17 марта 2014 19:49
Что довелось пережить космонавтам Алексею Леонову и Павлу Беляеву 18 марта 1965 года
18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос
Это было не просто экспериментом. В 60-е годы, когда космонавтика шла вперед семимильными шагами, предполагалось, что вскоре человек начнет осваивать планеты Солнечной системы. Орбитальные станции должны были стать своеобразной ступенькой, оттолкнувшись от которой космический корабль мог бы достигнуть далекой планеты. А чтобы технически обслуживать такие станции, необходимо было научиться покидать космический корабль и выходить в открытый космос. Представляя отряду космонавтов новый проект, Сергей Королев заметил: «как моряк океанского лайнера должен уметь держаться на воде, так и космонавты, находящиеся на борту космического корабля, должны уметь «плавать» в открытом космосе».
Для ответственного задания был выбран наиболее сработанный экипаж космонавтов — командир корабля подполковник Павел Беляев, второй пилот майор Алексей Леонов. И хотя у Павла Беляева еще на Земле во время тренировок случилась нештатная ситуация – он стал задыхаться в барокамере – тандем «Леонов-Беляев» не стали разбивать. И, возможно, это помогло космонавтам в острых ситуациях во время полета.
18 марта 1965 года через час тридцать пять минут после старта «Восхода-2», в начале второго витка вокруг Земли, Алексей Леонов покинул космический корабль. Этот исторический момент передавали на Землю несколько телекамер, закрепленных на обшивке корабля. Леонов находился в открытом космосе 12 минут, 9 секунд, удалившись от «Восхода» на 5,35 м. С кораблем Леонова связывал трос, через который подавался в скафандр кислород, и осуществлялась связь с бортом судна. Алексей Леонов должен был выйти из корабля, снять на кинокамеру и сфотографировать вид на Землю из открытого космоса и возвратиться на «Восход». Об успешно выполненном эксперименте космонавты бодро доложили партии и правительству прямо с борта корабля. Но на самом деле во время этого непростого полета возникло несколько нештатных ситуаций, четыре из которых ставили космонавтов на грань жизни и смерти.
Шли по краю смертельного слоя радиации
Нестыковки начались с первых моментов полета – космический корабль с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым на борту забросили на орбиту, отдаленную от Земли на 495 км. Это случилось в результате технической ошибки — «Восход-2» должен был летать по орбите, удаленной от Земли на 350 км. Из-за этой ошибки корабль рисковал застрять на орбите на 3 года, а запас жизнеобеспечения космонавтов был рассчитан лишь на трое суток. Опасность для экипажа была и в том, что первый губительный для человека радиационный слой находится на высоте 500 км. Экипажу «Восхода-2» повезло – они шли всего на 5 км ниже, вдоль границы опасного слоя. Если бы в этот момент на Солнце была сильная вспышка, смертельный слой «просел» и космонавты получили бы смертельную дозу радиации в 500 рентген.
Леонов мог не вернуться на борт
Во время предполетного инструктажа Леонову было дано указание: докладывать на Землю обо всех своих действиях в открытом космосе и все внезапные трудности выносить на обсуждение специалистов. Но на деле этот строгий приказ пришлось не раз нарушить. С Земли не было видно реальной ситуации, и советы из Центра управления полетом просто помешали бы космонавту работать. Леонов прекрасно понимал, что в открытом космосе кроме него самого и его напарника Павла Беляева ему никто не сможет по-настоящему помочь. Непосредственно перед выходом в космос скафандр надел не только Леонов, но и Павел Беляев, чтобы в случае неудачи помочь напарнику вернуться в корабль.
Избыток кислорода чуть не погубил корабль
После возвращения космонавта на борт корабля внезапно начало расти парциальное давление кислорода. От нормы 160 мм оно перешло опасную отметку 460 мм (состояние гремучего газа) и достигло 920. Космонавты понимали, что малейшая искра могла привести к страшному взрыву. Это была самая опасная и сложная ситуация в полете «Восход-2». Леонов и Беляев пытались бороться с этим опасным фактором: снижали температуру до 10 градусов, понижали влажность. Экипажу приходилось бороться с кислородным опьянением — космонавты буквально засыпали на ходу. Причину случившегося выяснили позже. Из-за того, что корабль долгое время был ориентирован на Солнце, одна его сторона прогрелась до +150 градусов, а другая охладилась до -140. Неизбежно возникла деформация, и при закрытии люка осталась микроскопическая щель, из которой улетучивался кислород. Умная система жизнеобеспечения корабля начала нагнетать его сверх меры. В конце концов повысившееся давление плотно придавило люк, утечка кислорода прекратилась — прекратилось и его нагнетание. Только на Земле, после полета, разобрались, что это было. А в космосе только время и счастливый случай помогли космонавтам выйти из опасной ситуации.
«Восход» сажали вручную
При подготовке к посадке отстреливалась шлюзовая камера, от чего датчики ориентации на Солнце покрылись пылью. И когда космонавты включили систему автоматической ориентации перед посадкой, система просто не сработала. Топливо было на исходе, и нужно было принимать решение: выключить автоматику и перейти на ручное управление кораблем. Ждать советов Центра управления полетом не было времени – топливо расходовалось с каждой минутой, к тому же «Восход» вышел из зоны радиовидимости. С Земли успели только дать команду сажать космический корабль, и в течение следующих четырех часов о судьбе корабля и экипажа ничего не было известно.
