Историческая типология культуры кратко и Тема 6. Исторические классификации

6.3. Исторические типологии культур

Итак, очевидно, что историю культуры в ее динамике исследователи видят по–разному, чаще всего – как смену во времени некоторых типов культур, выявляя нечто общее, типичное, что характерно для культур или цивилизаций, во многом разных, в определенные исторические периоды.

Считается, что каждому крупному историческому этапу соответствует свой тип культуры. У историков и культурологов–эволюционистов давно выработано и до сих пор действует деление культур на первобытную, культуру древних цивилизаций, средневековую, культуру эпохи Возрождения, Нового времени и современную (индустриальную и постиндустриальную).

Согласно марксистской концепции истории культуры, в основании такого деления – различия в характере орудий труда, способах производства и отношениях между людьми, складывающихся в процессе производства (рабовладельческих, феодально–крепостнических, буржуазных). Эти отношения в конечном счете определяют особенности культур разных типов.

Такая историко–культурная типология принята в истории европейской цивилизации и не учитывает, или слабо учитывает, региональную специфику культур. Поэтому такую типологию обычно дополняют делением культур на Западные и Восточные, реже – на культуры Севера и Юга.

Тогда более или менее отчетливо выделяются типы охотничье–собирательских культур, скотоводческих, земледельческих. Причем последние иногда подразделяются на речные земледельческие, земледельческие морские и, вместе с тем, торговые. Для всех охотничье–собирательных культур характерны хозяйство присваивающего типа и целый ряд особенностей, определяющих их типологическое единство.

Все скотоводческие культуры по ряду признаков однотипны, так как связаны с общим для всех кочевым образом жизни. Ни в одной из них не развиваются, например, ни архитектура, ни скульптура. Зато развит героический эпос. В развитии, скажем, древних цивилизаций в разных местах Земли огромную роль играли великие реки (Нил, Тигр и Евфрат, Хуанхэ и др.). На этих реках складывались мощные ирригационные системы (обеспечивавшие высокую эффективность земледелия) и возникали так называемые речные земледельческие, вертикальные культуры, при всех их различиях во многом схожие. Схожие по устремленности мировоззрения вверх и вниз, по высокой значимости обожествления Солнца и Неба (столь важных для земледелия), по жестко централизованному деспотическому характеру управления, по существенной замкнутости, малой продуктивности движения вдаль и вширь. Для всех этих культур (Древний Египет, Древняя Индия, Месопотамия и др.) характерно, к примеру, развитие архитектуры, устремленной ввысь, к небу и выражающей сверхчеловеческий масштаб могущества власти божественных правителей.

В то же время культура Древней Греции, например, скорее морская и торговая, резко отличается от культур речных земледельческих. Отличается устремленностью как раз к распространению вдаль и вширь, тяготением к более «демократическим» способам управления, утверждением значимости человека, порой как бы соревнующегося с богами. И та же архитектура Древней Греции и вообще ее искусство ориентированы на человеческий масштаб. И сами боги обрели облик прекрасных совершенных людей.

В такого рода типологии в истории культуры далеко не все хорошо укладывается. Есть трудности с отнесением к определенному типу своеобразной славянской культуры. Культуры Нового времени и современные с еще большим трудом могут быть классифицированы по типам при комплексной типологизации.

Не все культурологи придерживаются историко–эволюционных представлений о развитии культуры человечества как смены вышеуказанных крупных типов. Ибо уж слишком велики различия между культурами, казалось бы, однотипными.

В XIX и XX вв. появились концепции так называемых локальных культур (или цивилизаций), о которых уже было упомянуто в предыдущем разделе. Н. Я. Данилевский первым выступил с утверждением:

Сам он выделил индийский, персидский, греческий, римский, германский (или германо–романский), славянский и некоторые другие типы культур.

Независимо от него, О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» различал: аполлоническую, фаустовскую и магическую души культур. Наряду с этим он выделил типы культур: египетской, вавилонской, китайской, западноевропейской, становящейся русско–сибирской и иных.

Английский исследователь А. Тойнби сделал акцент на различиях исходного для формирования культур религиозного духа. И в соответствии с этим обозначал типы культур как западно–христианский, православно–христианский, исламский, индуистский и т. д.

И для Данилевского, и для Шпенглера, и для Тойнби развитие разных типов культур не означало некой единой линии прогрессивного движения. Динамика типов культур оказывалась более или менее спонтанной, не системной.

Таким образом, рушились представления о едином «древе» человеческой культуры, ветви которого могли переплетаться, отсыхать, но направленность «ствола» была определенной.

Для чувственной, или сенситивной, культуры (например, европейской XVI в.) доминирующим стал новый принцип – утилитарный, светский. И потребности и цели деятельности обрели материально–практический характер. Их удовлетворение – важнее всего (даже спасения души). Чистая, возвышенная духовность отходит на задний план. Все подчиняется чувственным наслаждениям, практической пользе, утилитарной разумности.

