Ирина Сидоренко
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Мой город — Крейсер «Аврора»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО №2 Всеволожского района Ленинградской области
Мой город Крейсер «Аврора»
Подготовила : воспитатель Сидоренко Ирина Евгеньевна
Область: Ознакомление детей с окружающим миром.
Цель: Познакомить детей с музеями города; воспитывать любовь к своему городу, вызвать интерес; развивать память, умение слушать, внимания.
Предварительная работа: Беседы с детьми о городе, о его достопримечательностях
«АВРОРА» фрегат, крейсер, музей. Выполнил: Ежикова Юлия Викторовна воспитатель ГБДОУ детский сад №13 Пушкинского района СПб
Русско-японская война (1904-1905) Аврору включили в отряд кораблей, которые должны были усилить Тихоокеанскую эскадру. Противник был современней, лучше оснащен, к тому же японские моряки не были так измучены многомесячным переходом. Главной задачей «Авроры» и других крейсеров была охрана транспортов. В течении целого дня крейсеры противостояли японским кораблям. В ходе боя «Аврора» выпустила по противнику свыше трёхсот снарядов и не раз прикрыла собой другие русские броненосцы. Потеряв командира, моряки продолжали совершать чудеса: раненные матросы оставались у орудий, не покидая постов, машинисты и кочегары продолжали работать в адской жаре. Когда же большая часть кораблей была потоплена, «Аврора» смогла уйти от погони противника и укрыться в нейтральном порту.
После Русско -японской войны «Аврора» вошла в отряд учебных кораблей Морского корпуса в Петербурге. В 1908 году, совершая учебное плавание у берегов Италии, крейсер спасал местных жителей, пострадавших от землетрясения в г. Мессина. Члены экипажа вытаскивали людей из-под завалов, организовывали медицинскую помощь и доставку продовольствия. В память об этом событии в самом городе установлен памятник, посвященный подвигу русских моряков. В 1911 году во время повторного, учебного визита Мессины, в городе случился большой пожар. Экипаж крейсера опять пришёл на помощь. И снова жители Мессины благодарили русских моряков за смелость и благородство. Не только военные подвиги
Великая Отечественная Война К началу ВОВ старый крейсер не мог принести большой пользы и поэтому во время войны оставался в городе Ломоносов, где участвовал в противовоздушной обороне. Позже орудия главного калибра сняли с крейсера и установили на подступах к Ленинграду на Дудергофских Высотах (Красное Село). Здесь образовалась знаменитая артиллерийская батарея А («Аврора»), где воевали моряки крейсера «Аврора». Артиллеристы до последнего вели огонь, а потом Взрывали собственные орудия, чтобы они не достались врагу.
В главной роли В конце 1945 года «Аврору» использовали при съёмках фильма, где она показала подвиг знаменитого крейсера «Варяг». Именно эта роль помогла «Авроре» быстро реставрироваться после войны. Корабль-музей Сегодня «Аврора»-это корабль-музей, который хранит память о её истории и всех подвигах, которые совершили авроровцы . И сейчас у него есть свой капитан и настоящая команда моряков, которая поддерживает судно в рабочем, а не только в «музейном» порядке.
Спасибо за внимание. Ис т очники: «Аврора». Хельга Па т аки . ООО «Издательство Качели», 2019 https://ru.wikipedia.org
Всем известный крейсер, носящий имя «Аврора», выступает пожалуй что самым знаменитым символом Великой Октябрьской революции. Но судьба судна представляет собой еще больший интерес. История судна включает в себя массу событий и военных действий, не упоминая которые рассказ не будет таким полным.
- Краткая история корабля
- Хронология дальнейших событий
- Интересные факты
- Инцидент
- Фото внутри «Авроры»
- Где находится
- Крейсер «Аврора» сейчас
- Ход занятия
- История крейсера «Аврора»
- Условия посещения и режим работы крейсера «Аврора»
- Технические характеристики крейсера «Аврора»
- Как добраться
- Крейсер Аврора
- Общая информация
- Посетителям
Краткая история корабля
Создание корабля было начато в далеком 1896 году, крейсер должен был быть построен по подобию «Дианы». Изначально данный проект вообще не рассматривался и не входил в намерения флота. Однако ближе к началу ХХ столетия ситуация в государстве заметно потерпела заметное ухудшение. Германия начала конкурировать в вопросе изготовления оружия. На фоне нестабильной ситуации страна нуждалась в таких суднах, как крейсер «Аврора».
Судно было третьим в списке крейсеров подобного типа (в числе первых были «Диана» и «Паллада»). Строительство крейсера было начато в Новом Адмиралтействе. Авторство проекта принадлежит флотскому инженеру Ксаверию Ратнику. Черновой набросок был утвержден в Морском техническом комитете, по завершению чего началось строительство.
Хронология дальнейших событий
За всю свою историю существования крейсер Аврора застал такие исторические события, как:
- Гулльский инцидент;
- Цусимское сражение;
- Первая мировая война;
- Февральская революция;
- Октябрьская революция;
В 1897 году было предложено двенадцать идей для названия судна, из которых император Николай II должен был выбрать самое достойное. Выбор пал на имя античной римской богини «Авроры». Закладка была назначена на 4 июня. Другие же два судна были сделаны гораздо раньше, нежели небезызвестный крейсер «Аврора». Создание крейсера было весьма отстающим от графика, так как исполняющий заказ долгий период времени не могу заключить договор о покупке паровой машины. Но к 20 июля конфликт достиг согласия и контракт был подписан.
