Единственный онлайн-курс во всем медиапространстве о том, как научиться интересно говорить с гостем своего шоу, какие есть основы жанра интервью, как выстраивать структуру и драматургию каждого выпуска, как создать собственный формат и как с этим форматом выделиться среди других.
Звезды ТВ, медиа и наставники Школы Первого канала помогут вам в этом!
Урок 1. Знакомство. Вводная лекция.
. Интервью как жанр. Жанры в формате интервью.
Урок 3. Классификация интервью.
Урок 4. Профессиональные приемы.
Урок 1. Драматургия интервью. Как заставить зрителя смотреть до конца?
Урок 2. Трехактная структура развития.
Урок 3. Как выстроить драматургию интервью.
Урок 4. Роль зрителя.
Урок 5. Практические советы.
Полезные материалы: Разновидности тизеры.
Урок 1. Пошаговая инструкция по подготовке интервью.
Урок 2. Как составлять вопросы.
Урок 3. Разбор типичных ошибок.
Урок 4. Как вызвать эмоции.
Урок 5. Как представить себя в роли зрителя.
Полезные материалы: Что еще почитать.
Урок 1. По другую сторону интервью.
Урок 3. Как правильно настроиться на интервью.
Урок 4. Образ ведущего.
Урок 5. Правила Глеба Жеглова. Финал.
Полезные материалы: Чек-лист по подготовке интервью.
1. Интервью как жанр. Жанры в формате интервью. Формат как язык современного телевидения.
2. Имидж телеведущего: Поиск своего уникального стиля и позиционирования.
3. Разбор практического занятия
4. Драматургия интервью. Часть 1.
5. Ведущий и его речь (ораторское мастерство)
6. Разбор практического занятия №2.
7. Драматургия интервью. Часть 2. Разработка уникального формата Интервью.
8. Актуальные темы телешоу.
9. Разбор домашнего задания №3.
10. Я – гость. Как давать интервью. Как выстраивать сторителлинг в рамках интервью.
11. Как выстраивать сторителлинг в рамках интервью.
12. Актуальное интервью. Практическое занятие по подготовке интервью.
13. Интервью как командная игра. Особенности работы творческого коллектива над программой интервью — зоны ответственности, распределений обязанностей».
14. Разбор финального ДЗ. Подготовка к тракту.
15. Портретное интервью. Практическое занятие по подготовке интервью №1.
16. Подготовка к тракту.
17. Портретное интервью. Практическое занятие по подготовке интервью №2.
18. Индивидуальная онлайн консультация HR.
19. Индивидуальная онлайн консультация имиджмейкера
Очная запись своего формата интервью в профессиональной студии «Первого канала» с приглашенным гостем.
Почему курс важен:
Рядом с вами всегда есть мобильный телефон, а значит вы тоже можете стать интервьюером и вести прямые эфиры в социальных сетях или блоге.
Но сегодня недостаточно просто включить камеру вашего смартфона и говорить с гостем. Есть особые правила построения интервью, чтобы зрителям вашего эфира или шоу было интересно смотреть ваш контент.
Важно уметь выстраивать драматургию каждого интервью, задавать правильные вопросы, ловко подбирать ответы и главное — уметь выделяться среди всех других шоу популярного жанра ИНТЕРВЬЮ.
Наш уникальный онлайн-курс научит всему этому и станет вашей ДОРОЖНОЙ КАРТОЙ ИНТЕРВЬЮЕРА.
Кто может изучать курс:
— Те, кому предстоит давать интервью (эксперты, звезды, медиаперсоны);
— ВСЕ, КТО МЕЧТАЕТ ДЕЛАТЬ СВОЕ ШОУ В ЖАНРЕ ИНТЕРВЬЮ.
Каждый, кто хочет научиться работать с таким жанром и в принципе узнать основы драматургии, лайфхаки построения правильных вопросов и правильных ответов, а также секретный ингредиент любви аудитории к вашему медиа-продукту.
