Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III
тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента (рис. 28) задолго
до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. В настоящее время на
ее территории располагаются современные государства: Индия, Пакистан,
Бангладеш, Бутан, Непал. Периодизация истории врачевания В истории врачевания
древней Индии четко прослеживаются три этапа, разделенные как во времени, так
и в пространстве:
1) период хараппской цивилизации (Ш — начали II
тысячелетия до н. э., долина р. Инд), когда на территории современного
Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие
города-государства;
2) ведийский период (конец 2 —середина I
тысячелетия до н. э., долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр
цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и началось
составление «священных текстов» (санскрит — веда), передаваемых в
течение, длительного периода в устной традиции;
3) классический период (вторая половина I
тысячелетия до н. э. — начало I тысячелетия н. э., Индостанский субконтинент)
—время наивысшего расцвета традиционной культуры древней ИНДИИ. Ее
характеризуют высокое развитие земледелия, ремесел и торговли, подъем
самобытной культуры, утверждение и распространение буддизма— первой из
трех мировых религий, успехи в различных областях знаний, литературе и
искусстве, широкое развитие торговых и культурных связей Индии со
странами древнего мира, что принесло ей славу «Страны мудрецов».
Источники по истории и врачеванию древней Индии
Основными источниками являются: древние литературные
памятники (религиозно-философские сочинения — веды, I тысячелетие до н. .э.;
«Предписания Ману», II в. до н. э.; самхи-ты Чараки .(«Caraka-samhita») и Суш-руты
(«Sushruta-samhita»), первые века нашей эры), данные археологии и этнографии,
вещественные памятники, народный эпос (табл. 7). О древней Индии писали
известные историки, философы и путешественники древности: греческие историки
Геродот, Страбон и Диодор, участники походов Александра Македонского, посол Селевки-дов
при дворе царя Чандрагупты — Мегасфен, китайский историк Сыма Цянь, паломник
Фа Сянь и другие.
Во второй половине 3-го тысячелетия до н.э. в бассейне р. Инд сформировалась древнейшая в Южной Азии цивилизация. Оно восходит к названию одной из рек на северо-западе страны — Синдху (Sindhu), которую иранцы называли Хинду (Hindu), а греки — Индос (Indos). Отсюда произошло и название народа — «инды» и их страны — «Страна индов». В настоящее время на ее территории располагаются современные государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал.
Расцвет Индской культуры приходится на конец 3-го — начало 2-го тысячелетий до н.э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел, письменности.
Периодизация истории врачевания:
1) индская цивилизация (XXIII — XVIII вв. до н.э., долина р. Инд) — протоиндийская цивилизация, древнейшая в Южной Азии.
2) ведийский период (XIII —VI вв. до н.э., долина р. Ганг).
3) буддийский (V – III вв. до н.э.) и классический (II в. до н.э. — V в. н.э.).
Характерными чертами санитарного дело периода Индской цивилизации являются:
1. монументальная архитектура,
2. плановая застройка городов,
3. высокий уровень их санитарного благоустройства,
4. развитие искусственного орошения,
5. развитие ремесел (керамика, изделия из металла и камня),
6. создание протоиндийской письменности.
По величине территории, уровню городского строительства, санитарному благоустройству и т.д. индская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.
Строительство городов в долине Инда велось по заранее разработанному плану. В разных районах города имелись колодцы, выложенные обожженным кирпичом. Жилые дома строились также из обожженного кирпича. Водосточные трубы через толщу стен выходили в сточную систему города. Ни одна другая древняя цивилизация даже римская, не имела такой совершенной системы водоотвода.
В то же время великолепие санитарно-технических сооружений Индской цивилизации не характеризует общий уровень санитарного строительства в Древней Индии в целом — в последующие периоды истории Древней Индии он значительно снизился.
Его причинами, по мнению исследователей, были явления внутреннего характера (наводнения, засухи, истощение внутренних ресурсов), проникновение в долину Инда более отсталых племен.
