Полет леонова и беляева 1965 подробности

Полет леонова и беляева 1965 подробности ЮнАрмия

В 2017 году на российские экраны вышла картина «Время первых». Она была посвящена одному из самых ярких событий начала космической эры — полету корабля «Восход-2» и первому выходу человека в открытый космос.

19 марта 1965 года произошло историческое событие: в Усольском районе Пермского края приземлился космический корабль «Восход-2». На его борту находились лётчики-космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев. В год празднования 60-летия первого полёта человека в космос корреспондент «АиФ-Прикамье» побывал в тайге у памятного знака, установленного на месте приземления легендарных космонавтов. Подробности — в материале  «АиФ-Прикамье».

«Когда космонавтов, приземлившихся в глухой пермской тайге, доставили на третьи сутки в Большое Савино, Беляев был в моей летной шапке, а Леонов – в моей куртке», – вспоминает летчик первого класса Анатолий Парасенко.

50 лет назад, 18 марта 1965 г., Алексей Леонов стал первым в мире человеком, вышедшим в открытый космос. О том, что его скафандр при этом раздулся так, что возвращение в космический корабль оказалось под большим вопросом, тогда нигде не упоминали. Да и приземление «Восхода» в прикамской глуши на следующий день, 19 марта, в сообщениях ТАСС называли не иначе как посадкой в запасном районе. 

Полет леонова и беляева 1965 подробности

18 марта исполнилось 40 лет со дня первого выхода человека в открытый космос. Его совершил советский космонавт Алексей Леонов (позывные «Алмаз-2»), полет которого вместе с Павлом Беляевым (позывные «Алмаз-1») на космическом корабле «Восход-2» продолжался чуть более суток. В открытом космосе Леонов пробыл всего 12 минут и 9 секунд, однако в истории космонавтики это событие стоит на втором месте по важности после подвига Юрия Гагарина. При этом в отечественной практике полет «Восхода-2» считается одним из самых сложных и напряженных. Он был настолько драматичен, что с тех пор космонавты не берут позывные с названиями камней.

Мир Танков [SOI] RU BY

  • Подготовка к первому выходу человека в космос
  • Выход в открытый космос
  • Фото первого выхода человека в космос
  • Видео
  • Интересные факты о первом выходе человека в открытый космос
  • Опасности выхода в открытый космос

Одни из величайших событий ХХ века — первый полет и выход человека в открытый космос. Население планеты узнало от Гагарина, что Земля круглая. Леонов стал первопроходцем. Получилось так, что первые люди в космосе были из СССР. 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2» был совершён первый выход в открытый космос советским космонавтом Алексеем Леоновым. За этим событием следила вся страна. Космонавт Алексей Леонов находился за бортом корабля «Восход-2» всего 12 минут, но эти минуты навсегда вошли в историю космонавтики. О том как происходила подготовка к первому выходу в космос, какие трудности испытал экипаж космического корабля вы узнаете в этой статье.

Содержание
  1. Первый в мире выход человека в открытый космос
  2. На честном слове и на одном насосе
  3. Видео первого выхода человека в космос со вставками видеохроники
  4. «Паша Беляев погиб из-за ошибки врачей»
  5. Документальный фильм телестудии Роскосмоса «Алексей Леонов. Прыжок в космос»
  6. Выход в открытый космос
  7. Опасности выхода в открытый космос
  8. На старт! Внимание! Марш!
  9. Специалист по сложным заданиям
  10. По грудь в снегу
  11. В память о героях-космонавтах
  12. 25 волонтёров и собака
  13. «Лес, космический корабль и два голых человека в котле»
  14. Возвращение
  15. Космический корабль «Восход-2»
  16. Тут ставят на крыло
  17. Счастливый человек
  18. Космическая одиссея Леонова и Беляева
  19. Туристический маршрут к месту приземления корабля «Восход-2»
  20. Как добраться до исторического места
  21. Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье | Фотолента
  22. Продолжение следует.
  23. Художественный фильм «Время первых»
  24. Скафандр
  25. Экипаж космического корабля «Восход-2»
  26. Смотрите также
  27. Подготовка к первому выходу человека в космос
  28. Открытый космос
  29. Уральские морозы
  30. Интересные факты о первом выходе человека в открытый космос
  31. Мечту о космосе едва не погубил перелом ноги
  32. Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье | Фотолента
  33. «Залпы победного салюта застали нас в стенах училища»

Первый в мире выход человека в открытый космос

18 марта 1965 года в 10 часов утра по московскому времени с космодрома Байконур взлетел космический корабль «Восход-2» с лётчиками-космонавтами Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым. Во время полёта Алексей Леонов впервые в мире вышел в открытый космос. За стенами коробля он провёл 12 минут и 9 секунд. Космонавт справился с задачей, но впереди ждало ещё одно испытание из разряда «впервые в истории».

Космический корабль «Восход-2» во время полёта находился на максимальной исторической высоте над поверхностью Земли, которая составила 497,7 километра. 19 марта при возвращении на Землю у него перестала работать автоматическая система ориентации корабля. Экипажу пришлось проводить посадку вручную. Аппарат «Восход-2» приземлился в 180 км от Перми в тайгу Усольского района.

Информационный стенд на месте приземления Беляева и Леонова

Информационный стенд на месте приземления Беляева и Леонова Фото: АиФ/

Космонавтов обнаружили через несколько часов, но из-за погодных условий и особенностей местности эвакуировали только через два дня, а затем доставили в Пермь.

На честном слове и на одном насосе

В 1955 году его перевели на Черноморский флот, где Беляев командиром эскадрильи истребителей.

Про его хладнокровие ходили легенды. Как-то, еще во время службы на Тихом океане, во время перелета с острова на материк, забарахлил двигатель. Судя по всему, дело было в нехватке топлива. Оно по какой-то причине практически перестало поступать в двигатель. Посадка истребителя на воду была невозможна. Беляев дернул рукоятку альвеерного насоса, и мотор сразу заработал увереннее. Летчик стал одной рукой качать топливо, а второй пилотировать самолет.

