1 Предписьменные формы
Предписьменный
(дописьменный) способ передачи информации,
строго говоря, не является письмом, т.к.
здесь используются не знаковые системы,
а прямые изображения объектов: глиняные
фигурки домашних животных, палочки с
зарубками для ведения торгового обмена
в Междуречье, доисторические наскальные
рисунки людей и животных и пр. Чтобы
«прочесть» подобные послания, не нужно
было знать язык, к тому же многие из них
были уникальными, приуроченными к
какому-то конкретному событию и допускали
множественное толкование (вспомним
историю о скифских дарах персидскому
царю Дарию).
К
предписьменным формам обычно относят
предметное
письмо:
например, цветное ракушечное письмо
ирокезов вампум;
письмо инков
кипу,
в котором применялись разноцветные
шнурки: узелки на шнурках показывали
количество, а цвет – предмет7;
пиктографию,
где
изображение-картинка (рисунок, пиктограмма)
может соотносится как со словом, так и
с предложением и даже целым текстом
(Рис. 5):
Рис.
5 Пиктография
индейцев дакота.
Пиктография
используется и в наши дни, т. к. пиктограммы
не связаны с конкретными языками и всем
понятны: спортивная символика, дорожные
знаки, смайлики (Рис.
6):
Рис.
6 Современные
спортивные пиктограммы
2 Собственно начертательное письмо
Идеографическое
(логографическое) письмо. Идеограмма
(логогограмма) соотносится с понятием
или словом. В идеографических системах
передается синтаксис предложения, но
не грамматические формы слов и их
звучание. В отличие от пиктограммы,
которая индивидуальна, логограмма носит
общепринятый, устоявшийся характер.
Наиболее
древней из идеографических систем
считается возникшая около 5 тысяч лет
назад клинопись8
шумеров,
живших в Междуречье (территория
современного Ирака). Если вначале они
использовали около 2000 знаков и писали
столбиками, то потом число знаков
сократилось до 200-300, а тексты стали
записывать в строчку слева направо.
Существует гипотеза о том, что все
письменные системы (кроме письменности
майя) происходят из шумерского письма.
Недаром шумерский язык называли латынью
Древнего Востока. Достоверно известно,
что от шумерской клинописи произошли
древнеперсидское и аккадское слоговое
письмо.
Приблизительно
в то же время, что и клинопись, возникла
китайская
иероглифика,
которая используется в современном
Китае и в настоящее время9.
Китайское письмо насчитывает более 50
тысяч иероглифов, но в обыденной жизни
достаточно знать несколько тысяч.
Искусство каллиграфии ценится в Китае
очень высоко и это неудивительно:
иероглифы состоят из 26 различных мазков,
которые наносятся в строго определенной
последовательности. Легенда гласит,
что знаменитый каллиграф Ван Хижи
потратил 15 лет на совершенствование
написания одного иероглифа, состоящего
из пяти мазков.
Наряду
с обычными идеограммами в китайском
письме существуют фонетические знаки
(ключи или
фонетические детерминативы),
которые вписываются в сам иероглиф и
указывают не только на значение морфемы,
но и на произношение.
Слоговое
письмо.
Единицы данного вида письма – силлабограммы
– соответствуют слогу). Кроме древних
систем (древнеперсидской
и аккадской),
существовавших во II
— I
тысячелетиях до нашей эры, к слоговому
письму можно отнести современное
индийское
деванагари
и японские
катакана и хирагана.
Японская
иероглифика происходит от китайской,
но китайскими иероглифами здесь
обозначаются корни, аффиксы передаются
японскими иероглифами. Таким образом,
японцы приспособили китайское письмо
к своему языку, который сильно отличается
от китайского корневого языка обилием
словоизменения.
Еще
один любопытный пример слогового письма
— письмо
индейцев кри,
в котором гласная в слоге указывается
направлением знака (Рис.
7):
Рис.
7 Слоговое
письмо индейцев кри
Слоговое
письмо, несомненно, обладает преимуществом
перед идеографическим письмом: нет
необходимости запоминать огромное
количество графических знаков, т. к. в
любом языке слогов значительно меньше,
чем слов. Однако данный вид письма
подходит не всем языкам, например,
силлабограммы трудно использовать там,
где есть большие скопления согласных.
Звуко-буквенное
(фонографическое) письмо. Эта
разновидность письма принципиально
отличается от идеографии или силлабографии.
