Пилот Второй мировой войны и 4 аса Великой Отечественной войны

Пилот Второй мировой войны и 4 аса Великой Отечественной войны ЮнАрмия

Примерное время чтения: 7 минут



Сюжет 70 лет Великой Победе

Пилот Второй мировой войны и 4 аса Великой Отечественной войныПеред нападением на СССР военно-воздушные силы фашистской Германии не рассматривали советских лётчиков в качестве серьёзных противников. В Люфтваффе было принято считать, что неприятности немецким асам может создать лишь вражеская ПВО. Впрочем, вскоре после агрессии гитлеровцам пришлось кардинально поменять своё отношение к советским лётчикам. Наша авиация оказала захватчикам такой отпор, который нацисты не встречали нигде в Европе.

Смотрите в инфографике АиФ.ru, кто из советских лётчиков-асов сбил больше всего немецких самолётов.

Пилот Второй мировой войны и 4 аса Великой Отечественной войны

Нажмите для увеличения

В феврале 1934 года во льдах погиб советский пароход «Челюскин». 104 человека, успевшие покинуть гибнущее судно, оказались вдалеке от населенных пунктов, в ледовом лагере у побережья Чукотки.

Спасти людей в этих условиях было почти невозможно. Единственной надеждой на спасение стала авиация. Советские летчики сделали практически невозможное — в тяжелейших погодных условиях они сумели вывезти в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 160 км от места ледовой стоянки, всех челюскинцев.

Пилот Второй мировой войны и 4 аса Великой Отечественной войны

Не имеющий аналогов подвиг советское правительство решило отметить особенной наградой. 16 апреля 1934 года ЦИК СССР особым постановлением учредил «высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза».

20 апреля 1934 года состоялось награждение — первыми Героями Советского Союза стали Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин.

В 1930-х годах «сталинские соколы» были такими же любимцами страны, какими впоследствии стали космонавты. Но с течением времени герои 1930-х стали уходить в тень. Как же сложилась дальнейшая судьба первых Героев Советского Союза?

Василий Сергеевич Молоков, Герой Советского Союза полярный летчик, принимавший участие в экспедиции по спасению экипажа ледокола «Челюскин».

Василий Сергеевич Молоков, Герой Советского Союза, полярный летчик, принимавший участие в экспедиции по спасению экипажа ледокола «Челюскин». Фото: РИА Новости/

«Огненный таран» Николая Гастелло: как пилот луганской школы стал героем Великой Отечественной войны

9 мая 2023 8:30

Герой войны Николай Гастелло учился на пилота в Луганске

Портрет Гастелло в луганском музее

11 школа пилотов, созданная в 1930-е годы в Ворошиловграде (так раньше назывался Луганск), выпустила за свою историю много доблестных летчиков. Бессмертную славу получил экипаж командира Гастелло – его имя появилось в сводке Совинформбюро в первые дни Великой Отечественной войны и облетело весь мир. Героя чтят и очень любят в Луганске. В сквере рядом со школой имени Берегового есть сквер имени Николая Гастелло, в котором стоит его памятник. Сама новая школа находится в корпусе бывшей школы пилотов, ставшей потом военным училищем летчиков, известной на весь Советский Союз. Именно в ней почти сто лет назад учился Николай Гастелло.

Родился будущий летчик Николай Гастелло 6 мая 1907 года в Москве, в семье рабочих. Семья Николая переехала в Муром, где Николай начал свою трудовую деятельность на заводе, овладев несколькими профессиями: столяра, литейщика, токаря и слесаря инструментальщика. Именно в то время у него зародились мечты о профессии летчика. Гастелло с детства увлекался авиамоделизмом, а потом твердо решил стать военным летчиком. В 1930 году Николай уехал в Москву, а через полтора года по специальному набору коммунистов в авиационные школы попал в 11 школу пилотов в Ворошиловграде. За время обучения Гастелло зарекомендовал себя отличным и дисциплинированным курсантом, показавшим себя несмотря на недостаточную общеобразовательную подготовку в сравнении с товарищами, одним из лучших слушателей первой эскадрильи, в которой он учился.

Памятник летчику в Луганске

В 1932 году Гастелло впервые поднялся вместе с инструктором в воздух на самолете У-2, а через два месяца совершил на нем свой первый самостоятельный полет. Перед выпуском из школы пилотов он писал своей сестре: « Родина дала мне возможность стать летчиком. С благодарностью к своей Отчизне я вступаю в самостоятельную жизнь. Думаю, что не останусь в долгу и сумею стать полезным человеком!».

Николай Гастелло стал одним из 10 лучших курсантов, окончивших в 1933 году пилотную школу Луганска. Летчик поразил всех своим мастерством на выпускном экзамене по пилотированию истребителя И-5, после чего руководство школы рекомендовало направить Гастелло для дальнейшего прохождения службы в истребительную авиацию. Но Николай мечтал о службе в тяжелой авиации, поэтому тут же на аэродроме обратился к командованию с просьбой о направлении его в бомбардировочную авиацию.

Документы Гастелло сохранились в музее Луганска

— Моя мечта – тяжелая авиация, большие корабли, — говорил Гастелло.

Его просьба была удовлетворена. Свое боевое крещение летчик прошел в боях с японскими захватчиками у реки Халхин- Гол – там его самолет был подбит. Выполняя приказ командира, Гастелло катапультировался, комиссар, бывший командиром экипажа, погиб.

Летчик совершенствовал свое мастерство, его героем был Валерий Чкалов. Летать по-Чкаловски было девизом Николая Гастелло. Незадолго до нападения Германии на СССР пилот был назначен командиром эскадрильи – крепкого, сплоченного коллектива, получившего высокую оценку командования по результатам боевой подготовки. Летчик пользовался большим уважением своих подчиненных, был требовательным, но спокойным и уравновешенным командиром. Отличительной чертой экипажа было то, что все летчики умели исполнять обязанности штурманов и техников, хорошо знали моторы и бортовое оборудование, а все штурманы умели летать, стрелки знали материальную часть самолета, техники знали пулеметы.

Первый вылет Николая Гастелло в Великую Отечественную войну состоялся 22 июня. Во главе «девятки» он получил задание нанести удар по врагу в районе Бреста. Ему был присвоен позывной «Буря». В этом вылете был подбит немецкий самолет, а летчик взят в плен.

26 июня в 10 часов утра Гастелло во главе «девятки» вылетел бомбить аэродром гитлеровской авиационной части на самолете ДБ-3. На дороге Молодечно-Радошковичи экипаж обнаружил вражеские танки. Долетев до цели, самолет сбросил бомбы на замаскированный аэродром врага. Во время ухода от цели наш самолет был подбит: снаряд попал в топливный бак и машину быстро охватил огонь. Оставалось одно – катапультироваться, но тогда экипаж приземлился бы в расположении врага. Верные воинскому долгу и презирающие плен командир Гастелло и экипаж самолета – Николай Скоробогатый, лейтенант Анатолий Бурденюк, и старший сержант Калинин приняли решение не оставлять машину.

