Перечислите функции культуры

Ценностная,
или аксиологическая,
функция отражает важнейшее качественное
состояние культуры. Культура как
определенная система ценностей формирует
у человека вполне определенные ценностные
потребности и ориентации. По их уровню
и качеству люди чаще всего судят о
степени культурности того или иного
человека. Нравственное и интеллектуальное
содержание, как правило, выступает
критерием соответствующей оценки.

Коммуникативная
функция культуры обеспечивает
общение людей друге другом. Человек не
может решить без помощи других людей
ни одну сколько-нибудь сложную задачу.
Люди вступают в общение в процессе
любого вида трудовой деятельности. Без
общения с себе подобными человек не
может стать полноценным членом общества,
развить свои способности. Длительный
отрыв от общества приводит индивида к
психической и духовной деградации,
превращая его в животное. Культура есть
условие и результат общения людей.
Только благодаря усвоению культуры
люди становятся членами общества.
Культура дает людям средства общения.
В свою очередь, общаясь, люди создают,
сохраняют и развивают культуру.

Нормативная
(регулятивная) функция культуры
проявляется как система норм и требований
общества ко всем своим членам во всех
областях их жизни и деятельности —
труде, быте, семейных, межгрупповых,
межнациональных, межличностных
отношениях.

Адаптивная
функция является
важнейшей функцией культуры, обеспечивая
приспособление человека к окружающей
среде. Известно, что приспособление
живых организмов к среде своего обитания
является необходимым условием их
выживания в процессе эволюции. Их
адаптация происходит благодаря работе
механизмов естественного отбора,
наследственности и изменчивости, которые
обеспечивают выживание особей, наиболее
приспособленных к среде обитания,
сохранение и передачу полезных признаков
следующим поколениям. Но происходит
совершенно иначе: человек не
приспосабливается к среде обитания, к
изменениям окружающей среды, как другие
живые организмы, а меняет среду обитания
в соответствии со своими потребностями,
переделывая ее для себя.

Функция
социализации и инкултурации, или
человекотворческая функция, является
важнейшей функцией культуры. Социализацией
называется процесс усвоения человеческим
индивидом определенных знаний, норм и
ценностей, необходимых для жизни в
качестве полноправного члена общества,
а инкультурацией — процесс усвоения
навыков и знаний, необходимых для жизни
в той или иной культуре. Эти близкие
процессы возможны только с помощью
специально созданных культурой систем
воспитания и образования. Вне общества
эти процессы невозможны, поэтому из
Маугли или из Тарзана никогда не получился
бы настоящий человек. Дети, по каким-то
причинам вырастающие среди животных,
сами навсегда остаются животными.

Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.

Адаптационная функция — культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания, связанные с каким-то полезным приспособительным эффектом. Другой стороной адаптационных функций культуры является то, что ее развитие все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт, увеличивается эффективность труда, появляются новые возможности для духовной самореализации человека, культура позволяет человеку с наибольшей полнотой раскрыть себя.

Коммуникативная функция — культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения — знаковые системы, языки. Результат — потому что только благодаря общению люди могут создавать хранить и развивать культуру; в общении люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, культура связывает и объединяет людей.

Интегративная функция — культура объединяет народы социальные группы государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов убеждений ценностей идеалов характерных для данной культуры. Эти явления определяют сознание и поведение людей, у них формируется чувство принадлежности к одной культуре. Сохранение культурного наследства национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении долгого времени общности людей. Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями. Единая вера тесно связывает представителей различных народов, составляющих мир ислама или христианский мир.

Функция социализации — культура это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию, и жить так как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание средства и способы социализации. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить мыслить и действовать в соответствии с ними.

Информационная функция культуры — с возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. В культуре информация кодируется внешними по отношению к человеку структурами. Информация как приобретает собственную жизнь и способность к собственному развитию. В отличие от биологической, социальная информация не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Благодаря этому в обществе, возможно, то, что никогда не будет возможно в животном мире — историческое умножение и накопление информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.

Познавательная функция культуры определяется определенным критерием познания, овладения человеческими силами природы и общества, а также степени развития «человеческого» в самом человеке. Охватывая все формы общественного сознания, взятые в их единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира. Конечно, культура не сводится к совокупности знаний о мире, но систематизированные научные знания выступают одним из важнейших ее элементов.

Аксиологическая (ценностная) функция культуры, она фиксирует способность накопления в культуре художественных ценностей и их влияние на образ мыслей и поведение человека. Все многообразие материальной и духовной культуры может выступать в качестве материальных и духовных ценностей, которые оцениваются в плане истины или не истины, прекрасного или безобразного, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.

