Крейсер аврора год постройки

Крейсер аврора год постройки ЮнАрмия

Судьба знаменитого крейсера «Аврора», в последнее время казавшаяся довольно туманной, определена. Директор Центрального военно-морского музея ВМФ Александр Петров заявил, что в ближайшее время корабль ждет ремонт, который займет от года до полутора лет, после чего «Аврора» вернется на место своей «вечной стоянки» в привычном качестве музея, причем его экспозиция будет значительно расширена, а интерьеры приближены к историческим.

Правда, свой ход кораблю не вернут — эксперты сочли эту задачу технически сложной и не имеющей практического смысла. Тем более, что для самостоятельного передвижения «Авроре» нужен экипаж в составе 150 человек.

Крейсер «Аврора».

Но, судя по изменению отношения к крейсеру у нового руководства Минобороны, никаких скандальных VIP-вечеринок на «Авроре» более не будет, и корабль-музей будет поддерживаться в достойном его статуса состоянии.

120 лет назад, 24 мая 1900 г., был спущен на воду океан­ский бронепалубный крейсер 1-го ранга.

Ему будет суждено стать самым известным кораблём нашей страны. Для кого-то – священным символом, для кого-то – жупелом. Имя корабля – «Аврора».

17:35 03.11.2017
(обновлено: 07:54 03.03.2020)

Крейсер «Аврора». Символ революции

Крейсер «Аврора». Символ революции

Бронепалубный крейсер первого ранга «Аврора» является памятником российского кораблестроения, истории военного флота и событий революции 1917 года.

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

документальные кадры — великая русская революция, петроград, нева (река), «временное правительство», октябрьская революция (1917), россия

Документальные кадры — Великая русская революция, Петроград, Нева (река), «Временное правительство», Октябрьская революция (1917), Россия

Крейсер «Аврора». Досье

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 15 июля 2016 г. на Кронштадском морском заводе ожидается передача Военно-морскому флоту (ВМФ) России крейсера «Аврора», находившегося в ремонте с сентября 2014 г. В ночь на 16 июля крейсер будет отбуксирован по Неве и вновь займет свое место на мемориальной стоянке у Петроградской набережной Санкт-Петербурга.

Ордена Октябрьской революции Краснознаменный крейсер 1-го ранга «Аврора» (тип «Диана») — корабль номер один ВМФ России, один из символов Октябрьской революции 1917 г. и города Санкт-Петербурга. В настоящее время — несамоходное стоечное судно в составе Балтийского флота, филиал Центрального военно-морского музея Министерства обороны РФ. Один из четырех сохранившихся в мире броненосцев постройки конца XIX — начала XX вв.

История строительства и ввода в строй

Строительство крейсера велось в рамках судостроительной программы Русского императорского флота 1881-1901 гг. и принятых в нее поправок в 1890-х гг., предусматривавших ускоренное развитие Балтийского флота для противодействия усилению военно-морских сил Германии. Крейсер «Аврора» был третьим и последним кораблем типа «Диана», название кораблю 12 апреля 1897 г. выбрал император Николай II. Ранее в 1835-1861 гг. имя «Аврора» в честь древнеримской богини утренней зари носил русский парусный фрегат.

Крейсер заложен на судоверфи «Новое адмиралтейство» (ныне — «Адмиралтейские верфи», Санкт-Петербург) 4 июня 1897 г., спущен на воду 24 мая 1900 г. и достраивался на плаву в течение трех лет из-за необходимости устранения конструктивных недостатков, обнаруженных на первых двух кораблях серии — «Диана» и «Паллада». В июне 1903 г. «Аврора» вошла в состав русского флота.

— Длина корабля — 126,7 м;

— ширина — 16,8 м;

— полное водоизмещение — 6 тыс. 731 т;

— осадка — 6,4 м;

— три паровые машины суммарной мощностью 11 тыс. 600 лошадиных сил позволяли кораблю развивать скорость в 19,2 узла (35,5 км/ч);

— экипаж — 570 человек, из них 20 — офицеры;

— вооружение первоначально состояло из восьми орудий калибра 152 мм, 24 противоминных орудий калибра 75-мм, восьми одноствольных орудий системы Гочкиса калибра 37 мм, двух десантных пушек Барановского калибра 63,5-мм, трех торпедных аппаратов (одного надводного и двух подводных).

Боевое крещение «Аврора» получила во время Русско-японской войны — она была одним из двух русских кораблей, уцелевших в Цусимском сражении в мае 1905 г. После войны в 1906 г. крейсер вернулся в Санкт-Петербург и стал учебным кораблем, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. С корабля была частично снята малокалиберная артиллерия, добавлены два орудия калибра 152 мм.

С началом Первой мировой войны в 1914 г. крейсер вошел в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота, проводил артиллерийские стрельбы и нес дозорную службу. К лету 1914 г. на «Авроре» были установлены четырнадцать 152-мм орудий и четыре 75-мм зенитных пушки.

После Октябрьской революции

7 ноября (25 октября по ст. ст.) 1917 г. корабль оказался в центре революционных событий: считается, что холостой выстрел «Авроры» стал сигналом к захвату большевиками Зимнего дворца. Впрочем, по свидетельствам ряда очевидцев событий, штурм тогда начался без сигнала с корабля.

После революции крейсер находился в резерве флота, его орудия были сняты и переданы на вооружение Волжской флотилии. В 1922 г. было принято решение восстановить «Аврору» как учебный корабль. В этом качестве крейсер получил десять новых орудий калибра 130 мм и вошел в состав Морских сил Балтфлота.