В идеалистическом типе (смешанном) преимущество отдается высоким нравственным ценностям. Но в этом типе сбалансировано–таки соотношение ценностей материальных и духовных. И есть стремление к минимизации всех потребностей – и духовных и телесных, – когда человек удовлетворяется самым малым. Этот тип культуры не реализовался сколь–нибудь существенно. Он характерен для некоторых социальных групп.

Сорокин подчеркивал, что в чистом виде каждый из типов не существовал никогда. И если чувственная доминанта современной культуры разрушается, это не означает гибели культуры. По–видимому, после того как этот тип культуры исчерпает свои возможности, появится новый, с другой ценностной доминантой.

В наше время нет единой устойчивой исторической типологии культур. Типологизируют культуры, исходя из целей исследования или для удобства описания культурно–исторического процесса.

Вообще же, культура человечества предстает перед нами не только в историко–типологическом аспекте как совокупность культур, существенно разнящихся, но и в аспектах этнонациональности, региональности, в социальных планах.

К проблеме типологии текстов
0.0. Под текстом понимается любое отдельное сообщение, отчлененность которого (от «не-текста» или «другого текста») интуитивно ощущается с достаточной определенностью.0.1. Однако подобная отчлененность не равномерно распределяется по уровням.

К исторической типологии романа

К исторической типологии романа
Необходимость исторического раскрытия и изучения романного жанра (а не формально-статического или нормативистического). Многообразие разновидностей жанра. Попытка исторической классификации этих разновидностей. Классификация по

Уровни культурологической типологии

Уровни культурологической типологии
1. Системная типология мировой культуры.1.1. Культура как система в концепции Л. Уайта.1.2. Концепция мир-системы И. Валлерстайна.1.3. Триадосубстанциональная система мировой культуры Ю.В. Осокина1.4. И.М. Дьяконов об эволюции мировой

Триадическая субстанция системной типологии Ю. Осокина

1. Типология культур
Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества культурологических теорий и концепций.Так, например, один из представителей ценностного подхода к

Культурогенез, социокультурная динамика и типологии культур

Культурогенез, социокультурная динамика и типологии культур
Актуальные проблемы типологии культур. М., 1997.Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения). Великий Новгород, 2000.Ерасов Б. С. Социальная

Взаимодействие культур, культурные коммуникации, диалоги культур

Взаимодействие культур, культурные коммуникации, диалоги культур
Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций: исторические формы общения народов, мировые культурные контакты, многонациональное государство. СПб., 1994.Библер В. С. Культура. Диалог культур. (Опыт

Алекс Норк Штрихи к типологии человека

11. Смена культур
В понимании теории культуры большую роль играет такой принцип, как историзм. То есть подход к изучению культуры должен быть как к явлению, развивающемуся во времени. Ведь для истории характерна такая закономерность, как смена культур. На первый взгляд

Принцип типологии восприятия

Принцип типологии восприятия
Первый кризис восприятия в джазе, вызванный появлением бибопа, был быстро преодолен, ибо бибоп не порвал с эстетикой популярного искусства. Он лишь наметил путь, ведущий за пределы легкой музыки, сохранив ориентацию на общую с традиционным

Смена культур

1.Историческая типология.   Историческая типология рассматривает развитие культуры во времени, когда определенные культурные эпохи сменяют друг друга. Согласно исторической типологии, мировая культура имеет следующую периодизацию: культура первобытного общества, культура Древнего мира, культура Средневековья, культура Возрождения, культура Нового времени и культура Новейшего времени (современная культура).

В основе мировой культуры лежит европейская культура, а культурные достижения других народов входят в неё как отдельные составные части. Именно поэтому более подробно мы рассмотрим периодизация европейской культуры.

2.Периодизация европейской культуры.   Колыбелью европейской цивилизации, её фундаментом является античная культура.

Античная культура – это культура Древней Греции и Древнего Рима, которая берет свое начало во 2 тыс. до н.э., когда появляются первые греческие государства на о.Крит, и заканчивается в 5 ст. н.э.,когда в результате нашествия варварских племен прекращает свое существование Римская империя.

Доминантой античной культуры была культура Древней Греции.Древние греки называли себя эллинами, а страну свою Элладой. В политическом отношении Эллада не была единым государством, а состояла из множества обособленных полисов. Однако полисная раздробленность не помешала эллинам создать единую общегреческую культуру.

Культурное наследие Древней Греции оказало значительное влияние на европейские народы. Древние греки заложили основы антропоцентризма, который впоследствии  лег в основу мировоззрения европейцев, и сформировали идеал гармонически развитой личности – политически активного гражданина с высоким духовным и физическим потенциалом. Они создали алфавит (8 в. до н.э.), на базе которого позднее сформировались все европейские письменности. В Элладе впервые в мире наука отделилась от религии и стала самостоятельной сферой культуры. Здесь были заложены основы таких наук, как философия, история, география, этика, эстетика, политология, механика. Значителен вклад эллинов и в развитие математики, астрономии и медицины. Оценивая их вклад в науку, можно вспомнить, что до середины 20 ст. мы учили геометрию по Эвклиду, что Архимед заложил основы механики, что до сих пор будущие медики всего мира дают клятву Гиппократа. Древняя Греция подарила миру демократию как форму государственного устройства, богатейшую мифологию и непревзойденное искусство, произведения которого впоследствии получили статус «классических». Она стала родиной театра и Олимпийских игр.

