Москва злой город

Москва злой город ЮнАрмия
Страна:
Россия
Жанр:
Боевик, Исторический, Драма
Режиссер:
Рустам Мосафир
Продолжительность:
1 час 50 минут
Москва злой город

Кинопремьеры недели: «Три мушкетёра: Д’Артаньян», «Мое прекрасное несчастье», «Бюро магических услуг» и «Наводнение»

Москва злой город

Онлайн-премьеры недели: «Грызня», «Сансара», «Мерзлая земля», «Истребитель демонов»

Москва злой город

Тьма над Готэмом: три новых мультфильма про Бэтмена, Супермена и их суперсыновей

Москва злой город
Москва злой город

захватывающих американских фильмов про Россию 1990-х

Москва злой город

Сериал «Король и Шут»: панк или пропал

Москва злой город

«Оскар-2023»: формула успеха «Всё везде и сразу» и другие уроки Академии

Москва злой город

До «Капитана Волконогова» был «Чекист»: сравниваем два отличных фильма про красный террор

Фильм Злой город

Беглый экс-депутат Вороненков назвал Москву злым городом

Бывший депутат Госдумы Денис Вороненков в интервью МК заявил, что ему нравится на Украине и он всегда при первой возможности старался держаться подальше от Москвы.

Корреспондент издания задал экс-депутату вопрос о том, как его и супругу приняли на Украине.

Вороненкова в России обвиняют в организации рейдерского захвата в 2011 году здания в центре Москвы стоимостью пять миллионов долларов. Следственный комитет России объявил его в федеральный розыск.

Москва злой город

Лучший вид на этот город

Почему москвичи такие злые

На Московском урбанистическом форуме на площадке Политехнического музея выступил социальный психолог Александр Рикель. Он попытался ответить на вопрос, почему в Москве все такие злые. «Город» сходил на лекцию и записал самое главное.

Мы не привыкли жить в больших городах

Первая причина того, что люди в мегаполисах такие злые, кроется в том, что мы просто не привыкли жить в больших городах. Вы можете мне возразить и сказать, что вы родились и выросли в Москве и родители ваши здесь родились, а у кого-то и бабушка с дедом. Это меня никак не убедит: тысячи и десятки тысяч лет мы существовали в совершенно других условиях. Мы жили в те времена, когда на расстоянии десяти вытянутых рук не было ни одного человека. К нам близко подходили только те люди, которых мы хотели видеть рядом. Сейчас мы вынуждены жить в других условиях, но генетическую память не обманешь: наши предки жили в более свободной обстановке.

Мы не хотим ничего решать

Всю историю человечество жило общинами и деревнями. Люди знали всех вокруг. Мы знали, чем заниматься, как жить, на ком жениться, кем работать, как одеваться, что есть и какую музыку слушать. Человек в XVII веке не смог бы ответить на вопрос «Кем ты будешь работать?». У людей тех времен все было предопределено, и они не задавались такими вопросами. Современный человек каждый день сталкивается с выбором, что подвергает его стрессу: от того, что съесть на завтрак, до того, кем работать после института.

Мы не любим тех, кто не похож на нас

Переехав в город, мы оказались в котле непохожих на нас людей. Этот котел провоцирует сразу две вещи. Одни хотят становиться такими же, как и все, и не выделяться из толпы: одеваться по моде, работать на модных работах, исповедовать модные взгляды — словом, не мешать другим жить и оставаться максимально незаметными. Другие же люди желают быть максимально непохожими на остальных. Одним из примеров непохожих людей можно считать бомжей: многие психологи уверены, что к бродяжничеству человек приходит осознанно, это его личный выбор. Пассажир метро, который громко слушает музыку, абсолютно такой же в этом смысле. Ваши соседи, которые ставят Стаса Михайлова в два часа ночи, люди с вызывающими странными татуировками — все эти люди не похожи на нас.

Представьте, что в деревне какой-то человек объявил, что ему нравятся люди его пола (а в деревнях, безусловно, есть гомосексуалисты). Я говорю не о биологической составляющей, а о психологической самопрезентации. Такому человеку будет трудно существовать в деревне, он сразу станет изгоем. В Москве или любом другом большом городе жить изгоем гораздо проще и приятней, потому что здесь достаточно легко найти таких же, как и ты. Непохожие на всех остальных люди объединяются в группы. Они выходят за нормы, которые мы для себя придумали сами, они для нас непривычны и автоматически являются раздражителями. В городе встречать непохожих на себя гораздо проще, чем в деревне, собственно, и злимся мы на них здесь чаще. 

Мы глупеем в толпе

Как так происходит, что большое количество народа становится единым организмом? Психологи доказали, что в толпе у человека заметно снижается рациональное мышление и вместо него повышается эмоциональное. Из-за таких механизмов и происходят, например, уличные беспорядки. Вот почему стражи порядка в таких ситуациях пытаются разбить толпу на маленькие группы. Одним из самых ярких примеров бессознательного поведения толпы можно считать беспорядки в центре Москвы в 2002 году, когда российская сборная по футболку проиграла матч команде Японии. Тогда тысячи фанатов пошли по Тверской громить витрины и — что главное — переворачивать автомобили. Интересный факт в том, что в перерывах между таймами болельщикам показывали рекламу, где мужчина бил свой автомобиль. Вероятно, этот паттерн отложился в головах у фанатов, поэтому после матча они стали действовать именно таким образом.

