
- Возможно ли оценить уровень культурной влиятельности той или иной страны? Сравнить разные страны по данному показателю? Редакция «Культуры» решила попробовать измерить то, что, в отличие от размера экономики или численности населения, сложно выразить в цифрах. Перед вами мировой «культурный рейтинг», который показывает, какие именно культуры доминируют сегодня в мире.
- Что такое политическая культура?
- Признаки политической культуры
- Структура политической культуры
- Типы политической культуры
- Функции политической культуры
- Пути формирования политической культуры
- Политическая символика
- Заключение
- Почему в России существуют две разные страны
- Портрет России
- Две России
- Сам-друг
- Свободные — направо, справедливые — налево
- Как объединить разорванную страну
- Что такое культура страны?
Возможно ли оценить уровень культурной влиятельности той или иной страны? Сравнить разные страны по данному показателю? Редакция «Культуры» решила попробовать измерить то, что, в отличие от размера экономики или численности населения, сложно выразить в цифрах. Перед вами мировой «культурный рейтинг», который показывает, какие именно культуры доминируют сегодня в мире.
С глубокой древности человеку был присущ интерес к другим культурам, к тому, как живут люди «за морем», в «тридевятом царстве». Даже в те времена весьма ограниченной мобильности культуры постоянно взаимодействовали, скрещивались, видоизменяли друг друга. В основном через завоевательные походы и создание мультикультурных империй, но еще и через торговлю, товарообмен. Сегодня, когда перелет с одного континента на другой займет несколько часов, а интернет дает доступ к любой информации, взаимодействие культур похоже на проживание в коммунальной квартире. Ты волей-неволей постоянно натыкаешься на своих «соседей».
Мы вряд ли об этом задумываемся, но повседневность большинства из нас во многом состоит из «чужеродных» культурных вкраплений, которые в разные периоды интегрировались в нашу собственную культуру. И, хотя многое из этого уже «обрусело», встреча с каждым из таких вкраплений — это всегда наше бессознательное обращение к первоисточнику, к породившей его культуре. Пицца в привокзальном буфете очень отдаленно напоминает свою итальянскую родственницу, но, тем не менее, это пицца — у вас внутри обязательно аукнется что-то итальянское, возможно, вы даже подумаете — «а вот в Италии за такие же деньги я бы смог купить кусок настоящей пиццы».
В современном мобильном и информационно бездонном мире каждое общество, даже каждый человек неизбежно становится площадкой для взаимодействия, а иногда и для столкновения разнообразных культурных моделей. Законы тут просты. Сильная культура заимствует от других культур и самообогащается. Слабая культура подчиняется, хиреет и чахнет. Все это в глобальном масштабе очень похоже на некий турнир или чемпионат. Вот почему «Культура» решила составить мировой рейтинг культур, приурочив его к международному культурному форуму в Петербурге в ноябре (отменен в последний момент из-за пандемии).
Наш рейтинг мировых культур — вещь, по меньшей мере, нетривиальная. Нам не удалось отыскать каких-то аналогов в российских СМИ. Неудивительно, учитывая тот факт, что «посчитать» культурное влияние довольно непросто — в отличие от объема ВВП или количества населения. И все же мы постарались это сделать, подробно объяснив свою методику. Важно, что мы решили посмотреть на культуру широко. Это не только кинофильмы и музеи, это еще и власть брендов, слава знаменитостей, это спорт, кухня и образование. То есть все то, что создает некие «истории», «мифы», которые и заставляют нас восхищаться той или иной культурой, подпадая под ее влияние. Первое место в рейтинге предсказуемо оккупировано — и это слово здесь не случайно — США. А вот дальше по списку все интереснее. Россия — скорее, непредсказуемо — очутилась в рейтинге на 9-м месте, уступив всем наиболее известным и популярным в нашей собственной стране культурным моделям.
Грустный вывод? Возможно, да. С другой стороны, он важен для реального понимания того, как сегодня обстоят дела. Важен как точка отсчета, с которой мы можем начать движение вперед и вверх. Как показывает опыт других стран, той же самой Индии, для роста культурного влияния в мире нужны не гигантские финансовые вложения, а нечто совсем другое. Идеи, искренность, энергия, обращение к «самости», к традиции и истокам. Культурный диалог и общение тысячелетиями строится на любопытстве и интересе. Чтобы заинтересовать другого, ты сам должен этим «гореть». Скучные формальные мероприятия и «освоение средств» ведут не к культурной экспансии, а в пыльный склеп. Чтобы нести свою культуру другим, мы должны, в первую очередь, сами любить и уважать ее.
КАК МЫ ВСЕ ЭТО ПОДСЧИТАЛИ
Чтобы составить рейтинг культур, мы разделили мировую массовую культуру на 10 условных категорий: кино, литература, музыка, туризм, достопримечательности, кулинария, глобальные бренды, мода, спорт и образование. В каждой из категорий выделили несколько подкатегорий, по которым можно провести объективное сравнение. Например, в категории кино это количество вышедших фильмов в каждой стране и совокупные мировые сборы этих фильмов. Мы составили топ-10 стран по этим показателям и присвоили им баллы за каждую подкатегорию. Страна, занимающая первое место по тому или иному показателю, получила 10 баллов, страна на втором месте — 9 баллов и так далее до 1 балла за десятое место.