инсайты от звезд современного ТВ и медиа
секреты от лучших
форматные особенности и внутренняя структура жанра
что нужно сделать, чтобы ваше интервью было особенным и отличалось от других
что нужно сделать, где искать информацию, как ее фильтровать и структурировать
а что если интервью берут у вас? как правильно отвечать на неудобные вопросы
Ссылка на это место страницы:
#paket
12 990 Р.
— доступ к материалам на 1 месяц;
(при условии выполнения всех ДЗ).
18 990 Р.
Все составляющие базового пакета
+ ПИСЬМЕННАЯ ПРОВЕРКА ЗАДАНИЙ ОТ КУРАТОРОВ
Внесите предоплату, забронируйте себе место в группе, которая
будет заниматься online, и получите программу курса, а также
материалы для подготовки.
Мне давно хотелось поучиться в Школе Первого канала, повысить квалификацию и получить обратную связь на свои медиапродукты. Время работы и учёбы на удалёнке подарило мне такую возможность. Казалось, многое уже знаю и могу, пока не начала детально отрабатывать каждую ступень. Оказывается, что знания ключевых принципов и законов создания чего-либо, если всё это детально не проработано на практике и не отрецензировано мастерами, совсем недостаточно. Спасибо директору Школы, HR-фее, журналисту, нашему главному преподавателю Елене Афанасьевой и другим гуру «Мастерской интервью» за то, что научили меня относиться к этому жанру, как к произведению искусства.
Очень рада, что я попала на такой замечательный курс: «Мастерская интервью» в Школу Первого канала, можно сказать — в школу моей мечты, это счастье! Знакомство с лучшими журналистами, ведущими — самых лучших передач на первом канале: Светлана Зейналова, Владимир Познер, Елена Афанасьева — все профессионалы с большой буквы, мастера своего дела! Учиться было не просто, но очень увлекательно, по-несколько раз просматривала уроки, изучала дополнительно материалы в других книгах, вынесла для себя много полезностей. Курс стал для меня путеводной звездой и дорожной картой в моей будущей экспертности! Учусь у лучших!
Фантастический курс! Для меня на нем открылись новые миры, высоты и глубины. Я психолог и вы не представляете, сколько я нашла пересечений и открыла новых идей для всевозможных проектов! 🙌🏻Уроки пересматиривала по несколько раз и каждый раз находила в них, то чего не слышала в предыдущий. Я безумно и безмерно БЛАГОДАРНА Елене Афанасьевой за этот курс и полюбила ее как своего наставника и учителя. Благодарю Школу Первого канала за возможность учиться у вас онлайн!!! Каждый модуль кладезь секретной информации, которую можно получить перелопатив огромную кучу информации!
Ольга Михайловна, президент подписал закон об интеграции новых регионов в систему российского образования. Что здесь главное?
Ольга Казакова: Самое главное — выбор. Когда я была в Мариуполе, в Запорожской области и встречалась с ребятами и родителями, многие просили: дайте нам право выбора, мы еще не готовы к ЕГЭ. А другие, напротив — хочу сдать ЕГЭ и сразу пойти в вуз. Мы такую систему уже прошлым летом смогли сделать. Даже там, где всего пара человек хотели сдавать Единый, Рособрнадзор дал все технические возможности. Установили всю электронику, к общей системе подключили, специалисты выехали на места. Практика есть, система разработана. Теперь мы закрепили ее законодательно. Но самое главное — это переходный период до 2026-го. Для того, чтобы синхронизировать абсолютно все — от названий учреждений до всех образовательных программ. В Крыму мы брали на это пять лет. Здесь справимся за четыре. Поскольку опыт уже есть.
У нас есть и в приграничных регионах школы, где из-за вражеских обстрелов у выпускников не было условий нормально подготовиться к аттестации. И здесь мы, конечно, должны помочь им. Дать выбор по экзаменам. Готовим и эту норму.
