В анонсе представлены жанровые виды заметки

В анонсе представлены жанровые виды заметки ЮнАрмия

Анонс статьи — это магнит для потенциальных читателей. Он должен раскрывать суть материала, интриговать пользователя. Заголовок заставляет обратить внимание на сам факт существования статьи, а уже после этого, интерес нужно закрепить цепляющим анонсом. Хотите ли вы впустую тратить силы и время на написание статьи, которую даже не откроют? Нет? Тогда внимательно посмотрите этот материал!

Тема: Заметка как информационный жанр

познакомить с информационным жанром современной газетной журналистики «заметкой».

1. Познакомить с жанром газетной журналистики «заметкой»;

2. Учить написанию «заметки»;

3. Находить творческий подход к созданию журналистского текста.

Повторение пройденного материала: Что такое жанр

— это вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Скажем так, это конвенция о согласовании сигналов. Тех сигналов, которые подает автор.

Что такое заметки в журналистике и как их нужно создавать.

информационный жанр журналистикиподразумевающий краткое сообщение, в котором излагается факт или ставится конкретный вопрос. Тут нет ответа на вопрос и оценки данному событию.

В отличие от новости заметка содержит меньше подробностей, комментариев и дополнительной информации.

Вот как выглядит структура заметки:

1. оперативность, актуальность, новизна, социальная значимость, краткость, понятность, фактическая приближенность к действительности. В этом жанре важно правильно отбирать нужные факты и оперативно реагировать на новые события.

К информационному жанру принадлежат следующие виды материалов:

1. Хроника – это небольшое сообщение в несколько строк. Самый сжатый и быстрый вид материала. По-другому хронику называют новостями. Здесь главное – факт без пояснения и деталей. В основе новостного факта чаще лежит что — то срочное, вызывающее интерес. Хроника очищена от шумов и в основном, передаётся диктором, а в газете – в новостной колонке.

2. Заметка. В настоящее время заметку стали публиковать в развёрнутом варианте, которая отвечает на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? По каким причинам? Итоги события. Иногда в заметку добавляют важные пояснения и детали. Заметка тоже очень оперативный и актуальный вид материала.

3. Репортаж – это изложение факта с места события. Корреспондент непосредственный участник события, поэтому материал содержит:

личное «Я» (связь с аудиторией — симпатия или отторжение)

наличие пространства и времени (3 времени – время, когда проходило событие, время трансляции и время в которое сжалось событие в ходе написания корреспондентом материала.);

факт и его интерпретацию;

содержится эффект присутствия, поэтому к данному виду материала возникает доверие.

Репортаж самый живой и интересный вид материала, без которого не может существовать новостная программа на телевидение и на радио. Репортаж пользуется большой популярностью и в газете.

Есть два вида репортажей – событийный и вторичный. Событийный репортаж – это отражение одного происшествия или мероприятия. Вторичный репортаж – это когда корреспондент снимает одно событие и прикрепляет к нему другое на эту же тему, но давно прошедшее. Таким образом, в репортаже появляется два факта. Событие + предыстория или событие + последствие.

В анонсе представлены жанровые виды заметки

1. Из предложенных тебе опорных слов составь – хронику, заметку и репортаж.

2. побывай на каком – либо событии и опиши его в своём материале, используя особенности репортажа.

Интервью – материал, основанный на вопросе и ответе. Вопрос журналиста, ответ – собеседника. В этом материале главное – точка зрения собеседника тема, канва, вопросы, ход и линия интервью определяется корреспондентом.

Виды: 1. блиц – инт. (вопрос – ответ быстрые или небольшие ответы по одному или разным поводам различных лиц) 2. экспертно е (точка зрения специалиста или советы) 3. портретное (о человеке) 4. звёздное (раскрутка, пиар).

2. информационное- обыденное для новостных выпусков.

3. аналитическое — документальное –проблемное исследование или расследование.

4. художественное – портретное. Это как раз портретное.

Отчёт – сухой вид материала, основанный на официальных событиях. Подаётся с цифрами, цитатами, высказываниями участников мероприятия в строгом повествовательном виде. Это полный рассказ сути встречи.

Качующие виды материалов.

Опрос – исследование мнения людей, основанный, на многочисленных вопросах, предназначенных населению по различным темам и проблемам.

Мини – корреспонденция – описание различных ситуаций с развитием действия. В инф. жанре, в основном, это материалы просто описательные без глубины и рассуждений. К корреспонденции часто прибегают начинающие журналисты. Иногда корреспонденция выражается в последовательности действия – предыстория + событие + шаги + последствия.

Некролог – если как заметка, то это информационный жанр, а если построение схоже с портретным очерком о человеке, то это худ – публ. Жанр, хотя это скорее эпитафия.

Пресс – релиз – скорее это не журналистский материал, а заготовка текстов для СМИ конкретных организаций. Часто – это пиар – тексты различных компаний или вопросы и ответы, рассматривающиеся на каком – либо мероприятие.

Ниже идут поджанры, которые могут использоваться разными видами заметок. Здесь для каждого я дам описание и некоторые примеры.

