Беспилотники играют одну из ключевых ролей в современных военных конфликтах: названия Bayraktar, «Орлан-10», Grey Eagle теперь знают даже люди, далекие от армии. Боевые дроны не только помогают разведывать местность, но и наносят удары там, куда опасно отправлять пехоту или авиацию. Наличие большого парка способных решать самые сложные задачи БПЛА — один из главных признаков передовых ВВС. Россия по развитию этой отрасли занимает одно из лидирующих мест в мире. «Лента.ру» в рамках проекта «Оружие России» рассказывает об истории появления беспилотной авиации и современных российских БПЛА.
Пилот заходит на цель в небе над Афганистаном — выпускает ракету, фиксирует ее попадание в цель и спокойно возвращает летательный аппарат на базу. После этого майор снимает наушники, встает из-за рабочего стола, выходит на улицу — и оказывается всего в получасе езды от дома. Так еще в 2014 году режиссер Эндрю Никкол в фильме «Хорошее убийство» показал будни оператора ударного БПЛА. «Беспилотники — не будущее войны, а ее настоящее» — с этой фразой, прозвучавшей в кинокартине, сегодня трудно не согласиться.
***
Очевидно, что в конфликтах будущего боевые дроны будут играть еще более развернутые и ключевые роли, чем сейчас (да и не только в конфликтах — достаточно убедителен пример Турции, сделавшей Bayraktar инструментом геополитики). И хотя развитием отрасли занимаются все сильные военные державы мира, у России в сравнении с ними есть понятное преимущество: проверкой своих разработок в боевых условиях она занимается прямо сейчас — в небе над Украиной. Этот опыт наверняка предоставит немало материалов для будущих идей не только командирам, но и инженерам.
И тогда уже российскому кинематографу придется задуматься о героическом фильме про оператора беспилотника, который поражает ключевую цель, чтобы провести вечер не на фронте, а в компании жены и детей. Под мирным небом над головой.
Особенности национальной охоты
Главной гордостью отечественной беспилотной авиации стал «Охотник». Первые фотографии этого тяжелого ударно-разведывательного дрона появились в сети в 2019 году. История «Охотника» началась в 2009-м, когда стало известно, что конструкторские бюро «Сухой» и «МиГ» начали совместную работу над тяжелым ударным БПЛА. В июле 2012 года головным разработчиком дрона стал «Сухой», а программа малозаметного боевого беспилотника «Скат» от «МиГа» была приостановлена.
«Взаимодействие пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов можно реализовать и с использованием менее дорогих беспилотников. Здесь и сейчас рассматривается несколько концепций, подразумевающих взаимодействие пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, в том числе концепция беспилотного верного ведомого и концепция роевого применения», — подчеркивает главный редактор профильного издания «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.
Впрочем, по мнению Федутинова, это взаимодействие можно реализовать и с помощью универсальных беспилотников: «В случае с более дешевыми аппаратами часть БПЛА имеет одни функции — скажем, разведки, а часть — другие, ударные или РЭБ».
«Охотник» представляется более универсальным средством, способным решать широкий спектр задач
Работы по созданию первого летного прототипа «Охотника» вышли на завершающую стадию в 2018 году, тогда же дрон впервые выкатили под открытое небо. Когда беспилотник рассекретили, выяснилось, что он может работать в связке с новейшим истребителем Су-57. По искусственному интеллекту и автономности БПЛА считается прототипом истребителя шестого поколения, однако пока решение о применении «Охотником» оружия все же принимает оператор.
«Охотник» невидим для радаров противника. Стелс-эффект создается благодаря радиопоглощающим материалам корпуса и особой конструкции по аэродинамической схеме «летающее крыло» с плоским соплом. Для противодействия радарам неприятеля «Охотник» может быть вооружен сверхзвуковой противорадиолокационной ракетой класса «воздух — земля» Х-58 (с дальностью полета около 260 километров). Против морских целей эффективной окажется дозвуковая маловысотная ракета X-35. Не исключено, что «Охотник» также получит четыре модифицированные сверхзвуковые ракеты X-74M2 и восемь корректируемых авиабомб КАБ-250.
