Основателями древнейшей цивилизации Месопотамии (Междуречье – долина рек Тигра и Ефрата) являлись шумеры, племена неизвестного этнического происхождения. Затем этот регион находился под властью Аккада (государство семитских племён), на смену которого пришли Вавилон и Ассирия. При этом сохраняется преемственность религиозных воззрений и культа.
В центре месопотамских религиозных представлений стоят многочисленные боги, связанные между собой сложными отношениями. Боги обозначались словом «Илу» (Ил, Эл, Илим, Элим, Элоах, Аллах), что означает сильный. В древнесемитских мифах Илу – это верховный бог, творец вселенной. Эволюция месопотамского пантеона совпадала с выдвижением на первый план местного бога усилившегося города. Среди верховных богов побывали Ан, Энлиль, Энки, Мардук и др.
Мифология сохранила сведения о шумерском пантеоне. Главными считались бог неба Ан и богиня земли Ки, которые породили могущественного бога воздуха Энлиля. В мифах об Энлиле проявляется его сущность как божества плодородия, жизненных сил. Он отделил небо от земли, произвёл на свет всё «полезное», изобрёл мотыгу, сотворил все деревья и злаки, т.е. обладал всеми чертами культурного героя. Энлиль был способен принимать облик других богов – пример божественных метаморфоз. Одно из главных божеств шумеро-аккадского пантеона – Энки, бог мудрости, заклинаний, создатель и помощник людей, хранитель основ цивилизации.
Повсеместно был распространён культ Великой матери Инианны (Иштар), богини любви, плодородия. Она была покровительницей города Урука, где в её честь был построен храм со жрицами и храмовыми прислужницами.
В вавилонском пантеоне выделяется Мардук – бог земли и воздуха, сын Энлиля. Все эти и другие боги вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых изменялась со временем в зависимости от смены династий и этносов.
Большинство богов имели антропоморфный облик, лишь немногие несли зооморфные черты. К числу священных животных месопотамцев относились бык и змея: в мифах нередко богов именовали «могущественными быками», а змея почиталась как олицетворение женского начала.
Силой, связующей волю всех богов в единый принцип мировой справедливости, в месопотамской религии является «ме». «Ме» — это могущественные божественные силы, управляющие миром и даже богами посредством особых магических манипуляций, каждый бог обладает ими в разной мере. Ан и Энлиль это боги, которые чаще всего наделяют этой силой других богов. Существуют «ме» подземного мира, которые нельзя изменить и которым должны подчиняться его обитатели. Учение о «ме» привносит в месопотамскую религию существенный оккультный элемент.
Жизнь и смерть, царство неба и земли и подземный мир мёртвых – эти два начала отчётливо противопоставлялись в религиозной системе Двуречья. Одним из божественных законов «ме» устанавливалось, что удел человека – болезни, вражда, смерть, а потом вечное и безрадостное пребывание в царстве мёртвых. Границей этого царства считалась река, через которую души умерших переправлял специальный перевозчик.
В Шумере было развито представление о рае как божественном саде, которое затем перешло к вавилонянам и в Библию (это же относится к древу познания добра и зла, сотворению Евы из ребра Адама, Всемирному потопу). Миф о потопе возник после действительного наводнения в Южной Месопотамии в 3 тыс. до н.э. В мифах говориться о борьбе богов с силами хаоса и о начале мира, о создании первого человека по имени Адапе, о подвигах героев, прежде всего Гильгамеша.
Резюмирующая формула месопотамской религии такова: человеческая жизнь определяется властвующими в мире богами, осуществляющие справедливое воздаяние за каждое человеческое усилие или наказание за неправильный поступок, непосредственно после совершения. Поэтому усилия человека должны быть направлены на благополучие, здоровье, долголетие, земные удовольствия. В вавилонской литературе часто встречается идея поиска бессмертия, вечной жизни, например, знаменитая «Поэма о Гильгамеше».
Уже в древнюю эпоху складывается обособленное сословие жрецов. Жрец, обслуживающий храм должен был отличаться высоким ростом, здоровыми зубами, чтобы чётко произносить священные формулы. Все горожане, включая рабов, принадлежали к определённому храму. Храм выполнял также административные и судебные функции. Вавилонские храмы строились в форме ступенчатых башен – (зиккураты). Изображения божества играли в богослужении центральную роль. Жрецы регулярно приносили жертвы богу и воспевали его в гимнах, которые исполняли под аккомпанемент музыкального инструмента. С демонологией были связаны обряды искупления. Особые жрецы – маги с помощью заклинаний и магических ритуалов совершали обряды изгнания демонов. В вавилоно-ассирийской религии была тщательно разработана система гаданий.
Не вся система идей и институтов Древнего Междуречья обуславливалась религиозными представлениями. В отличие от Египта здесь религия не монополизировала полностью духовную жизнь. Не исключено, что месопотамская религия сыграла определённую роль в появлении свободомыслия в античности.