В событийной () заметке предметом отображения являются различные события или положения дел. Здесь наблюдается строгий ответ на то, что, где и когда произошло.

Новостная заметка — это своего рода краткое информационное сообщение. Стандартный объем 4 — 5 предложений. Как правило, пишется в официальном стиле.

Первое предложение топ-лайн должно отвечать на вопрос о чем это. Не стоит перегружать сообщение именами собственными и терминологией. Не используйте более двух цифр в предложении и не округляйте их если это касается жертв.

В конце можно использовать информацию о прошлых и грядущих событиях.

Анонс образует простые заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и прочее.

Указывается время и место будущего события. Далее сжато излагается сама его суть.

Вы можете потратить много времени на проведение исследований и интерпретацию результатов. Но указав в аннотации 2 — 3 общих предложения, есть риск, что статью так никто и не прочтет.

Предметом отображения в данном жанре журналистики выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление. Прежде всего, это книги и

Цель заключается не столько, чтобы известить аудиторию о существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества.

Аннотация включает в себя характеристику основной темы, проблемы объекта, цели исследования, основные методы, результаты исследования и выводы. Здесь указывают, что нового несет в себе материал по сравнению с другими.

Поэтому информация должна быть информативной, оригинальной, содержательной, структурированной и компактной. Объем как правило, от 150 до 250 слов.

Важно знать, что аннотация готовится уже после написания основного текста статьи или книги.

Удобнее всего писать структурированную аннотацию по структурированной статье. При этом нужно выбирать из каждого раздела статьи только самые важные сведения. Они в совокупности должны составлять полное представление об информации, изложенной в статье.

В аннотацию не включают ссылки на источники из полного текста. Также не желательно использование аббревиатур и сокращений. Но если вам просто необходимо использовать какую-то аббревиатуру, тогда не забудьте раскрыть ее смысл в самой аннотации.

Мини-рецензия представляет собой оценочную, иногда рекламную заметку. Ее предметом выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и так далее

Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметом. При этом мнение автора не обосновывается какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций.

Здесь не важен анализ. Здесь важны только отношения автора, его мнение и оценка. Повествование обычно идет от первого лица.

Эта разновидность заметки, где можно найти краткие сведения о человеке. Тут дается первичное представление о личности.

Чаще всего блиц-портрет не является каким-то отдельным жанром. Он сопровождает большой материал, где выдается отдельной отмеченной врезкой. Например, краткая информация о том, где родился человек, чем занимался и так далее.

Здесь сравнивается какая-то совокупность событий. Критерием этого сравнения выступает какой-то общий признак.

Например, эти события могли произойти в одно и тоже время. Или же они могли быть посвящены одной определенной тематике.

В основе мини-истории лежит определенная интрига. Очень часто такие короткие исторические заметки публикуют женские журналы. В них рассказывают о профессиональных, любовных или семейных приключениях.

Основным содержанием мини-совета является программная информация. Это то, как нужно что-то сделать. Своего рода, алгоритм действий для достижения результата.

В анонсе представлены жанровые виды заметки

В анонсе представлены жанровые виды заметки

В анонсе представлены жанровые виды заметки

В анонсе представлены жанровые виды заметки

В анонсе представлены жанровые виды заметки

В анонсе представлены жанровые виды заметки

В анонсе представлены жанровые виды заметки

В анонсе представлены жанровые виды заметки

В анонсе представлены жанровые виды заметки

В анонсе представлены жанровые виды заметки

В анонсе представлены жанровые виды заметки

В анонсе представлены жанровые виды заметки

В анонсе представлены жанровые виды заметки

В анонсе представлены жанровые виды заметки

В анонсе представлены жанровые виды заметки

В анонсе представлены жанровые виды заметки

В анонсе представлены жанровые виды заметки

Малые жанры журалистики: анонс, аннотация, рецензия

Снегирев И. М. Словарь русских пословиц и поговорок. Русские в своих пословицах / Сост., подгот. текстов, предисл., коммент. Е. А. Грушко, Ю. М. Медведева. — Н.Новгород, 1996. — (Первое изд.: М., 1848).

Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII— XX веков / Изд. подготовили М. Я. Мельц, В. В. Митрофанова, Г. Г. Шаповалова. — М.; Л., 1961.

Худяков И. А. Великорусские загадки. — М., 1861.

Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. — М., 1957. (Также: М., 1984. Первое изд.: М., 1861-1862. Второе изд.: СПб.; М., 1879).

Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и за­дач. Составил Д. Н. Садовников. — М., 1959. (Первое изд.: СПб., 1876).

Рыбникова М. А. Загадки. — М.; Л., 1932.

Рыбникова М. А. Русские пословицы и поговорки / Отв. ред. Б. П. Кирдан. — М., 1961.

Загадки / Изд. подгот. В. В. Митрофанова. — Л., 1968.

Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост. А. Н. Мартыновой, В. В. Митрофановой. — М., 1986.

Русские пословицы и поговорки / Сост. Ф. М. Селиванов, Б. П. Кирдан, В. П. Аникин. — М., 1988.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., вступ. ст., коммент., словарь Ю. Г. Круглова. — М., 1990.