Экипаж Николая Гастелло

В сообщении Совинформюро о подвиге Гастелло говорится: « Героический подвиг совершил командир авиаэскадрильи Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолета. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и бензиновых цистерн. Десятки немецко-фашистских машин и цистерн взорвались вместе с самолетом героя»

Имя легендарного Гастелло стало символом бесстрашия, мужества и героизма. Указом Верховного Совета СССР 26 июня 1941 года Николаю Гастелло посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Члены экипажа были награждены орденом Отечественной войны I степени посмертно.

Свой подвиг Николай Гастелло совершил сознательно, потому что был уверен, что так нужно для победы. Момент «огненного тарана» видели советские боевые летчики, а также жители деревни Декшняны, сохранившие останки сожженного самолета ДБ-3. В родной авиашколе о подвиге Гастелло узнали на другой день и решили мстить за погибшего командира.

Награды героя

В дальнейшем подвиг Николая Гастелло – «огненный таран», повторяли ворошиловградские летчики, выпускники авиационного училища, которое закончил Гастелло, а также другие советские пилоты. В Белоруссии, на месте гибели экипажа, Гастелло был возведен памятник, в память о советских героях, отдавших свою жизнь за свободу своей страны. В каждом городе бывшего Советского Союза есть улица, получившая свое имя в честь героя, пожертвовавшего своей жизнью ради Родины.

Есть такая улица и в Луганске, а еще на территории военного городка ВВАУШ, там где когда-то начинал свой профессиональный путь известный летчик, есть сквер и памятник в его честь. А в новой школе, которая находится на территории бывшего летного училища, есть музей, в котором хранится память о выпускнике 11 школы пилотов Николае Гастелло, прославившем ее своим подвигом на весь мир.

Мы собрали факты о советских асах, сбивших наибольшее количество вражеских машин.

Дважды герой Советского Союза, сбил лично 47 самолетов противника и 13 — в группе.

Попков закончил летное училище в «звездном» выпуске: вместе с будущими асами — Кожедубом, Лавриненковым, Боровых, Лихолетовым. На фронт молодого человека отправили в 1942 году. Он попал в 5-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Рассказывают, что добравшись до аэродрома на перекладных, Попков не смог удержаться и забрался в незнакомый ему самолет ЛаГГ-3, где и был обнаружен часовым. Командир предложил шустрому парню летать ему на подсменку. 

Первую победу Попков одержал в июне 1942-го, окрестностях города Холм — все на том же ЛаГГ-3 он сбил бомбардировщик Do-217. Незадолго до этого он нарушил летную дисциплину, проявил себя как лихач и был назначен вечным дежурным по кухне. В тот день над аэродромом появились два Do-217 и два прикрывавших их Ме-109. Попков, прямо в фартуке, вскочил в самолет и, с первого же захода, сбил один «Дорнье». Командир полка только и сумел сказать: «Что же ты еще и «Мессеров» не прихватил?». Так молодому летчику вновь открыли дорогу в небо. 

Попков вспоминал, что в августе того же года он сбил одного из известнейших фашистских асов. Это было под Сталинградом. Герман Графа, ас Люфтваффе, на тот момент имел 212 побед. Он провел несколько лет в советских лагерях и вернулся в Германию убежденным антифашистом. 

Трижды герой Советского Союза, имеет в послужном списке 64 победы. Летал на самолетах Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7, Ил-2, МиГ-3. Первый воздушный бой Кожедуб провел на Ла-5 в марте 1943 года. В паре с ведущим, он должен был охранять аэродром, но взлетев, летчик потерял из вида второй самолет, получил повреждения от противника, а затем попал еще и под свою зенитную артиллерию. Кожедуб с трудом посадил самолет, в котором насчитали более 50 пробоин.

После неудачного боя летчика хотели перевести в наземную службу. Однако он твердо решил вернуться в небо: летал связным, изучал опыт прославленного истребителя Покрышкина, у которого перенял формулу боя: «Высота — скорость — маневр — огонь». В своем первом бою Кожедуб потерял драгоценные секунды на распознавание напавшего на него самолета, поэтому он много времени потратил на запоминание силуэтов воздушных судов.

Получив назначение заместителем командира эскадрильи, Кожедуб принял участие в воздушных боях на Курской дуге. Летом 1943 года он получил свой первый орден Боевого Красного знамени. К февралю 1944-го количество сбитых Кожедубом самолетов превысило три десятка. Летчику присвоили звание героя Советского Союза.

Рассказывают, что Кожедуб очень любил свои самолеты, считал их «живыми». И ни разу за всю войну не покинул свою машину, даже горящую. В мае 1944 года ему передали особый самолет Ла-5 ФН. Пчеловод сельхозартели «Большевик» Бударинского района Сталинградской области Василий Викторович Конев перечислил свои личные сбережения в Фонд обороны и попросил построить на них воздушное судно имени своего погибшего племянника — летчика-истребителя, героя Советского Союза Георгия Конева. На одном из бортов самолета написали: «Имени подполковника Конева», на втором — «От колхозника Конева Василия Викторовича». Пчеловод попросил передать воздушное судно самому лучшему летчику. Им оказался Кожедуб.

В феврале 1945 года ас сбил немецкий реактивный истребитель Ме-262, а последние вражеские воздушные суда атаковал в апреле. В общей сложности Кожедуб совершил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев.

Пилот Второй мировой войны и 4 аса Великой Отечественной войны

<rg-embed data-id="282916" code="
$.ajaxSetup({scriptCharset: "utf-8" , contentType: "application/json; charset=utf-8"}); $.getJSON(‘http://outer.rg.ru/plain/photos/code_tile.php?photorep_id=b6c953b4&count=6&rand=cont&callback=?’, function(data){ $("#tile_b6c953b4").html(»); $.each(data, function(index, value) { $("#tile_b6c953b4").append(value);}); $(function() { add_href_photo_article(); }); });
«>

Трижды герой Советского Союза, сбивший лично 59 вражеских самолетов и шесть воздушных судов — в группе. Летал на МиГ-3, Як-1, P-39, «Аэрокобре».

Гений летного дела получил боевое крещение в первые дни войны. Тогда он был замкомандира эскадрильи 55-го авиаполка. Произошло недоразумение: 22 июня 1941 года Покрышкин подбил советский ближний бомбардировщик Су-2. Самолет приземлился на фюзеляж в поле, пилот выжил, но погиб штурман. Покрышкин позднее признавался, что просто не опознал самолет: «Сухие» появились в военных частях прямо перед войной.

Про Юнармию:  Крейсер аврора размеры

Но уже на следующей день летчик отличился: сбил, во время разведывательного полета, истребитель Мессершмитт Bf.109. Это была первая боевая победа Покрышкина. А 3 июля его сбила над Прутом зенитная артиллерия. К тому времени летчик одержал не менее пяти побед.

Будучи в госпитале, Покрышкин начал делать заметки в тетради, которую озаглавил «Тактика истребителей в бою». Именно в ней была описана его наука побеждать. Многие боевые и разведывательные вылеты Покрышкина были уникальными. Так, в ноябре 1941 года он, в условиях ограниченной видимости (кромка облаков опустилась до 30 метров), добыл сведения о танковых дивизиях в районе Ростова. Накануне наступления 1942 года летчика удостоили ордена Ленина. Тогда он уже был дважды сбит и имел 190 боевых вылетов.

