На какой ракете летал леонов

На какой ракете летал леонов ЮнАрмия

18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. Космическая прогулка продлилась в общей сложности 23 минуты 41 секунду, за которые Леонов удалился от корабля более чем на пять метров.

Вопреки инструкциям

Первый выход в космос пришлось готовить в сложных условиях: советским конструкторам надо было не только сконструировать аппарат меньших габаритов, но и опередить американцев, которые работали над аналогичным проектом. Техническую документацию разработали в рекордные сроки, и Леонов вышел в открытый космос на три месяца раньше астронавта НАСА Эдварда Уайта.

На какой ракете летал леонов

Во время полёта не обошлось без сложностей. Скафандр «Беркут», созданный для Леонова, был рассчитан на 30 минут пребывания в открытом пространстве. Из-за разности давлений снаряжение раздувалось и затрудняло движения космонавта, хотя проблем с подачей воздуха не возникало. Кроме того, конструкторы не до конца проработали процесс возвращения Леонова на корабль. Тренировка в барокамере при вакууме прошла успешно, однако точно смоделировать условия нахождения в космосе в те времена было невозможно, и во время первого выхода ступни ног космонавта оказались ниже крайнего обреза люка. Без опоры Леонов не мог согнуть ноги в скафандре и подняться на борт. Чтобы вернуться на «Восход-2», ему пришлось нарушить инструкцию: залезть в люк корабля головой вперёд и разворачиваться уже внутри, чтобы закрыть выходные люки.

«Взявшись за леера*, я протиснул себя вперёд. Потом я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль всё равно нужно ногами. Иначе я бы не смог, ведь крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объёма кабины. Поэтому мне пришлось разворачиваться (внутренний диаметр шлюза — 1 метр, ширина скафандра в плечах — 68 см). Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошёл до 190», — вспоминал после полёта Леонов.

После того, как космонавт оказался в отсеке, он вновь нарушил инструкции — открыл шлем, чтобы стереть пот с лица, не проверив герметичность и не закрыв за собой люк.

«Вытираю перчаткой глаза, а вытереть не удаётся, как будто на голову кто-то льёт», — рассказывал о внештатной ситуации дважды Герой Советского Союза, когда вернулся на землю.

Были и другие недоработки в конструкции снаряжения, которые в будущем помогли избежать многих ошибок при создании скафандров нового поколения. Специально для выхода в космос был разработан светофильтр — специальный экран, защищающий от солнечного света. Сейчас таким оснащён каждый скафандр. Светопоглощающий элемент устанавливают на внешней стороне шлема из-за того, что защитный экран сильно нагревается. Скафандр Леонова был оснащён маленьким внутренним светофильтром самолётного типа, покрытым тонким слоем серебра. Советские конструкторы допустили ошибку и установили его внутри шлема, из-за чего Леонов ощутил очень интенсивное нагревание нижней части лица. В частности, из-за этого Герой СССР так сильно обливался потом.

На какой ракете летал леонов

Задача — перегнать!

Первый выход человека в космос состоялся всего спустя четыре года после того, как в 1961 году Юрий Гагарин стал первым человеком, отправившимся в космос. Его полёт длился всего 108 минут, за которые корабль совершил только один оборот вокруг Земли. Чтобы получить возможность исследовать космос и стать первыми в освоении открытого пространства, длительность полёта необходимо было увеличить, а значит — усовершенствовать технику.

Разрабатывались космические аппараты в опытно-конструкторском бюро-1 (ОКБ). Первым ракетам-носителям «Восток» и «Восток-2» не хватало мощности, чтобы вывести новые аппараты на рабочие орбиты. Поэтому специалисты создали аппарат «Восход». Трёхступенчатый носитель стал первой полностью самостоятельной разработкой Куйбышевского филиала ОКБ-1. И послужил основой при подготовке чертежей одного из самых надёжных космических семейств ракет-носителей — «Союз».

ОКБ, где были созданы легендарные космические корабли, работает в Самаре до сих пор, только под новым названием — АО «РКЦ «Прогресс»». Летом прошлого года Алексей Леонов посетил цех окончательной сборки и испытаний ракет-носителей «Союз». Космонавт до сих пор с большой теплотой и уважением относится к людям, которые работают на заводе.

На какой ракете летал леонов

«Помимо того, что я летал на самарских ракетах, я всегда провожал моих товарищей — на протяжении 30 лет! И всегда видел надёжность этой техники. Для меня «семёрка» (первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 конструкции Королёва — прим. ред.) — это самая рабочая машина — она выглядит красиво, она изящна. Это игла, это молния!» — сказал Леонов во время своего визита.

За время работы РКЦ было создано около 2000 тысяч ракет. Последнюю модификацию этой модели — носитель «Союз-2.1а» — недавно успешно запустили с космодрома «Плесецк» в Архангельской области. Космонавт уверен: в Самаре создаются самые передовые ракеты, у которых большие перспективы в отрасли.