Мы защищаем свое личное пространство 

Это самая банальная причина. У людей существуют различные зоны общения. Есть личная, куда мы допускаем только тех, кто нам приятен: симпатичных людей противоположного пола, друзей, родных. Есть социальные дистанции, на которых мы общаемся с малознакомыми людьми. Вы вряд ли подойдете к незнакомому человеку посреди чистого поля и прижметесь к нему вплотную. А теперь вспомните, как вы ехали на работу в метро. Я сомневаюсь, что люди, окружающие вас в семь или восемь утра в вагоне метро, — те, кого бы вы хотели видеть рядом. Каждый день мы вынуждены терпеть это нарушение личного пространства.

Обратите внимание, что во всех крупных, перенаселенных городах общественный транспорт неэффективен. Гораздо проще пересадить с личных авто на автобусы или метро людей в небольшом городе, где нет такой давки по утрам. Все густонаселенные города вроде Москвы очень неохотно отказываются от автомобилей. В средненаселенных, будь то Берлин или Брюссель, люди пользуются общественным транспортом больше. В Москве же человеку важно, что даже если он будет добираться до пункта назначения в два раза дольше, то делать это он будет хотя бы в комфортных условиях — в своей капсуле, где никто не нарушает его личной зоны.

Портрет явления: Почему в Москве все злые?

15 января 2015 14:58

«Комсомолка» попыталась с помощью специалистов разобраться с одним из самых известных стереотипов о столице - о её "недобрых" жителях

Сами москвичи такого о себе никогда, конечно же, не скажут. Но вот от заезжих гостей частенько можно услышать, что, мол, едешь в метро, а вокруг все хмурые. Идешь по улице, та же картина.

Социальный психолог, кандидат психологических наук Александр Рикель считает, что описываемая картинка реальна. Но только вины горожан тут никакой нет. Чистая психология.

— Одна из причин — генетическая память, — уверен Рикель. — Дело в том, что исторически люди не привыкли жить в таком плотном социуме на таком ограниченном пространстве. До 19-го века большинство населения жило в условиях — вот твоя деревня, вот бескрайние поля-луга-леса. Да и людей было мало. И в нас такое ощущение свободы до сих пор сидит. Поэтому попадая в густонаселенный город, человек оказывается в постоянном состоянии стресса. И ничего удивительного в этом нет. Уверяю вас, что эта «злость» — это отличительная черта не только Москвы, но и любых других мегаполисов мира.

— Странная, на мой взгляд, причина. Можно еще понять, если человек приезжает в Москву из глухого села. Ну а люди, живущие в городе на протяжении многих поколений?

— Города как крупные формации стали создаваться только в 19 веке. Понятно, что они были и раньше, но приток новых людей в города – это последние два-три века. При этом абсолютное большинство москвичей в лучшем случае могут похвастаться тем, что у них сюда бабушки-дедушки когда-то приехали. Ну ведь мало кто может сказать: «Наша семья – москвичи с 18 века». Сотни лет, которые человек жил в совершенно иных условиях, а наша сегодняшняя реальность – это совсем другое. Мы, конечно, к ней по мере сил адаптируемся.

ЭТО НЕ ПРОБКА, ЭТО ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО!

По мнению Александра Рикеля, у излишней раздраженности жителей российской столицы есть еще несколько объективных причин. Например, почти неограниченная свобода выбора, которую дает крупный город.

— С одной стороны, свобода нами принимается как благо. Если у тебя есть возможность выбрать, какое молоко пить, на ком жениться, какую профессию выбрать – это же хорошо? С другой стороны, уже в 20 веке психологи начали замечать, что человек устает от необходимости все время выбирать. Несколько десятков лет назад человек точно знал: он купит эти джинсы, потому что это модно и без вариантов. То теперь он приходит в магазин, а там пятьдесят фасонов джинсов, и он уже не понимает, какие же ему на самом деле нужны. И так – во всех сферах.

— Мне, не автомобилисту, всегда кажется странным вот еще какое поведение некоторых жителей города. Случилась, скажем, очередная непогода, город заносит снегом так быстро, что спецтехника не успевает расчищать дороги. Казалось бы – оставь машину у дома, добирайся на работу в метро, в автобусе. Но многие москвичи назло врагу садятся в персональное авто и героически стоят в заторе. Вокруг – тысячи таких же упертых. А поехали бы общественным транспортом, глядишь и город бы поехал.

— Тут тоже все логично, — считает социальный психолог. – В плотно населенном городе человеку не хватает личного пространства. А закрытый от всех салон автомобиля – это как раз оно. Да, ты стоишь в пробке, но машина — это твое пространство, в которое ты хочешь пускать только хорошо знакомых тебе людей. А, например, в вагоне метро в твоей зоне постоянно возникают посторонние, это тоже вызывает стресс. То же самое в Нью-Йорке, где центральная часть города в дневные часы тоже стоит в пробке. Там ведь городские власти тоже пытаются пересадить людей на общественный транспорт, а они все равно ездят на машинах и стоят в пробках.

ЧЕМ ЛЕЧИТСЯ СТРЕСС?

— А может, стресс этот можно «вылечить»? Рублем, например. Платную парковку ввели — центр Москвы стал свободнее.

— Как и в любом нормальном обществе, среди москвичей есть меньшинство, которое никогда и ни при каких условиях не пересядут из авто в метро или автобусы. Есть те, которые сделают это довольно легко и без лишнего стресса. А есть те, кто считает общественный транспорт некомфортным (там холодно-жарко, кошелек могут украсть и т.д.). Но стоит их пересадить на новый троллейбус или автобус, стереотипы разрушаются. Дабы более эффективно развивать общественный транспорт, нужно выяснить, какие факторы вызывают у большинства автомобилистов стресс и просто постараться их решить.

