Тяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Петр Великий» является самым крупным и единственным в мире кораблем данного класса, оснащенный ядерной энергетической установкой.
Крейсер «Петр Великий» — это четвертый корабль проекта 1144 «Орлан», он единственный, который находится в строю. Этот крейсер создавался в целях противодействия авианосным группам вероятного противника. И правда, по своим боевым возможностям крейсер «Петр Великий» представляет для любого врага реальную угрозу.
Пётр Великий не только самый большой, но еще и один из самых быстрых кораблей такого класса! Вообще, соотношение размеров и скоростных характеристик поражает воображение. Представьте себе, что корабль размерами с 20-ти этажный дом, длинной больше 1/4 километра и шириной как пол футбольного поля в ширину, представили! А теперь, мысленно разгоните его до 32 узлов, это примерно 60 км/ч.
Это же еще далеко не легкий корабль, все таки 26 000 тонн. Для сравнения самый большой американский крейсер типа «Орлан» водоизмещением всего 24 300 тонн.
- Проект 1144
- История создания
- Конструкция боевого корабля
- Достоинства и недостатки
- Боевое применение
- Интересные факты
- Где сейчас «Пётр Великий»
- Общие сведения
- Постройка и испытания
- Описание конструкции
- Корпус и архитектура
- Энергетическая установка и ходовые качества
- Экипаж и обитаемость
- Вооружение
- Универсальное и зенитное вооружение
Проект 1144
Боевые корабли 3-го поколения (проект 1144) стали нашим ответом на военно-морскую авианосную гегемонию США. Советский Союз противопоставил ей тяжёлые атомные ракетные крейсера, которые благодаря их могучему оснащению стали именовать «убийцами авианосцев».
В период с 1980 по 1998 годы на стапелях Балтийского судостроительного завода была подготовлена «адмиральская» серия из трёх судов – «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев». Её венцом стал тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».
Как и его старшие «братья», он — детище санкт-петербургского Северного ПКБ. Бюро многие годы возглавлял Владимир Евгеньевич Юхнин, под чьим руководством проект 1144 и был реализован.
Закладка крейсера пришлась на перестроечные времена – 1986 год, сменившиеся «лихими 90-ми». Потребовалось долгих 12 лет в условиях развала советского ВПК, организационной структуры ВМФ и хронического безденежья, прежде чем в 1998 году «Пётр Великий» наконец отправился к месту своей постоянной службы — на Краснознамённый Северный флот.
Чтобы подчеркнуть значимость «Петра Великого», как боевой единицы российского ВМФ, его нередко называют самым мощным ударным кораблём «неавианосного» класса.
Хотя это сопоставление с авианосцами в плане боевой мощи выглядит весьма условно, поскольку его основная задача – уничтожение противостоящих авианосных ордеров противника, куда помимо самого авианосца входит солидное прикрытие. И для этого у корабля есть всё необходимое.
История создания
В ответ на строительство в США атомных крейсеров в Советском Союзе началась реализация аналогичной программы. Планировалось построить на Балтийском заводе семь кораблей с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ) проекта 1144 «Орлан». Головной корабль серии, ТАРКР «Киров», был заложен 26 марта 1973 года.
Всего было построено четыре крейсера:
- «Киров» (переименован в «Адмирал Ушаков»);
- «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»);
- «Калинин» («Адмирал Нахимов»);
- «Юрий Андропов» («Петр Великий»).
В 1989 году был заложен пятый корпус, «Дзержинский» («Адмирал Кузнецов»), но через год снят со строительства.
ТАРКР «Петр Великий» был спроектирован Северным ПКБ. 25 апреля 1986 года он заложен под именем «Куйбышев», а позже переименован в «Юрий Андропов», бортовой номер 183.
Корабль получил проектное обозначение 1144.2 и от своих предшественников отличался улучшенным вооружением и увеличенной автономностью.
25 апреля 1989 года состоялся спуск крейсера на воду. Через три года указом президента России от 22.04.1992 г. корабль получил название «Петр Великий» (БН 099).
Затем в связи с недостатком финансирования или политической воли последовал длительный период доработок и ходовых испытаний. Только 9 апреля 1998 года ТАРКР «Петр Великий» вошел в состав ВМФ. 18 апреля 1998 года с поднятием военно-морского флага началась служба на Северном флоте.
