Урок мужества «К подвигу героев сердцем прикоснись»
Задачи:
— сохранение через возможные ресурсы истории воевавших односельчан и отслеживание их боевого пути;
— формирование активной гражданской позиции к истории Отечества через изучение судеб односельчан
— участников Великой Отечественной войны;
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные:
— сохранение исторической памяти земляков.
Метапредметные:
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации.
Предметные:
формулирование собственного отношения к событиям прошлого и их оценка.
Введение.
Война 1941-1945 гг., самая жестокая в истории человечества, принесла тяжелые испытания и страдания, горечь утраты родных и близких. Советскому народу, армии потребовалось 1418 дней и ночей, чтобы освободить свою Родину, народы Европы от коричневой чумы.
Сегодняшние школьники являются уже четвертым поколением, живущим без войны.
Ветеранов той Великой войны остается все меньше. Школьникам необходимо общение с ними для передачи памяти поколений. В нашей школе есть традиция — приглашать на общешкольные мероприятия ветеранов войны, тружеников тыла, многие из них являются уже прабабушками и прадедушками наших воспитанников. Они рассказывают детям о тех трудных годах, показывают военные фотографии, письма, боевые награды. Ребята готовят для ветеранов музыкально – литературное выступление, где звучат стихи, песни военных лет, инсценировки.
В подготовке и проведении таких мероприятий принимают участие представители всех ученических коллективов (5 – 9 классы).
Традицией стали Уроки мужества, цель которых — гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Область применения:
Сценарий можно использовать для внеклассной работы классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Урок мужества, посвящен 75- летию Победы в Великой Отечественной войне.
Цели:
воспитание чувства патриотизма, гордости за страну, уважение к ветеранам;
• прививать нравственно-эстетические качества;
• обогащать опыт поисковой работы;
• воспитание исторической памяти у обучающихся на основе уважительного отношения к истории своей малой Родины, наших земляков;
• формирование новых знаний по краеведению на основе материалов из школьного музея;
• развитие творческих способностей с учетом индивидуальных и возрастных
• особенностей обучающихся;
• совершенствования форм сотрудничества и взаимодействия всех участников воспитательного процесса
Задачи:
сохранение и совершенствование традиционных и поиск инновационных методов работы по патриотическому воспитанию;
• расширить знания об истории родного края;
• отработать навыки монологической речи и выразительного чтения;
• приобретение опыта самостоятельной работы с дополнительной
• литературой и навыков исследовательской работы.
Данный материал можно преподнести в форме классного часа, урока — мужества, беседы, устного журнала. Он может стать основой сценария для проведения различных мероприятий патриотической направленности.
В ходе урока и при его подготовке учащиеся получат дополнительные знания о литературном творчестве земляков участников Великой Отечественной, отработают навыки монологической речи и выразительного чтения, приобретут опыт самостоятельной работы с дополнительной литературой и навыки исследовательской работы.
Формы и методы реализации:
совместная деятельность педагога и учащихся по подготовке внеклассного мероприятия: работа с литературой и материалами музея, разработка сценария, репетиции;
• самостоятельная работа учащихся по подготовке выступлений; проведение мероприятия.
Возрастная группа учащиеся 5 – 9 кл.
Ожидаемые результаты:
формирование чувства сопричастности и уважения к родной истории;
• участие школьников в деятельности гражданско-патриотического направления;
• положительная мотивация учащихся к поэзии земляков участников Великой Отечественной войны.
Материально – техническое обеспечение:
экспонаты школьного музея, мультимедийный проектор сопровождается компьютерной презентацией, музыкальное сопровождение, грамзаписи, кинофрагменты, посвященные Дню Победы.
Содержательная часть (сценарий)
На сцену выходят юноша и девушка в школьной форме. Звучат трели соловья.
Юноша. Июнь. Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Девушка. Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Звучит вальс. На сцене танцуют пары выпускников, музыка становится тише, голос за кадром или выходят двое ведущих.
1 ведущий. Отчего это воздух тревогой объят?
2 ведущий. Отчего вдруг замолкли все птицы?
1 ведущий. Отчего так испуганы лица?
Вдруг музыка обрывается. Звучит голос Левитана: «От советского информбюро. Сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз!». Пары на сцене затихают, танцующие замирают и девочки, наклонив головы, накидывают черные шарфы, а юноши пилотки.
Звучит первый куплет песни «Священная война»
Учитель на фоне компьютерной презентации:
Война – самое страшное, что может случиться в жизни как отдельного человека, так и целой страны. Это боль и страдание. Это вдребезги разрушенная прежняя жизнь, осиротевшие дети, смерть и ранения, грохот орудий и свист пуль, постоянный страх за свою жизнь и жизнь своих близких. Это искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Стоны раненых. Сгорбленные матери, которые ждут своих сыновей, защищающих родную землю. Все это и есть война, начавшаяся 22 июня 1941 года и продолжавшаяся 1418 дней и ночей. В ней погибло более 20 миллионов человек. Почти каждая семья лишилась отца или сына, матери или дочери, которые погибли на фронтах или были замучены, повешены, расстреляны или уничтожены в лагерях смерти. Самым главным было выстоять в этой войне.
Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, готовностью отдать жизнь за Родину мог ее спасти.
1 чтец. Мы были высоки, русоволосы.