Сведения о врачевании ведийского периода весьма ограничены. Так, в «Ригведе» упомянуты лишь три недуга: проказа, чахотка, кровотечение. Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического врачевания, — лечебные знания ведийского периода тесно переплетались с религиозными верованиями и магическими обрядами.
В ведийской религии есть мифологические персонажи, которые прямо или косвенно связываются с представлениями о врачевании, здоровье и болезни. Важными божествами считались Агни — бог огня, домашнего очага, посредник между богами и людьми, и Сурья — божество Солнца и всевидящее око богов. Главным божеством ведийской религии считался Индра — бог грома и молнии, царь (раджа) богов, щедрый покровитель людей; воплощение силы, мужества и плодородия. Наряду с добрыми божествами в древнеиндийской мифологии были и злые духи и демоны: асуры и ракшасы — враги богов и людей, а также пичаши — которые приносили несчастья, болезни, разорение и лишали потомства.
Эти представления нашли свое отражение в «Атхарваведе». С одной стороны, в ней просматривается эмпирический опыт народа по использованию лекарственных растений, действие которых понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. С другой — болезни в «Атхарваведе» связываются со злыми духами или расцениваются как наказание богов; а излечение недугов объясняется действием жертвоприношений, молитв и заклинаний.
Древние лекари так и назывались — бхишадж («изгоняющий бесов»). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Древней Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменились и представления о причинах болезней. Так, в «Яджурведе» упоминаются соки организма.
Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн — брахмамы (знающий священные учения, т.е. жрец), кшатрии (наделенный могуществом, т.е. военная знать и члены царских родов — правящее сословие, кшатрием был исторический Будда), вайшьи (свободный общинник, т.е. главным образом земледельцы, скотоводы, торговцы). Шудры и парии: практически не имели никаких прав. Им не разрешалось слушать и повторять, веды.
К началу нашей эры в Древней Индии сложилась высокоразвитая система традиционного врачевания — аюрведа (ayurveda — учение о долгой жизни).
Аюрведа, или аюрведическая медицина, использует природные лекарственные средства региона, исходя из национальной философской традиции. В течение двух тысяч лет она успешно развивается и высоко ценится в Индии и за ее пределами.
В древности выдающимися деятелями традиционной индийской медицины были легендарные врачеватели Чарака (I —II вв. н.э.) и Сушрута (около IV в. н.э.) — авторы двух классических аюрведических трактатов: «Чарака самхита» (датируется I —II вв. н.э.), в котором описано лечение внутренних болезней, и «Сушрута самхита» (датируется IV в. н.э.), который в значительной степени посвящен оперативному врачеванию.
Представления о строении тела человека в Древней Индии были самыми полными в древней истории. Исследование трупов в Древней Индии не воспрещалось религией и легко искупалось очистительными ваннами, дотрагиванием до священной коровы или взглядом на солнце.
Согласно Сушруте индийские врачеватели считали, что человеческий организм состоит из шести членов (головы, туловища и четырех конечностей) семи перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей и том числе зубы и хрящи), которые подразделялись на плоские, круглые длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нервов, девяти органов чувств и трех жидкостей (слизи желчи и воздуха). Некоторые зоны (ладонь, подошвы, яички, паховые области и т.д.) выделялись как особо важные. Их повреждение считалось опасным для жизни. В то же время древние индийцы не имели ясного представления о назначении головного мозга и полагали, что вместилище разума является сердце (подобные представления существовали у древних египтян).
Познания индийских врачевателей в области строения тела человека сыграли существенную роль в становлении древнеиндийской хирургии.
Представления о причинах болезней в классический период истории Древней Индии несколько изменились. Врачеватели стали отходить от господствовавшего в ведийский период сверхъестественного понимания болезни. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды, носителями которых в организме считались три первичных жидкости: ветер, желчь и слизь (слизь — выше сердца, желчь — между пупком и сердцем, воздух — ниже пупка). Из пяти стихий и трех жидкостей образуются семь органических продуктов, входящих в состав человеческого организма: кровь — первый источник жизни, мышцы, жировая прослойка, кости, мозг и мужское семя.