Про Юнармию:  Открытки с 18-летием девушке

Наиболее ярко греческий гений проявился в духовной сфере, в частности таких областях культуры, как философия и искусство. Философия (в переводе с греческого «любить мудрость») как научное знание начала формироваться в 6 в. до н.э. Первым греческим философом был Фалес из Милета. Значительный вклад в развитие философской мысли внесли Гераклит, Пифагор, Демокрит, Сократ. Вершиной греческой философии стали учения Платона и Аристотеля, которые сделали попытку свести в единую систему представления о мире, обществе и человеке; об истине, добре и красоте.

Древнегреческое искусствотесно связано с мифологией, из которой оно черпало свои темы и сюжеты. Эллины отделили искусство от религии и превратили его в самостоятельную сферу культуры, деятельность которой была направлена на удовлетворение эстетических потребностей человека, его стремлений к прекрасному. Именно поэтому для греческого искусства характерен культ красоты, которую эллины понимали как меру и гармонию. Основными видами греческого искусства стали скульптура, архитектура, литература и театр. Искусство Эллады во многом предопределило развитие европейской художественной культуры более поздних эпох. В нем родились каноны скульптурного изображения человеческого тела (Мирон, Фидий, Поликтет, Пракситель); архитектурная ордерная система (дорический, ионический и коринфский ордера); образцы любовной лирики (Сапфо), трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедии (Аристофан).

Культура Древнего Римапозаимствовала многие идеи и традиции греческой культуры. Римская мифология дублирует греческую (подвиги Геракла – подвиги Геркулеса), а многие римские боги отождествляются с олимпийскими богами эллинов (Зевс – Юпитер, Посейдон – Нептун, Афродита – Венера и пр.). В римской философии эклектически сочетаются различные учения греческих мыслителей. Архитектура Рима использует греческие ордера, однако отличается от архитектуры Эллады своей практичностью и гигантоманией. Римляне были более утилитарны, чем греки, поэтому польза для них была важнее красоты. По всей империи они проложили дороги, в городах провели водопроводы (акведуки) и канализацию. Римские зодчие создавали грандиозные по своим масштабам общественные сооружения, которые прославляли величие и могущество империи: храмы (Пантеон), базилики, термы, форумы, триумфальные арки, амфитеатры (Колизей). Римская скульптура следует греческим образцам, однако, в отличие от эллинов, развивает искусство реалистического портрета (бюсты Нерона, Брута, Цицерона) и предпочитает ваять не обнаженные, а «задрапированные» статуи, так как представления римлян о чести и достоинстве требовали изображать людей одетыми.

Как видим, в области духовной культуры римляне так и остались учениками и подражателями эллинов. А их важнейшие культурные новации связаны, прежде всего, с развитием государственности и права. Римляне создали огромное государство, которое по античным меркам имело статус мировой державы. И если в небольших греческих полисах многие вопросы можно было решать на основе общего собрания граждан, то управление огромной империей потребовало детально разработанной системы государственного управления и юридических законов. В Риме была разработана четкая структура власти, на вершине которой находился император, опиравшийся в своей деятельности на мощный бюрократический аппарат, состоявший из множества чиновников (консулов, префектов, прокураторов и т.д.). Законодательная власть принадлежала сенату. В Древнем Риме были заложены основы юриспруденции (науки о праве). Римские юристы разработали свод законов под названием «Римское право», которое легло в основу современной европейской правовой системы.

Заслуга Рима состоит и в том, что он явился «плацдармом», с которого началось распространение христианствапо всему европейскому континенту.

В 5 ст. (476 г.) в результате нашествия варваров (общее название племен-завоевателей – готов, вандалов, гуннов и пр.) Римская империя прекратила свое существование. На этом заканчивается эпоха Античности и начинается эпоха Средневековья.

Культура Средневековья.   Средневековая культура охватывает период с 5по 15столетия и характеризуется формирование феодальных отношений. Она представлена культурами Византии и Западной Европы.

Главная особенность средневековой культуры заключается в том, что она сформировалась и развивалась на основе христианской религии. Первоначально христианская церковь была единой и развивалась параллельно в Византии и Западной Европе. Однако со временем между западной и восточной (византийской) церквями возникли разногласия, которые привели в 1054 г. к расколу христианства.В результате расколав Византии утвердилось православие, а в Западной Европе – католицизм. С этого момента восточно-православная и западно-католическая культуры стали развиваться разными путями.

Византия, которая образовалась на восточной территории бывшей Римской империи, воспринимала себя как её правопреемницу. В следствие этого, византийская культура представляет собой синтез античного наследия и христианских ценностей. В силу своего геополитического положения Византия, которая раскинула свои владения в Европе и Азии, была своеобразным мостом между Востоком и Западом, что наложило отпечаток на её общественную и культурную жизнь, где мирно соседствовали как западные, так и восточные традиции.