В воздушном сражении на Кубани весной 1943 года Покрышкин впервые широко применил боевой порядок «Кубанская этажерка», который позже распространили во все истребительные авиаподразделения. У летчика было много оригинальных тактик, позволяющих победить в бою. Например, он придумал выход из-под удара противника на вираже нисходящей «бочкой», с потерей скорости. Противник после этого оказывался на прицеле.

К концу войны Покрышкин был самым известным на фронтах летчиком. Тогда была распространена фраза: «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе!». Немцы на самом деле оповещали пилотов о полетах русского аса, предупреждая о том, что нужно быть осмотрительными, набрать высоту, чтобы не рисковать. До конца войны знаменитый летчик был единственным трижды героем Советского Союза: третью «Золотую звезду» ему вручили 19 августа 1944 года, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед. Георгий Жуков стал трижды героем 1 июня, а Иван Кожедуб — 18 августа 1945 года.

К концу войны Покрышкин совершил более 650 боевых вылетов и принял участие в 156 воздушных боях. По неофициальным данным, побед у аса было больше — до ста.

Пилот Второй мировой войны и 4 аса Великой Отечественной войны

<rg-embed data-id="282915" code="
$.ajaxSetup({scriptCharset: "utf-8" , contentType: "application/json; charset=utf-8"}); $.getJSON(‘http://outer.rg.ru/plain/photos/code_tile.php?photorep_id=8eb86a93&count=6&rand=cont&callback=?’, function(data){ $("#tile_8eb86a93").html(»); $.each(data, function(index, value) { $("#tile_8eb86a93").append(value);}); $(function() { add_href_photo_article(); }); });
«>

Дважды герой Советского Союза. лично сбил 57 вражеских самолетов и четыре воздушных судна — в группе. Летал на самолетах Як-1, Ил-2, Ла-5, Ла-7, P-39, «Аэрокобре».

В начале войны Гулаева направили на противовоздушную оборону одного из промышленных центров, расположенных далеко от линии фронта. Но в марте 1942-го его, в числе десяти лучших летчиков, отправили на оборону Борисоглебска. 3 августа Гулаев принял первый бой: взлетел без приказа, ночью, сбил немецкий бомбардировщик «Хейнкель». Командование объявило летчику взыскание и тут же представило к награде.

В феврале 1943-го Гулаева направили в 27-й истребительный авиаполк, в составе которого за год он сбил более 50 вражеских самолетов. Он был на редкость результативным: в день сбивал до пяти самолетов. В их числе были двухмоторные бомбардировщики 5 Не-111 и 4 Ju-88; корректировщики FW-189, пикировщики Ju-87. У других же летчиков фронтовой авиации в послужных списках были, главным образом, сбитые истребители.

На Курской дуге, в районе Белгорода Гулаев отличился особо. В первой своей схватке, 14 мая 1943 года, летчик в одиночку вступил в бой с тремя бомбардировщиками Ju-87, которых прикрывали четыре Ме-109. На малой высоте Гулаев сделал «горку» и сбил с первой очереди сначала ведущего, а затем еще одного бомбардировщика. Летчик попытался атаковать третий самолет, но у него закончились патроны. И тогда Гулаев решился идти на таран. Левое крыло Як-1, на котором он летел, ударило по плоскости Ju-87. Немецкий самолет развалился. Як-1, потеряв управление, вошел в штопор, но Гулаев смог его выровнять и посадить. Свидетелями подвига были пехотинцы 52-й стрелковой дивизии, которые вынесли раненого, как они думали, летчика из кабины на руках. Однако Гулаев не получил ни царапины. В полку он ничего не рассказал — о том, что он сделал, стало известно спустя несколько часов, после донесения пехотинцев. После того, как летчик посетовал, что остался «безлошадником» ему выдали новый самолет. А позже наградили орденом Красного Знамени.

Последний боевой вылет Гулаев совершил с польского аэродрома Турбя 14 августа 1944 года. Три дня подряд накануне он сбивал по одному самолету. В сентябре аса в принудительном порядке отправили на учебу в Военно-воздушную академию. В авиации он прослужил до 1979 года, пока не вышел в отставку.

Всего Гулаев совершил 250 боевых вылетов и 49 воздушных боев. Его производительность считалась рекордной.

Советские асы составляли примерно три процента от общего количества летчиков. Они уничтожили треть самолетов противника. 27 летчиков были удостоены звания дважды и трижды герой Советского Союза. Во время войны они одержали от 22 до 62 побед и сбили, в общей сложности, 1044 воздушных судна.

Восемь выдающихся советских летчиков-асов Великой Отечественной войны

12 ноября 2013 19:45

Всего за годы войны Александр Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе.

Всего за годы войны Александр Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе.

19 августа 1944 года известнейшему летчику-асу, полковнику Александру Покрышкину была вручена третья медаль Золотая Звезда, и он стал первым в истории страны трижды Героем Советского Союза. Награда была полностью заслуженной.

Александр Покрышкин — сибиряк, родился в 1913 году в городе Новониколаевск (ныне Новосибирск) в рабочей семье. В 1930 году поссорившись с отцом, ушел из дому и поступил в техникум, а вскоре добровольно записался в армию. Сначала учился на авиационного механика, все его рапорты о переводе на курсы летчиков получали отказы. Знание авиатехники «на зубок» очень помогло ему потом — на фронте.

Во время отпуска зимой 1938 года Покрышкин втайне от начальства исполнил заветную мечту — прошёл годовую программу гражданского пилота всего за 17 дней, что автоматически делало его годным к поступлению в Качинскую лётную школу. Выпустился с высшими оценками в 1939 году, и отправился к месту службы – в один из истребительных полков.

Сначала Александр Покрышкин летал на МиГах, позже — на американской «Аэрокобре», поставленной по ленд-лизу. На ней он и одержал большинство своих воздушных побед. Летчик-ас быстро рос в званиях, летом 1944 года возглавил 9-ю гвардейскую авиадивизию. Официально Александр Покрышкин сбил 59 самолетов противника – лично и 6 в группе, еще 15 официальных побед одержанных в 1941 году не вошли в его счет – во время бомбежки сгорели наградные документы в штабе авиаполка.

Войну Покрышкин закончил под Берлином. На Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года летчик был почетным знаменосцем, представлявшим войска 1-го Украинского фронта.

После войны Александр Иванович остался в армии и дошел до звания Маршал авиации.

Брат за брата. Дмитрий и Борис Глинки

Дмитрий Глинка.

Юность Бориса Борисовича не предвещала великого будущего. Подростком он работал на шахте, как и его отец. Поворотным пунктом в жизни юного горняка стала запись в аэроклуб, куда в те времена принимали всех. И молодежь, надо сказать, валила туда валом. Но Глинка выделялся из массы мальчишек и девчонок с горящими глазами, выполнявших лозунг партии «Комсомолец — на самолет!». Вскоре парень поступил и окончил школу Гражданского воздушного флота, а затем и военное Одесское училище.

К июню 1941 года он был уже вполне подкован, чтобы во фронтовом небе встретиться с врагом. Младший брат Дмитрий пошел по его стопам и тоже стал военным летчиком. Любовь и соперничество, вот как можно было определить отношения братьев-асов. Старший принял первый бой еще летом 41-го и считался матерым истребителем, а вскоре перетянул к себе в полк – под свое крыло, поближе, — и младшего брата. Младшенький в первом же бою показал характер – сбил три немецких самолета, но был сбит сам.

