- Страна:
- Россия
- Жанр:
- Боевик, Исторический, Драма
- Режиссер:
- Рустам Мосафир
- Продолжительность:
- 1 час 50 минут

Кинопремьеры недели: «Три мушкетёра: Д’Артаньян», «Мое прекрасное несчастье», «Бюро магических услуг» и «Наводнение»

Онлайн-премьеры недели: «Грызня», «Сансара», «Мерзлая земля», «Истребитель демонов»

Тьма над Готэмом: три новых мультфильма про Бэтмена, Супермена и их суперсыновей


захватывающих американских фильмов про Россию 1990-х

Сериал «Король и Шут»: панк или пропал

«Оскар-2023»: формула успеха «Всё везде и сразу» и другие уроки Академии

До «Капитана Волконогова» был «Чекист»: сравниваем два отличных фильма про красный террор
- Фильм Злой город
- Беглый экс-депутат Вороненков назвал Москву злым городом
- Почему москвичи такие злые
- Мы не привыкли жить в больших городах
- Мы не хотим ничего решать
- Мы не любим тех, кто не похож на нас
- Мы глупеем в толпе
- Мы защищаем свое личное пространство
- Портрет явления: Почему в Москве все злые?
- Портрет явления: Почему в Москве все злые?
- Сергей Ениколопов: почему за последние 30 лет так сильно изменился психотип россиян
- Читайте также
- Читайте также
Фильм Злой город
Беглый экс-депутат Вороненков назвал Москву злым городом
Бывший депутат Госдумы Денис Вороненков в интервью МК заявил, что ему нравится на Украине и он всегда при первой возможности старался держаться подальше от Москвы.
Корреспондент издания задал экс-депутату вопрос о том, как его и супругу приняли на Украине.
Вороненкова в России обвиняют в организации рейдерского захвата в 2011 году здания в центре Москвы стоимостью пять миллионов долларов. Следственный комитет России объявил его в федеральный розыск.

Лучший вид на этот город
Почему москвичи такие злые
На Московском урбанистическом форуме на площадке Политехнического музея выступил социальный психолог Александр Рикель. Он попытался ответить на вопрос, почему в Москве все такие злые. «Город» сходил на лекцию и записал самое главное.
Мы не привыкли жить в больших городах
Первая причина того, что люди в мегаполисах такие злые, кроется в том, что мы просто не привыкли жить в больших городах. Вы можете мне возразить и сказать, что вы родились и выросли в Москве и родители ваши здесь родились, а у кого-то и бабушка с дедом. Это меня никак не убедит: тысячи и десятки тысяч лет мы существовали в совершенно других условиях. Мы жили в те времена, когда на расстоянии десяти вытянутых рук не было ни одного человека. К нам близко подходили только те люди, которых мы хотели видеть рядом. Сейчас мы вынуждены жить в других условиях, но генетическую память не обманешь: наши предки жили в более свободной обстановке.
Мы не хотим ничего решать
Всю историю человечество жило общинами и деревнями. Люди знали всех вокруг. Мы знали, чем заниматься, как жить, на ком жениться, кем работать, как одеваться, что есть и какую музыку слушать. Человек в XVII веке не смог бы ответить на вопрос «Кем ты будешь работать?». У людей тех времен все было предопределено, и они не задавались такими вопросами. Современный человек каждый день сталкивается с выбором, что подвергает его стрессу: от того, что съесть на завтрак, до того, кем работать после института.
Мы не любим тех, кто не похож на нас
Переехав в город, мы оказались в котле непохожих на нас людей. Этот котел провоцирует сразу две вещи. Одни хотят становиться такими же, как и все, и не выделяться из толпы: одеваться по моде, работать на модных работах, исповедовать модные взгляды — словом, не мешать другим жить и оставаться максимально незаметными. Другие же люди желают быть максимально непохожими на остальных. Одним из примеров непохожих людей можно считать бомжей: многие психологи уверены, что к бродяжничеству человек приходит осознанно, это его личный выбор. Пассажир метро, который громко слушает музыку, абсолютно такой же в этом смысле. Ваши соседи, которые ставят Стаса Михайлова в два часа ночи, люди с вызывающими странными татуировками — все эти люди не похожи на нас.
Представьте, что в деревне какой-то человек объявил, что ему нравятся люди его пола (а в деревнях, безусловно, есть гомосексуалисты). Я говорю не о биологической составляющей, а о психологической самопрезентации. Такому человеку будет трудно существовать в деревне, он сразу станет изгоем. В Москве или любом другом большом городе жить изгоем гораздо проще и приятней, потому что здесь достаточно легко найти таких же, как и ты. Непохожие на всех остальных люди объединяются в группы. Они выходят за нормы, которые мы для себя придумали сами, они для нас непривычны и автоматически являются раздражителями. В городе встречать непохожих на себя гораздо проще, чем в деревне, собственно, и злимся мы на них здесь чаще.
Мы глупеем в толпе
Как так происходит, что большое количество народа становится единым организмом? Психологи доказали, что в толпе у человека заметно снижается рациональное мышление и вместо него повышается эмоциональное. Из-за таких механизмов и происходят, например, уличные беспорядки. Вот почему стражи порядка в таких ситуациях пытаются разбить толпу на маленькие группы. Одним из самых ярких примеров бессознательного поведения толпы можно считать беспорядки в центре Москвы в 2002 году, когда российская сборная по футболку проиграла матч команде Японии. Тогда тысячи фанатов пошли по Тверской громить витрины и — что главное — переворачивать автомобили. Интересный факт в том, что в перерывах между таймами болельщикам показывали рекламу, где мужчина бил свой автомобиль. Вероятно, этот паттерн отложился в головах у фанатов, поэтому после матча они стали действовать именно таким образом.