О нас вы прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, недолюбив,
Недокурив последней папиросы.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
Учитель. В России нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Нет ни одного города, области, края, где не оплакивали бы погибших и не встречали победителей. Наше село не было исключением.
2 чтец. Память моя хранит
Память отца
И деда,
Память соседа,
С которым я никогда не встречался,
Память старухи в чёрном платке,
Память ходиков в комнате этой старухи,
Остановленных ровно 70 лет назад
Учитель. Давайте вспомним об односельчанах, которые воевали в той войне, были ранены, получили награды, погибли, трудились в тылу, гнали врага до его логова. Что мы знаем о них?
1 ведущий.
Чирков Федор Тихонович родился в 1925 году в деревне Ровенка.
В мае 1943 года Федор Тихонович был призван в ряды Красной армии и отправлен на Южный фронт. Принимал участие в боях на 4-ом Украинском и 1-ом Прибалтийском фронтах. В марте 1945 года за проявленный героизм на фронтах Великой отечественной войны был награжден орденом Славы 3-ей степени.
Наводчик батареи противотанкового дивизиона красноармеец Чирков отличился в боях за Кенисгсберг. Части русских несколько раз предпринимали попытки овладеть сильно укрепленным фортом, прикрывавшем подступы к крепости. Но под ураганным огнем противника очень трудно было подойти к форту. Тогда Федор Тихонович подполз к нему и метнул в амбразуру две противотанковые гранаты. Форт замолчал. Погибло при взрыве пятнадцать фашистов. Крепость была взята.
На следующий день, участвуя в боях в городе кенигсберге, Чирков ворвался в дом, где засели фашистские автоматчики, забросал их гранатами, убив шестерых. 24 человека были взяты в плен подоспевшими товарищами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от19 апреля 1945 года красноармейцу Чиркову Федору Тихоновичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
1 чтец.
Нет,не до седин и не до славы
2 ведущий.
Любимов Тимофей Тимофеевич родился 20 марта 1920 года в с. Паршиновка. На фронт был призван Талицким райвоенкоматом в сентябре 1941 года.
Служил в 113 запасном стрелковом полку, в 41 запасном артиллерийском полку, в 8 гвардейском полку. Воинская специальность – стрелок. Воинское звание – рядовой.
Воевал под Сталинградом, Харьковом, в Польше, Чехословакии.
Награжден орденом Отечественной войны 2-ой степени, юбилейными медалями.
Войну закончил в Чехословакии.
Песня «За того парня»( муз. М. Фрадкина, слова Р.Рождественского)
1 ведущий.
Паршинцев Андрей Петрович родился в 1922 году. На фронт пошел в 1941 году.. Служил в 73 стрелковом батальоне гвардейской стрелковой 350 дивизии в звании старшины.
Был командиром взвода. Служил в разведке. Имеет 6 ранений. Потерял руку под Одессой в Андреиванском районе.
За проявленный героизм и отвагу имеет награды: орден Красной звезды за форсирование Южного Буга в 1944 году, медаль «За отвагу» за форсирование Днепра в 1944 году, орден Отечественной войны 1-ой степени за боевые заслуги, юбилейные медали.
Песня «В лесу прифронтовом» (Сл М.Исаковского, муз.М.Блантера)
2 ведущий.
Басов Дмитрий Ермолаевич был призван на действительную службу в Советскую армию с 1937 года. В 1938 году принимал участие в войне с Польшей. Штурмовал город Брест-Литовский.
В 1939 году воевал с финнами. Освобождал города Выборг и Хельсинки.
Великую Отечественную войну встретил в 1941 году под Москвой. Воевал в составе 2-го Украинского фронта. Дошел до Берлина, принимал участие во взятии рейстага.11 мая был ранен.
Имеет много боевых наград.
Песня «В землянке» ( Слова А.Сурикова, музыка К. Листова)
2 ведущий.
Болдин Тимофей Тихонович. Родился в 1918 году. В армию призван в 1939 году. Службу начал в забайкальском округе Читинской области 77 разъезда. Прослужил 2 года 4 месяца до начала войны.
7 июля 1941 года часть, в которой служил Тимофей Тихонович, дислоцировали в Барзянский укреп район для обороны от японских милитаристов. 27 января 1942 года был сформирован эшелон и отправлен на фронт . Он влился в 141 стрелковую бригаду и сразу был отправлен на Воронежский фронт. 19 апреля эшелон прибыл на станцию Подгорное, что находится за Воронежем. Первое сражение приняли на станции Ржава. Силы врага превышали и по численности, и по вооружению. Пришлось отступить, потеряв много боевых товарищей, техники. Раненых выносили с поля боя.
141 стрелковая бригада попала в окружение. Остатки взвода, в котором служил Болдин Т.Т., попытались вырваться из кольца окружения, но попытка не удалась. Все ужасы плена прошел солдат. Но не смирился. 27 января 1943 года он осуществил то, о чем мечтал долгими днями и ночами плена: он бежал. Отморозил ноги, долго лечился в госпитале, но все время рвался на фронт.
После госпиталя воевал в составе 287 дивизии отдельного дивизиона разведроты. Принимал участие в боях на Курской дуге.
В 1944 году Тимофей Тихонович принимал участие в Корсунь-Шевченковской операции.