Если взглянуть на религию Месопотамии, то сразу бросается в глаза иной язык и иное склонение чем в Египте, и причина тут отчасти и в состоянии религиозных умов, но главная причина в том, что от Месопотамии до нас дошёл иной круг текстов, поэтому мы представляем религию Месопотамии как сумму сказаний, а не как богослужебную истину. Если говорить христианским языком, то от Месопотамии до нас дошли в основном апокрифические тексты. И это делает месопотамскую религию чем-то средним между религией Египта, строгий монотеизм которой утверждается тысячекратно, и религией языческой Греции, строгий политеизм которой нам прекрасно известен.
Если уж речь идёт о многобожии, то появляется желание узнать как оно устроено, то есть проследить родственные линии богов, но этого сделать невозможно потому что для Месопотамии родственный отношения богов не есть реальные человеческие отношения, а есть отношения вторичного и первичного, отношения связи, отношения единства, поэтому один и тот же бог может называться сыном многих богов, одна и та же пара может быть в одном месте супругами, а в другом совсем ими не быть. Это зависит от того какую задачу выполняет то или иное предание, когда предание выполняет задачу подчеркнуть единство, подчеркнуть происхождение какой-то сущности от каких-то других, она эти сущности называет матерью, отцом происшедшей от них, когда речь идёт о чём-то другом, то эти сущности выступают в совершенно другом виде. То есть наши человеческие представления об отношениях являются лишь символом для Месопотамии, которые привлекаются лишь когда это нужно.
Наконец, древнейшие месопотамские тексты, тексты шумеров дошли до нас в неполном, фрагментарном виде, часто в переводах уже на семитические языки или в воспроизведениях семитских авторов через много веков после их написания на шумерском языке. Поэтому грамматические правила не всегда соблюдаются и мы не всегда адекватно понимаем тот или иной текст. Кроме того, так как тексты были написаны на глиняных табличках, которые могли разбиться и попасть в разные части света, то и тексты написанные на них очень сложно соединить воедино.
Но из всего этого не следует, что месопотамская религия это некий абсурд. Многие очень видные исследователи говорили о том, что месопотамская культура создана наивными, глупыми и мало что понимающими людьми. Например крупнейший переводчик и исследователь шумерских текстов Н. Крамер воспринимал шумерскую религию как набор абсурдов или банальностей, в своей книге он пишет «От морального и интеллектуально тупика шумеров спасало то, что многие вопросы неизбежно возникающие на нашем уровне мышления наверняка никогда не приходили им в голову».Но на самом деле можно смело сказать, что их видение многих вопросов было намного глубже нашего видения, и именно поэтому мы его не понимаем. Тот же Лео Опенхайм в книге «Древняя Месопотамия» назвал главу о месопотамской религии Почему мы не можем понять религию древней Месопотамии. И он говорит, что наш ментальный аппарат абсолютно другой, поэтому мы не сможем понять то, во что верили жители Месопотамии. Но и это не верно, потому что необходимо понимать что так же точно, как например в области медицины человек стремится к здоровью и поэтому современный врач читая о методах медицины эпохи Египта в общих чертах понимает о чём идёт речь, так же точно и хотя наш религиозный мир имеет иной бытовой повседневный опят чем опыт Древней Месопотамии, цели остались те же самые, потому Бог вечно один и тот же и смерть, и спасение те же самые. И поэтому если мы в бытовых вещах, которые сильно изменяются, можем понять древнего человека, то тем более мы его можем понять в области религии, потому что мир божественный абсолютен и вечен, и вопрос только в степени его видения, в степени приближения к нему человека, а это зависит от состояния сердца, и здесь современный учёный возможно дальше отстоит чем автор древнего текста от объекта своего религиозного опыта. Ближе Крамера к пониманию глубины и значения месопотамской религии находится Т. Якобсен и его книга «Сокровища тьмы». Он пишет: «Убеждение в творческом могуществе слова лежит в основе всей месопотамской религиозной литературы. Влияние этой идеи наиболее явственно ощущалось в ранний период и выражалось по-разному, поскольку слово использовалось как в ритуалах так и в дидактических и развлекательных целях». То есть древний житель Месопотамии руководствовался идеей, что слово имеет абсолютную силу и абсолютное могущество. Что это означает для Месопотамии?
Это означает, что мир вещей и явлений вторичен относительно слова, а мир слова естественно это мир производный от мира идей. Это говорит о двух вещах. С одной стороны это говорит о том, что мир явлений и вещей творится словом, а с другой стороны восхождение к источнику слова возможно только словом, возможно только в молитве, возможно только в призвании. Соответственно человек творит и себя, и своё бытие тоже словом.
