Крейсер «Аврора». Полная история перестроек и модернизаций

Крейсер «Аврора». Полная история перестроек и модернизаций ЮнАрмия

КомандирыПравить

Командиры крейсера 1897 — настоящее время

Воевавший без битв

К родным берегам «Аврора» вернулась только 19 февраля 1906 года, проведя пять месяцев интернированной в Маниле. Корабль отремонтировали и перевооружили, и крейсер продолжил службу на Балтике, совершая регулярные заграничные походы, в том числе и как учебное судно Морского корпуса. Ни в одном серьезном сражении с германскими кораблями «Аврора» так и не участвовала: видимо, ее боевая судьба раз и навсегда была исчерпана Цусимой. К тому же крейсер к 1914 году пережил достаточно много и в большой степени технически и морально устарел, потому и оставался в основном «плавающей партой». Самой крупной операцией времен Первой мировой войны, в которой «Аврора» приняла участие, стала высадка десанта в Рижском заливе: крейсер поддерживал русские войска на суше артиллерийским огнем и отбивался от атак немецкой авиации.

Ветераны на палубе

«Аврора» немного опоздала с закладкой по отношению к своим систер-шипам — бронепалубным крейсерам 1-го ранга «Диана» и «Паллада». Предписание о ее постройке на верфи Нового Адмиралтейства было выдано только 23 июня (по н. ст.) 1896 года, и только через неполных четыре года крейсер спустили на воду. При этом торжественном моменте присутствовал царствующий император Николай II с супругой, расположившийся в Императорском павильоне. Спуск состоялся в 11.15 утра и прошел, как говорят моряки, без перегиба и течи. Чтобы подчеркнуть, что новая «Аврора» получила, согласно русской военно-морской традиции, имя своей знаменитой предшественницы, на палубе крейсера в почетном карауле стоял один из немногих матросов фрегата, доживший до торжественного дня, а на церемонии спуска присутствовал адмирал Константин Пилкин, служивший вахтенным офицером на знаменитом паруснике в годы его дальневосточного похода.

Настоящая история «Авроры»: десять фактов о легендарном крейсере
Спуск на воду крейсера «Аврора» из эллинга Нового Адмиралтейства, 24 мая 1900 года.
Легкая крытая постройка у края причала — Императорский павильон. Источник: https://topwar.ru

В искусствеПравить

  •   Корабль и люди. Об истории и славных традициях крейсера Аврора (документальный, реж. Г. Венгерова и др., 1973 г.)
  • В советском немом фильме 1926 года «Чёртово колесо» главный герой — краснофлотец крейсера «Аврора» Иван Шорин — вовремя не вернулся на корабль, уходящий в заграничный поход (исходя из истории крейсера как учебного судна, можно сделать вывод, что действие фильма происходит в мае 1925 года).
  • Советский мультфильм «Аврора» с песней В. Я. Шаинского и М. Л. Матусовского «Что тебе снится, крейсер „Аврора“…» (см. ниже).
  • В роли крейсера «Варяг» на съёмках одноимённого фильма.
  • Советский фильм вышедший 29 октября 1965 года «Залп «Авроры»» повествующий о событиях Великой Октябрьской революции в Петрограде 1917 года (реж. Ю. М. Вышинский).

Литература и музыка

  • «Крейсер „Аврора“» — песня В. Я. Шаинского (музыка) и М. Л. Матусовского (слова) в исполнении Большого детского хора, солист В. В. Николаев; в исполнении Э. А. Хиля.
  • «Выстрел „Авроры“» — 3-я часть симфонии № 12 «1917» Дмитрия Шостаковича.
  • Азаров В. Б. Крейсер революции[290].
  • Эйзен А. А., «Аврора».
  • «Аврора-катер» — Песня Александра Лаэртского
  • «Я убью тебя, лодочник» — песня «Профессора Лебединского».
  • Российский журналист Константин Сёмин записал вместе с группой «Джанни Родари» видеоклип .
  • Валентин Пикуль описал момент прибытия «Авроры» 16 февраля 1911 года для принятия благодарственной медали от жителей Мессины в своей миниатюре «Ничего, синьор, ничего, сеньорита!».
  • В 1996 году на Крейсере был снят музыкальный фильм-концерт «Митьковские песни на Крейсере Аврора» с участием Юрия Шевчука, Александра Скляра, Сергея Чигракова и Вячеслава Бутусова.

