Уже прошло достаточно времени с момента затопления ракетного крейсера «Москва», флагмана Черноморского флота России. Определяемый как одна из гордостей российского флота, тяжелый корабль, несомненно, был самым серьезным оружием в их распоряжении в Черноморском регионе.
Он затонул 14 апреля и в любом случае представляет собой не только самую тяжелую потерю российского флота за последние десятилетия, но и самое крупное уничтожение военного корабля в мире со времен затопления аргентинского «Генерала Бельграно» во время Фолклендской войны в 1982 году.
Всероссийский семейный познавательный проект «Под флагом «Авроры» запустили в столице.
Разработчиком выступил Московский городской детский морской центр имени Петра Великого – структурное подразделение Московского центра «Патриот.Спорт». Премьеру посвятили 120-летнему юбилею спуска легендарного судна на воду.
Участниками могут стать все российские школьники, а также воспитанники и педагоги морских центров и клубов юных моряков. Проект поможет изучить историю мореходства и особенности регат XXI века, получить прикладные здания в области судостроения. Занятия пройдут в рамках шести учебных блоков.
– Воспитанники и педагоги всех морских центров и клубов страны смогут встретиться вместе на Всероссийской онлайн-конференции. Они обсудят новые возможности морского образования, перспективы развития и насущные проблемы, – отметил директор московского центра «Патриот. Спорт» Матвей Говорущенко.
По его словам, образовательный процесс сделают «максимально интересным и интерактивным».
Сайт газеты «Москва.Центр» напоминает, что библиотека «МЭШ» завела приложение для дошкольников и их родителей.
Никому при этом не приходило в голову, что по Неве идет даже не новодел, а самый натуральный муляж крейсера, прошедшего три войны и две революции. От корабля, воевавшего с Японией и Германией, на нынешней «Авроре» остались лишь кусок машины, радиорубка и рында. А подлинный крейсер революции уже три десятилетия гниет в Лужской губе Финского залива.
Местные жители разграбили его еще при советской власти. По сей день в деревнях можно встретить лестницы из авроровских трапов и корабельный иллюминатор, ставший окошечком туалета. «РБК Lifestyle» решил вспомнить славную историю знаменитого крейсера, который более чем за век пережил многое – от атак японских кораблей до съемок в его каютах порнофильма.
«Аврора» была спущена на воду 11 мая 1900 года в присутствии царской семьи. Еще три года крейсер достраивался и проходил испытания. Потом «Аврора» успела походить по Балтике, Атлантике, Средиземному морю, так что к моменту начала русско-японской войны оказалась едва ли не лучшим боевым судном, построенным за последнее время. Это подтвердилось во время знаменитого перехода Второй Тихоокеанской эскадры, сформированной на Балтике и брошенной на помощь осажденному японцами Порт-Артуру.
После подписания мирного договора с Японией и длительного ремонта «Аврора» вернулась на Балтику.
Она совершала походы по всему миру, выполняя представительские функции. Именно она, к примеру, возила российскую делегацию во главе с великим князем Борисом Владимировичем на коронацию короля Сиама в Бангкок.
Первую мировую войну «Аврора» встретила, совершая учебные рейсы с воспитанниками Морского корпуса по Балтике. Вопреки расхожему мнению активного участия в этой войне крейсер не принимал. Сначала «Аврора» с другими судами патрулировала Финский залив, затем прикрывала минные тральщики и один раз поддерживала сухопутные части артиллерийским огнем. Ни одного повреждения за все годы войны крейсер не получил.
Командир крейсера «Аврора»
капитан 1-го ранга Е.Р. Егорьев
В Цусимский пролив крейсер вошел в центре первой колонны российских кораблей и почти сразу принял бой. В ходе Цусимского сражения «Аврора» выпустила по противнику 1905 снарядов и в какой-то момент сама оказалась под перекрестным огнем японских кораблей. Однако благодаря грамотным действиям экипажа, потери оказались минимальными. Более чем из пятисот человек, находившихся на борту, в бою погибли лишь пятнадцать. В том числе капитан Евгений Егорьев.