С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. личный состав и орудия «Авроры» приняли участие в обороне Ленинграда, а сам корабль, находившийся в Ораниенбауме, был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта, получив новые зенитные орудия. После попадания нескольких артиллерийских снарядов 30 сентября 1941 г. корабль сел на грунт в Ораниенбаумской гавани.

Учебная база и корабль-музей

В октябре 1948 г. «Аврору» после восстановительного ремонта поставили на вечную стоянку у Петроградской набережной в Ленинграде. До 1956 г. крейсер был учебной базой Ленинградского Нахимовского училища. 5 июля 1956 г. на корабле силами личного состава и ветеранов был открыт Корабельный музей как филиал Центрального военно-морского музея. В 1960 г. постановлением Совета Министров СССР корабль был взят под государственную охрану как историко-революционный памятник и стал одним из символов революции 1917 г. и Ленинграда. В частности, его изображение было помещено на орден Октябрьской революции, этим орденом в 1968 г. был награжден и сам крейсер.

В первой половине 1980-х гг. корпус «Авроры» пришел в аварийное состояние, и в 1984 г. были начаты ремонтно-восстановительные работы. 16 августа 1987 г. крейсер был возвращен на место своей стоянки.

26 июля 1992 г. на корабле был поднят возвращенный Военно-морскому флоту России Андреевский военно-морской флаг.

В 1990-х — 2000-х гг. музей на крейсере «Аврора» ежегодно посещали около 500 тыс. человек, проводились более 2 тыс. экскурсий. На борту корабля хранились свыше тысячи исторических экспонатов и документов. В экспозиции — 10 флагов и знамен корабля, 14 орденов и 24 медали, которыми в разные годы были награждены члены команды крейсера. Была открыта выставка подарков от правительственных, военных и общественных организаций разных стран. За время работы музея его посетили свыше 30 млн человек из более чем 160 стран мира.

1 декабря 2010 г. крейсер приказом министра обороны РФ Анатолия Сердюкова был выведен из боевого состава ВМФ и передан на баланс Военно-морского музея. Воинское подразделение, несшее службу на корабле, было распущено. 6 февраля 2012 г. «Аврора» была включена в состав федерального государственного учреждения культуры и искусства «Центральный Военно-морской музей» Министерства обороны в качестве филиала.

Ремонт и реконструкция 2010-х гг.

В феврале 2013 г. министр обороны РФ Сергей Шойгу принял решение о реконструкции корабля и своим распоряжением 1 июля того же года вернул его в состав флота в качестве «несамоходного стоечного судна», включив в соединение строящихся и ремонтируемых кораблей Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота. Сначала предполагалось, что работы начнутся осенью 2013 г., но корабль закрылся для посетителей только 10 сентября 2014 г.

21 сентября 2014 г. крейсер был отбуксирован на ремонт в Кронштадтский морской завод. Существовал проект восстановления мореходности корабля, однако от него пришлось отказаться из-за высокой стоимости работ (7-8 млрд руб.). Стоимость не связанных с восстановлением мореходности реставрационных работ первоначально оценивалась в 400 млн рублей, вернуться же на Петроградскую набережную крейсер должен был весной 2015 г. В итоге работы затянулись до лета 2016 г., а их стоимость попечительский совет корабля (создан летом 2015 г. по распоряжению губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко) оценил в 840 млн руб.

Ремонт включал обновление конструкций корабля и модернизацию его систем безопасности и пожаротушения. В частности, на «Авроре» была установлена новейшая отечественная система пожаротушения «водяной туман» (обеспечивает тушение пожаров тонкораспыляемой водой под высоким давлением). Новая система видеонаблюдения из 52 камер почти полностью исключает возможность незамеченного проникновения на корабль. Были обновлены исторические детали, в том числе палуба из тикового дерева, расширена музейная экспозиция и изменен ее характер: если раньше музей рассказывал об «Авроре» в первую очередь как о крейсере Октябрьской революции, то теперь он представляет корабль как ветерана трех войн: Русско-японской 1904-1905 гг, Первой мировой и Великой Отечественной.

Корму «Авроры» украсит новый орденский флаг, разработанный геральдической службой Вооруженных сил РФ. В ремонте, модернизации и реставрации крейсера были задействованы 17 предприятий. Часть работ по реконструкции крейсера будет продолжена после возвращения корабля на стоянку у набережной — так, к 30 сентября 2016 г. на «Авроре» собираются восстановить медицинский блок, в котором весной 1905 г. впервые в мире было применено рентгеновское оборудование для обследования раненых в корабельных условиях.

1 июля 2016 г. Полтавченко сообщил, что пристань «Авроры» — 127-метровый участок набережной Невы и Большой Невки — предоставлена городом на 99 лет в безвозмездное пользование Центральному военно-морскому музею Минобороны РФ.

31 июля 2016 г., в день 320-летия ВМФ России, на крейсере планируется открытие обновленной музейной экспозиции.

Про Юнармию:  На чем летают беспилотники

В искусстве, нумизматике

В разные годы изображение «Авроры» появлялось на почтовых марках разных стран, а в 1967 г. — на советских юбилейных монетах номиналом 10, 15 и 20 коп.

К настоящему времени во всем мире сохранилось только четыре броненосца конца XIX — начала XX вв.: российский «Аврора», флагман японского флота во время Цусимского сражения — «Микаса», американский броненосец «Олимпия» и греческий корабль «Георгиос Авероф». Ни один из них не является мореходным.  

Условия посещения и режим работы крейсера «Аврора»

Крейсер «Аврора» сегодня может посетить любой желающий. Он принимает посетителей пять дней в неделю (кроме понедельника и вторника) с 11 часов утра до 6 часов вечера. Приобрести билет в кассах на посещение крейсера одиночный посетитель или группа до шести человек может с 11:00 до 17:15. Помимо групповых обзорных и тематических экскурсий, возможна организация индивидуальной экскурсии на русском или английском языках.

