После того, как 2 года назад появился “Вдудь”, жанр интервью, как птица феникс, возродился из пепла и до сих пор устойчиво держит свои позиции в трендах. А с недавних пор он стал закрепляться и в среде ивента.
Появились программы “Предельник” Андрея Пределина и “Настоящие” Дениса Решетова, где они общаются со звёздами праздничного шоу-биза. Также недавно появились весьма успешные, набирающие сотни тысяч просмотров, интервью Дмитрия Шпенькова со звёздами КВН.
Помимо успешных вышеперечисленных проектов, многие из наших коллег ведущих также пытаются освоить формат интервью, правда, пока не столь успешно.
О том, как правильно брать интервью, как заочно повысить его просмотры и каких ошибок нужно избегать при съёмке и подготовке и пойдет речь в нашей статье.
Оговоримся, что видов интервью — великое множество. Существуют аудио-интервью, печатное интервью и видео-интервью. Каждый из этих форматов в свою очередь делится на информационное интервью, блиц-интервью, интервью-портрет, аналитическое интервью и т.д. У каждого из них есть свои особенности, но в этой статье мы поговорим о тех правилах, которые важны для любого из них.
1. ПРАВИЛЬНО ПОДБИРАЙТЕ ГЕРОЯ
Это первый и очень важный этап. Он кажется простым, но здесь есть свои нюансы. Большая ошибка думать, что если человек часто появляется в медиа и имеет узнаваемое имя и лицо, то он интересен. Это не всегда так.
Во-первых, человек может попросту не иметь за собой насыщенного опыта и бэкграунда, в следствии чего всё, что он вам расскажет, будет не информативным и не интересным. Наличие потенциально интересной у героя информации нужно проверять в процессе тщательного изучения самого героя во время подготовки.
Во-вторых, в журналистике есть такое понятие как “эффект выжженной земли”. Это означает, что человек уже рассказал всё что только можно про себя, свою жизнь, свои планы и т.д. Из такого персонажа вы точно не вытяните ничего нового. А если в интервью нет ничего нового о герое — это плохое и ненужное интервью, на которое ваш зритель зря потратит своё время. Степень “выжжености” вашего героя тоже нужно учитывать.
2. ТЩАТЕЛЬНО ГОТОВТЕСЬ
Огромное заблуждение думать, что вы сможете сделать интересное интервью опираясь исключительно на свои профессиональные навыки. Ни одно эталонное интервью не было снято без долгой и кропотливой подготовки. Вы должны владеть информацией о герое в полном объёме.
Переройте весь интернет, пообщайтесь с друзьями, знакомыми и коллегами этого человека. В зависимости от его профессии, возможно, стоит пообщаться даже с его клиентами. Вы должны знать о нём всё. Как хорошее, так и плохое. Причём, плохое и противоречивое вы должны выискивать в первую очередь, чтобы задавать неудобные, честные и действительно интересные вопросы.
Также, будет очень неприятно, если в интервью вы выставите человека в хорошем свете, а потом узнаете от своих зрителей, что год назад он убил человека и ему ничего за это не было или любой другой крайне неприятный факт из его биографии. Это будет огромной журналистской ошибкой, которую вам не факт что быстро простят.
Также следует отсмотреть все уже имеющиеся интервью с вашим героем. Помимо того, что это даст вам много информации о человеке, вы сможете понять, о чём его спрашивают чаще всего, чтобы снова его об этом не спросить. Это важно — не задавайте герою тех вопросов, которые спрашивал кто-то до вас. Это моветон и непрофессионализм. Да и попросту это неинтересно как зрителям, так и герою.
3. СЛЕДИТЕ ЗА СТРУКТУРОЙ
Грамотно планируйте порядок вопросов. Разговор это психология и его нужно выстраивать так, чтобы ваш герой в самом начале почувствовал себя комфортно и в дальнейшем смог вам открыться.
Не начинайте со сложных, тяжёлых или неудобных для героя вопросов. В этом случае он может зажаться, сразу встать в оппозицию, почувствовав в вас врага, и в дальнейшем вам будет сложно вытягивать из него информацию, особенно личную.