Мы защищаем свое личное пространство
Это самая банальная причина. У людей существуют различные зоны общения. Есть личная, куда мы допускаем только тех, кто нам приятен: симпатичных людей противоположного пола, друзей, родных. Есть социальные дистанции, на которых мы общаемся с малознакомыми людьми. Вы вряд ли подойдете к незнакомому человеку посреди чистого поля и прижметесь к нему вплотную. А теперь вспомните, как вы ехали на работу в метро. Я сомневаюсь, что люди, окружающие вас в семь или восемь утра в вагоне метро, — те, кого бы вы хотели видеть рядом. Каждый день мы вынуждены терпеть это нарушение личного пространства.
Обратите внимание, что во всех крупных, перенаселенных городах общественный транспорт неэффективен. Гораздо проще пересадить с личных авто на автобусы или метро людей в небольшом городе, где нет такой давки по утрам. Все густонаселенные города вроде Москвы очень неохотно отказываются от автомобилей. В средненаселенных, будь то Берлин или Брюссель, люди пользуются общественным транспортом больше. В Москве же человеку важно, что даже если он будет добираться до пункта назначения в два раза дольше, то делать это он будет хотя бы в комфортных условиях — в своей капсуле, где никто не нарушает его личной зоны.
Портрет явления: Почему в Москве все злые?
15 января 2015 14:58

Сами москвичи такого о себе никогда, конечно же, не скажут. Но вот от заезжих гостей частенько можно услышать, что, мол, едешь в метро, а вокруг все хмурые. Идешь по улице, та же картина.
Социальный психолог, кандидат психологических наук Александр Рикель считает, что описываемая картинка реальна. Но только вины горожан тут никакой нет. Чистая психология.
— Одна из причин — генетическая память, — уверен Рикель. — Дело в том, что исторически люди не привыкли жить в таком плотном социуме на таком ограниченном пространстве. До 19-го века большинство населения жило в условиях — вот твоя деревня, вот бескрайние поля-луга-леса. Да и людей было мало. И в нас такое ощущение свободы до сих пор сидит. Поэтому попадая в густонаселенный город, человек оказывается в постоянном состоянии стресса. И ничего удивительного в этом нет. Уверяю вас, что эта «злость» — это отличительная черта не только Москвы, но и любых других мегаполисов мира.
— Странная, на мой взгляд, причина. Можно еще понять, если человек приезжает в Москву из глухого села. Ну а люди, живущие в городе на протяжении многих поколений?
— Города как крупные формации стали создаваться только в 19 веке. Понятно, что они были и раньше, но приток новых людей в города – это последние два-три века. При этом абсолютное большинство москвичей в лучшем случае могут похвастаться тем, что у них сюда бабушки-дедушки когда-то приехали. Ну ведь мало кто может сказать: «Наша семья – москвичи с 18 века». Сотни лет, которые человек жил в совершенно иных условиях, а наша сегодняшняя реальность – это совсем другое. Мы, конечно, к ней по мере сил адаптируемся.
ЭТО НЕ ПРОБКА, ЭТО ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО!
По мнению Александра Рикеля, у излишней раздраженности жителей российской столицы есть еще несколько объективных причин. Например, почти неограниченная свобода выбора, которую дает крупный город.
— С одной стороны, свобода нами принимается как благо. Если у тебя есть возможность выбрать, какое молоко пить, на ком жениться, какую профессию выбрать – это же хорошо? С другой стороны, уже в 20 веке психологи начали замечать, что человек устает от необходимости все время выбирать. Несколько десятков лет назад человек точно знал: он купит эти джинсы, потому что это модно и без вариантов. То теперь он приходит в магазин, а там пятьдесят фасонов джинсов, и он уже не понимает, какие же ему на самом деле нужны. И так – во всех сферах.
— Мне, не автомобилисту, всегда кажется странным вот еще какое поведение некоторых жителей города. Случилась, скажем, очередная непогода, город заносит снегом так быстро, что спецтехника не успевает расчищать дороги. Казалось бы – оставь машину у дома, добирайся на работу в метро, в автобусе. Но многие москвичи назло врагу садятся в персональное авто и героически стоят в заторе. Вокруг – тысячи таких же упертых. А поехали бы общественным транспортом, глядишь и город бы поехал.
— Тут тоже все логично, — считает социальный психолог. – В плотно населенном городе человеку не хватает личного пространства. А закрытый от всех салон автомобиля – это как раз оно. Да, ты стоишь в пробке, но машина — это твое пространство, в которое ты хочешь пускать только хорошо знакомых тебе людей. А, например, в вагоне метро в твоей зоне постоянно возникают посторонние, это тоже вызывает стресс. То же самое в Нью-Йорке, где центральная часть города в дневные часы тоже стоит в пробке. Там ведь городские власти тоже пытаются пересадить людей на общественный транспорт, а они все равно ездят на машинах и стоят в пробках.
ЧЕМ ЛЕЧИТСЯ СТРЕСС?
— А может, стресс этот можно «вылечить»? Рублем, например. Платную парковку ввели — центр Москвы стал свободнее.
