Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 декабря 2022 года; проверки требует 1 правка.
Восход-2 — советский пилотируемый космический корабль серии «Восход», запущенный 18 марта 1965 года с космодрома Байконур. Длительность полёта 26 часов 2 минуты.
Во время его полёта впервые в мире человек вышел из космического корабля в открытый космос.
ЭкипажПравить
После первого успешного полёта многоместного космического корабля «Восход-1» была поставлена следующая цель — осуществление выхода космонавта в открытое космическое пространство. Миссия была важным этапом советской лунной программы.
Корабль «Восход-2» был модифицирован по сравнению с кораблём «Восход-1». Так, в корабле «Восход-1» находился экипаж из трёх космонавтов и кабина корабля была настолько тесной, что космонавты осуществили этот полёт без скафандров. В корабле «Восход-2» было два места для космонавтов, а также была установлена надувная шлюзовая камера «Волга». Во время старта шлюзовая камера была в сложенном состоянии, в космосе — надувалась, а перед сходом с орбиты и приземлением — отстреливалась от корабля.
В июле 1964 года был назначен экипаж для выполнения полёта на корабле «Восход-2». Основной экипаж: Павел Беляев — командир и Алексей Леонов — пилот; дублирующий экипаж: Виктор Горбатко и Евгений Хрунов. Позже к подготовке к полёту был привлечён и Дмитрий Заикин.
Для выхода в открытый космос в НПО «Звезда» был создан специальный скафандр «Беркут». Тренировки выхода в открытый космос проводились в самолёте Ту-104, в салоне был установлен макет корабля «Восход-2» в натуральную величину. Тренировки проходили во время короткого состояния невесомости, возникавшего во время полёта по параболической траектории.
Технические данныеПравить
Шлюзовая камера корабля «Восход-2»
- Масса корабля: 5682 кг
- Перигей: 167 км
- Апогей: 475 км
- Наклонение орбиты: 64,8°
- Период обращения: 90,9 мин
- Пройденное расстояние: 717 300 км
Шлюзовая камера. В сложенном состоянии: диаметр — 70 см, длина — 77 см. В надутом состоянии: внешний диаметр — 1,2 метра, внутренний диаметр — 1 метр, длина — 2,5 метра. Вес шлюзовой камеры — 250 кг.
ПолётПравить
«Восход-2» стартовал 18 марта 1965 года в 10:00 по московскому времени (07:00:00 по Гринвичу) с космодрома Байконур.
Выход в открытый космос
Совершив первый выход в открытый космос, советские космонавты опередили планы США. Через два с половиной месяца выход в космос совершил американский астронавт Эдвард Уайт.
Полёт корабля «Восход-2» был последним пилотируемым полётом кораблей типа «Восход». Ранее планировался длительный, до 15 суток, пилотируемый полёт на корабле «Восход-3», но этот полёт был отменен. Был осуществлён длительный полёт корабля «Восход» («Космос-110») с собаками Ветерок и Уголёк на борту. Этот полёт начался 22 февраля 1966 года и продолжался 20 суток. Это был последний полёт кораблей «Восход».
В это время в Советском Союзе разрабатывался новый пилотируемый корабль «Союз», который совершил первый полёт с космонавтом на борту в апреле 1967 года.
Информация о полётеПравить
Из сообщения ТАСС 18 марта 1965 года:
Сегодня, 18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. На втором витке полёта второй пилот лётчик-космонавт майор Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провёл комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо.
- В скафандре над планетой — (ЦСДФ, 1965).
- Алексей Леонов. Космический пешеход (Les films de la Castagne, Les Docs du Nord, Screen-film, Франция — Россия, реж. В. Козлов, 2011).
- Алексей Леонов. Первый в открытом космосе (2014).
- Время первых (2017).
Только такая гостеприимная земля, на которой живут люди с доброй душой, могла принять так мягко космический корабль, который шёл к земле со скоростью 8 км/сек. По своей духовности, энергии, внутреннему убеждению, по размаху души вы выше многих народов, процветающих в материальном благополучии. Вы живете красивой, русской, северной жизнью. Спасибо вам за это.