Ветер в природе — носитель света, прохлады, распространяющегося в пространстве звука, быстро несущихся потоков. Внутри тела человека Ветер заведует кровообращением, пищеварением, выделением и даже обменом веществ, предусматривающим активное движение сложных молекулярных биохимических комплексов. Ускорение же или замедление «движения соков и веществ»» посредством Ветра нарушает нормальную жизнедеятельность организма.
Желчь представлена в природе огнем, а в организме она обуславливает «естественное тепло», поддерживает температуру тела и обеспечивает деятельность пищеварительных органов и активность сердечной мышцы.
Флегма в космосе и человеке ассоциировалась со всевозможными «мягкими» веществами. Ее сравнивали со смазочным маслом, покрывающим все твердые и шероховатые субстанции и способствующим их движению и взаимодействию.
При каких-либо нарушениях в действии ветра, желчи и слизи наступает заболевание. Оно тем более опасно и тяжело, чем глубже нарушена гармония между тремя первоэлементами. И врач возвращает здоровье, приводя все три первоэлемента в необходимое равновесие посредством строго предписанных лечебных указаний.
Все болезни Сушрута подразделял на естественные, связанные с природой (так, воздух вызывает 80 болезней, желчь — 40, слизь — 30), и сверхъестественные, посылаемые богами (проказа, венерические и другие заразные болезни, причины которых понять в то время было еще невозможно).
Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, особенностей голоса и т.п. Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи.
Лечение внутренних болезней наиболее полно представлено в трактате «Чарака самхита», который содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождений. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность.
Тактика лечения в Древней Индии, как и в других странах Древнего мира, определялась, прежде всего, излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного (говорили, что «дураки легче излечиваются, ибо аккуратнее исполняют советы»).
Лечение направлялось на восстановление нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых — лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т.п.) и в-третьих — хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.
Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только врачеватели.
Искусство оперативного лечения (хирургия) в Древней Индии по своему мастерству и результативности было самым высоким в Древнем мире (оно славилось во всех странах и в Средние века).
Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба, верным источником славы». В «Сушрута самхите» описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 750 лекарств из растений, среди которых нет ни одного средства европейского происхождения.
Еще не имея научных представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны, добились тщательного соблюдения чистоты во время операций.
Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. Они хранились в специальных деревянных коробках.
Раны перевязывались льняными, шелковыми и шерстяными тканями, пропитанными в растопленном коровьем масле, а также повязками из кожи и пальмовой коры. Для швов употреблялись льняные и сухожильные нити и конский волос.
Врачеватели Древней Индии выполняли ампутации конечностей, лапаротомии, камне-, грыжесечения, пластические операции, накладывали швы на paны головы, лица и даже дыхательного горла. Пластические операции древних индийцев заслуживают особого внимания. Они «умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в.
В древних индийских текстах впервые описана и операция удаления помутневшего хрусталика — катаракты. Сушрута описал 76 глазных болезней и их лечение.
Родовспоможение в Древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильном образе жизни; описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца), поворот плода на ножку и эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку).
Гигиенические традиции издавна развивались в Древней Индии. Предпринимались первые попытки предупреждения заразных болезней, в том числе оспы. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте, опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье человека.
Гигиенические навыки, выработанные эмпирическим путем, закреплены и в «Законах Ману»:
«Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах».
«Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом и почтить богов».
«Имея остриженные волосы, ногти и бороду, смиренный, в белой одежде, чистый, пусть всегда занимается изучением вед и делами полезными для него» и т.п.
В городах и селениях запрещалось выбрасывать нечистоты на улицы. Регламентировались места и способы сожжения трупов умерших. В сомнительных случаях гибели человека назначалось обследование (вскрытие); тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разложения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.
Градостроительство в классический период истории Индии не достигло того высокого уровня, который отличал древнюю Индскую цивилизацию.
В Древней Индии раньше, чем в Западной Европе, появились богадельни (при буддийских храмах) и помещения для больных — дхармашала (лечебницы).
