Для выбора
предоставляется 11 грантовых направлений. Вам необходимо выбрать из списка
только одно – то, которому более всего соответствует тема деятельности по
проекту (основная часть мероприятий проекта).
2. Название проекта
Название проекта
не должно быть длинным, его необходимо написать:
— без кавычек;
— с заглавной
буквы;
— без точки в
конце.
Внимательно
проверьте, чтобы в названии проекта не было орфографических и пунктуационных
ошибок!
Важно оценить
название с позиции публичности (оцените, как СМИ, профессиональное или местное
сообщество, благополучатели будут воспринимать такое название).
В название
проекта не должно входить его описание.
Название проекта
нельзя будет изменить после подачи заявки.
С момента
регистрации заявки название проекта станет общедоступным.
3. Краткое описание проекта (деятельности в
рамках проекта)
Краткая
текстовая презентация проекта должна содержать:
1) описание
основной идеи проекта и конкретных действий (плана) по его реализации
(без обоснования актуальности и социальной значимости);
2) указание
целевой аудитории;
3) наиболее
значимые ожидаемые результаты.
3.1. Полное описание проекта, презентация
проекта
В это поле можно
загрузить подробное описание проекта и (или) презентацию проекта. Эти документы
не обязательны, но их предоставление позволит экспертам конкурсного отбора
лучше понять проект, особенно если он претендует на уникальность и содержит
новые решения или методики. Специальных методических требований к таким
документам нет.
С помощью
презентации можно визуально представить основную идею проекта, подчеркнуть
наиболее значимые моменты.
Все документы
могут быть загружены только в формате PDF. То есть текстовые файлы и файлы
презентаций должны быть преобразованы в формат PDF.
3.2. Видео о проекте
Это не
обязательное для заполнения поле, в которое можно вставить до 3 ссылок на
готовые видеоролики о проекте, если они имеются.
4. География проекта
География должна
быть реалистичной: следует перечислить только те населенные пункты и
территории, где непосредственно будут проводиться мероприятия проекта и (или)
где находятся представители целевых групп, с которыми запланировано
взаимодействие в рамках мероприятий проекта.
Рекомендуется
проверить, подтверждена ли актуальность проблемы целевой группы на каждой из
указанных территорий в п. 7 раздела «О проекте».
Важно убедиться,
что деятельность на территории, где непосредственно будут проводиться
мероприятия, не противоречит уставу организации.
5-6. Сроки реализации проекта
Дата начала
реализации проекта и дата окончания реализации проекта.
Срок реализации
проекта определяется календарным планом и отображается здесь автоматически. Скорректировать срок Вы можете в разделе заявки
«Календарный план».
Для этого нужно изменить даты начала и окончания реализации проекта в
соответствующих строчках.
При проверке
убедитесь, что даты в этом поле соответствуют следующему требованию: срок
реализации проекта не может превышать 12 месяцев.
7.
Целевые группы проекта
В этом поле нужно указать одну или
несколько целевых групп – людей, на решение или смягчение проблемы которых
направлен проект.
Необходимо указать только те категории
людей, с которыми действительно будет проводиться работа в рамках проекта.
Например, типичная ошибка – указать слишком общую формулировку «Дети и
подростки» (включающую как детей от 0 до 7 лет, так и подростков от 15 до 18
лет), при том что проект направлен только на школьников выпускных классов.
Как правило, основная целевая группа в
проекте одна. Она должна быть обозначена максимально конкретно. Важно включить
в формулировку все, что будет точнее
ее описывать, например возраст, социальное положение, интересы, территорию
проживания.
8.
Описание проблемы целевой группы, обоснование социальной значимости проекта
В этом поле следует подробно описать
проблему целевой группы, которую планируется решить в рамках проекта. Если
целевых групп несколько, необходимо описать проблемы каждой из них.
Рекомендуем придерживаться следующего
плана:
1. Каких людей касается проблема?
Коротко описать целевую группу: ее состав и количество представителей на
конкретной территории реализации проекта.
2. В чем заключается проблема? Важно
описать, что сейчас не устраивает конкретную целевую группу и каковы причины
существования этой проблемы.
3. Привести результаты собственных
исследований целевой группы: наблюдения, опросы, интервью, а также результаты
сторонних исследований со ссылками на источники.