Объясняем подробнее на примере кинематографа (таблица 1). В США в 2019 году вышло 1752 кинокартины, по этому показателю Соединенные Штаты обогнали все остальные страны и заняли первое место — за это мы дали им 10 баллов. В Великобритании вышло 364 фильма, это второе место — за этот показатель Великобритания получает в нашем рейтинге 9 баллов. Третье место по количеству вышедших фильмов занимает Китай (вместе с Гонконгом) — 310 фильмов и 8 баллов.

По мировым сборам также лидируют США, американские фильмы в 2019 году собрали по всему миру 26,6 млрд долл. — добавляем еще 10 баллов за этот показатель. На втором месте по мировым сборам оказался Китай (6,8 млрд долл.) — плюс 9 баллов. Великобритания же попала на третье место по мировым сборам и получила еще 8 баллов. По количеству международных кинофестивалей опять же всех опережают США: здесь проводится 144 международных кинофестиваля, в их числе — наиболее известный и престижный «Оскар» и независимый «Сандэнс». США получают еще 10 баллов в нашем рейтинге, итого 30 баллов. Великобритания попала на пятое место по числу международных кинофестивалей, это 6 баллов, итоговая сумма баллов для этой страны — 23. Китай оказался на шестом месте по числу международных кинофестивалей, даем ему за это 5 баллов, в сумме получается 22. Интересно, что достаточно много международных кинофестивалей проводится в Канаде, Индии и России, однако в основном это небольшие малоизвестные фестивали, которые не обладают серьезным международным авторитетом.
Россия же, к примеру, заняла седьмое место по количеству вышедших фильмов (168 фильмов и 4 балла), девятое — по мировым сборам (0,2 млрд долл. и 2 балла) и четвертое — по количеству международных кинофестивалей (23 фестиваля и 7 баллов), итого 13 баллов.
В итоговом рейтинге по количеству баллов безусловным лидером стали США, набрав максимально возможные 30 баллов, за ними следует Великобритания (23 балла) и Китай (22 балла). Однако следует учитывать, что третье место Китая не означает влиятельность кинематографа этой страны на мировую киноиндустрию: в основном успех китайских кинокартин возможен благодаря обширному внутреннему рынку (этим обусловлены, в частности, достаточно внушительные совокупные сборы китайских фильмов), и лишь единичные китайские фильмы выходят в по-настоящему мировой прокат — в основном это фильмы с участием американских и европейских актеров, например «Великая стена» с Мэттом Деймоном.
ЛИТЕРАТУРА: ЕВРОПЕЙСКИЕ ИЗДАТЕЛИ ПРАВЯТ БАЛ
Чтобы оценить влиятельность стран на книжном рынке, мы проанализировали общее количество изданных книг, число опубликованных книг на 1 млн населения, а также число издательств из рассмотренных стран в мировом рейтинге топ-50 книгоиздателей.

Несмотря на то, что в абсолютных значениях по числу опубликованных книг все остальные страны существенно опережает Китай (444 тыс. книг), этот показатель малорепрезентативен, учитывая численность китайского населения: в пересчете на 1 млн населения Китай публикует всего 325 книг в год — достаточно скромный показатель. Самой читающей (или же самой печатающей) страной оказалась Великобритания, где на 1 млн населения ежегодно публикуется 2875 книг. На втором месте по количеству публикуемых книг на 1 млн населения оказалась Германия (1156 книг). В США, для сравнения, на 1 млн человек издается 959 книг, а в России — 699.
Что касается издательств, входящих в мировой топ-50, то на первом месте оказалась Германия (10 издательств в рейтинге). Если добавить к немецким издательствам также издательства из Великобритании и Франции, то мы видим, что именно книгоиздатели европейского региона определяют судьбу мирового книжного рынка. Серьезным весом обладают и американские издательства, девять из которых входят в топ-50 в мире.
По сумме баллов в рейтинге литературы и книгоиздания лидирует Великобритания (26 баллов), второе место заняли США (25 баллов), третье — Германия (24 балла). Россия с 18 баллами оказалась на пятом месте.
Безусловно, степень влиятельности той или иной страны в области литературы определяется еще и тем, насколько часто переводят на другие языки книги, написанные на национальном языке конкретной страны. Однако здесь обошлось без сюрпризов: большинство книг из числа ста наиболее часто переводимых произведений написаны на английском, что лишь подчеркивает влияние англоязычной культуры на глобальный мир.
ТУРИЗМ: САМЫЕ ЖЕЛАННЫЕ СТРАНЫ СРЕДИ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
Хочешь узнать культуру страны — посети ее. Чтобы понять, насколько активно страны распространяют свою культуру среди иностранных туристов, мы проанализировали доходы от международного туризма и количество туристических направлений внутри страны, входящих в рейтинг топ-50 Big 7 Travel.

