55 лет назад в уральской тайге по ошибке приземлился экипаж «Восхода-2»

55 лет назад в уральской тайге по ошибке приземлился экипаж «Восхода-2» ЮнАрмия

18 марта исполнилось 40 лет со дня первого выхода человека в открытый космос. Его совершил советский космонавт Алексей Леонов (позывные «Алмаз-2»), полет которого вместе с Павлом Беляевым (позывные «Алмаз-1») на космическом корабле «Восход-2» продолжался чуть более суток. В открытом космосе Леонов пробыл всего 12 минут и 9 секунд, однако в истории космонавтики это событие стоит на втором месте по важности после подвига Юрия Гагарина. При этом в отечественной практике полет «Восхода-2» считается одним из самых сложных и напряженных. Он был настолько драматичен, что с тех пор космонавты не берут позывные с названиями камней.

11 октября 2019 года Алексей Леонов умер. Ему было 85 лет. Этот текст о нем был опубликован в марте 2014 года.

«Меня поразила тишина. Тишина, необыкновенная тишина. И возможность услышать свое собственное дыхание и сокращение сердца. Я слышал, как бьется мое сердце, я слышал мое дыхание», — Алексей Леонов

18 марта 1965 года в 10 часов 00 минут по московскому времени с Байконура стартовал космический корабль «Восток». На его борту находились два советских космонавта: командир Павел Иванович Беляев и пилот Алексей Архипович Леонов. Через полтора часа один из них шагнул в бездну, избавился от крепкой оболочки корабля и вышел в открытый космос. С планетой Земля его связывал лишь фал длиной 5,5 метров. Так далеко от своей Родины не летал еще никто.

Родился 26 июня 1925 г. в селе Челищево Рослятинского района Северо-Двинской губернии (ныне деревня в составе Рослятинского сельского поселения Бабушкинского района Вологодской области). В 1932 г. семья Беляевых переехала в село Миньково (ныне в Бабушкинском районе Вологодской области), а в 1938 г. — в г. Каменск-Уральский Свердловской области.

Во время Великой Отечественной войны, окончив в 1942 г. среднюю школу, 16-летний Павел Беляев пытался записаться добровольцем на фронт, но его прошение было отклонено из-за юного возраста. С июня 1942 г. по май 1943 г. он работал токарем, затем приемщиком готовой продукции на заводе №105 в Каменск-Уральском.
В 1943-1944 гг. был курсантом 3-й школы летчиков ВВС ВМФ СССР в г. Сарапуле Удмуртской АССР (ныне Удмуртская Республика).
В июле 1944 г. Беляев был направлен в Ейск в Военно-морское авиационное училище (впоследствии Ейское высшее военное авиационное училище им. дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР В. М. Комарова). Окончил его в 1945 г. с присвоением звания «военный летчик».
С июня 1945 г. служил в Военно-воздушных силах Тихоокеанского флота (ВВС ТОФ) на Дальнем Востоке. Был летчиком (1945-1950), старшим летчиком (1950-1953), заместителем командира эскадрильи (1953-1956), командиром звена (1955-1956).
В период с 9 августа по 3 сентября 1945 г. участвовал в боевых действиях в войне с Японией в составе 3-й авиационной эскадрильи 19-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС ТОФ.
В 1956-1959 гг. — слушатель командного факультета Краснознаменной военно-воздушной академии (впоследствии Военно-воздушная академия им. Ю. А. Гагарина) в подмосковном Монино.
После окончания академии, с ноября 1959 г. по апрель 1960 г. служил командиром эскадрильи в ВВС Черноморского флота.
28 апреля 1960 г. приказом главкома ВВС СССР Павел Беляев был зачислен слушателем-космонавтом в Центр подготовки космонавтов ВВС (ныне ЦПК им. Ю. А. Гагарина). Вошел в число первых 20 летчиков, отобранных для полетов в космос (первый отряд космонавтов СССР). После прохождения курса общекосмической подготовки 4 апреля 1961 г. был назначен на должность космонавта. Впоследствии был инструктором-космонавтом (1966-1969), старшим инструктором-космонавтом (1969-1970) отряда космонавтов. Одновременно с декабря 1967 г. возглавлял 3-й отдел, с марта 1969 г. — 1-е управление ЦПК ВВС.
19 августа 1961 г. во время приземления после парашютного прыжка космонавт сломал левую ногу и в течение года (до конца августа 1962 г.) был отстранен от подготовки.
Павел Беляев совершил один космический полет продолжительностью 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд. 18-19 марта 1965 г. он был командиром корабля «Восход-2», с борта которого Алексей Леонов 18 марта впервые в мире вышел в открытый космос. При возвращении экипажа на Землю отказала система автоматического управления корабля, и Беляеву пришлось проводить посадку вручную, что до него ранее никто не делал. Экипаж приземлился в нерасчетном районе в 180 км севернее Перми, был обнаружен через четыре часа в тайге, но из-за глубокого снега эвакуирован только спустя двое суток.
С сентября 1966 г. по январь 1967 г. Павел Беляев проходил подготовку по программе «Алмаз» (создание военных орбитальных станций: пилотируемые версии были запущены под названиями «Салют-2», «Салют-3», «Салют-5», автоматические модификации — «Космос-1870» и «Алмаз-1») в качестве командира группы.
В январе 1967 г. был включен в группу космонавтов, готовившихся к полетам по программе облета Луны (не была реализована), но в марте того же года был отстранен от подготовки по состоянию здоровья.
В декабре 1969 г. из-за обострения язвенной болезни двенадцатиперстной кишки Павел Беляев перенес хирургическую операцию. 10 января 1970 г. он скончался от интоксикации организма вследствие гнойного перитонита. Похоронен на Новодевичьем кладбище г. Москвы.

Имел звание полковника (1965). Был военным летчиком I класса (1965) и космонавтом III класса (1965). Освоил самолеты У-2 (По-2), Ут-2, Як-7Б, Як-9, Як-11, Ла-11, МиГ-15 и МиГ-17. Общий налет на авиатехнике – 506 часов.

Герой Советского Союза (1965). Награжден орденами Ленина (1965), Красной Звезды (1961), медалями «За победу над Германией» (1945), «За победу над Японией» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1965), «За боевые заслуги» (1953) и др.
Имел иностранные звания и награды: Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (1965) и орден Георгия Димитрова (НРБ, 1965), Герой Труда Демократической Республики Вьетнам (1965), Герой Монгольской Народной Республики (1967) и орден Сухэ-Батора (МНР, 1967), орден Карла Маркса (ГДР, 1965), орден Сирийской Арабской Республики.