Подобный режим никакими инструкциями предусмотрен не был, рука немела, но Беляев продолжал лететь. Когда он наконец совершил посадку, рука повисла, словно плеть. Командование, слушая доклад, только качало головой — то, что сделал Беляев, казалось нереальным. Но он-то справился!

Еще в академии Беляеву предложили попробовать себя на «новой технике, не совсем авиационной». Он дал согласие. За готовность его поблагодарили, пообещав вызвать, когда возникнет необходимость.

И вскоре командиру эскадрильи авиации Черноморского флота майору Беляеву пришел вызов в Москву.

Полет леонова и беляева 1965 подробности

Видео первого выхода человека в космос со вставками видеохроники

«Паша Беляев погиб из-за ошибки врачей»

После возвращения и отдыха Беляев приступил к подготовке к новому полету. Он руководил группой, готовившейся к полету на военную орбитальную станцию «Алмаз», потом был включен в число тех, кого планировали для участия в облете Луны. Но из этой группы Беляева вывели по состоянию здоровья.

Во второй половине 1960-х советскую космическую программу стал преследовать какой-то злой рок. 14 января 1966 года на операционном столе умирает Сергей Королев. 24 апреля 1967 года во время полета «Союза-1» погибает Владимир Комаров. 27 марта 1968 года в авиакатастрофе разбился Юрий Гагарин.

30 декабря 1969 года в дневнике генерала Николая Каманина появляется запись: «Заболел космонавт Павел Беляев: хирург Вишневский вырезал ему две трети желудка, часть двенадцатиперстной кишки и аппендикс. Операция прошла удачно, но состояние Беляева еще очень тяжелое (раньше он никогда на желудок не жаловался)».

Откуда у космонавта, проходившего всем мыслимые и немыслимые медкомиссии, столь тяжелое заболевание? Кажется, до сих пор на этот вопрос нет ответа. Говорят, стечение обстоятельств.

Космонавт Павел Попович в интервью 2004 года говорил: «Паша Беляев погиб из-за ошибки врачей: перитонит после операции на желудке. Это в наши-то дни!»

Умер Павел Беляев 10 января 1970 года. Ему было всего 44 года. 

Члены отряда космонавтов буквально стучали кулаком по столу — Беляева нужно похоронить на Красной площади! Но руководство сочло, что в данном случае больше подойдет Новодевичье кладбище.

Вдова покорителя космоса, Татьяна Филипповна Беляева, пережила мужа на 50 лет. Ее не стало 6 июня 2020 года. В последние дни своей жизни она передала трем музеям космонавтики, а также школе, в которой учился Павел, кусты сирени из сада, который они когда-то посадили вместе с мужем. Посадили сирень на новых местах уже после смерти Татьяны Беляевой.

Летчик-космонавт СССР, командир корабля «Восход-2» Павел Беляев с дочерьми Ириной и Людмилой.

Летчик-космонавт СССР, командир корабля «Восход-2» Павел Беляев с дочерьми Ириной и Людмилой. Фото: РИА Новости/

1 августа 1971 года командир «Аполлона-15» Дэвид Скотт оставил на Луне алюминиевую фигурку человека в скафандре. Рядом с ней воткнута в грунт табличка, на которой указаны имена 8 астронавтов США и 6 космонавтов СССР, к тому времени погибших или умерших.

Композиция «Павший астронавт» стала первым памятником человечества за пределами Земли. Среди имен, указанных на этом мемориале, есть и Павел Беляев.

Документальный фильм телестудии Роскосмоса «Алексей Леонов. Прыжок в космос»

Фильм приурочен к 80-летию первого космонавта, который вышел в открытый космос.

Выход в открытый космос

В тот момент, когда Алексей Леонов 18 марта 1965 года выкарабкался наружу своего космического корабля и увидел себя на высоте в 500 километров над поверхностью нашей планеты, он совсем не почувствовал движения. Хотя на самом деле он несся вокруг Земли со скоростью, которая во много раз превышала скорость реактивного самолета. Перед Алексеем открылась невиданная ранее никем панорама нашей планеты — наподобие гигантского холста, который был насыщен контрастирующими текстурами и красками, живыми и яркими. Алексей Леонов навсегда останется первым человеком, который смог увидеть Землю во всем ее великолепии.

У советского космонавта в тот момент просто перехватило дух:

Трудно даже представить себе, что это было. Только в космосе можно почувствовать величие и гигантские размеры окружающей человека среды — на Земле такого не почувствуешь

В открытом космосе Алексей Леонов начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

Выход в открытый космос

В тот момент, когда Алексей Леонов увидел Енисей и Иртыш, ему поступила команда от командира корабля Беляева возвращаться назад. Но сделать это у Леонова не получалось очень долго. Дело оказалось в том, что его скафандр в вакууме сильно раздулся. Настолько, что космонавт просто не мог втиснуться в люк шлюзовой камеры, а советоваться по поводу этой ситуации с Землей было некогда. Леонов делал попытку за попыткой, но все они заканчивались безрезультатно, а запаса кислорода в скафандре хватало всего на 20 минут, которые неумолимо таяли (космонавт провел в космосе 12 минут). В конце-концов Алексей Леонов решил просто сбросить давление в скафандре и вопреки выданным инструкциям, предписывающим заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» в него лицом вперед. К счастью, это у него получилось. И хотя Леонов пробыл в открытом космосе всего 12 минут, за это время он успел взмокнуть так, как будто на него вылили целый ушат воды — настолько велика была физическая нагрузка.

Опасности выхода в открытый космос

Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая — возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей (типичная высота полёта пилотируемых космических кораблей) — около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой. С каждым космическим полётом появляется всё больше и больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной.
космический мусор в отрытом космосе
Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль.

Про Юнармию:  Осада москвы 1941 и его последствия

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля — 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI — золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.

Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.

На старт! Внимание! Марш!

ЛЕОНОВ ВЫХОДИТ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС, фото из архива РГАНТД

ЛЕОНОВ ВЫХОДИТ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС, фото из архива РГАНТД

Первыми осуществить выход человека в открытый космос планировали США. Старт американского корабля в рамках этой миссии был назначен на 28 апреля 1965 года. Однако Советский Союз сумел опередить их. 18 марта того же года в 10 часов утра по московскому времени с космодрома «Байконур» стартовал космический корабль «Восход-2», на котором находились командир экипажа подполковник Павел Иванович Беляев и второй пилот майор Алексей Архипович Леонов.

