Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Аврора вернулась, но что в ней изменилось?

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

О судьбе крейсера и его боевой истории я писал ЗДЕСЬ.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Аврору на Кронштадтском морском заводе ремонтировали 2 года. Корабль вернулся к месту вечной стоянки в ночь с 15 на 16 июля. Срок эксплуатации «Авроры» продлен еще на 10 лет и в 2026 году кораблю снова потребуется новый ремонт.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

После этого ремонта Авроре окончательно отрезали ноги и теперь она никогда не сможет ходить сама. В 2014 году была идея поставить «Аврору» на ход, но теперь окончательно демонтировали системы, позволяющие поставить на нее двигатели.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Увы, но теперь крейсер навсегда останется несамоходным «кораблем-музеем». Охранять «сон Авроры» будут 24 военных моряка. Среди них четыре офицера (командир, старпом, замполит и инженер-механик), 6 старшин-контрактников и 14 матросов по призыву, которых будут отбирать на годичную службу среди молодых петербуржцев.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Внешне на авроре мало что изменилось. Основная модернизация коснулась закрытых для свободного посещения помещений. На крейсере установили современные системы видеонаблюдения и сигнализации, пожаротушения, а также капитально отремонтировали два корабельных дизель-генератора. Заменено 16 километров электрических кабелей, установлены современные светильники.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

На судне были обновлены служебные и бытовые помещения, предназначенные для размещения экипажа, и камбуз, где матросам буду готовить пищу. К сожалению для туристов эти объекты по-прежнему будут закрыты. Если исторического интереса они не представляют, то с бытовой точки зрения точно представляли. Но теперь все эти служебно-бытовые помещения выполнены в современных интерьерах, характерных для отечественного военного кораблестроения последних лет.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Самые масштабные работы были проведены в ходе докового ремонта корабля, прошедшего в два этапа. Рабочие полностью заменили донно-забортную арматуру в подводной части корпуса «Авроры», очистили и покрасили борта крейсера. Отремонтирована уникальная тиковая верхняя палуба, под замену попало 25% дорогого дерева. Тик для «Авроры» заказывали из Мьянмы.

Также на «Авроре» появились несколько VIP-кают, оформленных в стилистике XIX века, с применением дорогих сортов дерева и кожи. Наверное для Зюганова и его гостей из Китая. Наверное это имеет какой-то здравый смысл. Ленинскому музею в Разливе стоит задуматься. И начать организовывать пикники на природе у музея. Китайцы любят ленинские места.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Естественно, для туристов эти каюты также будут закрыты. Они будут востребованы уже 31 июля, когда в День Военно-морского флота крейсер должна посетить правительственная делегация. Планом праздника предусмотрен обход корабля высокими гостями и церемония «перерезания ленточки». Предполагается, что в этот день «Аврора» будет открыта и для обычных гостей, но, по словам экипажа, вряд ли в первый день туристов пустят ниже верхней палубы, так как музей еще не готов.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Старые шесть музейных залов «Авроры» остались практически без изменений. В них проведен косметический ремонт и установлены современные технические средства визуализации – видеостены и мониторы.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Средства мультимедиа должны на первое время скрасить небольшое количество экспонатов в экспозиции музея. После того как из нее были удалены многочисленные подарки «Авроре» от социалистических государств и трудовых коллективов, выяснилось, что особо показывать гостям нечего. Поэтому над новой концепцией экспозиции музея «Авроры» сейчас работает вновь сформированный коллектив филиала ЦВММ, прекративший работы осенью 2014 года.

Первое фото (С) http://vdvgazeta.ru. Основа инфы и др. фото (С) Фонтанка.ру. автор Иван Баранов, http://www.dp.ru и др. инет.

ля понимания, что же снится крейсеру Аврора»,предлагаю  коротко и с картинками вспомнить

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Краткная история «Авроры»Крейсер «Аврора» был заложен 23 мая 1897 года в Петербурге.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Постройка корабля заняла более шести лет — «Аврору» спустили на воду 11 мая 1900 года.

Основное предназначение — ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба. При полном запасе угля (1430 тонн) «Аврора» могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться обратно.

Боевое крещение получила на войне с Японией. 2 октября 1904 года в составе эскадры отправилась к Цусиме.

В Цусимском сражении «Аврора» выпустила по противнику 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов. За время боя крейсер получил 18 попаданий снарядов разных калибров, имел серьёзные потери экипажа — до ста человек убитыми и ранеными.

Погиб командир — его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японским снарядом стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.

Но при всем этом кораблю удалось вырваться из окружения и уйти в Манилу, где он простоял разоруженным до конца войны.

В 1909-1910 годах «Аврора» вместе с «Дианой» и «Богатырём» входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского Инженерного училища, а также учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров.

В ноябре 1911 года авроровцы принимали участие в торжествах в Бангкоке в честь коронации сиамского короля.

В 1910 году крейсер сопровождал императорскую яхту в Ригу.