Первое место в категории «Туризм» заняли США, которые в 2018 году заработали на международном туризме 256 млрд долл. Четыре американских города вошли в рейтинг самых желанных туристических направлений: Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Новый Орлеан и Лас-Вегас. На втором месте оказался Китай, доходы которого от международного туризма вдвое меньше, чем у США (а в список самых популярных среди туристов городов вошли Пекин и Гонконг). Что касается европейских стран, то наиболее востребованным туристическим направлением стала Испания.
Россия же не вошла в топ-10 стран по доходам от международного туризма. Даже несмотря на чемпионат мира по футболу, в 2018 году Россия заработала на международном туризме только 18,7 млрд долл.
МУЗЕИ И ЗАПОВЕДНИКИ: ГДЕ САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ?
Культура страны — это во многом ее история и природа. Даже если страна не входит в число самых популярных туристических направлений, среди ее достопримечательностей могут скрываться настоящие сокровища. Своеобразный рейтинг таких достопримечательностей уже существует — это список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, в который входит 1121 культурный и природный объект по всему миру.
Больше всего объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО насчитывается в Китае — 55 достопримечательностей. Это, например, Великая китайская стена, летний дворец и императорский парк в Пекине, сады Сучжоу, гора Хуаншань. В нашем рейтинге за эту категорию мы присвоили Китаю 10 баллов. На втором месте по числу культурных и природных объектов, внесенных в список ЮНЕСКО, находится Италия: исторический центр Неаполя, Венеция вместе с ее лагуной, Амальфийское побережье и др. Россия с ее 29 культурными и природными объектами из списка ЮНЕСКО (в их числе озеро Байкал, вулканы Камчатки, Московский Кремль) заняла восьмое место нашего рейтинга и получила 2 балла.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ: ГДЕ КОРМЯТ ВКУСНЕЕ ВСЕГО
Чтобы составить рейтинг популярности национальных кухонь различных стран, мы использовали исследование британской аналитической компании YouGov, в рамках которого были опрошены 25 тыс. респондентов в 24 странах.
Вполне предсказуемо лидером рейтинга стали итальянские пицца и паста — 84% всех опрошенных признались, что больше всего любят именно итальянскую кухню (причем самыми большими ее фанатами оказались сами итальянцы — среди них 99% заявили, что больше всего любят итальянские блюда). На втором месте по популярности оказалась китайская кухня (78% респондентов проголосовали за нее), а на третьем — японская (71% опрошенных любят суши и сашими).

Русская национальная кухня в рейтинг YouGov не вошла, и, вероятнее всего, она не слишком популярна за границей. В интернете можно найти много видео, где иностранцы пробуют русские блюда, и в основном в восторг от холодца, оливье и селедки под шубой не приходят.
МУЗЫКА И ЗНАМЕНИТОСТИ: КТО САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ?
И здесь снова задает тон англоязычный мир: среди музыкантов, продавших более 75 млн записей, больше всего американских (79) и британских (22) групп и исполнителей. Вклад остальных стран в мировой музыкальный шоу-бизнес весьма незначителен: лишь единичные исполнители не из США и Великобритании смогли продать более 75 млн записей (в Ирландии это U2, в Швеции — ABBA, на Ямайке — Боб Марли).
В нашем итоговом рейтинге в категории музыки и знаменитостей первое место заняли США (20 баллов), второе — Великобритания (18 баллов), третье — Канада (17 баллов).

БРЕНДЫ: САМЫЕ ДОРОГИЕ И УЗНАВАЕМЫЕ
Современная массовая культура — это культура брендов. Чтобы оценить, насколько страны распространяют в мире свою культуру с помощью крупных брендов, мы проанализировали список топ-100 компаний мира по рыночной капитализации, составленный PwC.

МОДА: КТО ОПРЕДЕЛЯЕТ, КАК МЫ ОДЕВАЕМСЯ
Мы изучили, какие страны больше всего экспортируют одежды и тканей и где в модной индустрии занято больше всего работников. Так мы получили данные о том, кто «одевает» весь мир. Выяснилось, что больше всего товаров, связанных с модной индустрией, экспортируют США (104,6 млрд долл.), второе место по этому показателю занимает Китай (52,3 млрд долл.), а третье — Вьетнам (28,4 млрд долл.). При этом в США в модной индустрии заняты 1,9 млн работников, а во Вьетнаме и Китае существенно больше (2,5 млн и 10 млн человек соответственно). Это означает, что, несмотря на внушительный объем экспорта одежды из Китая и Вьетнама, выработка в пересчете на одного сотрудника существенно меньше, чем в США, то есть эти страны производят и экспортируют более дешевую продукцию.