Входной билет на корабль-музей можно купить не только в кассах при входе на крейсер, но и в любом филиале военно-морского музея и на его официальном сайте. В последнем случае нужно выбрать желаемую дату или название экскурсии, указать количество билетов и оплатить их онлайн. Заказать индивидуальную экскурсию можно по номеру телефона, который также указан на сайте музея.

Помимо разового билета на посещение крейсера, онлайн или офлайн можно приобрести и единый билет, позволяющий по скидке рассмотреть экспозиции и основного здания Центрального военно-морского музея. Стоимость входного билета для граждан России составляет от 200 до 500 рублей в зависимости от наличия/отсутствия льгот. Входной билет на такие мероприятия, как присяга, посвящение, концерты и постановки стоит 100 рублей.

Для иностранных гостей стоимость билета чуть выше. Дети младше семи лет в сопровождении взрослого, а также некоторые категории льготников могут посетить крейсер бесплатно. На расширенные и авторские лекции-экскурсии, а также тематические мероприятия льготы не распространяются, плата за их посещение взимается дополнительно. При желании посетителям за дополнительную плату предоставляется аудиогид.

Крейсер «Аврора»

Как добраться

Крейсер «Аврора» расположен по адресу: г. Санкт-Петербург, Петроградская набережная, 2. Если вы едете на автомобиле, припарковать машину бесплатно можно у музея «Домик Петра I» на Петровской набережной. Сюда можно добраться и на общественном транспорте. Поблизости от достопримечательности установлены трамвайная и автобусная ост. «Ул. Чапаева». До этой остановки ходят трамваи №3 и №6, автобус №49 и маршрутка №К-30.

Если добираться на метро, то ближе всего к достопримечательности находятся станции «Горьковская» и «Площадь Ленина». Доехать до крейсера можно с пересадкой. Следует выйти из метрополитена на любой из этих станций и пересесть на трамвай №6. Другой вариант добраться до крейсера на метро — доехать до станции «Невский проспект», где останавливается автобус №49.

При наличии времени и желания от ст. «Горьковская» и «Площадь Ленина» добраться можно и пешком. В первом случае дорога займёт около четверти часа. Нужно выйти через Троицкую площадь и Александровский парк на набережную Невы и идти вдоль реки по Петровской набережной. От станции «Площадь Ленина» добираться дольше: дорога пройдёт по Пироговской набережной. Подняться на легендарный корабль можно по Сампсониевскому мосту.

Крейсер «Аврора»

На приколе

Дальнейшая судьба корабля не менее уникальна. И не потому, что «Аврора» стала музеем, – таких кораблей в мире больше 60. Дело в том, что ей на этом пути немыслимо везло. Представьте себе, даже несмотря на «выдающуюся роль» крейсера в Октябрьской революции, «Аврору» в 1941 г. планировали списать на слом – максимальный срок службы таких кораблей составлял 25 лет. Этому помешала война. Но «Аврора» и её команда достойно воевали и в Великую Отечественную. Отличился даже герой Цусимы матрос Подлесный – он заведовал строительством деревянных барж, которые в летний период заменяли Дорогу жизни.

Герой Цусимы Андрей Подлесный в 1942 г. принял участие в обороне Ленинграда.

Герой Цусимы Андрей Подлесный в 1942 г. принял участие в обороне Ленинграда. Фото: Public Domain

Что было потом – известно всем. Музей и вечная стоянка. И ещё один изящный штрих. Корабль с везучим именем был награждён орденом Октябрьской Революции. На орденском знаке изображена сама «Аврора» – единственный в мире случай.

Несостоявшийся «утопленник»

Перед Первой Мировой войной «Аврора» выступала в качестве учебного судна для будущих офицеров флота. В начале войны она участвовала в военных операциях, в 1916 году была отправлена на плановый капитальный ремонт. Командир крейсера, капитан 1-го ранга Михаил Никольский выступал категорически против этого, считая, что во время стоянки экипаж подвергнется вредной «революционной агитации». Никольский, сторонник жесткого порядка и железной дисциплины, пользовался нелюбовью как у матросов, так и у офицерского состава. Но в своем прогнозе капитан Никольский не ошибся — в феврале 1917 года команда поддержит революцию, а сам командир «Авроры», лично расстреливавший матросов, которых считал «агитаторами и подстрекателями», будет застрелен 28 февраля 1917 года.

К лету 1917 года основу экипажа «Авроры» составили большевики, которые подчинили себе и офицерский состав судна. Так, например, накануне Октябрьского восстания «Авроре» было дано задание очистить Николаевский мост от юнкеров. Командир корабля лейтенант Н.А.Эриксон был не в восторге от этой идеи, но судно к мосту привел лично, чтобы оно не село на мель.

Крейсер «Аврора»

Крейсер «Аврора» Фото: www.russianlook.com

Холостой выстрел «Авроры» в сторону Зимнего дворца 25 октября 1917 года произвел комендор Евдоким Огнев. После взятия Зимнего дворца Огнев, как и многие другие матросы «Авроры», будет поддерживать революционный порядок в Петрограде, а весной 1918 года погибнет в боях с белогвардейцами на Дону.

Летом 1918 года, во время наступления белой армии Юденича на Петроград, так и не отремонтированный до конца крейсер планировали затопить в Кронштадте, чтобы закрыть путь кораблям интервентов, однако такого приказа так и не последовало.

После окончания Гражданской войны «Аврора» прошла ремонт и вошла в состав флота уже в привычном качестве учебного судна.