Буква здесь передает звук, а комбинации
букв – слова. Звуко-буквенное письмо
считается самым быстрым и эффективным:
для передачи любой информации русскому
языку достаточно 33 буквы, английскому
– 26. Гораздо сложнее выучить 800 клинописных
знаков или 5000 китайских иероглифов.
Выделяют
две разновидности фонографического
письма – консонантное
и алфавитное.
Первыми
фонографическими системами были
консонантные западносемитские
письменности (например, финикийская с
XII
– X
веков до нэ). В консонантном
письме
обозначается
сочетание «согласный + любой гласный
или нуль гласного», иначе говоря, основной
графический знак передает согласный,
а дополнительный надстрочный или
подстрочный знак (диакритический значок)
— гласную. Этот тип письма подходит к
семитским языкам, в которых наблюдается
явление консонантизма:
корень слова состоит из согласных, а
гласные – непостоянные элементы с
грамматическим (лексико-грамматическим)
значением. В настоящее время этот тип
письма сохранился в современном еврейском
и арабском языках. Арабское письмо
существует с IV
века нашей эры: из 28 его согласных 22
имеют разновидности в зависимости от
позиции в слове (Рис.
8):
Рис.
8 Позиционные
изменения в написании арабских букв
В
некоторых случаях консонантное письмо
подверлось полной фонематизации и
превратилось в фонематическое
или алфавитное10.
Так, греческое письмо (существует c
VIII
в. до н.э.) заимствовало буквы финикийского,
добавив ряд собственных для передачи
звуков, которых не было в финикийском
языке. При этом часть графических знаков
стала использоваться для обозначения
гласных, и текст стал записываться
пофонемно, т. е. каждая буква изображала
либо гласный, либо согласный. Греки
также стали писать слева направо и ввели
интервалы между словами и пунктуацию
(Рис. 9):
Рис.
9 Становление
греческого и латинского алфавитов
Кроме
греческого и латинского письма к
алфавитному письму
относятся
рунические надписи древних германцев11,
а также славянское письмо — глаголица
и созданная на ее основе кириллица.
Буквы
Кириллицы основаны на византийском
унциальном письме IX
века – времени жизни святого Кирилла.
Кириллицей пользуются православные
славянские народы: русские, украинцы,
белорусы, сербы и болгары.
1См. работы Э. Рош
и Б. Берлин 70-х гг. прошлого века.
2См. труды Ч.
Филлмора, Р. Шенка и Р. Абельсона 70 –
80-х гг. XX
в.
3См. работы Дж.
Лакоффа и М. Джонсона начиная с 80-х гг.
XX
в.
4Для явлений,
встречающихся в большинстве языков,
часто используется другой термин
— фреквенталии.
5Закон назван в
честь двух лингвистов, открывших его
в 19 веке: датчанина Р. Раска (1787 – 1832)
и немца Я. Грима (1785 – 1863).
6Кириллица, как и
латиница – разновидности звуко-буквенного
письма.
7Так, бурый цвет
означал картофель, желтый – золото,
красный – воина.
8Шумеры писали
тростиковыми и костяными палочками на
табличках из сырой глины. Под нажимом
след получался глубже, а там, где стиль
вынимали, — тоньше. Готовый документ
сушили на солнце или обжигали, недописанный
– хранили в мокрой тряпке.
9Китайцы считают
создателем иероглифов Канн Джи –
чиновника, жившего при легендарном
Желтом Императоре более 4 тысяч лет
назад. По преданию, Канн Джи придумал
первые знаки, изучая следы животных и
птиц на песке.
10Хотя к алфавитному
чаще всего относят письмо, в котором
согласные и гласные получили графическое
«равноправие» (ср. с консонантным),
первые алфавиты как упорядоченная
последовательность письменных знаков
возникли в консонантных системах
(алфавит жителей Угарита на побережье
современной Сирии, финикийский алфавит).
11Рунами писали
германские и скандинавские племена в
период с 200 г. до н.э. до 1200 г. н.э. Все руны
построены на острых углах, т. к. знаки
вырезались на дереве, камнях, кости.
Позднее было найдено неожиданное
сходство рунического письма с памятниками
письменности на территории Монголии,
в долине Енисея, с древневенгерским
руническим письмом.