Летчик-космонавт СССР (1965).
Почетный гражданин Вологды (1965), Калуги (1965), Перми (1965), Калининграда (1965), а также болгарских городов Велико Тырново, Виден, Свищов (1965), казахстанского Байконура (1977, посмертно).

Павел Беляев был женат. Супруга — Татьяна Филипповна (1929-2020) — возглавляла Музей космонавтики им. Ю. А. Гагарина в Звездном городке (Московская обл.). В браке родились две дочери: Ирина и Людмила.

Биография

В разгар 1960 годов между Соединенными Штатами и Советским Союзом шла Холодная война, которая заключалась в гонке двух держав за первенство не только на Земле, но и в открытом космосе, поэтому ученые двух стран тратили силы на изучение галактики. Павел Беляев вместе с напарником Алексеем Леоновым стали теми, кто не побоялся шагнуть в неизвестность Вселенной, став космонавтами Советского Союза.

Детство и юность

Родился герой Советского Союза 26 июня в небогатой семье в селе Челищево в Вологодской области. Его родители – обычные люди: отец Иван работал в больнице фельдшером, а мать Аграфена занималась домашним хозяйством. Ивану Беляеву приходилось менять населенные пункты из-за работы, потому сначала юный будущий герой пошел в общеобразовательную школу в Миньково, а затем его семья переехала в Каменск-Уральский. 

Космонавт Павел Беляев
Космонавт Павел Беляев

Павел Иванович уже с детства твердо решил, что обязательно станет летчиком, и его мечта сбылась. Окончив школу, юноша отправился работать на Синарский завод и занимался токарным делом. 

В 1941 году Советский Союз вступил в Великую Отечественную войну. В момент этого исторического события юному Павлу было 16 лет, но уже в подростковом возрасте сформировались мужественные черты характера будущего космонавта. 

Будучи ребенком, Павел хотел быть полезным для Родины и решил отправиться на фронт. Первоначально Беляеву отказали в участии в войне из-за его молодого возраста, но уже через год решительный юноша вновь подает заявление, которое все-таки рассмотрели.

Павел Беляев был участников Великой Отечественной войны
Павел Беляев был участников Великой Отечественной войны

В 1943 году будущий командир космического корабля добровольно отправился служить в Красную армию. Павел Иванович пошел в авиационную школу, где показал себя с отличием, после чего уже в 1944 проявил себя, как прилежный студент в Ейском училище, где обучался на морского летчика.

Смелость и отвага, а также мужество – это немногие качества, которыми обладал Павел Иванович, будучи еще студентом. В 1945 году, когда Беляеву было 20 лет, он участвовал в Советско-Японской войне в качестве летчика-истребителя, за что был награжден знаком отличия.

Космонавтика

Помимо того, что Павел Беляев известен как старший военный летчик, командир звена и член КПСС, он также был выдающимся космонавтом. В 1956 году герой Советского Союза поступает в военно-воздушную академию, а уже в 1960 зачисляется в отряд «военно-воздушных сил номер один», где началась подготовка двадцати космонавтов. Тренировки будущих выходцев в открытый космос были изнурительными: от них требовались не только технические знания, но и физическая выносливость.

Подготовка космонавта Павла Беляева
Подготовка космонавта Павла Беляева

В 1961 году во время подготовки Павел получает серьезную травму после прыжка с парашюта – перелом ноги, поэтому временно отстраняется от тренировок.

Несмотря на это Павел продолжил идти к своей цели, и уже в 1965 году вместе с соотечественником Алексеем Леоновым он совершил подвиг, который помог СССР стать лидером в политической гонке.

Первый выход в открытый космос

Алексей Леонов – первый человек, находившийся в галактическом пространстве. Этим событием руководил Павел Беляев – именно от него зависела техническая часть операции: ориентация корабля, наблюдение за техникой безопасности, а также организация выхода космонавта. Случилось это весной 65-го на космическом корабле «Восход-2»: эта операция была важной для Советского Союза в космической гонке.

Космический корабль "Восход-2"
Космический корабль «Восход-2»

Полет в космос на корабле «Восход-2» сопровождался нештатными ситуациями, например, автоматическая подача кислорода вышла из строя, что было крайне взрывоопасно. К тому же из-за кислородного отравления его напарник Алексей Леонов чувствовал себя плохо, но утечку газа удалось вовремя предотвратить.

Павел Беляев и Алексей Леонов
Павел Беляев и Алексей Леонов

Ко всему прочему ломается и сам «Восход-2»: средство передвижения потеряло ориентацию на небесное светило, поэтому Павлу Ивановичу пришлось управлять космическим кораблем вручную, что в принципе из-за конструкции корабля было сделать сложно.

Торжественная встреча космонавтов Павла Беляева и Алексея Леонова
Торжественная встреча космонавтов Павла Беляева и Алексея Леонова

Официально Павел Иванович впервые в мире воспользовался не только ручным управлением, но и тормозной установкой. Из-за потери ориентации «Восход-2» успешно приземлился в снежной замерзшей тайге, где Леонов и Беляев двое суток ждали помощи спасателей.

Константин Хабенский в роли Павла Беляева
Константин Хабенский в роли Павла Беляева

В 2017 году вышел фильм «Время первых», роли главных героев сыграли Евгений Миронов и Константин Хабенский. Фильм основан на реальных событиях, которые происходили во время космического полета Леонова и Беляева в 1965-ом. Сам Алексей Архипович принимал участие в написании сценария киноленты.

Также весной 2017 года вышел выпуск передачи «Сегодня вечером», посвященный премьере фильма, а также великим космонавтам.

Личная жизнь

У Павла Беляева была семья – жена Татьяна Филипповна и две дочери: Ирина и Людмила. Супруга Павла работала директором музея имени ЦПК Юрия Гагарина, который находится в Звездном городке. В этом музее можно ознакомиться с личными фотографиями космонавта, а также с его биографией.

Смерть

Умер герой СССР 10 января 1970-го, на тот момент Беляеву было 44 года. 

