Крейсер «Аврора», как и прочие корабли его типа («Диана» и «Паллада»), строился по кораблестроительной программе 1895 г. с целью «уравнения наших морских сил с германскими и с силами прилегающих к Балтике второстепенных государств». Крейсера типа «Диана» стали одними из первых бронепалубных крейсеров России, при разработке проекта которых учитывался, в первую очередь, опыт зарубежных стран. Тем не менее для своего времени (в частности, во время русско-японской войны) корабли этого типа оказались малоэффективны ввиду «отсталости» многих тактико-технических элементов (скорость, вооружение, бронирование).
«Аврора» — российский бронепалубный крейсер I ранга типа «Диана». Принимал участие в Цусимском сражении. Крейсер «Аврора» получил всемирную известность, подав сигнал холостым выстрелом из орудия к началу Октябрьской революции 1917 г. В период Великой Отечественной войны корабль принимал участие в обороне Ленинграда. После окончания войны продолжил службу в качестве учебного судна-блокшива и музея, встав на стоянку на р. Неве в Санкт-Петербурге. За это время «Аврора» стала кораблём-символом российского флота и ныне является объектом культурного наследия России.
Предпосылки к созданию
К началу XX в. внешнеполитическое положение России было довольно сложным: сохранение противоречий с Англией, рост угрозы со стороны развивающейся Германии, усиление позиций Японии. Учёт этих факторов требовал усиления армии и флота, то есть постройки новых кораблей. Изменения в кораблестроительной программе, принятые в 1895 г., предполагали постройку в период с 1896 по 1905 гг. 36 новых кораблей, среди них девять крейсеров, из них два (затем — три) — «карапасных», то есть бронепалубных. Впоследствии эти три бронепалубных крейсера стали типом «Диана».
Основой для разработки тактико-технических элементов (ТТЭ) будущих крейсеров стал созданный С. К. Ратником проект крейсера водоизмещением 6000 тонн, прототипом которого являлись новейший (спущен на воду в 1895 г.) английский крейсер HMS Talbot и французский бронепалубный крейсер D’Entrecasteaux (1896). В начале июня 1896 г. планируемая серия была расширена до трёх кораблей, третий из которых (будущую «Аврору») было предписано заложить в Новом Адмиралтействе. 20 апреля 1896 г. Морской технический комитет (МТК) утвердил технический проект бронепалубного крейсера I ранга.
Артиллерийское вооружение «Авроры» составляли восемь 152-мм с длиной ствола 45 калибров орудий системы Канэ, размещённых по одной на полубаке и юте и шесть на верхней палубе (по три с каждого борта). Максимальная дальность стрельбы орудия до 9800 м, скорострельность — 5 выстрелов в минуту при механической подаче снарядов и 2 выстрела — при ручной. Общий боезапас состоял из 1414 выстрелов. Снаряды по своему действию делились на бронебойные, фугасные и шрапнельные.
На верхней и батарейной палубах были установлены двадцать четыре 75-мм с длиной ствола 50 калибров орудий системы Канэ на вертикальных станках системы Меллера. Дальность стрельбы — до 7000 м, скорострельность — 10 выстрелов в минуту при механической подаче и 4 — при ручной. Их боекомплект насчитывал бронебойных 6240 патронов. На марсе и мостиках установлены 8 одиночных 37-мм орудия Гочкиса и две десантных 63,5-мм пушки системы Барановского. Для этих орудий соответственно имелось 3600 и 1440 патронов.
Минные боевые средства включали в себя один надводный выдвижной торпедный аппарат, выстреливавший торпеды через яблоко форштевня, и два подводных траверзных щитовых аппарата, установленных побортно. Стрельба торпедами Уайтхеда производилась сжатым воздухом при скорости корабля до 17 уз. Наводка торпедных аппаратов производилась при помощи трёх прицелов (по одному для каждого аппарата), расположенных в боевой рубке. Боезапас составлял восемь торпед калибром 381 мм и дальностью хода 1500 м. Две из них хранились у носового аппарата, ещё шесть — в отделении подводных аппаратов.
В минное вооружение включались также 35 сфероконических мин заграждения, которые могли быть установлены с плотиков или шлюпок и катеров корабля. По бортам «Авроры» вывешивались на специальных трубчатых шестах противоминные сети заграждения, если крейсер находился на якоре на открытом рейде.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
Внешняя связь корабля обеспечивалась сигнальными флагами, а также (реже) «боевыми фонарями Манжена» — прожекторами с диаметром зеркала 75 см. Основным назначением последних было освещение в тёмное время вражеских миноносцев. «Аврора» имела на вооружении шесть прожекторов. Для ночной дальней зрительной сигнализации на крейсере имелись два комплекта огней системы полковника В. В. Табулевича. Это новое для того времени средство состояло из двух фонарей красного и белого цветов. Для усиления силы света огней применялся специальный горючий порошок, позволявший при благоприятных метеорологических условиях видеть огни на расстоянии до 10 миль. Сигнализация осуществлялась передачей цифр по азбуке Морзе: точка обозначалась вспышкой белого фонаря, а тире — красного.
Наблюдение осуществлялось с помощью зрительных труб и биноклей.
Система управления артиллерийским огнем крейсера позволяла артиллерийскому офицеру управлять всей артиллерией корабля и каждым орудием в отдельности. Дистанция до цели измерялась с помощью закупленного в Англии дальномера системы Барра и Струда.
В марте 1895 г. группой конструкторов под руководством управляющего Балтийским заводом старшего судостроителя К.К. Ратника началась разработка проекта бронепалубного крейсера для тихоокеанского театра военных действий. Новый крейсер предназначался для ведения боевых действий на морских коммуникациях противника в качестве «истребителя торговли». Корабль должен быть достаточно автономен и быстроходен, чтобы обеспечить длительное действие вдали от своих баз, но в то же время бронирован и иметь вооружение достаточное для борьбы с не большими по классу судами противника.