Эстетическая функция культуры, прежде всего, проявляется в искусстве, в художественном творчестве. Как известно, в культуре существует некая сфера «эстетического». Именно здесь раскрывается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Эта сфера тесно связана с эстетическим отношением к действительности, к природе. В.Соловьев подметил, что “красота, разлитая в природе в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою”, а эстетическая связь искусства и природы «состоит не в повторении, а в продолжение того художественного дела, которое начато природой «.

Гуманистическая функция проявляется в единстве противоположных, но органически взаимосвязанных между собой процессов: социализации и индивидуализации личности. В процессе социализации человек осваивает общественные отношения, духовные ценности, превращая их во внутреннюю сущность своей личности, в свои социальные качества. Но эти отношения, ценности человек осваивает по-своему, неповторимо, в индивидуальной форме.

4 ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Термин «функция» (от лат. functio – «исполнение») переводится как «обязанность», «круг деятельности».

Определяющей функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно—нравственная. Суть ее отражает понятие «культура души». От этой главной, системообразующей функции расходятся другие функциональные модификации культуры: адаптивная, регулятивная, познавательная.

Адаптивная функция культуры представлена взаимодополняющими функциями: адаптации (приспособления), социализации (включения человека в общественную жизнь) и гармонизации (примирения рациональных и иррациональных начал в человеке). Главная культурная задача, решаемая в рамках данной функции, состоит в превращении человека из биологического существа в социальное и стабилизации его в этом качестве.

Регулятивная функция может быть представлена тремя взаимодополняющими функциями: аксиологической, нормативной, семиотической.

В этом ряду наиболее важнейшей является аксиологическая (ценностная) функция. Культура – это прежде всего нормативная система, и как таковая она формирует у человека определенные ценностные ориентации (наиболее значимые предпочтения личности). Мерилом их оценки выступает нравственное содержание.

Если ценностные ориентации приобретают только прагматический характер, это может угрожать и самой личности, и обществу. Но культура не только совокупность норм, она является также совокупностью знаковых систем (речи, языка формул, искусства и т. д.).

Семиотическая (знаковая) функция предполагает знание человеком специальных языковых систем.

Познавательная функция включает в себя гносеологическую, коммуникативную и трансляционную функции.

Гносеологическая (познавательная) функция культуры определяется ее способностью концентрировать в себе опыт многих поколений людей и через его призму давать народам целостное представление о них самих. В то же время – в порядке обратной связи – сама культура, ее уровень развития служат индикатором, позволяющим судить о преобразовательной деятельности человека (природы и самого себя).

Коммуникативная функция позволяет вступать людям в общение друг с другом. Но для позитивного общения важно достичь определенного уровня взаимопонимания, формирование которого зависит от владения общей системой смыслов и специфическими языками.

Функцию трансляции, передачи социального опыта от поколения к поколению, обозначают также как информативную, или функцию исторической преемственности. В этой функции культура выступает как «память» человечества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

9.2. Функции религии
1. Компенсаторная. Проанализировав перечисленные выше сущностные характеристики религии, можно сделать вывод, что она способна в какой-то степени компенсировать человеку несовершенство окружающего мира и его самого. В реальном мире изменений не

Функции искусства

11.3. Функции искусства
Роль и значение искусства в жизни общества и человека многообразны и не исчерпываются утилитарными задачами: искусство самоценно, но выполняет множество функций.В научной литературе нет единого мнения в определении количества функций искусства и

Про Юнармию:  Клятва юнармейца текст скачать

4 ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

4 ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Термин «функция» (от лат. functio – «исполнение») переводится как «обязанность», «круг деятельности».Определяющей функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно—нравственная. Суть ее отражает понятие «культура души». От этой

5 УРОВНИ РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

5 УРОВНИ РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Регулятивная функция культуры проявляет себя в системе норм и требований, обязательных для всех членов общества во имя поддержания его целостности и обеспечения гармонии межгрупповых интересов.Регулятивная функция культуры

Функции художественной литературы

Функции художественной литературы

1
«Цель поэзии – поэзия!» – считал А. С. Пушкин. Суждения поэта о назначении искусства, о его роли в жизни человека и общества были и остаются наиболее близкими к истине. Они многократно подтверждены творческой практикой и

ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции

ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции

1. Понятие языка культуры
Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная

Основные функции культуры

3. Основные функции культуры
Главная функция феномена культуры – человекотворческая или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической

Значение и функции культуры

9. Значение и функции культуры
Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции культуры, ее феномена.1. Человеко – творческая функция. Она стоит во главе. Другое ее название – гуманистическая. Все

5. Значение и функции культуры
Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции культуры, ее феномена.1. Человеко-творческая функция. Она стоит во главе. Другое ее название – гуманистическая. Все

ТЕМА 2
Виды, формы, содержание и функции культуры
Выше мы отметили: культура – это явление человека в истории, вид его бытия в мире, способ его жизнедеятельности, самоосуществления, присущего только человеку. Животный мир ничего не выражает, кроме своей природной данности.