Также три улицы Перми получили свои наименования в честь космонавтов — улица Космонавта Беляева, улица Космонавта Леонова и Шоссе Космонавтов.
- В состав фала входили амортизирующее устройство, стальной трос, шланг аварийной подачи кислорода и электрические провода для телефонной связи с командиром корабля и передачи данных медицинских и технических измерений.
- В скафандре, для обеспечения жизнедеятельности вне корабля, использовался кислород, а в кабине корабля воздушная смесь состояла из кислорода и азота.
- Включение ТДУ до возвращения в кресло привело бы к изменению ориентации корабля из-за смещения центра масс.
- Заход солнца в районе посадки 19 марта наступал около 17:30 по московскому времени.
- Длина лыжного маршрута в обход пересечённой оврагами местности составляла около 9 км.
ЛитератураПравить
- История Архивная копия от 30 ноября 2016 на Wayback Machine — Оборудование для первого выхода в открытый космос.
- Sven Grahn Voskhod 2 mission revisited Архивная копия от 11 марта 2007 на Wayback Machine (англ.)
- Космический корабль «Восход-2»
- Человек в открытом космосе
- «Человек вышел в космическое пространство!» vystavki.rgantd.ru. Дата обращения: 2 мая 2019. Архивировано 27 апреля 2019 года. В подписях к публикуемым фотоматериалам встречаются ошибки. Например, достоверным является факт, что космонавты находились на вертолётных площадках, а также докладывали по телефону о завершении полёта, не 20-го, а 21 марта.
Общество
11 окт 2019, 16:21
Каким был космонавт Алексей Леонов
11 октября умер советский космонавт Алексей Леонов. Он был первым человеком, побывавшим в открытом космосе. Леонову было 85 лет. Какой была жизнь покорителя космоса и художника — в материале РБК
Семья Леоновых, 1950 год. Крайний слева — будущий летчик-космонавт Алексей Леонов
В 1939 году отец был реабилитирован, семья переехала в Кемерово. «В бараке, где мы жили в Сибири, в 16-метровой квартире нас жили 11 человек. У меня штатное место было под кроватью. К нам в барак приехал самый настоящий летчик, он меня заметил, подошел, я говорю ему: «Я я хочу быть, как вы!» — а он мне: «Нужно быть здоровым, смелым и умываться с утра». Вот так я решил летчиком стать», — рассказывал космонавт.
В 1955 году Леонов окончил 10-ю Военную школу первоначального обучения летчиков в Кременчуге, куда он поступил по комсомольскому набору в 19 лет. В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков (ВАУЛ). Затем вернулся в Кременчуг, где служил летчиком-перехватчиком
Зимой 1959 года Совет министров СССР принял постановление об отборе и подготовке космонавтов к первому полету на космическом корабле «Восток». Были рассмотрены документы 3461 летчика, отобрали 347 человек, среди которых был и Леонов. После долгой подготовки, 18–19 марта 1965 года, совместно с Павлом Беляевым Леонов совершил полет как второй пилот на корабле «Восход-2» и стал первым вышедшим в открытый космос человеком. «А Земля-то круглая. Это были первые слова, которые я сказал, шагнув в пустоту», — смеялся Леонов. В 1965 году за этот полет ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После этого Леонов стал участником подготовки лунной программы СССР. Она продолжалась до 1969 года, но прекратилась после успешной высадки на Луну 21 июля 1969 года экипажа «Аполлона-11». «С Луной американцы нас действительно опередили. И всерьез верить в то, что они не были на Луне, могут только абсолютно невежественные люди. И, к сожалению, вся эта нелепая эпопея о якобы сфабрикованных в Голливуде кадрах началась именно с самих американцев», — писал Леонов в своей книге.
В июле 1975 года он отправился в космос второй раз как командир космического корабля «Союз-19» по программе совместного со США пилотируемого полета. Тогда впервые в мире прошла стыковка кораблей двух разных стран. После этого он был награжден еще одной Золотой Звездой и орденом Ленина.