Чертеж крейсера «Аврора»
К лету 1896 г. основные проектные работы были завершены. Вместе с К.К. Ратником участие в работах по разработке проекта и постройке кораблей приняли активное участие офицеры корпуса морских инженеров Э.Э. Де Грофе, К.М. Токаревский, Н.И. Пущин, А.А. Баженов. По завершению проектных работ было принято решение строить три однотипных крейсера. Два из них «Паллада» и «Диана» были заложены на верфи «Галерного островка» (г. Санкт-Петербург) в июле 1896г., а в сентябре того же года на стапелях Нового адмиралтейства (г. Санкт-Петербург) началось строительство третьего крейсера серии — «Авроры».
К сожалению, воплотить противоречивые требования к новому кораблю, в полной мере не удалось. Откровенно говоря крейсера получились большими, не слишком быстроходными для погони, и не так уж хорошо вооруженными для эскадренного боя. Однако, при этом стоит учитывать тот факт, что «Аврора» не только пережила три большие войны, но и на настоящее время остается одним из двух судов своей эпохи (второе — японский флагман «Микаса») доживших до наших дней.
Крейсер «Паллада» был спущен на воду 14 августа 1899 г., прошел все ходовые испытания и укомплектован вооружением и личным составом к 1902г. Принял участие в русско-японской войне, был потоплен артиллерией противника 25 ноября 1904 г. в гавани г. Порт-Артур. Поднят японцами и после ремонта и модернизации вошел в состав японского флота в качестве учебного крейсера под названием «Цугару». В 1920 г. переоборудован в минный заградитель. Исключен из списков японского флота в 1922 г. 27 мая 1924 г. потоплен японской авиацией при учебном бомбометании.
Крейсер «Диана» был спущен на воду 30 сентября 1899 г., прошел ходовые испытания и был укомплектован вооружением и личным составом к декабрю 1902 г. Принял участие в русско-японской войне, после боя 28 июля 1904г. был интернирован в порту г. Сайгона. После войны находился в составе Балтийского флота, в 1912-13 гг. прошел капитальный ремонт, а в 1915-16 гг. — перевооружение. Участвовал в боевых действиях на Балтике в период 1 мировой войны. С мая 1918 г. поставлен на хранение на военно-морской базе г. Кронштадт. В 1922 г. исключен из списков флота и утилизирован.
Крейсер «Аврора» в Маниле, 1905 г. Крейсер в боевой черной раскраске, на корпусе отчетливо видны повреждения от снарядов
Крейсер «Аврора» был спущен на воду 11 мая 1900 г., прошел ходовые испытания и был укомплектован вооружением и личным составом к 18 сентября 1903 г. Принял участие в русско-японской войне в составе 2-й тихоокеанской эскадры. После боя 14 мая 1904 г. был интернирован в Маниле. После войны находился в составе Балтийского флота. В 1908-09 гг. прошел перевооружение и участвовал в 1 мировой войне в составе 2-й бригады крейсеров Балтийского флота.
В 1915 г. прошел повторную модернизацию, а в 1917 г. — перевооружение. В ходе последнего ремонта команда крейсера приняла активное участие в революционных беспорядках, именно с «Авроры» прозвучал выстрел послуживший сигналом к штурму Зимнего Дворца и свержению Временного Правительства. С мая 1918 г. выведен в резерв и поставлен на хранение. В конце 1922 г. прошел очередной ремонт и введен в состав Балтийского флота в качестве учебного корабля. После 1933 г. использовался в качестве несамоходной учебной базы и базы подводных лодок.
Крейсер «Аврора», наши дни
Принял участие в Великой Отечественной войне. 30 сентября поврежденный артиллерией противника крейсер сел на грунт в гавани г. Ораниенбаума, где находился до конца войны. В 1945 г. было принято решение восстановить крейсер в качестве несамоходного учебного корабля Нахимовского военно-морского училища. В 1961 г. крейсер становится филиалом военно-морского музея и с тех пор пребывает в этом качестве.
Корпус «Авроры» имеет три палубы: верхнюю и две внутренних (батарейную и броневую), а также баковую надстройку. На всём периметре броневой палубы, которая называлась жилой, расположена платформа, ещё две ― на оконечностях корабля.
Главные поперечные переборки (ниже броневой палубы) делят внутреннее пространство трюма на тринадцать отсеков. Четыре отсека (носовой, котельных отделений, машинных отделений, кормовой) занимают пространство между броневой и батарейной палубами и обеспечивают непотопляемость корабля.
Наружная стальная обшивка имела длину 6,4 м и толщину до 16 мм и крепилась к набору двумя рядами заклёпок. В подводной части корпуса стальные листы крепились внакрой, в надводной ― встык на подкладных планках. Толщина листов обшивки фальшбортов достигала 3 мм.
Подводная часть корпуса и его надводная часть на 840 мм выше ватерлинии имели миллиметровую медную обшивку, которая, чтобы избежать электрохимической коррозии и обрастания, крепилась на деревянную обшивку из тика, закреплённую на корпусе с помощью бронзовых болтов.
В диаметральной плоскости на горизонтальном киле был установлен фальшкиль, имевший два слоя и изготовленный из двух пород деревьев (верхний ряд ― из тика, нижний ― из дуба).
На крейсере имелось две мачты, основания которых крепились к броневой палубе. Высота фок-мачты ― 23,8 м; грот-мачты ― 21,6 м.
Конструкция бронепалубного крейсера предполагает наличие сплошной палубы, защищающей все жизненно важные части корабля (машинные, котельные и румпельное отделения, погреба артиллерийского и минного боезапаса, центральный боевой пост, помещения подводных минных аппаратов). Её горизонтальная часть на «Авроре» имеет толщину 38 мм, которая увеличивается до 63,5 мм на скосах к бортам и оконечностям.
Боевая рубка защищена спереди, по бокам и сзади бронелистами толщиной 152 мм, что позволяло защитить её даже с кормовых курсовых углов; сверху ― бронелистом толщиной 51 мм из маломагнитной стали.
Вертикальное бронирование толщиной в 38 мм имеют снарядные элеваторы и приводы управления там, где нет броневой палубы.