«Восход-2» был рассчитан на автоматическую систему наведения и сконструирован так, что места пилотов находились посередине корабля, и управлять судном в ручном режиме можно было лишь, глядя в боковое стекло. Чтобы сориентировать корабль, космонавтам пришлось отстегнуться и поменять положение: Павел Беляев лег поперек корабля, Леонов его держал, давая ему указания для ориентации корабля по направлению к Земле. Когда ручная ориентация была завершена, включили двигатель и срочно заняли места в кабине и зафиксировались. Космонавты при ориентации спуска должны быть обязательно пристегнуты. Ведь при любом неловком движении космический корабль мог сорваться во вращение.
Приземлились в глухой тайге
Есть версия, что корабль «Восход-2» сел в нерасчетном месте из-за разбалансировки корабля. Но Алексей Леонов говорит, что сесть в тайге приняли решение сами космонавты. Возвращение на Землю в районе крупных городов могло привести к катастрофе – там много промышленных предприятий и линий электропередач. «Восход-2» приземлился в глухой пермской тайге, в сильный мороз. Просидеть в скафандрах пришлось больше суток, пока их не нашли спасатели. А отправления домой ждали еще двое суток – готовили в тайге площадку для посадки вертолета. Чтобы отогреть замерзающих космонавтов, построили сруб, с вертолета сбросили огромный котел. Развели костер и усадили отогреваться в котел с горячей водой Леонова и Беляева. Когда посадочная площадка была готова, космонавтам пришлось совершить до нее лыжный марш-бросок.
А 23 марта первого человека, побывавшего в открытом космосе, уже встречали в Москве. Советским космонавтам удалось опередить американцев — астронавт Эдвард Уайт шагнул за борт комического корабля 3 июня 1965 года. Он находился в открытом космосе 22 минуты и удалился от корабля на 7,6 м.
«Время первых». Второй трейлер
Алексей Леонов о выходе в открытый космос: Пока бы они готовили доклад, я бы уже умер
Алексей Леонов — первый человек, который вышел в открытый космос — стал главным консультантом фильма «Время первых». Первым быть всегда сложно, но почетно.О смертельно-опасных случаях и цепочке препятствий покоритель невесомости рассказал в эксклюзивном интервью «КП» (подробности)
30 мая 2019 1:05
Если бы жизнь сложилась по-другому, он мог бы стать знаменитым актером. Или уникальным инженером. А, может, выдающимся художником. Или удачливым финансистом. Леонов талантлив во всем, за что берется.
Вообще, мне до сих пор непонятно — это Алексею Леонову повезло, что его отобрали в первый отряд космонавтов, или нам всем, всей стране улыбнулась удача, что военные медики отыскали в разведывательном авиаполку 24-й Воздушной армии этого двадцатишестилетнего белобрысого летчика.
Конечно, умение водить кистью по холсту было не главной причиной того, что именно Леонова отобрали для самого непредсказуемого и опасного полета первого космического пятилетия. Но в воспоминаниях космических начальников о событиях 1965-го года среди объяснений, почему именно Алексей безоговорочно признан самым пригодным для операции «Выход», обязательно упоминалось: а еще он — художник. Евгений Хрунов был подготовлен к полету не хуже. Но остался дублером.
А еще, добавляю от себя, он везунчик по жизни. Какая-то невидимая рука вела его, аккуратно оберегая от фатального исхода. А в сочетании с острым умом, практической сметкой и быстрой реакцией это дало потрясающий эффект.
Картина Алексея Леонова «Над Черным морем», 1973 г.
1. «Приходи, забирай, что хочешь»
В 1937-м, когда Леше было три годика, его отца Архипа Леонова по доносу председателя местного колхоза посадили. В семье семеро детей, Леша — младший, мама беременна. Из дома в селе Листвянка Кемеровской области семью врага народа выгнали, соседи все скудное добро разобрали.
Куда податься? Семьи врагов народа обычно оставались на улице, давать кров таким было запрещено.
Повезло, что старшая сестра к тому времени вышла замуж. И ее муж забрал всех к себе в 16-метровую комнату в бараке в Кемерово. Одиннадцать душ. Если бы не пошедший на риск 22-летний парень, семья бы попросту замерзла. Стояли лютые сибирские морозы.
Так Леша Леонов выжил в первый раз.
Чугуев, Украинская ССР, 1956 год. Будущий летчик-космонавт Алексей Леонов — курсант Чугуевского авиационного истребительного училища. Репродукция Фотохроники ТАСС
2. Аварийная посадка истребителя
На земле выяснилось: лопнула трубка гидросистемы. Решение летчику пришлось принимать за доли секунды. И они оказались правильными. Леонов спас и машину, и себя.
3. Мог закипать азот в крови
История о том, как Алексей Леонов в последние секунды втиснулся в шлюз корабля «Восход-2» и таким образом успешно завершил выход в открытый космос, известна до мелочей. И даже витиевато приукрашена в фильме «Время первых».
Это был первый выход человека в открытый космос. И что произойдет с психикой космонавта, когда он оттолкнется от корабля и зависнет над бездной, связанный с корпусом лишь белым фалом толщиной со швартовочный канат, медики не знали.