«Темп большого города задают именно приезжие»

Про Юнармию:  Выставка снеговиков и выставок новогодних поделки " Парады снега" статья (младшая группа)

— Я не согласен, что виной «московской злости» генетическая память людей о жизни в деревне. Откуда ей взяться у людей, которые в течение нескольких поколений живут в больших городах? — говорит социальный психолог Алексей Газарян. – И я бы не стал говорить, что люди в Москве злые. Есть другие более точные слова – напряженные, раздраженные. Но это не злость. Просто темп жизни в Москве намного интенсивней, чем в других городах России. Это переносится и на человеческие эмоции. Кстати, на мой взгляд, этот темп, этот тон задают именно приезжие. Коренные москвичи более спокойны. И тут все логично. У них с рождения решен вопрос жилья, рядом много родственников, знакомых. То есть, создана устойчивая социальная сеть. А людям, которые приезжают в Москву строить новую жизнь или просто заработать, все это приходится создавать с нуля. Поэтому и живут они с бОльшим аппетитом, с бОльшим азартом.

МОСКВА В ЦИФРАХ

С 2010 по 2014 годы для повышения комфортности проживания в столице:

— открыто 26,15 км новых линий и 13 новых станций метро. При этом начато строительство еще 76,6 км линий и 40 станций, которые появятся в 2014 — 2017 годах;

— закуплено свыше 4,2 тыс. современных низкопольных автобусов (экологического класса Евро-4 и выше) и троллейбусов. В ближайшее время появятся также 120 трамваев нового поколения. Общественный наземный транспорт уже обновлен на 2/3;

— более 100 парков приведены в порядок. Сейчас во всех столичных парках отдыхает до 35 млн. человек в год. Это в 3,5 раза больше, чем четыре года назад;

— более 100 км пешеходных зон и маршрутов открылись в центре и во всех округах. Плюс 108 новых «народных парков» в жилых кварталах;

— на более чем 1000 улиц, в основном в центре города, появились платные парковки. При этом по выходным и в праздничные дни машину можно оставить здесь бесплатно. По данным экспертов МАДИ, в итоге пропускная способность улиц выросла на 12 %, а число въезжающих в центр столицы машин сократилось на 25 %.

Подготовила Светлана ВОЛКОВА.

В Москве много людей. И все вежливые

Я приехала в начале декабря с тяжелым чемоданом, сумкой, ноутбуком и сумочкой. Все эти предметы в руках не помещались. Из аэропорта двигалась на аэроэкспрессе, а за окном в три часа уже смеркается, и вообще все серое и тусклое. Небо низкое, земля грязная. Большие буквы «Москва» на Киевском обозначили — вот оно, прибыли. Чемоданы мне было проще бросить, чем тащить, но вернуться сложнее, чем двигаться вперед. А потом ко мне начали притягиваться хорошие люди и события. И хорошая Москва. Вообще, она ни хорошая, ни плохая. Она разная. И у каждого своя (подробности)

Слушатели Радио «Комсомольская правда» рассказали, что думают о москвичах:

Портрет явления: Почему в Москве все злые?

https://youtube.com/watch?v=-skkopQ2GPg%3Fautohide%3D1%26version%3D3

В эфире Радио «Комсомольская правда» мы попытались с помощью специалистов разобраться с одним из самых известных стереотипов о столице

9 января 2014 1:00

До массовых беспорядков на Манежной площади в декабре 2010 года россияне и предположить не могли, что в обществе накопилось столько агрессии.

О том, что с нами произошло и почему, мы решили спросить у заведующего отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН профессора Сергея Ениколопова.

Догнать и перегнать Америку

— Вы тоже, как и все, в шоке, Сергей Николаевич?

— Нет, потому что я этой темой занимаюсь больше 40 лет. То есть я с начала 70-х анализирую насилие, его рост или падение. И вот что вам скажу — в вопросах агрессии мы с 1981 года не постоянно идем вверх. Все плавно меняется — то подъемы, то спады. В 1981 году нам тоже казалось, что все плохо, потому что было зафиксировано примерно 25 тысяч убийств в год — примерно столько же, как и в США, но там и людей было на 50 миллионов больше. Потом вдруг наша страна с 280 миллионов уменьшилась до 140, а официально зарегистрированных убийств стало больше — 33 тысячи в год. И это на фоне США, у которых все время шло падение. Сейчас они дошли примерно до показателя 15 — 16 тысяч. У нас тоже наблюдается радостная тенденция к снижению — регистрируется примерно 28 — 29 тысяч убийств.

Но вот что интересно: в Америке произошел кризис, но роста насильственных преступлений не отмечается! Некоторые исследователи объясняют этот феномен высокой самооценкой и самоуважением и считают, что одной из причин является субъективное восприятие своей безопасности самими американцами: и дом защищен, и полиция хорошо работает. Кроме того, на американцев, как это ни парадоксально, не так сильно, как на нас, действует разница в доходах между бедными и богатыми.

— То есть мы пихаемся локтями в метро, стреляем из травматического оружия по замедлившим шаг пешеходам, устраиваем мордобитие, когда два «барана» на автомобилях не могут уступить друг другу дорогу, — из-за чувства элементарной обиды и ревности?

Игра без правил

— Тем не менее у советского человека был совершенно другой имидж. Мы были неудачливы в экономике, но зато были невероятно душевны, гостеприимны и дружелюбны.

— Мы такими и остались.