24 мая 1900 года корабль вышел в плавание. Церемония происходила в присутствии всей императорской семьи. Показательно, что в момент спуска суда на воду, на борту крейсера находился моряк, служивший некоторое время назад на фрегате «Аврора». Подготовка крейсера началась на следующий день после его готовности.
Интересные факты
На тот момент судно обладало всеми новшествами и шло в ногу со временем. Технические характеристики же были следующими:
- В длину судно составляло 126 метров;
- В ширину: шестнадцать метров;
- Осадка составляла шесть метров;
- Водоизмещение у судна было равно 6731 тонне;
- Мощность была двенадцать тысяч лошадиных сил;
На судне в составе экипажа находилось 550 матросов и двадцать офицеров. в течении нескольких лет корабль вынужден был находится на испытательном сроке, а вот уже к 1903 году он был включен в состав отряд, коим командовал Андрей Вирениус.
Ну, а далее судно ожидала не менее насыщенная жизнь: русско-японская война, Гулльский инцидент и прочие исторические события.
Инцидент
Когда происходило хождение по водам Балтийского моря 22 октября 1904 случился инцидент. Корабли начали стрельбу по непонятному судну, опознать которое было сложно из-за тумана. как позже выяснилось — это были английские рыбаки. Двое людей в следствии данной оплошности погибли. Из-за проблемной видимости крейсер «Аврора» также умудрился попасть под обстрел. В корпус корабля попало пять снарядов. Иеромонах, который прибывал на палубе крейсера также скоропостижно скончался из-за полученного в плавании ранения.
Данному события дали название — «Гулльский инцидент». в связи с ошибкой русских отношения с Великобританией были резко испорчены. В мире подобного ранее никогда не случалось, поэтому страны согласились на проведение расследования третейским судом.
Фото внутри «Авроры»
Представлены фотографии, сделанные внутри корабля «Аврора».
Если человек любит историю, то находиться внутри данного крейсера — для него будет большим наслаждением. А мы постарались хоть как-то передать эти чувства при помощи фотографий.
Где находится
В 44 году прошлого века было принято решение увековечить крейсер, сделав из него музей. Местом стоянки была выбрана Петроградская набережная. На тот день в СССР практически не было значительных исторических памятников, которые могли бы сравниться с «Авророй». Теперь любой, кто решит проведать культурную столицу, просто обязан побывать в этом музее.
Даже не смотря на то, что памятник пережил за свою жизнь массу реставраций, красоты он своей не утратил ни чуть. Теперь история крейсера «Аврора» в Санкт-Петербурге таит в себе события сугубо бытового плана.
Лайфхак 1 — Перемещаемся выгодно и комфортно везде
Билеты на поезд по лучшей цене — Poezd.ru и Tutu.ru. Взять авто в аренду в любом аэропорту или городе — Rentalcars. А если решите полететь на самолете (кстати, не дороже поезда и машины) — Aviasales
Лайфхак 2 — Остановиться можно не только в отеле, но и в квартире
Ищите скидки в аграгаторе отелей Hotellook. Бронируйте жильё для отдыха на Суточно.ру
Лайфхак 3 — Не переплачивайте за экскурсии
Выбирайте экскурсии онлайн у проверенных гидов с озывами в Tripster.
Лайфхак 4 — Посещайте музеи и достопримечательности без очередей
Покупайте билеты заранее онлайн на Musement и TicketNetwork и приходите уже с купленным билетом.
Мотивированный человек, который готов создать полезный, годный продукт/контент для людей. Автор проектов chatdaa, vpiterGo.
Учусь в Питерском Политехе, факультет радиотехнических и телекоммуникационных систем.
В начале этого лета, после длительного перерыва, мне посчастливилось побывать в Санкт-Петербурге, городе с которым у меня «любовь с первого взгляда», но об этом я расскажу как-нибудь в другой раз) .
Этой публикацией я открываю серию очерков о городе на Неве и, конечно, расскажу я и о встрече друзей) .
Светлой памяти капитана третьего ранга И. А. Сакова.
Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой,
Что тебе снится, крейсер «Аврора»
В час, когда утро встает над Невой?
В. Шаинский, М. Матусовский.
Крейсер «Аврора» обычно вспоминают в связи с Октябрьской революцией. Однако «Аврора» являлся боевым кораблем и до 1917 года, и после него.
До знаменитого холостого залпа в сторону Зимнего дворца «Аврора» успела поучаствовать в двух войнах — Русско-японской и Первой Мировой. В 1917 крейсер оказался на Неве во время революции исключительно по стечению обстоятельств: «Аврора» находилась на ремонте у причальной стенки Франко-русского завода в Петрограде. В условиях революции собственно было не до ремонта и он был проведен из рук вон плохо, поэтому к концу Гражданской войны крейсер опять оказался «неходовым».
К начале 20-х годов, после очередного ремонта, сделали учебным судном. К началу Великой Отечественной Войны старый крейсер окончательно пришел в негодность, и в 1941 году его должны были списать — как говорили моряки, «пустить на иголки». (Отмечу в скобках: тогда, почему-то еще ни у кого не возникала мысль сделать его кораблем- музеем)
От списания «Аврору» спасла Великая Отечественная война. Во время военных действий даже старая боевая единица лучше никакой.
Курсантов с крейсера списали, а сам корабль вошел в систему противовоздушной обороны Ленинграда. На тот момент главный калибр «Авроры» — десять 130-мм орудий; кроме них, две универсальные 76,2-мм артиллерийские установки длиной в 55 калибров, установленные на полубаке, два зенитных 76,2-мм орудия системы Лендера на среднем мостике, три универсальных 45-мм орудия длиной в 45 калибров, стоявшие на кормовом мостике, и пулемёт системы «М-1».