Считается, что тяжелый БПЛА станет ведомым — то есть будет глазами и ушами российского истребителя Су-57. Предположительно, связка из 20-30 ударных беспилотников, управляемых двумя-тремя маневренными пилотируемыми самолетами, позволит нанести непоправимый ущерб инфраструктуре потенциального противника. В этом случае несколько «Охотников» не только расширят контролируемую одним Су-57 зону воздушного пространства, но и значительно повысят его боевой радиус.
«Очевидно, что для их реального воплощения нужно решить множество задач, включая то, как будет происходить взаимодействие ведущего пилота с БПЛА. Здесь не исключено использование инновационных подходов, в том числе на основе голосовых команд, чтобы сделать процесс взаимодействия максимально органичным и не нагружать пилота дополнительными компьютерными интерфейсами. Однако пока это все во многом гипотетические вещи, и как они будут реализованы на практике — неизвестно», — объясняет Денис Федутинов.
Легко представить ужас неприятеля, когда вражеский радар одновременно зафиксирует атаку целой эскадрильи разнородных БПЛА. Одни из них переносят ракетно-бомбовое вооружение. Другие выполняют функцию разведки. Третьи осуществляют радиоэлектронное подавление систем противника. Четвертые служат отвлекающими мишенями, а пятые, стелс-беспилотники, вообще остаются незамеченными. В этой ситуации вражеской ПВО придется непросто: она полностью растратит запас ракет, но сможет уничтожить лишь часть БПЛА. Уцелевшие же беспилотники завершат задачу уничтожения радаров противника и передадут необходимые данные ведущим пилотируемым истребителям. А они будут действовать уже в условиях полного господства в воздушном пространстве.
Зачем нам дроны и как сделать их лучше
Время на прочтение
Дроны, или беспилотные летательные аппараты (БПЛА) сейчас используются в самых разных сферах жизни людей, от военных операций до съёмки дней рождения с воздуха. Ещё в 2016 году в США число лицензий, выданных на управление дронами, превысило число лицензий пилотов «обычного» авиатранспорта, а в 2020 году Федеральное управление гражданской авиации (FAA) сообщило, что общее количество коммерческих и потребительских дронов в стране достигло 1,7 млн единиц. Так почему же дроны ещё не стали нормой жизни для бизнеса и обычных пользователей? Обсудим основные проблемы и технологические ограничения современных БПЛА, но сперва поговорим о том, для чего они в принципе нужны.
Птицы одного полёта
Скажем сразу, что в этой статье мы не планируем подробно останавливаться на военных и боевых БПЛА — по своей конструкции эти летательные аппараты намного ближе к классическим самолётам (или крылатым ракетам), поэтому список сильных и слабых сторон для них будет сильно отличаться от аналогичных параметров у коммерческих дронов, доступных для пользователей или бизнеса. Итак, что же такое дрон? Само название происходит от английского drone, что можно перевести и как «трутень», и как «гул» или «жужжание». Термин отлично подходит для классических дронов-коптеров, но впервые был применён к беспилотным самолётам-мишеням ещё в 30-х годах прошлого века. В зависимости от сферы применения, конструкция дрона может различаться, но общими знаменателями остаются наличие пропеллеров, которые необходимы для полёта и маневрирования в воздухе (в зависимости от их количества устройство может также называться моно- би- три- квадро- и т. д. коптером) и система связи, позволяющая управлять устройством дистанционно.
Подробный разбор всех возможных способов использования дронов — дело неблагодарное просто потому, что человеческая фантазия продолжает придумывать их практически постоянно. К примеру, ещё в 2018 году на открытии Олимпийских игр в Южной Корее Intel продемонстрировала грандиозное световое шоу (точнее, его запись) с синхронным полётом более тысячи дронов, которое попало в Книгу рекордов Гиннесса. В целом же сферы применения БПЛА можно разделить на несколько крупных групп:
- Дела войны: дроны не просто активно используются в военных целях, они фактически были разработаны именно как альтернатива летательным аппаратам с пилотами, например, для удалённой бомбардировки наземных целей. В современных условиях активно применяются дроны-камикадзе, которые мало чем отличаются по своему принципу действия от крылатых ракет, дроны-разведчики и наводчики для сбора сведений и корректировки огня ракетных войск, а также дроны связи. Эффективность БПЛА как была в очередной раз доказана во время недавнего конфликта в Нагорном Карабахе.