Экипаж корабля подбирался с особой тщательностью. Беляев был самым опытным лётчиком в первом отряде космонавтов, а Леонов лучше всех переносил тренировки в барокамере и центрифуге, а также больше других подходил по морально-психологическим данным. Причем следует отметить, что участие Беляева в полете первоначально не планировалось — по состоянию здоровья он был на грани отчисления. Его включили позже, по настоянию Гагарина.

Первая неприятность произошла перед стартом. Рано утром 17 марта ракету и корабль установили на стартовой площадке. Рядом с кораблем на лебедке, зафиксированной при помощи защелки, подвесили двухметровый шлюз в наддутом состоянии. Таким образом в течение суток его проверяли на герметичность. Солдат, оставленный для охраны «объекта», от нечего делать шлепал пальцем по защелке. После очередного удара защелка выскочила, шлюз упал и разорвался. Запасного не было, и на корабль в срочном порядке поставили тот, на котором космонавты тренировались.

Сам старт прошел без осложнений. Как вспоминают его участники на Земле, первые 40 секунд полета казались особенно долгими — в случае аварии на этой стадии спасение экипажа почти невозможно. Но корабль вышел на заданную орбиту, достигнув высоты в 497,7 километра. До этого ни один пилотируемый космический аппарат так высоко не летал.

Как только «Восход-2» перешел в свободный полет, Леонов вместе с Беляевым стал готовиться к эксперименту. В начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры, а через шесть минут, в 11:34, Леонов вышел из нее в космическое пространство.

Специалист по сложным заданиям

Главным героем истории, разумеется, стал Алексей Леонов. Драматический полет в кино был воссоздан именно по его воспоминаниям.

Другой версии событий просто нет — тогда, когда о полете «Восхода-2» стало можно говорить, не скрывая за парадным фасадом различных деталей, не было уже в живых ни Сергея Королева, ни шефа первого отряда советских космонавтов Николая Каманина. Не было на свете уже и командира «Восхода-2» Павла Беляева.

Космонавты готовятся к тренировке в условиях невесомости. 1960 г.

Человек, без которого этот полет никогда бы не завершился успехом, умел сохранять хладнокровие даже в самых опасных ситуациях. 

Скорее всего, Беляев, прочитай он мемуары напарника, только покачал бы головой — зачем нагонять столько жути, обычная работа. В экипаже «Восхода-2» Беляев уравновешивал бурный темперамент Леонова, и в решающие минуты спокойствие командира оказалось решающим фактором. В первом отряде космонавтов Беляев выделялся — он был значительно старше других и по возрасту, и по должности, и опыту. Его и Владимира Комарова Королев выделил сразу — наиболее опытных летчиков готовили с прицелом на сложные миссии. Так и получилось — Комаров станет командиром трехместного «Восхода-1», а Беляеву доверят «Восход-2» с выходом в открытый космос.

По грудь в снегу

Анатолий Иванович, вы тот день, несмотря на прошедшие полвека, наверняка помните прекрасно?

Анатолий Парасенко: – Еще бы! С Александром Полежаевым, первым пилотом, мы отправились в грузовой рейс в Соликамск. Доходим до Чермоза, как вдруг диспетчер передает: «Возьмите курс на север». И указывает координаты района, где, по оценке Москвы, должны приземлиться космонавты: Соликамск – Сыктывкар – Кудымкар. Но это очень ориентировочно.

А как удалось найти точное место?

А.П.: – Пролетев Пожву, видим – внизу деревушка, люди мечутся. Мы сели на поляну. Кто-то к нашему Ан-2 на лыжах подбежал, рассказывает: «Там такой грохот стоял!» Понятно: шум от тормозных ракет. Летим в указанном направлении. Снова деревушка под крылом, и опять люди кричат, руками показывают, где громыхало. Ну а еще километров через 30 увидели оранжевый купол: парашют у космонавтов раскрылся, но стропы его, не достав до земли, попали в огромную раздвоенную березу. Там же тайга непроходимая, ели по 50 м высотой.

Вообще неприятностей всяких в том полете было много. Из-за отказа автоматической системы захода на посадку пришлось ориентировать космический корабль вручную и совершить лишний оборот вокруг Земли. Вот и приземлились в итоге в Пермской области, между Соликамском и Косой. Когда мы их увидели, Леонов стоял по грудь в снегу.

И как вы вызволяли их оттуда?

А.П.: – Это заслуга уже других людей. Потребовалось спилить много деревьев, расчистить площадку для посадки вертолета, проложить лыжню. А мы определили и передали точные координаты местонахождения Беляева и Леонова, а также одели их в теплое. Они ведь были в легких костюмах, а мороз стоял под 30 градусов. Мы сняли с себя меховые куртки, шапки, унты, скрутили все это и сбросили им с самолета.


Анатолий ПАРАСЕНКО родился в Керчи в 1939 г. Окончил Бугурусланское летное училище и Академию гражданской авиации в Ленинграде. Имеет множество памятных медалей, в том числе «Ветеран космонавтики России», «50 лет космической эры». Один из двоих его сыновей тоже стал летчиком.

В память о героях-космонавтах

Через три года после исторического полёта на месте приземления космонавтов поставили четырёхметровую стелу с листами из титанового сплава. На памятном монументе была надпись: «Здесь 19 марта 1965 года приземлился космический корабль «Восход-2» с лётчиками-космонавтами Леоновым А.А. и Беляевым П.И.».

Полет леонова и беляева 1965 подробности

За обелиском долгое время присматривали и ухаживали ребята из комсомольской организации Березниковского титано-магниевого комбината. Они регулярно посещали памятное место зимой и летом. В 1999 году памятный знак пропал. Некоторые считают, что его похитили охотники за цветными металлами. От титанового обелиска на поляне осталась только стальная табличка.

Памятный знак пропал в 1999 году.

Памятный знак пропал в 1999 году. Фото: АиФ/

В 2011 году на месте приземления космического корабля «Восход-2» поставили новый памятный знак, сделанный из камня.

