Лекция 10. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА;

Лекция 10. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА; ЮнАрмия

Лекция 10. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА;

Богатейшая культура Древнего Рима стала основой для зарождения бесчисленных королевств Европы. В период своего расцвета она добилась впечатляющих достижений в искусстве, науках и многом другом, подарив оставив после себя множество памятников. Однако, одной из особенностей древнеримской культуры является то, что она многое позаимствовала у Древней Греции, от религии до разных направления в искусстве, просто римляне изменили это всё на свой манер. Многие древнегреческие боги в итоге стали древнеримскими – Арес стал Марсом, Зевс – Юпитером, Гермес – Меркурием, и так далее.

Культура и религия Древнего Рима

Культуру Древней Италии и Древнего Рима можно разделить на три основных периода:

  • Культура доримской Италии (3 тыс. — III в. до н.э.);
  • Культура Римской республики (III—I вв. до н.э.);
  • Культура Римской империи (I—V вв. н.э.).

Предшественницей культуры Древнего Рима была культура этрусков, чья страна простиралась от Тирренского моря до Аппенинских гор на востоке, а ее северная граница в VII в. до н.э. доходила до реки По. Этрурия представляла собой союз 12 городов-государств с рабовладельческим строем, основанным на безраздельном господстве аристократии. Расцвет этрусской культуры относится к VI—V вв. до н.э., когда она испытывала сильное воздействие греческой культуры.

Лекция 10. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА;

Культура и религия в Древнем Риме были тесно взаимосвязаны

Римская религия не была столь возвышенной и одухотворенной, как греческая. Древние римляне чтили богов искренне и глубоко, но при этом были весьма практичными. Они не сочиняли о своих богах поэтических сказаний, а искали у богов помощи в своей повседневной жизни: старательно молились, тщательно соблюдали различные религиозные обряды. Эти обряды совершались по строго установленным правилам, за точностью исполнения которых следили многочисленные жреческие коллегии – понтифики, арвальские братья, салии, весталки. Огромное значение придавалось всевозможным приметам и гаданиям. Ни одно важное дело не начиналось, пока не станет ясно, как отнесутся к нему боги. Различным богам посвящались специальные праздники. Характерной чертой римской религии было обожествление различных добродетелей.

Особенности культуры Древнего Рима

Важной особенностью культуры Древнего Рима является то, что она складывалась из других культур. В неё вошли этрусские, греческие и римские традиции и черты, свойственные культуре народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой ступени развития. Как и греки, римляне не мыслили жизнь вне гражданской общины, служить которой – долг и благо, вне свободы и независимости, вне связи с богами и полубогами. Не имея своей развитой мифологии, римляне почти полностью переняли ее у греков, назвав богов своими именами: Зевса — Юпитером, Афродиту — Венерой, Ареса — Марсом, Диониса — Вакхом и т.д. При этом религия была тесно связана как в дохристианском Риме, так и после провозглашения христианства основной религией.

Лекция 10. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА;

Некоторые особенности древнеримской культуры

Другой особенностью был практический характер древнеримской культуры. Он прослеживается во всём – в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразности порядка, скрупулезности римского права (тесно связанного с религией), учитывавшего все жизненные явления, тяготении к точным историческим фактам. Научные и философские идеи, литература и искусство — все переосмысливалось с точки зрения «Рим – центр Мира». Безусловной заслугой древнеримской культуры явилось стремление установить приоритет закона над властью. Только в Риме возникла целостная система государственности и законности – знаменитое римское право. Древнеримская культура отличалась большей прагматичностью и целесообразностью по сравнению с древнегреческой.

Достижения культуры Древнего Рима

  • Юриспруденция. Римское право складывалось на протяжении нескольких веков. Оно представляло собой систему норм и юридических законов рабовладельческого государства, включало частное и публичное право, регулировало имущественные, частнособственнические и гражданские отношения. Даже сейчас, спустя тысячи лет, римское право изучается будущими юристами в десятках стран мира, так как юридические нормы европейских государств уходят корнями именно в него.
  • Архитектура. В Древнем Риме она воплощала в себе идеи могущества государства, и основное место в ней принадлежало не храмовому строительству, как у греков, а общественно-гражданскому. Сохранилось немало архитектурных памятников культуры Древнего Рима – колонны, арки, руины дворцов и амфитеатров, знаменитый Колизей, акведуки и мосты. Римляне изобрели множество архитектурных инноваций, как, например, принципиально новые купольные конструкции.
  • Практические изобретения. Бетон позволил римлянам строить конструкции, которые простояли несколько тысяч лет. Они придумали центральное отопление, водопровод, прошитые книги и многое другое.
Про Юнармию:  Рисунок на тему юнармия

Лекция 10. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА;

Триумфальные арки в наши дни можно увидеть в разных городах, но изобрели их именно римляне