Борис Глинка.

Выбросившись с парашютом, контуженный доковылял до своих. Вскоре — вновь в строю.

К маю старший Борис был уже адъютантом эскадрильи 45-го истребительного авиаполка 216-й смешанной авиадивизии с двумястами боевыми вылетами, а на его фюзеляже красовались 10 звезд за каждый сбитый немецкий самолет.

Младший и отстал, и обогнал — всего 146 вылетов, зато 15 сбитых «немцев». Свои Звезды Героев братья получили практически одновременно – 24 апреля и 24 мая. Цифра 24 вообще была для семьи счастливой — 24 августа того же 1943 года Дмитрий Глинка стал дважды Героем. Оба прошли всю войну, оба остались живы. На счету Бориса 30, а Дмитрия – 50 самолетов сбитых самолетов противника.

После войны дороги братьев разошлись, хотя оба остались в составе ВВС. Старший попал в Центр подготовки космонавтов, младший окончил академию и командовал полком.

Легенда на крыльях. Иван Кожедуб

Пилот Второй мировой войны и 4 аса Великой Отечественной войны

Наиболее результативный летчик-ас всех сил союзников во Второй мировой войне родился в 1920 году в селе Ображиевка Черниговской губернии в семье крестьянина. Ивана тянуло к небу, сначала он занимался в местном аэроклубе, а в возрасте 20 лет вступил в ряды Красной Армии. В том же 1940 году закончил знаменитую Чугуевскую авиашколу и остался в ней в качестве инструктора. В грозном фронтовом небе самолет Кожедуба появился только в 1943 году. Первый бой едва не стал последним – меткой очередью Мессершмит-109 вывел из строя Ла-5 нашего героя. Иван чудом посадил самолет, но затем вынужден был летать на чем придется, на любых свободных самолетах в эскадрилье. Его даже хотели отправить на службу не связанную с полетами – командир полка заступился. И не прогадал. На Курской дуге, совершая 40-й боевой вылет Кожедуб сбил свой первый официально подтвержденный самолет – фашистский бомбардировщик «Юнкерс». Назавтра еще один «бомбер», дымя, рухнул на землю под очередями Ивана. Почувствовав вкус к победе, спустя день летчик «приземлил» сразу два немецких истребителя.

Всю свою боевую карьеру Кожедуб воевал на отечественных самолетах конструкции Лавочкина — сначала на Ла-5, затем на Ла-7. Первый, кстати, был построен на деньги колхозника-пчеловода из Сталинградской области. Всего трижды Герой Советского Союза Кожедуб сбил 62 немецких самолета, последний – 17 апреля 1945 года под Берлином. В 1985 году Кожедубу было присвоено звание Маршала авиации.

Душа истребителя. Александр Клубов

Пилот Второй мировой войны и 4 аса Великой Отечественной войны

Сын матроса с «Авроры» Александр Клубов с детства мечтал о карьере летчика, окончил военно-воздушное училище и к началу войны служил на Кавказе. Первый бой младший лейтенант Клубов принял 28 июля 1941 году, и сразу сбил фашистского стервятника — почин немалый, по тем временам. Дальше – больше. Вскоре за Александром закрепилась слава истребителя-аса.

В мае 1943 года Александр Клубов был направлен в эскадрилью Героя Советского Союза Александра Покрышкина. Вскоре они стали друзьями. Покрышкин так отзывался об Александре Ивановиче: «В Клубове жила душа истребителя. Меня радовала его манера драться, он всегда искал боя». Боевой счет Александра Клубова впечатляет – 31 немецкий самолет летчик сбил лично и 19 в группе.

До Победы Герой Советского Союза Александр Клубов не дожил, он погиб, и не в бою, а при испытаниях. 1 ноября 1944 года был тренировочный полет на малоизвестном Александру типе самолета. При заходе на посадку машина скапотировала. Спасти героя не удалось. Посмертно он был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

Его забраковали в сорок первом. Григорий Речкалов

Пилот Второй мировой войны и 4 аса Великой Отечественной войны

Этот человек уникален. Сама судьба сделала его грозой воздушных просторов, а люди препятствовали как могли. Григорий Речкалов закончил авиашколу еще в 1939 году и накануне войны его полк располагался в Молдавии. Войны Речкалов мог так и не увидеть, в прямом и переносном смысле. 21 июня 1941 года военная врачебная комиссия «забраковала» этого перспективного военлета — эскулапы обнаружили у Григория Речкалова тщательно скрываемый дальтонизм. Командование же поступило мудро – какая разница, какого цвета фашистский самолет? Свастику от звезды отличить можно и без этого, а уж форму и обводы фюзеляжа у советских и немецких самолетов – и подавно. Григорий оправдал доверие – в первую неделю войны он сбил сразу три вражеских самолета, был ранен, но привел свою машину на аэродром. Его отправили в тыл – осваивать новую марку самолета, но в апреле 1942 года 22-летнему Григорию это надоело, и он сбежал обратно — в свой полк, на фронт. Звездным часом летчика Речкалова стала знаменитая воздушная битва за Кубань, разыгравшаяся весной 1943 года. За 14 дней он записал на свой счет 19 сбитых самолетов. Дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов прошел всю войну, летал в небе Украины, Польши, Германии, сбив 61 самолет противника. Еще 4 самолета, сбитые в 41-м году, не были подтверждены, документы сгорели во время бомбежки штаба (вместе с документами Покрышкина, который был однополчанином Речкалова).

Про Юнармию:  Кто первый побывал в открытом космосе

После войны Григорий Речкалов вышел в запас в звании генерал-лейтенанта.

Месть «Скомороха». Николай Скоморохов

Пилот Второй мировой войны и 4 аса Великой Отечественной войны

Весь путь, отмеренный войной, Николай Скоморохов прошел от начала до конца – от Кавказа до Будапешта и Вены. В бою «модный парень» не ограничивался одним врагом, уж если дрался, «приземлял» двоих-троих. К концу войны счет составил 46 сбитых лично и 8 в группе самолетов врага.

Немцы уже знали, с кем имеют дело и панически передавали по радио: «Осторожно, в небе Скоморох!»

После войны заслуженный истребитель, дважды Герой Советского Союза Николай Скоморохов остался в армии и дослужился до звания маршала авиации.

Жизнь и судьба. Амет-Хан Султан

Пилот Второй мировой войны и 4 аса Великой Отечественной войны

Вокруг судьбы этого замечательного летчика до сих пор ходит много слухов и инсинуаций, все дело в том, что отец Амет-хана был лакцем, а вот мать – крымской татаркой. Как известно среди большинства представителей этой нации антирусские настроения были крайне сильны и очень многие после оккупации Крыма пошли служить немцам. Амет-хан был не таков, он честно сражался за свою страну. Первый вылет младший лейтенант совершил уже 22 июня 1941 года на устаревшем И-153. Осенью 1941 года летчик прикрывает небо Ростова-на-Дону, а с весны 1942 – Ярославля. Там произошел интересный случай. Амет-Хан таранил вражеский бомбардировщик, но самолет нашего героя просто застрял в «Юнкерсе». Амет-хан не растерялся, выпрыгнул с парашютом. Вскоре «Юнкерс» красовался на главной площади Ярославля для всеобщего обозрения, там же при большом стечении народа власти города вручили храброму истребителю именные часы.