— Как и в любом нормальном обществе, среди москвичей есть меньшинство, которое никогда и ни при каких условиях не пересядут из авто в метро или автобусы. Есть те, которые сделают это довольно легко и без лишнего стресса. А есть те, кто считает общественный транспорт некомфортным (там холодно-жарко, кошелек могут украсть и т.д.). Но стоит их пересадить на новый троллейбус или автобус, стереотипы разрушаются. Дабы более эффективно развивать общественный транспорт, нужно выяснить, какие факторы вызывают у большинства автомобилистов стресс и просто постараться их решить.
«Темп большого города задают именно приезжие»
— Я не согласен, что виной «московской злости» генетическая память людей о жизни в деревне. Откуда ей взяться у людей, которые в течение нескольких поколений живут в больших городах? — говорит социальный психолог Алексей Газарян. – И я бы не стал говорить, что люди в Москве злые. Есть другие более точные слова – напряженные, раздраженные. Но это не злость. Просто темп жизни в Москве намного интенсивней, чем в других городах России. Это переносится и на человеческие эмоции. Кстати, на мой взгляд, этот темп, этот тон задают именно приезжие. Коренные москвичи более спокойны. И тут все логично. У них с рождения решен вопрос жилья, рядом много родственников, знакомых. То есть, создана устойчивая социальная сеть. А людям, которые приезжают в Москву строить новую жизнь или просто заработать, все это приходится создавать с нуля. Поэтому и живут они с бОльшим аппетитом, с бОльшим азартом.
МОСКВА В ЦИФРАХ
С 2010 по 2014 годы для повышения комфортности проживания в столице:
— открыто 26,15 км новых линий и 13 новых станций метро. При этом начато строительство еще 76,6 км линий и 40 станций, которые появятся в 2014 — 2017 годах;
— закуплено свыше 4,2 тыс. современных низкопольных автобусов (экологического класса Евро-4 и выше) и троллейбусов. В ближайшее время появятся также 120 трамваев нового поколения. Общественный наземный транспорт уже обновлен на 2/3;
— более 100 парков приведены в порядок. Сейчас во всех столичных парках отдыхает до 35 млн. человек в год. Это в 3,5 раза больше, чем четыре года назад;
— более 100 км пешеходных зон и маршрутов открылись в центре и во всех округах. Плюс 108 новых «народных парков» в жилых кварталах;
— на более чем 1000 улиц, в основном в центре города, появились платные парковки. При этом по выходным и в праздничные дни машину можно оставить здесь бесплатно. По данным экспертов МАДИ, в итоге пропускная способность улиц выросла на 12 %, а число въезжающих в центр столицы машин сократилось на 25 %.
Подготовила Светлана ВОЛКОВА.
В Москве много людей. И все вежливые
Я приехала в начале декабря с тяжелым чемоданом, сумкой, ноутбуком и сумочкой. Все эти предметы в руках не помещались. Из аэропорта двигалась на аэроэкспрессе, а за окном в три часа уже смеркается, и вообще все серое и тусклое. Небо низкое, земля грязная. Большие буквы «Москва» на Киевском обозначили — вот оно, прибыли. Чемоданы мне было проще бросить, чем тащить, но вернуться сложнее, чем двигаться вперед. А потом ко мне начали притягиваться хорошие люди и события. И хорошая Москва. Вообще, она ни хорошая, ни плохая. Она разная. И у каждого своя (подробности)
Слушатели Радио «Комсомольская правда» рассказали, что думают о москвичах:
Портрет явления: Почему в Москве все злые?
https://youtube.com/watch?v=-skkopQ2GPg%3Fautohide%3D1%26version%3D3
В эфире Радио «Комсомольская правда» мы попытались с помощью специалистов разобраться с одним из самых известных стереотипов о столице
9 января 2014 1:00

О том, что с нами произошло и почему, мы решили спросить у заведующего отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН профессора Сергея Ениколопова.
Догнать и перегнать Америку
— Вы тоже, как и все, в шоке, Сергей Николаевич?
— Нет, потому что я этой темой занимаюсь больше 40 лет. То есть я с начала 70-х анализирую насилие, его рост или падение. И вот что вам скажу — в вопросах агрессии мы с 1981 года не постоянно идем вверх. Все плавно меняется — то подъемы, то спады. В 1981 году нам тоже казалось, что все плохо, потому что было зафиксировано примерно 25 тысяч убийств в год — примерно столько же, как и в США, но там и людей было на 50 миллионов больше. Потом вдруг наша страна с 280 миллионов уменьшилась до 140, а официально зарегистрированных убийств стало больше — 33 тысячи в год. И это на фоне США, у которых все время шло падение. Сейчас они дошли примерно до показателя 15 — 16 тысяч. У нас тоже наблюдается радостная тенденция к снижению — регистрируется примерно 28 — 29 тысяч убийств.
Но вот что интересно: в Америке произошел кризис, но роста насильственных преступлений не отмечается! Некоторые исследователи объясняют этот феномен высокой самооценкой и самоуважением и считают, что одной из причин является субъективное восприятие своей безопасности самими американцами: и дом защищен, и полиция хорошо работает. Кроме того, на американцев, как это ни парадоксально, не так сильно, как на нас, действует разница в доходах между бедными и богатыми.
— То есть мы пихаемся локтями в метро, стреляем из травматического оружия по замедлившим шаг пешеходам, устраиваем мордобитие, когда два «барана» на автомобилях не могут уступить друг другу дорогу, — из-за чувства элементарной обиды и ревности?
Игра без правил
— Тем не менее у советского человека был совершенно другой имидж. Мы были неудачливы в экономике, но зато были невероятно душевны, гостеприимны и дружелюбны.
— Мы такими и остались.