Культурология: конспект лекций
Еникеева Дильнара

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она воплощена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и др. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти.

Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения.

Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон и видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.

Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая, или знаковая, функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание и владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык представляет важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки (физика, математика, биология, химия).

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

IV. Основные условия культуры
Культура — это слово теперь постоянно у всех на устах. Но точно ли определено, что мы под ним разумеем? И почему это слово — cultuur — вытесняет из нашего речевого обихода доброе нидерландское «beschaving»? На этот последний вопрос ответить совсем

Соловьева В.Л.
Модернизация культуры: основные концепции
Проблема выяснения сущности и источников модернизации волнует ученые умы уже почти два столетия. Но, чтобы понять сущность модернизации, необходимо разобраться с родственным ему термином – «модернити»,

Предмет теории культуры, культура и цивилизация, функции культуры

Предмет теории культуры, культура и цивилизация, функции культуры
Арсеньев Н. С. О смысле культуры // Русские философы. Антология. М., 1993.Артановский С. Н. Культура как мудрость. СПб., 2000.Бабушкин С. А. Теория цивилизаций. Курск, 1997.Белик А. А. Культурология. Антропологические

Основные принципы культуры периода «Тела»

3. Основные принципы культуры периода «Тела»
Культура периода «Тела» формировалась на протяжении даже не столетий, а тысячелетий. Принципы, на которых она выстраивалась, и формы, в которые она вылилась в изобразительной, словесной и других сферах, соответствовали

Основные понятия культуры

4. Основные понятия культуры
Более подробно остановимся на основных понятиях культуры.Артефакт (от лат. artefactum– «искусственно сделанное») культуры – единица культуры. То есть предмет, который несет за собой в себе не только физические черты, но и символические. К таким

Основные принципы культуры и искусства ислама
Когда в VII веке появился ислам, Аравия находилась на низком уровне развития как в религиозном смысле, так и в политическом и социальном плане. Это объясняется разобщенностью населявших ее племен. Возникшая исламская вера,

Культурология
— молодая, развивающаяся научная и
учебная дисциплина. Она была введена в
качестве обязательного предмета в вузах
России в 1993 г. и заняла достойное место
среди гуманитарных дисциплин. Культурология
включает в себя два основных раздела –
теоретический и исторический.

Культурология
(от лат. cultura и греч. logos) — наука,
формирующаяся на стыке социального и
гуманитарного знания о человеке и
обществе и изучающая культуру как
целостность, специфическую функцию и
модель человеческого бытия. Происхождение
термина связано с именем УАЙТА
ЛЕСЛИ АЛВИНА (1900-1975)
— американского культурантрополога и
культуролога. Уайт
подразделял культуру на три подсистемы:

1)технологическую
(орудия производства, средства
существования, материалы для постройки
жилищ, средства для нападения и защиты
и т. п.);

2) социальную
(типы коллективного поведения);

3) идеологическую
(идеи, верования, знания).

Культурология
– комплексная социогуманитарная
дисциплина, стремящаяся к созданию
системы знаний о культуре как целостном
явлении. Культурологическое исследование
нацелено на эмпирическое описание
культуры, сравнительный анализ культур,
изучение межкультурной коммуникации,
объяснения истоков общего и специфического,
устойчивого и изменчивого в культуре.

Культурология
сегодня –
наука становящаяся, не выделившаяся
полностью из тех дисциплин, на стыке
которых она формируется. Культурология
предстает интегративной
областью знания.
Ее базисом
выступают отдельные науки о культуре
– археология, история, этнография,
искусствознание и т.
п. В рамках социогуманитарного знания
культурология может рассматриваться
в качестве методологической основы для
остальных, изучающих культурные явления,
научных дисциплин, так как определяет
общее значение феномена культуры и
способы его исследования

Объект познания
культурологии
— культура как исторический

социальный опыт
людей, социокультурный опыт, закрепленный
в паттернах, традициях и нормах, обычаях,
законах.