- Логистика и транспорт: в эту группу входят, в основном, проекты различных компаний по доставке грузов на малые расстояния (так называемая доставка «последней мили»), например, программа Amazon Prime Air предусматривает доставку малогабаритных посылок получателям в течение 30 минут с момента заказа. Большая их часть в данный момент находится на стадии разработки из-за серьёзных законодательных и технических ограничений. Также сюда можно отнести применение дронов в качестве беспилотных такси в городах. Подобный проект уже несколько лет рассматривается властями города Дубай в качестве альтернативы наземному транспорту и вертолётам.
- Потребительские дроны — самая, пожалуй, широкая группа, в неё входит огромное количество устройств, от совсем дешёвых и миниатюрных до аппаратов стоимостью в несколько тысяч долларов. Используются эти БПЛА в первую очередь в рекреационных целях: с их помощью ведётся фото- и видеосъёмка, включая оригинальные селфи, устраиваются спортивные соревнования и бьются рекорды скорости.
- Сельское хозяйство и промышленность — учитывая высокую маневренность дронов и возможность установки на них дополнительного оборудования, эти устройства всё чаще начинают использоваться для решения сельскохозяйственных задач, например, для оценки качества посевов или опрыскивания полей, создания трёхмерных карт местности и ведения аэрофотосъёмки. Также дроны могут применяться для проведения осмотров крупных промышленных объектов.
К примеру, Toshiba разработала систему с использованием дронов, которая способна оценивать состояние промышленных структур, снимая их на встроенную камеру БПЛА. В системе применяется технология проведения измерений при помощи 3D лазера наземного базирования, которая позволяет разработать оптимизированный маршрут для дрона, охватывающий все ключевые точки объекта, БПЛА с камерой, а также технологии распознавания изображения, необходимые для оценки состояния конструкций (например, мест образования ржавчины) на объекте.
Периодические облёты объекта дронами помогают отслеживать динамику его состояния и своевременно выявлять проблемные детали конструкции, которые требуют ремонта или замены. При этом система избавляет технический персонал от необходимости лично проводить такие проверки, подвергая себя риску. Использовать систему предполагается на крупных объектах, которые могут представлять опасность в случае аварий, например, на нефтеперерабатывающих заводах или электростанциях. (*Данный проект прекращён в 2019 году.)
Перспективы использования дронов можно смело назвать колоссальными, но мы не видим пролетающие в небе эскадрильи БПЛА каждый день. Почему? По целому ряду причин, только часть из которых может быть устранена в ближайшее время. Условно эти причины можно разделить на несколько основных групп:
- Законодательство и контроль. В большинстве стран до сих пор не введены законодательные нормы, которые позволили бы владельцам дронов без особых проблем запускать их устройства в любом удобном месте, не опасаясь штрафов и судебного преследования. Связано это в первую очередь с тем, что реальных систем контроля за перемещением дронов существует крайне мало, а добраться БПЛА может практически куда угодно. Дроны могут, например, парализовать работу целого аэропорта, как произошло в 2018 году в лондонском Гатвике, когда неизвестные в течение двух суток выводили на взлётно-посадочные полосы группу БПЛА, не давая самолётам приземляться или взлетать. Интересно, что местные власти не смогли разобраться с проблемой существующими на тот момент методами, так как дроны использовали нестандартные частоты и просто заглушить сигнал от оператора или сбить их не удавалось.Чтобы избежать подобных ситуаций, во многих странах введена жёсткая процедура регулирования и регистрации БПЛА, что с одной стороны позволяет выявить нарушения закона, а с другой сильно тормозит развитие коммерческих дронов. Например, заявленная в 2016 году и уже описанная выше служба Amazon Prime Air до сих пор не введена в эксплуатацию из-за ограничений Федерального управления гражданской авиации. Более того, компании даже испытания своих дронов пришлось изначально проводить в более лояльных в этих вопорсах Канаде и в Великобритании. Решение данной проблемы — вопрос, скорее, времени, а не усилий отдельных компаний или правительств. Та же FAA постепенно ослабляет ограничения для БПЛА на территории США, а законодательства различных стран совершенствуются, чтобы пользователи и бизнес могли наслаждаться новыми технологиями (в рамках закона) без риска. Ещё один вариант, который поможет ускорить принятие более мягких законов, — это использование новых технологий, позволяющих лучше контролировать перемещение дронов и идентифицировать их для последующей «работы» с владельцами.