— Да? А как же цифры, от которых падаешь в обморок? Понятно, что на менталитете не могли не сказаться 90-е годы: всеобщая брутализация, голод, психологический шок от перемен, потеря работы и социального статуса. Как думаете, под воздействием чего именно изменился национальный российский психотип? Я тут выписала цитату из интервью одного из ваших коллег: «Причиной могли быть «заведомо недостижимые жизненные стандарты и показ на телеэкране, как живут звезды». Мы что, такие завистливые?
— Дело не в зависти. В том, что мы на перепутье. Мы из одного общества переходим в другое. Мы находимся в состоянии аномии (состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей. — Ред.), притом очень длительном, когда нормы перестают действовать. Происходит расхождение между нашими желаниями и теми культурными образцами, ценностями и регуляторами, которые предлагаются обществом. Грубо говоря, когда мы были молодыми, то говорилось о ценности образования, без этого невозможно было устроиться на более-менее приличную работу. И были очень четко сформулированы правила достижения цели: если ты хочешь заниматься чистой наукой — иди в физтех, хочешь преподавать — в пединститут. И люди знали, что для этого нужно делать: будешь хорошо учиться в школе — сдашь экзамены в вуз. Не будешь — пойдешь в ПТУ.

Потом начались сбои. Оказывается, можно было дать взятку и поступить в институт без знаний. А затем вообще выяснилось, что декларированная ценность образования не играет никакой роли, можно и без образования стать богатым и купить диссертацию. Не забудем к тому же обман со средствами. Декларируется, например, что ЕГЭ дает возможность мальчику из деревни или маленького города поступить в хороший московский университет. Но потом выясняется, что у его родителей денег мало и послать в Москву ребенка они не могут, поэтому ему бессмысленно получать высокие баллы по ЕГЭ. Реакция на такую ситуацию — рост агрессии и аутоагрессии, вплоть до самоубийства.
— Неужели этот самый мальчик выйдет на дорогу с обрезом?
— Этот мальчик не выйдет, но выйдет другой. То же самое происходит в здравоохранении. Вы не знаете, чем больше обидите хорошего врача — размером суммы, которую хотите ему предложить, или самим этим фактом? Может, он хорошо лечит и без денег? Никто не знает правил игры. А средства массовой информации — они на самом деле в этом не виноваты, они транслируют то, что происходит в обществе, — усиливают это как рупор.
Мы убиваем, нас убивают
— Последние 30 лет для России за весь ХХ век были далеко не самыми страшными. До этого были и революция, и сталинские репрессии, и война. Люди ожесточались, но потом опять добрели. То есть после всплеска агрессивности существует некий период, за время которого нация от агрессии вылечивается?
— Безусловно. Он не сразу наступает: у победителей раньше, у побежденных позже. И в этом смысле эйфория и оптимизм советского народа после 1945 года, который отмечают все, кто тогда жил, был обусловлен не только победой над Германией, но и верой в то, что жизнь станет лучше. Вторым таким периодом были 60-е годы. В Москве тогда было зафиксировано всего 9% корыстных убийств, что считается очень сильным индикатором благополучия. Потом был небольшой спад, затем период стагнации — ровной и спокойной жизни, когда преступность росла, но не такими быстрыми темпами, как в 90-е и в начале 2000-х. Сейчас во всем мире наблюдается парадоксальная ситуация: насильственная преступность падает. Всюду. И традиционная криминологическая версия о прямой связи экономики и преступности дает сбой! Люди начинают понимать, что, для того чтобы общество себя чувствовало в большей или меньшей безопасности, существует много самых разных причин.
Наш враг — телевизор
— Насколько я могу судить по вашим публикациям, первым врагом общественной безопасности вы считаете телевидение?
— ВСЕ средства массовой информации, но в первую очередь электронные, включая интернет. Потому что печатные СМИ чаще читают люди старшего возраста, наименее криминализированные. А вот электронные СМИ делают несколько вещей: они предлагают те ценности и те критерии успеха, которых большая часть населения достичь не может. Поэтому очень часто в голове у некоторых возникает мысль, что убить старушку-процентщицу и выдвинуться вперед — это нормально. Другая проблема — в том, что нас обманывают, потому что все время показывают какие-то фильмы про Золушек.

— Да. Или сами стали мультимиллионерами. А реальность не такова. И вот этот конфликт между сказкой и реальностью для тех людей, которые не понимают, что им рассказывают сказку, — по-настоящему трагичен. В США есть исследования о том, что 57% нижнего класса американцев твердо верят в то, что кино — это реальность. Что в Нью-Йорке все время падают небоскребы, бьются машины и что-нибудь взрывается. То есть их реальность и восприятие кино- и телевизионной картинки не различается. Понятно, что и у нас такое явление есть. Другая проблема — то, что наши люди таким образом обучаются решать свои проблемы агрессивным способом.
— Благодаря фильмам и сериалам, которые мы смотрим?
— Не хотите ли вы сказать, что в советских выпусках выхолощенных новостей был смысл? Была логика в том, что от нас скрывали правду о серийных маньяках и катастрофах? А где тогда проходит разница между правдой и цензурой?
Научиться думать о хорошем
— У вас рецепт, что делать, есть? Объяснять этому человеку, что жизнь все-таки важнее? Но если он не понял это с первого раза, то вряд ли поверит, прочитав в 50-й и 51-й! Или все-таки поверит?