Сначала надо втереться в доверие, подружиться и только потом начинать бомбить. Не наоборот. Также порядок вопросов крайне важен для капканов. Но о них в следующем пункте.
4. СТАВЬТЕ КАПКАНЫ
Если вы общаетесь с противоречивым или откровенно отрицательным персонажем, велика вероятность что вам нужно вывести его на “чистую воду”, поймать на противоречии или вытащить из него честный ответ, который самостоятельно он никогда бы не дал. Для этого в журналистике используются так называемые “капканы”. Используйте их и вы. Помимо того, что они осуществляют вышеупомянутые функции, они также делают интервью интереснее и острее.
Капкан — это ловушка, в которую человек попадает в процессе своих ответов, в результате чего, либо начинает противоречить сам себе, либо осознаёт, что из-за сказанного ранее соврать уже не получится. Вот пара примеров успешных капканов.
Пример 1:
В этот капкан попался Сергей Шнуров, когда давал своё резонансное интервью Владимиру Познеру на Первом канале.
Познер задаёт вопрос: “Ваша группа “Ленинград” была основана в 1997 году. Тогда города Ленинград уже не было, был Санкт-Петербург. Почему же тогда вы назвались “Лениградом”?
На что Шнуров отвечает приблизительно следующее: “Это смысловое название, содержащее в себе память об ушедшем времени. А ещё это город в котором я родился”.
После Познер задаёт уточняющий вопрос: “Вы себя чувствуете ленинградцем?”
Шнуров отвечает: “Ну конечно да”.
Затем Познер ставит тот самый капкан и спрашивает: “То-есть, вы не петербуржец?”
На это шнуров помедлив отшучивается: “Знаете, когда выпью — так петербуржец, когда трезвый — так ленинградец”.
Если бы Познер сначала одним вопросом спросил “Кем вы себя ощущаете, ленинградцем или петербуржцем?”, а только потом, почему группа называется “Ленинград”, такого конфуза бы не получилось и Шнурову было бы гораздо проще.
Пример 2:
Этот пример рассказывал Юрий Дудь в своей лекции “Как разговорить дерево”. Он очень показательный, и мы позволим себе его продублировать.
В этот капкан попался Алексей Навальный несколько лет назад, когда участвовал в выборах мэра Москвы. В одной из своих речей он сказал, что болеет за Спартак. Тогда у этой команды было большое количество фанатов и многие заподозрили Алексея в популизме. Позже журналист Sports.ru в одном из интервью поставил тот самый, интересующий нас капкан.
Журналист спрашивает: “Алексей, сменим тему, скажите, как вы относитесь к решению Макгиди?”
Здесь надо пояснить, что Эйден Макгиди это Ирландец, игравший на месте полузащитника в Спартаке. Незадолго до этого интервью Макгиди покинул состав команды, чем вызвал всплеск обсуждений своего поступка среди фанатов Спартака.
Навальный отвечает: “К решению Макгиди?”
Журналист повторяет: “Да, к решению Макгиди”.
Навальный говорит: “Извините, я не понимаю, о чём речь”.
Это простой, но прекрасно сработавший капкан. Благодаря такой постановке вопроса без изначального уточнения стало понятно, что-либо Алексей Анатольевич на самом деле не болеет за Спартак, и это действительно был популизм, либо болеет, но не сильно. В любом случае, капкан получился превосходный.
5. ГЕРОЙ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ
Следите за тем, чтобы в интервью вас было мало. Некоторые считают, что интервью это равный разговор двух людей. Это не так. Чем меньше интервьюера, тем лучше. В любом интервью на первом месте герой.
Чтобы вас было как можно меньше, не надо писать и задавать длинные вопросы, не надо говорить, как вы относитесь к этим вопросам и высказывать свою позицию, не надо рассказывать истории из жизни и делать длинные подводки к вопросам.
Вы можете пренебречь этим правилом, только если вопрос действительно требует от вас какой-то истории или развёрнутой вводной, но, по возможности, лучше обходится без этого.