Экипаж «Авроры» составлял 260 человек под командой капитана третьего ранга И. А. Сакова.
Однако по мере того, как враг подходил все ближе к Ленинграду, все больше краснофлотцев с «Авроры», и с других кораблей, уходило в морскую пехоту — основная тяжесть боев за город приходилась на сушу. Из этих же соображений на берег отправлялись не только моряки, но и артиллерия корабля.
Девять снятых с крейсера 130-мм орудий, главный калибр, были использованы для формирования у Дудергофа батареи «А» («Аврора») в июле 1941. По некоторым данным, личный состав батареи составлял 165 моряков — не только с «Авроры», но и с других кораблей.
С 3 сентября 1941 года батарея «А»начала активные боевые действия с нанесения ударов по противнику в Ям-Ижоре. В течение 3—7 сентября удары были нанесены по скоплениям противника в населённых пунктах Кипень, Скворицы, Высоцкое, Лемпелово, Пелези. Координаты целей передавались из КП артдивизиона в Пулково. 10 сентября после артиллерийской и авиаподготовки немейкие войска вошли в Дудергоф, зайдя в тыл батарее, которая к тому времени все ещё не имела должной огневой поддержки от других родов войс
Воронью гору, расположенную севернее батареи «А», немцы захватили к вечеру 10 сентября. 2-й батальон 500-го стрелкового добровольческого полка в противотанковом рву перед батареей был рассеян атакой противника на рассвете 11 сентября. В тот же день немцы атаковали и с боем захватили семь орудий батареи. Выжившие моряки отступили на 8 и 9 орудия за Киевское шоссе и продолжали вести огонь, пока не закончились снаряды, после чего вывели орудия из строя. К концу восьмого дня боёв из 165 человек личного состава вышли к своим только 26 моряков.
Сам же крейсер «Аврора» подвергался усиленным налетам немецкой авиации. 16 сентября зенитчики крейсера сбили один неприятельский самолет. А через пять дней гитлеровцы подвергли «Аврору» комбинированному артиллерийскому и авиационному налету. Подобные налеты теперь стали происходить ежедневно.
Материал для педагогов:
Однако «славный Андреевский стяг» «Аврора» не спустила, он продолжал развеваться, по крейсеру продолжали вести огонь вражеские батареи, тратя снаряды на фактически мертвый корабль (последнее 130-мм орудие с него сняли и поставили на бронепоезд «Балтиец») вместо того, чтобы выпускать их по мирным жителям или бойцам. Так «Аврора», полумертвая, полузатопленная, продолжала свой неравный бой за Ленинград и ленинградцев. Обстрелы корабля прекратились, лишь когда была снята блокада.
В 1944 году впервые поступило предложение о превращении «Авроры» в корабль-музей. Для этого крейсер предстояло поднять и капитально отремонтировать. Но это уже совсем другая, послевоенная история корабля. и я расскажу ее в другой раз.
Ветром соленым дышат просторы,
Молнии крестят мрак грозовой.
Что тебе снится, крейсер «Аврора»,
Ирина Гринева
Презентация «11 мая — День рождения крейсера «Аврора»
11 мая. День рождения крейсера «Аврора»
«Аврора» – это корабль, которому выпала необычная судьба и который стал свидетелем событий, что прошумели над нашей страной в двадцатом столетии.
«Аврора» торжественно была спущена на воду 11 мая 1900 года в 11:15 в присутствии императора Николая II.
Свое название — «Аврора» (утренняя заря) — крейсер унаследовал от русского фрегата, который в 1854 году отличился в боях при осаде Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны.
2 октября 1904 года, с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга Е. Р. Егорьева, в составе эскадры, «Аврора» отправилась в путь — к Цусиме.
14 мая 1905 года, во время русско-японской войны, крейсер получил свое первое боевое крещение, когда принял участие в Цусимском сражении.
«Аврора» в Цусимском сражении получила около десятка попаданий, имела ряд повреждений и серьёзные потери в людях — до ста человек убитыми и ранеными. Погиб и командир крейсера Евгений Егорьев.
Когда началась первая мировая война, крейсер «Аврора» вновь принимает участие в боевых действиях, героически отстаивал Петроград, защищая подступы к Финскому заливу.
Во время боевых действий первой мировой войны крейсер вновь пострадал и нуждался в капитальном ремонте, поэтому в 1916 году его отправляют на один из Петроградских заводов. На этом заводе работали в основном большевики, к ним и присоединились моряки.
И именно на крейсере «Аврора» в 1917 году, во время революции, прозвучал холостой выстрел, который послужил сигналом для захвата Зимнего дворца.
Слайд № 13
После революции «Аврора» была разоружена и отправлена в резерв.
Слайд № 14
Причастность имени «Авроры» к революции спасла корабль от позорного переименования и от бесславного разбора на металл.
Слайд № 15
В 1922 году, «Аврору» — единственный корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё данное ему при рождении имя, восстановили качестве учебного корабля. С 1923 по 1933 год на его борту проходили практику курсанты военно-морских училищ.
Слайд № 16
Слайд № 17
Орудия крейсера во время ВОВ были списаны на берег и образовали батарею «А» (Аврора) защищавшую Ленинград на Вороньей горе. Сам крейсер был включен в систему ПВО города и ежедневно отражал атаки вражеской авиации.