— Да? А как же цифры, от которых падаешь в обморок? Понятно, что на менталитете не могли не сказаться 90-е годы: всеобщая брутализация, голод, психологический шок от перемен, потеря работы и социального статуса. Как думаете, под воздействием чего именно изменился национальный российский психотип? Я тут выписала цитату из интервью одного из ваших коллег: «Причиной могли быть «заведомо недостижимые жизненные стандарты и показ на телеэкране, как живут звезды». Мы что, такие завистливые?

— Дело не в зависти. В том, что мы на перепутье. Мы из одного общества переходим в другое. Мы находимся в состоянии аномии (состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей. — Ред.), притом очень длительном, когда нормы перестают действовать. Происходит расхождение между нашими желаниями и теми культурными образцами, ценностями и регуляторами, которые предлагаются обществом. Грубо говоря, когда мы были молодыми, то говорилось о ценности образования, без этого невозможно было устроиться на более-менее приличную работу. И были очень четко сформулированы правила достижения цели: если ты хочешь заниматься чистой наукой — иди в физтех, хочешь преподавать — в пединститут. И люди знали, что для этого нужно делать: будешь хорошо учиться в школе — сдашь экзамены в вуз. Не будешь — пойдешь в ПТУ.

Вам кажется, это всего лишь безобидная картинка из мультика? А вот и нет: типичный урок агрессивности, получаемый с детства.

Потом начались сбои. Оказывается, можно было дать взятку и поступить в институт без знаний. А затем вообще выяснилось, что декларированная ценность образования не играет никакой роли, можно и без образования стать богатым и купить диссертацию. Не забудем к тому же обман со средствами. Декларируется, например, что ЕГЭ дает возможность мальчику из деревни или маленького города поступить в хороший московский университет. Но потом выясняется, что у его родителей денег мало и послать в Москву ребенка они не могут, поэтому ему бессмысленно получать высокие баллы по ЕГЭ. Реакция на такую ситуацию — рост агрессии и аутоагрессии, вплоть до самоубийства.

— Неужели этот самый мальчик выйдет на дорогу с обрезом?

— Этот мальчик не выйдет, но выйдет другой. То же самое происходит в здравоохранении. Вы не знаете, чем больше обидите хорошего врача — размером суммы, которую хотите ему предложить, или самим этим фактом? Может, он хорошо лечит и без денег? Никто не знает правил игры. А средства массовой информации — они на самом деле в этом не виноваты, они транслируют то, что происходит в обществе, — усиливают это как рупор.

Мы убиваем, нас убивают

— Последние 30 лет для России за весь ХХ век были далеко не самыми страшными. До этого были и революция, и сталинские репрессии, и война. Люди ожесточались, но потом опять добрели. То есть после всплеска агрессивности существует некий период, за время которого нация от агрессии вылечивается?

— Безусловно. Он не сразу наступает: у победителей раньше, у побежденных позже. И в этом смысле эйфория и оптимизм советского народа после 1945 года, который отмечают все, кто тогда жил, был обусловлен не только победой над Германией, но и верой в то, что жизнь станет лучше. Вторым таким периодом были 60-е годы. В Москве тогда было зафиксировано всего 9% корыстных убийств, что считается очень сильным индикатором благополучия. Потом был небольшой спад, затем период стагнации — ровной и спокойной жизни, когда преступность росла, но не такими быстрыми темпами, как в 90-е и в начале 2000-х. Сейчас во всем мире наблюдается парадоксальная ситуация: насильственная преступность падает. Всюду. И традиционная криминологическая версия о прямой связи экономики и преступности дает сбой! Люди начинают понимать, что, для того чтобы общество себя чувствовало в большей или меньшей безопасности, существует много самых разных причин.

Наш враг — телевизор

— Насколько я могу судить по вашим публикациям, первым врагом общественной безопасности вы считаете телевидение?

— ВСЕ средства массовой информации, но в первую очередь электронные, включая интернет. Потому что печатные СМИ чаще читают люди старшего возраста, наименее криминализированные. А вот электронные СМИ делают несколько вещей: они предлагают те ценности и те критерии успеха, которых большая часть населения достичь не может. Поэтому очень часто в голове у некоторых возникает мысль, что убить старушку-процентщицу и выдвинуться вперед — это нормально. Другая проблема — в том, что нас обманывают, потому что все время показывают какие-то фильмы про Золушек.

Москва злой город

— Да. Или сами стали мультимиллионерами. А реальность не такова. И вот этот конфликт между сказкой и реальностью для тех людей, которые не понимают, что им рассказывают сказку, — по-настоящему трагичен. В США есть исследования о том, что 57% нижнего класса американцев твердо верят в то, что кино — это реальность. Что в Нью-Йорке все время падают небоскребы, бьются машины и что-нибудь взрывается. То есть их реальность и восприятие кино- и телевизионной картинки не различается. Понятно, что и у нас такое явление есть. Другая проблема — то, что наши люди таким образом обучаются решать свои проблемы агрессивным способом.

— Благодаря фильмам и сериалам, которые мы смотрим?

— Не хотите ли вы сказать, что в советских выпусках выхолощенных новостей был смысл? Была логика в том, что от нас скрывали правду о серийных маньяках и катастрофах? А где тогда проходит разница между правдой и цензурой?

Научиться думать о хорошем

— У вас рецепт, что делать, есть? Объяснять этому человеку, что жизнь все-таки важнее? Но если он не понял это с первого раза, то вряд ли поверит, прочитав в 50-й и 51-й! Или все-таки поверит?