— Если долго и упорно капать на мозги, смысл все-таки будет. У американцев ведь в 60 — 70-е годы количество насилия и секса на телевидении было таким же, как у нас в 90-е. Но в 1980 году в конгрессе прошли знаменитые слушания научного доклада комиссии по изучению влияния кино и телевидения на поведение людей. И большая часть телемагнатов осознали, что если они хотят жить в спокойной стране, где дети могли бы спокойно гулять, а родители не дергаться и не росло количество охранных структур, дабы охранять каждого американского гражданина, — то нужно умерить свои аппетиты. Там есть такой интересный опыт: существует ассоциация американских бабушек — они содержат мониторинговый центр, который отсматривает все каналы. И ежегодный отчет этих бабушек для телевизионных деятелей по-настоящему страшен, потому что рекламодатели не дают рекламы на те каналы, где много насилия. Потому что старушки пенсионерки и являются основными американскими покупателями.

— Иными словами, нам следует задуматься о позитивном имидже всей нашей жизни, откорректировать учебники истории и научиться радоваться — потому что нельзя все время каяться, плакать и говорить, что «эта страна и этот народ ужасны и хуже никого и ничего на свете быть не может»?..
— Именно! И эта корректировка вовсе не является призывом к вранью. У нас есть чем гордиться, есть чему радоваться, мы не лучшие и не худшие, мы такие, какие есть. С одной стороны, у нас высокий уровень агрессии и низкая самооценка. Но может ли нация с низкой самооценкой победить? Но она же побеждала — и в первой Отечественной войне, и во второй! И хорошо ли быть нацией с низкой агрессивностью — как, например, Франция, которая сдается без боя?
Поэтому одного знака плюс или минус у агрессивности нет.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
ЕНИКОЛОПОВ Сергей Николаевич. Один из первых в стране исследователей криминальной агрессии, автор более 250 научных работ и нескольких книг, член правления Российского общества психиатров, Российской криминологической ассоциации и Международного общества по изучению агрессии, профессор.
Сергей Ениколопов: почему за последние 30 лет так сильно изменился психотип россиян
По данным Института психологии РАН, за последние десятилетия у россиян выросли отрицательные характеристикиКП-ТВ
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Вы коренной москвич?
Да. Дед был, скажем так, торгпредом Советской Украины в Стамбуле, это был 1923 год. Торгпреды тогда шли скорее по разведывательному ведомству. Мама родилась в Москве.
В каком районе Москвы вы росли?
Родился на Остоженке, в Бутиковском переулке, но довольно быстро отец купил кооперативную квартиру на улице Дыбенко, это «Речной вокзал». В простой пятиэтажке. Соответственно, там я провел первые 17 лет своей жизни. Они купили квартиры вместе с Пятигорским Александром Моисеевичем, так что мы с ним жили в соседних подъездах.
Не жалко было уезжать с Остоженки на «Речной вокзал»?
Мне тогда был год, я в то время не испытывал никаких сожалений по этому поводу. Очень любил свои Химки—Ховрино, там был лес, я в нем гулял, получал удовольствие от всей этой среды и даже довольно долго, собственно, до сих пор из всех видов московской городской среды пятиэтажки и этот город-сад, который вокруг них возникает, мне нравятся больше всего. Это мало где по-настоящему сохранилось, но, например, в новосибирском Академгородке ровно та же среда.
Пятиэтажки известны своими малыми габаритами помещений и низкими потолками. Вы испытывали от этого какой-то дискомфорт?
Это была трехкомнатная квартира. Мой отец довольно рано умер, в 1974 году, мне было десять лет, мы жили там втроем, с мамой и братом. Так что в трехкомнатной квартире я никаких проблем в этом смысле не испытывал. Наоборот, мне она страшно нравилась — у меня была отдельная комната, квартира была на первом этаже. То есть по нынешним меркам это, наверное, было ужасное жилье, самое дешевое, но в подростковом возрасте мне нравилось. И этот вид бесконечного города-сада, открывавшийся из окна, и что из окна можно было совершенно спокойно вылезать на улицу. Мне казалось, что это очень хорошая комната. А наверху, на втором этаже, жила преподавательница консерватории, к которой бесконечно ходили ученики. У нее был рояль. Как вы понимаете, в панельном доме рояль очень сильно звучит. Для мамы, конечно, это была катастрофа. А для меня это букет детских ощущений: комната, сад, рояль над тобой, и это было очень гармонично.
В советское время вы наверняка прошли весь стандартный институциональный путь советского школьника, но при этом, наверное, ощущали себя евреем? Тайно посещали синагогу?
Нет, я никогда не ходил в синагогу. На улице Чаплыгина у Чистых прудов, где я сейчас живу, часто вижу религиозных евреев. Конечно, для меня это не совершенно чужой опыт, но я никогда не был религиозным евреем, наша семья не была религиозной, говорили по-русски, на идише никто не говорил, а вот бабушку и дедушку я не застал, они, может быть, знали идиш.
В той, советской, Москве вашей молодости вы когда-нибудь ощущали на себе антисемитизм, в частности бытовой?
Вот моя мама всегда очень боялась государства, каких-то репрессий, и, наверное, страх по отношению к государству и неприязнь к нему у меня из детских впечатлений. Но от государства я никакого антисемитизма не успел на себе почувствовать. А когда против тебя не государство, а конкретные люди, которые тебя как-то особенно не любят, ну так ты их тоже можешь не любить, и достаточно жестко это делать.
А как к вам пришло понимание, что этот социальный эксперимент, начавшийся в 1917 году, потерпел крах?