Имя от императора

За свою более чем вековую историю в жизни крейсера «Аврора» было очень много интереснейших событий, которые чаще всего оставались в тени его «революционного статуса».

«Аврора» была заложена в 1897 году, и относилась к типу бронепалубных крейсеров «Диана». «Сестрами» «Авроры» были «Диана» и «Паллада». Все корабли этого типа были названы в честь древнеримских богинь и, одновременно, в честь парусных фрегатов, ранее входивших в состав Русского флота.

Предшественник крейсера, парусный фрегат «Аврора», совершил два кругосветных путешествия и отличился при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.

Крейсер аврора год постройки

Крейсер «Аврора» был официально заложен одновременно с «Дианой» и «Палладой», но строительство его шло значительно сложнее — в состав флота он вошел в 1903 году, на два года позднее других кораблей своего типа.

Будущий «корабль революции» получил имя «Аврора» от последнего русского императора Николая Второго. Название это монарх выбрал из одиннадцати предложенных ему вариантов.

Уже в советские времена, когда крейсер обрел революционный статус, к его наименованию часто добавляли эпитет «грозный». Между тем, даже в момент постройки «Аврора» уступала иностранным аналогам мощностью машин и орудий. Флотская шутка того времени гласила — от парохода «Аврора» отличается только низкой скоростью и некоторым количество маломощных пушек.

Крейсер аврора год постройки

Технические характеристики крейсера «Аврора»

«Аврора» — это бронепалубный крейсер императорского флота 1-го ранга. Наряду с другими судами типа «Диана» по степени механизации и электрификации оборудования «Аврора» имела преимущества перед отечественными крейсерами, произведёнными в конце XIX века. Крейсер оснащён водоотливной системой, паровыми динамоэлектрическими машинами, генерировавшими электрическую энергию (105 В) и остальными общесудовыми системами.

При длине 126,8 м максимальная ширина судна составляет 16,8 м. В котельно-машинном отделении крейсера размещаются три вертикальные машины тройного расширения и 24 паровых котла Бельвиля-Долголенко (изначально — Бельвиля). В качестве судового движителя используются три винта. Мощность двигателя достигает 8,8 МВт (почти 12 000 л. с.). Толщина брони палубы — от 38 до 63,5 мм, а рубки — 152 мм.

Глубина погружения крейсера в воду составляет 6,4 м. Количество воды, вытесняемое погружённой в воду частью корабля, — 6731 т, из которых более 2500 т приходится на корпус. Водоизмещение же со снаряжением, большей частью запаса магазинов, боеприпасов и со всеми запасами топлива, масла и воды — 7130 тонн. Максимальная скорость судна, установленная во время испытаний, составляет более 19 узлов, т.е. 35,7 км/ч.

Стандартные запасы каменного угля, служившего топливом для котлов, — 800 т. Максимальный объём топлива на крейсере — более 970 тонн, которых хватало для преодоления пути в 6450 км в обычном режиме. Для запасов каменного угля, служившего топливом для котлов, рядом с котельными отделениями были созданы 24 бункера, а для спуска паровых катеров, вёсельных баркасов, ялов и катеров на воду к корпусу судна прикреплены шлюпбалки.

На протяжении примерно 165 суток крейсер «Аврора» может находиться на плаву и выполнять поставленные задачи, не заходя в порт для пополнения каких-либо запасов. При средней скорости 18,5 км/ч корабль способен преодолеть в автономном режиме более 6100 километров. Помимо цистерн вместимостью 467 тонн для технической и питьевой воды, на судне устроены опреснительные установки, производившие до 60 тонн воды ежесуточно.

Крейсер «Аврора»

«Проститутка», уцелевшая при Цусиме

Именно в составе 2-й Тихоокеанской эскадры крейсер «Аврора» принял «боевое крещение» в сражении при Цусиме: с «Авроры» шесть раз сбивался флаг, но он неизменно поднимался вновь. Крейсер оказался в числе тех русских кораблей, которые не достались противнику и не затонули, а вышли из сражения только после его завершения. Среди погибших в этом бою моряков был и его командир — капитан 1 ранга Е.Р.Егорьев.

После Цусимы «Аврора» в составе уцелевшей эскадры ушла в Манилу, где ввиду повреждений вынуждена была встать на ремонт, разрешение на который было получено от контролировавшего Филиппины правительства США только в обмен на отказ от дальнейшего участия в войне. Такой отказ был санкционирован лично Николаем Вторым.

На всех парах

Пробоины в корпусе крейсера «Аврора» после Цусимской битвы.

Пробоины в корпусе крейсера «Аврора» после Цусимской битвы. Фото: Public Domain

Судьба хранила «Аврору» даже во время разгрома русской эскадры. Да, кроме крокодила было убито 15 членов экипажа, в том числе и капитан Егоров. Однако крейсер вёл себя геройски – прикрывал своим корпусом изрешеченные броненосцы, сам получил больше десятка крупных пробоин, а в разгар боя ему перебило главный силовой кабель. Матрос-электрик Андрей Подлесный кабель восстановил, и «Аврора» продолжала сражаться.

Про Юнармию:  Истинное соотношение сил сторон на Советско-Германском фронте

По итогам боя крейсер тоже был среди счастливчиков. Из 38 кораблей эскадры только 4 прорвались во Владивосток. 21 корабль был либо потоплен в бою неприятелем, либо подорван своей командой. Ещё 7 кораблей сдались или были захвачены в плен. А 6 разошлись по нейтральным портам. «Аврора» в том числе.

Крейсер «Аврора» на испытаниях 14 июня 1903 года.