Предмет культурологии
— изучение содержания, структура динамики
и технологий функционирования этого
социокультурного опыта в ракурсах его
генезиса:

• анализ культуры
как системы культурных феноменов;

• исследование
ментального содержания культуры;

• выявление
типов связей между элементами культуры;

• исследование
типологии культур и культурных единиц;

• разрешение
проблем социокультурной динамики;


исследование
культурных кодов и коммуникаций

  • Диахронический
    — требует
    изложения явлений, фактов, событий
    мировой и отечественной культуры в
    хронологической последовательности.
  • Синхронистический
    — исследование, в т.ч. сравнительное,
    связанное с изучением объектов в одном
    выбранном промежутке времени без
    обращения к исторической перспективе,
    но с разных сторон.
  • Сравнительный
    — область культурологических исследований,
    которая занимается историческим
    изучением двух или нескольких национальных
    культур в процессе взаимодействия,
    взаимовлияния, установление
    закономерностей, их своеобразия и
    сходства. Раскрываются в основном
    внешние связи культуры, обращенные к
    инонациональной сфере, выявляются
    общее и особенное в национальной
    культуре.
  • Археологический
    — совокупность
    материальных предметов, добытых в
    результате раскопок. Она дает возможность
    археологу делать выводы об общем
    состоянии культуры.
  • Типологический
    — метод предполагает изучение структур
    системы культуры путем восхождения от
    абстрактного к конкретному и выявления
    на этой основе типологической близости
    и историко-культурного процесса.
  • Биографический
    — в литературоведении истолкование
    литературы как отражение биографии и
    особенностей личности писателя. Впервые
    этот метод применил французский критик
    Шарль Огюст
    де Сент-Бёв.
    В научном литературоведении — один из
    принципов исследования. Особенности
    данного метода — в работе с текстами.
  • Семиотический
    — метод,
    основанный на учении о знаках, позволяет
    изучить знаковую структуру (систему)
    текста или любого другого культурного
    объекта.
  • Психологический
    — подход, который ориентирует исследователя
    на изучение субъективных механизмов
    деятельности культуры, индивидуальных
    качеств, бессознательные психические
    процессы. Этот метод очень важен при
    исследованиях особенностей национальных
    культур.

Методология
культурологии
выделяет одну, основную задачу
культурологии как отрасли научного
знания — анализ процессов и тенденций
социокультурной среды современности.

В структуру
культурологии входят:

• философия и
теория культуры;

• история
культурологических учений;

• история мировой
и отечественной культуры;

• социология
культуры;

• культурная
антропология;

• прикладная
культурология.

  • Психология
    — предоставляет возможность глубже
    понять специфику культурно-творческой
    деятельности человека, механизм
    восприятия им ценностей культуры,
    становления его духовного мира.
  • возможность глубже
    понять специфику культурно-творческой
    деятельности человека, механизм
    восприятия им ценностей культуры,
    становления его духовного мира.
  • этнография-
    способствует пониманию национально-этнической
    уникальности культур народов мира.
  • Искусствоведение
    — раскрывает особенности художественной
    культуры, ее неповторимость и силу
    эмоционального воздействия на человека.
  • Смежные науки
    (кроме перечисленных: аксиология,
    семантика, этика и эстетика,
    литературоведение и т.д.) – это необходимый
    фундамент культурологии, так как
    культурология изучает все многообразие
    социокультурных изменений в современном
    и древнем обществах. Культурология
    развивается как комплекс наук о культуре,
    каждая из которых имеет свою область
    исследования, категориальный аппарат,
    методы и эмпирическую базу. В последние
    годы в России достаточно активно
    развиваются теоретическая культурология;
    философия и социология культуры;
    семиотика и аксиология культуры;
    историческая культурология и история
    культурологических теорий; этническая
    и лингвистическая культурология;
    региональная и педагогическая
    культурология; персонология и антропология
    культуры.
Про Юнармию:  Что такое битва за москву

Таким образом,
культурология является комплексной
социогуманитарной наукой. Возникновение
культурологии отражает общую тенденцию
современного научного знания к
междисциплинарному синтезу для получения
целостных представлений о человеке и
его культуре. Вместе с тем культурология
представляет самостоятельную область
знаний.

Слово «культура»
(cultura) было введено в оборот древними
римлянами как противопоставление слову
природа (natura), и означало оно культивирование,
т. е. возделывание, выращивание чего–либо,
поначалу – растений и животных, обработку
почвы. Но постепенно уже в Древнем Риме
стали писать и говорить о культуре души,
культуре ума, поскольку заметили, что
человек и его жизнь могут быть
«культивированными», «обработанными»
в сравнении с природным, естественным.
Римский оратор и философ Марк
Тулий Цицерон
(106-43 гг. до н. э.) в работе «Тускуланские
беседы» (45 г. до н. э.) использовал слово
«культура» в переносном смысле: обработка,
улучшение, возделывание, упорядочение
души и ума. Причем следует отметить, что
у Цецерона
понятие «cultura» тесно связывается с
понятием «humanitas». Современники Цицерона
сближали данное понятие с образованием,
подразумевая при этом образование
человеческой сущности. Более поздняя
и предметная трактовка указывает на
процессы приобщения к знаниям и не
только им. В трактате «О государстве»
Цицерон
замечает,
что «людьми являются только те, кто
обработан науками, отличающими
образованного человека».