- Конструкция и материалы: дрон по определению не может быть бронированным и неуязвимым: такая машина будет либо совершенно неподъёмной, либо обойдётся конечному пользователю в сумму, за которую легко можно купить «обычное» пилотируемое средство. Поэтому создатели дронов постоянно балансируют между весом и прочностью, ценой и качеством. Чаще всего для в конструкции коммерческих дронов используется пластик, композитные материалы на основе углепластика, алюминий и литий-ионные батареи для питания пропеллеров и внутренних систем. Здесь бы самое время вспомнить дрон «Почты России», который обошёлся бюджету в миллион рублей и разбился во время тестового полёта, и задуматься, какие материалы применялись в его конструкции.Но если отбросить шутки, то проблемы надёжности дронов — вопрос эволюции технологий. Уже сейчас существуют дроны, которые намного лучше защищены от ударов и падений (в первую очередь от них страдают пропеллеры, которые делают из более мягких материалов, чтобы избежать травм пользователей). Также ведутся работы о замене самих двигателей и пропеллеров на более надёжные решения. Например, стартап Sentient Blue предлагает заменить их на гибрид миниатюрного турбореактивного двигателя на ископаемых видах топлива с высокой плотностью энергии и мотор-генератора, питающего большинство систем БПЛА. По данным разработчика такая система значительно повышает надёжность и одновременно позволяет резко повысить дальность автономных перелётов дронов.
- Автономность: одной из основных причин падения дронов (помимо аварий) можно назвать низкий уровень заряда батареи, который не позволяет своевременно вернуть «в гнездо» слишком далеко улетевший аппарат. Ограничения конструкции в данном случае почти те же, что и в предыдущем пункте, ведь бо́льшая ёмкость батареи почти всегда равна большему её весу. Значит, в корпус дрона поместится меньше полезных систем или конструкторам придётся увеличивать его габариты. И не факт, что такое увеличение не нивелирует все преимущества от роста ёмкости батареи. Это достаточно серьёзный ограничивающий фактор для развития дронов, потому что идей нового оборудования и сфер применения устройств традиционно больше, чем идей для новых источников питания.
Преимущества батарей SCiB для дронов, изображение: Toshiba
Как вариант многие компании предлагают отказаться от традиционных литий-ионных батарей и воспользоваться другими технологиями. Например, южнокорейская компания MetaVista в 2019 году провела испытания дрона с водородным двигателем, который смог продержаться в воздухе более 10 часов, что само по себе рекорд для отрасли.
А Toshiba в свою очередь развивает идеи батарей SCiB собственной разработки, применение которых позволит резко снизить количество отходов и влияние на экологию за счёт долгого времени службы, даёт возможность заряжать дроны намного быстрее и использовать их в условиях низких температур, которые крайне негативно влияют на ёмкость литий-ионных аккумуляторов.
Выводы и прогнозы
Общество всегда опасалось новых идей, но назвать дроны и БПЛА в целом чем-то новым уже не получается. В конце концов, появились они значительно больше века назад. Компании по всему миру активно заинтересованы в том, чтобы дроны продолжали летать, что можно заметить и по количеству новых стартапов, и по стабильному росту спроса на дроны в потребительском и коммерческом секторах — по прогнозам аналитиков этот рынок к 2025 году увеличится более чем вдвое по сравнению с 2020 годом (с 20,8 млрд до 51,97 млрд долларов США). Соответственно, решение большинства описанных в статье проблем — это только вопрос времени и совершенствования новых технологий.
