов и не раз прикрыла собой другие русские броненосцы. Потеряв командира, моряки продолжали совершать чудеса: раненные матросы оставались у орудий, не покидая постов, машинисты и кочегары продолжали работать в адской жаре. Когда же большая часть кораблей была потоплена, «Аврора» смогла уйти от погони противника и укрыться в нейтральном порту.

После Русско -японской войны «Аврора» вошла в отряд учебных кораблей Морского корпуса в Петербурге. В 1908 году, совершая учебное плавание у берегов Италии, крейсер спасал местных жителей, пострадавших от землетрясения в г. Мессина. Члены экипажа вытаскивали людей из-под завалов, организовывали медицинскую помощь и доставку продовольствия. В память об этом событии в самом городе установлен памятник, посвященный подвигу русских моряков. В 1911 году во время повторного, учебного визита Мессины, в городе случился большой пожар. Экипаж крейсера опять пришёл на помощь. И снова жители Мессины благодарили русских моряков за смелость и благородство. Не только военные подвиги

Великая Отечественная Война К началу ВОВ старый крейсер не мог принести большой пользы и поэтому во время войны оставался в городе Ломоносов, где участвовал в противовоздушной обороне. Позже орудия главного калибра сняли с крейсера и установили на подступах к Ленинграду на Дудергофских Высотах (Красное Село). Здесь образовалась знаменитая артиллерийская батарея А («Аврора»), где воевали моряки крейсера «Аврора». Артиллеристы до последнего вели огонь, а потом Взрывали собственные орудия, чтобы они не достались врагу.

В главной роли В конце 1945 года «Аврору» использовали при съёмках фильма, где она показала подвиг знаменитого крейсера «Варяг». Именно эта роль помогла «Авроре» быстро реставрироваться после войны. Корабль-музей Сегодня «Аврора»-это корабль-музей, который хранит память о её истории и всех подвигах, которые совершили авроровцы . И сейчас у него есть свой капитан и настоящая команда моряков, которая поддерживает судно в рабочем, а не только в «музейном» порядке.

Спасибо за внимание. Ис т очники: «Аврора». Хельга Па т аки . ООО «Издательство Качели», 2019 https://ru.wikipedia.org

Крейсер «Аврора» — удивительная история самого знаменитого крейсера России

Самый знаменитый корабль русского флота был спущен на воду в мае 1900 года после трех лет строительства на верфи «Новое адмиралтейство» — крупнейшим кораблестроительным производством страны, созданным Петром I. Он же ввел традицию лично давать имена крупным кораблям, что и должен был сделать Николай II. На столе последнего императора Российской Империи оказался длинный список. Крейсер мог стать «Полканом», «Психеей», но царь дочитал до конца и выбрал последнее имя в списке – «Аврора»!

Рассказ про крейсер аврора для детей

Аврора – богиня утренней зари в римской мифологии. Она приносила дневной свет богам и людям. От нее произошли все звезды, горящие в ночном небе. Интересно, что корабль с таким именем уже существовал, но посвящен был совсем не древнеримскому божеству. Первая «Аврора» была фрегатом и довольно знаменитым. Построен он был при Николае I и ходил почти 30 лет. За время службы ему удалось совершить два кругосветных плавания, принять участие в обороне Петропавловска-Камчатского в ходе Крымской войны потрепать английский и французский флот. Именно в честь фрегата и был назван новый крейсер.

Новая «Аврора»

Строительство «Авроры» обошлось императорской казне в более чем огромные для того времени 6 миллионов рублей золотом. Торжественную церемонию спуска на воду посетил сам российский император Николай II, а в почетном карауле на корабле государя встречал 78-летний адмирал Константин Пилкин, служивший на одноименном фрегате вахтенным офицером во время его дальневосточного похода. Новый же экипаж «Авроры» состоял из почти шести сотен моряков и около 20 офицеров.

На доработку и принятие крейсера понадобилось некоторое время и в свою первую кампанию «Аврора» отправилась только в 1902 году, а еще через два года стала участницей Русско-японской войны, попав в мясорубку печально известного Цусимского сражения. В ходе морского боя корабль получил 18 попаданий вражеских снарядов разных калибров, около сотни членов команды были ранены или убиты. Погиб и командир «Авроры» Евгений Егорьев, получив смертельные ранения от осколков снаряда, разорвавшегося на мостике. Один из снарядов вывел из строя рулевое управление корабля. Положение спас обычный матрос Андрей Подлесный. Под огнем неприятеля он сумел починить перебитый силовой кабель, чтобы «Аврора» смогла уйти от огня.

Рассказ про крейсер аврора для детей

К русскому берегу «Аврора» возвратилась к зиме 1906 года. После ремонта и перевооружения корабль продолжил службу в Балтийском море, в том числе как учебное судно Морского корпуса. В ходе Первой мировой войны «Аврора» ходила в составе второй бригады крейсеров, которая преследовала немецкие крейсера, нападали на вражеские тральщики и минные заградители. Впрочем, серьезных боев удалось избежать, а самой значимой операцией стала высадка десанта в Рижском заливе. «Аврора» выполняла задачу по поддержке сухопутных войск артиллерийским огнем и отбивала атаки немецкой авиации.

Символ революции

К осени 1916 года «Аврора» пришла в Кронштадт, а затем в Петроград для капитального ремонта, где уже назревала революционная буря. Во время Февральской революции матросы крейсера, устав от строжайшей дисциплины, поддержали демонстрацию рабочих, проходившую у причала, где стоял крейсер. Попытки подавить матросское выступление закончилось смертью для командира корабля и старшего помощника. К моменту Октябрьской революции матросы уже практически полностью были на стороне большевиков. Тот самый легендарный выстрел был сделан в качестве предупреждения стоявшим рядом кораблям, настоящим же сигналом для штурма Зимнего стали два выстрела из Петропавловской крепости. На этом участие в революции не закончилось. Из радиорубки «Авроры» было передано знаменитое обращение Ленина «К гражданам России».