Сейчас космонавты во время выхода на поверхность МКС страхуются минимум двумя карабинами и никому в голову не придет полетать вокруг станции. Леонов парил на высоте около 400 километров в пяти метрах от корабля. Из иллюминатора самолета, который летит на высоте 10 километров, иной раз глянуть вниз страшно. А тут высота в 40 раз больше.
Ходит такая байка, будто у командира «Восхода-2» Павла Беляева был пистолет, и в случае, если у Леонова поедет крыша от увиденного, он должен был застрелить напарника. Или отстрелить шлюзовую камеру вместе с Леоновым. Конечно, это полная чушь, и Алексей Архипович всегда такие байки комментирует с раздражением: «Павел без меня, конечно, не вернулся бы».
Напомню историю с выходом. Испытывали скафандр, понятно, на земле.
— В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни рёбра жесткости, ни плотная ткань, – вспоминал космонавт. – Руки вышли из перчаток, когда я брался за поручень, а ноги — из сапог.
В шлюз полагалось выходить вперед ногами. Тогда можно было закрыть крышку шлюзового отсека, наполнить его воздухом и вернуться в корабль.
Но втиснуться в шлюз в раздутом скафандре не удавалось. И тогда Леонов вдвое сбросил давление и вошел в шлюз головой, а потом внутри него развернулся. Что вообще-то больше напоминает цирковой трюк – диаметр шлюза всего метр. Попробуйте развернуться в потерявшем гибкость скафандре!
В некоторых книгах пишут, что Леонов на свой страх и риск сбросил давление в скафандре. На самом деле, на рукаве скафандра был специальный переключатель, и такой режим конструкторы предприятия «Звезда» предполагали. Другое дело, что в этой ситуации мог закипеть азот в крови – так, как бывает при слишком быстром подъеме водолазов.
— Во время полета «Восхода-2» было семь серьезных нештатных ситуаций, четыре из них могли привести к трагическим последствиям, — рассказывал мне Алексей Архипович.
История с возвращением в корабль была не самой критичной.
Номер «Комсомольской правды» о первом выходе человека в космос, 1965 год.
В «Восходе» начало расти содержание кислорода. Любая искра — взрыв. В 1961-м в барокамере, атмосфера которой была насыщена кислородом, сгорел космонавт первого набора Валентин Бондаренко. А в 1967 году так погиб во время тренировок экипаж «Аполлона-1». (По трагическому стечению обстоятельств в этом экипаже был Эдвард Уайт, астронавт, первым из американцев совершивший выход в открытый космос через 2,5 месяца после Леонова.) Мало того, запаса кислорода могло не хватить до посадки, а ее можно было совершить только после 16-го витка — когда корабль будет пролетать над территорией СССР.
Семь часов космонавты летели, по сути, внутри пороховой бочки. Потом атмосфера стабилизировалась. Оказалось, что люк после возвращения Леонова закрылся негерметично — была небольшая щель. Техника нагнетала кислород, чтобы восстановить потери воздуха. Когда давление в корабле поднялось, крышка встала на свое место — и щель закрылась.
Летчик-космонавт СССР Алексей Леонов в 1965 году. Фото Валентина Черединцева /Фотохроника ТАСС/
5. Попасть в Землю
А когда нужно было возвращаться, отказала система автоматической посадки. Впервые в истории космонавтики экипаж садился вручную.
Как прицелиться, чтобы «попасть» в Землю, а не пролететь ее по касательной и навсегда остаться на орбите? В «Восходе-2» кресла были развернуты на 90 градусов относительно визира «Взор», через который космонавты могли определять положение корабля. Беляев отстегнулся и, пока Леонов удерживал его у иллюминатора, выстроил ориентацию. Сесть нужно было на территории СССР. Приземление в Китае, с которым тогда были отношения не лучше, чем у дворовой собаки с домашним котом, могло плохо кончиться.
Дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов еще и член Союза художников. Так он изобразил свой знаменитый выход в открытый космос.
6. Посадка в глухой тайге
Корабль прошел сквозь плотные слои атмосферы и упал. Но где? У космонавтов не было другого передатчика, кроме КВ, по которому они смогли азбукой Морзе передать «ВН» — все нормально. Сигнал случайно приняли то ли в Алма-Ате, то ли на Сахалине.
— От них не было вестей, — вспоминал Гай Северин, руководитель КБ «Звезда». — Честно говоря, мы считали, что экипаж погиб. Когда пришло сообщение, что они сели в тайге, живы и здоровы, Сергей Павлович Королев заплакал.
Спускаемый аппарат упал в густой тайге. Если бы он ударился о ствол – не миновать беды. Но шар, словно заговоренный, проскользнул между деревьями. Два десятка сантиметров вправо-влево — и не миновать беды. Люк космонавты не смогли бы открыть — он мог быть снаружи прижат стволом.
— У меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало, — вспоминает Леонов. — Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию обшивки кабины. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном (это ткань из синтетического волокна, которая тогда выпускалась в ГДР. — Авт.). Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски».
Эвакуировать космонавтов из тайги под Пермью удалось только на третий день.