22 января 1969 года Виктор Ильин совершил попытку покушения на генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Его кортеж в сопровождении кортежа космонавтов, в котором были Леонов, Георгий Береговой, Андриан Николаев, Валентина Терешкова и Алексей Архипович, ехал из Внуково, где встречали экипажи кораблей «Союз-4» и «Союз-5», совершивших первую в мире стыковку. Когда автомобиль подъехал к Красной площади, переодетый в милицейскую форму Ильин начал стрелять по одному из автомобилей, решив, что в нем сидит Брежнев. «Я на него смотрю, а он из двух пистолетов стреляет в упор. 16 патронов выпалил, даже не понимая, в кого он стрелял. Я подумал тогда, что мне крышка», — вспоминал Леонов. Во время покушения был смертельно ранен шофер космонавтов Илья Жарков.
На фото слева направо: летчики-космонавты Валерий Быковский, Алексей Леонов, председатель президиума ВС СССР Николай Подгорный, летчики-космонавты Валентина Терешкова, Леонид Брежнев, летчики Владимир Шаталов, Борис Волынов, Константин Феоктистов (на заднем плане), Евгений Хрунов, Андриян Николаев, Алексей Елисеев и Павел Попович.
Леонов был известен не только как космонавт, но и как художник. «Перед полетом я много думал, какая техника должна быть: краска в космосе не пойдет, пастель не пойдет, акварель — тоже. Оставался карандаш. Карандаш «Тактика» средней твердости и хорошая бумага. Я уже по рассказам товарищей знал, что увижу: черное небо, голубую Землю. И когда я сделал первые работы, они стали говорить, что горизонт у меня не так изгибается. Мы долго спорили — я-то замерял его! Я точно знал, сколько градусов должна быть дуга!» — вспоминал космонавт.
Перед поступлением в авиационное училище он пробовал поступить в Рижскую академию художеств, но не мог остаться там из-за нехватки средств. Тем не менее Леонов рисовал всю жизнь. Вместе с художником-фантастом Андреем Соколовым он создал серию почтовых марок на космическую тему. В 1965 году был принят в Союз художников. Его работы есть в собрании Третьяковской галереи, Дрезденской галереи, в музее города Гагарин и в Кемерово, где прошло его детство. Там же находится единственная в России школа творчества для детей с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата, работающая благодаря помощи Леонова.
С супругой Светланой будущий космонавт познакомился в Кременчуге, куда вернулся после учебы. У пары две дочери, старшая Виктория умерла в 1996 году. Младшая Оксана живет в США.
В 1991 году Леонов вышел на пенсию. «Мы не ради денег летали. Никто и не думал заикаться об этом. И к славе не стремились. Амбиции заключались в ином — мы мечтали быть первыми, хотели сделать то, что не по силам другим», — рассказывал он.
Был советником первого заместителя председателя совета директоров Альфа-банка, членом Высшего совета партии «Единая Россия». В 2017 году вышел фильм «Время первых» о выходе Леонова в открытый космос, основанный в том числе на воспоминаниях космонавта из одноименной книги.
Алексей Леонов умер 11 октября в Главном военном клиническом госпитале имени Бурденко после продолжительной болезни. Ему было 85 лет. Похороны и прощание с космонавтом пройдут 15 октября в 11:00 мск на Федеральном военном мемориальном кладбище в подмосковных Мытищах.
Космонавт умер сегодня в Москве на 86 году жизни. Первый человек в открытом космосе, его знал весь мир. И весь мир сегодня соболезнует. Слова поддержки родным и близким Алексея Леонова летят отовсюду.
Соболезнования выразил Владимир Путин. Он лично был хорошо знаком с дважды героем Советского Союза, они часто беседовали. Истинным офицером и настоящим профессионалом назвал Алексея Леонова Сергея Шойгу. По словам министра, весь жизненный путь космонавта — яркий пример верности Родине и служебному долгу.
Вспоминают сегодня Алексея Леонова и в НАСА. Новость о смерти дважды героя Советского Союза пришла как раз в тот момент, когда двое американских астронавтов совершали выход в открытый в космос. И агентство даже прервало трансляцию с орбиты. Вместо изображения МКС на экране появился портрет Алексея Леонова.