Сделано в России
На сегодня Россия может похвастать почти всеми типами беспилотников собственного производства: у нас создаются и разведывательные, и ударные, и тактические, и оперативно-тактические дроны. Все они принимают активное участие в специальной военной операции на Украине.
Как утверждает бывший вице-премьер Юрий Борисов, на Украине российские беспилотники проявили себя достаточно хорошо — в частности, принесли немало пользы для разведки и наведения артиллерии. По мнению чиновника, отечественные БПЛА по своим качествам не уступают ни западным, ни турецким.
Одним из самых общепризнанно удачных российских беспилотников считается «Форпост». На Украине российские войска используют его в том числе для уничтожения боевых позиций противника. В основе этого БПЛА — проект израильского беспилотника Searcher MkII, контракт на сборку которого в России с израильской компанией IAI был заключен в 2011 году. В 2019-м Минобороны представило модернизированный «Форпост-Р», имеющий взлетную массу 500 килограммов и высоту полета до шести километров. В воздухе летательный аппарат способен находиться до 18 часов.
«Форпост-Р» отличается широким использованием российских комплектующих — в частности, отечественного силового двигателя АПД-85. Однако главной особенностью этого дрона стало наличие ударного вооружения — двух авиационных бомб или пары управляемых ракет. Такой арсенал позволяет использовать его для нанесения точных и разрушительных ударов по военной инфраструктуре противника.
Создание еще одного российского беспилотника «Орион» началось в том же 2011 году. Новый БПЛА оказался вдвое тяжелее и габаритнее израильского Searcher MkII. Первый полет «Орион» совершил в 2016 году, а уже через три года начал применяться в Сирии. Солидная масса дрона позволяет ему переносить значительно больше оружия, чем «Форпосту-Р». В качестве вооружения на «Орионе» могут применяться корректируемые бомбы, управляемые планирующие бомбы, свободнопадающие бомбы и управляемые ракеты.
«Орион» оснащен оптико-электронной системой, цифровой аппаратурой аэрофотосъемки высокого разрешения, многофункциональной радиолокационной системой и средствами радиотехнической разведки. Известно, что с высоты четыре-пять километров этот БПЛА способен при помощи корректируемых снарядов уничтожать цели с отклонением не более одного метра. Его зарубежными аналогами считаются турецкий Bayraktar TB2 и американский MQ-1C Grey Eagle.
Еще один известный российский беспилотник — «Орлан-10». Он имеет взлетную массу всего 14 килограммов, включая 5 килограммов полезной нагрузки. Отличительными особенностями «Орлана-10» считаются большая продолжительность полета — 16 часов — и невысокая цена. Обычно этот беспилотник используется для сопровождения техники с целью выявления засад, наведения артиллерии и воздушной разведки. Всего выпущено более тысячи единиц «Орлана-10», что делает его одним из самых массовых БПЛА в российских вооруженных силах.
Одним из перспективных направлений развития военной беспилотной авиации является разработка барражирующих боеприпасов, известных как дроны-камикадзе. Подобные аппараты способны находиться в воздухе продолжительное время, ожидая цель и подходящих для удара по ней условий.
Новейшим словом в военной беспилотной авиации считается разработка дронов-камикадзе
По сути, такие БПЛА являются барражирующими боеприпасами — дальними потомками «летающих бомб», о которых мечтали инженеры времен Второй мировой. Они немало удивились бы, узнав, что современные дроны-камикадзе могут надолго зависать в воздухе, пока цель не войдет в ареал их действия, а условия для удара по ней не станут оптимальными.
Самый известный российский БПЛА этого типа — «Куб-БЛА», впервые представленный широкой общественности в 2019 году на выставке International Defence Exhibition (IDEX) в Абу-Даби. Малоразмерный беспилотник запускается при помощи катапульты и развивает скорость до 130 километров в час. После этого он может находиться в воздухе до получаса, перенося груз массой до трех килограммов. Как заявляют в «Ростехе», эти дроны-камикадзе уже успешно показали себя в ходе спецоперации на Украине: они достаточно быстры, бесшумны, просты в применении, способны преодолевать десятки километров и обладают высокой точностью.