— Если долго и упорно капать на мозги, смысл все-таки будет. У американцев ведь в 60 — 70-е годы количество насилия и секса на телевидении было таким же, как у нас в 90-е. Но в 1980 году в конгрессе прошли знаменитые слушания научного доклада комиссии по изучению влияния кино и телевидения на поведение людей. И большая часть телемагнатов осознали, что если они хотят жить в спокойной стране, где дети могли бы спокойно гулять, а родители не дергаться и не росло количество охранных структур, дабы охранять каждого американского гражданина, — то нужно умерить свои аппетиты. Там есть такой интересный опыт: существует ассоциация американских бабушек — они содержат мониторинговый центр, который отсматривает все каналы. И ежегодный отчет этих бабушек для телевизионных деятелей по-настоящему страшен, потому что рекламодатели не дают рекламы на те каналы, где много насилия. Потому что старушки пенсионерки и являются основными американскими покупателями.

Про Юнармию:  Между приходом леонова в отряд космонавтов и его выходом в открытый космос прошло 5 лет

Москва злой город

— Иными словами, нам следует задуматься о позитивном имидже всей нашей жизни, откорректировать учебники истории и научиться радоваться — потому что нельзя все время каяться, плакать и говорить, что «эта страна и этот народ ужасны и хуже никого и ничего на свете быть не может»?..

— Именно! И эта корректировка вовсе не является призывом к вранью. У нас есть чем гордиться, есть чему радоваться, мы не лучшие и не худшие, мы такие, какие есть. С одной стороны, у нас высокий уровень агрессии и низкая самооценка. Но может ли нация с низкой самооценкой победить? Но она же побеждала — и в первой Отечественной войне, и во второй! И хорошо ли быть нацией с низкой агрессивностью — как, например, Франция, которая сдается без боя?

Поэтому одного знака плюс или минус у агрессивности нет.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

ЕНИКОЛОПОВ Сергей Николаевич. Один из первых в стране исследователей криминальной агрессии, автор более 250 научных работ и нескольких книг, член правления Российского общества психиатров, Российской криминологической ассоциации и Международного общества по изучению агрессии, профессор.

Сергей Ениколопов: почему за последние 30 лет так сильно изменился психотип россиян

По данным Института психологии РАН, за последние десятилетия у россиян выросли отрицательные характеристикиКП-ТВ

Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.

Вы коренной москвич?

Да. Дед был, скажем так, торгпредом Советской Украины в Стамбуле, это был 1923 год. Торгпреды тогда шли скорее по разведывательному ведомству. Мама родилась в Москве.

В каком районе Москвы вы росли?

Родился на Остоженке, в Бутиковском переулке, но довольно быстро отец купил кооперативную квартиру на улице Дыбенко, это «Речной вокзал». В простой пятиэтажке. Соответственно, там я провел первые 17 лет своей жизни. Они купили квартиры вместе с Пятигорским Александром Моисеевичем, так что мы с ним жили в соседних подъездах.

Не жалко было уезжать с Остоженки на «Речной вокзал»?

Мне тогда был год, я в то время не испытывал никаких сожалений по этому поводу. Очень любил свои Химки—Ховрино, там был лес, я в нем гулял, получал удовольствие от всей этой среды и даже довольно долго, собственно, до сих пор из всех видов московской городской среды пятиэтажки и этот город-сад, который вокруг них возникает, мне нравятся больше всего. Это мало где по-настоящему сохранилось, но, например, в новосибирском Академгородке ровно та же среда.

Пятиэтажки известны своими малыми габаритами помещений и низкими потолкамиВы испытывали от этого какой-то дискомфорт?

Это была трехкомнатная квартира. Мой отец довольно рано умер, в 1974 году, мне было десять лет, мы жили там втроем, с мамой и братом. Так что в трехкомнатной квартире я никаких проблем в этом смысле не испытывал. Наоборот, мне она страшно нравилась — у меня была отдельная комната, квартира была на первом этаже. То есть по нынешним меркам это, наверное, было ужасное жилье, самое дешевое, но в подростковом возрасте мне нравилось. И этот вид бесконечного города-сада, открывавшийся из окна, и что из окна можно было совершенно спокойно вылезать на улицу. Мне казалось, что это очень хорошая комната. А наверху, на втором этаже, жила преподавательница консерватории, к которой бесконечно ходили ученики. У нее был рояль. Как вы понимаете, в панельном доме рояль очень сильно звучит. Для мамы, конечно, это была катастрофа. А для меня это букет детских ощущений: комната, сад, рояль над тобой, и это было очень гармонично.

В советское время вы наверняка прошли весь стандартный институциональный путь советского школьника, но при этом, наверное, ощущали себя евреемТайно посещали синагогу?

Нет, я никогда не ходил в синагогу. На улице Чаплыгина у Чистых прудов, где я сейчас живу, часто вижу религиозных евреев. Конечно, для меня это не совершенно чужой опыт, но я никогда не был религиозным евреем, наша семья не была религиозной, говорили по-русски, на идише никто не говорил, а вот бабушку и дедушку я не застал, они, может быть, знали идиш.

В той, советской, Москве вашей молодости вы когда-нибудь ощущали на себе антисемитизм, в частности бытовой?

Вот моя мама всегда очень боялась государства, каких-то репрессий, и, наверное, страх по отношению к государству и неприязнь к нему у меня из детских впечатлений. Но от государства я никакого антисемитизма не успел на себе почувствовать. А когда против тебя не государство, а конкретные люди, которые тебя как-то особенно не любят, ну так ты их тоже можешь не любить, и достаточно жестко это делать.

А как к вам пришло понимание, что этот социальный эксперимент, начавшийся в 1917 году, потерпел крах?