Кстати, именно Леонов участвовал в первой стыковке космических кораблей разных стран: советского «Союза» и американского «Аполлона». Тогда на орбите состоялась встреча и историческое рукопожатие членов двух экипажей.
В отряде космонавтов Алексея Архиповича называли «Счастливчик». Да и сам он не раз любил повторять, что доволен судьбой, которая позволила ему оставить свой след на дороге к звездам.
«Я когда-то мечтал, как бы было здорово, если бы встать на подножку шлюза и облететь земной шар. Это была моя мечта! Я полшара только облетел, а надо было бы весь», — говорил Алексей Леонов.
18 марта исполнилось 40 лет со дня первого выхода человека в открытый космос. Его совершил советский космонавт Алексей Леонов (позывные «Алмаз-2»), полет которого вместе с Павлом Беляевым (позывные «Алмаз-1») на космическом корабле «Восход-2» продолжался чуть более суток. В открытом космосе Леонов пробыл всего 12 минут и 9 секунд, однако в истории космонавтики это событие стоит на втором месте по важности после подвига Юрия Гагарина. При этом в отечественной практике полет «Восхода-2» считается одним из самых сложных и напряженных. Он был настолько драматичен, что с тех пор космонавты не берут позывные с названиями камней.
На старт! Внимание! Марш!
ЛЕОНОВ ВЫХОДИТ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС, фото из архива РГАНТД
Первыми осуществить выход человека в открытый космос планировали США. Старт американского корабля в рамках этой миссии был назначен на 28 апреля 1965 года. Однако Советский Союз сумел опередить их. 18 марта того же года в 10 часов утра по московскому времени с космодрома «Байконур» стартовал космический корабль «Восход-2», на котором находились командир экипажа подполковник Павел Иванович Беляев и второй пилот майор Алексей Архипович Леонов.
Экипаж корабля подбирался с особой тщательностью. Беляев был самым опытным лётчиком в первом отряде космонавтов, а Леонов лучше всех переносил тренировки в барокамере и центрифуге, а также больше других подходил по морально-психологическим данным. Причем следует отметить, что участие Беляева в полете первоначально не планировалось — по состоянию здоровья он был на грани отчисления. Его включили позже, по настоянию Гагарина.
Первая неприятность произошла перед стартом. Рано утром 17 марта ракету и корабль установили на стартовой площадке. Рядом с кораблем на лебедке, зафиксированной при помощи защелки, подвесили двухметровый шлюз в наддутом состоянии. Таким образом в течение суток его проверяли на герметичность. Солдат, оставленный для охраны «объекта», от нечего делать шлепал пальцем по защелке. После очередного удара защелка выскочила, шлюз упал и разорвался. Запасного не было, и на корабль в срочном порядке поставили тот, на котором космонавты тренировались.
Сам старт прошел без осложнений. Как вспоминают его участники на Земле, первые 40 секунд полета казались особенно долгими — в случае аварии на этой стадии спасение экипажа почти невозможно. Но корабль вышел на заданную орбиту, достигнув высоты в 497,7 километра. До этого ни один пилотируемый космический аппарат так высоко не летал.
Как только «Восход-2» перешел в свободный полет, Леонов вместе с Беляевым стал готовиться к эксперименту. В начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры, а через шесть минут, в 11:34, Леонов вышел из нее в космическое пространство.
Выход в открытый космос через шлюз не вызвал затруднений — он начался над Черным морем, а закончился над Сахалином. Беляев поддерживал с напарником непрерывную связь, следя за его работой с помощью телекамеры. Леонов плавно парил в космосе, несколько раз переворачивался, приближался к кораблю и удалялся на полную длину фала — около пяти метров. Дальше последовал короткий доклад на Землю: «Все сделано по плану. «Алмаз-2″ готовится к входу».
И тут возникли непредвиденные обстоятельства. Инструкция предписывала возвращаться в шлюз ногами вперед. Леонов подтянулся к обрезу люка, но втиснуться в шлюз не смог. Как оказалось, его скафандр непомерно раздулся от избыточного давления и стал более жестким, сковав движения. Возвращение становилось невозможным.