Вот этот первичный
смысл – понимание культуры как
неприродного, возделанного, обработанного,
улучшенного, усовершенствованного по
отношению к естественному – сохранился
до наших дней.

Процесс
возникновения и развития человека как
социокультурного существа называется
антропосоциогенез.

Процесс
возникновения и развития культуры
называется культурогенез.

Структура включает
в себя:

сосуществующих
между собой и составляющих единое целое.
Кроме того, в рамках культурологии
сегодня исследуются и такие ее структурные
элементы, как

В свою очередь
каждый из элементов культуры может
делиться на другие, более дробные.

С точки зрения
деятельностной
концепции
формальная структура культуры может
быть представлена единством
духовной и материальной культур.

Каждый из этих
видов обладает своими особенностями и
в свою очередь делится на определенные
подвиды, обладающие своей спецификой,
связанные с формой их бытия, сосуществующих
между собой и в то же время несущие в
себе все качественные

1. Материальная
культура
— это совокупность овеществленных
результатов человеческой деятельности,
включающая физические объекты, созданные
человеком, и природные объекты,
используемые человеком (культура труда
и материального производства; культура
быта; культура топоса, т.е. места жительства
(жилища, дома, деревни, города); физическая
культура).

2. Духовная
культура
— это сфера человеческой деятельности,
охватывающая различные стороны духовной
жизни человека и общества.

Как мы уже поняли,
культура имеет огромное значение для
жизни общества и человека, она объединяет,
связывает людское сообщество во времени
и пространстве, делает из биологической
особи разумное человеческое существо.
Предначертанные культуре задачи находят
выражение в целом ряде её конкретных
общественных функций.1
Выделение функций культуры как целостного
образования определяет направления в
изучении культуры, складываются целые
школы структурно-функционального
анализа в социологии.

Число функций,
которые выполняет в обществе культура,
в работах разных авторов неодинаково,
да и обозначаются они по-разному. Однако
большинство ученых сходятся во мнении,
что ведущая роль должна быть отведена
гуманистической,
или человекотворческой
функции (функции социализации). Все
остальные так или иначе связаны с ней
или вытекают из неё. Гуманизм (лат.
humanus
– человеческий, человечный) в современном
знании представляет систему взглядов,
в которой признаётся ценность человека
как личности, его неотъемлемое право
на свободу и благополучие, развитие и
проявление своих способностей.
Человекотворческой
эту функцию
называют потому, что культура – это
единственное, что позволяет сделать
человека человеком. Происходит это в
процессе социализации,
который
заключается в усвоении человеческим
индивидом определенной системы знаний,
норм и ценностей, позволяющих ему
действовать в качестве полноправного
члена общества.

Эта функция культуры
является синтетической, объединяющей
и подчиняющей следующий перечень
функций, который не является безусловным,
но, на наш взгляд, наиболее приемлемым:
а)функция приспособления к среде,
б)познавательная (гносеологическая),
в)информационно-коммуникативная,
г)регулятивная (нормативная), д)ценностная
(аксиологическая), е)семиотическая
(знаковая), ж)функция разграничения и
интеграции человеческих групп.

Функция
приспособления к среде может
считаться самой древней и едва ли не
единственно общей для человека и
животных. Однако если животные,
приспосабливаясь к природным
обстоятельствам, вынуждены меняться
сами или обречены на гибель, то Гомо
сапиенс, по преимуществу, меняет
окружающую его среду. В условиях холодного
севера человек не обрастает мехом, а
мастерит себе одежды из звериных шкур,
«приручает» огонь и учится строить
себе тёплое жилище. В современных
условиях умение подниматься в космос
на сложнейших аппаратах или опускаться
в глубины морские на батискафе тоже
является свидетельством того, как
культура помогает человеку приспособиться
к окружающей среде. Однако человек
существует не только в мире природы, но
и в обществе, где в течение тысячелетий
тоже вырабатываются средства
приспособляемости: от общественных
норм, государственных структур и законов
до оружия, изготовляемого в целях обороны
или нападения.

Информационно-коммуникативная
функция
носит многофакторный характер.
Информационная функция обеспечивает
историческую преемственность и передачу
социального опыта. У человечества нет
иного пути сохранения, приумножения и
распространения во времени и пространстве
накопленных духовных богатств, как
через культуру. А она, как известно, не
наследуется генетически и биологически.
Культурная наследственность человечества
определяется предшествующими поколениями
и опредмечивается в знаковых системах:
устных преданиях древности, памятниках
литературы и искусства, в «языках» науки
и искусства. Коммуникативная функция
неразрывно связана с информационной и
состоит в том, что культура не существует
вне общества, она формируется через
общение. Это общение может быть прямым,
непосредственным (общение людей одного
круга, одной профессии) или косвенным
(с помощью произведений литературы и
искусства). С развитием техники, новейших
транспортных средств и средств массовой
информации (печати, радио, телевидения,
кино, аудио- и видеозаписи, Интернета
и электронных носителей информации)
коммуникативные возможности культуры,
т.е. её способность сохранять, передавать
и тиражировать культурные ценности,
неизмеримо возросли. Усиление
информационно-коммуникативных
возможностей культуры способствует
формированию единой общечеловеческой
цивилизации.