Византия была христианским государством с сильной монархической властью, где император был единственным источником власти и закона, а также светским главой православной церкви. Церковь же, хотя и играла значительную роль в жизни государства, но все же не претендовала, как это было в Западной Европе, на главенство в обществе, а проповедовала идею единства церкви и государства. Наиболее значительным влияние церкви было в духовной сфере, особенно в искусстве, которое она канонизировала, установив в архитектуре, иконописи, литературе строгие каноны (образцы), которые считались обязательными для исполнения. На протяжении многих столетий Византия была мощным и самым влиятельным государством в Европе.

В 1453 г. столица империи Константинополь была завоевана турецкими войсками. С этого момента Византия прекратила своё существование. Однако её блестящее культурное наследие продолжило свою жизнь, оказав огромное влияние на культуру таких стран, как Греция, Сербия, Болгария, Армения, Грузия, Киевская Русь.

Культура Западной Европы. После гибели Римской империи на её западных территориях образовалось множество раннефеодальных государств, в которых стали хозяевами варвары. Эпоха раннего Средневековья характеризуется феодальными междоусобицами, упадком хозяйственного и культурного развития. Однако уже с конца 11 ст. постепенно наступает относительная стабильность, расширяются экономические связи, создаются национальные государства, формируются современные европейские народы с их языками, национальными чертами и культурными особенностями.

Вся культурная жизнь средневековой западной Европы определялась католической церковью, которая распространила свое влияние, как на личную жизнь человека, так и на все сферы жизнедеятельности общества: политику, экономику, мораль, право, науку, образование, искусство.

Образование находилось под полным контролем церкви. В эпоху раннего Средневековья грамотность была редким явлением, даже короли не всегда умели читать и писать. Образованной частью общества, как правило, было только духовенство. Поэтому именно церковь заложила основы средневекового образования, которое носило исключительно религиозный характер. Первоначально в Западной Европе школы существовали при монастырях и храмах. Здесь готовили будущих священнослужителей. С ростом городов, для жизнедеятельности которых потребовались грамотные люди, стали возникать городские школы, а уже в конце 11 – начале 12 ст. в Европе появляются первые университеты (1088 г. – университет в Болони, 12 ст. – университеты в Париже, Оксфорде и Кембридже). К концу 15 ст. их насчитывалось уже около 65.

Средневековое искусствобыло так же почти полностью направлено на религиозные нужды. Развивалась иконопись, в живописи и скульптуре господствовали библейские сюжеты. Высокого совершенства достигла духовная музыка. Особенно значительным было развитие архитектуры, которая стала главным видом средневекового искусства. За период Средневековья в Западной Европе сменилось два архитектурных стиля – романский и готический. Романский стильпринадлежит эпохе феодальной раздробленности (10-12 ст.). Архитектура этого стиля отличается мощностью и неприступностью. Основные типы сооружений – замки, монастыри и храмы, похожие на крепости. Замок был крепостью для феодала («мой дом – моя крепость»), а монастырь и храм – цитаделью Бога. Появление готического стилясвязано с развитием городов (12-15 ст.). Для готических сооружений характерны легкость, ажурность, устремленность здания ввысь. Главное достижение готики – городской собор, который был центром религиозной и общественной жизни города. Своей устремленной ввысь архитектурной формой готический собор выражал религиозный порыв к Богу.

Итак, в средние века культура Западной Европы находилась под сильным религиозно-церковным влиянием. И все же, несмотря на это, было бы неверно видеть своеобразие европейской культуры данной эпохи только в её религиозном окрасе. Весомый вклад в её развитие внесли также рыцарская и городская культуры, которые сформировались как элементы светской культуры.

Рыцари –это профессиональные воины, которые по своему происхождению принадлежали к феодальной среде. У них был свой кодекс чести (благородное происхождение, стремление к славе, верность долгу и слову, служение Богу и Прекрасной Даме), свой образ жизни (военные походы, турниры, охота, балы), своя духовная культура (рыцарская поэзия и рыцарские романы). Для защиты интересов католической церкви рыцари принимали активное участие в крестовых походах на Восток. Во время этих походов были созданы рыцарские ордена, среди которых наиболее влиятельными были: орден тамплиеров (храмовников), орден госпитальеров (мальтийский) и тевтонский орден.

Таким образом, развитие европейской культуры в средние века было непростым, однако все же поступательным. В культуре этого времени господствующие позиции заняла церковь и религия. Однако развитие городской и частично рыцарской культуры подрывало церковную монополию на духовную жизнь общества, что в дальнейшем стало благотворной почвой для развития культуры Возрождения.

Культура Возрождения и Реформации.   Терминами «Возрождение» и «Реформация» называют эпоху в истории Европейской культуры, за время которой был осуществлен переход от Средневековья к Новому времени, от феодальных отношений к буржуазным. Хронологические рамки данного периода: 14-16 ст.– в Италии, 15 – начало 17ст.– в других европейских странах.

Про Юнармию:  Стиль юнармия на Волоколамском шоссе 88 к 8

Возрождение (Ренессанс) – понятие более широкое, его используют для обозначения данного периода в целом. Реформация – это второй этап Возрождения, который относится к странам Центральной и Северной Европы, поэтому часто его называют «Северным Возрождением».