Ольга Казакова: Отчасти поэтому идея и родилась на встрече с Национальной родительской ассоциацией. Смотрите, с сентября в школах каждую неделю проводятся классные часы «Разговоры о важном» — для детей. Там ребята обсуждают с учителями актуальные и важные для них события, узнают интересные факты из истории страны. Иногда дети пытаются продолжить этот разговор дома, а родители и готовы поучаствовать, но не понимают, что именно обсудить, не знают, как тема давалась в школе. Мы хотим помочь.
О чем будем говорить?
Ольга Казакова: Например, о статусе учителя, об уважении к нему. Без помощи родителей, которые в семье будут напоминать об этом, нам будет сложно. Многие родители беспокоятся, что сейчас дети перестали читать. Давайте проговорим и это! Буллинг — важная тема? Но я уверена, что большинство родителей даже не знают, что это волнует их детей.
Конечно, здесь не может быть никакой «обязаловки» — все по желанию родителей. Но уж если мы предлагаем встречи — должны к ним готовиться профессионально. Например, приглашать спикеров, готовить статистику, чтобы делать наше общение максимально интересным и полезным.
В Госдуме обсуждают трудовое воспитание в школе: поправки разрешают привлекать к труду с согласия ученика или его родителя. Дружно моем полы и собираем листья на субботниках? Но некоторые родители очень настороженно к этому относятся.
Ольга Казакова: Именно «некоторые». Потому что за» укрепление этой темы — все-таки большинство родителей, а еще бабушек и дедушек. Они-то уж точно очень хорошо понимают, что труд — основа.
Никто не заставит ребенка копать яму для забора или мыть окна. Но если ты встал ногами на стул и его испачкал, то нет ничего страшного и криминального в том, чтобы взять тряпку и протереть стул. Выйти на субботник убраться вокруг школы — в чем проблема? Понятно, что если у ребенка аллергия на пыль, пыльцу или болит спина, он не будет участвовать в работе, учителя проследят. Возрастные особенности и особенности здоровья должны учитываться везде.
А что с уроками технологии? Ведь они раньше были уроками «труда». А сегодня часто это странный гибрид азов информатики и моделирования.
Ольга Казакова: Конечно, на технологии дети должны получать те навыки, которые пригодятся в жизни каждому. Я была в одной школе в поселке Мирный Карачаево-Черкесии — какой там класс технологии! Там чтут традиции, где заложено, что девочка — это будущая мама, будущая хозяйка, она должна уметь готовить. И раз уж есть урок, раз уж есть часы, так почему бы не научить ребенка основам традиционной кулинарии? Закупили оборудование для девчонок — они и сами себя уверенно чувствуют, и при этом дома помогают. Для ребят станки купили. Но представьте, что сегодня многим мальчишкам не знакомо слово «пассатижи»!
И ведь здесь наша, взрослых, ответственность, когда дети, повзрослев, скажут нам: «А почему вы нас этому не научили?»
Мы привыкли говорить о буллинге среди детей, но, оказывается, травля может коснуться и педагога: учителей «доводят», включают камеру на телефоне и потом выкладывают в Сеть. Как защитить учителя?
Ольга Казакова: В отношении учителей дети, порой, жестоки: один готовит телефон, второй запускает сценарий, третий в этом сценарии участвует. Это просто унизительно для учителя, что ребенок может достать телефон в какой-то неловкий момент и начинать снимать.
При этом предложи кто-то сейчас, например, в классах установить видеокамеры, родители возмутятся. Получается, детей снимать без разрешения нельзя, а учителей — можно?
С этим нужно заканчивать. Мы ищем сейчас возможный юридический вариант. Сегодня у нас на многие вещи нужно согласие родителей. А вот согласия учителя что-то никто не спрашивает. Я считаю, что на уроке вообще не должно быть никаких фото- и видеосъемок, если учитель не согласен с этим. Урок — это не ТикТок. Это учебный процесс. И давайте всегда помнить об этом. Только разрешенная съемка «по делу», например, заснять что-то, чтобы дома повторить.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что сегодня подготовка качественных айтишников должна идти уже со школы. Мы к этому готовы?