Я плохо относился к советской власти с очень раннего возраста. Очевидно, это были детские впечатления, хотя мой отец, пока был жив, еще успел сказать мне: «Знаешь, вообще-то это все временно». Мне тогда было восемь лет, и я еще не смог понять, о чем это он вообще. Смысл его слов до меня дошел лишь потом. А дальше были бесконечные мамины страхи: выгонят из школы, не поступишь в институт, заберут в армию. И я к этому затянувшемуся социальному эксперименту относился как к очень враждебному и привык ощущать себя в довольно враждебной среде. После окончания школы — мне еще не было 16 лет, мама, боясь армии, записала меня в школу еще в пятилетнем возрасте — поступил на отделение структурной и прикладной лингвистики, которое было основано моим отцом. Еще бы меня туда не взяли.
Я много теперь занимаюсь разными провинциальными городами, и у меня очень грустное ощущение. Это тонущая страна. И посреди этого есть один айсберг — Москва.
После года учебы там понял, что мне это не нравится, не хочу там учиться. И уехал в экспедицию в Изборск со своим другом Володей Седовым. Теперь он стал академиком, а тогда был на четвертом курсе отделения истории искусств. И пока я был в экспедиции, за эти месяц-полтора, понял, что хочу заниматься именно этим, решил, что стану историком искусств. Дальше окончил отделение истории искусств Московского университета. Выбрал архитектуру, потому что она мне очень нравилась, а можно было живопись или скульптуру.
Москва злой город?
Ну бывают похуже. Петербург куда злее.
Можно часто услышать утверждение, что в Москве не бывает счастливых людей. Это правда или нет? Можно ли, живя в Москве, быть счастливым человеком?
Мне иногда удавалось. Наверное, есть и другие. Это обалденный город, он вытягивает со всей России самых умных, волевых, чего-то хотящих. Знаете, я много теперь занимаюсь разными провинциальными городами, далекими и не очень, мы в «Стрелке» куда только не таскаемся, и у меня очень грустное ощущение. Это тонущая страна. И посреди этого есть один айсберг — Москва.
И все на этот айсберг пытаются вскарабкаться, чтобы спастись?
Да, Москва на поверхности — это сильный, живой, современный город. В нем, конечно, много беды всякой в виде власти, но это один из великих городов мира. И когда думаешь про свою судьбу — то у тебя не получилось, сё; и вдруг ловишь себя на мысли — а ведь мог бы родиться в Албании или где-нибудь в Сибири.
Но нет, тебе невероятно повезло, ты тут живешь, и это невероятно крутой город — в смысле социума, количества умных людей, идей. Архитектурно город дрянной, наверное, но что поделаешь.
Новодельный — я не очень понимаю, что это значит. Теперь под словом «новодел» стали понимать что-то, что сделано новое. Слово «новодел» изначально означает подделку исторического памятника, который снесли, а потом построили заново.
Как если китайгородские стены и башни воссоздать?
Да, как Китайгородская башня (на площади Революции), гостиница «Москва», Храм Христа Спасителя — вот это новоделы. А то, что в Москве много всего строится, ну знаете, у нас такой период, когда мы к новому строительству (особенно в центре города) относимся очень плохо. В данном случае у меня не может быть обывательской точки зрения, а как профессионал могу сказать: когда много всего строится, это вообще-то хорошо.
Наверное, смотря что строится?
Когда мы говорим о масштабе города, то становится не так важно, что. Важно, что эта деятельность вообще есть. Вот есть уснувшие города, где 40–50 лет почти ничего не строится. В России таких много. И в целом атмосфера там хуже.
Согласно опросам урбанистов, большинство людей представляют себе идеальный город малоэтажным, с квартальной застройкой, неширокими улицами. При этом, если говорить о жилищном строительстве, 90% — это все еще те же советские тоталитарные панельные микрорайоны, лишь немного модернизированные. Многие урбанисты воспринимают их как будущие гетто. Почему так?
У нас в стране люди живут в условиях некоторого когнитивного диссонанса, и это странная история. С одной стороны, да, как только они получают возможность высказаться о городской среде, мы слышим то, о чем вы сказали. С другой стороны, они считают квартиру в Москве важной ценностью, тратят на ее приобретение довольно большую часть своей жизни, 15–20 лет, и счастливы, что у них есть собственное жилье в Москве, и вообще это для них некий идеал. И поразительно, когда этот твой идеал, на который ты корячишься черт знает сколько времени, он же для тебя предстает как какое-то убогое, кошмарное жилье.
На мой взгляд, лучшее жилье, которое вообще было создано в истории человечества, — доходные дома конца XIX, даже скорее начала XX века.
О восприятии этого жилья: вы сказали «тоталитарное», но вы же знаете, что его ввел Хрущев, и это был признак свободы и равенства, когда мы вышли из коммунальных квартир и бараков. И вместо этого все получили отдельную квартиру. В этом была очень сильна прогрессистская направленность. Хрущевки — это, в принципе, город будущего, каким он тогда виделся.
Потом, с концом советской власти, наступила глубочайшая компрометация будущего как идеи — мы не смогли построить коммунизм, светлое будущее. И у нас сейчас в обществе вообще нет ценностей будущего. Поэтому все, что строится сейчас, воспринимается как потенциальное гетто.
Сейчас продолжают воспроизводиться не хрущевки, а брежневские 17-этажные панели в несколько модифицированных формах.
Есть строительный комплекс. В нем работают миллионы людей, и у этого комплекса есть гигантская инерция. У этой индустрии с гигантской инерцией есть спрос: когда люди считают (в глубине души), что все это ужасно, но это и есть их главное счастье, когда оказывается, что у большинства населения капитал, которым они обладают — та самая приватизированная или купленная квартира. В этой ситуации не может быть такого, что они все вдруг решат, что это какое-то дерьмо и надо от этого отказываться.