Положение врача в Древней Индии было неодинаковым на этапах истории. В ведийский период занятие врачеванием не было предосудительным. В заключительный период истории Древнего мира с развитием кастовой системы и общественного неравенства усилилась тенденция считать некоторые занятия ритуально «нечистыми», а занимающихся ими — неприкасаемыми. Это относилось к ухаживающим за лошадьми и колесницами, плотникам, врачевателям (по всей вероятности, тем, кто занимался хирургией и был связан с ритуальной «нечистотой»), фокусникам, акробатам, плясунам и т.п. Тем не менее, в целом о занятии врачеванием в древних текстах говорится с большим уважением.
Важную роль в развитии врачевания в Древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечебную помощь мирянам считалось высокой добродетелью.
Врачевание в Древней Индии тесно соединялось с религиозно-философскими учениями, среди которых особое место занимает йога. Она объединила в себе религиозную философию, морально-этическое учение и систему упражнений-поз. Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни.
Среди центров медицинского образования Древней Индии особое место занимал г. Таксила. Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебногс искусства: «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом», — говорится в «Сушрута самхите».
По окончании обучения учитель произносит перед своими учениками проповедь, которая приведена в «Чарака самхита».
«Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти, вы должны молиться каждый день, восставая от сна и отходя ко сну, о благополучии всех существ, особенно коров и брахманов, и вы должны всей душой стремиться к исцелению больного.
Вы должны быть рассудительны, всегда стремиться совершенствовать свои знания.
Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует рассказывать в другом месте, и о состоянии больного не следует говорить никому, кто, пользуясь полученным знанием, мог бы повредить больному или другому».
Право лечебной практики давал раджа. Он же контролировал деятельность врачевателей и соблюдение врачебной этики.
Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.
В отличие от великих цивилизаций Ближнего Востока (Месопотамии и Египта) индийская цивилизация (как и китайская) не погибла — она продолжила свое поступательное развитие и после эпохи Древнего мира. В Средние века индийские врачи славились во всем мире, а индийская медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных Регионах земного шара.
Особенности медицины в Древнем Китае (середина 2-го тысячелетия до н.э.―III в. н.э.).
Древнейшее в истории Китая государство Шан (впоследствии оно называлось Шан-Инь) сформировалось несколько позже, чем ранние цивилизации Месопотамии, Египта и Индии — в середине 2-го тысячелетия до н.э. в долине Желтой реки — Хуанхэ.
К этому времени относится и создание китайской иероглифической письменности. Древний Китай дал миру шелк и фарфор, бумагу и тушь для письма, компас и дымный порох. Бумага была изобретена в Китае в I в. до н.э.
В течение тысячелетий Китай представлял уникальный пример стабильности национальной культуры и традиционной медицины.
ВРАЧЕВАНИЕ В ВЕДИЙСКИЙ
ПЕРИОД
Очагом цивилизации на этом этапе истории древней Индии
явилась р. Ганг на северо-востоке страны, где после прихода индо-иранских
племен ариев сформировалось несколько государств.
Сведения о врачевании ведийского периода весьма
ограничены. Указания на врачебные знания сохранились в «Ригведе» («Rigveda» —
веда гимнов и мифологических сюжетов, устная традиция которой восходит к
XII—X вв. до н. э.) и «Атхарваведе» («Atharva-veda» — веда заклинаний и
заговоров, VIII—VI вв. до н. э.). Записывать священные тексты начали в
середине I тысячелетия до н. э. (ок. 500 г. до н. э., см. схему 4). ‘
В «Ригведе» упомянуты три недуга: проказа, чахотка,
кровотечение, и однажды говорится о — врачевателе в следующих словах: «Наши
желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель— болезней, а жрец —
жертвенных возлияний». Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах
магического врачевания — в ведийский период медицинские знания тесно
переплетались с религиозными верованиями и магическими представлениями.
Главными медицинскими божествами ведийского периода были:
близнецы Ашвины — боги-врачеватели и хранители, Рудра — владыка лекарственных
трав и покровитель охотников, а также высшие божества: Аг-ни — бог огня и
возрождающейся жизни, Индра — символ небесного грома и податель дождя и Сурья
— бог солнца.