Соседние файлы в папке Языкознание 1 курс Folder
- #
- #
- #
- #
- #
Традиционный
механизм социализации (стихийной)
представляет собой усвоение человеком
норм, эталонов поведения, взглядов,
стереотипов, которые характерны для
его семьи и ближайшего окружения
(соседского, приятельского и др.). Это
усвоение происходит, как правило, на
неосознанном уровне с помощью запечатления,
некритического восприятия господствующих
стереотипов. Эффективность традиционного
механизма весьма рельефно проявляется
тогда, когда человек знает, `как надо`,
`что надо`, но это его знание противоречит
традициям ближайшего окружения. В таком
случае оказывается прав французский
мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который
писал: `:Мы можем сколько угодно твердить
свое, а обычай и общепринятые житейские
правила тащат нас за собой`. Кроме того,
эффективность традиционного механизма
проявляется в том, что те или иные
элементы социального опыта, усвоенные,
например, в детстве, но впоследствии
невостребованные или блокированные в
силу изменившихся условий жизни (например,
переезд из села в большой город), могут
`всплыть` в поведении человека при
очередном изменении жизненных условий
или на последующих возрастных этапах.
Устный
(дописьменный) этап эволюции средств
массовой коммуникации. Как
уже ясно из названия, системообразующее
средство коммуникацииданного этапа
– устная
речь.
Для того чтобы передать информацию,
существует очень много способов,
кажущихся нам сейчас, мягко говоря,
необычными. Это ритуальный танец,
магический обряд, песня, миф, магические
заклинания. Дляустного
типа личности
характерно преобладание тактильного
и слухового восприятия окружающего
мира.
Устная культура
отличается устойчивостью, традиционностью.
Ее характерные признаки – это
эмоциональность, чувственность, живость
восприятия, взаимопроникновение и
слияние слова и дела («имплозия»);
одновременность действий и реакций;
метафоричность стиля мышления,
мифофольклорность и магическое
мироощущение; коллективизм; отождествление
и единство идеальных и материальных
начал в восприятии окружающего мира.
На
устном этапе социально-экономической
системы присутствует
разделение труда на охотничество,
собирательство, земледелие и рыболовство.
Хозяйственный обмен имеет натуральный
характер, «деньги» для бесписьменного
человека такой же товар, как и многие
другие, с помощью которого можно
удовлетворять различные потребности.
Форма
организации общественного
устройства –
деревня, в которой важное значение имело
социальное и родовое единение. Естественно,
существовала строгая иерархия
родоплеменных отношений. Передача
информации в основном осуществлялась
с помощью устной речи, языка магии,
наблюдаются первые попытки кодирования
информации.
Письменный
этап развития средств массовой
коммуникации. Системообразующее
средство коммуникации данного
этапа эволюции – алфавит. Язык, рукописные
тексты, символы, определившие начало
развития цивилизации, служили основными
средствами передачи информации
«рукописного типа человека». Здесь уже
преобладает тактильное и зрительное
восприятие окружающего мира.
Происходит
смещение акцента
со слухового восприятия на визуальное
постижение мира. Мы видим, что увеличивается
значение зрения и символов; нарушается
единство мифологической цельности
мышления – происходит раскол между
словом и делом. Мировосприятие отличается
религиозностью, индивудуализмом.
Развитие
науки и искусства письменного
общества характеризуется формированием
и развитием философии, науки, драматической
поэзии, живописи, архитектуры. Появляется
число, благодаря которому возникает
счет и арифметика.
Социально-экономическая
система представляет
собой феодально-поместную структуру
общества. Экономические связи носили
характер натурально-денежного обмена.
В
общественно-политическом
устройстве прослеживается
смена общественных форм организации и
социального управления: деревня,
город-государство, империя. Технические
изобретения способствовали строительству
дорог и освоению морского пространства.
Социальное
управление общественными отношениями
осуществлялось в соответствии с
религиозными предписаниями, а также
классовой иерархией и сводом законов,
направленных на защиту интересов богатых
слоев населения. Основной способ передачи
информации в процессе социального
управления, наряду с устной речью –
рукописные визуальные коды и символы,
естественные языки.
История возникновения и развития языка,
существование разнообразных языков,
обладающих как общими, так и специфическими
чертами – все это свидетельствует о
том, что языковая способность есть
закономерный результат эволюции человека
и человеческого общества. В свою очередь,
естественным продолжением языковой
способности является возникновение
письма и письменности. Действительно,
рано или поздно человечество должно
было столкнуться с необходимостью найти
более надежный способ передачи информации,
чем устное сообщение. В этом смысле
письмо обладает определенными
преимуществами, т. к. позволяет хранить
и передавать знания на любые расстояния
и практически без ограничений во времени.