Крейсер «Аврора» в Ораниенбауме, 1942 год.
Мемориал морякам-артиллеристам Крейсера «Аврора».
Слайд № 18
Зенитчики на посту у крейсера «Аврора» в блокадном Ленинграде,
1942 год пушки «Авроры» обороняли город.
Слайд № 19
В 1946 году «Аврора» сыграла роль крейсера «Варяг» в одноимённом кинофильме. С орудий сняли щиты (на «Варяге» их не было, и установили четвёртую фальшивую трубу для правдивости образа самого геройского крейсера русско-японской войны.
Слайд № 20
В 1948 году «Аврору» вернули на Петроградскую набережную уже на вечную стоянку. С этого крейсер стал учебной базой для курсантов Нахимовского училища.
Слайд № 21
В 1957 году на крейсере «Аврора» открыли филиал военно-морского музея, подняли Андреевский флаг. Учебным кораблем для воспитанников Нахимовского училища «Аврора» перестала быть в 1961 году, однако статус корабля-музея сохраняет и поныне.
Крейсер «Аврора» следует к месту съемки фильма «Залп Авроры», 1967 год.
Слайд № 22
Сегодня основное занятие крейсера «Аврора», возраст которого уже перевалил за сто лет, — это служить музеем. На борту корабля бывает до полумиллиона гостей в год.
Слайд № 23
Во всём мире сохранилось лишь два боевых корабля ушедшей эпохи – это крейсер «Аврора» и японский броненосец «Микаса» (1900).
Слайд № 24
Дальние плавания и морские сражения у «Авроры» остались в прошлом.
Кораблю редко выпадает такая судьба, обычно они или гибнут в море,
или их режут на металлолом.
Слайд № 25
Слайд № 26
Что тебе снится, крейсер «Аврора»
В час, когда утро встаёт над Невой.
Может, ты снова в тучах мохнатых
Вспышки орудий видишь вдали
Или, как прежде, в чёрных бушлатах
Грозно шагают твои патрули.
Слайд № 27
Слайд № 28
— «Какой корабль в истории имел самое мощное вооружение? «
— «Крейсер «Аврора»!
Один выстрел — и целая держава рухнула!»
Слайд № 29
Публикации по теме:
Презентация «Мини-проект «С днем рождения, Снеговик»
Идея и актуальность проекта: Дети дошкольного возраста очень эмоционально и ярко реагируют на сезонные изменения в природе. Им интересны.
Конспект НОД «День рождения у зайки»
Конспект НОД для средней группы по нетрадиционной технике рисования Воспитатели дошкольных учреждений и педагоги дополнительного образования.
КВН «День рождения Деда Мороза»
Цель мероприятия: знакомство с праздником День рождения Деда Мороза и его традициями. Задачи мероприятия: расширять кругозор детей; развивать.
НОД «День рождения Бабы-Яги»
Яковлева Юлия Сергеевна «День рожденье Бабы – Яги» Цель: Учить считать движения в пределах 5. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве.
НОД «День рождения у медвежонка»
Проект занятия «День рождение у медвежонка». Цель: Развивать умение улавливать последовательность изображенных событий, развивать умение.
Презентация «К. И. Чуковский» ко Дню рождения писателя, к 50-летию со дня смерти
Уважаемые коллеги, данная презентация может послужить основой для разговора на занятиях по развитию речи или в литературной гостиной. В.
Презентация «С днем рождения!»
Актуальность проекта Проект посвящен тридцати пятилетнему юбилею детского сада. Многие дети, посещающее группу «Колобок», не имеют представления.
Презентация «С днем рождения, детский сад!»
Актуальность проекта Проект посвящен тридцати пятилетнему юбилею детского сада. Многие дети, посещающее группу «Колобок», не имеют представления.
Сценарий дня рождения в детском саду «Кошачий день рождения»
Для старшей и подготовительной групп. Атрибуты: конфеты для призов, 3-4 удочки и рыбки на магнитах, голубая ткань-пруд, маленькие обручи,.
Сценарий проведения дня рождения «Снеговик спешит на день рождения» в средней группе
Сценарий проведения дня рождения «Снеговик спешит на день рождения» в средней группе МБДОУ детский сад «Березка» филиал детский сад «Солнечный.
Крейсер «Аврора» сейчас
Крейсер «Аврора» сейчас является филиалом Центрального военно-морского музея им. императора Петра Великого. Он пришвартован у Петроградской набережной Санкт-Петербурга. В залах этого музея представлены многочисленные экспонаты, отражающие историю судна. Несмотря на то что «Аврора» является кораблём-музеем, она также имеет статус боевого корабля, поэтому здесь несут боевую службу моряки ВМФ.
По крейсеру проводятся групповые и индивидуальные обзорные и тематические экскурсии, квесты-игры и интерактивные детские программы, завершающиеся вручением участникам памятных сувениров. Гостям «Авроры» доступны к осмотру верхняя палуба, мостики, рубки и машинно-котельное отделение. Внутри крейсера устроено девять залов, в которых демонстрируются различные документы, награды, фото и личные вещи членов экипажа.
Осмотр музейных экспонатов начинается с зала №1, посвящённого истории крейсера «Аврора». Ранее на месте этого зала верхней палубы были карцер и подсобные помещения. Сейчас здесь представлены написанные художниками картины, отражающие самые важные этапы существования крейсера, диорама с изображениями других кораблей, участвовавших в Октябрьской революции, а также флаги, под которыми ходила «Аврора».