Вместе с остатками разгромленной эскадры крейсер отошел в Манилу. Первая война закончилась для «Авроры» 27 мая 1905 года. Российские суда были интернированы американцами, а с экипажей взята подписка о дальнейшем неучастии в боевых действиях.
После подписания мирного договора с Японией и длительного ремонта «Аврора» вернулась на Балтику. Она совершала походы по всему миру, выполняя представительские функции. Именно она, к примеру, возила российскую делегацию во главе с великим князем Борисом Владимировичем на коронацию короля Сиама в Бангкок.
Осенью 1916 года «Аврора» окончательно вернулась в Кронштадт, а затем перешла для капитального ремонта в Петроград. Тут-то и началась самая интересная часть ее биографии. Узнав о длительной стоянке в столице, капитан первого ранга Михаил Никольский пришел в ужас. Вот что он написал в рапорте командованию: «Команда, до сих пор не поддававшаяся преступной агитации, поддастся ей и, как это часто бывает, перейдет в другую крайность – благодаря своей сплоченности из самой надежной во время войны станет самой ненадежной. Почва для этого самая благоприятная – долгая стоянка в Петрограде у завода».
Крейсер «Аврора» 1912 год
Слова капитана оказались пророческими. До февраля 1917 года жесточайшей дисциплиной ему удавалось сдержать экипаж от разложения. Нижних чинов попросту не выпускали на берег, стараясь занять работой. Понятно, что среди матросов зрело недовольство, и для взрыва недовольства требовалась лишь искра.
Участники октябрьского восстания 1917 г.
На «Аврору» привезли большую группу арестованных «агитаторов и подстрекателей». Среди матросов тут же поползли разговоры, что крейсер станет плавучей тюрьмой. Капитан потребовал немедленно перевести осужденных на берег. В тот момент, когда конвой вывел арестантов на палубу, экипаж вышел из подчинения и попытался освободить узников.
Никольский и старший офицер корабля Огранович пытались остановить толпу приказами, а когда поняли, что их все равно никто не слушает, открыли огонь из табельного оружия.
В результате стрельбы двое матросов были легко ранены, а один – Порфирий Осипенко – убит.
Городские власти сразу же предложили подавить бунт силами казаков, но капитан Никольский отказался. И совершенно напрасно. На следующее утро к крейсеру вышла демонстрация с красными флагами, лентами и повязками. Сдерживать матросов офицеры не стали, да и все равно не смогли бы. Экипаж присоединился к демонстрантам.
Агитаторы из числа рабочих потребовали расправы над командирами крейсера. Капитана и старшего офицера решили отвести в Таврический дворец, где собирали всех, кто пытался противодействовать восстанию. Никольского и Ограновича избили, и, сорвав погоны, выставили во главе процессии. Обоих при этом заставляли нести красные флаги. Офицеры отказались, за что тут же был убиты. Старшему офицеру воткнули в горло штык, капитану выстрелили в голову.
На «Авроре» началась новая жизнь с судовым комитетом, крупной большевистской ячейкой и ежедневными митингами, так что к октябрю она полностью подчинялась Петроградскому Совету. Если отойти от мифов, созданных советской агитацией, роль крейсера в последующих событиях выглядит весьма туманно. Изначально он отошел от заводской пристани для того, чтобы восстановить движение по Николаевскому мосту. Его захватили и развели юнкера. Крейсер подошел к мосту в упор и его защитники разбежались. Корабельные электрики свели мост, и «Аврора» отошла к Английской набережной. Оттуда в 21.40 и прозвучал тот самый холостой выстрел.
По плану переворота далее «Аврора» якобы должна была стрелять по резиденции Временного правительства боевыми. Это, однако, представляется весьма сомнительным. Во-первых, с такой позиции по Зимнему дворцу стрелять невозможно – помешают дома на набережной. Во-вторых, боевых снарядов на «Авроре» попросту не было. Весь арсенал выгрузили на базе в Кронштадте. Да и холостой заряд на борту оказался по чистой случайности.