Первую модернизацию крейсер прошёл после русско-японской войны, вторую, после которой принял сохранённый ныне внешний облик, — в 1915 году.

О судьбоносной роли «Авроры» в событиях октября 1917 года всерьез говорить не стоит. Расстрелять Зимний дворец из орудий крейсер не мог. Он стоял в ремонте, и весь боезапас с него был выгружен. Но возможно, для залпа и эффекта большевики и нашли пару снарядов.

В конце 1922 года «Аврору» — единственный, кстати, корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё данное ему при рождении имя, — решено было восстановить в качестве учебного корабля.

Затем в течение десяти лет — с 1923 по 1933 год — крейсер занимался уже знакомым ему делом: на его борту проходили практику курсанты военно-морских училищ.

Во время Великой Отечественной войны старый крейсер стоял в гавани Ораниенбаума. Орудия с корабля в очередной раз сняли, и девять его установленных на береговой батарее «стотридцаток» обороняли подступы к городу.

30 сентября 1941 года повреждённый в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

После снятия блокады Ленинграда в июле 1944 года крейсер вывели из состояния клинической смерти — подняли с грунта и (в который уже раз!) поставили в ремонт. С «Авроры» сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году, — четырнадцать 152-мм орудий Канэ и четыре 45-мм салютные пушки.

В советские годы, естественно, основное (да, пожалуй, и единственное) внимание уделялось революционному прошлому крейсера. Изображения «Авроры» присутствовали везде, где только можно, и силуэт трёхтрубного корабля сделался символом нашего города.

В 1967 году в Советском Союзе широко праздновалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. К юбилею снимали фильм «Залп «Авроры», где крейсер играл самого себя. Все съёмки производились на натуре. «Аврору» отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Буксировка к месту стоянки после съемок 1967г. Капитальная реставрация «Авроры» прошла в 1984 году.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Суровой переделке подверглось то что находиллось под водой и над водой.

Отрезанный корпус хотели превратить в волнорез, но не сложилось.

Отрезанная часть затонула не там где планировалось. Ныне найти останки крейсера революции можно без проблем.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Современный крейсер представляет собой частичный новодел. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок.

1 декабря 2010 года «Аврора» лишилась статуса корабля №1 ВМФ России. Корабль стал филиалом Центрального музея ВМФ.

Сейчас официально экипаж набран из бывших военных моряков. Но кроме них на Авроре есть и матросы срочной службы.

Аврору отправили на ремонт снова.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

На судоремонтном заводе в Кронштадте пройдет первый этап ремонта, после чего крейсер переместят на другую точку. Предполагается, что уже к концу года легендарный корабль вернут на постоянное место стоянки.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Исторические фото и инфа (С) разные места интернета.

На место вечной стоянки «Аврора» может вернуться своим ходом

29 октября 2015 19:12

На Петроградской набережной горожане увидят крейсер в июне следующего года

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Уже больше года как «Аврора» покинула свое место на Петроградской набережной. За это время корабль получил почетный номер и свой попечительский совет. А еще вокруг него появилось множество слухов: от смены герба на корме до восстановления боевых орудий и выстрелов по праздникам.

Чтобы узнать, где правда, а где народный вымысел, «Комсомолка» обратилась на Кронштадтский морской завод, который занимается ремонтом легендарного крейсера. А там, вместо того чтобы ответить на несколько вопросов, взяли и пригласили на экскурсию. На ней и развеяли часть интернет-мифов. А что-то наоборот подтвердили.

МИФ 1: ПУШКИ «АВРОРЫ» ВНОВЬ БУДУТ СТРЕЛЯТЬ

Один из самых наивных и обсуждаемых вопросов в интернете: будут ли стрелять орудия крейсера? Все-таки боевой корабль под номером один! Может, рабочие восстановят пушки?

— Вы не первый, кто спрашивает меня об этом, — смеется главный строитель Кронштадтского морского завода Алексей Прусаков. — Все хотят знать: а можно ли «бахнуть»? Но тут я разочарую — стопроцентно нельзя.

Оказывается, все эти большие орудия — фактически макеты. Вся боевая часть снята с них уже давно, еще в советское время. Вероятно, от греха подальше. Так что выстрелить крейсер сможет только салютом. Благо пушку для этого смонтируют уже в ближайшее время.

— Да, «Аврора» — это корабль. Но поймите, никто не собирается использовать его в бою. А те же снаряды — это ответственность и опасность для туристов. К тому же дополнительное место: специальные погреба, места для расчетов, — объясняет Прусаков. — Впрочем, какие-то работы с орудиями крейсера мы все равно проводим. Смазываем подвижные части орудий — теперь все это вновь будет вертеться и крутиться. Детям точно понравится.

Про Юнармию:  Битва за москву фильм википедия

ИТОГ: как бы нам ни хотелось увидеть «Аврору» стреляющей из главного калибра в ночное небо, придется довольствоваться лишь одной салютной пушкой. Остальные только для украшения. Все же корабль — символ города и флота, а не действующая боевая единица.