Энергетическая установка и ходовые качества
Котельная установка состояла из 24 котлов системы Бельвиля образца 1894 г., которые были расположены в трёх отсеках (носовом, кормовом и среднем котельном). По бортам крейсера были проложены трубы магистрали главного паропровода к главным паровым машинам. Вспомогательных котлов «Аврора», как и прочие корабли типа, не имела. Ввиду этого подача пара к вспомогательным механизмам осуществлялась через паропровод от главных котлов.
Над всеми тремя котельными отделениями стояла дымовая труба высотой 27,4 м. Для обеспечения работы котлов в корабельных цистернах содержалось 332 т пресной воды (для нужд экипажа ― 135 т), которая могла быть пополнена с помощью опреснительных установок системы круга, суммарная производительность которых доходила до 60 т воды в сутки.
Для размещения угля на «Авроре» имелись 24 угольные ямы, расположенных в межбортовом пространстве у котельных отделений, а также 8 угольных ям запасного топлива, находившихся между броневой и батарейной палубами на протяжении машинных отделений. Эти 32 ямы могли вмещать до 965 т угля; нормальным запасом топлива считались 800 т угля. Полного запаса угля могло хватить на 4000 миль плавания со скоростью 10 узлов.
Главными двигателями являлись три паровых машины тройного расширения (суммарная мощность ― 11600 л.с.). Они должны были быть способны обеспечить 20-узловую скорость (в ходе испытаний «Аврора» достигла максимальной скорости в 19,2 уз, что в целом превысило максимальную скорость «Дианы» и «Паллады» на испытаниях). Конденсация отработанного пара осуществлялась тремя холодильниками; имелся также конденсатор пара вспомогательных машин и механизмов.
Движители крейсера ― три трёхлопастных бронзовых гребных винта. Средний винт был винтом левого вращения, правый вращался против часовой стрелки, левый ― по часовой стрелке (вид с кормы на нос).
Задача системы: откачивать основную массу воды из отсеков корабля после заделки пробоины. Для этого автономно использовались по одной турбине (подача воды ― 250 т/ч) в оконечностях, в МКО ― циркуляционные помпы холодильников и шесть турбиной подачей воды по 400 т/ч.
Задача системы: удаление воды, оставшейся после работы водоотливных средств или скопившейся в корпусе из-за фильтрации, заливания подшипников, отпотевания бортов и палуб. Для этого на корабле имелась магистральная труба из красной меди, имевшей 31 приёмный отросток и 21 разобщительный вентиль. Само осушение осуществлялось тремя насосами системы Вортингтона.
На «Авроре» имелось по одному кингстону системы затопления в оконечностях и по два в средних водонепроницаемых отсеках, управление которыми осуществлялось с батарейной палубы. Приводы кингстонов затопления были выведены в жилую палубу.
Под броневой палубой вдоль правого борта была проложена красномедная труба пожарной магистрали. Для подачи воды использовались два насоса Вортингтона. Отводы от магистральной трубы находились на верхней палубе, переходя в медные поворотные рожки для присоединения пожарных шлангов.
Все гребные суда обслуживались поворотными шлюпбалками, а паровые катера — заваливающимися.
Экипаж и обитаемость
Жилые помещения рассчитывались на 570 человек экипажа (20 офицеров и 550 кондукторов и нижних чинов) и на размещение флагмана соединения с его штабом. Нижние чины спали на подвесных койках, расположенных в носовой части корабля, 10 кондукторов располагались в пяти двухместных каютах на броневой палубе, офицеры и адмиралы — в помещениях в кормовой части корабля. Запас продовольствия был рассчитан на два месяца.
«Аврора» — корабль номер один Военно-морского флота России. На днях крейсер пережил круглую дату — 70 лет назад он встал на вечную стоянку у Петроградской набережной. За долгие годы своего существования корабль прошел 3 войны и 2 революции. Легендарный крейсер стал не только флагманом революции, но и символом героизма и мужества простых моряков и старших офицеров. Легенды, загадки, мифы и факты. Об этом пойдет речь в этом посте. Будет примерно 30 фотографий с текстом.
Сегодня, пожалуй впервые за долгие годы мой пост не о поисках клада. Надеюсь такой исторический формат всем понравится.
И так, в далеком 1897 года на верфи «Новое адмиралтейство» началось строительство боевого корабля класса «Диана». В те годы Аврора еще не была Авророй. Корабль могли назвать «Полканом», Боярином или даже «Психеей». Именно такие имена легли первыми в списке на утверждение Николаю II. По традиции еще со времен Петра Великого право давать имена крупным кораблям принадлежало императору. Царь взглянул на длинный список и подчеркнул самое последнее. И дабы не было ошибки, собственноручно на писал на полях — Аврора!
Почему именно Аврора? Скорее всего в честь легендарного фрегата «Аврора» построенного при Николая I еще в 1835 году. Та самая «старая Аврора» в свое время метко била англичан и французов, затопив не одно вражеское судно. Спустя 65 лет в 1900 году «новая Аврора» торжественно была спущена на воду в присутствие Императора. В почетном карауле, на корабле, Николая II встречал 78-летний матрос служивший еще на первом фрегате. Строительство крейсера обошлось государственной казне в 6 миллионов рублей золотом. По тем временам это колоссальная сумма.
Кстати, по легенде первый фрегат Аврора была назван не в честь древнеримской богини Зари, а в честь Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной — фрейлины императорского дворца, так сказать «светской львицы» тех времен и одной из самых красивых женщин Санкт-Петербурга.
Новый крейсер Аврора имел на вооружение 42 орудия различного калибра. Мог развивать скорость до 19 узлов, мощность его двигателя была почти 12.000 лошадиных сил. Для сравнения на знаменитом Титанике мощность была в 5 раз больше.
Состав экипажа насчитывал почти 600 моряков и около 20 офицеров. Не смотря на сплоченность боевого духа, определенное неравенство, подтолкнувшее в последствие команду к бунту, было довольно ярко выражено уже в те годы. Морское довольствие рядового матроса составляло 90 копеек в месяц во время заграничного плавания. Кочегар получал почти 6 рублей, жалование капитана составляла 21 рубль.
Питались матросы довольно хорошо. Суточную норму продуктов можно посмотреть на фото выше, особенно приятной статьей в ней было ежедневное принятие чарки водки перед обедом. 123 грамм это вам не рюмка водки) В мирное время после обеда, свободные от вахты моряки могли поспать на верхней палубе удобно расположившись в подвесном гамаке.