«Здесь (в РКЦ «Прогресс» — прим. ред.) есть люди, которые делают самую современную технику, которая работает на сегодняшний день надёжно и имеет большие-большие перспективы», — резюмировал Леонов во время визита.

Леер* — туго натянутый трос, оба конца которого закреплены на судовых конструкциях (стойках, мачтах, надстройках и т. п.).

В пятницу, 11 октября, ушел из жизни первый человек в истории, вышедший в открытый космос, космонавт Алексей Леонов. Ему было 85 лет. По словам его помощницы Натальи Филимоновой, Алексей Архипович скончался в госпитале имени Бурденко после продолжительной болезни. Причина смерти не называется. Прощание и похороны космонавта пройдут 15 октября на Федеральном военном мемориальном кладбище (Мытищи, Московская область).

На какой ракете летал леонов

Биография

Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка (ныне относится к Тисульскому району Кемеровской области). Был восьмым ребенком в семье. Его отца, Архипа Леонова, в 1937 году репрессировали за конфликт с председателем колхоза, а семью выгнали из дома. Спустя два года Архип Леонов был реабилитирован, а семья переехала к родственникам в Кемерово.

В 1947 году Леоновы перебрались в Калининград, где Алексей пошел в среднюю школу. После ее окончания планировал поступить в Рижскую академию художеств, однако из-за нехватки средств отказался от этой идеи. В 1955 году окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в Кременчуге. Затем поступил в Чугуевское военное авиационное училище летчиков (ВАУЛ), которое окончил в 1957 году, и вступил в КПСС.

На какой ракете летал леонов

Первый выход в открытый космос

В 1960 году Алексей Леонов был зачислен в первый отряд советских космонавтов. Свой первый полет в космос он совершил 18-19 марта 1965 года совместно с Павлом Беляевым. Был вторым пилотом на космическом корабле «Восход-2». В процессе полета осуществил первый в истории космонавтики выход в открытый космос. Выполнив программу, Алексей Леонов понял, что не может вернуться на корабль, поскольку раздувшийся скафандр не проходил через воздушный шлюз «Восхода».

Пять раз Леонов удалялся от корабля и возвращался к нему. Он был связан с кораблем фалом длиной 5,35 метра. После отхождения от корабля Леонов «проплывал» над Черным морем, Кавказским хребтом, Волгой, Иртышом, Енисеем. Во время выхода в космос космонавт страдал от тахикардии (увеличение частоты сердечных сокращений), тахипноэ (учащенное дыхание, вдвое выше нормы), гипертермии (температура до +38 °C) и гипергидроза (повышенное потоотделение). С большим трудом Леонову удалось снизить давление кислорода внутри скафандра и вернуться в шлюзовую камеру. Но на этом проблемы в полете не закончились: вскоре после возвращения Леонова и закрытия люка корабля экипаж заметил нарастание парциального давления кислорода в кабине. Оно было в два раза выше нормы, и малейшая искра в системе электроснабжения могла привести к взрыву.

Спустя 7 часов полета давление повысилось до критической отметки. Командир корабля принял решение отстрелить шлюзовую камеру, однако это повлияло на автоматическую стабилизацию полета. Из строя вышла система ориентации, что привело к большой угловой скорости вращения корабля в двух плоскостях (до 18 оборотов в минуту). Попытки остановить вращение были безуспешными. Экипажу пришлось сажать корабль вручную. Космический аппарат успешно приземлился в нерасчетной точке примерно в 70 км к западу от Соликамска и 180 км к северу от Перми.

За успешное осуществление полета, проявленные мужество и героизм 23 марта 1965 года подполковнику Алексею Леонову присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

На какой ракете летал леонов

Карьера космонавта

В 1965-1969 годах в группе космонавтов Леонов участвовал в подготовке по лунно-облетной и лунно-посадочной программам. Программы были запущены в целях исследования Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Но из-за соперничества между разными конструкторскими бюро, плохой координации программ и ряда других причин пилотируемые полеты советских космонавтов к Луне и на Луну так и не состоялись.

Леонов вместе с космонавтом Олегом Макаровым входил в состав первого из трех сформированных в 1967 году экипажей для облета Луны. В начале декабря 1968 года члены трех подготовленных экипажей написали письмо в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить стартовать немедленно (поскольку в США пилотируемый облет Луны планировался на 21-27 декабря 1968 года), невзирая на неудачи предшествующих беспилотных запусков. Пилотируемый запуск намечался на 9 декабря 1968 года, но разрешение на него космонавтам так и не дали. В 1969 году два экипажа (в том числе экипаж Леонова) продолжали подготовку к высадке на Луну, но она прекратилась после двух неудач с запуском ракеты Н-1 и успешной высадки на Луну 21 июля 1969 года «Аполлона-11».

В 1968 году Алексей Леонов окончил инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1971 году был командиром основного экипажа «Союза-11» (в него также входили Валерий Кубасов и Петр Колодин). Незадолго до старта медкомиссия отстранила от полета Кубасова, экипаж сменили. В результате полетели дублеры, — Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев — которые погибли во время посадки.