«Аврора» икона и символом революции
Участия в Гражданской войне «Аврора» не принимала вовсе – практически весь экипаж ушел на сухопутные фронты. До 1923 года она без дела стояла у причала в Кронштадте, а затем вновь стала учебным кораблем. Кстати, отличилась она и в этом качестве. 20 июля 1923 года близ Кронштадта проходили шлюпочные учения. Вечером авроровцы высадились на форт «Павел I» дабы отдохнуть. Отдыхали, понятное дело, со спиртным. И курили, невзирая на то, что на форте хранился весь немалый запас мин Балтийского флота. Взрывы от начавшегося «в результате неосторожного обращения с огнем» пожара гремели более суток. В Кронштадте и расположенном на другом берегу Ораниенбауме не осталось ни одного целого стекла.
Великая Отечественная прошлась по «Авроре» катком. Уже в июле 1941-го с крейсера сняли все пушки и сформировали батарею под названием «Аврора», которая погибла в боях с немецкими танками. Само судно, вооруженное единственной зениткой, обстреливалось как с воздуха, так и с суши, быстро пришло в полную негодность и, в конце концов, затонуло.
Новодел за 35 миллионов
После войны поднять то, что осталось от героического крейсера революции, удалось лишь со второй попытки. «Аврора» оказалась на верфи, где ее перестроили под легендарный «Варяг» и отдали киностудии имени Горького для съемок одноименного фильма. То, что получилось в результате и встало на вечную стоянку к Нахимовскому училищу 17 ноября 1947 года.
Ничто, однако, не вечно под луной. К началу 1980-х годов нижняя часть корпуса «Авроры» попросту сгнила. Из трюма круглые сутки откачивали воду. Стало ясно, что до пафосного празднования 70-летия Октября крейсер не достоит. 18 августа 1984 года «Аврора» отправилась на Северную верфь. Тогда ее тоже провожали тысячи людей, высыпавших на набережные. Ленинградцы не знали, что видят подлинные останки крейсера революции в последний раз. По сути, на верфи началось строительство нового корабля. Оно обошлось государству в 35 млн руб. «Аврору» разрезали вдоль корпуса. В новую конструкцию вставили лишь несколько хорошо сохранившихся элементов старого судна. Так что на Петроградскую набережную вернулся полный новодел.
Курсанты Нахимовского военно-морского училища
на фоне крейсера «Аврора», 1984 год
Возник естественный вопрос: что же делать со старым корпусом. Уничтожить? В годы советской власти такое сочли бы идеологической диверсией. С трудом державшийся на плаву корпус отбуксировали к поселку Вистино на Лужской губе Финского залива. До войны там строили базу для военных кораблей. В 1941 году, с наступлением немцев, ее взорвали, дабы не досталась врагу. К одному из побитых взрывами пирсов и встала «Аврора».
Сперва крейсер революции по-тихому грабили военные. Потом, с их полного согласия, местные жители, работники рыболовецкого совхоза «Балтика», кинули клич: «Мужики, айда «Аврору» резать!». Откликнулись многие. Вандалы не скрывают, что вывозили имущество грузовиками. Иллюминаторы, двери, кафель из душевых, листовая медь, металлические трапы. Последние выпиливали при помощи сварки. В какой-то момент сработала остававшаяся нетронутой система пожаротушения, и весь корабль залило пеной.
Конец подлинного крейсера оказался совершенно незавидным. Когда брать на борту стало нечего, остов решили наполнить камнями и, оттащив от берега, превратить в волнорез. Первая часть операции прошла успешно. Вторая – нет. В десятке метров от берега корпус завалился на бок и намертво увяз в иле. Он так и лежит, словно скелет гигантской рыбы, и по сей день подвергается атакам стервятников. Зимой, когда залив замерзает, на лед выходят охотники за металлом. Летом у «Авроры» ныряют дайверы, пытаясь поднять хоть что-то и превратить в сувенир.