После революции «Аврору» ждала судьба учебного корабля – походы, маневры, тренировки советских матросов. В начале 40-х крейсер и вовсе могли пустить на лом, говорят, что весной 1941 года нарком ВМФ даже подписал приказ о передаче имени крейсера другому кораблю. Но свои коррективы внесла Великая Отечественная война. Орудия главного калибра были сняты с «Авроры» для обороны Ленинграда, которые были захвачены или уничтожены в ходе ожесточенных боев. Большинство пушек взорвали сами моряки, не желая сдаваться врагам. Сам же крейсер тоже не избежал вражеских снарядов и получив серьезные повреждения сел на грунт. Война для корабля на этом закончилась: после снятия блокады «Аврора» была отправлена на ремонт для того, чтобы стать плавучим музеем – символом революции. 17 ноября 1948 года корабль занял место своей постоянной стоянки.

Музей

За годы музейной деятельности «Аврора» пережила множество ремонтов, самым серьезным из которых стал капитальный ремонт в 1984 году. К этому времени корабль был в крайне плачевном состоянии, ремонт стоил государству 35 миллионов рублей. Крейсер подвергся серьезной переделке, некоторые агрегаты и машины были заменены макетами. Следующий ремонт начался в 2014 году и на этот раз был похож на реставрацию и восстановление. К вопросу действительно подошли со всей серьезностью. Были заменены все электросети, отремонтирована палуба и мачта, восстановлен исторический облик.

«Аврора» — корабль номер один Военно-морского флота России. На днях крейсер пережил круглую дату — 70 лет назад он встал на вечную стоянку у Петроградской набережной. За долгие годы своего существования корабль прошел 3 войны и 2 революции. Легендарный крейсер стал не только флагманом революции, но и символом героизма и мужества простых моряков и старших офицеров. Легенды, загадки, мифы и факты. Об этом пойдет речь в этом посте. Будет примерно 30 фотографий с текстом.

Сегодня, пожалуй впервые за долгие годы мой пост не о поисках клада. Надеюсь такой исторический формат всем понравится.

И так, в далеком 1897 года на верфи «Новое адмиралтейство» началось строительство боевого корабля класса «Диана». В те годы Аврора еще не была Авророй. Корабль могли назвать «Полканом», Боярином или даже «Психеей». Именно такие имена легли первыми в списке на утверждение Николаю II. По традиции еще со времен Петра Великого право давать имена крупным кораблям принадлежало императору. Царь взглянул на длинный список и подчеркнул самое последнее. И дабы не было ошибки, собственноручно на писал на полях — Аврора!

Про Юнармию:  Битва под москвой интересные факты

Рассказ про крейсер аврора для детей

Почему именно Аврора? Скорее всего в честь легендарного фрегата «Аврора» построенного при Николая I еще в 1835 году. Та самая «старая Аврора» в свое время метко била англичан и французов, затопив не одно вражеское судно. Спустя 65 лет в 1900 году «новая Аврора» торжественно была спущена на воду в присутствие Императора. В почетном карауле, на корабле, Николая II встречал 78-летний матрос служивший еще на первом фрегате. Строительство крейсера обошлось государственной казне в 6 миллионов рублей золотом. По тем временам это колоссальная сумма.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Кстати, по легенде первый фрегат Аврора была назван не в честь древнеримской богини Зари, а в честь Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной — фрейлины императорского дворца, так сказать «светской львицы» тех времен и одной из самых красивых женщин Санкт-Петербурга.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Новый крейсер Аврора имел на вооружение 42 орудия различного калибра. Мог развивать скорость до 19 узлов, мощность его двигателя была почти 12.000 лошадиных сил. Для сравнения на знаменитом Титанике мощность была в 5 раз больше.

Состав экипажа насчитывал почти 600 моряков и около 20 офицеров. Не смотря на сплоченность боевого духа, определенное неравенство, подтолкнувшее в последствие команду к бунту, было довольно ярко выражено уже в те годы. Морское довольствие рядового матроса составляло 90 копеек в месяц во время заграничного плавания. Кочегар получал почти 6 рублей, жалование капитана составляла 21 рубль.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Питались матросы довольно хорошо. Суточную норму продуктов можно посмотреть на фото выше, особенно приятной статьей в ней было ежедневное принятие чарки водки перед обедом. 123 грамм это вам не рюмка водки) В мирное время после обеда, свободные от вахты моряки могли поспать на верхней палубе удобно расположившись в подвесном гамаке.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Но, мирная вахта продлилась не долго. В 1905 году в самый разгар Русско-японской войны, Аврора в составе 2-ой эскадры Тихоокеанского флота, направилась к Владивостоку. 7 месяцев пути прошли почти без эксцессов. Во время шторма погиб всеобщий любимиц — пёс по имени Шарик. Команда долго пыталась найти ему подобающую замену, так на судне появились вначале хамелеон, затем два лемура, огромный питон и наконец-то 2 крокодила. Их назвали Сам и Того. Увы прожили на Авроре крокодилы не долго. «Сам» вовремя дрессировки сбросился с палубы и скорее всего погиб в открытом океане, а Того был убит в ходе Цусимской битвы.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Цусимская битва одна из самых ярких и трагических страничек в истории не только Авроры но и всего Российского флота. В Корейском проливе наших моряков уже поджидала Японская эскадра. Силы были не равны изначально. 38 кораблей против 89. К тому же общая боеспособность у японцев была гораздо выше — пушки значительнее скорострельнее, а зажигательная смесь в снарядах в 5 раз мощнее наших. Это была самая настоящая бойня и время для настоящих подвигов. В первые минуты неравного боя русская эскадра понесла огромные потери.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Аврора своим корпусом тщетно пыталась прикрыть израненные броненосцы. В самый разгар боя снаряд перебил силовой кабель, рубка рулевого управления вышла из строя. Корабль застыл посреди океана, за считанные минуты Крейсер получил более десятка крупных пробоин. Экипаж спас простой матрос Подлесный. В кромешном дыму, под огнем противника он сумел восстановить кабель и крейсер вышел из под прямого огня.

Рассказ про крейсер аврора для детей

В том бою на Авроре погибло 15 членов экипажа, в том числе и капитан судна Евгений Егорьев. Его посекло осколками снаряда попавшего в рубку управления. Истекающего кровью командира из рубки на перевязочный пункт нес все тот же матрос Подлесный. Доблестный офицер скончался у него на руках. Доставить останки Егорьева для похорон на берегу не удалось: под звуки траурного салюта его тело опустили в море в полдень 21 мая 1905 года. Всего в тот день в Цусимской битве погибло более 5000 русских моряков и офицеров.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Более 6000 русских моряков попало в плен к японцам. Израненной Авроре удалось покинуть поле битвы и добраться до Филиппин. К слову сказать, крейсер как и другие выжившие корабли в порту Манил были задержаны Американскими властями. С команды взяли подписку о не участие в дальнейших военных действиях. Там, зализывая раны, Аврора и простояла до подписания вынужденного мирного договора. По нему, помимо прочего к Японии отходила половина острова Сахалин и все Курильские острова.