А рядом бегают какие-то озабоченные граждане, городские сумасшедшие, которые рассказывают про переулки, про квартальную и низкоэтажную застройку, про то, как там все комфортно. Очень комфортно, действительно, согласен.
То есть жилье и среда в низкоэтажной квартальной застройке по определению будут лучше?
На мой взгляд, лучшее жилье, которое вообще было создано в истории человечества, — доходные дома конца XIX, даже скорее начала XX века.
Квартира в этом доме — в Москве, Париже, Лондоне (хотя в Лондоне их меньше), Риме, Мадриде — это самое лучшее жилье вообще. Но проблема в том, что обычный человек за всю свою жизнь не может заработать на такую квартиру. Она слишком дорогая. Поэтому в такой типологии надо либо переходить на «сталинские» позиции, а именно: все жилье принадлежит государству и дарится гражданам, что жилье — неотъемлемое социальное благо.
Либо делать что-то другое, что и делают девелоперы — строить вот эти пластины, панельные многоэтажки, которые вам не нравятся. И мне тоже не нравятся.
Тем более что вся социальная идеология, которая туда была зашита, уже давно потеряна. Это дешевое жилье, которое более или менее хорошо продается из-за своей стандартности, а любой стандартный товар продается лучше, чем нестандартный. Поэтому мы и продолжаем его строить.
Вот есть одно-двухэтажная Америка для среднего класса — благоустроенная, ухоженная, социально благополучная, с достойной потребительской инфраструктурой, более или менее равномерно распределенная по всей территории США. А почему не существует одно-двухэтажной России для среднего класса? Я имею в виду не дачи в бывших обезлюдевших деревнях или закрытые поселки с особняками за заборами, а именно городские пригороды, где люди живут постоянно.
Во-первых, я думаю, это дело времени. Мне кажется, что это, несомненно, появится, просто пока не пришло время чисто по экономическим причинам. Степень удобства жизни в коттедже или таунхаусе, если мы говорим о европейском типе застройки, пока по соотношению издержек и достоинств для российского среднего класса или нижнего среднего класса хуже, чем жилье в многоквартирном доме: дольше до школы, до поликлиники, хуже со снабжением, довольно ужасная ситуация с транспортом. Эти все издержки идут сильно в минус.
На любом незастроенном и неогороженном пространстве сразу появляется свалка.
Во-вторых, у нас исторически получилось так, что у нас есть дачи, у нас есть ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), так называемый частный сектор, которого практически нет в Москве, но, например, если вы посмотрите на Казань, Краснодар, Улан-Удэ, Астрахань — половина города состоит из этого.
Частный сектор в городах зачастую очень убого выглядит, какие-то почти трущобы.
Не зачастую, а на сто процентов выглядит очень убого. Связано это с тем, что к частному сектору отношение государства всегда (после 1917 года) было отвратительным. Там фактически нет улиц, никакого благоустройства, там нет тротуаров, нет фонарей, там не убирают. На любом незастроенном и неогороженном пространстве сразу появляется свалка, мусор вывозят в лучшем случае раз в месяц, там очень плохо, потому что государство никогда этим не занималось, но мне кажется, что займется.
Я тут сказал, что большие города так живут — Краснодар, Казань. Я уж не говорю про города средние, где частный сектор может вообще занимать до 70% застройки. И там живут все же в основном беднейшие слои общества. И, соответственно, их собственных сил совершенно не хватает на поддержание этой среды. Поэтому пока это депрессивная среда. Но мне кажется, что у ИЖС огромный потенциал, что оно постепенно превратится в коттеджи. Потому что земля все равно стоит денег, и эта земля в городе.
Есть еще обратная ситуация: улица, грязь, мусор, бездомные собаки, тротуаров нет, при этом трехметровые заборы, а за ними — дорогие двух-трехэтажные частные дома с газонами, клумбами, фонтанами. И в том же Подмосковье такого немало.
Мы поразительно воспроизвели в этой части по структуре кварталы средневекового восточного города, какого-нибудь Ташкента, даже Бухары, Самарканда XIX века. Они, кстати, их сейчас тоже все сносят и вместо них строят панельные дома. Это мазанковые трехметровые заборы из глины и сами улицы, такие коридоры, в которых еще какая-то бесконечная грязь, ну а если это будет в Тунисе, то туда будет сбрасываться весь мусор.
А за забором вокруг дома будут фонтанчики журчать.
Да, за забором будет рай. Ну понятно, почему у нас это появилось — соседи друг друга боятся, люди друг друга боятся, ставят эти трехметровые заборы.
Но в США люди тоже зачастую друг друга боятся.
Но там регуляция, вам не дадут обнести дом трехметровым забором. Когда я занимался Новой Москвой, делал про нее книжку, я как раз предлагал сделать регуляцию, запрещающую профнастил вообще, и, соответственно, обязать всех делать заборы прозрачными.
Мне кажется, если у вас такая среда, а внутри за забором стоит дом за миллион долларов, то постепенно среда трансформируется. Потому что вообще-то это европейские люди, они построили себе нормальный дом и в какой-то момент ощутят, что живем мы как-то странно, что-то надо делать. И если вы сегодня запретите профнастил, то граждане могут вас не понять, но, думаю, через 20 лет это все преобразится: будут убраны заборы, сделаны нормальные тротуары, дороги, фонари, лавочки, цветники-палисадники, и вы получите идеальную среду. Эта среда уже есть, надо только убрать из нее это наполнение, связанное с взаимной ненавистью и страхом.