1945 год воин встречает в Чехословакии. В одном из боев Тимофей Тихонович совершил подвиг. Он уничтожил четырех фашистов, двух взял в плен. За это он был удостоен награды: ордена Великой Отечественной войны 1-ой степени.
Песня «Журавли» (сл.Р.Гамзатова,муз. Я.Френкеля)
1 ведущий.
Макашова Матрена Ивановна участвовала в Великой Отечественной войне с 10 апреля 1942 года. Шесть месяцев находилась в учебной роте. Вместе с такими же молоденькими девушками изучала марки самолетов, находящихся на вооружении Красной армии и врага.
После учебки приступила к выполнению боевых заданий. Рота, в которой служила Матрена Ивановна, вела наблюдения за воздушными рубежами своей необъятной Родины. Служба была очень строгая и ответственная. В любое время суток нужно было точно узнать по звуку двигателя принадлежность самолета к той или иной армии.
Во время тяжелых боев приходилось девушке перевязывать раненых бойцов.
4 чтец. Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Песня «Тучи в голубом» (Слова В. Аксенова,П.Синявского, музыка А.Журбина)
ПЕСНЯ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»(Слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова)
Гаснет свет, на экране кинофрагменты, посвященные Дню Победы.
2 ведущий.
Мы, молодое поколение, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений. Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.
1 чтец.
Забыть прошлое — значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.
2 чтец.
Нет, ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя.
3 чтец.
Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.
1 ведущий.
Знаю, солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю: песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца,
Но от имени жизни повторяю:
Вечная слава! Вечная слава героям!
4 чтец.
Спасибо вам за все, отцы и деды!
Тем, кто врага штыком и пулей брал!
И тем, кто, приближая День Победы,
Неделями цеха не покидал.
Спасибо женщинам, трудившимся на нивах
Осиротевших сел и деревень.
Спасибо Вам за праздник наш счастливый,
За этот трудный и прекрасный день!
Песня «Поклонимся великим тем годам» в исполнении участников Урока Мужества. (Слова М.Львова, музыка А.Пахмутовой)
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым.
Поклонимся и мертвым, и живым,
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся друзья!
Всем миром, всем народом, всей землей
Поклонимся за тот великий бой!
МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
Презентация на тему: К подвигу героев сердцем прикоснись
Рекомендуем посмотреть
Внеклассное занятие «Ордена и медали Великой отечественной войны», 7-9 класс
Классный час «Дети военной поры» для 7 – 9 классов
Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы для учащихся 7-9 классов
Внеклассное мероприятие к 9 мая для 6-9 класса. Высота 102
Классный час «Битва за Москву», 7 класс
Литературно-музыкальная композиция для школьников «Сталинградская битва»
Классный час «Письмо неизвестному солдату», 7 класс
Историческая игра — викторина о Второй мировой войне, 7 класс
Классный час к 9 мая «Город — герой Керчь», 6-7 классы
Нет комментариев. Ваш будет первым!
9 мая. Поклон и память поколений.
В Копейкинской библиотеке, 9 мая, был насыщенный день. Начался он с шествия «Бессмертный полк», за который отвечала Чернявская Л.В, заведующая библиотекой. Обучающимся Копейкинской школы были розданы фотографии односельчан, участников Великой Отечественной Войны, которые они гордо пронесли, начиная от школы до памятника.
Традиционно после митинга сотрудники библиотеки, клубного учреждения, ветеранской организации совместно с обучающимися школы поздравили тружеников тыла с Днём Победы и подарили им подарки.
В 15-00 в клубе состоялась концертная программа при активном участии заведующей Копейкинской библиотеки под названием «Праздничный салют».
На мероприятии присутствовало более 50 человек.
Также в библиотеке была оформлена выставка «Зови же, память, снова в 45-й».
Каждый год в майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших воинов, кланяется живым. Хотя прошло более полувека со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений.
В Новоуральской библиотеке оформлены книжные выставки «Война в произведениях писателей и поэтов», «Девятый день большого мая», тематическая полка «Мой край не обошла война».
Литературно-музыкальная композиция «Мы хотим, чтобы мирное небо не знало пожара войны», была посвящена юным защитникам Родины, ребятам, ушедшим на фронт прямо после выпускного вечера и погибших защищая её. В исполнении ведущих и детей звучали песни и стихи военных лет.
Брейн-ринг «Великая Отечественная война: факты, события, люди» (6-8кл.). Правила игры «Брейн-ринг» – в игре участвовали 3 команды по 3-5 человек. Игра состояла из 4 боев: 3 отборочных и одного финального, в результате, которого выявляется лидер. В процессе ответов на вопросы игры ведущий старался более широко раскрыть тему вопроса, дать дополнительную информацию, это значительно обогатило, разнообразило и сделало игру еще более интересной. Ведь основная цель игры – не проверка знаний детей, а закрепление и углубление знаний, полученных при подготовке к мероприятию о Великой Отечественной войне.
В этот же день был проведен тематический вечер «Память душу мне войной не рви» (для молодёжи, 22 ч.). Гостей поздравили с 73 -летием Великой Победы рассказали им о том, какой ценой она была завоевана. Ведущие рассказали им о том, что День Победы был и остается священным днём для всех людей нашей страны. Читали стихи о Победе, почтили минутой молчания память павших защитников Родины. Вечер сопровождался показом мультимедийной презентации.