МИФ 2: КРЕЙСЕР МОЖНО ВНОВЬ ПОСТАВИТЬ НА ХОД

По этому вопросу спорят и профессионалы и любители. Кто-то утверждает, что запустить двигатели невозможно: мол, на корабле слишком старое оборудование. Да и корпус не выдержит.

— Все это ерунда, — бодро рапортует главный кораблестроитель и с улыбкой добавляет: — Будет задача поставить «Аврору» на ход — сделаем за год. Все возможности для этого есть. Если выделят соответствующие ресурсы, «заведем» так, что по Неве идти точно сможет. Не торопясь, конечно.

Что касается устаревшего оборудования, его на крейсере уже давно нет. В последний ремонт в 1987 году рабочие заменили все механизмы на более современные. Сейчас часть оборудования вновь поменяют. Фактически от старого корабля осталась лишь половина корпуса — все остальное уже по новым стандартам.

— Да, придется применить множество технических решений, отличающихся от советских. Необходимо добавить навигационные приборы — их сейчас на крейсере просто нет, разобраться с двигателями и рулевым управлением, — начинает перечислять Прусаков. Видно, что эта идея приходила ему на ум. — Но все это можно сделать. А корпус у «Авроры» очень прочный.

ИТОГ: кораблю можно подарить жизнь, полную движения. Конечно, пока главный конструктор больше шутит, но доля правды в его словах все же есть. Дело лишь в том, нужен ли крейсеру ход. Пока решили, что нет. Однако через десять лет «Аврора» вновь попадет в доки на обслуживание и, вполне вероятно, тогда ее решать дочинить до конца.

МИФ 3: КОРАБЛЬ ГОДЕН ТОЛЬКО КАК МУЗЕЙ

Еще год назад в будущем крейсера было много неизвестного: куда он вернется, что в нем поменяется. Теперь уже точно известно: главной особенностью обновленного корабля станет расширенная еще на один, седьмой, зал экспозиция. К тому же ее посвятят не только советскому времени, но и всей истории российского флота. Однако функции «Авроры» не ограничатся только музейными. Что бы там ни говорили, но крейсер все же на службе.

— На корабле установят новейшие противопожарные системы, которые мы будем «обкатывать». В дальнейшем это может пригодиться судостроителям, — утверждает заместитель главного строителя Владимир Дроздов. — Пусть «Аврора» послужит испытательным полигоном для флота.

Кроме того, решается вопрос о том, чтобы снова обучать на легендарном корабле нахимовцев. Классы делать не станут, но для периодических лекций места хватит.

ИТОГ: крейсер еще рано списывать со счетов. Вполне вероятно, он еще не раз поможет своим «внучатам» — не делом, так советом.

МИФ 4: С «АВРОРЫ» СНИМУТ СОВЕТСКИЙ ГЕРБ И ЗВЕЗДЫ

Еще летом вокруг крейсера разгорелся нешуточный скандал. Поводом стала информация, что с его кормы снимут герб Советского Союза и заменят его современным российским. Коммунисты и общественные деятели поскандалили-поскандалили, да и забыли про инициативу. Но, оказывается, не все.

— Действительно, мы получили распоряжение готовиться к смене герба. Мало того, он уже поступил в производство, — подтверждает Прусаков. — Однако в последний момент заказчик приостановил эти работы. Так что пока советские серп и молот все еще украшают корму. А звезды в носовой части корабля и вовсе никто не планировал убирать.

ИТОГ: получается, миф подтвердился, но не совсем. С каким символом «Аврора» придет на Петроградку, решит заказчик.

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

Из интересного стоит отметить, что у обновленного крейсера появится огромное количество технических новинок, не связанных с его жизнеобеспечением. Например, для удобства туристов, на нем запустят Wi-Fi. Кроме того, музей пополнится различными мультимедийными экспонатами.

Впрочем, корабль не только осовременят. Часть внутреннего устройства, наоборот, вернут к досоветскому периоду. Первоначальный облик примет адмиральская каюта. Уже подбирают сорта дерева, которыми она была обита изначально. Возвратят даже пианино.

«Комсомолка» выяснила, что надо сделать с «Авророй» для ее выхода в море

8 апреля 2013 14:47

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

НЕ ЗАРАСТЕТ ТРОПА

Был обычный будний день. Серый и по-питерски промозглый. В такую погоду на улицу выбираются только по очень важным делам или на работу. Вот уж не ожидали, что у «Авроры» встретим жаждущих знаний туристов. И ладно бы наших, — в крови у россиян еще долго будет бушевать огонь революции, ни свет ни заря у прославленного крейсера выстроились в шеренгу англичане. Переминались с ноги на ногу, кутались в курточки на рыбьем меху.

— Гуд морнинг, — попытались мы завязать разговор.