Эпоха Возрождения– один из самых ярких периодов в истории европейской культуры, который характеризуется большими изменениями в экономической, социальной и духовной жизни общества. В этот период осуществляется переход от ремесла к мануфактурному производству; формируется банковская система; интенсивно развивается международная торговля; зарождается буржуазное сословие. Эпоха Возрождения характеризуется также великими географическими открытиями (Х.Колумб, Васко да Гама, Ф.Магеланн) и революционным переворотом в астрономии (Н.Коперник, Дж.Бруно), началом эры книгопечатания в Европе (Й.Гуттенберг) и утратой церкви монополии на духовную жизнь человека. Все эти изменения привели к формированию новой культуры, которая воспринималась её создателями как антипод культуры Средневековья.

Основные черты ренессансной культуры:

В 16 ст. происходит кризис Итальянского Возрождения, который совпадает с формированием и развитием в Германии, Нидерландах, Англии и Франции Реформации (Северного Возрождения). Реформация– мощное религиозное движение 16 – начала 17 ст. в Центральной и Северной Европе, направленное против безраздельного господства католической церкви и феодальных порядков, которые она поддерживала. Результатом Реформации стало возникновение в христианстве третьего направления – протестантизма. Протестантизмотверг посредничество церкви между Богом и человеком, упростил религиозную обрядность, отказался от поклонения иконам и мощам, не признавал святых, ангелов и культ Богородицы. Он проповедовал равные стартовые возможности всех без исключения людей, считая, что место человека в обществе зависит только от его усилий, умений, удачливости. Более того, он настаивал на том, что человек рождается не для счастья, а для производительного труда. Это его крест и предназначение. Достойных Бог награждает успехом и богатством. Кто приумножает богатство, тот прославляет Бога. Таким образом, данное понимание места человека в обществе и отношения к нему Бога освящало предпринимательскую деятельность и способствовало формированию в европейском обществе буржуазных отношений.

Подводя итоги, следует отметить, что Возрождение в Италии и Реформация в Центральной и Северной Европе могут рассматриваться в качестве этапов переходного периода от феодализма к капитализму, который во многом обусловил характер дальнейшего культурного развития Европы. Если Итальянское Возрождение стало началом новой городской буржуазной культуры, то Реформация, создав протестантизм, обеспечила динамичное развитие капитализма в Европе.

Культура Нового времени.  Новое время – это культурно-историческая эпоха, в течение которой в западноевропейских странах сформировалась и расцвела буржуазная культура. Она охватывает три столетия: 17 – начало 20 ст., при этом каждый век имеет свое историческое лицо и свою культурную специфику.

17 столетие– период формирования буржуазной культуры, когда уходящий феодализм оказывал еще достаточно сильное влияние на жизнь европейского общества, а новые капиталистические отношения еще не вступили в полную силу. Вот почему 17 век – это, с одной стороны, время формирования в ряде стран (Франция, Австрия, Россия) абсолютистских монархий, которые были оплотом феодализма в Европе, а с другой стороны, это и время первых буржуазных революций в Нидерландах и Англии, в результате которых буржуазия упрочила свои позиции в экономике и политике. В Нидерландах было создано первое в мире буржуазное государство Голландия, а в Англии установилась конституционная монархия, в результате которой королевская власть ограничивалась действиями выборного парламента.

В 17 ст. в Европе и Америке получает широкое распространение протестантизм, который становится религиозной основой буржуазной морали и способствует развитию капиталистических отношений.

17 в. – это и время первой научной революции, заложившей основы научного естествознания. Данное столетие часто называют «веком гениев». И это неслучайно, потому что именно в 17 столетии сделали свои открытия такие известные ученые, как Г.Галилей, Й.Кеплер, Г.Лейбниц, Р.Декарт, Д.Бэкон, Б.Спиноза, Б.Паскаль, И.Ньютони др.

В искусстве 17 в. складываются два больших художественных стиля – бароккои классицизм,которые получили распространение почти во всех видах искусства. Европейскую художественную культуру этого времени представляют живописцы П.П.Рубенс, Рембрандт, Д.Веласкес, Н.Пуссен;архитектор и скульптор Л.Бернини,драматурги Лопе де Вегаи Ж.Б.Мольер

18 столетиевошло в европейскую историю как «век Просвещения». Просвещение –антифеодальное общественно-политическое движение, которое стремилось с помощью широкого распространения знаний улучшить жизнь общества, перестроить его на принципах разума, свободы, равенства и братства. Родина Просвещения – Англия, однако самую блестящую плеяду просветителей дала Европе Франция (Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескьеи др.). Именно отсюда просветительские идеи распространились по всей Европе.

В 18 ст. происходит окончательный переход европейского общества от феодализма к капитализму, завершающим этапом которого стала, подготовленная идеями Просвещения, Великая французская буржуазная революция 1789г.