Рассказ про крейсер аврора для детей

После Русско-японской войны, Аврора попала в разряд ветеранов. Крейсер совершал походы по всему миру выполняя представительские функции. В боях первой мировой войны, корабль также принял участие, но побольшей части как ПВО. Авроровцы сбивали низколетящие малоскоростные самолеты противника в Балтийском море. Осенью 1916 года «Аврора» окончательно вернулась в Кронштадт, а затем перешла для капитального ремонта в Петроград. Тут-то и началась самая интересная часть ее биографии.

Рассказ про крейсер аврора для детей

К 1917 году в революционном Петрограде назревала буря. Узнав о длительной стоянке в неспокойной столице, капитан первого ранга Михаил Никольский ввел жесточайшую дисциплину на судне. Нижних чинов попросту не выпускали на берег, стараясь занять работой. Это сдерживало революционный бунт до середины февраля. В тот злополучный день Петроградские рабочие устроили демонстрацию у причала где стоял Крейсер. Экипаж решил присоединится к бастующим. Сдерживать матросов простые офицеры не стали, да и все равно не смогли бы. Лишь капитан корабля попытался сделать это, за что и поплатился жизнью.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Никольский и старший офицер корабля Огранович пытались остановить толпу приказами, а когда поняли, что их все равно никто не слушает, открыли огонь из табельного оружия. В результате стрельбы двое матросов были легко ранены, а один – Порфирий Осипенко – убит. Рабочие потребовали расправы над командирами крейсера. Капитана и старшего офицера решили отвести в Таврический дворец, где собирали всех, кто пытался противодействовать восстанию. Никольского и Ограновича избили, сорвали погоны и выставили во главе процессии. Обоих при этом заставляли нести красные флаги. Офицеры отказались, за что тут же был убиты. Старшему офицеру воткнули в горло штык, капитану выстрелили в голову.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Знаменитый выстрел в сторону Зимнего дворца. Долгое время считалось, что именно он и послужил сигналом к действию революционеров. Хотя сами авроровцы в том же 17 году писали коллективное письмо в газету Правда, мол выстрел был не отрицаем. Но стреляли дабы предупредить быть бдительными все суда стоящие в акватории Невы. Стреляли холостым зарядом и не в сторону Зимнего. По факту, штурм дворца начался спустя несколько часов. Сигнал к нему был дан залпами орудий Петропавловской крепости, два из которых даже попали в окна дворца. Но, Голос моряков тогда не был услышан, а революционная история приобрела красивую и зрелищную легенду.

Рассказ про крейсер аврора для детей

В начале 40-х годов Аврору должны были списать из действующего флота. Максимальный Срок службы такого судна составлял 25 лет. Авроре было уже 40. Но великая отечественная война помешала этому событию. Часть орудий сняли с крейсера и использовали на других кораблях. Большую часть артиллерии, включая носовую пушку перевезли на рубежу Ленинграда. Там была сформирована Артиллерийская батарея специального назначения, известная как батарея А. К сожалению из 165 человек личного состава батареи за 8 дней ожесточенных боев в живых осталось только 26 матросов. Захвачены и уничтожены были и легендарные орудия с крейсера. Не желаю сдаваться в плен, как минимум одну пушку вместе с собой подорвали сами матросы.

Рассказ про крейсер аврора для детей

В 1942 году войны Матросу Андрею Подлесному исполнилось 65 лет. Несмотря на возраст, он возглавил электроотдел судовой верфи в Волховском районе. Нужно было срочно наладить строительство деревянных барж. Знаменитая дорога жизни через Ладогу исчезала, таяла в весенних лучах солнца. Первые три баржи удалось спустить на воду всего через месяц. На них в блокадный Ленинград доставили еду и медикаменты. Обратно вывозили истощенных голодом женщин и детей. Всего за годы войны, на верфи где работал Подлесный, удалось собрать 99 таких судов и тем самым спасти тысячи мирных жителей осажденного Ленинграда.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Сам же легендарный Крейсер вновь был задействован как ПВО. Остатки команды вели обстрел из 2-х зениток. После того как им удалось сбить один вражеский самолёт, Аврору стали бомбить с особым усилием. За годы войны фашистская снаряды 7 раз попадали в корабль, но потопить Аврору так ин е удалось.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Ровно 70 лет назад в 1948 году крейсер был отправлен на вечную стоянку, внутри Авроры открыли музей. В годовщину событий 17 года Аврору наградили орденом Октябрьской революции. Кстати на нем изображен сам легендарный крейсер.

Рассказ про крейсер аврора для детей

В 1973 году на 96 году жизни скончался матрос Подлесный. Он прожил долгую и полную подвигов жизнь настоящего русского солдата. Незадолго до смерти он посетил Аврору и передал музею свой георгиевский крест полученный им за Цусимскую битву.

Рассказ про крейсер аврора для детей

К 80-м годам на Крейсере побывали миллионы людей включая таких знаменитостей как Юрий Гагарин, принцесса Монако и даже Маргарет Тэтчер.

Рассказ про крейсер аврора для детей

К этому времени нижняя часть корпуса корабля попросту сгнила, из трюма круглосуточно откачивали воду. В 1984 году Аврору отправили на капитальный ремонт. Он обошелся государству в 35 миллионов рублей. На северной верфи крейсер разрезали вдоль ватерлинии, вначале полностью заменили нижнюю часть, затем вынужденно меняли части надводного корпуса. Котлы заменили на макеты. Вобщем по сути на Петроградскую набережную вернулся новодел. От старой Авроры остался кусок машинного отделение, радиорубка из которой передавали воззвание Ленина и корабельная рында.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Куда же дели остатки Авроры? По легенде просто уничтожить остатки корпуса ни у кого не поднялась рука. Нижнюю часть корабля якобы отбуксировали к поселку Вистино на Лужской губе Финского залива. Там в непростые 90-е местные жители распили на металлолом большую часть остатков крейсера. Иллюминаторы украсили туалетные кабинки в близлежащих поселках. Часть корпуса якобы до сих пор лежит практически на побережье. По крайней мере так писали многие журналисты в начале 2000-х. При этом ни одной фотографии тех самых туалетов с иллюминаторами в интернет ни кто не выкладывал. А вот фото и видео ржавеющего корпуса под водой переодически публикуют разные люди. Эти кадры можно увидеть и в моем ролике.

