- 55 лет назад человек впервые шагнул в космическую бездну. Отделенный от гибельного холода и смертоносной радиации тонким скафандром, он со скоростью пули пронесся вместе с кораблем по околоземной орбите. Внутри кабины его, Алексея Леонова, ждал, волнуясь, напарник Павел Беляев, а на родной планете — пославшая их на подвиг страна.
- Подготовка
- Корабль
- Доспехи
- Угрозы
- Полет
- Непредвиденные обстоятельства
- Возвращение домой
- ***
- Один во Вселенной. Что принёс человечеству космический подвиг Алексея Леонова
- Гигантская работа ради маленького шага
- Почти катастрофа и нарушение инструкции
- Не менее важно, чем полёт Гагарина
- Что принёс первый выход человека в открытый космос
- Ранняя биографияПравить
- В отряде космонавтовПравить
- В запасеПравить
- Личная жизньПравить
- ПамятьПравить
- Названы именем Леонова
- БиблиографияПравить
55 лет назад человек впервые шагнул в космическую бездну. Отделенный от гибельного холода и смертоносной радиации тонким скафандром, он со скоростью пули пронесся вместе с кораблем по околоземной орбите. Внутри кабины его, Алексея Леонова, ждал, волнуясь, напарник Павел Беляев, а на родной планете — пославшая их на подвиг страна.
ЗЕМЛЯ-ТО ВЕДЬ КРУГЛАЯ!
Леонова всегда негласно считали космонавтом № 2 — не по очередности полетов (он был 11-м в СССР и 15-м в мире), а по важности окрылившего землян свершения.
Идею выхода человека в открытый космос первым высказал в 1963 году Сергей Королев. С началом космической эры стало ясно: при длительных орбитальных полетах рано или поздно придется выходить наружу — хотя бы для мелкого внешнего ремонта в нештатных ситуациях. Требовался первопроходец, при том, что, несмотря на тщательную проработку всех необходимых операций и скрупулезные расчеты, никто не мог гарантировать, что экспериментатор не погибнет за бортом в первые же секунды. Ему предстояло проникнуть в принципиально новую для человечества, слабо изученную, потенциально враждебную среду — безвоздушное пространство.
Хорошо зарекомендовавший себя в полетах «Восход» модифицировали, сократив экипаж с трех человек до двух и заменив один из иллюминаторов выходным шлюзом. Специально разработанный скафандр «Беркут» имел многослойную герметичную оболочку, способную поддерживать внутри избыточное давление. Ставший уже почти традиционным оранжевый цвет костюма заменили на белый: прочное светоотражающее покрытие должно было защитить от жара солнечных лучей и мелких космических частиц. Весил он 100 килограммов, для обычных движений в нем требовалось прилагать недюжинные усилия.
А силы понадобились не только физические, но и духовные: хладнокровие, мужество, самоотверженность. 18 марта 1965 года в 11 часов 34 минуты 51 секунду Алексей Леонов, шагнув из шлюзовой камеры в открытый космос, произнес исторические слова: «Отлично себя чувствую!.. Солнце надо мной». А чуть позже — с удивлением: «А Земля-то ведь круглая!»
И сам он, и его напарник, и люди в ЦУПе знали о смертельных опасностях, грозящих человеку за бортом: о метеоритах, которые чуть крупнее песчинки, о попадании в зону смертельной радиации или на теневую сторону планеты, где температура резко падает до –150 °C. Однако никто не представлял, какие испытания уготовила Алексею Архиповичу судьба.
Его приключения начались еще накануне легендарного полета. Запущенный за сутки до этого корабль-аналог с манекенами «Ивановичами» погиб на обратном пути вследствие технических накладок: нештатное вращение привело к серии команд с Земли, которые неожиданно инициировали АПО (автоматический подрыв объекта).
О том, что происходило дальше, Леонов спустя много лет рассказывал:
3001-Я И ДРУГИЕ «НЕШТАТКИ»
Обливаясь плескавшимся внутри скафандра потом, с зашкаливающими ритмами сердца и дыхания, Леонов рискнул резко стравить воздух, рассчитав при этом концентрацию азота в крови, чтобы тот не вскипел. Не выпуская из рук кинокамеру с первым в мире «космическим кино», Алексей Архипович втиснулся в шлюз вперед головой (нештатно), умудрился сделать там невероятный кувырок и закрыл за собой люк. В итоге пробыл вне корабля не официально подтвержденные 12 минут 9 секунд, а почти вдвое дольше.
Потом, когда, казалось, уже все было позади, снявшие скафандры члены экипажа (Павел Беляев тоже все это время пребывал «в полном облачении» на случай помощи товарищу) обнялись и заняли свои места, приготовились положить корабль на обратный курс, — смерть нависла уже над обоими. У нее, смертельной угрозы, имелось специальное, сугубо техническое имя — «глубокое закислороживание объекта».