Но, мирная вахта продлилась не долго. В 1905 году в самый разгар Русско-японской войны, Аврора в составе 2-ой эскадры Тихоокеанского флота, направилась к Владивостоку. 7 месяцев пути прошли почти без эксцессов. Во время шторма погиб всеобщий любимиц — пёс по имени Шарик. Команда долго пыталась найти ему подобающую замену, так на судне появились вначале хамелеон, затем два лемура, огромный питон и наконец-то 2 крокодила. Их назвали Сам и Того. Увы прожили на Авроре крокодилы не долго. «Сам» вовремя дрессировки сбросился с палубы и скорее всего погиб в открытом океане, а Того был убит в ходе Цусимской битвы.
Цусимская битва одна из самых ярких и трагических страничек в истории не только Авроры но и всего Российского флота. В Корейском проливе наших моряков уже поджидала Японская эскадра. Силы были не равны изначально. 38 кораблей против 89. К тому же общая боеспособность у японцев была гораздо выше — пушки значительнее скорострельнее, а зажигательная смесь в снарядах в 5 раз мощнее наших. Это была самая настоящая бойня и время для настоящих подвигов. В первые минуты неравного боя русская эскадра понесла огромные потери.
Аврора своим корпусом тщетно пыталась прикрыть израненные броненосцы. В самый разгар боя снаряд перебил силовой кабель, рубка рулевого управления вышла из строя. Корабль застыл посреди океана, за считанные минуты Крейсер получил более десятка крупных пробоин. Экипаж спас простой матрос Подлесный. В кромешном дыму, под огнем противника он сумел восстановить кабель и крейсер вышел из под прямого огня.
В том бою на Авроре погибло 15 членов экипажа, в том числе и капитан судна Евгений Егорьев. Его посекло осколками снаряда попавшего в рубку управления. Истекающего кровью командира из рубки на перевязочный пункт нес все тот же матрос Подлесный. Доблестный офицер скончался у него на руках. Доставить останки Егорьева для похорон на берегу не удалось: под звуки траурного салюта его тело опустили в море в полдень 21 мая 1905 года. Всего в тот день в Цусимской битве погибло более 5000 русских моряков и офицеров.
Более 6000 русских моряков попало в плен к японцам. Израненной Авроре удалось покинуть поле битвы и добраться до Филиппин. К слову сказать, крейсер как и другие выжившие корабли в порту Манил были задержаны Американскими властями. С команды взяли подписку о не участие в дальнейших военных действиях. Там, зализывая раны, Аврора и простояла до подписания вынужденного мирного договора. По нему, помимо прочего к Японии отходила половина острова Сахалин и все Курильские острова.
После Русско-японской войны, Аврора попала в разряд ветеранов. Крейсер совершал походы по всему миру выполняя представительские функции. В боях первой мировой войны, корабль также принял участие, но побольшей части как ПВО. Авроровцы сбивали низколетящие малоскоростные самолеты противника в Балтийском море. Осенью 1916 года «Аврора» окончательно вернулась в Кронштадт, а затем перешла для капитального ремонта в Петроград. Тут-то и началась самая интересная часть ее биографии.
К 1917 году в революционном Петрограде назревала буря. Узнав о длительной стоянке в неспокойной столице, капитан первого ранга Михаил Никольский ввел жесточайшую дисциплину на судне. Нижних чинов попросту не выпускали на берег, стараясь занять работой. Это сдерживало революционный бунт до середины февраля. В тот злополучный день Петроградские рабочие устроили демонстрацию у причала где стоял Крейсер. Экипаж решил присоединится к бастующим. Сдерживать матросов простые офицеры не стали, да и все равно не смогли бы. Лишь капитан корабля попытался сделать это, за что и поплатился жизнью.
Никольский и старший офицер корабля Огранович пытались остановить толпу приказами, а когда поняли, что их все равно никто не слушает, открыли огонь из табельного оружия. В результате стрельбы двое матросов были легко ранены, а один – Порфирий Осипенко – убит. Рабочие потребовали расправы над командирами крейсера. Капитана и старшего офицера решили отвести в Таврический дворец, где собирали всех, кто пытался противодействовать восстанию. Никольского и Ограновича избили, сорвали погоны и выставили во главе процессии. Обоих при этом заставляли нести красные флаги. Офицеры отказались, за что тут же был убиты. Старшему офицеру воткнули в горло штык, капитану выстрелили в голову.
Знаменитый выстрел в сторону Зимнего дворца. Долгое время считалось, что именно он и послужил сигналом к действию революционеров. Хотя сами авроровцы в том же 17 году писали коллективное письмо в газету Правда, мол выстрел был не отрицаем. Но стреляли дабы предупредить быть бдительными все суда стоящие в акватории Невы. Стреляли холостым зарядом и не в сторону Зимнего. По факту, штурм дворца начался спустя несколько часов. Сигнал к нему был дан залпами орудий Петропавловской крепости, два из которых даже попали в окна дворца. Но, Голос моряков тогда не был услышан, а революционная история приобрела красивую и зрелищную легенду.
В начале 40-х годов Аврору должны были списать из действующего флота. Максимальный Срок службы такого судна составлял 25 лет. Авроре было уже 40. Но великая отечественная война помешала этому событию. Часть орудий сняли с крейсера и использовали на других кораблях. Большую часть артиллерии, включая носовую пушку перевезли на рубежу Ленинграда. Там была сформирована Артиллерийская батарея специального назначения, известная как батарея А. К сожалению из 165 человек личного состава батареи за 8 дней ожесточенных боев в живых осталось только 26 матросов. Захвачены и уничтожены были и легендарные орудия с крейсера. Не желаю сдаваться в плен, как минимум одну пушку вместе с собой подорвали сами матросы.