В зале №2, устроенном там, где сто лет назад размещались батарейная палуба и кубрики, представлены экспонаты, рассказывающие о службе и быте личного состава флота в конце XIX — начале XX вв. Здесь посетителям крейсера доступны к осмотру личные и бытовые предметы, использовавшиеся моряками в рабочее и свободное время, а также вековые шпили для вытягивания якорной цепи из воды.
В зале №3, посвящённом истории «Авроры» того же периода, что и зал №2, находятся материалы, рассказывающие о деятельности морского ведомства в России с середины ХIХ до начала ХХ вв. Здесь демонстрируются фотографии предприятий, которые принимали участие в постройке кораблей типа «Диана», а также приводятся документы, которые вмещают информацию о кораблестроительных программах 1890-х годов.
Зал №4 посвящается участию «Авроры» в событиях Первой мировой и Гражданской войны, Февральской и Великой Октябрьской социалистической революций, а также службе между сражениями. Тут можно рассмотреть материалы о тонкостях строительства российских крейсеров и об императорском флоте до начала боевых действий 1914—1918 гг., а также о дальнейшей судьбе корабля под Военно-морским флагом СССР.
Зал №5 занят преимущественно фотокарточками «Авроры» в период ВОВ и в советское время. Здесь можно познакомиться с информацией о неоднократных восстановительных работах и об авроровцах. Интересными экспонатами зала являются манекены матросов, принимавших участие в сражениях, и коллаж из фотографий, на которых фигурируют судно и его экипаж, а также известные люди, которые когда-либо посетили крейсер.
В зале №6 демонстрируются презенты от почётных гостей и голографические копии крейсеров ЦВММ. В зале открытого хранения №7 находится иконостас восстановленной корабельной церкви, картины и фото кронштадтских и петербургских морских соборов. В зале №8 можно узнать об истории военно-морской медицины, а в зале №9 рассмотреть экспозицию бывшего хирургического поста.
Ход занятия
— А вы, любите свой город? Какой он? (ответы детей).
— А кто был инициатором строительства нашего города?
Какие дела на благо России совершил Петр I?
(Построил город, создал флот, основал школы и академии, ввел новый календарь, учредил в России ассамблеи, привез и посадил картофель, при нем начали издавать газеты и журналы).
Петр I был сильным государем и правителем России.
Послушайте стихотворение о Петре.
Жил давно в России царь,
Очень умный государь.
Он на троне не сидел —
Делал за день по сто дел.
Одержал побед немало,
Мореходом был бывалым
Он и плотник и кузнец
Петр царь был- молодец!
Почему Петр I выбрал именно это место для строительства города?
Зачем российскому императору нужен флот?
Кто из вас знает, где началось строительство нашего города?
«Назло надменному соседу
Отсель грозить мы будем шведу».
В этих пушкинских строках, собственно, и раскрывается причина выбора места для строительства новой столицы России. Русские цари не одну сотню лет безуспешно пытались добыть для своей страны выход к Балтийскому морю. Сам остров находился у самого разветвления реки на два рукава, и крепость могла держать под обстрелом шведов, откуда бы они ни появились. Стратегические выгоды острова были, по-видимому, оценены Петром сразу же, и он немедленно приказал начать работы по возведению на нем крепости — Петропавловская крепость.
Игра «По болоту Петр шел»
Водящий находится в середине круга.
(Дети идут по кругу, со словами).
Остров заячий нашел.
Он собрал рабочий люд
И построил крепость тут.
Крепость новая стоит
Пушками врагу грозит.
Бам, бам, бам, бам!
Не осталось зайцев там.
«Петр» — ребенок
Я по острову пойду,
Шевельнется кто- найду.
Дети –замирают. «Петр» — удаляет из игры тех «зайцев» которые пошевелились.
«Петр» — зайцы пушек испугались,
По кустам все разбежались.
(Дети убегают на места).
На каком острове построена крепость? (на заячьем).
В нашем городе много парков, скверов, садов и музеев. Какие вы знаете музеи? (Дворцовая площадь, Петропавловская крепость, Петергофф, мосты,)
Есть и необычные музеи – корабли-музеи. Кто знает, что это за корабль?
— Да это крейсер «Аврора».
Многие думают, что свое имя «Аврора» получила в честь богини утренней зари. Это не так.
Имя свое крейсер принял от другого славного корабля — боевого фрегата, построенного невскими корабелами на Охтинской верфи в 1835 году. Та белопарусная «Аврора» была славной путешественницей: пересекла она Атлантику, обогнула Южную Америку, преодолела Тихий океан — прибыла в Петропавловск-Камчатский.
Вовремя подоспела. В том, 1854-м, году шла война. Россия сражалась с Англией и Францией. На Черном море дрался Севастополь, на Тихом океане отбивался от англо-французской эскадры Петропавловск-Камчатский. Фрегат «Аврора» тут же вступил в бой. И сколько десантов ни пытался противник высадить — ничего у него не вышло. Отразила «Аврора» все его атаки и в 1857-м году домой на Балтику вернулась. Словно для того, чтобы имя свое гордое другому кораблю передать.
Вскоре случилось так, что новому крейсеру пролег путь почти туда, где полвека назад бороздил волны и дрался с врагом фрегат «Аврора». Грянула война с Японией, и крейсер в составе большой эскадры кораблей пошел вокруг Европы, вокруг Африки к восточным берегам Азии. Японцы поджидали эскадру в Корейском проливе возле острова Цусима. Было их в два раза больше. Да и корабли японцев были поновее: быстрее двигались, дальше стреляли.