После, при разборе ситуации, стало понятно, в чем дело: «Восход» не имел автономной системы терморегулирования, оно осуществлялось за счет кручения относительно Солнца, а во время выхода Леонова в открытый космос положение корабля было стабилизировано. В результате одна его сторона прогрелась до +150°C, другая охладилась до –140 °C. Из-за различия металлов, из которых были сделаны люк шлюзовой камеры и его обечайки, образовалась микроскопическая щель. И хотя датчик показывал, что люк закрыт, через это отверстие шло стравливание воздуха из корабля, а система жизнеобеспечения, фиксируя факт утечки, начала поддавать кислород. Потом аварийно стравленный из кабины воздух ударил по люку, чем окончательно законопатил его изнутри, и утечка прекратилась.
РУХНУВШИЕ В ТАЙГУ
Во время приземления было еще немало «казусов», каждый из которых мог закончиться для космонавтов летально. Не произошло разделения двигателя и посадочной капсулы, случился отказ системы автоматической посадки, и сажать корабль пришлось вручную — как бы смотря в зеркало бокового обзора, если использовать аналогию с автомобилем.
— Капсула приземлилась в расщелину между деревьями, невысоко над землей, — вспоминал Алексей Архипович. — Парашют зацепился за ветки вверху. Один люк оказался полностью закрыт березой. Другой — на треть, мы начали его раскачивать и выворотили, он упал в снег. А когда спрыгнул Павел, я увидел только его голову, все остальное у него было в сугробе. Мороз и пурга — а у нас никакой теплой одежды. Развернули радиостанцию и телеграфным ключом подали сигнал о нашем возвращении. Потом Паша достал секстан, замерил место, где мы были. Есть штатный способ определиться с местонахождением: когда отработал двигатель, надо было электронно-механическую систему «Глобус» сориентировать на место посадки, а потом выключить. Я этого в суматохе не сделал. В результате реальная поправка относительно точки, которую мы первоначально увидели на «Глобусе», исчислялась четырьмя тысячами километров. Мы решили, что находимся между Обью и Енисеем. Я и говорю: «Паша, я знаю эти места — месяца через три за нами приедут на собаках». Слава Богу, оказались поближе, в Пермской области, и уже через сутки к нам прилетел вертолет, сбросивший теплые вещи и продукты. Приземлиться там он не мог.
Вызволить из тайги героев-космонавтов удалось только на третьи сутки. Часть времени они просидели в скафандрах, затем сняли их, раздевшись догола, выжали мокрое насквозь белье, вместо него надели содранную со скафандров экранно-вакуумную теплоизоляцию и обмотались поверх парашютными стропами — «как две сосиски», по выражению Леонова.
Но это были уже отчасти радостные происшествия — с шутками, подначками, ведь они находились не в холодном, гибельном вакууме, а на своей планете, в родной стране.
Звездам навстречу раскрыто окошко
Космос будет часто вспоминаться им обоим. Особенно Алексею Леонову, дважды Герою, почетному гражданину 30 городов мира, осуществившему впоследствии в качестве командира корабля историческую орбитальную стыковку «Союза» с американским «Аполлоном».
И все же именно тот полет шестьдесят пятого, грозивший смертью, поразивший величием увиденного и пережитого, приходил к Алексею Архиповичу во снах, расцветал красками на сотнях его картин.
— Космос — не хаос, это абсолютная гармония: цветовая, музыкальная, — некогда поделился впечатлением в беседе с автором этого текста Леонов. — По цветам я тогда четко разделил палитры Рокуэлла Кента и Николая Рериха. Когда движешься от Солнца в ночь — это Кент, а в обратную сторону — Рерих. Музыка тоже звучала: на темной стороне Земли, где нет помех, я отчетливо слышал в скафандре звук вентиляторов, который выстраивался в некое музыкальное повествование. Сравнить его можно со звучанием терменвокса или электронными композициями Вячеслава Мещерина.
Видел ли, слышал ли нечто похожее астронавт Эдвард Уайт, выходивший в открытый космос с корабля «Джемини-4» всего на два с половиной месяца позже Алексея Леонова? Сие неведомо, поскольку американец публично об этом не рассказывал. Возможно, леоновский русский «космизм», романтические видения были ему не близки, не свойственны.
С великодержавной непреклонностью, со сжатыми кулаками и желваками на скулах мы состязались в те годы с Америкой: опередили их и с первым спутником, и с первым полетом человека в космос, и с первым выходом за пределы корабля, хотя проиграли затем в лунной гонке.
Сегодня, 55 лет спустя, это, как ни странно, имеет не самое большое значение. Что особенно важно? Нечто иное, неуловимое, ушедшее вместе с эпохой. Может быть, тот знаменательный момент, минута или несколько секунд эйфории, всеобщей лучистой радости (невзирая на холодную войну, глобальные проблемы, не всегда радужные прогнозы), которая охватила тогда половину землян, смотревших телетрансляцию с орбиты.