То есть все придет эволюционным путем?
Вообще градостроительство — это сильно эволюционная штука. Редко получается построить или преобразовать что-то очень быстро.
Москва — город, выросший вокруг феодального замка, Кремля. В течение веков он был средоточием неограниченной власти в России, священным капищем государственности. Не является ли такая кремлецентричность Москвы как бы порочным паттерном, веками проецирующим самодержавную централизацию на всю Россию?
Авторитаризм и антидемократизм заложены в ее планировочную структуру.
Да, есть такое. Но надо понимать, что есть довольно большой процент населения — мы хорошо знаем это по тому, как оно голосует, — которое в восторге от того, что это центр такого сильного, такого мощного государства. И они имеют право в этом городе тоже жить. Не надо думать, что их, например, может не быть. Вы их не отмените, это их ценность, и она очень большая. При этом Москва бывает все же разной, и если вспомнить, что довольно долго, 200 лет, она не была столицей, это был такой город скорее типа Ярославля. Москва 1907 года — это достаточно провинциальная среда.
Но и тогда она была символом государственности огромной самодержавной империи, первопрестольной столицей.
Этой своей идентичности она не потеряет. И эта идентичность привлекательна для огромного числа населения.
В чем, по-вашему, всемирно-исторические причины современного этапа урбанизации, который особенно ощущается у нас — массовый отток людей из регионов в мегаполисы, который, судя по всему, еще только набирает обороты?
Есть нынешний тренд, который называется «вторая урбанизация». Это переезд людей из малых городов в крупные, он происходит во всем мире, не только у нас. При этом Эдвард Глейзер доказал, что в авторитарных режимах столицы растут в два раза быстрее, чем другие города. То есть при нормальных процессах люди переезжают во все города, при авторитарном режиме в два раза быстрее переезжают в столицу. Почему? Потому что административный ресурс является главным в развитии экономики, бизнеса, образования, медицины и так далее в авторитарных странах. Поэтому в городе, где сидит эта авторитарная власть, он будет расти гораздо быстрее. Значит, соответственно, они все сюда стремятся.
Лет через двадцать малые и средние города вокруг Москвы, которые сегодня недооценены, будут вбирать в себя людей, в том числе переезжающих из Москвы.
И наоборот — уж не знаю, когда теперь — в 2048 году Владимир Владимирович покинет пост президента или в 2056-м, в общем, когда у нас наступит «прекрасная Россия будущего», то расти начнут другие города. Потому что в Москве у людей очень большие издержки. Москва, как вы знаете, обычно все время присоединяет к себе какие-то куски. Если представить себе, что по границам бетонки все будет включено в Москву, то здесь как раз поселятся 140 миллионов жителей, то есть все население России переедет в Москву. И там, за бетонкой, уже ничего не останется, будет очень чистая природа.
Но можно ли полагать, что через какое-то время начнется обратный процесс: отток человека из мегаполисов обратно «к земле» или хотя бы в малые города?
Покамест вряд ли. Но можно полагать, что лет через двадцать малые и средние города вокруг Москвы, которые сегодня недооценены, будут вбирать в себя людей, в том числе переезжающих из Москвы.
Мы видим, что железнодорожный транспорт увеличивает свою скорость примерно в два раза за 20 лет. Независимо от того, что происходит в РЖД, технологии объективно развиваются. Это означает, что центры удельных княжеств, которых мы скушали в XIV–XV веках, как то Звенигород, Дмитров, Коломна, Серпухов, окажутся в получасовой доступности от Москвы. У нас в городе больше не осталось еще одной Остоженки или Патриарших, исторической среды, которая может быть реновирована и превратится в суперлакшери. Но у нас есть 20 городов, в которых есть историческая городская среда, которая окажется от Москвы в получасовой доступности. Это гигантский ресурс лакшери-жилья, который можно осваивать. И вот туда, на мой взгляд, в течение ближайших 10–15 лет пойдет этот процесс. Если электричка за полчаса может доставить вас до центра Москвы, тогда это сравнимо по качеству не с Остоженкой, конечно, но с ЗИЛом. В ЗИЛе перенаселенность, очень большая плотность, это тоже полчаса до центра через московские пробки, а вместе с тем исторической среды там нет, это новостройка. А здесь, в каком-нибудь Звенигороде, мы имеем тот же тип застройки, как на Остоженке, только на Остоженке один квадратный метр жилья стоит миллион или уже два, а там в реновированном доме в историческом центре с благоустроенной средой метр будет стоить ну 300 тысяч по нынешним ценам, то есть какие-то совсем несопоставимые деньги.
Но важно, чтобы электричка, экспресс, на которых поедет человек, были комфортные, не заплеванные.
Ну мы видим, что эти улучшения постепенно происходят. И вот такое освоение малых резидентных городов, которое, например, происходит в Риме, — есть Рим, а есть малые исторические города вокруг него. И в них, да, дорогое, хорошее жилье в исторической части — вот этого я жду, и думаю, что это будет происходить.
Губернатор Ивановской области надеется, что там у него как-то дело пойдет. Но это далеко — 400 километров, так что не знаю, не верю. А вот исторические города в пределах 150–200 километров от Москвы, да, вполне реалистично. Вместо человейников будут заселяться заново исторические среды малых подмосковных городов, где вы живете в историческом центре, и при этом вам до Москвы всего полчаса езды. Боровск, Серпухов, есть какие-то совершенно восхитительные места.