  • Дороги. Они были одним из важнейших достижений культуры Древнего Рима, и могущество республики (а затем и империи) зиждилось именно на дорогах, которые протянулись во все уголки огромной страны. Римляне строили их на совесть, и много где эти дороги сохранились до сих пор.
  • Культура питания. Ужин римлянина состоял из трёх позиций – основное блюдо, закуска и десерт. Эта традиция до сих пор живёт в большинстве европейских цивилизаций.
  • Канализация. Её строили в разных крупных городах, и она использовалась в первую очередь для отвода дождевой воды во избежание наводнений, а уже во вторую – для слива отходов жизнедеятельности.
  • Медицина. Именно в Древнем Риме было изобретено и усовершенствовано огромное количество медицинских инструментов, некоторые из которых использовались вплоть до начала XX века. Также именно римляне изобрели кесарево сечение.
  • Дорожные знаки. Изготавливались они обычно из камня, и на них указывалось направление и расстояние до Рима и других городов.

Памятники культуры Древнего Рима

  • Мост Понте Фабричо. Он был построен в Риме в 62 году, почти две тысячи лет назад, и сохранился до сих пор. Римляне умели строить на совесть.
  • Колизей. Он же амфитеатр Флавиев. Одно из самых известных зданий в мире, символ Рима и Италии в целом. Когда-то на арене колизея сражались гладиаторы.
  • Триумфальная арка Септимия Севера. Построена в 205 году н. э.
  • Многочисленные литературные памятники. Сочинения Цезаря, Вергилия, Цицерона и других авторов издаются и переиздаются по сей день, спустя тысячи лет.
  • Термы Каракаллы в Риме. Построены в 212-217 годах. Этот огромный комплекс ещё полторы тысячи лет назад считался одним из чудес Рима.

Лекция 10. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА;

Колизей – самый известный памятник древнеримской культуры

  • Римский форум. Один из древнейших образцов общественных пространств в мире.
  • Храм Сатурна. Один из древнейших древнеримских храмов, который был построен более полутора тысяч лет назад.
  • Храм Веспасиана в Помпеи. Он относительно неплохо сохранился благодаря тому, что во время извержения Везувия, уничтожившего Помпеи, его «законсервировало» пеплом.
  • Колонна Траяна. Построена в 113 году н. э. Это полая внутри мраморная колонна высотой 38 метров. Она увенчана обзорной площадкой и статуей.
  • Пантеон. Он же храм всех богов, построенный в 126 году на месте прежнего Пантеона, возведённого двумя веками ранее. Один из ярчайших архитектурных памятников культуры Древнего Рима.
  • Мавзолей Адриана. Он же замок Святого Ангела – за минувшие века это здание сменило множество названий и функций. Возведено оно было в 135-139 годах н. э.

Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины до города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

Историю древнего Рима принято делить на три основных периода:

− царский (VIII – начало VI века до н. э.);

− республиканский (510/509 – 30/27 гг. до н. э.);

− период империи (30/27 гг. до н. э. – 476 г. н. э.).

Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. Для религии того времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту – богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей – отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI веке до н. э. под влиянием этрусской и греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т. д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» – «я даю, чтобы ты дал мне».

Про Юнармию:  Обработанные фото вали карнавала 2022

Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: мощеных дорог, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3–6 этажей, называемые инсулами.

Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоёванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица.

Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трёх ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики. Последняя представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики.

Центрами научной деятельности оставались эллинистические и греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I–II веках географическим знаниям и истории. Особенно большой вклад в развитие этих областей знания внесли географы Страбон и Клавдий Птолемей, историки Тацит, Тит Ливий и Аппиан. К этому времени относится деятельность греческого писателя и философа Плутарха. В эпоху империи достигла апогея своего развития литература древнего Рима. Во времена императора Августа жил Гай Цильний Меценат. Он собирал, поддерживал материально и опекал талантливых поэтов своего времени. Среди поэтов наибольшей славой ещё при жизни обладал Вергилий, член кружка Мецената и автор бессмертной эпической поэмы «Энеида». Другой поэт кружка Мецената – мастер совершенной формы стиха Гораций Флакк. Драматична судьба Овидия Назона – замечательного лирического поэта, автора поэмы «Искусство любви», которая вызвала гнев императора Августа и ссылку поэта в далёкий от Рима черноморский город Томы (Констанца), где он создал два сборника лирических стихов «Скорби» и «Послания с Понта». Писал стихи и знаменитый император Нерон. Поистине эпоха империи была золотым веком римской поэзии. Прославились своим мастерством в этот период также сатирик Юний Ювенал, написавший 16 сатир, и писатель Апулей – автор своеобразного фантастического романа «Метаморфозы, или Золотой осёл» о превращении юноши Луция в осла и его приключениях.

Римская культура – это языческая культура. Но эпоха поздней Римской империи ознаменована широким распространением в её пределах нового вероучения – христианства, которое одержало окончательную победу в Риме при императоре Константине (324–330). Четвёртое столетие нашей эры было временем расцвета христианского красноречия. Обилие церковных споров и полемика с язычниками породили обширную христианскую литературу, созданную по всем правилам античной риторики. Особенную остроту идеологическая борьба между христианами и язычниками приняла в V веке н. э. – в последние десятилетия существования великой Римской державы.