4. Указать (при наличии) конкретные
цитаты из СМИ, выдержки из официальной статистики, сведения от органов власти,
которые касаются выбранной целевой группы на выбранной территории, обязательно
сопроводив информацию ссылками на источники. Следует подробно описать проблему
целевой группы, которую планируется решить в рамках проекта.
8.1.
Материалы, подтверждающие наличие проблемы
Это поле заполнять не обязательно. При
необходимости в него можно загрузить документы, подтверждающие наличие
проблемы, иллюстрирующие проведенные исследования, запросы от благополучателей
на проведение проекта и т. д.
Вы можете прикрепить не более 5 файлов
до 10 Мб каждый. Специальных требований к формату не предъявляется, на выбор
можно подгрузить файлы с расширениями pdf, doc, docx, ppt, pptx, xlsx.
Цель должна быть напрямую связана с целевой
группой, направлена на решение или смягчение заявленной социальной проблемы
этой группы и достижима к моменту завершения проекта.
Важно убедиться, что достижение цели
можно будет измерить количественными и качественными показателями, указанными в
соответствующих полях заявки (п. 10 раздела «О проекте»).
Следует избегать общих фраз,
формулировка должна быть максимально конкретной.
Как правило, у проекта одна цель,
которую возможно достичь, решив несколько задач. Если у проекта несколько
целей, следует указать каждую из них в отдельном поле.
По каждой из целевых групп (п. 7 раздела
«О проекте») следует указать количество участников, которые ощутят
положительные изменения по итогам реализации проекта.
Важно проследить, чтобы количество
людей, указанное в этом разделе, совпало с количеством людей, указанным в графе
«Ожидаемые результаты» раздела «Календарный план» (по всем мероприятиям).
Показатели должны соответствовать
следующим требованиям:
● адекватность (показатель характеризует
реальную ситуацию в результате достижения цели или решения задачи);
● достижимость (значения этого
показателя реалистично получить за время реализации проекта);
● достоверность (способ сбора и
обработки информации в дальнейшем нужно будет подтверждать документально);
● измеримость (у показателя должны быть
числовые значения);
● объективность (не допускается
использование показателей, которые могут улучшаться при ухудшении реального
положения дел);
● однозначность (смысл показателя не
должен вызывать разночтений, поэтому следует избегать сложных формулировок).
Каждую формулировку ожидаемого
количественного результата необходимо указывать в отдельной строке. Чтобы
добавить новый показатель, нажмите кнопку «Добавить».
При указании количества благополучателей
не нужно повторяться и считать одних и тех же людей в разных пунктах. Например,
если группа людей и участвует в мастер-классах, и получает благотворительную
помощь, эту информацию нужно отразить в одном общем показателе.
Не нужно считать общее количество всех
участников и благополучателей!
Общее количество – это сумма всех
указанных вами показателей.
Качественные
результаты и способы их измерения
В этом поле следует как можно более
конкретно ответить на вопрос «Что и как изменится у представителей целевой
группы после реализации мероприятий проекта?». Необходимо описать, как именно
изменится жизнь благополучателей в результате реализации проекта и решения их
проблемы.
Если проектом предусмотрено
взаимодействие с несколькими целевыми группами, качественные результаты следует
указать по каждой из них.
Важно продумать способы подтверждения
достижения качественных результатов. Для этого нужно продумать и указать, как
именно вы планируете измерить эти изменения. Например, получение образования
можно подтвердить соответствующим документом, улучшение состояния здоровья –
входным и итоговым тестированиями и т. д.
Следует перечислить только те задачи,
которые будут способствовать достижению цели проекта. Важно обеспечить
логическую связь между задачами и причинами проблем целевых групп (пп. 7, 8
раздела «О проекте»). Как правило, задачами проекта являются шаги по устранению
выявленных причин.
Каждую задачу необходимо указать в
отдельном поле. Все задачи автоматически появятся в разделе «Календарный план».
В данном поле можно указать названия
организаций, имена и должности лиц, готовых оказать поддержку в реализации
заявленного проекта. Поддержку проекта партнерами желательно подтвердить актуальными
документами, содержащими информацию о роли
и конкретных формах участия партнера в реализации проекта (письмами,
соглашениями и др.). Скан-копии подтверждающих документов нужно подгрузить сюда
же.
Размер файла не должен быть больше 10
Мб. Формат файла только pdf, jpg, jpeg, tiff, png. Чтобы добавить каждого
нового партнера, нажмите кнопку «Добавить партнера».