Однако производство ткани и одежды — далеко не главное в модной индустрии. Стоимость предмета гардероба и в конечном счете значимость того или иного модного тренда на глобальном рынке определяется брендами. Чтобы понять, какие страны определяют модные тенденции через свои бренды одежды, мы изучили список топ-50 наиболее дорогих модных брендов. 17 брендов из этого списка — американские (в том числе Nike, Coach, Tiffany & Co., Victoria’s Secret), десять — итальянские (например, Gucci, Prada, Armani), шесть — французские (Louis Vuitton, Cartier, Chanel), четыре — швейцарские (производители часов Rolex, Omega, TAG Heuer, Swatch).
В Китае же только два бренда модной одежды вошли в список топ-50, во Вьетнаме таких брендов и вовсе не оказалось — в подтверждение вывода о том, что в этих странах в основном производят недорогую продукцию, рассчитанную на массового потребителя и зачастую вовсе не брендированную.
В итоговом рейтинге в категории моды лидируют США с 28 баллами, второе место занимает Китай (24 балла), а третье — Италия (19 баллов). При этом следует учитывать, что Китай (и аналогично с ним Вьетнам) по-прежнему играет роль глобальной фабрики одежды, в то время как модные тенденции определяют крупные модные компании и конгломераты из западных стран.

СПОРТ: КТО БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ?
Первое место в рейтинге World Ranking of Countries in Elite Sports занимают США, они же лидируют и по числу наиболее известных в мире спортсменов (Леброн Джеймс, Тайгер Вудс, Серена Уильямс и др.). Второе место в рейтинге и 17 баллов достались Великобритании (третье место по спортивным достижениям и семь известных спортсменов). Франция по спортивным достижениям вторая, при этом на ее долю приходится четыре спортсмена из мирового топ-100 — в сумме 15 баллов и третье место нашего рейтинга.

ОБРАЗОВАНИЕ: КУДА СТРЕМЯТСЯ СТУДЕНТЫ?
Образование и студенческий обмен также способствуют продвижению национальной культуры в мировом масштабе. Иностранные студенты приезжают учиться на несколько лет, за это время у них формируется определенное отношение к стране, где они получают образование, и даже после возвращения они могут формировать у себя на родине позитивное отношение к стране, где получили профессиональную подготовку. Исходя из этого, мы решили проанализировать количество иностранных студентов в различных странах и число университетов, наиболее привлекательных для абитуриентов.

Абсолютным лидером по обоим показателям оказались США: в 2019 году в этой стране проходили обучение более 1 млн иностранных студентов, 157 американских вузов вошли в топ-1000 университетов в мире. На втором месте оказалась Великобритания, где обучаются 497 тыс. студентов из других стран и 84 университета входят в число 1000 лучших вузов мира. Наконец, третье место с незначительным отставанием от Великобритании занял Китай — 492 тыс. иностранных студентов и 50 университетов в топ-1000.
Россия заняла девятое место в сводном рейтинге — здесь обучаются 334 тыс. иностранных студентов, а в рейтинг 1000 лучших университетов мира входят 25 российских вузов.
И ЧЬЯ ЖЕ КУЛЬТУРА САМАЯ ЭКСПАНСИВНАЯ?
Учитывая, что США оказывались на первом месте практически в каждой категории (за исключением разве что литературы, культурных объектов и национальной кухни), неудивительно, что именно они возглавляют наш итоговый рейтинг. Именно в США самый популярный кинематограф, сюда стремятся большинство туристов и иностранных студентов, здесь появляются самые яркие современные звезды, именно американские бренды определяют глобальные рыночные тренды. Второе место — опять же без сюрпризов: Великобритания. Прародительница в том числе и американской культуры, она сохраняет значимое место на глобальной арене — как в литературе, кинематографе и музыке, так и в спорте и образовании. Тем временем Китай, вошедший в тройку лидеров почти в каждом треке и занявший итоговое третье место, уже наступает на пятки англоязычному миру — пока что во многом благодаря огромному платежеспособному внутреннему спросу и своему влиянию в азиатском регионе, но не за горами, вероятно, и глобальная культурная экспансия Поднебесной.
За тройкой победителей следует старая добрая Европа — Франция, Германия и Испания, и если рассматривать европейские страны как единое целое, то по сумме баллов они существенно опережают даже США. Здесь, в центре западной христианской культуры, по-прежнему сильны литературные, художественные и научные традиции. А вот Россия с 49 итоговыми баллами оказалась во второй половине рейтинга — умом Россию не понять, аршином общим не измерить, но по уровню влиятельности культуры мы находимся между Италией и Канадой.

Материал опубликован в № 10 газеты «Культура» от 29 октября 2020 года в рамках темы номера «Рейтинг мировых культур».
Автор рисунков Владимир Буркин.
Что такое политическая культура?
Политическая культура – это составляющая часть человеческой культуры, в которую входят общепринятые ценности, установки и убеждения, регулирующие политическое поведение и восприятие общества. Также в это понятие входит степень информированности граждан о текущей ситуации в политике. Если говорить простыми словами, политическая культура – это понятие, которое объединяет в себе все аспекты вовлечённости граждан в политические процессы, происходящие в их государстве и мире.