История крейсера «Аврора»

Строить броненосные крейсеры, такие как «Диана», в конце XIX века стали из-за напряжённой политической обстановки в мире, вызванной конфликтом с британским правительством и возникшей на Балтике «германской угрозой». За строительство «Авроры» в 1896 году взялось одно из старейших отечественных судостроительных предприятий «Адмиралтейские верфи». На тот момент и на протяжении ещё целого года судно называлось «Диана».

Решение дать крейсеру имя римской богини утренней зари было принято Николаем II. Он выбрал это имя из списка, в котором также фигурировали «Варяг», «Аскольд», имена других мифологических персонажей и т.п. Это название уже на тот момент пользовалось известностью: «Авророй» именовался фрегат, спущенный на воду за 60 лет до начала строительства крейсера и затопивший несколько кораблей противников.

Строительством и испытанием «Авроры» в течение 8 лет руководили четыре инженера: Эдуард Рудольфович де Грофе, Константин Михайлович Токаревский, Николай Николаевич Пущин и Алексей Александрович Баженов. К весне 1900 года все основные работы были завершены, и судно было спущено на воду. Среди зрителей этой церемонии, сопровождаемой залпами артиллерии, была и императорская семья.

Вплоть до лета 1903 года судно проходило многочисленные испытания и отправлялось на доработки. Несмотря на небольшие дефекты и на то, что реальная скорость судна отличалась от запланированной, 16 июня броненосный крейсер «Аврора» пополнил ряды Российского императорского флота. В том же году, наряду с 17 другими судами, «Аврора» вошла в состав отряда контр-адмирала А. Вирениуса, а позже — во Вторую Тихоокеанскую эскадру.

«Аврора» была переправлена в Кронштадт, где были исправлены недочёты, обнаруженные за время первого длительного плавания, и усовершенствована артиллерия. Следуя на Дальний Восток для участия в Русско-японской войне, эскадра, перепутав рыболовецкие суда с кораблями противника, открыла кратковременный огонь. Этот инцидент, впоследствии осложнивший отношения с Великобританией, был назван Гулльским.

Участвовал крейсер и в Цусимском сражении, во время которого был повреждён. В этом сражении Русско-японской войны осколки вражеских снарядов 6 раз сбивали флаг на судне, который под огнём каждый раз возвращали на место. Боевые действия окончились для крейсера 27 мая 1905 года интернированием американской администрацией в филиппинском порте Манила, разоружением судна и подписанием договора о неучастии в ходе войны.

В период интернирования корпус крейсера ремонтировали местные заводы, а после подписания Портсмутского мирного договора российские суда, включая «Аврору», получили свободу и возвратились на родину. В последующие годы крейсер осуществлял учебные, практические и заграничные плавания, а с 1914 по 1916 гг. принимал участие в Первой мировой войне, участвуя в боевых действиях на Балтийском море.

Февральская революция была поддержана матросами крейсера, и к Октябрьской революции экипаж перешёл на сторону большевиков. Долгое время считалось, что холостой выстрел, сделанный вечером 25 октября 1917 года, послужил сигналом к штурму Зимнего дворца, где размещалось Временное правительство. Именно с «Авроры» прозвучало написанное Лениным обращение Петроградского военно-революционного комитета «К гражданам России».

Участвовало судно также в Гражданской войне и в отражении иностранной интервенции, а с момента образования СССР крейсер одним из первых на Балтийском море вернулся в строй в качестве учебного корабля и являлся им вплоть до наступления ВОВ. В военное же время крейсер сражался на подступах к Ленинграду, а в блокадный период был вынужден стоять под обстрелами в порту города, именуемого сегодня Ломоносовым.

Когда Ленинград освободили, «Аврора» была отправлена на ремонт, а после длительных восстановительных работ крейсер оставили у Петроградской набережной, где он выступал в роли учебной базы до середины 1950-x годов. В это же время на судне был размещён филиал Центрального военно-морского музея. С тех пор крейсер покидал место своей стоянки лишь для съёмок фильма «Залп «Авроры» и для ремонтных работ в 1984 и 2014 гг.

К самым почётным наградам, полученным «Авророй», относятся ордена Красного Знамени и Октябрьской Революции. Последний являлся в советское время вторым по значимости и представлял собой серебряную награду, на которой изображён сам крейсер. Так, уникальность «Авроры» заключается и в том, что она была единственным в государстве дважды орденоносным судном.

Про легендарное судно был снят не один художественный фильм, а также кукольный мультипликационный фильм «Аврора». Упоминание этого корабля встречается в ряде музыкальных произведений, включая знаменитую песню «Крейсер «Аврора» — неофициальный гимн Ленинграда. В конце прошлого века на судне сняли музыкальный фильм-концерт, а не так давно крейсер появился в клипе «Аврора» музыкальной группы «Джанни Родари».

Изображение «Авроры» встречается на советских почтовых марках 1928, 1943, 1957 гг., а также на нескольких марках 1960-х и 1970-х годов. Кроме того, крейсер можно было увидеть на марках других государств: Польши, Болгарии, Вьетнама, Германской Демократической Республики, Монголии и пр. «Аврора» изображена и на советских монетах номиналом 20 копеек, выпущенных в 1967 году, и на 1 рубле 1977 года выпуска.

После того как в 2010 году крейсер был выведен из боевого состава флота, военный экипаж сменился преимущественно гражданским персоналом. На сегодняшний день «Аврора» функционирует как музей, в котором демонстрируется более полутысячи экспонатов: фотографий, бумаг, личных вещей бывших членов экипажа и т.д. Можно тут посетить и действующий корабельный храм, недавно восстановленный спустя почти век после упразднения.

Крейсер «Аврора»

Крейсер «Аврора». Символ революции

Бронепалубный крейсер первого ранга «Аврора» является памятником российского кораблестроения, истории военного флота и событий революции 1917 года.