Помимо малых и средних БПЛА, на вооружении российской армии есть и тяжелые боевые дроны. Один из первых — разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета «Альтиус» — начал разрабатываться в 2011 году, впервые поднялся в воздух в 2016-м, а еще через пять лет успешно прошел государственные испытания. Тогда же Минобороны заказало первую партию этих беспилотников.
Внешне «Альтиус» напоминает «Орион», но тяжелее его в пять раз. Планер аппарата практически полностью изготовлен из композитных материалов, что снижает его заметность для радиолокационных станций вероятного противника. Большие габариты позволили оснастить БПЛА сложным бортовым оборудованием — прежде всего станцией оптической видовой разведки с оптико-электронной системой и РЛС бокового обзора с активной фазированной антенной решеткой (АФАР).
может находиться в воздухе БПЛА «Альтиус»
Крейсерская скорость «Альтиуса» — 150-250 километров в час, максимальная высота полета — 12 километров, полезная нагрузка — 1000 килограммов, дальность полета — до 10 тысяч километров. По словам Юрия Борисова, в будущем «Альтиус» оборудуют противокорабельными ракетами. Это позволит вести бои в прибрежной зоне без привлечения флота.
«Они способны ждать своей добычи в определенном районе. Это не палочка-выручалочка, но средство, которое может вести разведку и выполнять боевые задачи в своей зоне, точно и эффективно уничтожать цели. Естественно, дроны получат систему наведения. Вот преимущества этого вооружения», — описывает оружие экс-начальник зенитных ракетных войск командования специального назначения ВВС РФ Сергей Хатылев.
Советские беспилотники
После Второй мировой войны беспилотная авиация наиболее активно развивалась в США и СССР. В конце 1950-х в Советском Союзе начали разработку первого отечественного разведывательного БПЛА. В результате к 1963 году выпустили 20 единиц Ла-17Р. Он мог подниматься на высоту до 7000 метров и проводить фоторазведку объектов на расстоянии до 200 километров. Скорость полета Ла-17Р составляла 680-885 километров в час. На вооружении в Советской армии это изделие состояло до начала 1970-х годов, однако в боевых условиях ни разу не применялось.
С середины 1960-х до начала 1990-х в Советском Союзе использовалось более десяти различных моделей военных БПЛА. Среди них одни из самых крупных и известных — Ту-143 «Рейс» и Ту-141 «Стриж». Основными задачами Ту-143 было ведение тактической разведки в прифронтовой зоне и контроль радиационной обстановки. Посадка «Рейса» осуществлялась при помощи парашютно-реактивной системы и шасси. Всего было выпущено 950 Ту-143, некоторые до сих пор используются в качестве мишеней.
Еще более крупный Ту-141 был длиннее Т-143 в два раза и тяжелее в четыре. Беспилотник, состоявший на вооружении ВВС СССР с 1979 по 1989 год, предполагалось использовать для ведения разведки на глубину нескольких сотен километров от линии фронта. Трансзвуковой Ту-141 оборудовали оптической и инфракрасной камерами, позволяющими осуществлять наблюдение в любое время суток. Приземлялся этот БПЛА, как и Ту-143, с помощью парашютной системы.
После распада СССР разработка беспилотников в России приостановилась из-за отсутствия финансирования. Наработанные десятилетиями труда советских инженеров и конструкторов компетенции были утрачены в считаные годы. Поэтому в начале 2000-х мировое лидерство в сфере БПЛА заняли США и Израиль, который в первом десятилетии XXI века, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира, контролировал 42 процента мирового рынка. А вот Турция, которая, судя по новостному фону, стала чуть ли не главным поставщиком беспилотников в мире, на самом деле занялась ими недавно. Первые дроны там появились в середине 2010-х, а компания Baykar Makina (производитель беспилотников Bayraktar TB2) изначально выпускала комплектующие для автомобилей. Главные покупатели турецких БПЛА — страны Ближнего Востока и Африки, где они конкурируют в основном с более дешевыми китайскими беспилотниками.