Я плохо относился к советской власти с очень раннего возраста. Очевидно, это были детские впечатления, хотя мой отец, пока был жив, еще успел сказать мне: «Знаешь, вообще-то это все временно». Мне тогда было восемь лет, и я еще не смог понять, о чем это он вообще. Смысл его слов до меня дошел лишь потом. А дальше были бесконечные мамины страхи: выгонят из школы, не поступишь в институт, заберут в армию. И я к этому затянувшемуся социальному эксперименту относился как к очень враждебному и привык ощущать себя в довольно враждебной среде. После окончания школы — мне еще не было 16 лет, мама, боясь армии, записала меня в школу еще в пятилетнем возрасте — поступил на отделение структурной и прикладной лингвистики, которое было основано моим отцом. Еще бы меня туда не взяли.

Я много теперь занимаюсь разными провинциальными городами, и у меня очень грустное ощущение. Это тонущая страна. И посреди этого есть один айсберг — Москва.

После года учебы там понял, что мне это не нравится, не хочу там учиться. И уехал в экспедицию в Изборск со своим другом Володей Седовым. Теперь он стал академиком, а тогда был на четвертом курсе отделения истории искусств. И пока я был в экспедиции, за эти месяц-полтора, понял, что хочу заниматься именно этим, решил, что стану историком искусств. Дальше окончил отделение истории искусств Московского университета. Выбрал архитектуру, потому что она мне очень нравилась, а можно было живопись или скульптуру.

Москва злой город?

Ну бывают похуже. Петербург куда злее.

Можно часто услышать утверждение, что в Москве не бывает счастливых людей. Это правда или нет? Можно ли, живя в Москве, быть счастливым человеком?

Мне иногда удавалось. Наверное, есть и другие. Это обалденный город, он вытягивает со всей России самых умных, волевых, чего-то хотящих. Знаете, я много теперь занимаюсь разными провинциальными городами, далекими и не очень, мы в «Стрелке» куда только не таскаемся, и у меня очень грустное ощущение. Это тонущая страна. И посреди этого есть один айсберг — Москва.

И все на этот айсберг пытаются вскарабкаться, чтобы спастись?

Да, Москва на поверхности — это сильный, живой, современный город. В нем, конечно, много беды всякой в виде власти, но это один из великих городов мира. И когда думаешь про свою судьбу — то у тебя не получилось, сё; и вдруг ловишь себя на мысли — а ведь мог бы родиться в Албании или где-нибудь в Сибири.

Но нет, тебе невероятно повезло, ты тут живешь, и это невероятно крутой город — в смысле социума, количества умных людей, идей. Архитектурно город дрянной, наверное, но что поделаешь.

Новодельный — я не очень понимаю, что это значит. Теперь под словом «новодел» стали понимать что-то, что сделано новое. Слово «новодел» изначально означает подделку исторического памятника, который снесли, а потом построили заново.

Как если китайгородские стены и башни воссоздать?

Да, как Китайгородская башня (на площади Революции), гостиница «Москва», Храм Христа Спасителя — вот это новоделы. А то, что в Москве много всего строится, ну знаете, у нас такой период, когда мы к новому строительству (особенно в центре города) относимся очень плохо. В данном случае у меня не может быть обывательской точки зрения, а как профессионал могу сказать: когда много всего строится, это вообще-то хорошо.

Наверное, смотря что строится?

Когда мы говорим о масштабе города, то становится не так важно, что. Важно, что эта деятельность вообще есть. Вот есть уснувшие города, где 40–50 лет почти ничего не строится. В России таких много. И в целом атмосфера там хуже.

Согласно опросам урбанистов, большинство людей представляют себе идеальный город малоэтажным, с квартальной застройкой, неширокими улицами. При этом, если говорить о жилищном строительстве, 90% — это все еще те же советские тоталитарные панельные микрорайоны, лишь немного модернизированные. Многие урбанисты воспринимают их как будущие гетто. Почему так?

У нас в стране люди живут в условиях некоторого когнитивного диссонанса, и это странная история. С одной стороны, да, как только они получают возможность высказаться о городской среде, мы слышим то, о чем вы сказали. С другой стороны, они считают квартиру в Москве важной ценностью, тратят на ее приобретение довольно большую часть своей жизни, 15–20 лет, и счастливы, что у них есть собственное жилье в Москве, и вообще это для них некий идеал. И поразительно, когда этот твой идеал, на который ты корячишься черт знает сколько времени, он же для тебя предстает как какое-то убогое, кошмарное жилье.

На мой взгляд, лучшее жилье, которое вообще было создано в истории человечества, — доходные дома конца XIX, даже скорее начала XX века.

О восприятии этого жилья: вы сказали «тоталитарное», но вы же знаете, что его ввел Хрущев, и это был признак свободы и равенства, когда мы вышли из коммунальных квартир и бараков. И вместо этого все получили отдельную квартиру. В этом была очень сильна прогрессистская направленность. Хрущевки — это, в принципе, город будущего, каким он тогда виделся.

Потом, с концом советской власти, наступила глубочайшая компрометация будущего как идеи — мы не смогли построить коммунизм, светлое будущее. И у нас сейчас в обществе вообще нет ценностей будущего. Поэтому все, что строится сейчас, воспринимается как потенциальное гетто.

Сейчас продолжают воспроизводиться не хрущевки, а брежневские 17-этажные панели в несколько модифицированных формах.

Есть строительный комплекс. В нем работают миллионы людей, и у этого комплекса есть гигантская инерция. У этой индустрии с гигантской инерцией есть спрос: когда люди считают (в глубине души), что все это ужасно, но это и есть их главное счастье, когда оказывается, что у большинства населения капитал, которым они обладают — та самая приватизированная или купленная квартира. В этой ситуации не может быть такого, что они все вдруг решат, что это какое-то дерьмо и надо от этого отказываться.