Про Юнармию:  Послать письмо солдату на фронт в России

Даль В. И. Напутное // Пословицы русского народа. Сборник В. Даля (любое изд.).

Потебня А. А. Из лекций по теории словесности: Басня. Послови­ца. Поговорка. — Харьков, 1894.

Рыбникова М. А. Загадка: Ее жизнь и природа // Рыбникова М. А. Загадки. — М.; Л., 1932. — С. 11-68.

Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя. — М., 1957. — С. 9-86.

Пермяков Г. Л. От поговорки до сказки (заметки по общей теории клише). — М., 1970.

Митрофанова В. В. Русские народные загадки. — Л., 1978.

Паремиологический сборник. Пословица. Загадка: Структура, смысл, текст. — М., 1978.

Аникин В. П. Владимир Иванович Даль и его сборник пословиц // Пословицы и поговорки русского народа: Из сб. В. И. Даля / Под общей ред. Б. П. Кирдана. — М., 1987. — С. 637-648.

Пермяков Г. Л. Основы структурной паремиологии. — М., 1988.

Малые формы фольклора: Сб. статей памяти Г. Л. Пермякова. — М-, 1995.

1. Расскажите о происхождении и историческом развитии посло­виц, поговорок и загадок.

2. Сравните использование художественного приема метафоры в пословицах и загадках. Докажите его зависимость от содержа­тельной установки жанра.

В живой речи окружающих вас людей выявите пословицы, пого­ворки и крылатые слова. Произведите их научную запись.

Из этой лекции Вы узнаете:

— кое-что о ее авторе;

— о чем предупреждают нас анонсы;

— где мы чаще всего сталкиваемся с аннотациями и что такое «спойлер»;

— как выразить свою оценку в рецензии.

Здравствуйте, уважаемые студенты.

Меня зовут Игорь Лисник. Несмотря на то, что журналистикой я начал заниматься практически случайно, вот уже 13 лет эта работа приносит мне удовольствие и деньги. О том, что из этого важнее, можно рассуждать бесконечно. Но, как говорят даосы, лучше середина: когда и того, и другого достаточно.

За 13 лет в печатной журналистике я поработал во множестве изданий: от газеты старшеклассников Екатеринбурга «Окно» до журнала одного из крупнейших медиа-холдингов в России Independent Media Sanoma Magazines — «YES!-Звезды». Однажды, правда, «изменил» печатным СМИ — год проработал на телеканале «пятьОдин» (был такой молодежный канал в Екатеринбурге, сетевой партнер MTV-Россия). А так все пресса, пресса, пресса. Плюс немного интернета. Впрочем, в сетевых проектах я всегда отвечал за тексты. Так что это «изменой» не считается).

Вот, что расскажет вам моя трудовая книжка: корреспондент газеты старшеклассников «Окно», заместитель редактора газеты «Окно», главный редактор студенческой газеты «Студень» (в «придумывании» которой я серьезно поучаствовал). Потом — корпоративная и общественно-политическая пресса: «Уральские вести», «Вести из нашего округа», «Наши драгоценности», «Деловая корреспонденция».

После переезда в Москву, начался период так называемой «молодежной прессы» — музыкальный редактор BRAVO, главный редактор «YES!-Звезды» — и многочисленный фриланс: «Известия», ОМ, OM Light, «RE:Акция», Billboard и др. И везде я, в основном писал про музыку. Точнее, про музыку и про людей, которые ее делают. Это приносит мне невероятное удовольствие: рассказывать про тех, кому мы обязаны хорошей, средней, прекрасной и даже плохой музыкой. Согласитесь, что люди, которые делают плохую музыку тоже, невероятно, интересны.

Сейчас я работаю редактором одного из старейших и самых уважаемых музыкальных порталов в рунете — Zvuki.RU.

Сегодня я расскажу вам про так называемые «малые жанры». Искренне надеюсь, что Вы понимаете, что означает «малые» — это те публикации, которые занимают относительно немного места на газетной или журнальной полосе. Есть эти малые жанры и в интернете. Более того, возможно, это самые выигрышные жанры, так как восприятие информации в сети сильно отличается от восприятия информации из книг, журналов и газет.

Классическая теория жанров периодической печати, разработке которой, в частности, посвящена книга Анатолия Тертычного «Жанры Периодической Печати» (позже я вам дам ссылку на он-лайн версию этой книги), не подразумевает выделения «малых жанров» в какой-то отдельный жанровый подвид. На мой взгляд, это не очень справедливо. Прежде всего, потому, что малые по объему жанры занимают очень важное место в современной журналистике — в реальном, практическом производстве, подготовке и выпуске газет и журналов. У малых жанров есть свои жанровые признаки и производственные характеристики. О них — признаках и характеристиках, а также особенностях малых жанров, мы, собственно, и поговорим.

Первый из малых жанров, о которых мне бы хотелось вам рассказать, называется Анонс. Наверняка, каждый из вас — читающих современную прессу, сетевые ресурсы и те, кто смотрит телевизор — сталкивался с этим жанром.