Памятник на могиле Павла Беляева
Памятник на могиле Павла Беляева

Причина смерти – перитонит, неизлечимое инфекционное заболевание брюшной полости. Похоронен великий космонавт на Новодевичьем кладбище в Москве.

О проблемах, возникших во время легендарного полёта Алексея Леонова, в советской время не распространялись.

Что на самом деле случилось с первым человеком, вышедшим в открытый космос Космос, Выход в космос, СССР, Внештатные ситуации, Длиннопост, Алексей Леонов

Вышедший незадолго до Дня космонавтики фильм «Время первых» с Евгением Мироновым в главной роли быстро стал лидером проката. Еще бы, кинематографисты выбрали беспроигрышную тему — драматичную и героическую историю первого выхода человека в открытый космос. Тогда, в марте 1965 года, Алексей Леонов по возвращении на Землю доложил, что полет прошел успешно. Однако спустя пятьдесят с лишним лет можно признать: советский летчик-космонавт имел все шансы в буквальном смысле сгореть в гонке с американцами, так много было сбоев и опасностей.

Про Юнармию:  Как письмо от руки влияет на работу мозга

Что на самом деле случилось с первым человеком, вышедшим в открытый космос Космос, Выход в космос, СССР, Внештатные ситуации, Длиннопост, Алексей Леонов

Изначально предполагалось, что Алексей Леонов отправится на орбиту и совершит первый в истории человечества выход в открытый космос в рамках миссии «Восток-11», на таком же корабле, на котором летали Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и Герман Титов. Однако подготовка затянулась. Судьбоносный старт произошел спустя полтора года после запланированной даты, 18 марта 1965 года. Напарником Леонова и командиром корабля стал Павел Беляев.

На корабле «Восход», который сменил «Востоки», была установлена шлюзовая камера цилиндрической формы. Три изолированные надувные секции должны были выполнить свое предназначение, даже если две из них вышли бы из строя. Обеспечить нормальную жизнедеятельность космонавта в открытом космосе должен был скафандр «Беркут» весом 20 кг и идущий с ним в комплекте ранец весом 21 кг. На корабле было два скафандра, чтобы командир при необходимости мог оказать помощь тому, кто вышел в космическое пространство. Также предполагалось, что, если шлюз не отстрелится автоматически перед возвращением на Землю, космонавты в скафандрах высунутся в люк и обрежут его вручную.

Алексей Леонов вплыл в шлюзовую камеру, когда корабль находился на втором витке. Шаг за борт «Восхода» произошел в 11 часов 34 минуты 51 секунду. С кораблем его соединяла «пуповина» длиной около 5,5 метров. За 23 минуты космонавт пять раз отходил от люка и возвращался к нему, занимаясь наблюдениями и экспериментами, а Беляев следил за напарником с помощью телекамеры и телеметрического оборудования.

Что на самом деле случилось с первым человеком, вышедшим в открытый космос Космос, Выход в космос, СССР, Внештатные ситуации, Длиннопост, Алексей Леонов

Тренировки в барокамере на Земле проходили успешно, а вот на орбите дали о себе знать конструкторские недоработки. Из-за разницы давлений скафандр сильно раздулся и не давал нормально двигаться. Космонавт решил было связаться с Центром управления полетами и запросить инструкций, но подумал, что в этот момент он — единственный человек на Земле, когда-либо сталкивавшийся с подобной проблемой, и решать ее придется самостоятельно. Чтобы вернуться в шлюз, Алексей Леонов с ювелирной осторожностью стравил давление до аварийного и буквально протиснулся в люк.

Еще одной проблемой стала невозможность согнуть ноги без опоры и попасть в обрез люка. Из-за этого, вопреки инструкции, Леонов протиснулся в шлюз не ногами, а головой вперед. Внутри ему пришлось разворачиваться, так как крышка внутреннего люка открывалась внутрь и «съедала» треть объема.

КСТАТИ: На съемках фильма «Время первых» были построены точные макеты космического корабля, на котором был совершен исторический полет. Исполнитель главной роли Евгений Миронов, которого консультировал Алексей Леонов, решил повторить его трюк и развернуться в цилиндрическом шлюзе диаметром один метр, будучи облаченным в скафандр с шириной в плечах в 68 см. Как ни старался актер, но, в отличие от своего героя, кувыркнуться ему не удалось.

Оказавшись в отсеке, космонавт снова нарушил инструкции, открыв шлем до того, как завершилась проверка герметичности. Сделал это Леонов из-за того, что пот заливал ему глаза. Дело в том, что конструкторы поместили светофильтр на внутреннюю сторону шлема, и он очень сильно нагревался. Сейчас такие защитные фильтры устанавливают только на внешней стороне.

Что на самом деле случилось с первым человеком, вышедшим в открытый космос Космос, Выход в космос, СССР, Внештатные ситуации, Длиннопост, Алексей Леонов

Только адреналин в крови прогорел, как возникли новые нештатные ситуации. При возвращении на Землю не сработала система ориентации на Солнце, и тормозная двигательная установка не включилась. Посадка должна была автоматически начаться на 17-м витке, но программа отказала. Леонову и Беляеву нужно было идти на восемнадцатый виток и выводить «Восход» на посадку в ручном режиме. Тут выяснилось, что пристегнутым в кресле космонавтам невозможно заглянуть в иллюминатор и сориентироваться по положению к Земле. Это привело к потере точности.

Во время снижения космонавтам пришлось испытать на себе перегрузку в 10G, а это предел человеческих возможностей. Дело в том, что орбитальный модуль при спуске не отделился от посадочного, как задумывалось. Капсула с Беляевым и Леоновым начала бешено вращаться. Стабилизировать ее движение удалось только после того, как сгорел кабель, соединяющий модули.

Все передряги привели к тому, что посадка состоялась далеко от расчетного места — в глухом лесу почти в 200 километрах к северу от Перми. Космонавты ночевали в тайге при 30-градусном морозе, отогреваясь у костра. Когда их обнаружили, спасатели десантировались в мелколесье в нескольких километрах от экипажа и расчистили посадочную площадку. Леонову и Беляеву пришлось еще пробежаться на лыжах до вертолета. 21 марта они прибыли в Пермь и официально доложили о завершении полета.

КСТАТИ: В мае 2017 года дважды Герою Советского Союза Алексею Леонову исполнится 83 года. Он много времени уделяет рисованию, создает портреты своих коллег и пейзажи. Недавно его уникальная работа, рисунок, созданный на борту корабля «Восход», стал центром экспозиции в лондонском Музее науки вместе с сотнями артефактов, посвященных космонавтике.