Про Юнармию:  «Военно-патриотический лагерь «ЮНАРМЕЕЦ» ВДЦ «Орлёнок»

А рядом бегают какие-то озабоченные граждане, городские сумасшедшие, которые рассказывают про переулки, про квартальную и низкоэтажную застройку, про то, как там все комфортно. Очень комфортно, действительно, согласен.

То есть жилье и среда в низкоэтажной квартальной застройке по определению будут лучше?

На мой взгляд, лучшее жилье, которое вообще было создано в истории человечества, — доходные дома конца XIX, даже скорее начала XX века.

Квартира в этом доме — в Москве, Париже, Лондоне (хотя в Лондоне их меньше), Риме, Мадриде — это самое лучшее жилье вообще. Но проблема в том, что обычный человек за всю свою жизнь не может заработать на такую квартиру. Она слишком дорогая. Поэтому в такой типологии надо либо переходить на «сталинские» позиции, а именно: все жилье принадлежит государству и дарится гражданам, что жилье — неотъемлемое социальное благо.

Либо делать что-то другое, что и делают девелоперы — строить вот эти пластины, панельные многоэтажки, которые вам не нравятся. И мне тоже не нравятся.

Тем более что вся социальная идеология, которая туда была зашита, уже давно потеряна. Это дешевое жилье, которое более или менее хорошо продается из-за своей стандартности, а любой стандартный товар продается лучше, чем нестандартный. Поэтому мы и продолжаем его строить.

Вот есть одно-двухэтажная Америка для среднего класса — благоустроенная, ухоженная, социально благополучная, с достойной потребительской инфраструктурой, более или менее равномерно распределенная по всей территории США. А почему не существует одно-двухэтажной России для среднего класса? Я имею в виду не дачи в бывших обезлюдевших деревнях или закрытые поселки с особняками за заборами, а именно городские пригороды, где люди живут постоянно.

Во-первых, я думаю, это дело времени. Мне кажется, что это, несомненно, появится, просто пока не пришло время чисто по экономическим причинам. Степень удобства жизни в коттедже или таунхаусе, если мы говорим о европейском типе застройки, пока по соотношению издержек и достоинств для российского среднего класса или нижнего среднего класса хуже, чем жилье в многоквартирном доме: дольше до школы, до поликлиники, хуже со снабжением, довольно ужасная ситуация с транспортом. Эти все издержки идут сильно в минус.

На любом незастроенном и неогороженном пространстве сразу появляется свалка.

Во-вторых, у нас исторически получилось так, что у нас есть дачи, у нас есть ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), так называемый частный сектор, которого практически нет в Москве, но, например, если вы посмотрите на Казань, Краснодар, Улан-Удэ, Астрахань — половина города состоит из этого.

Частный сектор в городах зачастую очень убого выглядит, какие-то почти трущобы.

Не зачастую, а на сто процентов выглядит очень убого. Связано это с тем, что к частному сектору отношение государства всегда (после 1917 года) было отвратительным. Там фактически нет улиц, никакого благоустройства, там нет тротуаров, нет фонарей, там не убирают. На любом незастроенном и неогороженном пространстве сразу появляется свалка, мусор вывозят в лучшем случае раз в месяц, там очень плохо, потому что государство никогда этим не занималось, но мне кажется, что займется.

Я тут сказал, что большие города так живут — Краснодар, Казань. Я уж не говорю про города средние, где частный сектор может вообще занимать до 70% застройки. И там живут все же в основном беднейшие слои общества. И, соответственно, их собственных сил совершенно не хватает на поддержание этой среды. Поэтому пока это депрессивная среда. Но мне кажется, что у ИЖС огромный потенциал, что оно постепенно превратится в коттеджи. Потому что земля все равно стоит денег, и эта земля в городе.

Есть еще обратная ситуация: улица, грязь, мусор, бездомные собаки, тротуаров нет, при этом трехметровые заборы, а за ними — дорогие двух-трехэтажные частные дома с газонами, клумбами, фонтанами. И в том же Подмосковье такого немало.

Мы поразительно воспроизвели в этой части по структуре кварталы средневекового восточного города, какого-нибудь Ташкента, даже Бухары, Самарканда XIX века. Они, кстати, их сейчас тоже все сносят и вместо них строят панельные дома. Это мазанковые трехметровые заборы из глины и сами улицы, такие коридоры, в которых еще какая-то бесконечная грязь, ну а если это будет в Тунисе, то туда будет сбрасываться весь мусор.

А за забором вокруг дома будут фонтанчики журчать.

Да, за забором будет рай. Ну понятно, почему у нас это появилось — соседи друг друга боятся, люди друг друга боятся, ставят эти трехметровые заборы.

Но в США люди тоже зачастую друг друга боятся.

Но там регуляция, вам не дадут обнести дом трехметровым забором. Когда я занимался Новой Москвой, делал про нее книжку, я как раз предлагал сделать регуляцию, запрещающую профнастил вообще, и, соответственно, обязать всех делать заборы прозрачными.

Мне кажется, если у вас такая среда, а внутри за забором стоит дом за миллион долларов, то постепенно среда трансформируется. Потому что вообще-то это европейские люди, они построили себе нормальный дом и в какой-то момент ощутят, что живем мы как-то странно, что-то надо делать. И если вы сегодня запретите профнастил, то граждане могут вас не понять, но, думаю, через 20 лет это все преобразится: будут убраны заборы, сделаны нормальные тротуары, дороги, фонари, лавочки, цветники-палисадники, и вы получите идеальную среду. Эта среда уже есть, надо только убрать из нее это наполнение, связанное с взаимной ненавистью и страхом.