Филателия и нумизматика

Изображение крейсера присутствует на советских юбилейных монетах достоинством 20 копеек, 1967 года выпуска и 1 рубль, 1977 года выпуска (является частью композиции).

  • Первая марка с изображением «Авроры»

  • Памятная монета СССР. 1967

От Цусимы до Манилы

В свою первую кампанию свежепостроенная «Аврора» отправилась в 1902 году, а через два года уже стала участницей Русско-японской войны. На долю крейсера выпало участие в долгом переходе Второй Дальневосточной эскадры с Балтики на Дальний Восток и в печально знаменитом Цусимском сражении. Кстати, в Цусимском проливе «Аврора» была единственной из трех крейсеров типа «Диана»: два других корабля оставались в осажденном Порт-Артуре. Крейсер входил в состав крейсерского отряда под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и вместе с другими кораблями этой группы после завершения сражения ушел в сторону Манилы. В конечном итоге именно на борту «Авроры» в этот порт прибыл командир отряда контр-адмирал Энквист: ему пришлось перейти на крейсер, поскольку его командир капитан 1-го ранга Евгений Егорьев погиб, а принявший командование старший помощник Аркадий Небольсин был трижды ранен.

Настоящая история «Авроры»: десять фактов о легендарном крейсере
Внешний вид крейсера «Аврора» после битвы в Цусимском проливе. Фотография сделана при входе корабля
в порт Манила, Филиппины, 21 мая 1905 года. Источник: https://commons.wikimedia.org

Крейсер Аврора

Крейсер «Аврора» — символ революции 1917 года

Крейсер «Аврора». Полная история перестроек и модернизаций



У Петроградской набережной Санкт-Петербурга высится уже ставший привычным силуэт военного корабля — это легендарный крейсер «Аврора» — один из символов города.

Свое название крейсер получил в честь фрегата «Аврора», защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны 1853-1856 годов.

Крейсер был заложен в Санкт-Петербурге  и спущен на воду 24 мая 1900 года, вступил в строй боевых кораблей флота России в июле 1903 года.

В период русско-японской войны 1904-1905 годов, совершив переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток, «Аврора» приняла боевое крещение в Цусимском сражении.

В период первой мировой войны крейсер принял активное участие в боевых действиях на Балтийском море в составе 2-й бригады  крейсеров.

В 1917 году экипаж «Авроры» активно участвовал в февральских и октябрьских революционных событиях, а также последовавших за ними гражданской войне и отражении иностранной интервенции.

Про Юнармию:  Герои Z. Денис Шишов

Крейсер «Аврора». Полная история перестроек и модернизаций

В разные годы крейсер «Аврора» был учебным кораблём, а сегодня «Аврора» — корабль-музей. Здесь проходят интереснейшие экскурсии, а можно и самим облазить практически весь корабль – открыты верхняя палуба, трюм и машинное отделение.

Крейсер «Аврора» был и остаётся настоящим боевым кораблём. И сейчас у него есть свой капитан и настоящая команда моряков, которая поддерживает судно в рабочем, а не только в «музейном» порядке.

Крейсер «Аврора». Полная история перестроек и модернизаций



Прямо напротив «Авроры» расположено Нахимовское военно-морское училище, где учатся 14-17 летние мальчишки. Тысячи выпускников этого училища стали офицерами флота, многие адмиралами, командирами подводных лодок и надводных кораблей, и все они получали Дипломы об окончании училища на торжественном построении здесь, на борту легендарного крейсера «Аврора»! 
Музей Крейсер-Аврора, Петроградская набережная, д. 6.

Часы работы: Вторник — четверг, суббота, воскресенье — с 10:30 до 16:00.

                        Понедельник, пятница — выходной.