По иронии судьбы, с «Авророй» оказалось связано не только начало эры советской власти, но и ее конец. Ограбленный корпус топили в заливе в августе 1991. Через две недели грянул путч, и в стране началась новая жизнь. Подлинная «Аврора» страшно отомстила своему муляжу. От того, что началось на новеньком борту, пришли бы в ужас как те, кому приходилось служить на крейсере, так и те, кого принимали в пионеры на его борту.
На «Авроре» сняли самый настоящий порнофильм. «Русский Ларри Флинт» Сергей Прянишников проник на борт под предлогом съемки кино о революции. Правда, порнопродюсер не стал расшифровывать, что фильм «В борьбе за это» посвящен революции сексуальной. «Аврору» стали сдавать под корпоративы. Самый известный прошел с участием Валентины Матвиенко, Эльвиры Набиуллиной и Ильи Клебанова. Чиновники послушали Сергея Шнурова, посмотрели танцы полуголых балерин и перформанс арт-группы «Речники», заключавшийся в прыжках с борта крейсера в Неву.
Крейсер Аврора – не единственный пример того, как памятник, если его поскрести, окажется новоделом, цель которого лишь привлечение туристов. Мы выбрали пять из десятков, а то и сотен похожих примеров.
- Что из себя представлял крейсер Москва
- Вооружение крейсера «Москва»
- Системы защиты крейсера
- Жертвы потопленного крейсера
- Крейсер «Москва» затонул
- Кризис российского военного флота
- Версия Украины
- Уничтожение флагманов. Мнение эксперта из США
- Официальная версия гибели крейсера «Москва»
- Информационная война между Украиной и Россией
Что из себя представлял крейсер Москва
Крейсер «Москва» был построен в Николаеве (Украина) для советского флота в 1979 году и официально вступил в строй четыре года спустя под названием «Слава». После распада Советского Союза он был переименован в «Москву» и прошел серьезную модернизацию, принимал участие в миссиях во время войн в Грузии, Сирии и Украине..
Крейсер «Москва» — это головной корабль класса ракетных крейсеров «Слава» водоизмещением 12 500 тонн и длиной 186 метров. До недавнего времени он являлся одним из самых больших кораблей российского ВМФ
Он был задуман в основном для руководства надводными боевыми кораблями в качестве «убийцы авианосцев», предназначенного для атаки ударных групп авианосцев НАТО в открытом океане. В этой роли его основным вооружением были 16 очень тяжелых сверхзвуковых противокорабельных ракет.
Это был один из трех крейсеров класса «Слава», строительство которых было завершено до распада Советского Союза. Четвертый корпус так и остался недостроенным.
Сестры «Москвы», RFS «Маршал Устинов» Северного флота и RFS «Варяг» Тихоокеанского флота, были отправлены в Средиземное море для подготовки к вторжению в Украину, чтобы сдержать любые надводные части НАТО, которые могут попытаться вмешаться.
Это головной корабль класса ракетных крейсеров «Слава» водоизмещением 12 500 тонн и длиной 186 метров. До недавнего времени он являлся одним из самых больших кораблей российского ВМФ.
Вооружение крейсера «Москва»
Его основное наступательное вооружение состояло из крылатых ракет Vulcan, цель которых – атаковать военные корабли противника, включая авианосцы, с максимально возможного расстояния.
Системы защиты крейсера
«Москва» имела трехступенчатую систему ПВО, которая в теории должна была быть эффективной на дальних, средних и близких дистанциях.
Эсминцы класса «Слава» имеют три уровня противовоздушной обороны, которые теоретически должны быть способны отразить несколько ракетных атак.
- 64 ракеты ЗРК С-300Ф (натовское название Grumble) размещены в ячейках VLS на миделе корабля.
- 2 ракетные системы точечной обороны OSA-MA (по классификации НАТО — Gecko) установлены на корме.
- Последний слой включает в себя в общей сложности 6 х АК-630 CIWS (6-ствольные 30-мм пушки Гатлинга).
Ни одна из этих систем не может быть названа современной. Характерный куполообразный радар управления огнем 3R41 Volna для С-300F имеет угол обзора всего 180º и является устаревшим по сравнению с западными аналогами.