Бывший напарник Леонова, герой Великой Отечественной войны и участник войны с Японией Павел Беляев, после возвращения на Землю продолжал готовиться к новым космическим полетам. Он собирался участвовать в облете Луны, однако был отстранен по состоянию здоровья и стал старшим инструктором в отряде космонавтов. Скончался в 1970 году после продолжительной болезни.

Что на самом деле случилось с первым человеком, вышедшим в открытый космос Космос, Выход в космос, СССР, Внештатные ситуации, Длиннопост, Алексей Леонов

10 апреля 2020 15:00

Ко Дню космонавтики рассказываем, как деревенские жители помогли спасти Алексея Леонова и Павла Беляева

Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов после трех дней уральской тайги. Снимок сделан в пермском аэропорту. Фото: Владимир Савостьянов Архив ТАСС

Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов после трех дней уральской тайги. Снимок сделан в пермском аэропорту. Фото: Владимир Савостьянов Архив ТАСС

Полет космического корабля «Восход-2», состоявшийся 18 марта 1965 года, был историческим не только для СССР, но и для всего мира. Ведь именно во время него человек впервые вышел в открытый космос. Этим человеком был Алексей Леонов. Командир Павел Беляев в тот момент оставался на корабле. Но это не единственное, чем запомнился тот полет.

Пока «Восход-2» находился на орбите Земли, произошло семь серьезных нештатных ситуаций, четыре из которых могли привести к трагедии. Например, выйдя в открытый космос, Леонов едва там не остался — в космическом вакууме скафандр вдруг раздулся, из-за чего космонавту не удавалось войти обратно в шлюз.

Неприятности ждали космонавтов и при возвращении на Землю — отказала система автоматической посадки, из-за чего также впервые в истории, управлять кораблем космонавтам пришлось вручную. В итоге он приземлился не на подготовленный полигон, где Леонова с Беляевым ждали военные и медики, а рухнул в густые уральские леса, чуть ли не на голову жителям пермских сел Кургановка и Березовка.

Павел Беляев и Алексей Леонов 18 марта 1965 года по пути на космодром. Фото: фотохроника ТАСС

Павел Беляев и Алексей Леонов 18 марта 1965 года по пути на космодром. Фото: фотохроника ТАСС

ПРОВЕРЯЛ КАПКАНЫ, НАТКНУЛСЯ НА КОСМОНАВТОВ

— Никто тогда в небо не посмотрел и не увидел, как падает космический корабль, но все услышали гул, а еще, очень странно, по округе вдруг стал разноситься запах чеснока, — вспоминает жительница Березовки Вера Кузнецова.

Космический корабль приземлился в нескольких километрах от села, в лесной чаще. Первым, кто обнаружил Леонова с Беляевым посреди тайги, был простой местный охотник Иван Федосеев.

— Он охотился на куниц и в тот день решил проверить в лесу свои капканы, — продолжает Вера Кузнецова. — Когда увидел среди деревьев космический аппарат и двух космонавтов, вздрогнул — даже варежки с рук у него упали. Беляев и Леонов долго убеждали его, что они не привидения и не инопланетяне. Когда Иван убедился в этом, разжег им костер. У самих космонавтов засырели спички и сигнальные ракетницы. Они угостили его космической едой. А он их земной – краюшкой черного хлеба с салом — тем, что у него было с собой.

У космонавтов был коротковолновый передатчик, который азбукой Морзе передавал сигнал «ВН» — все нормально. Однако из-за технических ограничений точное место посадки Беляев и Леонов руководству сообщить не могли. Поэтому встреча с охотником Федосеевым была для них как нельзя кстати.

— У нас в Березовке маленький коммутатор был 40-номерной и по всем деревням были телефоны, соединявшиеся с нами по проводам через столбы, — вспоминает Мария Мальцева, в 1965 году работавшая телефонисткой в Березовке. — Один телефон был в Кургановке. Охотник Федосеев пришел в сельсовет, рассказал о космонавтах в лесу. После этого мы соединили сельсовет с Соликамском и Пермью.

Полоса «Комсомольской правды» за 19 марта 1965 года.

Полоса «Комсомольской правды» за 19 марта 1965 года.

НАШЛИ ПО ПАРАШЮТУ

Чтобы эвакуировать космонавтов, нужно было знать точное место приземления, координаты которого охотник назвать не мог. Поэтому район, который он указал, стали прочесывать свердловские вертолеты.

— Свердловская область тогда одной из первых в стране начала получать вертолеты, — вспоминает Леонид Рыбаков, в 1960-х годах работавший вторым пилотом вертолета Ми-8 второго Свердловского авиапредприятия. — Но так как вертолеты тогда нужны были для нефтепромышленности, базировались они не в Екатеринбурге, а в Перми в аэропорту Большое Савино. У самой Перми вертолетов в то время вообще не было. И наш свердловский экипаж одним из первых получил указание — искать этих космонавтов.

Экипаж вертолета состоял из Алека Львова, Михаила Шестакова и Юрия Беляева, однофамильца одного из космонавтов «Восхода-2». Найти космонавтов летчикам удалось спустя сутки.

— Нашли их по куполу от спускаемого аппарата, который зацепился за дерево, — говорит Леонид Рыбаков. — Потом экипаж наградили за это — каждому подарили по «Спидоле». Это такой радиоприемник, который все хотели в то время.

Пилоты второго Свердловского авиапредприятия на месте, где приземлились космонавты. Этот памятник, сделанный из титана, не сохранился. Кто-то спилил его и увез в 80-х. Фото: предоставлено Леонидом Рыбаковым

Пилоты второго Свердловского авиапредприятия на месте, где приземлились космонавты. Этот памятник, сделанный из титана, не сохранился. Кто-то спилил его и увез в 80-х. Фото: предоставлено Леонидом Рыбаковым

КОСМОНАВТАМ «СБРОСИЛИ» ЛЕСОРУБА

Так как аппарат Беляева и Леонова приземлился в тайге, вертолетчикам подобраться к ним было затруднительно – места для посадки не хватало. Начали думать, как быть? Авиаторы предложили поднять космонавтов в специальной сетке. Но столичное начальство и военные, которые понаехали в Березовку и Кургановку, рисковать космонавтами запретили.