Рассказ про крейсер аврора для детей

В 2009 году во время Петербургского экономического форума на борту крейсера прошла вечеринка. Среди почетных гостей были замечены Набиулина и Матвиенко. На тусовке их развлекал своими песнями Сергей Шнуров, вела мероприятие Тина Канделаки. Это событие вызвало широкий резонанс в обществе, после скандала корабль для подобных празднеств закрыли. Сколько денег было потрачено на сей праздник жизни, история умалчивает.

Рассказ про крейсер аврора для детей

В 2014 году Аврору вновь отбуксировали на капитальный ремонт. В это раз к этому вопросу подошли со всей тщательностью. Полностью заменили электросети, отремонтировали тиковую палубу, мачту и все системы жизнеобеспечения корабля. Был восстановлен исторический облик каюты флагмана, дизайн-проект которой был утверждён главнокомандующим ВМФ России. В кубриках экипажа провели косметический ремонт. Спустя 2 года обновленный корабль вернулся в родную гавань.

Рассказ про крейсер аврора для детей

В этом году на «Авроре», по архивным фотографиям и чертежам, восстановлен православный корабельный храм, упразднённый в далеком 1917 году. В дни церковных праздников здесь проводятся богослужения. В музеи появились новые экспозиции с огромном количеством исторических фотографий. На них запечатлены рядовые матросы и старшие офицеры отдавшие свои жизни ради нашего мирного неба. Тысячи судеб Российских героев теперь навсегда останутся в памяти будущих поколений.

На этом всё, Друзья. Искренне надеюсь, что мой ролик, как и рассказ, вам понравится. Больше 3-х недель ушло у меня на подготовку, поиск архивных фото и редких видеоматериалов. Отдельное спасибо хочу сказать Сергею Воронцову за музыку и виртуозную игру на балалайке. Приятного всем просмотра и легких вам выходных!

P.S. Очередное видео о поиске кладов будет уже в начале следующей недели!)

«Аврора» — российский бронепалубный крейсер I ранга типа «Диана». Принимал участие в Цусимском сражении. Крейсер «Аврора» получил всемирную известность, подав сигнал холостым выстрелом из орудия к началу Октябрьской революции 1917 г. В период Великой Отечественной войны корабль принимал участие в обороне Ленинграда. После окончания войны продолжил службу в качестве учебного судна-блокшива и музея, встав на стоянку на р. Неве в Санкт-Петербурге. За это время «Аврора» стала кораблём-символом российского флота и ныне является объектом культурного наследия России.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Крейсер «Аврора», как и прочие корабли его типа («Диана» и «Паллада»), строился по кораблестроительной программе 1895 г. с целью «уравнения наших морских сил с германскими и с силами прилегающих к Балтике второстепенных государств». Крейсера типа «Диана» стали одними из первых бронепалубных крейсеров России, при разработке проекта которых учитывался, в первую очередь, опыт зарубежных стран. Тем не менее для своего времени (в частности, во время русско-японской войны) корабли этого типа оказались малоэффективны ввиду «отсталости» многих тактико-технических элементов (скорость, вооружение, бронирование).

Про Юнармию:  Сценарий вечера-реквиема, посвященного выводу Советских войск из Афганистана “А память сердце бережет”

Предпосылки к созданию

К началу XX в. внешнеполитическое положение России было довольно сложным: сохранение противоречий с Англией, рост угрозы со стороны развивающейся Германии, усиление позиций Японии. Учёт этих факторов требовал усиления армии и флота, то есть постройки новых кораблей. Изменения в кораблестроительной программе, принятые в 1895 г., предполагали постройку в период с 1896 по 1905 гг. 36 новых кораблей, среди них девять крейсеров, из них два (затем — три) — «карапасных», то есть бронепалубных. Впоследствии эти три бронепалубных крейсера стали типом «Диана».

Основой для разработки тактико-технических элементов (ТТЭ) будущих крейсеров стал созданный С. К. Ратником проект крейсера водоизмещением 6000 тонн, прототипом которого являлись новейший (спущен на воду в 1895 г.) английский крейсер HMS Talbot и французский бронепалубный крейсер D’Entrecasteaux (1896). В начале июня 1896 г. планируемая серия была расширена до трёх кораблей, третий из которых (будущую «Аврору») было предписано заложить в Новом Адмиралтействе. 20 апреля 1896 г. Морской технический комитет (МТК) утвердил технический проект бронепалубного крейсера I ранга.

Постройка и испытания

31 марта 1897 года император Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй» в честь римской богини зари. Это название было выбрано самодержцем из одиннадцати предложенных вариантов наименований. Л. Л. Поленов, однако, считает, что крейсер был назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.

Несмотря на то, что фактически работы по постройке «Авроры» были начаты значительно позднее, чем «Дианы» и «Паллады», официальная закладка крейсеров этого типа состоялась в один день: 23 мая 1897 г. При этом первой в 10 ч. 30 мин. торжественную церемонию провели на «Авроре» в присутствии генерал-адмирала Алексея Александровича. Серебряную закладную табличку закрепили между 60-м и 61-м шпангоутами, и подняли на специально установленных флагштоках флаг и гюйс будущего крейсера.

Крейсера типа «Диана» должны были стать первыми в России серийными крейсерами, но достичь единообразования среди них не удалось: на «Аврору» установили иные, нежели на «Диану» и «Палладу», машины, котлы, рулевые устройства.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Стапельные работы были начаты осенью 1897 г., и они затянулись на три с половиной года (во многом из-за неготовности отдельных элементов корабля). Наконец, 24 мая 1900 г. корпус был спущен на воду в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны. Вслед за этим началась установка главных машин, вспомогательных механизмов, общекорабельных систем, вооружения и прочего оборудования. В 1902 г. впервые на российском флоте «Аврора» получила якоря системы Холла, новинку, которой не успели оснастить остальные два корабля этого типа. Летом 1900 г. крейсер прошёл первые испытания, последние — 14 июня 1903 г.