Если корабль был атакован ракетами, то понятно, что защита не сработала, и это поднимает серьезные вопросы о качестве модернизации российского боевого флота и о его возможностях в целом.
Жертвы потопленного крейсера
Точное число жертв среди членов экипажа неизвестно. Обычно экипаж этого судна чуть более 510 человек, но в условиях войны на борту могло быть гораздо больше.
Россия пока не сообщила о потерях. Министерство обороны России опубликовало кадры, на которых видно, как некоторые члены экипажа «Москвы» присутствуют на церемонии в Севастополе. Главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов, в свою очередь, заявил, что офицеры и экипаж «продолжат службу».
Видео, на котором запечатлены около 100 моряков, является единственным свидетельством о выживших членах экипажа крейсера.
В любом случае, потеря такого корабля является тяжелым поражением.
Крейсер «Москва» затонул
Ранее на корабле произошел пожар, сдетонировали боеприпасы. Минобороны сообщило, что крейсер затонул во время буксировки в условиях шторма
Гвардейский ракетный крейсер «Москва», архивное фото
Крейсер «Москва», на котором ранее произошел пожар и сдетонировали боеприпасы, затонул, сообщило Минобороны России.
«При буксировке крейсера «Москва» в порт назначения из-за повреждений корпуса, полученных в ходе пожара от детонации боезапаса, корабль потерял остойчивость. В условиях штормового волнения моря корабль затонул», — сообщили в ведомстве. Остойчивость судна — его способность возвращаться в состояние равновесия после воздействия внешних сил, например сильных волн или ветра.
Минобороны не сообщало, где в момент пожара находилась «Москва» — флагман Черноморского флота. По данным оперативного прогноза Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО) от 12:00 14 апреля, в 15:00 в Черном море ожидался сильный ветер (более 20 м/с), максимальной скорости он должен был достигать в районе Туапсе. Затем по прогнозу ветер должен был стихать: с 18:00 до полуночи должен был составлять от 15 до 20 м/с (наиболее сильный ветер ожидался в центральной и восточной частях Черного моря), позже — менее 15 м/с.
По данным сервиса Gismeteo, около 23:00 мск четверга в Севастополе было пасмурно, дул северо-восточный ветер со скоростью 3 м/с. В Новороссийске также было пасмурно, шел дождь. Ветер был южный, скорость — 4 м/с. Погодный сервис «Яндекса» показал, что над всей акваторией Черного моря не было дождя, за исключением участка побережья от Геленджика до Сочи.
О пожаре на борту крейсера Минобороны сообщило в ночь на 14 апреля. В результате сдетонировал боезапас, однако позже в ведомстве сообщили, что очаг возгорания локализован и взрывы боеприпасов прекратились. Экипаж корабля был эвакуирован, а сама «Москва» получила серьезные повреждения. При этом в министерстве подчеркивали, что крейсер сохраняет плавучесть.
Опрошенные РБК эксперты считают, что выход крейсера из строя вряд ли окажет влияние на ход боевых действий на Украине, где проходит российская операция. Как пояснял сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН, специалист по ВМФ Илья Крамник, крейсер в первую очередь предоставлял информацию, полученную с помощью его радарной системы.
Директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, эксперт Российского совета по международным делам Василий Кашин уточнял, что «Москва» давно устарела и задолго до начала спецоперации решался вопрос о списании крейсера.
Кризис российского военного флота
С момента распада СССР весь российский военно-промышленный комплекс в области судоходства страдает от острой нехватки средств и ресурсов, повальной коррупции и кадровых проблем.
Корабли класса «Слава», к которому принадлежит крейсер «Москва» — очень красивые корабли, и для случайного наблюдателя их очевидное тяжелое вооружение, кажется, излучает мощь. Когда поступили на вооружение, они, безусловно, были грозными, но 40 лет спустя они не прошли существенной модернизации, и их вооружение и датчики сильно устарели.
Чрезмерные военно-морские амбиции России не соответствуют ее ограниченным возможностям по строительству боевых кораблей, которые еще больше пострадали в результате первого вторжения в Украину в 2014 году, где производились морские двигатели и другие критически важные компоненты для ее военно-морского флота.