Конструкция боевого корабля
ТАРКР «Петр Великий» на этапе строительства, отличие от своих атомных крейсеров-предшественников с почти аналогичными характеристиками, получил повышенную автономность (до 60 суток) и неограниченную дальность плавания. Корпус крейсера насчитывает 6 палуб, а надстройка — 8 ярусов. В целях повышения живучести корабля важнейшие участки его корпуса имеют броню толщиной от 50 до 100 мм.
Общее количество помещений, предназначенных для жизнедеятельности экипажа, составляет около 1600, включая 140 кают и 30 кубриков, 3 сауны, 15 душевых, спортзал. Штатная численность экипажа составляет 1035 человек, в числе которых 105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов. 18 человек относится к лётному персоналу.
Главная энергетическая установка крейсера оснащена двумя атомными реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 МВт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами, которые призваны как увеличить общую мощность энергоустановки корабля, так и обеспечить ему возможность проплыть до 1000 миль без применения ЯЭУ. В составе энергосистемы корабля также имеются 8 парогазогенераторами, 4 электростанциями суммарной мощностью 18 МВт, 2 турбины в 75 тысяч лошадиных сил.
Два гребных вала крейсера вращают по пятилопастному винту.
Достоинства и недостатки
Тяжёлые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан» не имели и не имеют прямых аналогов за рубежом. Разнообразие вооружения ТАРКР «Пётр Великий» сделало этот корабль многоцелевым, хотя оборотной стороной такого положения стало его повышенная сложность в обслуживании и, что тоже немаловажно, высокая стоимость обеспечения боевого выхода в море. Важным плюсом считается высокая степень защищённости корабля от ракетных и торпедных атак.
Но в то же время специалисты отмечают, что в одиночку даже такой мощный корабль полноценно воевать не сможет, все его достоинства могут в наибольшей степени проявиться только в составе ударного соединения. В советское время ТАРКР планировались в качестве основы корабельной ударной группировки (КУГ), которой было вполне по силам расправиться даже с самой мощной авианосной ударной группой противника. К настоящему времени для «Петра Великого» это возможно только после замены основных систем вооружения, разработанных ещё в СССР, на более новые. Поскольку обязательно следует учитывать, что обеспечить скрытность появления в каком-либо районе мирового океана столь мощного корабля практически невозможно.
Боевое применение
В боевых действиях, требовавших прямых схваток с ударными кораблями противника, ТАРКР «Пётр Великий» участвовать не пришлось. Основным содержанием его службы в составе ВМФ России стали мероприятия, связанные с боевой подготовкой. Корабль множество раз принимал участие в самых разных учениях, совершил несколько дальних походов. Крейсер «Пётр Великий» побывал во всех океанах Земли, прошёл более 170 тысяч морских миль, имеет на своём счету совершение кругосветного плавания.
Тем не менее, кораблю довелось принять участие в нескольких достаточно важных операций, вошедших в историю российского военного флота.
В августе 2000 года крейсер обнаружил место гибели АПЛ «Курск» и затем патрулировал этот район в период проведения операции по подъёму затонувшей подлодки.
В феврале 2009 года «Пётр Великий» во время одного из своих дальних походов смог задержать три судна сомалийских пиратов в Аденском заливе, хотя применение тяжёлого ракетного крейсера в этом случае было вызвано лишь особым стечением обстоятельств.
В июле 2012 года ТАРКР «Пётр Великий» стал первым кораблём в истории ВМФ современной России, который был награждён орденом Нахимова.
С октября 2016 года по февраль 2017 года «Пётр Великий» выполнял задачи дальнего похода в районах Северо-Восточной Атлантики и Средиземном море, обеспечивая боевую устойчивость корабельной авианосной группировки Северного флота, которая впервые приняла участие в боевой операции по борьбе с международным терроризмом в Сирии с применением ударных самолётов с российского авианосца по объектам боевиков.
В ближайшей перспективе есть основания ожидать, что дальнейшая служба «Петра Великого» будет продлена на весьма продолжительный срок после глубокой модернизации, по образцу проводимой в данный момент на однотипном крейсере «Адмирал Нахимов».
Интересные факты
В октябре 1996 года ТАРКР «Петр Великий» проходил ходовые испытания в акватории Балтийского моря. Его сопровождал самолета Бе-12, выполнявший задачи разведки и наблюдения. Одновременно в район маневрирования прибыла пара шведских истребителей «Гриппен». Задача – слежение за новым кораблем ВМФ РФ.