Проведены уроки мужества «Вечно живые» (5, 10 кл.). Библиотекарь напомнила, что мы собрались вместе, чтобы еще раз вспомнить о тех событиях военных лет, и о тех людях, которые завоевали для нас мир на земле. В годы Великой Отечественной войны многие наши земляки получили высокие боевые награды. Рассказали о подвигах омичей, познакомили с книгами.
Большой интерес и отклик в душах ребят вызвала наша видеопрезентация «Двадцатилетняя навеки» (О Валентине Бархатовой, нашей землячки). Ребята читали стихи о войне, подарили свои рисунки на военную тему библиотеке, ознакомились с книжными выставками.
Второй год принимаем участие в Международной Акции «Читаем детям о войне» (4кл., 23ч.). Ребята узнали о значении Сталинградской битвы в годы Великой Отечественной для нашей страны, её масштабности и результатах. Каждый участник военных действий, каждый житель города был героем. Примером мужеству служит битва за Мамаев курган, которая длилась 135 суток из всех 200 дней битвы. Склоны кургана были изрыты бомбами и минами.
Затем состоялось громкое чтение «Великое сражени
е на берегах Волги» по рассказам С. Алексеева. Для чтения ребятам были предложены рассказы «Тридцать три богатыря», «Злая фамилия». Все вместе обсуждали главных героев рассказов их героические поступки.
В Сосновской библиотеке прошли мероприятия:
• 3 мая акция «Читаем книги о войне» – среди начальных классов;
• 7 мая в библиотеке провели литературно – музыкальный салон «Песня тоже воевала» для участников клуба «Прикосновение»;
• 8 мая в Сосновской школе состоялась литературно – музыкальная композиция «Неугасима память поколений» для 8-11 классов;
• 8 мая мастер – класс «Рисуем о войне». Дети ( 5-6 классы) рисовали плакаты, а лучшие были представлены на театрализованном празднике «Салют, Победе!»;
• 8 мая – праздничное поздравление ветерана Великой Отечественной войны В. И. Черняка;
• 9 мая театрализованный праздник «Салют Победе!» проходил на площади поселения.
А вечером на стадионе «Алмаз» прогремел праздничный Салют, дискотека, концертная программа. В мероприятиях было задействовано более 200 участников. Всего было обслужено более 500 человек.
В мае Луговской библиотекой были проведены следующие мероприятия:
Оформлены книжные выставки: «Грозно грянула война», «Светлой памяти достойны», «Наши земляки- участники войны», «Войной изломанное детство».
Для детей прошли часы памяти и уроки мужества: «В книжной памяти мгновения войны» (3 кл.18 чел.). Показали папки с Луговчанами героями-фронтовиками. Провели обзор по книгам о войне для детей. Рассказали о подвиге нашего народа во время ВОВ, о Георгиевской ленте. Почитали стихи о войне; «Годы великих испытаний» (5-6 кл. 27 чел.). Рассказали детям о тягостных военных годах испытаний, о тружениках тыла и их кладе в дело Победы. О заключенных в концлагерях.
Громкие чтения в рамках акции «Читаем детям о войне» «Батальонный заяц» (дошк., 27 чел.).
С обучающимися 9 класса в рамках клуба «Ярославна» прошел конкурс чтецов «Была война , была победа..». Победителями стали Булдакова Анастасия , Удодова Александра,Горшкова Анна. Звучали стихи К.Симонова, В.Высоцкого, А. Твардовского и т.д. Слушали песни военных лет.
Подготовили и провели митинг «И помнить страшно.. и забыть нельзя..». Совместно с ДК провели литературно-музыкальную композицию «Эхо войны и память сердца».
Уже несколько лет существует хорошая традиция участвовать в уборке мест захоронений участников войны «Никто не забыт, ничто не забыто».
Поэтому, 9 мая в день Победы сотрудники Неверовской библиотеки провели акцию «Поздравь ветерана с победой!».
Основной целью акции было не только поздравление ветеранов, но главное простое человеческое общение с пожилыми людьми, которым этого порой не хватает больше всего.
Ветеранам вручили поздравительные открытки, живые цветы, пожелали долгих лет жизни и здоровья, побеседовали с ними.
Ребята из клуба «Веселая компания» приготовили для ветеранов поздравления, стихи и поделку, сделанную своими руками – символ мира – голубя с георгиевской ленточкой.
Эти встречи остались в наших сердцах и на памятных фотографиях.
«Не жалейте добрых слов привета
Для больных, усталых стариков.
Чтобы их душа была согрета,
Им не надо слишком много слов.
Иногда достаточно улыбки,
Или просто взгляда добрых глаз,
Чтобы мир их, сумрачный и зыбкий,
Озарился радостью тот час».
Всего посетили 7 ветеранов, приняло участие в акции 15 человек.
Беседа у выставки «И в нашем краю есть герои» проведена для юношества. Всего присутствовало – 12 чел. Ребята узнали о судьбах солдат, прославивших наш край своим мужеством, смелостью, героизмом, а также познакомились с героической биографией последнего участника ВОВ нашего села Лысенко И.А.
Акция «Георгиевская ленточка»- 158 чел. Ежегодно библиотека в память о тех, кто сражался на фронтах Великой Отечественной войны, проводит акцию «Георгиевская ленточка».