И хотя в ходе непосредственного устного
общения мы можем влиять на собеседника
не только словом, но и голосом, интонацией,
мимикой, жестами и пр., письменная речь
дает нам возможность тщательно обдумать
наши мысли, подобрать нужные слова и
достичь необходимого эффекта.
Письмо
– система начертательных знаков,
используемых для фиксации устной речи.
Письменность – совокупность рукописных
и печатных произведений, выполненных
при помощи письма.
О важности письма и письменных текстов
для человеческой цивилизации говорят,
например, такие факты: древние греки
построили свою первую научную картину
мира на основе еще более древних
вавилонских текстов; многие из известных
нам библейских истин (за добро воздастся
добром, роющий яму другому сам в нее
попадет и др.) были заимствованы из
шумерских клинописных текстов.
Если
бы письмо изобрел конкретный человек,
к тому же в наши дни, он, вероятно, мог
бы рассчитывать на нобелевскую премию.
Но письмо не было придумано одним
человеком или одним народом: оно возникало
и развивалось параллельно в различных
культурах (Рис. 4).
Несмотря
на многообразие письменных систем,
существуют общие
тенденции их
развития:
во-первых,
собственно начертательному письму
(см. Рис. 4)
предшествовали предписьменные
формы (предметное
и пиктографическое
письмо);во-вторых,
дописьменные формы превращались в
собственно письменные тогда, когда
изображение становилось знаком,
а само письмо – знаковой
системой: за
формой закрепляется устойчивое значение;
сама форма упрощается и все меньше
становится похожей на соответствующий
объект (т. е. знак движется от иконичности
к символизму); передаются не только
прямые, но и переносные, не только
конкретные, но и абстрактные значения;
начертание может передавать не только
значение, но частично или полностью
звучание слова, а вся совокупность
графических знаков образует систему,
которая вопроизводит связную речь;в-третьих,
общая эволюция письма говорит о том,
что в целом человечество двигалось по
принципу «уменьшения объема знака»: в
самых ранних системах графические
знаки передавали слова (понятия)
(идеографическое или логографическое
письмо), далее знаки стали передавать
слоги (слоговое
письмо), потом – отдельные звуки
(звуко-буквенное
письмо);в-четвертых,
общее развитие письма от идеографии и
звуко-буквенному письму не означает,
что каждая культура последовательно
проходила эти стадии. Хотя большинство
современных систем (кириллица, латиница,
арабское, грузинское, индийское письмо
и пр.) в конечном итоге возникли на
основе финикийского слогового письма,
которое в свою очередь произошло из
древнеегипетской идеографии, тем не
менее, в каждой культуре носители того
или иного языка отдают предпочтение
одному из видов письма. Например,
славянские народы (кириллица1)
никогда не использовали слоговое или
логографическое письмо, в то же время
китайцы, кажется, не собираются
отказываться от древнейшей формы письма
– иероглифики (разновидности идеографии).
Это связано, в первую очередь, со
структурой самих языков: вспомним,
китайский относится к корневому типу,
для которого иероглифы являются удобным
графическим знаком.
Предписьменный (дописьменный) способ
передачи информации, строго говоря, не
является письмом, т.к. здесь используются
не знаковые системы, а прямые изображения
объектов: глиняные фигурки домашних
животных, палочки с зарубками для ведения
торгового обмена в Междуречье,
доисторические наскальные рисунки
людей и животных и пр. Чтобы «прочесть»
подобные послания, не нужно было знать
язык, к тому же многие из них были
уникальными, приуроченными к какому-то
конкретному событию и допускали
множественное толкование (вспомним
историю о скифских дарах персидскому
царю Дарию).
К предписьменным формам обычно относят
предметное письмо: например,
цветное ракушечное письмо ирокезоввампум; письмо инковкипу, в
котором применялись разноцветные
шнурки: узелки на шнурках показывали
количество, а цвет – предмет2;пиктографию, где изображение-картинка
(рисунок, пиктограмма) может соотносится
как со словом, так и с предложением и
даже целым текстом (Рис. 5):
Пиктография используется и в наши дни,
т. к. пиктограммы не связаны с конкретными
языками и всем понятны: спортивная
символика, дорожные знаки, смайлики
(Рис. 6):
Соседние файлы в папке Yazykoznanie_1
- #
- #
- #
- #
Дописьменная, письменная, экранная культура
Как правило, каждому этапу исторического развития соответствуют новые принципы знаковой фиксации реальности. Архаическое общество было бесписьменным, единственной формой коммуникации в нем была устная коммуникация. Устная коммуникация была тесно связана с традиционным типом передачи информации. Здесь информация была аккумулирована в человеческом опыте и представала в неотчужденном в знаковую форму вербальном варианте и, естественно, ориентировалась на воспроизводство. Новая информация оказывалась здесь невозможной как способная уничтожить, затереть, хаотизировать предшествующий информационный комплекс.