Про Юнармию:  Зачем нужны центры военно-спортивной подготовки, кого и чему в них будут обучать. Интервью Юрия Трутнева

Свой второй полет в космос Леонов совершил 15-21 июля 1975 года вместе с Валерием Кубасовым. Леонов летел в качестве командира космического корабля «Союз-19». Продолжительность полета составила 5 сут 22 ч 30 мин 51 с. Тогда впервые в мире была проведена стыковка кораблей двух разных стран.

В 1970-1991 годах Алексей Леонов был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. В 1981 году окончил адъюнктуру при Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Имел ученую степень кандидата технических наук.

В 1991 году Леонов вышел на пенсию, но еще какое-то время занимал должность директора космических программ фирмы «Четек». Также являлся советником первого заместителя председателя совета директоров одного из крупных банков, членом Высшего совета партии «Единая Россия».

На какой ракете летал леонов

Семья

Космонавт был женат на Светлане Леоновой (в девичестве Даценко). В браке родилось две дочери. Старшая, Виктория, умерла в 1996 году, причиной смерти стал гепатит, осложненный пневмонией. Младшая дочь, Оксана, родилась в 1967 году. Также у Алексея Архиповича были внук и внучка: Даниил и Карина.

Награды и память

В общей сложности Алексей Леонов имел более тридцати государственных и иностранных наград. В частности, являлся дважды Героем Советского Союза, имел ордена «за заслуги перед Отечеством» I, III и IV степени. Был обладателем премии имени Людвига Нобеля, ордена «Золотая Звезда», ордена «Во славу Отечества II степени» и других наград. Алексей Леонов — почетный гражданин ряда российских и иностранных городов: в частности, Кемерова, Калуги, Перми, а также Усти-над-Лабем (Чехия) и Сан-Антонио (Чили). В Москве, на Аллее Космонавтов, а также в Кемерове и на родине космонавта, в поселке Листвянка, установлены бронзовые бюсты Леонова. Его имя носит кратер на обратной стороне Луны. Также именем Леонова назван аэропорт в городе Кемерове, несколько школ в Калининграде, Гагарине, улицы в Перми, Калининграде, Кемерове, Кременчуге, Балакове, Обнинске, Пензе, Гатчине, Владикавказе, Жердевке, Чугуеве.

Памяти космонавта Алексея Леонова

На какой ракете летал леонов

На какой ракете летал леонов

На какой ракете летал леонов

На какой ракете летал леонов

На какой ракете летал леонов

На какой ракете летал леонов

На какой ракете летал леонов

На какой ракете летал леонов

На какой ракете летал леонов

На какой ракете летал леонов

На какой ракете летал леонов

Если назвать тройку самых известных советских космонавтов, то Алексей Леонов войдет в нее наряду с Юрием Гагариным и Валентиной Терешковой. Он стал участником двух эпохальных событий: первого выхода в открытый космос и первого советско-американского полета.

На какой ракете летал леонов

«Полеты на новой технике»

Юный Леша Леонов о космосе не мечтал. Мечтал о небе, завороженно следя за полетами самолетов. Но было и еще одно увлечение: рисование. В школьные годы он был художником стенгазеты, и уже тогда отмечали его явный талант.

В итоге по комсомольскому набору Леонов поступил в 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в Кременчуге. Затем было Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, после которого он стал летчиком 113-го истребительного авиационного полка (ИАП) 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии 69-й Воздушной армии Киевского военного округа. В декабре 1959 года Леонова перевели в Группу советских войск в Германии. Там его и нашли медики, отбиравшие кандидатов для «полетов на новой технике».

Что за техника и куда будут полеты, кандидаты толком не понимали. Один из первых советских космонавтов Валерий Быковский потом признавался: думал, что запустят куда-то в сторону Камчатки, потому что именно так испытывали боевые межконтинентальные ракеты. Конечно, про спутник к тому времени все уже знали, но представить, что можно посадить в него кого-то больше собаки, было трудно.

Со всего Советского Союза к началу 1960 года отобрали 20 человек, которые и составили первый отряд космонавтов. Леонова зачислили в него 7 марта 1960 года, в числе первых.

В нарушение инструкций

В первую шестерку советских космонавтов его не отобрали. Но задача, которую предстояло решить Леонову, оказалась куда сложнее. Ему первым предстояло покинуть корабль и оказаться один на один с космосом.

Сегодня об эпопее «Восхода-2» снят художественный фильм, где довольно подробно показано, что выпало на долю Леонова и его напарника Павла Беляева. Генерал Николай Каманин, курировавший первый отряд, не раз замечал, что Леонов порой нарушает дисциплину и проявляет излишнюю инициативу. Но 18 марта 1965 года в открытом космосе это его спасло. В нарушение всех инструкций он снизил давление кислорода внутри скафандра: иначе в деформировавшемся из-за разности давлений снаряжении попасть обратно в шлюзовую камеру было невозможно. Леонов потом признавался, что не знает, как в этом узком пространстве ему удалось перевернуться, чтобы закрыть внешний люк.