Не было никакой надежды заменить класс «Слава» современными крейсерами, а «Москва» завершила ремонт в 2020 году, который должен был продлить ее службу до 2040 года. (Если бы ее не постигла такая преждевременная гибель, то после окончательного списания она стала бы 61-летним музейным экспонатом).
Показательным является и случай с единственным российским авианосцем «Адмирал Кузнецов», который на протяжении всего своего существования страдал от проблем с двигателями и возможностью обслуживания самолетов. Многие из этих трудностей являются прямым следствием сокращения бюджета на содержание и обслуживание. Эта тенденция характерна для всего российского флота в целом.
По некоторым данным, снимок поврежденного крейсера «Москва» был сделан с турецкого корабля. Экипаж российского флагмана был эвакуирован.
В течение двух месяцев после оперативного выдвижения в Сирию в 2017 году авианосец в результате аварий потерял два самолета, а в октябре 2018 года единственный плавучий док российского флота, способный обслуживать авианосец, затонул во время ремонтных работ. Инцидент унес жизни двух рабочих, а один из кранов дока высотой 70 метров упал на взлетную палубу «Адмирала Кузнецова», причинив ущерб на сумму более 1 миллиона долларов.
Такие проблемы могут оставаться замаскированными, когда противником являются легковооруженные сирийские повстанцы, не имеющие никаких оборонительных возможностей, но ситуация совершенно иная, когда речь идет о подготовленном и модернизированном противнике, таком как украинская армия.
Особенно нужно отметить, что большая часть российского боевого флота была построена в советское время на украинских верфях. Так что в Киеве военные специалисты определенно знали все слабые места крейсера «Москва» и то, как они могут до него добраться. И не только до этого крейсера.
Место потопления крейсера «Москва» на карте
24 марта в результате удара баллистической ракетой по порту Бердянска украинцы потопили десантный корабль «Саратов» и повредили два таких же судна: «Цезарь Куников» и «Новочеркасск».
Место затопления крейсера «Москва» на карте
Возникает вопрос, как можно оставить столько крупных кораблей без достаточной защиты, сгруппированных вместе в одной гавани, которая находится всего в нескольких километрах от позиций противника.
Это говорит о серьезной недооценке украинских военных и высоком уровне некомпетентности российского флота – что, безусловно, справедливо и в случае с «Москвой».
Версия Украины
Украинская версия совершенно иная. Согласно ей, «Москва» была подбита двумя противокорабельными крылатыми ракетами «Нептун«, которые нанесли тяжелые повреждения корпусу.
Эти утверждения подтверждаются несколькими появившимися фотографиями, на которых почти наверняка изображен крейсер до его затопления. Было предоставлена одна фотография и 3-секундный ролик, снятый, вероятно, со спасательной шлюпки.
Первые фотографии, показывающие повреждения российского крейсера RFS «Москва» перед тем, как он затонул. Ракеты «Нептун», по-видимому, попали в среднюю часть корабля под воронками, вероятно, пробив машинные помещения.
Хорошо видно, что корабль сильно кренится, а из передней части корабля валит густой черный дым. Также видны несколько серьезных пробоин, которые могли быть вызваны ракетами.
В то же время, море выглядит относительно спокойным, в то время как Министерство обороны России говорит о сложных погодных условиях.
Уничтожение флагманов. Мнение эксперта из США
Брэд Мартин, капитан ВМС США в отставке и директор Института безопасности корпорации RAND, сказал, что ожидал большей активности в районе Черного моря, хотя это место могло быть потенциальным узким местом, в нынешнем конфликте этого не произошло. В конфликте участвовали и другие военно-морские элементы. В начале вторжения Украина затопила свой флагманский фрегат, чтобы не допустить его захвата россиянами.
Черноморский флот России продолжает сохранять присутствие в водах, хотя корабли в основном находились в портах Севастополя или Новороссийска. Они могут нести крылатые ракеты «Калибр», и есть свидетельства того, что при обстрелах городов Украины, использовались ракеты, выпущенные из Черного моря. По словам Мартина, ракеты, выпущенные Черноморским флотом, добавляют украинцам еще один повод для беспокойства, хотя и без этих кораблей у России было достаточно способов обстрелять своего соседа.