Ещё одно исключение, когда вы можете высказать свою точку зрения или поспорить с героем, это провокация. Высказывая свою позицию вы можете спровоцировать с героем дискуссию, в рамках которой он более полно выскажет свою точку зрения. Но это нужно делать к месту.
6. ВЫТЯГИВАЙТЕ ИСТОРИИ
Хорошее интервью, это интервью, после упоминания которого, у вас сразу всплывают хотя бы 2-3 мысли или истории из этого интервью.
Это правило, которое знает каждый хороший журналист — лучше всего зрителям запоминаются именно истории. Смешные, драматичные, остросюжетные, необычные, но истории. Поэтому, всегда старайтесь вытягивать их из своих героев.
7. ПЕРЕБИВАЙТЕ, НО ИСКУСНО
Умение перебивать — особый навык хорошего интервьюера. Конечно, не стоит мешать вашему собеседнику говорить, но его необходимо направлять. Если вы видите, что он случайно или специально уходит от темы, если начинает рассказывать что-то скучное и ненужное или его просто, что называется, “понесло”, аккуратно перебейте его и верните разговор в нужное русло. Помните, для вас важен не комфорт героя, а ваш зритель. Вы должны сделать всё, чтобы потраченное им на вас время было оправдано пользой и интересом.
8. НЕ СГЛАЖИВАЙТЕ УГЛЫ
Возможно, кто-то из вас читал книгу Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой “Пиши, сокращай”. Если не читали, то рекомендуем это исправить. Эта книга о том, как создавать сильные рекламные и деловые тексты. В ней пропагандируется так называемый “информационный стиль” подачи материала.
Одним из главных критериев этого стиля является правило “не сглаживать углы”. Любое хорошее интервью в целом должно соответствовать описанным в этой книге правилам вышеупомянутого “информационного стиля”, но правило “не сглаживать углы” особенно важно.
Помните, спокойное и причёсанное интервью сразу забывается и не приносит никакого удовольствия зрителю. Некоторые интервьюеры стараются уводить от конфликтов, заменять неудобные слова в вопросах эвфемизмами, сглаживать какие-то темы ради комфорта героя или цензуры — так делать не надо. Это трусость, непрофессионализм и враньё. А главное — это никому не интересно.
Конечно, это не значит, что вы должны постоянно лезть на конфликт, в каждом вопросе провоцировать героя и превращать интервью в треш. Ни в коем случае. Это значит — что вы должны быть честными перед собой, перед героем и перед зрителями.
КОРОТКИЕ СОВЕТЫ
— Вырезайте из финальной версии интервью всё, что неинтересно, не информативно и не раскрывает героя.
— Не бойтесь собеседника. Неважно, какой у него статус — в рамках интервью вы 100% находитесь на равных.
— Занимайтесь фактчекингом. Если вы берёте интервью у ведущего и для ведущих, это конечно не сильно важно, но если вы делаете интервью с претензией на профессиональную журналистику, то обязательно проверяйте озвученные в интервью факты. Даты, имена, локации и т.п.
— Спрашивая о чем-либо собеседника используйте только открытые вопросы — такие, которые не предполагают однозначного ответа вроде «да» или «нет».
— Добивайтесь ответов на свои вопросы. Если герой отвлекся, сменил тему, либо просто ответил односложно, спокойно повторите вопрос ещё раз или задайте его в другой формулировке сразу или спустя несколько минут.
— Ни в коем случае не хамите и всегда, с любым героем, каким бы резонансным и противоречивым он не был, ведите себя вежливо и не выходите из себя. Излишни эмоционирующий интервьюер — плохой интервьюер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интервью, не смотря на его кажущуюся простоту — это сложный жанр. Конечно, если говорить об интервью, делающихся для людей из ивента и не выходящих за пределы этой аудитории, то многими правилами можно пренебречь и эти пренебрежения, вероятно, останутся незамеченными, но мы за то, чтобы любой контент становился качественнее, а профессионализм наших коллег возрастал.
Навык интервью может быть полезен не только в студии, но и на сцене. Да и в обычном общении тоже. Надеемся, что теперь вы проинформированы и вооружены.