Коммуникация в дописьменном обществе выполняла целый ряд социальных функций, обеспечивая общность смыслового и ценностного поля, осуществляя социальную и культурную идентификацию, укрепляя общественные связи и культурные приоритеты. Здесь обширные мифопоэтические комплексы, хранящиеся в коллективной памяти, выступали как наиболее эффективное средство сохранения информации и борьбы с ее рассеиванием. В условиях минимальной изменяемости социально-экономических отношений подобная инертность информационной среды полностью отвечала задачам сохранения общественной системы. Естественно, эта система стремилась к самовоспроизводству, стабильности, неизменности, так как информация, заключенная в ней, являлась гарантом выживания первичного коллектива. Традиция здесь, безусловно, преобладала над новаторством, хотя и не исключала его полностью, а неактуальная или деструктивная информация после тщательного ее отбора предавалась «суду истории» и переосмысливалась. В качестве критериев адекватности действий выступала их многократная повторяемость. При этом ведущими принципами организации информации становятся повторы, неявное цитирование, варьирование, создающие эффект замедления, торможения, остановки времени, необходимой для активизации восприятия и выделения основного содержания и идеи. Как известно, этот информационный парадокс исследовал в свое время Ю. Лотман, доказавший, что в канонических культурах простое воспроизведение текста приводит к активизации сознания и формированию нового информационного поля. И в этом смысле архаический человек не знал действия, которое не было бы произведено и пережито ранее кем-то другим, а его жизнь выступала как непрерывное повторение действий, открытых другими.
Сакральная информация служила в архаическом обществе своеобразным сводом примеров нравственного поведения, удерживая социум от мутаций не только поведенческих, но и ценностных, мировоззренческих. Основной задачей текста в подобных условиях являлась не столько генерация новых смыслов, сколько налаживание механизмов культурной памяти.
Появление письменности, как правило, соответствует появлению цивилизации как социального устройства, обладающего сложной социальной иерархией, обширными дифференцированными знаниями, развитыми законами и пришедшего на смену дикости и варварству. Можно утверждать, что потребности цивилизации практически неизбежно вызывают появление письменности. Как отмечает Ю. Лотман, представить развитую цивилизацию в качестве бесписьменной, не обладающей знаковой системой для фиксации жизненно важной и достаточно объемной и дифференцированной информации, с позиции современного исторического знания невероятно сложно. Но это не исключает и существования цивилизаций с иными способами фиксации знаний, бесписьменных.
Письменная цивилизация, пришедшая с изобретением в Греции около VII в. до н. э. алфавита, стала основываться на принципиально иных, нежели дописьменная архаическая эпоха основаниях. Эти различия касаются и словаря (абстрактные — конкретные понятия, однокоренные — многокоренные слова) и синтаксиса (простые — сложные предложения). Отделение самой информации от производящего ее субъекта привело к формированию абстрактного мышления, появлению философии и науки. Рациональность стала определяющим понятием для античной и в еще большей степени европейской цивилизации Нового времени, демонстрирующей отказ от традиционализма.
Письменный метод организации информации обусловил аксиологическое доминирование в культуре именно тех текстов, которые воплощали в себе принципы рациональности, детерминизма и линейности и основывались на оригинальности, новационности и сложности. Научный текст стал выступать безусловно приоритетным по отношению к религиозному и относительно приоритетным по отношению к художественному. В это время была окончательно осознана ценность личности и утвердилось значение авторства, где автор начинает доминировать над читателем, не позволяя ему вторгаться в текст, исправлять, добавлять, искажать его, допуская при этом лишь его пассивное восприятие. Это перераспределение функций автора и потребителя, который воспринимает информацию исключительно умозрительно, никак не проявляя собственной активности, ярко иллюстрирует широко известный пример об удивлении св. Августина от чтения монахов, которые читали не вслух, а лишь шевеля губами. Значение бесписьменной культуры в это время существенно снизилось, народное стало восприниматься как простонародное, а специализированное знание доминировать над знанием традиционным, бытовым, повседневным.