— Тогда было решено на этой же сетке с вертолета «сбросить» им лесоруба Василия

Наседкина, — рассказывает жительница Березовки Вера Кузнецова. — Он спилил мешавшие деревья, но выяснилось, что вертолет все равно не посадить. Там же лежал полутораметровый снег. Пришлось готовить посадочную площадку в девяти километрах дальше. А космонавтов отправили туда на лыжах.

После этого вертолет увез космонавтов. По одним данным сразу в Пермь, где их ждал самолет. Но по данным пилотов Второго Свердловского авиаотряда, космонавтов сначала увезли в Соликамск, а оттуда уже военные перевезли их в Пермь.

— Этим ведь всем должны были военные вертолетчики заниматься, но их там и близко не было, — говорит Леонид Рыбаков. — Проблемы, видимо, у военных были какие-то. И этот казус они решили скрыть — как так, что случайный гражданский экипаж вертолета спас космонавтов. И все это было засекречено.

Секрет секретом, но о том, что в тех краях приземлились космонавты очень скоро узнали и жители окрестных сел и даже города Березники — ближайшего к месту посадки.

— У нас в Березовке столько людей собралось, на крышу все залезали, ждали когда через нас космонавтов повезут, — вспоминает Мария Мальцева. — Столько людей было. Военных и техники проехало очень много, а космонавтов не было. Оказалось, их на вертолете увезли. В город Березники их тоже не повезли, хотя и там их ждали.

Про Юнармию:  Фильм в час победы

Космонавт Алексей Леонов ушел из жизни 11 октября 2019 года в возрасте 85 лет.

Космонавт Алексей Леонов ушел из жизни 11 октября 2019 года в возрасте 85 лет.Фото: Михаил ФРОЛОВ

ВЕРНУЛИСЬ СПУСТЯ 12 ЛЕТ

Всего в уральской тайге Леонов и Беляев провели трое суток. Еще при жизни в разговоре с «Комсомолкой» Леонов вспоминал, благодаря чему после посадки им удалось не замерзнуть.

— У меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало, — вспоминал Леонов. — Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию обшивки кабины. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном (это ткань из синтетического волокна, которая тогда выпускалась в ГДР. — Авт.). Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски.

Кстати, увидеться жителям Березовки, Кургановки и Березников с космонавтом Леоновым все же удалось, но лишь спустя 12 лет после той посадки. В 1977 он приехал, когда на месте, где находился спускаемый аппарат был воздвигнут титановый обелиск с памятной табличкой.

— Он был воздвигнут на бетонном основании. Мешки с цементом к нему возили на вертолете, — вспоминает Леонид Рыбаков. — Нас и на открытие приглашали.

Памятник этот, увы, не сохранился. В 80-х годах кто-то спилил его, как драгметалл, и увез в неизвестном направлении.

КСТАТИ

В 2017-м на экраны вышел фильм режиссера Дмитрия Киселева «Время первых». В основу сюжета легло то самое незапланированное приземление космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева. Первого сыграл артист Евгений Миронов. Второго — Константин Хабенский.

Возвращение

ЛЕОНОВ И БЕЛЯЕВ НА ПЕРРОНЕ МОСКОВСКОГО ВОКЗАЛА В ЛЕНИНГРАДЕ, фото Павла Маркина

ЛЕОНОВ И БЕЛЯЕВ НА ПЕРРОНЕ МОСКОВСКОГО ВОКЗАЛА В ЛЕНИНГРАДЕ, фото Павла Маркина

Lenta.ru

После возвращения в кабину Леонов вместе с Беляевым продолжал выполнять эксперименты, запланированные программой полета. Но череда трагических случайностей только начиналась. На 13-м витке резко упало давление в баллонах наддува кабины корабля — с 75 до 25 атмосфер. Дальнейшее падение могло привести к полной разгерметизации, но этого удалось избежать.

Спуск корабля по плану должен был проходить в автоматическом режиме. Перед этим было необходимо отсоединить шлюзовую камеру. Экипаж пристегнулся и произвел необходимые действия. Однако при отстреле трубы произошел неожиданно сильный удар, который закрутил корабль в двух плоскостях. Это привело к нерасчетным угловым ускорениям, которые вывели из строя системы ориентации и автоматической стабилизации. В свою очередь, из-за этого не произошло автоматического включения тормозного двигателя.

Корабль было решено сажать вручную. Но тут оказалось, что содержание кислорода в кабине превышено шестикратно. Малейшая искра в контактах могла вызвать пожар и взрыв. Космонавтам повезло: ничего не искрило. Но аварии продолжались: сработал клапан разгерметизации. Повезло снова — Леонов и Беляев были в скафандрах.

19 марта в 11:19, в конце 18-го витка, Беляев вручную включил систему ориентации и ввел в действие тормозную двигательную установку. Он стал первым человеком в мире, которому пришлось сажать космический корабль без помощи автоматики. Беляев практически вслепую вывел «Восход-2» на нужную траекторию. Уточняя точность ориентации корабля, космонавты опоздали с включением двигателя на 45 секунд и еле вписались в посадочное окно. Сам спуск, хотя и проходил в ручном режиме, был практически неуправляемым. О том, чтобы приземлиться в заданном районе, то есть в казахской степи, не могло быть и речи.

При спуске произошло новое ЧП: при расстыковке кабины с двигателем не отсоединился один из тросов, и корабль стал вращаться, как гантель. В конце концов трос сгорел в плотных слоях атмосферы, и на высоте около 7 километров кабина стабилизировалась. В это время произошел отстрел парашюта.

В полутора метрах от земли на спускаемом аппарате сработала система мягкой посадки, выстрелив вниз реактивную струю. Скорость падения снизилась до 2-3 метров в секунду, и 19 марта 1965 года в 12:02 корабль с «Алмазами» на борту плавно приземлился в глухой прикамской тайге.

Доспехи

первый человек в открытом космосе леонов

Первый скафандр для выхода в открытый космос назывался «Беркут» (к слову, все советские и российские скафандры носят имена хищных птиц: «Орлан», «Ястреб», «Сокол», «Кречет»), вместе с ранцем он весил 40 килограмм, что, конечно же, не имеет никакого значения в условиях невесомости, но дает представление о серьезности конструкции. Все системы были максимально простыми, но эффективными. Например, конструкторы решили обойтись без регенерационной установки для экономии места и выдыхаемый углекислый газ выпускался через клапан прямо в открытый космос.