Уже упомянутый мной Анатолий Тертычный относит анонс к информационным жанрам. Он пишет: «Данный информационный жанр образуют заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и пр. Название «анонс» переводится с английского «announce» как «сообщение», «возвещение», «объявление». Без такого рода оперативных сообщений представить себе прессу трудно, поскольку именно они привлекают широкую публику на всевозможные мероприятия, прежде всего совершающиеся в культурной жизни общества (но, разумеется, и не только в этой сфере)». Поскольку, об информационных заметках вы уже должны кое-что знать, на этом термине я останавливаться не буду. Поясню лишь значение слова «превентивное». Превентивное, фактически значит «предупреждающее». Анонс — это заметка, предупреждающая нас о каком-либо событии, причем не только в области культуры.

Анонс может рассказывать о выходе нового альбома популярной рок-группы, предстоящем отборочном матче сборной России по футболу, может приглашать на пресс-конференцию эксперта или официального лица и так далее. Анонс — это всегда рассказ о том событии, которое вот-вот должно произойти. По сути — это текстовое воплощение тех афиш, которые вы в большом количестве можете наблюдать на специальных тумбах, биллбордах, рекламных растяжках и тому подобных носителях.

Естественно, что правила подготовки анонса в редакциях разных журналов могут быть свои. Они зависят от стилистики издания, от его периодичности, от объема, который издание отводит под анонсы и так далее, но, тем не менее, для грамотной подготовки и написания анонса есть несколько простых правил, которые должны соблюдаться всегда, независимо от концепции издания.

Итак, структура любого анонса включает в себя следующие тезисы или мини-сообщения:

1) Сообщение о точной дате, времени и месте проведения анонсируемого события. В данном случае дата — самое важное, потому что сообщение о времени и / или месте зависят уже от рода события, о котором вы хотите рассказать своему читателю. Если это выход нового альбома поп-звезды или выпуск книги известного писателя, то понятно, что ни время, ни места у данных событий нет. А вот если вы пишите о спектакле или концерте, то время начала события и место, где концерт или спектакль будут проходить, очень важны.

2) Краткое изложение сути события. Автор анонса должен дать читателю представление о том, что будет происходить в рамках данного события. Иногда этого действительно достаточно. Например, вы анонсируете пресс-конференцию артиста, который придет к вам рассказать про свой новый альбом или на прямую линию (он-лайн конференцию) с вашими читателями. Иногда в рамках изложения сути события необходимо оценить еще и его значимость с точки зрения вашего издания, которую вы выражаете. Это уже зависит от редакционной политики и от самого события. Если оно в некотором смысле утилитарно — допустим, это один и тот же спектакль, который идет в течение нескольких месяцев каждый уик-энд, — то писать про каждый из этих спектаклей, оценивая его как значимое событие, не стоит. Достаточно написать так про премьеру, а далее ограничиться просто кратким изложением сюжета, основной интриги или перечислением достоинств события. Если же это какая-то долгожданная театральная премьера или, скажем, первый концерт Мадонны в России, есть смысл уделить рассказу о событии чуть больше внимания и дать ему некоторую оценку. Правда, некоторые издания считают, что сам факт упоминания события на их страницах уже сигнализирует о его значимости, но, уверяю вас, они ошибаются: так значимость события может оценить только регулярный, крайне лояльный читатель данного издания, хорошо осведомленный о структуре и концепции вашего СМИ, а их всегда меньшинство.

3) Предположение об аудитории данного события. На самом деле, это так называемая «вольная» часть анонса. Вы можете включать это предположение в свой анонс, а можете — игнорировать. Иногда аудитория подразумевается по умолчанию. Например, если вы пишете анонс футбольного матча, понятно, что аудитория этого события — болельщики играющих команд. Если вы пишете анонс концерта Мадонны, аудитория — ее поклонники и т.п.

4) Способ попадания на событие. Опять же, данная содержательная часть анонса публикуется в зависимости от политики издания. Если ваш анонс адресован журналистам, вы пишите о том, как и у кого они могут на него аккредитоваться. Если анонс адресован поклонникам Мадонны, вы можете указать, где купить билеты на ее концерт, а так же, возможно, их стоимость. Иногда можно даже напечатать маршрут к месту, где будет проходить событие. Подчеркну, что информация о способе попадания на данное событие — часть анонса, которая публикуется в очень редких случаях. И, тем не менее, она может быть в анонсе.

Сегодня практически невозможно представить себе газету или журнал без публикаций в жанре анонса. Есть даже специализированные СМИ, в которых анонсы занимают центральное место. Например, журналы «Афиша», Time Out, «Ваш Досуг», «КоммерсантЪ Weekend», «Ведомости. Пятница» и так далее. В неспециализированных журналах анонсы могут публиковаться в специальных рубриках. И даже оформляться по-особому, как, например, в журнале YES! или журнале «YES!-Звезды», где анонсы оформлены в виде календарной сетки. Информационные агентства, имеющие свои пресс-центры, рассылают журналистам анонсы пресс-конференций, которые проходят в этих пресс-центрах. Специализированные, отраслевые издания публикуют анонсы выставок и конференций, которые устраиваются для представителей бизнеса или участников рынка.