Регулятивнная
(нормативная) функция проявляется
прежде всего как система норм и требований
общества ко всем своим членам во всех
областях их жизни и деятельности —
труде, быте, межличностных отношениях.
Регулятивная функция поддерживает
социальное равновесие в обществе с
помощью нормативных систем, важнейшими
из которых являются нормы морали и
права. Культура отбирает те из них,
которые соответствуют её гуманистическим
требованиям и принципам. И если нормы
морали, несмотря на определённые
расхождения, у большинства народов мира
совпадают, то различия в нормах права
гораздо более заметны. Законы и
конституции, имеющие юридическую силу,
объясняются конкретной историей каждой
нации, достигнутым уровнем культуры и
т.п. Весьма устойчивы и консервативны
обычаи и обряды – нормы, передающиеся
из поколения в поколение. На работе и в
быту, в общении с другими людьми, в
отношении к природе, в соблюдении правил
личной гигиены, этикета – во всём этом
проявляется регулятивная функция
культуры.

Ценностная
(аксиологическая) функция
отражает важнейшее качественное
состояние культуры и выражается в том,
что культура, как система ценностей,
формирует у человека ценностные ориентиры
и потребности. По мере накопления опыта
многие ценности пересматриваются,
уходят в прошлое, появляются новые,
обогащающие уже сложившуюся традицию.
Наиболее устойчивыми остаются ценности,
не имеющие социальной, национальной
или иной групповой ориентации. У разных
народов на разных этапах развития,
например, меняются понятия о «добре» и
«зле», о моральных принципах, но все они
имеют и некое общечеловеческое «ядро».
Как человек, взрослея, набирается ума
и опыта, так и любой народ, сохраняя свои
традиции, вынужден учитывать всё новые
обстоятельства, постепенно меняющие
систему ценностей. Аксиологическая
функция как бы «подправляет» регулятивную,
и подобным образом – в постоянной борьбе
между охранительной традицией и
созидающим новаторством – и происходит
прогресс культуры.

Семиотическая
(знаковая) функция
представляет собой определенную знаковую
систему культуры, без изучения которой
невозможно овладеть её достижениями.
Так, средством общения людей является
язык (устный или письменный). Специфические
языки нужны для познания мира музыки,
живописи, архитектуры, театра, танца и
т.п. Собственными знаковыми системами
обладают естественные науки (математика,
физика, химия, биология). Язык формул
может постичь только желающий прикоснуться
к загадкам мироздания. Знаковые системы
позволяют человеку передавать полученную
им информацию свободно во времени и
пространстве. Если первоначальные
знаковые системы на протяжении тысячелетий
передавались из поколения в поколение
лишь устно и графически, на сравнительно
небольшие расстояния во времени и
пространстве, то теперь, в век НТР с
развитием техники и средств массовой
информации возможности тиражирования
и трансляции культурных ценностей
значительно выросли. Конечно, не надо
при этом забывать и традиционные
учреждения, облегчающие нам доступ к
информации: библиотеки, музеи, архивы
и т.п.

Про Юнармию:  Битва при хотине 1189

Функция
разграничения и интеграции человеческих
групп
отражает роль культуры как могучего
фактора дифференциации и разграничения
между человеческими группами. Культура
всегда предстаёт в какой-то конкретной
национально-исторической форме и
является выразителем национального
духа. Более того, именно в этом многообразии
и состоит богатство мировой цивилизации.
Надо отметить, что кроме разграничения
людей на племена, этносы, нации культура
обеспечивает формы интегрированного
существования и социально-функциональных
групп (производственные, профессиональные,
учебные и прочие коллективы), и
социально-бытовых (сословия, семьи,
кланы), и религиозно-конфессиональных
(религиозные общины, секты) и мн.др. Во
всех этих коллективах вырабатываются
общие цели и идеалы, групповые интересы
и потребности. Человек самоидентифицирует
себя с группой и заинтересован в её
воспроизводстве, в сохранении её
культурных отличий.

Приведенное выше
раздельное рассмотрение основных
функций культуры в обществе, конечно,
весьма условно. В реальной жизни
разграничить их так, как это сделали
мы, невозможно. Они тесно сплетены,
переходят одна в другую и практически
представляют единый процесс, в целом
обеспечивая движение человечества по
извилистым и часто непредсказуемым
путям прогресса.