В 1942 году войны Матросу Андрею Подлесному исполнилось 65 лет. Несмотря на возраст, он возглавил электроотдел судовой верфи в Волховском районе. Нужно было срочно наладить строительство деревянных барж. Знаменитая дорога жизни через Ладогу исчезала, таяла в весенних лучах солнца. Первые три баржи удалось спустить на воду всего через месяц. На них в блокадный Ленинград доставили еду и медикаменты. Обратно вывозили истощенных голодом женщин и детей. Всего за годы войны, на верфи где работал Подлесный, удалось собрать 99 таких судов и тем самым спасти тысячи мирных жителей осажденного Ленинграда.
Сам же легендарный Крейсер вновь был задействован как ПВО. Остатки команды вели обстрел из 2-х зениток. После того как им удалось сбить один вражеский самолёт, Аврору стали бомбить с особым усилием. За годы войны фашистская снаряды 7 раз попадали в корабль, но потопить Аврору так ин е удалось.
Ровно 70 лет назад в 1948 году крейсер был отправлен на вечную стоянку, внутри Авроры открыли музей. В годовщину событий 17 года Аврору наградили орденом Октябрьской революции. Кстати на нем изображен сам легендарный крейсер.
В 1973 году на 96 году жизни скончался матрос Подлесный. Он прожил долгую и полную подвигов жизнь настоящего русского солдата. Незадолго до смерти он посетил Аврору и передал музею свой георгиевский крест полученный им за Цусимскую битву.
К 80-м годам на Крейсере побывали миллионы людей включая таких знаменитостей как Юрий Гагарин, принцесса Монако и даже Маргарет Тэтчер.
К этому времени нижняя часть корпуса корабля попросту сгнила, из трюма круглосуточно откачивали воду. В 1984 году Аврору отправили на капитальный ремонт. Он обошелся государству в 35 миллионов рублей. На северной верфи крейсер разрезали вдоль ватерлинии, вначале полностью заменили нижнюю часть, затем вынужденно меняли части надводного корпуса. Котлы заменили на макеты. Вобщем по сути на Петроградскую набережную вернулся новодел. От старой Авроры остался кусок машинного отделение, радиорубка из которой передавали воззвание Ленина и корабельная рында.
Куда же дели остатки Авроры? По легенде просто уничтожить остатки корпуса ни у кого не поднялась рука. Нижнюю часть корабля якобы отбуксировали к поселку Вистино на Лужской губе Финского залива. Там в непростые 90-е местные жители распили на металлолом большую часть остатков крейсера. Иллюминаторы украсили туалетные кабинки в близлежащих поселках. Часть корпуса якобы до сих пор лежит практически на побережье. По крайней мере так писали многие журналисты в начале 2000-х. При этом ни одной фотографии тех самых туалетов с иллюминаторами в интернет ни кто не выкладывал. А вот фото и видео ржавеющего корпуса под водой переодически публикуют разные люди. Эти кадры можно увидеть и в моем ролике.
В 2009 году во время Петербургского экономического форума на борту крейсера прошла вечеринка. Среди почетных гостей были замечены Набиулина и Матвиенко. На тусовке их развлекал своими песнями Сергей Шнуров, вела мероприятие Тина Канделаки. Это событие вызвало широкий резонанс в обществе, после скандала корабль для подобных празднеств закрыли. Сколько денег было потрачено на сей праздник жизни, история умалчивает.
В 2014 году Аврору вновь отбуксировали на капитальный ремонт. В это раз к этому вопросу подошли со всей тщательностью. Полностью заменили электросети, отремонтировали тиковую палубу, мачту и все системы жизнеобеспечения корабля. Был восстановлен исторический облик каюты флагмана, дизайн-проект которой был утверждён главнокомандующим ВМФ России. В кубриках экипажа провели косметический ремонт. Спустя 2 года обновленный корабль вернулся в родную гавань.
В этом году на «Авроре», по архивным фотографиям и чертежам, восстановлен православный корабельный храм, упразднённый в далеком 1917 году. В дни церковных праздников здесь проводятся богослужения. В музеи появились новые экспозиции с огромном количеством исторических фотографий. На них запечатлены рядовые матросы и старшие офицеры отдавшие свои жизни ради нашего мирного неба. Тысячи судеб Российских героев теперь навсегда останутся в памяти будущих поколений.
На этом всё, Друзья. Искренне надеюсь, что мой ролик, как и рассказ, вам понравится. Больше 3-х недель ушло у меня на подготовку, поиск архивных фото и редких видеоматериалов. Отдельное спасибо хочу сказать Сергею Воронцову за музыку и виртуозную игру на балалайке. Приятного всем просмотра и легких вам выходных!
P.S. Очередное видео о поиске кладов будет уже в начале следующей недели!)
Наверное, если сегодня спросить любого гражданина СССР, России или бывших советских республик, какие корабли русского флота самые известные, самые популярные, то в списке обязательно будут два крейсера: «Варяг» и «Аврора».
Сегодня мы хотим посмотреть с высоты прошедших лет не столько на сами корабли, сколько на карму. Если она есть у кораблей (а бытует мнение, что есть).
И, самое главное, о понимании подвига как такового. Естественно, исходя из всего, пара слов достанется и рекламе.
Итак, два бронепалубных крейсера, «Варяг» и «Аврора», оба принадлежали к крейсерам первого ранга, по времени постройки фактически ровесники. Первый – в 1901 году, второй – в 1903-м. «Варяг» — американец чистых кровей, «Аврора» — русская.
Даже по характеристикам они были примерно равны. Да, «Варяг» обладал (теоретически) большей скоростью и дальностью плавания (примерно на 2 тысячи миль), но он и строился по заказу для Тихоокеанской эскадры. «Авроре» же для спокойного выполнения задач в Балтийской «луже» бешеная дальность и не требовалась.
По вооружению разница была, «Варяг» имел побольше и посолиднее в плане пушек и торпедных аппаратов.
Но характеристики каждый может сам посмотреть, тут никаких секретов нет. Важнее другое. И мы говорим не о том, ЧТО совершили экипажи кораблей в первую очередь, а КАК это воспринимается сегодня.
Если «Варяг» воспринимается однозначно как корабль-герой, то по поводу «Авроры» существует множество часто противоположных мнений. Часть общества выступает за сохранение корабля-музея для воспитания молодежи на героических примерах подвигов моряков. Другая часть выступает за распил корабля «на иголки» как части, достаточно большой части, революции. Того самого «октябрьского переворота», который всколыхнул не только российскую, но и мировую историю, изменил устройство мира вообще.