Про Юнармию:  Зарубежная приключенческая литература и зарубежные приключения

Отдельного упоминания заслуживают анонсы в социальных сетях. Если у вас есть эккаунт «ВКонтакте» или на сайте Look At Me, то вы наверняка получали в свой адрес сообщения о предстоящих событиях — концертах, выставках, модных показах и так далее. Правда, социальные сети дают еще ряд дополнительных возможностей: например, вы можете обозначить свое участие в событии, кликнув на соответствующую ссылку. Или вы можете посмотреть дополнительные документы, имеющие отношение к событию. Например, официальный сайт мероприятия или его организаторов, официальный сайт артиста или интернет-портал, где можно заказать билеты на данное событие.

Все это я говорю для того, чтобы вы поняли — анонс сегодня один из самых широко используемых жанров современной журналистики. Поэтому, хороший журналист просто обязан уметь в нескольких строчках рассказать своим читателям о наиболее интересных и значимых событиях, учитывая все те жанровые особенности, о которых мы говорили выше.

Заметка как один из жанров публицистического стиля

Тексты, относящиеся к информационным жанрам публицистического стиля, в количественном отношении составляют основную часть информационного потока. В периодической печати, как и в средствах массовой информации в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности. Всесторонности, полноте этого мониторинга способствует жанровое разнообразие информационных сообщений, которое и становится предметом рассмотрения в данной части работы.

Заметка представляет собой минимальный газетный текст с развивающейся главной мыслью, предназначенный для оперативного сообщения. Это жанр, который обязательно основывается на реальных фактах и содержит новую, актуальную информацию.

Отличаясь небольшим объемом, заметка требует лаконичного, четкого изложения материала.

Экстралингвистическими стилеобразующими признаками данного жанра являются: наличие факта, новизна информации, социальная значимость сообщаемого, оперативность.

Факт — это единичное событие (явление), для которого характерны определенные время, место, конкретный предмет речи. Поэтому любая заметка отвечает на 3 вопроса: что? где? когда? При этом в тексте фиксируется единичность события.

На особенности коммуникативной ситуации, в которой автор реализует свое намерение, влияют экстралингвистические факторы:

· содержание сообщения является центральным компонентом коммуникативной ситуации;

· частая повторяемость ситуации обусловливает однотипность структуры заметки;

· автор выступает как официальное лицо;

· адресат мыслится предельно обобщенно;

· авторская оценка отсутствует.

Лингвистическими особенностями заметки является использование нейтральной лексики, наличие стандартных высокоинформативных элементов, имен собственных, числительных, специальных слов, терминологии; характерно использование предложений с однородными членами, с обособленными членами предложения.

На лексическом уровне для заметки характерна нейтральная, межстилевая лексика, а также терминологическая лексика, наличие которой обусловлено темой. Широкое употребление терминов оправдано функционально: они придают заметке нужную точность и ясность изложения. Кроме того, с использованием терминологии связан и определенный стилистический колорит — строгость и точность, выдержанность и лаконизм речи.

Например, в заметке о новом фильме «Антидурь» употреблены специальные слова: кино-процесс, психиатрический триллер, лирическая ретро-комедия и др. В заметке об Ивановском футбольном клубе — зона вылета, дивизион, премьер-лига, гол, пенальти, матч и др.

Как можно заметить, употребление слов-терминов диктует тема. При этом журналист должен разбираться в той области, о которой пишет, или досконально выявить значение тех слов, без которых невозможно раскрытие темы.

Официальность заметки создается словами официально-делового стиля, канцеляризмами: прибыть, отбыть, визит, пребывание, заявление и т.д.

Возможно, данный пласт лексики делает язык заметки сухим, но именно он способствует лаконичности и точности передачи информации.

Характерно для заметки употребление слов с публицистической окраской. В этом значении слова используются только в газете: давление, активность (людей), выдать (выдать на гора), голос (голос коммунистов), отец (отец космонавтики), братский и др.

Несмотря на оперативность и подчас жесткость информации, в заметке могут употребляться слова, придающие информации эмоциональность. В плане употребления эмоционально окрашенной лексики характерна строгая закрепленность слов за определенными контекстами, дифференциация лексики по качеству окраски — положительной или отрицательной (положительный — негативный, эффективный — бесперспективный).

Особенностью экспрессивной лексики является стандартизированный характер ее употребления. Например, слово «путь» в переносном значении чаще всего употребляется в таких словосочетаниях, как путь возникновения, путь преодоления, путь демократии, путь мира, путь войны.

Для выражения эмоциональной оценки служит просторечная и разговорная лексика (подстегнуть, неймется, взвинтить). Иногда подобные слова используются уже в заголовках заметок: «Автомобиль рванет, как пробка из бутылки»; в самих текстах: «26 декабря около 16 часов трое неизвестных молодчиков напялили на головы черные шапочки с черными прорезями для глаз и обманным путем вошли в квартиру».

Исследователи данного жанра выделяют группу эпитетов, имеющих закрепленный за этим жанром характер: горячий прием, впечатляющие события, бескрайние просторы и др.