Имя «Аврора» (в древнеримской мифологии так звали богиню утренней зари) крейсер получил в честь фрегата, защищавшего Петропавловск-Камчатский во время Крымской войны 1853-1856 годов.

Крейсер был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» в 1897 году, спущен на воду в мае 1900 года, а вступил в строй боевых кораблей флота России 29 июля (16 июля по старому стилю) 1903 года. Вооружение крейсера состояло из восьми 152-миллиметровых орудий, двадцати четырех 75-миллиметровых орудий, восьми 37-миллиметровых орудий, двух 63,5-миллиметровых десантных пушек, трех торпедных аппаратов и 150 мин (в последующем корабль неоднократно перевооружался). Экипаж состоял из 578 человек.

Крейсер Аврора у набережной Невы

Крейсер «Аврора» был заложен на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» 4 июня (23 мая по старому стилю) 1897 года. При его строительстве была использована сталь Александровского (ныне ПАО «Пролетарский завод») и Ижорского заводов, которая по своему механическому и химическому составу на то время была одной из лучших в мире. Судно предназначалось для для ведения разведки, уничтожения торговых судов неприятеля, прикрытия линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, для несения дозорной службы.

1 из 17

Крейсер Аврора перед спуском на воду

11 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, наблюдавших за церемонией из Императорского павильона, состоялся торжественный спуск «Авроры» на воду. Под залпы артиллерийского салюта стоявших на Неве кораблей крейсер благополучно сошёл на воду, «без перегиби и течи».

2 из 17

Кормовой флаг крейсера Аврора после Цусимского сражения

Во время Цусимского сражения «Аврора» получила первые повреждения. За время боя в крейсер попали 18 снарядов среднего и малого калибров. По итогам осмотра судна в Маниле американская комиссия определила, что «Авроре» для безопасного продолжения плавания требуется 30 суток ремонта.

3 из 17

Матросы драют палубу крейсера Аврора

Во время строительства для экономии веса вместо броневого пояса на «Авроре» применили так называемую карапасную палубу, напоминающую панцирь черепахи. Загнутая на скосах к бортам и снижающаяся к носу и корме она должна была рикошетировать снаряды.

4 из 17

Революционная демонстрация в Петрограде, в которой приняли участие 10 тысяч моряков, в том числе и с крейсера Аврора. 18 июня 1917 года

Уже во время Революционной демонстрации в Петрограде 18 июня 1917 года моряки крейсера «Аврора» вышли на улицы с лозунгами «Вся власть Советам» и «Долой министров-капиталистов».

5 из 17

Крейсер Аврора на том же месте, откуда 25 октября 1917 года он дал залп, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца

В момент штурма Зимнего крейсер находился у Моста лейтенанта Шмидта. С этого места орудия «Авроры» просто не могли попасть по дворцу, поэтому был произведен лишь один выстрел холостым снарядом, который и вошел в историю как сигнал к началу штурма.

6 из 17

Александр Викторович Белышев был первым комиссаром легендарного крейсера. Именно он отдал приказ о залпе с «Авроры».

7 из 17

Носовое орудие крейсера Аврора, из которого был сделан выстрел, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца

Носовое орудие крейсера «Аврора», из которого в 21:40 25 октября 1917 года был произведен холостой выстрел.

8 из 17

Снимок Крейсер Аврора фотографа Георгия Зельмы

С 1918 года «Аврора» находилась в резерве военно-морского флота, орудия с крейсера были сняты и переведены на вооружение Волжской флотилии. В конце 1922 года судно решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нем десять 130- миллиметровых орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемета. После этого крейсер стал учебным кораблем Балтийского флота.

9 из 17

Матросы крейсера Аврора готовят шлюпки к походу

С 1940 года «Аврора» швартовалась в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов), где встретила начало Великой Отечественной войны (1941-1945) и находилась весь период обороны Ленинграда. Орудия, снятые с крейсера, использовались для усиления сухопутной обороны города. В сентябре 1941 года «Аврора» получила пробоину ниже ватерлинии и была поставлена на грунт. На протяжении войны корабль подвергался постоянным артобстрелам и бомбежкам. К январю 1944 года крейсер получил свыше 1500 пробоин.

10 из 17

В июне 1944 года «Аврора» была поднята с грунта и в 1945 году отбуксирована в Ленинград для капитального ремонта, во время которого было восстановлено вооружение, имевшееся на корабле в 1917 году.

11 из 17

Крейсер Аврора на стоянке в Санкт-Петербурге

После окончания ремонта в 1948 году крейсер был поставлен на вечную стоянку у Петроградской набережной реки Большая Невка и до 1956 года использовался в качестве учебной базы Нахимовского военно-морского училища.

12 из 17

Корабль-музей Аврора

В 1950 году по инициативе офицеров учебного судна на «Авроре» начал создаваться корабельный музей. Через шесть лет по директиве главнокомандующего Военно-Морским Флотом на крейсере был создан филиал Центрального военно-морского музея, а спустя четыре года «Аврора» была включена в число памятников, охраняемых государством.

Про Юнармию:  Кто из россиян завоевал олимпийскую медаль в Токио. Фоторепортаж

13 из 17

Экскурсанты на трапе крейсера Аврора

В 1984-1987 годах крейсер прошел капитальный ремонт и реставрацию. Его днище было целиком заменено на новое, при этом были сохранены уникальные литые бронзовые форштевень и ахтерштевень с пером руля, без изменений оставили все верхнепалубное оборудование, а внешний вид «Авроры» восстановили таким, каким он был в 1917 году.