3.4. Функции культуры

Сложность, многообразие проявлений культуры, ее многомерность определяют и многообразие ее функций. Культура полифункциональна.

Исходя из нашего понимания природы и сущности феномена культуры, рассмотрение функций, которые она выполняет по отношению к человеческому сообществу, начнем с главной, на наш взгляд, ее функции – гуманистической. Назначение культуры – делать человека Человеком. Благодаря культуре человек вышел из мира животных. Культура создавалась и создается человеком для своего блага и блага других людей. Она дает возможность облегчить труд, развить ум и чувства. Постижение культуры – условие самосовершенствования и саморазвития личности. И если делаемое людьми не отвечает этому назначению, не выполняет эту функцию, оно относится к культуре только по определению.

Но, выполняя свое назначение, культура все время развивается, прогрессирует. Люди ищут и находят новые, более совершенные формы деятельности, глубже проникают в тайны природы, узнают новое о самих себе, своей собственной природе. Тоньше становятся, благодаря культуре, человеческие чувства. Совершенствуется способ воплощения открывшегося и почувствованного. Без постоянного развития, без творчества культура не может существовать. Творческая, эвристическая функция культуры – вторая определяющая ее функция.

Потребность в создании нового возникает из неудовлетворенности уже имеющимся, уже достигнутым. Но, чтобы возникла потребность в создании нового, поиске чего-то более совершенного, необходимо, чтобы уже имеющееся и существующее было хорошо освоено. Важная функция культуры функция исторической преемственности. Без знания и освоения всего достигнутого человечеством невозможно дальнейшее развитие культуры (см. раздел IV «Преемственность в развитии культуры»).

Человек и человечество выражают себя в культуре и, осваивая ее, во-первых, становятся людьми, а во-вторых, получают знания о природе, о живущих рядом и о других странах и народах, о прошлом и настоящем. Это осуществляет познавательная функция культуры.

Но, приобретая, благодаря культуре, целостное представление о своем и о других народах и странах, о людях вообще, человек начинает лучше понимать этих людей и другие народы: их нравы, быт, образ жизни, традиции. А это дает возможность общения. Но без знания и понимания других, отличных от нас, людей оно затруднено. С познавательной функцией культуры теснейшим образом связана функция общения коммуникативная.

Общение может быть прямым, когда люди ездят, смотрят, встречаются с другой культурой и новыми людьми, и косвенным – через произведения искусства, научные публикации, специальное изучение определенных областей культуры.

Функции культуры не отделены друг от друга, а взаимопроникают и дополняют одна другую. Познание, даваемое культурой, помогает общению людей. Общение людей, в свою очередь, приносит новые знания. Об этом как всегда конкретно и образно сказал Б. Шоу: «Если у вас яблоко и у меня. Мы обмениваемся, у каждого остается по яблоку. Если у каждого из нас по идее и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу становится богаче, а именно – обладателем двух идей».

Но чтобы раскрылось содержание культуры, необходимо освоить ее язык, символику, знаковую систему, через которые культура передает свое содержание. Это и особенности нравов, обычаев, форм поведения людей и т. д. И, конечно, очень важно знание языка, на котором говорят и пишут. Это семиотическая, или знаковая, функция культуры.

В каждом обществе в ходе культурно-исторического развития складывается своя культура, формируются свои неписаные правила поведения, общения, определяется, что можно и что нельзя делать, как принято одеваться и т. д. И люди, чтобы жить в этом обществе, этим правилам подчиняются. В этом проявляется нормативная функция культуры.

Нормы поведения и общения, устанавливаемые культурой, меняются. И если в традиционных обществах они достаточно жестко регламентированы, то современный мир допускает большую свободу поведения и общения людей. Однако даже теперь очевидное нарушение норм (сознательное или случайное) воспринимается как вызов.

Всегда была важна, а сейчас приобрела особую значимость аксиологическая функция культуры. Культура, утверждая определенные ценности, формирует ценностные ориентации. Они различны в разные эпохи, у разных народов, в разных социальных слоях общества. Рыцарская доблесть, дворянский кодекс чести, честное купеческое слово, профессиональная гордость специалиста, научная добросовестность ученого, исполнение воинского долга военными: «Честь имею!»

Неписаный кодекс чести российской интеллигенции, жившей всегда достаточно бедно, – порядочность и опрятность.

Формируются культурные ценности традициями, всем укладом жизни. Большую роль в этом играют литература, искусство в целом, а сейчас – СМИ, и главным образом телевидение. Какие ценности оно утверждает, известно всем. Но разобраться в том, что является действительно культурной ценностью, и сделать свой выбор может и должен каждый.