В черной бездне среди звезд медленно плыл и махал им рукой в серебристой перчатке их собрат, точно посланник из будущего, обещавший одним только своим появлением всечеловеческое единство, просторный и светлый общий дом, с порога которого открывается бесконечная, притягательная дорога в небо. Был ли этот померкший ныне образ всего лишь иллюзией, случайной вспышкой на сумеречном пути человечества? Как знать.
Материал опубликован в мартовском журнале Никиты Михалкова «Свой»
11 октября 2019 года Алексей Леонов умер. Ему было 85 лет. Этот текст о нем был опубликован в марте 2014 года.
«Меня поразила тишина. Тишина, необыкновенная тишина. И возможность услышать свое собственное дыхание и сокращение сердца. Я слышал, как бьется мое сердце, я слышал мое дыхание», — Алексей Леонов
18 марта 1965 года в 10 часов 00 минут по московскому времени с Байконура стартовал космический корабль «Восток». На его борту находились два советских космонавта: командир Павел Иванович Беляев и пилот Алексей Архипович Леонов. Через полтора часа один из них шагнул в бездну, избавился от крепкой оболочки корабля и вышел в открытый космос. С планетой Земля его связывал лишь фал длиной 5,5 метров. Так далеко от своей Родины не летал еще никто.
Подготовка
Прошло почти четыре года со дня полета Юрия Гагарина, весь мир был увлечен космической гонкой двух сверхдержав — СССР и США. Они отправили уже по несколько пилотируемых кораблей; в 1964 впервые на советском «Восходе» нового типа в космос отправились сразу три человека, теперь предстоял следующий принципиальный шаг — выход в открытый космос.
Обе державы, усиленно занимавшиеся космической программой, одновременно приходили к очевидным проблемам, требующим решения. Рано или поздно при планируемых длительных полетах потребуются профилактические и ремонтные работы снаружи корабля, кроме самих космонавтов выполнять их будет некому, следовательно, нужно было разработать безопасную и действенную систему их осуществления. В СССР этой проблемой занимался Королев, а главным специалистом-исполнителем стал молодой космонавт из первого отряда — Алексей Леонов. По программе разработали усовершенствованный вариант новейшего космического аппарата «Восход», шлюзовую систему и специальный защитный скафандр. К февралю 1965 года все было готово, оставался последний бросок.
Корабль
«Восход-2» стал усовершенствованной версией первого корабля, на котором в 1964 году впервые был совершен одновременный полет сразу трех космонавтов: Владимира Комарова, Константина Феоктистова и Бориса Егорова. В кабине было так тесно, что им пришлось лететь без скафандров, и в случае разгерметизации корабля им грозила неминуемая гибель. Вес «Востока-2» составлял почти 6 тонн, диаметр 2,5 метра, а высота почти 4,5 метра. Новый корабль приспособили для полета двух человек и оснастили уникальным надувным шлюзом для выхода в открытый космос «Волга» — там камера надувалась и готова была принять космонавта. Ее внешний диаметр 1,2 метра, внутренний всего 1 метр, а длина – 2,5 метра. При подготовке к посадке камера отстреливалась и корабль приземлялся без нее.
Стоит отметить, что полет «Восхода-2» со шлюзовой камерой и экипажем на борту был рискованным, так как предварительно проверить работу всех систем не удалось. 22 февраля 1965 года, меньше чем за месяц до полета Беляева и Леонова, беспилотный корабль «Космос-57» (копия «Востока-2») во время испытательного полета был взорван из-за ошибочной команды на самоуничтожение. Несмотря на это, Королев (главный конструктор всей программы) и Келдыш (Президент Академии Наук СССР), посоветовавшись с космонавтами, решили не отменять запланированный полет.
Доспехи
Первый скафандр для выхода в открытый космос назывался «Беркут» (к слову, все советские и российские скафандры носят имена хищных птиц: «Орлан», «Ястреб», «Сокол», «Кречет»), вместе с ранцем он весил 40 килограмм, что, конечно же, не имеет никакого значения в условиях невесомости, но дает представление о серьезности конструкции. Все системы были максимально простыми, но эффективными. Например, конструкторы решили обойтись без регенерационной установки для экономии места и выдыхаемый углекислый газ выпускался через клапан прямо в открытый космос.
Однако на тот момент в скафандре использовались несколько новейших технологий того времени: экранно-вакуумная изоляция из нескольких слоев металлизированной ткани защищала космонавта от перепадов температуры, а светофильтр на стекле шлема спасал его глаза от яркого солнечного света.
«Беркут» использовался всего один раз во время полета «Восхода-2» экипажем Беляева и Леонова и является на данный момент единственным универсальным скафандром, то есть предназначавшимся как для спасения пилотов при разгерметизации корабля, так и для выходов в открытый космос.
Угрозы
Вы все, конечно же, смотрели фильм «Гравитация», получивший 7 Оскаров, а потому должны иметь хорошее представление о всех опасностях, угрожающих космонавту в открытом космосе. Это опасность потерять связь с кораблем, опасность столкнуться с космическим мусором и, наконец, опасность истечения запасов кислорода до возвращения на корабль. Помимо этого существует и опасность перегрева или переохлаждения, а также поражения радиацией.