Современную культуру часто называют «экранной культурой», сменившей устную и письменную культуру. Новый этап развития цивилизации, становящейся «цивилизацией видения», «цивилизацией экрана», связан с новейшими открытиями в области коммуникационных технологий, которые самым непосредственным образом отражаются и на характере воспроизводства культуры, методах ее трансляции. Провозвестником этого «революционного опыта» в практике тиражирования становится эстетическое и теоретическое равенство первого и n-ного отпечатка, ставшее возможным в эпоху НТР и проявившее себя в таких видах искусства, как фотография, кинематограф, фонозапись, где тираж начинает обозначать если не высокое художественное качество, то признание и популярность. В 1894 г. был показан первый кинофильм, в 20-х гг. появляются первые системы радиовещания, в 30-х гг. — телевидения, необычайно распространившиеся после Второй мировой войны. Однако базисом новой цивилизации, обусловившим стремительное изменение ее облика, стало изобретение микропроцессора, когда в 1971 г. корпорацией «Интел» была произведена первая партия нового поколения интегральных схем. С этого момента микропроцессоров выпущено уже 15 млрд. Если первый процессор «4004» имел 2300 транзисторов и 0,06 млн инс. в сек, то Pentium Pro — 5,5 млн транзисторов и 300 млн инс. в сек., а Pentium Pro mx — 8 млн транзисторов и 500 млн инс. в сек1. В 2011 г. «Интел» планирует выпуск процессора «1286» с 1 млрд транзисторов и 100 000 млн инс. в сек., однако научно-технический процесс развивается столь стремительно, что может внести коррективы даже в столь перспективные замыслы. Экран сменил книгу в том сысле, что наиболее эффективным способом передачи информации стали те, что связаны с компьютерными технологиями. Сначала телевидение, а затем персональный компьютер стали теми универсальными средствами передачи универсальной же информации (начиная от самых сложных вычислений и заканчивая экранными формами развлечений), которые заменили книжные тексты с их письменной формой фиксации.
Переход от текста к экрану имел прямым следствием изменение особенностей мышления. Книжная культура связана со словом, суть которого — в его способности превращать явления в идеальные образы, создавать мир эйдосов, порождающих моделей, мир логоса, которое у греков означало одновременно и слово и ум. Слова обозначают не конкретные явления, а их обобщенные образы, и, когда мы читаем или слышим слово «дерево», мы мысленно представляем дерево, которое является зрительным образом, причем неизбежно различным у каждого человека. Представляя себе предмет, мы его мысленно конструируем, он нам не задан изначально, а создается в умозрительной реальности. Подобная способность рождать конкретные образы под влиянием определенной совокупности знаков, которой и является слово, а также настроенность на линейное последовательное прочтение подобных знаковых систем, формирует определенное мышление — абстрактное, связное и логичное.
Если за визуальным восприятием текста книги стоят абстрактные понятия, невидимые глазу значения и смыслы, то зрительные и звуковые образы экранной культуры самодостаточны и не требуют дополнительной дешифровки, их смысл — в них самих. Современный человек, потребляющий информацию в экранном формате, постепенно утрачивает способность «видеть умом», т. е. мыслить и рефлексировать по поводу увиденного2, он утрачивает способность последовательно, логично, самостоятельно мыслить, а процесс восприятия информации при этом превращается в оперирование дискретными клишированными понятиями, дробными картинками, символами, с трудом обеспечивающими цельность разрозненным мозаичным образам, позволяющий произвести подмену воображения зрением. Человек, теряющий способность воспринимать письменный текст, вне зависимости от его желания утрачивает способность к независимому критическому восприятию, он начинает нуждаться в конкретных визуальных образах, картинках, а информацию, предлагаемую ему в формате экрана, он воспринимает как единственную истину, не нуждающуюся в осмыслении и подтверждении. Такой человек становится легко управляемым, несамостоятельным, манипулируемым извне, подчиняющися тому мнению, которое он воспринимает в формате экрана.
Вопросы для повторения
- Кем и когда были введены в научную практику термины «индустриальное» и «постиндустриальное общество»?
- Перечислите особенности индустриального общества.
- Каковы основные черты постиндустриального общества?
- В чем состоит специфика терминов «постиндустриальное» и «информационное общество»? Выступают ли они как взаимозаменяемые?
- Какова специфика культуры постиндустриального общества?
- В чем состоит суть концепции М. Маклюэна? Что такое «галактика» в понимании автора?
- Что означают термины «киберпространство» и «вневременное время» в концепции М. Кастельса?
- Изложите основы «волновой» теории Э. Тоффлера.