Однако на тот момент в скафандре использовались несколько новейших технологий того времени: экранно-вакуумная изоляция из нескольких слоев металлизированной ткани защищала космонавта от перепадов температуры, а светофильтр на стекле шлема спасал его глаза от яркого солнечного света.

«Беркут» использовался всего один раз во время полета «Восхода-2» экипажем Беляева и Леонова и является на данный момент единственным универсальным скафандром, то есть предназначавшимся как для спасения пилотов при разгерметизации корабля, так и для выходов в открытый космос.

На старт! Внимание! Марш!

ЛЕОНОВ ВЫХОДИТ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС, фото из архива РГАНТД

ЛЕОНОВ ВЫХОДИТ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС, фото из архива РГАНТД

Первыми осуществить выход человека в открытый космос планировали США. Старт американского корабля в рамках этой миссии был назначен на 28 апреля 1965 года. Однако Советский Союз сумел опередить их. 18 марта того же года в 10 часов утра по московскому времени с космодрома «Байконур» стартовал космический корабль «Восход-2», на котором находились командир экипажа подполковник Павел Иванович Беляев и второй пилот майор Алексей Архипович Леонов.

Экипаж корабля подбирался с особой тщательностью. Беляев был самым опытным лётчиком в первом отряде космонавтов, а Леонов лучше всех переносил тренировки в барокамере и центрифуге, а также больше других подходил по морально-психологическим данным. Причем следует отметить, что участие Беляева в полете первоначально не планировалось — по состоянию здоровья он был на грани отчисления. Его включили позже, по настоянию Гагарина.

Первая неприятность произошла перед стартом. Рано утром 17 марта ракету и корабль установили на стартовой площадке. Рядом с кораблем на лебедке, зафиксированной при помощи защелки, подвесили двухметровый шлюз в наддутом состоянии. Таким образом в течение суток его проверяли на герметичность. Солдат, оставленный для охраны «объекта», от нечего делать шлепал пальцем по защелке. После очередного удара защелка выскочила, шлюз упал и разорвался. Запасного не было, и на корабль в срочном порядке поставили тот, на котором космонавты тренировались.

Сам старт прошел без осложнений. Как вспоминают его участники на Земле, первые 40 секунд полета казались особенно долгими — в случае аварии на этой стадии спасение экипажа почти невозможно. Но корабль вышел на заданную орбиту, достигнув высоты в 497,7 километра. До этого ни один пилотируемый космический аппарат так высоко не летал.

Как только «Восход-2» перешел в свободный полет, Леонов вместе с Беляевым стал готовиться к эксперименту. В начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры, а через шесть минут, в 11:34, Леонов вышел из нее в космическое пространство.

Непредвиденные обстоятельства

первый человек в открытом космосе александр леонов история

При подготовке к полету на земле были отработаны 3000 различных аварийных ситуаций и их решений. Но Леонов говорил, что по закону в космосе случится и 3001-ая, и ее тоже нужно будет решить. Так и произошло.

«Я молча, не докладывая на Землю (вот это мое было очень большое нарушение), принимаю решение и сбрасываю давление из скафандра практически в 2 раза, на 0,27 вместо 0,5. И у меня сразу руки встали на место, я смог работать в перчатках».

Но это порождало страшные последствия — из-за падения парциального давления кислорода он попадал в зону закипания азота (, известная у ныряльщиков). А нужно было спешить. Командир корабля Беляев, видя, что тень неумолимо приближается, и в полной темноте и при предельном минусе Леонову уже ничто не сможет помочь, торопил своего пилота.

Тогда Леонов в нарушение всех инструкций сделал последнюю отчаянную попытку — сбросил с помощью клапана давление в скафандре до предельного минимума, втолкнул кинокамеру в шлюз и, развернувшись вперед головой, втянулся внутрь на руках. Это удалось сделать лишь благодаря отличной физической подготовке — измотанный организм отдал последнюю энергию этому усилию. Внутри камеры Леонов с большим трудом развернулся, задраил люк и, наконец, отдал команду выровнять давление. В 11:52 в шлюзовую камеру начал поступать воздух — это и стало окончанием выхода Алексея Леонова в открытый космос.

Читайте также

Возвращение домой

первый человек в открытом космосе леонов

Борьба Леонова за жизнь была завершена; люк за его спиной захлопнулся, отделив тесный светлый уютный мирок кабины «Восхода-2» от темного бесконечного холода космического пространства. Но тут возникла другая проблема. Начало повышаться парциальное давление кислорода в кабине, оно дошло уже до 460 мм и продолжало расти, — и это при норме в 160 мм. Малейшая искра в электросхемах приборов могла привезти к взрыву. Позднее выяснилось, что из-за того, что долгое время «Восход-2» был стабилизирован относительно Солнца, он нагревался неравномерно (с одной стороны +150°С, а с другой -140°С), что привело к незначительной деформации корпуса. Датчики закрытия люка сработали, но осталась небольшая щель, из которой улетучивался воздух. Система автоматики исправно обеспечивала жизнеобеспечение космонавтов, подавая в кабину кислород. Разобраться самостоятельно с этим экипаж был не в силах, и космонавтам оставалось лишь с ужасом наблюдать за показаниями приборов. Когда общее давление достигло 920 мм, люк под его напором захлопнулся, и угроза миновала — вскоре атмосфера внутри кабины нормализовалась.

IMG_8166Но и на этом беды космонавтов не закончились. В штатном режиме корабль должен был начать программу посадки после 17-ого витка, но тормозная двигательная установка не сработала в автоматическом режиме, и корабль продолжал с бешеной скоростью нестись по орбите. Сажать корабль пришлось в ручном режиме, Беляков сориентировал его в правильное положение и направил в безлюдную местность в тайге в районе Соликамска. Больше всего тогда командир боялся попасть в густонаселенный район и задеть линии электропередач или дома. Был также риск залететь на недружественную на тот момент территорию Китая, но всего этого удалось избежать. После включения тормозных двигателей и торможения в атмосфере потянулись мучительные секунды ожидания. Но все обошлось: парашютная система сработала в штатном режиме, и «Восход-2» приземлился в 30 километрах юго-западнее города Березники в Пермской области. Командир блестяще справился с задачей, отклонившись от расчетной точки всего на 80 км с учетом того, что корабль летел со скоростью около 30 000 км/ч.