14 из 17

Корабль-музей крейсер первого ранга Аврора у Петроградской набережной

В 2010 году было принято решение министерства обороны и главного штаба ВМФ России о расформировании команды корабля и замене ее на квалифицированных музейных работников. Крейсер был выведен из состава ВМФ РФ и переведен под управление Центрального военно-морского музея. Однако уже в мае 2013 года «Аврора» вернулась в состав ВМФ.

15 из 17

Крейсер Аврора с туристами на борту

В 2014 году крейсер отправили на ремонт на Кронштадтский морской завод. Там был отремонтирован корпуса корабля, крейсер оборудовали новыми системами пожаротушения и сигнализации, восстановили исторический интерьер его внутренних помещений, установили новую систему видеонаблюдения. После окончания ремонта 16 июля 2016 года «Аврора» вновь заняла свое место на вечной стоянке у Петроградской набережной.

16 из 17

Буксировка крейсера Авроры на ремонт

На данный момент «Аврора» — это находящийся на плаву корабль, системы и механизмы, работающие на его борту, могут обеспечить жизнедеятельность корабля в автономном режиме в течение 20 суток. Крейсер сохранил и ряд функций действующего боевого корабля. На «Авроре» имеется военный экипаж во главе с командиром, который обеспечивает эксплуатацию крейсера и его надлежащее техническое состояние.

17 из 17

Апельсины из Италии

На Родину «Аврора» вернулась лишь в феврале 1906 года, после окончания русско-японской войны и в разгар первой русской революции.

Крейсер «Аврора» на испытаниях 14 июня 1903 года.

Крейсер «Аврора» на испытаниях 14 июня 1903 года. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1910 году с «Авророй» и ее экипажем произошла поистине уникальная история. Во время заграничного плавания крейсер зашел в итальянский порт Мессина. «Аврора» должна была торжественно получить золотую медаль в честь русских моряков, спасавших жителей города при землетрясении 1908 года. Однако в первую же ночь визита в городе вспыхнул сильнейший пожар, и уже моряки самой «Авроры» отправились спасать итальянцев от нового бедствия. Причем аварийная партия с русского корабля прибыла значительно быстрее местной пожарной команды. За это благодарные итальянцы наградили экипаж «Авроры» апельсинами и лимонами.

Кстати, через восемь дней после этого, находясь в испанской Малаге, матросам крейсера снова пришлось тушить пожар на берегу.

Крейсер аврора год постройки

Крейсер «Аврора» сейчас

Крейсер «Аврора» сейчас является филиалом Центрального военно-морского музея им. императора Петра Великого. Он пришвартован у Петроградской набережной Санкт-Петербурга. В залах этого музея представлены многочисленные экспонаты, отражающие историю судна. Несмотря на то что «Аврора» является кораблём-музеем, она также имеет статус боевого корабля, поэтому здесь несут боевую службу моряки ВМФ.

По крейсеру проводятся групповые и индивидуальные обзорные и тематические экскурсии, квесты-игры и интерактивные детские программы, завершающиеся вручением участникам памятных сувениров. Гостям «Авроры» доступны к осмотру верхняя палуба, мостики, рубки и машинно-котельное отделение. Внутри крейсера устроено девять залов, в которых демонстрируются различные документы, награды, фото и личные вещи членов экипажа.

Осмотр музейных экспонатов начинается с зала №1, посвящённого истории крейсера «Аврора». Ранее на месте этого зала верхней палубы были карцер и подсобные помещения. Сейчас здесь представлены написанные художниками картины, отражающие самые важные этапы существования крейсера, диорама с изображениями других кораблей, участвовавших в Октябрьской революции, а также флаги, под которыми ходила «Аврора».

В зале №2, устроенном там, где сто лет назад размещались батарейная палуба и кубрики, представлены экспонаты, рассказывающие о службе и быте личного состава флота в конце XIX — начале XX вв. Здесь посетителям крейсера доступны к осмотру личные и бытовые предметы, использовавшиеся моряками в рабочее и свободное время, а также вековые шпили для вытягивания якорной цепи из воды.

В зале №3, посвящённом истории «Авроры» того же периода, что и зал №2, находятся материалы, рассказывающие о деятельности морского ведомства в России с середины ХIХ до начала ХХ вв. Здесь демонстрируются фотографии предприятий, которые принимали участие в постройке кораблей типа «Диана», а также приводятся документы, которые вмещают информацию о кораблестроительных программах 1890-х годов.

Зал №4 посвящается участию «Авроры» в событиях Первой мировой и Гражданской войны, Февральской и Великой Октябрьской социалистической революций, а также службе между сражениями. Тут можно рассмотреть материалы о тонкостях строительства российских крейсеров и об императорском флоте до начала боевых действий 1914—1918 гг., а также о дальнейшей судьбе корабля под Военно-морским флагом СССР.

Зал №5 занят преимущественно фотокарточками «Авроры» в период ВОВ и в советское время. Здесь можно познакомиться с информацией о неоднократных восстановительных работах и об авроровцах. Интересными экспонатами зала являются манекены матросов, принимавших участие в сражениях, и коллаж из фотографий, на которых фигурируют судно и его экипаж, а также известные люди, которые когда-либо посетили крейсер.

В зале №6 демонстрируются презенты от почётных гостей и голографические копии крейсеров ЦВММ. В зале открытого хранения №7 находится иконостас восстановленной корабельной церкви, картины и фото кронштадтских и петербургских морских соборов. В зале №8 можно узнать об истории военно-морской медицины, а в зале №9 рассмотреть экспозицию бывшего хирургического поста.

Крейсер «Аврора»

Под парусами

Крейсер аврора год постройкиВ 1853 г. фрегат «Аврора» под командованием капитан-лейтенанта Ивана Изыльметьева вышел из Кронштадта и направился в Петропавловск на Камчатке. В воздухе пахло войной – потом её назовут Крымской, хотя боевые дей­ствия велись на пяти театрах. В том числе и на Тихом океане.