«Аврора» сражалась стойко. Уже в самом начале боя вражеский снаряд перебил кабель электрического управления рулем. Корабль встал, превратился в плавучую мишень — бей по нему, никуда не денется! Японцы и обрушили на «Аврору» ураганный огонь. И тогда минный электрик Андрей Подлесный кинулся в боевую рубку, под неослабевающим огнем врага устранил повреждение, вернул ход кораблю, спас его от гибели. Русская эскадра потерпела тогда сокрушительное поражение. «Аврора» со многими повреждениями, с дырами в борту сумела выйти из боя и, повернув на юг, ушла в порт Манила.
В конце 1905 года с Японией был подписан мир. «Аврора» взяла курс на родину. Целый год она ремонтировалась, а потом стала учебным кораблем. Снова пролегли ей далекие пути: Северное море, Средиземное, Атлантический, Тихий океаны, остров Ява, Суматра. Когда на крейсер приходили молодые матросы, бывалые хвастались:
— Гляньте-ка, какой у «Авроры» вымпел! На всей Балтике самый длинный! Обычай такой; сходил в заграничное плаванье — удлиняй вымпел.
Великая Отечественная война застала ее стоящей у стенки в Ориенбауме. На крейсер пришел приказ : сформировать батарею особого назначения. Тяжелый автокран снял с корабля девять орудий. К вечеру подошли тягачи, погрузили пушки на свои плечи и потащили их к Вороньей горе, к Дудергофу. Славно сражались эти орудия, погибали, но не сдавались, остановили наступление немцев на Ленинград. Враги нещадно обстреливали стоящий крейсер. Моряки насчитали свыше тысячи трехсот осколочных пробоин в бортах «Авроры». В августе 1943 года вражеский снаряд сбил с нее военно-морской флаг. Не раздумывая ни секунды, не глядя на сильный обстрел, бросился в воду матрос А. Волков, достал флаг, вернулся и водрузил его на место.
Нет, никогда не спускал своего гордого флага крейсер!
Он и сейчас развивается на «Авроре». Наш народ решил сохранить крейсер для внуков и правнуков. на крейсере открыт музей. Но «Аврора» — и сама музей — филиал Центрального Военно-Морского музея нашей страны.
Сегодня после очередного планового ремонта легендарный крейсер «Аврора» вновь вернулся на место своей вечной стоянки. Кто еще не был в этом музее обязательно сходите вместе с родителями на настоящий боевой корабль. Это очень интересно!
История крейсера «Аврора»
Строить броненосные крейсеры, такие как «Диана», в конце XIX века стали из-за напряжённой политической обстановки в мире, вызванной конфликтом с британским правительством и возникшей на Балтике «германской угрозой». За строительство «Авроры» в 1896 году взялось одно из старейших отечественных судостроительных предприятий «Адмиралтейские верфи». На тот момент и на протяжении ещё целого года судно называлось «Диана».
Решение дать крейсеру имя римской богини утренней зари было принято Николаем II. Он выбрал это имя из списка, в котором также фигурировали «Варяг», «Аскольд», имена других мифологических персонажей и т.п. Это название уже на тот момент пользовалось известностью: «Авророй» именовался фрегат, спущенный на воду за 60 лет до начала строительства крейсера и затопивший несколько кораблей противников.
Строительством и испытанием «Авроры» в течение 8 лет руководили четыре инженера: Эдуард Рудольфович де Грофе, Константин Михайлович Токаревский, Николай Николаевич Пущин и Алексей Александрович Баженов. К весне 1900 года все основные работы были завершены, и судно было спущено на воду. Среди зрителей этой церемонии, сопровождаемой залпами артиллерии, была и императорская семья.
Вплоть до лета 1903 года судно проходило многочисленные испытания и отправлялось на доработки. Несмотря на небольшие дефекты и на то, что реальная скорость судна отличалась от запланированной, 16 июня броненосный крейсер «Аврора» пополнил ряды Российского императорского флота. В том же году, наряду с 17 другими судами, «Аврора» вошла в состав отряда контр-адмирала А. Вирениуса, а позже — во Вторую Тихоокеанскую эскадру.
«Аврора» была переправлена в Кронштадт, где были исправлены недочёты, обнаруженные за время первого длительного плавания, и усовершенствована артиллерия. Следуя на Дальний Восток для участия в Русско-японской войне, эскадра, перепутав рыболовецкие суда с кораблями противника, открыла кратковременный огонь. Этот инцидент, впоследствии осложнивший отношения с Великобританией, был назван Гулльским.
Участвовал крейсер и в Цусимском сражении, во время которого был повреждён. В этом сражении Русско-японской войны осколки вражеских снарядов 6 раз сбивали флаг на судне, который под огнём каждый раз возвращали на место. Боевые действия окончились для крейсера 27 мая 1905 года интернированием американской администрацией в филиппинском порте Манила, разоружением судна и подписанием договора о неучастии в ходе войны.
В период интернирования корпус крейсера ремонтировали местные заводы, а после подписания Портсмутского мирного договора российские суда, включая «Аврору», получили свободу и возвратились на родину. В последующие годы крейсер осуществлял учебные, практические и заграничные плавания, а с 1914 по 1916 гг. принимал участие в Первой мировой войне, участвуя в боевых действиях на Балтийском море.
Февральская революция была поддержана матросами крейсера, и к Октябрьской революции экипаж перешёл на сторону большевиков. Долгое время считалось, что холостой выстрел, сделанный вечером 25 октября 1917 года, послужил сигналом к штурму Зимнего дворца, где размещалось Временное правительство. Именно с «Авроры» прозвучало написанное Лениным обращение Петроградского военно-революционного комитета «К гражданам России».