7. Пуля просвистела у виска
22 января 1969 года Виктор Ильин, переодевшись милиционером, вышел на Красную площадь, вооруженный двумя пистолетами Макарова и четырьмя обоймами к ним. Он собирался убить тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева.
Кортеж ехал из аэропорта Внуково, где встречали экипажи кораблей «Союз-4» и «Союз-5», совершивших первую в мире стыковку в космосе. Ильин стал стрелять по машине, в которой, по его расчетам, должен был находиться Брежнев. Но на самом деле стрелял он по машине космонавтов.
Водитель Илья Жарков был тяжело ранен (он спустя сутки умер в больнице). Космонавту Георгию Береговому посекло лицо осколками стекла. Андриану Николаеву пуля зацепила спину. Леонову пуля летела в висок. Но, как вспоминал Алексей Архипович, он в последний момент повернул голову (судьба!) – и почувствовал, как что-то просвистело перед лицом. Пуля рикошетом попала в мотоциклиста из почетного эскорта.
«Ни одна страна в одиночку на Марс не полетит»
Обозреватель «КП» Александр Милкус взял эксклюзивное интервью у космонавта Алексея Леонова накануне его 80-летия
8. Улетели дублеры
В июне 1971 года на новую советскую орбитальную станцию «Салют-1» экипаж должен был отправиться в первую длительную командировку – 23 дня. Космонавты Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин. За два дня до старта врачи обнаружили странное затемнение в легких у Кубасова. На орбиту отправились дублеры Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Во время спуска в корабле «Союз-11» произошла разгерметизация. Космонавты погибли.
Алексей Леонов и Валерий Кубасов стали в 1975 году участниками уникального советско-американского полета «Союз»-«Аполлон», во время которого два корабля состыковались на орбите. Петр Колодин так в космос и не полетел.
Июль 1975 года. Летчики космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов — участники программы совместного пилотируемого полета советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон». Фото Пушкарев Альберт/ТАСС
После стыковки американский командир Томас Стаффорд должен был открыть люк и пожать руку Леонову строго на границе двух кораблей. Крышка открывается. Хитрый Леонов хватает протянутую руку и, сломав все протоколы, втаскивает американца в «Союз». Встреча произошла как раз над Эльбой!
Двадцать лет назад командир американского экипажа Томас Стаффорд при содействии Алексея Леонова усыновил двух сирот из России — 10-летнего Мишу и 13-летнего Стаса.
До 1991 года Алексей Архипович служил заместителем начальника Центра подготовки космонавтов им. Гагарина. Участвовал в расследовании гибели первого космонавта планеты. Выставлялся как художник (чаще вместе с художником Соколовым).
Аудио: Алексей Леонов: В моей жизни было три больших «К»: Комсомол, Космос и «Комсомольская правда»
Выпуск «Комсомольской правды» про знаменитый экспериментальный полет «Союз-Аполлон» от 1975 года
Восемь жизней Алексея Леонова
ЗВОНОК ВАЛЕНТИНЕ ТЕРЕШКОВОЙ
Валентина Терешкова: Я подарю Леше корзину роз. И обязательно передам привет и поздравления от «Комсомолки»
Первый человек в открытом космосе, один из пионеров звездной одиссеи поздравил наших читателей с Днем космонавтики
12 апреля весь мир отмечает День космонавтики. В годовщину полета Юрия Гагарина журналисты Радио «Комсомольская правда» позвонили Алексею Леонову — первому человеку вышедшему в открытый космос. Мы хотели в праздничный день передать Алексею Архиповичу теплые слова от имени наших читателей. Но получилось так, что мы сами напросились на комплименты. Вот как это было! (подробности)
29 марта 2017 1:00
6 апреля состоится премьера героической драмы «Время первых», посвященной этой, одной из самых рискованных экспедиций на орбиту.
«Время первых» — это не документальное кино, в котором были бы скрупулезно восстановлены события полета космического корабля «Восход-2». Может быть, тем оно и интересно. Это скорее научно-фантастический фильм, в котором за основу взят полет Павла Беляева и Алексея Леонова 18 — 19 марта 1965 года. Что ж, это право творцов киноленты. Что точно удалось создателям «Времени первых» — передать эмоции героев картины, совершивших, по сути, невозможное. Фильм, как говорят кинематографисты, главному консультанту дважды Герою Советского Союза Алексею Архиповичу Леонову понравился.
«Комсомолка» рассказывает о тех событиях, которые в фильм не вошли. Они дополнят картину, помогут погрузиться в то время.
На 1965-й американцы запланировали пять пилотируемых пусков. Выход астронавтов в открытый космос был запланирован на март 1965 года (состоялся он в начале июня).
Зачем нужно выходить в открытый космос?
Почему США и СССР было важно отправить космонавта полетать за пределами космического корабля? А вот зачем: начиналась битва за Луну.
Проблема была в том, что сверхтяжелой ракеты, которая за один пуск могла бы вывести на орбиту лунный корабль, не было ни у нас, ни у США. Лунный корабль — это не капсула для околоземных экспедиций. Он должен состоять из командного модуля, в котором полетят космонавты, модуля для посадки на Луну и цистерны с запасами топлива. Пришлось бы двумя ракетами доставить на орбиту части корабля, состыковать их, переместить из одного модуля в другой космонавтов. Делать корабли с люками, которые позволяли бы внутри собранного корабля переходить из одного отсека в другой, тогда еще не научились. Выход был один — переходить «по верху», выбравшись на внешнюю поверхность корабля.