Ольга Казакова: Бесспорно, нам необходимо укреплять себя в актуальной сейчас области информационных технологий. У нас уже есть прекрасные программисты, но надо сделать так, чтобы их было достаточно, чтобы вести экономику вперед.
Конечно, школьный урок информатики — это в большей степени урок — знакомство с ИТ-отраслью. Но там, где работают сильные учителя, он может стать хорошим заделом для будущей профессии.
Кроме того, в 2022 году Минцифры запустило федеральную двухгодичную программу по программированию для учеников 8-10 классов, и мы заложили на нее значительные суммы в федеральном бюджете. Это бесплатно, внеурочно, для тех, кто хочет идти дальше в ИТ. Заявку можно подать на Госуслугах. Это и онлайн-занятия, и очные уроки. Задача — охватить не менее 200 тысяч детей. Но мы смотрим дальше. Окончил ребенок эти курсы. И что? Я за «бесшовное» образование: давайте и дальше помогать ему идти этой дорогой, раз мы дали ему хорошую базу! Как? Возможно, если ребенок поступает в колледж, принимать его не на первый курс, а сразу на второй по направлению ИТ. Так мы быстрее получим специалиста. Нельзя, чтобы такие курсы превратились в просто кружок по интересам.
На уроке не должно быть никаких фото- и видеосъемок, если учитель не согласен. Урок — это не ТикТок. Давайте помнить об этом
То же самое с вузами. Давайте смотреть, чему мы уже научили, и учитывать это при поступлении.
Словом, нужно сделать максимум, чтобы молодые программисты быстрее приходили в профессию. Если ребенок совершеннолетний и уже хочет работать, — помогать ему с частичным трудоустройством. Вместе с Комитетом по молодежной политике мы занимаемся тем, чтобы трудоустройство подростков было более комфортным.
Принят закон о «золотом стандарте» образования. Сейчас ведется работа по федеральным программам. Вы уже встречались с учителями, обсуждали?
Ольга Казакова: Педагоги сейчас знакомятся с программами, изучают. И мы готовы выслушать их предложения. Я готовлюсь к этой встрече, обязательно соберемся. И в первую очередь — с учителями истории, литературы, русского языка, обществознания, географии, ОБЖ, тех шести предметов, которые мы особо защитили в законе о Федеральных основных образовательных программах.
Если что-то надо поправить, если будет общий «сигнал» — обсудим с Минпросвещения, внесем правки и перерегистрируем в Минюсте. Это непростой процесс, но рабочий.
Но отмечу: изменений в программах немного, в частности, добавилось несколько произведений по литературе, в том числе роман Фадеева «Молодая гвардия». Но стандарты, цели, к которым мы должны прийти на выходе из школы, — те же.
Предложено снизить требования к уровню русского языка для абитуриентов инженерных направлений, чтобы они могли все силы кинуть на подготовку по физике. Как думаете, это поможет?
— Два наших образовательных министерства, которые сейчас этим занимаются, опираются не на эмоции, а на статистику. Знаю, есть те, кто переворачивает тему: мол, язык инженерам не нужен. Это не так. Полагаю, когда министерство принимало это решение, то исходило из задачи не потерять ребят — физиков, математиков, которые именно в этих предметах сильны. Возможно, ребята, которые хотят поступать на технические направления с профильной физикой, где-то проседают по гуманитарным предметам, и это тормозит их дальнейший рост. Но это же не говорит о том, что нужно снизить изучение русского языка. Ни в коем случае! И школьная программа по русскому языку не меняется. Но если у нас есть физик, который крут именно в этом предмете, но неважно написал сочинение, логичнее за основу брать его профильный предмет. Уверена, человек, увлеченный своим делом, точно потом наверстает еще во взрослой жизни то, что, возможно, «прозевал» в школе. Просто почувствует, что ему чего-то не хватает и сам начнет догонять. Повторю: это никак не отменяет внимания к русскому языку.