С вертолета очень быстро обнаружили красные парашюты, повисшие на верхушках деревьев, но вот найти место для посадки и вытащить удачно приземлившийся экипаж не было никакой возможности. Двое суток Беляев и Леонов просидели в заснеженной тайге, ожидая прибытия помощи. Не вылезая из скафандров, они закутались в теплоизоляционную обшивку, обмотались стропами парашютов, развели костер, но в первую ночь согреться не удалось. Наутро им сбросили продукты и теплые вещи (пилоты сняли куртки со своих плеч), на канатах спустили группу с врачом, которая, добравшись до приземлившихся космонавтов, смогла обеспечить им лучшие условия. Все это время неподалеку вырубали площадку для приземления эвакуационного вертолета, куда космонавты могли добраться на лыжах. Уже 21 марта Беляев и Леонов были в Перми, откуда доложили об удачном завершении полета лично генсеку КПСС Леониду Брежневу, а 23 марта героев встречала Москва.

Про Юнармию:  Центральный дом юношеской армии в москве и места, где каждый ребенок

Читайте также

Корабль

первый человек в открытом космосе александр леонов история

«Восход-2» стал усовершенствованной версией первого корабля, на котором в 1964 году впервые был совершен одновременный полет сразу трех космонавтов: Владимира Комарова, Константина Феоктистова и Бориса Егорова. В кабине было так тесно, что им пришлось лететь без скафандров, и в случае разгерметизации корабля им грозила неминуемая гибель. Вес «Востока-2» составлял почти 6 тонн, диаметр 2,5 метра, а высота почти 4,5 метра. Новый корабль приспособили для полета двух человек и оснастили уникальным надувным шлюзом для выхода в открытый космос «Волга» — там камера надувалась и готова была принять космонавта. Ее внешний диаметр 1,2 метра, внутренний всего 1 метр, а длина – 2,5 метра. При подготовке к посадке камера отстреливалась и корабль приземлялся без нее.

первый человек в открытом космосе александр леонов история

Стоит отметить, что полет «Восхода-2» со шлюзовой камерой и экипажем на борту был рискованным, так как предварительно проверить работу всех систем не удалось. 22 февраля 1965 года, меньше чем за месяц до полета Беляева и Леонова, беспилотный корабль «Космос-57» (копия «Востока-2») во время испытательного полета был взорван из-за ошибочной команды на самоуничтожение. Несмотря на это, Королев (главный конструктор всей программы) и Келдыш (Президент Академии Наук СССР), посоветовавшись с космонавтами, решили не отменять запланированный полет.

Подготовка

гагарин таймПрошло почти четыре года со дня полета Юрия Гагарина, весь мир был увлечен космической гонкой двух сверхдержав — СССР и США. Они отправили уже по несколько пилотируемых кораблей; в 1964 впервые на советском «Восходе» нового типа в космос отправились сразу три человека, теперь предстоял следующий принципиальный шаг — выход в открытый космос.

Обе державы, усиленно занимавшиеся космической программой, одновременно приходили к очевидным проблемам, требующим решения. Рано или поздно при планируемых длительных полетах потребуются профилактические и ремонтные работы снаружи корабля, кроме самих космонавтов выполнять их будет некому, следовательно, нужно было разработать безопасную и действенную систему их осуществления. В СССР этой проблемой занимался Королев, а главным специалистом-исполнителем стал молодой космонавт из первого отряда — Алексей Леонов. По программе разработали усовершенствованный вариант новейшего космического аппарата «Восход», шлюзовую систему и специальный защитный скафандр. К февралю 1965 года все было готово, оставался последний бросок.

Открытый космос

Выход в открытый космос через шлюз не вызвал затруднений — он начался над Черным морем, а закончился над Сахалином. Беляев поддерживал с напарником непрерывную связь, следя за его работой с помощью телекамеры. Леонов плавно парил в космосе, несколько раз переворачивался, приближался к кораблю и удалялся на полную длину фала — около пяти метров. Дальше последовал короткий доклад на Землю: «Все сделано по плану. «Алмаз-2″ готовится к входу».

И тут возникли непредвиденные обстоятельства. Инструкция предписывала возвращаться в шлюз ногами вперед. Леонов подтянулся к обрезу люка, но втиснуться в шлюз не смог. Как оказалось, его скафандр непомерно раздулся от избыточного давления и стал более жестким, сковав движения. Возвращение становилось невозможным.

«Алмаз-1»: Леша, снять крышку с объектива кинокамеры! Снять крышку с объектива кинокамеры!
«Алмаз-2»: Снял, снял крышку!
«Алмаз-1»: Понятно!
«Алмаз-2»: Вижу, вижу небо! Землю!
«Алмаз-1»: Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!

Во время этого разворота нагрузка увеличилась максимально, вспоминает Леонов. Пульс дошел до 190, температура тела подскочила настолько, что до теплового удара оставались доли градуса. Космонавт потел так, что ноги в скафандре хлюпали. Едва крышка люка закрылась, Леонов вновь нарушил инструкцию и снял гермошлем, не дожидаясь подтверждения о полной герметизации. За полтора часа эксперимента он потерял шесть килограммов.

С момента открытия люка шлюза и до его закрытия Алексей Леонов находился в открытом космосе 23 минуты и 41 секунду. Но чистое время пребывания в нем считается с момента появления космонавта из шлюзовой камеры до входа обратно. Поэтому официально зарегистрированное время нахождения Леонова в открытом пространстве составляет 12 минут и 9 секунд.

Угрозы

первый человек в открытом космосе леонов

Вы все, конечно же, смотрели фильм «Гравитация», получивший 7 Оскаров, а потому должны иметь хорошее представление о всех опасностях, угрожающих космонавту в открытом космосе. Это опасность потерять связь с кораблем, опасность столкнуться с космическим мусором и, наконец, опасность истечения запасов кислорода до возвращения на корабль. Помимо этого существует и опасность перегрева или переохлаждения, а также поражения радиацией.

Леонов был привязан к кораблю прочным фалом длиной пять с половиной метров. В ходе полета, он неоднократно вытягивался на всю длину и снова подтягивался к кораблю, фиксируя все свои действия на кинокамеру. В 60-х еще не существовало ракетных ранцев (устройство для перемещения и маневрирования космонавта) позволяющих полностью свободно отделяться от корабля и возвращаться на него, так что тонкая крепкая веревка на двух металлических карабинах — это в буквальном смысле все, что связывало Леонова с жизнью и возможностью вернуться домой.