«Алмаз-1″: Леша, снять крышку с объектива кинокамеры! Снять крышку с объектива кинокамеры!»Алмаз-2″: Снял, снял крышку!»Алмаз-1″: Понятно!»Алмаз-2″: Вижу, вижу небо! Землю!»Алмаз-1»: Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!
Во время этого разворота нагрузка увеличилась максимально, вспоминает Леонов. Пульс дошел до 190, температура тела подскочила настолько, что до теплового удара оставались доли градуса. Космонавт потел так, что ноги в скафандре хлюпали. Едва крышка люка закрылась, Леонов вновь нарушил инструкцию и снял гермошлем, не дожидаясь подтверждения о полной герметизации. За полтора часа эксперимента он потерял шесть килограммов.
С момента открытия люка шлюза и до его закрытия Алексей Леонов находился в открытом космосе 23 минуты и 41 секунду. Но чистое время пребывания в нем считается с момента появления космонавта из шлюзовой камеры до входа обратно. Поэтому официально зарегистрированное время нахождения Леонова в открытом пространстве составляет 12 минут и 9 секунд.
Возвращение
ЛЕОНОВ И БЕЛЯЕВ НА ПЕРРОНЕ МОСКОВСКОГО ВОКЗАЛА В ЛЕНИНГРАДЕ, фото Павла Маркина
После возвращения в кабину Леонов вместе с Беляевым продолжал выполнять эксперименты, запланированные программой полета. Но череда трагических случайностей только начиналась. На 13-м витке резко упало давление в баллонах наддува кабины корабля — с 75 до 25 атмосфер. Дальнейшее падение могло привести к полной разгерметизации, но этого удалось избежать.
Спуск корабля по плану должен был проходить в автоматическом режиме. Перед этим было необходимо отсоединить шлюзовую камеру. Экипаж пристегнулся и произвел необходимые действия. Однако при отстреле трубы произошел неожиданно сильный удар, который закрутил корабль в двух плоскостях. Это привело к нерасчетным угловым ускорениям, которые вывели из строя системы ориентации и автоматической стабилизации. В свою очередь, из-за этого не произошло автоматического включения тормозного двигателя.
Корабль было решено сажать вручную. Но тут оказалось, что содержание кислорода в кабине превышено шестикратно. Малейшая искра в контактах могла вызвать пожар и взрыв. Космонавтам повезло: ничего не искрило. Но аварии продолжались: сработал клапан разгерметизации. Повезло снова — Леонов и Беляев были в скафандрах.
19 марта в 11:19, в конце 18-го витка, Беляев вручную включил систему ориентации и ввел в действие тормозную двигательную установку. Он стал первым человеком в мире, которому пришлось сажать космический корабль без помощи автоматики. Беляев практически вслепую вывел «Восход-2» на нужную траекторию. Уточняя точность ориентации корабля, космонавты опоздали с включением двигателя на 45 секунд и еле вписались в посадочное окно. Сам спуск, хотя и проходил в ручном режиме, был практически неуправляемым. О том, чтобы приземлиться в заданном районе, то есть в казахской степи, не могло быть и речи.
При спуске произошло новое ЧП: при расстыковке кабины с двигателем не отсоединился один из тросов, и корабль стал вращаться, как гантель. В конце концов трос сгорел в плотных слоях атмосферы, и на высоте около 7 километров кабина стабилизировалась. В это время произошел отстрел парашюта.
В полутора метрах от земли на спускаемом аппарате сработала система мягкой посадки, выстрелив вниз реактивную струю. Скорость падения снизилась до 2-3 метров в секунду, и 19 марта 1965 года в 12:02 корабль с «Алмазами» на борту плавно приземлился в глухой прикамской тайге.