В непосредственном строительстве крейсера (с момента постройки и до окончания ходовых изменений) участвовали четыре строителя: Э. Р. де Грофе, К. М. Токаревский, Н. И. Пущин и А. А. Баженов.

Общая стоимость постройки «Авроры» оценивается в 6,4 млн рублей.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Корпус «Авроры» имеет три палубы: верхнюю и две внутренних (батарейную и броневую), а также баковую надстройку. На всём периметре броневой палубы, которая называлась жилой, расположена платформа, ещё две ― на оконечностях корабля.

Главные поперечные переборки (ниже броневой палубы) делят внутреннее пространство трюма на тринадцать отсеков. Четыре отсека (носовой, котельных отделений, машинных отделений, кормовой) занимают пространство между броневой и батарейной палубами и обеспечивают непотопляемость корабля.

Наружная стальная обшивка имела длину 6,4 м и толщину до 16 мм и крепилась к набору двумя рядами заклёпок. В подводной части корпуса стальные листы крепились внакрой, в надводной ― встык на подкладных планках. Толщина листов обшивки фальшбортов достигала 3 мм.

Подводная часть корпуса и его надводная часть на 840 мм выше ватерлинии имели миллиметровую медную обшивку, которая, чтобы избежать электрохимической коррозии и обрастания, крепилась на деревянную обшивку из тика, закреплённую на корпусе с помощью бронзовых болтов.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Конструкция бронепалубного крейсера предполагает наличие сплошной карапасной палубы, защищающей все жизненно важные части корабля (машинные, котельные и румпельное отделения, погреба артиллерийского и минного боезапаса, центральный боевой пост, помещения подводных минных аппаратов). Её горизонтальная часть на «Авроре» имеет толщину 38 мм, которая увеличивается до 63,5 мм на скосах к бортам и оконечностям.

Боевая рубка защищена спереди, по бокам и сзади бронелистами толщиной 152 мм, что позволяло защитить её даже с кормовых курсовых углов; сверху ― бронелистом толщиной 51 мм из маломагнитной стали.

Вертикальное бронирование толщиной в 38 мм имеют снарядные элеваторы и приводы управления там, где нет броневой палубы.

Энергетическая установка и ходовые качества

Котельная установка состояла из 24 котлов системы Бельвиля образца 1894 г., которые были расположены в трёх отсеках (носовом, кормовом и среднем котельном). По бортам крейсера были проложены трубы магистрали главного паропровода к главным паровым машинам. Вспомогательных котлов «Аврора», как и прочие корабли типа, не имела. Ввиду этого подача пара к вспомогательным механизмам осуществлялась через паропровод от главных котлов.

Над всеми тремя котельными отделениями стояла дымовая труба высотой 27,4 м. Для обеспечения работы котлов в корабельных цистернах содержалось 332 т пресной воды (для нужд экипажа ― 135 т), которая могла быть пополнена с помощью опреснительных установок системы круга, суммарная производительность которых доходила до 60 т воды в сутки.

Для размещения угля на «Авроре» имелись 24 угольные ямы, расположенных в межбортовом пространстве у котельных отделений, а также 8 угольных ям запасного топлива, находившихся между броневой и батарейной палубами на протяжении машинных отделений. Эти 32 ямы могли вмещать до 965 т угля; нормальным запасом топлива считались 800 т угля. Полного запаса угля могло хватить на 4000 миль плавания со скоростью 10 узлов.

Главными двигателями являлись три паровых машины тройного расширения (суммарная мощность ― 11600 л.с.). Они должны были быть способны обеспечить 20-узловую скорость (в ходе испытаний «Аврора» достигла максимальной скорости в 19,2 уз, что в целом превысило максимальную скорость «Дианы» и «Паллады» на испытаниях). Конденсация отработанного пара осуществлялась тремя холодильниками; имелся также конденсатор пара вспомогательных машин и механизмов.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Экипаж и обитаемость

Жилые помещения рассчитывались на 570 человек экипажа и на размещения флагмана соединения с его штабом. Нижние чины спали на подвесных койках, расположенных в носовой части корабля. 10 кондукторов спали в пяти двухместных каютах на броневой палубе, офицеры и адмиралы — в помещениях между носовой и средней дымовыми трубами. Запас продовольствия был рассчитан на два месяца.

Артиллерийское вооружение «Авроры» составляли восемь 152-мм с длиной ствола 45 калибров орудий системы Канэ, размещённых по одной на полубаке и юте и шесть на верхней палубе (по три с каждого борта). Максимальная дальность стрельбы орудия до 9800 м, скорострельность — 5 выстрелов в минуту при механической подаче снарядов и 2 выстрела — при ручной. Общий боезапас состоял из 1414 выстрелов. Снаряды по своему действию делились на бронебойные, фугасные и шрапнельные.

На верхней и батарейной палубах были установлены двадцать четыре 75-мм с длиной ствола 50 калибров орудий системы Канэ на вертикальных станках системы Меллера. Дальность стрельбы — до 7000 м, скорострельность — 10 выстрелов в минуту при механической подаче и 4 — при ручной. Их боекомплект насчитывал бронебойных 6240 патронов. На марсе и мостиках установлены 8 одиночных 37-мм орудия Гочкиса и две десантных 63,5-мм пушки системы Барановского. Для этих орудий соответственно имелось 3600 и 1440 патронов.

Минные боевые средства включали в себя один надводный выдвижной торпедный аппарат, выстреливавший торпеды через яблоко форштевня, и два подводных траверзных щитовых аппарата, установленных побортно. Стрельба торпедами Уайтхеда производилась сжатым воздухом при скорости корабля до 17 уз. Наводка торпедных аппаратов производилась при помощи трёх прицелов (по одному для каждого аппарата), расположенных в боевой рубке. Боезапас составлял восемь торпед калибром 381 мм и дальностью хода 1500 м. Две из них хранились у носового аппарата, ещё шесть — в отделении подводных аппаратов.

В минное вооружение включались также 35 сфероконических мин заграждения, которые могли быть установлены с плотиков или шлюпок и катеров корабля. По бортам «Авроры» вывешивались на специальных трубчатых шестах противоминные сети заграждения, если крейсер находился на якоре на открытом рейде.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Внешняя связь корабля обеспечивалась сигнальными флагами, а также (реже) «боевыми фонарями Манжена» — прожекторами с диаметром зеркала 75 см. Основным назначением последних было освещение в тёмное время вражеских миноносцев. «Аврора» имела на вооружении шесть прожекторов. Для ночной дальней зрительной сигнализации на крейсере имелись два комплекта огней системы полковника В. В. Табулевича. Это новое для того времени средство состояло из двух фонарей красного и белого цветов. Для усиления силы света огней применялся специальный горючий порошок, позволявший при благоприятных метеорологических условиях видеть огни на расстоянии до 10 миль. Сигнализация осуществлялась передачей цифр по азбуке Морзе: точка обозначалась вспышкой белого фонаря, а тире — красного.