При очередном облете крейсера шведский самолет опасно сблизился с Бе-12 . Чтобы избежать столкновения, направил свою машину в воду. Однако, международного инцидента не произошло. Напротив, шведы выразили благодарность за помощь в проведении поисковой операции.
Где сейчас «Пётр Великий»
«Пётр Великий» — один из флагманов Северного флота осенью прошлого года прошёл плановый ремонт в посёлке Росляково в сухом доке местного судоремонтного завода. В настоящее время атомный ракетный крейсер находится в плавании, отрабатывая поставленные задачи боевой подготовки.
- 2 х 10 РБУ-12000;
- 1 х 12 РБУ-6000.
- 20 х 1 ПУ ПКРК П-700 «Гранит»;
- 6 х 1 ПУ ЗРК С-300Ф «Форт» (48 ракет);
- 6 х 1 ПУ ЗРК С-300ФМ «Форт-М» (46 ракет);
- 16 х 1 ПУ ЗРК «Кинжал» (128 ракет);
- 6 x 16 ПУ ЗРАК «Кортик» (144 ракет).
«Пётр Великий» — последний из построенных и единственный оставшийся в строю тяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) проекта 1144 «Орлан». Строился для ВМФ СССР под названием «Юрий Андропов», во время достройки на плаву был переименован в «Пётр Великий». При водоизмещении почти в 26000 тонн занимает первое место среди всех неавианесущих боевых кораблей по размерам. Является флагманом Северного флота ВМФ России. Основное предназначение — уничтожение крупных надводных целей, защита морских соединений от атак авиации и подводных лодок противника в удалённых районах морей и океанов.
Общие сведения
До 1998 года крейсер «Пётр Великий» носил бортовой номер 183
В конечном итоге находящийся в высокой степени готовности атомный крейсер было решено достроить; предполагалось ввести его в строй в 1996 году, к 300-летию российского флота. В 1993 году на базе Тихоокеанского флота был сформирован экипаж, а в 1996 году корабль отошёл от достроечной стенки, приступая к заводским испытаниям. После всех задержек, весной 1998 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» был принят флотом и вступил в боевой состав. От первоначальных планов перевести его Дальний Восток отказались, поскольку после 1993 года в условиях развала инфраструктуры и постоянного недофинансирования в боевом строю Тихоокеанского флота России не удалось сохранить ни одного корабля крупнее 10000 тонн. Так «Пётр Великий» был оставлен в строю Северного флота.
Постройка и испытания
ТАРКР «Пётр Великий» у достроечной стенки Балтийского завода, 1996 год
25 апреля 1986 года на Балтийском заводе в городе Ленинграде заложили четвёртый корабль проекта 1144 — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Юрий Андропов». Во время строительства кораблю был присвоен заводской №803.
29 апреля 1989 года корабль был спущен на воду.
Переименован в «Пётр Великий» указом президента России 22 апреля 1992 года.
13 июня 1996 года борт ещё не принятого флотом крейсера посетил Главнокомандующий вооружённых сил России президент РФ Б. Н. Ельцин в сопровождении Главкома ВМФ адмирала Ф. Н. Громова, губернатора Санкт-Петербурга В. А. Яковлева и командира Ленинградской военно-морской базы контр-адмирала А. И. Корнилова.
В октябре 1996 года достроенный крейсер приступил к заводским, а потом и к Государственным испытаниям на Балтике.
День 16 октября 1996 года был отмечен инцидентом с гибелью шведского истребителя AJSF-37 «Вигген», совершавшего облёт шедшего в нейтральных водах крейсера. Первый этап ходовых испытаний корабля проходил на переходе из Кронштадта в базу Балтийск; противолодочное охранение «Петра Великого» осуществлял гидроплан Бе-12 (командир — майор Константин Бобков) из состава 316-го ОСАП, базировавшегося в посёлке Храброво Калининградской области. Осуществляя охранение, самолёт выполнял облёты крейсера на высоте 300-600 м в нескольких километрах от него, непрерывно поддерживая связь с мостиком корабля.