Корабли Черноморского флота России держатся ближе к своим портам, особенно после того, как украинские войска использовали ракеты «Нептун», чтобы потопить крейсер «Москва», одержав стратегическую и моральную победу.
Россия потеряла и другие корабли, в том числе корабль снабжения, направлявшийся к острову Змеиный в июле, и десантный корабль в марте.
«Суть в том, что Россия усвоила урок мощи противокорабельных ракет и отступила в результате этих двух событий», — сказал Брэд Мартин. «И я думаю, что, по сути, это исключило морскую угрозу для Украины»
По словам Мартина, это также показало опасность присутствия в Черном море. Если бы Россия рассматривала возможность морского десанта, потопление «Москвы» показало, что это будет сложно и дорого.
Официальная версия гибели крейсера «Москва»
В официальном заявлении российского Министерства обороны говорится, что крейсер затонул во время буксировки в порт Севастополя. Это было необходимо, поскольку судно получило повреждения корпуса в результате пожара, вызванного детонацией боеприпасов в ракетном отсеке. Однако, что привело к взрыву, до сих пор официально не объяснено.
Конкретной причиной затопления, указанной российскими властями, была потеря остойчивости во время буксировки, так как море слишком штормило. Экипаж ранее был полностью эвакуирован на другие корабли Черноморского флота.
Информационная война между Украиной и Россией
Не имеет значения, был ли крейсер потерян в результате нападения украинских ракет или несчастного случая. Оба варианта демонстрируют неспособность российских сил защитить самый мощный корабль в Черном море. В любом случае, это не может не сказаться на общем моральном состоянии. Если командование не в состоянии защитить одно из своих самых серьезных оружий в регионе, то что остается простым солдатам?
«Первый анализ фото и видеоматериалов из открытых источников показывает, что огонь возник на корме ракет «Вулкан» и впереди около ракет С-300, возможно, перед большим взрывом», — сказал эксперт по обороне Х.И. Саттон (H I Sutton).
Первые впечатления от этой шокирующей фотографии. Спасательные средства (спасательные плоты) на борту отсутствуют, что означает, что они были сброшены в воду во время спасательной операции.
До сих пор нет достоверной информации о том, был ли он атакован украинской крылатой ракетой «Нептун» или затонул сам по себе из-за какой-то неисправности, как утверждает Россия
Грузовой кран находится не в диаметральном положении и, очевидно, использовался для спуска корабельных шлюпок. Двери вертолетного ангара открыты, но летная палуба захламлена и не подготовлена к полетам. Вероятно, вертолет остался на борту судна.
Многочисленные черные пятна на борту могут свидетельствовать о внутреннем пожаре в отсеках корабля. Антенны радаров ПВО и ЗРК находятся в диаметральном положении. Пусковые установки крылатых ракет не повреждены.
По всей видимости, ракетный удар пришелся в основание носовой надстройки корабля. Взрыв боеголовок и сгорание остатков ракетного топлива привели к детонации погребов противолодочных боеприпасов (RBU-6000), которые находились ниже ватерлинии.
К сожалению, крейсер выглядит брошенным на произвол судьбы. Рядом с кораблем не видно других спасательных судов и буксира, хотя время суток и погода благоприятные. Видимо, на момент съемки корабль уже был покинут экипажем.
Однако, понятно, что корабль не был поврежден или затонул в результате шторма, как утверждают русские. Пожар и затопление, похоже, вышли из-под контроля, что соответствует повреждению больших отсеков, таких как машинное отделение. Существовал риск вторичного взрыва, что делало попытки спасения опасными, вероятно, поэтому особо не предпринимались попытки спасти судно и оно затонуло.
Эти экспресс выводы и анализ фотографии не претендуют на непреложную истину, а являются лишь предположениями. Думаю, в ближайшем будущем мы получим больше информации для размышления.