Наблюдение осуществлялось с помощью зрительных труб и биноклей.

Система управления артиллерийским огнем крейсера позволяла артиллерийскому офицеру управлять всей артиллерией корабля и каждым орудием в отдельности. Дистанция до цели измерялась с помощью закупленного в Англии дальномера системы Барра и Струда.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Первый выход в море

Затянувшиеся ходовые испытания позволили «Авроре» совершить свой первый выход в море лишь 25 сентября 1903 г. Крейсер был направлен на Дальний Восток по маршруту Портленд — Алжир — Специя — Бизерта — Пирей — Порт-Саид — порт Суэц. Достигнув Джибути в конце января 1904 г. соединение контр-адмирала А. А. Вирениуса узнало о начале войны с Японией и отправилось назад, на Балтику, куда прибыло к апрелю 1904 г.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Служба во время русско-японской войны

Военная ситуация для России складывалась неблагоприятно, и русское командование приняло решение о формировании Второй Тихоокеанской эскадры, которой предстояло пройти через три океана и изменить ситуацию на морском театре военных действий.

На «Авроре» были проведены работы по устранению технических недостатков и усилению средств вооружения. Новым командиром «Авроры» стал капитан 1-го ранга Евгений Егорьев.

2 октября 1904 года Вторая Тихоокеанская эскадра четырьмя отдельными эшелонами вышла из Либавы для следования на Дальний Восток. «Аврора» возглавила третий эшелон кораблей в составе миноносцев «Безупречный» и «Бодрый», ледокола «Ермак», транспортов «Анадырь», «Камчатка» и «Малайя». 7 октября русские корабли были разделены на небольшие отряды. «Аврора» попала в 4-й отряд под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и должна была двигаться вместе с крейсером «Дмитрий Донской» и транспортом «Камчатка».

Напряжение, царившее на русских судах, привело к тому, что в Северном море, у берегов Великобритании, русская эскадра приняла рыболовецкие корабли за вражеские миноносцы. В поднявшемся хаосе русские моряки обстреляли не только рыбаков, но и друг друга.

В результате такого «дружеского огня» «Аврора» получила повреждения, а судовой священник отец Анастасий был смертельно ранен.

Рекордсмены по погрузке угля

Дальнейший поход проходил достаточно спокойно. Команда на «Авроре» подобралась сплочённая, чему немало способствовал её командир.

Старший судовой врач Кравченко писал в своём дневнике: «Первое впечатление от «Авроры» самое благоприятное. Команда весёлая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания. Всё это отрадно видеть. На первых же порах меня поразило обилие угля. Много его на верхней палубе, а в батарейной палубе ещё больше; три четверти кают-компании завалены им. Духота поэтому нестерпимая, но офицерство и не думает унывать и не только не жалуется на неудобства, а напротив, с гордостью сообщает мне, что до сих пор их крейсер по погрузке был первым, брал первые премии и вообще на очень хорошем счету у адмирала».

Досуг на «Авроре» обеспечивала самодеятельная театральная труппа из моряков и офицеров, чьи постановки высоко ценили и моряки с других кораблей.

Экипаж «Авроры» был очень силён и в вопросе погрузки угля. Так, 3 ноября на «Аврору» в условиях нестерпимой жары погрузили 1300 тонн угля с темпом 71 тонна в час, что было лучшим результатом на всей эскадре. А в последних числах декабря 1904 года при новой загрузке топлива моряки «Авроры» побили свой же рекорд, показав результат 84,8 тонны угля в час.

Капитан «Авроры» погиб одним из первых

1 мая 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра после некоторой реорганизации и кратких приготовлений оставила берега Аннама и направилась во Владивосток. «Аврора» заняла своё место с правой наружной стороны колонны транспортов в кильватер крейсеру «Олег». 10 мая при полном штиле состоялась последняя угольная погрузка, уголь принимался с расчётом иметь ко входу в Корейский пролив запас, которого должно было хватить до Владивостока. Вскоре после отделения транспортов крейсера «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» вместе с третьим броненосным отрядом составили левую кильватерную колонну.

В ночь на 14 мая 1905 года русская эскадра вошла в Корейский пролив, где её уже ждали японские корабли.

Для «Авроры» Цусимское сражение началось с перестрелки с японскими кораблями в 11:14. В начале боя «Аврора» поддержала огнём крейсер «Владимир Мономах», который вёл перестрелку с японским крейсером-разведчиком «Идзуми», заставив последний отойти.

Про Юнармию:  КВН – жив! 29. Сборная команда КВН Санкт-Петербурга. "В этом году правительство Голландии на борьбу

С появлением третьего и четвёртого японских отрядов, которые предприняли атаку на русские транспорты, «Аврора», прикрывавшая транспортные суда, оказалась под мощным огнём противника. Крейсер получил первые повреждения.

Но по-настоящему тяжело экипажу «Авроры» пришлось около трёх часов дня, когда японские корабли сумели подойти на близкое расстояние и поставить русские крейсеры под перекрёстный огонь. Повреждения следовали одно за другим, в результате одного из попаданий начался пожар в опасной близости от бомбового погреба, чреватый взрывом боезапаса. Лишь благодаря самоотверженности моряков «Авроры» катастрофу удалось предотвратить.

В 15:12 75-миллиметровый снаряд попал в трап переднего мостика. Его осколки и обломки трапа попали через смотровую щель в рубку и, отразившись от её купола, разлетелись в разные стороны, ранив всех находившихся в рубке. Командир «Авроры», капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев, получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался. Командование кораблём принял один из старших офицеров.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Экипаж не уронил честь флага

Спустя двадцать минут «Аврора» с трудом увернулась от вражеской торпеды. Попадание 203-милиметрового японского снаряда привело к пробоинам, в результате которых было затоплено отделение носового торпедного аппарата.