Дальше фронтовой путь прославленного летчика пролегал на юге, он участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, Мелитополя, родного Крыма. После освобождения полуострова началась депортация крымских татар. Семью летчика, дважды Героя Советского Союза пощадили – особым Указом Верховного Совета им разрешили остаться в Крыму, но и после войны приезжая в родные места летчик вынужден был отмечаться в местном Алупкинском отделении милиции. Последний бой Амет-хан принял в небе над Берлином, войну закончил со счетом 30 лично и 19 в группе сбитых самолетов противника. Вскоре известный ас перебрался в Москву, стал летчиком-испытателем, ему принадлежит огромная заслуга во внедрении в отечественную авиацию реактивных самолетов.

Однажды командование ВВС решило, что летчики-испытатели получают слишком завышенные оклады. А чтобы пилоты не роптали, «попросили» их написать о своём согласии значительно снизить ставки. Амет-Хан написал, как и его товарищи, о своём согласии, но сделал приписку: «Вот только жена категорически против». Сталин проявлял постоянный интерес к тому, как идёт создание новейших видов истребителей. Когда он увидел расписку знаменитого лётчика-испытателя, наложил свою резолюцию: «Полностью согласен с женой Амет-Хана». Оклады для лётчиков-испытателей оставили прежними.

Полковник Амет-хан Султан погиб в 1971 году, во время испытаний нового самолета, в возрасте 51 года.

Ас и закуска. Николай Гулаев

Пилот Второй мировой войны и 4 аса Великой Отечественной войны

Кто же знал, что Коля Гулаев станет летчиком-асом? Окончил семь классов школы, пошел в техникум, после – работал слесарем. Правда, посещал аэроклуб, но в то время большинство молодых людей делали именно так. В свои семнадцать лет ты мог быть летчиком, планеристом или парашютистом, а если у тебя на пиджаке не было соответствующих значков, красивые девушки не то что с тобой танцевать не шли, но даже не смотрели в твою сторону. Все изменилось в 1938-м – Николай ушел в армию. И сразу попал в Сталинградское авиационное училище. С августа 1942 года на фронте.

Особенно отличился во время боев на Курской дуге. Так в районе Белгорода немецкая авиация неожиданно атаковала аэродром Грушка. Старший лейтенант Гулаев один вступил в бой с тремя бомбардировщиками и истребителем. После нескольких хитрых маневров Николай Дмитриевич сбил сначала один самолет, затем второй. Пытался атаковать третий, но кончились патроны, и Гулаев решил его таранить. Левым крылом своего Як-1 ударил по правой плоскости «Юнкерса». Самолет врага рассыпался на части, а свой Гулаев умудрился посадить на аэродром.

По итогам боев Николай Гулаев был удостоен звания Героя Советского Союза. Вторую Золотую Звезду летчик получил за участие в титанической битве за Правобережную Украину. В воздушном бою над рекой Прут во главе шестерки истребителей Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 — лично Гулаевым.

Легенды ходили на фронте про то, как Гулаев искал закуску. Прилетел после задания, окружили самолет сослуживцы — вторая Звезда тебе, ну что, дважды Герой, обмывать-то как будем? Постановили – водка с коллектива, закуска с именинника. Сказано-сделано. Сослуживцы сразу и не поняли, что Николай хочет делать, когда он прокричал механику: «От винта!»

Могла быть у лихого парня и третья Звезда Героя, но не срослось – лихость всему и виной. Гулаев с группой летчиков по случаю награждения «приземлились» в одном из московских ресторанов, и устроили там дебош. Позже станут известны подробности — бравые фронтовички «начистили» профиль иностранным гражданам, которые, якобы, неуважительно высказались о советской Родине. Так ли, нет ли – проверить не дано, только приказ на награждение для всех авиаторов был аннулирован.

Но Николай Гулаев и без этой награды третий по результативности советский ас, после Кожедуба и Покрышкина. Он сбил 57 самолетов лично и 8 в группе.

Александр Покрышкин

Пилот Второй мировой войны и 4 аса Великой Отечественной войны

Фото: РИА Новости

Александр Иванович Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Он увлёкся авиацией в возрасте 12 лет, когда увидел в небе полёт самолётов. Впоследствии Покрышкин поступил в 3‑ю Военную школу авиатехников, а в конце 1934 года стал старшим авиатехником 74‑й Таманской стрелковой дивизии.

Однако для того, чтобы стать не авиатехником, а лётчиком, Покрышкину пришлось пройти длинный и непростой путь. Чтобы получить эту профессию, он четыре года настойчиво изучал историю полётов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Покрышкин написал 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в лётное училище, однако каждый раз он получал отказ. Ситуация юношу в корне не устраивала и в сентябре 1938 года во время очередного отпуска за семнадцать дней он освоил двухгодичную программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на «отлично» сдал экзамен. Наконец, в свой 40‑й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием её окончил, теперь уже став лётчиком.

Пройденный учебный путь стоил того: уже в 1941 году, прослыв виртуозом лётного дела, старший лейтенант Покрышкин был назначен заместителем командира эскадрильи. Существует расхожая легенда, что, получив информацию о приближении истребителя этого пилота, немцы начинали передавать друг другу срочные сообщения: «Ахтунг, ахтунг! В небе Покрышкин!».

Григорий Речкалов

Пилот Второй мировой войны и 4 аса Великой Отечественной войны

Фото: РИА Новости

Григорий Андреевич Речкалов родился в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии (ныне посёлок Зайково Ирбитского района Свердловской области). С авиацией он познакомился во время учёбы в кружке планеристов при фабрично-заводском училище Верх-Исетского завода Свердовска. В 1937 году он поступил в Пермскую военную школу лётчиков и впоследствии с успехом её закончил. В 1939 году в звании сержанта он был зачислен в 55-й авиационный истребительный полк в Кировограде.

Основной чертой Речкалова была настойчивость. Несмотря на то, что медкомиссия определила у лётчика дальтонизм, он добился права продолжить службу и в 1941 году был направлен в 55-й истребительный авиаполк. По словам сослуживцев, Речкалов отличался довольно неровным характером. Являя образец дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься от выполнения главной задачи и столь же решительно начать преследование случайного противника.

Маврикий Слепнев

Когда начиналась челюскинская эпопея, Маврикий Слепнев вместе с Сигизмундом Леваневским получил задание отправиться в США для приобретения самолетов, которые планировалось задействовать в спасательной операции. Но если «Флитстер» Леваневского потерпел аварию, то Слепнев на своей машине спас пятерых челюскинцев. Кроме того, по решению советского правительства он перевез заболевшего начальника экспедиции Отто Шмидта в больницу американского города Ном на Аляске.

В 1936 году Маврикий Слепнев окончил Военно-воздушную инженерную академию, а в 1939 году он возглавил академию Гражданского воздушного флота.

В годы Великой Отечественной войны Слепнев был заместителем командира авиационной бригады ВВС Черноморского флота, затем работал в Главном управлении ВВС ВМФ, в Главном штабе ВМФ.