13.
Как будет организовано информационное сопровождение проекта
В данном поле необходимо отразить, каким
образом будет организовано освещение мероприятий проекта в СМИ и в сети «Интернет»,
в том числе описать договоренности с представителями СМИ (если они
имеются). Здесь же можно указать ссылки на ресурсы проекта в сети «Интернет».
14.
Дальнейшее развитие проекта
В этом поле нужно указать, будет ли
продолжена деятельность организации в том же направлении после завершения
грантового финансирования. Есть ли для этого возможности и какие? Какой
социальный эффект ожидается от продолжения выбранной деятельности?
Заполнение этого поля очень важно при запросе
гранта на приобретение дорогостоящего оборудования, транспортных средств.
15.
Источники ресурсного обеспечения проекта в дальнейшем
Здесь следует указать, за счет каких
средств проект будет осуществляться после грантового финансирования, если работа
по нему будет продолжена.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский политехнический университет»
(ФГБОУ ВПО «СПбПУ»)
кафедра «Стратегический менеджмент»
по дисциплине «Методы принятия управленческих решений»
на тему: «Роль ресурсного обеспечения при реализации принятого управленческого решения»
студентка гр. 43075/2 М. Р. Эскелинен
К.э.н., доцент Л. И. Горчакова
- Введение
- 1. Основные понятия и виды ресурсов предприятия
- 2. Источники ресурсного обеспечения проекта и их выбор
- 3. Особенности ресурсного обеспечения при реализации управленческого решения
- Вывод
- Список использованных источников
Основные понятия и виды ресурсов предприятия
ресурсное обеспечение управленческий инвестирование
Экономические ресурсы представляют собой природные, людские и произведенные человеком — используются для производства товаров и услуг; в связи с таким характером применения эти ресурсы называют еще факторами производства.
Все экономические ресурсы подразделяются на материальные — земля и капитал, и людские — труд и предпринимательская способность как особый человеческий ресурс.
Совокупность этих ресурсов выполняют в современной экономике важнейшие функции: во-первых, содействуют более эффективному производству товаров и услуг, во-вторых, помогают определить, для кого производятся товары и услуги, так как плата за отчуждаемые экономические ресурсы.
Ресурсы предприятия классифицируются на пять групп:
— природные — потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают неисчерпаемые и исчерпаемые;
— материальные — все созданные человеком средства производства, которые являются результатом производства;
— трудовые — население в трудоспособном возрасте;
— интеллектуально-информационные — интеллектуальный продукт и информация, созданные творческим трудом человека и используемые непосредственно в процессе производства и в процессе принятия управленческих решений;
Одним из важных вопросов в реализации управленческого решения, как уже отмечалось, является вопрос планирования потребности в ресурсах. Иногда складывается такая ситуация, когда предприятия не планируют должным образом и не оказывают проектной команде соответствующие ресурсы, что в конечном этапе приводит к отрицательным результатам.
К ресурсам проекта принадлежат трудовые ресурсы, оборудование, материалы и денежные средства. Кроме того, они делятся на два основных класса — возобновляемые, то есть те, которые могут быть повторно использованы на различных операциях проекта (трудовые ресурсы, оборудование), и невозобновляемые, которые на операциях проекта расходуются и использоваться больше не могут (материалы).
Следует отметить, что такой значимый вопрос, каковым является ресурсное обеспечение, необходимо рассмотреть уже на этапе планирования.
Планирование ресурсов должно означать определение того, какие ресурсы и в каком количестве будут использованы на работах проекта.
Планирование ресурсов предусматривает осуществление следующих этапов:
1.Общая оценка потребности в ресурсах и их распределение во времени, а именно: денежных средств, материалов, технологического оборудования, энергетических ресурсов, трудовых ресурсов, машин, механизмов, производственных площадей, вычислительной техники.
2. Составление таблицы потребностей в ресурсах по работам проекта.
3. Построение ресурсной гистограммы (построение столбиковой диаграммы, где по горизонтали указываются календарные сроки, по вертикали — ежедневное количество необходимых для выполнения всех работ ресурсов по каждой профессии отдельно).
4. Составление таблицы имеющихся ресурсов.
5. Сопоставление потребности и наличия ресурсов, определения их недостатка или излишков.
6. Определение поставщиков ресурсов по проекту.
7. Оптимизация суммарных графиков потребности в ресурсах.