В искусстве 18 в. продолжает свою жизнь классицизм, формируются художественные стили просветительский реализм, сентиментализм, рококо.Известными представителями европейской художественной культуры данного периода были: живописцы А.Ватто, О.Фрагонар, У.Хогарт, Ж.Шарден, Ж.Л.Давид;писатели Д.Дидрои Дж.Свифт;поэты И.Гетеи И.Шиллер; композиторы И.С.Бах, В.А.Моцарт, Л. ван Бетховен.

19 столетие –время, когда буржуазная культура достигает своего расцвета. В большинстве стран утверждается капитализм. Европейская культура проникается духом практицизма и утилитаризма. Деловитость, активность, нацеленность на получение выгоды становятся нормами человеческого поведения. Иным становится и отношение к природе: теперь она воспринимается как арена преобразующей деятельности человека. В результате у европейцев развивается чувство хозяина природы и потребительское отношение е ней.

В 19 в. происходит промышленный переворот. Развивается крупное машиностроение, невиданных ранее масштабов достигает городское строительство, радикальные изменения происходят на транспорте (создаются пароходы, паровозы, автомобили) и в средствах связи (изобретены телефон, телеграф, радио). Появляются фотография, печатная машинка, кинематограф и множество других изобретений, изменивших жизнь европейцев.

В результате роста крупного машиностроения, для которого потребовались инженеры и квалифицированные рабочие, европейское общество осознает необходимость сделать образование более доступным для широких слоев населения. Развивается сеть школ и профессиональных учебных заведений, расширяется контингент студентов институтов и университетов. Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро растет. Грамотность становится общей культурной нормой.

Для искусства 19 в. характерно стилевое многообразие. В нем получают развитие такие стили и направления, как классицизм, романтизм, символизм, реализм, импрессионизм. Среди представителей искусства данного периода такие известные деятели культуры, как: писатели О.Бальзак, А.Дюма, В.Гюго, Ч.Диккенс, Л.Толстой, В.Скотт; художники Э.Делакруа, Дж.Констебл, Г.Курбе, О.Домье, И.Репин, И Суриков, К.Моне, О.Ренуар, К.Писсарро, Э.Дега;композиторы Р.Вагнер, Дж.Верди, Ф.Шопен, П.Чайковскийи многие другие.

Культурные успехи 19 века, которые множились с каждым годом, порождали в обществе надежды на быстрое решение всех социальных и политических проблем. Однако этого не произошло, а, наоборот, во второй половине столетия стали обострятся классовые и национальные противоречия, которые привели в ряде стран к революциям и войнам. Поэтому уже на рубеже 19-20 столетий среди творческой и научной интеллигенции стали преобладать пессимистические настроения относительно будущего Европы. В свет выходят философские работы, содержащие критику буржуазного общества и предрекающие гибель его культуры. Это, в частности, работы К.Маркса, Ф.Ницше, О.Шпенглера. С 80-х годов столетия в моду входит термин «декаданс» (так назывался французский журнал, который начал издаваться в эти годы). Декаденты говорили о сумерках культуры, упадке нравственности, деградации искусства, бессилии человека перед ударами судьбы. Под декадансом стали понимать настроения усталости, пессимизма, отчаяния. Все эти явления явились первыми звонками надвигающегося кризиса европейской культуры.

Современная западная культура.  Современная западная культура – это культура, основанная на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Её главные герои – люди, умеющие делать деньги. В ней ценятся активность, рациональность, профессионализм. Она исключительно динамична: быстро меняются условия жизни, техника, мода, утрачиваются старые традиции, представителям многих профессий приходится не раз в течение жизни переучиваться. Практицизм, индивидуализм, погоня за материальными благами, специфическое отношение к времени («время – деньги») во многом разрушают сложившиеся в прежние времена идеалы человеческого поведения, человеческих взаимоотношений.

В течение всего 20 столетия, вплоть до сегодняшних дней постоянно раздаются голоса философов, ученых, писателей, публицистов, художников, твердящие о загнивании западной культуры и предрекающие приближение катастрофы, которая приведет к её гибели. Однако западная культура оказалась живучей и продолжает существовать. Ей удалось выстоять в двух мировых войнах, она пережила возникновение и краж тоталитарных режимов, раскол мира на две социальные системы и многолетнее военно-политическое противостояние между ними («холодная война»), кризис и крах социалистической системы, распад Советского Союза. Однако при этом западная культура не только не истощила свои творческие потенции, а, наоборот, еще более их приумножила.

Достижения западной культуры в 20 ст. оказались настолько значительными, что преобразовали условия жизни всего человечества. Так, развитие технического прогресса, который неизмеримо увеличил производительность труда, привело к перемещению основной массы трудоспособного населения западных стран из сельского хозяйства и промышленности в сферу культуры и обслуживания (шоу-бизнес, транспорт, связь, торговля, сфера питания, организация досуга). Бытовая техника заполонила человеческое жилье. Образование, в том числе и высшее, стало массовым. Наука углубилась в космос и микрокосмос (нана-технологии), создала новые химические материалы, нашла способы преодоления многих неизлечимых ранее болезней, открыла путь генной инженерии. Настоящую революцию в жизни не только европейцев, но и всего человечества произвели компьютеры и электронные виды связи. В западном искусстве появилось множество новых направлений (экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм и др.). Возникли новые формы и жанры искусства, связанные с использованием техники (художественная фотография, компьютерная графика, электронная музыка и др.).