Проезд: метро станции «Горьковская» и «Площадь Ленина», трамваи — 2, 6, 63
Телефон: (812) 230-84-40

Музеи

Как погиб командир «Авроры»

Капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, сын коллежского асессора, был первым моряком в семье. Он окончил Морской корпус в 1874 году и с того момента неторопливо, но уверенно шагал по ступеням флотской лестницы. За четверть века он дорос до звания капитана 1-го ранга и проявил себя как отличный наставник будущих военных моряков, неоднократно назначался командиром учебных судов. Должность командира бронепалубного крейсера «Аврора» должна была стать вершиной его карьеры — и стала, хотя иначе, чем, возможно, представлялась ему самому. В разгар Цусимского сражения капитан первого ранга Егорьев был смертельно ранен в боевой рубке осколками снаряда, разорвавшегося на мостике. Его еще живым вынес и спустил в каюту матрос Андрей Подлесный, но офицер умер на руках у моряка. Поскольку вернуться в Кронштадт в обозримом будущем корабль не мог, сохранить тело командира для погребения в родной земле не было никаких шансов. 21 мая 1905 года его, по морской традиции, похоронили в море у берегов острова Лусон.

Настоящая история «Авроры»: десять фактов о легендарном крейсере
Первый командир крейсера «Аврора» капитан 1-го ранга Евгений Егорьев,
погибший в Цусимском сражении. Источник: https://www.liveinternet.ru

В мировых войнах

В Первую мировую боевая ценность «Авроры» была уже неудовлетворительной, и корабль вновь переоборудовали в минировщик. По палубе проложили рельсы, организовали хранилища для мин. Убрали остальные 75-миллиметровые орудия, установив 152-миллиметровые пушки с систершипа «Диана».

Крейсер в 1917 году

В 1916 году корабль встал на ремонт в Петрограде: кормовую и носовую пушку переносили ближе к центру, организовывали пункт командования зенитной артиллерии, меняли радиооборудование и обновляли жилые помещения.

На корабле действовала ячейка РСДРП, на носу какое-то время стояли пулеметы, чтобы успокаивать толпу или матросов, но от этих нагнетающих противоречия мер быстро отказались. Тем не менее залп с «Авроры» стал символическим сигналом к штурму Зимнего дворца. Многие забывают, что с «Авроры» по радио было передано написанное В. И. Лениным воззвание «К гражданам России!» К 1922 году корабль был разоружен в Константиновском доке, но уже в 1923 году вместо 152-миллиметровых пушек на «Аврору» установили новые – 130 мм, а также организовали зенитную артиллерию в виде 76-миллиметровых пушек и пулеметов «Максим».

После этого обновления корабль использовался как учебный, ходил в рейсы в основном вокруг Скандинавии, к 1930 году машины корабля износились, скорость сильно упала. В 1936 году часть котельных отделений была закрыта, корабль выводился буксиром в открытое море для практики курсантов, в иное время служил учебным, но был пришвартован.

М. Петров-Маслаков. Спасение Военно-морского флага крейсера "Аврора" в 1943 году

К 1941 году списанию «Авроры» помешала война. Крейсер был оснащен 45-миллиметровыми зенитными пушками и включен в ПВО Кронштадта. Ни о каких походах не могло быть и речи. Корабль получил повреждения и лег на грунт, на нем остались только вахты.

Первая пятилетка

И тем не менее корабль, спущенный на воду в 1900-м, получился, хоть и не устаревшим, но устаревающим. Из-за проблем с машинным ходом его доводили до ума целых три года, после чего приняли на вооружение.

М. В. Петров-Маслаков. Крейсер "Аврора" в Цусимском сражении 14 мая 1905 года

Угроза со стороны Англии и Германии пока что миновала, и «Аврора» отправилась через суэцкий маршрут в неспокойный в политическом плане Тихий океан. При выходе из Красного моря корабль был застигнут новостью о начале русско-японской войны и получил приказ срочно возвращаться в Кронштадт. Таким образом получились импровизированные ходовые испытания, которые «Аврора» неплохо выдержала. Вскоре «Авроре» пришлось вновь отправиться на Дальний Восток, но уже в составе Второй Тихоокеанской эскадры. На этот раз корабль прошел путь до конца, но лишь для того, чтобы получить многочисленные повреждения в ходе Цусимского сражения. У «Авроры» в результате около 30 попаданий были повреждены или выведены из строя некоторые орудия малого и главного калибров, котлы, паропроводы, труба, дальномерный пост.

«Аврора» и другие уцелевшие суда сумели дойти до американского порта – в Манилу, где заключили договоры на ремонт с местными компаниями. Однако пришлось кое-чем пожертвовать. С корабля были сняты замки орудий и детали паровых машин (впрочем, не все, так как во время тайфунов корабль давал ход, чтобы не сдрейфовать на мель). После подписания мира «Аврора» получила снятые детали обратно и взяла курс на Родину, и моряки уже знали о случае с броненосцем «Потемкин» и о событиях 1905 года.