8. Учет факторов, влияющих на обеспеченность проекта ресурсами.
При необходимости использования приемов планирования в условиях ограниченных ресурсов (если ресурс лимитирован или его невозможно увеличить, необходимо увеличить продолжительность работы, пока этот ресурс станет доступным) или ограниченного времени (применяют, когда невозможно продлить срок выполнения проекта, нужно обновлять недостатка ресурсов за счет дополнительного их приобретения).
10. Контроль и построение новых ресурсных планов и гистограмм.
Объем потребности в ресурсах напрямую зависит от масштаба проекта, т.е. от объема работ, которые необходимо выполнить.
Для того чтобы обеспечить выполнение проекта, необходимо определить источники его финансирования.
Финансирование проекта классифицируется по разным признакам:
По происхождению капитала: внутреннее и внешнее.
По юридическому статусу владельца капитала: собственный и заемный.
По продолжительности предоставления капитала: бессрочное, долгосрочное (более 5 лет), среднесрочное (от 1 до 5 лет), краткосрочное (до 1 года).
Существуют следующие источники финансирования:
собственные финансовые средства, а именно — нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, уставный капитал, вклады собственного капитала, в частности, распространенной формой финансирования проектов является привлечение финансовых ресурсов через выпуск акций и облигаций; различные формы заемных средств, а именно — кредиты, займы;
иностранные и международные инвестиции, лизинговое финансирование; ассигнования из государственного, регионального или местного бюджета.
Каждый из этих источников имеет свои преимущества и недостатки. В мировой практике основной формой привлечения средств для инвестирования является расширение акционерного капитала, а также займы и выпуск облигаций.
Процесс финансирования проекта предусматривает следующие этапы: предварительное изучение жизнеспособности проекта, которое предусматривает определение целесообразности финансирования, а именно — будет получен хотя бы средний доход, разработка плана его реализации. На этом этапе определяют все показатели и риски, прогнозируют влияние на проект внутренних и внешних факторов, разработка схемы финансирования проекта; контроль за выполнением плана финансирования и его условиями, как правило, за такими аспектами, как: фактические затраты, поток денежных средств, финансовое состояние, отчетность, управление финансами.
Осуществление проектов проходит на контрактной основе, которая используется как для привлечения отдельных специалистов, различных подрядных и субподрядных организаций и фирм для выполнения работ и услуг, так и для закупок и поставок необходимого оборудования и материально-технических ресурсов.
Функции управления контрактами и обеспечение проекта ресурсами включают: процессы выбора стратегии контрактной деятельности; информационно-рекламную работу; определения номенклатуры и сроков привлеченных по контракту субъектов, подготовку контрактных предложений, выбор контрагентов и поставщиков путем торгов, конкурсов, тендеров и прочее; подготовку документации; подписание контрактов, контроль за ходом их выполнения, закрытия и расчеты по завершенным контрактам.
Планирование контрактов включает два основных процесса: планирование контрактов — определение того, какие ресурсы и услуги необходимы в проекте, подготовка условий — документирование требований к ресурсам и услуг и определение потенциальных поставщиков. Планирование контрактов — это прогресс определения того, какие потребности проекта могут быть наилучшим образом удовлетворены путем приобретения ресурсов или услуг во внешних организаций. При этом рассматриваются следующие вопросы: покупать продукты и услуги? как это сделать? что именно купить? сколько купить? когда купить?
В зависимости от того, какие ресурсы или услуги приобретаются, могут использоваться различные типы контрактов. Можно выделить три основных типа контрактов:
контракт с фиксированной ценой;
контракт с фиксированной ценой единицы продукции;
контракт с возмещением расходов (покрытие заказчиком расходов, связанных с выполнением условий контракта).
План управления контрактами должен описывать, как будут управлять контрактами протяжении всего проекта. Например: какие типы контрактов будут использованы;
если будут необходимы независимые оценки, то к кому и когда за ними обращаться; если у организации имеется контрактный подразделение, то как он должен взаимодействовать с командой проекта; если необходимые типовые контракты, то где их найти; как будут складываться отношения с подрядчиком; как будет организована отчетность подрядчика и как будут координироваться контракты и расписания выполнения проекта. План управления контрактами входит в план проекта как одна из основных частей.
Содержание работы описывает предмет контракта достаточно подробно, чтобы потенциальные поставщики могли решить, способны ли они поставить необходимый продукт. Он может меняться в течение процессов контрактации.