Вместе с тем критики западной культуры не напрасно бьют тревогу: современная западная культура, несомненно, страдает опасными болезнями, которые – если с ними мириться и не принимать никаких мер – действительно, могут привести к её гибели. Вот только некоторые высказывания известных мыслителей по поводу негативных явлений современной европейской культуры:

Про Юнармию:  Битва под москвой стала первой победой над немецкой армией

Приведенные высказывания, к сожалению, не исчерпывают перечень пороков и противоречий современной западной культуры. Но даже они со всей очевидностью говорят о наличии острых проблем, которые требуют своего безотлагательного решения. Это и проблема предотвращения третьей мировой войны, и экологическая и ресурсная проблемы, и проблема ликвидации опасных болезней, и проблемы преступности, наркомании, терроризма, торговли людьми, и еще много других проблем, которые говорят о глубоком кризисе западной культуры. И здесь следует отметить, что многие из этих проблем носят уже не только европейский, т.е. частичный, а глобальный характер, потому что касаются всех людей, живущих на нашей планете. Таким образом, представителям европейской культуры нужно, наконец, осознать, какую огромную ответственность несут они не только за судьбу своей цивилизации, но и за судьбы всего человечества.

Причин возникновения глобальных проблем много. Это и постоянное наращивание промышленного и сельскохозяйственного производства, и неоправданное увеличение объема добычи полезных ископаемых, и загрязнение окружающей среды, и стремление Запада вести диалог с Востоком с позиций европоцентризма, и множество других причин. Однако если рассматривать данный вопрос более глубоко, то можно констатировать, что  главной причиной названных глобальных проблем является все возрастающая диспропорция между научно-техническим и духовно-нравственным развитием человечества.  Человек оказался духовно не готовым разумно использовать достижения науки и техники, которые он создал. В чем же причина духовного несовершенства человека?

Главная функция культуры – гуманистическая или, как часто её называют, человекотворческая. Она направлена на духовное совершенствование человека. Какого человека сформирует культура, такую культуру он и создаст. Сегодня господствующие позиции в формировании человеческой личности заняла массовая культура, которая сформировалась и функционирует по законам рынка. Её главная задача: получение прибыли. Заниматься пропагандой ценностей элитарной культуры, которые повышают духовный уровень общества, но не отвечают запросам широкой публики, так как сложны для восприятия и требуют достаточной образованности, ей невыгодно. Гораздо проще и выгоднее ориентироваться на самые примитивные вкусы толпы. Именно поэтому продукция массовой культуры не требует от человека ни знаний, ни размышлений, она строится исключительно на эксплуатации человеческих эмоций, вплоть до биологических инстинктов, таких как страх, агрессия, секс. Таким образом, массовая культура формирует человека с низким духовным потенциалом. Однако при этом, этот духовно несовершенный человек имеет достаточно большие амбиции. Начиная с эпохи Возрождения, европейская культура была пронизана духом антропоцентризма.Человек воспринимался в ней как самое могущественное и разумное существо на земле. Он – человек-творец, он – хозяин природы. Такое чрезмерное возвеличивание человека, с одной стороны, и культивирование массовой культурой низких человеческих инстинктов, с другой стороны, способствовали развитию в современном обществе крайнего индивидуализма, потребительства и катастрофической деградации в сфере духовной жизни. Современный человек так сильно сконцентрировался на своих материальных потребностях, на радостях земного бытия, что начал забывать про духовные ценности. Он забыл, что «не хлебом единым жив человек». И в результате оказался заложником того мира, к которому стремился и который построил.

Итак, главная причина кризиса современной европейской культуры заключена в самом человеке, в его внутренней «трансформации». И если западная цивилизация хочет выжить, её главным приоритетом должно стать духовное развитие человека и охватить оно должно не отдельные элитные группы и слои общества, а стать неотъемлемой основой мировоззрения самых широких масс населения.

Мы поможем в написании ваших работ!

Типологизация культуры является одним из основных инструментариев ее изучения. Но при сравнении различных культур возникает необходимость указания, что бралось за такую основу их сопоставления. Для того, чтобы классифицировать отдельные компоненты, необходимо выявить их смысловое единство или систему.

Историческая типология и классификация культуры

Классификация появляется на основе опыта, то есть берется последовательность определенных явлений, группирующихся по одному или нескольким признакам. Типология появляется путем исследования, как формирование абстрактной теоретической модели.

Классификация объединяет события по явным, очевидным показателям. Типология культуры, подходы которой основаны на научном анализе, группирует их по более глубоким, сокровенным признакам. Количественный перечень признаков системы в типологии строго определен. И хотя в систематике культуры и фактов ее проявления существуют разные подходы, у любого из видов типологии всегда есть единый базис.

Трудности в типологизации культуры

Национальные культуры монолитны, они порождают узорчатость мировой культурной панорамы. Но несмотря на их взаимное влияние, народы тяготеют к самоутверждению, национальным основам, самопознанию.