Леонов был привязан к кораблю прочным фалом длиной пять с половиной метров. В ходе полета, он неоднократно вытягивался на всю длину и снова подтягивался к кораблю, фиксируя все свои действия на кинокамеру. В 60-х еще не существовало ракетных ранцев (устройство для перемещения и маневрирования космонавта) позволяющих полностью свободно отделяться от корабля и возвращаться на него, так что тонкая крепкая веревка на двух металлических карабинах — это в буквальном смысле все, что связывало Леонова с жизнью и возможностью вернуться домой.
вероятность столкнуться с каким-либо космическим мусором, вращающимся на орбите Земли, в 1965 году была еще очень мала. До полета «Восхода-2» в космосе побывали всего лишь 11 пилотируемых кораблей и несколько спутников, при этом на довольно низких орбитах с относительно большой плотностью атмосферных газов, соответственно, большая часть мельчайших частиц краски, обломков и прочего мусора, остающегося после этих кораблей, вскоре сгорала, не успев причинить никому вреда. До формулирования было еще далеко, и советская космическая программа не воспринимала эту опасность всерьез.
Скафандр «Беркут», разработанный специально для выхода в открытый космос и имевший полную автономность, имел запас всего в 1666 литров кислорода, а для поддержания необходимого давления газа и жизнедеятельности космонавта необходимо было тратить больше 30 литров в минуту. Таким образом, максимальное время пребывания вне корабля составляло всего лишь около 45 минут, и это на все про все: вход в шлюз, выход в открытый космос, пребывание в свободном полете, возвращение в шлюз и ожидание времени его закрытия. Общее время выхода Леонова составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд). Никакого запаса на исправление ошибок или спасение не предусматривалось.
Температурный режим и радиация
Леонов успел фактически чудом успеть завершить свой выход до попадания корабля в тень от Земли, где низкие температуры могли осложнить все его действия и привести к смерти. В кромешной тьме он бы не смог справиться с фалом и входом в шлюз. Нахождение на солнечной стороне в течение каких-то 12 минут заставляло его обливаться потом. «Терпения уже не было, по лицу пот тек не градом, а потоком, да такой едкий, что глаза жгло» — вспоминает Леонов. Что касается радиации, то тут ему относительно повезло. На апогее орбиты почти в 500 километрах над землей, «Восход-2» задевал только нижний край радиационно-опасной зоны, где излучение может составлять до 500 рентген/час (смертельная доза за несколько минут), кратковременное нахождение в ней и хорошее стечение обстоятельств не привели к страшным последствиям. По приземлении у Леонова зафиксировали дозу в 80 миллирад, что значительно превышает норму, но к повреждениям здоровья не приводит.
Полет
На первом же витке полета была надута шлюзовая камера. Оба члена экипажа заняли свои места и облачились в скафандры. На втором витке Леонов перелез в шлюзовую камеру, а командир плотно задраил за ним люк. В 11:28 из «Волги» стравили воздух — время пошло, теперь Леонов был полностью автономен. В 11:32 с пульта управления был открыт наружный люк, через две минуты в 11:34 Леонов покинул шлюз и отправился в открытый космос.
В момент выхода пульс космонавта составлял 164 удара в минуту. Леонов отдалился от корабля на метр, а затем снова вернулся. Тело свободно разворачивалось в пространстве. Через стекло своего шлема он смотрел на проплывающее прямо под ним Черное море, на корабли, плывущие по его темно-синей глади.
Он несколько раз повторил свой маневр отхода и подхода к кораблю, свободно вращаясь и раскинув руки, все это время разговаривая по радиостанции с командиром корабля и наземными службами. Над Волгой Беляев подключил телефон в скафандре Леонова к передачам Московского радио, по которому Левитан читал сообщение ТАСС о выходе человека в открытый космос. В это время весь мир с помощью телетрансляции с камер корабля мог видеть, как Леонов машет рукой всему человечеству прямо из открытого космоса.
Рекордный полет Леонова продолжался 12 минут и 9 секунд.
Непредвиденные обстоятельства
При подготовке к полету на земле были отработаны 3000 различных аварийных ситуаций и их решений. Но Леонов говорил, что по закону в космосе случится и 3001-ая, и ее тоже нужно будет решить. Так и произошло.
«Я молча, не докладывая на Землю (вот это мое было очень большое нарушение), принимаю решение и сбрасываю давление из скафандра практически в 2 раза, на 0,27 вместо 0,5. И у меня сразу руки встали на место, я смог работать в перчатках».
Но это порождало страшные последствия — из-за падения парциального давления кислорода он попадал в зону закипания азота (, известная у ныряльщиков). А нужно было спешить. Командир корабля Беляев, видя, что тень неумолимо приближается, и в полной темноте и при предельном минусе Леонову уже ничто не сможет помочь, торопил своего пилота.