Когда мы переходим непосредственно к шумерским религиозным представлениям, то надо заметить, что в основе этих представлений лежит категория сути каждой вещи. Боги – обладатели сутей вещей, которые они даруют творя мир. Эта суть вещи обозначается словом ме, которое на шумерском языке есть производное отглагольное существительное от глагола «быть». Есть такой древний (XXVII в. до Р. Х.) список древних божественных имён, то есть это эпитеты Бога в Себе, до того как Бог стал создателем мира, до того как Бог явил себя как небо, в этом списке божественных имён одно из имён это «Господин всех ме» — Энмешарра, то есть Бог владеет всеми сутями. Какие же эти сути? Их перечисляется больше ста, они видимо идут по значимости.
Первое ме – это верховная власть над всем мирозданием, это качество Бога.
Второе ме – это власть богов.
Третье ме – это возвышенная и вечная корона, венец. То есть это то что означает владычество.
Четвёртое ме – это царский трон.
Пятое ме – это скипетр.
Шестое ме – это иные знаки царской власти.
Седьмое ме – это возвышенное святилище, зиккурат.
Восьмое ме – это власть пастыря.
Девятое ме – царская власть.
Даль идут жреческие должности, потом придворные должности, силы (старейшинство, героизм), чувства (прямота, честность), ремёсла, музыкальные инструменты и умение на них играть и т.д. То есть это вся совокупность человеческого и божественного мира, то есть мира человеческого и божественного в том смысле в каком он развёрнут в человеке. Потому что верховная власть (первое ме) – это власть над миром, и в этом смысле ме для человека значимо как то, что имеет отношение к нему. Эта возможность обладания сущностями это и есть в конечном счёте власть, тот кто обладает сущностями обладает властью. Тот кто обладает одной сущностью, тот обладает властью над тем чьей сущностью она является, например если человек обладает сущностью игры на арфе, то он обладает властью над арфой. Но и эту сущность ему даёт обладатель всеми сущностями. Но тот кто обладает всеми сущностями, тот обладает властью над всем мирозданием, а тот кто обладает властью, тот соответственно и создал это мироздание. В этом можно видеть ещё палеолитическое убеждение в том, что отношение между человеком и Богом, это как отношение между создателем и обладателем сил и созданным и получающим эти силы как дар. Так в месопотамском представлении о человеке, хотя оно и похоже на египетское, но акценты все поставлены противоположно. Если в Египте подчёркивается божественное существо человека, что человек это лишь гость в мире творения, который изшёл из вечности и возвращается в неё, то для Месопотамии главное это пребывание человека на земле, где он раб богов. И так же как раб получает от своего господина указания и орудия и еду чтобы иметь силы для его исполнения, так же и человек получает от Бога различные ме. Человек – исполнитель воли богов, и получает ме для того чтобы служить богам. Это особенность месопотамского мировоззрения поэтому ме очень важная категория в смысле не только того, что это суть, но для человека это ещё и долг, исполнение того на что даются эти сути – это долг человека. Если человек исполняет хорошо, то это хорошо, а если он исполняет плохо, то это грех.
Такое понимание что человек это раб богов ознаменовано и поэтикой Месопотамии относительно богов. Не случайно в позднюю эпоху халдеи были звездочеты, и «маги», которые пришли по звёздам узнав по ним о рождении Христа. То есть знание звёзд это особенность Месопотамии, они по звёздам предсказывали судьбу, волю богов. А начиналось всё с того, что божества на земле воспринимались как звёзды, то есть боги иконографически были как звёзды, это светила, это небесные вещи. Почему так? Потому что звёзды бесконечно удалены от людей, без звёзд человеческая жизнь невозможна, они определяют времена года, солнце даёт свет и тепло. Однако солнце не находится во главе месопотамского пантеона, в отличие от Египта. Но главное что звёзды бесконечно далеки и они определяют судьбу. И соответственно по расположению звёзд эту судьбу можно понять.
Как соотнести судьбу и свободу человека?
Жители Месопотамии очень близко подходили к гегельянскому, а потом марксистскому представлению о свободе как об осознанной необходимости. То есть судьба – это то что человек должен делать по воле богов. А свобода заключается в том, что от этой судьбы можно уйти, но только себе на беду. Потому что боги определяют то что они хотят от человека, а человек может или следовать воле богов и тогда всё будет хорошо или может не следовать. Каждому божеству даётся определённое небесное созвездие или определенная плата, и изучая все их соотношения звездочёты говорили о том, что хочет бог для того или иного человека. Но возникает вопрос, а как же все плохие предзнаменования? Когда человек рождается у него есть определённая судьба и определённое предназначение, он может стать хорошим военным, например, следуя воле богов, но не следуя их воле человек постоянно меняет свою судьбу. Его судьба постоянно меняется если он не следует воле богов. И соответственно в каждый момент своей жизни человек выстраивает свою судьбу по-разному, и звёзды это отражают. Если человек должен был стать земледельцем, а он пошёл в разбойники, то судьба его изменилось, но даже будучи разбойником он может ухудшать или улучшать свою судьбу, то есть быть справедливым или алчным разбойником, и таким образом тоже менять свою судьбу. И судьба человека, его предназначение в каждый момент пока он живёт соответствует воле богов, но она разная, в момент рождения она одна, а через двадцать лет другая, но она есть, и всякий раз человек может ей следовать, а может не следовать. Если он будет ей следовать, то он будет её улучшать, а если не будет следовать, то будет дальше ухудшать.