В этот день мы поздравляем с днем Победы ветеранов, тружеников тыла, сирот войны, своих читателей и прикрепляем георгиевскую ленточку и символ мира голубя, подготовленного ребятами из клуба библиотеки «Веселая компания». Выражая тем самым: благодарность людям, отдавшим все для фронта, уважение к ветеранам и гордость за Великую Победу.
Всего в мероприятиях посвященных празднованию Дня Великой Победы приняли участие 185 человек.
В преддверии праздника Великой Победы в Любомировской библиотеке, 7 мая, прошёл устный журнал «Страницы подвига война земляка». Перелистнули страницы истории серии краеведческих книг «Это надо живым». В программе Устного журнала были: викторина и рассказ о подвигах Тавричанцев во время Великой Отечественной Войны. Так же, 7 мая, состоялся агитбробег, активное участие в нем приняли как сотрудники школы, администрации сельского поселения, библиотеки, дома культуры так и жители села Любомировка. После пробега по главным улицам села всех желающих ждал горячий чай, праздничный костер и сладкие угощения.
Общее количество участников 28 человек.
8 мая прошла интерактивная библиотечная площадка «Живая книга». Мастер-класс с изготовлением голубей из бумаги «Голубь мира, голубь Победы!» очень увлек ребят. Дети с интересом и усердием складывали подготовленные заранее шаблоны птиц. Много положительных эмоций получили все от проделанной работы. Часть голубей сделанных на мастер классе дети оставили в подарок библиотеке. Голуби были использованы для оформления Выставки «ВОЙНА! Твой горький след и в книгах что на полках». Очень интересным получился сбор пазлов с зашифрованными орденами и медалями Великой Отечественной Войны. Наибольший интерес вызвали Орден Красной звезды и Орден Красного Знамени. Много интересного ребята узнали об этих наградах.
Общее количество участников 32 человека.
Сотрудники библиотеки 9 мая приняли активное участие в различных мероприятиях, прошедших на территории Любомировского сельского поселения посвященные великому празднику Победы. Среди них были Бессмертный полк, который выдвинулся от школы и прошел по центральным улицам к памятнику Воина – героя, в акции «Свеча памяти», которая прошла перед праздничным салютом.
В Пристанской библиотеке была оформлена книжная выставка «Великий май Великой Победы» (для всех категорий читателей).
Урок памяти «По дорогам войны шли мои земляки» прошёл для учащихся 9-10 класса. Присутствовало 16 человек. Представлен материал из альбома «Подвиг ваш бессмертен». Показана презентация «И в вечном карауле память у вечного огня» – о памятниках Пристанского.
Совместно с социальной службой, работниками ДК организован и проведён 9 мая тематический вечер «Нашей памяти вечный огонь» в клубе ветеранов «Надежда», на нём присутствовало 41 человек.
Проведена дискуссия в школе с учащимися 10-11 классов на тему «Оружие Победы». Размышляли старшеклассники над вопросами: можно ли согласиться с тем мнением, что СССР победил в войне только числом, а неумением; как относитесь к военным парадам и т.д. Вспомнили родственников для которых война – это прожитые годы. Присутствовало 16 человек.
4 мая Пристанская библиотека стала участником Международной Акции «Читаем детям о войне», организованной ГБУК «Самарская областная детская библиотека».
Члены клуба «Книговичок» прослушали беседу «Правнукам нашей Победы» и обсудили книгу Алексеев С. «Тульские пряники». Учащиеся 2-3 классов приняли участие в громком чтении рассказы В. Драгунского «Арбузный переулок», К. Паустовского «Приключения жука носорога».
Литературно-музыкальный вечер «Этюды к портрету войны» прошел в библиотеке для молодёжи. Присутствовало 10 человек.
К 9 мая в Карповской библиотеке была оформлена книжная выставка «Ты хочешь мира? Помни о войне», на которой представлены книги и стихотворения о военных годах.
Акция «Читаем детям о войне» прошла в детском саду 4 мая. Были прочитаны книги Паустовского, Белозерова.
В течении недели проходили обзоры «Память о войне нам книга оставляет».
Литературно – музыкальная композиция «Салют Победы не померкнет» прошла 9 мая у мемориала памяти в содружестве со всеми структурами села. Была проведена Акция «Георгиевская ленточка», озвучен репортаж «Воины – карповчане», Акция «Солдатская каша».
23 апреля состоялся час мужества «Подвиг Александра Матросова» (6 класс – 23 человека).
Библиотекарь познакомила ребят с историей подвига Александра Матросова , с книгой «Бессмертное племя матросовцев», а также уроженцем Омской области, повторившем подвиг Матросова, с Героем Советского Союза -Петром Ильичевым. Устный журнал «Страницы истории Великой войны» прошел 27 апреля для учащихся 5 и 9 классов – 32 человека. На мероприятии ребята вспомнили яркие события Великой Отечественной войны, узнали о частях , которые были сформированы в городе Омске в годы войны. Председатель Харламовской ветеранской организации Людмила Владимировна Назаренко рассказала о 30-й отдельной лыжной сибирской бригаде и о судьбе своего дяди Смагина Михаила Максимовича. Он ушел на фронт в составе этой бригады и погиб , участвуя в сражении за город Севск Брянской области.