Памятный знак на месте приземления космонавтов

Памятный знак на месте приземления космонавтов Фото: АиФ/

На нём выгравированы слова космонавта Алексея Леонова: «Только такая гостеприимная земля, на которой живут люди с доброй душой, могла принять так мягко космический корабль, который шёл к Земле со скоростью 8 км/сек. По своей духовности, энергии, внутреннему убеждению, по размаху души вы выше многих народов, процветающих в материальном благополучии. Вы живёте красивой, русской, северной жизнью. Спасибо вам за это!».

Только такая гостеприимная земля, на которой живут люди с доброй душой, могла принять так мягко космический корабль, который шёл к Земле со скоростью 8 км/сек. По своей духовности, энергии, внутреннему убеждению, по размаху души вы выше многих народов, процветающих в материальном благополучии. Вы живёте красивой, русской, северной жизнью. Спасибо вам за это!

Кроме этого памятный комплекс с высоко поднятым в небо космическим кораблём и портретами двух космонавтов появился на берегу Камы, на въезде в Усолье. В его основании установлена плита с автографом и оттиском руки космонавта Алексея Леонова. Есть на памятнике и схема-карта места посадки «Восхода-2».

25 волонтёров и собака

Заявки на участие в создании туристического маршрута подали больше 150 человек.

Претенденты должны были соответствовать критериям: иметь опыт волонтёрской работы, походный опыт, отсутствие противопоказаний и аллергии на укусы насекомых, не иметь вредных привычек и т.д. В августе 2020 года на историческое место выехала группа из 25 человек.

25 волонтёров выехали на место.

25 волонтёров выехали на место. Фото: Из личного архива Владимира Липнягова

Единственное животное, которое было с компанией альтруистов — это доберман Жора. Он был настолько домашний, что спал вместе со всеми в палатке в спальнике. Примечательно, что ради участия в мероприятии одна девушка-волонтёр специально приехала из Уфы.

На некоторых участках дороги сохранились старые таблички

На некоторых участках дороги сохранились старые таблички. Фото: АиФ/

Все остальные ребята были из разных городов Пермского края. Самому младшему участнику проекта исполнилось 15 лет, в лесу он находился вместе с мамой. Ребята в течение двух недель жили в палаточном лагере на месте приземления космонавтов и занимались обустройством исторического места.

В тайге разбили палаточный лагерь.

В тайге разбили палаточный лагерь. Фото: Из личного архива Владимира Липнягова

Волонтёры провели колоссальную работу. Они расчистили и проложили деревянную экотропу, обустроили дорогу и поляну на месте приземления космического корабля, установили навигационные указатели к историческому месту, оборудовали места для автостоянки и кемпинга, построили беседку, зону для умывания и туалет. Даже смонтировали фотозону!

Место сразу стало популярным. Судя по оставленным надписям на новенькой беседке и «табличкам» на дереве, за прошедший год здесь побывали туристы и участники экспедиций и автопробегов из Усть-Качки, Березников, Соликамска, Кудымкара и Чайковского.

Туристы оставили после себя «арт-объект».

Туристы оставили после себя «арт-объект». Фото: АиФ/

Ребята в тайге не скучали. Так, в палаточном лагере работал полевой кинотеатр, вечером дружная компания пела песни у костра, некоторые играли на трубе, барабане и на гитаре, а в свободное время читали книги.

В работе волонтёров не раз выручала смекалка. Например, пришлось изобрести новый рабочий инструмент для копания ямок под знаки. Изначально для этих целей взяли бур. Вот только забыли от него детали (вороток). Тогда ребята скрепили две лопаты скотчем, сверху на них давили две девушки, чтобы был вес, а парни вращали это самодельное устройство. Волонтёры этот весёлый процесс в шутку прозвали «Басимская карусель».

Во время строительных работ устраивали соревнования. Например, забивали гвозди в доски на время. Лесные животные к людям не выходили, по-видимому, их отпугивал шум строительных работ, музыка и костёр, однако по дороге к лагерю волонтёры видели зайцев, волков, лис и глухарей.

Экотропа к месту приземления космонавтов.

Экотропа к месту приземления космонавтов. Фото: АиФ/

«Участники проекта осознали важность исторического события, связанного с космосом и непосредственно участвовали в создании места, посвящённого этому. Возможно, через несколько лет они приедут сюда с детьми и расскажут им, как участвовали в работе над этим мемориалом», — поделился воспоминаниями Владимир Липнягов.

После завершения проекта, в палаточном лагере была прощальная вечеринка. Всех участников поздравили с окончанием работ, вручили грамоты и подарили призы.

«Лес, космический корабль и два голых человека в котле»

«Он не любит громких слов», — так Леонов говорил о своем командире. 18 марта 1965 года, когда «Восход-2» вышел на орбиту, Беляев выполнял свою задачу четко и спокойно. От него в конечном счете зависело, пойдет ли Леонов за борт, он отслеживал каждый шаг операции. Именно Беляев произнес в эфире историческую фразу: «Человек вышел в космическое пространство».

Многие годы ходит легенда о том, что Беляев якобы имел приказ в том случае, если Леонов по какой-то причине не сможет вернуться на борт, отстрелить шлюз и возвращаться в одиночку. 

Полный абсурд. Если бы вдруг кому-то и пришло в голову давать такую директиву, то для ее исполнения Беляев не подходил категорически. Бросить товарища он бы не смог никогда, и по складу характера, и по своим представлениям о чести.

Про Юнармию:  Как определить размер юбки по таблице и калькулятору?

Ох, как все-таки жаль, что Беляев рано ушел из жизни. Сравнение рассказов Леонова с документами полета наводит исследователей на мысль, что кое-какие обстоятельства Алексей Архипович, скажем так, преувеличил. Командир «Восхода-2» с его хладнокровием и нелюбовью к лишним наворотов уж точно рассказал бы, как все было в реальности.

Брать судьбу полета в свои руки Беляеву пришлось после отказа системы автоматического управления из-за отклонений в работе системы ориентации корабля на Солнце. Правильно сориентировать «Восход» в условиях тесноты кабины и довольно относительной точности приборов было сложнейшей задачей. Командир с этим справился на отлично.