Готовится контракт для каждого ресурса и услуги, время для группы. Содержание работы должен быть настолько детальным, насколько это возможно.
В том числе он должен включать:
спецификации (описание поставок, услуг или персонала, являющихся предметом контракта с точки зрения их физических, рабочих и функциональных характеристик), организацию отчетности поставщика и требования к сопровождению поставляемого продукта после завершения проекта, место контракта в иерархической структуре контрактов (ИВК). ИСК отражает контрактные работы, которые необходимо выполнить, и то, как ими будут управлять. ИСК должна включать уровне, по которым будет предоставляться звитнисть.
Для получения контрактных предложений используется тендерная документация. Тендерная документация должна быть структурирована таким образом, чтобы способствовать представлению точных и полных предложений. Она должна включать содержание работы, описание желаемой формы представления предложений, условия контрактов (типовой проект контракта, условия конфиденциальности).
Тендерная документация должна быть детально обоснованной и гибкой, чтобы можно было предложить альтернативные пути выполнения поставленных умов.
Критерии, используемые для оценки тендерных предложений, должны быть как объективными, так и субъективными. Они включаются в конкурсную документацию и могут сводиться к цене, если предмет торгов может быть получен из различных источников. В противном случае должны быть идентифицированы и документированы по другим критериям. Например, по таким_как: понимание_потребностей; стоимость; технические_возможности; управленческие_возможности; финансовые возможности.
Конечным результатом процесса планирования ресурсов является представление перечня типов и количества ресурсов, необходимых для выполнения проекта. Эти ресурсы будут уточняться по результатам следующих стадий планирования и анализа плана проекта.
В основе деятельности любого предприятия лежит процесс преобразования некоторой совокупности ресурсов, которые в зависимости от отрасли, технологии производства и других факторов трансформируются в готовую продукцию, либо в набор последующих ресурсов, имеющих более высокую ценность для потребителей.
Особенности ресурсного обеспечения при реализации управленческого решения
Развитие темы ресурсного потенциала складывается в рамках сложившихся направлений стратегического планирования и управления, таких как финансовый менеджмент, управление персоналом, логистика, бизнес-планирование и т.д. В результате накоплен богатый инструментарий оценки возможностей организации в различных сферах ее деятельности, но вместе с тем, ощущается недостаток полноты охвата и систематизированного подхода в представлении структуры ресурсного потенциала.
Структура, в которой сегодня представлены знания, нацеленные на оценку ресурсного потенциала организации, не позволяет руководителю оперативно оценить возможности своей организации, выявить слабые стороны или, наоборот, обнаружить и оценить внутренние резервы для осуществления новых шагов в рыночной деятельности. Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие четкой структуры, которая имела бы взаимосвязь не только с процессом стратегического менеджмента, но и с организационной структурой организации.
Таким образом, представляется необходимым на основе накопленного рыночного инструментария представить модель, наиболее полно и наглядно отражающую всю суть ресурсного потенциала организации, а также позволяющую четко представлять его поэлементную структуру.
Правомерно предположить, что одинаковые по количеству и качеству ресурсы могут обладать различным потенциалом в зависимости от степени их использования. Таким образом, ресурсный потенциал характеризует не только различные виды ресурсов, но и степень их использования, их способность создавать полезный эффект.
В процессе осуществления организацией хозяйственно-финансовой деятельности ее ресурсы взаимодействуют, принося при этом определенные результаты в виде произведенной продукции, предоставленных услуг, выполненных работ и выручки от их реализации; доходов, прибыли и т.д. Полученные результаты являются реальной основой для развития процесса формирования ресурсов на новом качественном уровне и для экономического роста организации.
На первом этапе организация образует совокупные затраты, связанные с формированием источников образования ресурсов. Сюда могут входить расходы, связанные с обслуживанием различного рода задолженности, открытием организации, осуществлением переговоров по формированию источников ресурсов, единовременные затраты в виде капиталовложений, затраты на приобретение сырья, материалов и т.д.
На втором этапе происходит трансформация ресурсов в товары и услуги.
На третьем этапе образуются совокупные затраты, связанные с возобновлением ресурсов на расширенной основе (т.е. с получением прибыли). Это связано с реализацией товаров потребителям.