Несмотря на потери и повреждения, «Аврора» продолжала вести бой. Осколками шесть раз сбивало флаг корабля, но русские моряки снова водружали его на место.

Около половины пятого вечера русские крейсеры оказались прикрытыми от огня японцев колонной русских броненосцев, что дало экипажу «Авроры» время отдышаться.

Окончательно артиллерийский бой завершился около семи вечера. Поражение русской эскадры было очевидным. Уцелевшие корабли не сохранили общий строй и управление, оставшаяся в строю часть эскадры уходила с места сражения, в буквальном смысле кто куда.

К вечеру 14 мая на «Авроре» погибли её командир Евгений Егорьев, а также девять матросов. Ещё пять матросов скончались от ран. Ранения получили 8 офицеров и 74 нижних чина.

К десяти вечера крейсерский отряд адмирала Энквиста насчитывал три корабля — помимо «Авроры», это были «Олег» и «Жемчуг». В темноте японские миноносцы пытались атаковать русские суда, и «Авроре» за ночь с 14 на 15 мая пришлось более десяти раз уклоняться от японских торпед.

Адмирал Энквист несколько раз попытался повернуть крейсеры на Владивосток, но путь преграждали японцы, а в возможность прорыва флотоводец уже не верил.

Чем дольше продолжалось вынужденное пребывание в Маниле, тем сильнее падала дисциплина на «Авроре». Новости о революционных волнениях в России вызвали брожение среди низших чинов, которое офицерам с трудом, но всё-таки удалось успокоить.

Гордость русских моряков. За спуск Андреевского флага лишали потомства 10 октября 1905 года, после окончательного утверждения сторонами русско-японского договора, официальный Вашингтон снял все ограничения на действия русских кораблей.

Утром 15 октября «Аврора» в составе отряда кораблей, которым было предписано вернуться на Балтику, взяла курс на Россию.

Обратный переход был также длительным. Новый 1906 год «Аврора» встретила в Красном море, где получила приказ следовать в Россию самостоятельно. При этом на её борт перешли 83 моряка с крейсера «Олег», подлежавших демобилизации.

В начале февраля 1906 года, во время стоянки во французском Шербуре, произошёл инцидент, пророчески указавший на будущую славу «Авроры» как корабля революции. Французская полиция получила информацию, что экипаж судна закупил партию револьверов для революционеров в России. Обыск на «Авроре», однако, никаких результатов не дал, и крейсер продолжил путь домой.

19 февраля 1906 года «Аврора» бросила якорь в порту Либавы, завершив самый длительный в своей истории военный поход, продлившийся 458 дней.

10 марта 1906 года, после увольнения всех матросов, подлежащих демобилизации, в экипаже крейсера осталось чуть более 150 человек. «Аврора» была переведена в резерв флота.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Служба во время Первой мировой войны. Революция 1917 г.

В июле 1914 г. накопившийся узел противоречий между странами двух блоков — Антанты и Германии с её союзниками — разорвался, и началась Первая мировая война. В середине августа почти после десятилетнего перерыва «Аврора» была включена в состав боевых кораблей, её зачислили во 2-ую бригаду крейсеров.

Лишь во время кампании 1916 г. «Авроре» довелось принять участие непосредственно в боевых действиях. В это время крейсер состоял в распоряжении командования Морского корпуса, где на ней сдавали экзамены по управлению кораблем. За этот год 75-мм орудия крейсера были переоборудованы таким образом, чтобы иметь возможность вести огонь по низколетящим малоскоростным самолётам, чего хватало для успешной стрельбы по самолётам времён Первой мировой войны. Так, находясь в Рижском заливе «Аврора» успешно отражала атаки с воздуха.

Но на корабле требовалось провести ремонт, почему 6 сентября 1916 г. «Аврора» прибыла в Кронштадт. В сентябре её перевели в Петроград к достроечной стенке Адмиралтейского завода. За время ремонта было заменено второе дно в районе МКО, получил новые котлы и отремонтированные паровые машины. Было подвергнуто модернизации и вооружение крейсера: был увеличен наибольший угол возвышения 152-мм орудий и соответственно максимальная дальность стрельбы; подготовлены места для установки трёх 76,2-мм зенитных орудий системы Ф. Ф. Лендера, которые, однако, установили лишь в 1923 г.

27 февраля 1917 г. на Адмиралтейском и Франко-Русском заводах, силами которых производился ремонт, началась забастовка. Командир «Авроры» М. И. Никольский, желая предотвратить бунт на корабле, открыл по попытавшимся сойти на берег матросам огонь из револьвера, за что в итоге был застрелен восставшей командой. С этого момента командиры корабля избирались судовым комитетом.

С 24 октября 1917 г. «Аврора» принимала участие непосредственно в революционных событиях: по приказу Временного революционного комитета (ВРК) в этот день крейсер поднялся вверх по течению Большой Невы от достроечной стенки завода к разведенному юнкерами Николаевскому мосту, заставив последних его оставить. Затем электрики «Авроры» свели проёмы моста, тем самым соединив Васильевский остров с центром города. На следующий день все стратегические объекты города находились в руках большевиков. По договорённости с секретарём ВРК В. А. Антоновым-Овсеенко «Аврора» «незадолго до начала приступа Зимнего дворца по сигнальному выстрелу Петропавловки даст пару холостых выстрелов из шестидюймовки». В 21 ч. 40 мин. выстрел орудия Петропавловской крепости последовал, и спустя пять минут «Аврора» произвела один холостой выстрел из носового 152-мм орудия, сделавший её знаменитой. Однако штурм Зимнего дворца с эти выстрелом напрямую никак не связан, так как начался позже.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Служба в Великую Отечественную войну

По мнению некоторых исследователей, в 1941 г. «Аврору» планировали исключить из состава флота, однако этому помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Когда создалась угроза выхода немецких войск к Ленинграду, крейсер был немедленно включён в систему противовоздушной обороны Кронштадта. Ещё в июне 1941 г. курсанты «Авроры» ушли на фронт, затем началось постепенное сокращение экипажа крейсера (к началу войны — 260 чел.), который распределяли на действующие корабли Балтийского флота либо на фронт.