Носителем политической культуры является отдельная личность. При этом каждый индивид усваивает её в процессе социализации, не имея возможности выбирать. То есть, можно сказать, что политическую культуру ему навязывает общество. Таким образом, хоть он и является носителем политической культуры, она существует помимо его воли как часть общей культуры, существующей в данном обществе.
В странах, для которых характерен высокий уровень политической культуры общества, для государственной власти очень важно взаимопонимание с народом. Она должна быть уверена, что располагает народной поддержкой и понимает, чего хотят граждане страны. Это понимание представители власти могут использовать в предвыборных кампаниях, прибегая как к «белым», так и к «серым» или «чёрным» технологиям работы с избирателями. В странах с низким уровнем политической культуры власть может игнорировать интересы населения.
Признаки политической культуры
С точки зрения исследователей, политическая культура обладает следующими признаками:
- формируется в процессе развития общества и, по сути, является продуктом совместного народного творчества;
- стремится использовать накопленный опыт для того, чтобы обеспечить социально-политическую стабильность в стране;
- определяет политическую сферу жизни общества и обеспечивает её целостность;
- оказывает решающее влияние на политический курс страны;
- координирует жизнь общества, обеспечивает равновесие между интересами государства и личности, а также между интересами социальных классов и групп;
- отражает и характеризует уровень гражданственности населения;
- предлагает нормы и способы взаимодействия государственной власти и граждан.
Структура политической культуры
По сути, политическая культура включает два основных элемента:
- Политическое поведение. Это различные формы активности, которые проявляют люди и общество. К примеру, это может быть участие в различных мероприятиях и акциях, полное неприятие или, наоборот, поддержка политики государства.
- Политическое сознание. Это система политических идей, знаний, оценок, взглядов и настроений, существующих на уровне индивидов, коллективов, социальных групп и классов или всего общества.
Если говорить простыми словами, то политическое сознание – это то, как общество воспринимает политическую систему, а политическое поведение – вся та активность, посредством которой оно с ней взаимодействует.
В рамках политического сознания можно выделить две группы компонентов:
- идеологические (знания, взгляды, убеждения, ценности и прочее);
- психоэмоциональные (переживания, эмоции, чувства, настроения).
Также можно выделить два вида политического сознания:
- идеолого-теоретическое (знания и представления, сформированные конкретной идеологией);
- обыденное (собственные взгляды и ощущения индивида, сформировавшиеся стихийно на основе жизненного опыта).
В структуре политического сознания выделяют следующие элементы:
- Политические знания. Имеющиеся у людей эмпирические и теоретические познания о политике и всём, что имеет к ней отношение.
- Политические ценности. Этические и нормативные представления людей о законности, порядке, стабильности общества, социальной справедливости и прочих категориях, имеющих отношение к политике.
- Политические убеждения. Представления людей об идеальной политической системе и о том, как должно быть устроено государство.
- Политическая идеология. Система идей и взглядов, воплощающая идеалы и интересы одного из субъектов политики.
- Политический опыт. Политические обычаи, традиции и знания, накопившиеся в памяти общества.
Типы политической культуры
В зависимости от того, как население воспринимает власть и имеет ли возможность оказывать влияние на политику, выделяют 3 типа:
- Патриархальный. Для данного типа характерно то, что в политической жизни государства могут принимать участие лишь отдельные социальные группы или слои. Остальные же полностью или частично отстранены от политики. К примеру, в феодальных государствах политическими правами не обладали крестьяне, а сегодня таких прав нет у женщин в некоторых арабских странах. Стоит отметить, что чуть больше столетия назад в Европе и США женщины тоже не имели избирательного права.
- Подданнический. Этот тип подразумевает пассивное отношение граждан к политической жизни страны. В государствах, которым он свойственен, население полностью полагается на государственную власть и ожидает, что та будет решать все проблемы в меру возможностей. Такой патернализм встречается и в достаточно развитых странах, поскольку многие граждане просто доверяют власти и не хотят тратить свои силы и время на то, чтобы погружаться в политику.
- Активистский. Для данного типа характерен высокий уровень вовлечённости населения в политическую жизнь страны. Граждане хорошо разбираются в политике, интересуются происходящим в стране и в мире, активно участвуют во всех политических процессах и стремятся оказывать влияние на политику доступными способами (участие в выборах, различных акциях, демонстрациях и прочих мероприятиях). Именно этот тип политической культуры свойственен правовым государствам с развитым гражданским обществом и функционирующими социальными институтами.
Функции политической культуры
Функции культуры – это задачи, которые культура помогает решать обществу, порождающему и использующему её. Функции политической культуры направлены на формирование политической грамотности граждан и обеспечение нужного уровня их вовлечения в политику. Кроме того, они направлены на объединение людей, синхронизацию их идей и стремлений, расширение их кругозора и формирование ценностей.
В качестве наиболее важных можно назвать следующие функции политической культуры:
- Познавательная. Обеспечение политической компетентности и грамотности населения, которые необходимы для формирования здорового гражданского общества.
- Коммуникативная. Формирование необходимых связей и обеспечение взаимодействия между всеми, кто так или иначе участвует в политических процессах.