В самом начале перестройки, на борту «Авроры» я услышал на День ВМФ разговор двух ветеранов флота. Судя по форме, простых матросов из прошлого. Тогда меня поразила одна фраза.
Как же так? Я с детства знал, что «Аврора» — крейсер революции. Я знал, что матросы с «Авроры» активнейшим образом участвовали в революционном движении. Так же, как знал о крейсере-герое «Варяге».
И потом, все прошлое – это вообще «политота», значит, неинтересно.
А как раз реальная история крейсеров не просто интересна, а даже показательна. И говорит о том, что не только большевики были мастера соврать-приукрасить-приурасить и откровенно распиарить на пустом месте.
Очень жирно подчеркнем, речь идет не о матросах экипажей и их боевой работе. Речь пойдет о совершенно иных вещах.
Крейсер «Варяг» и броненосец «Полтава» на рейде Порт-Артура
О подвиге «Варяга» известно практически всё. Особенно для тех, кто не верит комментариям «историков». Для остальных история уже красиво изменена. И не в 1954 году, а значительно раньше.
27 января 1904 года японская эскадра в составе 1 броненосного, 5 легких крейсеров и 8 миноносцев блокировала в корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон) российский крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Японский адмирал Уриу выдвинул требование русским морякам выйти из порта. Иначе корабли будут атакованы прямо на рейде.
На рейде этого нейтрального порта стояли «не при делах» французские, американские, итальянские корабли. В предстоящей заварухе досталось бы всем без исключения, Цусимы еще не было, в умении японцев стрелять точно все сомневались.
Не то чтобы паника, но Рудневу дали понять, что русско-японские разборки всем до ватерлинии.
Для выхода в море «Варягу» и «Корейцу» было необходимо пройти узкий 20-мильный фарватер под огнем японских кораблей. Это понимал, и капитан «Варяга» Руднев, и японский адмирал Уриу. Это понимали все матросы и офицеры. Адмирал Уриу выдвинул ультиматум о сдаче кораблей в плен. Но русские решили драться.
Описывать поминутно ход боя не будем. Это действительно бой! Всего час ожесточенного обстрела в обе стороны. Или целый час? Просто несколько цитат из рапорта Руднева. Рапорт как документ весьма спорный, понятно, что Руднева потом во многом словили на неправде, но все-таки:
«В 11 часов 45 минут с крейсера «Асама» был сделан первый выстрел из 8-дюймового орудия, вслед за которым вся эскадра открыла огонь».
Сегодня не модно цитировать российских императоров. Эту традицию мы нарушим. Более того, процитируем не тронную речь, а тост. Именно тост, который произнес Николай II на торжественном обеде в Зимнем дворце в апреле 1904 года:
«Я счастлив, братцы, видеть вас всех здоровыми и благополучно вернувшимися. Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота дело, достойное подвигов ваших предков, дедов и отцов, которые совершили их на «Азове» и «Меркурии»; теперь и вы прибавили своим подвигом новую страницу в историю нашего флота, присоединили к ним имена «Варяга» и «Корейца». Они также станут бессмертными. Уверен, что каждый из вас до конца своей службы останется достойным той награды, которую я вам дал. Вся Россия и я с любовью и трепетным волнением читали о тех подвигах, которые вы явили под Чемульпо. От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси. Я пью за дальнейшие победы нашего славного флота. За ваше здоровье, братцы!»
Такова красивая история подвига «Варяга». Но смущает реакция офицеров императорского флота России, да и вообще армии. Читая их воспоминания понимаешь, что подвиг «Варяга», с точки зрения флотских офицеров, скорее преступление. И действия командира крейсера, мягко говоря, не профессиональны. А прямо говоря — преступны. И место Руднева не в галерее почета, а на скамье подсудимых.
Дело в том, что, согласно Морскому уставу Российской империи, сдача корабля или затопление его без боя является должностным преступлением. Напомним, «Варяг» был затоплен на мелководье после оценки повреждений. После боя. Затоплен, но не взорван. Что позволило японцам поднять корабль и ввести его в состав собственного флота уже на следующий год.
К Рудневу есть и другие вопросы. Почему крейсер «Варяг» шел в бой вместе с тихоходной канонеркой «Кореец»? Командир «Варяга» решил усилить собственную артиллерию пушками с «Корейца»? Или все-таки под маркой защиты экипажа «Корейца», которая выполнена блестяще, потерь нет, решил не использовать преимущества крейсера в скорости?
Нет ответа и на ещё более простой вопрос. А что помешало «Варягу» выйти в море ночью? Скорость корабля позволяла уйти в открытое море и уже там дать если не серьезный бой врагу, то полный ход?
Шанс, кстати, был. Как бы ни критиковали американские котлы, кратковременно «Варяг» мог выдать не свои обычные 16 узлов, а заявленные 24. Или показанные на 12-часовых испытаниях в 1900 году 23,2 узла.
Из всей японской банды только «англичане» «Чиода» и «Асама» могли что-то противопоставить в плане скорости. 20-21 узел.
Да, были еще миноносцы. Смотрим в список вооружения «Варяга» и понимаем, что миноносцам ничего не светило, если попасть под огонь. Но это уже третий вопрос.
Командир «Варяга» В. Ф. Руднев
Руднев явно не Ушаков. Не зря в воспоминаниях штурмана «Варяга» Баренса упоминается ожидание близкого военного трибунала для офицеров корабля по возвращению на Родину.
Но тогда возникают вопросы к императору Николаю. Как же тост? Как же беспрецедентное для Российской империи награждение офицеров и нижних чинов? Никогда в России за подвиг, какой бы он не был, не награждали дважды и даже трижды. Это без учета всяческих подарков и прочих почестей.
Необходимо напомнить о наградах. Все офицеры и гражданские чины были награждены орденами Святого Георгия 4 степени. Нижние чины награждены знаками отличия Военного ордена 4 степени (двое 3 степени).