Туристы удивленно на нас вытаращились, мол, не такой уж и гуд ваш морнинг. Но потом сменили гнев на милость. Даже объяснили, что чуть ли не ради «Авроры» вообще приехали в Россию, ведь это «бьютифул» и «экселент». Подумалось, а, ну, как ее на ход поставят, так вообще от восторгов захлебнетесь.

Очередь медленно стала продвигаться, англичане оживились. Засеменили по узкому трапу на палубу. Весело что-то объясняли охранникам и совсем еще мальчишкам – курсантам гражданских морских и речных колледжей, которые проходят на «Авроре» практику. Те вежливо улыбались и жестами объясняли, чтобы туристы не толпились, а шли вперед. Мы тоже хотели проскочить за англичанами, теперь на крейсер можно попасть только в составе организованной группы, заодно бы проверили, как правило действует. Заверяем вас, работает. Нас тут же выцепили из толпы иностранцев и попросили покинуть трап.

— Мы свои, — начали объяснять охранникам.

— Да уж видим, что наши, — отрезали они.

— Нет, вы не поняли, нам назначено, — говорим. – Вас должны были предупредить.

— «Комсомолка», а, ну тогда другое дело, — сменили гнев на милость. – Проходите.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Забегая вперед, скажем, что «Аврора» находится в хорошем состоянии – знали. Но когда услышали, что она на 75 процентов состоит из подлинных деталей, ступали по палубе аккуратно. Прислушивались к каждому скрипу и треску, а ну как провалимся, ладно ноги переломаем, так корабль исторический попортим. Но ничего подозрительного не раздавалось.

Последний ремонт на крейсере делали в конце восьмидесятых — поменяли трубы и забортные трапы. Пришлось. Из-за того, что крейсер стоит на приколе, металл постепенно приходит в негодность.

— «Аврора» входит в международный список кораблей-памятников. На нем насчитывается 1732, скажем так, исторических экспоната, причем из них 70-75 процентов — это подлинники или узлы, изготовленные в середине восьмидесятых годов прошлого века строго по дореволюционным чертежам, — не без гордости рассказал бывший ведущий конструктор «Северного проектно-конструкторского бюро» Сергей Овсянников. Именно это бюро разрабатывало проект последнего ремонта, проходившего в 1984-1987 годах.

Овсянников до сих пор хранит все схемы «Авроры». Одну даже согласился «Комсомолке» показать, чтобы наглядно объяснить, где новодел, а какие узлы и агрегаты здесь с момента постройки. Последние конструктор аккуратно пометил фиолетовым цветом.

— Во время ремонта по подлинным чертежам изготовили два забортных трапа и дымовые трубы, — пояснил Овсянников. — За годы существования крейсера трубы не раз меняли и реставрировали. Забортные трапы тоже не раз переделывали. Их используют для того, чтобы высокие чины могли спуститься или подняться на корабль с катеров и лодок. Такое происходит, например, во время парадов в День Военно-Морского Флота.

Над сюжетом работали: Давид ГЕНКИН, Анатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙ, Тимур ХАНОВ

СМОТРЕТЬ МОЖНО, ТРОГАТЬ НЕЛЬЗЯ

Как дорогих гостей директор Военно-Морского музея Андрей Лялин проводил нас в кают-компании.

— Вы так и напишите, пусть кто-то посмеет заявить, что «Аврора» уже не военный корабль! – негодовал он. – Между прочим, наш музей входит в структуру Минобороны. И мы остаемся его подразделением.

— А что ж тогда у вас иностранцы по палубе да по машинному отделению разгуливают? – интересуемся мы. – Не иначе – секреты выведывают и фотографируют все на свои скрытые камеры в пуговицах.

Лялин только посмеялся, пусть, мол, смотрят да завидуют.

— Я и вам все покажу, и расскажу в подробностях, страна должна городиться своей историей, — пообещал он.

«Ну, ну!» — подумали мы. – «Да «Аврору» мы еще мальчишками облазали вдоль и поперек, нас-то чем удивишь?»

Ан нет, удалось. Андрей Лялин подвел нас к паровой машине.

— Подлинная! – специально сделал паузу директор музея, чтобы мы прониклись торжественностью момента. – Правда, в середине тридцатых годов двадцатого века полностью исчерпала свой ресурс. Котлы же, лишь натуральная копия.

У нас даже глаза загорелись, подумалось, если тут подделать, здесь обновить, так и запустить можно всю эту махину. Но зря размечтались.

— Помещения машинного и котельного отделений уже никогда не будут рабочими, — отрезал Лялин и потянул нас за собой на верхнюю палубу.

Остановились мы у люков.

— Сюда закидывали уголь, он попадал в угольные ямы, они внизу находятся, прямо под нами, — объяснил директор музея. – Из ям их подавали к топкам паровых котлов.

Но, заметив наш блуждающий по палубе взгляд, вспомнил, что нам про старые детали надобно поподробнее рассказать.

— В правильном направлении смотрите, — одобрил Лялин. – Мачты, шлюпбалки, броневые котельные кожуха, боевая рубка сохранились с 1900 года, с того самого дня, когда «Аврору» спустили на воду. Рукоятки вот тех больших штурвалов – «розмахов» и сейчас хранят тепло рук матросов дореволюционного крейсера.