Проблемы исторической типологии (на примере русской культуры)

Историческая типология культуры в недавнем прошлом имела такую последовательность:

средневековье, новое время – новейшее время.

Также существовала систематизация, где за основу была взята формация эпохи: феодализма, капитализма, социализма.

Истории России же здесь присущи:

которые в итоге порождают самобытность поступательного развития страны. Но эти же особенности и создают трудности в построении ее типологии.

Идеальные типы культур

Любая эпоха формирует свою вселенную, свою картину мира. Благодаря этому принципу культурные типы  можно сравнивать по их исторической доминанте.  В истории, в целом, принято выделять следующие периоды: древний, средневековый, новый и новейший. Если взять на вооружение эту модель, то по ней легко можно выделить и основные типы культуры:

В этом принципе деления существенен сам факт основы по времени, а также конкретные отличительные особенности эпох.

В частности, для Древнего мира характерна мифологичность, это один из самых главных признаков. Но мифы были свойственны не только древности. Любые суверенные воззрения, противоположные доминирующему мнению, если их проанализировать, черпают вдохновение из кладезя мифологии.

Исследователи этого явления задаются вопросами:

Эти вопросы возникали и раньше. В прошедшем столетии к мифу, как феномену осознания и осмысления, обращались многие исследователи – историки, философы, социологи. В атмосфере идеологических разграничений появилось множество острых, интуитивных прозрений о мифе. Образовались абсолютно новые толкования подобного духовного феномена. Отмечен интересный факт – миф есть и в нынешней культуре, есть и отдельные высказывания о его будущем.

Известный американский специалист  в изучении типологии Д. Фейблман, обособивший пять типов культуры в Древнем мире, писал о:

А также различал современные типологии:

Этот список он считал неполным, но включающим главные исторические типы культуры, которые известны сегодня. Ученый определил первые четыре в разряд ранних, а последующие три в разряд развитых.

Ранее существовала еще теория о двух типах культур:

первобытной и цивилизованной.

Основная мысль ее состояла в том, что первобытные народы были на одной ступени эволюции, все другие народы эквивалентно «цивилизованы», а значит равнозначно «развиты». Но это не соответствует действительности. Как первобытные отличаются по степени развития, так и цивилизованные находятся на разных стадиях прогресса. С точки зрения поступательного движения вперед желательно, чтобы эта цепь была непрерывной. Качественные нюансы в этот ряд вносятся для изучения процесса.

Основные исторические типы культуры

Они существовали во власти природы. Примитивные орудия труда были естественными найденными предметами, которые человек изредка видоизменял для охоты ради пропитания. Жили люди в пещерах, социальная активность была сведена к минимуму, не исключено, что ограничивалась семьей. Мотивации для общения было мало. Культура, которую относят к до-первобытной, являла собой постоянную борьбу за жизнь, результат которой был неизвестен, а удача зависела от самоотверженности человека.

Первобытный тип культуры

Здесь появился высокоорганизованный тип общества. Он включал в себя небольшое количество компонентов по сравнению с другими типами, но их строение было гораздо сложнее, чем об этом предполагали раньше. Первобытное общество было тесным и делилось на группы по кровному родству. Управление общества было во власти совета старейшин. Изобразительное искусство и религия занимали главное место в культуре.

Военный тип культуры

Он значительно продвинулся вперед по сравнению с предыдущей стадией, стал более совершенен во многих сферах, включая социальную. Имел преимущественно грабительский, хищнический характер и особенно проявлялся в торговле и военном деле. В этот промежуток:

Отличительной чертой религиозных воззрений этого типа — поклонение богам войны, а не природным божествам, благоприятствующим выживанию. На смену самой идее выживания приходит доминанта обладания вещами.

Религиозный тип культуры

Идеализирует неопределенность, бездеятельность, инертность. Основой его служит утверждение экстремального реализма, провозглашение догмы, что только понятия культуры реальны. Исходя из этой аксиомы существующие материальные блага нереальны, приводят к самообману, могут принести зло. Само наличие зла для религиозной культуры является проблемным. Основная идея – это поклонение Богу, отрицание жизни в этом мире во имя жизни на том Свете.

Принадлежит к развитым типам, он сравним с религиозным. В соответствии с ним есть только единичные объекты, которые нельзя познать в данный момент. На этот тип оказывает влияние природная среда, ее берегут и боятся.

Научный тип культуры

Самый «продвинутый» из всех. В нем главенствует теория, по которой законы естествознания работают почти на всех уровнях жизни. Бытие регулируется идеей, что изобретение естественных законов способствует поиску истины и улучшает  качество жизни. Мотивацией к работе служат исследования, а их целью – открытие законов. Основная концепция – исследования, а задача – увеличение суммы знаний и их выгодное применение.

Постнаучный тип культуры

Характеризуется развитием науки, философии, культуры. Основной целью исследований, у которых останется лидирующая роль, станут знания. Столь же высоко будут оцениваться удовольствие и удовлетворенность, они перерастут в способ познания.

Эти типы не имеют хронологической основы, они более абстрактны, чем прочие современные типологии. В реальных же культурах есть сочетания разных типов.

Оцените статью
ЮнАрмия