Далее, все участники боя были награждены специальной медалью «За бой «Варяга» и «Корейца». Кроме этого, офицеры получили очередные ордена с мечами. Всем нижним чинам императором были подарены именные часы! И специально выпущенный набор посуды с царского обеда все приглашенные могли забрать на память.
Но и это не всё! В 1954 году, уже в СССР, оставшиеся в живых 15 моряков с «Варяга» и «Корейца» в честь 50-летия боя были награждены советской медалью «За отвагу»! Позднее орденами и медалями были награждены ещё 139 ветеранов-моряков с «Варяга» и «Корейца».
Какой вывод можно сделать из найденных сведений?
Увы, но правы были те моряки-ветераны. Подвиг можно «сделать» далеко от поля боя. Достаточно использовать прессу, государственное поощрение, ресурсы государства вообще. И Николай II именно так и поступил в 1904 году.
С русско-японской войной у Николая не получилось, мягко говоря. Нужны были подвиги. И подвиг «Варяга», подвиг нижних чинов при полном непрофессионализме командования был специально «раскручен» в СМИ того времени. Более того, он был «раскручен» на государственном уровне.
Но даже при всей мощи пропаганды того времени подвиг «Варяга» и «Корейца» негативно отразился на моральном состоянии армии. Можно, возможно с некоторой натяжкой, говорить о первой дискредитации российских орденов и медалей.
Правда, время, лучший врач, свое дело все-таки сделало. Сегодня история «Варяга» для большинства изучена по песням «Плещут холодные волны» и «Врагу не сдается наш гордый «Варяг». И воспринимаем мы подвиг все-таки как подвиг матросов. Подвиг простых русских мужиков. Которые не струсили (как всегда, впрочем) и пошли в бой на превосходящие силы противника.
Да, вышел в море, вроде бы принял бой. Ну пострелял в сторону врага, по крайней мере. Подставил крейсер под снаряды, попортил слегка.
«Варяг» и «Кореец» уходят в бой. Снимок с борта крейсера «Тэлбот»
И вернувшись, затопил. Не взорвал погреба, чтобы врагу точно не досталось, как в случае с «Корейцем», а тихонечко затопил на мелководье.
Наверное, чтобы потом легче поднять было. Не уточняем, кому, хотя это были японцы.
Кстати, об ордене «Восходящего солнца» тоже поговорить можно. За что? За час мужества? Или за «подгон» крейсера?
Тут стоит вспомнить, что в приснопамятном 1905 году «Варяг» был японцами мало того что поднят, ровно через полтора года, 8 августа так еще и введен в строй. В 1907 году.
И до момента продажи обратно России под именем «Соя» с 1907 по апрель 1916 года благополучно и благопристойно обучал японских моряков морскому делу.
Конечно, могло быть и похуже. Для корабля, имеется в виду. Как «Полтава» и «Адмирал Ушаков» можно было расстреливать китайцев главным калибром. Но пронесло, как ни есть.
Ну не очень (чего уж, совсем не) геройскую, а тем более, дальнейшая служба корабля и того больше. Матросы и прочие (кроме Руднева)? Ну да, конечно. За час боя потом славы более чем достаточно.
Плюс потом, в начале Первой мировой войны полновесным золотом было заплачено за «геройски погибшие» корабли, так необходимые России для новой войны.
Прибытие во Владивосток выкупленных кораблей. «Варяг», «Полтава», «Пересвет»
Чем только хуже были матросы и комендоры с «Адмирала Ушакова», «Жемчуга», «Олега» — вопрос.
Но факт в том, что мы имеем дело как раз с обыкновенным пиаром. Нужны были герои, как ни крути. Война фактически была проиграна. Поспорить можно, но увы, сложно. Вот, собственно, и понеслась. Можно много говорить о том, что большевики в 1941-м придумывали героев, в 1904 монархисты были ничуть не лучше.
«Что тебе снится, крейсер «Аврора»?»
Итак, командир крейсера капитан первого ранга Евгений Романович Егорьев. Командовал до «Авроры» четырьмя кораблями. Все корабли были отличными. Специалист именно по восточным морям и Тихому океану.
Отдых экипажа в тропических широтах
У Цусимы эскадра встретилась с японцами. Эскадра была разгромлена. Это знают все. А что «Аврора»? А у «Авроры» был 6-часовой бой. Защита транспортов. 6 часов драки с противником. И не просто противником, там хватало реально выше крыши. Отряды крейсеров Дева, Уриу (уже вкусившего победы над «Варягом») и Того-младшего. 6 часов непрерывного обстрела.
Погиб командир корабля капитан первого ранга Егорьев. Погибло 14 матросов. Ранено 83 человека. Но корабль жил и сражался.
Для сравнения, потери на «Варяге» были более существенные: 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения.
Если это не проявление высочайшего уважения команды к своему командиру, то мы вообще не знаем, что тогда за уважение считать.
Возможно, в меньших потерях русских моряков «виноват» был командир отряда русских крейсеров контр-адмирал Энквист, которому «приходилось осуществлять сложное маневрирование, чтобы как можно чаще менять расстояние до противника и не давать ему пристреляться».
А дальше были Филиппины, куда «на зубах» команда дотащила свои изрядно избитый корабль.
На филлипинских островах «Аврора», вместе с другими кораблями («Олег» и «Жемчуг») была интернирована по требованию правительства США и с личного разрешения Николая Второго. Там корабль встретил окончание войны и подписание Портсмутского договора. Во время интернирования экипаж залечивал раны, как свои, так и корабля. 10 октября 1905 года «Аврора» направилась в Россию.
Да, корабль уже устарел к Первой мировой войне. Да, он не обладал огневой мощью. Он не обладал скоростью. Но, парадокс, он воевал. В составе 2-й бригады крейсеров Балтийского флота «Аврора» несла дозорную службу, ставила мины, прикрывала дозоры, уничтожала вражеские аэропланы, прикрывала тральщики. Корабль нес боевую службу.
К осени 1916 года корабль был основательно «измотан» и встал на ремонт. Именно поэтому команда крейсера и приняла активное участие в Февральской революции. Собственно, не надо говорить, что экипаж, который не занят делом – само по себе дело не самое лучшее.