А потом был еще отказ автоматики, безумная ориентация корабля вручную, при которой Беляеву с Леоновым приходилось совершать чудеса акробатики в тесноте спускаемого аппарата. И, наконец, посадка в глухой тайге, куда спасатели добрались через двое суток.

Выстрелы в Кремле и катастрофа «Союза-11»

Ему вообще невероятно везло. 22 января 1969 года, когда в Кремле встречали экипажи кораблей «Союз-4» и «Союз-5», террорист открыл огонь по одной из машин правительственного кортежа. Преступник покушался на Брежнева, но в действительности расстрелял автомобиль, в котором ехали космонавты. Чудом никто из покорителей космоса, включая Леонова, не пострадал.

На какой ракете летал леонов

В 1971 году Леонов готовился совершить космический полет на корабле «Союз-11» вместе Валерием Кубасовым и Петром Колодиным. Целью полета была стыковка с первой в мире орбитальной станцией «Салют», на которой космонавтам предстояло проработать три недели. Однако перед самым стартом врачи нашли у Кубасова затемнения в легких и заявили, что это туберкулез. Космонавт был отстранен от полета. Согласно правилам, поскольку болезнь Кубасова была выявлена на космодроме, заменить следовало весь экипаж. Леонов отчаянно протестовал против такого решения, но ничего не добился. Новый экипаж в состав Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева успешно провел экспедицию на станции «Салют», но при спуске на Землю космонавты погибли в результате разгерметизации. Диагноз же, поставленный Кубасову, оказался ошибочным: то, что врачи приняли за туберкулез, было аллергией на цветение растений.

Луна и «Аполлон»

Он отчаянно рвался на Луну. В 1968 году, входя в один из экипажей, проходивших подготовку к полету на спутник Земли, Леонов вместе с коллегами написал заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР. Космонавты сознавали, что велика вероятность гибели, и соглашались рискнуть собой.

Советское руководство на это не пошло. После того как на Луне побывали американцы, отечественную программу свернули.

В 1975 году Леонов с Валерием Кубасовым на «Союзе-19» осуществили стыковку на орбите с американским кораблем «Аполлон». Этот полет стал эпохальным событием: впервые две главные космические державы не боролись, а сотрудничали друг с другом. 17 июля в 19:12 «Союз-19» и «Аполлон» успешно состыковались, создав первый в мире международный орбитальный комплекс.

Серьезная работа не мешала американцам и русским шутить. Командир «Аполлона» Томас Стаффорд, прекрасно знавший Леонова по совместной подготовке, тем не менее после открытия люков осведомился:

— Мистер Леонов, если не ошибаюсь?

На какой ракете летал леонов

«Ответка» последовала очень скоро. Кубасов и Леонов предложили американцам «выпить за встречу». Те слегка ошалели от напора русских, но ещё сильнее изумились, когда советские коллеги извлекли тубы для питания с этикеткой водки «Столичная».

Американцы решились «выпить», но в тубах в действительности был борщ.

Звездолет «Леонов»

Леонов очень хотел слетать на орбитальную станцию, готовился, но ему так и не довелось это сделать. Он ушел из отряда космонавтов в январе 1982 года вместе с Андрияном Николаевым, Павлом Поповичем и Валерием Быковским.

Он был легендой при жизни. Знаменитый английский писатель-фантаст Артур Кларк в своей книге «2010: Одиссея Два» назвал именем космонавта звездолет. По сюжету книги космический корабль «Алексей Леонов» с советско-американским экипажем на борту летит на Юпитер. Перед началом работы над книгой Кларк приезжал в СССР, встречался с Леоновым и рассказал ему о своем замысле. Алексею Архиповичу идея книги понравилась и он сказал писателю: «Я постараюсь быть хорошим кораблем!»

Он до последнего болел душой за дело, которому посвятил жизнь. «Нужны деньги, нужны „мозги“, конструктор и организатор, равный Королёву, и люди, способные рисковать», — говорил он в интервью «АиФ», рассуждая о будущем российской космонавтики.

11 октября 2019 года Алексей Леонов умер. Ему было 85 лет. Этот текст о нем был опубликован в марте 2014 года.

«Меня поразила тишина. Тишина, необыкновенная тишина. И возможность услышать свое собственное дыхание и сокращение сердца. Я слышал, как бьется мое сердце, я слышал мое дыхание», — Алексей Леонов

18 марта 1965 года в 10 часов 00 минут по московскому времени с Байконура стартовал космический корабль «Восток». На его борту находились два советских космонавта: командир Павел Иванович Беляев и пилот Алексей Архипович Леонов. Через полтора часа один из них шагнул в бездну, избавился от крепкой оболочки корабля и вышел в открытый космос. С планетой Земля его связывал лишь фал длиной 5,5 метров. Так далеко от своей Родины не летал еще никто.