Катастрофа шведского истребителя «Вигген» у борта ТАРКР «Пётр Великий» в октябре 1996 года (рисунок Василия Золотова на обложке журнала «Мир авиации»)
В это же время к разведывательным облётам новейшего российского крейсера приступила пара шведских «Виггенов» из состава авиакрыла F15, базировавшегося в Сёдерхамне; ведущий истребитель нёс фотоаппаратуру, а ведомый был оснащён устройствами радиоэлектронной разведки. Обнаружив российский гидроплан, истребители начали выполнять имитацию атак на него, стремясь зайти в хвост Бе-12. Майор Бобков, во избежание столкновений стремясь не терять из виду шведские самолёты, манёврами своего тихоходного гидросамолёта старался удерживать их в передней полусфере. При очередном сближении встречными курсами ведомый «Вигген» поднырнул под Бе-12, шедший на высоте 50-60 м, врезался в воду и разрушился; его пилот капитан шведских ВВС Йоран Карлссон погиб. Произошло это в непосредственной близости от идущего малым ходом «Петра Великого», западнее Лиепаи (). Шведская сторона не предъявляла каких-либо претензий к российской в связи с этой катастрофой, лишь поблагодарив за помощь в осуществлении поисковых работ.
Во время испытаний 27 октября 1996 года в переднем машинно-котельном отделении произошёл взрыв паропровода, находящегося под давлением в тридцать пять атмосфер и температурой высушенного пара 300°C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было обнаружено, что лопнувшая труба, которая была установлена в 1989 году, по толщине и марке стали не соответствовала требованиям.
В этот период было принято решение направить крейсер на Север. Восемь дней экипаж корабля выполнял задачи межфлотского перехода, сдавал экзамены государственной приёмной комиссии, которую возглавлял первый заместитель Главкома ВМФ адмирал И. В. Касатонов. Помимо чисто рабочих моментов по программе испытаний, экипажем проведён комплекс учений по отработке элементов совместного плавания, практических артиллерийских стрельб и условной стрельбы главным ракетным комплексом, отработаны вопросы борьбы за живучесть корабля и противолодочной обороны. Во время артиллерийской стрельбы уже третьим снарядом (при норме в 5) была сбита высотная мишень на глазах у экипажа датского сторожевика «Вибен».
23 ноября 1996 года «Пётр Великий» ошвартовался в Североморске, завершив первый этап Государственных испытаний.
ТАРКР «Пётр Великий» на испытаниях, фото 1996-1997 года
На протяжении 1997 года крейсер проходил мореходные испытания в условиях арктической Атлантики, а также испытания главного ракетного комплекса и комплекса радиоэлектронного вооружения, которые нельзя было проводить в тесной акватории Балтийского моря. В этот период корабль пользовался повышенным вниманием со стороны прессы и различных должностных лиц как России, так и зарубежных стран. Так, 30 мая 1997 года ТАРКР «Пётр Великий» посетили военно-морские атташе США, Великобритании, Германии, Франции, Японии, Индии и КНР. 4 июня того же года на борту «Петра Великого» побывал начальник Генерального Штаба ВС РФ генерал армии А. Квашнин. 2 августа 1997 года борт ТАРКР «Пётр Великий» посетил Министр обороны РФ И. Д. Сергеев.
9 апреля 1998 года после завершения всех государственных испытаний «Пётр Великий» вступил в боевой состав флота.
Описание конструкции
Крейсер «Пётр Великий» по состоянию на 2014 год позиционируется как самый современный и мощный корабль ВМФ РФ, один из мощнейших ударных кораблей в мире. Крейсер может уничтожать крупные надводные цели, а также защищать морские соединения от атак авиации вероятного противника и подводных лодок врага. У ТАРКР неограниченная дальность плавания, он оснащён ударными крылатыми ракетами П-700 «Гранит», способными уничтожать цели на предельной дистанции до 600 километров.
Корпус и архитектура
Корпус крейсера «Пётр Великий» отличает удлиненный более чем на две трети от общей длины полубак. Водонепроницаемые переборки делят корпус на 16 главных отсеков. На всём протяжении корпуса идут пять палуб. В носовой части под бульбовым обтекателем располагается неподвижная антенна гидроакустического комплекса «Полином». Смещённые в сторону кормы надстройки несут множество радаров и антенных постов станций наведения, связи и РЭБ. Ракетные установки располагаются впереди, под палубой, оставляя кормовую секцию для главной силовой установки и вертолётного ангара. Там же, в корме, оборудован подпалубный ангар, помещения для хранения авиационного боезапаса и топлива и подъёмник для подачи вертолётов на верхнюю палубу. У самого кормового среза располагается отсек с подъёмно-опускным устройством буксируемой антенны гидроакустического комплекса «Полином».