Тогда Леонов в нарушение всех инструкций сделал последнюю отчаянную попытку — сбросил с помощью клапана давление в скафандре до предельного минимума, втолкнул кинокамеру в шлюз и, развернувшись вперед головой, втянулся внутрь на руках. Это удалось сделать лишь благодаря отличной физической подготовке — измотанный организм отдал последнюю энергию этому усилию. Внутри камеры Леонов с большим трудом развернулся, задраил люк и, наконец, отдал команду выровнять давление. В 11:52 в шлюзовую камеру начал поступать воздух — это и стало окончанием выхода Алексея Леонова в открытый космос.
Возвращение домой
Борьба Леонова за жизнь была завершена; люк за его спиной захлопнулся, отделив тесный светлый уютный мирок кабины «Восхода-2» от темного бесконечного холода космического пространства. Но тут возникла другая проблема. Начало повышаться парциальное давление кислорода в кабине, оно дошло уже до 460 мм и продолжало расти, — и это при норме в 160 мм. Малейшая искра в электросхемах приборов могла привезти к взрыву. Позднее выяснилось, что из-за того, что долгое время «Восход-2» был стабилизирован относительно Солнца, он нагревался неравномерно (с одной стороны +150°С, а с другой -140°С), что привело к незначительной деформации корпуса. Датчики закрытия люка сработали, но осталась небольшая щель, из которой улетучивался воздух. Система автоматики исправно обеспечивала жизнеобеспечение космонавтов, подавая в кабину кислород. Разобраться самостоятельно с этим экипаж был не в силах, и космонавтам оставалось лишь с ужасом наблюдать за показаниями приборов. Когда общее давление достигло 920 мм, люк под его напором захлопнулся, и угроза миновала — вскоре атмосфера внутри кабины нормализовалась.
Но и на этом беды космонавтов не закончились. В штатном режиме корабль должен был начать программу посадки после 17-ого витка, но тормозная двигательная установка не сработала в автоматическом режиме, и корабль продолжал с бешеной скоростью нестись по орбите. Сажать корабль пришлось в ручном режиме, Беляков сориентировал его в правильное положение и направил в безлюдную местность в тайге в районе Соликамска. Больше всего тогда командир боялся попасть в густонаселенный район и задеть линии электропередач или дома. Был также риск залететь на недружественную на тот момент территорию Китая, но всего этого удалось избежать. После включения тормозных двигателей и торможения в атмосфере потянулись мучительные секунды ожидания. Но все обошлось: парашютная система сработала в штатном режиме, и «Восход-2» приземлился в 30 километрах юго-западнее города Березники в Пермской области. Командир блестяще справился с задачей, отклонившись от расчетной точки всего на 80 км с учетом того, что корабль летел со скоростью около 30 000 км/ч.
С вертолета очень быстро обнаружили красные парашюты, повисшие на верхушках деревьев, но вот найти место для посадки и вытащить удачно приземлившийся экипаж не было никакой возможности. Двое суток Беляев и Леонов просидели в заснеженной тайге, ожидая прибытия помощи. Не вылезая из скафандров, они закутались в теплоизоляционную обшивку, обмотались стропами парашютов, развели костер, но в первую ночь согреться не удалось. Наутро им сбросили продукты и теплые вещи (пилоты сняли куртки со своих плеч), на канатах спустили группу с врачом, которая, добравшись до приземлившихся космонавтов, смогла обеспечить им лучшие условия. Все это время неподалеку вырубали площадку для приземления эвакуационного вертолета, куда космонавты могли добраться на лыжах. Уже 21 марта Беляев и Леонов были в Перми, откуда доложили об удачном завершении полета лично генсеку КПСС Леониду Брежневу, а 23 марта героев встречала Москва.
***
П. Беляев и А. Леонов
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля — 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI — золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.
Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.
Один во Вселенной. Что принёс человечеству космический подвиг Алексея Леонова
Вспоминаем, как Советский Союз выиграл у США очередной раунд «космической гонки»
18 марта 2023, 06:30, ИА Амител
Впервые человек вышел в открытый космос 58 лет назад, 18 марта 1965 года. И первым, кто увидел космос не на фотографиях или видеозаписях, а воочию, смог практически подержать его в руках, стал советский космонавт Алексей Леонов. Возможно, сегодня, когда «глубоко земные» стартапы интересуют молодёжь больше, чем звёзды, это событие кажется не только далёким, но и не слишком значимым. Однако эпоха освоения космоса позволила (и, будем надеяться, ещё будет позволять) совершить большие прорывы в развитии науки. Каким был шаг космонавта Леонова – рассказывает журналист amic.ru Андрей Магас.
Гигантская работа ради маленького шага
Чтобы Алексей Архипович Леонов смог впервые выйти в открытый космос 18 марта 1965 года, советские учёные проделали гигантскую работу. Причём велась эта работа в условиях напряжённой «космической гонки» между СССР и США. Советской стороне было известно, что американцы тоже готовятся выпустить своего космонавта в открытый космос. И действительно, отстали они ненамного – 3 июня 1965 года в космос вышел первопроходец от США Эдвард Уайт. Но за два с половиной месяца до этого там уже побывал Алексей Леонов.