Про Юнармию:  Шеврон цска на форму

Повреждения «Авроры» после Цусимского сражения

Дома с корабля сняли еще несколько 75-миллиметровых орудий – этот калибр становился уже неактуальным в условиях современной войны. При этом были установлены дополнительные 152-миллиметровые пушки. Убрали ненужные торпедные аппараты и полностью заменили систему пожаротушения на новейшую. Упразднили марсы, установили щиты на палубные орудия и дополнительные бронелисты на рубку, провели генеральный ремонт котлов.

ПостройкаПравить

Подготовка и стапельный период

Спуск на воду

На вечной службе

В 1946 году после гримировки «Аврора» участвует в съемках фильма «Крейсер «Варяг», в 1956 году крейсер превращен в музей. Долгие годы за состоянием корабля особо не следили.

. Современные интерьеры корабля

Капитальный ремонт кораблю «прописали» в конце XX века. С 1984 по 1987 годы в ходе ремонта целые части и многие детали корабля поменяли на новодел, оригинальные части днища и обшивки корпуса до сих пор лежат недораспиленными в Ручьях, на побережье Финского залива, машины тоже превратили в декорации. Были заменены электропроводка и система пожарной безопасности. По сути, во многом корабль был превращен в макет.

Воспитанники 5 класса 1 курса Нахимовского военно-морского училища (НВМУ) в Санкт-Петербурге посетили легендарный крейсер «Аврора» 2019 год

Однако ремонт 2014-2016 годов показал, что оригинальности конструкции был нанесен не такой уж большой ущерб. Последние ремонтные работы были направлены на то, чтобы придать «Авроре» максимально аутентичный вид, поэтому сейчас на Петроградской набережной мы можем наблюдать корабль, более схожий со своим первозданным обликом, чем то судно, что стояло там во второй половине XX века.

Как «Аврора» была «Варягом»

Крейсер пережил блокаду, хотя и провел большую часть времени на грунте после очередной бомбежки, а боеспособным на нем оставалось всего одно зенитное орудие. Но флаг «Аврора» не спускала, из-за чего и подвергалась регулярным немецким обстрелам. Так что снятие блокады корабль встретил в печальном состоянии. Но крейсер решено было поднять, восстановить и сохранить как морской музей и как учебный корабль новообразованного Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Пока шел ремонт, крейсер успел сняться в кино: ему отвели роль крейсера «Варяг» в одноименном фильме. После съемок корабль вернулся к ремонтной стенке, от которой он окончательно отошел только осенью 1948 года: 17 ноября крейсер занял место постоянной стоянки на Большой Невке.

Как «Аврору» едва не пустили на слом

Революция и Гражданская война дорого обошлись русскому флоту: он потерял немалую часть кораблей и существенную часть моряков. Не стала исключением и «Аврора», которая к 1922 году лишилась артиллерии и боезапаса и встала на прикол, но вскоре вернулась в строй в качестве учебного корабля советского Балтийского флота, совершив в следующие два десятка лет несколько заграничных походов. К десятой годовщине революции легендарный крейсер был награжден орденом Красного Знамени, а накануне Великой Отечественной войны технически и морально устаревший корабль чуть было не пустили на слом. Во всяком случае, флотские историки уверенно говорят, что 16 мая 1941 года нарком ВМФ подписал приказ о присвоении имени «Аврора» одному из новых кораблей, что для старого всегда означало конец истории.

Настоящая история «Авроры»: десять фактов о легендарном крейсере
Крейсеры «Профинтерн» (справа, на переднем плане) и «Аврора» (слева, на заднем плане) в порту Свинемюнде
во время зарубежного похода, 1929 год. Источник: https://commons.wikimedia.org

Крейсер «Аврора». Символ революции

Бронепалубный крейсер первого ранга «Аврора» является памятником российского кораблестроения, истории военного флота и событий революции 1917 года.

Имя «Аврора» (в древнеримской мифологии так звали богиню утренней зари) крейсер получил в честь фрегата, защищавшего Петропавловск-Камчатский во время Крымской войны 1853-1856 годов.