Подготовка

Прошло почти четыре года со дня полета Юрия Гагарина, весь мир был увлечен космической гонкой двух сверхдержав — СССР и США. Они отправили уже по несколько пилотируемых кораблей; в 1964 впервые на советском «Восходе» нового типа в космос отправились сразу три человека, теперь предстоял следующий принципиальный шаг — выход в открытый космос.

Обе державы, усиленно занимавшиеся космической программой, одновременно приходили к очевидным проблемам, требующим решения. Рано или поздно при планируемых длительных полетах потребуются профилактические и ремонтные работы снаружи корабля, кроме самих космонавтов выполнять их будет некому, следовательно, нужно было разработать безопасную и действенную систему их осуществления. В СССР этой проблемой занимался Королев, а главным специалистом-исполнителем стал молодой космонавт из первого отряда — Алексей Леонов. По программе разработали усовершенствованный вариант новейшего космического аппарата «Восход», шлюзовую систему и специальный защитный скафандр. К февралю 1965 года все было готово, оставался последний бросок.

Про Юнармию:  Грязева Анна

Корабль

«Восход-2» стал усовершенствованной версией первого корабля, на котором в 1964 году впервые был совершен одновременный полет сразу трех космонавтов: Владимира Комарова, Константина Феоктистова и Бориса Егорова. В кабине было так тесно, что им пришлось лететь без скафандров, и в случае разгерметизации корабля им грозила неминуемая гибель. Вес «Востока-2» составлял почти 6 тонн, диаметр 2,5 метра, а высота почти 4,5 метра. Новый корабль приспособили для полета двух человек и оснастили уникальным надувным шлюзом для выхода в открытый космос «Волга» — там камера надувалась и готова была принять космонавта. Ее внешний диаметр 1,2 метра, внутренний всего 1 метр, а длина – 2,5 метра. При подготовке к посадке камера отстреливалась и корабль приземлялся без нее.

Стоит отметить, что полет «Восхода-2» со шлюзовой камерой и экипажем на борту был рискованным, так как предварительно проверить работу всех систем не удалось. 22 февраля 1965 года, меньше чем за месяц до полета Беляева и Леонова, беспилотный корабль «Космос-57» (копия «Востока-2») во время испытательного полета был взорван из-за ошибочной команды на самоуничтожение. Несмотря на это, Королев (главный конструктор всей программы) и Келдыш (Президент Академии Наук СССР), посоветовавшись с космонавтами, решили не отменять запланированный полет.

Доспехи

Первый скафандр для выхода в открытый космос назывался «Беркут» (к слову, все советские и российские скафандры носят имена хищных птиц: «Орлан», «Ястреб», «Сокол», «Кречет»), вместе с ранцем он весил 40 килограмм, что, конечно же, не имеет никакого значения в условиях невесомости, но дает представление о серьезности конструкции. Все системы были максимально простыми, но эффективными. Например, конструкторы решили обойтись без регенерационной установки для экономии места и выдыхаемый углекислый газ выпускался через клапан прямо в открытый космос.

Однако на тот момент в скафандре использовались несколько новейших технологий того времени: экранно-вакуумная изоляция из нескольких слоев металлизированной ткани защищала космонавта от перепадов температуры, а светофильтр на стекле шлема спасал его глаза от яркого солнечного света.

«Беркут» использовался всего один раз во время полета «Восхода-2» экипажем Беляева и Леонова и является на данный момент единственным универсальным скафандром, то есть предназначавшимся как для спасения пилотов при разгерметизации корабля, так и для выходов в открытый космос.

Угрозы

Вы все, конечно же, смотрели фильм «Гравитация», получивший 7 Оскаров, а потому должны иметь хорошее представление о всех опасностях, угрожающих космонавту в открытом космосе. Это опасность потерять связь с кораблем, опасность столкнуться с космическим мусором и, наконец, опасность истечения запасов кислорода до возвращения на корабль. Помимо этого существует и опасность перегрева или переохлаждения, а также поражения радиацией.

Леонов был привязан к кораблю прочным фалом длиной пять с половиной метров. В ходе полета, он неоднократно вытягивался на всю длину и снова подтягивался к кораблю, фиксируя все свои действия на кинокамеру. В 60-х еще не существовало ракетных ранцев (устройство для перемещения и маневрирования космонавта) позволяющих полностью свободно отделяться от корабля и возвращаться на него, так что тонкая крепкая веревка на двух металлических карабинах — это в буквальном смысле все, что связывало Леонова с жизнью и возможностью вернуться домой.