Полёт ракеты-носителя с экипажем «Восход-2» начался 18 марта 1965 года с космодрома Байконур в 10 часов утра по московскому времени.
В специальном отсеке космического корабля находилась гибкая (надувная) шлюзовая камера. Она была нужна для того, чтобы космонавт мог выйти в открытый космос, не подвергая опасности ни жизни остальных членов экипажа, ни сам корабль. Камера обеспечивала безопасность, когда требовалась некоторая разгерметизация отдельных участков космического корабля перед выходом в открытый космос, и была передовой разработкой наших учёных. Например, у американцев при выходе членов экипажа в космос происходила разгерметизация практически всего корабля, и это было чревато опасными неожиданностями.
Как только «Восход-2» вышел на орбиту, камера была надута. Помимо прочих агрегатов, в шлюзе размещались две кинокамеры для съёмки процесса выхода Леонова в открытое космическое пространство и системы освещения.
Почти катастрофа и нарушение инструкции
Командир экипажа Павел Беляев наполнил шлюз воздухом и открыл люк, соединявший кабину пилота с камерой, чтобы туда «вплыл» Леонов. Беляев закрыл люк, начал разгерметизацию. После этого открыли люк шлюзовой камеры, и Леонов вышел в открытое пространство. Побывав в открытом космосе, он вернулся. Вне корабля в условиях космического пространства он провёл 23 минуты 41 секунду, в условиях открытого космического пространства – 12 минут 9 секунд. Думаете, всё просто? Ничуть.
Во время полёта на Леонове был космический скафандр «Беркут» с многослойной герметичной оболочкой. Его разрабатывали учёные научно-производственного объединения «Звезда» в 1964-1965 годах специально для выполнения этой важнейшей задачи. Скафандр тоже являлся передовой разработкой для своего времени: он не имел жёсткого каркаса. Снаружи скафандр был покрыт специальным веществом белого цвета для защиты космонавта от теплового воздействия солнечных лучей.
Негативный опыт «Беркута» был учтён, и уже следующие космические экипажи получили усовершенствованные скафандры «мягкого типа» – «Ястреб», разработанные также на «Звезде». Кроме того, при проектировании космических кораблей учли и размеры люков, через которые проходят космонавты.
Об истории, которая едва не привела к катастрофе, Леонов умалчивал во время многочисленных встреч с общественностью и коллегами-космонавтами из других стран. Широкая публика узнала об этом только в 1990-е годы, а подробно – в сборнике «Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди», вышедшем в 2005 году.
Не менее важно, чем полёт Гагарина
Руководитель Института космической политики Иван Моисеев убеждён, что «первый выход человека в открытый космос сопоставим по важности с первым полётом Гагарина: «Первый выход был очень сложным, операция была рискованной».
Моисеев напоминает, что в 1965 году «было очень много аварийных ситуаций, на грани катастрофы»: «Вот две из них. Первая – Алексею Леонову не удалось спокойно вернуться на корабль из-за того, что скафандр раздулся непредвиденно. Он затратил много сил и очень рисковал при возвращении обратно. Ему пришлось отходить от инструкции: если ничего не путаю, пришлось входить не ногами вперёд, а головой. Вторая – проблема при посадке корабля на Землю. Их корабль исчез далеко от намеченной точки, в тайге, двое суток до него не могли добраться спасатели. Вот такое приключение под конец полёта. Там много было аварий. Эти две – самые серьёзные».
Что принёс первый выход человека в открытый космос
«Первый выход состоялся бы в любом случае. Но полёт в космос – это сложная рискованная операция. А то, что называется внекорабельная деятельность (ВКД), которой очень много сейчас, выход в открытый космос – неотъемлемая часть почти всех работ. Построить космические станции вроде МКС или «Мир» без выхода в открытый космос практически невозможно», – подытоживает Моисеев.
Подвиг Леонова (а это всё-таки можно назвать подвигом, так как был очень большой риск не вернуться) позволил усовершенствовать скафандры, а работа в этом направлении продвинула исследования в области изменения свойств материалов.
Сложности, возникшие в процессе посадки космического корабля, были использованы для улучшения его технических характеристик. И это только минимум, который принёс выход в космос.
Но главное – человечество получило бесценный опыт и уверенность, что космосом можно не только любоваться и наблюдать за ним с помощью технических устройств, но в нём еще можно и работы вести. Таков главный итог фантастических 12 минут 9 секунд пребывания Алексея Леонова наедине с космосом.
*Впервые материал был опубликован на amic.ru 18 марта 2020 года.
История — странная штука: создается впечатление, что в последние лет 100 человечество внезапно решило набрать темп развития, а некоторые достижения даже спустя десятилетия выглядят почти невозможными. Восемнадцатого марта исполняется 58 лет с момента первого выхода человека в отрытый космос. Это значимое событие, в очередной раз доказавшее, что нам — человечеству — многое под силу.