Крейсер был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» в 1897 году, спущен на воду в мае 1900 года, а вступил в строй боевых кораблей флота России 29 июля (16 июля по старому стилю) 1903 года. Вооружение крейсера состояло из восьми 152-миллиметровых орудий, двадцати четырех 75-миллиметровых орудий, восьми 37-миллиметровых орудий, двух 63,5-миллиметровых десантных пушек, трех торпедных аппаратов и 150 мин (в последующем корабль неоднократно перевооружался). Экипаж состоял из 578 человек.

Крейсер Аврора у набережной Невы

Крейсер «Аврора» был заложен на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» 4 июня (23 мая по старому стилю) 1897 года. При его строительстве была использована сталь Александровского (ныне ПАО «Пролетарский завод») и Ижорского заводов, которая по своему механическому и химическому составу на то время была одной из лучших в мире. Судно предназначалось для для ведения разведки, уничтожения торговых судов неприятеля, прикрытия линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, для несения дозорной службы.

1 из 17

Крейсер Аврора перед спуском на воду

11 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, наблюдавших за церемонией из Императорского павильона, состоялся торжественный спуск «Авроры» на воду. Под залпы артиллерийского салюта стоявших на Неве кораблей крейсер благополучно сошёл на воду, «без перегиби и течи».

2 из 17

Кормовой флаг крейсера Аврора после Цусимского сражения

Во время Цусимского сражения «Аврора» получила первые повреждения. За время боя в крейсер попали 18 снарядов среднего и малого калибров. По итогам осмотра судна в Маниле американская комиссия определила, что «Авроре» для безопасного продолжения плавания требуется 30 суток ремонта.

3 из 17

Матросы драют палубу крейсера Аврора

Во время строительства для экономии веса вместо броневого пояса на «Авроре» применили так называемую карапасную палубу, напоминающую панцирь черепахи. Загнутая на скосах к бортам и снижающаяся к носу и корме она должна была рикошетировать снаряды.

Про Юнармию:  Бегущий человек и 10 причин начать бегать⁠⁠

4 из 17

Революционная демонстрация в Петрограде, в которой приняли участие 10 тысяч моряков, в том числе и с крейсера Аврора. 18 июня 1917 года

Уже во время Революционной демонстрации в Петрограде 18 июня 1917 года моряки крейсера «Аврора» вышли на улицы с лозунгами «Вся власть Советам» и «Долой министров-капиталистов».

5 из 17

Крейсер Аврора на том же месте, откуда 25 октября 1917 года он дал залп, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца

В момент штурма Зимнего крейсер находился у Моста лейтенанта Шмидта. С этого места орудия «Авроры» просто не могли попасть по дворцу, поэтому был произведен лишь один выстрел холостым снарядом, который и вошел в историю как сигнал к началу штурма.

6 из 17

Александр Викторович Белышев был первым комиссаром легендарного крейсера. Именно он отдал приказ о залпе с «Авроры».

7 из 17

Носовое орудие крейсера Аврора, из которого был сделан выстрел, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца

Носовое орудие крейсера «Аврора», из которого в 21:40 25 октября 1917 года был произведен холостой выстрел.

8 из 17

Снимок Крейсер Аврора фотографа Георгия Зельмы

С 1918 года «Аврора» находилась в резерве военно-морского флота, орудия с крейсера были сняты и переведены на вооружение Волжской флотилии. В конце 1922 года судно решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нем десять 130- миллиметровых орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемета. После этого крейсер стал учебным кораблем Балтийского флота.

9 из 17

Матросы крейсера Аврора готовят шлюпки к походу

С 1940 года «Аврора» швартовалась в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов), где встретила начало Великой Отечественной войны (1941-1945) и находилась весь период обороны Ленинграда. Орудия, снятые с крейсера, использовались для усиления сухопутной обороны города. В сентябре 1941 года «Аврора» получила пробоину ниже ватерлинии и была поставлена на грунт. На протяжении войны корабль подвергался постоянным артобстрелам и бомбежкам. К январю 1944 года крейсер получил свыше 1500 пробоин.

10 из 17

В июне 1944 года «Аврора» была поднята с грунта и в 1945 году отбуксирована в Ленинград для капитального ремонта, во время которого было восстановлено вооружение, имевшееся на корабле в 1917 году.