Мы не имеем права на пессимизм
Учителя жалуются, что школьники не могут сосредоточиться, не в состоянии воспринимать длинные тексты, углубляться в суть — у них клиповое мышление. Что с этим делать?
Евгений Ямбург: Работать. Если раньше говорили, что мужчина любит глазами, а женщина — ушами, то сегодня все любят глазами. Время изменилось. По данным академика В.С. Собкина, подростки добровольно читают в год четыре с половиной книги. В этом, конечно, прежде всего виноваты родители. Я спрашиваю пап и мам: когда ребенок был совсем маленьким, вы читали ему на ночь сказки? Ой, нет, мы так заняты. Говорю: есть же аудиодиски. Вы ставили? Ой, нет. Вы брали штору, превращали ее в занавес и разыгрывали спектакли с детьми? Никакой холодный экран не сравнится с огромным удовлетворением, когда тебе аплодирует весь зал. У меня в спектаклях вместе с детьми играют и родители, и учителя.
Сегодня подростки читают в год в среднем 4,5 книги
Это, кстати, еще одна задача стандартов образования — создание детско-взрослого сообщества. Пример. Приходят родители, мальчик в восьмом классе. Коренной москвич. Он не был ни в одном театре и ни в одном музее. Потому что форма отдыха — шоп-тур и барбекю на даче. Мы с трудом у него вызнали, что он, оказывается, был «в подвале на Красной площади». Потом догадались: он был в Мавзолее Ленина. Это катастрофа! Он ведь в Москве живет! Стали втягивать его в театральные постановки, водить в театр. Понравилось. Никогда не поздно начать. А вот посыпать голову пеплом не стоит. Мы не имеем права на пессимизм. Если ты пессимист, уходи из профессии. Скучный, нудный педагог никому не нужен.
Вас легко обмануть?
В школе у детей должно быть личное пространство?
Евгений Ямбург: Да, конечно.
Как его обеспечить?
Евгений Ямбург: Оно обеспечивается двумя путями. В первую половину дня — я «зверь». Есть порядок, есть дисциплина, обязательное посещение уроков, обязательное ношение формы. Во второй половине — дети «голосуют ногами». Кто-то идет в конный клуб, кто-то в клуб моряков, кто-то в театральный, кто-то на теннис. И в этом смысле у них есть личное пространство, чтобы иметь возможность развиваться. Свое пространство для развития необходимо и современной школе. Она должна быть бесконечно развивающейся, реагирующей на вывозы и угрозы современности.
Евгений Ямбург — директор Центра образования N 109 (Москва), доктор педагогических наук, академик РАО. Разработчик и автор адаптивной модели школы с набором классов различной направленности, образовательных услуг — школы, открытой для детей самых разных способностей вне зависимости от их психологических особенностей, склонностей, здоровья, материальной обеспеченности семьи. Главный посыл такого образовательного учреждения — не ребенок приспосабливается к школе, а школа адаптируется к возможностям, потребностям и способностям ребенка.
Единый госэкзамен становится более гибким
В сфере образования, как и везде, есть своя бюрократия. С первого класса от ученика требуют соблюдать стандарты оформления дневника и тетрадей: «четыре клетки вправо», «отступить две строчки». Аналогичные требования предъявляются учителям при заполнении журналов, планов и прочей документации. Зачем нужно все это?
Евгений Ямбург: Это необходимые вещи. Что такое Единый государственный экзамен? Это некий стандарт, предполагающий в том числе и такие вещи, как оформление работы, заполнение бланков. Если вы что-то вписали не туда, то теряете баллы. Так что «бюрократия» необходима, и ею приходится овладевать. А главное — никто не требует одинаковых ответов. Когда 15 лет назад начинался ЕГЭ, я как гуманитарий был в бешенстве. Экзамен по литературе я называл «угадайка». Там из трех вопросов нужно было выбрать правильный. Например: любил ли Онегин Татьяну? Варианты ответа: да, любил; нет, не любил; когда как. Правильный ответ был — когда как. Теперь исчезла эта «угадайка». В гуманитарных предметах появились такие разделы, которые называются «эссе». Сложный жанр. Для того чтобы написать эссе по истории, необходимо знать, что, скажем, Иван Грозный и Шекспир — современники. Или что царь Алексей Михайлович Тишайший и гвардейцы кардинала — тоже современники. Происходит модернизация ЕГЭ, он становится более гибким.