В России к развитию беспилотной авиации вернулись только в 2000-е, зато ускоренными темпами. К настоящему времени все упущенное в 1990-е уже удалось наверстать
Летающие бомбы
Исторически первые управляемые беспилотники были не летательными, а плавательными. Одно из первых подобных устройств — небольшую радиоуправляемую лодку — в 1898 году сербский инженер и физик Никола Тесла представил на озере в Медисон-сквер-гарден в Нью-Йорке.
Спустя десятилетие, в 1910-м, американский военный инженер и изобретатель Чарльз Кеттеринг предложил создать летательный аппарат, который был бы начинен взрывчаткой и управлялся часовым механизмом. В определенный момент этот беспилотник должен был сбрасывать крылья и падать на противника. Проект получил поддержку в армии США, было даже создано несколько рабочих моделей, однако из-за ряда неудачных испытаний разработка «летающей бомбы» была прекращена еще до начала Первой мировой войны.
По-настоящему революционными в беспилотной авиации стали 1930-е, когда в Великобритании появился первый БПЛА многоразового использования. Управляемый по радиоканалу беспилотник DH.82B Queen Bee впервые поднялся в воздух в 1933-м. С 1934 по 1943 год этот БПЛА использовался британской армией в качестве самолета-мишени для обучения будущих зенитчиков.
С началом Второй мировой войны беспилотная авиация стала развиваться еще активнее. В частности, Германия во время боевых действий в Средиземном море использовала радиоуправляемые бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X. Затем их заменил самолет-снаряд V-1, выпускавшийся уже массово.
На заокеанские успехи обратили внимание в США, где в 1939 году запустили массовое производство радиоуправляемых самолетов-высокопланов нормальной схемы Radioplane OQ-2. Всего было выпущено около 15 тысяч таких аппаратов.
Главным конструктором OQ-2 был британский актер Реджинальд Денни, звезда немого кино, прекрасный комик, который увлекался авиацией, а в 1930-х заинтересовался радиотехникой. Денни — возможно, самая удивительная личность из всех внесших вклад в историю беспилотников: он начал выходить на театральную сцену в семь лет, к двадцати пяти успел побыть боксером, выступавшим в Индии оперным баритоном и стрелком в британской авиации в Первую мировую. Сразу после войны он стал настоящей звездой и постоянным экранным партнером легендарного Джона Бэрримора (например, в оригинальных «Шерлоке Холмсе» и «Бульдоге Драммонде»). С появлением в кино звука Денни перестал получать главные роли и отдался своей второй любви — авиации. Через несколько лет благодаря ему свет увидел OQ-2.
Однако наиболее успешным американским беспилотником Второй мировой войны стал ударный бомбардировщик-торпедоносец Interstate TDR, разработанный по заказу ВМС США. Аппарат был оборудован относительно компактной телевизионной камерой — она позволяла самолету-роботу наводиться на цель. Было произведено более 200 TDR-1 и его модификаций, а США стали лидером в мировой беспилотной авиации того времени.
Работы в этой области велись и в Советском Союзе.
Ту самую компактную камеру, которая делала Interstate TDR невероятной для своего времени разработкой, создал для американцев русский инженер-эмигрант Владимир Зворыкин. Весь мир до сих пор пользуется другим его изобретением — электронным телевидением, определившим историю ХХ века едва ли не больше, чем все военные новшества
Тем не менее в годы Великой Отечественной войны в нашей армии все равно пытались применять беспилотную авиацию. Спроектированный конструктором Андреем Туполевым тяжелый бомбардировщик ТБ-3 хотели задействовать для уничтожения мостов. При таком использовании экипаж покидал самолет на парашютах, а бомбардировщик становился снарядом. Удаленным управлением его в теории можно было направить на цель, однако большинство таких попыток оказались провальными. В одном случае из-за повреждений антенны самолет вместо удара по железнодорожному узлу упал в тылу у немцев, а во втором «летающая бомба» была уничтожена пожаром от взрыва боеприпасов на соседнем самолете.