вероятность столкнуться с каким-либо космическим мусором, вращающимся на орбите Земли, в 1965 году была еще очень мала. До полета «Восхода-2» в космосе побывали всего лишь 11 пилотируемых кораблей и несколько спутников, при этом на довольно низких орбитах с относительно большой плотностью атмосферных газов, соответственно, большая часть мельчайших частиц краски, обломков и прочего мусора, остающегося после этих кораблей, вскоре сгорала, не успев причинить никому вреда. До формулирования синдрома Кесслера было еще далеко, и советская космическая программа не воспринимала эту опасность всерьез.

Скафандр «Беркут», разработанный специально для выхода в открытый космос и имевший полную автономность, имел запас всего в 1666 литров кислорода, а для поддержания необходимого давления газа и жизнедеятельности космонавта необходимо было тратить больше 30 литров в минуту. Таким образом, максимальное время пребывания вне корабля составляло всего лишь около 45 минут, и это на все про все: вход в шлюз, выход в открытый космос, пребывание в свободном полете, возвращение в шлюз и ожидание времени его закрытия. Общее время выхода Леонова составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд). Никакого запаса на исправление ошибок или спасение не предусматривалось.

Температурный режим и радиация

Леонов успел фактически чудом успеть завершить свой выход до попадания корабля в тень от Земли, где низкие температуры могли осложнить все его действия и привести к смерти. В кромешной тьме он бы не смог справиться с фалом и входом в шлюз. Нахождение на солнечной стороне в течение каких-то 12 минут заставляло его обливаться потом. «Терпения уже не было, по лицу пот тек не градом, а потоком, да такой едкий, что глаза жгло» — вспоминает Леонов. Что касается радиации, то тут ему относительно повезло. На апогее орбиты почти в 500 километрах над землей, «Восход-2» задевал только нижний край радиационно-опасной зоны, где излучение может составлять до 500 рентген/час (смертельная доза за несколько минут), кратковременное нахождение в ней и хорошее стечение обстоятельств не привели к страшным последствиям. По приземлении у Леонова зафиксировали дозу в 80 миллирад, что значительно превышает норму, но к повреждениям здоровья не приводит.

На первом же витке полета была надута шлюзовая камера. Оба члена экипажа заняли свои места и облачились в скафандры. На втором витке Леонов перелез в шлюзовую камеру, а командир плотно задраил за ним люк. В 11:28 из «Волги» стравили воздух — время пошло, теперь Леонов был полностью автономен. В 11:32 с пульта управления был открыт наружный люк, через две минуты в 11:34 Леонов покинул шлюз и отправился в открытый космос.

В момент выхода пульс космонавта составлял 164 удара в минуту. Леонов отдалился от корабля на метр, а затем снова вернулся. Тело свободно разворачивалось в пространстве. Через стекло своего шлема он смотрел на проплывающее прямо под ним Черное море, на корабли, плывущие по его темно-синей глади.

Он несколько раз повторил свой маневр отхода и подхода к кораблю, свободно вращаясь и раскинув руки, все это время разговаривая по радиостанции с командиром корабля и наземными службами. Над Волгой Беляев подключил телефон в скафандре Леонова к передачам Московского радио, по которому Левитан читал сообщение ТАСС о выходе человека в открытый космос. В это время весь мир с помощью телетрансляции с камер корабля мог видеть, как Леонов машет рукой всему человечеству прямо из открытого космоса.

Рекордный полет Леонова продолжался 12 минут и 9 секунд.

Непредвиденные обстоятельства

При подготовке к полету на земле были отработаны 3000 различных аварийных ситуаций и их решений. Но Леонов говорил, что по закону в космосе случится и 3001-ая, и ее тоже нужно будет решить. Так и произошло.

«Я молча, не докладывая на Землю (вот это мое было очень большое нарушение), принимаю решение и сбрасываю давление из скафандра практически в 2 раза, на 0,27 вместо 0,5. И у меня сразу руки встали на место, я смог работать в перчатках».

Но это порождало страшные последствия — из-за падения парциального давления кислорода он попадал в зону закипания азота (кессонная болезнь, известная у ныряльщиков). А нужно было спешить. Командир корабля Беляев, видя, что тень неумолимо приближается, и в полной темноте и при предельном минусе Леонову уже ничто не сможет помочь, торопил своего пилота.

Тогда Леонов в нарушение всех инструкций сделал последнюю отчаянную попытку — сбросил с помощью клапана давление в скафандре до предельного минимума, втолкнул кинокамеру в шлюз и, развернувшись вперед головой, втянулся внутрь на руках. Это удалось сделать лишь благодаря отличной физической подготовке — измотанный организм отдал последнюю энергию этому усилию. Внутри камеры Леонов с большим трудом развернулся, задраил люк и, наконец, отдал команду выровнять давление. В 11:52 в шлюзовую камеру начал поступать воздух — это и стало окончанием выхода Алексея Леонова в открытый космос.