- Каковы особенности «экранной» культуры? Что такое «зэппинг»?
В основе типологии лежат средства общения, которые формируют в сознании людей и их образ жизни. Смена средств и способов общения меняет тип культуры. В соответствии с этим выделяют культуры:
1. Дописьменные (бесписьменные): важнейшее средство общения и передачи информации — язык. Он не только обеспечивает непосредственное общение и трудовую деятельность людей, но и создает предпосылки для формирования духовной сферы культуры. Канал трансляции – устная речь, формы общения основаны на слухе. Исключение: танец, ритуал, обряд. Мышление – мифологическое, интуитивно-образное. Восприятие мира синкретичное. Человек не разделяет мир на составляющие. Доминирует коллективное сознание общины (ритуалы, обряды, обучение). Круг текстов и фиксируемой информации ограничен количественно и качественно. Долговременная информация ограничена той, которая содержится в мифе, фольклоре и исторических приданиях. Объем знаний не превышает того, что могли удерживать в памяти и передавать младшим главные хранители народного опыта. В информационно-кодовых процессах доминирует ориентация на сохранение порядка и нормы. Цикличная концепция времени определяет значимость повторяемости, неизменности, воспроизводимости, т.е. календарь, обычай, ритуал. Особое внимание уделяется гаданиям, пророчествам, приметам. Господствует ориентированность на будущее. Этот период в истории развития человечества самый длинный.
2. Письменные (книжные): Формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока. Доминирующий канал передачи информации – зрение, а не слух. Письменность, в особенности книгопечатание сформировали взгляд на мир в виде линейной перспективы. Интенсивно развиваются и распространяются рациональное мышление и знания. В европейской культуре закрепляется доминирующее положение науки, следствием чего является развитие техники, промышленная революция. Книга – первый продукт массового производства. Увеличивается количество циркулирующей в обществе информации, количество создаваемых текстов, меняется их качество. Стимулируются процессы фрагментации общества и отчуждения человека, так как печатное слово позволило познавать мир индивидуально, вне коллективного сознания общины. В информационно-кодовых процессах доминирует ориентация на нарушение порядка, т.е. акцентирование происшествий, событий, причем в первую очередь они фиксируются единичные, впервые случившиеся, которые не должны были случится и кажущиеся маловероятными. У человека появляется неомания – потребность постоянно потреблять новости. Коммуникация становится более ответственной и трудной в силу оторванности от контекста создания текста, минимизации вербалики, невозможности переспросить или уточнить.
3. Экранные (информационные): рождаются в условиях электроники, когда современные средства коммуникации создают новые формы общения. Два периода, связанные с развитием телетехнологий: первый – развитие теле-, видеокоммуникаций; второй – развитие персонального компьютера. Установление глобальной коммуникативной сети. Дает возможность каждому человеку получить любые знания не выходя из дома. Вследствие этого цивилизация и культура переходят в принципиально новое состояние – глобальный гиперинтеллект (индустрия данных и знаний). Сложное соотношение двух противоположных тенденций: упрощение контактов между людьми и как следствие нарушение национальных, гос-венных и культурных границ, что активно формирует единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях; децентрализация распространения актуальной информации и все более дробное сегментирование коммуникативной культурной среды вплоть до разрушения контактов с реальным миром. Резкое ускорение информационных процессов: очень удобно и продуктивно/ разрушительное воздействие на человека, так как таким образом человек отрывается от книги, медленного вдумчивого и систематического чтения и перечитывания, навязывается режим клипового мышления: чем быстрее меняются картинки, тем веселее. Возрастание роли визуальной информации: телевидение, кино, видео. Формирование массовой культуры: перестает существовать оппозиция массовая/элитарная культура. Массовая культура – подтягивается в своем художественном и эстетическом смысле к высокохудожественным эталонам.
5 характеристик массовой культуры:
1. общедоступность – причина успеха массовой культуры. Человек нуждается в быстром и эффективном отдыхе.
2. занимательность — достигается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы, юмор.
3. серийность, тиражируемость – проявляется в большом выпуске продуктов массовой культуры.
4. пассивность восприятия – не требует домысливаний.
5. коммерческий характер – продаваемость. Продукт массовой культуры – товар для массовых продаж, поэтому он должен быть демократичным (нравится большому числу людей). Производители такой продукции ориентируются на самые фундаментальные вкусы и эмоции.