Маврикий Трофимович Слепнев умер в 1965 году в Москве, полгода не дожив до 70-летия.

Маврикий Слепнёв, 1955 г.

Маврикий Слепнёв, 1955 г. Фото: РИА Новости/

Иван Кожедуб

Пилот Второй мировой войны и 4 аса Великой Отечественной войны

Фото: РИА Новости

Иван Никитович Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины). Первая встреча Кожедуба с авиацией началась в аэроклубе химико-технологического техникума города Шостка, куда он поступил после школы. Именно там в апреле 1939 года он совершил свой первый полёт. Красоты родной земли, открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на юношу сильнейшее впечатление и предопределили всю его дальнейшую жизнь. В начале 1940 года Кожедуб был принят в Чугуевское военное авиационное училище. По воспоминаниям однокурсников, летал он много, часто экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство и обожал теорию самолётостроения. Полученные во время учёбы навыки впоследствии очень пригодились Кожедубу: боевую машину, по словам товарищей, он знал лучше, чем свои пять пальцев. За всю войну лётчик ни разу не был сбит, даже сильно повреждённый истребитель он, рискуя жизнью, всегда возвращал на аэродром. После разгрома фашистской Германии Кожедуб продолжил обучение, в 1949 году он с отличием закончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. Крепкие знания и богатый опыт пилота уже очень скоро нашли своё применение. В 1951–52 гг. Кожедуб во время войны в Корее командовал целой авиационной дивизией, его соколы сбили в том конфликте 258 самолётов неприятеля.

Вьетнамская война в цифрах и фактах. Инфографика >>

Кирилл Евстигнеев

Пилот Второй мировой войны и 4 аса Великой Отечественной войны

Фото: РИА Новости

Кирилл Алексеевич Евстигнеев родился в селе Хохлы Птиченской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Хохлы Кушмянского сельсовета Шумихинского района Курганской области). По воспоминаниям односельчан, он рос крепким и очень выносливым мальчиком.

Занятия в аэроклубе Евстигнеев совмещал с работой на Челябинском тракторном заводе. Позднее он закончил Бирмскую военную школу лётчиков. Наблюдая за лёгким и точным каскадом исполняемых им в воздухе фигур, было трудно предположить, что Евстигнеев страдает недугом, имея который, запрещалось служить в авиации, — язвенной болезнью. Однако, как и другой лётчик-ас Речкалов, Естигнеев проявил настойчивость и добился того, чтобы его оставили на службе. Мастерство пилота было так высоко, что, по рассказам сослуживцев, он мог приземлить истребитель на одно колесо или же на расчищенную от снега узкую дорожку между двумя метровыми ледяными барьерами.

Сигизмунд Леваневский

Летчик Сигизмунд Леваневский, несмотря на свое дворянское происхождение, считался любимцем Иосифа Сталина. Этим некоторые объясняют тот факт, что Леваневский стал Героем Советского Союза, не вывезя ни одного человека из лагеря челюскинцев. Самолет, на котором летчик собирался участвовать в спасательной операции, потерпел аварию.

Сигизмунд Леваневский первым, еще до Валерия Чкалова, предпринял попытку перелета из СССР через Северный полюс в США. Однако в августе 1935 года его АНТ-25 совершил посадку под Новгородом из-за утечки масла. Пилот объявил, что проблема в несовершенстве самолетов конструктора Туполева, и отказался летать на его машинах.

Про Юнармию:  Как держать руки при подтягивании

Новую попытку перелета в США через Северный полюс Леваневский предпринял 12 августа 1937 года на экспериментальном бомбардировщике ДБ-А конструктора Виктора Болховитинова.

Экипажу Леваневского удалось достичь Северного полюса, но вскоре после этого с ним пропала связь.

Самолет с бортовым номером Н-209 так и не был обнаружен. Сигизмунд Александрович Леваневский до сих пор считается пропавшим без вести.

Сигизмунд Александрович Леваневский.

Сигизмунд Александрович Леваневский. Фото: РИА Новости/

Читайте также

Знаменитые летчики Великой Отечественной войны

Имена этих советских летчиков, героев Великой Отечественной войны, известны многим. Они вели ожесточенные бои в воздухе, уничтожая самолеты врага и оказывая захватчикам такой отпор, который нацисты не встречали нигде в Европе. Подробнее — в галерее АиФ.ru.

Иван Кожедуб. Самый результативный советский летчик-истребитель, имя которого знают почти все. На его счету — 64 вражеских самолета, сбитых лично. При этом сам летчик за всю войну не был сбит ни разу, даже сильно поврежденный истребитель он, рискуя жизнью, всегда возвращал на аэродром.

Иван Кожедуб. Самый результативный советский летчик-истребитель, имя которого знают почти все. На его счету — 64 вражеских самолета, сбитых лично. При этом сам летчик за всю войну не был сбит ни разу, даже сильно поврежденный истребитель он, рискуя жизнью, всегда возвращал на аэродром.

Александр Покрышкин. На его счету — 59 личных побед, и еще 6 самолетов он сбил в группе. Существует расхожая легенда, что, получив информацию о приближении его истребителя, немцы начинали передавать друг другу срочные сообщения: «Ахтунг! В небе Покрышкин!».

Александр Покрышкин. На его счету — 59 личных побед, и еще 6 самолетов он сбил в группе. Существует расхожая легенда, что, получив информацию о приближении его истребителя, немцы начинали передавать друг другу срочные сообщения: «Ахтунг! В небе Покрышкин!».

Николай Гулаев. В годы войны уничтожил 57 вражеских самолетов лично и 4 в группе. Более того, согласно наградным документам, в своих первых 42 воздушных боях он уничтожил 42 машины противника, то есть в среднем каждый бой завершался для Гулаева уничтожением врага.

Николай Гулаев. В годы войны уничтожил 57 вражеских самолетов лично и 4 в группе. Более того, согласно наградным документам, в своих первых 42 воздушных боях он уничтожил 42 машины противника, то есть в среднем каждый бой завершался для Гулаева уничтожением врага.

Григорий Речкалов. В годы войны уничтожил 56 вражеских самолетов лично и 6 в группе. Основной чертой Речкалова была настойчивость. Несмотря на то, что медкомиссия определила у летчика дальтонизм, он добился права продолжить службу.

Григорий Речкалов. В годы войны уничтожил 56 вражеских самолетов лично и 6 в группе. Основной чертой Речкалова была настойчивость. Несмотря на то, что медкомиссия определила у летчика дальтонизм, он добился права продолжить службу.

Кирилл Евстигнеев. На его счету — 53 личные победы и еще 2 самолета, сбитых в группе. Мастерство пилота было так высоко, что, по рассказам сослуживцев, он мог посадить истребитель на одно колесо или же на расчищенную от снега узкую дорожку между двумя метровыми ледяными барьерами.

Кирилл Евстигнеев. На его счету — 53 личные победы и еще 2 самолета, сбитых в группе. Мастерство пилота было так высоко, что, по рассказам сослуживцев, он мог посадить истребитель на одно колесо или же на расчищенную от снега узкую дорожку между двумя метровыми ледяными барьерами.