Про Юнармию:  Военно-патриотическое движение «Юнармия»

Ну как после этих слов не проверить, точно тепло сохранилось, или, так, для красного словца директор рассказал? Только потянулись к штурвалам, как тут же руки отдернули от чеканного военного: «Не положено!». Не положено оказалось ничего трогать и в радиорубке.

— Она существует практически в неизменно виде с дореволюционных времен, — пояснил Андрей Лялин. – Тут стояло по тем временам самое передовое оборудование. Поговаривают, что изобретатель радио Александр Попов очень хвалил и ее, и ее создателей.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

На рисунке показан продольный разрез сегодняшнего крейсера «Аврора» с изменениями, необходимыми для выхода в море. Нажмите для просмотра.

Эти возможные нововведения показаны красным цветом и отмечены цифрами, также красной линией обведены те помещения, которые могут оказаться под угрозой разрушения в случае переоборудования «Авроры».

Спасательные средства, необходимые для обеспечения безопасности на море. Для военного корабля — это два катера, шесть спасательных плотов (из расчета нахождения экипажа и курсантов в количестве 120 человек) и спасательные круги.

Помещения для обеспечения жизнедеятельности команды: кубрики, учебные классы, спорткаюта, санузлы, столовая.

Антенны спутниковой связи и навигационные антенны.

Ходовая рубка с современными средствами кораблевождения.

Возможное место размещения якорного устройства.

Возможный район размещения энергетической установки – дизельной или электрической и гребного винта.

А (фиолетовый) – Сохраненные подлинные конструкции крейсера «Аврора», включая надводную часть корпуса, броневую защиту корабля и уникальные механизмы.

Б (синий) — Отремонтированные и восстановленные в 1987 году по «царским» чертежам конструкции корабля.

В (желтый) – Музейные залы с экспозицией Центрального Военно-Морского музея.

Г (зеленый) – Помещения, обеспечивающие обитаемость и безопасность корабля-музея как в повседневной жизни, так и в аварийных случаях.

Д (красный)– Помещения и оборудование, которое может появиться на крейсере «Аврора» при переоборудовании его для мореплавания.

МЕСТО ПОД ТЕХНИКУ

Нам трогать ничего не разрешили, музейщики тоже стараются даже лишний раз не дышать на подлинные детали. Но если придут ремонтники, они церемониться не будут. И вовсе не потому что историю не уважают. Если «Аврору» ставить на ход, то потребуется внести довольно много изменений. Хотя бы потому, что этого требуют международные правила.

— На палубу придется втиснуть четыре или пять спасательных плота, — говорит Лялин.

— Разве старые шлюпки не подойдут? — удивляемся мы и киваем в их сторону.

— Они декоративные, — вздыхает директор музея. – Добавят еще и радиолокационные станции и антенны связи, место им самое в ходовой рубке. Но там машинный телеграф, старинный штурвал и переговорные трубы. Не выкидывать же все это, а места для радаров и компьютеров в рубке нет.

— Тогда внешний вид корабля изменится, — пресек полет фантазий Лялин.

Коснутся изменения и тех частей крейсера, которые не видны глазу. Потребуется установить новые топливные цистерны, двигатель и движители — гребные валы. По словам Сергея Овсянникова, сегодня нельзя сказать, какие конкретно они будут — вариантов много. Поэтому и определить стоимость работ пока затруднительно. Пока ориентировочно это семь миллиардов рублей.

Сейчас на крейсере уже работает комиссия из инженеров, конструкторов, моряков и историков. Специалисты составят ремонтные ведомости. А потом «Аврора» отправится на модернизацию в док одного из судостроительных предприятий города.

Когда это произойдет, еще неизвестно.

Многие петербуржцы-ленинградцы помнят, как 16 августа 1987 года в Ленинграде встречали возвращающуюся с ремонта «Аврору». Несмотря на дождь, все набережные Невы были заполнены людьми. Трудяги-буксиры вели крейсер на привычное место стоянки. Ленинградцы приветствовали легендарный корабль аплодисментами, а встречные суда — гудками.

Многие ветераны флота считают, что проводы крейсера на новый ремонт тоже должны пройти в торжественной обстановке. Например, в последнее воскресенье июля, когда празднуется День Военно-Морского флота, «Аврора» могла бы возглавить парад военных кораблей на Неве, а сразу после этого отправится к месту ремонта.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

В мире насчитывается несколько кораблей, превращенных в музеи. Среди них — старейший американский парусник «Конститьюшн», который спустили на воду в 1797 году. В 1997 году в честь двухсотой годовщины своей постройки фрегат вышел в море, где не был 116 лет. Сейчас парусник находится в гавани Бостона.

В центре Лондона стоит построенный в 1938 году крейсер «Белфаст», принимавший участие во второй мировой войне. Выведен из состава британского флота в 1963 году. Численность экипажа — 730 человек.