Достаточно часто журналист, создавая текст в этом жанре, пользуется фразеологизмами. Заметка вообще включает в себя большое количество устойчивых оборотов, в том числе и фразеологию разных стилей. Как правило, фразеологизмы лишены экспрессивной окраски. К группе фразеологизмов и клише, наиболее часто используемых в этом жанре, относятся: работники ароматных плантаций, мастера цирка, путь мира, на подъеме, по поводу, полная победа, приступил к созданию, сообщить о случившемся и др. Для чего же используются фразеологизмы в заметке? Безусловно, для более емкого и при этом краткого выражения мысли автора.

Итак, заметка иногда может наполовину состоять из устойчивых оборотов, по отношению к ней невозможно говорить об индивидуальном стиле автора. Но это не исключает элемента творчества. Наряду с необходимостью владеть фразеологией, клише, существует возможность варьирования и комбинирования речевых форм.

Если понаблюдать за теми частями речи, которые преимущественно используются в заметках, то можно отметить преобладание именных частей речи, особенно существительных.

Достаточно распространены в заметках глаголы и глагольные формы. Среди существительных особенно употребительны имена собственные. Именно они усиливают достоверность факта, отвечая на вопросы: Кто? Где? Когда? Достаточно часто употребляются отглагольные существительные. Может быть и много числительных, выполняющих ту же функцию, что и имена собственные.

На синтаксическом уровне для заметки характерно использование вводных и вставных конструкций, имеющих назначение представить обстановку, обстоятельства действия; деепричастных и причастных оборотов, конструкций с отглагольными существительными. Чаще всего в заметке можно обнаружить сложные предложения, что подчеркивает стремление вместить значительный объем информации в небольшую по объему форму, но синтаксический строй обязательно прозрачен, ясен. Этому помогает использование однотипных структур.

Иногда авторы заметок вводят в текст предложения составные именные сказуемые. Но типичным является наличие простого глагольного сказуемого, выраженного глаголами с разными значениями: протекания действия, состояния, времени.

Заметка чаще всего представляет собой текст-повествование — или в чистом виде, или с элементами описания. Микротексты-описания могут быть введены в заметку с целью более подробного раскрытия события или факта. Но данный тип речи не является, ни ключевым, ни обязательным для заметки. Кроме того, введение описания разрушает ритмичность, свойственную этому жанру.

Таковы основные особенности жанра заметки, очень распространенного на страницах газет, отличающегося достаточно однотипным речевым воплощением. Для формирования профессиональных навыков работа над этим жанром очень важна: лаконизм и сжатость в выражении мыслей удается далеко не всем и не сразу.

Та или иная конкретная заметка может быть рассмотрена как результат взаимодействия различных жанрообразующих факторов. Иначе говоря, она может отображать самые разные аспекты реальности (разные предметы), быть результатом реализации вполне определенных целей ее автора, иметь свой тип информационного содержания, что очень часто связано с типом издания, в котором она опубликована. Поэтому то, что в общем плане называется заметкой, при более близком, конкретном рассмотрении может быть отнесено к вполне самостоятельному виду публикации (разумеется, в пределах общих характеристик заметки). Таким образом, существуют разные виды заметок, которые могут быть названы ее жанровыми видами.

Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто появляющиеся на страницах современной периодической печати.

Событийная заметка. Заметки данного типа составляют основной поток информационных публикаций в периодической печати. Основным содержанием таких заметок является фактологическое описание. Выделение их в самостоятельный жанровый вид возможно на основе своеобразия предмета отображения. В качестве такового в событийной заметке обычно выступают разнообразные события, а также положение дел в той или иной сфере деятельности.

Примером данного вида публикации может послужить заметка «В Костроме посадили насильника-педофила» (газета «Северная правда» №18, 2007 г.). (Приложенте№1)

Информационное содержание данной заметки — сообщение о двух «точечных» событиях одного ряда: преступление и решение суда. Эти сообщения носят чисто фактологический характер.

Существует и другой вид содержания событийной заметки. Рассмотрим его на примере информации «Чем помочь молодой семье?» (газета «Северная правда» №18, 2007г.). (Приложение №2)

Событийные заметки данного типа (похожие на приведенную выше) обычно представляют собой так называемую итоговую, комплексную информацию, состоящую из количественных и качественных обобщений, из таких сведений, которые могут быть охарактеризованы как «факт», как «оценка», как «норма», как «предписание». Иначе говоря, это информация, характеризующая предмет — состояние дел в какой отрасли производства, каком-то учреждении, какой-то сфере деятельности в самых разных аспектах. Причем информация может давать представление как о чем-то уже свершившемся, так и о совершающихся событиях, действиях, процессах, возникающих ситуациях, феноменах.

В данной заметке «Чем помочь молодой семье?» автор — Алла Новикова подводит двухгодичные итоги реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Новикова информирует читателей о состоянии дел на сегодняшний день в сфере обеспечения жильем молодых семей. В своем материале журналист приводит конкретные цифры и факты по реализации подпрограммы, с помощью которых потребитель информации сможет самостоятельно дать оценку происходящему.