Возвращение домой

На какой ракете летал леонов

Борьба Леонова за жизнь была завершена; люк за его спиной захлопнулся, отделив тесный светлый уютный мирок кабины «Восхода-2» от темного бесконечного холода космического пространства. Но тут возникла другая проблема. Начало повышаться парциальное давление кислорода в кабине, оно дошло уже до 460 мм и продолжало расти, — и это при норме в 160 мм. Малейшая искра в электросхемах приборов могла привезти к взрыву. Позднее выяснилось, что из-за того, что долгое время «Восход-2» был стабилизирован относительно Солнца, он нагревался неравномерно (с одной стороны +150°С, а с другой -140°С), что привело к незначительной деформации корпуса. Датчики закрытия люка сработали, но осталась небольшая щель, из которой улетучивался воздух. Система автоматики исправно обеспечивала жизнеобеспечение космонавтов, подавая в кабину кислород. Разобраться самостоятельно с этим экипаж был не в силах, и космонавтам оставалось лишь с ужасом наблюдать за показаниями приборов. Когда общее давление достигло 920 мм, люк под его напором захлопнулся, и угроза миновала — вскоре атмосфера внутри кабины нормализовалась.

Но и на этом беды космонавтов не закончились. В штатном режиме корабль должен был начать программу посадки после 17-ого витка, но тормозная двигательная установка не сработала в автоматическом режиме, и корабль продолжал с бешеной скоростью нестись по орбите. Сажать корабль пришлось в ручном режиме, Беляков сориентировал его в правильное положение и направил в безлюдную местность в тайге в районе Соликамска. Больше всего тогда командир боялся попасть в густонаселенный район и задеть линии электропередач или дома. Был также риск залететь на недружественную на тот момент территорию Китая, но всего этого удалось избежать. После включения тормозных двигателей и торможения в атмосфере потянулись мучительные секунды ожидания. Но все обошлось: парашютная система сработала в штатном режиме, и «Восход-2» приземлился в 30 километрах юго-западнее города Березники в Пермской области. Командир блестяще справился с задачей, отклонившись от расчетной точки всего на 80 км с учетом того, что корабль летел со скоростью около 30 000 км/ч.

Про Юнармию:  Конспект открытого урока по истории "Второе ополчение. Освобождение Москвы"план-конспект урока истории (7 класс) на тему

С вертолета очень быстро обнаружили красные парашюты, повисшие на верхушках деревьев, но вот найти место для посадки и вытащить удачно приземлившийся экипаж не было никакой возможности. Двое суток Беляев и Леонов просидели в заснеженной тайге, ожидая прибытия помощи. Не вылезая из скафандров, они закутались в теплоизоляционную обшивку, обмотались стропами парашютов, развели костер, но в первую ночь согреться не удалось. Наутро им сбросили продукты и теплые вещи (пилоты сняли куртки со своих плеч), на канатах спустили группу с врачом, которая, добравшись до приземлившихся космонавтов, смогла обеспечить им лучшие условия. Все это время неподалеку вырубали площадку для приземления эвакуационного вертолета, куда космонавты могли добраться на лыжах. Уже 21 марта Беляев и Леонов были в Перми, откуда доложили об удачном завершении полета лично генсеку КПСС Леониду Брежневу, а 23 марта героев встречала Москва.

***

П. Беляев и А. Леонов

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля — 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI — золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.

Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.

КАРТИНА КОСМИЧЕСКОЙ БЕЗДНЫ

Речь Алексея Леонова на Красной площади 23 марта 1965 года (Черток Б.Е. Ракеты и люди. М., 1999)

СООБЩЕНИЕ ТАСС

18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. На втором витке полета второй пилот летчик-космонавт подполковник Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо.

В СКАФАНДРЕ НАД ПЛАНЕТОЙ

Для обеспечения выхода человека в открытый космос в НПО «Энергия» был создан специальный переходной шлюз под кодовым названием «Волга». Он имел цилиндрическую конструкцию и состоял из 36 надувных секций, разделенных на 3 изолированных друг от друга группы. Шлюз сохранял свою форму даже в случае выхода из строя двух из них. Космонавт, выходящий в открытый космос, соединялся с кораблем фалом, по которому обеспечивалась связь с бортом корабля, и подавался кислород, тем не менее, на скафандре космонавта крепился дополнительный аварийный баллон с кислородом. Перед выходом Алексея Леонова в космос скафандр одел и Павел Беляев.

В случае какой бы то ни было аварии, он должен был помочь Леонову вернуться на корабль. Вся процедура выхода в открытый космос была проверена во время наземных тренировок и смоделирована в невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета. Сразу же после выхода на заданную орбиту космонавты начали подготовку к выходу в космос. Беляев помог Леонову облачиться в скафандр и укрепить аварийный баллон с кислородом. Затем Леонов вышел в открытый космос. Алексей Леонов мягко оттолкнулся от корабля, осторожно подвигал руками и ногами.