Об «Авроре» ходит много легенд. Поговаривали, что крейсер сыграл едва ли не ведущую роль в Октябрьском вооруженном восстании.

На самом деле, он произвел лишь один холостой выстрел. Причем среди историков нет единого мнения, был ли этот выстрел сигналом к началу штурма Зимнего дворца. Некоторые специалисты утверждают, что сигнальный холостой выстрел прогремел с Петропавловской крепости, а некоторые считают, что его и вовсе не было.

Еще рассказывают, что «Аврора» стоит не на воде, а на бетонном основании.

В действительности крейсер находится на плаву, а у берега его удерживает специальное штанговое устройство. Во время последнего ремонта полностью заменили подводную часть корабля, а многие узлы и помещения восстановили в дореволюционном виде. Кстати, старое днище крейсера сейчас находится недалеко от Соснового Бора в гавани «Ручьи».

Весной 1944 года заместитель наркома ВМФ Иван Исаков обратился к первому секретарю Ленинградского обкома партии Андрею Жданову с предложением превратить «Аврору» в корабль-музей и поставить на вечную стоянку у Нахимовского училища. Эта инициатива вписывалась в проводимую в середине сороковых годов политику восстановления связи времен, прерванную Октябрьской революцией. Ведь «Аврора» не только символ революции, но и участник русско-японской войны, в частности, Цусимского сражения, а также первой мировой. Крейсер, серьезно пострадавший в годы Великой Отечественной, отремонтировали и 17 ноября 1948 года поставили на вечную стоянку.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Дремлет притихший северный город,Низкое небо над головой.Что тебе снится крейсер АврораВ час, когда утро встает над Невой?

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

этот день в 1900 году на воду был спущен крейсер «Аврора» — будущий символ Октябрьской революции.Он был спущен на воду  в С-Петербурге при личном участии императора Николая II. Для понимания, что же снится крейсеру Аврора, предлагаю вспомнить

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Бронепалубный крейсер «Аврора» был заложен 23 мая 1897 года в (в Новом адмиралтействе). Корабль однотипный с заложенными ранее «Палладой» и «Дианой».

В российском флоте существовала (и существует) традиция преемственности названий кораблей, и новые крейсера унаследовали имена парусных фрегатов. Крейсер получил свое имя от 44-пушечного фрегата «Аврора», который в годы Крымской войны в 1854 году обеспечил успешную оборону города Петропавловска от вдвое превосходящих сил английской эскадры адмирала Прайса.

Постройка новой Авроры заняла более шести лет — «Аврору» спустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Основное предназначение корабля — ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба. Вести артиллерийские дуэли с современными броненосцами того времени корабль не мог по причине слабой брони и недостаточной огневой мощи. Зато Аврора обладала солидным (около семи тысяч тонн) водоизмещением и, вследствие этого, хорошей мореходностью и автономностью. При полном запасе угля (1430 тонн) «Аврора» могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться обратно.

25 сентября 1903 года (всего через неделю после укомплектования, закончившегося 18 сентября) «Аврора» с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт.

В Средиземном море «Аврора» присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса. Началась война и 5 апреля 1904 года «Аврора» вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий.

Адмирал Рожественский был оригинал и (возможно в целях конспирации) давал боевым кораблям прозвища, с соленым флотским юморком. Крейсер «Адмирал Нахимов» называл «Идиотом», броненосец «Сисой Великий» — «Инвалидным убежищем», яхту «Светлана» звал «Горничной», а «Аврора» удостоилась «почетного» титула «Проститутка подзаборная»))))

2 октября 1904 года в составе эскадры, сменив командира (им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев( «Аврора» отправилась к Цусиме.

В Цусимском сражении «Аврора» выпустила по противнику 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Первую модернизацию крейсер прошёл после русско-японской войны, вторую, после которой принял сохранённый ныне внешний облик, — в 1915 году. Усилили артиллерийское вооружение корабля — число 152-мм орудий главного калибра сначала было доведено до десяти, а затем и до четырнадцати. Многочисленную 75-мм артиллерию демонтировали — размеры и живучесть эсминцев возросли, и трёхдюймовые снаряды уже не представляли для них серьёзной опасности.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Первую Мировую войну «Аврора» встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с «Олегом», «Богатырём» и «Дианой»). Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую.

11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка «U-26» под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу «Палладу» и подошедшую ей на смену «Аврору». Командир германской субмарины верно оценил и классифицировал цели и атаковал. Попадание торпеды вызвало на броненосце «Паллада» детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем. А ветеран русско-японской войны крейсер «Аврора» сумел под шумок укрыться в шхерах.

О судьбоносной роли «Авроры» в событиях октября 1917 года всерьез говорить не стоит. Обстрелять Зимний дворец из орудий крейсер не мог. Он стоял в ожидании ремонта у Благовещенского моста  и весь боезапас с него был выгружен. Видимо для эффекта большевики нашли пару снарядов и совсем не холостых. Но тогда по Зимнему дворцу вели огонь все суда стоящие на рейде Невы и Петропавловская крепость. Аврора стала символом, потому что была единственным крупным кораблем стоящим на рейде в то время.