Школа обязана отвечать на актуальные вопросы
О том, какой должна быть современная школа, давайте начнем с вопроса, какой она не должна быть.
Евгений Ямбург: Школа не должна врать, она обязана отвечать на актуальные вопросы. Если этого не происходит, педагог выглядит неискренним и неубедительным.
Дети это чувствуют?
Евгений Ямбург: Еще как!
Не врать, быть искренним — это, скорее, вопрос воспитания. Я спрашивал о другом: чем современная школа не устраивает учеников, родителей, педагогов?
Евгений Ямбург: Невозможно оторвать обучение от воспитания, это сообщающиеся сосуды. Василь Быков писал: «От умения жить достойно очень многое зависит в наше сложное, тревожное время. В конечном счете именно наукой жить достойно определяется сохранение жизни на Земле. Жить по совести нелегко, но человек может быть человеком, и род человеческий может выжить только при условии, что совесть людская окажется на высоте». Чтобы в детях воспитать стремление жить достойно, надо вести с ними честный диалог, ничего не утаивая и не впадая в упрощение.
У детей разные способности, склонности, интересы. Почему же физика преподается наравне с литературой, математика — наравне с географией? Все предметы предписано изучать как главные. Это правильно, на ваш взгляд?
Евгений Ямбург: Это уже преодолевается. Задача заключается в том, чтобы обеспечить детям индивидуальные маршруты обучения с учетом их склонностей, способностей и состояния здоровья. У нас абсолютно здоровых детей только 12%. Это не значит, что они все глубоко больные, но многие находятся на грани между нормой и патологией. И на первом месте невротические заболевания. Я это к тому, что необходима дифференциация обучения. Возьмем начальную школу. Скажем, в Москве практикуется «эффективная началка» (начальная школа). Дело в том, что одни дети все схватывают на лету, а другие еще даже читать не умеют. И вот в этой «эффективной началке», чтобы не тормозить детей, не держать их на манной каше, первый класс проходят за полгода и переходят во второй. Это не значит, что одни дети «хорошие», другие «плохие». Просто дети развиваются неравномерно — то вверх, то вниз. А еще есть дети с проблемами в развитии, для таких детей существуют адаптивные образовательные программы. Если же брать основную школу — среднюю и старшую, — там другая история. У нас в основной школе имеются гимназический и общеобразовательный классы. Стандарт везде один и тот же — даем то, что положено. Но наполнение — разное. Если это гуманитарный класс, то — при хорошем здоровье ребенка и при сильной мотивации — там будут дополнительные часы литературы, истории. Если же класс математический, то там есть «математическая вертикаль», по которой мы работаем с ведущими вузами страны. Дифференциация начинается у нас с 9-го класса, где идет предпрофильная и предпрофессиональная подготовка. Там есть классы экономические, юридические, художественно-графические, медицинские. И всюду разное наполнение.
Наполнение разное, но требования к выпускникам едины. Как же потом они будут сдавать ЕГЭ?