вероятность столкнуться с каким-либо космическим мусором, вращающимся на орбите Земли, в 1965 году была еще очень мала. До полета «Восхода-2» в космосе побывали всего лишь 11 пилотируемых кораблей и несколько спутников, при этом на довольно низких орбитах с относительно большой плотностью атмосферных газов, соответственно, большая часть мельчайших частиц краски, обломков и прочего мусора, остающегося после этих кораблей, вскоре сгорала, не успев причинить никому вреда. До формулирования  было еще далеко, и советская космическая программа не воспринимала эту опасность всерьез.

Скафандр «Беркут», разработанный специально для выхода в открытый космос и имевший полную автономность, имел запас всего в 1666 литров кислорода, а для поддержания необходимого давления газа и жизнедеятельности космонавта необходимо было тратить больше 30 литров в минуту. Таким образом, максимальное время пребывания вне корабля составляло всего лишь около 45 минут, и это на все про все: вход в шлюз, выход в открытый космос, пребывание в свободном полете, возвращение в шлюз и ожидание времени его закрытия. Общее время выхода Леонова составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд). Никакого запаса на исправление ошибок или спасение не предусматривалось.

Температурный режим и радиация

Леонов успел фактически чудом успеть завершить свой выход до попадания корабля в тень от Земли, где низкие температуры могли осложнить все его действия и привести к смерти. В кромешной тьме он бы не смог справиться с фалом и входом в шлюз. Нахождение на солнечной стороне в течение каких-то 12 минут заставляло его обливаться потом. «Терпения уже не было, по лицу пот тек не градом, а потоком, да такой едкий, что глаза жгло» — вспоминает Леонов. Что касается радиации, то тут ему относительно повезло. На апогее орбиты почти в 500 километрах над землей, «Восход-2» задевал только нижний край радиационно-опасной зоны, где излучение может составлять до 500 рентген/час (смертельная доза за несколько минут), кратковременное нахождение в ней и хорошее стечение обстоятельств не привели к страшным последствиям. По приземлении у Леонова зафиксировали дозу в 80 миллирад, что значительно превышает норму, но к повреждениям здоровья не приводит.

Полет

первый человек в открытом космосе леонов

На первом же витке полета была надута шлюзовая камера. Оба члена экипажа заняли свои места и облачились в скафандры. На втором витке Леонов перелез в шлюзовую камеру, а командир плотно задраил за ним люк. В 11:28 из «Волги» стравили воздух — время пошло, теперь Леонов был полностью автономен. В 11:32 с пульта управления был открыт наружный люк, через две минуты в 11:34 Леонов покинул шлюз и отправился в открытый космос.

В момент выхода пульс космонавта составлял 164 удара в минуту. Леонов отдалился от корабля на метр, а затем снова вернулся. Тело свободно разворачивалось в пространстве. Через стекло своего шлема он смотрел на проплывающее прямо под ним Черное море, на корабли, плывущие по его темно-синей глади.

Он несколько раз повторил свой маневр отхода и подхода к кораблю, свободно вращаясь и раскинув руки, все это время разговаривая по радиостанции с командиром корабля и наземными службами. Над Волгой Беляев подключил телефон в скафандре Леонова к передачам Московского радио, по которому Левитан читал сообщение ТАСС о выходе человека в открытый космос. В это время весь мир с помощью телетрансляции с камер корабля мог видеть, как Леонов машет рукой всему человечеству прямо из открытого космоса.

Рекордный полет Леонова продолжался 12 минут и 9 секунд.

***

первый человек в открытом космосе леонов

П. Беляев и А. Леонов

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля — 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI — золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.

Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.

Уральские морозы

БЕЛЯЕВ И ЛЕОНОВ НА ПЕРВОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ В ПЕРМИ, фото из архива РГАНТД

БЕЛЯЕВ И ЛЕОНОВ НА ПЕРВОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ В ПЕРМИ, фото из архива РГАНТД

Приземление оказалось не очень удачным — «Восход-2» зажало между двух деревьев. Крышку выходного люка придавило стволом, который не позволял ей открыться до конца, а запасной люк оказался заклинен намертво. При этом открыть люки космонавты должны были сразу же после посадки, иначе за счет передачи тепла от нагревшегося корпуса внутрь температура в кабине за 10-15 минут поднялась бы до 200 градусов. Но после многократных усилий Леонову и Беляеву всё же удалось открыть люк и выбраться из корабля.

Как выяснилось позже, они приземлились в 180 километрах к северо-западу от Перми, а до ближайшей деревни было 15 километров. При этом место посадки окружал сплошной таежный лес высотой до 20 метров, а глубина снега достигала полутора метров. Вспотевшие космонавты быстро замерзли на уральском морозе. Они набили скафандры содранной со стен кабины обивкой и развели костер.

Сразу же после приземления для поисков корабля в воздух были подняты четыре самолёта «Ан-2» и военные вертолёты. С разных сторон в тайгу ринулись группы лыжников-добровольцев. Позднее даже пришлось создавать специальные отряды для розыска потерявшихся «поисковиков».

20 марта к двум часам дня к «Алмазам» на лыжах дошел глава отряда военных спасателей, которые тем временем вырубали площадку для приземления вертолетов в нескольких километрах от «Восхода». На следующий день все трое вышли к ней, и 21 марта Леонов с Белявым были доставлены в Пермь, где их наконец встретили как героев. Через два дня, выступая на митинге в Москве, Беляев скажет: «Большое впечатление произвели на нас просторы и богатства природы пермского края».

Позже, на государственной комиссии после полета, Леонов сделает самый короткий в истории космонавтики доклад: «В открытом космосе жить и работать можно».

Через десять лет дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов снова полетел в космос, на этот раз в качестве командира космического корабля «Союз-19». Его имя носит кратер на Луне, которую он чуть не облетел. Этому помешало свертывание советской лунной программы после того, как обратную сторону спутника Земли увидели американцы. Но это уже совсем другая история.

При написании статьи использованы материалы Российского государственного архива научно-технической документации и сайта «Культурное наследие Прикамья».

Оцените статью
ЮнАрмия