Уральские морозы
БЕЛЯЕВ И ЛЕОНОВ НА ПЕРВОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ В ПЕРМИ, фото из архива РГАНТД
Приземление оказалось не очень удачным — «Восход-2» зажало между двух деревьев. Крышку выходного люка придавило стволом, который не позволял ей открыться до конца, а запасной люк оказался заклинен намертво. При этом открыть люки космонавты должны были сразу же после посадки, иначе за счет передачи тепла от нагревшегося корпуса внутрь температура в кабине за 10-15 минут поднялась бы до 200 градусов. Но после многократных усилий Леонову и Беляеву всё же удалось открыть люк и выбраться из корабля.
Как выяснилось позже, они приземлились в 180 километрах к северо-западу от Перми, а до ближайшей деревни было 15 километров. При этом место посадки окружал сплошной таежный лес высотой до 20 метров, а глубина снега достигала полутора метров. Вспотевшие космонавты быстро замерзли на уральском морозе. Они набили скафандры содранной со стен кабины обивкой и развели костер.
Сразу же после приземления для поисков корабля в воздух были подняты четыре самолёта «Ан-2» и военные вертолёты. С разных сторон в тайгу ринулись группы лыжников-добровольцев. Позднее даже пришлось создавать специальные отряды для розыска потерявшихся «поисковиков».
20 марта к двум часам дня к «Алмазам» на лыжах дошел глава отряда военных спасателей, которые тем временем вырубали площадку для приземления вертолетов в нескольких километрах от «Восхода». На следующий день все трое вышли к ней, и 21 марта Леонов с Белявым были доставлены в Пермь, где их наконец встретили как героев. Через два дня, выступая на митинге в Москве, Беляев скажет: «Большое впечатление произвели на нас просторы и богатства природы пермского края».
Позже, на государственной комиссии после полета, Леонов сделает самый короткий в истории космонавтики доклад: «В открытом космосе жить и работать можно».
Через десять лет дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов снова полетел в космос, на этот раз в качестве командира космического корабля «Союз-19». Его имя носит кратер на Луне, которую он чуть не облетел. Этому помешало свертывание советской лунной программы после того, как обратную сторону спутника Земли увидели американцы. Но это уже совсем другая история.
При написании статьи использованы материалы Российского государственного архива научно-технической документации и сайта «Культурное наследие Прикамья».
О проблемах, возникших во время легендарного полёта Алексея Леонова, в советской время не распространялись.
Вышедший незадолго до Дня космонавтики фильм «Время первых» с Евгением Мироновым в главной роли быстро стал лидером проката. Еще бы, кинематографисты выбрали беспроигрышную тему — драматичную и героическую историю первого выхода человека в открытый космос. Тогда, в марте 1965 года, Алексей Леонов по возвращении на Землю доложил, что полет прошел успешно. Однако спустя пятьдесят с лишним лет можно признать: советский летчик-космонавт имел все шансы в буквальном смысле сгореть в гонке с американцами, так много было сбоев и опасностей.
Изначально предполагалось, что Алексей Леонов отправится на орбиту и совершит первый в истории человечества выход в открытый космос в рамках миссии «Восток-11», на таком же корабле, на котором летали Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и Герман Титов. Однако подготовка затянулась. Судьбоносный старт произошел спустя полтора года после запланированной даты, 18 марта 1965 года. Напарником Леонова и командиром корабля стал Павел Беляев.
На корабле «Восход», который сменил «Востоки», была установлена шлюзовая камера цилиндрической формы. Три изолированные надувные секции должны были выполнить свое предназначение, даже если две из них вышли бы из строя. Обеспечить нормальную жизнедеятельность космонавта в открытом космосе должен был скафандр «Беркут» весом 20 кг и идущий с ним в комплекте ранец весом 21 кг. На корабле было два скафандра, чтобы командир при необходимости мог оказать помощь тому, кто вышел в космическое пространство. Также предполагалось, что, если шлюз не отстрелится автоматически перед возвращением на Землю, космонавты в скафандрах высунутся в люк и обрежут его вручную.