- Интегративная. Обеспечение согласия между всеми участниками политических процессов и объединение усилий для достижения социально значимых целей.
- Воспитательная. Формирование у общества политического сознания и базовых навыков, необходимых для участия в политической жизни страны.
- Регулятивная. Формирование у граждан политических ценностей, идеалов и норм, регулирование поведения в соответствии с ними.
- Социализирующая. Осознание своих прав и стремление к их реализации – это навык, формирующийся в процессе социализации. И это один из аспектов политической культуры, существующей на уровне отдельной личности.
- Нормативно-ценностная. Формирование в общественном сознании политических ценностей и норм.
Пути формирования политической культуры
Как было отмечено выше, политическая культура является продуктом коллективного творчества. В этом творчестве могут принимать участие разные субъекты, благодаря чему её основными источниками могут выступать:
- государство;
- политические партии;
- церковь;
- СМИ;
- общественно-политические движения и организации;
- обычные граждане при бытовом взаимодействии.
Все перечисленные источники, кроме последнего, обычно оказывают целенаправленное воздействие на политическую культуру, решая какие-то задачи. А вот общение и другое взаимодействие людей между собой в разных сферах жизни обычно имеет стихийный характер.
Политическая символика
Любая культура нуждается в символах, и политическая не является исключением. Исследователи выделяют следующие виды политической символики:
- Национально-государственная. В эту группу входят символы, задача которых заключается в том, чтобы объединять граждан страны, повышать уровень их патриотизма или побуждать к определённой активной деятельности. В большинстве современных государств такими символами являются флаг, герб и гимн.
- Ритуально-процессуальная. Это различные символы, связанные с историческими традициями, подчеркивающие важность определённых ценностей, укрепляющие авторитет власти. В эту группу входят такие символы как военный парад, почётный караул, инаугурация президента и другие символические и идеологические мероприятия.
- Скульптурно-архитектурная. В эту группу входят архитектурные сооружения и скульптуры с политической и идеологической значимостью. К примеру, Московский Кремль и американский Белый Дом известны во всём мире как резиденции президентов. Поэтому они являются важными символами политической культуры.
- Условно-графическая. Это узнаваемые символы с политическим и идеологическим значением, такие как православный крест, серп и молот, орёл (на гербе США) или двуглавый орёл (на гербе России).
Заключение
Политическая культура – одна из главных составляющих политической сферы жизни общества. И чем выше она развита, тем более благополучным является общество и всё государство. Уровень развития политической культуры – это показатель правовой компетентности граждан, а также общественных и политических деятелей. И причинно-следственная связь здесь работает в обе стороны. Чем благополучнее общество, тем сильнее оно вовлечено в политическую жизнь страны. И чем сильнее оно вовлечено в политические процессы, тем быстрее растёт уровень жизни.
Почему в России существуют две разные страны
Это четвертая колонка из цикла «Культурные коды экономики» доктора экономических наук Александра Аузана в рамках совместного проекта Forbes Life и Arzamas. Лекцию «Почему Россия — биполярная страна и что это значит для нашей экономики» и полный курс лекций «Культурные коды экономики: почему страны живут по-разному» можно послушать на сайте Arzamas или в мобильном приложении «Радио Arzamas».
Портрет России
Методы, о которых я говорил в предыдущих колонках, позволили нарисовать портрет России. Этот портрет оказался в чем-то чрезвычайно загадочным, а в чем-то — неожиданным. Пять лет мы с Российской венчурной компанией, с моими коллегами с экономического факультета МГУ и Института национальных проектов проводили полевые исследования в ряде регионов страны и в результате уточнили и проверили, насколько адекватен портрет России и ее социокультурных характеристик.
Пожалуй, самый поразительный вывод состоял в том, что хотя мы смотрели очень разные регионы — те, где исторически было крепостное право, и те, где его не было, мусульманские и христианские, — характеристики оказались очень близкими. Нация сложилась, у нее есть черты, которые несильно колеблются от региона к региону.
Если посмотреть на Россию на фоне других больших стран, то будет заметно, что мы больше похожи на немцев, китайцев и японцев, чем, например, на американцев. Но у нас есть черты, которые не свойственны всем этим большим нациям. Если коротко говорить о специфике российского портрета, то я бы сказал, есть три специфических характеристики и одна загадка.
Как у китайцев и, в известной мере, японцев, у нас высокая дистанция власти. Мы относимся к ней как к символической ценности — «руками не трогать!», — а не как к деловому партнеру. Но это не предел — в мире есть страны, где дистанция власти еще больше, чем в России (например, Белоруссия или Саудовская Аравия).
Мировыми лидерами мы оказываемся по уровню избегания неопределенности, боязни новых ситуации и изменений.
Наше главное отличие от упоминавшихся наций в том, что они — «маскулинные», а мы — «феминная». Мы не настроены на массовое стандартизированное производство. В этом смысле наши конкурентные возможности лежат в других областях.