Таким образом, управление ресурсами является необходимым условием повышения качества управления финансовыми потоками организации, т.к. любой элемент ресурсной базы, так или иначе, оказывает влияние на формирование, скорость и согласованность этих потоков. С этих позиций, ресурсное управление — деятельность, осуществляемая организацией с целью оптимального использования имеющихся ресурсов. Критерии оптимальности могут варьировать в зависимости от целей организации, среди которых, в частности, можно назвать:
* удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков;
* увеличение прибыли;
* прирост капитала (имущества) организации;
* улучшение финансового состояния организации в целом и ее структурных подразделений;
* увеличение объемов деятельности;
* минимизация использования отдельных видов ресурсов.
Современные технологии управления ресурсами используют систему бюджетов (бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и затрат, прогнозный балансовый отчет и т. д.), а также систему финансовой отчетности как инструмент контроля основных результатов деятельности организации, а также отклонения их от запланированных.
Исходя из этого, считаем, что внедрение новых технологий управления ресурсами организации необходимо сочетать с использованием уже существующих, скорректированных с учетом новых форм взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Организационно-экономический механизм управления ресурсами в организации должен включать в себя следующие элементы:
* управленческая структура, соответствующая принятому механизму и позволяющая оперативно осуществлять планирование, контроль и корректирующие воздействия на основании имеющихся данных и имеющая четкую систему распределения полномочий по вертикали;
* управленческий инструментарий — многоуровневая система бюджетирования и система составления консолидированной отчетности организации;
* подготовленный для работы с новой технологией управленческий персонал;
* техническое обеспечение системы управления ресурсами.
Для построения новой структуры управления ресурсами необходимо основываться не только на организационной структуре группы, но и произвести функциональное разделение элементов управляемой организации на основании критериев, задач ресурсного управления — по центрам финансового учета. Это разбиение организации производится по звеньям, с которыми связано ведение учета.
Таким образом, разработка единого механизма ресурсного обеспечения деятельности организаций необходима для того, чтобы:
1) создать новую структуру управления совокупными ресурсами;
2) повысить точность при прогнозировании совокупных ресурсов;
3) создавать альтернативность использования ресурсов. В этом случае понятие ограниченности ресурсов трансформируется в понятие относительности ресурсов, т. е. представление ресурсов как совокупных позволяет разрабатывать альтернативные программы их использования (охватывающие все аспекты хозяйственной деятельности организации), из которых выбирается наиболее эффективный вариант развития хозяйствующего субъекта;
4) более точно выявлять недостатки в хозяйственной деятельности организации, влияющие на рост совокупных затрат и снижение эффективности использования ресурсов;
5) эффективно использовать механизм налогового планирования в организации;
6) на более новой, качественной основе использовать методы риск-менеджмента для снижения финансово-экономических рисков хозяйствующего субъекта;
Планирование ресурсного обеспечения производственной деятельности на большинстве промышленных предприятий является наиболее разработанной стадией внутрипроизводственного управления. Тем не менее, зачастую планирование ресурсного обеспечения ограничивается рамками финансового аспекта планирования, который обусловлен широко распространенной позицией менеджмента, что при наличии финансов все другие ресурсы можно приобрести по мере необходимости. Такой узкий подход к планированию ресурсного обеспечения негативно сказывается на развитии производственной деятельности предприятия, поскольку в современной экономике все больший вес приобретают нефинансовые ресурсы, такие как человеческий капитал, квалифицированные трудовые ресурсы, технологии, информация и другие подобные ресурсы, приобретение которых невозможно в короткие сроки при возникшей необходимости.
В экономической литературе авторы предлагают различные подходы к классификации ресурсов, составляющих ресурсное обеспечение деятельности предприятий. Исходя из вышеперечисленных существующих подходов, предлагается следующая классификация ресурсов.
Природно-климатические ресурсы ? потенциально необходимые для использования в производстве естественные вещества и силы природы, а также сопутствующие производственной деятельности климатические условия.
Материально-технические ресурсы ? вся совокупность созданных человеком средств производства, которые также являются результатом производства и используются в процессе производства.
Финансовые ресурсы ? денежные средства, которые направляются на организацию производства сельхозпродукции и ее реализацию.
Трудовые ресурсы ? часть трудоспособного населения, занятая в производственной деятельности на предприятиях АПК и / или которую можно в такую деятельность вовлечь.