Евгений Ямбург: Теперь ЕГЭ дифференцирован. Есть повышенный уровень ЕГЭ, если в Бауманский поступаете или на физтех. А есть базовый для тех гуманитариев, которые не претендуют на повышенный уровень. Неталантливых детей не бывает. У одного талантливая голова, а у другого талантливые руки. Поэтому в нашей школе — я имею в виду Центр образования N 109, которым руковожу, — есть кузнечное дело, гончарное, ювелирное, витражное, парикмахерское, где ученики могут приобретать профессию. Вообще в России серьезно изменился уровень среднего специального образования. Это не прежние ПТУ. Это современные колледжи, где реализуются профессиональные образовательные программы, как базовые, так и углубленные. К сожалению, высшее образование у нас выполняет роль социального сейфа. На Западе лишь 15% выпускников идут в университеты. Это те, кто имеет склонность к исследовательской деятельности. Остальные наследуют профессию папы, если тот хозяин ресторана или мебельного магазина, либо приобретают другую профессию. А у нас в 1990-е все ринулись в юристы и экономисты. Ну не нужно было стране такое количество юристов и экономистов! Но как только ВПК заработал, стали пользоваться спросом инженерные специальности и начался наплыв в технические вузы.
Куда собираются поступать выпускники?
Через две недели, 26 мая, стартует основой этап Единого госэкзамена. Большинство участников ЕГЭ планируют сдавать 3 или 4 предмета. Таковы данные опроса, проведенного Рособрнадзором накануне экзаменов.
С предметами по выбору большинство определились исходя из требований конкретного вуза — сдавать будут именно то, что нужно для поступления. Так ответили 66% опрошенных. А вот 16% сказали, что сдавать будут предметы по выбору — те, по которым им легче всего получить высокие баллы.
70% выпускников школ ответили, что практически готовы к аттестационной кампании. На все «сто» оценивают свою готовность 12%. На подготовку к ЕГЭ сегодня дети тратят более двух часов в день — так ответили 46 %. Пятой части опрошенных хватает 1-2 часов.
На вопрос: «Ощущаете ли вы давление при подготовке к ЕГЭ?», ответы распределились так: треть детей говорят о высоком уровне личной ответственности при подготовке к экзаменам, но половина призналась: да, давление со стороны школы, отдельных учителей или родителей есть.
Куда собираются поступать нынешние абитуриенты? Треть выбрали гуманитарные вузы, технические — чуть меньше трети. Связать свою профессию с медициной решили 17%, военные вузы привлекают 6%.
Большинство опрошенных планируют учиться на бюджетной основе. А если не поступят?
Большая часть собираются в таком случае поступать в колледж по уже выбранному направлению, а после — в вуз. На втором месте ответ — «пойду работать», на третьем — «планирую усиленно заниматься, чтобы поступить в вуз в следующем году».
26 мая — география, литература, химия;
30 и 31 мая — русский язык;
2 июня — профильная математика;
3 июня — базовая математика;
6 июня — история, физика;
9 июня — обществознание;
14 июня — иностранные языки (письменная часть), биология;
16 и 17 июня — иностранные языки (устная часть);
20 и 21 июня — информатика.
Резервные дни — с 23 июня по 2 июля.
Методики и техники обучения изменились
Педагоги старшего поколения с трудом осваивают современные методики, испытывают трудности с электронным документооборотом, недоверчиво относятся к опыту молодых коллег. Вам понятно их смятение?