Таким образом, античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода – позволили грекам достичь небывалых высот прежде, чем другие народы начали подражать грекам, и строить культуру по созданным ими образцам.

Культура Древнего Рима – во многом продолжательница античных традиций Греции – отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

6. Акимова И. А. Культурология. – М., 2004. – 712 с.

7. Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии. – СПб., 1999. – 399 с.

Про Юнармию:  Методы и маршруты ориентирования без компаса

8. Античность как тип культуры: сб. ст. / Отв. ред. А. Ф. Лосев. – М., 1988. – 333 с.

9. Гуревич П. С. Культурология. – М., 2004. – 335 с.

10. Культурология: конспект лекций / под ред. А. А. Оганесяна. – М., 2004. – 283 с.

11. Островский А. В. История цивилизации. – СПб., 2000. – 359 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает термин «античность»?

2. Какие государства можно отнести к античным?

3. Назовите временные рамки античной культуры.

4. Прообразом какой культуры явилась античность?

5. Почему культуру Древнего Рима нельзя характеризовать как исключительно языческую?

Глава 18. ЕВРОПЕЙСКАЯ Культура Средних веков

Нет другой такой культуры, в рамках которой собственная жизнь – черта за чертой и по обязанности была бы так важна для живущего, ибо он должен словесно дать во всём отчёт.

Средневековье – достаточно длительный период в истории. В классической хронологии он занимает место с V по XVII век, а если быть более точным, эпоху с 476 года, времени падения Западной Римской империи, по 1642 год, когда началась Английская буржуазная революция. В традиционной исторической науке средневековье обычно характеризуют как упадок по сравнению с античностью. Это касается особенно периода раннего средневековья. Однако не все так просто. Кажущийся упадок уровня общей культуры был не чем иным, как зарождением молодого, качественно нового культурного организма, со своими, только ему присущими особенностями.

Среда, где зарождалась культура средневековья, состояла из так называемых варварских народов: кельтов, германцев, славян и др., которые, несомненно, соприкасались с античной культурой, но часто в качестве военном, либо несвободном. Античное наследие оказывало на них влияние, но оно носило чисто внешний характер, ибо уже тогда типично варварские (в смысле особые) элементы составляли основу культурного развития этих многочисленных племен. Процесс, происходивший в Европе в I–IV веках н. э., известный как Великое переселение народов, вынудил племена по существу земледельческие постоянно перемещаться с места на место, плюс к тому освоение той или иной территории сопровождалось бесконечными военными столкновениями, в которых гибли целые народы и языки. Всё это постепенно приводило к формированию качественно иного, в отличие от античности, представления о мире, о вселенной. Мир этот представлялся обширным и бескрайним, полным загадок и тайн, имеющим большие пространства и такие же большие возможности, но их нужно отстаивать в бесконечных войнах и стычках. В отличие от спокойного и размеренного античного «космоса» мир кельтов и германцев был тёмен и загадочен, населён множеством существ, таинственных, непонятных, злых и добрых, живущих и обитающих в самых различных местах. Это мифический мир гномов и эльфов, гоблинов и троллей, бесплотных духов, где человеческая личность, помимо безграничных возможностей, чувствует себя вместе с тем одинокой и покинутой. Жизнь людей вместе была не только необходимостью, но и возможностью более полно раскрыть свои качества, причем вместе со своими людьми, соратниками, друзьями. Изначально сложилось так, что большую роль в жизни варварских племен играли вождь и его дружина – гарант защиты племени и гарант выживания его в случае неурожая, ибо военное дело в таком насыщенном мире было краеугольным камнем почёта, доблести и просто настоящего дела.

Исторически сложилась такая ситуация, в которой система видения мира варваров по своим внешним и внутренним проявлениям удивительно гибко соотносилась с христианской идеей Непостижимого и Безначального Бога и его творения – бесконечной вселенной. Поэтому не удивительно, что христианская миссионерская деятельность среди диких и жестоких варваров проходила более удачно, нежели в просвещённом античном мире. Большинство германских и кельтских племен приняло христианство по римскому образцу. Постепенно на территории Западной Европы возникало множество монастырей, которые как оазисы в пустыне, становились центрами новой, зарождающейся культуры. Именно из монастырей выходили наиболее яркие проповедники, в монастырях сосредоточивались грамотные и широко образованные не только в религиозном плане люди, именно монастырь был для окружающих идеалом и центром настоящей, истинной жизни. Конечно же, языческие верования соприкасались и вступали в борьбу с верованиями христианскими, но последние с удивительной легкостью одерживали верх. Более того, Церковь проявляла поразительную гибкость, воспринимая те обряды, которые не вредили акту веры и дальновидно оставлялись уже в виде христианских праздников.

Оцените статью
ЮнАрмия