Посадка в тайге тоже стала легендарной. Но и здесь, наверное, Беляев не стал бы нагнетать страстей, как это сделали в кино. Действительно, экипаж обнаружили не сразу, но все-таки поисковые группы вышли на них до того, как космонавтам стала грозить смертельная опасность. Спасательная группа доставила не только вещи, но и все необходимое. Даже емкость для принятия горячей ванны.

«Когда к нам пришли, откуда-то взялся огромный котел. Нагрели воды. И представьте картину: лес, космический корабль и два голых человека, сидящие в этом котле», — вспоминал об этом Леонов.

Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов прибыли в город Пермь после приземления космического корабля «Восход-2» в глухой, заснеженной тайге в 200 км от города.

Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов прибыли в город Пермь после приземления космического корабля «Восход-2» в глухой заснеженной тайге в 200 км от города. Фото: РИА Новости/

Возвращение

ЛЕОНОВ И БЕЛЯЕВ НА ПЕРРОНЕ МОСКОВСКОГО ВОКЗАЛА В ЛЕНИНГРАДЕ, фото Павла Маркина

ЛЕОНОВ И БЕЛЯЕВ НА ПЕРРОНЕ МОСКОВСКОГО ВОКЗАЛА В ЛЕНИНГРАДЕ, фото Павла Маркина

После возвращения в кабину Леонов вместе с Беляевым продолжал выполнять эксперименты, запланированные программой полета. Но череда трагических случайностей только начиналась. На 13-м витке резко упало давление в баллонах наддува кабины корабля — с 75 до 25 атмосфер. Дальнейшее падение могло привести к полной разгерметизации, но этого удалось избежать.

Спуск корабля по плану должен был проходить в автоматическом режиме. Перед этим было необходимо отсоединить шлюзовую камеру. Экипаж пристегнулся и произвел необходимые действия. Однако при отстреле трубы произошел неожиданно сильный удар, который закрутил корабль в двух плоскостях. Это привело к нерасчетным угловым ускорениям, которые вывели из строя системы ориентации и автоматической стабилизации. В свою очередь, из-за этого не произошло автоматического включения тормозного двигателя.

Корабль было решено сажать вручную. Но тут оказалось, что содержание кислорода в кабине превышено шестикратно. Малейшая искра в контактах могла вызвать пожар и взрыв. Космонавтам повезло: ничего не искрило. Но аварии продолжались: сработал клапан разгерметизации. Повезло снова — Леонов и Беляев были в скафандрах.

19 марта в 11:19, в конце 18-го витка, Беляев вручную включил систему ориентации и ввел в действие тормозную двигательную установку. Он стал первым человеком в мире, которому пришлось сажать космический корабль без помощи автоматики. Беляев практически вслепую вывел «Восход-2» на нужную траекторию. Уточняя точность ориентации корабля, космонавты опоздали с включением двигателя на 45 секунд и еле вписались в посадочное окно. Сам спуск, хотя и проходил в ручном режиме, был практически неуправляемым. О том, чтобы приземлиться в заданном районе, то есть в казахской степи, не могло быть и речи.

При спуске произошло новое ЧП: при расстыковке кабины с двигателем не отсоединился один из тросов, и корабль стал вращаться, как гантель. В конце концов трос сгорел в плотных слоях атмосферы, и на высоте около 7 километров кабина стабилизировалась. В это время произошел отстрел парашюта.

В полутора метрах от земли на спускаемом аппарате сработала система мягкой посадки, выстрелив вниз реактивную струю. Скорость падения снизилась до 2-3 метров в секунду, и 19 марта 1965 года в 12:02 корабль с «Алмазами» на борту плавно приземлился в глухой прикамской тайге.

Космический корабль «Восход-2»

В результате за основу был взят хорошо показавший себя «Восход-1». Один из его иллюминаторов заменили выходным шлюзом, а также сократили количество экипажа с трех человек до двух. Сама шлюзовая камера была надувной и располагалась снаружи корабля. После завершения эксперимента, перед посадкой, она должна была сама отделиться от корпуса. Так появился космический корабль «Восход-2».

восход 2 - первый выход в открытый космос
космический корабль «Восход-2»

Тут ставят на крыло

Пообщаться с героями космоса в те незабываемые дни Анатолию Парасенко не удалось: счастьем было сфотографировать их хотя бы издали. Но позже общались не раз. В том числе на Байконуре, куда Парасенко возит своих курсантов из клуба «Юный космонавт».

Главную задачу «Юного космонавта» Анатолий Иванович видит в том, чтобы отвлечь подростков от влияния улицы, а затем дать им первоначальную военную и летную подготовку. Около 800 его воспитанников уже связали жизнь с авиацией: стали пилотами, бортинженерами, стюардессами. А двое – Николай Игнатьев и Николай Канарский – даже входили в отряд космонавтов.

Тем не менее несколько лет клуб мыкался без собственного помещения. К кому только ни обращался его руководитель за помощью, когда чиновники лишили их обустроенного своими силами подвала в жилом доме на Одоевского. Все тщетно. И лишь вмешательство Алексея Леонова, утверждающего, что клубов, подобных пермскому, нет больше в России, дало результат.

Полет леонова и беляева 1965 подробности

Счастливый человек

Сейчас «Юный космонавт» базируется в пристрое к зданию Дзержинского райвоенкомата. Уже оборудованы летный и парашютный классы, скоро появятся компьютерный и спортивный. И если кого другого перед прыжком с парашютом приходится едва ли не выталкивать из самолета, то птенцы гнезда Парасенко при их-то подготовке справляются с этим на раз. Да и сев после занятий в реальной кабине пилота (где выключателей разных аж 340 штук) в учебный самолет, могут с легкостью сказать: «Ну, здесь нам и делать нечего!»

Вы счастливый человек, Анатолий Иванович?

А.П.: – Конечно. Пилотами мечтают быть многие, но не у каждого получается. А я летал тридцать лет, с 1964-го по 1994 г. Около 20 тыс. часов безаварийного налета! И курсантов своих теперь привожу в летные училища – все поступают. Более того, начальство ругает, что мало привез, потому что подготовлены они отлично.