Сами же боги воспринимались как далёкие и сильные существа, которые определяют ме человека, даруют ему всё что надо, но человек должен им служить. Человек не один из богов, как в Египте. Человек не божественен сам по себе, а он их раб и слуга.
От древнейшего месопотамского представления, от списка Фары (XXVI в. до Р. Х.) мы знаем шесть самых важных божественных сущностей:
Ану – небо.
Энлиль – «господин гроза».
Энки – «господин земля».
Инанна – «госпожа небо».
Син – луна.
Уту – солнце.
Хотя в более позднее семитское время будет очень важный ритуальный эпос о творении мира, где роль Ану очень велика, тем не менее для древних шумерских текстов Ану это непостижимо далёкий творец, он создал всё, это Бог как создатель. Это первое явление Бога в мир Им созданный, мир – явление Бога. Второе очень важное месопотамское качество кроме звёзд это счёт. В Месопотамии считали не десятками, а шестёрками и дюжинами, и максимальное число это 60, поэтому это число Ану. Имя Ану пишется со знаком «бог» — это бог по определению. То есть когда-то в глубочайшей древности это и был Бог, но уже к тому времени когда появляются дошедшие до нас тексты, месопотамская религия уже находится в состоянии упадка. На это накладывается ещё один важный момент, это то что те названия, которые как правило калькируются в языке, а не изобретаются, а это названия гидронимов, названия земледельческих орудий, эти названия дошли не шумерские, а более ранние, ещё неизвестного нам языка. То есть до шумеров жили другие народы, а шумеры пришли когда было развито земледелие, а сами они земледельцами не были, поэтому они и взяли названия для земледельческих орудий у этого народа. Но важно то, что религиозные представления как и эти слова частично наследуются, а не заменяются., поэтому очень сложно воспроизводить четкую логическую систему шумерской религии. Ану тем не менее это скорее абстракция, ему почти нет молитв, его культ не распространён, ему не посвящено в древнем Шумере храмов, но его знак самый высокий – 60, его символ это рогатая корона, а бык это древнейший образ верховного Бога, поэтому эта корона это знак первоначальной божественности, его постоянно именую «небесным быком». Ану является и супругом Инанны и её отцом, или её отцом является Син и она сестра Уту, но в любом случае она супруга Ану. Речь идёт о том, что через Инанну небесной судьбы (возвращения к Ану) достигают люди. Судьба Ану интересна ещё тем, что в последние века месопотамского язычества, примерно в III в. до Р. Х., когда уже вовсю монотеистические тенденции присутствуют вокруг, именно Ану становится единым Богом для жителей Месопотамии. И в Уруке, где в древности было святилище Ану, ему строятся колоссальные храмы, и он именуется Богом-Творцом. Можно предположить, что речь идёт о восстановлении старинного почитания, которое всегда было.
Так же как и в Египте каждое имя является именем определённого сюжета. Если в Греции с одним и тем же богом происходят разные вещи, то в Месопотамии как правило с каждым божественным лицом происходит одно очень важное событие для людей. Исходя их этого можно предположить, что это имя (не личность бога) связано с каким-то священнодействием и с каким-то таинством которое помогает человек. Для Энлиля характерно определённое придание, за которым видимо стоит определённое таинство, которое мы не знаем. Это предание дошло до нас в виде эпоса, но за ним было литургическое знание. Это предание о Энлиль и Нинлиль – госпожа гроза, супруга Энлиля. Но если для Египта характерны статичные отношения, например Исида и Осирис муж и жена ещё от утробы Нут, то для Месопотамии характерен момент динамики, и это понятно. Что такое статика? Статика – это вечность, которой мыслит египтянин. Для того кто мыслит земным характерна динамика. Для нас очень важно, что Нинлиль первоначально не жена Энлиля, а божественная девица, которая живёт в божественном Ниппуре. Город человеческий вторичен относительно божественного топоса, и не потому люди построили храм потому что нужно было иметь храм в городе где они жили, торговали, а потому что в этом месте было божественное присутствие, люди построили храм и потом собрались вокруг этого божественного присутствия чтобы совершать здесь свои земные дела, которые бы освещались этим божественным присутствием. То есть первичен храм, вторичен город. Так вот в этом божественном Ниппуре жила девица Нинлиль и жил Энлиль. И Энлиль владыка, видимо возглавитель совета богов, полюбил Нинлиль, и её мать предупреждает её чтобы она не ходила купаться одна, так как Энлиль может учинить над ней скверное, поэтому если он хочет, то пусть как приходит как порядочный и просит руки. Но Нинлиль уходит, и происходит то, о чём её