Две России
Теперь — о загадке. Индивидуализм/коллективизм — это характеристика, которая, с точки зрения всех исследователей, является в культурах ключевой и главной, сильнее всего воздействует на экономику. По данным исследований, в России средний индивидуализм и средний коллективизм.
Я бы сказал, что эти результаты были предсказаны человеком, которого мы хорошо знаем как автора любимой детской книжки — Редьярдом Киплингом. Он не только написал «Маугли», но и был офицером британской разведки — и не очень хорошо относился к русским. В одном из рассказов у него есть фраза о том, что русский человек «настаивает на том, чтобы на него смотрели как на представителя самого восточного из западных народов», хотя он скорее — представитель самого западного из восточных.
По количественным исследованиям мы лежим на медиане, немного смещенной в сторону коллективизма, то есть в сторону Востока. В этом смысле Киплинг вроде бы оказался пророком. Но непонятно вот что: если это так и количественные исследования это подтверждают, то почему два века в России не утихают дискуссии между западниками и славянофилами, социалистами и либералами — про коллективизм и индивидуализм, общинность и личность, совместные формы ведения хозяйства и конкурентное развитие. Мне кажется, нам в исследовании характеристик России, влияющих на экономику, удалось найти неожиданный ответ на этот вопрос.
Что означает средний индивидуализм, средний коллективизм? Это можно интерпретировать двояко: либо каждый из нас чуть-чуть коллективист и чуть-чуть индивидуалист, либо эти черты разделены в стране между разными людьми. Правильным оказался второй ответ.
У нас две страны в одной. Коллективистская Россия — К-Россия и индивидуалистическая Россия — И-Россия. Индивидуализм распространен в мегаполисах и от Урала на восток. Максимального значения он достигает на Сахалине. Коллективизм доминирует в Поволжье, Южной России и вообще на большей части европейской территории страны, как только мы исключаем мегаполисы.
Сам-друг
Слова «индивидуализм» и «коллективизм» с советского времени имеют определенную коннотацию, поэтому давайте проговорим, что будем под ними подразумевать. Мне кажется, лучше всего индивидуализм определил замечательный советский и российский писатель Даниил Гранин. Он сказал: «В России можно сделать очень многое, если не спрашивать разрешения». Индивидуалисты — это люди, которые действуют, не спрашивая разрешения, которые способны к рисковым шагам, самостоятельным планам.
Для коллективизма тоже есть свое отечественное определение. Юрий Лотман, советский и российский литературовед и культуролог, писал о двух архетипах — архетипе договора, который свойственен Европе, и архетипе отдания себя, который свойственен России. Это не слабость человека, который не решается что-то делать и поэтому непрерывно согласовывает свои решения; это готовность пожертвовать, помочь, взаимодействовать.
Поэтому и индивидуализм, и коллективизм имеют определенный положительный заряд для экономического развития.
Индивидуализм в России — это индивидуализм людей, которые решились покинуть дом и уехать: хоть в мегаполис, хоть за Урал осваивать новые земли. Заметим, что эмигранты из России не создают за границей русского лобби — эти радикальные индивидуалисты уже не соединяются между собой.
Коллективизм у нас, кстати, отчасти заимствованный: община с круговой порукой — это фискальный институт средневекового Китая, импортированный через ордынское иго.
Индивидуалистическая деятельность вроде бы связана с самыми низкими транзакционными издержками, потому что ничего ни с кем не надо согласовывать — встал и пошел. Но то, что индивидуалисты воспринимают как издержки, коллективисты воспринимают как нормальную жизнь. Например, необходимость поговорить с тремя, пятью, семью людьми может восприниматься как обуза, не позволяющая развивать бизнес, — или как удовольствие от общения, что-то вроде Восточного базара. Не считая какие-то вещи издержками, коллективисты делают то, на что не решаются индивидуалисты.
Итак, мы биполярная страна с двухъядерной экономической культурой с пространственным разделением И-России и К-России по типу населенных пунктов и по территории с запада на восток. Что это означает и какие возможности и проблемы несет существование двух ядер в российской экономической культуре?
Свободные — направо, справедливые — налево
По данным Всемирного исследования ценностей, спрос на демократию и на конкуренцию в России принципиально ниже, чем не только у, скажем, Германии, Швеции и США, но и чем у Японии, Южной Кореи и Китайской Народной Республики. Как такое может быть? Дело в том, что два полюса генерируют разный спрос.
И-Россия несет в себе возможность радикальных инноваций и предъявляет спрос на сетевые взаимодействия, на конкуренцию и демократию. В терминах треугольника Кейнса, — на свободу. К-Россия несет в себе возможность инкрементных инноваций и предъявляет спрос на кооперацию — больничные кассы, кредитные союзы и так далее. А если говорить в терминах треугольника Кейнса, — на справедливость.
Получается, что одновременно люди в стране предъявляют спрос на противоположные институты и ждут от власти, что она выступит в качестве арбитра. Власть, разумеется, предпочитает, чтобы И-Россия и К-Россия конкурировали. Очень удобно, когда меньшинство способно на значительные инновации, а большинство обеспечивает политическую стабильность. Фактически у власти два рычага — для развития экономики надо работать с И-Россией, и это делает правительство, а для удержания политической стабильности надо опираться на К-Россию, и это делает политическая власть.