Про Юнармию:  Виды статей в интернет-журналистике

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

В гражданской войне и в боях с английским флотом «Аврора» участия не принимала. Сказывалась острая нехватка топлива и прочих видов снабжения.

В 1918 году «Аврора» стояла в глубоком резерве, без орудий, которыми вооружили самодельные легкие канонерские лодки.

В конце 1922 года «Аврору» — единственный, кстати, корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё данное ему при рождении имя, — решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нём десять 130-мм орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемёта, и 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Корабль совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах вновь возрождавшегося Балтийского флота. Но годы брали своё, и из-за плохого состояния котлов и механизмов «Аврора» после очередного ремонта в 1933-1935 годах стала несамоходной учебной базой. В зимнее время её использовали как плавбазу подводных лодок.

Во время Великой Отечественной войны старый крейсер стоял в гавани Ораниенбаума. Орудия с корабля в очередной раз сняли, и девять его установленных на береговой батарее «стотридцаток» обороняли подступы к городу. Немцы не обращали особого внимания на дряхлого ветерана, стремясь прежде вывести из строя лучшие советские корабли (такие, как крейсер «Киров»), однако свою порцию вражеских снарядов корабль всё-таки получил.

В 1946 году, в ходе ремонта, «Аврора» сыграла кинороль крейсера «Варяг» в одноимённом кинофильме. Тогда «Авроре», как истинной актрисе, пришлось даже загримироваться под свой персонаж — с орудий сняли щиты (на «Варяге» их не было), и установили четвёртую фальшивую трубу для правдивости образа самого геройского крейсера русско-японской войны.

Теперь крейсеру предстояло стать кораблём-памятником и одновременно учебной базой Нахимовского училища. В 1948 году ремонт был закончен, и восстановленная «Аврора» встала туда, где она стоит и по сей день — к Петроградской набережной напротив здания училища нахимовцев. А в 1956 году на борту «Авроры» открыли Корабельный музей, как филиал Центрального военно-морского музея.

В 1967 году в Советском Союзе широко праздновалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. К юбилею снимали фильм «Залп «Авроры», где крейсер играл самого себя. Все съёмки производились на натуре. «Аврору» отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту. Зрелище было впечатляющее, и тысячи ленинградцев и гостей города следили за тем, как серая трёхтрубная красавица медленно и величественно плывёт по Неве.

Капитальная реставрация «Авроры» прошла в 1984 году. Мощные буксиры сняли крейсер с вечной стоянки и потащили его на Северную верфь.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

В доках крейсер революции попросту распилили на части. Нижняя часть судна, включая всю подводную была полностью заменена на новую.

Суровой переделке подверглось и то, что находилось над водой. К юбилейной дате «Аврора» вернулась на привычное место, а далее встал вопрос о том, что же делать с остовом, оставшимся на верфи. Сдачу крейсера революции в металлолом в советские времена сочли бы идеологической диверсией. Вот и решили спрятать настоящую «Аврору» от глаз народа.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

В ходе раставрации, «Аврору» потихоньку растаскивали на сувениры и военные и гражданские. С надводных частей отдирали обшивку из листовой меди, которой был покрыт весь корабль. Главный механик рыболовецкого совхоза «Балтика» Владимир Юрченко, как человек глубоко

хозяйственный отодрал весь кафель с душевой героического корабля и положил его на даче. И то верно, не пропадать же добру. Многие забирали двери вместе с косяками и вынимали иллюминаторы.

По воспоминаниям очевидцев,

реставрировавшие крейсер рабочие наткнулись на совершенно исправную систему пожаротушения. Она сработала, когда при помощи сварочного аппарата они стали вскрывать переборки. Половину корабля при этом залило пеной.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Отрезанный корпус хотели превратить в волнорез, но не сложилось. Труп

На фоне обломков охотно фотографируются случайные туристы, летом по остову азартно лазят местные мальчишки. Во время отлива корпус, вытянувшийся на 120 метров в длину, виден целиком.

А заново рожденный крейсер

«Аврора» был торжественно возвращен к вечной стоянке.

Современный крейсер представляет собой частичный новодел. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок.

На корабле в 1992 году вновь подняли андреевский флаг, крейсер числился в составе военно-морского флота России как №1. До недавнего времени на корабле служили офицеры и матросы. Все вспомогательные механизмы и системы жизнеобеспечения поддерживаются командой крейсера в работоспособном состоянии. В рабочем ухоженном состоянии и корабельные орудия.