В конце ведийского периода древнеиндийское общество
окончательно подразделилось на четыре основных сословия (варны): брахманы
(brahma-па — знающий священные учения, т. е. жрец), кшатрии (ksatriya—
наделенный могуществом, т. е. военная знать и члены царских родов),
вайшьи (vaisya — свободный общинник, т. е. главным образом земледельцы и
скотоводы) и шудры (sud-га — бесправные бедняки). Каждая из варн состояла из
множества каст и подкаст (португ. casto — чистый; на санскрите jati — группа
людей одного происхождения). Кроме того, вне варн и как бы вне закона
существовало пятое, самое низкое сословие — парии (неприкасаемые),
используемые на самых неприятных и унизительных работах.
Эта социальная структура древней Индии, основанная главным
образом на разделении функций, считалась изначальной, незыблемой,
установленной божественной волей Брахмы—-величайшего из древних богов. Шудры
и парии практически не имели никаких прав. Им не разрешалось слушать и
повторять веды. Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь
представители трех высших варн.
ВРАЧЕВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО
ПЕРИОДА (магадхско-маурийская и кушано-гуптская эпохи)
В VI в. до н. э. древняя Индия вступила в период
интенсивного, духовного и интеллектуального развития. Его характеризуют крупные
достижения в различных областях знаний и создание выдающихся памятников
древнеиндийской письменности: «Предписания Маку» (II в. до н. э.— II в. н.
э.), математические, астрономические и медицинские трактаты (первые века
нашей эры), а также возникновение и распространение религиозно-философского
учения — буддизма (с VI в. до н. э.) — первой мировой религии.
К началу нашей эры в древней Индии сложилась
высокоразвитая система медицинских знаний, «в некоторых отношениях: подобная
системе Гиппократа и Галена, а в некоторых ушедшая еще дальше вперед», как
писал о ней А. Бэшем.
Искусство врачевания (санскрит аюрведа — учение о долгой
жизни) высоко ценилось в древней Индии. Буддийские предания и тексты
сохранили славу о чудесных целителях Д-живаке (VI—V вв. до н. э.), Чараке и Сушруте
(первые века нашей эры).
Основные направления традиционной древнеиндийской медицины
классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической
письменности: «Чарака-самхита» (датируется I—II вв. н. э.) и «Сушрута-самхнта»
(датируется IV в. н. э.).
Более ранняя «Чарака-самхита» посвящена лечению внутренних
болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах
растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается
в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение
болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских
болезней; противоядия; элексиры против старческого одряхления; средства,
повышающие половую активность.
«Сушрута-самхита» в основном посвящена оперативному
лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических
инструментов и не менее 650 лекарственных средств.
Познания индийских врачевателей о строении тела человека
были самыми полными в древнем мире. Несмотря на несовершенство метода
исследования, который основывался на мацерации тела умершего в проточной
воде, древние индийцы различали: 7 перепонок, 500 мускулов,
(сюда входят зубы и хрящи), которые
подразделяются на плоские, круглые
и длинные, 107 суставов, 40 главных
крови, слизи и воздуха), 24 нерва,
9 органов чувств и 3 субстанции (пра-
на, слизь и желчь). Некоторые зоны
тела (ладонь, подошвы, яички, пахо
вые области и т. д.) выделялись как
«особо важные» (санскрит — marman).
для жизни. Познания индийских вра
чей в области строения тела человека
явились важной вехой в истории ана
томии и сыграли существенную роль
з становлении древнеиндийской хи
Здесь необходимо отметить, что сравнение достижений
древних индийцев с познаниями древних египтян и ацтеков весьма условно:
египетские тексты медицинского содержания записаны во II тысячелетии до н. э.