А стать космонавтом мечтали когда-то?

А.П.: – В 60-е люди умоляли отправить их в космос вместо Белки или Стрелки, были готовы на все. И я после полета Гагарина звонил в Москву. Убеждал, что у меня железное здоровье. Но гражданских пилотов в отряд космонавтов тогда не брали.

Космическая одиссея Леонова и Беляева

3D-реконструкция выхода Алексея Леонова в открытый космос, переговоры экипажа «Восхода-2» во время полета, нештатные ситуации, с которыми столкнулись космонавты на орбите, доза радиации, полученная Леоновым при работе в безвоздушном пространстве, а также другие интересные факты из истории этой легендарной научной миссии — в инфографике Ria.ru.

Туристический маршрут к месту приземления корабля «Восход-2»

В августе 2020 года группа волонтёров благотворительного фонда «Парма» создала туристический маршрут к месту приземления корабля «Восход-2». Он вошёл в социальный проект «Пермский космос».

Полет леонова и беляева 1965 подробности

Фото: АиФ/

Корреспондент АиФ-Прикамье отправился в тайгу на место преземления космонавтов вместе с президентом благотворительного фонда Владимиром Липняговым. За последние три года его команда подготовила несколько социально-образовательных проектов.

Полет леонова и беляева 1965 подробности«Идея съездить на это место появилась у меня в 2017 году после просмотра фильма «Время первых». Изучая информацию о нём, я понял, что место заброшенное и просто так туда не проехать. К весне следующего года я подготовил первую экспедицию, и мы поехали в тайгу», — рассказал Владимир Липнягов.

Волонтёры отправились в путь, но он оказался нелёгким. Природа тщательно охраняла подступы к историческому месту.

Примерно также выглядела дорога к месту приземления космонавтов

Примерно также выглядела дорога к месту приземления космонавтов Фото: АиФ/

Даже на автомобиле повышенной проходимости доехать до места с первого раза не удалось, остаток пути, примерно один километр, путешественникам пришлось идти пешком. За местом приземления космонавтов раньше приглядывали лесники, но с каждым годом природа брала своё, и через несколько лет добраться сюда было бы невозможно.

Волонтёры несколько раз выезжали на место, проводили замеры, считали. После чего пристуили к подготовке документации на обустройство места.

​Дорога к месту приземления космонавтов.

​Дорога к месту приземления космонавтов. Фото: АиФ/

Так появился социальный проект по созданию туристического маршрута и облагораживанию исторического места «Пермский космос». Фонд президентских грантов России одобрил проект. В 2020 году его удалось реализовать.

Так уж получилось, что выигрывать пришлось дважды. Первый раз одновременно с другим проектом фонда. В итоге финансирование организаторы отдали на другой проект. Но пермяки не сдались. Подготовили более подробный проект «Пермского космоса» и выиграли грант снова.

Как добраться до исторического места

Общий маршрут из Перми составит около 340 км, а дорога займёт примерно шесть часов. Ехать к памятному знаку лучше всего в сухую погоду, т.к. есть вероятность, что после дождей, легковой автомобиль не сможет преодолеть некоторые участки дороги. Из Перми нужно проехать около 312 км до посёлка Басим, проезжая Березники, Усолье, а также сёла: Ощепково, Лёвино и Касиб. Первый знак, указывающий на место приземления космонавтов, находится на повороте на посёлок Басим в 62 км от него.

Дорожные знаки помогут найти дорогу.

Дорожные знаки помогут найти дорогу. Фото: АиФ/

Затем от посёлка по лесной дороге ориентируясь на указатели проехать около 27 км до оборудованной стоянки рядом с беседкой. От беседки до памятника пройти пешком около 450 метров по деревянной экотропе.

По пути можно посетить Березники, усольский историко-архитектурный музей «Палаты Строгановых», или побывать у памятного комплекса в честь космонавтов Павла Беляева и Алексея Леонова. До памятного комплекса легко дойти пешком от остановки «Сельхозтехника» в Усолье.

Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье | Фотолента

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

Продолжение следует.

В этом году появилось продолжение проекта под названием «Пермский космос 2.0». Его авторы планируют на месте приземления космонавтов сделать музей под открытым небом «Время первых» и установить макет спускаемого аппарата «Восход-2» в натуральную величину. Кстати название музею придумали и выбрали в результате общественного голосования в официальной группе проекта.

56 лет назад в Усольском районе Пермского края приземлился космический корабль «Восход-2» с лётчиками-космонавтами Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым.

Также необходимо провести восстановительные мероприятия по поддержанию уже созданной тропы. Установить информационные плакаты вдоль деревянной тропы, которые бы рассказывали о подвиге наших космонавтов и развитии космонавтики в России. Создать тропу с плакатами вокруг памятного знака, а на обратном пути от знака установить плакаты с информацией о том, как проходила эвакуация космонавтов из леса. Некоторые участки лесной дороги к памятному месту пересекают ручьи, в таких местах нужно сделать водоотведение, чтобы дорога стала доступной для проезда на любом автомобиле.

Место приземления космонавтов Леонова и Беляева в Пермском крае

Место приземления космонавтов Леонова и Беляева в Пермском крае Фото: АиФ/

Для этих работ решили снова разбить волонтёрский лагерь.

«Людей лучше заинтересовать историей, если они будут читать её, находясь в историческом месте. Консервировать это место мы не собираемся. В этом году проект «Пермский космос 2.0» снова попытается выиграть грант Фонда президентских грантов России. Мы будем подавать заявки до тех пор, пока не выиграем снова. Для нас — это дело жизни», — говорит Владимир Липнягов.

Преображенская церковь подобна кораблю, плывущему по глади холма. Сейчас храм реставрируется.

По словам Владимира Анатольевича одна из важных проблем — это отсутствие инфраструктуры. Чтобы маршрут был закончен необходимо в ближайшем посёлке Басиме построить гостевой дом. Тогда из посёлка можно будет на внедорожниках отправлять туристические группы к месту приземления космонавтов, а по пути в посёлок посещать музеи в Березниках и Усолье.