Участвовало судно также в Гражданской войне и в отражении иностранной интервенции, а с момента образования СССР крейсер одним из первых на Балтийском море вернулся в строй в качестве учебного корабля и являлся им вплоть до наступления ВОВ. В военное же время крейсер сражался на подступах к Ленинграду, а в блокадный период был вынужден стоять под обстрелами в порту города, именуемого сегодня Ломоносовым.
Когда Ленинград освободили, «Аврора» была отправлена на ремонт, а после длительных восстановительных работ крейсер оставили у Петроградской набережной, где он выступал в роли учебной базы до середины 1950-x годов. В это же время на судне был размещён филиал Центрального военно-морского музея. С тех пор крейсер покидал место своей стоянки лишь для съёмок фильма «Залп «Авроры» и для ремонтных работ в 1984 и 2014 гг.
К самым почётным наградам, полученным «Авророй», относятся ордена Красного Знамени и Октябрьской Революции. Последний являлся в советское время вторым по значимости и представлял собой серебряную награду, на которой изображён сам крейсер. Так, уникальность «Авроры» заключается и в том, что она была единственным в государстве дважды орденоносным судном.
Про легендарное судно был снят не один художественный фильм, а также кукольный мультипликационный фильм «Аврора». Упоминание этого корабля встречается в ряде музыкальных произведений, включая знаменитую песню «Крейсер «Аврора» — неофициальный гимн Ленинграда. В конце прошлого века на судне сняли музыкальный фильм-концерт, а не так давно крейсер появился в клипе «Аврора» музыкальной группы «Джанни Родари».
Изображение «Авроры» встречается на советских почтовых марках 1928, 1943, 1957 гг., а также на нескольких марках 1960-х и 1970-х годов. Кроме того, крейсер можно было увидеть на марках других государств: Польши, Болгарии, Вьетнама, Германской Демократической Республики, Монголии и пр. «Аврора» изображена и на советских монетах номиналом 20 копеек, выпущенных в 1967 году, и на 1 рубле 1977 года выпуска.
После того как в 2010 году крейсер был выведен из боевого состава флота, военный экипаж сменился преимущественно гражданским персоналом. На сегодняшний день «Аврора» функционирует как музей, в котором демонстрируется более полутысячи экспонатов: фотографий, бумаг, личных вещей бывших членов экипажа и т.д. Можно тут посетить и действующий корабельный храм, недавно восстановленный спустя почти век после упразднения.
Условия посещения и режим работы крейсера «Аврора»
Крейсер «Аврора» сегодня может посетить любой желающий. Он принимает посетителей пять дней в неделю (кроме понедельника и вторника) с 11 часов утра до 6 часов вечера. Приобрести билет в кассах на посещение крейсера одиночный посетитель или группа до шести человек может с 11:00 до 17:15. Помимо групповых обзорных и тематических экскурсий, возможна организация индивидуальной экскурсии на русском или английском языках.
Входной билет на корабль-музей можно купить не только в кассах при входе на крейсер, но и в любом филиале военно-морского музея и на его официальном сайте. В последнем случае нужно выбрать желаемую дату или название экскурсии, указать количество билетов и оплатить их онлайн. Заказать индивидуальную экскурсию можно по номеру телефона, который также указан на сайте музея.
Помимо разового билета на посещение крейсера, онлайн или офлайн можно приобрести и единый билет, позволяющий по скидке рассмотреть экспозиции и основного здания Центрального военно-морского музея. Стоимость входного билета для граждан России составляет от 200 до 500 рублей в зависимости от наличия/отсутствия льгот. Входной билет на такие мероприятия, как присяга, посвящение, концерты и постановки стоит 100 рублей.
Для иностранных гостей стоимость билета чуть выше. Дети младше семи лет в сопровождении взрослого, а также некоторые категории льготников могут посетить крейсер бесплатно. На расширенные и авторские лекции-экскурсии, а также тематические мероприятия льготы не распространяются, плата за их посещение взимается дополнительно. При желании посетителям за дополнительную плату предоставляется аудиогид.
Технические характеристики крейсера «Аврора»
«Аврора» — это бронепалубный крейсер императорского флота 1-го ранга. Наряду с другими судами типа «Диана» по степени механизации и электрификации оборудования «Аврора» имела преимущества перед отечественными крейсерами, произведёнными в конце XIX века. Крейсер оснащён водоотливной системой, паровыми динамоэлектрическими машинами, генерировавшими электрическую энергию (105 В) и остальными общесудовыми системами.
При длине 126,8 м максимальная ширина судна составляет 16,8 м. В котельно-машинном отделении крейсера размещаются три вертикальные машины тройного расширения и 24 паровых котла Бельвиля-Долголенко (изначально — Бельвиля). В качестве судового движителя используются три винта. Мощность двигателя достигает 8,8 МВт (почти 12 000 л. с.). Толщина брони палубы — от 38 до 63,5 мм, а рубки — 152 мм.
Глубина погружения крейсера в воду составляет 6,4 м. Количество воды, вытесняемое погружённой в воду частью корабля, — 6731 т, из которых более 2500 т приходится на корпус. Водоизмещение же со снаряжением, большей частью запаса магазинов, боеприпасов и со всеми запасами топлива, масла и воды — 7130 тонн. Максимальная скорость судна, установленная во время испытаний, составляет более 19 узлов, т.е. 35,7 км/ч.