предупреждала мать, и она становится беременной от Энлиля. Совет богов возмущён этим, и Энлиля изгоняют из города, а родители выгоняют Нинлиль, которая идёт за Энлилем. Трижды на выходе из города при спуске в подземный мир, который играет огромную роль в Месопотамии, но это не какой-то аид, а это часть космоса, это организованный мир, но он плохой, Так вот трижды по дороге в подземный мир, а именно туда идут Энлиль и Нинлиль, видимо потому что совершён грех, поэтому происходит почти смерть, трижды на пути в этот мир Энлиль под видом привратника города богов, лодочника и привратника в мир мёртвых вступает в близость с Нинлиль, но она не знает, что это Энлиль. И все эти три персонажа говорят, что не пустят её дальше если она им не уступит. И ради того чтобы быть со своим супругом Нинлиль на это соглашается. И таким образом она оказывается четырежды беременна. И в подземном мире у неё рождается четыре сына, старший, который зачат в городе богов, это Син, а три других это Нинурта, Нингирсу и Нергал – три божества, которые будут связаны в шумерском эпосе с подземным миром. Но из подземного мира выйти нельзя если не отдать кого-то взамен, и чтобы Энлиль, Нинлиль и Син могли выйти на небо остаются в подземном мире. И этому даётся ответ ещё до подземного мира. Энлиль выдавая себя за других говорит, когда Нинлиль удивляется как же она может с ним соединиться когда она беременна от бога, он говорит «Семя великого бога на небо, а моё семя в землю». И действительно эти три бога остаются в подземном мире, и Нинурта в переводе означает «повелитель плуга». В этом главном образе говорится, что Энлиль и Нинлиль были в подземном мире за грех и вышли из него за выкуп. Эта парадигма смерти за грех, выкупа и возвращения на небо это главное. Таким образом и человек соединившись с Энлилем может достичь неба, но как это выглядело литургически мы не знаем, так как это древнейшее предание.
Месопотамия (Междуречье) – один из древнейших центров культуры на Земле, достижения которого оказали огромное влияние на развитие культуры других народов и стран.
• Шумерская письменность. Шумеры еще в конце IV – начале III тысячелетия до н.э. изобрели первую систему письменности, дошедшую до наших дней. При раскопках города Ниневии, в развалинах дворца царя Ашшурбанипала археологи нашли тысячи глиняных табличек, исписанных мелкими клинообразными знаками. Это письмо называется клинописью. Каждый значок этого письма состоял из нескольких клинышков и обозначал слог или слово.
Позднее вавилоняне и ассирийцы, говорившие на аккадском языке, заимствовали эту письменность. Благодаря первой в истории библиотеке Ашшурбанипала мы хорошо знаем историю, мифы и легенды шумеров, вавилонян и ассирийцев, их научные достижения.
• Шумерские школы, которые назывались «домами табличек», действовали при храмах. Руководил школой отец дома табличек, который одновременно был учителем. Были и другие учителя – старшие братья. За дисциплиной и порядком следил надзиратель – владеющий хлыстом.
В школе учились только мальчики, которых называли «сыновьями дома табличек». За обучение приходилось много платить, поэтому учиться могли только дети знатных родителей. • Наука в Вавилоне. Вавилоняне ввели систему счета, основанную на числе 60. Именно из этой системы до нас дошли деление часа на 60 минут, минуты – на 60 секунд, а также число градусов в окружности (60 х 6 = 360). Вавилоняне первыми открыли правило в математике, позднее повторно открытое греческим ученым Пифагором. Это правило известно нам как теорема Пифагора».
Всемирную славу вавилонским мудрецам принесли не только математики, придумавшие таблицу умножения, но и астрономы, создавшие один из первых календарей, прекрасные врачи и, конечно, архитекторы.
• Город Вавилон. Вавилон поражал современников своим величием. Две стены, окружавшие город, были высотой в 8-этажный дом (22 метра) и такой ширины, что на них разъезжались, не мешая друг другу, несколько запряженных лошадьми колесниц.
Еще одним чудом света были висячие сады Семирамиды. По преданию, царица Семирамида родилась в Мидии, где были живописные горы и густые леса. Чтобы не тосковать по родине, она приказала построить из кирпича арки, напоминающие уступы гор, насыпать слой плодородной земли и посадить деревья, кустарники и цветы. Издали действительно казалось, что эти сады как бы висели в воздухе. Но для того, чтобы это чудо существовало, рабы целый день крутили водоподъемные колеса и черпали кожаными ведрами воду из реки для полива царских садов.
• Религия народов Месопотамии. В Шумере, где было много отдельных городов, в каждом из них почитали своих, местных богов. Постепенно, когда страна стала объединяться, появился и «общий список» богов.