11 из 17

Крейсер Аврора на стоянке в Санкт-Петербурге

После окончания ремонта в 1948 году крейсер был поставлен на вечную стоянку у Петроградской набережной реки Большая Невка и до 1956 года использовался в качестве учебной базы Нахимовского военно-морского училища.

12 из 17

Корабль-музей Аврора

В 1950 году по инициативе офицеров учебного судна на «Авроре» начал создаваться корабельный музей. Через шесть лет по директиве главнокомандующего Военно-Морским Флотом на крейсере был создан филиал Центрального военно-морского музея, а спустя четыре года «Аврора» была включена в число памятников, охраняемых государством.

13 из 17

Экскурсанты на трапе крейсера Аврора

В 1984-1987 годах крейсер прошел капитальный ремонт и реставрацию. Его днище было целиком заменено на новое, при этом были сохранены уникальные литые бронзовые форштевень и ахтерштевень с пером руля, без изменений оставили все верхнепалубное оборудование, а внешний вид «Авроры» восстановили таким, каким он был в 1917 году.

14 из 17

Корабль-музей крейсер первого ранга Аврора у Петроградской набережной

В 2010 году было принято решение министерства обороны и главного штаба ВМФ России о расформировании команды корабля и замене ее на квалифицированных музейных работников. Крейсер был выведен из состава ВМФ РФ и переведен под управление Центрального военно-морского музея. Однако уже в мае 2013 года «Аврора» вернулась в состав ВМФ.

15 из 17

Крейсер Аврора с туристами на борту

В 2014 году крейсер отправили на ремонт на Кронштадтский морской завод. Там был отремонтирован корпуса корабля, крейсер оборудовали новыми системами пожаротушения и сигнализации, восстановили исторический интерьер его внутренних помещений, установили новую систему видеонаблюдения. После окончания ремонта 16 июля 2016 года «Аврора» вновь заняла свое место на вечной стоянке у Петроградской набережной.

16 из 17

Буксировка крейсера Авроры на ремонт

На данный момент «Аврора» — это находящийся на плаву корабль, системы и механизмы, работающие на его борту, могут обеспечить жизнедеятельность корабля в автономном режиме в течение 20 суток. Крейсер сохранил и ряд функций действующего боевого корабля. На «Авроре» имеется военный экипаж во главе с командиром, который обеспечивает эксплуатацию крейсера и его надлежащее техническое состояние.

17 из 17

ИспытанияПравить

Кампания 1902 года

Схема размещения артиллерийского вооружения кр. «Аврора» по состоянию на 14 мая 1905 года, день Цусимского сражения. По материалам дела РГА ВМФ Ф. 726, Оп. 1, Д. 226

Кампания 1903 года

На испытаниях 14 июня 1903 года[37]

Основные тактико-технические характеристики «Авроры» на момент вступления в строй

Водоизмещение: 6731 т
Длина с тараном: 126,8 м
Наибольшая ширина: 16,8 м
Средняя осадка: 6,4 м
Общая мощность машин на испытаниях: 11 971 л. с.
Наибольшая скорость: 19,2 уз
Дальность плавания (10-узловой экономический ход): 4000 миль
Экипаж: 570 чел

Настоящая история выстрела в октябре

В время Февральской революции матросы крейсера поддержали ее, а для командира корабля и старшего помощника попытка подавить матросское выступление закончилась смертью. К моменту Октябрьской революции среди членов экипажа «Авроры» было уже достаточно сторонников большевиков, чтобы крейсер однозначно выбрал их сторону. Правда, никакого сигнала к началу штурма Зимнего дворца он не давал. Как вспоминали сами моряки «Авроры», выстрел, который стал легендарным, был сделан в качестве предупреждения стоявшим в акватории Невы кораблям, а настоящим сигналом штурмующим стали два выстрела из Петропавловской крепости, причем выпущенные снаряды попали в окна Зимнего. Но этим активное участие крейсера в революционных событиях не исчерпывалось: именно из его радиорубки было передано знаменитое воззвание Владимира Ленина «К гражданам России». Это был первый официальный документ правительства большевиков.

Настоящая история «Авроры»: десять фактов о легендарном крейсере
«Аврора» у стенки Франко-русского завода в Петрограде, январь 1917 года.
Источник: https://commons.wikimedia.org

Оцените статью
ЮнАрмия