(т. е. почти на два тысячелетия раньше), а расцвет ацтекской медицины
приходится на середину II тысячелетия н. э. (т. е. более чем тысячелетие
спустя). В классический период истории древней Индии врачеватели отошли от
господствовавших в ведийский период сверхъестественных представлений о
причинах болезней. Религиозно-философские системы, на которых они
базировались в поисках основ мироздания, выявляли и элементы естественно-научного
знания. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по
мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и
эфира. Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией
мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность оргайизма рассматривалась
через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями
которых в организме считались прана, желчь и слизь). Здоровье
понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций,
правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния
органов чувств и ясности ума, а болезнь — как нарушение этих правильных
соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние
времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.). Сушрута
разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и
сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа, венерические и
другие заразные болезни, понять причины которых в то время было еще
невозможно).
Диагностика болезней основывалась на подробном опросе
больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в
легких, голоса и т. п. Интересно, что ни Сушрута, ни Чарака ничего не
сообщают об исследовании пульса. В то же время Сушрута описывает не известное
даже древним грекам сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу
мочи.
В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления,
признаками которого он считал: в первом периоде — незначительные боли; во
втором — стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар,
красноту и нарушение функции; в третьем — уменьшение ‘припухлости и
образование гноя. Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные
лекарственные средства и хирургические методы.
Тактика лечения в древней Индии, так же как и в других
странах древнего мира, определялась прежде всего излечимостью или
неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал
особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного. Лечение
направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей
(субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых — лекарственной
терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих —
хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого
совершенства.
Слава о целебных свойствах индийских растений
распространилась широко за пределами древней Индии; морскими и сухопутными
торговыми путями их завозили в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии,
бассейнов Каспийского и Черного морей, Южную Сибирь, Китай. Основными
предметами вывоза были нард, мускус, сандал, киннамон, алоэ и другие растения
и благовония. В средние века опыт индийской медицины был заимствован
тибетскими лекарями, о чем свидетельствует известный трактат индо-тибетской
медицины «Чжуд-ши» (VIII—IX вв. н. э., см. с. 169).
Родовспоможение в древней Индии (рис. 31) считалось
самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены
советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны
отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая
рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку),
кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца)
и поворот плода на ножку, описанный также римским врачом Сораном во II в., т.
е. за два столетия до Сушруты (в. индийском порту Арикалиду в I— II вв.
существовала римская торговая фактория; следовательно, не исключено, что Соран
мог заимствовать указанный метод из более ранних буддийских сочинений, в
которых часто упоминается об удачных излечениях путем оперативного
врачевания).
Искусство оперативного лечения (хирургия) в древней Индии
было самым высоким в древнем мире. Сушрута считал хирургию «первой и лучшей
из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба (согласно легенде
первыми хирургами были врачеватели неба — близнецы Ашвины) верным источником
славы». Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели,
следуя обычаям своей страны добились тщательного соблюдения чис-готы во время
операций. Они отлича-юсь смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами
Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами
из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности
заточенные так, чтобы ими можно бы-.10 легко разрезать волос, они хранились
в. специальных деревянных ко-рооках.
Врачеватели древней Индии производили ампутации
конечностей ла-:аротомии, камнесечения, грыжесечения, пластические операции.
Они «умели восстанавливать носы, уши и губы потерянные или искалеченные в бою
или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала
европейскую вплоть до XVIII в., когда хирурги Ост-Индской компании не сочли
для себя унизительным учиться v индийцев искусству ринопластики», писал А. Бзшем.
Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты,
вошел в историю ^под названием «индийского метода». Кожный лоскут для
формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или
щеки. Подобным способом выполнялись и другие восстановительные операции на
лице.
В Индии издавна развивались г и-г и е н и ч е с к и е традици
и. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте и опрятности тела,
чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье людей. Гигиени-4 ческие
навыки, выработанные эмпирическим путем, закреплены в «Предписаниях Млну»:
Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную
для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных
обрядах.
Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть
глаза коллириумом; и почтить богов.
Предупреждение болезней было одним из важнейших
направлений индийского врачевания. Уже в глубокой древности делались попытки
предупреждения заболевания оспой, широко распространенной в Индии.