В ночь на 6 июня 2009 года на корабле прошли банкет и торжественная презентация журнала «Русский пионер», на которых присутствовали в том числе высокие гости. Делом заинтересовалась прокуратура и крайним оказался Министр обороны и ВМФ, как надосмотревшие )))

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

В 2009 году во время Петербургского экономического форума на борту крейсера прошла вечеринка. Среди почетных гостей были замечены Набиулина и Матвиенко. На тусовке их развлекал своими песнями Сергей Шнуров, вела мероприятие Тина Канделаки.

Это событие вызвало широкий резонанс в обществе, после скандала корабль для подобных празднеств закрыли.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

1 августа «Аврора» окончательно переведена в ведение Центрального военно-морского музея. Воинское подразделение, нёсшее службу на корабле, распустили. Экипаж крейсера «Аврора» переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала; статус корабля остался прежним.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

В октябре 2011 на мачту крейсера «Аврора» повесили флаг с черепом и костями. Двое молодых людей и девушка просидели на мачте под «Веселым Роджером» около пяти часов, всполошив полицию, спасателей, комендатуру города и военных моряков.

Возмутители спокойствия назвались представителями организаций «Народная доля» и «Еда вместо бомб». Акцию «Памятный Октябрь или Авророво воскресение» они посвятили борьбе с кризисом, нищетой, олигархами, «повальной педофилией» и «религиозным экстремизмом».

Условный выстрел из головного орудия крейсера «Аврора» по дому народного артиста Михаила Боярского доложен был возвестить о начале Российской октябрьской политической постмодернизации (РОПП).

Лозунги были красивыми и революционными:

России от тиранов — волю! Народу — с нефти, газа — долю! Еда — это право, а не привилегия! Наше дело правое — мы не пиз..м!

Активистов удалось снять с мачт без потерь (для активистов). Дальнейшая их судьба гуманна и вызывает разочарование (дело было до пусей).

Сейчас официально экипаж набран из бывших военных моряков. Но кроме них на Авроре есть и матросы срочной службы. Они прикомандированы к кораблю и продолжают выполнять функции экипажа, как и раньше. Получается, что со статусом крейсера окончательно так и не разобрались.

Ныне «Аврора» опять покинула свое место у Нахимовского училища.

На судоремонтном заводе в Кронштадте прошел ремонт судна. Фото (С) Оксана Крайняя

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

К 16 июля 2016 года планируется завершение ремонта и скорее всего, к августу он уже будет на своем историческом месте.

Аврору на Кронштадтском морском заводе ремонтировали 2 года. Корабль вернулся к месту вечной стоянки в ночь с 15 на 16 июля. Срок эксплуатации «Авроры» продлен еще на 10 лет и в 2026 году кораблю снова потребуется новый ремонт.

Мой репортаж о возвращении Авроры

В ходе реставрации, по архивным фотографиям и чертежам, восстановлен православный корабельный храм, упразднённый в далеком 1917 году. В дни церковных праздников здесь проводятся богослужения.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Что тебе снится, крейсер Аврора?!

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

И зимой Аврора прекрасна.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Зато теперь она стала еще круче! ))))

Цены

Для граждан России и стран СНГ

Для иностранных граждан

Цены указаны на 2023 год.

Посмотрите другие интересные места в Санкт-Петербурге

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

История

23 мая 1897 — день рождения «Авроры»: именно тогда был заложен проект корабля. Строительство заняло 3 года: в 1900 году он уже был спущен на воду. Боевое крещение произошло во время Японской войны на Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года — последнем сражении, в ходе которого русская эскадра была полностью разгромлена. Большая часть кораблей была потоплена противником или затоплена своими экипажами, еще часть капитулировала. Лишь четырем удалось дойти до русских портов. После сражения крейсер «Аврора» потерял 16 человек, в том числе капитана, и получил десять повреждений.

Однако широкую известность крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге обрел после Октябрьской революции. 25 октября 1917 года холостой выстрел с судна послужил сигналом к началу штурма Зимнего дворца. Корабль также оборонял Кронштадт от фашистских артобстрелов.

В 1948 году крейсер отправили на вечную стоянку, а в его помещениях открыли музей. За эти годы тут побывали Юрий Гагарин, Маргарет Тэтчер и принцесса Монако.

От 250 руб.

Что посмотреть

Окунитесь в прошлое. Кают-компания крейсера имеет точно такой же вид, как и сто лет назад. Подвесные столы и кровати существуют. Вы их сами увидите.

Почувствуйте биение сердца. Туристам разрешено не только прогуляться по палубе и помещениям, но и спуститься в самое сердце крейсера — машинное и котельное отделения. Они находятся глубоко под уровнем воды за кормой. Даже сам спуск будет отдельным приключением.

Как добраться

До станции «Горьковская», «Петроградская», «Площадь Ленина», далее 20 мин. пешком

Интересные факты

  • Общая стоимость постройки корабля составила 6,4 млн рублей золотом.
  • Во время героической обороны Ленинграда в боях погибло то самое орудие, из которого был произведен холостой выстрел по Зимнему дворцу.
  • В 1811 году судно даже участвовало в коронации сиамского короля в Таиланде.

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге

Оцените статью
ЮнАрмия