6. Создание мира поведенческих моделей, которые ежедневно окружают человека и программируют его деятельность в возрастающих масштабах. Информация доступна всем и получить ее можно мгновенно. Человек не в состоянии строить свое мировосприятие постепенно и последовательно, неторопливо, а ему приходится учитывать все факторы. Т.к. времени на анализ факторов нет, то приходится полагаться на интуицию, уставившись в телевизор.
Заключение темы: Т.о. расширявшаяся на протяжении столетий книжная галактика Гутенберга, построенная на рационализме, перешла в фазу интуитивного сжатия.
Глобальные типы культуры
В зависимости от своеобразия культурного кода принято выделять три глобальных типа культуры:
· письменную и
Дописьменная культура охватывает огромный доисторический период (включающий дикость и варварство) — от 50 — 20 тыс. лет до н. э. до конца 4 тыс. до н. э. Эпоха дописьменной культуры — это эпоха устной традиции. В эту эпоху знания выражались в форме обыденного житейского рассказа или находили воплощение в мифе, легенде и предании.
Основным культурным кодом дописьменных культур был мифологический. Своеобразие мифа в том, что он сочетал в себе как реальные знания и наблюдения, так и фантазию, вымысел, веру. В мифе не было разделения мира на реальный и ирреальный, естественный и сверхъестественный, объективный и субъективный. Человек не выделял себя из окружающего мира, напротив, он одушевлял природные явления и стихии, наделял их человеческими качествами — сознанием, волей.
В мифологии использовались разные типы знаков. Но они имели свои особенности, формировались по правилам мифологического культурного кода. Мифологический культурный код не проводил различий между знаком и объектом, который он замещал. Для современного человека различия между вещью и ее названием понятно и очевидно. Для первобытного человека связь между вещью и ее названием, человеком и его именем считалась реальной (а не произвольной, условной). Поэтому действия с предметами были равносильны действиям со словами. Этим объясняется то обстоятельство, что первобытный человек стремился оберегать свое и родовое имя от злых духов: имена скрывались, давались двойные имена, накладывался запрет на произнесение имен.
Мифологический культурный код, как и в случае со знаками — обозначениями, не делает никаких различий между знаком — моделью и объектом. Можно привести такой пример, подтверждающий это. Первобытные охотники делали профильные изображения животных и метали в них стрелы и копья. Изображение животного, т. е. модель, позволяла отрабатывать важнейшее практическое действие — попадание в цель на охоте. Кроме того, модель имела и религиозный смысл, она вбирала в себя магические ритуальные силы. Попадая в изображение животного, охотник считал, что он обретает некую власть над его двойником — живым зверем.
В мифологии использовались и многие символы, прежде всего, символы природных явлений и стихий, символы мироздания. Считалось, что Солнце и Луна — это символы дня и ночи, света и тьмы, воскресения и умирания. Звезды и планеты символизируют небесную охоту. Символика мифа со временем получила свое воплощение в числах и геометрических фигурах. Так, одним из главных символов дописьменной культуры стал круг. Он обозначал космос. Кроме того, круг символизировал замкнутый, повторяющийся цикл событий. Мифологический культурный код обеспечивал неизменность и закрытость традиционных культур. Одни и те же образцы, стереотипы воспроизводились, передавались из поколения в поколение. Образец поддерживался ритуалом. Ритуалы, магические действия, обряды совершались регулярно, постоянно и в них вовлекались все члены рода, любого возраста и пола.
Важным средством передачи и хранения информации в дописьменной культуре являлось искусство. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникли примерно в такой временной последовательности:
— каменная скульптура;
— наскальная живопись;
— глиняная посуда.
Первые произведения изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространялись женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил 10 — 15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10 — 15 см. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины- матери. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.
И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве. Звериный стиль возник в бронзовом веке. Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное или объемное. В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.
Изображения животных выполняли культовую функцию, имели магическое назначение. Поэтому процесс их создания представлял собой своего рода обряд: такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. Однако, чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5 — 2 метров. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.
Первые находки сделаны в 19 веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства), художественные достоинства которых привлекают сегодня множество ученых и туристов. Картинная галерея Альтамиры тянется более чем 280 м в длину и состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н. э. В самой уникальной части пещеры — «зале животных» — найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра.
В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля — Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле — Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 километр, сохранилось собрание наскального искусства доисторических времен, наиболее представительное и важное из всех, что до сих пор были обнаружены в Европе. Первые «гравюры» появились здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней. До настоящего времени зарегистрировано около 170000 наскальных рисунков. Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню или кости); рельефы и барельефы.