Другие семитские народы – аккадцы, арамеи, халдеи многое заимствовали из религии шумеров: мифы о сотворении мира и людей, о «золотом веке» – райской жизни человечества в далеком прошлом, о всемирном потопе и другие. Согласно шумерскому мифу, бог Энки и богиня Нинмах слепили людей из глины по образу самих богов. По представлениям вавилонян, верховный бог Мардук сотворил мир из убитого им чудовища. Затем Мардук определил путь двенадцати созвездий Зодиака (которые известны и нам) и разделил сутки между богами Луны и Солнца.
Мифы народов Месопотамии сильно повлияли на религиозные представления народов Востока.
Территорию на ближнем Востоке между реками Тигр и Евфрат в разные века называли по-разному — Междуречьем, Двуречьем, Месопотамией, и даже — Землей Обетованной. Некоторые религиеведы и последователи авраами́ческих религиозных течений утверждают, что именно в долине Тигра и Евфрата был расположен Эдем — рай, где жили Адам и Ева до того, как Бог изгнал их за непослушание. И именно на этой территории возникла одна из старейших мировых цивилизаций — древняя Месопотамия, состоявшая из Шумерского, Ассирийского, Аккадского и Вавилонского царств. Эта цивилизация существовала в период с IV тыс до н.э. и до 12 октября 539 г. до н.э. — дня, когда войска Персии захватили Вавилон.
Месопотамия по праву носит название одной величайших цивилизаций древнего мира, ведь люди, населявшие царства Месопотамии, сумели достичь значительного развития и в культуре, и в науке, и в религии. Именно в Вавилонском царстве находилось одно из 7 чудес света — Висячие Сады Семирамиды, а дворцовые и храмовые комплексы Вавилона и Ассирии впечатляли путешественников того времени своим изысканным и продуманным архитектурным стилем. Но одним из самых значимых наследий Месопотамии для всего мира было изобретение шумерами первой системы письменности — клинописи.
Религия древней Месопотамии
Как и жители других древних цивилизаций, люди, проживающие в долине рек Тигра и Евфрата, очень много значения уделяли своим верованиям и культам. Однако в отличии от других древних народов, к примеру, египтян и римлян, цивилизации которых с самого начала формировались как цивилизации цельных государств, цивилизация Месопотамии изначально состояла из культур ряда народов, живших разобщенно. Религия древнего Муждуречья изначально представляла собой ряд отдельных культов, так как в каждом населенном пункте были свои боги-покровители и свои религиозные традиции. И только после налаживания политических и экономических связей между царствами Месопотамии религия этой цивилизации сформировалась путем включения в единое верования наиболее значимых культов разных народов.
Религия древнего Двуречья была политеистической, причем почитались одновременно два пантеона богов — древний шумерский, и возникший примерно во втором тысячелетии до нашей эры вавилонский. В отличии от древних славян, германцев и ряда других племен, которые уделяли гораздо больше внимания духовному аспекту верования, жители Шумера, Ассирии и Вавилона считали, что главное в религии — церемониальность и строгие соблюдение различных культовых обрядов.
Жители древней Месопотамии верили не только во множество богов, но и в злых духов, от которых нельзя было защититься ни молитвой, ни с помощью жертвоприношения богу-покровителю. Наиболее сильными и жестокими духами считались Лилит и Лабарту — по верованию жителей Вавилона, эти демоницы разрывали всех, кто им в чем-то не угодил, на куски. От таких злых духов, согласно религии древнего Двуречья, человека могло защитить только колдовство, поэтому большинство граждан царств Месопотамии знали различные заговоры и простенькие обряды.
Помимо заклинаний, в религии древнего Вавилона присутствовала вера в магию и гадания. Колдуньями были преимущественно женщины, которые в своей работе использовали методы, схожие с культом Вуду. Ведьмы Вавилона изготавливали фигурки своих врагов, читали заклинания и заговоры, а затем ломали куклы или протыкали их иглами.
Пантеон богов в религии древнего Двуречья
Жители древней Месопотамии верили в огромное количество богов, причем больше всего божеств были связаны с космосом и со звездами. Многие исследователи считают, что астрология зародилась именно в Вавилоне и Ассирии, так как народы этих царств не только почитали богов космоса, но и пытались предсказывать судьбу по звездам. Наиболее почитаемыми богами на всей территории древнего Междуречья были:
- Ану — бог неба
- Кин — богиня земли
- Энлиль — бог воздуха
- Эа — бог воды и создатель первых людей
- Мардук — верховный бог и покровитель Вавилона
- Шамаш — бог солнца, судья богов и людей
- Син — бог луны
- Иштар — богиня любви, плодородия и смерти, отождествлялась с вечерней звездой и планетой Венерой
- Таммузу — бог весны, посевов и урожаев.