То есть все придет эволюционным путем?

Вообще градостроительство — это сильно эволюционная штука. Редко получается построить или преобразовать что-то очень быстро.

Москва — город, выросший вокруг феодального замка, Кремля. В течение веков он был средоточием неограниченной власти в России, священным капищем государственности. Не является ли такая кремлецентричность Москвы как бы порочным паттерном, веками проецирующим самодержавную централизацию на всю Россию?

Авторитаризм и антидемократизм заложены в ее планировочную структуру.

Да, есть такое. Но надо понимать, что есть довольно большой процент населения — мы хорошо знаем это по тому, как оно голосует, — которое в восторге от того, что это центр такого сильного, такого мощного государства. И они имеют право в этом городе тоже жить. Не надо думать, что их, например, может не быть. Вы их не отмените, это их ценность, и она очень большая. При этом Москва бывает все же разной, и если вспомнить, что довольно долго, 200 лет, она не была столицей, это был такой город скорее типа Ярославля. Москва 1907 года — это достаточно провинциальная среда.

Но и тогда она была символом государственности огромной самодержавной империи, первопрестольной столицей.

Этой своей идентичности она не потеряет. И эта идентичность привлекательна для огромного числа населения.

В чемпо-вашемувсемирно-исторические причины современного этапа урбанизации, который особенно ощущается у нас — массовый отток людей из регионов в мегаполисы, который, судя по всему, еще только набирает обороты?

Есть нынешний тренд, который называется «вторая урбанизация». Это переезд людей из малых городов в крупные, он происходит во всем мире, не только у нас. При этом Эдвард Глейзер доказал, что в авторитарных режимах столицы растут в два раза быстрее, чем другие города. То есть при нормальных процессах люди переезжают во все города, при авторитарном режиме в два раза быстрее переезжают в столицу. Почему? Потому что административный ресурс является главным в развитии экономики, бизнеса, образования, медицины и так далее в авторитарных странах. Поэтому в городе, где сидит эта авторитарная власть, он будет расти гораздо быстрее. Значит, соответственно, они все сюда стремятся.

 Лет через двадцать малые и средние города вокруг Москвы, которые сегодня недооценены, будут вбирать в себя людей, в том числе переезжающих из Москвы.

И наоборот — уж не знаю, когда теперь — в 2048 году Владимир Владимирович покинет пост президента или в 2056-м, в общем, когда у нас наступит «прекрасная Россия будущего», то расти начнут другие города. Потому что в Москве у людей очень большие издержки. Москва, как вы знаете, обычно все время присоединяет к себе какие-то куски. Если представить себе, что по границам бетонки все будет включено в Москву, то здесь как раз поселятся 140 миллионов жителей, то есть все население России переедет в Москву. И там, за бетонкой, уже ничего не останется, будет очень чистая природа.

Но можно ли полагать, что через какое-то время начнется обратный процесс: отток человека из мегаполисов обратно «к земле» или хотя бы в малые города?

Покамест вряд ли. Но можно полагать, что лет через двадцать малые и средние города вокруг Москвы, которые сегодня недооценены, будут вбирать в себя людей, в том числе переезжающих из Москвы.

Мы видим, что железнодорожный транспорт увеличивает свою скорость примерно в два раза за 20 лет. Независимо от того, что происходит в РЖД, технологии объективно развиваются. Это означает, что центры удельных княжеств, которых мы скушали в XIV–XV веках, как то Звенигород, Дмитров, Коломна, Серпухов, окажутся в получасовой доступности от Москвы. У нас в городе больше не осталось еще одной Остоженки или Патриарших, исторической среды, которая может быть реновирована и превратится в суперлакшери. Но у нас есть 20 городов, в которых есть историческая городская среда, которая окажется от Москвы в получасовой доступности. Это гигантский ресурс лакшери-жилья, который можно осваивать. И вот туда, на мой взгляд, в течение ближайших 10–15 лет пойдет этот процесс. Если электричка за полчаса может доставить вас до центра Москвы, тогда это сравнимо по качеству не с Остоженкой, конечно, но с ЗИЛом. В ЗИЛе перенаселенность, очень большая плотность, это тоже полчаса до центра через московские пробки, а вместе с тем исторической среды там нет, это новостройка. А здесь, в каком-нибудь Звенигороде, мы имеем тот же тип застройки, как на Остоженке, только на Остоженке один квадратный метр жилья стоит миллион или уже два, а там в реновированном доме в историческом центре с благоустроенной средой метр будет стоить ну 300 тысяч по нынешним ценам, то есть какие-то совсем несопоставимые деньги.

Но важно, чтобы электричка, экспресс, на которых поедет человек, были комфортные, не заплеванные.

Ну мы видим, что эти улучшения постепенно происходят. И вот такое освоение малых резидентных городов, которое, например, происходит в Риме, — есть Рим, а есть малые исторические города вокруг него. И в них, да, дорогое, хорошее жилье в исторической части — вот этого я жду, и думаю, что это будет происходить.

Губернатор Ивановской области надеется, что там у него как-то дело пойдет. Но это далеко — 400 километров, так что не знаю, не верю. А вот исторические города в пределах 150–200 километров от Москвы, да, вполне реалистично. Вместо человейников будут заселяться заново исторические среды малых подмосковных городов, где вы живете в историческом центре, и при этом вам до Москвы всего полчаса езды. Боровск, Серпухов, есть какие-то совершенно восхитительные места.

Читайте также

Читайте также

Оцените статью
ЮнАрмия