Художественный фильм «Время первых»

Героизм членов экипажа космического корабля «Восход-2» вдохновил творческий коллектив Тимура БЕКМАМБЕТОВА и Евгения МИРОНОВА на создание масштабного продюсерского кинопроекта, героической драмы «Время первых», посвященной одной из самых рискованных экспедиций на орбиту и выходу Алексея ЛЕОНОВА в космос

Скафандр

Созданный скафандр стал настоящим чудом техники. По твердому убеждению его создателей — это был продукт сложнее автомобиля

Скафандр при первом выходе в космос
Скафандр «Беркут»

Специально для «Восхода-2» были разработаны особые скафандры, которые носили грозное название «Беркут». Они имели дополнительную герметичную оболочку, а за спиной космонавта помещался ранец с системой жизнеобеспечения. Для лучшего светоотражения изменили даже цвет скафандров: вместо традиционного оранжевого использовали белый. Общий вес «Беркута» составлял около 100 кг. скафандры были очень неудобными. Они являлись настолько плотными, что для того чтобы сжать руку в кулак, требовалось приложить усилие почти в 25 килограмм. Чтобы суметь проделать в такой одежде какое-либо движение, его надо было постоянно тренировать. Работа шла на износ, но космонавты упорно шли к заветной цели – сделать возможным выход человека в открытый космос. Леонов, кстати, считался самым сильным и выносливым в группе, что во многом предопределило его главную роль в эксперименте.

Про Юнармию:  Краснодар военное училище связи

Мир Танков [SOI] RU BY

Позднее космонавт Алексей Леонов вспоминал:

К примеру, чтобы сжать кисть руки в перчатке нужно было усилие в 25 кг

Поменялся и цвет скафандра. «Беркут», для того чтобы лучше отражать солнечные лучи, был выполнен белым, а не оранжевым. На его шлеме появился специальный светофильтр, который должен был защитить глаза космонавта от яркого солнечного света.

Экипаж космического корабля «Восход-2»

На кого возложить эту ответственную миссию решили не сразу. Были проведены множественные тесты на психологическую совместимость. Ведь экипаж должен действовать как единый механизм.
Беляев — выдержан и хладнокровен и мог быстро принимать решение в нестандартных ситуациях. Леонов, полная его противоположность, горяч и стремителен, но очень смел и отважен. Эти два таких разных человека составили отличный тандем для осуществления эксперимента.
В течение 3-х месяцев космонавты знакомились с устройством нового корабля. Тренировки выхода в космос осуществлялись на борту самолета Ту-104, в котором был установлен макет космического корабля «Восход-2» в натуральную величину. Ежедневно советские космонавты бегали кроссы или совершали пробежки на лыжах, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой.

Полет леонова и беляева 1965 подробности
Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов

Смотрите также

  • Начальник тайги. Житель Коми много лет ухаживает за закрытым аэродромом →
  • Ставим на крыло. Пермяки делают музей из старого самолёта ИЛ-14 →
  • Анатолий Парасенко: «Космос — моя несбывшаяся мечта» →

Подготовка к первому выходу человека в космос

Мысль о том, что выход человека в открытый космос возможен, появилась у Королева еще в 1963 году. Конструктор предположил, что в скором времени такой опыт будет не только желателен, но и совершенно необходим. Он оказался прав. В последующие десятилетия космонавтика стремительно развивалась. К примеру, поддержание нормальной работы МКС вообще оказалось бы невозможным без проведения наружных монтажных и ремонтных работ, что лишний раз доказывает, как необходим был первый выход человека в открытый космос. Год 1964-й стал началом официальной подготовки к этому эксперименту. Но тогда, в 1964 году, для того чтобы осуществить столь дерзкий проект, необходимо было серьезно продумать конструкцию корабля.

Открытый космос

Выход в открытый космос через шлюз не вызвал затруднений — он начался над Черным морем, а закончился над Сахалином. Беляев поддерживал с напарником непрерывную связь, следя за его работой с помощью телекамеры. Леонов плавно парил в космосе, несколько раз переворачивался, приближался к кораблю и удалялся на полную длину фала — около пяти метров. Дальше последовал короткий доклад на Землю: «Все сделано по плану. «Алмаз-2″ готовится к входу».

И тут возникли непредвиденные обстоятельства. Инструкция предписывала возвращаться в шлюз ногами вперед. Леонов подтянулся к обрезу люка, но втиснуться в шлюз не смог. Как оказалось, его скафандр непомерно раздулся от избыточного давления и стал более жестким, сковав движения. Возвращение становилось невозможным.

«Алмаз-1»: Леша, снять крышку с объектива кинокамеры! Снять крышку с объектива кинокамеры!
«Алмаз-2»: Снял, снял крышку!
«Алмаз-1»: Понятно!
«Алмаз-2»: Вижу, вижу небо! Землю!
«Алмаз-1»: Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!

Во время этого разворота нагрузка увеличилась максимально, вспоминает Леонов. Пульс дошел до 190, температура тела подскочила настолько, что до теплового удара оставались доли градуса. Космонавт потел так, что ноги в скафандре хлюпали. Едва крышка люка закрылась, Леонов вновь нарушил инструкцию и снял гермошлем, не дожидаясь подтверждения о полной герметизации. За полтора часа эксперимента он потерял шесть килограммов.

С момента открытия люка шлюза и до его закрытия Алексей Леонов находился в открытом космосе 23 минуты и 41 секунду. Но чистое время пребывания в нем считается с момента появления космонавта из шлюзовой камеры до входа обратно. Поэтому официально зарегистрированное время нахождения Леонова в открытом пространстве составляет 12 минут и 9 секунд.

Уральские морозы

БЕЛЯЕВ И ЛЕОНОВ НА ПЕРВОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ В ПЕРМИ, фото из архива РГАНТД

БЕЛЯЕВ И ЛЕОНОВ НА ПЕРВОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ В ПЕРМИ, фото из архива РГАНТД

Приземление оказалось не очень удачным — «Восход-2» зажало между двух деревьев. Крышку выходного люка придавило стволом, который не позволял ей открыться до конца, а запасной люк оказался заклинен намертво. При этом открыть люки космонавты должны были сразу же после посадки, иначе за счет передачи тепла от нагревшегося корпуса внутрь температура в кабине за 10-15 минут поднялась бы до 200 градусов. Но после многократных усилий Леонову и Беляеву всё же удалось открыть люк и выбраться из корабля.