Храмы и жрецы в религии древнего Междуречья
В каждом городе древней Месопотамии были построены роскошные храмы или целые храмовые комплексы, где жрецы регулярно пели гимны богам и приносили им в жертву материальные блага и продукты — «блюда для богов». Важно, что большинство религиозных обрядов имели право проводить только правители царств Месопотамии и жрецы, а для простого народа участие в религиозной жизни было ограничено пожертвованиями «на храм» и участием в ежегодных шествиях и праздниках в честь того или иного бога. Также в религии древнего Междуречья значительную роль играли идолы — статуэтки и изображения богов, которые в большом количестве были установлены во всех храмах.
К жрецам в религии древнего Двуречья выдвигались особые требования — потенциальные служители богов должны были быть здоровыми, иметь высокий рост и белые здоровые зубы (чтобы внятно и четко произносить молитвы). В храмах богов мужского пола служили исключительно мужчины, а богинь чествовали жрицы — мужчины помимо царей в храмы женских божеств не допускались. Особой кастой служительниц богов в Месопотамии были так называемые «священные блудницы» — женщины, что занимались проституцией и отдавали свой заработок храму.
Во многих чертах религиозных верований жителей Древней Месопотамии (шумеров и аккадцев) видны остатки архаических представлений. В них, например, заметны пережитки тотемизма. Некоторые боги почитались в образе животных (собаки, быка), птиц, рыб. Однако в большинстве случаев боги Древней Месопотамии имеют человекообразный облик, лишь иногда с некоторыми атрибутами животного (например, рога на голове). Следует отметить также, что древние цари носят такие имена, как Ягненок, Скорпион и т. д., которые отражают воспоминания о тотемных предках.
В религии Месопотамии нашла свое отражение и смена матриархата патриархатом. В древнейшие времена женские божества играли, по-видимому, преобладающую роль. Не случайно первобытная водная стихия мыслилась в виде богини Тиамат (у шумеров – Намму). Позднее, когда религиозные представления приводятся жрецами в систему и создается пантеон, большинство богов оказываются в нем мужскими, а богини хотя и участвуют в небесном совете, но играют в нем второстепенную роль.
Язычники по нашему понимая
В Месопотамии почиталось огромное количество божеств. Каждый город, каждый городской квартал, каждый более или менее крупный поселок имел своего божественного покровителя или покровительницу. Одни боги почитались по всей стране, другие были местными. Закономерности в природе (смена дня и ночи, времен года и т. д.), так же как основные перемены в хозяйственной жизни (появление земледелия и скотоводства, технические изобретения), объяснялись событиями из жизни богов.
Уже древние шумеры выработали сложную систему религиозной космогонии. Первичной стихией, по этой мифологической концепции, был водный хаос, первичный океан, имевший образ гигантской женщины. В недрах ее зародилась твердь в виде огромной горы, вершиной которой был бог неба Ан (у аккадцев – Ану), а плоское дискообразное основание мыслилось как богиня земли Ки. Оба божества были неразрывно связаны друг с другом. От этой божественной пары родился бог воздуха Энлиль. Когда он подрос, то ему стало тесно и он разрезал ножом первичную гору и навеки отделил небесного отца от матери – земли. С тех пор он стал править на земле и породил поколение богов.
Старшим сыном Энлиля был лунный бог: у шумеров – Наннар, а аккадцы называли его Суэн или Син. Детьми лунного бога являлись – Солнце (у шумеров – Уту, у аккадцев – Шамаш.) и богиня планеты Венеры Инанна (аккадцы сопоставили ее со своей богиней Иштар). Она считалась также богиней земного плодородия и любви.
Луна была главнее Солнца
Таким образом, в шумерской религии Луна считалась старше Солнца (и других планет), поэтому шумеры объявили ночь первой половиной суток, которые у них начинались с наступлением темноты.
Когда главным центром Древней Месопотамии стал Вавилон, религиозный миф о мироздании был переработан. В центре его оказался бог – покровитель новой столицы – Мардук. Правда, вавилонские жрецы не могли отрицать, что он был гораздо моложе Ану, Энлиля и других богов, так как Вавилон появился позже других городов.
Однако они нашли хитроумный выход и решили обосновать право своего бога на верховенство особыми заслугами его перед другими месопотамскими богами. Богиня первобытного океана Тиамат изображена в вавилонской религии свирепым и хищным чудовищем. Она пытается уничтожить всех богов и богинь, возникших в ее недрах. Тогда те собираются на совет, чтобы изыскать пути спасения. Мардук оказался наиболее смелым и решительным. Он предложил вступить в единоборство с Тиамат, но за это потребовал, чтобы боги признали его верховным владыкой.
Боги устроили пир, а напившись вина, развеселились и безоговорочно приняли условия своего младшего собрата. Мардук вооружился и вступил в бой со страшным врагом.
Тиамат, увидев противника, раскрыла свою огромную пасть, но Мардук вогнал в нее семь ветров, которые стали раздирать внутренности богини. После этого юный бог без труда поразил обессилевшее чудовище и разрубил ее тело, подобно двум створкам раковины. Из верхней части он создал небо, а из нижней – землю. Затем сотворил все существующее.