Движения выполнялись сравнительно легко, и он, раскинув руки, как крылья, стал свободно парить в безвоздушном пространстве высоко над Землей, при этом 5-метровый фал надежно связывал его с кораблем. С борта корабля за Леоновым постоянно следили две телевизионные камеры (и хотя их разрешающая способность была невысока, потом на Земле был смонтирован вполне приличный фильм о первом выходе землянина в открытый космос). Беляев передал на Землю: «Человек вышел в космическое пространство!» Леонов отлетел от корабля примерно на метр, затем снова вернулся к нему. Прямо внизу проплывало Черное море, Леонов смог разглядеть идущий далеко от берега корабль, ярко освещенный Солнцем.

Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. Задержка команды на включение тормозных двигателей составила 45 секунд. В результате приземлились космонавты далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 км северо-западнее Перми в заснеженном лесу. Первую помощь они получили только спустя сутки от местных лесорубов. Вертолеты за ними прилетели только на третий день.

ЧЕЛОВЕК ВЫШЕЛ В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО!

В 11:32:54 Беляев со своего пульта в корабле открыл наружный люк шлюзовой камеры. В 11:34:51 Алексей Леонов покинул шлюз и оказался в открытом космосе.

Леонов мягко оттолкнулся и почувствовал, что корабль дрогнул от его толчка. Первое, что он увидел, было черное небо. Тут же послышался голос Беляева:

— «Алмаз-2» начал выход. Кинокамера включена? — этот вопрос командир адресовал своему товарищу.

— Понял. Я «Алмаз-2». Снимаю крышку. Выбрасываю. Кавказ! Кавказ! Кавказ вижу под собой! Начал отход (от корабля).

Прежде чем выбросить крышку, Леонов на секунду задумался, куда ее направить — на орбиту спутника или вниз, к Земле. Бросил к Земле. Пульс космонавта составлял 164 удара в минуту, момент выхода был очень напряженным.

-Внимание! Человек вышел в космическое пространство!

Телевизионное изображение парящего на фоне Земли Леонова транслировалась по всем телеканалам.

Лаборатория космических исследований

ВОСПОМИНАНИЯ КОМАНДИРА ПОИСКОВОЙ ГРУППЫ

Мы сели втроем — Артемьев, Волков и я, не разобрав за шумом двигателя, чтобы одного высадили — Ми-1 больше двух человек не берет. Погрузили лыжи, топоры, пилы и полетели. В пути, увидев, что нас трое, летчик сказал, что не сможет зависнуть, а высадит нас в двух километрах от космонавтов. Дальше нужно идти на лыжах. Он завис над березовой рощицей; высота деревьев — 20 метров. Выбросил веревочную лестницу и сказал, чтобы мы спускались. Мы побросали груз и спустились все трое.

Неприятные были ощущения, когда прыгали с лестницы. Он показал нам направление и улетел. Поставили компас в этом направлении и хотели двигаться. Но оказалось, что лыжные крепления хорошо подошли к моим сапогам, а Волков и Артемьев были в унтах, и поэтому возникли трудности с их креплениями. Пройдя метров 100, я вынужден был дать команду вернуться и готовить место для посадки вертолета, а сам двинулся к искомому месту один.

Когда я почувствовал дым, увидел корабль, силы как-то прибавилось. Я подъехал. На корабле сидел Беляев и выразительным языком разговаривал с самолетом, который барражировал над ними. Я подошел. Он так безразлично на меня посмотрел сначала. Я его за ногу стянул. Он потрогал меня, а потом кинулся обниматься. Он потом сказал, что подумал, будто у него галлюцинация. «Как это так? Провожал нас и оказался здесь. Ты что, раньше нас сюда прилетел?»

Леонов был в стороне у костра. Он услышал голоса, бросился к нам. Там у них тропиночка была проделана, а сам костер был на земле. Снег протаял и как в колодце они находились. Обрадовались, стали расспрашивать. Я взял рацию у П.Беляева и доложил СП: «Беляев прибыл, все в порядке, принимаем меры к эвакуации». После этого через самолет сообщил, что в первую очередь необходима экипажу теплая одежда, спальные мешки, палатки и питание. Вскоре вертолет сбросил нам 8 «мест». Мы нашли только два. Но, к счастью, оказались спальные мешки и палатки. И стали готовить место отдыха. Космонавты были измучены. Для них эта была вторая ночь без сна. Леонов стал шутить.

К концу дня пришла группа, которая была предназначена для эвакуации от ВВС. Пришел доктор Туманов. Развели еще один костер. У Туманова оказались таблетки мясного бульона. Мы их вскипятили, и надо было видеть, с каким удовольствием Беляев с Леоновым залпом пили горячий бульон. Я, например, не мог до этой кружки дотронуться.

Доктор их осмотрел, послушал. Леонов сразу обратился: «Нельзя ли нам погреться?». Туманов сказал, что в порядке исключения можно, конечно, налил им по полстаканчика. Они с удовольствием выпили, и мы их уложили спать. Леонов на этой металлической фляжке нарисовал Туманову место приземления вместе с кораблем и написал свои пожелания.

Беляев В.С. Первый выход человека в открытый космос

Оцените статью
ЮнАрмия