«Время первых» — скорее научно-фантастический фильм, в котором за основу взят полет Павла Беляева и Алексея Леонова 18 — 19 марта 1965 года.
В американском «Джемини» астронавт мог разгерметизировать отсек, в котором находился, и, открыв люк, выплыть наружу. Наши конструкторы считали — разгерметизировать корабль опасно: неизвестно, как поведут себя приборы в вакууме. Поэтому придумали «нахлобучить» на «Восход» шлюз, который можно было бы надуть и таким образом развернуть в космосе. Оригинальное решение, между прочим! Следующее поколение надувных космических модулей стали испытывать только спустя 50 лет!
Шлюзовую камеру и скафандр для выхода в космос доселе делают в КБ «Звезда» в подмосковном Томилине.
Через какое-то время выяснилось: два наблюдательных пункта — в Уссурийске и на Камчатке дали одинаковые команды закрыть шлюз. А корабль понял их как одну команду — «Спуск!», включилась тормозная двигательная установка. Автоматика вычислила, что корабль упадет за пределами территории СССР, и сработала система аварийного подрыва. Ее ставили почти на все спутники, чтобы советская техника не попала в руки врага.
Да, шлюз-то работал нормально, но на «Восходе» была и новая система автоматической посадки. Теперь было не очень понятно, как корабль станет приземляться с «нахлобучкой» в виде шлюза. По-хорошему, надо было бы еще одни испытания провести. Но времени уже не было. Риск для экипажа «Восхода-2» возрастал.
Интересную историю рассказывает в своей книге «Ракеты и люди» один из соратников Королева Борис Черток. В день, когда должна была стартовать ракета с «Восходом-2», Королев отозвал в сторонку, подальше от площадки Мстислава Келдыша (один из разработчиков космических систем, в то время президент Академии наук СССР) и Владимира Бармина (конструктор стартовых комплексов, академик АН): «Королев что-то говорил, резко жестикулируя, что с ним бывало редко. Келдыш стоял с опущенной головой, как провинившийся мальчишка. Бармин улыбался».
Оказалось, после посадки космонавтов в корабль Келдыша вызвали со старта для разговора с Москвой. Звонил Михаил Суслов (в то время секретарь ЦК КПСС). Он потребовал, чтобы Келдыш на самолете Королева срочно вылетел в Москву, чтобы провести общее собрание Академии наук. На нем следовало осудить поведение академика Андрея Сахарова и, может быть, даже исключить его из состава академии.
Королев рассвирепел и сказал, что никакого самолета не даст. Постановка такого вопроса является позором! И попросил «теоретика космонавтики» удалиться в бункер и не отлучаться оттуда до выхода корабля на орбиту.
Больше вопрос об исключении Сахарова из Академии наук не ставился. Власть нашла другие способы дать укорот ученому, занявшемуся активной правозащитной деятельностью.
Зрители нового фильма смогут увидеть и прочувствовать, как на самом деле проходил полет космонавтов.
Невесомость в расчет не брали
В те годы считалось, что, если космонавту, оказавшемуся на орбите, стало плохо — голова кружится, тошнит, значит, он плохо подготовлен к полету, нездоров. Потом уже, когда началась длительная работа на орбитальных станциях, врачи поняли — далеко не всегда на Земле можно спрогнозировать, как организм человека будет реагировать на невесомость. Некоторые космонавты по неделе адаптируются к новым условиям и никто их за это не ругает.
Никто не знал, как вообще человеческая психика отреагирует на «плавание» в космосе. Психологи вспоминали Циолковского, который считал, что космонавт, оказавшись над бездной, может сойти с ума или потерять сознание.
Работу Леонова снимала кинокамера. А сам он должен был делать снимки с помощью фотоаппарата «Аякс», спрятанного в кармашке на бедре. Затвор приводился в действие тросиком. Но перчатки раздуло настолько, что сжать тросик космонавт не смог.
«В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни рёбра жесткости, ни плотная ткань, – вспоминает Леонов. – Руки вышли из перчаток, когда я брался за поручень, а ноги из сапог».
Космонавт сбросил давление внутри скафандра со штатных 0,4 атм до запасного режима – 0,27 атм (для этого на рукаве был специальный клапан). Это могло привести к закипанию азота в крови, но Леонов посчитал, что уже час дышал чистым кислородом и азот успел «вымыться» из организма.
Леонову удалось втиснуться в шлюзовую камеру, но не ногами вперед, как положено по инструкции, а головой. Но открывающийся внутрь корабля люк съедал 30% ее объема. Нужно было выходить из шлюзовой камеры в корабль только ногами вперед, чтобы забраться в кресло. Леонову пришлось в узенькой шлюзовой камере развернуться. Запись его дыхания в этот момент потом использовал Стенли Кубрик в фильме «Космическая одиссея 2001 года», чтобы передать напряжение в кульминационный момента кинокартины (фильм снят в 1968 году).