27 апреля час памяти «Боевой путь Омских дивизий в годы Великой Отечественной войны» (6 класс -22 человека). Ребят познакомили с дивизиями, которые были сформированы в Омске. Подробно остановились на 30-й отдельной лыжной сибирской бригаде, в рядах которой был наш земляк и у которой самый маленький срок существования. После кровопролитной битвы на Брянщине , она была расформирована.
4 мая мы приняли участие в IX Международной акции «Читаем детям о войне», организатором которой является Самарская областная детская библиотека. Состоялось мероприятие Громкие чтения «Подвигу народа жить века» для учащихся 2,4 классов – 48 человек. Читали произведения Ю.Я. Яковлева, В. Драгунского. Гостями нашего мероприятия были: председатель Харламовской ветеранской организации Людмила Владимировна Назаренко, дочь ветерана Великой Отечественной Войны Гордиенко Григория Степановича Гордиенко Екатерина Григорьевна, специалист по работе с молодежью Харламовского сельского поселения Пяткова Анастасия Сергеевна. Все вместе перелистнули мы страницы истории войны, длившейся с 1941 по 1945года, прослушали рассказ о наших земляках – ветеранах, прочли книги о событиях военного времени, почтили память всех, кто сражался против фашизма, минутой молчания.
8 мая прошел час творчества в библиотеке для детей «Салют Победы», где был мастер-класс «Открытка Победы своими руками» (7 человек,1- 6 класс). Библиотекарь провела беседу «Почему мы отмечаем День Победы».
9мая состоялись «Народные гуляния», где работали площадки. В рамках площадки была тематическая полка « Читайте книги о войне».
Библиотекари провели викторину для взрослых «Великая Победа на страницах книг»- 22 человека.
Поэтическое караоке для детей «Стихи Победы». Ребята выбирали стихи, подготовленные библиотекарями на праздничных открытка, и читали их вслух под музыку военных песен. – 25 человек. Каждый читающий получил сладкий приз.
Игровая программа «Дороги Победы» для детей и подростков, была проведена совместно с специалистом по работе с молодежью Харламовского сельского поселения Пятковой Анастасией Сергеевной. – 12 человек. Ребята отвечали на вопросы викторины, выполнили тест « Великие битвы» (расставить в хронологическом порядке), из списка «Оружие» выбрали то, которое использовалось в годы Великой Отечественны войны, отгадали загадки. Закончилось мероприятие чаепитием.
Также были подготовлены и проведены совместно с специалистом по работе с молодежью Харламовского сельского поселения Пятковой Анастасией Сергеевной спортивные игры: бросание гранаты, выбей противника, переход через «болото», передай секретный пакет, доставка груза. Все ребята получили сладкие угощения. -24 человека.
7 мая в Прииртышском Доме культуры состоялся вечер – «Весна похожа на победу!». На вечере прозвучали стихи и песни о ВОВ. В ходе вечера провели демонстрацию слайд – фильма «Наши земляки в ВОВ». Рассказано в фильме и о труженицах тыла в годы войны, их роль неоценима для победы над фашисткой Германией.
В заключение вечера участники художественной самодеятельности и все присутствующие в зале хором спели песню «День Победы».
На высоком уровне прошло 9 мая – празднование 73-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне, праздник проводился в несколько этапов, с утра до позднего вечера.
В нашем селе организованно прошло шествие «Бессмертного полка», возглавляли шествие ветераны труда, несущие баннер «Бессмертный полк», продолжали колонну школьники, несущие свой баннер. В нынешнем году число участников «Бессмертного полка» значительно возросло. Это трогательное, незабываемое, патриотическое шествие проводилось у нас второй раз.
Одним из ярких моментов было проведение народного гуляния «Этот День Победы!», которое проходило на площади у ДК. Праздничный колорит придавало тематическое украшение площади. На крыльце ДК звучали песни военных лет в исполнении участников художественной самодеятельности. Стало традицией угощать жителей села «Фронтовой кашей», которая готовилась на костре в большом казане. И взрослые, и дети с нетерпением ждут этого момента, когда каша будет готова. Дети не по одному разу подходят за добавкой.
А вечером на стадионе собралось всё село, чтобы посмотреть праздничный салют, посвященный этому знаменательному событию.
«Герои-сверстники в годы Великой Отечественной войны»
В преддверии самого главного праздника нашего народа – Великого Дня Победы, – мы с особым чувством благодарности вспоминаем тех, кто защищал нашу родину от коричневой чумы.
«Герои-сверстники в годы Великой Отечественной войны» разработан в виде литературно-музыкальной композиции, с элементами беседы. Весь урок сопровождается мультимедийной презентацией. В ходе урока используется музыкальное сопровождение:
— Песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача); — Песня «Блокада» в исполнении детей; — Песня «Солнечный круг» (муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина) в исполнении детей
Совместно с Юнаармейцами нашей школы к Уроку Мужества обучающиеся своими руками изготавливают подарки и поздравительные открытки ветеранам.
Активное участие детей в процессе урока, наглядность, музыкальное сопровождение помогают обучающимся более конкретно и зримо прочувствовать события далеких военных лет. Растет их интерес к историческому прошлому нашего народа, формируются гордость за подвиги своих ровесников и готовность со временем встать на защиту Отчизны.
Цель Урока Мужества: формирование у детей чувства патриотизма, воспитание любви к Родине, гордости за победу нашего народа в Великой Отечественной войне.