Энергетическая установка и ходовые качества
Главная энергетическая установка оснащена двумя ядерными реакторами типа КН-3 общей тепловой мощностью в 300 МВт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами на случай отказа реакторов. Ядерные и обычные котлы обеспечивают паром две турбины по 70 тысяч лошадиных сил (всего 140 тысяч л. с.); в свою очередь, турбины через редуктор (зубчатый агрегат) вращают два вала с пятилопастным гребным винтом на каждом. Крейсер способен развивать скорость хода 31 узел (57 км/час).
Электроэнергию обеспечивают генераторы суммарной мощностью 18 тысяч киловатт: четыре паротурбогенератора мощностью по 3000 кВт и четыре газотурбогенератора по 1500 кВт каждый.
Полностью автономно крейсер может ходить до 60 суток по запасам продуктов. Без учёта провизии и пресной воды — 3 года по топливу во вспомогательных установках, а на атомном реакторе — неограниченное время.
Технический комплекс ядерной энергетической установки включает, помимо реактора, в котором обеспечивается преобразование энергии ядерного распада в тепло, ещё целый набор сложного и ответственного технологического оборудования — насосы, парогенераторы, системы управления реактором и энергоустановкой, турбины с редукторами, фильтры, теплообменники, компрессоры, различные приборы и др.
Для обеспечения эксплуатации объектов с судовыми ЯЭУ дополнительно требуются: специально оборудованные базы с рядом береговых служб, специальные средства и устройства для загрузки свежего и для выгрузки отработавшего ядерного топлива, сбора, хранения и переработки радиоактивных отходов и т. п.
Экипаж и обитаемость
Экипаж «Петра Великого» после учений Северного флота в Баренцевом море, 2005 год
Экипаж «Петра Великого» — 744 человека, из них 101 офицер, 130 мичманов и 513 матросов. Лётный персонал 18 человек.
Экипаж размещён в 1600 помещениях корабля, из них 140 одноместных и двухместных кают для офицерского и мичманского состава, 30 кубриков для матросов и старшин от 8 до 30 человек в каждом помещении, 220 тамбуров.
В распоряжении команды 15 душевых, две бани и сауна с бассейном 6х2,5 метра, двухэтажный медицинский блок с лазаретами-изоляторами, аптекой, рентгеновским оборудованием и стоматологическими кабинетами, амбулаторией, операционной, спортзалом со всем необходимым оборудованием, тремя кают-компаниями для мичманов, офицеров и адмиралов, место для отдыха с бильярдом и роялем.
Есть также внутренняя телестудия и 12 телевизоров в каютах и кубриках, 30 экранов для просмотра программ, которые транслируют по кабельным сетям корабля.
Иными словами — созданы все условия для комфортного пребывания экипажа на крейсере в дальних походах.
Вооружение
Пуск ракеты П-700 «Гранит» c ТАРКР «Пётр Великий»
На ТАРКР «Пётр Великий» установлены противокорабельные ракеты комплекса П-700 «Гранит», являющиеся развитием системы ПКР «Базальт». На Западе ракеты «Гранит» известны под кодовым наименованием Shipwreck. При стартовом весе в 7 тонн ракета развивает скорость, в 2,5 раза превышающую скорость звука, и может доставить фугасную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд мощностью до 500 килотонн на расстояние до 600 км.
Открытые шахты КР «Гранит» крейсера «Пётр Великий» во время достройки корабля, 1996 год
Всего на крейсере установлено 20 пусковых установок СМ-233 с крылатыми ракетами П-700 «Гранит», размещенных под верхней палубой, с углом возвышения 60 градусов. Установка «Гранит» имеет многовариантную программу атаки целей, высочайшую защиту от помех и предназначена для нанесения ударов по групповым целям. При стрельбе залпом одна из ракет выходит на высоту для увеличения дальности нахождения противника, обмениваясь информацией с остальными ракетами, которые летят над поверхностью воды. В случае потери ракеты-лидера её место автоматически занимает одна из ведомых ракет.