И тут в «Восходе-2» стало расти содержание кислорода. Любая искра могла привести к взрыву. В 1961-м в барокамере, атмосфера которой была насыщена кислородом, сгорел космонавт первого набора Валентин Бондаренко. А в 1967 году так погиб во время тренировок экипаж «Аполлона-1». (По трагическому стечению обстоятельств в этом экипаже был Эдвард Уайт, астронавт, первым из американцев совершивший выход в открытый космос через 2,5 месяца после Леонова.) Мало того, запаса кислорода могло не хватить до посадки, а ее можно было совершить только после 16-го витка — когда корабль будет пролетать над территорией СССР.
Семь часов космонавты летели, по сути, внутри пороховой бочки. Потом атмосфера стабилизировалась. Оказалось, что люк после возвращения Леонова закрылся негерметично — была микрощель. Техника нагнетала кислород, чтобы восстановить потери воздуха. Когда давление в корабле поднялось, крышка встала на свое место и щель закрылась.
Не сгорели, так замерзли
А когда нужно было возвращаться, отказала новая система автоматической посадки (эх, не удалось ее испытать на беспилотном корабле!). Впервые в истории космонавтики экипаж садился вручную.
Как прицелиться, чтобы «попасть» в Землю, а не пролететь ее по касательной и навсегда остаться на орбите? В «Восходе-2» кресла были развернуты на 90 градусов относительно визира «Взор», через который космонавты могли определять положение корабля. Беляев отстегнулся и, пока Леонов удерживал его у иллюминатора, выстроил ориентацию. Сесть нужно было на территории СССР. Перелет и приземление в Китае, с которым тогда были напряженные отношения, могли плохо кончиться.
Корабль прошел сквозь плотные слои атмосферы и упал. Но где? У космонавтов не было никакого передатчика, кроме КВ, по которому они смогли азбукой Морзе передать «ВН» — все нормально. Сигнал случайно приняли то ли в Алма-Ате, то ли на Сахалине.
«От них не было вестей, — вспоминал Гай Северин, руководитель КБ «Звезда». — Честно говоря, мы считали, что экипаж погиб. Когда пришло сообщение, что они сели в тайге, живы и здоровы, Сергей Павлович заплакал».
«Восход-2» приземлился 19 марта в 12 часов 2 минуты 17 секунд в 30 км от города Березники Пермской области.
«У меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало, — вспоминает Леонов. — Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию обшивки кабины. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном (это ткань из синтетического волокна, которая тогда выпускалась в ГДР. — Авт.). Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски».
«Восход-2» был оборудован системой мягкой посадки. Работает она так — из спускаемого аппарата выдвигается щуп. Как только он касается поверхности, срабатывают пороховые движки, которые смягчают удар. «Кто-то из разработчиков сказал Королеву, что щуп настолько чувствителен, что сработает даже при соприкосновении с пушистым снегом, — рассказывает журналист «КП» Ярослав Голованов в книжке «Королев: факты и мифы». — А в тайге ели сорокаметровые! Что если двигатели включатся от соприкосновения с верхушкой дерева? И шарик покатится вниз!»
Но и тут повезло! Шар проскользнул между стволов. Два десятка сантиметров вправо-влево — и не миновать беды. Люк космонавты не смогли сразу открыть — он был снаружи прижат деревом.
Ярко-красный купол парашюта заметили с вертолета часа через четыре. Но как к космонавтам добраться? «На дворе» -25. В аварийном запасе порошок от акул есть, а теплой одежды нет. Собрали валежник, развели костер. С вертолетов сбрасывали теплую одежду, термосы. Одежда застревала в ветвях, термосы разбивались. С космодрома Байконур вылетели бригадир сборщиков Юрий Лыгин, инженер Владислав Волков (в 1966 году был принят в отряд космонавтов, летал на «Союзе-7», а погиб во время приземления «Союза-11») и военный испытатель Владимир Беляев.
Только 20 марта к космонавтам пробилось сразу несколько групп. Лыгин спустился к экипажу с вертолета в корзине. Чуть позже прибежали на лыжах Волков и Беляев (он принял на себя руководство эвакуацией экипажа). Вертолет мог высадить спасателей только в полутора километрах от спускаемого аппарата — приходилось прыгать с полутораметровой высоты. Оставшееся расстояние преодолевали три часа — настолько глубоким и рыхлым был снег.
Зато у Беляева и Леонова появилось теплое белье, унты и даже большой чан. Вскипятили воду, космонавты помылись. Была среди подарков и бутылка «согревательного» коньяка. К вечеру около экипажа собрались 22 человека — спасатели из разных ведомств. Весь день шло соревнование — кто доберется первым.
Спасатели поставили небольшой сруб, развернули палатки. В общем, ночевали уже с комфортом.
Экипаж «Восхода-2» можно было бы в тот день эвакуировать вертолетом — сбросить лестницу с зависшей на высоте 5 — 6 метров винтокрылой машины. Но решили не рисковать.
21 марта. За один день в лесу были вырублены две посадочные площадки. На первую, ближайшую к месту посадки, приземлился вертолет Ми-4. К нему на лыжах пришли космонавты и спасатели. Ми-4 перебросил экипаж к следующей площадке, где их ждал Ми-6. Уже на нем они долетели до аэродрома Перми. А оттуда Ан-10 привез экипаж на Байконур.