Виталий Попков. В воздушных боях лично сбил 41 и в группе от 1 до 13 (по разным данным) самолетов противника. Участник Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве. Именно Попков послужил прообразом для героев фильма «В бой идут одни старики».

Виталий Попков. В воздушных боях лично сбил 41 и в группе от 1 до 13 (по разным данным) самолетов противника. Участник Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве. Именно Попков послужил прообразом для героев фильма «В бой идут одни старики».

Алексей Маресьев. Благодаря «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, его подвиг знаком каждому в нашей стране. Из-за тяжелого ранения летчику пришлось ампутировать обе ноги, однако, несмотря на инвалидность, он вернулся в небо. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолетов врага: три — до ранения и семь — после.

Алексей Маресьев. Благодаря «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, его подвиг знаком каждому в нашей стране. Из-за тяжелого ранения летчику пришлось ампутировать обе ноги, однако, несмотря на инвалидность, он вернулся в небо. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолетов врага: три — до ранения и семь — после.

Лидия Литвяк. Фюзеляж ее верного Як-1 украшали не только ярко-красные звезды, символы воздушных побед, но и белоснежная лилия — особый знак летчика, которому разрешена «свободная охота» на противника. Всего за те десять месяцев, которые девушка посвятила защите Родины, она совершила 186 боевых вылетов, получила 3 ранения, сбила лично 11 самолетов и 3 самолета в группе.

Лидия Литвяк. Фюзеляж ее верного Як-1 украшали не только ярко-красные звезды, символы воздушных побед, но и белоснежная лилия — особый знак летчика, которому разрешена «свободная охота» на противника. Всего за те десять месяцев, которые девушка посвятила защите Родины, она совершила 186 боевых вылетов, получила 3 ранения, сбила лично 11 самолетов и 3 самолета в группе.

Валентина Гризодубова. За время войны она лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.

Валентина Гризодубова. За время войны она лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.

Иван Кожедуб. Самый результативный советский летчик-истребитель, имя которого знают почти все. На его счету — 64 вражеских самолета, сбитых лично. При этом сам летчик за всю войну не был сбит ни разу, даже сильно поврежденный истребитель он, рискуя жизнью, всегда возвращал на аэродром.

Иван Кожедуб. Самый результативный советский летчик-истребитель, имя которого знают почти все. На его счету — 64 вражеских самолета, сбитых лично. При этом сам летчик за всю войну не был сбит ни разу, даже сильно поврежденный истребитель он, рискуя жизнью, всегда возвращал на аэродром.

Александр Покрышкин. На его счету — 59 личных побед, и еще 6 самолетов он сбил в группе. Существует расхожая легенда, что, получив информацию о приближении его истребителя, немцы начинали передавать друг другу срочные сообщения: «Ахтунг! В небе Покрышкин!».

Александр Покрышкин. На его счету — 59 личных побед, и еще 6 самолетов он сбил в группе. Существует расхожая легенда, что, получив информацию о приближении его истребителя, немцы начинали передавать друг другу срочные сообщения: «Ахтунг! В небе Покрышкин!».

Николай Гулаев. В годы войны уничтожил 57 вражеских самолетов лично и 4 в группе. Более того, согласно наградным документам, в своих первых 42 воздушных боях он уничтожил 42 машины противника, то есть в среднем каждый бой завершался для Гулаева уничтожением врага.

Николай Гулаев. В годы войны уничтожил 57 вражеских самолетов лично и 4 в группе. Более того, согласно наградным документам, в своих первых 42 воздушных боях он уничтожил 42 машины противника, то есть в среднем каждый бой завершался для Гулаева уничтожением врага.

Григорий Речкалов. В годы войны уничтожил 56 вражеских самолетов лично и 6 в группе. Основной чертой Речкалова была настойчивость. Несмотря на то, что медкомиссия определила у летчика дальтонизм, он добился права продолжить службу.

Григорий Речкалов. В годы войны уничтожил 56 вражеских самолетов лично и 6 в группе. Основной чертой Речкалова была настойчивость. Несмотря на то, что медкомиссия определила у летчика дальтонизм, он добился права продолжить службу.

Кирилл Евстигнеев. На его счету — 53 личные победы и еще 2 самолета, сбитых в группе. Мастерство пилота было так высоко, что, по рассказам сослуживцев, он мог посадить истребитель на одно колесо или же на расчищенную от снега узкую дорожку между двумя метровыми ледяными барьерами.

Кирилл Евстигнеев. На его счету — 53 личные победы и еще 2 самолета, сбитых в группе. Мастерство пилота было так высоко, что, по рассказам сослуживцев, он мог посадить истребитель на одно колесо или же на расчищенную от снега узкую дорожку между двумя метровыми ледяными барьерами.

Виталий Попков. В воздушных боях лично сбил 41 и в группе от 1 до 13 (по разным данным) самолетов противника. Участник Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве. Именно Попков послужил прообразом для героев фильма «В бой идут одни старики».

Виталий Попков. В воздушных боях лично сбил 41 и в группе от 1 до 13 (по разным данным) самолетов противника. Участник Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве. Именно Попков послужил прообразом для героев фильма «В бой идут одни старики».

Алексей Маресьев. Благодаря «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, его подвиг знаком каждому в нашей стране. Из-за тяжелого ранения летчику пришлось ампутировать обе ноги, однако, несмотря на инвалидность, он вернулся в небо. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолетов врага: три — до ранения и семь — после.

Алексей Маресьев. Благодаря «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, его подвиг знаком каждому в нашей стране. Из-за тяжелого ранения летчику пришлось ампутировать обе ноги, однако, несмотря на инвалидность, он вернулся в небо. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолетов врага: три — до ранения и семь — после.

Лидия Литвяк. Фюзеляж ее верного Як-1 украшали не только ярко-красные звезды, символы воздушных побед, но и белоснежная лилия — особый знак летчика, которому разрешена «свободная охота» на противника. Всего за те десять месяцев, которые девушка посвятила защите Родины, она совершила 186 боевых вылетов, получила 3 ранения, сбила лично 11 самолетов и 3 самолета в группе.

Лидия Литвяк. Фюзеляж ее верного Як-1 украшали не только ярко-красные звезды, символы воздушных побед, но и белоснежная лилия — особый знак летчика, которому разрешена «свободная охота» на противника. Всего за те десять месяцев, которые девушка посвятила защите Родины, она совершила 186 боевых вылетов, получила 3 ранения, сбила лично 11 самолетов и 3 самолета в группе.

Валентина Гризодубова. За время войны она лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.

Валентина Гризодубова. За время войны она лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.

Иван Доронин

Летчик Гражданского воздушного флота Иван Доронин прибыл на спасение челюскинцев вместе с Михаилом Водопьяновым, совершив сложнейший перелёт длиной почти 6500 км из Хабаровска в Ванкарем.

Доронину удалось один раз добраться до ледового лагеря и вывезти двух человек.

После спасения челюскинцев пилот продолжал летать по воздушным трассам Восточной Сибири и Севера.

В 1939 году он окончил Военно-воздушную академию РККА им. Н. Е. Жуковского. После ее окончания Доронин был назначен начальником летно-испытательной станции авиационного завода № 1. В годы Великой Отечественной войны летчик работал в той же должности на авиазаводе № 301 в Химках.