В это время случилось то, о чем мало говорят в современной истории. Командир крейсера, капитан первого ранга Никольский и старший офицер крейсера Огранович, наводя порядок на палубе, открыли стрельбу из револьверов по матросам. Два человека были ранены легко, один — смертельно.
Никольский и Огранович дорого заплатили за это. Они были убиты матросами за отказ нести красный флаг. Никольский – выстрелом в голову, Огранович – ударом штыка в горло.
Так, собственно, экипаж крейсера и стал «красным», принимая впоследствии участие в митингах и прочих мероприятиях большевиков.
«Аврора» стала плавучей базой подводных лодок Балтийского флота. Орудия с крейсера сняли. Именно эти 130-мм орудия стали той знаменитой батарей, которая стояла между поселком Можайский (Дудергофом) и Киевским шоссе. Батарея «А» — «Аврора». 12 километров фашистской смерти. И матросской тоже. Почти никто из этой батареи не выжил.
Кстати, некоторые из читателей помнят о раритете обороны Ленинграда, бронепоезде «Балтиец». Главное орудие бронепоезда, 130-мм пушка, была тоже с «Авроры»! И корабли Чудской военной флотилии по большей части вооружались «авроровскими» пушками малого калибра.
Но крейсер, даже без основного вооружения, воевал. В г. Ломоносов (Ораниенбаум) сохранились свидетельства очевидцев о действиях моряков «Авроры» против немецкой авиации. И о сбитых ими самолетах. Именно в Ораниенбауме крейсер получил «смертельные» ранения. Корпус корабля был пробит во многих местах как бомбами, так и снарядами. Возникла опасность переворачивания на правый борт (крен достигал 23 градуса).
Команда корабля превратила корабль в крепость, открыв кингстоны по левому борту и посадив крейсер на грунт на ровном киле. И в таком положении корабль продолжал драться до сентября 1944 года, и только потом был переведен для ремонта в Ленинград.
Правда, снова не повезло капитану. Видя бессмысленность дальнейшего пребывания экипажа на борту судна, капитан 3-го ранга Саков своей властью разместил моряков в безопасном месте на берегу, оставив на «Авроре» постоянную вахту у зенитных орудий. За это командир крейсера был арестован и вскоре расстрелян по обвинению в «паникёрстве» и «бегстве с корабля».
Понятно, что таких историй во время войны случалось и будет случаться множество. Но возникает простой вопрос. Почему никто не рассказывает молодежи об истории «Авроры» после «исторического выстрела»?
Крейсер, который за свою боевую жизнь реально воевал около часа, и крейсер, который воевал три (!) войны. Не участвовал в войне, а именно воевал!
И вот здесь возникает вопрос: а кто герои? Кого мы должны возвеличивать и ставить в пример?
Люди. К матросам «Варяга» нет никаких претензий. Но коль речь зашла о людях, то что можно сказать про матросов «Авроры»? Тех, что дрался при Цусиме. Тех, кто дрался в Первую мировую на Балтике. Тех, кто в Великую Отечественную, выпустив последний снаряд, брал в руки винтовку, потому что немцы уже врывались на позиции батареи.
А ведь те моряки-ветераны вполне могли оказаться правы. Когда-то должно настать время, когда придется доказывать обратное. И славить не по написанным сценариям, а по делам людским. Возможно? Вполне.
Но были сотни других выстрелов. При Цусиме, в Моонзундском архипелаге, под Ленинградом и в ленинградское же небо, запятнанное черными крестами самолетов. И жизни матросов, сгоревшие в огне трех войн.
Что ценнее? Что нужно помнить? И что мы будем помнить?
«Аврора» в искусстве
С изображением крейсера и его экипажа выпущено несколько серий почтовых марок. Изображение крейсера присутствует на советских юбилейных монетах достоинством 10,15 и 20 копеек 1967 года выпуска.
Постройка и испытания
Серебряная закладная доска крейсера «Аврора»
31 марта 1897 года император Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй» в честь римской богини зари. Это название было выбрано самодержцем из одиннадцати предложенных вариантов наименований. Л. Л. Поленов, однако, считает, что крейсер был назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.
Несмотря на то, что фактически работы по постройке «Авроры» были начаты значительно позднее, чем «Дианы» и «Паллады», официальная закладка крейсеров этого типа состоялась в один день: 23 мая 1897 г. При этом первой в 10 ч. 30 мин. торжественную церемонию провели на «Авроре» в присутствии генерал-адмирала Алексея Александровича. Серебряную закладную табличку закрепили между 60-м и 61-м шпангоутами, и подняли на специально установленных флагштоках флаг и гюйс будущего крейсера.
Крейсера типа «Диана» должны были стать первыми в России серийными крейсерами, но достичь единообразования среди них не удалось: на «Аврору» установили иные, нежели на «Диану» и «Палладу», машины, котлы, рулевые устройства. Электроприводы для последних были заказаны трём разным заводам в порядке эксперимента: так можно было узнать, какие приводы окажутся наиболее эффективными, чтобы затем их можно было устанавливать на другие корабли флота. Так, электроприводы рулевых машин «Авроры» заказали фирме «Сименс и Гальке».
Крейсер «Аврора» после спуска на воду 11 (23) мая 1900 г.
Стапельные работы были начаты осенью 1897 г., и они затянулись на три с половиной года (во многом из-за неготовности отдельных элементов корабля). Наконец, 24 мая 1900 г. корпус был спущен на воду в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны. Вслед за этим началась установка главных машин, вспомогательных механизмов, общекорабельных систем, вооружения и прочего оборудования. В 1902 г. впервые на российском флоте «Аврора» получила якоря системы Холла, новинку, которой не успели оснастить остальные два корабля этого типа. Летом 1900 г. крейсер прошёл первые испытания, последние — 14 июня 1903 г.
В непосредственном строительстве крейсера (с момента постройки и до окончания ходовых изменений) участвовали четыре строителя: Э. Р. де Грофе, К. М. Токаревский, Н. И. Пущин и А. А. Баженов.
Общая стоимость постройки «Авроры» оценивается в 6,4 млн рублей.
Этот корабль в искусстве
Корабль представлен в игре World of Warships.