Ответ: Верхняя белая часть скафандра «Беркут» — это что-то вроде чехла. Она была сделана из нескольких слоев пленки с блестящей алюминиевой поверхностью. Между слоями — зазор для того, чтобы снизить передачу тепла в любую сторону. По сути верхний слой представлял собой термос. У скафандра Гагарина тоже была верхняя оболочка, только она была ярко-рыжего цвета, чтобы космонавта спасатели могли заметить издалека.
Какой ценой мы завоевывали космос
23 марта 1961 года. В барокамере во время эксперимента погиб космонавт первого отряда Валентин Бондаренко. Ему было 24 года.
24 апреля 1967 года. Космический корабль «Союз-1» взорвался при приземлении. Его пилот Владимир Комаров погиб. Ему было 40 лет.
30 июня 1971 года. На этапе приземления произошла разгерметизация корабля «Союз-11». Космонавты Георгий Добровольский (43 года), Владислав Волков (35 лет), Виктор Пацаев (38 лет) погибли.
Нештатные ситуации, едва не закончившиеся катастрофами:
5 апреля 1975 года. Из-за отказа третьей ступени ракеты «Союз» корабль с космонавтами Василием Лазаревым и Олегом Макаровым рухнул с высоты 192 км. Место посадки — горы Алтая. Экипажу повезло — спускаемый аппарат попал на склон, но не покатился дальше — парашют зацепился за деревья. Эвакуировать космонавтов смогли только на следующий день. Катастрофа была засекречена. На орбиту ушел другой корабль с порядковым номером «Союз-18». Этот полет считается полетом «Союза-18а».
16 октября 1976 года. Корабль «Союз-23» с космонавтами Вячеславом Зудовым и Валерием Рождественским во время приземления угодил в озеро Тенгиз. На месте снежный буран, температура -20. Отверстия дыхательной вентиляции оказались под водой. У экипажа признаки кислородного голодания. Зудов теряет сознание. Космонавты спасены благодаря мастерству пилота вертолета, который отбуксировал спускаемый аппарат к берегу.
26 сентября 1983 года. Ракета с экипажем корабля «Союз Т-10-1» Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым взорвалась на старте. Космонавты остались живы благодаря системе аварийного спасения, которая вырвала их корабль из пекла.
1985 год. Экипаж «Союза Т-13» Владимир Джанибеков и Виктор Савиных отправились реанимировать переставшую отвечать на команды станцию «Салют-7». На станции температура 0 °С. Солнечные батареи не дают электричества. Запасы воды замерзли. Космонавты работали в теплых комбинезонах, шерстяных шапках и варежках. Станцию удалось оживить.
1997 год. Экипажу «Союза ТМ-25» Василию Циблиеву и Александру Лазуткину пришлось пережить на станции «Мир» сразу несколько фатальных ЧП. Сначала пожар (взорвалась кислородная шашка), затем аварию системы терморегуляции, из-за которой почти месяц на станции температура держалась под +30, а в атмосферу попал опасный этиленгликоль. А 25 июня станцию таранит грузовой «Прогресс». Происходит разгерметизация модуля. Экипаж со всеми нештатными ситуациями справился и 15 августа вернулся на Землю (при этом не сработали двигатели мягкой посадки).
2000 год. Экипаж «Союза ТМ-30» Сергей Залетин и Александр Калери законсервировали станцию «Мир», на которой к тому времени стали возникать сбои в работе жизненно важного оборудования. Жить на станции было просто опасно — не было понятно, какая аппаратура засбоит на этот раз.
«Шагнувший в бездну»: 55 лет первому выходу человека в открытый космос
хочу стать космонавтом
космос — риа наука
международная космическая станция (мкс)
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
общество, ссср, космос — риа наука, международная космическая станция (мкс), алексей леонов, космос, россия
Хочу стать космонавтом, Общество, СССР, Космос — РИА Наука, Международная космическая станция (МКС), Алексей Леонов, Космос, Россия
Корабль «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Леоновым был запущен с космодрома Байконур 18 марта1965 года ракетой-носителем «Восход». Через 1,5 часа после старта Леонов в скафандре впервые «шагнул в бездну». Он провел за пределами корабля более 12 минут и «отплывал» от него более чем на 5 метров.
Обогнать американцев
Задачу совершить полет корабля «Восход» с выходом в открытый космос советское руководство поставило в апреле 1964 года. Необходимо было обогнать США, которые планировали аналогичную задачу в программе «Джемини».
Первый выход человека в космос
«СССР и США шли параллельными курсами. Первый американский выход в открытый космос состоялся через 2,5 месяца после нашего. То есть и мы, и американцы придавали этому очень большое значение», — отметил Железняков.
Для осуществления выхода был разработан скафандр «Беркут», а чтобы не разгерметизировать весь корабль инженеры придумали складную надувную шлюзовую камеру «Волга». При запуске она крепилась снаружи к «Восходу» и заполнялась воздухом после выведения корабля на орбиту.
«Тот момент, когда космонавт покидает корабль и оказывается вне его, был очень важен. Нужно было отработать эту технологию, потому что тогда предполагалось довольно масштабное освоение космоса, строительство орбитальных станций и заводов, путешествия на другие планеты», — пояснил академик РАКЦ.
Раздувшийся скафандр
При испытаниях «Беркута» на Земле невозможно было смоделировать реальный космический вакуум, поэтому, когда Леонов вышел в открытый космос, его скафандр раздулся – руки вышли из перчаток, ноги из сапог. Это грозило тем, что космонавт не сможет втиснуться в шлюзовую камеру и погибнет.