Деталь панорамы Франца Рубо «Оборона Севастополя» (1904).

России в той войне противостояла огромная Осман­ская империя, а также Англия и Франция – если посчитать с колониями, то выйдет чуть ли не полмира. А скромному русскому каплею Ивану Изыльметьеву и одинокой «Авроре» противостояли два контр-адмирала – англичанин Дэвид Прайс и француз Феврие де Пуант, которые командовали эскадрой из четырёх фрегатов и брига.

Им удалось накрыть «Аврору» в перуанском порту Кальяо. Однако Изыльметьев сумел убрать «Аврору» из порта нештатным образом. Спустившись в шлюпки, матросы взяли корабль на буксир и, пользуясь сильным туманом, на вёслах вывели его из бухты в открытое море.

Фрегат «Аврора» во время бури. Художник П. Борисполец. 1838 г.

Фрегат «Аврора» во время бури. Художник П. Борисполец. 1838 г.  Public Domain

Погоня пяти кораблей за одной «Авророй» не дала результатов. «Проклятый русский» попросту исчез. Дэвид Прайс пошёл к Петропавловску, имея целью высадку десанта и захват города.

Но Изыльметьев успел туда раньше. На рейде Петропавловска Прайс обнаружил до боли знакомый силуэт русского фрегата. 44 его орудия, частично расположенных на береговых батареях, и дружелюбные улыбки команды, которая усилила гарнизон и была полностью готова к отражению десанта.

Доведённый «Авророй» до белого каления, Прайс берёт пистолет, но вместо того, чтобы командовать высадку и штурм, на виду у всей команды стреляет себе в сердце.

Неудивительно, что после такого искромётного начала и первый, и второй десант союзников был отражён с большим уроном. Адмирал де Пуант, принявший командование эскадрой, умирает по пути домой «от стыда и огорчения».

За гибель двух адмиралов «проклятого русского» надо было примерно наказать. Британское Адмиралтейство отряжает уже две эскадры, которые должны были расправиться с «Авророй» и ещё тремя русскими кораблями, поймав их около Сахалина. Но Изыльметьев сумел надуть и этих, уведя «Аврору» проливом, о котором англичане не знали. Дела командиров эскадры слушались в британ­ском парламенте. В частности, говорилось: «Британский флаг позорно унижен и обесчещен русским фрегатом. Бездарных и трусливых офицеров, упустивших «Аврору», надлежит судить по всей строгости».

К сожалению, век парусных судов недолог – к тому же уже подходила эпоха пароходов. «Аврора» ушла на слом в 1861 г. Осталось только имя, которое дали бронепалубному крейсеру.

Водоизмещение яхты «Колхида» составляло 992 тонны.

В роли «Варяга»

Летом 1944 года, сразу после снятия блокады Ленинграда, исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного базы Нахимовского училища.

Однако новая жизнь в качестве музея началась для «Авроры» со съемок в кино. Осенью 1945 года в Советском Союзе начали снимать фильм о другом легендарном крейсере — «Варяге». Роль «Варяга» досталась «Авроре», на которой для этого установили дополнительное оборудование, в том числе четвертую, фальшивую трубу.

Фрагмент картины «Крейсер Варяг» кисти Петра Мальцева.

В 1948 году крейсер «Аврора» был установлен на постоянную стоянку у Нахимовского училища на Большую Невку. Базой училища крейсер оставался до 1960 года, когда решением Совета Министров СССР был включен в число памятников, охраняемых государством.

Орден с «Авророй»

В 1967 году в истории «Авроры» произошло еще одно уникальное событие — крейсер стал единственным на флоте дважды орденоносным кораблем. Орден Красного Знамени «Аврора» получила к 10-летию Октябрьской революции, а к 50-летию Октября крейсер наградили орденом Октябрьской революции.

В августе 1984 года крейсер вновь был поставлен на капитальный ремонт, завершенный в 1987 году, к 70-летию революции. Днище судна было фактически построено заново, так как настоящая подводная часть крейсера находилась в критическом состоянии. Именно эта часть ремонта вызвала горячие споры и даже заставила говорить о корабле как о «новоделе».

Как бы то ни было, крейсер «Аврора» занял прочное место в истории нашей страны, став героем фильмов, песен и народного фольклора.

Честь флага

Свой последний дальний поход «Аврора совершила летом 1930 года вокруг Скандинавского полуострова. Судно уже не могло совершать длительные плавания — сказывался возраст. Новый капитальный ремонт стоил слишком дорого, и был нецелесообразен. Некоторые исследователи полагают, что в 1941 году «Аврора» и вовсе могла быть исключена из состава флота — ее, по традиции, должен был сменить новейший корабль с тем же именем. Однако в эти планы вмешалась Великая Отечественная война.

Когда гитлеровцы приблизились к Ленинграду, из орудий, снятых с «Авроры», была сформирована батарея «А», которая в начале сентября 1941 года в полном окружении сдерживала атаки противника.

Оставшаяся на судне команда со средствами ПВО участвовала в отражении атак авиации противника. В сентябре 1941 года экипажем «Авроры» был уничтожен самолет противника.

Воздушные атаки и артиллерийские обстрелы «Авроры» продолжались даже тогда, когда с судна был снято и вооружение, и экипаж. Крейсер все это время не спускал своего флага, что вызывало ярость у нацистов.

Крейсер «Аврора». 1944 год.

Крейсер «Аврора». 1944 год. Фото: www.russianlook.com
Оцените статью
ЮнАрмия