Иван Васильевич Доронин умер 2 февраля 1951 года в возрасте 48 лет.

Иван Доронин, 1932 г.

Иван Доронин, 1932 г. Фото: РИА Новости/

Николай Гулаев

Пилот Второй мировой войны и 4 аса Великой Отечественной войны

Фото: РИА Новости

Николай Дмитриевич Гулаев родился в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области). Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ, вечерами учился в аэроклубе. Это увлечение помогло ему в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Лётчика-любителя направили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году.

Во время войны Гулаев пользовался репутацией сорвиголовы. В августе 1942 года с ним приключился инцидент, который показал как отвагу, так и некую своевольность его характера. У молодого лётчика не было разрешения на ночные полёты, и когда 3 августа 1942 года в зоне ответственности полка, где служил Гулаев, появились гитлеровские самолёты, в небо отправились опытные пилоты. Вместе с ними полетел и Гулаев, который решил доказать, что он не хуже «стариков». В итоге в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов уничтожил немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся на аэродром, прибывший генерал изрёк: «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к награде».

Михаил Водопьянов

Михаил Водопьянов единственный из первых летчиков-героев, кто может потягаться по степени известности с Каманиным.

Гражданский пилот Водопьянов, имевший богатый опыт полетов в трудных северных условиях, трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек.

Дрейфующая станция «Северный полюс-1». 1937 год.

В 1937 году Михаил Водопьянов, командуя специальным авиаотрядом, на своем АНТ-6 первым совершил посадку в районе Северного полюса, высадив членов экспедиции дрейфующей станции «Северный полюс-1».

В должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3 Водопьянов участвовал в советско-финской войне. В 1941 году он был назначен командиром 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии, которая совершила налет на Берлин. Однако серьезные потери, понесенные дивизией, привели к отстранению летчика от командования. Водопьянов остался на фронте в качестве рядового летчика. И в этом же качестве ему в виде исключения было присвоено звание генерал-майора.

После войны Михаил Водопьянов принимал участие в секретных экспедициях к Северному полюсу, в ходе которых решались задачи по линии военного ведомства.

После окончания летной карьеры он активно занимался литературной деятельностью, был членом Союза писателей.

Умер Михаил Водопьянов 11 августа 1980 года в Москве в возрасте 80 лет.

Михаил Водопьянов.

Читайте также

Василий Молоков

Командир отряда полярной авиации Главного управления Севморпути Василий Молоков к моменту эпопеи с челюскинцами имел за плечами богатый опыт полетов в зоне Крайнего Севера. Молоков не только работал на трассах вроде маршрута Красноярск — Игарка, но и летал на дальнюю ледовую разведку над Северным Ледовитым океаном.

Опытный Молоков, летавший на двухместном Р-5, вывез на своем самолете больше всех челюскинцев — 39 человек. Именно он предложил увеличить число пассажиров, используя для этой цели подвешенные под плоскостями фанерные парашютные ящики.

После спасения челюскинцев Молоков продолжал работать в Севморпути. В 1935 году на летающей лодке «Дорнье-Валь» совершил выдающийся по тем временам перелёт по маршруту Красноярск — Киренск — Якутск — Нагаево — Нижнеколымск — Уэлен и обратно вдоль арктического побережья до Архангельска, открыв новую авиалинию через Восточную Сибирь и Камчатку. В 1936 году совершил полёт вдоль всего арктического побережья СССР. В 1937 году участвовал в первой советской экспедиции на Северный полюс — в качестве командира экипажа самолёта ТБ-3 высаживал специалистов дрейфующей станции.

В советско-финской войне Молоков находился в действующей армии, отвечая за снабжение войск всеми необходимыми грузами самолётами гражданской авиации.

В годы Великой Отечественной войны Василий Молоков курировал создание трассы для перегона военных самолетов, поступавших в СССР с Аляски по программе ленд-лиза.

С мая 1943 года Молоков командовал 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизией на Западном фронте, с апреля 1944 — на 3-м Белорусском фронте. Дивизия под его командованием участвовала в Белорусской, Прибалтийской, Гумбиннен-Гольдапской, Восточно-Прусской наступательных операциях.

Уйдя в отставку с военной службы в 1947 году в звании генерал-майора, Василий Молоков много лет был председателем Высшей квалификационной комиссии Гражданского воздушного флота.

Умер Василий Сергеевич Молоков 29 декабря 1982 года в возрасте 87 лет.

Пароход «Челюскин» в тяжёлых льдах, 1934 год.

Николай Каманин

В феврале 1934 года командир отряда 28-й Отдельной авиаэскадрильи Николай Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов, направленного на спасение челюскинцев.

На своем самолете Каманин вывез 34 челюскинца, что уступает только результату Василия Молокова.

В январе 1935 года Каманина направили учиться в Военно-воздушную академию РККА имени Н. Е. Жуковского, которую он окончил с отличием. В декабре 1938 года он был назначен командиром 19-й легкобомбардировочной авиабригады Харьковского авиагарнизона.

Бригада Каманина принимала участие в советско-финской войне 1939/1940 годов.

В начале Великой Отечественной войны Каманин, командовавший 4-й авиационной бригадой, принял участие в операции в Иране, которую осуществили совместно войска СССР и Великобритании.

В июле 1942 года Каманин был направлен в действующую армию в качестве командира 292-й штурмовой авиадивизии. Заканчивал войну герой в звании генерал-лейтенанта и в должности командира 5-го штурмового авиакорпуса.

В качестве командира сводного батальона лётчиков в составе сводного полка 2-го Украинского фронта Николай Каманин принял участие в Параде Победы.

Из всех первых советских Героев Каманина, пожалуй, помнят лучше других. В 1960 году он возглавил отбор и подготовку первых советских космонавтов. Шефом отряда космонавтов Каманин, официально занимая пост помощника Главнокомандующего ВВС по космосу, оставался до своей отставки в 1971 году.

Умер Николай Петрович Каманин в Москве 11 марта 1982 года в возрасте 73 лет.

Николай Каманин.

Анатолий Ляпидевский

Пилот Дальневосточного управления Гражданского Воздушного флота Анатолий Ляпидевский первым обнаружил лагерь челюскинцев. Для этого ему пришлось совершить около трех десятков разведывательных полетов, нередко проходивших в пургу.

На своем АНТ-4 Ляпидевский сумел совершить один рейс на льдину, в ходе которого эвакуировал 10 женщин и двоих детей.

После завершения челюскинской эпопеи летчик решил вернуться в армию. В 1939 году окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

В годы Великой Отечественной войны Ляпидевский занимал посты заместителя командующего ВВС 19-й армии, а затем начальника полевого ремонта 7-й воздушной армии.

В 1943 году он был назначен директором авиационного завода. После войны Ляпидевский был первым заместителем начальника КБ-25 и директором опытного завода № 25. С начала 1960-х годов и до конца жизни он являлся сначала ведущим конструктором, а затем заместителем главного инженера ОКБ А. И. Микояна.

Анатолий Ляпидевский умер 29 апреля 1983 года, последним из семерки первых Героев Советского Союза. Ему было 75 лет.

Самолет Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения.

Самолет Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения. Фото: РИА Новости
Оцените статью
ЮнАрмия