Бой Мардука с Тиамат. Ассирийский барельеф
Все достижения людей в борьбе с природой, величайшие хозяйственные перевороты, такие, как выращивание растений, приручение животных, появление ремесел и т. д., жители Древней Месопотамии приписывали небесной воле.
От сотворения мира
По шумерской религии, после сотворения мира образ жизни богов был скуден и непригляден. Они жевали траву, пили воду из канав, обходились без одежды. Наконец, по велению Энлиля и Энки бог Лахар создал овец и коз, а его сестра Ашнан опустила в землю первые зерна. Затем стали ткаться одежды.
Однако обеспечить многочисленное семейство богов молоком, хлебом и одеждой было нелегко. У небесных тружеников и тружениц не хватало сил и времени. Понадобились рядовые работники, и только тогда бог мудрости Энки вылепил из глины первых людей, чтобы они обрабатывали землю, следили за овчарнями и снабжали своих небесных покровителей всем необходимым.
Наряду с космогонией и повествованиями о происхождении людей шумеры и аккадцы разработали другой цикл мифов, который Должен был объяснить изменения в природе. Центральным моментом этого древнего месопотамского цикла оказывается чудесная история смерти и воскресения богини плодородия Инанны-Иштар.
Богиня Иштар. Древнее месопотамское изображение XIX-XVIII вв. до Р. Х.
Иштар спускается в мрачный подземный мир, чтобы спасти своего супруга Таммуза. Пока она находится там, подвергаясь страшным испытаниям, на земле прекращается размножение людей и животных. Напуганные боги добиваются освобождения доброй богини, и обычная жизнь на земле возобновляется.
Возвращением божества плодородия в религии Древней Месопотамии объяснялась смена зимы весной и прорастание погруженных в землю зерен из срезанного серпом (т. е. «убитого») колоса, что знаменовало торжество жизни над смертью.
Некоторые учёные считают, что этот древней месопотамский миф (наряду с подобными мифами других народов) послужил прообразом христианского учения о погибающем и затем воскресающем Иисусе Христе.
И ветхозаветный миф о потопе, по всей видимости, заимствован из шумерской религии. В Древней Месопотамии нередки были наводнения в результате разливов рек. Они охватывали значительные пространства и казались тогдашним людям всемирными.
В мифе потоп объясняется гневом богов. Недовольные непокорностью людей, они по предложению Энлиля насылают на землю ужасный ливень, и все человечество гибнет, кроме благочестивого Утнапиштима, который по совету бога Энки (у аккадцев – Эа) сооружает ковчег и спасается со своей семьей и слугами.
Энки (Эа). В религии Древней Месопотамии — бог мудрости
Жители Древней Месопотамии совершали в честь богов своей религии жертвоприношения (особенно грандиозные в праздничные дни). Приношения верующих возлагались на жертвенник, стоявший внутри храмового двора, и затем значительная часть жертвенного мяса, хлебов и других продуктов поедалась жрецами и прихожанами. Во время религиозных праздников идолы выносились из храмов. Их несли в торжественной процессии или везли в роскошно украшенных ладьях по каналам. Молитвы сопровождались игрой на флейтах, арфах и других инструментах.
Зиккурат — храм древней месопотамской религии
Если богов-покровителей старались умилостивить обильными жертвами и смиренными мольбами, то на злых демонов, не знающих жалости, в Древней Месопотамии пытались воздействовать насильственно, с помощью религиозной магии. Изготовляли фигурку злого божества и затем ее сжигали или разбивали и закапывали в землю. Эти магические действия восходят к первобытным представлениям. В них считалось несомненным, что, повредив изображение живого существа, можно было добиться его гибели.
Древний Вавилон. Расскажите о религиозных верованиях в Древней Месопотамии.
Каждый город имел своего небесного покровителя бога или богиню.
Главным богом Вавилона был Мардук, считавшийся создателем мира и людей. Мардук победил страшное чудовище и внёс порядок в жизнь на земле. Мардука изображали либо в виде могучего героя, либо в виде быка или дракона. Богиня плодородия, любви и войны Иннана у шумеров, она же Иштар у вавилонян, представала в виде воительницы. Её колесница была запряжена свирепыми львами. Иштар также отождествляли с планетой, которую мы называем Венерой.
Жители Древней Месопотамии видели в царях исполнителей воли богов, наделённых божественной силой. Высокое положение в Шумере, Вавилоне и других государствах Древнего Востока занимали жрецы. Из числа жрецов выдвинулись первые правители Древней Месопотамии. Жрецы были хранителями знаний.
В центре каждого города возвышался храм. Храмы имели вид высокой ступенчатой башни. Террасы-ступени образовывали огромную лестницу, устремлённую в небо, связывающую миры богов и людей. Такие ступенчатые храмы называются зиккураты.
При храмах находились обширные хозяйства, в которых работало множество людей земледельцев, ремесленников. Храмы и жрецы обладали огромными богатствами.