Алексей Леонов: космонавт, без которого не было бы МКС
Но Леонов спасся, нарушив инструкцию: снизил давление в скафандре – и «костюм» сел на «место». После этого он вопреки правилам вошел в шлюз головой вперед, а не ногами.
«То, что произошла нештатная ситуация, в этом нет ничего удивительного. Это все-таки был первый опыт. Не все знали, не все могли предусмотреть», — считает Железняков.
По его словам, Леонов был хорошо подготовлен. «Было ли снизить давление в скафандре обдуманным решением или каким-то импульсивным, сейчас уже не выяснишь, но оно было единственным верным, которое в тот момент он принял. Это спасло ему жизнь и способствовало выполнению программы», — пояснил академик РАКЦ.
Алексей Леонов — космонавт, изобретатель, художник
Алексей Леонов был 11-м космонавтом мира и первым человеком, совершившим выход в открытый космос.
1 из 16
Учился в школе летчиков в Кременчуге и Чугуевском военное авиационном училище.
2 из 16
В 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов.
3 из 16
В марте 1965 года Леонов совершил свой первый орбитальный полет на корабле «Восход-2».
4 из 16
К выходу в открытый космос, который длился 12 минут, Леонов готовился больше двух лет.
5 из 16
Позже он признавался, что не знал, что его ждет, а его близким не было известно о предстоящем событии.
6 из 16
«Я шел в никуда! Я ничего не знал и никто в мире не знал, что я там встречу и что со мной будет. Было ли мне страшно? Нет. Меня вело любопытство и желание узнать, что же там», — говорил он.
7 из 16
В конце 1960-х годов Алексей Леонов готовился к облету Луны и высадке на ее поверхность.
8 из 16
Если бы Советский Союз выиграл «лунную гонку», Леонов стал бы первым человеком на Луне.
9 из 16
В 1975 году Леонов участвовал в знаменитом полете по программе «Союз — Аполлон» и первой стыковке космических кораблей СССР и США.
10 из 16
В 1992 году вышел в отставку в звании генерал-майора авиации.
11 из 16
Алексей Леонов — кандидат технических наук, автор четырех изобретений и более десяти научных трудов.
12 из 16
Удостоен многочисленных наград: был дважды Героем Советского Союза, лауреатом Государственной премии СССР , награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, орденами «За заслуги перед Отечеством» I, III и IV степеней.
13 из 16
Космонавт увлекался живописью и был почетным членом Российской академии художеств.
14 из 16
А еще он снимал любительские фильмы, к которым придумал шуточную заставку «Продукция киностудии «Леоновфильм».
15 из 16
Космонавт Алексей Леонов.
16 из 16
Он добавил, что Леонов проявил мужество и смекалку в этой ситуации.
Хождение по лезвию
Шлюзовую камеру «Волга» тестировали в ходе беспилотного полета корабля «Восход» в феврале 1965 года. Однако ее испытания, в частности отстрел, не были завершены из-за того, что на борт корабля с Земли случайно передали команду на его сведение с орбиты. И так как «Восход» спускался в незапланированном районе, то корабль был подорван.
Поэтому тесты шлюза пришлось срочно повторять при полете фоторазведывательного спутника «Зенит» буквально за неделю до запуска корабля «Восход-2» с Беляевым и Леоновым.
«Это был большой риск, но обдуманный, не безрассудный. Все, что происходило тогда в пилотируемой космонавтике, было хождением по лезвию», — сказал Железняков.
Но он считает такой подход правильным. «Именно из-за такого риска тогда и были такие достижения. Сейчас мы не можем этим похвастаться, потому что очень много подстраховки», — пояснил академик РАКЦ.
В честь космонавта Алексея Леонова назвали подмосковный университет
По его словам, огромную роль в успехе первого выхода в открытый космос сыграл главный конструктор ракетно-космической техники Сергей Королев. «Он мог принять даже такое, скажем, скользкое решение, потому что где-то внутренне понимал, что и сама техника, и люди, которые ее пилотируют, в экстренной ситуации могут друг друга дополнить и способствовать выполнению задачи», — подытожил Железняков.
Плеяда героев
За 55 лет с подвига Леонова в открытом космосе побывали 232 человека. Среди них – 67 советских и российских космонавтов, 144 астронавта США, по четыре француза, японца и канадца, три немца, два китайца и по одному швейцарцу, шведу, итальянцу и британцу.
Осуществлены 416 выходов в открытый космос, в том числе 150 в российских скафандрах, 265 — в американских и один — в китайских.
Самый длительный выход – 8 часов 56 минут – был совершен 11 марта 2001 года астронавтами НАСА Джеймсом Воссом и Сьюзен Хелмс на Международной космической станции. Космонавты Антон Шкаплеров и Александр Мисуркин осуществили рекордный российский выход 2 февраля 2018 года продолжительностью 8 часов 12 минут.
Рекордсменом по количеству выходов и их суммарной длительности вот уже более 20 лет является космонавт Анатолий Соловьев – за 16 выходов он набрал 78 часов 46 минут.
Участник высадки на Луну рассказал о встрече с Алексеем Леоновым