Существует еще один вид — мини-обозрение. Такой тип материала представляет собой фактологическую заметку. Возможность отнесения информационных публикаций к самостоятельному жанровому виду заметки «мини-обозрение» заключается в своеобразии предмета отображения. А именно: таким предметом в подобных случаях выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность. Причем совокупность эта определяется самим автором мини-обозрения. Рамками этой совокупности может выступать, например, определенный временной период, в течение которого произошли наиболее примечательные, с точки зрения автора, события. Но он может объединить некие явления на другой основе, например, по их сходству, то есть по теме.

Про Юнармию:  Тест. 8 класс. Словосочетание.тест по русскому языку (8 класс) по теме

Примером мини-обозрения может служить публикация «Два колеса опасней, чем четыре» из областной газеты «Северная правда» (№ 46, август 2007 года). (Приложение №3)

Автор мини-обозрения не ставит перед собой цель досконально изучить и выявить взаимосвязи, существующие между собранными им для освещения в публикации явлениями. Он не пытается в таких публикациях, опираясь на взаимосвязь освещаемых фактов, определить какую-то порождающую их закономерность. Главная его цель — сообщить о существовании схожих явлений или известить о случившихся за определенный промежуток времени событиях.

В областной газете «Северная правда» за 2007 год издания отсутствуют заметки-анонсы.

Следующий вид заметки — аннотация. Слово «аннотация» с английского языка переводится как «примечать». Этот вид относится к разряду информационных текстов, предметом отображения в котором выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление (прежде всего это книга, статьи). Цель публикации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы кратко описать его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена (его названии, авторе или авторах, издателе или постановщике, теме, содержании, времени появления, цели создания). Аннотация является одним из основных жанров специализированных периодических изданий, но достаточно часто публикации этого жанра появляются и в периодических изданиях иного плана.

На страницах газеты «Северная правда» за 2007 год издания отсутствует подобный вид заметки.

Иногда аннотацию называют мини-рецензией. С этим согласится нельзя, поскольку у любой рецензии, в том числе и у мини, иная цель, нежели у аннотации.

Мини-рецензия — это краткая оценка какого-то культурного события (спектакля, выставки, фильма). Отличие мини-рецензии от рецензии в том, что ее автор не ставит своей целью проанализировать художественное значение состоявшегося события. Он просто сообщает читателям о своем мнении, выполняя, таким образом, информационную функцию.

В газете «Северная правда» данный вид заметки встречается редко. Примером мини-рецензии может служить материал «Антидурь» (газета «Северная правда» №102, 2007 г.), в котором автор выражает свое мнение о фильме «Антидурь». (Приложение №4)

Любитель кино примет во внимание эту рецензию. Но это не значит, что он будет считать ее достаточным основанием для того, чтобы не смотреть данный фильм. Читатель видит, что в заметке выражены лишь эмоции журналиста, увидевшего фильм. Аргументов в подтверждение своего мнения автор не излагает. Выражать мнение — это не является задачей информационного материала.

На страницах современных газет и журналов, особенно предназначенных для семейного чтения, можно часто встретить такой тип заметок, который можно назвать заметками-советами или мини-советами. Обычно эти советы касаются здоровья, ведения домашнего хозяйства, самоанализа и т.п

Мини-советы относятся к публикациям информационного жанра постольку, поскольку они служат целям оповещения аудитории о возможном порядке действий, приводящих к желаемой цели, но отнюдь не претендуют на анализ, на развернутое обоснование, на серьезное аргументирование правильности излагаемого совета. В исследуемой газете «Северная правда» заметки подобного типа встречаются в рубрике «Полезная страница». Например, мини-советы «Как переносить жару». (Приложение №5)

Доверие к подобного рода текстам обеспечивается лишь авторитетом тех лиц, которые их дают. Анализ печатных изданий показывает, что авторами публикаций в жанре мини-совета чаще всего выступают специалисты из разных сфер деятельности. Как, например, в приведенной выше заметке, советы дает врач. Именно он владеет наиболее ценной информацией. Хотя нередко советы публикуются без какого бы то ни было указания на степень компетентности. Прежде всего так происходит тогда, когда советы, которые публикуются изданием, носят бытовой характер. Это могут быть рекомендации читателей, присланные в редакцию. Авторы советов, которые могут повлечь более-менее серьезные последствия для читателя, решившего их применить, как правило, представляются с указанием профессионального статуса «советчика».

Как написать заметку

Ниже дам советы о том, как написать заметку. Начать стоит с . В нем может быть от одного до восьми слов. Часто встречается по типу вопроса. Например, «Почему Савельев развелся». Причем в названиях никогда не ставится вопросительный знак на конце.

Вы не спрашиваете у читателя!

Да и он сам не хочет, чтобы у него что-то спрашивали. Если человек взялся за вашу заметку, то скорее всего он ищет ответы на свои вопросы. Поэтому вопросительный знак здесь будет не уместен.

Иногда авторы дополнительно могут использовать и подзаголовок. Он более широко освещает тему.