Обогатить знания детей об историческом прошлом нашего народа;
Раскрыть роль советских детей в борьбе с фашистской чумой;
Вызвать интерес к дальнейшему изучению истории своей страны;
Способствовать формированию положительных эмоций обучающихся, вызвать яркий эмоциональный отклик на озвученные в ходе урока события Великой Отечественной войны.
детские рисунки на тему «Война глазами детей», праздничные плакаты к 9 Мая, заранее изготовленные детьми, стенды с портретами пионеров-героев.
Формирование у обучающихся стремления равняться на положительные примеры служения своему Отечеству, обогащение их знаний о героическом прошлом России.
Ход Урока Мужества
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы проводим Урок Мужества, который посвящен самому главному празднику в нашей стране. Ребята, какой праздник отмечает наша страна 9 Мая?
Правильно. В этот день весь наш народ отмечает очередную годовщину Великой Победы над фашизмом. Мы с вами знаем и помним о мужестве солдат, грудью защищавших страну, о подвигах партизан в немецком тылу, о беспримерном труде женщин, заменивших мужчин на заводах и фабриках. А сегодня мы поговорим о детях, которые помогали во время войны взрослым и приближали нашу Победу.
22 июня в 4 часа утра фашистская германия без объявления войны напала на нашу Родину.
Он хотел людей свободных Превратить в рабов голодных, Навсегда лишить всего. А упорных и восставших, На колени не упавших, Истребить до одного!
Фонограмма песни «Священная война» (муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача);
(на фоне компьютерной презентации) Война изменила судьбы людей, разрушила их мечты, обагрила кровью и слезами мальчишек и девчонок. Разве можно передать словами, что чувствовала маленькая девочка, на глазах которой разорвало бомбой ее маму. А как представить голодного ребенка в блокадном Ленинграде, который варит в котелке суп их кожаного ботинка?
Я прочту отрывок из стихотворения поэта Константина Симонова, написанного им в первые дни войны.
Майор привёз мальчишку на лафете. Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней. Его везли из крепости, из Бреста, Был исцарапан пулями лафет. Отцу казалось, что надёжней места Отныне в мире для ребёнка нет. Отец был ранен, и разбита пушка. Привязанный к щиту, чтоб не упал, Прижав к груди заснувшую игрушку, Седой мальчишка на лафете спал.
Ребята, разве бывают дети с седыми волосами? Отчего поседел этот мальчик?
началась война, фашисты напали на нашу землю. Мальчик поседел от горя: он потерял маму, фашисты ранили его отца, он лишился своего дома.
Да, ребята. Началась самая страшная война для нашей Родины – Великая Отечественная война, которая продолжалась долгих четыре года. Мужчины ушли на фронт, нужно было с оружием в руках защищать свою страну. А кто остался в тылу, дома?
Женщины, старики и дети.
(на фоне компьютерной презентации) 27 миллионов советских людей погибло в этой страшной войне. Гибли взрослые, погибали от взрывов, голода и холода дети, Но наш народ перенес все мучения и страдания. В суровое военное время дети наравне со взрослыми встали к станкам, пахали землю, шили одежду для солдат, валили лес, рыли окопы.
(на фоне компьютерной презентации)Давайте вместе вспомним о блокаде Ленинграда. В голодном, холодном городе, который беспрерывно обстреливался немцами мальчишки и девчонки продолжали учиться, наравне со взрослыми тушили пожары, обезвреживали зажигательные снаряды, дежурили на чердаках и крышах. Я предлагаю всем вместе спеть песню «Блокада» о борьбе детей осажденного Ленинграда с голодом, холодом и врагами.
Исполняется песня «Блокада» (
В далеком, тревожном военном году,Под гром батарей у страны на виду.Стояли со взрослыми рядомМальчишки у стен Ленинграда.На парте осталась раскрытой тетрадьНе выпало им дописать, дочитать,Когда навалились на городФугасные бомбы и голод.И мы никогда не забудем с тобой,Как наши ровесники приняли бой.Им было всего лишь двенадцать Но были они ленинградцы! В суровую военную пору многие дети становились воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали.
Горнили к бою трубы полковые, Военный гром катился над страной. Вставали в строп мальчишки боевые На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели, Во всём полку сапог не подобрать, Но всё равно, в боях они умели Не отступать и побеждать!
Ребята, сейчас я расскажу вам о подвигах только нескольких мальчиков и девочек, которые отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.
(на фоне компьютерной презентации)Леня Голиков родился в Новгородской области. Когда враги захватили его родное село, мальчик ушел в партизаны. Он ходил в разведку, приносил в отряд важные сведения, взрывал немецкие эшелоны с солдатами и оружием. Однажды мальчик убил вражеского генерала и забрал его портфель с очень важными документами, которые сразу отправили в Москву. За этот подвиг Леня стал Героем Советского Союза.
Медалью «За боевые заслуги» мальчик был награжден за спасение раненого товарища во время взрыва поезда с немецкой боевой техникой.
Во многих боях Леня участвовал плечом к плечу со взрослыми. Но зимой 1943 года он погиб в неравном бою с немцами под селом Острая Лука.