К началу войны «Аврора» имела десять 130-мм орудий, четырёх 76,2-мм зенитных орудий, трёх 45-мм пушек, одного пулемёта «Максим». С июля 1941 г. с «Авроры» начали демонтировать её артиллерийское вооружение и использовать его либо на других кораблях (например, на канонерках Чудской военной флотилии), либо использовать в составе сухопутных батарей. 9 июля 1941 г. из 9 130-мм орудий крейсера сформировали артиллерийскую батарею специального назначения. Из изысканных в арсеналах Ленинграда и Кронштадта орудий вскоре сформировали и 2-ую батарею, и обе были переданы 42-ой армии Ленинградского фронта. В истории обороны Ленинграда они известны как батарея «А» («Аврора») и батарея «Б» («Балтиец» / «Большевик»). Из собственно экипажа «Авроры» в личном составе батареи «А» было лишь малое количество. По наступающему врагу батарея «А» впервые открыла огонь 6 сентября 1941 г. Затем в течение недели батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. К исходу восьмого дня боёв из 165 человек личного состава вышли к своим только 26.

Сам же крейсер «Аврора» принял участие в боевых действиях под Ленинградом 8 сентября 1941 г. Оставшемуся на корабле экипажу приходилось отражать налёты немецкой авиации, и 16 сентября, по свидетельствам очевидцев, зенитчикам «Авроры» удалось сбить один вражеский самолёт. При этом «Аврора» постоянно находилась под артиллерийским обстрелом, который время от времени вели немецкие батареи вплоть до окончательного снятия блокады Ленинграда.

Так о скромном, но всё же значимом участии «Авроры» в обороне Ленинграда высказался нарком ВМФ СССР Н. Г. Кузнецов:

« Крейсер «Аврора» не представлял серьёзной боевой ценности, но нёс посильную службу все годы войны. На долю отдельных кораблей выпадает долголетняя служба, даже и после того, как они «потеряли» первоначальные боевые качества. Таков крейсер «Аврора».

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Корабль-музей и объект культурного наследия РФ

Окончательная канонизация «Авроры», превращение её в корабль-символ произошло в 1967 г., когда в честь 50-летнего юбилея революции 1917 г. «Аврора» вновь произвела холостой выстрел из бакового 152-мм орудия ровно в 21 ч. 45 мин. В феврале 1968 г. крейсер был награждён вторым по значимости в стране орденом — Октябрьской революции. Так, «Аврора», однажды став первым орденоносным кораблём, стала и первым дважды орденоносным кораблём в истории советского ВМФ.

К концу 1970-х годов корпус «Авроры» пришёл в аварийное состояние. Требовался ремонт-реконструкция. После выработки предложений специально созданной комиссии ремонт начался в августе 1984 г. и продолжался до августа 1987 г. «Реставрация» «Авроры» обошлась примерно в 35 млн рублей.

26 июля 1992 г. на «Авроре» был вновь поднят Андреевский флаг, а корабль нёс службу уже в составе российского ВМФ. 1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея. Военный экипаж крейсера переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала. При этом «Аврора» сохранила статус военного корабля.

21 сентября 2014 г. «Аврора» была отбуксирована в ремонтный док Кронштадтского морского завода Минобороны РФ для капитального ремонта.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 1
Достопримечательности
Санкт- Петербурга. Крейсер «Аврора». Подготовила ученица 2 А классаМБОУ Гимназия №3

знаменитом символе Санкт-Петербурга, как крейсер «Аврора», который находится в исторической части города на Неве. На данный момент он представляет собой крупнейший музей северной столицы России.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 3
Крейсер 1-го ранга Балтийского флота «Аврора»

известен своей ролью в Великой Октябрьской социалистической революции, поэтому он привлекает огромное число туристов, приезжающих в Санкт-Петербург.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 4
На строительство крейсера ушло 6

лет. Его спустили на воду 11 мая 1900 года. Он относился к типу бронепалубных крейсеров  «Диана». Корабли такого типа были названы в честь древнеримских богинь и, одновременно, в честь парусных фрегатов, ранее входивших в состав Русского флота. Будущий «корабль революции» получил имя «Аврора» от последнего русского императора Николая Второго.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 5
В чем же историческая

ценность крейсера «Аврора»? Он прославился тем, что с его борта 25 октября 1917 года был произведен выстрел из пушки, который являлся сигналом для штурма Зимнего дворца. Интересно, то, что этот корабль был построен по приказу царя Николая II, через 17 лет с корабля был дан холостой выстрел, который возвестил о начале свержения царской власти.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 6

Великую Отечественную войну крейсер «Аврора» встретил в порту Ораниенбаума (ныне юго-западная часть Санкт-Петербурга). В боях сам крейсер почти не участвовал, кроме отражения налетов вражеской авиации. На корабле оставалась небольшая часть экипажа, остальные моряки, сняв с крейсера большинство орудий, громили врага на подступах к Ленинграду.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 7
В

1948 году отремонтированный крейсер «Аврора» был поставлен на якоря у Петроградской набережной. До 1956 года он использовался как учебный корабль Ленинградского Нахимовского училища.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 8
Музей на базе крейсера

был создан примерно в 1950 году, а сейчас это крупный и известный музей города. Для посетителей открыты только верхняя палуба и полубак с орудием и другие помещения корабельного музея. Несмотря на то, что здесь располагается музей, крейсер остается действующим кораблем.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 9
Уже 110 лет крейсер «Аврора»

находится в строю. После того, как он стал музеем, крейсер посетили десятки миллионов человек, чтобы прикоснуться к живой истории славного российского военно-морского флота. Не даром же говорят, что на борту «Авроры» оживает история.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 10
Спасибо за внимание!

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 1
Крейсер «аврора»

Рассказ про крейсер аврора для детей

Развитие интереса младших школьников к кораблестроению и военно-морскому

флоту, что в будущем будет влиять на систему их ценностей, воспитание патриотических чувств, а также поможет сделать службу во флоте престижной.

Цель нашего исследования заключается в том, чтобы понять чем же является крейсер «Аврора» обычным кораблем или символом эпохи. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:- Изучить историю создания крейсера- Выяснить какое отношение он имеет к событиям Октябрьской революции- Изучить боевой путь крейсера- Создать модель крейсера «Аврора»- Провести исследование среди учеников начальной школы на предмет знания нашей темы.

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 11

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 12

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 13

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 14

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 15

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 16

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 17

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 18

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 19
1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 20
Макет»Аврора»

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 21

Рассказ про крейсер аврора для детей

Слайд 22

Рассказ про крейсер аврора для детей

Оцените статью
ЮнАрмия