Евгений Ямбург: Методики и техники обучения, конечно, изменились. Старшее поколение — дедушки, бабушки — фактически мой первый выпуск в этой школе. Им уже 59 лет. Я учил дедушек и бабушек, учил родителей и теперь учу внуков. Поскольку родители с утра до вечера заняты или делают вид, что заняты, то дедушки и бабушки — сейчас главная домашняя воспитательная сила. И вот они говорят: раньше учили нормально, и мы приобретали крепкие знания, а теперь какие-то метапредметные компетенции — кому все это нужно? Им кажется, что раньше учились по традиционным учебникам и поэтому у нас были лауреаты Нобелевской премии. Здесь надо убеждать реальными вещами. Прошла неделя обучения первоклассников — и мы делаем открытый урок для бабушек и дедушек. Они занимают места на задних партах, чтобы видеть, как все происходит. Идет первый урок, посвященный слоговому чтению. Дети сидят за квадратными столами. И там идет коллективная работа. Там есть свои редакторы, корректоры и т.д. Потому что из слогов складываются слова, из слов — предложения, из предложений — тексты. Это то, что мы называем метапредметные, или межпредметные, компетенции, которые нужны современному ребенку не меньше, чем все остальное. Для того чтобы не «посадить» детям глаза, на стене висит «плазма», учитель показывает маленький фрагмент урока — мультипликационный фильм «Кот в сапогах». Братья делят наследство. Старшему досталась мельница, среднему — осел, а младшему пришлось взять себе кота. И он говорит: чем же я тебя буду кормить? Творческое задание: нужно придумать новый персонаж. Поднимает руку девочка: «Я не понимаю — делили наследство, а где был нотариус?» Оказалось, мама у нее нотариус. Так появляется новый персонаж — нотариус. Урок в другом классе. Осень. Ребята, что вы видите за окном? Отвечают: листья падают, дождь идет. Мальчик говорит: «А я вижу, что откосы в окне положены неправильно. И рама не прилегает к стеклу». У него папа в оконном бизнесе. Когда бабушки и дедушки наблюдают такой урок, они говорят: «Как же интересно! Нас так не учили». И аллергия на все новое у них моментально проходит.
К школьному рейтингу нужно относиться творчески
Еще недавно к высоким оценкам стремились только ученики. Сейчас баллы за работу получают не только учителя, но и школы. Что отражает школьный рейтинг и зачем он нужен?
Евгений Ямбург: К школьному рейтингу тоже нужно относиться творчески. Если механически складывать результаты ОГЭ и ЕГЭ, то это бессмысленный показатель. Ни ОГЭ, ни ЕГЭ не являются фетишем. Потому что разные школы имеют разные контингенты учащихся. Разве можно сравнивать школу в центре Москвы, специальную, с тройным отбором детей, и школу, например, в маргинальном поселке, где пьющий папа, гулящая мама? Москва более дифференцированно подходит к рейтингам. Оценивается, например, и такая вещь, как правонарушения. Чем больше ребят школа держит в поле своего внимания и не скрывает неприятные случаи, тем выше ее рейтинг. И если ученик за год не совершил повторных правонарушений, это тоже идет школе в зачет. Кроме того, имеет значение и такой показатель, как инклюзивное образование — то, что вы работаете с инвалидами, с детьми, имеющими особенности в развитии. Есть дети и с дисграфией, и с дислексией, среди них огромное число талантливых. Возьмем какую-нибудь учительницу в маргинальном поселке, где очень тяжелое население, массовый алкоголизм. И вот она держит в классе таких ребят. Ей надо орден давать, но она будет разоблачена как фальсификатор ОГЭ и ЕГЭ, потому что эти ребята никогда не сдадут на высокие оценки. Более того, она деньги в школу приносит, ведь финансирование подушевое. Значит, система оценки должна быть гибкой. У меня сейчас выходит книжка «Профессионализм педагога. Ответ на вызовы современности». Я там привожу пример. В одном из регионов учительница совершила психологическое насилие. В первом классе она закрыла рот ребенку скотчем. Это попало в интернет. Снятие с работы. Суд. Слава богу, не посадили. Но она ни в чем не виновата. У этого ребенка СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Интеллект в норме, и очень хороший. Там другая сфера нарушена: между нейронами мозга нет связи, а сигнал идет в десять раз быстрее. Образно говоря, у него шило в одном месте. Уже в детском саду мы видим: он игрушку больше одной минуты в руках не держит. А мы с этими детьми работаем, начиная с детского сада. Кстати, роль дошкольного образования меняется. Представьте, такой мальчик попадет в класс. Он бегает, орет, всем мешает. Выгнать его в коридор учительница не может, он там сломает ногу, она будет отвечать. Она ставит его в угол, заклеивает ему рот — и теряет профессию. Вопрос: а кто учил ее работать с этой категорией детей? Есть ведь методики, технологии. Ими я и занимаюсь как разработчик нового образовательного стандарта.