Ракета предназначена для борьбы с авианосными ударными группами (АУГ) и способна действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать цели на побережье противника обычной боевой частью. При необходимости корабли с комплексом «Гранит» могут являться резервом решения задач морских стратегических ядерных сил.
Дальнее обнаружение цели и наведение может производиться при помощи самолёта Ту-95РЦ, вертолёта Ка-25Ц или космического спутника разведки и целеуказания.
Универсальное и зенитное вооружение
Вооружение ТАРКР «Пётр Великий», инфографика
Если на остальных крейсерах этого типа оба комплекса «Форт» принадлежат к одной модификации, то на крейсере «Петр Великий» вместо носового комплекса установлен улучшенный С-300ФМ «Форт-М». Таким образом, ТАРКР вооружён одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6 и одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2.
ЗРК «Форт-М», в отличие от своего предшественника — зенитного комплекса «Форт», способен обстреливать до 6 целей одновременно на расстоянии до 120 км и успешно бороться, кроме противокорабельных, ещё и с баллистическими ракетами. Расширение зоны поражения достигнуто за счет улучшения энергетических характеристик передатчика и чувствительности приемных каналов.
Зенитная управляемая ракета 48Н6Е2 (унифицирована с сухопутным комплексом С-300ПМУ-2) с вертикальным стартом имеет улучшенную двигательную установку и увеличенную боевую часть. Ракета — телеуправляемая, с полуактивным самонаведением на последнем участке полета. Доставляется на корабль в транспортно–пусковом контейнере. Предельная дальность полёта — 200 км.
Кормовые ПУ ЗРК «Кинжал» крейсера «Пётр Великий», на заднем плане 130-мм башня универсальных орудий. Фото 1996 года
Также на крейсере установлена автономная корабельная противовоздушная установка «Кинжал» (8 пусковых установок). В каждой подпалубной пусковой установке барабанного типа находится по 8 одноступенчатых твердотопливных телеуправляемых ракет 9М330-2, общий боезапас — 128 ракет.
ЗРК «Кинжал» может одновременно уничтожать до четырёх целей в пространстве сектором 60° на 60°, при этом параллельно наводить до 8 ракет. Время реакции комплекса составляет от 8 до 24 секунд в зависимости от режима РЛС. Радиолокационные средства комплекса обеспечивают дальность обнаружения воздушных целей до 45 км на высоте до 3,5 км.
В комплексе используется телеуправляемая зенитная ракета 9М330, унифицированная с сухопутным комплексом «Тор», или ЗУР 9М331 комплекса «Тор-М». ПУ подпалубная, состоит из 4 пусковых модулей барабанного типа, в каждом — 8 ТПК с ракетами. Вес модуля без ракет 42 тонны, занимаемая площадь 113 м2.
Старт ракеты 9М330 — вертикальный под действием катапульты с дальнейшим склонением ракеты газодинамической системой на цель. Двигатель запускается на безопасной для корабля высоте после склонения ракеты.
Подрыв боевой части осколочно-фугасного типа производится по команде импульсного радиовзрывателя в непосредственной близости от цели. Радиовзрыватель помехозащищенный и адаптируется при подходе к водной поверхности. Ракеты размещаются в транспортно-пусковых контейнерах и не нуждаются в проверке в течение 10 лет.
Система «Кинжал» может действовать автономно или быть интегрирована в корабельные системы управления огнём и получать информацию о целях от корабельных радаров. Кроме ЗУР, система управления огнем комплекса «Кинжал» может управлять огнем 30-мм автоматов АК-630М, производя дострел уцелевших целей на расстоянии до 200 метров.
Боевой модуль ЗРАК «Кортик»
Комплекс имеет модульную конструкцию, включающую в себя 2 командных модуля и 6 боевых. Командный модуль определяет угрозу и передает информацию боевому модулю, который сопровождает цель, производит необходимые вычисления и поражает цель ракетами и пушками.
Ракеты унифицированы с наземным комплексом 2С6 «Тунгуска». Система управления ЗРАК «Кортик» состоит из радиолокационной и телевизионной системы, связанных между собой с использованием элементов искусственного интеллекта. Две установки ЗРАК «Кортик» расположены в носовой части корабля по обе стороны от пусковой установки «Гранит», а четыре других — в кормовой части главной надстройки.