Две страны в одной несут в себе скрытые экономические возможности и в то же время генерируют совершенно разные неинституциональные сигналы, создавая для власти возможность балансировать и манипулировать — итоговая конструкция получается очень устойчивой.
Как объединить разорванную страну
Создатель теории цивилизаций Самюэль Хантингтон назвал Россию «разорванной страной». Он ввел это понятие не только для России — он говорил также о Мексике, в известном смысле о Турции.
Разорванная страна — это страна, которая для того, чтобы сохранить свой суверенитет в конкуренции с экономически и политически сильным Западом, принимает от опасного конкурента некоторые управленческие технологии и ценности и проводит резкую модернизацию, — но при этом новые западные ценности оседают в элитах, а страна в основном остается прежней. Такими Хантингтону виделись петровские реформы, — но двуцентричность существовала в России и до них: двумя центрами были Новгород и Москва.
Я подозреваю, что двухъядерная культура — это цивилизационная характеристика. Византийская культура, в отличие от западно-римской, оказалась устойчивой потому, что сочетала европейский источник в виде греческой и римской культуры — несомненно, индивидуалистической — и восточное общество.
Двухъядерность экономической культуры России поддерживается тем, что страна постоянно воспроизводит индивидуализм и коллективизм. Но может ли это стать способом развития страны? Можно ли, понимая моторную силу и индивидуализма, и коллективизма, превратить страну в двухмоторный самолет? В нашей истории я знаю, пожалуй, один яркий случай того, как И-Россия и К-Россия сработали вместе и очень сильно — это победа в Великой Отечественной войне. Без самоотверженности К-России и без предприимчивости И-России в этой немыслимой войне вряд ли можно было победить. В остальное время они блокируют друг друга. Но мне кажется, что есть по крайней мере два варианта, как эту блокировку снять.
Во-первых, Россия — это федерация. Конституция не препятствует усилению различий регионов. Если в одних регионах генерируется спрос в основном на институты справедливости, взаимопомощи, роли государства, а в других — демократии, конкуренции, сетевых взаимодействий и так далее, то в принципе это можно реализовать в рамках одной федеративной страны.
Во-вторых, есть вариант, на который, на мой взгляд, нас вытягивает само развитие: агломерации. Это мегаполисы, которые становятся центрами притяжения для соседних областей, имеют благодаря плотной среде более высокую производительность и дают многочисленные возможности — контактов, поиска ресурсов. Через маятниковую миграцию людей из коллективистских регионов в индивидуалистские мегаполисы и через разделение труда будут, я думаю, возникать симбиозы И-России и К-России.
Двухъядерность экономической культуры, возможно, объясняет главную психологическую и культурную проблему нашей страны: Россия — страна умных, но недоговороспособных людей. Корень этой недоговороспособности, полагаю, в том, что И-Россия и К-Россия по-разному понимают обязательства. В индивидуалистической культуре механизм обеспечения обязательств связан или с институтом репутации, или с обращением в официальные инстанции — в суды, к адвокатам. В коллективистской — с авторитетами. Эти механизмы плохо совместимы, поэтому возникает общее ощущение ненадежности.
Можно ли это преодолеть? Думаю, что цифровизация открывает новую неожиданную возможность: она позволяет выявить из числа инфлюенсеров тех арбитров, которых признает и та, и другая культура, к чьему суждению будет прислушиваться как И-Россия, так и К-Россия. Возможно, благодаря этому мы, наконец, договоримся.
Что такое культура страны?

Что такое культура страны? Какой смысл вкладывают в это понятие ученые-культурологи?
Культура включает в себя множество сложных аспектов жизни страны — ее традиции, верования, искусство, языки, музыку, одежду, кухню, праздники, семейные обычаи или законы, игры и развлечения, фольклор и мифологию.
Культура — это «образ жизни» страны или общества, определенная система ценностей, традиций и верований, которая передается из поколения в поколение.
Хотя у разных культур есть немало общих черт, в каждой культуре они выражаются по-своему.
Так, люди всего мира схожи между собой в том, что они общаются друг с другом, едят и пьют, спят и видят сны.
Однако мы говорим на разных языках, едим различную пищу и нам снятся разные сны.
Антропологи (ученые, которые исследуют различные культуры и их развитие) утверждают, что культура состоит по меньшей мере из трех частей: из того, что люди думают, что они делают и что они производят.
В развитых обществах культура — это то, что объединяет между собой людей, которые живут в одной стране, но вместе с тем разделяет их на отдельные этнические сообщества.
Культура — это все то, что представляет ценность для людей: от орудий и приемов труда до представлений об устройстве мира, нормах поведения, отношения к человеческой жизни.
Эти ценности переходят от поколения к поколению, бережно, сохраняются и передаются. Только через культуру человек может почувствовать, что принадлежит к своему народу.

Медицинская книжка в Москве быстро и недорого