(на фоне компьютерной презентации) Марат Казей родился и жил в Белоруссии. Немцы ворвались в родную деревню, школу превратили в солдатскую казарму, жгли дома, убивали жителей. Вскоре за связь с партизанами немцы схватили и повесили маму Марата. Вместе с сестрой Адой он ушел в лес к партизанам, где стал разведчиком.
Марат проникал во вражеские гарнизоны, доставлял в отряд ценнейшие сведения, минировал железные дороги, участвовал в боях с немцами. Погиб Марат, как солдат, в бою. Он сражался до последнего патрона, а потом гранатой взорвал себя и окруживших его врагов.
За храбрость и отвагу, проявленные в боях, Марат Казей награждён медалями “За боевые заслуги”, “За отвагу”, орденом Отечественной войны 1 степени, а посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Отгремела война, Над страной тишина, Но мальчишка с гранатой не спит. Он всегда начеку, Встал, готовый к броску, Он из бронзы навечно отлит.
(на фоне компьютерной презентации) Валентин Котик родился в селе Хмелевка Хмельницкой области.
Когда пришли враги, Валя вместе с друзьями стал собирать на местах боев оружие и переправлять его партизанам. Местные коммунисты сделали его связным и разведчиком подпольной организации. Валя предотвратил карательную экспедицию немцев против партизан. Когда начались аресты, он вместе с мамой и братом ушел в партизаны. Участвовал в диверсиях на железной дороге, сжигал немецкие склады с оружием и продовольствием. Был дважды ранен. При освобождении города Славуты Валя получил смертельное ранение в живот.
Посмертно Валентин Котик награждён орденом Отечественноё войны 2-й степени, а в 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.
У карателей – автоматы и заправлена форма старательно. Это звери – а не солдаты, но без страха пошёл на карателей Валя Котик, их выследил смело: и фашистский Главарь был убит. За геройство, за правое дело Вале – Памятник бронзой горит!
(на фоне компьютерной презентации) Ленинградская пионерка Зина Портнова приехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Здесь и застала ее война. Девочка вступила в молодежную подпольную организацию «Юные мстители», вместе с друзьями распространяла листовки, вела разведку, устраивала диверсии против немцев.
Когда Зину устроили официанткой в немецкую столовую, она сумела подсыпать отраву в суп, и более ста немецких офицеров, обедавших там, отравились и погибли. Пришлось уйти в лес к партизанам, где Зина стала разведчицей. Однажды, возвращаясь с задания, девочка попала в засаду. В тюрьме ее пытали, жестоко избивали, но Зина молчала и никого не выдала. Во время одного из допросов, ей удалось схватить пистолет, застрелить немецкого офицера и убежать. Когда кончились патроны, немцы схватили Зину и расстреляли. Посмертно ей присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
(на фоне компьютерной презентации) Вася Коробко родился на Украине. Когда фронт подошел к родной деревне Васи, он подносил патроны советским бойцам, сдерживавшим натиск немецких войск. Из захваченной фашистами школы, мальчик сумел вынести пионерское знамя и спрятать его. Вася стал отважным партизаном, разведчиком в самом логове врага: топил печи в немецком штабе, добывая ценные сведения о врагах. Вместе с друзьями-партизанами Вася уничтожил девять эшелонов с оружием, сотни гитлеровцев.
В одном из боёв он был сражён вражеской пулей. За мужество в борьбе с фашистами Вася был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны” 1 степени.
Жизнь яркую, за срок такой короткий, Сумел прожить Василий Коробко, И на могиле Васиной, берёзки, Листвой шумят: «Мы помним, Вася, всё». Не можем мы забыть таких героев, Которые, с фашистскою чумой, Сражались и, пожертвовав собою, За Родину пошли в последний бой.
(на фоне компьютерной презентации) Когда фашисты захватили город Минск, Люсе Герасименко не исполнилось еще 11 лет. Отец девочки возглавил в городе подпольную организацию, и она стала активно помогать отцу: дежурила во дворе, когда шло заседание подпольщиков, доставляла важные донесения, расклеивала листовки на стенах домов, проносила их на завод, где работал отец.
В семье Герасименко несколько дней скрывался секретарь одного из подпольных райкомов партии, и его связь с товарищами поддерживалась через Люсю. Отвага девочки, ее выдержка поражали даже взрослых.
Имя юной патриотки навечно записано в Книгу почёта Белорусской республики. В одном из залов музея ВОВ в Минске висит её портрет.
Мы в жизни, мой друг и ровесник, Дорогой героев пойдем. Подвиги их мы запомним, как песню, И сами ее допоем!
(на фоне компьютерной презентации):
Мы вас помним, солдаты! Пусть известны не все имена, Но войны той жестокой раскаты Не умолкнут во все времена.
Чашу страданья испив всю до дна, Вы из жизни ушли молодыми, Но в памяти нашей на все времена Останетесь вечно живыми!
Неугасима память поколений И память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим.
Прошу почтить минутой молчания память погибших в годы Великой Отечественной войны.
Зажигаются Георгиевские свечи.
(на фоне компьютерной презентации) Мы живем в веке. Основная наша задача – сберечь мир на планете Земля. Мы не хотим, чтобы свистели снаряды, чтобы гибли люди от свинца, голода и холода, чтобы горели города и села. Никогда не угаснет наша память о тех, кто грудью защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны!
Счастье Родины – мир и свобода, Нерушимы они, как гранит. Майский день сорок пятого года Наша память надежно хранит!