Миссия заняла чуть больше суток: пилотируемый корабль «Восход-2» был запущен с космодрома «Байконур» утром 18 марта 1965 года, космонавты вернулись на Землю утром следующего дня. На борту «Восхода-2» находились Алексей Леонов и Павел Беляев, которым предстояло выполнить сложную миссию.
Для обеспечения выхода в открытый космос использовались «надувной» шлюз «Волга» и скафандр «Беркут». Камера была разработана исходя из характеристик корабля: аппаратуру кабины требовалось защитить от безвоздушного пространства (то есть полная разгерметизация не вариант), «жесткий» шлюз установить было некуда. Работу «Волги» проверили незадолго до запуска «Восхода-2» — на автоматическом корабле «Космос-57».
«Беркут», в свою очередь, также разрабатывали под пилотируемый полет с выходом в открытый космос. Это был скафандр мягкого типа, который доработали после возникших позже «нюансов» (сам «Беркут» использовали лишь раз).
«Восход-2» стартовал в десять утра по московскому времени, а уже в 11:32:31 Беляев подал команду открыть люк шлюзовой камеры, и спустя пару минут Алексей Леонов стал первым в истории человеком, вышедшим в открытый космос. На внешней оболочке корабля были установлены телекамеры, фиксировавшие процесс и передававшие сигнал на приемные станции — здесь его записывали на пленку.
Вне корабля Леонов, прикрепленный к кораблю гибким фалом длиной 5,35 метра, находился чуть более 12 минут. Конструкция скафандра показала слабую сторону: из-за разницы давлений (разные источники сообщают о 0,35, 0,4 и 0,5 атмосферы внутри и вакуума снаружи) «Беркут» раздулся. Это сильно затрудняло движения космонавта, а также возвращение в шлюз: Леонов попросту не помещался в проем.
Чтобы оказаться внутри, космонавт нарушил несколько правил: возвращался вперед головой и снизил давление в скафандре до 0,27 атмосферы без разрешения этих действий с Земли. На все потребовалось больше времени, чем было запланировано, общая продолжительность первого выхода составила 23 минуты 41 секунду при запасе кислорода на 30 минут. Леонов смог вернуться на корабль, космонавты успешно приземлились, но в нерасчетной местности.
Потребовались значительные усилия, чтобы эвакуировать Леонова и Беляева, однако миссия доказала: все возможно.
Может показаться, что состоявшийся в марте 1965 года полет и первый выход человека в космос — сплошная романтика. Это, конечно же, не так: за всем стоял труд огромного числа советских инженеров, а также воля космонавтов, в очередной раз шагнувших в неизвестность — в прямом смысле этого слова. Во время полета корабля «Восход-2» возникло немало опасных ситуаций, которые могли завершиться трагедией, что лишь добавляет этой миссии значимости. Рекомендуем, если вы вдруг пропустили, посмотреть фильм «Время первых» 2017 года, который грамотно и действительно качественно рассказывает эту историю.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Леонов; Леонов, Алексей.
Запрос «Леонов, Алексей» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Ранняя биографияПравить
В 1955 году окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в Кременчуге, куда поступил по комсомольскому набору. В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (ЧВАУЛ) и вступил в КПСС. Был направлен лётчиком в 113-й гвардейский истребительный авиационный полк 10-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 69-й воздушной армии Киевского военного округа, а в 1959 году — старшим лётчиком в Группу советских войск в Германии, 294-й отдельный разведывательный авиационный полк 24-й воздушной армии.
В отряде космонавтовПравить
Алексей Леоновв открытом космосе
За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Леонову Алексею Архиповичу 23 марта 1965 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1968 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского (инженерный факультет).
22 января 1969 года находился в автомобиле, обстрелянном офицером Виктором Ильиным в ходе покушения на Брежнева. Не пострадал.
В 1971 году был командиром основного экипажа Союза-11 (вместе с В. Н. Кубасовым и П. И. Колодиным). Незадолго до старта медкомиссия дала отвод Кубасову, экипаж сменили. Полетели дублёры — Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков и В. И. Пацаев, погибшие во время посадки спускаемого аппарата.
В 1975 году, 15—21 июля, совместно с В. Н. Кубасовым, совершил второй полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-19» по программе «ЭПАС» (программа «Союз — Аполлон»). Продолжительность полёта — 5 сут 22 ч 30 мин 51 с. Тогда впервые была проведена стыковка кораблей двух разных стран.
Замначальника ЦПК Алексей Леонов, 1974 год
За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм генерал-майор авиации А. А. Леонов 22 июля 1975 года награждён второй медалью «Золотая звезда» и орденом Ленина.
В 1970—1991 годах — заместитель начальника Центра подготовки космонавтов. В 1981 году окончил адъюнктуру при Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Был председателем Всесоюзного совета по комплексу ГТО при Спорткомитете СССР с 1973 года, членом НОК СССР, организационного комитета Олимпиады 1980 года в Москве. Кандидат технических наук. Имеет 4 изобретения и более 10 научных трудов.