Функций культуры много, и все они важны. Но функциональная интерпретация культуры не является всеохватывающей ее характеристикой.

Мы назвали далеко не все функции культуры, но уже из сказанного видно, какую огромную роль культура выполняет, сколь всесторонне она обслуживает общество и человека. И если согласиться с мнением, что к этому не сводится значение культуры (а с ним хочется согласиться), то еще более очевидным становится значение и необходимость культуры и для человека, и для общества.

Функции
культуры
— совокупность ролей, которые выполняет

культура по
отношению к сообществу людей, порождающих
и исполняющих (практикующих) ее в своих
интересах; совокупность

селекционированных
историческим опытом наиболее приемлемых

по своей социальной
значимости и последствиям способов
(технологий) осуществления коллективной
жизнедеятельности людей.

Все функции
культуры социальны, т.е. обеспечивают
именно коллективный характер
жизнедеятельности людей, а также
определяют или корректируют все формы
индивидуальной активности человека в
силу его связанности с социальным
окружением.

Человекотворческая функция культуры.

Культура
олицетворяет творческую деятельность
в предметах, необходимых для
жизнедеятельности человека, выступает
воплощением созданных людьми материальных
и духовных ценностей. Культура определенная
суть человека. Мера развития культуры
определяется мерой развития
жизнедеятельности человека.
Жизнедеятельность человека воплощается,
в первую очередь, во множестве создаваемых
материальных и духовных вещей: в новых
средствах труда, новых продуктах питания,
новых элементах материальной инфраструктуры
быта, производства, новых научных идей,
политических и идеологических концепций,
религиозных верований, моральных
регуляторах.

В
процессе творческой человеческой
жизнедеятельности развивается весь
комплекс социально-политического бытия
человека: складываются новые социальные
общности и отношения между ними, более
эффективные формы управления и
самоуправления в обществе, новые
институлизовани структуры духовного
производства, связки, между разными
народами и государствами, новые
информационные каналы но др. В результате
активной человеческой жизнедеятельности
развиваются, обогащаются все общественные
формы жизни, прогрессирует общество
как сложный социальный организм.
Следовательно, культура является
выражением достигнутого человеком
уровня исторического прогресса. И
наоборот, по словам Йоганна гете, мерой
культурного мира является триумф
исключительно человеческого, все имеет
значение лишь постольку, поскольку
носит гуманный характер. Интеграл
культуры человек и человечность. Человек
существует, функционирует, творит,
выступая субъектом превращения природы.
В образовывающей жизнедеятельности
человек производит, создает не только
внешние предметы, идеи, социальные
явления, но и изменяет социальный мир
своей жизнедеятельности, а, следовательно,
и себя. Так что, в человеческой
жизнедеятельности присутствуют два
разных потока: в одном производятся
формы общности, а во втором человек.
Жизнедеятельность человека это целостный
поток, который составляет два уровни,
неразрывно взаимосвязанных и
опосередковуючих друг друга: превращение
общественных форм и развитие общественного
человека. Культура — это культ человеческого
бытия, творения человека, из имеющегося
бытия. Создавая человека, культура
создает и себя. Культура всегда е самим
творчеством.

Человекотворческая,
гуманистическая суть культуры раскрывается
через познание социальных функций.
Основные социальные функции культуры:
познавательная, коммуникативная,
прогностическая, регулятивная,
ценностно-ориентированная. Все они
органично взаимоувязываются. Культура
целостное явление. Целостность оказывается
в единстве всех элементов, которые
создают ее структуру, а также функционально.
Функциональное единство предопределено
человекотворческой сутью, что позволяет
говорить об интегративну и генерализуючу
функции культуры. В таком качестве
выступает человекотворческая функция.
К человекотворческой сути культуры
философы пришли не сразу. Есть много
оснований утверждать, что первым стал
Марк Туллий Цицерон. Рассматривая
ораторское искусство как наиболее
полное проявление культуры, выдающийся
римский философ увидел способ подъема,
самоутверждения лица. Ораторское
искусство вдохновляет лицо. Культура
развивает лицо, и в этом, думал Цицерон,
заключается ее главная функция. Подобные
взгляды имели Вергилий, философы эпохи
Возрождения, мыслители, Томас Гоббс,
Йоганн Гердер, Франсуа Вольтер, Жан-Жак
Руссо, французские материалисты XVIII ст.
Человекотворческую суть культуры
отмечали философы Иммануил Кант и Георг
Гегель. В их трудах идея органического
единства человека и культуры приобрела
самое широкое обоснование, которое
нашло развитие уже на материалистической
почве у Карла Маркса. В его трудах
прослеживается глубокое понимание
внутренней гуманистической сути
культуры, направленности, на развитие
лица, единства культуры и личности,
труда и воспитания, но др.

Оцените статью
ЮнАрмия