АК-130 на ТАРКР «Пётр Великий»
В дополнение к ракетам и зенитным автоматам на атомный крейсер «Пётр Великий» установлена универсальная артиллерия в виде 130-мм двухорудийной артсистемы АК-130. 130-мм орудие этой установки имеет длину ствола 70 калибров, боезапас 840 снарядов и эффективную дистанцию стрельбы до 25 км. Скорострельность — от 20 до 80 выстрелов в минуту. Вес ОФС — 27 кг. Готовый к стрельбе боезапас — 180 снарядов. Система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей, что гарантирует максимально точное уничтожение вражеских боевых единиц.
130-мм многоцелевая артустановка может поражать береговые, морские и воздушные цели. Основными компонентами комплекса являются: основанная на ЭВМ система управления с многодиапазонной РЛС, система телевизионного и оптического прицеливания, двухорудийная башенная 130-мм артустановка, оборудованная устройством оптического наведения «Конденсор».
Заряжание автоматическое, орудия могут вести огонь различными снарядами с контактным и неконтактным (срабатывающим в момент максимального приближения к цели) взрывателем, а также учебными снарядами. Система устойчива к помехам противника. Орудия могут действовать в полностью автоматическом режиме управления в сопряжении с РЛС, а также в ручном режиме. В автоматическом режиме прицеливание производится с помощью установленной на башне системы прицеливания «Конденсор». Частота огня может изменяться от одиночных выстрелов до огня залпом или очередью.
10-ствольный бомбомёт комплекса РКПТЗ-1М «Удав-1М» на БПК типа «Удалой»
На ТАРКР «Петр Великий» установлено два противолодочных ракетно-торпедных 533-мм комплекса РПК-6М «Водопад-НК» по одной пятитрубной пусковой установке на борт. Ракето-торпеды комплекса способны уничтожать подводные лодки возможного противника на предельной дальности до 60 км. В качестве боевого сегмента используется малогабаритная торпеда УМГТ-1.
Для уничтожения угрозы кораблю в виде торпед противника на ТАРКР установлен противоторпедный комплекс РКПТЗ-1М «Удав-1М». Каждый из двух бомбомётов РБУ-12000 этого комплекса имеет 10 труб-направляющих, автоматическую конвейерную перезарядку, время отклика на угрозу — четверть минуты, дальность предельную — 3000 м, минимальную — 100 м, вес ракеты — 233 килограмм. Эти бомбомёты находятся в кормовой части на верхней палубе побортно.
Дополняет противолодочное вооружение корабля реактивная бомбомётная система РБУ-6000 «Смерч-2», расположенная в носовой части корабля на поворотной платформе.
Открытые створки вертолётоподъёмника на ТАРКР «Пётр Великий», внизу виден ангар. Фото 1996 года
На борту крейсера могут быть постоянно размещены три тяжёлых вертолёта Ка-27 в противолодочном или поисково-спасательном варианте. Перемещение их в ангар и из ангара совершается с помощью лифта-вертолётоподъёмника. Атомный крейсер располагает всем необходимым оборудованием, в том числе радионавигационным, для подготовки и обеспечения полётов этих машин.
Ка-27 известен на Западе под названием «Helix» и оснащён противолодочным вооружением, включая поисковую РЛС, гидроакустические буи, акустические системы и детекторы магнитных аномалий. Ка-27 может вооружаться торпедами, бомбами, минами и ПКР.
Пулемёт ДШК на ТАРКР «Пётр Великий»
Для противодиверсионной обороны на крейсере хранятся 12,7-мм пулемёты ДШК, которые при необходимости могут монтироваться на палубных тумбах у бортов. Также для этой цели могут быть задействованы две 45-мм полуавтоматические салютные пушки 21-КМ, смонтированные на одном из ярусов надстройки. Как правило, во время боевых служб в нейтральных водах при спокойном море — когда лёгкие плавсредства с диверсионной командой неприятеля имеют возможность подойти к борту корабля — противодиверсионная вахта несётся непрерывно.
Общекорабельные средства противодействия крейсера также включают в себя две спаренных 140-мм системы постановки помех ПК-2М и восемь 120-мм десятиствольных ПК-10. Реактивные снаряды этих установок при разрыве создают ложные цели в стороне от корабля — как для оптико-электронных, так и радиолокационных или тепловых систем наведения.