В запасеПравить
С 1990 года был руководителем проекта «Знамя Мира в Космосе».
Личная жизньПравить
Награды и почётные звания СССР и Российской Федерации
Награждение Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. 31 июля 2014 года
- Премия Правительства Российской Федерации имени Ю. А. Гагарина в области космической деятельности (2011) — за развитие отечественной пилотируемой космонавтики, личное участие в осуществлении первых пилотируемых полётов, развитие международного сотрудничества в области космической деятельности, популяризацию достижений отечественной космонавтики;
- два ордена Ленина (23.03.1965, 22.07.1975);
- орден Красной Звезды (1961);
- орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (1975);
- медали;
- Лётчик-космонавт СССР (1965 год);
- Заслуженный мастер спорта СССР (1965 год);
- Почётный знак ВЛКСМ
- Герой Социалистического Труда НРБ (НРБ, 1965 год);
- орден Георгия Димитрова (НРБ, 1965);
- орден Карла Маркса (ГДР, 1965);
- медаль Артура Беккера I степени (ГДР, 1965);
- Герой Труда Вьетнама (ДРВ, 1966 год);
- орден Государственного знамени ВНР (ВНР, 1965 год);
- орден «За отличие» II степени (Сирия, сентябрь 1966 года);
- орден Красного Знамени (МНР);
- медаль «За укрепление дружбы по оружию» I (золотой) степени (1977 год);
- медаль «40 лет Халхин-Гольской Победы» (МНР, 26 ноября 1979 года);
- медаль «60 лет Монгольской Народной Армии» (МНР, май 1982 года);
- медаль «40 лет освобождения Чехословакией Советской армией» (ЧССР, 11 марта 1985 года);
- медаль «40 лет Победы над гитлеровским фашизмом» (НРБ, 16 мая 1985 года);
- медаль «30 лет Революционным вооружённым силам» (Куба, 24 ноября 1986 года);
Награды субъектов Российской Федерации
Награды общественных организаций
- премия имени Людвига Нобеля (2007 год);
- орден Святого Константина Великого (Союз кавалеров золотого ордена св. Константина Великого);
- орден «Золотая Звезда» (Фонд Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации совместно с оргкомитетом Международного форума «Потенциал нации»);
- орден «Гордость России» (Благотворительный Фонд «Гордость Отечества», 2007 год);
- Национальная премия «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» (Международная академия общественных наук и Международная академия меценатства, 2008 год);
- орден «Во славу Отечества» II степени (2008 год);
Другие награды и звания
- Государственная премия СССР (1981) (совместно с А. В. Филипченко);
- премия Ленинского комсомола (1979) — за книгу-альбом «Человек и вселенная» (совместно с А. К. Соколовым);
- кавалер ордена Святой Анны III степени от главы Российского императорского дома Марии Владимировны Романовой (2008 год);
- кавалер ордена Святой Анны II степени от главы Российского императорского дома Марии Владимировны Романовой (2011 год);
ПамятьПравить
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Названы именем Леонова
- Кратер на обратной стороне Луны.
- Астероид (9533) Алексейлеонов.
- Улицы в городах: Перми, Калининграде, Камышине, Кемерове, Кременчуге, Балакове, Обнинске, Пензе, Гатчине, Владикавказе, Жердевке, Чугуеве.
- Средняя общеобразовательная школа № 21 в Калининграде, которую он окончил.
- Московский государственный университет в городе Королёв (Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А. А. Леонова)
- В фантастическом романе Артура Кларка «2010: Одиссея Два» и в его экранизации «Космическая одиссея 2010», в честь Алексея Леонова назван советский межпланетный космический корабль.
- Монумент «Землякам-космонавтам» в Калининграде.
- Бюст А.А. Леонова в Кемерово.
- Бронзовые бюсты установлены в Москве (на Аллее Космонавтов), в Кемерове на улице Весенней и на родине космонавта в посёлке Листвянка.
- Мемориальная доска в Москве.
- Большое космическое путешествие — (художественный, 1974, камео). Фильм завершается комментариями Леонова.
- Петля Ориона (художественный, 1980) — написал сценарий к фильму в соавторстве с Валентином Селивановым. Короткое интервью в начале фильма.
- Обратная сторона Луны (художественный фильм, 2003) . В роли А. Леонова актёр Сергей Приселков.
- Алексей Леонов. Космический пешеход (Les films de la Castagne, Les Docs du Nord, Screen-film, Франция — Россия, реж. В. Козлов, 2011).
- «Время первых» (2017). В роли А. Леонова актёр Евгений Миронов.
- «Главный» 2015. В роли А. Леонова актёр Фёдор Лавров.
БиблиографияПравить
- Леонов А., Лебедев В. Восприятие пространства и времени в космосе. — М.: Наука, 1968. — 114 с.
- Леонов А., Лебедев В. Психологические особенности деятельности космонавтов. — М.: Наука, 1971. — 255 с.
- Леонов А., Лебедев В. Психологические проблемы Межпланетного полёта. — М.: Наука, 1975. — 248 с.