Стандартные запасы каменного угля, служившего топливом для котлов, — 800 т. Максимальный объём топлива на крейсере — более 970 тонн, которых хватало для преодоления пути в 6450 км в обычном режиме. Для запасов каменного угля, служившего топливом для котлов, рядом с котельными отделениями были созданы 24 бункера, а для спуска паровых катеров, вёсельных баркасов, ялов и катеров на воду к корпусу судна прикреплены шлюпбалки.
На протяжении примерно 165 суток крейсер «Аврора» может находиться на плаву и выполнять поставленные задачи, не заходя в порт для пополнения каких-либо запасов. При средней скорости 18,5 км/ч корабль способен преодолеть в автономном режиме более 6100 километров. Помимо цистерн вместимостью 467 тонн для технической и питьевой воды, на судне устроены опреснительные установки, производившие до 60 тонн воды ежесуточно.
Как добраться
Крейсер «Аврора» расположен по адресу: г. Санкт-Петербург, Петроградская набережная, 2. Если вы едете на автомобиле, припарковать машину бесплатно можно у музея «Домик Петра I» на Петровской набережной. Сюда можно добраться и на общественном транспорте. Поблизости от достопримечательности установлены трамвайная и автобусная ост. «Ул. Чапаева». До этой остановки ходят трамваи №3 и №6, автобус №49 и маршрутка №К-30.
Если добираться на метро, то ближе всего к достопримечательности находятся станции «Горьковская» и «Площадь Ленина». Доехать до крейсера можно с пересадкой. Следует выйти из метрополитена на любой из этих станций и пересесть на трамвай №6. Другой вариант добраться до крейсера на метро — доехать до станции «Невский проспект», где останавливается автобус №49.
При наличии времени и желания от ст. «Горьковская» и «Площадь Ленина» добраться можно и пешком. В первом случае дорога займёт около четверти часа. Нужно выйти через Троицкую площадь и Александровский парк на набережную Невы и идти вдоль реки по Петровской набережной. От станции «Площадь Ленина» добираться дольше: дорога пройдёт по Пироговской набережной. Подняться на легендарный корабль можно по Сампсониевскому мосту.
Крейсер Аврора
Крейсер «Аврора» интересен и как один из старейших в мире сохранившихся паровых военных кораблей, и как свидетель и участник революционных событий 1917 г. Этот мощный и для своего времени быстроходный корабль построили на петербургской судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство» в 1900 г. Вскоре «Аврора» приняла участие в Русско-японской войне, в частности в знаменитом Цусимском сражении. В этой тяжелейшей морской битве погибли и были ранены многие матросы и офицеры корабля, был убит и его капитан. Но все же команда сумела вывести израненное судно из окружения и привести его на родину, где его основательно отремонтировали.
Общая информация
По возвращении в Балтийское море «Аврора» использовалась как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса. Во время Первой мировой войны крейсер принимал активное участие в боевых действиях на Балтике. В 1916 г. его снова поставили на ремонт в Петрограде. Тесное общение команды с рабочими судостроительного завода, где находился корабль, привело к тому, что моряки быстро революционизировались.
В феврале 1917 г. матросы «Авроры» перешли на сторону революции, захватили корабль в свои руки и первыми на Балтике подняли красный флаг. Ночью 25 октября по приказу Военно-революционного комитета корабль бросил якорь около Николаевского моста и холостым выстрелом из носового орудия дал сигнал к штурму Зимнего дворца — последнего оплота Временного правительства. Ни один другой орудийный выстрел в истории не имел столь значительных последствий.
При советской власти «Аврора» вновь стала учебным кораблем, на нем ходили в походы курсанты военно-морских училищ. Во время войны его экипаж принимал участие в обороне Ленинграда. Сам корабль был сильно поврежден. После ремонта он был поставлен на вечную стоянку у Петроградской набережной и превращен в музей.
В бывших матросских кубриках устроили экспозицию, рассказывающую об истории корабля. Чтобы туда попасть, надо спуститься вниз по крутой лестнице в носовой части судна. Интересно взглянуть, как жили, спали, ели, молились матросы крейсера в дореволюционную эпоху. Во втором зале обратите внимание на портрет командира корабля, убитого в Цусимском сражении. Рамка для портрета сделана из куска корабельной брони, пробитой осколком снаряда. В музее много фотографий и документов, рассказывающих об участии «Авроры» в важнейших исторических событиях XX в. В последнем зале выставлено множество подарков, сделанных музею всевозможными делегациями в годы советской власти.
Основной же достопримечательностью судна является находящееся на верхней палубе орудие, которое произвело исторический выстрел. На нем висит мемориальная доска, а вокруг всегда много посетителей, фотографирующихся на его фоне. Кстати, отсюда открывается просто потрясающий вид на Неву.
Обязательно загляните в расположенную под носовым мостиком радиорубку, через которую передавались боевые распоряжения Военно-революционного комитета. Из нее же было передано написанное Лениным воззвание «К гражданам России», из которого весь мир узнал о победе пролетарской революции.
Посетителям
- Тел.: (812) 303-85-13.
- Открыт ежедневно, кроме пн и вт, с 11.00 до 18.00. Касса закрывается в 17:15.
- Осмотреть крейсер можно самостоятельно (по билетам), либо в составе экскурсии. Стоимость билетов для граждан РФ и стран СНГ – 400 руб. для взрослых, 200 руб. для студентов, школьников, пенсионеров. Для иностранцев – 600 руб., льготная категория – 400 руб. Стоимость экскурсий – 400 руб. на русском языке, 500 руб. на английском языке + потребуется покупка билета.