Интеллектуально-информационные ресурсы ? интеллектуальные продукты и информация, созданные творческим трудом человека и используемые непосредственно в процессах производства и принятия управленческих решений.
Прочие ресурсы ? обеспечивающие функционирование предприятия как экономического субъекта.
Состав и наличие ресурсов определяются объемом конкретного вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок.
Ресурсное обеспечение деятельности предприятий включает следующие процессы:
1. Формирование ресурсной базы, т.е. привлечение ресурсов для осуществления, как основных производственных процессов, так и вспомогательных, обеспечивающих функционирование самого предприятия;
2. Воспроизводство и пополнение ресурсов;
3. Утилизация и списание ресурсов;
4. Использование ресурсов в каждом из перечисленных процессов.
Деятельность по ресурсному обеспечению является непрерывным процессом, ориентированным на длительный период времени, в то же время, одной из основных задач ресурсного обеспечения является обеспечение текущей производственной деятельности предприятия.
Таким образом, перед ресурсным обеспечением любого предприятия стоит одна и та же важнейшая задача ? недопущение производственных сбоев, обусловленных нестыковкой движения материалов, товаров, информации и компетенций.
Для эффективного ресурсного обеспечения деятельности предприятий необходим инструментарий, позволяющий управлять соответствующими функциями, а также уровнем необходимых затрат. В этой связи первоочередной задачей является планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятий.
Как функция менеджмента, планирование ? это непрерывный процесс установления и уточнения целей и задач функционирования и развития предприятия. Кроме того, планирование ? это:
? процесс выявления ресурсов и установления пропорций между ресурсами и производством;
? программирование, основанное на детальных расчетах;
? разработка плана и его корректировка, включающие прогнозирование, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйствующего субъекта на ближайшую и отдаленную перспективу.
То есть, применительно к ресурсному обеспечению, планирование ? это непрерывный процесс установления и уточнения целей и задач ресурсного обеспечения деятельности предприятия и его подразделений, формирование полного состава и оптимальной структуры ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности предприятия, разработка планов по их привлечению, использованию, воспроизводству и утилизации, исходя из имеющегося ресурсного потенциала предприятия, сложившихся условий функционирования и программы производства.
Сущность планирования ресурсного обеспечения предприятий раскрывается в следующих аспектах.
1. Исходная базисная предпосылка планирования ресурсного обеспечения ? необходимость безостановочного рентабельного функционирования предприятия.
2. Планирование ресурсного обеспечения ? деятельность, осуществляемая непрерывно, исходя из имеющихся оперативных данных.
Цель планирования ресурсного обеспечения ? планомерное формирование ресурсной базы предприятия для обеспечения его непрерывного функционирования. К задачам планирования относятся определение средств, рисков и альтернатив достижения целей планирования. При этом план должен содержать:
? промежуточные и конечные цели и задачи ресурсного обеспечения деятельности предприятия;
? прогноз развития предприятия, исходя из тенденций на рынках сбыта продукции и рынках ресурсов;
? приоритеты в распределении ресурсов;
? стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств;
? координационные механизмы.
При этом всегда существует вероятность ошибки из-за неопределенностей во внешней среде. Тем не менее, планирование позволяет уменьшить неопределенность будущего и обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия.
Среди функций планирования ресурсного обеспечения предприятий следует выделить основные:
? прогнозирование ? предвидение и обоснование ожидаемого и желаемого состояния деятельности предприятия в процессе учета и анализа совокупности необходимых, имеющихся, привлекаемых и используемых ресурсов;
? инициирование ? активизация, стимулирование и мотивация запланированных действий, проектов и сделок по процессам ресурсного обеспечения деятельности предприятия;
? оптимизация ? обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде при определенном уровне развития ресурсного обеспечения его деятельности;
? создание информационной базы для информационного обеспечения деятельности предприятия, упорядочения и систематизации информационных потоков, а также для контроля состояния ресурсного обеспечения предприятия;
? координация и интеграция деятельности структурных подразделений и работников предприятия, вовлеченных в процессы ресурсного обеспечения;
? мотивация трудовой активности работников, занятых в процессах ресурсного обеспечения производственной деятельности.
Реализация обозначенных функций ресурсного обеспечения предприятий осуществляется посредством совокупности методов, представленных в таблице.
Таблица1 Методы планирования ресурсного обеспечения предприятий
Фатхутдинов Р. Управленческие решения. — М.
Размещено на Allbest.ru