Например, в первом заголовке вы указали узкое направление — «». Тогда в подзаголовке можно указать, о чем именно из современной культуры пойдет речь. О каком-то событии, деятеле или о новой картине.

обращайте большое внимание. Он информирует более торопливых читателей, которые может не будут целиком читать вашу заметку. Они смотрят только по первому абзацу и понимают, интересно им это или нет.

Здесь давайте конкретные ответы на вопросы: что, где и когда произошло. Это будет своего рода введением.

заметки должен отвечать на вопросы: что, кто, где, когда. В новостных заметках не отвечают на вопросы: как, почему, отчего и так далее.

Здесь мы не расширяем внимание читателя. Мы должны просто кратко донести информацию до человека, который куда-то спешит. Ведь ему нет дела до больших статей.

Если, читая ваш текст можно понять, какая его часть каким блоком заметки является, то данная работа удалась.

Давайте рассмотрим основные виды заметки:

Система жанров или виды журналистики

Каждый из видов имеет свои определенные жанры. Ниже мы их рассмотрим.

Информационные жанры журналистики

В информационных жанрах журналистики мы даем только информацию. Мы не делаем оценок и не стараемся как-то осмыслить данное событие. Мы просто о нем рассказываем.

Аналитические жанры журналистики

В аналитических жанрах журналистики автор может проявить себя. Он старается дать оценку тем или иным событиям, с чем-то их сравнить и сделать определенные выводы.

Художественно-публицистические жанры журналистики

В художественно-публицистических жанрах журналистики тексты отличаются тем, что в них есть больше средств выразительности. Мы уже не стремимся только дать информацию. Мы можем облечь ее в какую-то красивую форму:

Как написать анонс статьи

Есть несколько способов, как можно заинтересовать читателя с помощью анонса. Например, провокация. Мы заставим пользователя открыть страницу под предлогом того, что он может упустить какую-то выгоду для себя, или же лишиться чего-то, не прочитав статью.

Заголовок: Как впустую слить рекламный бюджет.

Анонс: Многие владельцы бизнеса предпочитают самостоятельно заниматься рекламой, пытаясь на ходу влиться в незнакомое для себя направление. И большая их часть впустую сольет бюджет, каким бы крупным он ни был, даже не поняв в чем именно дело. Есть 5 самых типичных ошибок, которые совершают неопытные рекламщики, тратя при этом огромные деньги. Уверены ли вы, что не относитесь к их числу? Тогда прочтите статью и проверьте себя!

Еще один способ заинтересовать читателя с помощью анонса — это дать ему то, что он ищет. Если в первом случае мы могли привлечь даже случайно зашедших на блог пользователей, то во втором мы будем работать с конкретной целевой аудиторией.

Заголовок: Как максимально быстро раскрутить канал на Youtube.

Анонс: Иван Иванов, автор одного из самых прибыльных YouTube-блогов, эксперт по созданию и развитию YouTube каналов делится своим опытом.

Один из успешных способов привлечения внимания — мнение эксперта. Берем конкретную тематику для конкретной ЦА — людей, кто хочет развить свой канал на ютубе. Интригуем их вовлекающим заголовком:  “Как максимально быстро раскрутить канал на Youtube”, после чего удерживаем их внимание, выставляя козырь — экспертное мнение. Многие начинающие ютуб-блогеры не имеют толкового плана развития своих каналов, а потому с удовольствием обратятся за помощью к специалисту. И с тем же удовольствием, подарят вам желаемый трафик.

Заключение

Привлечение внимания читателей в сумме состоит из трех составляющих:

Уделив и тщательно проработав все эти моменты, вы сможете заинтересовать максимальное количество людей.

Зачем нужен анонс статьи

Как правило, в качестве анонса многие авторы и блогеры используют первые 2-3 строчки своих статей. И чаще всего это не более, чем обычная вода. Так называемое «введение» в суть статьи включает в себя пространные рассуждения,  мнение автора и другой, ненужный текст. Лишь к концу оно формирует у читателя мнение относительно статьи.

В анонсе представлены жанровые виды заметки

Анонс — начало тела статьи. Выглядит довольно длинно, растянуто, водянисто, не вызывает никакого интереса прочитать материал до конца.

Анонс — это чистый концентрат вашей статьи, в котором, тем не менее, так и не даются конкретные ответы на заданные вопросы и боли. Иначе никто бы не стал читать материал до конца. Вовлекающий анонс должен составить лишь первоначальное впечатление о вашей статье, и о том, что она будет интересна для читателя.

В анонсе представлены жанровые виды заметки

Вот вполне удачный пример анонса. Кратко, емко —  понятно, что именно увидишь в теле статьи.

Очень важно писать анонс отдельно от статьи. Это вполне самостоятельная часть текста, которая выполняет конкретную цель — быть лидом, который мотивирует перейти на целевую страницу и прочитать материал целиком. На самом деле, это не менее важная часть текста, чем тот же заголовок. Стоит детально продумать, как именно будет выглядеть анонс, чтобы он был максимально вовлекающим и цепляющим.

Оцените статью
ЮнАрмия