Алексей Леонов вплыл в шлюзовую камеру, когда корабль находился на втором витке. Шаг за борт «Восхода» произошел в 11 часов 34 минуты 51 секунду. С кораблем его соединяла «пуповина» длиной около 5,5 метров. За 23 минуты космонавт пять раз отходил от люка и возвращался к нему, занимаясь наблюдениями и экспериментами, а Беляев следил за напарником с помощью телекамеры и телеметрического оборудования.
Тренировки в барокамере на Земле проходили успешно, а вот на орбите дали о себе знать конструкторские недоработки. Из-за разницы давлений скафандр сильно раздулся и не давал нормально двигаться. Космонавт решил было связаться с Центром управления полетами и запросить инструкций, но подумал, что в этот момент он — единственный человек на Земле, когда-либо сталкивавшийся с подобной проблемой, и решать ее придется самостоятельно. Чтобы вернуться в шлюз, Алексей Леонов с ювелирной осторожностью стравил давление до аварийного и буквально протиснулся в люк.
Еще одной проблемой стала невозможность согнуть ноги без опоры и попасть в обрез люка. Из-за этого, вопреки инструкции, Леонов протиснулся в шлюз не ногами, а головой вперед. Внутри ему пришлось разворачиваться, так как крышка внутреннего люка открывалась внутрь и «съедала» треть объема.
КСТАТИ: На съемках фильма «Время первых» были построены точные макеты космического корабля, на котором был совершен исторический полет. Исполнитель главной роли Евгений Миронов, которого консультировал Алексей Леонов, решил повторить его трюк и развернуться в цилиндрическом шлюзе диаметром один метр, будучи облаченным в скафандр с шириной в плечах в 68 см. Как ни старался актер, но, в отличие от своего героя, кувыркнуться ему не удалось.
Оказавшись в отсеке, космонавт снова нарушил инструкции, открыв шлем до того, как завершилась проверка герметичности. Сделал это Леонов из-за того, что пот заливал ему глаза. Дело в том, что конструкторы поместили светофильтр на внутреннюю сторону шлема, и он очень сильно нагревался. Сейчас такие защитные фильтры устанавливают только на внешней стороне.
Только адреналин в крови прогорел, как возникли новые нештатные ситуации. При возвращении на Землю не сработала система ориентации на Солнце, и тормозная двигательная установка не включилась. Посадка должна была автоматически начаться на 17-м витке, но программа отказала. Леонову и Беляеву нужно было идти на восемнадцатый виток и выводить «Восход» на посадку в ручном режиме. Тут выяснилось, что пристегнутым в кресле космонавтам невозможно заглянуть в иллюминатор и сориентироваться по положению к Земле. Это привело к потере точности.
Во время снижения космонавтам пришлось испытать на себе перегрузку в 10G, а это предел человеческих возможностей. Дело в том, что орбитальный модуль при спуске не отделился от посадочного, как задумывалось. Капсула с Беляевым и Леоновым начала бешено вращаться. Стабилизировать ее движение удалось только после того, как сгорел кабель, соединяющий модули.
Все передряги привели к тому, что посадка состоялась далеко от расчетного места — в глухом лесу почти в 200 километрах к северу от Перми. Космонавты ночевали в тайге при 30-градусном морозе, отогреваясь у костра. Когда их обнаружили, спасатели десантировались в мелколесье в нескольких километрах от экипажа и расчистили посадочную площадку. Леонову и Беляеву пришлось еще пробежаться на лыжах до вертолета. 21 марта они прибыли в Пермь и официально доложили о завершении полета.
КСТАТИ: В мае 2017 года дважды Герою Советского Союза Алексею Леонову исполнится 83 года. Он много времени уделяет рисованию, создает портреты своих коллег и пейзажи. Недавно его уникальная работа, рисунок, созданный на борту корабля «Восход», стал центром экспозиции в лондонском Музее науки вместе с сотнями артефактов, посвященных космонавтике.
Бывший напарник Леонова, герой Великой Отечественной войны и участник войны с Японией Павел Беляев, после возвращения на Землю продолжал готовиться к новым космическим полетам. Он собирался участвовать в облете Луны, однако был отстранен по состоянию здоровья и стал старшим инструктором в отряде космонавтов. Скончался в 1970 году после продолжительной болезни.