Как выяснилось позже, они приземлились в 180 километрах к северо-западу от Перми, а до ближайшей деревни было 15 километров. При этом место посадки окружал сплошной таежный лес высотой до 20 метров, а глубина снега достигала полутора метров. Вспотевшие космонавты быстро замерзли на уральском морозе. Они набили скафандры содранной со стен кабины обивкой и развели костер.

Сразу же после приземления для поисков корабля в воздух были подняты четыре самолёта «Ан-2» и военные вертолёты. С разных сторон в тайгу ринулись группы лыжников-добровольцев. Позднее даже пришлось создавать специальные отряды для розыска потерявшихся «поисковиков».

20 марта к двум часам дня к «Алмазам» на лыжах дошел глава отряда военных спасателей, которые тем временем вырубали площадку для приземления вертолетов в нескольких километрах от «Восхода». На следующий день все трое вышли к ней, и 21 марта Леонов с Белявым были доставлены в Пермь, где их наконец встретили как героев. Через два дня, выступая на митинге в Москве, Беляев скажет: «Большое впечатление произвели на нас просторы и богатства природы пермского края».

Позже, на государственной комиссии после полета, Леонов сделает самый короткий в истории космонавтики доклад: «В открытом космосе жить и работать можно».

Через десять лет дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов снова полетел в космос, на этот раз в качестве командира космического корабля «Союз-19». Его имя носит кратер на Луне, которую он чуть не облетел. Этому помешало свертывание советской лунной программы после того, как обратную сторону спутника Земли увидели американцы. Но это уже совсем другая история.

При написании статьи использованы материалы Российского государственного архива научно-технической документации и сайта «Культурное наследие Прикамья».

Интересные факты о первом выходе человека в открытый космос

  • Критическая ситуация при выходе с орбиты. Экипаж «Восхода-2» мог стать первым экипажем, погибшим при возвращении с орбиты. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в тайге  (в 180 км севернее города Перми). В сообщении ТАСС это называлось «посадкой в „запасном районе“», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. Космонавты ночевали в лесу. Вертолеты только и могли, что летать над ними и докладывать, что “один рубит дрова, другой подкладывает их в костер”. С вертолетов космонавтам сбрасывали теплые вещи и продукты, но вытащить Беляева и Леонова из тайги не удавалось. Из воспоминаний Леонова: «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали — и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была»
  • За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.

Мечту о космосе едва не погубил перелом ноги

После прохождения медкомиссии он был зачислен в состав первого отряда советских космонавтов.

А в августе 1961 года случилось то, после чего казалось — с мечтой о космическом полете придется попрощаться. Неудачное приземление после прыжка с парашютом, сложный перелом и долгое лечение.

Кость не срасталась, и пошли разговоры о том, что Беляева отчислят по медицинским показаниям. Врачи порекомендовали давать нагрузку на ногу, чтобы заставить непослушную кость срастись.

Беляев дома брал тяжелые гантели и стоял на одной сломанной ноге. Упорные самоистязания дали эффект — кость срослась. 30 августа 1962 года ему разрешили вернуться к занятиям в группе подготовки космонавтов.

Труды не прошли даром. Летом 1964 года Беляева включили в программу подготовки полета с выходом в открытый космос в качестве командира корабля. Напарником стал Леонов.

В марте 1965 года, за несколько дней до старта, всполошились врачи: у Беляева отмечены добавочные сокращения сердца, необходимо его заменить. Павел сохранял спокойствие, хотя только он знал, что в этот момент творилось у него внутри. Дополнительные тесты он прошел нормально, и члены комиссии проголосовали за экипаж в составе Беляева и Леонова.

Павел Беляев (1925-1970) — летчик-космонавт СССР, командир корабля «Восход-2», Герой Советского Союза.

Павел Беляев (1925-1970) — летчик-космонавт СССР, командир корабля «Восход-2», Герой Советского Союза. Фото: РИА Новости/

Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье | Фотолента

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

 Место приземления космонавтов Беляева и Леонова в Прикамье.

«Залпы победного салюта застали нас в стенах училища»

Родился Беляев 26 июня 1925 года в селе Челищево Рослятинского района Северо-Двинской губернии. Сегодня это Бабушкинский район Вологодской области. Раннее детство Павла прошло в деревне, где он лет с шести уже приобщился к крестьянскому труду. Как и все на Севере, он отлично ходил на лыжах, отец брал его собой на охоту.

Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов прибыли в город Пермь после приземления космического корабля «Восход-2» в глухой, заснеженной тайге в 200 км от города.

Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов прибыли в город Пермь после приземления космического корабля «Восход-2» в глухой заснеженной тайге в 200 км от города. Фото: РИА Новости/

Беляев совмещал работу с учебой в медучилище. Сдав все экзамены, он получил распределение в Каменск-Уральский, куда и переехал вместе с семьей в 1937 году. Там Павел закончил среднюю школу.

Случилось это в 1942 году, когда уже шла война. Он устроился на завод токарем и периодически ходил в военкомат с просьбой отправить его на фронт. Павел мечтал стать военным летчиком.

В 1943 году Беляева направили в Ейское военное авиационное училище летчиков.

«Мы, курсанты набора 1943 года, учились, летали с каким-то особым подъемом, торопились овладеть теорией и практикой пилотирования, чтобы скорее попасть на фронт, — вспоминал космонавт. — Но командование не торопилось отправлять молодых пилотов на передовые позиции. Нас учили всерьез, терпеливо отрабатывая все лучшие качества летчиков, знакомя с опытом известных советских асов. Залпы победного салюта застали нас в стенах училища».

Но все-таки на войну младший лейтенант Беляев попал — не с Германией, а с Японией. Он воевал в составе 38-го гвардейского истребительного авиаполка 12-й штурмовой авиадивизии Тихоокеанского флота. После окончания боев молодой офицер остался служить в авиации ВМФ СССР, на Тихом океане.

Полет леонова и беляева 1965 подробности

Оцените статью
ЮнАрмия