Так, в тексте, который приписывается легендарному
врачевателю древности Дханвантари (датируется V в. н. э.), говорится: «возьми
с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с
руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке
другого человека до крови, а когда гной войдет с кровью внутрь тела,
обнаружится лихорадка». (В Европе вакцинация против оспы была открыта
английским врачом Э. Дженнером в 1796 г.).
Гигиенические традиции способствовали развитию
медицинского дела. В империи Маурьев (IV— II вв. до н. э.) действовали
строгие правила, запрещавшие выброс нечистот на улицы города и
регламентировавшие место и способы сожжения трупов умерших; в сомнительных
случаях гибели человека назначалось вскрытие; тело умершего подвергалось
осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разложения.
Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу,
лекарства и благовония.
Во времена Ашоки (268—231 гг. до н. э.)—самого выдающего
правителя древней Индии (см. рис. 28) при буддийских храмах строили
богадельни и помещения для больных — дхарма-шала (лечебницы), которые- в
Индии появились на несколько веков раньше, чем в Европе. Ашока поощрял также
разведение лекарственных растений, сооружение колодцев, озеленение дорог.
Несколько позже, в период империи Гупт (IV—VI вв. н. э.)—золотой
век индийской истории — в стране стали сооружать специальные дома для калек,
увечных, вдов, сирот и больных. К этой эпохе относят деятельность Сушруты и
его последователей.
Медицина древней Индии была тесно связана с
религиозно-философскими учениями, среди которых особое место занимает йога.
Она объединила в себе религиозную философию, морально-этическое учение и
систему упражнений-поз (асаны). Большое внимание в йоге уделяется чистоте
тела и своеобразному образу жизни. Учение йоги состоит из двух уровней: хатха-йога
(физическая йога) и раджа-йога (овладение духом). В современной Индии йогой
занимаются здоровые и больные (в клиниках йоготерапии) ;
научно-исследовательские институты продолжают изучение этой древней
эмпирической системы.
Положение врача в древней Индии было неодинаковым на
этапах истории. В ведийский период занятие врачеванием не было предосудительнЫм:
даже Агнй и близнецы-Ашвины уважительно назывались чудесными лекарями. К
концу древности, с развитием кастовой системы и общественного неравенства
некоторые занятия (например, хирургией) стали считать ритуально «нечистыми».
Однако в целом занятие врачеванием вызывало большое уважение.
Важную роль в развитии врачевания в древней Индии сыграли
монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи
имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечебную
помощь мирянам считалось высокой добродетелью.
Среди центров медицинского образования особое место
занимает г. Таксила (инд. Такшашила). Согласно буддийской традиции, в нем в
течение семи лет учился медицине Дживака (VI—V вв. до н.э.)—знаменитый
врачеватель при дворе ма-гадхского царя Бимбисары (по преданию Дживака лечил
и Будду). После индийского похода Александра Македонского Таксила стала местом
поселения греков, которые в конечном счете индианизировались и оказали свое
влияние на развитие местной культуры.
Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями
врачебного искусства: «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати
больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в
сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими
сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь
царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на
птицу с одним только крылом»,— записано в «Сушру-та-самхите».
По окончании обучения будущий Врачеватель произносил
проповедь, которая. приведена в «Чарака-самхите»:
Записанная в I—II вв. н. э., эта проповедь несет
характерные черты своего времени, однако по основным положениям она весьма
схожа с Клятвой древнегреческих врачевателей (записанной в III в. до н. э.).
Это свидетельствует о единых принципах врачебной этики в странах древнего
мира.
В классический период традиционная индийская медицина
достигла апо гея своего развития. По времени этс совпадает с эпохой эллинизма
и рас цветом Римской империи на Западе, с государствами которого древняя
Индия имела торговые и культурные связи по сухопутным (с I тысячелетия до н.
э.) и морским (со II в: до н. э.) путям. На протяжении всей истории индийская
медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие
медицины в различных регионах земного шара.
САНИТАРНОЕ ДЕЛО ПЕРИОДА
ХАРАППСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р.
Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии
название «хараппская» (от г. Харап-па на территории современного Пакистана).
Расцвет хараппской культуры приходится на конец III — начало II тысячелетия до
н. э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая
застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие
искусственного орошения, ремесел (керамика, терракота, изделия из металла и
камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности, которая, к
сожалению, окончательно еще не расшифрована.
Во многих отношениях (по величине территории, уровню
городского строительства, санитарному благоустройству и т. д.) хараппская
культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии
соответствующего периода.
Строительство хараппских городов (в долине Инда открыто
более 800 поселений) велось по заранее разработанному плану. Прямые улицы,
ориентированные с запада на восток и с юга на север, говорят о строгом контроле
за строительством на протяжении столетий и являют собой древнейший из
известных в истории человечества пример планировки городов.
Один из них — Мохенджо-Даро (в переводе с языка синдхи
«Холм мертвых»)— обнаружен на глубине 12 м и относится по меньшей мере к XXV
в. до н. э. — времени, когда формировались цивилизации на о. Крит (см. с.
89). Мохенджо-Даро занимал площадь около 2,5 квадратных километров; по
подсчетам ученых, в нем жило 35—100. тыс. человек.
В городе имелись мастерские, зернохранилище (размером
61X46 м), платформа для помола зерна, санитарно-технические сооружения:
колодцы, бани, бассейн, система канализации— древнейшие из известных в
настоящее время.
Самым замечательным из них является купальня. В ее центре
размещался уникальный бассейн (возможно, культового назначения) длиной 12.м,
шириной 7 м и глубиной около 3 м (рис. 29). Дно бассейна было покрыто
битумом; его водонепроницаемость сохраняется более четырех тысячелетий. С
обеих сторон в бассейн ведут две лестницы с площадками для купания. Вода в
нем была проточной: поступая по одним-трубам, она постоянно вытекала по
другим. По всему периметру бассейн был окружен аркадой небольших комнат для
омовений. Здесь же располагались две бани, которые, по мнению исследователей,
нагревались горячим воздухом и использовались для культовых обрядов.
В различных районах города имелись колодцы, выложенные
обожженным кирпичом (рис. 30). Их диаметр достигал 1 м. В больших домах
строились собственные колодцы. Помещения, где они находились, были тщательно
вымощены.
Жилые дома в Мохенджо-Даро строились из обожженного
кирпича, были двух- или трехэтажными, в высоту достигали 7,5 м и имели до 30
комнат. Окон на улицу не было. Очаг размещался в середине внутреннего двора.
Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный
кирпичом канал для стока нечистот глубиной от 30 до 60 см и шириной от
20 до 50 см. Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами,
которые легко можно было снимать при осмотре и чистке системы, чему
придавалось особо важное значение. Об этом свидетельствуют также
размеры магистральных труб, диаметр которых достигал 2 м. Перед поступлением
в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ‘ ямы
покрытые плотно притертыми крышками. Устройству сточной системы в
Мохенджо-Даро уделялось значительно больше внимания, чем строительству жилых
зданий. Это говорит о высокой культуре древней цивилизации долины Инда,
которая сумела за две тысячи лет до римского водопровода создать наиболее
совершенный образец санитарно-технического строительства древности.
Высокое санитарное состояние древних городов хараппской
цивилизации позволяет даже при отсутствии или недостаточности расшифрованных
текстов медицинского содержания сделать вывод об относительно высоком уровне
и эмпирического врачевания .в долине Инда в середине III —начале II
тысячелетий до н. э.
В то же время высокий уровень санитарно-технических
сооружений хараппской цивилизации не характерна зует общий уровень
санитарного строительства в древней Индии в целом,— в последующие периоды
истории древней Индии он значительно снизился и уже не достигал’ уровня хараппской
культуры.
В XIX—XVIII вв. до н. э. в долине Инда (так же, как и на
территории Ирана, Афганистана и Средней Азии) отмечается упадок культурных
центров. Его причины, по мнению исследователей, были главным образом
внутреннего характера (наводнения, засухи, истощение внутренних ресурсов).